Эталонный тролль. Почему Калигулу ненавидел Сенат и прощал простой народ. Лошадь-сенатор по кличке инцитат Конь юлия цезаря имя

18 марта 37 года нашей эры граждане Римской Империи встретили самым искренним ликованием и восхвалением богов: современники событий писали, что в благодарственную жертву было принесено более 160 тысяч животных. Именно так 1980 лет назад встречали известие о том, что императором Рима стал Гай Цезарь Август Германик . Нам он больше известен по прозвищу:Калигула.

В одноимённом фильме Тинто Брасса любовно и со знанием дела собраны все сплетни о Калигуле, когда-либо имевшие хождение. Повальная содомия, дикий разврат и массовые изнасилования, инцест, чудовищные казни и пытки, психопатия, садизм, расчленёнка - вот примерный, но далеко не полный ряд ассоциаций, которые возникают, стоит только произнести это имя. На периферии маячит школьное знание: что-то там о коне, которого Калигула сделал сенатором. Словом, безумец, ослеплённый властью.

Самое интересное, что безумцем он не был. Как ни странно, Калигула управлял империей вполне разумно. Но почти все свои шаги на этом поприще он сопровождал ураганной буффонадой с увечьями и трупами. Если верно утверждение о том, что троллинг это «форма социальной провокации и издевательства, возбуждение ссор и ненависти», то Калигула достоин звания эталонного тролля.

Проституция мелким текстом

Едва став императором, Калигула отменил знаменитый закон «об оскорблении величия». Этот закон, действовавший уже на протяжении полувека, стоил жизни очень и очень многим. Если бы наш герой стал императором всего-то на четыре годика раньше, вся мировая история могла бы пойти по-другому. История религии — точно. Потому что в числе прочих осуждённых за «оскорбление величия римского Цезаря» был проповедник из далёкой римской провинции Иудея. Звали его Иисус , и он, как известно, был распят в самом конце марта 33 года нашей эры. При Калигуле эта казнь просто не могла бы состояться.

Мраморный бюст Калигулы. I век. Нью-Йорк, Метрополитен-музей Фото: Commons.wikimedia.org

Это что касается дел великих. В малых делах Калигула проявлял не меньше изобретательности. Один случай, описанный римским историком Светонием, должен возвести Калигулу в ранг почётного исторического покровителя целого ряда жуликов. Скажем, банкиров, чиновников ЖКХ, производителей некачественных продуктов и устроителей «беспроигрышных» лотерей.

Зная о страсти римлян к законности и праву, Калигула вводит любопытную практику: законы о введении новых налогов, например, на проституцию, он объявляет через глашатаев. Народ запоминает плохо, путается, не платит вовремя, навлекает на себя штрафы. Что происходит дальше? А вот что: «Наконец, по требованию народа, Калигула выставил публично текст закона. Однако он был написан мельчайшим шрифтом и вывешен в труднодоступном месте: специально для того, чтобы его невозможно было скопировать». Очень похоже на ситуацию с нынешними обманутыми вкладчиками.

Выгода демократии

Описывая выходки Калигулы, многие путаются. Например, видят троллинг в самых заурядных вещах вроде прижизненного обожествления личности императора. Ссылаясь при этом на свидетельства того же Светония: «Он пожелал быть выражением всех богов и стал показываться народу только в одеянии божеств и с их атрибутами: много раз он появлялся с позолоченной бородой, держа в руке или молнию Юпитера, или трезубец Нептуна, или жезл, или — даже в облачении Венеры. Триумфальное одеяние он носил постоянно, а иногда надевал панцирь Александра Македонского , добытый из его гробницы».

Это не троллинг, это понты. Настоящий троллинг был сокрыт в том, что казалось современникам благодеянием.

Так, он, «всесильный император, воплощение живого бога», вдруг возвращает народу Рима демократию. Не всю, частично. Выборы в магистраты. Зачем?

Всё очень просто. Верховная власть — по представлениям римлян — должна была регулярно обеспечивать массовые праздники с раздачей денег и хлеба. В принципе, Калигула был не против, однако на деньги он был скуп. К тому же надо было обустраивать империю, готовить вторжение в Британию, платить войскам…

И Калигула возвращает выборы. Теперь кандидаты, сражающиеся за высокую должность, должны завлекать на свою сторону народ. Но чем? Да всё тем же: празднествами с раздачей денег и хлеба. Но уже за свой счёт, а не за счёт казны. Блестящее решение, вовсе не похожее на «безумие».

Эсташ Лёсюёр. «Калигула помещает прах матери и брата в гробницу предков». 1647 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Конь в пальто

История с введением коня в Сенат — из той же серии. Дело в том, что римское гражданство, некогда священное, ко времени Калигулы стало уже предметом торга. Многих — в том числе и императора — это не устраивало. А вот Сенат на это внимания почти не обращал.

Ход был прекрасный. По закону членом Сената мог стать только римский гражданин. И Калигула скрупулёзно исполняет все требования. Он наделяет коня правами гражданства. Ставит его на жалованье. Довольно быстро конь становится богатым гражданином и проходит имущественный ценз, необходимый для сенатора. Собственно, всё: принимайте нового члена Сената по имени Инцитат, то есть « быстроногий » .

Высший пилотаж глумления над формальным исполнением закона. Если целью было показать беспомощность и несовершенство бюрократической машины, то достигнуто это было с блеском. Потому что даже после смерти императора коня никак не могли вывести из Сената. К тому не было никаких формальных показаний: ничего плохого конь не совершил, глупых или вредных советов не давал, врагом народа не был.

Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик Носовский Глеб Владимирович

6. Какого «коня» император Калигула ввел в сенат? Отвечаем: русско-ордынского хана Симеона Бекбулатовича

6. Какого «коня» император Калигула ввел в сенат?

Отвечаем: русско-ордынского хана Симеона Бекбулатовича

Все мы знаем популярную легенду: дескать, сумасшедший Калигула захотел ввести своего коня в сенат. «Античный» сюжет прочно вошел даже в современную литературу и искусство. Дошло до того, что в роскошном кинофильме «про античность», изобразили коня, которого под уздцы вводят в зал заседаний римского сената. Возбужденное животное всхрапывает, зло бьет копытами, вырывается из рук суровых римских конюхов. Сенаторы в богатых красных тогах испуганно жмутся к стенам. Пылают факелы… В общем, «красиво сделано». Зрители искренне восхищены. Однако сейчас мы разочаруем некоторых любителей изящной истории. Ничего подобного не было. Никто не втаскивал вверх по ступенькам горячего императорского коня. Это - выдумки поздних историков.

Обратимся к сути дела. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона сообщает про Калигулу: «Он построил храм, в котором стояла его статуя в виде Юпитера Латийского; ее каждый день одевали так же, как был одет он сам. В штате жрецов этого храма считался и он; КОЛЛЕГОЮ ЕГО БЫЛА ЕГО ЛОШАДЬ - ТА САМАЯ, КОТОРУЮ ОН ПОЗЖЕ НАЗНАЧИЛ КОНСУЛОМ» , «Калигула».

Современные комментаторы убеждают нас, что «откровенное сумасшествие сквозило во всех его поступках (он, например, своего коня собирался сделать консулом)» , с. 93.

Этот сюжет сегодняшние историки узнали от Светония. Обратимся к «античному классику». Как мы сейчас увидим, он действительно сообщает очень интересную историю. Которую, впрочем, лишь при очень тенденциозном понимании можно истолковать так, как нас сегодня учат. Мы цитируем Светония.

«Своего коня Быстроногого он так оберегал от всякого беспокойства, что всякий раз накануне скачек посылал солдат наводить тишину по соседству; ОН НЕ ТОЛЬКО СДЕЛАЛ ЕМУ КОНЮШНЮ ИЗ МРАМОРА И ЯСЛИ ИЗ СЛОНОВОЙ КОСТИ, НЕ ТОЛЬКО ДАЛ ПУРПУРНЫЕ ПОКРЫВАЛА И ЖЕМЧУЖНЫЕ ОЖЕРЕЛЬЯ, НО ДАЖЕ ОТВЕЛ ЕМУ ДВОРЕЦ С ПРИСЛУГОЙ И УТВАРЬЮ, КУДА ОТ ЕГО ИМЕНИ ПРИГЛАШАЛ И ОХОТНО ПРИНИМАЛ ГОСТЕЙ; ГОВОРЯТ, ОН ДАЖЕ СОБИРАЛСЯ СДЕЛАТЬ ЕГО КОНСУЛОМ» , с. 125.

В современном комментарии добавлено, что коня звали Incitatus, то есть «Борзой», по мнению переводчика Ильинского. Далее: «Дион (римский историк Дион Кассий - Авт. ) уверяет, что Калигула сделал бы коня консулом, если бы не был убит» , с. 312.

Если бы мы ничего не знали о соответствии между Калигулой и Грозным, то разобраться в этом тексте было бы непросто. Ясно, конечно, что буквальное понимание нелепо: мрамор для коня, слоновая кость, пурпурные покрывала, жемчужные ожерелья; конь принимает гостей и даже является жрецом храма, вместе с императором…

Что все это значит? На первый взгляд, вроде бы неясно.

Однако мы уже многое открыли и многое поняли. В частности, поняли, что Калигула - это фантомное отражение Ивана Грозного. Зададим вопрос: какое событие из жизни Грозного может соответствовать «античному коню в сенате»? Как только вопрос задан, ответ напрашивается сам собой (однако, повторим, такое понимание приходит лишь после того, как уже проделана огромная работа по отождествлению «античной» истории со средневековой). И наш ответ следующий: это - история хана Симеона Бекбулатовича, которого Иван Грозный якобы возвел на собственный престол, а сам остался как бы не у дел. Смиренно, дескать, сел у подножия трона и стал покорно выслушивать указы нового хана. Мы неоднократно и подробно анализировали данный сюжет.

Напомним, что в миллеровско-романовской истории Иван IV «Грозный» отрекся от престола в 1575 году «и посадил на трон служивого ТАТАРСКОГО ХАНА Симеона Бекбулатовича. ТАТАРИН въехал в царские хоромы (! - Авт. ), а „великий государь“ переселился на Арбат (! - Авт. ). Теперь он ездил по Москве „просто, что бояре“, в Кремлевском дворце устраивался поодаль от „великого князя“ (то есть татарина Симеона - Авт. ), восседавшего на великолепном троне, и смиренно выслушивал его указы» , с. 195. Симеон был главой земской Думы и имел ЦАРСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ , с. 201.

Современные историки растерянно рассуждают: «Служилый татарин лишь потому был призван сыграть главную роль в ЗАТЕЯННОМ МАСКАРАДЕ, что не имел решительно никаких прав на русский престол» , с. 205.

Глядя на эти нелепые сцены миллеровско-романовской версии, можно понять историков, трактующих эти «действия Грозного» как шизофрению. Однако, по нашему мнению, никакой шизофрении тут нет и в помине. Дело в том, что документы рассказывают здесь о реальном восшествии на престол реального русско-ордынского ХАНА Симеона в 1572 году. После победы Орды. Никакого «второго Грозного царя» рядом с ним нет. Есть лишь «Грозная Эпоха», персонифицированная позднее Романовыми в лице «Грозного царя».

Все сразу становится на свои места. Нет шизофрении Грозного, и нет безумия Калигулы. Исчезает нелепый «конь в сенате или храме» и вместо него появляется реальный хан-император Симеон. Русско-ордынский, он же «античный» римский. Потому что Русь-Орда XIV–XVI веков и «Древний» Рим - это одно и то же. Совершенно ясно, что хан Симеон жил в мраморных покоях, был окружен драгоценностями, слоновой костью, жемчугом, шелком, пурпуром, прислугой; охотно принимал гостей, был жрецом храма. Произошла смена власти, рис. 1.6. В 1572 году вместо хана Ивана V на русско-ордынский престол взошел хан Симеон Бекбулатович.

Остается лишь одно легкое недоумение. Откуда же тогда взялось нелепое слово КОНЬ на страницах «античных классиков»? Как получилось, что вместо хана Симеона историки вдруг хором заговорили «о коне»? На самом деле и здесь все ясно. Спросим: как звали нового ордынского хана? Правильно, СИМЕОН. Какая буква одинаково пишется, но по-разному читается в русском и латинском языках? Правильно, буква С. По-русски читается как С, а по-латински как К. Следовательно, как прочтет имя Симеон западный европеец, переходящий со старого русского языка на новоизобретенную латынь? Совершенно ясно: из СИМЕОНА получится КИМЕОН. Но ведь слово КИМЕОН очень близко к старому русскому слову КОМОНЬ, что означало КОНЬ. См., например, Словарь В. Даля . Вот так и появился «конь» вместо «Симеона». Либо по ошибке, либо в результате намеренного подлога. Далее заработала фантазия западно-европейских писателей и редакторов. И получился забавный «конь в сенате» или «конь-консул», принимающий гостей и являющийся жрецом храма. Затем ученые стали глубокомысленно рассуждать о безумии Калигулы. Или о шизофрении Грозного. Писать серьезные статьи… Выросла развесистая, но уродливая, ветвь на древе «исторической науки».

Между прочим, отсюда вновь видно, что «античный» Светоний часто и довольно послушно следует именно романовской версии русской истории. Это понятно. После Великой Смуты и раскола Империи историю прежней ордынской метрополии начали переписывать, в первую очередь, Романовы, утвердившиеся в сердце Руси-Орды. Конечно, трудились в тесном содружестве со своими западно-европейскими сотоварищами-узурпаторами, захватившими власть «на местах», в прежних провинциях Великой Империи. Ясно, что новоиспеченные западные правители иногда прислушивались к мнению своих ставленников на московском престоле. Работали «душа в душу», с пониманием общности своих задач.

Из книги Нежная любовь главных злодеев истории автора Шляхов Андрей Левонович

Гай Цезарь Калигула, римский император Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, совершавшими ненавистные дела волхвований и нечестивые жертвоприношения, и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

13.3. Взятие Трои «при помощи коня» и взятие Царь-Града крестоносцами в 1204 году В образе Троянского коня слились как Царь-Градский акведук, так и осадная башня на колёсах Обратимся теперь к истории Крестовых походов и посмотрим - нет ли в нём упоминания о Троянском коне или

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

13.3. Взятие Трои «при помощи коня» и взятие Царь-Града крестоносцами в 1204 году В образе троянского коня слились как Царь-Градский акведук, так и осадная башня на колесах Обратимся теперь к истории Крестовых Походов и посмотрим - нет ли в нем упоминания о Троянском коне или

Из книги Молотов. Полудержавный властелин автора Чуев Феликс Иванович

Мы за всех не отвечаем Молотову рассказывают о положении в Грузии:- Там уже есть частные рестораны, частное разведение скота… Там страшные морозы сейчас…- Но мы за всех не отвечаем, - говорит Молотов.- Как - не отвечаем? Наши республики-то!- Так получается. Наши

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

35. Император Калигула В Риме, при дворе императора Тиверия, жил внук Ирода I и царицы Мариамы Агриппа, сын казненного Аристовула. Живя среди римской знати, молодой Агриппа приучился к веселой жизни и расточительности.Он растратил все свои деньги и наделал много долгов.

автора Носовский Глеб Владимирович

1. Геродот возвращается к истории убиенного русско - ордынского царевича Дмитрия «Античный» Лжесмердис - это Дмитрий, сын Елены Волошанки, или Дмитрий Самозванец Геродот все никак не может уйти от событий конца XVI - начала XVII века. Как мы уже говорили, теперь это стало

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

6. Временное восшествие на русский престол Симеона Бекбулатовича и временное восшествие на персидский престол Артабана Мы уже видели, что Ксеркс просит своего подданного Артабана одеться в царские одежды, затем временно взойти на царский престол, после чего предлагает

автора Носовский Глеб Владимирович

10.3. Император Калигула и Угличская трагедия Очень интересно, что римское описание смерти Калигулы впитало в себя фрагменты истории убийства царевича Дмитрия в Угличе в 1591 году, то есть в самом конце XVI века. Ничего удивительного в этом нет. Напомним, что, согласно

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

12. Лжедмитрии на Руси и «античные» слухи, что император Калигула не умер, а спасся и говорит с народом В эпоху Великой Смуты на Руси появилось несколько Лжедмитриев. Народ верил в то, что царевич Дмитрий на самом деле не погиб, а спасся, и возвращается на царство. Мы уже

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

2. Приход Клавдия к власти был полной неожиданностью для него самого Отражение хана Симеона Бекбулатовича Напомним, что в романовской версии Иван Грозный, абсолютно неожиданно для всех, своей волей, возводит на трон хана Симеона Бекбулатовича. А сам устраняется от власти

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

4. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА БИОГРАФИИ БИБЛЕЙСКОГО ЦАРЯ ДАВИДА (ТО ЕСТЬ В КНИГЕ 1 ЦАРСТВ) ОПИСЫВАЕТ РУССКО-ОРДЫНСКОГО ЦАРЯ-ХАНА ДМИТРИЯ ДОНСКОГО XIV

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

2.13. Фарс с возведением на трон Челяднина и хана Симеона Ветхий Завет подчеркивает, что арестованного Самсона приводят к филистимлянам в разгар их веселья, дабы ПОЗАБАВИТЬ присутствующих: «Владельцы Филистимские собрались, чтобы принести ВЕЛИКУЮ ЖЕРТВУ Дагону, богу

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

4.5.5. Почему Григорий VII запретил симонию и ввел целибат? Гильдебранд родился в семье мелких тосканских землевладельцев. Предположительная дата рождения - между 1015 и 1025 гг. Юноша изучал каноническое право, принял монашество и быстро продвигался по лестнице церковной

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

«Господь ввел их в тихую пристань» Когда капитан Джон Франклин узнал о готовящейся экспедиции на поиски Северо-Западного прохода, он тотчас предложил свои услуги. В Адмиралтействе ему возразили: – Вам уже почти шестьдесят! Мы имеем право не пустить вас! Но

Из книги Казаки [Традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)] автора Кашкаров Андрей Петрович

Посадка на коня и слезание с коня Как садиться на коня, разбирать поводья и слезать – большая наука. Многие казаки умеют это делать, но немногие делают сие красиво.Поэтому, перед тем, как сесть на коня (лошадь), следует поставить ее и самому встать рядом.Садиться на лошадь

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

2.13. Фарс с возведением на трон Челяднина и хана Симеона Библия подчеркивает, что арестованного Самсона приводят к филистимлянам в разгар их веселья, дабы ПОЗАБАВИТЬ присутствующих: «Владельцы Филистимские собрались, чтобы принести ВЕЛИКУЮ ЖЕРТВУ Дагону, богу своему, и

Ох уж эта волшебная сила искусства! Стоило написать о политически-подкованных и , как тема пошла в народ - галковский написал как англичане спасли собачку Романовых , кто-то из националистической тусовки тоже стал писать о звершуках (жаль я потерял ссылку!). В общем тема животных в политике заняла заслуженное место в поп-культуре - можно надеяться на долгоиграющие последствия.

С другой стороны тут произошло историческое событие - нога жж юзера впервые ступила в лоно Сената Российской Федерации .

В связи со столь примечательным событием невозможно не вспомнить зверушку, с которой по совести и стоило начать тему политических животных - любимый конь римского императора Калигулы по кличке Инцитат однажды ставший римским сенатором.


Обычно Инцитата подают как символ своевластия правителя; сумасшедших приказов, которые, тем не менее, приводятся в исполнение; назначения на должность человека, совсем не подходящего для неё по всем параметрам. А Калигулу соответственно преподносят как слабоумного, введшего коня в сенат просто из-за собственного сумасшествия.

Возможно я вас удивлю, но любой политик - слабоумный псих. Достаточно заглянуть в первую попавшуюся газету, на карикатуру да или просто пройтись по жж. Есть и определенные сайты вроде компромат.ру или лукмор, где вообще нет ни одного положительного персонажа. Хуже ситуация только когда какого-нибудь политика свергают и его место занимают оппоненты, у них тут же начинается настоящий литературный процесс черного пиара. Свергнутый правитель быстро превращается в тирана, вонючку и вообще исчадье ада от которого несло серой. Новыми властями пишутся десятки и сотни книг и монографий где подробно расписываются все зверства, и непотребства "старого режима". Ведь проигравшего нет, он ничего не может ответить, по этому врать можно без оглядки - "отсутствующий всегда не прав". По этому в любом политическом вопросе смотрите не что пишут, а кто и когда это сказал - потом уже можно смотреть на факты.

Степень гротеска обычно прямо пропорциональна вменяемости и уму обслуживаемого объекта. Посмотрите на людовика Короля-Солнце, Гитлера или Николая Второго - в массовой культуре это олицетворение зла, безумия и низости. Хотя если посмотреть на их биографию это чуть ли не святые люди.

И наоборот ничтожества и предатели равносильно своей подлости и ничтожности предстают на бумаге рыцарями без упрека и изъяна. Сложно найти что-нибудь плохое о Сталине, Путине или Пол-Поте, ведь как безвольная марионетка может быть плохой? Это невозможно по определению.

По этому такие заходы про николая-кровавого, "после нас хоть потоп" и "нет хлеба - ешьте пирожные" обычно рушатся под весом собственных доказательств. Вроде пишут про какого-то психа Калигулу, фильмы снимают про психопата но при этом говорят, что он управлял всей римской империей и успешно боролся с заговорами, вел победоносные войны, проводил масштабные реформы и в общем вел тонкую политическую игру в кишащем интригами Риме. Какой же это психопат, если он способен к искушенному стратегическому планированию?

Соответственно и его "безумное" глумление над сенатом было образцовым. Неискушенный в политике человек, может думать, что компромат или глумление нужно проводить максимально сильным и быстрым ударом - рассказать такую правду, что бы было не отмазаться. Но на практике гораздо эффективнее оказывается "непубликация" компромата, или медленное, постепенное, миллиметр за миллиметром издевательство, когда компромат публикуется по слову, по строчке, абзацу и удовольствие растягивается на сколько это возможно. Такая медленная гильотина гораздо чувствительнее для врага. Как одна только угроза страшнее действия.

"Лошадь Калигулы", картина Сальвадора Дали.

Обслужил Калигула убогих сенаторов по первому разряду. Для начала скажу что коня звали «Порцеллиус» (Поросёнок), но Калигула решил, что это недостаточно красиво и по этому коня посетила небывалая удача - он стал постоянно выигрывать на скачках, за что и был жалован именем Инцитат (быстроногий, борзой). Выступал в гонках за партию «зелёных» (за которую болел император). Удача была так велика, что на кануне скачек рядом со стойлом Инцитата было запрещено шуметь под страхом смерти, и по этому поводу случались казни.

Кстати, обычно историки Рима крайне мало внимания уделяют римским циркам, точнее уделяют но косвенно. Мол были цирки, но лишь в качестве развлечения для черни, позволяющего забыть о политике в рамках нацпроекта "Хлеба и Зрелищ". Но как вы легко можете видеть такого не происходит даже в современных гигантских государствах с религией футбола, а уж в городах-полисах античности, где все друг друга знали, видели все на сквозь и было регламентировано кому какой длинны тунику носить... Цирк в Риме, в отличии от Сената играл первостепенную роль. Двухпалатного парламента с фиктивной нижней палатой еще не было, да и не могло быть в полисе, его функции выполнял его величество Цирк. По этому все страсти кипели на стадионах - все общество было разделено на несколько "футбольных команд" и именно вокруг них бурлила вся культурная и политическая жизнь. Основным видом спорта был не футбол как сейчас, а больше похожие по формату на всеобщее голосование гонки на колесницах.

Поставка лошадей и возниц первоначально исходила от государства и сдавалась магистратами на откуп. Чем дальше, тем крупнее становились приплаты магистратов, дело же поставки организовалось в два больших предприятия, может быть, субсидируемые правительством. Предприятия эти содержали конюшни, лошадей, персонал возниц, школы для возниц, выезжали лошадей и т. п. Техническое имя этих предприятий было factio; главный заведующий носил имя dommus factionis. Различались factiones между собою цветами.

Две компании республиканского времени одевали своих наездников одна в белое, другая в красное, и носили поэтому имя: одна - russata, другая - albata. В императорское, вероятно, время к этим двум присоединились синие и зелёные (лат. factiones veneta и prasina); временно при Домициане имелись ещё золотые и пурпуровые (лат. purpureus pannus и auratus pannus). Из этих партий видную роль играли в императорское время только синие и зелёные; около них сосредоточился весь интерес посетителей Цирка. Интерес к лошадям, к возницам, азарт ставок - все это, раздуваемое участием высших слоев общества вплоть до императора, повело к тому, что интересы Цирка были насущнейшими и живейшими интересами Рима.

Интерес сосредоточивался на постоянных носителях тех или других преимуществ - компаниях, поставщиках лошадей и возниц, - и раздувался самими компаниями; зритель привыкал усваивать себе интересы компании, и, таким образом, получилось страстное участие в судьбе не лошади или возницы, а партии. Страстность доходила до схваток и битв; влиятельные люди одной партии старались повредить другой; сами императоры проводили немало времени в конюшнях любимой партии и мощью своей власти поддерживали её в ущерб другой. С падением культурности страстность достигает своего апогея на ипподроме Константинополя. Пристрастие к партиям поддерживало интерес к носителям славы партии - возницам и лошадям, особенно к возницам, так как от их ловкости всего более зависела победа.

Большой интерес возбуждали и лошади. Все знали знаменитых левых пристяжных (лат. funales), побеждавших по сотне раз. Испания, Африка, Италия, Греция, Каппадокия конкурировали высотою крови и скаковых качеств своих конских заводов. Потребление и спрос на лошадей были громадны; конские заводы, очевидно, давали крупным заводчикам хорошие доходы. Особенно крупные предприятия этого рода создали чудные пастбища Африки; немало сохранилось мозаик, свидетельствующих о любви к лошадям, интересе к ним и распространённости коннозаводства в этой римской провинции. Каждая лошадь имела своё имя и свою генеалогию; сотни имен переданы нам разнообразными памятниками, от мозаик и до свинцовых входных билетов-тессер. Лошади-победители на пути в свои конюшни справляли настоящие триумфы.

Таковы были элементы, из которых слагалась цирковая жизнь. Одинаково страстно жили этой жизнью и Рим, и провинции. Антиохия или Лион не уступали в этом отношении Карфагену и Коринфу. Могли не знать в Риме, чем кончилась война с германцами или парфянами, но всякий знал, кто победил в последний цирковый день - синие или зелёные.

Согласитесь, современная историческая наука совершает просто преступление перед историей считая римский цирк малоинтересным развлекательным элементом. Я бы даже сказал, что это большая ошибка, чем невнимание к карибскому морю пиратских времен, где первые этапы истории античной цивилизации детально повторились в средние века.

Не случайно Инцитат сначала стал ключевой фигурой на Арене цирковой, а затем стал ходить конем на административном поле, планомерно двигаясь в "сенаторское стойло" - стал гражданином Рима и разбогател до предела, необходимого для имущественного ценза прохождения в сенат:

Подобно Тиберию, у которого был любимый дракон, Калигула завел себе любимца коня. Раньше его звали Порцелл (что значит "Поросенок"), но Калигула решил, что это имя недостаточно красиво, и переименовал коня в Инцитата - "Быстроногого". Инцитат всегда приходил на бегах первым, и Калигула так его обожал, что сделал сперва гражданином Рима, затем сенатором и наконец занес в списки кандидатов на пост консула. Инцитат получил собственный дом и слуг, у него была мраморная спальня, где лежал большой соломенный тюфяк, менявшийся каждый день, стояла кормушка из слоновой кости и золотое ведро для питья, а на стенах висели картины известных художников. Всякий раз, что Инцитат выигрывал гонки, его приглашали вместе с нами к обеду, но он предпочитал чашу ячменного пива рыбе и мясу, которыми всегда потчевал его Калигула. Мы должны были раз двадцать пить за его здоровье.

Если вам показалось, что это вершина глумления над сенторами (мысленно представляйте себе сенат РФ), то готовьте попкорн - речь об античности, там люди входили в тонкости, и золотой дворец был только началом.

После того, как Калигула объявил себя богом, ему понадобились жрецы. Верховным жрецом для себя он являлся сам, а подчинёнными жрецами стали Клавдий, Цезония, Вителлий, Ганимед, 14 экс-консулов и, разумеется, Инцитат. За должность каждому требовалось заплатить 8 000 000 сестерциев. Чтобы конь смог собрать нужные средства, от его имени все лошади Италии были обложены ежегодной данью.

Наконец, он объявил своего коня «воплощением всех богов» и приказал его почитать. К обычной форме государственной присяги добавилось «ради благополучия и удачи Инцитата».

Хотя впрочем и сенат не остался в долгу, вскоре после избрания Инцитата сенатором заговорщики убивают Калигулу, но коня тронуть не могут, т.к. изгнание одного из членов сената палка о двух концах и опасный прецедент.

После убийства императора в защиту Инцитата было сказано, что он, в отличие от прочих сенаторов, никого не убил и не дал императору ни одного дурного совета. Сенаторы также столкнулись с проблемой: по римским законам до окончания срока полномочий никого из сената, даже коня, выгнать было нельзя. Но выход был найден.

Император Клавдий вспоминает о мероприятиях, которые были им сделаны после гибели Калигулы и захвата власти:
""Другой ведущий сенатор, разжалованный мной, был конь Калигулы Инцитат, которому через три года предстояло сделаться консулом. Я написал сенату, что у меня нет никаких претензий к личной морали этого сенатора или к его способности выполнять те задачи, которые до сего времени вменялись ему в обязанность, но у него больше нет необходимого финансового ценза. Я урезал дотацию, дарованную ему Калигулой, до ежедневного рациона кавалерийской лошади, уволил его конюхов и поместил его в обыкновенную конюшню, где ясли были из дерева, а не из слоновой кости, а стены были побелены, а не украшены фресками. Однако я не разлучил его с женой, кобылой Пенелопой, это было бы несправедливо.""

Стоит упомянуть, что и само имя Калигула это псевдоним. В детстве Гай постоянно проживал вместе с родителями в военных лагерях. Ходил в солдатской одежде, носил солдатский псевдоним. Да и в остальной жизни император радел за народ, был большим аскетом и любимцем солдат:

Прозвищем "Калигула" ("Сапожок") он обязан лагерной шутке, потому что подрастал он среди воинов, в одежде рядового солдата. А какую привязанность и любовь войска снискало ему подобное воспитание, это лучше всего стало видно, когда он одним своим видом несомненно успокоил солдат, возмутившихся после смерти Августа и уже готовых на всякое безумие.

Не менее круто смотрятся и остальные его имена: Castorum Filius («Сын лагеря») и Pater Exercituum («Отец войска»). По этому я предлагаю подвести некоторый итог, и в эпоху гиперинформационного общества сменить полярность одного политического термина.

Давайте видеть в легендарном Инцитате символ искусного глумления над узурпировавшими власть тиранами и невеждами. Именно он как никогда нужен нашему времени и нашей стране.

Так поиграл в слова Державин,
Негодованием объят.
А мне сдаётся (виноват!),
Что тем Калигула и славен,
Что вздумал лошадь, говорят,
Послать присутствовать в сенат.
Я помню: в юности пленяла
Его ирония меня;
И мысль моя живописала
В стенах священных трибунала,
Среди сановников, коня.
Что ж, разве там он был некстати?
По мне - в парадном чепраке
Зачем не быть коню в сенате,
Когда сидеть бы людям знати
Уместней в конном деннике?
Что ж, разве звук весёлый ржанья
Был для империи вредней
И раболепного молчанья,
И лестью дышащих речей?
Что ж, разве конь красивой мордой
Не затмевал ничтожных лиц
И не срамил осанкой гордой
Людей, привыкших падать ниц?..
Я и теперь того же мненья,
Что вряд ли где встречалось нам
Такое к трусам и к рабам
Великолепное презренье.

18.06.2015

Редко какое животное может удостоиться чести попасть в историю. Как правило, это любимцы великих людей, имена которых не подвластны тлену. Ярким представителем мира животных, получившим всемирную славу благодаря своему хозяину, был Инцитат - конь римского императора Калигулы. Правивший в Риме с 36 по 41года н.э., Гай Цезарь Август Германик был жестоким правителем, утопившем Рим в крови и пороке. Воспалённое сознание императора видело врагов в каждой тени, в каждом человеке. За всю свою недолгую жизнь, он искренне любил только сестру и своего коня.

Дар Судьбы

Прибывший во дворец, испанский жеребец светло-серой масти носил смешное имя Процеллиус (Поросёнок). Четвероногий красавец не раз был победителем на скачках и получил от Калигулы новое имя - Инцитат, что в переводе с латинского означает «Быстроногий». Сумасшедший правитель просто влюбился в своего коня. Для начала, он сделал Инцитата гражданином Рима, потом сенатором и даже кандидатом в консулы. Провозгласив себя богом, Калигула сделал скакуна своим жрецом, продолжая осыпать его почестями и драгоценными подарками. Для коня был выстроен мраморный дворец, пил он только из золотого ведра, а еду коню насыпали в кормушку, сделанную из драгоценной слоновой кости. Чтобы сделать своего любимца еще счастливее, император официально женил его на кобыле Пенелопе.

Из сохранившихся исторических документов известно, что Калигула верхом на своём жеребце заходил в зал сената и в трапезную. Здесь коню подавали великолепные блюда, наливали хмельной напиток.

Своих подданных правитель заставлял провозглашать тосты «за здоровье Инцитата!», а рабынь и даже свою жену заставлял танцевать перед ним.

Нездоровая любовь к коню отразилась и на финансовом благополучии римлян. Сделав животное своим жрецом, он назначил жалование в размере 8 миллионов сестерциев, что являлось непомерно огромными деньгами в то время. Чтобы собрать эту сумму, был отдан приказ обложить данью всех лошадей империи. Если хозяин лошади не мог заплатить оброк, животное забиралось на живодёрню.

Смертная казнь предстояла тому, кто нарушит покой Инцитата перед спортивными состязаниями. Запрещено было шуметь или разговаривать в окрестностях владений великого коня.

Жизнь после смерти

После убийства Калигулы, Инцитат всё еще оставался сенатором Римской империи, так как согласно Закону, члены Сената не исключались до конца срока правления. Он продолжал «служить народу Римской империи», но уже лишившись почестей и проживая в обычной конюшне с обычной едой. Правда, было принято решение не разлучать его с кобылой Пенелопой, так как это казалось чрезмерной жестокостью. Вывести из состава Сената хитростью удалось императору Клавдию. Он урезал выплаты коню, а став «бедным», Инцитат уже не мог оставаться сенатором. Клавдий же заметил, что, занимая столь высокий пост, Инцитат ни разу не дал плохого совета императору, никого не убил и не начал ни одной войны.

В современном мире имя знаменитого коня не утратило своей славы. Только теперь так называют не благородных скакунов, а нерадивых чиновников, тем самым показывая, что они соответствуют своей должности, как Инцитат конь – жрец в составе Сената.

Стихия: небо, о божественный))
Подкласс: исторический
Происхождение: Древний Рим
Места обитания: конюшня из мрамора или сенат

Инцитат (лат. Incitatus, быстроногий, борзой) — любимый конь римского императора Га́я Ю́лия Це́заря А́вгуста Герма́ника «Калигулы» (12 г. до н.э. по 41 г. н.э), назначенный им римским сенатором.
В переносном смысле — пример своевластия правителя; сумасшедших приказов, которые, тем не менее, приводятся в исполнение; назначения на должность человека, совсем не подходящего для неё по всем параметрам.

Биография коня

Конь происходил из Испании и был светло-серой масти. Большинство информации о нём почерпнуто из античных исторических анекдотов, а не из солидных документов. Но несомненно, что в списке безумий Калигулы его лошадь стояла не на последнем месте.

Роскошная жизнь

Светоний в «Жизни двенадцати цезарей» пишет о том, что Калигула так любил этого жеребца, что построил ему конюшню из мрамора с яслями из слоновой кости, золотой поилкой, и дал пурпурные покрывала и жемчужные украшения. Затем он отвёл ему дворец с прислугой и утварью, куда от его имени приглашал и охотно принимал гостей.
Император женил Инцитата на кобыле по имени Пенелопа. Первоначальным именем коня было «Порцеллиус» (Поросёнок), но Калигула решил, что это недостаточно красиво, да и лошадь начала выигрывать на скачках, поэтому его перекрестили в Быстроногого.
Инцитат выступал в гонках за партию «зелёных» (за которую болел император). Накануне скачек рядом со стойлом Инцитата было запрещено шуметь под страхом смерти, и по этому поводу случались казни.

Политическая карьера

Сначала Калигула сделал его гражданином Рима, затем сенатором, и наконец занёс в списки кандидатов на пост консула. Дион Кассий уверяет, что Калигула успел бы сделать коня консулом, если бы не был убит. Светоний подтверждает это намерение.
Кроме того, после того, как Калигула объявил себя богом, ему понадобились жрецы. Верховным жрецом для себя он являлся сам, а подчинёнными жрецами стали Клавдий, Цезония, Вителлий, Ганимед, 14 экс-консулов и, разумеется, Инцитат. За должность каждому требовалось заплатить 8 000 000 сестерциев (Калигула искал средства наполнения опустевшей казны). Чтобы конь смог собрать нужные средства, от его имени все лошади Италии были обложены ежегодной данью, в случае неуплаты они отправлялись на живодёрню.
Наконец, он объявил своего коня «воплощением всех богов» и приказал его почитать. К обычной форме государственной присяги добавилось «ради благополучия и удачи Инцитата».
После убийства императора в защиту Инцитата было сказано, что он, в отличие от прочих сенаторов, он никого не убил и не дал императору ни одного дурного совета. Сенаторы также столкнулись с проблемой: по римским законам до окончания срока полномочий никого из сената, даже коня, выгнать было нельзя. Тогда император Клавдий нашел выход: Инцитату урезали жалованье, и он был выведен из состава сената, как непроходящий по финансовому цензу.

Исторические оценки

Некоторые современные историки ставят под вопрос негативность портрета Калигулы. В частности, Энтони Э. Бэррет в «Caligula: The Corruption of Power» утверждает, что Калигула использовал коня как средство разозлить и высмеять сенат, а не потому, что был сумасшедшим. Они предположили, что римские историки позднего периода, которые донесли нам эти истории, были весьма политически ориентированными, и вдобавок заинтересованными в красочных, но не всегда правдивых историях.


В русской поэзии

Гавриил Державин в оде «Вельможа» привёл Инцитата в качестве примера того, что высокий чин не делает человека достойным:
"Калигула! Твой конь в сенате
Не мог сиять, сияя в злате:
Сияют добрые дела".

Сто с лишним лет спустя поэт Алексей Жемчужников, известный также как один из создателей Козьмы Пруткова, полемически откликнулся на эти строки Державина:
"Так поиграл в слова Державин,
Негодованием объят.
А мне сдаётся (виноват!),
Что тем Калигула и славен,
Что вздумал лошадь, говорят,
Послать присутствовать в сенат.
Я помню: в юности пленяла
Его ирония меня;
И мысль моя живописала
В стенах священных трибунала,
Среди сановников, коня.
Что ж, разве там он был некстати?
По мне — в парадном чепраке
Зачем не быть коню в сенате,
Когда сидеть бы людям знати
Уместней в конном деннике?
Что ж, разве звук весёлый ржанья
Был для империи вредней
И раболепного молчанья,
И лестью дышащих речей?
Что ж, разве конь красивой мордой
Не затмевал ничтожных лиц
И не срамил осанкой гордой
Людей, привыкших падать ниц?..
Я и теперь того же мненья,
Что вряд ли где встречалось нам
Такое к трусам и к рабам
Великолепное презренье".

В истории русской литературы известен эпизод, именуемый "дуэль эпиграмм". Этот эпизод связан с назначением знаменитого юриста А. Ф. Кони сенатором (1891). Журналист В. П. Буренин сочинил по этому поводу следующую эпиграмму:
"В Сенат коня Калигула привёл,
Стоит он убранный и в бархате, и в злате.
Но я скажу, у нас такой же произвол:
В газетах я прочел, что Кони есть в Сенате."
Ответ Кони:
"Я не люблю таких ироний,
Как люди непомерно злы!
Ведь то прогресс, что нынче Кони,
Где раньше были лишь ослы!"

Владимир Высоцкий
"Мы древние, испытанные кони.
Победоносцы ездили на нас,
И не один великий богомаз
Нам золотил копыта на иконе.
И рыцарь-пёс и рыцарь благородный
Хребты нам гнули тяжестию лат.
Один из наших, самый сумасбродный,
Однажды ввёз Калигулу в сенат."