Интервью сотниковой. Аделина Сотникова: «То, что все забыли обо мне, даже подхлестнуло, добавило спортивной злости. Ученик превзошел учителя

СОБЕСЕДНИКИ Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ

Открытая тренировка единственной российской олимпийской чемпионки в одиночном катании дала возможность увидеть, что Сотникова не просто в превосходной спортивной форме, но и по-прежнему не намерена проигрывать

На интервью Сотникова появилась минута в минуту, словно и не было у нее накануне тяжелейшего дня, на протяжении которого фигуристка исполняла непривычную для себя роли - подружки невесты. Невестой была олимпийская чемпионка Сочи Татьяна Волосожар, женихом - ее партнер Максим Траньков, а сама церемония собрала весь цвет фигурного катания, причем не только российского.

Но разговаривали мы, разумеется, не об этом. А о намерении Сотниковой вернуться в большой спорт, который она вынужденно оставила год назад.

* * *

- Когда спортсмен по тем или иным причинам пропускает сезон и окунается в "другую", неспортивную жизнь, самой большой проблемой для него становится снова впихнуть себя в "спортивные" рамки. Вы, даже восстанавливаясь после травмы, а потом, выступая в шоу-проекте на телевидении, каждый день приходили на каток, не давая себе возможности полностью отдохнуть ото льда. Неужели фигурное катание до такой степени крепко продолжало вас держать?

Отдохнуть я как раз успела - в те месяцы, что была травмирована и не могла кататься. И мне уже тогда не хватало льда и привычного образа жизни. Я продолжала приходить на каток, немного тренировала маленьких детишек и страшно скучала по тем временам, когда каталась сама. Несмотря на это возвращаться на "большой" лед сейчас все равно тяжело. Слишком давно не было соревнований.

- Но ведь вы выступали на публике достаточно много: катались во всевозможных шоу, танцевали в телевизионном проекте и даже пели со сцены. На этом фоне открытая для прессы тренировка вызывает хоть какое-то волнение? Или это просто очередной рабочий момент?

Рабочий момент. Понятно, что на эту тренировку придут многие, в том числе и руководители федерации фигурного катания. Но как какой-то серьезный экзамен я все равно такую тренировку не воспринимаю. Разве что будет непривычно много народа. У нас на катке такое происходит нечасто.

- Но ведь работу над наиболее сложными прыжками и каскадами вы начинаете достаточно поздно - об этом много раз говорила ваш тренер Елена Буянова. А информационный мир устроен так, что показавшись публике в "сыром" состоянии вы тут же можете получить волну отзывов на интернет-форумах в стиле: "Караул, кошмар, Аделина не прыгает".

О-о, это обычное дело.

- Хотите сказать, что стали достаточно "толстокожей", чтобы реагировать на подобные вещи всерьез?

Наверное, да. Ничего нового ведь в этих отзывах люди не пишут. Я прекрасно знаю, какие у меня планы на сезон, какую работу нужно сделать, поэтому и не вижу смысла как-то реагировать.

- Год назад вы сказали мне в интервью, что не хотели бы уйти из большого спорта так, как ушла Тара Липински. Пытались понять, почему она так ушла? Почему точно так же в свое время уходили после своих Олимпийских игр Оксана Баюл, Сара Хьюз?

Мне кажется, я сейчас это понимаю гораздо лучше, чем раньше. После Игр в Сочи меня долго не покидало чувство, что все свои силы и эмоции я оставила там, в "Айсберге". Вроде прошло немало времени, а выходишь на лед - внутри ощущение, что ты абсолютно исчерпан. Пустой. Когда я осознала, что это происходит со мной уже столько времени, реально испугалась. Потому что вообще не понимала: а что дальше? Просто даже в том состоянии я не представляла свою дальнейшую жизнь без спорта. Все, что происходило вокруг - приглашения, встречи, шоу - это все было не то. Поэтому я и пыталась себя из этой пустоты вытягивать всеми возможными способами.

- И когда почувствовали, что наконец выкарабкиваетесь?

Прошлой осенью, когда возникли проблемы с голеностопом. У нас уже начался сезон, прошли прокаты, я даже успела выступить в Сочи на каком-то турнире. Нога болела, но еще не до такой степени, чтобы придавать этому большое значение. А когда случилась травма, у меня было чувство, что в моей жизни рухнуло все. И я ужасно захотела вернуться. Уже по-настоящему захотела.

* * *

- То, что вам придется пропустить весь сезон, стало понятно далеко не сразу. Каково это - раз за разом возвращаться к тренировкам, восстанавливать прыжки и раз за разом чувствовать, что боль возвращается?

Это было ужасно на самом деле. Иногда я начинала думать, что нога теперь будет болеть всегда. От этого реально опускались руки. Даже когда работа шла нормально, я подсознательно ждала очередной "ямы", в которую рухну. Понимала, что психологически вряд ли сумею выдержать еще несколько месяцев лечения. Помог, как ни странно, танцевальный проект.

- Как же вам тогда мыли кости на фигурнокатательных форумах: "У нее нога болит, а она на шпильках!"

Во-первых, я постоянно работала в специальном бандаже. Просто надевала его не потому, что голеностоп продолжает болеть, а как раз для того, чтобы исключить даже малейший риск травмы. Сама тоже очень внимательно контролировала ситуацию. Если чувствовала в ноге хотя бы незначительную усталость, тут же говорила партнеру "Глеб, сегодня работаем без каблуков". И мы танцевали в кроссовках или вообще босиком.

Вот и получилось, что танцуя я каждый день незаметно закачивала ногу. Плюс - много работала над этим в зале в ЦСКА. А через три месяца и думать забыла о том, что у меня когда-то болела нога.

- Осваивать танцы на паркете было трудно?

Я сразу невзлюбила фокстрот. Наверное потому, что этот танец был самым первым. Глеб, помню, начал мне показывать шаги, а я повторяла за ним и мрачно думала: "Ну, Аделина, ты попала…". Хотя в целом эмоции от проекта остались только положительные. Иногда даже скучаю по танцам.

- Остаться в этом виде спорта вам не предлагали?

Предлагали постоянно. Все профессиональные ребята-танцоры, принимавшие участие в проекте, удивлялись, что я так быстро схватываю движения. Пусть не все получалось идеально с точки зрения бальной выучки, но очень точно по сути.

- Признаться, я не ожидала, что близкие без колебаний отпустят вас в мир шоу-бизнеса.

Я сама, если честно, не сразу поняла, куда попала. Думала там все, как в спорте: все честно и понятно. Оказалось, там свои законы. Но ничего страшного, это был хороший опыт.

- Плакать по ходу проекта вам приходилось?

Было дело. Но не потому, что мы с Глебом проиграли. А из-за того, что долго ничего не получалось и я слишком уставала. Работали-то мы действительно очень много - по нескольку часов в день. Это реально тяжелый труд. Во-первых, танцы требуют совершенно другой осанки. Мы ведь все - любители горбиться: группировка в тех же прыжках требует "круглой" спины. Представить себе не можете сколько раз за эти три месяца я слышала от Глеба: "Спина!"

Когда тренировки на протяжении нескольких часов проходят на каблуках, с непривычки начинают дико болеть подушечки ног. Первое время я просто приползала на каток после репетиций. Большую сложность создавало и то, что танец - это постоянные совместные движения, где концентрироваться приходится не только на том, что делаешь ты сам, но и на движениях партнера. На самом деле я только в этом проекте поняла, как сложно красиво танцевать. Была уверена, что это намного проще.

- Сразу вспоминается популярное среди фигуристов высказывание: "Не умеешь прыгать - иди в танцы".

Теперь я так не думаю. Даже когда что-то кажется со стороны совсем простым, это совершенно не значит, что ты сумеешь без труда это повторить.

Аделина СОТНИКОВА в 2015 году участвовала в телепроекте "Танцы со звездами". Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

* * *

- Вы оставили на этот сезон прошлогоднюю произвольную программу Malade . Почему?

Мне она очень нравится. Считаю, что еще не показала ее так, как программа того заслуживает. Она очень красивая. И мне хочется, чтобы зрители это увидели не в шоу, а именно в соревнованиях. Я стала себя по-другому чувствовать в этой программе, больше ее понимать. Мне нравится вслушиваться в слова, пропускать музыку через себя, а не ездить от элемента к элементу.

- Один известный тренер сказал на этот счет, что если фигурист заходит на четверной прыжок "в образе", то выедет он из этого прыжка, лежа на спине.

Это правда. У меня такое тоже случалось. Едешь, отдаешься музыке, так все классно, и тут - бах! И уже сидишь на попе.

- О том, чтобы усложнить свои прыжки, вы думаете?

Пока лишь в теории. Прежде чем браться за большую сложность, хорошо бы довести до ума каскады "лутц-тулуп" и "флип-тулуп". Они пока получаются не всегда. Лутц и флип я прыгаю слишком "вверх". От этого на приземлении теряется скорость, и тулуп не получается так, как должен. Значит, нужно стараться делать тот же лутц с пролетом. Так, как у меня получилось выполнить этот прыжок на Олимпиаде. До этого идеальный "лутц-тулуп" был у меня лишь однажды, на юниорском "Гран-при" в Австрии в 2010-м. Я тогда, помню, еще подумала, что наконец-то поняла, как прыгать этот каскад. Но на том все и закончилось на много лет.

Вот над этим мы сейчас и работаем. Хотя периодически я разумеется думаю и про тройной аксель тоже.

- Алексей Мишин сказал не так давно, что успешно прыгать аксель сумеют лишь те спортсменки, которые начинали осваивать этот прыжок еще в юниорском возрасте.

Я прыгала, когда каталась в юниорах, и у меня несколько раз даже получалось удачно выезжать. Просто тогда меня этот прыжок не пугал. А вот сейчас, наверное, будет.

- Почему?

Сам процесс непростой: нужно снова учиться тому, чтобы выстраивать траекторию, выполнять непривычное вращение. Страшно ведь не прыгать. А неудачно упасть и снова травмироваться - это единственное, что пугает на самом деле.

- Что, кстати, кажется вам более реальным - освоить тройной аксель, или четверной тулуп?

Разница между этими прыжками не так велика. И в том и в другом случае нужен один лишний оборот. Просто само слово "четверной" вызывает в голове ощущение: "О-о-о! Четверной!"

- Как думаете, тренеру сейчас проще с вами работать, чем было до Олимпиады?

В чем-то, наверное, сложнее. Придется ведь заново учить меня соревноваться, вытаскивать из соревновательного "ступора". Если бы не пропущенный год, все было бы проще. А сейчас я успела прилично подзабыть, что это такое - бороться за победу.

- Я прекрасно понимаю, что заставляло вас так сильно волноваться на соревнованиях до Олимпиады - все-таки от каждого вашего выступления зависел не только ваш личный результат, но и возможность оплачивать лечение близкого человека. Что пугает вас сейчас?

Просто очень не хочется опускаться вниз. Да, я понимаю, что у меня есть золотая медаль Олимпийских игр, много медалей с других соревнований, что никто у меня этого не отнимет, но… Я очень четко понимаю, что мне нельзя - вниз. Я не хочу - вниз. Я хочу держать тот уровень, которого достигла. Хочу оставаться на вершине. А для этого нужно просто тренироваться. Много-много работать над собой - и все будет в порядке.

- В Москве вы по-прежнему живете под опекой мамы?

Да.

- Не хочется большей свободы?

Мою свободу никто особенно не ограничивает. Нет такого, что "сиди дома и делай то, что я скажу". В метро я не езжу с тех самых пор, как получила права и начала водить машину, водитель я осторожный и аккуратный, так что за меня можно не беспокоиться.

Виталий МУТКО (слева) и Аделина СОТНИКОВА. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

* * *

- Насколько хорошо по вашим ощущениям вы готовы к сезону?

Процентов на 50. Уже делаю все прыжки, но пока они, конечно же, не восстановлены до такого уровня, как это было перед Играми в Сочи. Но я не тороплюсь. В конце концов у меня есть три с половиной года.

- Вот она - настоящая психология олимпийского чемпиона! Вы начали мыслить не годами, а четырехлетиями?

А почему бы и нет? Ну а если серьезно, я просто понимаю, что процесс возвращения может быть не очень гладким. Что я, возможно, буду допускать какие-то ошибки. И что надо относиться к этому спокойно.

- Почему, кстати, вы отказались от участия в "Гран-при"?

Потому что хочу выступить на чемпионате России, отобраться в команду и поехать на чемпионат Европы и мира. Если выступать в двух этапах "Гран-при" и все сложится удачно, значит, добавляется еще и третий старт - финал. А он в декабре. То есть сразу возникает опасность не успеть восстановиться к чемпионату страны. А хочется подготовиться к этим соревнованиям хорошо. Поэтому мы и решили взять только один этап "Гран-при" - в Москве. Кроме этого у меня запланировано выступление на Japan Open и на турнире в Саранске. Возможно, выступим в каких-то этапах Кубка России.

- В Америку вы ездили этим летом в рамках спонсорского контракта?

Вообще-то ездила с мамой отдыхать. Неделю мы провели в Лос-Анджелесе, куда меня пригласил мой партнер по танцевальному шоу. Глеб там живет с семьей и предложил нам с мамой заехать к нему, посмотреть город, побывать в Диснейленде, на танцевальном шоу. Вторую неделю мы провели в Майами. Просто вышло так, что фирма, с которой у меня контракт, узнав о том, что я в Майами, организовал для меня рекламную фотосессию. Так что удалось очень удачно совместить отдых и работу.

- Раньше вы неоднократно говорили о том, что для вас не имеет значения в чем выходить на лед. В этом году вас одевали самые разные модельеры. Не поменяли своего отношения к одежде?

Если говорить о процессе выбора костюмов, я сейчас вклиниваюсь со своим мнением гораздо активнее. Конечно же на многие вещи я сейчас смотрю иначе. У меня дома много старых фотографий, я иногда рассматриваю их и с ужасом думаю: "Я в таком виде выходила на лед? И на меня смотрели люди и видели это?"

- Любимое платье у вас есть?

Из тех, в которых катаюсь - черное, которое мы сделали для программы Malade . А из просто платьев - красное в пол. Я его купила уже после Игр, когда была на отдыхе во Франции. Помню, вошла в магазин, увидела платье на вешалке, и даже подошла не сразу. Стояла, смотрела на него и думала: "Наверное, не мой размер. Наверное, слишком длинное. Наверное, мне вообще не подойдет по фасону, или будет неудачно сидеть". И когда все-таки собралась с духом и решила померить, поняла, что это - абсолютно мое. И фасон, и цвет, и вообще все. Еще очень нравится платье, в котором я была на свадьбе Тани и Максима.

- Раз уж именно вы поймали букет невесты, скоро, полагаю, фигуристы будут плясать уже на вашей свадьбе.

Эх, пока что не до этого. Но церемония была безумно трогательной и красивой - многие плакали даже. Это были непередаваемые ощущения. Я смотрела на Таню с Максом и думала: "Вот она, любовь-то настоящая! А мы, дурочки, страдаем, что какие-то лутцы не можем прыгнуть!".

​Фигуристка Аделина Сотникова прославилась, завоевав золотую медаль Олимпиады в Сочи и став первой в российской истории чемпионкой в женском одиночном катании.

Фотография: DR

После этой победы ее жизнь сильно изменилась. О своих мечтах, разочарованиях, взрослении, а также о роли в ледовом шоу «Щелкунчик и мышиный король» Аделина поговорила с ОК!

Аделина Сотникова - девушка невероятно милая и хрупкая. И хотя сама она уверяет, что хрупкость не имеет к ней никакого отношения, согласиться с этим сложно. «Мои родители склонны к полноте, естественно, мне тоже нужно следить за собой, - говорит Аделина. - Если человек хочет, он будет делать всё, чтобы понравиться себе и окружающим. Если для этого требуется не есть - он не будет есть». И эта самодисциплина чувствуется в Сотниковой всё время. Например, она никогда не опаздывает и сама себя называет «человек-время». А еще Аделина очень не любит, когда на нее обижаются. «Я такой человек, что мне всегда нужно быть для всех хорошей. Всегда всем стараюсь помогать, подсказывать... Но в нашем мире это не ценится», - говорит Сотникова.

И как вы реагируете на негатив?

Раньше обращала внимание, очень сильно переживала. Сейчас - видимо, повзрослев, - стала понимать, что негатив будет всегда. Наверное, обрастаю толстой кожей. (Улыбается. ) После Олимпиады писали и хорошее, и плохое, но мне уже было всё равно - олимпийское золото было у меня в руках, я своего добилась.

После победы не было морального опустошения?

Однозначно было. И из спорта хотелось уйти. Но это сиюминутные порывы. В олимпийском сезоне был такой эпизод: на одном из соревнований серии Гран-при я из-за рассеянности завалила произвольную программу. После этого приехала домой, села и говорю родителям: «Может, всё? Не факт, что попаду в Сочи на Олимпиаду. Еще ведь чемпионат России и чемпионат Европы, вдруг не выдержу?»

Родители меня никогда не уговаривают. Вот и тогда они сказали: «Если ты так чувствуешь, то что мы можем сказать? Не выступай». Я сижу, слезы на глазах, не знаю, что делать. В итоге решила: дам себе еще один шанс. А дальше всё наладилось.

Год назад вы получили серьезную травму, но всё равно продолжали ходить на каток в гипсе. Зачем?

Мне не хватало льда и привычного образа жизни. Буквально за неделю до этапа Гран-при на тренировке я надорвала себе связку голеностопа правой ноги. Естественно, мне наложили гипс. Нужен был полный покой. Но я понимала: если я хочу заниматься спортом дальше, то должна поддерживать форму, тренироваться при любых обстоятельствах. Тем более у меня был пример для подражания: раньше у нас катался мальчик, который сломал ногу и каждый день приходил на каток в гипсе. Буквально через два месяца он поехал на соревнования. Поэтому, когда мне наложили гипс, я тоже продолжала приходить на каток, тренировала маленьких детишек и страшно скучала по тем временам, когда каталась сама. Несмотря на это, возвращаться на большой лед всё равно было тяжело. Слишком долго не было соревнований. Для меня это была очень серьезная травма.

Аделина, кто вам привил любовь к фигурному катанию?

Я не знаю. Спортсменов в нашей семье не было. Только дедушка по папиной линии был мастером спорта по вольной борьбе. Наверное, от него мне передались все волевые качества характера. (Смеется. ) Родители даже не думали отдавать меня в спорт. Они хотели, чтобы их дочь получила музыкальное образование, но фигурное катание затянуло раньше.

Как вы впервые оказались на катке?

В четыре года родители привели меня на каток «Пингвины», который находился неподалеку от нашего дома в Бирюлёво. Конечно, я не помню своего первого выхода на лед, но мне рассказывали, что я встала на коньки и пошагала. Тренер очень удивилась, что ребенок падает, поднимается и продолжает идти дальше, и сказала, что нужно заниматься. Мне там очень нравилось.

Так получилось, что я ходила в один детский садик с ребенком тренера ЦСКА, которая дружила с моей мамой. Она как-то увидела, как я катаюсь, и порекомендовала отвести меня в более серьезную спортивную школу. И вот так она переманила нас к себе. Год я занималась у нее, а потом уже пришла к своему тренеру Водорезовой-Буяновой. Я понравилась Елене Германовне, она взяла меня в свою группу. Первые годы я не ставила перед собой высоких целей, но всё время старалась ей понравиться.

И вам это удалось?

Не сразу. Ее зацепило мое упорство. Она видела, что я всегда выполняю всё, что мне говорят, и никогда не пререкаюсь.

Говорят, у детей, которые профессионально занимаются спортом, детства нет. Это так?

Я не скажу, что у нас нет детства. Оно есть, но проводим мы его с теми детьми, которые так же, как мы, занимаются спортом. В перерывах между тренировками мы бесились, играли в салочки, догонялки, казаки-разбойники, прыгали с девочками в резиночки. Упадешь, разобьешься - твои проблемы.

Родители внимательно за вами следили?

Да, до четырнадцати лет мама с папой водили меня на тренировки. Вся семья была задействована в моей спортивной жизни. Родители всю свою жизнь посвятили мне и моей младшей сестре Маше. Она инвалид детства, на медицинском языке ее заболевание называется «синдром Тричера Коллинза»... Ужасная болезнь! Помогла нам Татьяна Анатольевна Тарасова. Если бы не она, наверное, так и не решились бы на радикальные шаги. Татьяна Анатольевна вышла на Чулпан Хаматову, и благодаря этой актрисе нам выделили деньги на лечение. Несколько лет назад Маше сделали три операции, и сейчас она совершенно другой, жизнерадостный человек. Она хочет всё увидеть, познать... Маша - мой ангелочек, и я больше всего на свете хочу ей помочь.

Аделина, вы обмолвились, что тренер обратила на вас внимание потому, что вы так усердно занимались. Как думаете, чтобы достичь успеха, нужен талант или достаточно много тренироваться?

Талант рождается при упорстве. Если человек упертый, он горы свернет. Я просто по себе знаю: если хочу - сделаю всё что угодно. Когда в двенадцать лет выиграла взрослый чемпионат России, почувствовала, что хочу чего-то большего. Если бы не победила тогда в Казани, может быть, уже и ушла бы из спорта.

Как вас, совсем ребенка, допустили к соревнованиям со взрослыми спортсменками?

Исключение сделали. Видели, что девочка маленькая, а делает сложные элементы, поэтому допустили до участия в чемпионате России. Я его выиграла и повторила достижение своего тренера Елены Водорезовой-Буяновой, которая в том же возрасте стала чемпионкой СССР.

Аделина, вы сами себя считаете сильной?

Да, конечно. Когда мы с мамой разговариваем про отношения с мальчиками, она всё время говорит: «Девочка должна быть слабой». Но как же быть слабой, когда ты всю жизнь всё делаешь сама?

Меня и ругают постоянно за то, что я веду себя не как девочка. Например, мой партнер по «Ледниковому периоду» Александр Соколовский каждый раз старается открыть мне дверь, когда мы заходим на каток, а я об этом всё время забываю. Потом он возмущается: «Ты меня достала уже! Хватит, побудь девушкой». Я говорю: «Ну не могу я. Я не знаю, что такое «быть девушкой».

А как же ваше признание в том, что после Олимпиады вы стали женственной, начали носить платья и туфли на каблуках?

Это правда. Раньше я ходила в джинсах, толстовках с капюшонами, куртках, сейчас - в платьях и пальто. Стиль свой появился. Я это связываю именно с победой. Без нее это, может, и случилось бы, но гораздо позже. Ну и наверное, сказался возраст. (Улыбается. ) Такое ощущение, будто мне не двадцать лет, а уже под сорок. (Смеется. ) Столько всего было в моей жизни...

А сколько еще будет! Я прочитала, что вы собираетесь стать актрисой. Это правда?

Да, я с девятого класса мечтаю поступить в ГИТИС. В какой-то момент даже начала готовиться, но потом поняла, что либо театральный вуз, либо Олимпиада, и, конечно, выбрала спорт. ГИТИС никуда не убежит - актрисой я могу стать в любое время, а спорт для меня не вечен. Поэтому сначала нужно красиво закончить спортивную карьеру, а потом уже думать о следующем шаге своей жизни.

А как же ваше участие в ледовом шоу «Щелкунчик и Мышиный король»?

После «Ледникового периода» Илья Авербух пригласил меня исполнить роль королевы Мышильды в его ледовом шоу, и я согласилась. В первую очередь это спектакль, и в нем ставка делается на игру. Но элементы сложные обязательно будут! Безусловно, мне это интересно, но я планирую вернуться в большой спорт, попасть на Олимпийские игры в 2018 году. Эти шоу - лишь временное удовольствие. Они нужны, чтобы остыть, прийти в себя и уже с холодной головой вернуться в спорт и радовать всех своими выступлениями.

Текст: Юлия Красновская. Фото: Аня Козленко. Стиль: Полина Шабельникова

Макияж: Елизавета Ильина. Прически: Данила Милеев/Kérastase

27 апреля 2015

Олимпийская чемпионка по фигурному катанию рассказала, зачем согласилась участвовать в «Танцах со звездами», как лечила травму ноги

Олимпийская чемпионка по фигурному катанию рассказала, зачем согласилась участвовать в «Танцах со звездами», как лечила травму ноги, куда ездит на белоснежном внедорожнике и почему приходит домой
в полночь.

— Люди, которые следят за фигурным катанием по большим праздникам, были удивлены, не увидев в составе участниц уже завершившегося чемпионата мира твоего имени. Что произошло?

— Травма помешала. Еще в октябре прошлого года я подвернула ногу. Лечилась, но нагрузки не снижала, готовилась к новому сезону. Съездила на соревнования в Сочи, готовилась к этапу серии Гран-при в Москве и буквально за несколько дней до старта неудачно приземлилась после прыжка. Больше наступить на ногу я не смогла… Меня тут же отвезли в больницу. Боялась, что это перелом. Но, слава богу, обследования показали, что только разрыв связок. Вариантов лечения было два: операция или покой. Так как я противник всяких хирургических вмешательств, выбрала второй путь. Три недели ходила в гипсе, затем еще месяц разрабатывала голеностоп. За это время не пропустила ни одной тренировки: каждый день приходила на каток и просто смотрела, как на льду тренируются другие ребята… А потом шла заниматься в зал: ОФП, хореография… Выполняла много упражнений лежа. В течение дня как-то держалась, а под вечер начиналась истерика. Я так готовилась к этому сезону, и тут эта травма…
Когда через два месяца впервые вышла на лед, было страшно. Аккуратно проехала кружочек по льду и ушла. Вечером сделала уже два кружочка. Возвращалась я очень постепенно. Слава богу, сейчас восстановила практически все прыжки.

— Прежде в твоей карьере таких травм не было?

— Такая впервые. Видимо, организм понимал, что самое сложное — Олимпийские игры — уже позади, можно расслабиться. И он расслабился. Но теперь я говорю ему: «Пора за работу!» Про травму стараюсь забыть, если помнить о боли, ничего не сможешь нормально делать. Поэтому, когда сейчас спрашивают: «Как твоя нога?», удивляюсь порой: «Нога? Какая нога? Ах да, нога! Уже слава богу!» Возможно, эта травма и перерыв в карьере были даны мне для того, чтобы подумать: чего я хочу на самом деле? Теперь я точно знаю: хочу выступать, преодолевать себя, прыгать выше головы.

— Зато за эти полгода у тебя появилась возможность хоть немного пожить жизнью обычной девушки. Выйти в свет, познакомиться с людьми не из мира фигурного катания.

— Это точно. Интересно получается. Прихожу, например, на какое-то мероприятие. Вижу звезду и на автомате спрашиваю: «А можно с вами сфотографироваться?» А она мне в ответ: «Это мне надо просить разрешения сфотографироваться с тобой». Приятно, конечно, слышать такое.

— С кем бы ты хотела познакомиться больше всего?

— С Анджелиной Джоли. Я стала ее поклонницей, с тех пор как посмотрела фильм «Мистер и миссис Смит». Для меня она — икона стиля. А еще она очень много помогает детям по всему миру. Надеюсь, когда-нибудь у меня появится возможность встретиться с ней.

«Участвуя в «Танцах со звездами», я возвращаю долги»

— В шоу «Танцы со звездами» увидеть тебя, действующую спортсменку, никто не ожидал. Были даже подозрения, не покинула ли ты большой спорт.

— Нет, конечно! «Танцы со звездами» — это не вместо спорта, а вдобавок к нему. Каждый день у меня сначала две свои тренировки — это примерно шесть часов, а вечером еще четыре часа репетирую для телепроекта. Итого в день я занимаюсь 10 часов! Домой прихожу в полночь. Я мечтаю выступить на Олимпиаде в Корее, чтобы не стать чемпионкой-«однодневкой», а прожить в спорте долгую жизнь.

— Не боишься после победы на Олимпиаде над кореянкой Ю На Ким ехать в Корею?

— Честно говоря, побаиваюсь… Но, с другой стороны, я понимаю этих людей. Ю На для корейцев — настоящий идол. Ее там все обожают и боготворят. И она действительно великая спортсменка. У меня самой любимые фигуристки — это японка Мао Асада, итальянка Каролина Костнер и кореянка Ю На Ким. Сейчас я продолжаю много работать, чтобы безупречно выполнять элементы и катать программы. Чтобы ни у кого не оставалось сомнений на мой счет. Ну а предложение поучаствовать в «Танцах со звездами»поступило в тот момент, когда я уже практически восстановилась. К сожалению, поехать на чемпионат мира уже не могла, а сидеть дома и ничего не делать совсем тоскливо. Так что когда пригласили в шоу, с удовольствием согласилась. Но прежде, конечно, посоветовалась со своим тренером Еленой Водорезовой. Поначалу она сомневалась: не повредят ли танцы моей реабилитации? Но я настаивала, мне это очень интересно. В итоге мы нашли выход: выступать поначалу не на каблуках, а в удобной обуви или даже босиком.

— Партнера придирчиво выбирала?

— Первым делом я посмотрела на фотографию. Подумала: ничего такой (смеется). А потом стала искать записи его выступлений. Оказалось, Глеб Савченко входит в число лучших танцоров мира.

— И каково тебе выступать в паре?

— Очень непривычно! Здесь приходится отвечать не только за себя, но и за партнера. Иногда бывает обидно: вроде ты сам сделал идеально, а партнер где-то ошибся. Начинаешь думать: а вдруг судьи это заметили и сейчас снизят оценку? Потом понимаешь: «Господи, чего расстраиваться? Это всего лишь шоу!» Мне важно научиться новым танцам, убрать стеснительность, раскрепоститься, почувствовать себя обновленной, раскрыть в себе неожиданные грани и просто получить удовольствие. Хотя все наши участницы тоже говорят: «Я пришла в «Танцы…» ради удовольствия». А потом сидят перед выступлением такие напряженные, сами в себе, настраиваются. Я же вижу, что им хочется станцевать так, чтобы всех порвать. Все репетируют как подорванные с утра и до вечера. Эмоции на паркете зашкаливают: «Давай попробуем такую поддержку! Давай другую!» (Смеется.)

— Ты говоришь, что хотела побороть стеснительность. А чего ты стеснялась?

— Я просто была закрытая. А тут нужно довериться партнеру. Особенно в этих поддержках. Для меня это было психологически тяжело. Прежде на руках меня столько не носили. Сначала я как-то отстранялась от Глеба, танцевала сама по себе. А сейчас уже наглая стала, говорю: «Носи меня на руках!» (Смеется.) И, видите, носит!

— А у Глеба в жюри жена сидит — Елена Самоданова, самая строгая из всех рефери.

— Потому что она самый профессиональный член жюри. Она сама танцовщица и судья международного уровня. И, конечно, выставляет оценки справедливо. Зачем делать поблажки? Я посмотрела американские и австралийские «Танцы со звездами», там вообще с пятерок начинают. Так что не стоит сразу десятками баловать!

— В этом году деньги, вырученные в результате зрительского голосования «Танцы со звездами», перечисляются в благотворительные фонды.

— И это для меня сыграло решающую роль в принятии решения участвовать в проекте. Дело в том, что деньги поступают в том числе в фонд Чулпан Хаматовой «Подари жизнь». А когда-то именно ее организация выделила средства на дорогостоящую операцию в Германии моей младшей сестре Маше (сестра Аделины — инвалид с детства. — Ред.). Тогда Татьяна Тарасова рассказала Чулпан о том, что моя Маша нуждается в лечении, которое наша семья не может оплатить. И фонд выделил деньги. Теперь я с радостью возвращаю долги. Вот такой круговорот добра в природе. А папа с Машей каждую субботу на съемку приезжают.

— Как сейчас Маша чувствует себя?

— Гораздо лучше, чем раньше. Мы с сестрой очень близки, вместе можем делать все что угодно. В детстве, конечно, бывало, и дрались, и ругались, а сейчас жить друг без друга не можем. Взрослеем, видимо. Маша хочет быть массажисткой. У нее очень сильные руки, и уже сейчас она отлично делает массаж. А еще прекрасно рисует. Прямо как настоящая художница.

— Мы вместе занимаемся у одного тренера в ЦСКА — Елены Водорезовой. Макс для меня очень близкий, родной человек. Он для меня как брат. Мы следим за успехами друг друга, даем советы.

— Как ты думаешь, можно совместить личную жизнь и большой спорт?

— А почему бы нет? Если ты этого захочешь и у тебя на примете есть человек.


На подаренном «Мерседесе» — по буеракам в деревню

— Аделина, а какова судьба белоснежного «Мерседеса», который тебе подарили за победу на Олимпийских играх?

— Я на нем езжу! Когда в прошлом году нам презентовали эти машины, я подумывала продать такое дорогое авто и купить два попроще. Но потом села за руль, и расставаться с этим шикарным «Мерседесом» уже не захотелось. Такое классное ощущение: маленькая девочка едет на большой машине. Как в танке! (Смеется.) Несмотря на приличные размеры, машина очень легкая в управлении. Не то что механика, на которой я училась! Дело в том, что на курсы вождения я записалась еще до Олимпиады. Сходила на пару занятий, но поняла, что не успеваю их посещать. Отложила учебу до лета. А к этому времени у меня и машина появилась (улыбается). Только на права я с первой попытки не сдала, не смогла на механической коробке передачи переключать — переволновалась. Ну ничего, со второго раза справилась.

— Получается, твоей первой машиной стал «Мерседес»?

— Практически. Чаще всего меня куда-нибудь довозит на нем папа. Но, бывает, и сама сажусь за руль. Я спокойный водитель, понимаю: смысла гонять нет. Жизнь дороже. А папа на этом «Мерседесе» с удовольствием ездит к деду в деревню. Говорит: «Там буераки, а эта машина отлично по ним проезжает» (хохочет).

— После Олимпиады в материальном плане твоя жизнь наладилась?

— Конечно, стало лучше. Но теперь я поняла: денег много не бывает. И я готова вкалывать, чтобы зарабатывать и помогать родителям, сестре, ни в чем себе не отказывать. Федерация фигурного катания сняла мне квартиру недалеко от катка.

— То есть ты теперь живешь самостоятельно? Сама готовишь себе?

— Нет, живем мы там всей семьей. Родители пока не отпускают меня одну, говорят, что рано. А готовит в основном мама. Если захочу, конечно, могу что-нибудь приготовить. И это даже вкусно будет. Например, у меня хорошо получаются кабачковые оладушки.

— Разве тебе их разрешают есть?

— Они же кабачковые! Хотя тренеры за моим весом следят пристально. Мой хореограф каким-то образом замечает каждые лишние 500 и даже 200 граммов в моем теле. Я склонна к полноте, поэтому в еде не могу расслабляться. Иногда иду по улице, а навстречу какая-нибудь девушка, которая толще меня, но ест мороженое. Думаю: «Ну почему ей можно, а мне нельзя?!» Но потом беру себя в руки. А иногда тоже покупаю мороженое с мыслью: «Ладно, завтра на тренировке отработаю!» (Смеется.)


«Мечтаю выпустить собственную линию одежды»

— Учиться в университете успеваешь?

— Я в институте физкультуры на заочном, так что пока да. Отучусь на тренера, а потом, если школьную программу не забуду, может, и в ГИТИС пойду. Всегда мечтала стать актрисой, сниматься в кино.

— Так ты только намекни о своем желании какому-нибудь режиссеру или продюсеру — мигом возьмут!

— На одном из выпусков «Танцев со звездами» у нас в жюри был Федор Бондарчук. Надо было ему сказать (смеется). Кстати, еще полгода назад твердила, что хочу быть тренером. Так вот, когда у меня была травма, Елена Германовна дала мне потренировать группу детей лет девяти-десяти. Как же это оказалось сложно — научить деток элементам! Теперь поняла: тренера из меня не получится. Ну хорошо, что хоть сейчас разобралась. В данный момент попробую себя в роли дизайнера — посмотрим, что из этого выйдет. У нас с моим агентом родилась идея: создать линию детской спортивной одежды для фигурного катания Adelina. Сейчас разрабатываем логотип, ищем партнеров. В спортивной одежде я знаю толк. Кому-то нравится кататься в платье, кому-то в юбке или брюках, а я в последнее время стала тренироваться в шортах. И вот столкнулась с тем, что обычные шорты, когда выходишь на лед, часто смотрятся не так, как хотелось бы. Цвет теряется, свободные слишком получаются и т. д. Так что пробую создать одежду, которая будет красивой и удобной одновременно.

— Недавно ты стала послом ГТО. А сама нормативы на какой значок сдала бы?

— Почему-то профессиональных спортсменов сдавать нормы ГТО никто не просит. Видимо, по той причине, что если бы на тренировках каждый день замеряли наши результаты, то у меня уже была бы гора сертификатов и бриллиантовый значок (смеется).


Личное дело

Аделина СОТНИКОВА родилась 1 июля 1996 года в Москве. Ее называли вундеркиндом в фигурном катании: в 12 лет она выиграла чемпионат России, а в 13 лет исполняла самые сложные каскады. Первая в советской и российской истории олимпийская чемпионка (2014) в женском одиночном катании. Сезон 2014/2015 пропустила из-за травмы. Награждена орденом Дружбы, в этом году стала послом ГТО.

Фото: Михаил ФРОЛОВ
Стиль: Александр Челюбеев. Макияж и прически: Татьяна Воробьева.
Благодарим дизайн-завод FLACON за помощь в организации съемки.

Главное, что мы, корреспонденты агентства "Р-Спорт" Мария Воробьева и Андрей Симоненко, НЕ хотели спрашивать у Аделины Сотниковой - как она изменилась после Олимпиады . Мы хотели посмотреть на это сами. Так вот, Аделина повзрослела. Очень. Другой человек. Но начать интервью, состоявшееся в одном из московских кафе, мы решили с максимально несерьезного вопроса, заданного максимально серьезным тоном.

Андрей Симоненко: Аделина, и нам с Машей, и болельщикам не терпится прояснить один важный момент. Что за танец "Люблиночка", который вы, фигуристы, по очереди исполняете и выкладываете видео в Instagram?

- (Смеется) Так. Это у нас ребята придумали - Максим Ковтун с Иваном Ригини . Они и Ксюша Столбова ехали в Балашиху на шоу и по пути придумали танец. Приехали и начали танцевать его под музыку, которую Ксюша включила. Так и родилась "Люблиночка".

Да я всегда была против этих соцсетей. Понимаю, что это современно, люди там знакомятся, общаются. Но для меня именно знакомства в соцсетях кажутся каким-то бредом. Вот, пишут мне поклонники, что они меня любят, что хотят со мной встречаться, какая я хорошая и замечательная. Пишут, какие они хорошие и добрые. Как я могу через интернет понять, добрые они или злые? Одного даже заблокировать тут пришлось - слишком настырный был. В общем, для меня знакомства в соцсетях - это очень странно.

АС: Тогда какой вид общения с болельщиками вам наиболее приятен?

Когда после выступления они собираются. Я понимаю, что их очень много, но я хотя бы всех их вижу. Либо встречу с болельщиками когда устраивают. А из-за этих соцсетей мне уже вообще иногда кажется, как будто кто-то меня преследует. Страшно становится.

МВ: Как пытаетесь оградиться от этого?

На метро совсем не езжу. Либо папа за мной приезжает, либо вызываю такси.

МВ: Кстати, перед нашим интервью Андрей как раз вслух так произнес: интересно, а по улицам она спокойно ходит? Место-то людное… Бывает, что кто-то узнает, подходит?

Нет, слава богу (улыбается)! Пока спокойно хожу.

МВ: Я, если честно, не воспринимала эту тему настолько серьезно, но сейчас после ваших слов вспомнила фильм "Телохранитель" с Уитни Хьюстон в главной роли. Письма с угрозами, все остальное… Ожидали, что до такого дойти может?

Ну, все-таки до такого не дошло, у меня есть свой телохранитель - мой папа. Я знаю, что он меня в обиду не даст! Поэтому, в принципе, я спокойна. Вот, 9 мая ездила с подругой в торговый центр. На метро да, как я уже сказала, мне страшно, а так на такси нормально доехали. Там погуляли. Сначала в темных очках. Потом сняла их осторожно, осмотрелась - вроде бы спокойно все (смеется).

АС: Кстати, каких русских болельщиков с негативным отношением вы имели в виду - поклонников Юлии Липницкой ?

Да я не знаю, чьи они. На самом деле, я все понимаю - у каждого свои болельщики, каждый поддерживает своего спортсмена. Но просто на Олимпиаде, мне кажется, можно было бы болеть за всю страну, а не за кого-то одного.

МВ: Мы вообще, когда готовились к интервью, пришли к мнению, что ваше с Липницкой противостояние является чем-то выдуманным, искусственным. У каждой из вас был свой путь, вы обе добились заслуженного успеха, а на деле вас пытаются столкнуть лбами.

Да это то же самое, что у нас с Лизой Туктамышевой было. Нас постоянно сталкивали. Так получилось, что на Олимпиаде Лизы не было, она сезон провела неудачно, а была бы - с ней бы сталкивали. И вообще, такое ощущение, как только кто-то из новых появляется - так нас и сталкивают.

МВ: У вас-то есть ощущение, что это что-то искусственное и, так скажем, притянутое за уши?

Конечно. Я вообще не понимаю, что у людей на уме, когда они это делают. Специально, что ли, чтобы как-то сбить? Вообще даже думать не хочу про это, неприятно.

АС: С Лизой же вы даже дружите?

Да нормально у нас с Лизой все. С Юлей чуть-чуть по-другому, но это, потому что она другая. Везде с мамой, например, ездит. Если бы я с мамой везде ездила, я бы тоже меньше со всеми общалась.

Уйти сейчас было бы некрасиво

МВ: Давайте сейчас вернемся к тому, чем вы занимались после Олимпиады - то есть к шоу. Точнее, даже не к самим шоу, а к показательным программам, которые вы для них подготовили. Они очень для вас необычные, и мы хотим узнать - как они появились на свет?

Первый показательный номер, Come Together, был моей инициативой, я захотела чего-то такого, чего у меня еще не было. А музыки такого стиля у меня не было никогда. Вот и предложила. Стали искать конкретную музыку. Нашли. Мне ритм сразу понравился - интересный такой, и голос. Мне кажется, получился довольно необычный, зажигательный номер. А идею второго номера предложила Татьяна Анатольевна Тарасова - "Лебединое озеро". Сказала, что в Японии, куда я ездила выступать, эту музыку любят. Я согласилась и еще подумала - с этой музыкой в 2009 году я выиграла свой первый чемпионат России, потом у меня, как продолжение, был показательный номер в реальной балетной пачке. А здесь немного другая история - я девушка, которая борется со своими чувствами, переживаниями…

АС: Мне вообще кажется, что этот номер у вас каждый раз должен получаться по-разному, потому что он очень сильно зависит от настроения.

Возможно…

АС: Какой вы себя ощущаете чаще в этой программе - сомневающейся, может быть, где-то мечущейся, драматичной…

По моим ощущениям, этот номер больше драматичный. Но и счастливый одновременно. Когда я срываю в конце свою "шаль" и кидаю на лед - это как будто я весь негатив, весь груз переживаний снимаю с себя. Освободилась от всего. А насчет настроения, кстати - как-то на одном шоу мне совсем не хотелось кататься. Но вышла на лед, началась эта музыка - и я ожила! Забыла про то, что у меня было за пределами катка. Вышла со льда, и про себя подумала - как шикарно получилось откатать (смеется)!

АС: По накалу это "Лебединое озеро" можно сравнить с соревновательной программой, и смогли бы вы исполнить номер такого же уровня драматизма с прыжками, вращениями и прочими элементами?

Мне кажется, что да. Когда я катаюсь, чувства получаются сами, они идут от души. Но когда вживаешься в образ, хочется прыгнуть выше головы. А этого делать нельзя (смеется). Но просто мне кажется, что это живое и искреннее чувство может помочь сконцентрироваться на элементах.

МВ: Насколько я знаю, вы уже приступили к постановке новых программ. По новым правилам можно как раз экспериментировать - например, брать музыку со словами. Будете ли вы рисковать, делать что-то такое?

Думаю, произвольная программа, которую мы уже поставили, для всех будет очень неожиданной.

АС: Если говорить о постановках, сразу вспоминается Каролина Костнер , которая в последние годы следовала исключительно артистическому направлению в катании. Когда она уйдет, нет желания занять ее место и тоже заняться чистым творчеством? Ведь у вас, в отличие от нее, уже есть титул олимпийской чемпионки. Может быть, вам даже полегче будет.

Будет очень жалко, когда Каролина уйдет из спорта. А насчет того, что мне будет полегче - я очень на это надеюсь. Буду делать все, чтобы у меня в голове ничего не откладывалось. Мне, кстати, многие говорят - я в последнее время сильно раскрепостилось, катание у меня стало более женственным. Надеюсь, что я пойду по правильному пути.

МВ: Противоречивые настроения вашего "Лебединого озера" наводят на мысль, что после Олимпиады у вас были сомнения, стоит ли продолжать карьеру. Это так?

Была такая мысль. Не сразу по окончании Олимпиады, а где-то месяц спустя. Начала думать о том, что я добилась своей цели, задавала вопросы, куда двигаться дальше. Но поняла, что уходить сейчас будет некрасиво. Мне только 17 лет, я только начала свой путь. А путь этот очень интересный! Для меня самой интересный. У меня будут новые ощущения, может быть, я смогу создать на льду что-то новое. Взять сейчас и уйти будет совсем неправильно.

АС: Получается, теперь мотивацией кататься для вас становится сам процесс?

Теперь, мне кажется, да. Хочется кататься, хочется что-то показывать новое. И не забывать о том, что я - олимпийская чемпионка, и на меня будут равняться дети.

МВ: Если взглянуть на биографии олимпийских чемпионок в женском одиночном катании, то большинство ушли сразу после завоевания титула. Взять хотя бы Оксану Баюл, Тару Липински… Для вас, получается, есть некий вызов - быть одной из немногих олимпийских чемпионок, которая остается и продолжает нас радовать. Не страшно?

Это жизнь, и мне это интересно. Жизнь не должна быть скучной.

АС: Хотя здесь справедливо вспомнить о Ким: она хоть и взяла длительную паузу, но тоже не ушла. Мысль о том, что через четыре года вы можете не выиграть Олимпиаду, тоже не пугает?

Совершенно. Даже если я не выиграю, если у меня будут какие-то срывы - я не буду расстраиваться. У меня же есть уже титул олимпийской чемпионки.

МВ: На Олимпиаде вас ведь тоже спрашивали о том, будете ли вы продолжать, и вы сказали: "Ну конечно, буду, у меня же нет титулов чемпионки Европы и мира!" В тот момент ближайшим был чемпионат мира в Японии. Вы именно его хотели выиграть?

Хотела его выиграть, да. Было желание ехать в Японию, но вскоре после Олимпиады я почувствовала в себе какое-то опустошение. Вроде бы силы есть, я в хорошей форме, даже тренер была в шоке, когда увидела, как я начала тренироваться, вернувшись из шоу. Но, правда, внутри пусто было. И я подумала: я же не заканчиваю со спортом, продолжаю. У меня будут чемпионаты мира - в следующем году, через год, через два года…

АС: Наверняка было обидно, когда некоторые наши же болельщики начали вас упрекать в том, что вы не поехали на чемпионат мира…

Конечно, но что я могу поделать с этим? Я свое мнение сказала: я устала, у меня было потрачено в этом году огромное количество нервов, и я имела право не ехать. Это мое решение.

Бросать все в самый ответственный момент - полная подстава

АС: Когда два-три года назад у вас только начиналась карьера во взрослом катании, многое получалось далеко не так хорошо, как все ожидали. Предолимпийский сезон был очень трудным. Да и в олимпийском были срывы. Тяжело было проходить через периоды кризиса? Наверняка же были моменты, когда хотелось все послать.

Хотелось. И я уже почти все посылала. В начале этого сезона, например, когда я приехала после Japan Open. Там я просто ужасно откатала произвольную программу. Разговаривала с Еленой Германовной потом, она сказала: если ты хочешь чего-то добиться, то надо что-то делать. А не хочешь - то и не делай ничего. Конечно, в душе я чувствовала, что она переживает, и что она говорит так, чтобы у меня голова включилась. Но подумала - а может действительно все бросить, зачем это нужно, если я не могу собраться на прокат? Уже мелькнула мысль позвонить тренеру и сказать: извините, но я заканчиваю.

МВ: Позвонили?

Нет, потом вышла на тренировку, начала кататься… Решила дать себе еще один шанс на Гран-при. Поехала в Китай, здорово откатала там короткую программу. Подумала - ну слава богу, значит произвольная тоже будет хорошая. Ага, сейчас… Но все-таки заняла второе место, после чего подумала - если попаду в финал Гран-при, то буду продолжать. Поехала во Францию. И выдала там такой ужас в короткой программе! Помню утро перед произвольной программой. На тренировке просто так покаталась. Пошла потом одна гулять, с мамой поговорила, общее настроение было - пофиг как откатаю, неважно уже. А на разминку перед прокатом вышла - такое состояние вдруг почувствовала, что спокойна, как танк. Бывает такое - на общем фоне пофигизма катаешься очень хорошо. Помню, услышала еще крики русских болельщиков, подумала - надо же, до Парижа доехали. Встала в стартовую позу, думаю, ладно, покатаюсь еще немного. Еще где-то четыре минутки десять секундочек (смеется). А в конце, когда все получилось, я такая думаю: так, и что это было? Попала в итоге в финал Гран-при, думаю, дальше, что ли продолжать кататься? В финале откатала реально шикарную короткую программу. Вспомнила, что в Париже произвольная была классная. Стала думать, что надо откатать так же хорошо - и заволновалась. Это мне сильно помешало. Но вот после того срыва уже у меня сомнений никаких не было. Я сразу подумала: впереди у меня чемпионат России.

АС: Что бы вы посоветовали другим спортсменам, я даже не только про фигуристов - как проходить моменты кризиса? Копаться в себе, от всего отключаться, что-то еще?

Если спортсмен из тех, на кого делается ставка, и он испытывает ответственность, то, конечно, надо отключиться на пару дней. Никуда не ходить, после тренировки просто полежать. Подумать не о спорте, а о чем-то еще. Просто о будущем - если не спорт, чем бы я занималась. Поплакать, естественно, очень помогает. Отличный выход эмоций.

МВ: А бросить все в ответственный момент спортсмен, на которого делают ставки, имеет право?

Да нет, конечно. Подстава была бы полная! Дождаться надо, когда пройдет та же Олимпиада, а потом принимать решение. А бросать перед ответственным стартом, конечно, нельзя.

АС: Вы помните момент, когда на вас стали делать ставку как на олимпийскую надежду?

В 2009 году и начали.

АС: А потом были развешанные по Москве плакаты, вы лицо финала Гран-при. Это тяжело было переживать?

Тяжеловато, да, на себя смотреть на плакатах было.

МВ: Но это разные моменты - то, что было в олимпийском сезоне, и то, что было тогда? И что тяжелее?

Тогда было тяжелее.

АС: А Елена Германовна тогда, помню, сказала: конечно, это перебор - такое сумасшедшее внимание, но эти испытания могут и закалить.

Я вообще об этом не думала. Закалить, научить… Я хотела отойти от этого, но не получалось - постоянно на меня все это давило. И было реально тяжело. И, кстати, что интересно: как только появляется новый человек, про тебя все сразу забывают. Ты пытаешься как-то снова поднять планку хотя бы до того же уровня, что был раньше, а у тебя ничего не получается. И это самое обидное (улыбается). Та же Юля появилась, и ее начинают больше любить. Она и помладше меня. Делает свою сногсшибательную растяжку, и все восторгаются (улыбается). Сейчас вот Аня Погорилая появилась. Но так будет всегда. Была раньше Алена Леонова, потом появились мы с Лизой, теперь приходят другие девочки. А вообще еще раньше была Ирина Слуцкая (смеется)! А нас тогда никого не было.

МВ: Понятно, что это процесс неизбежный, но ведь свое отношение к ситуации вы можете поменять?

Могу. Я и поменяла. Я уже гораздо спокойнее к этому отношусь.

Жизнь - игра, и идеальной она не бывает

АС: Аделина, вам никогда не хотелось послать настойчивых журналистов?

Ну как… Надо себя контролировать. Это часть моей работы. Хотя, когда совсем невмоготу, стараюсь как-то увильнуть. "Может быть, в следующий раз"… Но вообще пытаюсь всем дать интервью.

МВ: А когда ничего не получилось в программе, и вы выходите в микст-зону - от того, что вы начинаете что-то рассказывать, не становится легче?

Нет, мне лично сразу уйти куда-нибудь хочется. Во Франции после короткой, помню, начали вопросами забрасывать - а я стою, чуть не реву. Сказала, что "не могу говорить, извините" - и ушла. Но все спортсмены очень разные. Я, например, не могу показать на людях свои слезы. Это для меня как слабость свою показать. Кто-то считает это нормальным. Кто-то еще в "кисс-энд-крае" начинает реветь. Мне все-таки надо уйти. И говорить мне трудно.

АС: С тренером сразу в таких моментах общаться начинаете, или паузу выдерживаете?

Нет, ну она сразу спросит: "Что происходит, что опять у тебя случилось?" И тут я понимаю, что нужно включать голову (улыбается).

МВ: Кстати, Елена Германовна ведь прошла похожий путь - очень рано выиграла чемпионат России, рано перешла во взрослое катание. Были ситуации, когда она говорила: со мной то же самое случалось, здесь нужно вот так поступить?

Она мне всегда говорила: будет очень тяжело. Легких путей нет, поэтому Елена Германовна предупреждала, что все зависит от меня самой, надо пытаться. И мне нравилось то, что она мне говорила. Я понимала: действительно будет тяжело, но допускала для себя мысль - вдруг все-таки какие-то трудности у меня получится обойти стороной?

МВ: Наверное, я задам банальный вопрос, но все же. Путь к олимпийскому золоту у вас действительно не из легких. Но если сейчас окинуть взглядом то, что позади - хотелось бы, чтобы было легко? Чтобы на каждом старте все получалось?

Это было бы неинтересно. Да и не бывает так - чтобы все было идеально всегда. Это жизнь, это игра. Я себя с детства так подготовила: надо стараться разбираться в себе, пытаться понять, что происходит. Это долго не получалось. Что-то делаю, а что - не знаю. Но сейчас вроде бы понимаю, начинаю осознанно подходить к процессу, разграничиваю для себя, что хочу, что не хочу. Взрослею, наверное (смеется).

На сборах у нас весело!

МВ: После Олимпиады прошло почти три месяца. Можете вспомнить, какой был самый счастливый момент в этот период?

Когда машину вручали (смеется). Вот счастья-то было! Скакала просто от радости, меня же сняли на видео, как я бежала к своей машине. Бегу и думаю, не упасть бы… Еще они стоят все одинаковые, по именам на номерах отличаются только. Вижу - Кацалапов, Боброва, Соловьев, думаю, где моя-то?! Сюда побежала, туда побежала, смотрю - ну, наконец-то, Сотникова.

АС: Нормально покататься-то уже удалось на своей машине?

Ну покаталась, да… Сначала, конечно, меня папа возил, я все-таки неграмотный человек в этом деле. А потом я начала на площадке ездить, где никого нет. Права в июле буду уже получать. Хотя вот была сейчас пауза, месяца два я не ездила, села за руль - и вдруг как затрясло меня что-то. У меня еще давно, когда папа учил ездить на "механике", такой момент был: я сильно газанула, а перед нами стояли, знаете, такие конусы оранжевые? И он рванул ручник вверх, чтобы затормозить машину. Я так испугалась! Полтора года за руль не садилась потом. Сейчас тоже не хотела - но папа сказал: не бойся, я же с тобой. И я катаюсь, учусь.

АС: От процесса вождения удовольствие получается испытывать?

Папа меня как-то недавно спросил: что газуешь-то? А я в ответ, выжимая педаль газа: "Нравится мне" (улыбается).

АС: Мысль после фигурного катания уйти в автогонки не появилась?

Нет, такая скорость точно не по моей части. Как-то с друзьями я каталась, сидела сзади, и мы так разогнались, что я только кричала - пожалуйста, потише! Когда я сама буду управлять машиной, буду комфортную для себя скорость выбирать. Папа, кстати, тоже иногда любит газануть - но с ним мне не страшно, я в нем уверена.

МВ: В заключение чуть-чуть расскажите нам о ближайших планах - по отпуску, по сборам…

22 мая выступлю в Питере на шоу. 23-го я уезжаю отдыхать в Париж на неделю с мамой и сестрой. Потом у меня в конце мая мероприятия снова запланированы, покататься надо будет. 7 июня в Турцию снова отдыхать, на море. А потом с 15 июня сборы в Италии.

МВ: Уже хочется погрузиться в эту рутину?

- (После паузы). Да. Ведь сборы - это интересно. Общаемся с друзьями из группы. Конечно, устаешь после тренировок, но вечером обязательно придумываем что-нибудь, будто какие-то батарейки у нас включаются. В карты вот играем часто на желания. В прошлом году в Латвии смешно было - Сережа Бородулин проиграл, и мы ему сказали: выйдешь к администратору, упадешь на пол и начнешь трястись: "вызовите мне скорую, вызовите мне скорую" (смеется). А я все это на видео снимала. Сама я тоже выходила к администратору и говорила так: "зда-а-рова-а" (смеется). В общем, весело у нас на сборах.

АС: И теперь последний на сегодня вопрос. Вы - олимпийская чемпионка, вам рукоплескали трибуны Сочи, Москвы, Японии, всего, чего угодно. О чем сейчас мечтаете, Аделина?

Мечтаю в будущем завести семью. Но об этом любая обычная девушка мечтает, это нормально, это правильно. Мечтаю иметь хорошую работу. И просто чтобы все было хорошо.

МВ: То есть, не спортивные, не заоблачные, а земные мечты?

Да. Пора начинать думать о том, что будет дальше в жизни. Не все же время я буду в спорте, придется когда-то заканчивать. (После паузы). Но пока я продолжаю кататься, не переживайте (смеется)!

Аделина Сотникова: "Сейчас главное для меня - вернуться на лед"

Выдающаяся фигуристка, олимпийская чемпионка Сочи-2014 Аделина Сотникова, признанная в этом году "Самой стильной" по версии сайта HELLO.RU на церемонии "Самые стильные в России" , рассказала о своих планах вернуться в большой спорт после травмы, о личной жизни и любви к украшениям.

Сначала головокружительный взлет и победа на Олимпиаде, а потом - травма и вынужденная пауза длиной в несколько сезонов. Аделина рассказывает о том периоде без драматизма и очень искренне - впрочем, когда надо, она прекрасно умеет себя контролировать. То кажется совсем юной и открытой, то вдруг преображается и твердым тихим голосом настаивает на своем. Сохраняет спортивную сосредоточенность перед камерой, включая в нужные моменты олимпийскую улыбку, и в то же время по-девичьи радуется, когда ей предлагают примерить красное платье: "Это мой цвет!"

Аделина, когда вы чувствуете себя наиболее комфортно?

Когда я активная, когда иду к своей цели. В моем окружении много таких девушек - они живут полной жизнью, добиваются чего хотят, и это очень вдохновляет. Если я поставила перед собой цель, то готова отказаться ради нее от всего. Я пропустила из-за травмы несколько сезонов, и сейчас главное для меня - вернуться на лед.

Такая цель и правда требует полной самоотдачи. А как же личная жизнь?

Всегда приходится выбирать, и на данный момент мой выбор - отдать себя спорту. Я пока не знаю, как буду совмещать его с личной жизнью. И не знаю, пойдет ли со мной до конца тот человек, который сейчас рядом. Но я не тороплю события. Время покажет. И, в конце концов, мне всего 20 лет!

Когда слышишь ваши рассуждения, кажется, что вам больше.

Мне иногда тоже так кажется. Я часто говорю об этом с мамой. Столько всего у меня произошло: и предательства, и разрывы, и взлеты, и черные полосы... Будто я живу как минимум полвека. А у многих в этом возрасте жизнь только начинается!

Говоря о черной полосе, вы имеете в виду травмы после победы на Олимпиаде?

Конечно, и это тоже. Сначала было очень тяжело: ты тренируешься, строишь планы - и вдруг в один день все рушится. Разрыв связки, гипс - и полная неизвестность впереди. Вначале у меня было полное опустошение. А что дальше? Смогу ли я снова выйти на лед? Вытащила работа: я продолжала ходить в школу фигурного катания, тренировала детей, занималась сама. То есть сохраняла активность.

Вы тренировались прямо в гипсе?

Да, в гипсе - на полу. Благодаря этому процесс выздоровления пошел быстрее. Но когда гипс сняли, стало понятно, что надо все начинать сначала: мышц нет, связки не прокачаны...

А почему решили поучаствовать в "Танцах со звездами" и в ледовом шоу Ильи Авербуха?

Это помогало мне держать себя в тонусе, поддерживать себя психологически и физически. Я заново училась справляться с внутренними зажимами и преодолевать страх перед публикой - ведь у меня был долгий перерыв. Хотя с большим спортом не сравнится ни одно шоу. Когда ты выходишь на лед во время соревнований, видишь перед собой огромный зал и понимаешь, что должна сейчас преодолеть волнение, развернуть в свою сторону зрителей и судей, - это совершенно особенный драйв!

Вы открытая? Легко идете на контакт с людьми?

Сначала, конечно, присматриваюсь - что это за человек, чего он от меня хочет. Вообще я умею находить общий язык с людьми. Но если я быстро иду на контакт и непринужденно общаюсь на разные темы, это не значит, что я буду открываться до конца.

На Олимпиаде вы всех сразили своей "Кармен". Как удалось войти в образ искушенной страстной женщины?

Я люблю играть сильных персонажей. Мне интересно пропускать через себя их истории и добавлять что-то свое. Так и с Кармен: я не ставила перед собой цель показать страсть взрослой женщины, я хотела создать свой образ - так, как я его почувствовала. И, мне кажется, у меня получилось.

Как вы себя ощущаете, когда надо где-то появиться в вечернем платье в пол?

Это бывает нечасто, но, когда предстоит такой выход, я рассматриваю его как своего рода задачу: так, сегодня мне надо выглядеть презентабельно. Подбираю прическу, платье, а потом втягиваюсь и получаю удовольствие от процесса.

А какие любите украшения?

Люблю кольца, сережки, браслеты, особенно когда выхожу на серьезные мероприятия. У PANDORA очень нравится идея - я могу самостоятельно собрать свое украшение!

То есть и здесь вы предпочитаете действовать сами! Уже думали о том, что будете делать дальше?

Конечно. Допускаю, что когда-нибудь буду работать тренером, опыт у меня уже есть. Очень хочу пойти учиться актерскому мастерству - это мечта моей жизни. Но пока меня тянет на лед!

Стиль: Юка Вижгородская. Ассистент стилиста: Алина Фрост. Макияж: Валентина Шабанова. Прическа: Анастасия Ткачева/студия красоты "Британа". Выражаем благодарность студии красоты "Британа" и салону аксессуаров для дома, подарков и флористики "Объекты желания" за помощь в организации съемки