Биография луки на дне. Образ Луки и проблема истины и сострадания в пьесе М. Горького «На дне

Русские писатели всегда проявляли интерес к философским проблемам, то есть к проблемам человеческого бытия и смысла жизни. Творчество М. Горького не стало исключением, а пьеса «На дне» по праву считается первой русской социально-философской драмой. Одним из самых сложных в пьесе является образ Луки. Именно с ним связан основной философский вопрос: «Что лучше: истина или сострадание?».

Лука - странствующий проповедник. Он появляется в ночлежке в самый разгар споров ее обитателей о совести и чести. Нужны ли они людям, находящимся на самом дне жизни?

На долю Луки выпадает миссия утешителя. Он всех успокаивает и каждому обещает избавление от страданий. Причем Лука ничего не придумывает. Умея удивительно тонко чувствовать мечты и желания людей, он только убеждает их в том, на что они и сами в глубине души надеются. В основе жизненной позиции Луки лежит им же высказанная фраза: «Во что веришь, то и есть». Умирающей Анне он советует не бояться смерти, потому что смерть освободит ее от боли и мучений. Актеру он говорит о возможности излечения от алкоголя в специальной лечебнице. Пепел после слов Луки начинает верить, что он найдет свое счастье с Наташей на «золотой стороне» Сибири.

Обитатели ночлежки по-разному относятся к старику. Так, Настя, например, после ухода Луки говорит: «Хороший был старичок!». Клещ особенно подчеркивает, что Лука жалостливый. И даже антагонист Луки Сатин замечает, что Лука «был как мякиш для беззубых», что он подействовал на него, «как кислота на ржавую монету». Зато Барон называет его шарлатаном, а тот же Клещ говорит, что старик правды не любил. И опять, как ни странно, Сатин бросается на защиту Луки. Он прерывает Барона словами: «Молчать!.. молчать о старике!» Как же все-таки оценивать Луку?

Ряд исследователей связывает имя Луки с лукавым, с искусителем. Но все же это не вполне так. Он никого не соблазняет и не искушает. Однако со словом «лукавый» в значении «хитроватый» его имя, видимо, связано. Лука не так прост, как кажется на первый взгляд: это незаурядный человек с большим жизненным опытом. Он быстро ориентируется в ситуации, почти к каждому находит подход. Кроме того, имя героя ассоциируется и с евангельским апостолом Лукой. Перед нами некий носитель мудрости, выразитель своей правды, связанной значительным образом с христианскими заповедями. Рассказ Луки о том, как он двух грабителей, замышлявших убийство, пожалел и накормил (то есть ответил на зло добром), как раз и подтверждает это.

Все же при всей сложности и неоднозначности Лука заслуживает уважение. Этот человек прежде всего добр и отзывчив. Он искренен в своем отношении к людям «дна». Кроме того, он никому не навязывает своих взглядов. И самое главное, он сам не имеет никакой личной выгоды от этой лжи. По убеждению Луки, человек живет «для лучшего». Значит, следует укрепить его мечты, надежды, чувство собственного достоинства, что он и делает, движимый жалостью и милосердием.

Вопрос об отношении автора к Луке весьма сложен. Известно, что писатель не раз называл его жуликом, святошей и пройдохой. Да, действительно, свое сострадание Лука выражает в своеобразной форме - в форме лжи, красивой сказки. Но ложь его не бытовая, ее порой даже можно назвать высокой. Это вид христианской лжи во спасение. Он полагает, что правда слишком страшна для людей, и поэтому хочет приукрасить их существование, привнося в него «золотой сон».

Как бы Горький ни выступал против своего героя, тем не менее, он получился у писателя лучше, мудрее и добрее, чем тот его изначально задумывал. Когда в финале пьесы ночлежники пытаются «судить» Луку, то автор отказывает им в этом: Сатин сразу и бесповоротно пресекает все разговоры.

Таким образом, в пьесе «На дне» М. Горький создает очень интересный и противоречивый образ. С одной стороны, Лука добр и помогает людям не падать духом. С другой стороны, его ложь приводит к тому, что наиболее слабые духом люди не выдерживают, и их возвращение из края мечты в ужас повседневной жизни слишком тяжело переносится ими. Так, например, утрата веры ведет Актера к самоубийству.

Горький, безусловно, стоит на позиции Сатина и осуждает Луку. Однако в пьесе такого прямого осуждения нет. Читателю и зрителю самому предстоит решить вопрос о том, что лучше: правда Сатина или ложь во спасение Луки. А, может быть, истина лежит где-то посредине.

Итак, Лука принимает участие в судьбах брошенных на дно жизни людей. Он в своих речах и поступках старается отвлечь людей от их безрадостной жизни, хотя знает печальный итог каждого из ночлежников. Человечность Луки необходима людям, потому что он пробуждает в людях сочувствие, сострадание, те главные ценности, без которых нельзя называться человеком. Но, конечно же, жалость сама по себе не в состоянии избавить людей от страдания. Необходимы решительные изменения действительности. Поэтому Лука и Сатин не антагонисты, а, скорее, союзники. Лука, как врач, терпеливо и устало лечит истерзанные души, а Сатин - мечтатель, наделенный даром смелой творческой мысли, умеющий видеть далеко и зорко. Но, в отличие от Луки, Сатин не труженик на ниве людских страданий, а созерцатель. Сами по себе люди не интересуют его. Он далек от их страданий. Ему интересна только собственная мысль, вырывающаяся далеко за стены ночлежки.

В школьные годы многим, наверное, довелось познакомиться с произведением уважаемого русского писателя Максима Горького – пьесой “На дне” , без прикрас описывающей всем нам привычные архетипы людей, живущих в российских реалиях.

Несмотря на то, что прошло более века с момента издания драмы, ситуации, которые она затрагивает, остаются актуальными и сейчас.

В этой статье мы детально проанализируем образ персонажа Луки из этой пьесы, ознакомимся с его высказываниями и поговорим об отношении к нему других героев произведения.

Откуда появился странник

не раскрывает тайну происхождения Луки, лишь мимолётно говорится о его скитальческой жизни. У странника нет ни родины, ни хоть какого-то определённого места жительства. Сам он говорит об этом так: “Старику где тепло, там и родина”.

Жители ночлежника также не интересуются прошлым старика, они озабочены своими проблемами и попытками “выйти в люди” , а не влачить существование “на дне” весь остаток жизни.

Анализ характеристик персонажа

Лука предстаёт перед нами в образе мягкосердечного старца , проповедующего добро, любовь, жалость и волю человека творить свою жизнь так, как велит сердце.

От героя прямо-таки исходит аура миролюбивости и понимания, что, безусловно, располагает к нему персонажей пьесы, заставляя их поверить в то, что будущее небезнадёжно и есть шанс исправить своё социальное положение, исполнить мечты и желания.

К каждому, кто волей-неволей оказался в ночлежнике, Лука подбирает нужные слова , каждому даёт надежду и побуждает верить в свои грёзы, какими бы смешными они ни казались себе и окружающим.

Но как бы сладко и утешительно ни звучали слова странника, они были лишь пустыми звуками , отвлекающими ночлежников от житейских невзгод, а не реальной поддержкой, дающей силы выбраться из нищеты и бесславия.

Тем не менее Лука не лжец, он всего лишь искренне жалеет окружающих и подбадривает их, даже если это абсолютно бессмысленно и бесполезно.

Отношения Луки с другими героями пьесы “На дне”

Персонажи относятся к старцу двояко:

  • одни (вор Васька Пепел, Актёр, Анна, Настя, Наташа ) с облегчением рассказывают ему о своей жизни, исповедуются и получают в ответ необходимую жалость, сочувствие и успокаивающие высказывания;
  • другие (картузник Бубнов, Сатин, Барон, Клещ ) не слишком доверяют незнакомцу и разговаривают с ним кратко и скептически.

Одно можно сказать наверняка – никто не остался равнодушным к появлению такой неординарной личности в таком грязном и обречённом месте.

После внезапного исчезновения странника судьба некоторых персонажей кардинально изменилась. Жена слесаря Клеща, Анна, скончалась от туберкулёза, Актёр не смог смириться с безысходностью своей жизни и повесился, Васька Пепел из-за случайного убийства отправился на каторгу в Сибирь, его мечтам о честной жизни с Наташей пришёл конец. Остальные герои продолжали коротать свой срок в ночлежке, но при этом начали задумываться о смысле своего существования, своих поступков и проблемах окружающих.

Притча о праведной земле

Притча Луки рассказывает нам о человеке, который терпел все лишения и страдания земной жизни, веря, что существует праведная земля , где люди живут в прекрасных отношениях, оказывают друг другу помощь и никогда не лгут. Однажды он пошёл к местному знакомому учёному и попросил его показать праведную землю на географической карте. Тот пытался найти искомое, но так и не смог. Тогда человек разозлился, ударил учёного, а затем отправился домой и удавился.

Эта притча будто предопределила роковую судьбу нескольких персонажей – смерть Анны и Актёра, тюремное заключение вора Васьки. Они верили в то, что для них найдётся своя праведная земля, что возможно выбраться из дна, бедности, но этого не произошло. Лука вскоре ушёл, а вместе с ним ушла и надежда, согревающая героев пьесы.

Цитаты

Пьеса “На дне” богата глубокомысленными фразами и высказываниями персонажей, но, пожалуй, самые значимые из них – слова старца Луки.

Вот несколько его цитат, сделать анализ и поразмышлять над которыми стоит каждому прочитавшему пьесу “На дне” Горького:

“А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…”

“Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – чёрненькие, все – прыгают…”

“Ты, девушка, не обижайся… ничего! Где тут, куда нам – мёртвых жалеть? Э, милая! Живых не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем… где тут!”

“Вот, значит, помрёшь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться нечего!”

“…не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чём дело!”

Итог

Образ скитальца Луки у Максима Горького получился очень многогранным и отражающим главные философские вопросы о жизни, любви, принципах и приоритетах человека.

Да и не только Луки – все персонажи так или иначе отражают тех, кто встречается нам в реальной жизни.

Писателю удалось отразить в своём произведении занимательные философские и психологические идеи:

Всё вышеперечисленное немаловажно для верного понимания произведения и просто ситуаций, происходящих с людьми вокруг нас, учит сочувствовать и правильно расставлять жизненные приоритеты.

Драма М. Горького «На дне» создана в 1902 году, сразу после серии романтических произведений 90-х годов, полных бунта против покорности, «гуманизма сострадания». В ней нашли отражение все особенности мировоззрения Горького в этот период: «Смысл жизни - вижу в творчестве, а творчество самодовлеет и безгранично!»; «Бытие и творчество едины суть». Произведение поражает обилием скрытых и явных дискуссий о месте человека в мире, о границах свободы человека и принижающей силе обстоятельств: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский».

Одним из главных действующих лиц в пьесе является Лука, пожилой странник, на некоторое время появляющийся в ночлежке. Ночлежка – место обитания разных людей, которые оказались на дне общества, у которых рухнули мечты, прошлое безвозвратно ушло, а действительность напоминает о себе нищетой и безденежьем. Лука, как и все обитатели этого дома, беден, жизнь его изрядно потрепала, но он готов советом и ласковым словом помочь каждому человеку на своем пути. Его речь подтверждает мягкость характера. Он говорит ласково, утешительно, часто рассказывает притчи и упоминает Христа. Лука не произносит высокопарных фраз, а простыми, понятными всем словами может достучаться до сердца любого человека. Он по-своему понимает поставленную в пьесе проблему: что лучше – истина или сострадание? Для Луки главным является сострадание и утешение, которое он дарит всем обитателям ночлежки. «Человек - все может… Лишь бы захотел…», - думает Лука, и пытается заронить мечту в душу каждого человека.

Умирающей Анне он рисует рай, в котором не будет мучений «земной жизни». Пьющему Актеру он рассказывает о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Вору Ваське он советует уехать в Сибирь и начать жизнь заново. Проститутку Настю, над книжными фантазиями которой все смеются, Лука утешает: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она». Несмотря на явную неправдоподобность этих слов, ночлежники верили страннику, принимали его жалость и верили в реальность желаемого. Интересно в Луке то, что он умел находить в каждом человеке главную струну, которую стоит задеть – и надежда появляется, и ложь становится явью.

Лука, появившись в ночлежке, включается в давно начавшийся спор её обитателей о человеке, о правде и лжи. Его неожиданно активная роль в спорах о природе человека, его праве на счастье, на мечту, спорах, превративших всех в «философов поневоле», резко изменили всю ситуацию в ночлежке. Лука, внес в подвал ноты сострадания, сочувствия, оправдавший право Актера, Насти, Анны на мечты, на молитву. Он разделил всех на два лагеря: «мечтателей» и «скептиков», носителей «злой» правды, тоски, безнадежности. Он взбудоражил и тех, и других, всколыхнул неугасшие надежды в одних и ожесточил других. Как «досочинил» совет Луки о поездке в лечебницу для алкоголиков Актер: «Превосходная лечебница… Мрамор… мраморный пол! Свет… чистота, пища… все - даром! И мраморный пол, да!» Как чутко слушает Луку Пепел, мгновенно изменяя свое представление о Сибири!

Для Луки главным было вселить в человека веру, веру в любое явление, лишь бы оно принесло ему покой и радость. Страннику неважно, существует ли истина, в которую человек верит, на самом деле, ему важно то, что с верой в нее человеку легче жить.

Образ Луки долгое время оценивался критиками однозначно отрицательно. Луку обвиняли в том, что он лжет из корыстных побуждений, что он равнодушен к людям, которых обманывает, наконец, что в момент преступления он исчезает из ночлежки. Но главное обвинение, которое предъявлялось Луке, касалось его позиции по отношению к человеку. Он проповедует жалость, милосердие, которые в прежние годы казались чем-то лишним, даже подозрительным, проявлением примиренчества, отступлением от позиции борьбы с классовым врагом (а врагов в то время видели вокруг себя бесконечно много), милосердие считалось «интеллигентской мягкотелостью», которая недопустима в условиях схватки двух миров. Не принималось в позиции Луки и другое - то, что он не зовет людей к борьбе, к революционным действиям, радикальному изменению жизни, «борьбе за светлое общество».

Пьеса М.Горького "На дне" - новаторское литературное произведение. Только появившись, она произвела очень сильный эффект. С тех пор она не раз вызывала споры - и будет вызывать, потому что слишком широк спектр затронутых автором проблем, на разных этапах исторического развития приобретающих новую актуальность, слишком неоднозначна и противоречива авторская позиция, слишком резко и неприкрыто бытописание. горький максим персонаж лука

К сожалению, долгие годы прочтение пьесы было подчинено идеологическим нуждам. Сложные, философски неоднозначные идеи писателя были искусственно упрощены, превращены в лозунги, взятые на вооружение официальной пропагандой. Слова: "Человек… это звучит гордо!" становились нередко плакатными надписями, почти такими же распространенными, как "Слава КПСС!", а сам монолог Сатина дети заучивали наизусть, правда, предварительно его корректировали, выбрасывая некоторые реплики героя ("Выпьем за человека, Барон!").

И вот сегодня, спустя столетие, пьесу хочется перечитать заново, непредвзято взглянув на ее персонажей, внимательно вдумавшись в их слова и вглядевшись в их поступки.

В центре пьесы - не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей ее безысходностью и правдой для персонажей - людей "дна", или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных и причудливых формах они ни представали. Этот спор начинается задолго до появления в ночлежке Луки и продолжается после его ухода.

Уже в самом начале пьесы Квашня тешит себя иллюзиями, что она - свободная женщина, а Настя - мечтами о великом чувстве, заимствуя его из книги "Роковая любовь". И с самого начала в этот мир иллюзий врывается роковая правда. Не случайно бросает свою реплику Квашня, обращаясь к Клещу: "Не терпишь правды!".

С самого начала пьесы, многое звучит как спор М.Горького с самим собой, со своей прежней идеализацией босяков. В костылевской ночлежке свобода оказывается призрачной - опустившись на "дно", люди не ушли от жизни, она настигает их. И прежнее горьковское желание - рассмотреть в босяках, люмпенах, людей, отторгнутых от нормальной человеческой жизни, прежде всего хорошее - также отступает на второй план.

Эти люди жестоки друг к другу, жизнь сделала их такими. И эта жестокость проявляется прежде всего в том, с какой настойчивостью они разрушают иллюзии других людей, например, Насти, умирающей Анны, Клеща с его надеждой выбраться из ночлежки, начать новую жизнь, Барона, все достояние которого составляют воспоминания о былом величии рода и которому Настя бросает в ожесточении реплики: "Врешь, не было этого!".

В среде этих ожесточенных жизнью людей появляется странник Лука. И с его появлением начавшийся уже спор о человеке, о правде и лжи в его жизни обостряется. Всмотримся внимательнее в образ Луки. Прежде всего отметим, что именно этот персонаж пьесы вызывает наиболее ожесточенные споры, составляет ее драматургический нерв.

Лука утешает людей. Чем можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно ее бывших баронов, актеров, рабочего человека, потерявшего работу, умирающую женщину, которой нечего и вспомнить хорошего о прожитой жизни, потомственного вора? И Лука прибегает к лжи, как к словесному наркотику, как к обезболивающему средству. В обитателей ночлежки он вселяет иллюзии, причем жизненный опыт его таков, что он тонко чувствует людей, знает, что каждому из них важнее всего. И безошибочно нажимает на главный рычаг человеческой личности, обещая Анне покой и отдых на том свете, Актеру - бесплатные лечебницы для алкоголиков, а Ваське Пеплу - вольную жизнь в Сибири.

Зачем врет Лука? Этот вопрос не раз задавали себе читатели и критики, размышляя над горьковской пьесой. Долгое время в трактовках образа Луки преобладали отрицательные оценки, его обвиняли в равнодушии к людям, в корысти (само имя его по созвучию связано со словом "лукавый", а одно из значений этого слова близко к нечистому, к искусителю). Луку обвиняли и в том, что он искушает людей своей ложью, а в качестве главного обвинения называли смерть Актера. В образе горьковского странника искали прежде всего идеологические истоки, его связывали с сектантами, бегунами, с идеями толстовства. Однако если всмотреться в то, что делает Лука, вслушаться в его речи, понимаешь, что механизм его утешительства и проще и сложнее. Он просто не очерствел душою, нельзя не согласиться с оценками, которые дает Луке Сатин: "Он врал… Но это только из жалости к вам".

Лука не просто обманывает, на протяжении пьесы он творит реальное, деятельное добро: утешает перед смертью Анну, пытается усовестить Василису. Именно этот странник предотвращает убийство Васькой Пеплом Костылева. Кстати, Сатин прямо толкает Ваську на убийство: "… и чего ты не пришибешь его, Василий?!" - и далее: "Потом женись на Василисе… хозяином нашим будешь…". И в Сибирь он советует Пеплу уйти поскорее, потому что предвидит: добром это дело не кончится, и предвидение его оказывается правильным. Лука не просто врет актеру, он уговаривает его: "Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись… возьми себя в руки и терпи…" И причина смерти Актера не в иллюзиях, а в их крушении, в прозрении, в сознании невозможности воздержаться и взять себя в руки.

Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро: "Человек может добру научить…" Пока верил человек - жил, а потерял веру и удавился.

Итак, в пьесе, как можно убедиться, главный носитель добра - Лука, он жалеет людей, сострадает им и пытается помочь словом и делом. Авторская позиция в драме М.Горького выражена, в частности, сюжетно. Последнее событие пьесы - смерть Актера - подтверждает слова Луки: поверил человек, затем потерял веру и удавился.

Принято считать, что главным оппонентом Луки в споре о правде является Сатин. Это как будто бы и так, ведь именно он произносит афоризм: "Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!" Однако именно Сатин не только заступается за старика, запрещая плохо говорить о нем, но и произносит свой знаменитый монолог о человеке, воплощая в жизнь идеи Луки. В самом деле, что такое рассуждения, как не словесный наркотик, призванный утешить всех вокруг, во всех вселить иллюзию собственной ценности, вне зависимости от реальных человеческих дел. Недаром именно после монолога Сатина в ночлежке начинается пьяный разгул, и даже глашатай беспощадной и злой правды Бубнов заявляет: "Много ли человеку надо? Вот я - выпил и рад!" И только известие о самоубийстве Актера внезапно прерывает эту картину. Поэтому так многозначно звучат последние слова пьесы, вложенные в уста Сатина: "Эх… испортил песню… дур-рак!".

По-настоящему спорит с Лукой не Сатин, а сам автор пьесы. Именно Горький показывает, что спасительная ложь никого не спасла, что вечно жить в плену иллюзий нельзя, а выход из них и прозрение всегда трагичны, а главное - что человек, живущий в мире утешительной мечты, убаюкивающего обмана, примиряется со своей убогой, беспросветной реальной жизнью. Это приводит его к тому, что он соглашается терпеть - мотив этот звучит в пьесе не раз, например, в словах Анны: "Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!", или в притче о праведной земле - жил человек плохо, но терпел в надежде найти когда-то иную жизнь. Вот этого примирения с жизнью не приемлет М.Горький.

Спор писателя с Лукой - это во многом спор с самим собой. Недаром современники вспоминали, что по своим человеческим качествам М.Горький был во многом близок к этому страннику-утешителю. Недаром он уже в период послереволюционный написал киносценарий "По пути на дно", где под влиянием идеологических догм разоблачил Луку, показал его как кулака, преступного и безнравственного человека. Но сценарий этот оказался творческой неудачей М.Горького, а пьеса "На дне" продолжает жить и сегодня, вызывая многочисленные споры и обретая новую актуальность.

Образ Луки долгое время оценивался в литературоведении однозначно отрицательно. Луку обвиняли в том, что он лжет из корыстных побуждений, что он равнодушен к людям, которых обманывает, наконец, что в момент преступления он исчез из ночлежки. Но главное обвинение, которое предъявлялось Луке, касалось его позиции, его отношения к человеку. Он проповедует жалость, милосердие, которые в прежние годы считались чем-то лишним, даже подозрительным, этаким проявлением примиренчества, отступлением от позиции борьбы с классовым врагом (а врагов видели вокруг себя бесконечно много), милосердие объявлялось "интеллигентской мягкотелостью", которая недопустима в условиях схватки двух миров.

Не принималось в позиции Луки и другое - то, что он не зовет людей к борьбе, к революционным действиям, радикальному изменению жизни. Все это в давние годы считалось вредным и чуждым человеку нового общества, "борцу за светлое общество". Сегодня образ Луки прочитывается во многом иначе, а поводом к этому может послужить просто внимательное, непредвзятое знакомство с горьковской пьесой.

Мне кажется, образ Луки - это образ человека, наделённого личными качествами - такими как доброта, сострадание, чуткость - но совершенно асоциального. Потому он и не зовёт к борьбе. Сам образ жизни Луки - странничество - говорит о том, что нет у него никаких представлений о порядке и обустройстве мира. Лука видит только конкретного человека - и делает для него то, что может. И пусть он может не так много - но иногда довольно и этого. И уж во всяком случае это лучше, чем бездействие. Увы, как часто люди не делают и того что могут. Фактически, Лука воплощает половину лозунга "От каждого - по способностям, каждому - по потребностям!" - то есть он, как может, старается сделать этот мир лучше, как-то облегчить жизнь людей, мимо которых пролегает его путь.

Характеристика Луки в пьесе Горького «На дне».

В пьесе « На Дне» Максим Горький показывает нам жизнь и нравы обитателей ночлежки. Ночлежка – грязный и полутемный подвал. Здесь тесно и душно, но вырваться из этого мирка обитателям ночлежки некуда, они уже давно морально сломлены

Образ Луки у Горького — это самый светлый образ из всех обитателей ночлежки. Сам Горький неоднозначно относится к Луке, но считает его положительным героем. У многих жителей ночлежки появление Луки вызывает раздражение, но кто-то и рад его появлению, например Анна. Лука пытается успокоить ее перед смертью: «Помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться нечего!» Многие считают, что это ложь, но для верующего человека, каковым является Лука, это не ложь, а правда.

Актеру Лука рассказывает о лечебнице, где его излечат от пьянства. Он с состраданием выслушивает всех жителей ночлежки, Настю с её романтическими фантазиями. Лука заведомо говорит неправду, говорит то, что хотят услышать его собеседники. Пусть Лука лжёт, но после разговоров с ним людям становится легче, они обретают веру и надежду. Лука помогает ночлежникам увидеть темные стороны своих душ, но не винит их самих в этом, а винит обстоятельства. У жителей ночлежки нет будущего, они живут сегодняшним днем, у них одна судьба, и они уже не надеются ее изменить. Но приходит Лука, и все так или иначе реагируют на его появление, никто не остается равнодушным. Одни видят в нем проходимца и обманщика, а другие — ласкового и доброго человека.

Ложь Луки иногда вызывает непонимание. Что это за «хорошая сторона Сибирь», куда он предлагает отправиться Пеплу с Наташей? Сибирь — далеко не благодатный край, и путь туда труден. Но не напрасно Пепел, вор с раннего детства, так цепляется за мечту о лучшей жизни в Сибири. Есть в Луке что-то, что заставляет людей доверять ему.

Лука много повидал и испытал на своем веку. Он верит, что всякий человек достоин жалости. Он убедился на своем горьком опыте, что в мире почти не осталось ни правды, ни справедливости.
Лука — удивительный человек. Он улавливает мечты каждого обитателя ночлежки и помогает им осуществиться. У ночлежников уже нет целей в жизни, что так важно для каждого человека. Ключом к пониманию жизненной философии Луки является рассказанная им притча о человеке, который мечтал о праведной земле, где живут хорошие люди. Но оказалось, что этой земли не существует, и он с горя повесился.

Ночлежники считали, что Лука вселил ложную надежду в их души, но он не врал, а лишь поддерживал в них веру в себя, в свои силы и возможности. Но вера оказалась непрочной, и с исчезновением Луки тут же угасла. Все дело в слабости самих героев, в неспособности и нежелании что-либо сделать, чтобы противостоять обстоятельствам, которые обрекают их на существование в ночлежке Костылевых.

К Луке тянутся люди, потому что он всегда им сопереживает. К нему располагает его человеколюбие, его потребность делать добро, стремление помочь нуждающимся, чем только можно. У Луки нет никаких особенных убеждений. Лука умеет становиться эхом других людей. Он — зеркало, в котором отражаются души тех, с кем он беседует. Лука мудр, потому что он не только делится своим опытом, но и впитывает опыт других людей. Людям хочется простой, лёгкой жизни, потому им проще верить сказкам Луки, чем лозунгам Сатина.