Общая схема проведения занятий по лыжной подготовке остается такой же, что и в предыдущих классах. Обучение элементам лыжной подготовки строиться с учетом возросших функциональных возможностей организма учащихся. Для этого постепенно увеличивается длина дистанций, проходимых с равномерной и переменной интенсивностью преимущественно на среднепересеченной местности. Чаще, чем в средних классах, применяются эстафеты и различные соревнования (табл. 20).
Паузы, возникающие во время отдыха, заполняются малоинтенсивными упражнениями, с закреплением ранее изученной техники передвижения на лыжах. Для этого используются спуски с гор, отработка элементов техники лыжных ходов в медленном темпе, обращается особое внимание на координацию движений и правильность их выполнения.
Интервалы отдыха после интенсивной работы устанавливаются таким образом, чтобы частота пульса снизилась примерно до 130 уд./мин. Скорость, увеличивается не сразу, она повышается постепенно от урока к уроку. Учитель указывает учащимся на конкретные участки дистанции, где необходимо повысить скорость.
Учащихся учится равномерно распределять силы для прохождения всей дистанции, что позволит улучшить функциональные возможности их организма. Программный материал по лыжной подготовке Табл 20
Основная направленность |
||||
На освоение техники лыжных ходов |
Переход с одновременных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий. Прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 6 км (юноши) |
Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование и др. Прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 8 км (юноши) |
1.4.6. Элементы единоборств
В средней школе учащиеся закрепить ранее освоенные, а также изучают новые приемы борьбы лежа и стоя. Результатом обучения и критерием обученности является умение вести учебную схватку (табл. 21). Как и в 8-9 классах, широко применяется материал по видам единоборств для разностороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движения) и кондиционных (силовых, силовой выносливости, скоростно-силовых) способностей. В этот период усиливается сопряженное совершенствование сложной техники единоборства и развитие соответствующих координационных и кондиционных способностей.
Освоение программного материала, содержащее элементы единоборств, осуществляется в сочетании с другими разделами программы, прежде всего гимнастики. Учитывая ограниченность времени, выделяемого на базовую часть для глубокого освоения этого вида, используются внеклассные и самостоятельные занятия. Наряду с юношами раздел единоборств осваивают и девушки, проявившие к этому интерес. Таблица 21
Программный материал по элементам единоборств
Основная направленность |
|||||
На освоение техники владения приемами |
Приемы самостраховки. Приемы борьбы лежа и стоя. Учебная схватка |
||||
На развитие координационных способностей |
Пройденный материал по приемам единоборства, подвижные игры типа «Сила и ловкость», «Борьба всадников», «Борьба двое против двоих» и т. д. |
||||
На развитие силовых способностей и силовой выносливости |
Силовые упражнения и единоборства в парах |
||||
На знания о физической культуре |
Самостоятельная разминка перед поединком. Правила соревнований по одному из видов единоборств. Влияние занятий единоборствами на развитие нравственных и волевых качеств. Техника безопасности. Гигиена борца |
||||
На освоение организаторских умений |
Умение судить учебную схватку одного из видов единоборств |
||||
Самостоятельные занятия |
Упражнения в парах, овладение приемами страховки, подвижные игры. Самоконтроль при занятиях единоборствами |
1.4.7. Плавание
В нашей школе есть условия для проведения уроков плавания и поэтому, продолжается этап углубленного закрепления пройденного материала, направленного на приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде. Одновременно с этим включаются новые элементы по освоению прикладного плавания (табл. 22),обучение проводится, соблюдая правила безопасности.
С девушками и юношами, которые в силу ряда причин не освоили навыки плавания, использовать программный материал предыдущих классов. Организуются дополнительные занятия во внеурочное время. Учащиеся, достигшим хороших результатов, можно получают задания по овладению плаванием всеми спортивными способами. Разнообразят материал элементами фигурного плавания (для девушек), водного поло (для юношей), включаются игры и эстафеты на воде.
В 10-11 классах усиливается акцент на использование водных процедур и занятий плаванием для укрепления здоровья и для закаливания, на формирование умений осуществлять закаливающие процедуры с дошкольниками и младшими школьниками Таблица 22 . Программный материал по плаванию
Основная направленность |
10-11 классы |
На закрепление изученных способов плавания |
Плавание изученными спортивными способами |
На освоение плавания прикладными способами |
Плавание на боку, брассом, на спине. Плавание в одежде. Освобождение от одежды в воде |
На развитие выносливости |
Плавание в умеренном и попеременном темпе, до 600 м. Проплывание отрезков 25-100 м по 2-6 раз |
На развитие координационных способностей |
Специально подготовительные, общеразвивающие и подводящие упражнения на суше. Элементы и игра в водное поло (юноши), элементы фигурного плавания (девушки) |
На знания о физической культуре |
Биомеханические особенности техники плавания. Правила плавания в открытом водоеме. Доврачебная помощь пострадавшему. Техника безопасности при занятиях плаванием в открытых водоемах и в бассейне |
На овладение организаторскими способностями |
Выполнение обязанностей судьи. Основы методики и организации занятий с младшими школьниками |
Самостоятельные занятия |
Упражнения по совершенствованию техники плавания и развитию двигательных способностей. Самоконтроль при занятиях плаванием |
1.5. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Материал вариативной части, связанной с региональными и национальными особенностями, и время на его освоение определяют республиканские и областные органы образования. Другую составляющую вариативной части определяет сам учитель по согласованию с дирекцией школы. При выборе материала вариативной части предпочтение было отдано спортивным играм, так, как игры оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся, и, кроме того, исторически сложилось в нашем районе именно развитие таких спортивных игр, как волейбол, баскетбол. Немалую популярность и универсальность по всесторонне развивающему физическому воздействию имеют такие игры, как, «Русская лапта», футбол, бадминтон, настольный теннис. Все эти игры нашли свое место в вариативной части программного материала.
ЧАСТЬ II
ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ
В части II программы представлены цели и задачи, содержание, организационно-методические указания физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.
К ним относятся: гимнастика до учебных занятий, физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах.
Учащиеся 10-11 самостоятельно проводят гимнастику до учебных занятий с учащимися 1-7 классов.(Подробнее см. материал части II для 5-9 классов данной программы.)
ЧАСТЬ III . ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Данный раздел программы объединяет содержание внеклассных форм физического воспитания: в спортивных секциях, группах общей физической подготовки. Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом пола и интересов.
Для спортивных секций материал по общей физической подготовке является единым. Материал по специальной физической подготовке представлен в программе отдельно по основным видам спорта.
Группы общей физической подготовки
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, на гимнастических снарядах, акробатические упражнения, прыжки в высоту и в длину с разбега, со скакалкой; метание мяча, оздоровительная ходьба и бег; подвижные игры; спортивные игры; упражнения ритмической гимнастики; передвижение на лыжах, коньках, велосипеде и др. – 83 -
Спортивные секции
Общая физическая подготовка. Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых. Специальная подготовка и освоение техники по отдельным видам спорта.
Гимнастика . Девушки: опорный прыжок боком (конь в ширину, высота 110 см); акробатика - два кувырка вперед, перекатом назад стойка на лопатках, переворот в сторону; висы и упоры; брусья разной высоты, наскок в упор, перемах правой в упор верхом, вис лежа на бедрах, вис присев, подъем рывком вперед в упор, спад в вис лежа, соскок; равновесие (бревно) - упор присев, стойка на носках, шаги польки, полушпагат, повороты, соскок, прогнувшись с поворотом.
Юноши: опорный прыжок ноги врозь (конь в длину, высота 125 см); акробатика - кувырок вперед, назад, два переворота в. сторону, стойка на голове и руках силой; висы и упоры - перекладина: подъем разгибом, оборот в упоре, мах дугой в вис, махом назад соскок; брусья - из размахивания в упоре махом вперед угол, силой согнувшись, стойка на плечах, махом вперед соскок поворотом.
Классификационная программа категории Б (юноши и девушки).
Бадминтон . Передвижение; техника ударов, тактика игры. Комплексы упражнений общего воздействия на организм занимающегося, специальные упражнения с ракеткой и воланом. Одиночная, парная, смешанная игра.
Легкая атлетика . Кроссы, бег на короткие и длинные дистанции; прыжки в длину и в высоту с разбега; тройной прыжок; бег с барьерами; метание гранаты; толкание ядра; передача эстафеты.
Баскетбол . Броски в корзину - одной рукой от плеча с места, в движении, в прыжке, сверху крюком, одной рукой снизу, сверху вниз и добивание двумя руками сверху; финты; индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите; двусторонняя игра.
Волейбол . Подачи - нижняя прямая, верхняя прямая, передачи - верхняя, верхняя в прыжке; нападающие удары - прямой, прямой с переводом, боковой; блокирование; прием снизу двумя руками, одной рукой; тактические действия в нападении и защите - индивидуальные, групповые и командные; двусторонняя игра.
Футбол . Передвижения и прыжки; удары по мячу серединой подъема, с полулета, внутренней и внешней частью подъема, внутренней и внешней стороной стопы, носком; удары головой - лбом; удары боковой частью стопы, серединой подъема, голенью, головой, грудью; финты; тактические
- 84 –
приемы в нападении индивидуальные, групповые и командные действия; игра вратаря - при ловле низких, полувысоких, высоких мячей, отбивание, вбрасывание, выбивание, учебная игра.
Борьба . Приемы самостраховки. Способы борьбы лежа. Переворачивание захватом руки сбоку, шеи из-под плеча и дальней руки, переворачивание захватом шеи и туловища снизу, переворачивание захватом в рычаг. Приемы борьбы стоя - бросок рывком за пятку, задняя подножка, бросок через бедро, бросок с захватом обеих ног, учебная схватка.
Хоккей . Бег короткими шагами, длинными, перебежкой; торможения, остановка и повороты; ведение шайбы - с перекладыванием клюшки, толчком клюшки, без отрыва клюшки; броски шайбы - без поворота и с поворотом крюка, подкидка шайбы, удар по шайбе; остановка шайбы - крюком клюшки, туловищем, коньком; финты; приемы силовой борьбы - остановка (или толчок) соперника грудью, плечом, отбор шайбы; тактические приемы в нападении и защите - индивидуальные, групповые, командные действия; технические приемы игры вратаря; двусторонняя игра.
Настольный теннис . Удары мяча - без вращения, с нижними и верхними вращениями; тактические приемы - атакующего против защитника, защитника против атакующего; парная игра.
Ритмическая гимнастика . И. п. - о. с, ноги врозь. Движения головы вправо, влево, вверх, вниз. Поочередное и одновременное поднимание плеч с подниманием на носки. Поднимание рук в стороны-вверх с
одновременными круговыми вращениями кистей рук и подниманием на носки на каждый счет. Поворот туловища вправо и влево с одновременным подниманием рук в стороны. Полуприседы со сведением колен и прижатием согнутых рук в локтях предплечьями перед собой Наклоны прогнутого туловища вперед с одновременным подниманием одной руки вперед, другой - в сторону. Наклоны туловища с одновременным сгибанием одноименной ноги с различными положениями рук. Круговые движения таза с одновременными круговыми движениями туловища. Высокое, многократное и поочередное поднимание согнутых в коленях ног. Бег на месте и в разнообразных направлениях с одновременными различными движениями рук. Прыжки на двух ногах с поворотом таза в стороны. Упражнения на расслабление. Лежа на полу с опорой на предплечья
махи ногами. Из положения, лежа на спине касание ногами пола за головой. Бег прыжками, танцевальными шагами, движениями рук, поворотами туловища и т. д. Упражнения на расслабление. Дыхательные упражнения. - 85-
Туристическая подготовка . Ежегодно проводится не менее четырех походов, в том числе один поход продолжительностью не менее двух дней с ночлегом в полевых условиях.
Ориентирование по карте и без нее, разбивка бивуака в разных климатических условиях, преодоление реки (оврага) по навесной переправе, спасательные работы. Выполнение нормативов III и II спортивных разрядов по туризму.
Военно - прикладная подготовка . Метание гранаты (310 г) в цель (окоп) и на дальность; гранаты (600 г) из окопа (укрытия); гранаты (1070 г) в контур мишени № 12 (танк). Преодоление полосы препятствий; стрельба из пневматической и малокалиберной винтовки; марш-броски на 6 и 10 км; ориентирование на местности и движение по азимуту.
ЧАСТЬ IV
ФИЗКУЛЬТУРНО - МАССОВЫЕ И СПОРТИВНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ
В часть IV программы включено содержание общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий: ежемесячных дней здоровья и спорта, внутришкольных соревнований, туристических походов и слетов, физкультурных праздников.
Цель этих мероприятий - пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и видами спорта, подведение итогов физкультурно-спортивной работы, активный отдых
Дни здоровья и спорта . Массовые показательные выступления, конкурсы, соревнования по видам физических упражнений, включенных в настоящую программу, и другие мероприятия активного отдыха. Соревнования по отдельным видам спорта (внутришкольные, матчевые встречи, городские и районные соревнования).
Туристические походы и слеты .
Физкультурные праздники . Аттракционы, соревнования по специальным программам и др.
Выполнение комплексной программы обеспечивает необходимый объем двигательной активности учащихся (табл. 23)
– 86 -
Таблица 23
Объем двигательной активности учащихся
Ежедневный объем времени занятий, ч |
Физкультурно-оздоровительные мероприятия |
Уроки физической культуры в неделю, ч |
Внеклассные формы занятии: спортивные секции, кружки физической культуры, группы ОФП в неделю, ч |
Общешкольные мероприятия |
Самостоятельные занятия, мин |
|||
Гимнастика до учебных занятий, мин |
Подвижные перемены, мин |
Участие в соревнованиях в учебном году, кол-во раз |
Дни здоровья и спорта |
|||||
Ежемесячно Ежемесячно |
Пояснительная записка ………………………………………. 1
РАЗДЕЛ 1. 1-4 КЛАССЫ
Задачи физического воспитания учащихся 1-4 классов … 3
Уровень развития физической культуры учащихся,
оканчивающих начальную школу …………… 3
Часть I . Уроки физической культуры …………… 7
Цели и задачи 7
Организационно-методические указания …………… 7
Распределение учебного времени на
различные виды программного материала (сетка часов)
при трехразовых занятиях в неделю ……………10
Базовая часть содержания программного материала … . 11
Основы знаний о физической культуре, умения
и навыки, приемы закаливания, способы
саморегуляции и самоконтроля.…. 11
Подвижные игры 13
Гимнастика с элементами акробатики 14
Легкоатлетические упражнения 18
Лыжная подготовка 21
Плавание 22
1.5. Вариативная
часть содержания
программного
материала
23
Часть
II
.
Физкультурно
-
оздоровительные
мероприятия
в
режи ме учебного и продленного дня 2 3
Часть III . Внеклассная работа 24
Часть ГУ . Физкультурно - массовые и спортивные мероприятия 26
РАЗДЕЛ 2. 5-9 КЛАССЫ
Задачи физического воспитания учащихся 5-9 классов 27
Уровень развития физической культуры учащихся,
оканчивающих основную школу 28
Часть I . Уроки физической культуры 32
Цели и задачи 32
Организационно-методические указания 33
занятиях в неделю ………………….36
Базовая часть содержания программного материала …… 37
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля 37
Спортивные игры 40
Гимнастика с элементами акробатики 44
Легкая атлетика 47
Лыжная подготовка 49
Элементы единоборств 50
1.4.7.Плавание 51
1.5. Вариативная
часть содержания
программного
материала
53
Часть
II
.
Физкультурно
-
оздоровительные
мероприятия
в
режи ме учебного и продленного дня 53
Часть III . Внеклассная работа 54
5-7 классы 54
8-9 классы 55
Часть ГУ . Физкультурно - массовые и спортивные мероприятия .. 57
РАЗДЕЛ 3. 10-11 КЛАССЫ
Задачи физического воспитания учащихся 10-11 классов.............. 58
Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих среднюю школу 59
Часть I . Уроки физической культуры 63
Цели и задачи 63
Организационно-методические указания 65
Распределение учебного времени на различные виды
программного материала (сетка часов) при трехразовых
занятиях в неделю 68
Базовая часть содержания программного материала 69
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки,
приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля 69
Спортивные игры... 72
Гимнастика с элементами акробатики 75
Легкая атлетика ". 77
Лыжная подготовка 80
Элементы единоборств 81
Плавание 82
Вариативная часть содержания программного материала 83
Часть П . Физкультурно - оздоровительные мероприятия в режиме
учебного дня 83
Часть III . Внеклассная работа 83
Часть ГУ . Физкультурно - массовые и спортивные мероприятия 86
Распределение сил по дистанции - этим тактическим умением лыжник овладевает на всем протяжении обучения. Темп в учебных забегах и гонках учащиеся выбирают с учетом своей физической подготовленности. Важно научить занимающихся выбирать оптимальную скорость передвижения, хорошо отрабатывать это умение на отрезках лыжных трасс со средней соревновательной скоростью.
Выполняя тактический замысел в контрольной или соревновательной гонке, лыжник поддерживает выбранный темп на всей дистанции с учетом различных участков трассы, максимально используя свои знания и навыки, приобретенные на уроках лыжной подготовки.
Старшеклассникам известно, что лучшие результаты в соревнованиях, в том числе с участием сильнейших гонщиков мира, показываются при относительно равномерном распределении сил в течение всего времени прохождения дистанции. Колебания интенсивности не должны превышать в среднем 3-5 %. Эти границы определяют так называемую оптимальную зону. Значит, очень важно, предварительно посоветовавшись с учителем, найти для себя правильный темп гонки. Если начать гонку со слишком большой скоростью, могут возникнуть ощущения тяжести, характерные для «мертвой точки». Когда лыжник снизит скорость, они постепенно проходят. Чтобы не допустить этих ощущений, следует вначале сдерживать силы, помнить, что при свежих силах скорость достигается достаточно легко. Это важно учитывать при обгоне соперника на дистанции. Догнать соперника - не главная цель соревнования (исключение составляют эстафетные гонки). Важно показать возможно лучший свой результат.
Если же приходится обгонять лыжника, то сделать это нужно тактически грамотно. Лучше обогнать его до спуска, на ровном участке лыжни, но можно и на подъеме, сохранив запас сил, чтобы сразу же оторваться от него. Если же все-таки он «зацепился», не следует чрезмерно напрягаться, чтобы убежать от него, помня о необходимости сохранить максимум сил.
И вот уж когда не надо жалеть своих сил, так это при финишировании. Начало финишного ускорения нужно выбрать тоже умело. Важно так закончить гонку, чтобы и сил не осталось, и скорость не упала. Продолжительность финишного ускорения зависит от индивидуальных осо- бенностей лыжника. Нужно знать себя и чувствовать силы. Это приобретается опытом, постоянной работой над собой на лыжных трассах. Особенно опасно увлекаться борьбой, когда есть параллельные лыжни. В этом случае незаметно для себя можно израсходовать все силы.
Обучать технике передвижения на лыжах можно вместе и юношей и девушек. Следует сделать два круга: внешний - для юношей, внутренний - для девушек (особенно когда классы не делятся). Как и в VII классах, показ и объяснение техники должны быть краткими. Часть сообщений, а также показ имитационных упражнений лучше сделать в спортивном зале до выхода на лыжню. В морозную и ветреную погоду там же нужно провести короткую разминку.
Очень важно прививать учащимся старших классов навыки самостоятельных занятий этим замечательным видом физических упражнений, разъясняя доступность, оздоровительную ценность и простоту занятий лыжами. Поэтому здесь же, в зале, нужно сообщить о пульсовом режиме предстоящих заданий, рассказывать, какие способности и качества развивает та или иная интенсивность занятий, какое значение она имеет для будущих воинов, матерей, работников умственного и физического труда.
В связи с возрастанием тренировочной работы специальные упражнения на склонах даются реже, склоны включаются в тренировочные отрезки. Следует с помощью «ситуации разрыва» показывать эффективность технически грамотного прохождения спусков и подъемов, фиксируя время или расстояние.
Учитывая возросшие способности старших школьников к тактическому мышлению и более эффективные возможности обучения в разделенных классах, нужно продолжать совершенствование в технике не только предусмотренных программой для этих классов способов передвижения на лыжах, но и изученных ранее.
Требования к домашним заданиям остаются такими же, как и в IV - VII классах. Юноши и девушки VIII классов должны дома выполнять такой же объем работы, какой они выполняли на сдвоенном уроке лыжной подготовки, но в два приема, с интервалом через день-два.
Последовательность движений в полуконьковом ходе следующая Лыжник скользит на опорной ноге (лыже). Лыжа толчковой ноги подносится к опорной и ставится на снег так, чтобы ботинок находился рядом и чуть впереди ботинка опорной ноги.
ЭЛЕМЕНТЫ ТАКТИКИ ЛЫЖНЫХ ГОНОК - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛ ПО ДИСТАНЦИИ, ОБГОН, ЛИДИРОВАНИЕ И ФИНИШИРОВАНИЕ 8-9 КЛАСС
Распределение сил по дистанции - этим тактическим умением лыжник овладевает на всем протяжении обучения. Темп в учебных забегах и гонках учащиеся выбирают с учетом своей физической подготовленности. Важно научить занимающихся выбирать оптимальную скорость передвижения, хорошо отрабатывать это умение на отрезках лыжных трасс со средней соревновательной скоростью.
ПЕРЕХОД С ХОДА НА ХОД В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ДИСТАНЦИИ И СОСТОЯНИЯ ЛЫЖНИ 8-9 КЛАСС.
Напомним, что ответы на вопросы, где и в каких условиях применяется тот или иной ход, были даны и объяснены при изучении техники лыжных ходов. Рельеф местности и состояние лыжни меняются на дистанции многократно. Поэтому лыжник должен уметь без потери скорости переходить с одного хода на другой. Вначале поясним применение ходов на лыжне, не подготовленной для конькового хода.
ПЕРЕХОД С ОДНОВРЕМЕННЫХ ХОДОВ НА ПОПЕРЕМЕННЫЕ 8-9 КЛАСС
Переход с одновременным выносом рук (рис. 3, 1 - 7). После отталкивания двумя руками, выпрямляясь, лыжник выносит руки впе-ред (1, 2). Далее отталкивается ногой, например правой, и переносит массу тела на другую ногу; в это время ставит на снег правую палку (3, 4). С толчком левой ноги лыжник отталкивается правой палкой, перенося массу тела на правую ногу (5, 6, 7), ставит на снег левую палку и далее идет попеременным ходом. При переходе с разноименным выносом рук с первым шагом лыжник выносит разноименную руку и далее идет попеременным ходом.
ПОПЕРЕМЕННЫЙ ЧЕТЫРЕХШАЖНЫЙ ХОД.ПЕРЕХОД С ПОПЕРЕМЕННЫХ ХОДОВ НА ОДНОВРЕМЕННЫЕ.ВЫХОД СО СКЛОНА И ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНТРУКЛОНА. 8-9 КЛАСС
Применяется на равнине и подъемах малой крутизны при плохой опоре на палки, а также при переходах с одного хода на другой. Цикл движений состоит из четырех скользящих шагов. С первыми двумя шагами палки поочередно выносятся вперед, с последними произ водятся поочередные отталкивания палками. Скользящие шаги выполняются так же, как и в попеременном двухшажном ходе. Палки выносятся вперед прямолинейным движением, что способствует сохранению и увеличению скорости скольжения за счет силы инерции маха. По координации этот способ является одним из самых сложных (рис. 1, 1 -8).
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА В 8-9 КЛАССАХ
Уроки лыжной подготовки в 8-9 классах отличаются прежде всего тренировочной направленностью. Чтобы успешно подготовиться к сдаче учебных нормативов, юношам и девушкам необходимо на учебной лыжне выполнить достаточно большой объем тренировочной работы, в основном переменной интенсивности. Об этом красноречиво свидетельствуют учебные нормативы.
ЛЫЖНЫЕ ОДНОДНЕВНЫЕ ПОХОДЫ С ДЕТЬМИ В ЛЕС
Мы приняли решение, сегодня отправляемся в лес на весь день кататься на лыжах, ребенка обязательно берем с собой, особенно если ему уже исполнилось пять лет. В следующий раз он послужит для нас взрослых прекрасным мотиватором, поскольку это путешествие ему однозначно понравится. Необходимо только все правильно организовать, опыт по катанию можно приобретать непосредственно в лесу на лыжне .
:: игры на лыжах::
- Подвижная игра на лыжах «Занять место»
Играющие передвигаются на лыжах в 1,5 – 2 м друг за другом по замкнутому кругу. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону, подаёт команду «Стой!» Дотрагивается до палки одного из лыжников и продолжает быстро двигаться по кругу. По сигналу все останавливаются, а игрок, осаленный водящим, быстро бежит по кругу в том же направлении. Каждый стремится занять свободное место. Не успевший занять свободное место становится водящим, игра продолжается.
Правило. При перебежке нельзя мешать играющим.
Подвижная игра: «Нападение акулы»
Игра проводится на ограниченной площадке. Из числа наиболее сильных участников выбирается «акула» (водящий). Все остальные участники (рыбки) снимают палки, ставят их в центре площадки и разбегаются. По сигналу «акула» начинает ловить «рыбу». Тот, кого осалит «акула», становится «акулёнком». Он берёт свои палки и тоже начинает ловить «рыбу». Игра заканчивается, когда поймают последнюю «рыбку». Салить игроков можно только рукой.
Подвижная игра: «Салки на горке»
Эта игра аналогична игре в салки, но проводится на горке. Основное назначение игры – совершенствование выполнения спусков, поворотов, торможений и подъёмов.
Подвижная игра: «Казаки-разбойники»
На площадке отмечается «тюрьма», которая должна располагаться около стены (забора). Все играющие делятся на две группы («казаки» и «разбойники»). Разбойники разбегаются по площадке и через 1 мин казаки начинают их ловить. Осаленного разбойника казак отводит в тюрьму. Разбойник идёт сам и не сопротивляется, а казак его лишь сопровождает. Если во время сопровождения казак убежит, не доведя разбойника до тюрьмы, тот считается свободным. В тюрьме разбойники располагаются вдоль стены и не могут перемещаться. Хотя бы один казак должен находиться в тюрьме, т.к. разбойники могут выручать сидящих в тюрьме. Если свободный разбойник забежит в тюрьму и осалит сидящего там разбойника, то становится свободным. При этом освободившийся тоже может освобождать других разбойников. Игра заканчивается, когда всех разбойников посадят в тюрьму.
Подвижная игра: "Охотники и утки на лыжах"
Содержание.
Игра проводится на ограниченной площадке, за пределы которой выезжать нельзя. Выбирается несколько охотников, остальные – утки. По сигналу утки «разлетаются» по площадке. По второму сигналу – охотники выходят на «охоту». У одного игрока в руках мяч. Бросать его можно только с места. Другой игрок подъезжает к отскочившему мячу и с этого места бросает мяч. Игра продолжается до тех пор, пока не «перестреляют» всех уток. Осаленная утка уходит за пределы площадки.
КОНСПЕКТ урока физической культуры по лыжной подготовке в 8 классе
КОНСПЕКТ урока физической культуры по лыжной подготовке в 5 классе
Конспект игрового урока лыжной подготовки в 5 классе
020_Лыжный спорт_рус rtf
Какие виды передвижения на лыжах относятся к технике классического хода в лыжных гонках?
A) Одновременный одношажный
B) Попеременный двухшажный
C) Коньковый
D) Повороты переступанием
E) Спуск в низкой стойке
F) Одновременный бесшажный
G) Поворот плугом
{Правильный ответ }=А,B,F
{Сложность}=1
{Семестр}=7
020_Лыжный спорт_рус rtf
В каких видах лыжного спорта используется коньковый ход?
B) Лыжное двоеборье
C) Сноуборд
E) Биатлон
F) Лыжные гонки
G) Прыжки на лыжах
H) Ски-кросс
{Правильный ответ }=B,E,F
{Сложность}=1
{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с
020_Лыжный спорт_рус rtf
На каких дистанциях соревнуются лыжницы-гонщицы?
{Правильный ответ }=A,B,D
{Сложность}=1
{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с
{Семестр}=7
020_Лыжный спорт_рус rtf
Какие объязности выполняет главный секретарь соревнования?
A) Мандатная комиссия
B) Жеребьевка
C) Оформление протоколов
D) Просмотр трассы
E) Работа контроллера
F) Судья приучастников
G) Стартер
H) Функция мед.работника
{Правильный ответ }= A,B,C
{Сложность}=1
{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с
{Семестр}=7
020_Лыжный спорт_рус rtf
На каких дистанциях соревнуются лыжники-гонщики?
{Правильный ответ }= B,C,D
{Сложность}=1
{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с
{Семестр}=7
020_Лыжный спорт_рус rtf
Сколька фаз скольжения в попеременном двухшажном ходе, в скользящем беге и вступающем шаге?
{Правильный ответ }= A,B,C
{Сложность}=2
{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с
{Семестр}=7
018_Лыжный спорт_рус rtf
Сколько скользящих шагов в одновременном бесшажном, одношажном и двухшажном ходах?
{Правильный ответ }= A,B,C
{Сложность}=2
{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с
{Семестр}=7
020_Лыжный спорт_рус rtf
Когда будет засчитан спортсмену результат при пересечении линии финиша в лыжных гонках?
A) Только головой
B) Только одной рукой
C) Только двумя руками
D) Без лыж
E) Носком лыжи
F) Одной стопой
G) Двумя стопами
H) На одной лыже
{Правильный ответ }= F,G,H
{Сложность}=3
{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с
{Семестр}=7
020_Лыжный спорт_рус rtf
Для чего смазывают лыжи лыжной мазью?
A) Чтобы лыжи хорошо скользили
B) Чтобы лыжи не проскальзывали
C) Чтобы лыжи хорошо скользили на всей дистанции.
D) Чтобы лыжи не изнашивались
E) Чтобы было легко передвигаться на подъемах
F) Чтобы развивать высокую скорость на спусках
G) Чтобы обеспечить устойчивость лыжника
H) Чтобы было удобно обгонять соперников
{Правильный ответ }= A,B,C
{Сложность}=3
{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с
{Семестр}=7
020_Лыжный спорт_рус rtf
Какие методы наиболее рациональные для совершенствования техники бега на лыжах?
A) Образные пояснения тренера.
B) Анализ видеозаписи вашего бега.
C) Изучение видеозаписи техники лучших лыжников.
D) Изучение местности.
E) Изучение структуры снега.
F) Изучение температуры воздуха
G) Наблюдения за другими спортсменами.
Н) Замечания товарища.
Правильный ответ }=A,B,C
{Сложность}=1
{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с
{Семестр}=7
020_Лыжный спорт_рус rtf
Какова скорость передвижения на лыжах на олимпийских играх у мужчин в гонках, скоростном спуске и в прыжках на лыжах с трамплина?
A) В лыжных гонках 6-8 м/сек.
B) В скоростном спуске 120-140 км.час
C) В прыжках на лыжах 90-95 км.час
D) В лыжных гонках 3-5 м/сек
E) В скоростном спуске 160-180 км.час
F) В прыжках на лыжах 110-120 км.час
G) В лыжных гонках 10-15 м/сек.
H) В скоростном спуске 190-200 км.час
{Правильный ответ }= A,B,C
{Сложность}=3
{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с
{Семестр}=7
Плавание_ру021_ Общая характеристика движений_Плавание_ рус.rtf
021_Плавание_рус rtf
Плавание относится к:
A) Циклическим видам спорта.
B) Ациклическим.
C) Единоборствам.
D) Водным видам спорта.
E) Олимпийским видам спорта.
F) Сложно-координированным видам спорта.
G) Спортивным играм.
H) Сложно техническим видам спорта.
{Правильный ответ} = А. D, Е.
{Сложность} = 1
{Семестр} = 7
021_Плавание_рус rtf
Спортивное плавание фигурирует:
A) В современном пятиборье.
B) В триатлоне.
C) В биатлоне,
D) В хоккее на воде.
E) В морском многоборье.
F) В волейболе на воде
G) В синхронном плавании.
H) В прыжках в воду.
{Правильный ответ} =А, B, Е,
{Сложность} = 2
{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.
{Семестр} = 7
021_Плавание_рус rtf
Размеры волн при движении пловца зависят от:
A) От объема тела
B) От технической подготовленности
C) От плотности воды
D) От скорости
E) От вязкости воды
F) От способа плавания
G) От насыщения солями
H) От температуры воды.
{Правильный ответ} = B, D, F.
{Сложность} = 2
{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.
{Семестр} = 7
021_Плавание_рус rtf
К внешним силам относительно тела пловца относится:
A) Физическая сила.
B) Сила тяжести тела.
C) Вертикальная сила.
D) Выталкивающая сила.
E) Горизонтальная сила.
F) Подъемная сила.
G) Сила ветра.
H) Сила сопротивления.
{Правильный ответ} = B, D, F
{Сложность} = 2
{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.
{Семестр} = 7
021_Плавание_рус rtf
В чем ярко отражены закономерности передвижений в воде:
A) В технике плавания.
B) В биомеханике плавания.
C) В гидродинамике плавания.
D) В спортивном мастерстве.
E) В гидростатике.
F) В умении держаться на воде.
G В технике спортивного плавания.
H) В физических возможностях.
{Правильный ответ} =А, D,G.
{Сложность} = 3
{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.
{Семестр} = 7
021_Плавание_рус rtf
Что лежит в основе передвижений в воде:
A) Специфические двигательные действия пловца
B) Умение держаться на поверхности воды
C) Закономерности передвижений в воде
D) способность выполнять плавательные движения
E) способность продвигать гребущий элемент под углом
F) Физическое развитие
G Жизненно важные двигательные умения
H) Координационные возможности.
{Правильный ответ} =А. D. Е.
{Сложность} = 3
{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.
{Семестр} = 7
021_Плавание_рус rtf
При движении пловца образуются волны:
A) Носовые,
B) Кормовые.
C) Поперечные.
D) Встречные.
E) Продольные.
F) Встречные и продольные.
G) Тормозящие.
H) Выталкивающие.
{Правильный ответ} = А. B, C.
{Сложность} = 2
{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.
{Семестр} = 7
021_Плавание_рус rtf
Быстрому плаванию может препятствовать:
A) Плотность воды.
C) Температура воды
D) Течение.
E) Температура воздуха.
G) Одежда.
H) Встречный ветер.
{Правильный ответ} =D, F,G.
{Сложность} = 1
{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.
{Семестр} = 7
021_Плавание_рус rtf
Тело будет находится выше над поверхностью воды в:
A) В пресной.
B) В холодной.
C) В горячей.
D) В пресной и холодной.
E) В грязной.
F) В соленой.
G) В грязной и солёной.
H) В горячей и пресной.
{Правильный ответ} = B, C, F
{Сложность} = 1
{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.
{Семестр} = 7
021_Плавание_рус rtf
{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -$$$00220
Основные опорные плоскости пловца:
B) Площадь тела
D) Грудная клетка
E) Кисть и стопа
G) Голова.
H) Грудная клетка и бедро.
{Правильный ответ} = А, C, Е.
{Сложность} = 2
{Семестр} = 7
021_Плавание_рус rtf
Назовите спортивные способы плавания:
A) Кроль на груди, кроль на спине.
B) По лягушачьи.
C) По морскому.
D) Брасс, дельфин.
E) Кроль на груди, кроль на спине, брасс, дельфин.
F) Баттерфляй, брасс, .треджен
G) Брасс на спине, бабочка.
H) На боку, саженцами,
{Правильный ответ} = А, D, Е.
{Сложность} = 1
{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.
Статья представляет собой компиляцию собственного соревновательного опыта. Рассмотрена тактика прохождения подъемов, спусков, равнины. Дана общая картина и основные принципы.
Ни для кого из любителей лыжного спорта не секрет, что проводят по сложному рельефу. В нормативных документах, которые регламентируют требования к лыжным трассам, четко прописаны допустимые наборы высот на конкретно взятых дистанциях. Так, на 5- ти километровой гонке допустимым считается перепад высот не более 200 метров. На 15- ти километровой – 450. Цифры эти очень большие, особенно если вспомнить, какие требования предъявляет лыжная техника, особенно коньковая, к организму спортсмена.
Общая картина
В своей книге «чсс, лактат и тренировки на выносливость» Петер Янсен указывал, что оптимальной тактикой прохождения дистанции является идея придерживаться одной интенсивности нагрузки во время всей гонки. Однако тяжелый рельеф, высокие требования к силовой компоненте в подготовке спортсмена накладывают глубокий отпечаток на тактику прохождения гонки в лыжном спорте.
С одной стороны, в подъемы сложно не «выскочить» из безопасной зоны интенсивности, с другой- на спусках приходится сидеть в стойке и почти полностью отдыхать. Если нагрузка выше «безопасной зоны» (анаэробного порога) длится не более 5- 7 секунд, то усталости не последует.
Равнинные ходы, что коньковые (одновременный двушажный – как на скоростных лыжероллерах, одновременный одношажный «под каждую ногу»), что классические- бесшажный и одновременный двушажный (когда мы толкаемся поочередно то одной ногой то двумя руками) имеют одну особенность. Они обладают длинной фазой проката, во время которого можно отдохнуть.
Подъемные ходы менее «напряжные», тоесть менее требовательны к силовым показателям, но и менее эффективны. Они также не позволяют как следует расслабиться.
Следите за техникой! Цикл движений должен состоять из двух фаз- отталкивание и скольжение. Во время отталкивания вы должны направить все усилия на продвижение вперед, во время скольжения нужно расслабиться и отдохнуть. Если чувствуете что сильно устали ноги- немного сбавьте на время темп, перенесите по возможности нагрузку на плечевой пояс.
Короткий подъем
Если подъему предшествует спуск- то лучшим решением будет как следует растолкаться перед подъемом и в начале него, чтобы как можно больше пробежать равнинным ходом (но не более 7 секунд!). Если перед подъемом равнина или тягун (это пологий длинный подъем) - идите как обычно.
Далее, с падением скорости, следует перейти на подъемный вариант хода. Причем, если осталась только маленькая макушка подъема, которую вы в состоянии преодолеть за 4- 5 шагов, то следует не «вкатывать», а «вбегать». То есть сделать короткое ускорение.
После преодоления подъема нужно пройти пару- тройку шагов равнинным ходом с длинным отдыхом между отталкиваниями. Так будет легче восстановить силы. Когда почувствуете что снова готовы работать- начинайте наращивать темп. Если после подъема начинается крутой спуск- отдохнете на спуске, предварительно хорошенько растолкавшись.
Длинный подъем
Начало проходите без всяких ускорений. Падению скорости не сопротивляйтесь. Когда перешли на одношажный, немного сбавьте темп. Вы должны подстроить длину шага и некоторые другие параметры под этот конкретный подъем. Когда почувствовали, что идете максимально эффективно- прибавляйте темп. После подъема- короткий отдых.
Внимание! Не допускайте чувства сильной усталости на гонке! Особенно, если не обладаете очень хорошей техникой. Выиграли пять секунд на подъеме- проиграете минуту на остальной дистанции. По моим наблюдениям, сильнейшие лыжники проходят всю дистанцию более- менее с одной скоростью. За исключением финиша. Если у вас первая пятерка за 15минут, вторая за 16, третья за 17- что- то не так! Подъемы - всегда зона риска. Особенно длинные.
Равнина и спуски
Ну тут все ясно. Бегите ориентируясь на ощущения. Темп должен быть быстрым, но терпимым и желательно чтобы был запас сил.
Если есть возможность- спуск не слишком крут и достаточно широк- толкайтесь ногами, если бежите коньком. Толкайтесь мощно и редко, во время проката старайтесь отдохнуть. Не плужите без крайней необходимости! Вы теряете драгоценную скорость! Если подъем заканчивается резким поворотом- проходите его как обычно, а за 10- 15 метров до поворота резко затормозите плугом и войдите в поворот.
Если поворот не требует торможения- проходите его переступанием или даже перепрыгиванием, при этом не изменяя низкой стойке. Помните об аэродинамике!
Основная идея прохождения спусков- как можно дольше сохранять высокую скорость. При этом не выходя за анаэробный порог более чем на 5- 7 секунд. Если длинный спуск прерывается коротким равнинным участком или малюсеньким подъемчиком- отработайте этот короткий участок по полной!
Коньковый стиль
Избегайте идти слишком долго подъемным вариантом. Техника движений при нем несимметрична, ноги полностью не расслабляются между отталкиваниями. По возможности переключайтесь ненадолго на равнинные хода. Эту рекомендацию можно отнести и к классическому ходу. Но там причина иная- попеременный двушажный ход очень затратен. Равнинные хода позволяют ногам отдохнуть, а руки забить до невыносимого состояния опытным лыжникам весьма проблематично.
Классический ход
Как можно меньше используйте елочку! Это сверх интенсивный ход! Если все же без нее никак- по возможности разворачивайте лыжи поменьше. При забегании елочкой в подъем не позволяйте рукам уставать- когда подъем закончится, надежда только на отталкивания руками. Ваши ноги бежать уже не будут. Так пускай устанут только они!
Не толкайтесь слишком часто когда идете по равнине на бесшажным ходом. Лучше толкаться пореже но посильнее. Руки так меньше устанут.