Атака кольца в школьном баскетболе. Игра под кольцом в нападение в баскетболе. Система свободного нападения

Тактика нападения в баскетболе — это организация действий отдельного игрока или команды в целом, направленная на атаку корзины противника.

В баскетболе множество комбинаций как индивидуальных, так и групповых.

Индивидуальные тактические действия в нападении

В баскетболе существует множество индивидуальных тактических действий.

Без мяча в борьбе с защитником

Полагать, что противник не будет обращать внимания на спортсменах без мяча, значит, серьёзно ошибаться.

Опытный защитник стремится не только не допустить игрока со снарядом до корзины, но и заблокировать соперника, которому могут дать пас .

В связи с этим нападающий должен уметь в любой момент освободиться от преследования. Этому способствуют несколько приёмов, в частности, рывок.

Рывок — самый простой приём из всех . Обычно рывку предшествуют отвлекающие манёвры, после которых нападающий делает резкое движение в любую сторону от защитника.

Важно! Успех рывка зависит от верно выбранного момента. Если нападающий делает рывок преждевременно, то его напарник может не успеть передать пас, а если запоздало, то мячик пролетит мимо игрока и вновь станет объектом борьбы.

Ещё одним способом освобождения может быть бег . Медленно передвигаясь по площадке вместе с защитником, можно резко замедлиться или, напротив, ускориться. Изменения скорости передвижения сложно предугадать и среагировать вовремя.

Кроме того, избавиться от преследования можно изменив направление. Нападающий выполняет его, сочетая два рывка . Сначала выполняется ложный рывок в сторону защитника, за которым следует реальный, направленный в сторону на 1—1,5 м.

С баскетбольным снарядом в борьбе с защитником

При борьбе нападающего с защитником активно используются отвлекающие манёвры.

К ним относят:

Нырок

Сначала нападающий изображает бросок мячика в корзину так правдоподобно, как может: выпрямляет ноги, вытягивает вверх руки.

После чего, если противник поверил этим манипуляциям, нападающий резко «ныряет» вместе с мячом вниз, под руки противника.

Поворот

Нападающий, поворачиваясь спиной к сопернику, делает ложную попытку совершить поворот вправо или влево . Если противник поверит в этот фокус, то, после того, как он сделает шаг в ложном направлении, нападающий поворачивается в другую сторону, резко меняя направление.

Поворот при броске в корзину

Поворот можно совершать и при броске в корзину. Нападающий под корзиной движется влево, делая вид, что собирается совершить бросок правой рукой .

Он замахивается, и когда защитник верит ему, резко поворачивается вправо и кидает снаряд левой рукой.

Отвлекающие действия при атаке корзины

К отвлекающим действиям можно причислить в первую очередь ложный бросок. Он будет наиболее эффективен в том случае, если защитник, догоняя нападающего, развивает большую скорость и приближается на расстояние, позволяющее помешать броску. Далее он резко останавливается и совершает ложный бросок. За счёт того, что соперник уже разогнался, он пробежит мимо, после чего представится идеальная возможность для броска.

Ложный бросок совершают и в том случае, когда игрок уже расположился под корзиной и имеет высокие шансы на удачный бросок. Спортсмен делает вид, что готовится к прыжку, соперник подпрыгивает, теряя возможность защитить кольцо на пару мгновений. Для нападающего это самое время совершить действительный бросок и выиграть очко.

Справка. Успех приёма зависит как от скорости игрока , так и от момента, в который он был совершён.

Ещё один отвлекающий манёвр — ложный шаг.

Это приём, при котором игрок идёт ложным шагом вправо и вперёд, а руки выставляет вниз вперёд. Защитник верит, преграждает путь нападающему.

Последний же разворачивается, делает большой шаг влево, наклоняет туловище вперёд и начинает вести мячик.

Вам также будет интересно:

Отвлекающие действия при ведении мяча

При встрече с защитником игрок, не сбавляя скорости, начинает наклонять туловище в разные стороны . Тем самым он путает противника, стремясь к тому, чтобы последний изменил направление. В нужный момент спортсмен делает большой шаг и наклоняет корпус, освобождаясь от преследования.

Групповые действия при игре в баскетбол

В баскетболе выделяют несколько типов групповых действий.

Заслоны

Суть заслона в том, чтобы игрок находился рядом с защитником, который следит за нападающим из другой команды с мячом. У игрока, расположившегося рядом с защитником, одна задача — не позволить ему преследовать игрока, который ведёт снаряд .

Фото 1. Выполнение заслона в баскетболе. Игрок одной команды пытается заслонить защитника, чтобы дать проход нападающему.

Преградить дорогу совсем он не может, но есть шанс, что времени, потраченного на обход союзника нападающего, будет достаточно для атаки кольца и получения очков.

Заслоны делятся на три типа: передний, задний и боковой. Если заслоняющий игрок находится сбоку или сзади соперника, то это боковой или задний заслон. Его цель — освободить партнёра с мячом или без него для прохода с ведением или выходом в нужном направлении.

Маневры нападающих против защиты при численном превосходстве над противником

Численное превосходство нападающих — преимущество, которым немедленно пользуются , так как, замешкавшись, можно его потерять из-за того, что подоспеют другие члены команды противника.

Двое нападающих против одного защитника

Игрок, ведущий мяч, движется вперёд, прямо на защитника.

Другой нападающий постепенно заходит в тыл к противнику, но держит при этом расстояние 3—4 м.

При приближении нападающего с мячом к защитнику, его напарник подходит ближе к щиту, но не заходит под него.

Когда расстояние между защитником и ведущим мяч сократится до пары метров, последний быстрым движением передаёт снаряд напарнику.

Важно! Если игрок, ведущий мяч, приблизится к защитнику более чем на метр , то у него появляется шанс вступить в борьбу.

Длинной передачи лучше избегать. Партнёр может не успеть расположиться недалеко от корзины, а у защитника повышаются шансы на перехват. Использовать этот тип передачи можно только в том случае, если он находится далеко от корзины, а напарник уже стоит под щитом.

Трое нападающих против двух защитников

Тактика остаётся той же, что и при двух против одного , однако, в этот раз в тылу находятся два нападающих.

Ведущий мяч игрок совершает передачу одному из напарников, в зависимости от того, с какой стороны атакует защитник. Если их двое, то нападающий со снарядом передвигается по боковой линии.

Его напарник продвигается по центру площадки, отстаёт и ждёт паса в тот момент, когда на ведущего пойдёт защитник. После получения мяча игрок либо ведёт снаряд самостоятельно, либо передаёт одному из партнёров для продолжения атаки.

Нападающие против равночисленного противника

Есть несколько групповых действий, применяемых нападающими в случае столкновения с равночисленным соперником:

  • Нападающие разбросаны по площадке на расстоянии 6—7 м друг от друга. В связи с тем, что нападающий без мяча направляется к щиту, один из защитников начинает нервничать и уделять ему внимание. Отвлёкшийся защитник может замешкаться и не успеть помочь напарнику.

Ведущий игрок может обыграть защитника, оставшись с ним один на один.

Внимание! Приём используют тогда, когда у нападающего есть преимущества (технические или тактические ).

  • Нападающие подходят друг к другу и располагаются на расстоянии пары метров . Защитники окружают их, после чего нападающие, используя определённую тактику, обходят их, с умом используя заслоны и другие отвлекающие манёвры.

Фото 2. Нападение в баскетболе: один игрок ведет мяч, рядом находится нападающий из той же команды, им пытаются препятствовать защитники из другой.

Схемы лёгких комбинаций

В баскетболе есть несколько довольно легких комбинаций.

Начало игры с центра и при спорном броске

Комбинации используют только тогда, когда существует значительное преимуществ о (в скорости, в росте, в прыжке).

Игрок Δ1 показывает игроку 2 условный знак, договариваясь, что отдаст мяч ему. Δ2 во время прыжка напарника совершает первый ложный рывок в сторону корзины противника и уводит туда защитника Ο2. Как только противник отвлекается на него, Δ2 меняет направление и возвращается к центру для получения снаряда. Δ3 , наоборот, уводит своего защитника сначала к центру, а потом совершает рывок под щит противника. Там он получает мячик от Δ2 .

Введение мяча из-за лицевой линии

Игроки, за исключением вводящего мяч в игру, располагаются затылком друг к другу. Соперники распределяются так, как указано на схеме 2 . Все нападающие, кроме Δ2 , убегают в стороны от защитников. Δ3 бежит в противоположную сторону от Ο3 , мимо Δ2 . Он не сдвинулся с места как раз для того, чтобы не дать Ο3 догнать Δ3.

Фото 3. Вариант игровой комбинации в баскетболе с введением мяча из-за лицевой линии площадки.

После введения снаряда с боковых линий

Игроки становятся на площадке. Игрок Δ2 ставит заслон защитнику Ο1 , игрок Δ3 получает мяч от Δ1. Δ1 , передаёт мяч Δ3 и пользуется заслоном. Далее он становится под щитом. Δ2 после заслона поворачивается и также идёт под щит. Нападающий Δ5 , благодаря заслону Δ4 , тоже идёт под щит.Δ3, владея мячом, решает, кому передать пас.

Вам также будет интересно:

Штрафной бросок

Ближе к корзине с одной стороны становится высокий игрок. После плохого броска Δ1 подпрыгивает и сбрасывает мяч в сторону от штрафного коридора. Последний или бросает снаряд в корзину, или передаёт его другому игроку.

Фото 4. Вариант игровой комбинации в баскетболе с использованием штрафного броска. Мяч разыгрывается из центра поля.

Тактика командного нападения

Командное нападение в баскетболе подразделяется на два типа: позиционное и стремительное. В приоритете у обеих систем — скоростное развитие атаки. Из-за быстрых перемещений и выполнений различных комбинаций, соперник теряется и не успевает сформировать достойную оборону. Команда защищается беспорядочно, из-за чего появляются ошибки, которыми и пользуется команда нападения.

Позиционное

Позиционное нападения включает в себя несколько типов.

Система нападения центром

Основную роль выполняет один игрок , находящийся как можно ближе к корзине. Нападение выполняется в три этапа: подготовку, начало и завершение.

При подготовке нападающие перемещаются в передовую зону. Центральный игрок расположен так, чтобы он мог взять пас в любой момент. Обычно это место у линии штрафного броска.

В начале атаки основная задача — передача мяча центровому. При завершении центровой игрок совершает бросок в корзину.

Система нападения двумя центрами

Во время этой системы нападения под корзиной располагаются два игрока , каждый из которых выполняет роль центрового.

Важно! Оба нападающих играют активно, применяют заслоны и меняются местами друг с другом.

Система нападения непрерывным заслоном

В этой системе, благодаря использованию заслона, постоянно освобождается один из игроков для того, чтобы выйти под щит. Основной игрок — любой, находящийся в зоне штрафного броска.

Система свободного нападения

Здесь отсутствует схемы для расстановки. При нападении этого типа применяют групповые комбинации из разных систем.

Команда, проводящая эту систему оперативно по ходу развития игры, использует совместные групповые действия, учитывая создавшееся в тот или иной момент расположение игроков, не снижая темпа игры, применяет ту или иную комбинацию.

Это позволяет разнообразить игру и создаёт неожиданности в игре, приводящие к успеху.

Справка. Для эффективного нападения игроки должны иметь представление о схемах комбинаций.

Быстрым прорывом

С помощью быстрого передвижения к щиту соперника как можно большего числа игроков нападающей команды создаётся численное превосходство.

Фото 5. Вариант схемы быстрого прорыва по боковой линии в баскетболе. Передвижения игроков обозначены стрелками.

Оцени статью:

Будь первым!

Средняя оценка: 0 из 5 .
Оценили: 0 читателей .

Введение

Основа успеха в баскетболе – в командных видах, коллективных действиях, направленных на то, чтобы рациональными путями и как можно быстрее создать одному из игроков удобное положение для атаки корзины. Нападающая команда, состоящая из очень сильных в отдельности игроков, но не умеющих грамотно взаимодействовать с остальными партнерами, редко может достичь победы над квалифицированным противником. В ходе тактических действий команда старается обеспечить

1. «чистый» выход под щит противника с мячом

2. Беспрепятственный (или с минимальным сопротивлением) бросок со средней дистанции

3. Кратковременный момент численного преимущества нападающих на определенном участке площадки

4. Благоприятные условия для единоборства нападающего с защитником, куда входят:

Исключение подстраховки защитниками друг друга;

Временное увеличение дистанции между нападающим и защитником позволяющего провести подготовленные действия в атаке

Вынужденное быстрое сближение защитника с нападающим

Действие нападающего на скорости против не подвижного защитника

Превосходство нападающего над защитником в психологических качествах

5. Страховку тыла против возможной контратаки По тактической направленности нападение в баскетболе разделяется на два вида: стремительное и позиционное. Каждый вид нападения содержит свои системы командных действий. Так в стремительном нападении сложились системы «быстрый прорыв» и «эшелонированный прорыв», а в позиционном нападении – «через центрового» и «без центрового»

Стремительное нападение

Сущность стремительного нападения состоит в быстром переходе команды от защитных действий к нападающим, при овладении мячом с целью завершить атаку против неорганизованной или еще слабо организованной защиты соперников. Максимальное убыстрение подготовки и завершения атакующих действий - основополагающая тенденция развития современного баскетбола. Она обусловлена как эволюцией самой игры, так и произошедшими изменениями правил (сокращением времени на вывод мяча из тыловой зоны в передовую до 8 с и времени на подготовку атаки до 24 с). В связи с этим значимость стремительного нападения неизмеримо возрастает. Успешная реализация данного вида построения игры в нападении возможна при использовании двух систем командных действий: быстрого прорыва и раннего нападения. Быстрый прорыв рассчитан на создание численного превосходства над соперником в ходе развития скоростной контратаки и последующее ее завершение с близкой дистанции. Наиболее типичными ситуациями для эффективной организации быстрого прорыва служат: перехват или выбивание мяча у соперника, овладение мячом при отскоке либо при введении его в игру начальным спорным броском. Возможно создание условий для успешной контратаки и после введения мяча в игру из-за пределов площадки (например, после пропущенного в свою корзину мяча), но такие случаи требуют значительного преимущества над соперниками в физической и технико-тактической подготовленности. Атака быстрым прорывом состоит из трех фаз:

Развития

Завершения

Успешность первой фазы связана с опережающим рывком двух или трех игроков, быстрой первой передачей в отрыв убегающему или открывающемуся вблизи партнеру с последующим скоростным дриблингом или очередной передачей впереди бегущему нападающему, выполненными на высокой скорости.

Для второй фазы характерны согласованные перемещения нападающих в зону противника с использованием ведения или передачи мяча. Главная задача здесь состоит в создании численного преимущества атакующих над защищающимися: 2x1, 3x1, 3x2 и т.п. Наиболее рациональной для этой фазы быстрого прорыва считается ситуация, когда при развитии атаки мячом владеет игрок в средней позиции, а по обоим флангам его поддерживают партнеры, находящиеся несколько впереди мяча.

И наконец, завершающая - третья фаза прорыва предназначена для выведения на беспрепятственный бросок мяча из удобной, как правило, близкой дистанции одного из атакующих. Этого добиваются выходом игрока под щит на открытую позицию и своевременной голевой передачей в его адрес.

Организация быстрой контратаки зависит от многих факторов. Каждая команда стремится реализовать преимущества скоростной игры с учетом потенциальных возможностей своих игроков и слабых мест в подготовленности соперников. Но практически возможны три базовых варианта проведения быстрого прорыва:быстрый прорыв длинной передачей в отрыв убегающему игроку.(рис.89)

Наиболее перспективным в современном баскетболе считается быстрый прорыв через центр, когда среднюю позицию занимает самый техничный игрок. Он доставляет мяч в зону соперника и там выбирает нужный вариант завершения атаки.(рис.90)

По боковой линии, т.е. через фланг.(рис.91)

Если в атаке быстрым прорывом принимают участие все игроки команды, т.е. переднюю линию нападающих поддерживает следующая за ними волна игроков, то говорят об эшелонированном быстром прорыве. Его цель - успешно завершить атаку против неорганизованной защиты даже в условиях численного равенства атакующих и обороняющихся. Прорыв к корзине соперников в данном случае осуществляется за счет согласованных действий всех игроков, наступающих широким фронтом и друг за другом. Эшелонированный быстрый прорыв может завершаться не только из-под корзины, но также средним и даже дальним броском, так как атакующие игроки готовы к активным действиям в борьбе за отскок в случае промаха и к последующему добиванию мяча.(рис. 92)

Позиционное нападение.

Позиционное нападение против личной защиты.

В практике баскетбола самой распространенной системой обороны является личная защита. Следовательно, для успешной игры в нападении команда должна в совершенстве освоить способы преодоления личной защиты. Как бы хорошо команда ни владела системой нападения быстрым прорывом, она не может ограничить свой арсенал атакующих средств этим видом наступательного оружия. Чаще всего в матчах баскетболистам приходится встречаться с уже организованной обороной соперников. Тут быстрый прорыв не поможет. И если не владеть умением позиционно осаждать оборонительные построения противника, то игра в нападении окажется неудачной. Смысл взаимодействий игроков при позиционном нападении сводится к тому, чтобы раскрыть лучшие качества баскетболистов, создать им такую обстановку на площадке, в которой в полной мере проявились бы сильнейшие стороны игры атакующих игроков.

История баскетбола знает немало примеров того, как команды- добивались больших успехов с помощью позиционных маневров, разумной комбинационной игры. Первыми в нашей стране продемонстрировали грамотную позиционную игру в нападении прибалтийские команды в конце 40-х - начале 50-х годов. Эстонские баскетболисты во главе с И. Лысовым умело вели осаду защитных построений соперников и добивались успехов в матчах с сильнейшими советскими клубами. Литовские спортсмены еще дальше развили умение использовать сильнейшие стороны своих игроков. У них гармонично сочетались позиционная комбинационная игра с личной инициативой атакующих. Командная организация действий не нарушалась, а, наоборот, как бы дополнялась индивидуальными усилиями игроков по преодолению личной защиты соперников. Успешное ведение позиционной осады - нелегкая задача. Для этого нужны крепкие нервы, выдержка, терпение игроков. И в то же время необходимо разумное проявление игровой инициативы. Все эти качества, взятые вместе, принято называть игровой дисциплиной. Именно игровая дисциплина позволяет баскетболистам успешно проводить в соревнованиях те взаимодействия, комбинации, которые были разучены и отшлифованы на тренировках.

Без строгой игровой дисциплины позиционное комбинационное нападение обречено на провал. После введения строгого лимита пребывания центрового под щитом противника уменьшился удельный вес атак через центрового. Роль центрового в нападении изменилась. Его главной заботой сделалась борьба под кольцом за мяч, отскочивший от чужого щита. Кроме того, центровой стал чаще помогать атакам партнеров: дальше уходить от щита, освобождая место для проходов под корзину своим товарищам, ставить для них заслоны, словом, больше участвовать в комбинационной игре. Очень большое значение для успешного проведения комбинаций имеет умение баскетболистов правильно ставить заслоны. Мало того, что игрок должен отрезать сопернику путь в наиболее уязвимое место обороны. Но и после постановки заслона атакующий обязан продолжать активные действия, например развернуться и моментально занять выгодную позицию для получения мяча или борьбы за мяч под щитом в случае отскока мяча от кольца. Мы говорим об этих, как будто бы само собой разумеющихся, вещах потому, что многие баскетболисты даже команд класса «А», а иногда и игроки сборной страны не владеют приемами правильной постановки заслонов. Техника применения заслона должна входить в школу баскетбола. Этим приемам взаимодействий нужно учить игроков с детских лет. Ведь именно заслоны ставят тактику баскетбола в особое положение по сравнению с другими видами спортивных игр. На заслонах и перемещениях строятся все баскетбольные комбинации, основывается тактика комбинационного позиционного нападения, особенно против личной системы обороны. Безусловно, при позиционном нападении важно суметь использовать сильные стороны игры своих баскетболистов. Однако не менее важно сыграть и на слабостях соперников, их физических, технических, психологических и других недостатках.

Разрабатывая план тактических действий игроков при позиционном нападении, следует учитывать не только слабые, но и сильные стороны соперников. Можно сыграть и на лучших качествах соперника, на определенной направленности его игры в обороне. Можно побудить соперника нарушить правильность защитной позиции, совершить ошибку, если как бы предложить ему воспользоваться его излюбленным приемом обороны. Например, игрок команды противника любит строить свою игру в обороне на перехватах мяча. Эту его силу иногда можно обратить в слабость, заранее спланировав контрмеры. Нападающий, владеющий мячом, может имитировать передачу мяча партнеру, занимающему не очень выгодную, ненадежную позицию. Обороняющийся, почувствовав возможность перехватить мяч, бросится наперерез мнимой передаче мяча. Но вместо паса на игрока нападающий пошлет мяч на освобождающееся место. А партнер, опекаемый этим защитником, сразу же сделает рывок к щиту.

В процессе игры стремительное нападение удается завершить далеко не всегда. Тогда хорошо организованной защите команда должна противопоставить хорошо систематизированное позиционное нападение, в котором участвуют все пять игроков. По правилам на атаку отводится только 24 секунды игрового времени. Этого достаточно чтоб разыграть заранее разученную комбинацию любой сложности и, если она сорвется, создать условие для броска со средней или дальней дистанции в позиционном нападении сформировались две системы: «Через центрового» и «без центрового». Мы рассмотрим на примере с центровым.

Нападение с одним центровым

При позиционном нападении с одним центровым атакующая команда стремится к тому, чтобы с помощью взаимодействий игроков, заслонов вывести одного из баскетболистов на такую позицию, с которой можно было бы сравнительно свободно атаковать корзину противника. Во всех комбинациях атакующий игрок выводится туда, откуда он метко бросает мяч по кольцу. Если, например, у нападающего хорош бросок со средней дистанции, то его освобождают из-под опеки соперника в радиусе 5-6 м от щита. Если игрок точно поражает цель из области штрафного броска, то взаимодействия партнеров направлены к тому, чтобы именно здесь этот игрок оказался свободным и получил мяч.

Комбинация "карусель"

В начальном расположении атакующих (см. рис.) центровой игрок 7 занимает место в области штрафного броска. Мяч у игрока заднего звена 4. Он посылает пас правому крайнему игроку 8, а сам перемещается влево, как будто собираясь поставить заслон для партнера 5. Немного зайдя за мысленную линию, проведенную вдоль площадки на центрового 7, игрок 4 резко меняет направление движения и устремляется мимо неподвижного центрового 7 в запретную зону области штрафного броска. Атакующему 4 нужно пробегать как можно ближе к партнеру, даже касаясь его, тогда опекуну будет труднее преследовать нападающего игрока Выйдя па большой скорости к щиту противника, игрок 4 ожидает передачу мяча от партнера 8. Если паса не последовало, то игрок 4 быстро возвращается назад для подстраховки тыла. На месте нападающего 8 должен находиться игрок, хорошо владеющий точными и скрытыми передачами мяча.

Следом за партнером 4, пока обороняющиеся не опомнились от нападения правого защитника атакующей команды, левый игрок заднего звена 5 тоже устремляется вперед. Он также пробегает вплотную к своему центровому, касаясь его, и также наводит на центрового своего опекуна. Если игрок 5, ворвавшись в трехсекундную зону, не получит от партнера 8 передачи мяча, то сразу же возвращается назад, чтобы освободить место под щитом и охранять тыл.

Третьим выходит под щит, опять-таки пробегая мимо центрового 7, нападающий 6. Он стремится прорваться под кольцо, но не во всякой ситуации. Если под щитом сгрудились обороняющиеся, то игрок 6 принимает передачу мяча от партнера 8 в области штрафного броска и, используя центрового 7 в качестве заслона, бросает через него мяч в прыжке. Нападающий 8 должен мгновенно оценивать игровую обстановку, чтобы вовремя послать мяч в нужное место тому из атакующих, который окажется в выгодной ситуации. Во всех трех попытках атаки при броске по корзине игроки 7 и 8 всегда идут на подбор мяча. В борьбу за мяч, отскочивший от щита противника, обычно вступает и тот игрок, который атаковал кольцо. При проведении комбинации «карусель» у игрока 8 с мячом есть возможность для проявления личной инициативы. Если опекун нападающего 8 будет слишком близко подходить к атакующему, то игрок 8 сможет, ведя мяч, сам прорваться под кольцо. А если станет далеко оттягиваться назад, чтобы подстраховывать партнеров по обороне, то нападающий 8 получит благоприятную возможность для броска по корзине в прыжке со своего места. Не следует препятствовать проявлению инициативы и игроков без мяча, когда она целенаправленна, подсказана игровой ситуацией, сложившейся в ходе проведения комбинации.

У комбинации «карусель» есть несколько вариантов. Например, центровой может располагаться не в области штрафного броска, а сбоку трехсекундной зоны, в 1 - 1,5 м от «усиков». Рассмотрим два варианта этой эффектной и эффективной комбинации.(см.рис.).

Игрок 4 передает мяч нападающему 8, а сам начинает ложное движение к опекуну партнера 5, как бы собираясь поставить перед соперником заслон. Создается впечатление, что атакующие собираются провести так называемую «тройку». Но внезапно игрок 4 меняет направление бега и врывается в трехсекундную зону. Если нападающий 8 не сможет послать партнеру 4 мяч, то игрок 4 возвращается назад для подстраховки партнеров на случай контратаки противника.

Сразу же за игроком 4 в трехсекундную зону врывается и атакующий игрок 5, а нападающий 6 оттягивается назад на его место, чтобы охранять тыл. Игрок 5 может получить мяч в непосредственной близости от щита и атаковать корзину. А если паса не последовало, то игрок 5 изменяет направление перемещения и ставит заслон для своего центрового 7. Атакующий 7, используя помощь партнера, выходит к щиту по лицевой линии. Он может войти в трехсекундную зону соперников и через ее середину.

Нападающий 8 внимательно следит за быстро меняющейся игровой ситуацией. Его задача - послать мяч партнеру, которому удастся освободиться из-под опеки соперника в непосредственной близости к корзине противника. У игрока 8 три направления возможных передач своим партнерам, и все они показаны на рисунке. После броска по корзине в борьбу за мяч под щитом вступают игроки 7, 8 и 5.

Здесь начало комбинации такое же, как и в предыдущем варианте: (см. рис.), игрок 4, отдав мяч партнеру 8, прорывается к щиту и, если не получит мяча, уходит назад на страховку тыла. Следом за игроком 4 в трехсекундную зону врываются нападающий 6 и центровой 7, которые используют помощь партнера 5, ставящего в движении заслоны опекунам атакующих игроков 6 и 7. Как и во всех вариантах «карусели», здесь успех комбинации во многом зависит от мастерства нападающего 8, который должен вовремя сделать точную передачу одному из партнеров под щит противника. За мяч, не попавший при броске в корзину, борются нападающие 6, 7 и 8, а игрок 5 оттягивается назад для охраны тыла.

"Комбинация крест"

При расположении центрового игрока атакующей команды в области штрафного броска можно проводить комбинацию «крест» (см. рис.).

В ней могут активно действовать как два защитника, так и защитник с нападающим, оттянутым назад (на нашем рисунке это игрок 8). Рассмотрим схему этой комбинации. Защитник 4 передает мяч партнеру по звену - игроку 5, а тот направляет пас в левый угол площадки нападающему 6. Защитник 4 движется к центру, одновременно с ним начинает перемещаться к центру и крайний игрок 8. Их движения должны быть точно согласованны, можно, например, стартовать по сигналу. В момент сближения с центровым игроком 7 защитник 4 ставит в движении заслон опекуну партнера 8, освобождая того из-под надзора обороняющегося. Игрок 8 обегает центрового игрока, используя и его как заслон, и врывается в трехсекундную зону.

Мгновение спустя под щит противника устремляется и игрок 4, обегая центрового 7 с другой стороны. Защитник 5 в это время охраняет тыл. Нападающий 6 выжидает удобный момент, чтобы передать мяч тому партнеру, который окажется на свободной позиции вблизи кольца противника. Игрок 8 или 4, получивший передачу мяча от партнера 6, атакует корзину и сразу же идет на подбор мяча под щитом. Вместе с ним в борьбу за мяч, отскочивший от кольца, включаются партнеры 6 и 7. А другой игрок, прорвавшийся к щиту (4 или 8) и не получивший паса, быстро возвращается к центру поля для противо­действия возможной быстрой контратаки противника. Комбинацию «крест» можно проводить и несколько по-иному: не включать в нее крайнего игрока 6, а передавать мяч центровому в область штрафного броска. Нападающий же 6 оттягивается дальше в поле, чтобы освободить больше места для действий партнеров и подстраховывать тыл.

Движение защитников к центровому с мячом (если в комбинации участвуют два защитника, а не защитник с нападающим) происходит так же, как и в предыдущем варианте. А центровой сбрасывает мяч тому партнеру, который сумеет навести опекуна на центрового и освободиться от охраны соперника. Если же ни один из защитников не останется свободным, то центровой 7 разворачивается лицом к щиту противника и либо пытается с дриблингом пройти под кольцо, либо бросает мяч по корзине из области штрафного броска.

"Два заслона для защитника"

Проводится при расположении центрового 7 на «усиках» трехсекундной зоны и при оттянутом назад крайнем игроке 8 на противоположном от центрового краю. Защитник 4 передает мяч направо нападающему 8, и в этот момент крайний игрок 6 пробегает мимо центрового, направляясь в правый угол площадки. Нападающий 8 отдает мяч партнеру 6. После этого атакующие 8 и 4 начинают движение влево, а им наперерез перемещается защитник 5, для которого и проводится вся комбинация. Двигаясь наискось вправо, защитник 5 наводит своего опекуна на заслон, поставленный атакующим 4. Не успеет опекун игрока 5 выбраться из-под одного заслона, как попадает под другой, поставленный нападающим 8.

Используя помощь товарищей, защитник 5 вбегает в область штрафного броска и получает мяч от партнера 6. Если пройти к щиту невозможно, то атакующий защитник 4 бросает мяч в прыжке примерно у линии штрафного броска.

Игроки переднего звена 8, 7 и 6 вступают в борьбу за мяч в случае его отскока от щита, а игрок 4 оттягивается назад для подстраховки тыла. Два заслона для крайнего игрока

Комбинаций с двумя заслонами для выведения на бросок крайнего нападающего может быть несколько, (см. рис.).

Мяч у Т. Левый крайний нападающий К с помощью заслона, поставленного П, ускользал из-под опеки соперника и врывался в трехсекундную зону противника. Если представлялась благоприятная возможность, то Т передавал мяч. К, а если сделать это было нельзя, то К продолжал движение вправо, подбегал к опекуну В и ставил ему заслон. В устремлялся навстречу товарищу, освобождаясь из-под надзора соперника Т, отдав мяч А, тоже смещался к углу трехсекундной зоны и ставил перед опекуном В второй заслон.

В с помощью двух партнеров оказывался свободным на своей излюбленной позиции - в области штрафного броска. А передавал В мяч, снайпер В обстреливал корзину соперников. В в этой комбинации бросал мяч по кольцу не только из штрафного круга, но и с любого другого места поля в радиусе 6 м от корзины.

А подстраховывал тыл, а К, П и выполнивший бросок В боролись за мяч под щитом в случае промаха.

Приведу еще одну комбинацию для крайнего игрока (см. рис.),

П подходил к опекуну К и ставил заслон. К начинал движение к области штрафного броска. По пути опекуну К ставил заслон еще и А. Т посылал пас к линии штрафного броска, и К оттуда атаковал корзину. После его броска к щиту соперников устремлялись П, В и сам К, а А оттягивался назад, где вместе с Т готовился остановить контратаку противника.

"Парный заслон"

Парный заслон делают почти одновременно две пары атакующих игроков. Его можно применять для освобождения как крайних нападающих, так и защитников атакующей команды. Приведем схему комбинации для защитников (см. рис.).

Центровой 7 располагается у линии штрафного броска. Один из защитников 4 направляет центровому пас, что служит сигналом для начала взаимодействий пар игроков. Крайние нападающие 6 и 8 подбегают к опекунам своих защитников и ставят перед ними заслон. Защитники атакующей команды, используя помощь товарищей, прорываются в трехсекундную зону противника. Центровой отдает одному из них мяч, а если это сделать невозможно, то сам разворачивается лицом к корзине и атакует цель броском в прыжке или с дриблингом устремляется под кольцо. Аналогично этой комбинации можно провести и такое взаимодействие пар игроков, при котором из-под опеки соперников освободятся крайние нападающие. Подобное же взаимодействие можно использовать и для того, чтобы защитники вышли на свободную позицию в угол площадки и оттуда бросали мяч по корзине противника.

Нападение против зонной защиты

В случае применения противником зонной защиты прежде всего следует уяснить, почему он это делает, в чем его слабости и как их использовать. Главные принципы действий против зонных систем защиты:

1) стараться стремительным нападением разбить зону до ее построения;

2) игрокам можно вести мяч только в проходе под кольцо для его атаки;

3) до получения мяча игрок должен занять удобную для атаки позицию обязательно лицом к корзине (это правило не распространяется на центровых);

4) если вы ставите задачу «разбить» зону изнутри, то ее предварительно следует растянуть передачами мяча по периметру с обязательными угрозами бросков по кольцу издали, а затем передавать мяч в центр;

5) если вы ставите задачу разбивать зону бросками издали и со средних дистанций, то следует «сжимать» зону передачами на линию штрафного броска и в центр с последующими откидками мяча снайперам;

6) комбинации, разученные игроками против личной защиты, в основном годятся и против зонных защит;

7) игроки должны уметь определить, когда соперник поставил зонную защиту и какую именно зону он применяет, для этого необходимо одному из игроков пробежать через центр трехсекундной зоны в угол площадки и определить, следует ли за ним соперник; если нет, то значит стоит зонная защита;

8) целесообразно создать численное преимущество над защитниками на одной из сторон площадки;

9) броски по кольцу должны следовать только из удобных, подготовленных позиций, ясных для всех членов команды;

10) в связи с тем, что зонная защита создает хорошие предпосылки для организационной контратаки, владеющая мячом команда должна позаботиться о страховке тыла;

11) при проведении комбинации против зонной защиты, требующей концентрации игроков на одной из сторон поля, следует помнить о том, что в этом случае подбор мяча будет легче осуществить с проти­воположной стороны, т.к. зона всегда смещается в сторону мяча.

Выставляя на площадку состав с одним центровым, можно успешно проводить комбинации против таких зонных построений, как 1-2-2, 2-1-2, 1-3-1, 1-1-3. Имея в составе двух центровых, удобнее разбивать зонные защиты 2-2-1, 2-3, 3-2.

Необязательно иметь комбинации против всех перечисленных зонных построений, однако нужно иметь хотя бы по одной против однотипных вариантов зоны. Целесообразно противопоставлять зонным защитам иное построение атаки. Так против зонной защиты 3-2 применять расстановку 2-3, против 1-3-1 применять 2-1-2 и т.д.

Нападение против «зоны» 2-1-2

В зонной обороне 2-1-2 уязвимыми местами являются участки площадки сбоку трехсекундной зоны и перед областью штрафного броска (рис.).

Сюда и нужно направлять главный удар при позиционном нападении.

Расскажу об одной комбинации с заслоном, направленной на преодоление зоны 2-1-2 (рис.).

Расстановка нападающих 1 - 3 -1.Игроки 4, 5 и 8 передают мяч друг другу. Им могут противодействоватьтолько двое обороняющихся,играющих в передней линии.

Поэтому трем нападающим не так уж трудно создавать благоприятную обстановку для взятия корзины броском со своего места. Во время этих передач мяча центровой 7 перемещается по лицевой линии на противоположный фланг. В соответствии с принципами зонной защиты обороняющийся 7 будет сопровождать атакующего 7 до другого защищающегося 8, а затем вернется обратно в свою зону. Игрок 4 подбегает к защитнику 8 и ставит заслон так, чтобы соперник не мог устеречь центрового 7, выходящего к углу площадки. Здесь центровой 7 получает мяч от партнера 8. Теперь центровой 7 атакующей команды может либо сам бросить мяч в прыжке по корзине противника, либо послать его партнеру 4, который, развернувшись после заслона, устремляется под кольцо. Для получения передачи мяча от центрового 7 или для борьбы за отскок мяча вперед устремляется и атакующий 5, выходящий на позицию для броска по цели с уязвимого места зонной обороны соперников с расстановкой защитников 2-1-2.

Другие зонные построения- 1-2-2, 2-2-1 и 1-3-1, - крайне редко встречаются в нашем баскетболе. Поэтому я не привожу примеров тактических комбинаций, направленных на преодоление этих вариантов зонной защиты. Нужно только сказать, что при разбитии перечисленных построений зонной защиты, как и всех других, следует главный удар направлять против уязвимых мест обороны. Слабости в оборонительных порядках соперников, применяющих зонную защиту 1-2-2, показаны на рис.

Уязвимые места в зонной обороне 2-2-1 обозначены штриховкой на рисунке.

В зоне 1-3-1 - на сл. рис.

Многие тактические комбинации против различных вариантов зонной защиты характерны для построения атакующих по схеме 1-3-1. Это очень эффективная расстановка для нападающих. Но, безусловно, зонную оборону можно успешно преодолевать и с помощью других расстановок атакующих в исходном положении. Расположение нападающих перед началом комбинации во многом зависит от ресурсов команды, от индивидуальных способностей и особенностей игры баскетболистов.

Таким образом, командное нападение включает в себя огромное количество вариантов и всегда должно выбираться исходя из имеющихся в команде игроков и использовать слабые стороны защитного варианта соперников.

В процессе каждого соревнования много раз встречаются одинаковые или похожие между собой положения. Для успеха команды целесообразно, чтобы подобные положения развертывались в определенные комбинации, а не решались каждый раз по-разному. Понятно, что каждая команда должна строить игру, сообразуясь со своими возможностями и принятой системой игры. Для примера приводится несколько комбинаций на различные моменты игры.

Начало игры с центра . 1-й (пример (рис. 61).

Центральный игрок передает мяч вперед-влево № 3 и в том же направлении выбегает сам. В этот момент передний нападающий № 1 вбегает в область штрафного броска, куда ему и следует передача от № 3. После передачи № 3 проходит вдоль левой боковой линии к самому щиту, а защитники подтягиваются справа и сзади. Таким образом, получив мяч, № 1 может делать бросок, а если он окажется закрыт, то следует передать влево № 3, находящемуся в лучшем положении, или кому-либо из партнеров.

2-й пример (рис. 62). Центр № 2 отбивает мяч назад к защитнику № 4. Защитник передает мяч отбегающему в сторону № 3, а сам перемещается в передовую зону. Во время этих двух передач нападающий № 1 пересекает площадку и выбегает к щиту слева, а защитник № 5 - с другой стороны. В данном примере № 3 передает мяч № 5, но он мог передать центру № 2, № 4 и № 1.


В обоих примерах нападение строится в 2-3 передачи и с таким размещением игроков, при котором у средней линии всегда находится один из них для страховки в случае потери мяча.

Вбрасывание мяча из-за лицевой линии в тыловой зоне (рис. 63). В момент передачи мяча от № 5 к № 4 остальные игроки продвигаются вдоль площадки. №4 передает № 2, тот -№ 1 и № 1 -№ 3. Если № 3 окажется закрыт, то № 1 может пытаться пройти с мячом сам или передать влево № 5, который за это время сумел занять выгодную позицию для броска в корзину.


Вбрасывание мяча из-за лицевой линии в передовой зоне . 1-й пример (рис. 64 а).

Комбинация построена на отвлекающих действиях игроков № 3 и № 5, которые выбегают навстречу передаче с двух сторон, в то время как № 2 ставит заслон № 4. № 4 после заслона отрывается от противника, и ему следует передача. Если выход не удается, то следует передавать одному из троих партнеров, находящемуся в лучшем положении.

2-й пример (рис. 64 б).

Движение игроков № 3, № 2 и № 4 направлены в левую сторону площадки. Этим пользуется защитник № 5, выходящий с правой стороны, которому и передается мяч. Остальные три игрока могут также быть использованы.


Вбрасывание мяча из-за боковой линии в тыловой зоне (рис. 65). № 5 передает мяч № 4, который использует встречный выход № 1. В это время № 2 вступает в область штрафного броска, куда ему и следует передача от № 1.

Если № 2 окажется свободным, то он может произвести бросок в корзину или подвести мяч ближе к щиту. Если же перед ним будет противник, то нужно передать вправо № 3, как указано на рисунке, или влево № 4.


Вбрасывание мяча из-за боковой линии в передовой зоне (рис. 66). Нападающий № 1 ставит заслон противнику № 2. Получив мяч от № 3, № 2 ведет под щит для броска, а в случае помехи может сделать передачу № 4, который находится в выгодной позиции с другой стороны.

Реферат Баскетбол

Ученицы 8 «а» класса,
школы №226
Михайловой Анастасии

ПЛАН
Введение
1. Элементы техники в баскетболе
2. Броски мяча в кольцо
Заключение
Список литературы

Введение

Целью данного реферата является рассмотрение вопроса о баскетболе.
Баскетбол - атлетическая спортивная игра, один из самых популярных видов спорта. Занимаясь баскетболом, вы станете сильными, быстрыми, ловкими и смелыми, воспитаете в себе меткость, умение быстро ориентироваться в сложной обстановке. Для баскетболистов характерны хорошо развитый глазомер, широкое поле зрения. Эмоциональная игра поднимает настроение человека, делает его общительным и контактным.
Со времени своего возникновения (1891, США) баскетбол претерпел много изменений и уточнений. Совершенствовалась техника и тактика игры, уточнялись правила соревнований и судейства, размеры игрового поля, его разметка и оборудование. Игра получила широкое распространение во всем мире, стали проводиться многочисленные встречи и соревнования по баскетболу, вплоть до межконтинентальных. Возникла целостная педагогическая система подготовки баскетболистов.
Основные термины баскетбола.
Атака - продвижение нападающих к щиту соперников с целью создать численный перевес и забросить мяч в кольцо. Быстрая атака называется также быстрым прорывом.
Блокировка - нарушение правил, препятствие продвижению соперника, не владеющего мячом.
Бросок - действие игрока, направленное на попадание мячом в кольцо соперников (умейте отличать бросок от передачи). Спорным броском называют введение мяча в игру подбрасыванием между двумя игроками разных команд в одном из трех кругов на площадке. Штрафной бросок - бросок в кольцо, назначенный за техническую или персональную ошибку соперников, выполняется с линии штрафного броска без помехи соперников. На тактических схемах бросок обозначают дважды перечеркнутой линией со стрелкой.
Вбрасывание - введение мяча в игру после его выхода за пределы площадки (выполняется передачей из-за боковой линии) или после его попадания в кольцо (выполняется защитником из-за лицевой линии). Ведение мяча - продвижение игрока с мячом, ударяя его в пол одной или поочередно двумя руками. Ведение мяча также называют дриблингом (от англ. dribbling), а игрока, ведущего мяч,- дриблером. Ошибкой в баскетболе считается так называемое двойное ведение - возобновление ведения после задержки мяча рукой или касания мяча двумя руками одновременно. На тактических схемах ведение обозначают волнистой линией со стрелкой.
Заслон - разрешенное противодействие сопернику при его выходе на более выгодную позицию или для получения мяча. Двойным называется заслон, поставленный двумя игроками для своего партнера.
Защита - организованное противодействие атаке соперников, стремление не допустить бросок мяча в свое кольцо. Различают следующие варианты защиты: зонная - обороняющиеся игроки опекают определенную часть области штрафного броска, не давая игроку соперника в этой зоне получить мяч или выполнить бросок по кольцу; личная - игрок обороняющейся команды опекает определенного игрока соперников; смешанная - при которой комбинируются признаки зонной и личной опеки игроков; подстраивающаяся - приспосабливающаяся к системе атаки соперников.
Защитник - термин имеет два значения: так называют всякого игрока защищающейся команды; так называют игроков задней линии (разыгрывающих). На тактических схемах защитников обозначают чаще всего треугольником с номером игрока.
Зона. И этот термин имеет несколько значений. Зоной называют части площадки: тыловая зона - половина площадки, на которой находится защищаемое командой кольцо; зона нападения - половина площадки, защищаемая командой соперников; средняя зона - треть площадки у средней линии. При зонной системе защиты (см. «защита») зонами называют небольшие участки области штрафного броска под своим щитом, опекаемые отдельными защитниками. Выделяют также трехсекундную зону - часть области штрафного броска, ограниченную трапецией, размеченной на полу.
Игрок - всякий участник игры или член команды (в том числе и запасной игрок). Центровой игрок - один из игроков команды, обычно самый высокий, располагающийся в центре атаки, вблизи кольца соперников.

Элементы техники в баскетболе

Главное в баскетболе - результативный бросок. Именно в нем смысл и цель игры: побеждает команда, игроки которой большее число раз забросят мяч в кольцо соперников. Все остальные элементы техники призваны создавать наилучшие условия для результативного броска. Чем лучше вы овладеете разнообразными элементами техники, тактическими вариантами игры, тем больше будете забрасывать мяч в кольцо, тем чаще будете побеждать. Рассмотрим основные элементы техники баскетбола. Держание мяча (рис.1) выполняется двумя руками с широко расставленными пальцами, уверенно охватывающими мяч со всех сторон. Проделайте упражнение: взяв мяч, поднимите его вверх, быстро опустите до уровня коленей, затем прямыми руками поднимите мяч вправо, быстрым движением перенесите влево, сделайте круги мячом в одну и в другую стороны. Если мяч надежно контролируется во всех этих точках, значит, держание мяча выполняется правильно. Помните: мяч удерживается подушечками пальцев и не должен касаться поверхности ладоней. Другое упражнение: возьмите мяч, дайте ухватиться за него партнеру, после чего энергичными движениями вверх, вниз, от себя, на себя, вращениями, толчками и рывками отберите мяч, преодолевая сопротивление партнера.
Ловля мяча (рис. 1). Проще поймать мяч, не сильно летящий навстречу игроку на уровне его подбородка. Для этого следует сделать к мячу небольшой шаг любой ногой, вытянуть к мячу прямые и ненапряженные руки с широко («воронкой») расставленными пальцами. Большие пальцы при этом направлены друг к другу и сближены до 3-5 см (при ловле сильно летящего мяча это предупреждает от проскальзывания мяча между руками и от попадания в лицо). В момент прикосновения мяча к пальцам руки слегка сгибаются, амортизирующим движением переводя мяч к груди.



Рис. 2. Ловля низко летящего мяча
Амортизирующее движение с мячом выполняется по траектории: к колену - к животу - к груди. Ловля мяча, летящего справа или слева, выполняется на одну руку. Для этого рука с широко расставленными пальцами вытягивается в сторону мяча. В момент его соприкосновения с пальцами начинается амортизирующее движение и одновременный захват мяча с последующим его подтягиванием и дохватом другой рукой. После этого мяч переводится к груди в положение, удобное для выполнения передачи или броска.
Наибольшую трудность представляет ловля мяча, летящего вслед бегущему игроку (применяется при атаке быстрым прорывом). Не снижая скорости бега, выполняют небольшой поворот плеч и головы в сторону ожидаемого мяча (рис. 3).

Рис. 3. Ловля мяча, летящего вслед

Заключение

Баскетболист должен быть всесторонне физически развитым спортсменом. Для этого надо воспитывать в себе такие важные физические качества, как быстрота движений (передачи, броски, перехваты мяча и др.), скорость передвижения (бег, уход в отрыв, возвращение в защиту и др.), прыгучесть (броски в кольцо, борьба за отскочивший мяч), ловкость (финты, борьба за мяч), глазомер (передачи, броски) и, конечно, выносливость, без которой 40 мин игрового времени станут невероятно трудными, особенно когда против команды применяется прессинг.
Самостоятельные занятия учащихся по воспитанию физических качеств, по совершенствованию элементов баскетбольной техники могут быть организованы в трех формах: выполнение эпизодических домашних заданий; утренняя специализированная гимнастика; самотренировка баскетболиста (индивидуальная или групповая). Вместе с учебными занятиями по физическому воспитанию, тренировками в спортивной секции такие самостоятельные занятия помогут повысить уровень ОФП, научиться игре и стать полезным для команды игроком, хорошим баскетболистом.
В процессе самостоятельных занятий каждый учащийся может закреплять и совершенствовать свои умения в бросках по кольцу. Для этого надо чаще бывать на баскетбольной площадке или в зале. Неплохо оборудовать около дома тренировочное место - сделать щит и кольцо. Если такого места нет, найдите высокую ровную стену, начертите на ней яркой краской или мелом прямоугольник размером 59х45 см и тренируйтесь в различных бросках. Помните при этом, что мяч должен ударяться в верхнюю линию нарисованного прямоугольника, которая находится на высоте 3 м 50 см от уровня пола (площадки). И еще один совет: размечая тренировочную линию штрафного броска у стены, которая служит вам щитом, надо знать, что на игровой баскетбольной площадке щит вдается в площадку на 1 м 20 см. Это значит, что линия штрафного броска находится на расстоянии 4 м 60 см от проекции щита на площадку.
Не бросайте мяч в кольцо с произвольных и меняющихся точек: при этом приходится рассчитывать траекторию и корректировать каждый бросок. Учитесь бросать мяч в кольцо с постоянных точек: с линии штрафного броска, с дальней дуги, из-за 6-метровой окружности, от углов трапеции, от «усов» трехсекундной зоны. Причем отработке и совершенствованию броска с одной точки можно посвятить целое занятие, и даже не одно. На следующих занятиях тренируйтесь в бросках с других, желательно отдаленных от первой точек (принцип контраста). Таким образом, вы определите «свою точку», а партнеры во время игры будут «питать» вас мячами, как только вы окажетесь около своей точки.

Список литературы

1. Баскетбол. Правила соревновании. М., 1996.
2. Баскетбол. Справочник. М., 1993.
3. Вуден Джон Р. Современный баскетбол. М., 1997.
4. Гомельский А. Я. Управление командой в баскетболе. М., 1994.
5. Зишн А. М. Детский баскетбол. М., 1998.
6. Костин В. На очередное четырехлетие// Спортивные игры. 1994. № 10.
7. Николич А., Параносич В. Отбор в баскетбол. М., 1994.
8. Яхонтов Е. Р. Баскетбол для всех. М., 1994.
9. Яхонтов Е. Р., Генкин 3. А. Баскетбол. М., 1998.

Нападение – базовая часть баскетбола, которая позволяет набирать очки и бороться за желанное первенство в матче. В официальной баскетбольной игре длительностью 40 минут каждая из команд совершает в среднем около 100 атак за матч. Существуют различные вариации нападения в баскетболе, однако, в этой статье мы сфокусируемся на основных понятиях и базовой классификации.

Существуют две основные тактики нападения в баскетболе: позиционная и быстрая. Их различие заключается в скорости проведения атаки. Стремительное нападение более характерно для НБА, где игра в большей степени базируется на индивидуальном мастерстве игроков, в то время как европейскому баскетболу более свойственно проведение длительных позиционных атак. Тем не менее, нельзя быть категоричным в этом делении, поскольку на протяжении игры, как в Европе, так и в США реализуется множество стремительных и позиционных атак.

Быстрый прорыв подразумевает под собой молниеносный перевод мяча на половину соперника и незамедлительную атаку с возможностью одной-двух быстрых передач. Команды выбирают такую технику нападения в разных случаях. Чаще всего это связано с отставанием от соперника по очкам и нехваткой времени. Кроме того, индивидуальное мастерство игроков и преимущество в скоростных качествах могут вынудить тренера применить тактику «бей-беги».

Позиционное нападение , наоборот, включает в себя спокойный перевод мяча на половину соперника, расстановку игроков, применение комбинаций или индивидуальные действия. По сути, позиционное нападение считается более грамотным, по-баскетбольному глубоким. Обратите внимание, что чем выше уровень игры команды, тем более «позиционным» является ее нападение. Однако, тренер команды может нарочно изменить схему. На протяжении игры большинство атак проходит именно в позиционной манере. Это связано с тем, что соперник успевает вернуться в защиту и чаще всего начинает плотную оборону со своей половины, а также тем, что физически провести матч в постоянном ритме быстрого нападения довольно сложно.

Позиционное нападение в баскетболе в чем-то сродни ведению войны. каждый игрок выполняет определенные, однако, тщательно скоординированные, действия. Пять игроков нападения распределяют свои функции следующим образом:

  • первый номер (защитник, разыгрывающий). Данный игрок занимает позицию вверху площадки, как правило, по центру возле середины поляны. Его задача – вывести мяч со своей половины при переходе из защиты, скомандовать определенную комбинацию, найти передачей партнера или выполнить бросок.
  • второй номер (атакующий защитник). Эта позиция также предусматривает игру вверху. Функции второго номера заключаются в развитии атаки, участии в комбинационных или индивидуальных атакующих действиях команды.
  • третий, четвертый номер (форварды). Форварды занимают позиции в углу площадки, с возможностью расположения в центре, под кольцом, при игре сдвоенным центром. Наиболее распространенный вариант – наличие «легкого» и «тяжелого» форвардов на площадке , где более массивный игрок помогает атаковать из центра, а более легкий акцентируется на бросках и проходах.
  • пятый номер (центровой). Центр, как правило, играет под кольцом, в районе трехсекундной зоны. Центровый обычно представляют из себя массивных и высоких игроков, которые за счет физических данных могут бороться за подбор в атаке, выполнять броски из-под кольца, отсекать защитников при заслонах.

Данная расстановка игроков является наиболее популярной и общепринятой. Тем не менее, существует масса вариаций в позициях в зависимости от стиля игроков, особенностей защиты и целей, преследуемых командой. К основным вариациям традиционной расстановки можно отнести «легкую» и «тяжелую» пятерки на площадке. В первом случае, команда выпускает вместо центрового и, возможно, «тяжелого» форварда более мобильных игроков. При таком подходе идет акцентирование на выполнение скоростных комбинаций, проходов под кольцо и дальних бросков. Обратная сторона медали заключается в игре «тяжелой» пятеркой. В частности, здесь используется преимущество в росте, массе и акцентированная игра под кольцом за счет «больших игроков». Разновидность «тяжелой» пятерки – игра сдвоенным центром (тяжелый форвард занимает позицию не на краю площадки, а под кольцом вместе с центровым).