Как научиться плавать 11 летнему мальчику. Как научиться плавать детям: советы тренера. Учимся элементарным плавательным движениям

Мой метод подразумевает обучение плаванию сначала под водой с последующим выныриванием и освоением "надводного "пространства (идея пришла, когда я увидела на грудничковое плавание). Я исходила из того что основная загвоздка состоит в том, что дети боятся погружения под воду и так отчаянно пытаются не утонуть, что мешают себе плыть. Научившись задерживать дыхание и плавать под водой, дети приобретают уверенность, их движения перестают быть судорожными попытками во чтобы то не стало остаться на поверхности - они успокаиваются и плывут.

Первый вопрос: как часто вы планируете ходить в бассейн? Оптимальная частота 2 раза в неделю или чаще. С ребенком должен заниматься тот взрослый, которому он больше доверяет (обычно мама больше подходит, мужчины часто слишком увлечены целью и у них не хватает терпения дать ребенку успокоиться и поверить в свои возможности, но если ваш папа спокойный, уравновешенный человек то он вполне справится!). Причем очень важно не форсировать события, а то можно напугать мелкого! ВАЖНО: безостановочно хвалить и подбадривать ребенка, особенно в ключевых моментах (освоение выныривания и начало плавания под водой).

  1. Для начала вы должны встать на глубину где ребенку по грудь, (стандартная глубина для занятий) снять нарукавники и просить ребенка приседать в воде, задерживая дыхание. Сначала чтобы вода закрывала ему губы, потом нос, потом погрузиться с головой и тут же вынырнуть. Это упражнение стоит делать до тех пор, пока ребенок не осознает, что он контролирует ситуацию погружения, вовремя и правильно задерживает дыхание, выныривает по своей воле и не пугается нехватки воздуха (пусть ребенок не закрывает глаза и не затыкает нос при погружении, если он боится попадания воды в глаза, есть смысл предложить очки, но все дети, которых я учила, совершенно спокойно научились без них - тут главное заинтересовать ребенка тем, ЧТО можно увидеть под водой).

    Как игра очень хорошо помогают освоить ситуацию выныривания прыжки с борта бассейна у глубокого края, сначала с нарукавниками (на более поздних этапах - без них), при этом взрослый должен ловить ребенка до того, как он успеет испугаться.

  2. Когда погружение будет освоено настолько, что ребенок совершенно перестанет этого пугаться (обычно хватает одного занятия), попросите ребенка вытянуть руки, когда он нырнул и быстро протащите его под водой за руки хотя бы полметра, постепенно увеличивая до расстояния ваших вытянутых рук. К концу дистанции выталкивайте его на поверхность, обозначая необходимость вдоха. Обычно детям это упражнение очень нравится. Придумайте для него какую-нибудь игровую преамбулу: подводная лодка, морской котик...

    Обратите внимание ребенка на то, что он выныривает (поднимает голову над водой) тогда когда он хочет вздохнуть, убедите его в безопасности и контроле над ситуацией, как с вашей стороны, так и с его. Постепенно передавайте инициативу выныривания ребенку.

  3. Когда ребенок почувствует уверенность в том, что у него всегда есть возможность вынырнуть, усложните упражнение № 2 тем, что вы водите ребенка за руки, а он ныряет и выныривает за вдохом-выдыхом, при этом он полностью отрывает ноги от дна и "плывет", не ставя ноги на дно в момент вдоха-выдоха. Начните с 2-3 подныриваний-проводок (вдох-задержка дыхания-нырок-проводка-выныривание (1) - дыхание-задержка-нырок-проводка-выныривание (2) - и т.д.), доведя до 5-6. Это очень трудоемкое упражнение для ребенка (давайте ему передышку, не форсируйте) и самое базовое в навыке (обычно на освоение уходит 2-3 занятия).

    Продолжайте играть в прыжки с борта (без нарукавников), прыгайте в воде с погружением ("баба сеяла горох"), все игры должны быть направлены на то, чтобы научить ребенка не бояться ситуаций в воде, связанных с водой на лице и погружения под воду при том, что на нем нет плавсредств.

  4. Когда ребенок перестанет выглядеть запыхавшимся при выполнении упр.3, т.е. легко и вовремя научится выныривать, объясните ему, как заныривать самостоятельно. Для этого он должен сложить руки лодочкой, выставить их вперед и нырнуть вслед за руками (просите его смотреть под водой на руки). Ребенок теперь самостоятельно контролирует свое погружение и выныривание без страховки взрослого руками.

    Когда это будет освоено (обычно это получается почти сразу), встаньте от ребенка на расстоянии полуметра и попросите ребенка нырнуть, увидать ваше тело под водой и под водой пройти (иногда получается сразу проплыть) к вам и вынырнуть. Объясните ему, как толкаться ногами от дна, чтобы увеличить скорость движения (это же стимулирует его оторвать ноги и плыть, а не идти под водой). Постепенно увеличивайте дистанцию, чтобы хватило одного вдоха. Придумайте игру, в которой ребенок будет таким образом подплывать к разным людям и предметам в воде.

    Прыжки в бассейн с борта уже не стоит тут же страховать и вылавливать ребенка. Пусть он сам подплывает к вам и выныривает.

  5. Это упражнение - ключевой момент самостоятельного плавания. Встаньте от бортика бассейна или поставьте другого взрослого на расстояние полтора-два метра. Объясните ребенку, что он может доплыть до желаемой цели (бортик бассейна или другой взрослый) вынырнув для дыхания столько раз, сколько понадобится. Покажите ему, как грести руками под водой, вытягивая их вперед и разводя их в стороны. Сначала многие дети пытаются встать на дно во время вдоха. Поэтому довольно скоро напомните ребенку, что он умеет толкаться ногами при погружении, и попросите его не опускать ноги, поначалу идя рядом с ребенком и страхуя (чуть-чуть!!!) его рукой под живот во время вдоха...на освоение этого этапа уходит 2-4 занятия.
  6. После освоения упр. 5, когда ваша страховка во время вдоха станет символической, убедите ребенка в том, что теперь он может самостоятельно плыть под водой (метафора - плыть, как дельфин). Попросите его доплыть до разных предметов, хорошо видимых в воде, а потом усложните задание тем, чтобы он не только доплывал до предмета, но и возвращался к вам (обычно здесь очень хорошо работает прием соревнования: "Спорим, что ты доплывешь?..").

    Постепенно смещайте ваши занятия на глубину, где ребенок не достает ногами до дна.

  7. Фактически освоив упр. 6, можно считать, что вы научили его плавать, дальнейшее обучение (плавание над водой) можно оставить на усмотрение ребенка (обычно дети через некоторое время сами очень легко понимают, как можно плыть не ныряя). Если есть желание контролировать процесс обучения надводному плаванию, то нужно просто показать ребенку, что можно нырять не сразу после вдоха, а продолжать плыть, держа голову над водой. Здесь необходимо обратить внимание на то, чтобы ребенок не вытягивал шею (напомните ему, что как только он устанет плыть над водой, он может нырнуть).

    Все остальное обучение касается стиля плавания: покажите ребенку, как работать ногами, добейтесь плавности и синхронности движения рук и ног.

В конце хочу добавить, что это плавание только начало умения плавать стильно!!! Дальнейшее обучение (кроль, брасс и прочие навороты) - дело спортсмена-инструктора, цель же этой методики - уверенность на воде.

Обсуждение

20.10.2008 04:32:01, Pandus

Что думают специалисты? - Наверное только ленивый ещё на прочитал об этом тут: http://swim7.narod.ru/malenkie.html

20.10.2008 04:31:06, Pandus

А моя поплыла при помощи круга SWIMTRAINER. Вот их сайт www.freds-swim-academy.ru. Что думают специалисты? =)

28.07.2007 14:37:19, Марина

Легко научиться плавать самому и научить ребенка можно по самоучителю, опубликованному на сайте Пловец.ру http://www.plovets.ru

20.06.2007 13:28:13, __ms__

Конечно, это очень здорово! Я детей учу плавать примерно таким способом с 1978-1979 года, дети могут самостоятельно плавать уже уверенно после 2-3 минут сами, а те кто ни разу не видел водоемов, т.е. не барахтался в воде, примерно через2-3 часа умеют плавать уверенно сами. Вот так.

12.05.2007 11:09:45, Marat

Думаю очень полезный и вовсе не "поучающий" материал, автор пытается научить плаванию на практике(!), что очень важно.

04.11.2003 22:50:11, Stella

Статья бесполезна и вредна, куку права. Только, может, не стоило так грубо.
Автор не владеет материалом, а пытается поучать. Это все-таки маленькие дети, надо быть поаккуратнее с непрофессиональными советами.
Вы просто надергали каких-то упражнений из совершенно разного материала.
Вам действительно надо заняться своим делом, или вы играете в "понарошку"?

06.11.2002 20:54:26, Анна П.

Кто бы посоветовал, с чего начать с ребёнком, который не то что без нарукавников, а даже и с любым надувным средством боится зайти в бассейн и присесть глубже, чем по грудь?
Пока склоняюсь к тому, чтобы оставить его в покое, а через год (в 5 лет) отправить на занятия с тренером... А если он и тогда упрётся?

У нас вообще получилось так: мой 3х-летний ребенок научился плавать во взрослом бассейне через нарукавники. Я даже считала, что это плохо, что приходится плавать в нарукавниках, но с этим ничего сделать было нельзя. Сначала сын плавал в нарукавниках, а потом нарукавники сдувались и сдувались, пока не стали падать вообще, и сын понял, что может плавать без нарукавников. Так и плаваем теперь в бассейне, в котором и я сама дна не чувствую, а еще ныряем. В бассейне в младенчестве мы не занимались никогда. И от первого занятия в бассейне с нарукавниками до плавания без них прошло полгода. И в сущности я занималась очень похоже, как написано в статье, только у нас не было дна. Сначала мы обрели уверенность, плавая в нарукавниках, учась держаться за доску, учась работать ногами и руками, научились нырять в нарукавниках, в них же и прыгать с бортика. А когда уже без нарукавников, я старалась делать все, чтобы сын не испугался. Мы вместе прыгаем в воду, когда он опасается прыгать один, или я его ловлю внизу, или держу его за руку. Когда он проплывает, я отплываю и показываю руку, что за нее он может схватиться, и он плывет к моей руке. 4-5 метров проплывает без остановок. Сейчас мы играем с мячом. Мы его забрасываем как можно дальше и плывем как бы наперегонки к мячику, чтобы схватить его. Когда Диме надо отдохнуть, он сам хватается за бортики, чтобы чуток перевести дыхание и оглянуться. А еще иногда мы дурачимся: выпускаем ртом струйки воды как киты, играем в сбрасывание друг друга в бассейн, сын пытается плавать на спине, и у него немного получается. Но должна сказать, что сын всегда вообще очень любил воду, не боялся нырять даже в год, когда мы были на море, в сыне вообще какая-то тяга к воде, к плаванию. Ни один другой вид спорта так его не заинтересовал как плавание.

Имею огромный опыт по обучению детей плаванию от одного года.Дети начинают плавать уже через 10 занятий.Говорить надо мало,надо быть просто с детьми и очень любить то,что делаешь.

01.11.2002 20:35:19, любовь

А по-моему, очень полезная и интересная статья. Наверное, дама № 1 с сомнительными ругательствами сама очень боится воды и просто завидует людям, которые не только умеют плавать, но и могут научитьэтому других.

Оставьте обучение плаванию профессионалам. Ваш так называемый метод абсолютно безграмотный, не морочьте людям голову.
Займитесь тем, что знаете.
Не всякий тренер с высшим образованием возьмется учить грудничков, для этого нужно овладеть одной из существующих методик(которые врачи разрабатывали).
Вы еще методики массажа разработайте, не имея на то ни знаний, ни опыта. Уверена, что у вас тут найдется куча последователей. Родить здорового ребенка и своими методами воспитания сделать из него идиота.

31.10.2002 21:11:22, куку

Как научить плавать детей 3-5 лет? Не всем родителям, поставившим перед собой такую задачу, удается ее решить: многим из них не хватает терпения идти к цели медленно, но верно, они ждут, что их малыш поплывет чуть ли не с первой попытки. Но, стараться сразу же научить ребенка держаться на воде - значит обречь дело на неудачу. Пока ребенка поддерживают, он «плывет», но стоит отпустить, как он погружается с головой, при этом глотает изрядное количество воды, сильно пугается. А ведь плавание и купание должны приносить ребенку удовольствие!

Давайте согласимся: специальными упражнениями надо привить малышу некоторые навыки, облегчающие общение с водой и обучение плаванию. Этими подготовительными упражнениями можно заняться и, не дожидаясь купального сезона. Но прежде чем вы приступите к занятиям в своей школе плавания, хотелось бы напомнить о некоторых физиологических и психологических особенностях ваших учеников.

В возрасте 3-5 лет дети активны, но не могут подолгу сосредоточивать свое внимание на чем-то одном. Поэтому лучше включать в каждое из занятий несколько разных упражнений, перемежая их паузами и играми.

Обратите внимание на то, что дыхание 3-5-летних детей частое и поверхностное, неглубокое. Дышат они, как мы говорим, «животом»: вдох и выдох регулируются подъемом и опусканием диафрагмы. Вода же создает дополнительное давление на грудную клетку и живот и затрудняет вдох. Поэтому в первую очередь надо научить ребенка правильному дыханию - глубокому, «рёберному».

Не забывайте и о том, что маленький ребенок легче поймет, как надо действовать, если вы сумеете сделать объяснение наглядным, выполните упражнения вместе с ним.

Терпеливо добивайтесь правильного выполнения упражнений. Но помните, что слишком частое одергивание сбивает ребенка и может снизить интерес к обучению. Поэтому как можно чаще хвалите малыша, пусть даже авансом, и отмечайте самые незначительные его успехи.

Подготовку к обучению плаванию начнем с дыхательных упражнений (их можно включить в утреннюю зарядку); постепенно упражнения усложняются, затем их выполняют в воде - в ванне (если есть возможность и если это целесообразно) или в естественном водоеме. И только после этого начинается настоящее плавание.

Дыхательные упражнения.

  1. Посадите ребенка к себе на колени. Слегка сдавите ему пальцами животик, чтобы он не выпячивал его при вдохе. Попросите сделать несколько (4-5) глубоких вдохов и выдохов. Основное внимание обратите на ритм дыхания и сильный выдох. Ритм дыхания задавайте командой; «вдох» - на один счет, «выдох» - на три счета. (Такой ритм сохраняется и при выполнении дыхательных упражнений в воде.)
  2. Объясните ребенку, что при вдохе нужно приподнять плечи, а при выдохе опустить; покажите, как это сделать. Чтобы учение пошло гладко, можно при выдохе произносить растянуто: «ф-фу-уу».
    Упражнение повторить два-три раза, делая небольшие перерывы для отдыха.

  3. И. п. (исходное положение) - стойка ноги врозь. Руки сцеплены за головой, локти развернуты строго в стороны. Голова слегка запрокинута. Выполнить 8-10 глубоких вдохов и выдохов.
  4. И. п.- стойка ноги врозь. Прямые руки вытянуты вверх за головой, кисти рук наложены одна на другую, подбородок прижат груди. Выполнить 8-10 глубоких вдохов и выдохов. Следите, чтобы дети «подбирали» живот. И. п. - стойка ноги врозь, руки вдоль бедер. На счет «один-два» руки через стороны поднять вверх, приподняться на носки - вдох. На «три-четыре» - опустить руки, опуститься на пятки, наклоняясь вперед - выдох.
  5. Игра «Воронка». Посадите ребенка перед тазиком с водой. Попросите его дуть на воду так, чтобы на поверхности образовалась воронка. Обратите это упражнение в игру-соревнование: у кого воронка получится глубже?
  6. Игра «Пузыри». Ребенок держится руками за края тазика. После глубокого вдоха, опустив лицо в воду, он выполняет выдох. Заинтересуйте его заданием получить как можно больше пузырей. Следите при этом, чтобы он не закрывал глаза и не вытирал лицо руками; воду он должен отряхивать движениями головы. (Это очень важно для дальнейшего: руки пловцу нужны для того, чтобы плыть!) Посоревнуйтесь с ним.
  7. Обучение кратковременной задержке дыхания (на 3-6 секунд). Скажите ребенку, чтобы он глубоко вдохнул и не выдыхал, пока вы вслух не досчитаете до пяти.
  8. То же, только при задержке дыхания лицо опустить в воду. На одном занятии можно выполнить 3-4 дыхательных упражнения, не более. Имейте в виду, что глубокое дыхание может вызвать у детей головокружение. Поэтому между упражнениями делайте интервал в одну-две минуты.

Чтобы почувствовать своё тело...

Вместе с дыхательными упражнениями включайте в утреннюю зарядку упражнения, которые помогут правильно держать руки, голову и туловище при скольжении на воде, позволят ребенку почувствовать положение тела и научиться управлять им.

  1. Поставьте ребенка спиной к стене. Ноги вместе, руки вытянуты вверх за головой, кисти наложены одна на другую. На счет «один-два-три» встать на носки и потянуться вверх, не отрывая спины от стены. На счет «четыре» опуститься на пятки. Повторить 6-8 раз.
  2. Попросите ребенка присесть на корточки спиной к стене (положение рук и головы такое же, как в первом упражнении). Лопатки касаются стены. Встать, не отрывам спины от стены. При этом папа или мама могут прижимать плечи ребенка к стене.

Учимся элементарным плавательным движениям.

Обычно мы начинаем обучение плаванию с кроля на груди. Это наиболее простой способ плавания с попеременной работой рук и ног. Выполнение подготовительных и имитационных упражнений создает у детей общую схему движения и облегчает научение плаванию.

  1. Посадите ребенка на край стула, чтобы он захватил его руками позади себя. Попросите сделать попеременные движения ногами вверх и вниз. Следите, чтобы колени не сгибались, носки ног были оттянуты, а стопы слегка развернуты внутрь. Сядьте на стул напротив и выполняйте упражнение вместе с ребенком.
  2. Положите ребенка на пол на жесткий коврик. Пусть он, лежа на животе, вытянет руки вперед и выполняет попеременные движения ногами. Такое положение не позволит ему сильно сгибать колени и облегчит контроль за оттягиванием носков ног (при неправильном выполнении малыш будет задевать об пол коленями или пальцами ног). Бедра во время движений должны отрываться от пола. Движения частые, но с небольшим размахом.
  3. И. п. - стойка ноги врозь, наклониться вперед. Правая рука вытянута вперед, левая - прижата к бедру. Прямой правой рукой описать несколько кругов вперед. Сменить положение рук. Добивайтесь постепенного ускорения темпа движений.
  4. И. п. - стойка ноги врозь. Правая рука вверху, левая внизу. Прямой правой рукой описать несколько кругов назад. Сменить положение рук.
  5. И. п. - правая нога впереди, левая - сзади. Наклониться вперед, правая рука лежит на правом колене, левая выполняет круги вперед. Как только она подходит к бедру, повернуть голову влево - вдох. Рука прошла мимо бедра - повернуть лицо вниз, выдох. Проделать упражнение 10-15 раз, сменить положение рук и ног. Повторить упражнение еще 10-15 раз.

Упражнения даны в порядке возрастания трудности и включать их в занятия нужно постепенно, по мере освоения.

Упражнения, помогающие ребёнку привыкнуть к воде.

Если позволяют условия, можно продолжать занятия в воде в домашних условиях.

  1. Заполните ванну водой так, чтобы она чуть-чуть не доходила ребенку, стоящему на четвереньках, до уровня плеч. В этом положении выполняются дыхательные упражнения «Воронка», «Пузыри», а также задержка дыхания (лицо опустить в воду).
  2. И. п. - стоя на коленях, держаться руками за край ванны или за руки папы или мамы.

    Прежде всего - 4-5 глубоких вдохов и выдохов, затем упражнения «Воронка» и «Пузыри». Следите, чтобы ребенок не закрывал в воде глаза.

  3. Попросите ребенка лечь в ванне на грудь, упершись руками в дно. Выполнение попеременных движений ногами. (Колени прямые, носки ног - оттянуты). Голова при этом находится над водой.
  4. То же упражнение, только с выдохом в воду. Когда ребенок освоит эти упражнения, можно поднять уровень воды в ванне.
  5. Держась руками за край ванны или руки родителей, ребенок приседает, уходя под воду с головой. Предварительно объясните ему, что сначала нужно глубоко вдохнуть, затем присесть под воду и там выдохнуть (глаза открыты).
  6. Пусть малыш достанет несколько предметов со дна ванны («утопите» мыльницу, формочки, ключи).
  7. Погружение под воду с задержкой (на 3-6 секунд) дыхания. Выдох под воду.
  8. Подныривание под положенную на воду поперек ванны палочку или доску.
  9. Держась вытянутыми руками за край ванны, лечь на воду и выполнить попеременные движения ногами. Голова приподнята над водой.
  10. То же упражнение, но с выдохом в воду. Попросите ребенка сцепить вытянутые руки за головой и лечь на спину. Чтобы тело приняло в воде горизонтальное положение, что очень важно при плавании, голова должна лежать на воде. Поддерживайте малыша под плечи и спину. Выполнение движений ногами.

Лето - период отпусков и поездок к морю. А значит, подходящее время для того, чтобы научить детей плавать. Как сделать это быстро и безопасно?

Учить ребёнка плавать можно в любом возрасте. Конечно, методики обучения для малыша и школьника будут разными, но добиться эффекта достаточно быстро можно всегда. Главное — не заставлять, не тащить, не бросать ребёнка в воду (он может так испугаться, что страх сохранится на всю жизнь). И, разумеется, начинать обучение нужно на мелководье.

Грудничковое плавание

Многие врачи советуют обучать малыша плавать с рождения. Конечно, не в реке или море, а в ванне или специальном бассейне. У новорождённых сильны рефлексы, и им не составляет труда задерживать дыхание. При постоянных тренировках груднички могут не только надолго погружаться под воду, но и проплывать серьёзные расстояния.

Грудничковое плавание очень полезно для здоровья, физического развития и нервной системы, но с настоящим плаванием, увы, не имеет ничего общего. Поэтому не удивляйтесь, если кроха, который в полгода смело пересекал бассейн, после года вдруг начнёт бояться даже подходить к нему. Чем больше ребёнок будет осознавать, тем больше страхов у него появится. И не исключено, что придётся заново приучать малыша к воде.

Учим плавать ребёнка 1-2 лет

В этом возрасте о плаванье как таковом речь не идёт. В первые встречи с большой водой, будь то река, море или бассейн, важно лишь добиться, чтобы кроха не боялся заходить в воду и окунаться. Не требуйте от малыша, чтобы он самостоятельно забегал в волны, сначала просто заносите его в воду на руках. Ни в коем случае не отпускайте ребёнка в свободное плаванье, даже на мелководье — это может вызвать сильнейший стресс и даже панику, после чего карапуз ещё долго не подойдёт к воде.

Когда малыш осмелеет и начнёт получать удовольствие, самостоятельно заходя в воду, поиграйте с ним, побрызгайтесь, слегка плесните водичкой на лицо. Это первый шаг на пути к задержке дыхания.

Помните, что ребёнок 1-2 лет должен находиться в воде исключительно в надувном круге или нарукавниках.


Учим плавать дошкольника

3-4 года — подходящее время для того, чтобы обучить ребёнка азам плаванья. Покажите малышу, как нужно задерживать дыхание; объясните, что вдыхать можно только над водой, а под водой — выдыхать.

Начните с простого упражнения, когда ребёнок будет задерживать дыхание и ненадолго опускать личико под воду.

Следующий этап — игра в рыбку . Попросите малыша выдыхать воздух под водой, чтобы получались красивые пузырьки, а потом сразу поднимать голову, чтобы снова вдохнуть.

Если кроха делает успехи, можно потренироваться вместе с ним нырять — приседать, погружаясь под воду, и тут же вставать.

В этом возрасте ребёнка можно отпускать на мелководье как в нарукавниках и с кругом, так и без них, но только под присмотром взрослых.


Учим плавать школьника

Тренеры по плаванью советуют начинать серьёзно обучать ребёнка только с 6-7 лет. В этом возрасте главное не пускать всё на самотёк, чтобы чадо не привыкло плавать по-собачьи или просто барахтаться в воде. Главный и единственный помощник при обучении правильным техникам — плавательная доска, которую школьник должен держать перед собой на вытянутых руках.

Ребёнок такого возраста очень быстро научится задерживать дыхание и нырять, после этого можно переходить к более сложным упражнениям:

  • «Звезда»: научите ребёнка лежать на воде, раскинув руки и ноги в позе звезды (как на спине, так и на животе), поначалу поддерживайте его, если он боится;
  • «Поплавок»: чадо прижимает коленки к груди, обхватывает их руками и «висит» в воде;
  • «Стрела»: ребёнок вытягивает руки над головой, сложив ладони, приседает, ныряет и, отталкиваясь ногами от дна или стенки бассейна, стрелой «летит» под водой по направлению к взрослому;
  • плаванье с доской подразумевает, что школьник ложится на воду лицом вниз, держит доску вытянутыми руками, отталкивается ногами и плывёт, поднимая голову для вдоха и снова опуская лицо под воду;
  • также полезно научить ребёнка прыжкам в воду «солдатиком» и «бомбочкой».

Когда нужно начинать учить ребенка плавать?

С рождения: это полезно и для здоровья, и для развития

С 5-6 лет: ребенок будет понимать, что делает

Для обучения лучше использовать нарукавники, а не круг. Их можно надевать малышам с 3-х лет. Надувные цветные крылышки понравятся малышу и научат его свободно держаться на воде.

Упражнения для того, чтобы избежать страха перед погружением лица в воду

– «Бегемотик»: вдыхаем над водой, плотно зажимаем рот, опускаем в воду подбородок, рот и нос, все лицо до уровня глаз, как обычно это делает бегемот в болоте. Под водой выдыхаем ртом воздух. Делайте каждый день по 5-7 минут, пока не надоест, потом переходите к другому упражнению.

– «Нырок»: закрываем глаза, задерживаем дыхание, зажимаем нос и опускаем лицо на воду, не глубоко, так, чтобы все лицо было в воде. Держим несколько секунд.

Важно, чтобы эти упражнения мама вместе с ребенком делала на мелководье. Ребенок твердо стоит на дне на ногах. Мама находится рядом и на своем примере показывает, что опускать лицо в воду совсем не страшно.

Упражнения для развития техники плавания

– «Сердечки» (очень любят девочки): руками на воде рисуем сердечки, по сути это обычный брасс – разведение рук в воде перед собой.

– «Уточка»: руками держась за маму, задними ногами показываем, как утка перебирает ластами. Потом мама отпускает ребенка, и он уже в нарукавниках повторяет то же самое.

– «Лягушка»: как и в предыдущем упражнении, держась за маму руками, делаем лягушку ногами. Потом необходимо соединить «Сердечки» руками и «Лягушку» ногами, как при плавании брассом.

Как научить ребенка плавать без нарукавников?

После того, как ребенок научится без страха нырять головой в воду, можно снимать нарукавники и пробовать свободный полет, то есть заплыв.

«От мамы к папе/сестре/тете»: взрослые стоят на небольшом расстоянии друг от друга. Один взрослый отправляет ребенка сильным толчком, как ракету, к другому, а тот его принимает. Сначала ребенок просто передается с поддержкой, потом на секунду он повисает в воде, потом расстояние между взрослыми увеличивается. При этом ребенок делает движения ногами и руками и высоко держит голову над водой. С каждым днем ребенок чувствует себя все увереннее.

– «Я сам»: когда ребенок почувствует, что он только начал держаться в воде, у него может возникнуть ложное чувство самоуверенности и ему захочется отправиться одному в «большую воду». Поэтому очень важно с самого начала очертить зону самостоятельного плавания. Мы придумали следующую технологию: ребенок заходит в море по шею, поворачивается лицом к берегу и плывет по направлению к нему. В любой момент он может встать на ноги, так как внизу есть дно, и ему не будет страшно.

***
Лина Островская

Нужны, чтобы научиться чувствовать свое тело при скольжении на воде, удерживать правильную позу.

Ребенок стоит у стены и поворачивается к ней спиной, поднимает вверх руки (кисти одна на другой) и становится на носочки. Спина прижата должна быть плотно к стене. Лучше это делать под счет до трех.

Отрабатываем движения на воде

Выполняются они так же до бассейна. Первые занятия направлены для освоения простого плавания на груди.

Малыш садится на стул , обхватывает его руками сзади и ногами делает движения вверх-вниз ногами с вытянутыми носочками.

Встать на пол , ноги на ширине плеч. Правой рукой нужно делать круговые движения, а левая опущена вниз к бедру. Затем поменять руки.

Лежа на животе вытянуть руки вперед и сделать движения ногами вверх-вниз (бедра отрываются от пола, пальцы не касаются пола).

Как научить ребенка плавать? — программа «Домоводство»

Обучение на воде

И так, первый этап подходит к концу и можно приступать к обучению на воде. Лучше всего воспользоваться легкими, эффективными упражнениями.

Соблюдайте те же правила, что были приведены прежде:

  • занятия должны проходить в игровой форме;
  • не перегружать и не утомлять ребенка, ведь плавание — это большая физическая нагрузка. Длительность занятий зависит от индивидуальных особенностей;
  • стараться показывать все наглядно и движения выполнять вместе.

Игровые занятия

«Поплавок» . Ребенок делает глубокий вдох, дыхание задерживается и резко приседает в воду. Руками нужно обхватить согнутые ноги в коленях и прижаться к груди. В этом положении он быстро поднимется на поверхность спиной вверх как поплавок.

«Для ног» . Взяться за бортик бассейна и лечь на живот с вытянутыми руками, ногами при этом следует двигать активно вверх-вниз.

После того, как ребенок повторит это упражнение несколько раз, можно повторить его взявшись руками за пенопластовую доску. Он начнет двигаться вперед и поплывет. Это доставит много удовольствия к занятиям.

В дальнейшем добавляется дыхательное упражнение, когда под счет до трех, ребенок держит на поверхности голову, приподняв ее над водой и набирает в легкие воздух, а затем опускает под воду, делая выдох.

«Звездочка» . Проводится вначале на спине, а затем на животе. Чтобы сделать «звездочку на спине» надо встать в воду по пояс, поднять руки и лечь на спину.

Руки и ноги в этом положении слегка разведены в стороны. Сама фигура напоминает звезду. Тоже самое сделать и на животе (лицо при этом опущено в воду).

Когда упражнения освоены, можно добавлять движения руками. Крохе можно положить руки под грудь для поддержки. Подбадривайте малыша, следите за его движениями и дыханием.

Что делать, если ребенок боится воды?

Если новорождённые, как правило, не боятся воды, то в более старшем возрасте такой страх может появиться.

Безусловно, при обучении плаванию он будет мешать, если вовремя не проработать его с малышом.

Что при этом делать? Для начала нужно помнить о том, что если вы будете вести себя не уверено и сами боитесь, то ребенку свой страх будет перебороть трудно.

Начните с себя. Будьте уверены и показывайте ему, что воды бояться не стоит.

Ребенок боится воды. Как снять страх воды? Дыхательная гимнастика — «Очень, очень полезная программа»

Начинаем дружить с водой

Есть дети, которые можно сказать «панически» боятся воды. Что делать в этом случае? Игры в воде .

Начинать с обычного тазика с игрушками, формочками, пусканием корабликов, переливания воды из емкости в емкость. Малыш должен как можно больше играть с водой. Дальше переходим к играм в ванной.

Если с этим проблем нет, переходим к следующему этапу — игры на пляже у речи или моря . Можно походить по воде ножками, построить замок из песка, играть в игрушки.

Учимся опускать в воду лицо

Самое важное — перебороть этот страх. При этом нельзя закрывать лицо, нос или рот руками. Оно должно быть расслаблено.

Начать можно с окунания лица в воду на ладошках (взрослый набирает воду в ладошки, а ребенок окунает личико), затем в тазик (как было написано в упражнениях выше).

Чтобы усложнить упражнение можно кинуть в тазик яблоко и предложить поиграть в игру — кто дотянется до яблока и откусит кусочек?

Или вытаскивать из воды небольшие предметы. Только подбирайте их с учетом того, чтобы можно было удобно до них дотянуться и схватиться зубами.