Дорога в небо или все о прыжках с парашютом. Первый самостоятельный прыжок с парашютом

Дорога в небо: все о прыжках с парашютом

Если вы читаете эту статью, значит, небо притягивает вас. Или вы решили испытать себя, прыгнув с парашютом. Наверняка у вас возникло множество вопросов, касающихся того, как это сделать. Мы постараемся ответить на большинство их них.

Для начала разберемся, что такое парашют. Это приспособление для торможения объекта посредством использования атмосферного сопротивления. Слово парашют (parachute) придумали французы. На греческом языке «para» означает «против», а «chute» переводится с французского как «падать».

На сегодня парашюты применяются для безопасного спуска на землю людей, пакетов с грузами, космических объектов, а также для уменьшения пробега самолета при посадке и т. д. Чтобы вам были понятны все термины, касающиеся данной темы, ознакомьтесь с кратким словариком, представленным ниже.

Краткий словарик парашютиста

Аэродром – участок земли со зданиями и оборудованием, которое обеспечивает взлет авиатранспорта (вертолетов, планеров, самолетов), их посадку, размещение и техническое обслуживание. Не является синонимом аэропорта, поскольку данные объекты выполняют разные функции.

БП – беспорядочное падение, имеющее место после отделения парашютиста от ЛА (летательного аппарата).

Веревка – на слэнге парашютистов означает либо вытяжной фал, который стягивает с парашюта чехол, либо прыжок на стягивание чехла в принудительном порядке.

Вертолет Ми-8 – один из видов ЛА.

Вертушка – вышеуказанный вертолет.

Выпускающий – особа, ответственная за точное выполнение определенного порядка при покидании парашютистами ЛА.

Высота отделения – число, которое показывает парашютный высотомер во время отделения.

Высотомер парашютный – приспособление, с помощью которого парашютист измеряет высоту в процессе набора высоты самолетом, при снижении/спуске и во время свободного падения.

Вытяжное кольцо – то самое кольцо, которое парашютист вытягивает из подвесной системы, чтобы парашют раскрылся.

Галс – участок пути купола, измеряемый от поворота до следующего поворота при снижении (не путать со скручиванием).

Глиссада – так называется траектория полета транспортного авиасредства, выполняющего снижение.

Грудная перемычка – составляющая подвесной системы, которая служит для закрепления грудного отдела парашютиста.

Дрог – маленький парашют, применяемый для стабилизации падения при тандем-прыжке. Также может выполнять функцию парашюта вытяжного.

Дуб – ласкательное слэнговое название парашюта Д-1-5У, используемое спортсменами.

Задержка – время (в секундах) свободного падения. Отсчитывается от момента отделения до раскрытия (или попытки выполнить это) какого-либо из имеющихся парашютов.

Запаска – запасной парашют, используется при ненормальной работе или отказе основного парашюта.

Затяжка – капроновая ленточка с заостренными краями, используется для зачековки клапанов на ранце. Другое название – тявочка.

Инструктор – официальная должность аэроклуба.

Инструктор-общественник – должность аэроклуба, внедренная на внештатной основе. Занимается обучением людей, которые впервые прыгают с парашютом.

Колдун – слэнговое название ветрового конуса.

Комплекс – в дисциплинах парашютного спорта так называют определенную последовательность фигур, выполняемых в свободном падении.

Конус ветровой – приспособление, представляющее собой сужающийся рукав из яркой материи, установленный на шесте с помощью шарниров. Служит для определения направления и силы ветра у земли. Альтернативные названия – колдун, ветроуказатель.

Крыло – вид парашюта, купол которого состоит из 2-х нервюр и оболочек. Аэродинамические характеристики крыла и профиль такого парашюта сходны с аналогичными параметрами самолета. Он отличается хорошей маневренностью и значительной горизонтальной скоростью.

Купол – деталь парашюта, имеющая форму крыла или полусферы. Круглый купол предназначен для замедления снижения, крыловидный – для планирования. Данная деталь выполняется из силовых лент и ткани. Исключение представляет УТ-15, полностью изготовленный из широких силовых лент. К вытяжному парашюту и камере купол крепится стреньгой, к подвесной системе – при помощи строп.

Матчасть – совокупность инструментов, оборудования и техники, применяемых при прыжках с парашютом.

Медуза – слэнговое название парашюта вытяжного.

Медуза жесткая – вытяжной парашют с пружинным каркасом. Используется на запасных парашютах, а также на основных моделях, которые вводятся в действие посредством релиза или кольца.

Медуза мягкая – текстильная система без пружины и каркаса. Применяется в качестве вытяжного парашюта. Крепится стреньгой к основному парашюту. Имеет коллапсирующую разновидность – вытяжной парашют, который используется на скоростных куполах. После выполнения функции он стягивается по оси, чтобы снизить сопротивление.

Мешок – слэнговое название купола, реже – всей системы в собранном виде.

Миллион-на-миллион – ласковое название голубого безоблачного неба.

Мясо – спортсмен-парашютист средних размеров, прошедший спецподготовку. Он прыгает с нейтральным куполом после пристрелки, чтобы уточнить точку выброски.

Наземная подготовка – тренировка навыков и физических способностей парашютиста, выполняемая на земле, а также изучение им теории, разработка плана будущего прыжка.

Наполнение парашюта – данным термином называется наполнение купола потоком воздуха, вследствие чего он принимает нормальную форму для парашютирования.

Нейтральный купол – это купол, который не имеет собственной скорости в горизонтальном направлении.

Особые случаи – нештатные ситуации, которые случаются в воздухе, и самый интересный раздел в инструктаже.

Отделение – процесс покидания ЛА согласно инструкциям выпускающего.

Одноразник – лицо, делающее или сделавшее прыжок с парашютом, который будет для него первым и последним.

Отделение на мотор – так называется правильное отделение от летающего аппарата вперед лицом, параллельно движению авиасредства.

Открываться – самостоятельно (произвольно) раскрывать основной парашют посредством выдергивания вытяжного кольца.

Отцепка – под данным термином подразумевают: а) отсоединение парашютиста и подвесной системы от свободных концов парашюта (основного); б) достаточное (хоть и не всегда необходимое) использование запаски, например, при полном или частичном отказе парашюта основного.

Парашют вытяжной – малогабаритный парашют, служащий для вытягивания парашюта с чехлом (если последний имеется), расчековки и последующего выхода из газырей (резиновых сот) строп, а также для стягивания чехла. Вытяжной парашют обеспечивает раскрытие парашюта основного.

Парашют стабилизирующий – малогабаритный парашют, служащий для предотвращения беспорядочного падения. После отделения он сразу раскрывается, фиксируя парашютиста в вертикальном положении и замедляя его вращение. Также выполняет функции парашюта вытяжного, хотя и не является его аналогом. Если стабилизация откажет, основной парашют тоже не раскроется, и необходимо срочно задействовать запасной.

Парашютирование – так называется процесс снижения с момента раскрытия парашюта (основного или запасного) и вплоть до приземления.

Парашютист – живой объект, совершающий прыжок с парашютом.

Перворазник – парашютист, прыгающий с парашютом первый раз. Не тождественно одноразнику.

Перекаты – приспособления на свободных концах парашюта модели Д-6, которые позволяют сделать его не нейтральным. Также перекатами называются действия парашютиста, который приземляется с повышенной вертикальной/горизонтальной скоростью. Они заключаются в принятии скругленной формы и последующем качении через плечо вплоть до остановки.

Переносная сумка – устройство для удобного перемещения использованного парашюта. Изготавливается из авизента или сходных материалов.

Пилотирование – это процедура управления крылообразным куполом.

ПМУ – аббревиатура расшифровывается как «простые метеоусловия».

Подвесная система – приспособление из пряжек и силовых лент, соединенных в определенном порядке. Выполняет функцию надежной фиксации в себе парашютиста

Подушка отцепки – приспособление (обычно красного цвета) на подвесной системе, оснащенное 2-мя тросиками, которые соединяют подвесную систему на КЗУ-замках и свободные концы парашюта основного.

Приземление – завершение свободного падения или парашютирования вследствие столкновения прыгуна с поверхностью нашей планеты или любыми объектами (деревья, здания и др.), расположенными на ней. Приводнение – приземление на воду.

Принудительная расчековка ранца – метод раскрытия парашюта, который предполагает, что пристегнутый тросом в ЛА фал после отделения от авиасредства расчековывает ранец парашюта основного, освобождая при этом вытяжной пружинный парашют. Затем процесс раскрытия осуществляется аналогично раскрытию ручному.

Принудительное стягивание/раскрытие чехла – метод раскрытия парашюта. Пристегнутый тросом в ЛА фал после отделения сперва расчековывает ранец, дальше вытягивает оттуда камеру/чехол со стропами и куполом. Стропы высвобождаются из сот, вытягиваясь на всю свою длину, а фал стягивает с купола камеру/чехол. Купол наполняется воздухом.

Пристрелка – приспособление, использующееся для определения оптимальной точки выброски, всегда «прыгает» первым.

Прыжок затяжной – так называется прыжок, при котором раскрытие ранца парашюта задерживается. Некоторое время парашютист парит в свободном падении.

Разник – единое общее название перво- и одноразников.

Ранец – сумка из ткани, в которую укладываются парашюты (вытяжной, запасной, основной), свободные концы системы подвесной и страхующие приборы.

Раскрытие по прибору – процесс расчековки ранца и заполнение парашюта воздухом вследствие включения прибора для страховки.

Раскрытие принудительное – процесс раскрытия парашюта с помощью специальных приспособлений, которые действуют независимо от воли и/или желания прыгающего с парашютом.

Раскрытие ручное – процесс раскрытия парашюта вследствие того, что парашютист посредством вытяжного кольца или вручную запускает в действие парашют вытяжной.

Рыжая – слэнговое название чекующего шнура. Это жесткая стропа, которая используется для того, чтобы предотвратить раскрытие парашюта запасного прибором страхования в случае, если основной парашют функционирует нормально.

Сайпрес – работающий от батареек электронно-пиротехнический прибор страховки, предназначенный для раскрытия запасного парашюта посредством петарды. Альтернативные названия – сникерс, кипрус.

Сальто

Скоростной купол – вид купола, имеющий в заполненном воздухом состоянии повышенную горизонтальную (свыше 10 м/с) или вертикальную (свыше 6 м/с) скорость.

СМУ – аббревиатура расшифровывается как «сложные метеоусловия».

Спираль – упражнение из комплекса акробатических фигур, выполняемых индивидуально в свободном падении. Заключается в 360-градусном развороте тела в вертикальной плоскости.

Спортсмен-парашютист – профессиональный парашютист, который выполняет прыжки согласно спортивной программе. Его целью является достижение высоких (в спортивном плане) результатов, установление рекордов, участие в мировых/региональных состязаниях.

Способ раскрытия парашюта – комплекс действий, предпринимаемых парашютистом (а также специализированным оборудованием, которое у него есть) с целью введения в действие парашюта. Существует много способов раскрыть парашют. Их делят на такие базовые категории: ручное раскрытие, расчековка ранца принудительная, стягивание чехла принудительное. Есть еще одна неофициальная группа – раскрытие по прибору страхования.

Стабилизация – положение разника в процессе падения с раскрытым парашютом стабилизирующим.

Страхующий прибор – полуавтоматическое устройство, которое предназначается для раскрытия парашютного ранца или запуска других устройств на заданной высоте либо в определенный момент времени.

Стреньга – веревка повышенной прочности, которая связывает парашют вытяжной с камерой (при ее наличии) и куполом.

Стропа – тоже веревка. Она соединяет свободные концы системы подвесной с куполом парашюта.

Тандем – вид парашютных прыжков, предусматривающий прыжок инструктора и пассажира с одним парашютом. Также данным термином называют парашютную крылообразную крупногабаритную систему, подвеска которой рассчитана на двух человек (инструктора и новичка).

Тормозной парашют – парашют, который предназначен для торможения парашютиста/устройства до скорости, подходящей для запуска парашюта основного, тормозного аналога следующего уровня либо других систем торможения.

Точка выброски – место на земле, над которым парашютисты отделяются от ЛА.

Точность приземления – интересная дисциплина парашютного спорта. Цель – достичь минимального расстояния между заданной мишенью размером 3 см и точкой, в которой парашютист прикоснулся к площадке при приземлении.

Укладка – комплекс последовательных действий по правильной упаковке парашюта перед прыжком. Выполняется укладчиком согласно строгому алгоритму действий.

Укладочная – место (отдельная комната), где выполняют укладку парашютов.

Укладчик – человек, укладывающий парашюты для спортсменов, разников или других парашютистов, не умеющих выполнять данную процедуру.

Фал – то же самое, что и веревка.

Штопор – ускоренное снижение парашютиста по спиральной траектории вокруг собственной оси. Возникает вследствие потери управления.

Противопоказания к прыжкам с парашютом

Серьезных медицинских противопоказаний для первого прыжка с парашютом не существует. Нежелательно делать это людям, страдающим заболеваниями суставов/костей, психическими расстройствами и сердечнососудистыми болезнями.

Люди с плохим зрением могут прыгать в очках, которые нужно закрепить резинкой. На приземлении следует быть очень внимательным, чтобы не повредить очки и, как следствие, глаза или лицо их осколками.

Могут возникнуть некоторые проблемы, если ваш вес превышает 120 кг. Во-первых, при большой массе рвутся купола. Во-вторых, можно получить травмы ног и/или позвоночника при приземлении.

Чего не следует делать перед прыжком

Пить для храбрости. Касается не только алкоголя, но и любых лекарств. На высоте давление атмосферы ниже, поэтому действие спиртного и медикаментозных препаратов усиливается, что приводит к негативным последствиям.
Прыгать с насморком и простудой. Это может привести к повреждению барабанных перепонок и носовых пазух.
Курить возле ангаров, заправщиков и самолетов. Это правило вызвано элементарными требованиями пожарной безопасности.
Подходить к летательным аппаратам без команды выпускающего, а также со стороны винта.
Оставлять животных или детей, которых вы захватили с собой на аэродром, без присмотра.
Задерживаться на активной взлетной полосе после приземления или пересекать ее.

Следует соблюдать все правила и требования, существующие на аэродроме. Это – залог вашей безопасности.

Как выполнить первый прыжок?

Первый в своей жизни прыжок можно совершить 3-мя базовыми способами: самостоятельно, на выносе или в тандеме. Остановимся на последнем способе. Он заключается в прыжке новичка с тандем-мастером (инструктором) на одном парашюте. Вы будете прочно пристегнуты к инструктору лентами подвесной системы и карабинами.

Осуществляется такой прыжок довольно просто. Нужно приехать на аэродром и сказать, что вы желаете прыгнуть в тандеме. Вас направляют к тандем-мастеру, который проводит инструктаж, одевает в спецодежду, подгоняет под вас подвесную систему.

После оплаты прыжка вы садитесь в установленное время в самолет, он набирает высоту, и в точке выброса вы с инструктором прыгаете. Высота составляет 4 км над землей. Вас удерживает только дрог – небольшой парашют, стабилизирующий ваше положение вниз животом.

Вам ничего не нужно делать. Просто расслабьтесь и наслаждайтесь полетом. Все действия по доставке вас на поверхность планеты целым выполнит инструктор. На высоте 1,3-1,5 км раскрывается парашют типа крыло. Если ваше состояние будет адекватным, инструктор позволит вам немного поуправлять парашютом в процессе снижающегося полета. Также можно нанять видеооператора, который снимет весь вас прыжок.

…”Настало утро, и золотые блики молодого солнца заплясали на едва заметных, волнах спокойного моря. В миле от берега с рыболовного судна забросили сети с приманкой, весть об этом мгновенно донеслась до Стаи, ожидавшей завтрака, и вот уже тысяча чаек слетелась к судну, чтобы хитростью или силой добыть крохи пищи. Еще один хлопотливый день вступил в свои права.

Но вдали от рыболовного судна и от берега в полном одиночестве совершала свои тренировочные полеты чайка по имени Джонатан Ливингстон. Взлетев на сто футов в небо, Джонатан опустил перепончатые лапы, приподнял клюв, вытянул вперед изогнутые дугой крылья и, превозмогая боль, старался удержать их в этом положении. Вытянутые вперед крылья снижали скорость, и он летел так медленно, что ветер едва шептал у него над ухом, а океан под ним казался недвижимым. Он прищурил глаза, и весь обратился в одно-единственное желание: вот он задержал дыхание и чуть... чуть-чуть... на один дюйм... увеличил изгиб крыльев. Перья взъерошились, он совсем потерял скорость и упал.

Чайки, как вы знаете, не раздумывают во время полета и никогда не останавливаются. Остановиться в воздухе - для чайки бесчестье, для чайки это - позор.

Но Джонатан Ливингстон, который, не стыдясь, вновь выгибал и напрягал дрожащие крылья - все медленнее, медленнее и опять неудача, - был не какой-нибудь заурядной птицей.

Большинство чаек не стремится узнать о полете ничего, кроме самого необходимого: как долететь от берега до пищи и вернуться назад. Для большинства чаек главное - еда, а не полет. Для этой же чайки главное было не в еде, а в полете. Больше всего на свете Джонатан Ливингстон любил летать. Подобный образ мыслей, как выяснилось, не сулил ему большой популярности.” (Ричард Бах, Чайка Джонатан Ливингстон).

Как научиться парашютному спорту?

Если вы решили всерьез заняться парашютным спортом, готовьтесь к тому, что все выходные будете проводить на аэродроме. В свое хобби придется вложить немало денег. Также могут возникнуть сложности с окружающими, которые часто не понимают подобных экстремальных пристрастий.

Но самое главное – у вас начнется принципиально другая жизнь, в которой каждая мысль будет посвящена небу. Оно станет сниться вам. Вы будете мечтать о небе, как о высшей цели, и расстраиваться, если по каким-либо причинам придется отложить запланированный взлет. Это можно назвать адреналиновой наркоманией.

Если вы готовы всецело посвятить себя небу, думать о нем столько же, сколько о родных либо друзьях (или даже больше), по сути, жить им, тогда добро пожаловать на путь человека-птицы. Следует отметить, что вы не прогадаете. Наоборот, взамен всех «земных» потерь и неурядиц небо подарит вам то, о чем многие даже не мечтают.

Вы сможете увидеть неописуемые красоты, которые невозможно рассмотреть, глядя на землю с иллюминатора самолета. Научитесь чувствовать собственное тело в воздухе, управлять полетом так, словно у вас появились крылья. Поверьте, после этого мир станет для вас намного прекраснее, чем сейчас.

Но не забывайте, что небо пускает к себе далеко не всех. И не все способны дойти до него. Практика показывает, что из 100 студентов до завершения занятий остается пару десятков человек. Остальные оказываются от своей затеи и уходят в обычную «земную» жизнь. Таким образом, чтобы стать парашютистом, нужно иметь желание, терпение и финансовые возможности.

С чего начинается путь в небо?

Для начала вам необходимо пройти врачебно-летную комиссию (ВЛК). Процесс не настолько страшный, как кажется на первый взгляд. Если появятся какие-либо проблемы, обратитесь к своему инструктору, он вам окажет посильную помощь.

Стоимость ВЛК варьируется в диапазоне 500-1,5 тыс. рублей. Комиссию нужно проходить раз в 1-2 года. Кроме заключения от докторов, вам понадобятся фотографии на документы. Следующий этап – обучение и получение лицензии.

Нормативы на получение российской лицензии спортсмена

Категория «А». Необходимо иметь минимум 20 прыжков, из которых не меньше 15-и осуществлены посредством ручного раскрытия парашюта. Общее время свободного падения должно составлять не менее 3-х минут. Также необходимо уметь управлять положением собственного тела в свободном падении, выполнять 180-градусные развороты в любую сторону, 3 раза продемонстрировать 20-метровую точность приземления и совершить минимум 3 прыжка в компании с опытным спортсменом.

Обладатель сертификата «А» имеет право осуществлять прыжки одиночные и на точность приземления, работать в небе с группой численностью до 4-х человек при условии, что хотя бы половина членов коллектива имеет лицензию «Д» или «С».

Категория «В». Необходимо иметь минимум 50 прыжков, из которых не меньше 40 осуществлены посредством ручного раскрытия парашюта, а минимум 5 из ручных раскрытий выполнены с задержкой свыше 30 с. Общее время свободного падения должно составлять не менее 5-и минут. Также необходимо уметь выполнять индивидуальные акробатические фигуры, работать в двойке, 3 раза продемонстрировать 10-метровую точность приземления и в 2-х прыжках показать результат от 4-х очков и выше.

Обладатель сертификата «В» имеет право осуществлять прыжки одиночные затяжные и фристайл, с лыжей и видеокамерой, работать в группе численностью до 8-х человек при условии, что хотя бы 2 члена коллектива имеют лицензию «Д» или «С», участвовать в соревнованиях по видам прыжков, которые он уже освоил.

Категория «С». Необходимо иметь минимум 100 прыжков, из которых не меньше 80 осуществлены посредством ручного раскрытия парашюта, а минимум 10 из ручных раскрытий выполнены с задержкой свыше 40 с. Общее время свободного падения должно составлять не менее 20-и минут. Также необходимо уметь выполнять индивидуальные акробатические фигуры, работать в четверке, 10 раз продемонстрировать 5-метровую точность приземления, в 2-х прыжках показать минимум 2 фигуры и еще в 2-х прыжках – результат от 14-и секунд и выше.

классическая индивидуальная акробатика: среднестатистический результат 2-х прыжков – свыше 11 с. Три прыжка сделать на точность, получив средний результат минимум 15 см;
групповая (команда из 4-х человек) акробатика: в 2-х прыжках показать минимум 5 фигур, если речь идет о скайсерфинге. В случае фристайла нужно выполнить половину фигур (или больше) обязательной программы состязаний. Видеооператору необходимо снять вышеперечисленные команды или спортсменов, продемонстрировавших зачетные результаты.

Обладатель сертификата «С» имеет право:

осуществлять прыжки одиночные затяжные, акробатические, на точность, скайсерфинг, фристайл, фрифлаинг, с видеокамерой, ночью и на воду, участвовать в показательных представлениях;
работать в группе численностью до 8-х человек при условии, что хотя бы 2 члена коллектива имеют лицензию «Д»;
участвовать в соревнованиях по видам прыжков, которые он уже освоил.

Категория «Д». Необходимо иметь минимум 500 прыжков, из которых не меньше 100 осуществлены в режиме контролируемого свободного падения продолжительностью свыше 45 с, выполнить 2 ночных прыжка или с приводнением. Общее время свободного падения должно составлять не менее 40-и минут. 25 раз продемонстрировать 2-метровую точность приземления.

Нужно выполнить следующие нормативы в одной из дисциплин парашютного спорта (на выбор):

классическая индивидуальная акробатика: среднестатистический результат 2-х последовательных прыжков – не выше 10 с;
групповая (команда из 4-8 человек) акробатика: в 2-х прыжках показать минимум 7 фигур. В акробатике купольной, выполняемой в группе из 4-х человек, нужно показать среднестатистический результат 2-х прыжков значением от 4-х очков и выше. Иметь 2 успешных прыжка с выстраиванием восьмикупольной фигуры, или построением 8 куполов на скорость, или продемонстрировать 2 фигуры из программы мирового чемпионата, или в команде численностью 4 чел. выполнить 3 перестроения из комплекса фигур мирового чемпионата.

Обладатель сертификата «Д» имеет право осуществлять любые прыжки под собственную личную ответственность.

Как быстро обучиться свободному падению?

Методика AFF (оригинальное название – Accelerated FreeFall, переводится как «ускоренное обучение свободному падению) была разработана в 1980 г. К. Колеманом. Она предназначена для индивидуального интенсивного обучения студентов, желающих заниматься парашютным спортом серьезно. В программе обучения используется специальное снаряжение, применяемое на сегодняшний день в данном виде спорта, а также лучшие методики скоростной подготовки.

При подготовке AFF студент подвергается существенной психологической нагрузке. Правда, другие методики обучения тоже имеют подобный недостаток. У студента будет время, чтобы он смог преодолеть указанную нагрузку и на практике отработать задания. В процессе этого его поддерживают и страхуют инструктора.

Обучение согласно методике AFF проходит эффективнее, чем по классической программе, требуется меньшее количество прыжков, риск на всех стадиях минимален. Данный курс делится на 8 уроков (уровней), разделенных на 3 этапа:

1. Первые навыки . На трех уровнях этого этапа студент учит теоретически и приобретает на практике базовые навыки свободного падения, а именно: контролировать высоту, умение стабильно выполнять отделение от ЛА и свободное падение, открывать и безопасно управлять парашютом. Данные навыки студент получает в ходе интенсивных тренировок на земле и под прямым контролем инструктора при прыжке.

2. Маневрирование . Делится на 4 уровня, предназначенных для выработки умений и навыков маневрирования в ходе свободного падения. Ученик успешно делает энергичные подходы, 360-градусные повороты, задние и передние сальто. Также он учится передвигаться в процессе свободного падения, осуществлять разбежку при прохождении всех указанных уровней, уверенно управлять парашютом, приземляться в заданный район. На втором этапе изучаются меры безопасности и комплекс действий в особых случаях, прививается умение ориентироваться в воздушном пространстве при одиночных и групповых прыжках.

Переход к освоению следующего уровня осуществляется только после основательного и полноценного усвоения предыдущего, а также успешного выполнения поставленных в нем целей, и от числа сделанных прыжков не зависит. Проходя седьмой уровень ускоренного обучения, студент должен показать умения и знания начинающего парашютиста, а именно:

полная индивидуальная подготовка парашютного снаряжения;
знание правил, как вести себя на борту авиасредства;
навыки свободного падения, достойные уровня выпускника;
умение выполнить приземление в заданном районе.

После седьмого уровня студент приобретает статус начинающего парашютиста.

3. Лицензирование. Пройдя 7 уровней AFF, парашютисту необходимо завершить «Прогрессирующую программу», включающую в себя 8 прыжков. На данном этапе обучающийся закрепляет базовые навыки маневрирования, выполняет прыжки в команде с инструктором, практикуется в прыжках с низкой высоты, делает прыжок при самостоятельной укладке своего парашюта. Завершив программу, студент получает сертификат категории «А» и звание парашютиста-любителя.

Преимущества ускоренной программы обучения очевидны:

малый срок подготовки;
большая безопасность;
прыжки на высоте 3-4 км;
возможность изучить и оценить свои ошибки в ходе прыжка, просматривая видеосъемку полета.

При обучении используется студенческий крылообразный парашют, компьютерный страхующий прибор Cypres, вертолет Ми-8 или самолеты Л-410, Ан-28.

К недостаткам методики относится довольно высокая стоимость – около 50 000 рублей. Впрочем, при изучении прыжков по классической программе на оплату курса, питание и проживание вы потратите немногим меньше. Какую методику выбрать – решать вам.

Следует отметить, что начав заниматься по классической программе, вы в любой момент можете сдать соответствующий тест, чтобы перейти на AFF. Тест необходим для того, чтобы инструктора оценили, насколько вы подготовлены, и определили, с какого уровня вам лучше всего начинать обучение.

К затратам на курсы нужно прибавить и расходы на покупку/аренду необходимого обмундирования: групповой комбинезон, высотник, стропорез, шлем, очки и другие мелочи. Покупать парашют не нужно.

Что делать после обучения?

“Вот он какой, рай, - подумал Джонатан и улыбнулся своей мысли. Не очень-то почтительно приниматься разглядывать рай в ту самую минуту, когда влетаешь в него. Поднявшись выше облаков, заслонивших Землю, он заметил, что его тело начало светиться так же, как и у тех двух птиц, летевших рядом с ним. Конечно, за этими золотыми глазами скрывался все тот же молодой Джонатан Ливингстон, но внешняя оболочка его изменилась. Тело осталось вроде бы таким же, как у чайки, но летало оно намного лучше прежнего.” (Ричард Бах, Чайка Джонатан Ливингстон).

По завершению обучения парашютному спорту вы становитесь начинающим парашютистом, имея статус любителя. Пришло время прыгать, набираясь опыта. Можно просто совершать прыжки, наслаждаясь самим процессом, или постепенно учиться более сложным фигурам, совершенствовать имеющиеся навыки, приобретать новые.

Если второй вариант вам нравится больше, выберите оптимальное для себя направление парашютного спорта и развивайтесь. Обмундирование покупается в соответствии со сделанным вами выбором.

Вряд ли вы с первого раза найдете именно то, что нужно, и соберете идеальный комплект, да еще и за приемлемую сумму. Следует помнить, что откровенное барахло покупать не стоит, ведь от качества обмундирования зависит ваша жизнь. Недостающие вещи можно временно брать в аренду. Подобную услугу предоставляют все солидные аэродромы.

“Подъем до тысячи футов. Вначале предельно разогнаться по прямой, потом, продолжая работать крыльями, нырнуть круто вниз. Затем, и это повторялось каждый раз, его левое крыло выгибалось на взмахе, и он начинал быстро вращаться влево. Чтобы выровняться, он выгибал правое крыло, и тут же начиналось неудержимое беспорядочное вращение вправо. Как он ни старался, все шло кувырком. Он пробовал десять раз подряд, но едва разогнавшись до семидесяти миль в час, он превращался в неуправляемый ворох перьев и раз за разом врезался в море. И вот, наконец, вымокнув до костей, он придумал. Главное - неподвижно держать крылья на высокой скорости, разогнаться до пятидесяти миль в час, а затем держать их неподвижно. Поднявшись на две тысячи футов, он сделал еще одну попытку: разогнался до пятидесяти миль в час и нырнул вниз, вытянув клюв и неподвижно раскинув крылья. Это потребовало огромного напряжения сил, но все получилось, как надо. За десять секунд он разогнался до девяноста миль в час. Джонатан установил мировой рекорд скорости полета чайки!” (Ричард Бах, Чайка Джонатан Ливингстон).

Какими бывают скайдайверы?

Чтобы вы разобрались, какое направление вам ближе, приведем классификацию скайдайверов согласно М. Чоповскому:

Студенты АФФ . Их можно узнать по ошарашенному взгляду и наличию страха: а вдруг не раскроется парашют? И правда, иногда такое случается…
Инструкторы АФФ – парашютисты, прошедшие спецобучение. Они не могут прыгать без своих студентов. Правда, иногда их теряют… Ничего страшного, студентов у нас много!
Инструктор статиклайна – именно его можно увидеть в вертолете стоящим в позе рыбака, подсекающего рыбу. Отличается неподдельным азартом во взгляде, отправляет студентов в свободный полет.
Купольщики – смертельно боятся высоты, поэтому прыгают с 2,5 км, а не с 3,5. Порой закручиваются своими куполами, думая, что снизу это выглядит прикольно.
Групповики – прыгают всегда вместе. Возможно, боятся делать это в одиночку? По отдельности чем-то похожи на утопающих.
Фрифлайлеры – боятся смотреть на землю, поэтому стоят на голове. Открывают парашют, когда уже иглы елок колют глаза.
Скайсерферы – прыгают с лыжей всегда, поскольку это создает впечатление, что они продолжают стоять на грунте. Без лыжи превращаются в обычных скайдайверов.
Точнисты. На подъем до 3,5 км им денег не хватает, зато на текилу и пиво всегда достаточно средств. К тому же, они ужасно боятся высоты свыше 1,2 км. Порой больно приземляются на копчик, радостно крича при этом «Попал!». Самая развитая часть тела – пятки.
Операторы воздушные – они ничему не учатся и не научатся, ведь главная их цель – поснимать. Часто норовят совершить халявный прыжок. Порой почему-то бьются своей камерой о колесо. Некоторые считают воздушных операторов одной из разновидностей вуайеристов.
Юбиляторы – особая «каста», представители которой без бутылки шампанского на борт не поднимаются. Иногда заливают шампанским (или другими сходными напитками) камеру воздушным операторам. Почему-то последних это не радует…
Формация – то, куда стремятся влезть все вышеупомянутые личности, поэтому ничего у них и не получается. Обожают романтические встречи, в том числе на разбежке. Замечено, что прыжки в формациях превосходно развивают фантазию и смекалку: тот, кто туда не прошел, находит очень креативные объяснения, лишь бы товарищам не проставляться.
Бэйсеры – скайдайверы опустившиеся. После обильного употребления пива залезать на высоту им уже не хочется, поэтому прыгают со всего, что подворачивается под руку. Отличаются быстрой сменой настроения, способны простаивать на крыше часами, меланхолично кидая бумажки вниз, затем резко хватают свой ранец – и прыжок.
Выпускающий – нудный тип, который ко всем пристает с советами: включи сайпрас, застегни грудную, надень парашют…
Начальник аэроклуба – особь сродни директору цирка. Однако подпускать его к манифесту не рекомендуется.
Ползающие-по-земле – водятся на каждой дропзоне, пристают к скайдайверам с расспросами, не страшно ли было прыгать, что делать, если парашют не раскроется, можно ли выпить 100 г перед прыжком.

Посмеялись? Теперь поговорим о классификации парашютного спорта серьезно.

Классический парашютизм. Представляет собой двоеборье. В первом упражнении необходимо показать точность приземления под куполом в определенную 3-5 сантиметровую цель, во втором выполняется набор фигур в свободном падении. Также устраиваются соревнования по времени выполнения указанного комплекса. Данное направление достаточно консервативное, не менялось много лет. Требует от спортсмена стабильности результатов и отточенности мастерства. Классический парашютизм хорошо развит в странах постсоветского пространства.
Групповая акробатика. Состязание заключается в числе показанных фигур за конкретный промежуток времени. Соревнуются команды численностью 8, 4, 2 и 16 человек. Официальное состязание действительно выполняется в режиме скоростного построения некоторой формации. Но можно просто совершить прыжок в компании друзей и выстроить вместе с ними какую-либо фигуру. Это тоже будет групповой акробатикой. Кстати, данное направление – самое массовое в парашютном спорте.
Купольная акробатика – создание формаций из куполов. Соревнуются команды из 8 или 4 спортсменов. Как и в групповой акробатике, здесь тоже можно не только участвовать в каких-либо рекордных формациях, но и просто заниматься «для души». Следует отметить, что данное направление достаточно опасное, но зрелищное. Чтобы им заниматься, понадобятся специальные парашюты и достаточный опыт.
Фрифлай. Тренироваться можно в одиночку, но на состязаниях данное направление является командным видом. В группу входит оператор и 2 спортсмена. Базовые элементы выполняются в положении сидя или головой вниз. Направление отличается существенной скоростью падения, вследствие чего нужно соблюдать некоторые требования при выборе парашютного снаряжения и обмундирования.
Фристайл. Данное направление парашютизма появилось сравнительно недавно. Заключается в демонстрации спортсменом разноплановых фигур, выполняемых в свободном падении. Второе название дисциплины – воздушный балет. Оценивается сложность элементов, красота и мастерство оператора, который все это снимает. Фристайл похож на фрифлай, поэтому скорость полета и требования к снаряжению те же. В России данным направлением занимаются преимущественно девушки.
Скайсерфинг – состязаются в том, что и спортсмены-фристайлисты, но прыжок выполняется с лыжей. Необходим опыт по фрифлаю/фристайлу. Учитывайте, что одна лыжа стоит около $1200.
Свуп – спортсмены состязаются по длине пролета под крылом над землей или водой. Направление требует наличия скоростных спецпарашютов и серьезного опыта.
Видеооператор – тот, который снимает все вышеописанное. Чтобы стать таковым, нужно знать основы снимаемого направления, иметь опыт и соответствующее оборудование.
BASE – прыжки с различных неподвижных объектов, в том числе с низкой высоты (30-1000 м). Запасной парашют не используется, поскольку времени на его использование не будет. Требуется хорошая подготовка и специальное снаряжение.

“Да вот же она, разгадка! Каким же я был дураком! Малюсенькое крыло! Мне надо сложить крылья и лететь на одних кончиках! Короткие крылья! Он поднялся на две тысячи футов над черной гладью моря и, не раздумывая ни секунды о неудаче или смерти, прижал крылья к телу и, выставив наружу лишь их острые кончики, ринулся в пике. Ветер ревел в ушах. Семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать и еще быстрей. Сейчас на скорости сто сорок миль в час напряжение на крыльях было намного слабее, чем прежде на семидесяти, лишь чуть-чуть повернув кончики крыльев, он вышел из пике и, словно живой снаряд, пронесся над волнами, освещенными луной. Прищурившись, чтобы ветер не так резал глаза, он ликовал. Сто сорок миль в час! И под контролем! А если начать пике не с двух, а с пяти тысяч футов, интересно, какую скорость я...”(Ричард Бах, Чайка Джонатан Ливингстон).

В принципе, это все базовые дисциплины парашютного спорта. Естественно, чтобы заняться тем либо иным направлением, нужно иметь соответствующий опыт. Допустим, он есть. Что дальше? Ничего. Вы уже стали другим. Вы нацелены на небо, живете и дышите им. Возможно, вы и сами не заметили, как стали думать и чувствовать по-другому.

Не исключено, что в будущем вы станете инструктором, чемпионом или изобретете новые парашюты либо направление парашютизма. Ведь здесь есть возможность для бесконечного роста и совершенствования. Или же просто летайте, падайте, получайте удовольствие от этого. Живите небом…

”Флетчер вздохнул и начал все сначала.

Так... Ладно... - он критически оглядел собравшихся. - Начнем с Горизонтального полета. Произнеся эти слова, он внезапно понял, что в его друге и правда было не больше божественного, чем в самом Флетчере. Так ты говорил, что нет ничего невозможного, Джон?”

Когда

Прыжки проходят чаще всего в выходные дни, сбор на инструктаж на каждом аэродроме в разное время, но как практика – с 9-11 часов утра. Выбор транспортного самолета и парашютной системы зависит от того, что есть в наличии на аэродроме. Обычно техника старая, но надежная. Если для вас крайне важен тип купола, то лучше заранее узнать все по телефону.

Чтобы прыжок состоялся

Необходимо пройти медкомиссию. Аэродромный врач осуществляет беглый осмотр и опрос на предмет основных противопоказаний. Измеряют пульс и давление. Но все же заботиться о своем здоровье вы должны сами. За прыжок с вас обязательно возьмут деньги. Расценки лучше уточнить по телефону.

Одежда и обувь

Специальные парашютистские ботинки – очень жесткие, крепко держат голеностоп. Шнуровка спереди и сзади дает защиту от вывиха и растяжения. Это надо учесть при выборе обуви для своего прыжка. Одежду необходимо подобрать с длинными рукавами и брючинами, даже если это разгар лета.

Летная погода

Самое главное, чтобы ветер был меньше 6 м/с. Самолет также не сможет взлететь, если распутица испортила взлетное поле. Желательно, чтобы не было грозы, а вот в дождь прыгать можно, но тащить после приземления намокший парашют – затруднительно.

Инструктаж

Перед полетом с перворазниками проводится подробный инструктаж. Иногда он затягивается надолго, поэтому лучше захватить с собой еды на целый день. Во время инструктажа даются общие рекомендации, разъясняется предназначение основных частей парашютной системы, проводится тренировка основных моментов прыжка. Многим запомнилась знаменитая «тумбочка», высотой в полтора метра, на которой отрабатывается приземление.

Надеваем парашюты

Сразу необходимо отметить, что парашюты проходят несколько ступеней проверки и укладывают их для перворазников профессионалы, поэтому бояться «нераскрытия» не надо, лучше сосредоточиться на более важных вещах.

Прыжки перворазников проводятся на десантных парашютных системах (Д-1-5У, Д-5, Д-6 и пр.).

Д1-5У весит 17,5 кг. Площадь купола 82,5 м2 Конструкция парашюта проста и надежна в работе. Она проверена длительным опытом массовой эксплуатации. У него есть одно значительное преимущество, отличающее его от других – он не требует принудительного раскрытия, т.е. выдергивания кольца. Парашют открывается сам после выхода человека из самолета. Для некоторых это психологическое преимущество важнее веса, управляемости и мягкости.

Д-6 - парашют с принудительным (ручным) раскрытием и выдергиванием кольца через три секунды после прыжка. Вес 11,5 кг. Площадь купола 83 м2.

Частью этого парашюта является стабилизирующая система (медуза). Основной функцией системы является стабилизация положения парашютиста перед раскрытием основного купола. Она же выполняет функции вытяжного парашюта, т.е. вытягивает основной парашют. Вытяжной фал (леер) одним концом прикреплен к металлическому тросу в самолёте, другой, цепляется к карабину медузы. При прыжке леер натягивается, рвёт сдерживающую нитку и открывает малый парашют (эту самую медузу). Открытие медузы запускает страхующий прибор, который отсчитывает три секунды и открывает основной парашют, конечно в том случае, если парашютист забыл дернуть кольцо. Для того чтобы не потерять кольцо, к нему привязана резинка, в которую продевается рука.

Запаска предназначена для эксплуатации в случае отказа работы основного парашюта.

Запаска также оснащена страхующим прибором, который включается перед прыжком в самолете. Его надо обязательно отключить, если основной купол раскрылся правильно, иначе придется приземляться на двух парашютах. Для этого нужно вытащить рыжую-красную тесемку из специальной петельки не ниже 300 м.

Для практически нереальных случаев нераскрытия основного парашюта и несрабатывания страхующего прибора запаски, ее можно раскрыть с помощью кольца или специального троса.

Фиксация парашюта на человеке

Для того, чтобы не выпасть из системы во время открытия парашюта, его подгоняют к туловищу очень плотно. Большой рюкзак с основным парашютом одевается на печи и закрепляется. Лямками он фиксируется на груди и ногах. Жесткость регулируется боковыми лямками. Также закрепляется сумка для последующего складывания парашюта. В самом конце экипировки фиксируется запасной парашют в виде маленькой сумки с красной металлической скобой, общим весом в 5 кг. Дополняет все это великолепие парашютно-мотоциклетный шлем.

В таком виде довольно затруднительно передвигаться по земле, но он не для этого и одевается.

В самолете

Перед посадкой парашютистов распределяют по весу – самые тяжелые должны прыгать первыми. Самолет делает круги над аэродромом, довольно быстро набирая высоту, при этом может заложить уши.

Выпускающий (инструктор) прицепляет вытяжные фалы стабилизирующих парашютов всех прыгающих к металлическому тросу, объясняет каждому человеку на пальцах его очередь, открывает люк, определяет силу и направление ветра (кидает пристрелку).

Звучит команда приготовиться к прыжку – это 2 коротких звонка сирены. Времени на подготовку отводится очень мало – всего несколько секунд, иначе собирать потом парашютистов придется в районе нескольких километров.

Главное здесь – следить за сигналами инструктора. Он знаками показывает, кому приготовиться. Парашютисты по одному подходят к открытой двери, левая нога стоит на срезе двери, правая, полусогнутая – чуть позади. Вес необходимо перенести на правую ногу и не выглядывать из самолета.

Инструктор запускает страхующий прибор на запаске. Руки должны быть скрещены на груди. После длинной сирены, дождавшись похлопывания по плечу и команды "Пошел!", отделяетесь. Удачи!

Высота выброски парашютистов – 800 метров и земля из самолета выглядит просто картой. Скорость самолета при выброске – 160 км/ч. Люди в момент прыжка исчезают на взгляд оставшихся в самолете «в никуда», их просто мгновенно сносит потоком воздуха. У некоторых это вызывает шок и приступ страха, поэтому лучше знать это заранее. Ведь по инструкции, самолет должен прилетать пустым. Тех, кто отказывается прыгнуть – выкидывают.

Прыжок

"Пошел!" Мягкий, но резкий удар набегающего потока закручивает парашютиста в свободном падении со скоростью 50 м/сек. Свободное падение длится три секунды – вытяжной фал вытаскивает "медузу" (стабилизирующий парашют), в этот момент надо сгруппироваться и начать отсчет: "521, 522, 523". Такое нагромождение цифр используется для того, чтобы разволновавшийся парашютист, оказавшись за бортом самолета, не выпалил "раз-два-три" на одном дыхании. Далее, со всей силы, выдергивается кольцо и еще через две секунды вас мягко дергает (динамический удар), это означает, что парашют раскрылся. В этот момент падение значительно замедляется. При забытом кольце парашют раскроет страхующая система.

Если прыжок осуществляется на «дубе», то необходимо просто отсчитать пять секунд с момента отделения и проверить открытие. Для проверки раскрытия купола – бросаете взгляд вверх через плечо. Это очень трудно сделать – мешают натянутые стропы и шлем. Если купол раскрылся и раскрылся хорошо, отключайте страхующую систему запасного парашюта (вынув рыжую-красную ленту). В случае нераскрытия (это уже нештатная ситуация), дергаете кольцо запасного парашюта.

Далее летите три минуты и наслаждаетесь! Первое, что вас поражает с момента открытия парашюта – абсолютная тишина! Это происходит потому, что уши привыкли к реву мотора, а в пустоте на высоте 600 метров звуки с земли практически не долетают. Но именно в это время парашютист и испытывает самые приятные ощущения, ради которых и стоит прыгать! Необходимо помнить про безопасное расстояние между парашютистами, особенно в ветреную погоду. Скручивание строп двух парашютов может стать причиной несчастного случая.

Как пилотировать парашют, если он пилотируемый

Правильно пилотировать парашют очень важно для приземления, иначе, в лучшем случае, можно переломать ноги.

Красные стропы. Потянув за правую – повернетесь вправо, за левую – влево. А развернуться необходимо лицом против ветра. Дело в том, что когда парашютист летит по ветру, то скорость снижения складывается со скоростью ветра. Если же развернуться против ветра, то горизонтальная скорость вычитается из вертикальной. А это как раз то, что нужно.

Также перед посадкой, примерно с высоты восьмого этажа, нужно начать отгибать переднюю кромку парашюта, т.к., при движении против ветра, это позволяет снизить скорость.

Приземление

Самый серьезный этап в прыжке. Скорость при падении – пять метров в секунду и примерно за десять метров до земли, горизонт, остававшийся во время полета зрительно неподвижным, резко прыгает вверх.

В этот момент необходимо сгруппироваться: ноги свести вместе, под углом 30 градусов к вертикальной оси человека, стопы расположить параллельно земле, подбородок прижать к груди. При посадке нельзя смотреть на горизонт, а только на ноги Передние лямки парашюта необходимо потянуть вниз, чтобы погасить горизонтальную скорость.

При посадке нужно обязательно коснуться земли двумя ногами одновременно, иначе на ноги может лечь неравномерная нагрузка и, как результат – перелом ноги. Для смягчения удара, парашютист падает на спину или на бок.

После падения, чтобы 85 кв. метров, наполненные воздухом, не утащили вас в неведомые дали, необходимо погасить купол. Для этого надо с силой потянуть за нижние стропы, как бы сбивая его.

Приземление в экстремальных условиях

Самое опасное – это приводнение. Приближаясь к воде, нужно быстро и последовательно отцепить запасной парашют, расстегнуть ножные ремни, вынуть одну руку из плечевой лямки, освободиться от грудного ремня и на высоте два-три метра, выскользнув из второй лямки, постараться нырнуть как можно глубже и проплыть дальше, чтобы купол основного парашюта не успел накрыть вас с головой.

Попадая в лесную зону, нужно закрыть лицо перекрещенными руками, повернув венами вовнутрь, попытаться отталкиваться напряженными ногами о стволы деревьев и стараться быстрее приблизиться к земле. В случае, если купол запутался в ветвях, парашютист должен тихо-мирно висеть и ждать помощи.

При приземлении на крыши зданий – главное успеть разбежаться и оттолкнуться от плоскости здания, пока купол не погас.

Складывание парашюта

После приземления купол собирается так, чтобы вместе с ранцем и стропами смог поместиться в специальной сумке, которая прицеплена на груди. Чтобы стропы не запутались, их связывают в "бесконечку", петля за петлей, получается что-то похожее на канат, который потом легко распускается. Сначала складывается в сумку ранец и стропы, потом скатывается в несколько слоев сам купол. С этим скарбом нужно идти на место упаковки парашютов, в лучшем случае – вас подберет специальная машина.

Все. Осталось только решиться на свой первый прыжок. И тогда море восторга и счастья вам обеспечены!

Работа. Квартальный отчет. Планерка. Надоело! А что, если сбежать из офиса прямо в небо? Вспомнить детскую мечту, махнуть на аэродром, надеть парашют и сесть в самолет. А там, в небе, преодолев врожденную боязнь высоты, сделать шаг в никуда и парить, словно птица... Должна же мечта когда-нибудь сбыться!

Каким способом лететь

Вы решили прыгнуть с парашютом? "Перворазники" (так называют тех, кто собирается знакомиться с небом впервые) могут сделать это двумя способами. Это может быть самостоятельный прыжок по классической схеме с принудительным раскрытием парашюта (т.е. кольцо дергать не надо, все раскроется само). В другом случае это прыжок с тандем-мастером (инструктором).

Классическая схема

Прыжок по классической схеме выполняется на круглом парашюте и приблизительно выглядит так: около 10 минут полета на самолете (вертолете). На высоте 600-800 метров - отделение ("выпадение", как шутят про новичков опытные парашютисты), иногда самостоятельное. Затем открытие парашюта и дальнейшее висение под куполом в течение двух-трех минут. Приземление в том месте, куда занесет, поскольку купол неуправляемый. Укладывание купола в сумку и прогулка обратно на старт.

Тандем

Прыжок в тандеме выполняется на прямоугольном парашюте типа "крыло" и считается более безопасным: используется самая надежная техника, работают самые опытные инструкторы.

Принцип прост - подвесная система новичка соединяется с подвесной системой инструктора, за спиной которого и находятся парашюты. Вдвоем они выпрыгивают из вертолета на высоте намного большей, чем по классической схеме - 3500-4000 метров.

Затем то, ради чего, собственно, люди и отправляются в небо: свободное падение, которое длится около минуты. И лишь потом инструктор открывает парашют. Под его большим куполом тандемщики снижаются (всю работу по контролю за высотой, открытию парашюта, управлению куполом и приземлению выполняет тандем-мастер). Приземление происходит мягко, рядом с местом взлета.

Еще один плюс тандема - можно заказать съемку своего прыжка, а после приземления просмотреть отснятый материал и заново пережить ощущения свободного падения, но уже без страха за плохой конец.

Какому прыжку отдать предпочтение? Учтите плюсы и минусы того и другого.

Самостоятельный прыжок с высоты 800 метров:

  • Довольно долгая наземная подготовка.
  • Тяжелый по весу парашют.
  • Отсутствие свободного падения и связанных с ним впечатлений.
  • Отсутствие возможности снять прыжок на видео.
  • Как правило, отсутствие возможности управлять парашютом.
  • Есть опасность получения травм, например, если новичок перенервничал и что-то сделал не так.
  • Относительно доступная цена.
  • Всегда в наличие свободные парашюты.
  • Есть возможность прыгнуть с друзьями в одном взлете.

Прыжок с тандем-мастером (инструктором) с высоты 4000 метров:

  • Высокая стоимость прыжка.
  • Ощущение высоты 4000 метров.
  • Минута или больше свободного падения.
  • Мягкое приземление.
  • Видеокассета с записью прыжка.
  • Безопасность.

Как подготовиться к прыжку

Для всех новичков путь к первому прыжку один - через школу парашютизма.

Такие школы существуют в большом количестве, обучаться там может любой желающий.

В некоторых клубах вам предложат вместо долгих занятий экспресс-подготовку - короткий инструктаж на поле перед прыжком. Правда, многие серьезные профессионалы считают такое "полевое" обучение на аэродроме недостаточным. Ведь будущий парашютист должен не только знать, как и что делать во время прыжка, но и отшлифовать необходимые навыки до автоматизма, а это возможно лишь во время тренировок в спортзале и на макете подвесной системы парашюта. В других школах вас будут готовить не один день. Все репетируется до тех пор, пока каждый кандидат в парашютисты не выполнит "на отлично" и отделение от самолета, и отключение запасного парашюта (чтобы он не помешал основному), и приземление. Особое внимание - нештатным ситуациям, например приземлению на дерево.

На сегодняшний день существует три самых распространенных варианта серьезной подготовки к прыжку.

Правилом для всех программ обучения является то, что к следующему этапу переходят только тогда, когда ученик полностью освоил предыдущий. От количества прыжков в этом случае ничего не зависит.

Обучение по классической программе

В советские времена в многочисленных школах ДОСААФ (ныне РОСТО) обучали только по этой методике, наиболее распространенной и дешевой и по сей день.

Первые прыжки в этой программе начинаются с высоты 800 метров с использованием принудительного раскрытия парашюта. По мере дальнейшего продвижения в учебе ученик осваивает необходимые парашютисту навыки, в том числе учится самостоятельно раскрывать парашют. В результате обучения по этой программе человек оказывается достаточно подготовленным, чтобы начать изучать прыжки на управляемом парашюте типа "крыло". Чтобы полностью пройти эту программу, может потребоваться от 25 до 45 прыжков, в зависимости от способностей обучающегося.

Обучение по программе "Статик Лайн" (Static Line - вытяжной фал)

Отличается от классической программы тем, что с самого начала прыжки осуществляются с управляемым парашютом типа "крыло". Парашют этот, правда, специально подготовлен с учетом того, что с ним будет прыгать новичок, он более устойчив и т.д. Как и в классике, первые прыжки осуществляются с применением принудительного раскрытия парашюта.

Тем не менее многие специалисты серьезно сомневаются в необходимости этой программы, поэтому в большинстве школ ее не встретишь. Основная причина заключается в небезопасности данной методики. Парашюты типа "крыло" требуют раскрытия в правильной позе, а научить этому на земле человека, который ни разу не прыгал, очень сложно. Поэтому у студентов, обучающихся по этой программе, происходило большое количество ЧП, например, люди запутывались в стропах во время раскрытия парашюта.

Обучение по программе АФФ. (Accelerated Free Fall - ускоренное свободное падение)

Наиболее эффективная и безопасная программа.

При достаточных способностях обучающегося ее можно пройти за неделю. Одно из отличий в том, что обучающегося очень интенсивно тренируют на земле. Другое отличие в том, что вместе с новичком с самого первого прыжка выпрыгивают два инструктора. В воздухе они контролируют и подстраховывают его. Это позволяет с первых же прыжков использовать парашют типа "крыло" и прыгать с высоты 3500-4000 метров. После раскрытия парашюта контроль действий обучающегося осуществляется с земли по рации. Как показывает практика, эту программу проходят за меньшее количество прыжков - от 8 до 15.

Кстати, подготовка к прыжку в тандеме (включая надевание подвесной системы) занимает от 5 до 15 минут, теоретических знаний практически не понадобится, ведь фактически за все в ответе инструктор.

Как остаться живым

На некоторых аэродромах с вас, скорее всего, возьмут расписку на случай неудачного прыжка. Бежать к нотариусу составлять завещание и вообще сильно переживать по этому поводу не нужно. Неудачный прыжок - редкое исключение: ведь каждый новичок прыгает с двумя парашютами сразу, один из них - запасной. В случае если человек растерялся и забыл открыть основной, специальное страхующее устройство выбрасывает запасной парашют.

Еще одна страшилка - неправильно уложенный парашют. Эти страхи тоже порядком преувеличены: укладкой куполов занимаются только инструкторы и спортсмены аэроклуба, знающие процесс как свои пять пальцев.

Впрочем, для того чтобы вы почти наверняка не попали в страшную статистику несчастных случаев, желательно прислушаться к советам бывалых парашютистов.

  • Ответственно подойдите к выбору клуба, в котором будете совершать прыжки. Поговорите с теми, кто уже прыгал. Выясните, сколь опытные и ответственные люди будут организовывать ваш первый прыжок.
  • Серьезно отнеситесь к подготовке. Не пожалейте времени и пройдите обучение по одной из программ, описанных выше.
  • Воздержитесь на первых прыжках от использования парашютов, которые придется раскрывать самостоятельно. Для самостоятельных прыжков первое время безопаснее система с принудительным раскрытием парашюта. Полностью исключает травмирование прыжок в тандеме.
  • Не забывайте надевать подходящую обувь и одежду.
  • Особое внимание уделите отработке техники приземления. В подавляющем большинстве случаев новички получают серьезные травмы именно при приземлении (переломы костей таза и бедер, компрессионный перелом позвоночника). Поэтому есть смысл научиться делать все правильно еще на земле.

Кого не пустят в небо

Не все желающие смогут насладиться свободным падением, прыжок так и останется мечтой для тех, у кого слабое здоровье.

И хотя перед вылетом местный врач обязательно вас осмотрит, даже уточнит пульс и давление, все-таки лучше позаботиться о своем здоровье самостоятельно и при необходимости заранее проконсультироваться со специалистами.

Противопоказания к самостоятельным прыжкам с парашютом:

  • Серьезные хронические заболевания (особенно сердечно-сосудистые, в том числе повышенное артериальное давление на момент осмотра перед прыжком, и нервно-психические).
  • Сильная близорукость и другие проблемы со зрением. С каким зрением можно, а с каким нельзя отправляться на аэродром, лучше проконсультироваться у своего окулиста. Очкарикам в любом случае лучше предпочесть контактные линзы или очки с пластиковыми стеклами, которые сзади следует закрепить. Рекомендуется иметь горнолыжные или специальные парашютные очки (возможно, вам их выдадут на месте). Они нужны для того, чтобы линзы не выбило из глаз потоком воздуха.
  • Переломы. Если в прошлом у вас были травмы ног, костей таза, позвоночника или есть иные заболевания опорно-двигательного аппарата - нужна консультация лечащего врача. Например, при переломах ног нельзя прыгать в течение года после полного срастания костей.
  • Состояние алкогольного и (или) наркотического опьянения.
  • Эпилепсия.
  • Сахарный диабет.
  • Проблемы с координацией движений.
  • Вес менее 40 и более 95 кг.

Что еще надо знать

Прыжки проходят чаще всего в выходные дни (летом возможны прыжки и в течение недели). Построение, первичный инструктаж (если вы выбрали короткую подготовку перед прыжком) и распределение инструкторов проводится обычно в 9-10 часов утра.

Иногда инструктаж затягивается надолго, поэтому лучше захватить с собой еды на целый день, буфет есть не везде.

При себе необходимо иметь удостоверение личности (паспорт, военный билет, студенческий билет или "права") и деньги за прыжок. Не забудьте также предусмотреть средства на случай штрафа (например, при потере кольца).

Прыгают обычно с самолетов малой авиации (в большинстве клубов это Як или Ан), кое-где есть вертолеты. Обычно техника старая, но надежная. Кстати, для одного парашютиста крылатую машину в воздух поднимать не будут, нужна группа хотя бы из пяти человек.

Что касается экипировки, то для первого раза вполне можно ограничиться "земной" одеждой и обувью. Даже в самое жаркое время следует предпочесть плотную и удобную одежду с длинными рукавами, с застегивающимися манжетами и длинными брючинами, например комбинезон.

Стоит иметь в виду, что при приземлении ваша одежда скорее всего испачкается и (или) порвется, поэтому имеет смысл взять с собой сменный комплект. Крайне желательна крепкая обувь на толстой подошве и низких каблуках, которая не слетит с ноги во время прыжка и надежно зафиксирует голеностоп. Лучше всего, если это будут жесткие и высокие ботинки со шнуровкой (кроссовки нежелательны). Захватите с собой и перчатки (в любую погоду).

Перед прыжком лучше снять с себя (или оставить дома) ювелирные украшения и часы с металлическим браслетом, а также вынуть из карманов хрупкие, колющие, режущие предметы.

В день, намеченный вами для визита в небо, должна быть непременно летная погода. Это значит прежде всего, что скорость ветра должна быть меньше 6 м/с, а облачность небольшая. Самолет также не сможет взлететь, если распутица испортила взлетное поле.

Как пройдет прыжок

Перед посадкой парашютистов распределяют по весу - самые тяжелые должны прыгать первыми. Самолет делает круги над аэродромом, довольно быстро набирая высоту, при этом может заложить уши. Инструктор знаками показывает, кому приготовиться, открывает люк. На высоте около 800 м раздается зуммер: 2 коротких звонка сирены - "приготовиться". Времени на подготовку отводится очень мало - всего несколько секунд, иначе собирать потом парашютистов придется в районе нескольких километров. Парашютисты по одному подходят к открытой двери, левая нога стоит на срезе двери, правая, полусогнутая - чуть позади. Вес необходимо перенести на правую ногу и не выглядывать из самолета. Руки должны быть скрещены на груди. После длинной сирены, дождавшись похлопывания по плечу и команды "Пошел!", новичок прыгает в бездну.

Люди на глазах оставшихся в самолете бесследно исчезают в воздухе. Но это не повод отказываться от прыжка! Вспоминаете считал очку парашютиста, которую вы давно выучили наизусть: "1001", "1002", "1003" -"КОЛЬЦО!". Дернули за кольцо - парашют открылся. "1004", "1005" - "КУПОЛ!". Смотрим наверх, все ли раскрылось и раскрылось ли правильно. "ЗАПАСКА!". Отключаем автоматическое открытие запасного парашюта. "ОСМОТРЕЛИСЬ!". Крутимся на подвесной системе, смотрим, нет ли кого рядом в воздухе. "УСЕЛИСЬ!". Устраиваемся поудобнее. Летим! Наслаждаемся тишиной и ощущениями полета. "САДИМСЯ!" Примерно за десять метров до земли, горизонт вдруг резко "прыгает" вверх. Пора готовиться к приземлению. В этот момент необходимо сгруппироваться: ноги вместе, полусогнуты, стопы параллельно земле, подбородок прижат к груди. Нельзя смотреть на горизонт, а только на ноги. При посадке нужно обязательно коснуться земли двумя ногами одновременно, иначе нагрузка на них может распределиться неравномерно и как результат возможен перелом. Для смягчения удара парашютист падает на спину или на бок.

После приземления купол вместе с ранцем и стропами складывают в специальную сумку, которая прицеплена на груди. Сначала складывается в сумку ранец и стропы, потом скатывается в несколько слоев сам купол. С этим скарбом нужно идти на место упаковки парашютов. После приземления всем смельчакам выдаются свидетельства о совершении прыжка.

Где прыгнуть с парашютом и сколько это стоит?

Теоретический курс по классической схеме на одной из известных дропзон (этим словом парашютисты между собой называют аэродром для прыжков) обойдется в 4500 рублей, по программе АФФ - около 30 тыс. рублей. Прыжок по классической схеме обойдется в 450-600 рублей по столичным меркам. Стоимость прыжка в тандеме - от 3000 рублей без видеосъемки и фотографирования.

Цены примерно одинаковы на всех подмосковных дропзонах.

Одно из самых популярных мест для прыжков с парашютом - аэродром Тушино. На территории аэродрома работает несколько аэроклубов. Один из самых авторитетных -- Национальный аэроклуб России им. Чкалова.

Не менее известен в среде парашютистов и любителей авиаспорта аэродром, расположенный в окрестностях города Егорьевска, что в 96 километрах от Москвы.

Аэроград Коломна приглашает на аэродром Коробчеево (100 километров от Москвы).

Постоянно работает аэродром в Ступине.

Если вы захотите заниматься дальше, то следующим шагом станет прыжок с несколькими секундами свободного полета. Он совершается с высоты 3-4 километров, а парашют раскрывается с задержкой в пару десятков секунд. Но такое удовольствие возможно, только если вы совершили больше десятка прыжков.

Приземление в экстремальных условиях
Опасности подстерегают новичков при налете на препятствия. Ими могут быть линии электропередач, бетонные заборы, столбы, автомобили.

  • Самое опасное - это приводнение. Приближаясь к воде, нужно быстро и последовательно отцепить запасной парашют, расстегнуть ножные ремни, вынуть одну руку из плечевой лямки, освободиться от грудного ремня и на высоте два-три метра, выскользнув из второй лямки, постараться нырнуть как можно глубже и проплыть дальше, чтобы купол основного парашюта не успел накрыть вас с головой.
  • Попадая в лесную зону, нужно закрыть лицо перекрещенными руками, повернув венами вовнутрь, попытаться отталкиваться напряженными ногами о стволы деревьев и стараться быстрее приблизиться к земле. В случае, если купол запутался в ветвях, парашютист должен тихо-мирно висеть и ждать помощи.
  • При приземлении на крыши зданий - главное успеть разбежаться и оттолкнуться от плоскости здания, пока купол не погас, чтобы совершить посадку в более удобном месте.

Обсуждение

23.09.2008 00:01:44, Альбина

сколько стоит спрыгнуть? и есть контактный номер? когда в близжащие время можно осуществлить мечту?!

06.09.2008 23:37:03, Вера

Статья неплохая.Описано довольно доступно и подробно.Позволю несколько замечаний:первый одиночный прыжок гораздо безопаснее совершать с принудительным раскрытием купола(Д15У),как правило.И при приземлении следует смотреть не на ноги,а на горизонт!Оценка высоты обманчива,особенно в первый раз.
Чистого неба,мягкой посадки!

02.08.2008 22:13:07, Неболаз

Фото и видео материалы парашютных прыжков. www.skyclub.ru

24.04.2007 00:20:00, alex

Добавлю - аэродром Тушино в настоящий момент закрыт для совершения парашютных прыжков. С круглым десантным парашютом можно прыгнуть в Ватулино, а в тандеме рекомендую Ступино и Коломну. Синего неба! :)

22.11.2006 12:06:58, Papakarla

Комментировать статью "Путь в небо. Прыжок с парашютом"

И вот этот прыжок, затем попытка "подгрести" хоть немного поближе к финишу и пеший поход обратно с мотающимся парашютом, по жаре в спецодежде, шлеме, через все поле. Самые жирные дамы, да, но все равно у остальных подготовка была раза в два раза короче.

Обсуждение

Лучше в аэроклубе:
"Из списка дропзон вашего региона на сайте выбираете любую, выбираете какой прыжок хотите совершить, устанавливаете контакт и едете прыгать."
[ссылка-1]
Мой Егорьевский аэроклуб закрыт для прыжков сейчас...

Вообще безопаснее считается тандем для новичка...
Я совершала самостоятельный прыжок - если слушать инструктора и делать всё правильно, то можно обойтись без травм...а так...как в жизни...вот при наших прыжках кого-то ветром на деревья унесло - сняли потом...кто-то парашют не успел подтянуть и его по земле понесло - ногу подвернул...
вот в принципе, как тут написано, так у нас и было:
[ссылка-2]

Страшно, но прыжок того стоит! Незабываемо это!

AFF-инструктор в клубе «Аэроклассика», рекордсмен России по FreeFly 2014, совершил более 3 800 прыжков

«AFF - это ускоренный курс обучения свободному падению, позволяющий в минимальные сроки подготовить человека к самостоятельным прыжкам с парашютом типа «крыло». С таким оборудованием выполняются все современные спортивные прыжки по всем дисциплинам, в частности Freefly, Wingsuit, Canopy Piloting.

Во время курса парашютист-студент осваивает минимальные навыки, необходимые для безопасных одиночных прыжков, основные из которых: контроль высоты и самостоятельное раскрытие парашюта, поддержание и восстановление нейтрального стабильного падения, минимальная акробатика (развороты и перевороты), управление парашютом «крыло», приземление в заданную цель с правильным построением захода, безопасное приземление с торможением купола, отработка нештатных ситуаций. Помимо этого изучается конструкция парашюта, как с ним обращаться и как его проверять перед прыжком, способы отделения от самолёта, расчёт прыжка и контроль точки выброски, погода и её влияние на прыжки - все темы, с которыми парашютисту предстоит работать в дальнейшем при прыжках.

Курс AFF состоит из восьми уровней, каждый из которых чуть-чуть сложнее предыдущего. Значительную часть составляет наземная подготовка, на которой инструктор задаёт студенту правильные позиции и движения, после чего необходимым количеством повторений вырабатывается моторная память. Во время прыжка свободное падение длится менее минуты, на раздумья и сомнения времени нет - требуется всего лишь повторить действия, которые были отработаны на земле. Среднее время прохождения курса: 2-3 недели (9 прыжков, по выходным дням).

После AFF можно записаться на следующие курсы (в том числе курс основ групповых прыжков), нацеленные на закрепление навыков, повышение уверенности и дальнейшее развитие. Совершив 25 прыжков и сдав некоторые несложные зачёты, парашютист может получить свою первую лицензию (А) и переходить к освоению спортивных дисциплин».

Инструкция

Описываемые события происходят непосредственно в момент прыжка, когда вы стоите перед проемом. Исходная позиция - левая нога отставлена назад и согнута в колене. Правая нога согнута в колене и стоит впритык к дверному проему. Правая рука согнута в локте и держит вытяжное кольцо (оно находится с левой части груди и, на самом деле, представляет собой пятиугольную раму). Левая рука согнута в локте и лежит правой руки.

Нужно оттолкнуться левой ногой и выпрыгнуть из самолета. В момент прыжка необходимо плотно сжать ноги в бедрах и коленях, прижать лодыжки друг к другу и начать "считалку парашютиста".

Непосредственно после прыжка нужно начать обратный отсчет ("считалку парашютиста"), желательно вслух: "Тысяча раз, тысяча два, тысяча три". Считать нужно именно таким образом. Это делается для того, чтобы гарантированно прошло три секунды после выхода парашютиста из самолета. Если считать просто "один, два, три", велик риск того, что парашютист посчитает слишком быстро, время, нужное на отделение от самолета не пройдет, а сам парашютист зацепится за фюзеляж и погибнет. За время отсчета проходит три секунды, а парашютист пролетает около ста метров.

После того как закончен отсчет, нужно рвануть вытяжное кольцо, резко разогнув правую руку. Если левая рука при этом лежит на локте правой руки, то рычаг, созданный правой рукой будет усилен, и кольцо гарантированно раскроет парашют. Далее необходимо продолжить обратный отсчет: "Тысяча пять, тысяча шесть". За это время, если все сделано правильно, парашют уже вышел из ранца и полностью раскрылся. В этом случае вы почувствуете мягкий толчок. Тем не менее необходимо посмотреть наверх и проконтролировать раскрытие купола.

После того как купол раскрылся, нужно отключить страховочное устройство. Страховочное устройство крепится на поясе. В случае, если парашютист по каким-либо причинам не может раскрыть основной парашют, запасной парашют раскрывается на высоте (устройство может быть настроено на раскрытие на других высотах, но по умолчанию это 300 метров). Для отключения нужно вытащить шнур, раскрывающий запасной парашют. Если запасной парашют раскроется вместе с основным, ухудшатся летные характеристики обоих парашютов, падение замедлится, а вероятность получения травмы при приземлении увеличится. Чтобы не забыть отключить устройство, в считалке предусмотрена команда "Выдерни шнур". В полном виде считалка звучит следующим образом: "Тысяча раз, тысяча два, тысяча три, кольцо, купол, тысяча пять, тысяча шесть, выдерни шнур".

Наслаждайтесь полетом. Это займет приблизительно одну-полторы минуты. Для управления парашютом пользуйтесь стропами.

При прохождении высоты 300 метров страховочное устройство застрекочет. Это сигнал, что нужно готовиться к приземлению - это произойдет примерно через 20 секунд. Непосредственную подготовку к приземлению нужно начать на высоте около 150 метров - на этой высоте становятся различимы отдельные мелкие элементы на поверхности Земли - травинки, бычки, бутылки. С этого момента нужно плотно сжать ноги, как в момент выхода из самолета, и согнуть их в коленях.

После прохождения высоты 150 метров крайне желательно смотреть в точку, находящуюся выше горизонта, и ни в коем случае не смотреть под ноги. Поскольку с этой высоты внешний вид предметов почти не отличается от вида, который вы наблюдаете, находясь на Земле, инстинктивно вы попытаетесь "поймать" поверхность ногами. Поскольку скорость у поверхности будет около 3 метров в секунду, если вы действительно "поймаете" поверхность, то переломаете себе обе ноги, а, возможно, и что-то еще. Если же вы не будете видеть земли, то вам будет проще держать ноги согнутыми.

Непосредственно в момент приземления нужно спружинить согнутыми ногами, и упасть на бок. Если вы нормальный человек, а не хронический неудачник, то вы ничего себе не повредите, так как повреждения можно получить, только если вы что-то сделали неправильно или попали ногой в (например) кротовую нору.

Погасите парашют. Для этого надо выдавить воздух из купола - в противном случае есть шанс, что купол наполнится, а вас потащит за ним. Чтобы погасить парашют, просто навалитесь на купол всем телом.