Йога: шокирующая правда о древней практике. Возникновение и история развития йоги Где возникла оздоровительная философская система упражнений йоги

Йога - это древняя система упражнений и медитаций, уходящая корнями в далёкое прошлое. Она изменялась на протяжении нескольких тысячелетий, а современный вид приобрела только в последние столетия. Предлагаем вам подборку увлекательных фактов из истории йоги.

1. Родина йоги - Индия

Никто точно не знает, когда йогу впервые начали практиковать. По одной из версий, наши далёкие предки ещё в каменном веке могли таким путём попытаться привнести гармонию в свою жизнь. Правда, никаких убедительных доказательств этому нет. Самые ранние свидетельства существования йоги датированы третьим тысячелетием до н. э. - в долинах реки Инд в Индии найдено множество каменных фигурок, изображающих людей в медитативных позах. Возможно, это была ещё не та йога, что мы знаем, но её предтеча.

2. Основы йоги изложены в Ведах

Большое влияние на развитие йоги оказали Веды - ряд духовных текстов, написанных 2 500 лет назад, по мнению верующих, божествами. Учение сформировало основы индуизма и играло большую роль в становлении культуры и философии Южной Азии. Веды также содержат некоторые из самых ранних учений йоги. Сходства с современной практикой в них мало, но основные принципы йоги заложены именно там - к примеру, идеалы физической и духовной гармонии.

3. Первые упоминания термина «йога» датированы 4 веком до н. э.

Термин «йога» впервые упоминается в Катха-упанишаде - индуистском философском тексте, написанном примерно в четвертом веке до н. э. Там йога понимается как техника очищения разума и контроля над своими чувствами с целью духовного просвещения. Более поздние упанишады расширяют понятие йоги и включают в него такие методы, как медитация, психический контроль и правильное дыхание. Также в упанишадах упомянуты основополагающие понятия йоги, например, чакры и медитация с использованием священного слога санскрита «Ом», характерного для молитв и ритуалов.

4. Йога имела практическое применение в жизни

Бхагавад-гита, древний индуистский духовный текст, рассказывает о практических методах йоги и её значении для тех, кто хочет вести полноценную гармоничную жизнь. В Бхагавад-гите описаны три направления: карма-йога - философия бескорыстного действия, бхакти-йога - общая вера в божественное начало, противопоставленное механическому исполнению ритуалов, и джняна-йога - самоотверженное духовное развитие на трудном пути единения с реальностью.

Развиваясь на протяжении веков, йога разветвилась на множество различных практик и философий. Примерно во втором веке н. э. появился трактат Йога Сутра - собрание афоризмов, ёмко и лаконично излагающих предмет йоги. В отличие от ранней концепции о гармонии души и тела в Сутре сказано, что духовное и физическое начала необходимо разделять, чтобы очистить душу.

5. Йога - в первую очередь духовная практика

На протяжении всей своей истории йога была и остаётся в первую очередь духовной практикой. Конечно, она включает в себя некоторые методы физического воздействия - позы для медитации и методы правильного дыхания, но по большей части это всё же метафизические практики.

6. Йога приобрела современный вид только в период Средневековья

В средние века зародилась хатха-йога, и именно она наиболее близка к современной йоге. Практикующие хатха-йогу принимали во внимание философию прошлых веков, но обращали больше внимания на очищение организма, а не духа. Хатха увеличила разнообразие традиционных сидячих поз йоги, и кроме того, в ней впервые появилось несколько различных поз, или асан, направленных на всё тело.

7. В Европе йога появилась в 19-м веке

Следующей и последней важной вехой в истории йоги было её проникновение в культуру Запада в 19-м веке. Больше всего для этого сделал индуистский учитель по имени Свами Вивекананда во время путешествия по Европе и США. Постепенно йога на Западе трансформировалась прежде всего в систему упражнений, а не духовную практику. Современная йога - это точка соприкосновения Востока и Запада, а также древней и новейшей философий, использующая сильные стороны и того, и другого.

Сегодня учение йоги заполонило собой умы всего человечества. Можно с уверенностью сказать, что этим древним знанием охвачена вся планета - повсюду появляются новые йогические школы, ашрамы, направленные не только на работу с телом, но и специализированные медитативные центры

Легенда о возникновении йоги

Шри Матсиендра был рыбаком, и однажды его проглотила огромная рыба, скрывшаяся на дне океана, около того места, где Великий Бог Шива намеревался раскрывал сокровенные тайные Учения йоги своей супруге Парвати. Во время передачи особых наставлений Парвати уснула, и когда Шива спросил, получила ли она передачу Учения, Матсиендра из брюха рыбы пропел: «Ом». Получилось, что он получил посвящение раньше самой жены Бога Шивы!
Матсиендра был очарован учением йоги. Проведя 12 лет в рыбьем брюхе и изучая все это время духовные практики йоги, он освободился (достиг просветления). Будучи уже просветленным Мастером, Матсиендр передавал это учение (Дхарму) многим живым существам ещё в течении пятиста лет, после чего полностью растворил элементы своего материального тела в Ясном Свете и исчез.
Так или иначе, но в одном из важнейших трактатов «Хатха Йога Прадипика» в линии передачи знания первым после Шивы назван Матсиендра. Ему посвящена одна из самых популярных асан хатха-йоги - матсиендрасана.

Найденная при раскопках в Хараппе табличка с йогином в позе бабочки (баддха конасана) - справа, 3500-2700 гг. до н. э.

Исторические факты и археологические свидетельства


Найденная при раскопках в Хараппе табличка с йогином в позе бабочки (баддха конасана), 3500-2700 гг. до н. э.

Йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды - сборник самых древних писаний на санскрите. Веды состоят из четырех частей:

Ригведа (Веда гимнов);
Самаведа (Веда песнопений);
Яджурведа (Веда жертвенных формул);
Атхарваваеда (Веда заклинаний).

Ряд ученых возводят происхождение йоги к III– II тысячелетиям до нашей эры, на основании того, что во время раскопок городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые находились в различных позах йоги. Первые письменные памятники - Веды - появились, как принято считать, после вторжения в Индостан арийских племён. Если коренная культура была уничтожена именно ими, то за десять веков, прошедших от этого события до возникновения Вед, йога, как её элемент, была ассимилирована завоевателями. Однако существует и альтернативная точка зрения, согласно которой Йога была принесена в Индию ариями.

Печать из Мохенджо Даро, III-II тыс. до н.э.

Первым и самым почитаемым по сей день систематизированным руководством по классической йоге, дошедшим до нас, являются Йога-сутры, их авторство приписывают мудрецу Патанджали, который был не только известным теоретиком и практиком йоги, но и аюрведическим врачом. Философские принципы йоги и её мировоззрение подробно описаны в древнем трактате «Бхагавад-гита» (точной датировки нет, предположительно III– I тысячелетие до н.э.). Текст Гиты - это разговор между богом Кришной и воином Арджуной перед битвой на Курукшетре, где Кришна обучает Арджуну науке жизни.
Согласно Бхагавад-Гите «йога - это равновесие». Идеалом Гиты является не аскет из пещеры, погруженный в глубокую медитацию, а обычный человек. Йогин не должен покидать мир, напротив, он должен оставаться в нем, не уклоняясь от естественных условий жизни и быта. Легко быть просветленным, оградив себя от влияния внешнего мира, а вот сохранять гармонию, не поддаваясь внешним соблазнам - гораздо сложнее. Главные условия: систематичная практика и непривязанность к материальному. Именно такая интерпретация сделала йогу необыкновенно популярной в индийском обществе, а представление о том, что только бескорыстная деятельность ведёт к освобождению, сохранилось до наших дней.


Йога-сутры, II век до н.э.

Существуют и другие йогические тексты, наиболее известны из которых популярные средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге, написанные простым языком, понятным для масс. Это «Шива-самхита» и «Гхеранда-самхита», а также «Хатха-йога Прадипика».
До появления упомянутых текстов (в XII в.) известна йога, приписываемая некому Горакх-натху, согласно легенде составившему «Горакша-шатаку», тезисное изложение по Хатха-йоге.

Йога и другие духовные учения востока

Буддизм никогда не отрицал йогу, но видоизменил её технологию под свои нужды. При этом буддисты равно отвергали как учение Вед, так и йогическое философское «оформление», однако они много взяли из йоги для своих духовных практик.

Наиболее радикально изменил классическую йогу Патанджали тантризм, который ассимилировал массу народных культов и суеверий. Начиная примерно с VI века н.э., он занял ведущие позиции в индуизме и тибетском буддизме.
Тантризм утверждает, что в эпоху тёмных времён Кали-юги, в которой мы живем, все предыдущие традиции, включая Веды, не могли обеспечить просветление, на самом деле его можно достичь только превращением любых повседневных действий в йогический ритуал. И сегодня учителя йоги часто говорят, что настоящая практика начинается в тот момент, когда вы сворачиваете коврик после занятия.

Тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять первозданное здоровье. Без абсолютно здорового тела достичь блаженства невозможно, поэтому тантрики так же практикуют асаны йоги. Если тантрическая садхана (реализация учения) подразумевает подъём Кундалини, то секта натхов сделала своей религией асаны. Натхи и сахаджа-вайшнавы объединяли бесчисленное количество сект «народной йоги».
В некоторых сектах йога полностью деградировала, что являет нам пример шиваитских аскетов. Немыслимые её модификации возникали также в тибетских тантрических обществах, например обряд «чход» - ритуал жертвования йогином своей ментальной сущности для пожирания её демонами. Гималайские аскеты работали с внутренним теплом, именуемым «тумо», известны также беговые йоги. В Тибете йогическая традиция подпала под влияние местных культов, что породило множество вариаций, наиболее значительными из них являются шесть доктрин Наропы.


Статуэтка с изображением мудреца Патанджали, создателя йога-сутр

Индийские йогические практики оказали заметное влияние на развитие суфизма. Древнеиндийский текст по йоге, «Амритакунда» («Озеро нектара»), ещё в XI веке был переведён на арабский и персидский языки. После завоевания Индии мусульманами культурное смешение ислама с индийскими традициями породило йогу суфизма. Первоначально йогов-мусульман называли факирами, чтобы отличать их от йогов-индуистов, буддистов и последователей Патанджали, затем этим словом окрестили фокусников и чародеев, йогов-одиночек, которые зарабатывали на пропитание демонстрацией «чудес». Хотя на Западе понятия «факир» и «йогин» смешивают, но это неверно, разница между ними примерно такая же, как между странствующими монахами-аскетами и бродячими акробатами в городах средневековой Европы.
Ещё более сильное различие сохраняется до сих пор в Индии между йогами и «садху» - «божьими людьми», многие из которых лишь притворяются йогинами. На самом деле чаще всего садху - это аналог наших нищих, выпрашивающих подаяние.
Сейчас в Индии и за её пределами существует огромное количество центров, институтов, школ и ашрамов.
Кроме духовной практики существует так же йога-спорт (соревнования по йоге, созданные для её популяризации) и йогатерапия (лечение заболеваний с помощью асан, правильного дыхания и правильной концентрации).

05.07.2017

Йога - учение, дошедшее до нас из глубины веков и упоминаемое в самых древних источниках. Отголоски этого учения можно встретить практически во всех религиях, ритуальных практиках и эзотерических школах. История йоги насчитывает несколько тысяч лет.

Археологические свидетельства и исторические факты

Считается, что йога возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно – сборник самых древних писаний на санскрите. Веды состоят из четырех частей:

Однако существует и альтернативная точка зрения, что Индия не является родиной йоги, Индия – это страна, где лучше всего сохранилось учение йоги. Согласно этому предположению йога была принесена в Индию представителями более древней цивилизации. По легенде, родина йоги - древнейшая на Земле цивилизация - Арктида. Эта цивилизация процветала много тысяч лет назад на материке, соединяющем Америку и Евразию. После глобальной катастрофы, она исчезла в водах Северного Ледовитого океана. Уцелевшие жители Арктиды и донесли йогу до жрецов и посвященных Хиттиды, Пацифиды и Атлантиды, а уже затем йога попала в Индию и Египет.

Научная традиция приписывает выделение учения йоги как самостоятельной системы легендарному индийскому мудрецу Патанджали (II-I век до н.э.). Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существующих знаний и опыта, накопленных йогами-практиками. В своем труде Патанджали излагает философию и практику той йоги, которая сейчас считается классической. По традиции древних мудрецов Патанджали не претендует на авторство в создании философской системы йоги. Он лишь собирает устные данные, дошедшие до него, и комментирует их в духе единого учения. Философская терминология и интерпретация практики йоги, данная в Йога-сутрах, согласуется также с авторитетными текстами Вед и Упанишад.

Философские принципы йоги и ее мировоззрение подробно описаны в древнем трактате Бхагавад-гита (точной датировки нет, предположительно III-I тысячелетие до н.э.). Текст Гиты – это разговор между богом Кришной и воином Арджуной перед битвой на Курукшетре, где Кришна обучает Арджуну науке жизни.

Согласно Бхагавад-Гите «йога - это равновесие». Идеалом Гиты является не аскет из пещеры, погруженный в глубокую медитацию, а обычный человек. Йогин не должен покидать мир, напротив, он должен оставаться в нем, не уклоняясь от естественных условий жизни и быта. Легко быть просветленным, оградив себя от влияния внешнего мира, а вот сохранять гармонию, не поддаваясь внешним соблазнам – гораздо сложнее. Главные условия: систематичная практика и непривязанность к материальному. Именно такая интерпретация сделала йогу необыкновенно популярной в индийском обществе, а представление о том, что только бескорыстная деятельность ведет к освобождению, сохранилось до наших дней.

До появления упомянутых текстов (в XII в.) известна йога, приписываемая некому Горакх-натху, согласно легенде составившему «Горакша-шатаку», тезисное изложение по Хатха-йоге.

Йога и другие восточные учения

Буддизм никогда не отрицал йогу, но видоизменил ее технологию под свои нужды. При этом буддисты равно отвергали как учение Вед, так и йогическое философское «оформление», однако они много взяли из йоги для своих духовных практик.

Наиболее радикально изменил классическую йогу Патанджали тантризм , который ассимилировал массу народных культов и суеверий. Начиная примерно с VI века н.э., он занял ведущие позиции в индуизме и тибетском буддизме. Тантрики, нащупывая соответствие между космосом и телом, глубоко вникали в физиологию человека, а также связь между телом и психикой.

Если в классической йоге освобождение достигалось через самадхи, то Тантра предоставляла своим адептам возможность достичь состояния «дживан-мукты» («освобожденного при жизни») без отрыва от социума.

Одним из самых значимых для современного человека направлений духовного обогащения, а также способа осознания возможностей своего организма, служит йога.

Только с помощью этой настоящей духовной науки вы сможете обрести внутреннюю гармонию с самим собой и разглядеть потенциал человеческих качеств в других людях.

В новом понимании под йогой подразумевают систему определенных методов и практики работы с сознанием человека и его телом.

Основные составляющие йоги

Согласно учению индийского мудреца Патанджали, йога состоит их восьми частей:
1. Нияма – удовлетворенность всеми факторами жизни, чистота побуждений, упорство и стремление к , практичность действий, умение не ставить результаты на первый план, а посвящать выполненную работу не своим потребностям, а Богу, держать тело в бренном виде.
2. Яма – умение контролировать самого себя, свои побуждения, прихоти, стремление к честности, порядочности, духовные силы и позывы ставить выше материальных благ, отказаться от насилия, а также не тратить энергию за ненадобностью.
3. Асана – специально выбранная поза для овладения удобством и устойчивостью. С помощью нее вы сможете всю энергию сосредоточить на своем биополе, а также оградиться от нежелательных внешних факторов на свое тело. Асана – это и выбор «йогических наворотов», а также предназначений для медитации в сидячем положении.

4. Пранаяма – умение управлять своим дыхательным аппаратом для обеспечения гармонии и контроля за своей энергией. С помощью пранаямы человек овладевает более широким восприятием его реального положения.
5. Дхарана – выработка умения концентрировать внимание на определенном объекте или субъекте.
6. Пратьяхара – все внимание человека уходит «во внутрь». Человек способен полностью отключиться от внешнего воздействия за счет концентрации своей энергии внутри себя.
7. Самадхи – выработка способности полного погружения в определенный объект, всю свою энергию направить на непрерывное восприятие именно его, стать единым с ним целым.
8. Дхьяна – способ концентрации внимания непрерывным потоком на определенном объекте и воспринимающей действительностью.

В индийском учении Дхарана, Дхьяна и Самадхи являются совершенными способностями. С помощью совокупности этих трех частей человек, способный концентрировать свою энергию внутри себя для постижения новых свойств объекта, в последующем сможет открыть в себе новые способности. Для него реальная жизнь и ее возможности откроется в новом видении.

Самым первобытным учением йоги служит «йога Сутры», в основе которой лежит практический цикл. Именно в этом источнике собраны все принципы , ранее переходившие к ученику от учителя исключительно в устной форме. Здесь собраны основы принципов работы над сознанием, мировоззрение йоги, ступени медитации, а также смысл практики йоги.

История зарождения йоги

Обнаружили при проведение раскопок древнеиндийских городов Харраппа, Даро и Мохенджо, когда была найдена печать Пашупати с изображением Рогатого Божества, прототипом Шивы, которой сидел в одной из йогических поз. Исходя из этих фактов, следует полагать, что такая техника исходила из более древних времен, приблизительно 3 век до н.э. подобные позы встречаются и при раскопке цивилизаций Латинской Америки.

Виды и направления йоги

Как такового деления учение на составные части нет, так как все компоненты йоги тесно связаны между собой. Просто в жизни существует большое число школ, в которых акценты направлены на те или иные методики и практические учения. В школе Карма йоги практика направлена на выработку умений по избавлению себя от негатива, корыстных намерений, а также способности непривязывания. В школе Кундалини йоги все практические занятия идут в совокупности с концентрированием энергии внутри себя.

Направления йоги

Карма йога практикуется на обширных понятиях добра и зла. Она призывает к отречению от результатов своей деятельности, привязанности к каким-либо ценностям, а также на выработку готовности оказать помощь, щедрость и труда не для себя, а для людей. Развитие таких способностей в будущем поможет человеку уберечься от негативных оболочек (лень, эгоизм, жадность). Данное направление учения зачастую приобретает неожиданные, порой экстремальные методы. Например, в XX веке индийский святой Шри Бабаджи заставлял своих учеников, имеющих гордыню, алчность и спесь, носить огромные валуны. Но именно таких образом достигался результат духовного очищения личности и избавление от всех негативных факторов.

Кундалини йога основана на пробуждении энергии Кундалини, которая изначально присутствует в каждом человеке.

Крийя йога. Проведение специальных йоговских чисток физической оболочки человека посредством медитаций и освобождение от негативной энергии ума.

Бхакти йога основана на обожествлении Гуру. Только при испытании эмоциональной человек способен воедино слиться с Божеством. Бхакта должен искренне отдавать свое эмоциональное состояние духовной сфере. Порой это состояние организма можно достигнуть только , определенных ритуалов, песнопений и мантры.

Джняна йога. В этом учении осознание сверхспособностей своего организма приходит при изучении текстов духовных священных учений – Упанишад, Вед, - самого Гуру. Джняна йога основана на медитации при чтении текстов, где учитывается только суть рассказа, таким образом, происходит переход мыслей в сторону интуитивного озарения.

Раджа йога. В учении исключительно делается акцент на работу со своей энергией. С помощью достижения состояния так называемого «состояния Раджа Йоги» человек открывает свои энергетические чакры и каналы. С помощью специальных упражнений под руководством самого Мастера энергия силы и способностей управлять своей энергии передается от самого учителя ученику. Мастером считается человек, который сам успешно изучил . Только таким образом на вербальном и невербальном уровне возможна прямая передача знаний и силы обучающемуся.

На сегодняшний день довольно большое распространение получила методика Хатха йога. Здесь большое значение имеет непосредственно . Хатха способна , наладить подпортившуюся энергию тела, способствует достижению поставленной цели. Достижение конечных результатов возможно только при взаимодействии с внешней оболочкой. Люди, давно занимающиеся йогой именно этого направления, обладают отличными физическими возможностями, бодростью духа и адекватностью во всей отношениях. Благодаря правильной практике человек приобретает способность контролировать не только свое тело, но и сознание. Именно умение работать над собой помогает достичь того самого блаженственного состояния «вершины раджа йоги».

Такая йога отличается от обыкновенных гимнастических упражнений ориентировкой непосредственно на сознание, нежели на само тело. Проводится своеобразная внутренняя работа над собой. Хатха йога способствует поддержанию в тонусе всех связок и групп мышц организма.

Занимающиеся йогой на протяжении всей своей жизни, в то время как в спорте, люди ограничивают свои возможности уже через несколько лет.

Источники йоги

Сюда относятся довольно авторитетные трактаты, такие как «Хатха Йога Прадипика», «Шива Самхита», «Йога сутр», «Гхеранда Самхита». Здесь честко поясняются методики, инструкция и техника для начинающих. Перевод специально подобран в легком непринужденном формате.

Существуют трактаты, основанные исключительно на работе с энергетическими каналами, выработке внутренней энергии, космогонического взгляда, а также работа с мантрами. К таким источникам относится учение Тантры.

К сожалению, имеющиеся тексты не столько информативны, как хотелось бы, потому что истинные основы учений передавались исключительно устно во избежание искажений и противоречия.
Большой плюс в обучении имеет именно наставник. При самостоятельном изучении основ йоги могут возникнуть неправильные представления.

Йога – это настоящая наука по изучению возможностей физического тела человека и его возможностей внутренней оболочки. Только при упорной практики возможно достижение высшей цели.

— это учение, берущее начало в самой глу-бине веков и пришедшее к нам по легенде от жителей первой человеческой цивилизации Арктиды. Она соеди-няла Евразию и Америку, но после катастрофы бесследно исчезла в Северном Ледовитом океане.

Шло время, одна за другой менялись цивилизации, а знание йоги перешло в Индию и Древний Египет. При раскопках одной из древнейших культур Мохенд-жо-Даро , существовавшей более четырех с половиной тысяч лет назад, археологами были обнаружены фигурки йогов.

Около трех тысяч лет назад, во времена индо-арийской культуры, в долине реки Ганг появились Веды (знания) — рукописи индийских мудрецов, которые дали толчок к развитию философской мысли. Чуть позднее стали появляться всевозможные пояснения к Ведам , из которых следовало, что йога — это благочестивые упражнения, позволяющие осуществлять контроль над умом и обрести состояние просветления.

Мудрецы считали, что человек состоит из материи и духа, и йога способна отделить дух от материи, делая его абсолютно чистым. Спустя столетия йога стала рассматривать тело как храм бессмертного духа, а, следовательно, этот храм нужно сохранять как можно дольше. Именно в этот период зародилась система практик, способствующих продлению жизни и омоложению тела.

Особенности и отличия йоги

Йога отличается от традиционной физической культуры не только методами, но и результатами. Человеку, который много работает или учится, занимается умственной деятельностью, не всегда важно иметь большие мускулы или бегать марафонские дистанции. Для него важнее быть здоровым, чтобы во время работы ничего не болело, не отвлекала боль в суставах или спине.

К тому же известно, что даже профессиональные спортсмены не всегда абсолютно здоровы, ведь многочисленные травмы, вывихи, растяжения, ушибы и т. д. рано или поздно дают о себе знать. Занятия йогой как нельзя лучше способствуют избавлению от различных болезней, укреплению тела, улучшению настроения.

Йога является первой ступенью к достижению больших результатов, здесь все занятия проходят плавно и медленно, постепенно нагружая организм. Ее можно использовать для самых различных целей: для похудения, для обострения внимания, для выносливости, для стабилизации всех систем организма.

Виды йоги

Йога делится на множество различных видов, каждый из которых направлен на достижение определенных результатов.

  • Хатха-йога — это основополагающее учение, именно от него и пошли все виды йоги, популярные в настоящее время. Главная цель — достижение единения между душой, телом и окружающей средой с помощью релаксации, дыхательных упражнений и медитации.
  • Йога Айенгара — идеальный вид для малоподвижных людей и людей с физическими ограничениями. Здесь акцент ставится, прежде всего, на правильность выполнения поз, начиная с простейших и постепенно усложняя задания. В процессе регулярных упражнений тело становится более сильным и гибким, мышцы — эластичными, а ум — ясным.
  • Аштанга-йога — самая динамичная разновидность йоги, которая непосвященному может показаться аэробикой. Все упражнения этого вида выполняются с достаточно большой скоростью. Здесь особое внимание уделяется дыханию. Изначально этот вид йоги был предназначен для занятий с гиперактивными подростками, чтобы научить их направлять излишнюю энергию в нужное русло. Аштанга-йога подойдет людям с достаточно хорошей физической подготовкой, готовым к мощным физическим нагрузкам.
  • Бикрам-йога — достаточно экзотический вид, называемый также «горячая йога» . Занятия бикрам-йогой проходят в помещении при температуре воздуха 40,5 градуса. Благодаря повышенной температуре мышцы становятся более эластичными и легче поддаются растягиванию. Занятия ускоряют обмен веществ и улучшают кровоснабжение всех частей тела. Но перед тем как заниматься этим видом йоги, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом на предмет индивидуальной переносимости физических нагрузок при повышенной температуре.
  • Пауэр-йога , или силовая йога, очень похожа на аштанга-йогу. Разница заключается в том, что в данном случае упражнения выполняются в произвольной последовательности и более интенсивно. Этот вид идеально подойдет спортсменам и людям, ведущим активный образ жизни. Главной целью пауэр-йоги является увеличение гибкости тела и улучшение эластичности сухожилий и мышц.

Кто может заниматься йогой

Йога не считается спортом или фитнесом, поэтому каких-либо ограничений здесь нет. Ею можно заниматься в любом возрасте. И не стоит задаваться вопросом: «А хватит ли у меня гибкости, чтобы заниматься йогой?», ведь она отчасти для того и создана, чтобы развивать эту самую гибкость, поэтому отсутствие таковой у начинающих изначально пред-полагается.

Наилучшим временем суток для занятий считается 4 часа утра, но это не принципиально, заниматься можно в любое удобное для вас время. Ведь йога — это отличное средство не только для борьбы со стрессом, она также повышает общий иммунитет, четкость мышления, помогает расслабиться после многочасового рабочего дня, приводит тело в хороший тонус и многое другое.

Йога будет полезна людям со следующими заболеваниями:

  • артрозы, артриты;
  • вегетососудистая дистония;
  • заболевания позвоночника (остеохондроз, различные искривления, грыжи дисков и др.);
  • функциональные расстройства дыхательной, пищеварительной, выделительной, репродуктивной, эндокринной систем;
  • неврозы;
  • гипертония;
  • синдром хронической усталости.

Важно помнить, что прежде чем начать заниматься йогой, необходимо уведомить своего тренера о любых проблемах со здоровьем.

Противопоказания

  • всевозможные психические расстройства;
  • пограничные состояния психики;
  • онкология;
  • эпилепсия;
  • общая тяжесть состояния, когда любые нагрузки противопоказаны;
  • нейроинфекции;
  • повышенное внутричерепное и внутриглазное давление;
  • обострение любых хронических заболеваний;
  • органические поражения сердца (дистрофия миокарда, аневризма аорты, мерцательная аритмия, некомпенсированные пороки сердца и т. д.);
  • инфекционные поражения опорно-двигательного аппарата;
  • тяжелые некомпенсированные травмы позвоночника;
  • недавно перенесенные черепно-мозговые травмы и операции.

Где и сколько заниматься йогой

Йогой можно заниматься как в группе, так и самостоятельно либо с индивидуальным тренером. Групповые тренировки наиболее распространены, так как это самый удобный и простой способ, при котором вы находитесь под бдительным контролем специалистов, занимаетесь в удобное для вас время и с необходимой интенсивностью.

Программы таких тренировок составлены из упражнений, которые полезны для любого человека, в частности для тех, кто ведет малоподвижный образ жизни и не имеет возможности тренироваться самостоятельно. Если у вас проблемы со здоровьем, которые не позволяют посещать групповые занятия, вам подойдут персональные тренировки.

Также, занимаясь индивидуально, вы можете корректировать время и длительность занятий. Если решили заниматься самостоятельно, всё же потребуется квалифицированный специалист, который разработает для вас индивидуальную программу и обучит пользоваться ею.

Посвящать йоге можно столько времени, сколько вы хотите. При групповых занятиях достаточно 2—3 посещений в неделю, особенно если вы начинающий. Если же не хватает времени, можете заниматься по 10—15 минут ежедневно в домашних условиях. Спустя некоторое время, после нескольких регулярных занятий вы заметите, что времени все-таки хватает. Для достижения более быстрого результата вам необходимо заниматься 2—3 раза в день по 15—30 минут.

Несколько полезных советов

  1. Если вы новичок, вам лучше всего озна-комиться с йогой не по видеоматериалам или книгам, а при личном общении с инструктором.
  2. К занятиям йогой в фитнес-центрах следует отнестись с особой осторожностью: если вы хотите научиться йоге по-настоящему, желаете проникнуться древней философией, то лучше всего выбрать не фитнес-клуб, а специали-зированную школу йоги.
  3. Если вы курите, это совсем не означает, что вам нельзя заниматься йогой. Напротив, спустя некоторое время после начала регулярных за-нятий вы, скорее всего, откажетесь от этой вредной привычки.
  4. Для беременных женщин рекомендуются ин-дивидуальные адаптированные упражнения йо-гой, направленные в основном на правильное дыхание, на укрепление общего состояния организма, на нормализацию психического со-стояния. Эти упражнения готовят женщину к самому важному событию ее жизни — рождению малыша.