Дартс расстояние до мишени. Как открыть пневматический тир? Основные составляющие игры

Пистолет.

Расстояние до мишени: 7 м.

Количество попыток: 3

Старт: звуковой сигнал.

Порядок выполнения:

Порядок оценки: для зачёта спортсмен должен в двух попытках попасть в зону А, имея время не более 1,5 секунды.

Примечание:

Размеры площадок А - 1х1м., картонная мишень на стойке, высота от верхнегокрая мишени до поверхности 1,50 м.

Пистолет .

Мишени: картонная классическая IPSC.

Расстояние до мишени: 7 м.

Количество попыток:2

Стартовая позиция: Стоя, расслабившись, лицом к мишеням на площадке А. Руки свободно расположены вдоль туловища. Оружие заряжено, в кобуре.

Старт: звуковой сигнал.

Окончание упражнения: последний выстрел.

Порядок выполнения:

По звуковому сигналу стрелок производит по мишени шесть выстрелов. Время и значения попаданий записывается в зачетный лист. Далее в такой последовательности производятся следующие две попытки.

Порядок оценки: в зачет идет одна попытка при условии, что фактор попадания (очки делить на время) не меньше 10,0.

Примечание:

Пистолет.

Мишени: 3картонных классических мишени IPSC.

Расстояние до мишени: 10 м.

Количество попыток: 2

Старт: звуковой сигнал.

Окончание упражнения: последний выстрел.

Порядок выполнения:

По звуковому сигналу стрелок разворачивается, извлекает оружие и производит по мишеням шесть выстрелов, по два в каждую. Затем меняет магазин и снова поражает мишени шестью выстрелами по два в каждую. Время и значения попаданий записывается в зачетный лист. Далее в такой последовательности производятся следующие две попытки.

Порядок оценки: в зачет идет одна попытка при условии, что фактор попадания не меньше5,5.

Примечание:

Размеры площадок А - 1х1м., картонная мишень IPSCна стойке, высота от верхнего края мишени до земли 1,50 м.

Например:

При выполнении упражнения «Бил-дрил» стрелок в первой попытки выбил 28 очков за 2.79с фактор попадания 10,0358 , во второй попытке 30 очков за 3.01 фактор попадания 9,9667. Итого первая попытка пошла в зачет с фактором попадания 10.0, вторая попытка в зачет не вошла, так как фактор попадания 9,9

Контрольные упражнения для сдачи норматива

на инструктора 1 категории по практической стрельбе.

Пистолет.

Упражнение № 1 – «Первый выстрел»

Мишени: мишенькартонная класс IPSC.

Минимальное кол-во выстрелов: 1

Расстояние до мишени: 10м.

Количество попыток: 3

Стартовая позиция: Стоя, расслабившись, лицом к мишеням на площадке А. Руки свободно расположены туловища. Оружие заряжено, в кобуре.

Старт: звуковой сигнал.

Окончание упражнения: последний выстрел.

Порядок выполнения:

По звуковому сигналу стрелок производит один выстрел по мишени. Время и значение попадания записывается в зачетный лист. Далее в такой же последовательности производятся следующие две попытки.

Порядок оценки: Для зачёта спортсмен должен в двух попытках попасть в зону А за время не более 1,5 секунды.

Примечание:

Размеры площадок А - 1х1м., картонная мишень IPSCна стойке, высота от нижнего края мишени до поверхности 1,50 м.

Пистолет.

Упражнение № 2 – «Билл Дрилл»

Мишени: картонная классическая IPSC.

Минимальное кол-во выстрелов: 6.

Расстояние до мишени: 7 м.

Количество попыток: 2

Стартовая позиция: Стоя, расслабившись, лицом к мишеням на площадке А. Руки свободно расположены вдоль туловища. Оружие заряжено, в кобуре.

Старт: звуковой сигнал.

Окончание упражнения: последний выстрел.

Порядок выполнения:

По звуковому сигналу стрелок производит по мишени шесть выстрелов. Время и значение попадания записывается в зачетный лист. Далее в такой последовательности производятся следующие две попытки.

Порядок оценки: в зачет идет одна попытка при условии, что фактор попадания не меньше 10,9.

Примечание:

Размеры площадок А - 1х1м., картонная мишень IPSCна стойке, высота от верхнего края мишени до поверхности 1,50 м.

Пистолет.

Упражнение № 3 – «Эль – президент»

Мишени: 3картонных мишени класс IPSC.

Минимальное кол-во выстрелов: 12.

Расстояние до мишени: 10 м.

Количество попыток: 2

Стартовая позиция: Стоя, расслабившись, спиной к мишеням на площадке А. Руки подняты вверх, кисти рук выше уровня плеч. Оружие заряжено, в кобуре.

Старт: звуковой сигнал.

Окончание упражнения: последний выстрел.

Порядок выполнения:

По звуковому сигналу стрелок разворачивается, извлекает оружие и производит по мишеням шесть выстрелов, по два в каждую. Затем меняет магазин и снова поражает мишени шестью выстрелами по два в каждую. Время и значение попадания записывается в зачетный лист. Далее в такой последовательности производятся следующие две попытки.

Порядок оценки: в зачет идет одна попытка при условии, что фактор попадания не меньше 6.0.

Примечание:

Размеры площадок А - 1х1м., картонная мишень IPSCна стойке, высота от верхнего края мишени до земли 1,50 м.

Расстояние между мишенями от края одной мишени, до края другой мишени 1,0 м.

Фактор попадание при подсчете определяется до 4 знаков после запятой и в зачет идет значение до десятой, без каких либо округлений.

Например:

При выполнении упражнения «Бил-дрил» стрелок в первой попытки выбил 28 очков за 2.55с фактор попадания 10,9803 , во второй попытке 30 очков за 2.76 фактор попадания 10,8685. Итого первая попытка пошла в зачет с фактором попадания 10.9, вторая попытка в зачет не вошла, так как фактор попадания 10.8

Контрольные вопросы для сдачи теоретического экзамена

1.Дисциплины, по которым проводятся соревнования по практической стрельбе.

2.Модифицированный, открытый, стандартный, упрощенный классы оружия. Пистолет, револьвер.

3.Модифицированный, открытый, помповый стандартный классы оружия. Ружьё.

4.Открытый, стандартный классы оружия. Карабин.

5.Основные принципы проектирования соревнований по практической стрельбе.

6.Виды упражнений, которые могут включаться в соревнования по практической стрельбе.

7.Баланс длинных, средних и коротких упражнений в соревнования по практической стрельбе.

8.Санкционирование соревнований по практической стрельбе.

9.Основные правила построения упражнений для соревнований по практической стрельбе.

10.Критерии построения упражнений для соревнований по практической стрельбе. Препятствия, туннели, укрытия, декорации и реквизит.

11.Внесение изменений в конструкцию упражнения, в том числе, в ходе соревнования.

12.Зоны безопасности. Действия, разрешенные и запрещенные в зонах безопасности.

13.Зоны разряжания и заряжания. Действия, разрешенные и запрещенные в этих зонах.

14.Брифинги упражнений. Их содержание, способы проведения. Действия судьи на упражнении при проведении брифинга.

15.Виды мишеней, используемых в практической стрельбе. Картонные, металлические, разбивающиеся, пластиковые. Штрафные мишени. Основные требования к ним.

16.Права участника соревнований по внесению изменений в оборудование, поверхность упражнения.

17.Калибры типов оружия, которые используются в практической стрельбе в официальных соревнованиях. Основные требования к оружию.

18.Основные виды прицельных приспособлений, применяемых в оружии для практической стрельбы. Разделение по классам оружия.

19.Правила замены составных частей оружия в процессе соревнований по практической стрельбе.

20.Контроль фактора мощности патронов. Порядок проведения.

21.Правила хранения и переноски оружия во время соревнований.

22.Требования к кобуре пистолета, револьвера.

23.Использование дульных сужений при стрельбе из ружья. Ограничения.

24.Одежда стрелка практической стрельбы. Основные требования.

25.Защита органов зрения и слуха. Права и обязанности участников соревнований и судей в вопросах их применения.

26.Ответственность стрелка за применяемые патроны. Основные требования к применяемым пулям, дробовым снарядам, внешнему виду и геометрическим параметрам патронов.

27.Фактор мощности. Минор, мажор. Порядок его определения для различных видов оружия. Определения скорости полета снаряда. Калибровочные патроны.

28.Порядок тестирования патронов участников соревнований. Подсчет очков после окончания тестирования.

29.Задержки при стрельбе. Порядок их устранения во время выполнения упражнения в процессе соревнований. Действия судьи в случае подозрения, что оружие и патроны стрелка не безопасны.

30.Официальные патроны соревнования. Возможность их тестирования участником соревнований.

31.Структура соревнования. Основные определения.

32.Классы и дисциплины на соревновании. Ограничения по признанию.

33.Региональные команды на соревнования различного уровня. Основные принципы подсчета очков.

34.Статус участника соревнования и порядок его аккредитации.

35.Основные принципы формирования групп участников соревнований. Прематч.

36.Основные официальные лица соревнования. Их обязанности и ответственность.

37.Дисциплинарные взыскания, применяемые к официальным лицам соревнования.

38.Положение готовности оружия. Заряжено, разряжено. Пистолет, револьвер.

39.Положение готовности оружия. Заряжено, разряжено. Ружьё, карабин.

40.Положение готовности стрелка. Пистолет, револьвер.

41.Положение готовности стрелка. Пистолет, револьвер.

42.Команды, подаваемые стрелку на стрельбище, в тире. Действия стрелка по этим командам.

43.Вмешательство в действия стрелка, помощь ему во время выполнения упражнения в процессе тренировки и соревнования.

44.Порядок ознакомления с упражнением участника соревнований.

45.Порядок оценки итогов стрельбы, определение зоны поражения и подсчета очков.

46.Методы подсчета очков. «Вирджиния», «Комсток», «Зачетное время».

47.Подсчет и значение баллов и штрафов. Основные положения.

48.Счетная политика. Пистолет, ружьё, карабин. Основные положения.

49.Проверка правильности подсчета очков, результатов попадания. Разрешение спорных моментов.

50.Зачетные листы. Порядок их заполнения и оформления.

51.Ответственность за правильность подсчета очков.

52.Правила подсчета очков на движущихся мишенях.

53.Официальное время. Порядок его замера. Программы подсчета очков, принятые в МКПС.

54.Штрафы, применяемые к стрелкам на соревнованиях. Процедурные штрафы. Привести примеры.

55.Дисквалификация стрелка во время соревнований. Общие правила.

56.Дисквалификация стрелка во время соревнований. Случайный выстрел.

57.Дисквалификация стрелка во время соревнований. Небезопасное обращение с оружием.

58.Дисквалификация стрелка во время соревнований. Неспортивное поведение.

59.Дисквалификация стрелка во время соревнований. Запрещенные вещества.

60.Арбитраж и интерпретация правил. Порядок подготовки и подачи протеста.

61.Арбитражный комитет. Его состав и основные задачи.

62.Арбитражный комитет. Вердикт и последующие действия.

63.Официальный язык МКПС Его приоритет.

64.Соревнования ОСОО «ФПСР». Признание.

65.Калибровка мишеней. Основные правила.

66.Отнесение оружия к определенному классу. Основные правила. Пистолет.

67.Отнесение оружия к определенному классу. Основные правила. Ружье.

68.Отнесение оружия к определенному классу. Основные правила. Карабин.

69.Основные требования к пистолетным патронам, применяемым в практической стрельбе.

70.Основные требования к ружейным патронам, применяемым в практической стрельбе.

71.Основные требования к патронам к карабину, применяемым в практической стрельбе.

72.Дуэльная стрельба. Основные принципы. Распределение участников.

73.Усилие спуска. Тестирование. Пистолет.

Примечание: теоретический экзамен считается сданным при более 75% правильных ответах.


Выделяют основные игры в дартс, которые идеально подойдут для начинающих и профессионалов. Среди великого разнообразия выделяется одна наиболее популярная под названием «501».

Обратите внимание! Существуют игры, которые предполагают наличие команды и одиночное состязание. Важно точно распределить очки между определённым количеством участников.

Чаще всего в непрофессиональных состязаниях используют всего несколько наиболее простых видов игр данного типа. А ещё чаще лучший в состязании определяется благодаря банальной меткости – кто максимально близко попадёт в яблочко. Особой популярностью пользуются такие интерпретации:

Название игры Правила Особенности
«501» Каждый участник делает три броска, каждый из которых приводит к списанию очков.

Победителем становится тот, кто первым получит ноль по списанию.

Играть можно один на один или группой. В зависимости от количества игроков, определяется начальное количество очков.
Булл Считается игрой-разминкой. Игроки по очереди бросают дротики в цель.

В начале устанавливается определённое максимальное количество очков. Засчитываются попадания в центр или зелёный сектор.

Обычно попадание в цент оценивается в 50 очков, а в зелёное кольцо -25. Количество бросков не ограничено.
Американский крикет Поочерёдно нужно закрыть сектора от 15 до 20 и булл. Сектор считается закрытым, если попадание осуществилось три раза подряд. Играть можно вдвоём или устроить соревнование между целыми командами.
Большой раунд Производится три броска из сектора 1 в сектор 20. Естественно, попасть нужно и в центр. Игра может быть самостоятельной, используется для тренировки на меткость. Используется для игры с соперником.
7 жизней Принцип игры похож на «501». Игроков может быть бесконечно много.
Крикет Выбираются определенные секторы и центр, которые требуется закрыть. Закрытие производится в результате трёхкратного попадания в одну ячейку. Количество игроков должно быть обязательно парным. Производится игра и парами.

Как считать очки?

Так как разнообразие игр в дартс велико, то и подсчёт очков будет производится по-разному. Как считать очки в каждой из выше представленных игр? В каждом из случаев важно учитывать количество тех, кто берёт участие в «турнире».

Важно! Кроме количества игроков, важно учитывать и остальные особенности — расстояние до мишени, как размечена сама мишень.

Лучше, если суммировать очки или судить игру будет человек, который не принимает участия в данном соревновании, так он не будет отвлекаться.

В соответствии с правилами, подсчёт осуществляется по следующим правилам:

  • «501 » — очки подсчитываются в соответствии с попаданием во все сектора. Существуют особые сегменты, которые служат как способы удвоения и утроения очков. После трёх попаданий очки суммируются и вычитаются из первоначального результата.
  • Булл – подсчёт очень прост. Булл насчитывает 50 очков, а зелёный сектор – 25. После бросков набранное количество складывают и определяют победителя.
  • Американский крикет – при попадании в сектор, который ещё не закрыт у соперника, то везунчику отдают очки. Даже если у самого игрока этот сектор удачно закрыт. Иногда это правило не используется – по согласию двух игроков.
  • Большой раунд – при попадании в определённый сектор, это количество умножается на его номер. После каждого круга очки обязательно суммируются и выводится общий результат.
  • 7 жизней – при наборе того же количества очков или в случае их недобора, то одна «жизнь» вычитается. В случае максимального количества набора очков за один подход – «жизнь» сохраняется.
  • Крикет – сначала нужно закрепить номер за собой, что осуществляется посредством трёхкратного попадания в один сектор. Если присвоение номера осуществилось удачно, то он может стать сектором для удвоения или утроения результата.

    Если попадать в сектор соперника, то очки начисляются по тому же принципу и в том же количестве. Что и по сектору игрока.

Чтобы не сбиться в подсчётах, лучше вести записи. Особенно это актуально, если игра производится в групповом чемпионате или игроков очень много. Чтобы просто развлечься лучше играть в Булл, здесь расчёты максимально простые.

История игры

История данной увлекательной игры имеет множество различных интерпретаций. Считается, что играть в данную игру начали именно в Великобритании приблизительно два-три столетия назад.

Изначально, игра представляла собой метание стрел в дно перевёрнутого бочонка. Местом проведения таких турниров стали пабы.

Со временем игра совершенствовалась:

  • Изначально формировалась разметка мишени, в соответствии с которой можно вести подсчёт полученных очков.
  • С годами выработалась система судейства, благодаря которой можно легко подсчитать результат всей игры и ограничить правила.
  • Разрабатывались несколько интерпретаций одной игры, в соответствии с которыми разработалась схема оценивания.
  • Усовершенствование инвентаря, ставшего совершенно мобильным и простым. Вместо стрел используются дротики, а бочонок заменила сизалевая мишень.

В современном мире метание дротиков в мишень может размещаться в любом баре, офисе, дома. Благодаря мобильности приспособлений их можно постоянно перемещать и даже браться собой в дорогу.

Важно! Стоимость профессионального инвентаря обычно не превышает 100-120 долларов за полноценный набор. Благодаря такой доступности этот вид спорта становится популярным во многих странах Мира.

Плюс данной игры в том, что научиться играть в дартс можно в любом возрасте. В течении 1-2 лет можно полностью освоить и даже преуспеть в игре на меткость. Участие в турнирах высокого уровня также досягаемы – можно подать заявку и поучаствовать в них без особых трудностей.

Полезное видео

    Похожие записи

Дартс зародился на Британских островах несколько столетий назад.

Изначально мишень для дартс называлась butt , в переводе с английского — тренировочное поле для стрельбы из лука, а butt происходит от французского but , обозначающее цель .

Вероятнее всего, что игра возникла в военном обществе, в качестве снарядов солдаты использовали обрезанные стрелы, а для мишени — дно бочки или ствол дерева.

В случае со стволом дерева, образующиеся трещины от стрел расходились и образовывали области — «сектора». В современном соревновательном дартсе используется разметка, предложенная в 1896 году плотником Ланкаширом Брайаном Гамлингом.

Основные составляющие и правила для игры в дартс

Классическая мишень имеет круглую форму. Её область поделена на двадцать секторов и маленький центральный круг bull , отделённых металлической проволокой. В большинстве своём мишени изготавливают из сизаля (спрессованные волокна агавы), производство которого сосредоточено в Кении и Китае.

Фото 1. Классическая мишень для игры в дартс. Снаряд разделен на 20 секторов, которые обозначены черным или белым цветом.

Основная отличительная характеристика мишеней — форма разделительной проволоки, она бывает:

  • Обычная круглая. Такие модели имеют большой процент отскока при попадании.
  • Трёхгранная. При попадании дротики съезжают в ближайший сектор.
  • Тонкая: выделяется меньшим шансом отскока, используется в профессиональном дартсе.

Стандартные габариты:

  • Ширина колец «треблов» и «даблов» 8 мм .
  • Диаметр «яблочка» 12,7 мм .
  • Внешний диаметр центрального кольца 19,1 мм .
  • От яблочка до внутренней проволоки «даблов» 162 мм .
  • От яблочка до внутренней проволоки «треблов» 99 мм .
  • Диаметр всей мишени 451 мм (допустимое отклонение 10,0 мм ).
  • Толщина разделительной проволоки 1,5 мм .

Дротики для дартса отличаются по материалу, весу, форме оперения и другим характеристикам. Тело дротика изготавливается из следующих металлов:

  • латунь;
  • никель;
  • серебро;
  • вольфрам.

Фото 2. Два дротика для игры в дартс. Изделия отличаются длиной наконечника и барреля, формой оперения.

Основные части: наконечник, баррель, хвостовик и оперение. В классическом дартсе наконечник представляет собой металлический стержень, а в электронном — имеет вид затупленной иглы. Центральная часть — баррель, самая тяжёлая и определяет траекторию полёта снаряда. В задней части расположены хвостовик и оперение, они изготавливаются из нейлона и различаются по длине.

Характеристики дротика:

  • Максимальная длина дротика — 30,5 см.
  • Максимальная масса — 50 гр.

Установка мишени: высота от пола, расстояние до линии броска

Для начинающих дартсменов, в силу малой точности, установка мишени потребует большого пространства: 1 метра в ширину и 3 метра в длину .

Правила установки:

  • Высота от пола до центра — 173 см.
  • Длина от лицевой проекции мишени до линии броска — 237 см , то есть нужно принять во внимание толщину изделия и отступить соответствующее расстояние.
  • При соблюдении первых двух пунктов, диагональное расстояние от яблочка до линии броска — 293,4 см.
  • Двадцатый сектор должен быть темнее соседних и находиться на 12 часах.

Внимание! Необходимо не забывать о защитных приспособлениях от неточных бросков — защитных колец и кабинетов для мишени.

Как кидать дротики, с какого расстояния играют на соревнованиях

Несмотря на наличие огромного разнообразия в видах игр в дартс: крикет, раунд, большой раунд, раунд удвоений, булл и так далее, большие значимые соревнования проводятся только при игре в 301/501 , точнее, в 501 . Самые известные и популярные турниры — BDO World Darts Championship, PDC World Darts Championship.

Основные пункты в правилах гласят:

  • Кидают дротики таким образом, чтобы острие иглы было обращено в сторону мишени. При несоблюдении этого правила бросок не засчитывается, даже при попадании в цель.
  • Запрещается совершать повторный бросок снаряда , рикошетом отскочивший или выпавший из мишени.
  • Чтобы закончить лег, игрок должен обязательно попасть в удвоение последним броском.
  • Правило сгорания очков: если в серии из трёх бросков игрок набрал больше очков, чем у него осталось, либо не закрывает лег удвоением, то набранные очки в этом подходе не засчитываются.
  • 1,73 метра — высота крепления мишени, которая отсчитывается от пола по вертикали до центра «яблочка».
  • 2,37 метра — минимально допустимое расстояние для произведения броска. Оно отмеряется по прямой линии, перпендикулярной плоскости мишени, отсчитываемой от проекции цифирной стороны цели.

Простой метод определения расстояния до объекта

На рисунке ниже вы видите прицельную сетку Rangefinder , или как ее называют в народе – "арбалетная сетка". Прицелы, с данным видом прицельной сетки, получили большую популярность среди владельцев оружия с оптическими прицелами. Удобная шкала вычисления расстояний и одновременно вспомогательные перекрестья позволяют очень точно вычислять расстояние до цели, внося определенные корректировки. На рисунке хорошо видно, каким образом можно определять расстояние до цели на примере оптического прицела 4х32.

Стоит отметить, что настройку и предварительную калибровку каждого прицела необходимо проводить отдельно. Делать это нужно следующим образом:
- возьмите «эталон» с размером по вертикали и горизонтали 50 см. (например картонную коробку),
- выставьте кратность прицела на 4 (если у вас прицел с переменной кратностью) и взгляните на «эталон» через оптический прицел с расстояния в 30 м. Обычно на таком расстоянии 0,5 метра ширины помещается между кривыми на уровне центрального перекрестья.

Если «эталон» не помещается между кривыми или наоборот намного меньше, то нужно изменить расстояние до мишени, пока не добьетесь нужного результата. Запомните это расстояние, или лучше всего сделайте себе пометку, что бы потом когда будет нужно, вы могли бы быстро вычислить расстояние до цели.

Таким же образом находим расстояния соответствующие всем остальным прицельным маркам на сетке. После этого уже можно начинать пристреливать прицел. «Почему же не наоборот?» - спросите вы. Да потому, что легче пристрелять прицел по уже известным расстояниям. Теперь, взглянув на объект охоты через оптический прицел, вы точно будете знать расстояние до цели.

Такие прицелы можно устанавливать на пневматическом и на огнестрельном оружии.

Для приближенного определения расстояния снайпер, или стрелок может применять следующие также простейшие способы.

Глазомерный способ определения расстояния до мишени



Чтобы поразить цель с первого выстрела, необходимо знать расстояние до нее. Это необходимо для правильного определения величины поправок на боковой ветер, температуру воздуха, атмосферное давление и, главное, для установки правильного прицела и выбора точки прицеливания.

Умение быстро и точно определять расстояние до неподвижных, движущихся, а также до появляющихся целей является одним из основных условий успешной работы снайпера.

Рис. Пропорциональное восприятие снайпером цели сеткой прицела ПСО-1 для выработки автоматических навыков в определении дальности

Основной, самый простой и быстрый, наиболее доступный снайперу в любых условиях боевой обстановки. Однако достаточно точный глазомер приобретается не сразу, он вырабатывается путем систематической тренировки, проводимой в разнообразных условиях местности, в различное время года и суток. Чтобы развить свой глазомер, необходимо чаще упражняться в оценке на глаз расстояний с обязательной проверкой их шагами и по карте или каким-либо другим способом.

Прежде всего, необходимо научиться мысленно представлять и уверенно различать на любой местности несколько наиболее удобных в качестве эталонов расстояний. Начинать тренировку следует с коротких расстояний (10, 50, 100 м). Хорошо освоив эти дистанции можно переходить последовательно к большим (200, 400, 800 м) вплоть до предельной дальности действительного огня снайперской винтовки. Изучив и закрепив в зрительной памяти эти эталоны, легко можно сравнить с ними и оценивать другие расстояния.

В процессе такой тренировки основное внимание следует обращать на учет побочных явлений, которые влияют на точность глазомерного способа определения расстояний:
1. Более крупные предметы кажутся ближе мелких, находящихся на том же расстоянии.
2. Более близко расположенными кажутся предметы, видимые резче и отчетливее, поэтому:
- предметы яркой окраски (белой, желтой, красной) кажутся ближе, чем предметы темных цветов (черного, коричневого, синего),
- ярко освещенные предметы кажутся ближе слабо освещенных, находящихся на том же расстоянии,
- во время тумана, дождя, в сумерки, в пасмурные дни, при насыщенности воздуха пылью наблюдаемые предметы кажутся дальше, чем в ясные солнечные дни,
- чем резче разница в окраске предметов и фона, на котором они видны, тем более уменьшенными кажутся расстояния до этих предметов; например, зимой снежное поле как бы приближает все находящиеся на нем более темные предметы.

3. Чем меньше промежуточных предметов находится между глазом и наблюдаемым предметом, тем этот предмет кажется ближе, в частности:
- предметы на ровной местности кажутся ближе,
- особенно сокращенными кажутся расстояния, определяемые через обширные открытые водные пространства, противоположный берег всегда кажется ближе, чем в действительности,
- складки местности (овраги, лощины), пересекающие измеряемую линию, как бы уменьшают расстояние,
- при наблюдении лежа предметы кажутся ближе, чем при наблюдении стоя.

4. При наблюдении снизу вверх, от подошвы горы к вершине предметы кажутся ближе, а при наблюдении сверху вниз - дальше.

Видимость предметов на различных дистанциях:

Дистанция (км) Предмет
0,1 Черты лица человека, кисти рук, подробности снаряжения и вооружения. Обвалившаяся штукатурка, архитектурные украшения, отдельные кирпичи строений. Форма и цвет листьев, кора стволов деревьев. Нити проволочного заграждения и личное оружие: пистолет, ракетница.
0,2 Общие черты лица, общие детали снаряжения и вооружения, форма головного убора. Отдельные бревна и доски, разбитые окна строений. Листья деревьев и проволока на опорах проволочного заграждения. Ночью - зажженные сигареты.
0,3 Овал лица человека, расцветка одежды. Детали строений: карнизы, наличники, водосточные трубы. Легкое пехотное оружие: винтовка, автомат, ручной пулемет.
0,4 Головной убор, одежда, обувь. Живая фигура в общих чертах. Переплеты рам в окнах строений. Тяжелое пехотное оружие: АГС, миномет, станковый пулемет.
0,5-0,6 Контуры живой фигуры - чётко, различимы движения рук и ног. Крупные детали строений: крыльцо, забор, окна, двери. Сучья деревьев. Опоры проволочного заграждения. Легкая артиллерия: СПГ, ЗУ, БО, тяжелый миномет.
0,7-0,8 Живая фигура - общий контур. Печные трубы и чердачные окна строений различимы. Большие сучья деревьев. Грузовые а/м, боевые машины и танки, стоящие на месте.
0,9-1,0 Очертания живой фигуры - трудно различимы. Пятна окон строений. Нижняя часть ствола и общий контур деревьев. Телеграфные столбы.
2,0-4,0 Небольшие отдельные дома, ж/д вагоны. Ночью - зажжённые фонари.
6,0-8,0 Заводские трубы, скопления небольших домов, большие отдельные постройки. Ночью - зажженные фары.
15,0-18,0 Большие колокольни и большие башни.


Определение расстояния до цели по угловым размерам

Определение расстояния до цели по угловым размерам возможно, если известна наблюдаемая линейная величина (высота, ширина или длина) предмета, до которого определяется расстояние. Способ сводится к измерению угла в тысячных, под которым виден этот предмет.

Тысячная является 1/6000 частью кругового горизонта, увеличивающейся в ширину прямо пропорционально увеличению дистанции до точки отсчета, каковой является центр круга. Для тех, кому трудно понять, запомните, что тысячная на расстоянии:

· 100 м = 10 см,

· 200 м = 20 см,

· 300 м = 30 см,

· 400 м = 40 см и т.д.

Зная примерные линейные габариты цели, либо ориентира в метрах и угловую величину этого объекта можно определить расстояние, используя формулу тысячной:Д = (В х 1000)/У ,
где Д - дистанция до цели
1000 - постоянная неизменяемая математическая величина, присутствующая всегда в этой формуле
У - угловая величина цели, то есть, говоря проще, сколько однотысячных делений на шкале оптического прицела или другого прибора займет цель
В - метрическая (то есть в метрах) известная ширина или высота цели.

К примеру, засечена цель. Необходимо определить до нее расстояние. Каковы действия?
1. Измеряем угол цели в тыс.
2. Габарит предмета, находящегося рядом с целью в метрах, умножаем на 1000
3. Полученный результат делим на измеренный угол в тыс.

Метрические параметры некоторых объектов составляют:

Шкалы имеющихся на вооружении открытых прицелов, оптических прицелов и оптических приборов отградуированы в тысячных и имеют цену деления:

Прицелы ПСО


Монокуляры, бинокли, перископы и трубки разведчика


Открытый винтовочный прицел

Таким образом, для определения расстояния до объекта при помощи оптики необходимо разместить его между делениями шкалы прицела (прибора) и, узнав его угловую величину, подсчитать расстояние, используя приведенную выше формулу.

Пример , нужно определить расстояние до цели (грудная или ростовая мишень), которая поместилась в один маленький боковой отрезок шкалы оптического прицела ПСО-1.

Решение , ширина грудной или ростовой мишени (пехотинец в полный рост), равна 0,5 м. По промерам при помощи ПСО-1 цель закрывается одним делением шкалы боковых поправок, т.е. углом 1 тысячная.
Следовательно: Д=(0,5 х 1000)/1=500м.


Измерение углов подручными средствами

Для измерения углов с помощью линейки необходимо держать ее перед собой, на расстоянии 50 см от глаза, тогда одно ее деление (1 мм) будет соответствовать 0-02.
Точность измерения углов этим способом зависит от навыка в вынесении линейки точно на 50 см от глаза. В этом можно натренироваться с помощью веревки (нитки) такой длины.
Для измерения углов подручными предметами можно использовать палец, ладонь или любой подручный небольшой предмет (спичечную коробку, карандаш, 7,62 мм снайперский патрон), размеры которого в миллиметрах, а следовательно, и в тысячных известны. Для измерения угла такая мерка также выносится на расстояние 50 см от глаза, и по ней путем сравнения определяется искомая величина угла.

Угловые величины некоторых предметов составляют:

Приобретя навыки в измерении углов, следует переходить непосредственно к определению расстояний по измеренным угловым размерам предметов.
Определение расстояний по угловым размерам предметов дает точные результаты лишь при условии, если хорошо известны действительные размеры наблюдаемых предметов, и угловые измерения производятся тщательно с помощью измерительных приборов (бинокля, стереотрубы).