Какая команда разбилась. Тайна гибели футбольной команды «пахтакор»: история одной из крупнейших авиакатастроф в ссср. Главные звезды "Локомотива"

Всего на борту лайнера был 81 человек. По последним данным, выжили шесть человек. Среди выживших назывались имена футболистов «Шапекоэнсе» Алана Рушела, Маркоса Данило и Джексона Фольмана, а также стюардессы рейса Химены Суарес , авиатехника Эрвин Тумери и бразильского журналиста Рафаэля Хенцеля.

Поисково-спасательная операция на месте крушения самолета в Колумбии

Гибель «Пахтакора»

Одиннадцатого августа 1979 года в небе над Днепродзержинском (Украина) столкнулись два авиалайнера Ту-134А. Один из них выполнял рейс Челябинск-Кишинев, а второй Ташкент-Минск. В результате катастрофы погибли все 178 человек, находившихся на обоих бортах, в том числе 17 игроков узбекской футбольной команды «Пахтакор». Команда летела в Минск на игру с местным «Динамо».

Футбольный клуб "Пахтакор". Архивное фото

Причиной трагедии назвали ошибку диспетчеров, которые не смогли развести два самолета на высоте 8400 метров при очень плохой видимости. Были и другие версии. По одной из них, один из самолетов могли сбить. Но данная версия не получила подтверждения.

После трагедии «Пахтакор» восстанавливали всем СССР. 15 команд направили в Ташкент своих игроков. Тот сезон команда завершила на девятом месте в Высшей Лиге. Спорткомитет СССР постановил, что вне зависимости от результатов, «Пахтакор» три года будет сохранять прописку в Высшей Лиге. Команда лишь раз воспользовалась этой привилегией в 1981 году, когда заняла последнее место в чемпионате СССР.

Гибель «Торино»

В послевоенной Италии «Торино» по праву называли суперклубом. В 1946, 1947 и 1948 годах команда из Турина становилась чемпионом страны. Лидировала она и в сезоне 1948/1949 и была близка к завоеванию четвертого «скудетто».

В 1949 году «Торино» пригласили на товарищеский матч в Португалию, где 3 мая она встретилась с лиссабонской «Бенфикой» и проиграла 3:4. На следующий день после матча команда вылетела домой на трехмоторном самолете Fiat G.212CP. На борту было 18 футболистов команды, руководители клуба и несколько журналистов. Всего 31 человек.

Авиакатастрофа в Суперга 4 мая 1949 года, в результате которой погибла футбольная команда "Торино"

Когда до Турина оставалось совсем немного, самолет попал в зону повышенной туманности. Пилот потерял ориентацию и самолет крылом задел ограду, построенной на холме базилики Суперга. Самолет развернуло, и он на большой скорости ударился о землю. Все находившиеся на борту пассажиры погибли.

В том составе «Торино» играли девять футболистов сборной Италии, в том числе и ее капитан, знаменитый Валентино Маццола.

Через несколько дней на злосчастном холме президент Федерации футбола Италии поднял трофей - вне зависимости от дальнейших результатов «Торино» досрочно объявили чемпионом Италии. Оставшиеся четыре тура доигрывал молодежный состав команды.

В знак уважения «Фиорентина», «Дженоа», «Сампдория» и «Палермо» также выставляли на игру «молодежку». Футболисты «Торино» выиграли все четыре встречи и завоевали титул чемпионов Италии в четвертый раз подряд. Все 18 погибших футболистов посмертно стали чемпионами Италии 1949 года.

Хоронить команду на улицу Турина вышли более миллиона человек. А у футболистов был такой шок, что через год, на чемпионат Мира в Бразилии, они предпочли добираться не самолетом, а плыть кораблем.

Шестого февраля 1958 года жертвами авиакатастрофы в аэропорту Мюнхена стали футболисты «Манчестер Юнайтед» - The Busby Babes ("Малыши Басби"), так называли подопечных тренера Мэтта Басби за их молодость.

Британский авиалайнер, который потерпел катастрофу на взлете в Мюнхене, Германия, 6 февраля 1958 года, на борту самолета была футбольная команда Манчестер Юнайтед

Команда возвращалась из Белграда, где в матче с «Црвеной Звездой» оформила выход в полуфинал Кубка Европейских Чемпионов сезона 1957/1958 и сделала плановую остановку в Мюнхене.

После дозаправки самолета Airspeed AS.57 Ambassador пилоты предприняли две попытки взлета, но отменили обе из-за проблем с двигателем. К моменту третьей попытки взлететь в Мюнхене начался сильный снегопад, в результате чего ближе к концу взлетно-посадочной полосы образовалось много снежной каши. Попав в эту кашу при разгоне, самолет потерял скорость и, пробив заграждение полосы, врезался стоявший неподалеку в дом.

Из 44 человек, находившихся на борту, погибли 23 (21 на месте, а двое позже в больнице), включая восьмерых футболистов и двух тренеров. Также, в катастрофе погибли восемь журналистов.

С оставшимися в живых футболистами (в их числе оказался и будущая легенда «МЮ» сэр Бобби Чарльтон), а также с привлеченными резервистами, Басби в том сезоне сумел дойти до финала Кубка Англии, где уступил «Болтону» 0:2.

Спустя 10 лет после трагедии в Мюнхене, все с тем же Чарльтоном в составе и под руководством того же Басби, «Манчестер Юнайтед» стал первым английским клубом, сумевшим выиграть Кубок Европейских Чемпионов.

Гибель сборной Замбии

Двадцать седьмого апреля 1993 года, приблизительно в полукилометре от Либревиля, столицы Габона, потерпел крушение самолет, на борту которого находилась сборная Замбия по футболу. Команда направлялась в Дакар, где должен был состояться отборочный матч чемпионата Мира-1994 против сборного Сенегала.

Цветы на месте крушения самолета, который упал 27 апреля 1993 года в Атлантическом океане недалеко от Либревиля, Габон

В результате трагедии погибли 18 игроков сборной Замбии, главный тренер и обслуживающий персонал. Всего на борту находились 30 человек.

Официальное расследование установлено, что причиной катастрофы стали неправильные действия пилота при возгорании двигателя. Через несколько минут после вылета из Либревиля у самолета загорелся и остановился левый двигатель. Пилот выключил правый двигатель, после чего самолет окончательно потерял тягу и рухнул в воду.

6 февраля 1958 года самолёт авиакомпании British European Airways, на борту которого находились футболисты английской команды "Манчестер Юнайтед", потерпел крушение в аэропорту Мюнхена. В этот день мы решили вспомнить пять авиакатастроф, в которых погибли спортсмены.

В 40-е годы XX века туринская команда составляла реальную конкуренцию своим соседям по городу из "Ювентуса". Более того - "Торино" являлась одной из лучших итальянских команд послевоенного времени - особенно после трёхкратной победы в национальном чемпионате (1946, 1947, 1948 гг.). Всего же, с учётом перерыва в военный период, "Торино" пять раз побеждала в скудетто. На момент трагедии клуб снова лидировал в чемпионате с отрывом в четыре очка.

Трагедия произошла 4 мая 1949 года, когда команда возвращалась домой из Португалии, где потерпела поражение от лиссабонской "Бенфики" со счётом 3:4. На борту самолёта Fiat G.212CP находились 18 футболистов "Торино", а также руководство клуба и несколько журналистов - всего 31 человек. При этом в Барселоне, где самолёт с игроками "Торино" садился на дозаправку, туринские футболисты встретились и пообщались с соперниками по чемпионату - игроками "Милана".

Самолёт потерпел крушение совсем недалеко от Торино. Пилоты по причине сильного тумана потеряли ориентацию в пространстве и врезались в ограду католической Базилики Суперга, после чего авиалайнер резко развернуло, и он с большой скоростью рухнул вниз. Все люди, находившиеся на борту, погибли. Единственным оставшимся в живых игроком "Торино" того периода стал Лауро Тома, который не полетел с командой в Лиссабон из-за полученной травмы.

Гораздо меньшие потери по сравнению с "Торино" понёс именитый британский клуб. Более полувека назад, 6 февраля 1958 года, самолёт авиакомпании British European Airways, на борту которого находились футболисты английской команды "Манчестер Юнайтед", потерпел крушение в аэропорту Мюнхена. На борту авиалайнера находились футболисты клуба, руководство МЮ, а также болельщики и журналисты - всего 23 человека из 44.

Крушение самолёта с манкунианцами произошло по пути из Белграда, где команда провела матч против местной "Црвены Звезды" в рамках Лиги Чемпионов. Самолёт сел на дозаправку в Мюнхене, после чего попытался взлететь, однако этому помешали повышенные колебания в левом двигателе. Вторая попытка также окончилась неудачей. Третьей попытке взлёта помешал начавшийся снегопад, из-за которого авиалайнер потерял скорость. Левое крыло самолёта задело близлежащий дом.

21 человек на борту скончался мгновенно, остальные потеряли сознание. Впоследствии виновником катастрофы назвали пилота, однако спустя десять лет после катастрофы он был оправдан ввиду того, что из-за начавшегося на момент третьего взлёта снегопада в конце взлётной полосы образовалось большое количество снега, что и стало причиной погашения скорости лайнера.

Сборная США по фигурному катанию 15 февраля 1961 года

В 1961 году 18 лучших фигуристов США должны были принять участие в чемпионате мира, который должен был состояться в Праге. 15 февраля спортсмены вместе с тренерами, официальными представителями и родственниками взошли на борт нового Boeing 707. Самолет вылетел из аэропорта имени Дж. Кеннеди в Брюссель, где сборную США ожидала пересадка до Праги.

Спустя несколько часов авиалайнер разбился в лесистой местности возле села Берг неподалеку от бельгийской столицы. Погибли все 72 человека, находившиеся на борту, а также один человек на земле. Чемпионат мира 1961 года в Праге был отменён. Среди жертв трагедии были Мэрибел Винсон-Оуэн - тренер американской команды и ее дочери Лоренс и Мэрибел - члены сборной США по фигурному катанию.

Следователи не обнаружили никаких признаков неполадок на борту. Почему на высоте менее 300 метров двигатели Boeing неожиданно увеличили мощность и уже выпущенные шасси втянулись обратно до сих пор неизвестно. Авиакатастрофа нанесла тяжелый удар по американскому фигурному катанию, только в 1968 году в США появились новые чемпионы.

В советское время "Пахтакор" был крайне крепкой командой всесоюзного чемпионата. Однако 11 августа 1979 года произошли события, которые чёрными буквами вписаны в историю клуба. Самолёт Ту-134, в котором команда летела в Минск на очередной матч чемпионата СССР с минским "Динамо", столкнулся с аналогичным самолётом на высоте 8400 метров над украинским Днепродзержинском. Один из самолётов направлялся из Челябинска в Кишинёв, другой - из Ташкента в Минск.

Погибли все находящиеся в обоих самолётах 178 человек (94 в молдавском и 84 в белорусском). В числе погибших были и 17 игроков "Пахтакора".

Несмотря на трагедию, советское руководство решило помочь команде посредством перехода игроков из других клубов, а также сохранением "прописки" в Высшей лиге СССР, независимо от результатов выступлений, сроком на три года.

7 сентября 2011 года самолет Як-42 вылетел из аэропорта Туношна, на его борту были игроки ХК "Локомотив". Они направлялись в столицу Белоруссии, где на следующий день была назначена игра с местным "Динамо". Это должен был быть первый матч ярославцев в сезоне 2011-2012 Континентальной хоккейной лиги.

На взлете лайнер не смог набрать безопасную высоту, врезался в антенну маяка, находившегося за взлетно-посадочной полосой, и упал вблизи аэропорта. На борту самолета находились 45 человек, из которых в живых остался только член экипажа Александр Сизов. Врачи несколько дней боролись за жизнь чудом выбравшегося из под развалов хоккеиста Александра Галимова, но его травмы были изначально не совместимы с жизнью.

Сразу же после авиакатастрофы руководство КХЛ приостановило чемпионат на несколько дней, о дальнейшей судьбе команды никто в тот момент и не думал. Вскоре было принято решение, что "Локомотив" вернется в КХЛ только в сезоне-2012/13, а текущий сезон команда пропустит.

Позже МАК назвал непосредственной причиной катастрофы непроизвольные нажатия на тормозные педали во время разбега самолёта, сделанные командиром воздушного судна либо вторым пилотом. Определить, кто из них допустил роковую оплошность так и не удалось.

Во вторник, 29 ноября, на территории провинции Антьокия в Колумбии упал самолет, на борту которого находился 81 человек, в том числе футболисты бразильского клуба «Шапекоэнсе», выступающего в высшем дивизионе национального чемпионата. «Лента.ру» вспоминает другие авиакатастрофы, стоившие жизни целым спортивным командам.

ФК «Торино», 4 мая 1949 года

Туринский «Торино» на тот момент считался грандом итальянского футбола. Владелец клуба Ферруцио Ново поставил поиск футбольных талантов на профессиональную основу, и после окончания Второй мировой войны команда трижды подряд выигрывала национальный чемпионат (1946, 1947, 1948 годы).

Трагедия случилась, когда туринцы возвращались из Лиссабона, где проводили товарищеский матч с местной «Бенфикой» (3:4). Трехмоторный самолет Fiat G.212CP разбился из-за ошибки пилота, потерявшего управление в плохих погодных условиях. До посадки оставалось совсем немного, когда самолет задел крылом ограду построенной на холме базилики Суперга. Машину развернуло, и она на большой скорости врезалась в землю. На борту находился 31 человек, все погибли. Из основного состава команды выжил только один футболист - Лауро Тома, не полетевший в Португалию из-за травмы.

ФК «Манчестер Юнайтед», 6 февраля 1958 года

Авиалайнер Airspeed AS.57 Ambassador британской авиакомпании British European Airways с футболистами английского «Манчестер Юнайтед» на борту потерпел крушение в аэропорту Мюнхена. Всего в самолете находились 44 человека - игроки, тренеры, журналисты.

МЮ возвращался из Белграда, где проводил матч Кубка европейских чемпионов против местной «Црвены звезды». Самолет произвел дозаправку в Мюнхене, но в условиях сильного снегопада дважды не смог взлететь. Командир экипажа принял решение предпринять еще одну попытку, самолет не набрал необходимой скорости, выкатился за пределы взлетной полосы и врезался в деревянный ангар, в котором стоял грузовик с горючим. Произошел взрыв. 21 человек погиб на месте.

ФК «Пахтакор», 11 августа 1979 года

К концу 1970-х ташкентский «Пахтакор» был одним из самых популярных советских футбольных клубов. 11 августа 1979 года самолет ТУ-134 авиакомпании «Аэрофлот», на борту которого находились 14 игроков, второй тренер, администратор и врач команды, выполнял рейс Ташкент - Минск. «Пахтакору» предстоял матч чемпионата СССР с минским «Динамо».

Трагедия произошла в небе над Днепродзержинском. Неопытный авиадиспетчер поздно заметил, что борт опасно сближается в воздухе с другим ТУ-134, следовавшим из Челябинска в Кишинев. Пилотам была дана команда расходиться, однако они не успели среагировать. Крыло одного из самолетов пропороло фюзеляж другого, обе машины взорвались в воздухе. 178 пассажиров обоих рейсов, включая 17 игроков и тренеров «Пахтакора», погибли.

Через 12 дней после катастрофы оставшиеся в живых футболисты «Пахтакора» продолжили выступления в чемпионате СССР, отдавая таким образом дань уважения погибшим одноклубникам.

Сборная Замбии по футболу, 27 апреля 1993 года

Футбольной сборной страны предстоял выездной матч отборочного турнира к чемпионату мира 1994 года с Сенегалом. Из-за сокращения финансирования команда была вынуждена арендовать самолет Buffalo DHC-5D, принадлежавший ВВС Замбии. Когда машина пролетала над побережьем Габона, загорелся один из двигателей. Самолет потерял управление и рухнул в море. Погибли все находившиеся на борту 30 человек, включая 18 футболистов.

Трагедия сплотила сборную Замбии. В 1994 году команда завоевала серебряные, а в 1996-м - бронзовые медали Кубка африканских наций.

ХК «Локомотив», 7 сентября 2011 года

Ярославский «Локомотив» направлялся в Минск на матч регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги с местным «Динамо». Игра, запланированная на 8 сентября, должна была стать для ярославцев первой в новом сезоне.

Самолет ЯК-42 выполнял взлет в ярославском аэропорту Туношна. Лайнер не смог набрать безопасную высоту (поднялся на 5-6 метров), врезался в антенну маяка в 435 метрах от взлетно-посадочной полосы и рухнул на землю. На борту самолета находились 45 человек, 43 погибли на месте.

В хвосте салона сидели 26-летний нападающий железнодорожников Александр Галимов и инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Александр Сизов. Оба были не пристегнуты, и при крушении их выбросило в реку Туношонка. Когда спортсмена обнаружили, он был в сознании и смог назвать свое имя сотрудникам полиции. Его госпитализировали в НИИ имени А.В. Вишневского с ожогами 90 процентов тела. Через пять дней он скончался.

Сизов был госпитализирован с ожогами 15 процентов тела, переломами обоих бедер, свода черепа, ребер и повреждениями грудной клетки. В день трагедии его вместе с Галимовым перевезли в Москву на самолете МЧС. В НИИ скорой помощи имени Склифосовского пострадавшего ввели в медикаментозный сон, чтобы он избежал шокового состояния. Сизов поправился и работал после этого авиатехником в ОКБ имени Яковлева в Жуковском.

«Локомотив» был вынужден провести один сезон в Высшей хоккейной лиге (ВХЛ), после чего вернулся в КХЛ.


39 лет назад, 11 августа 1979 г., произошла одна из самых страшных авиакатастроф в истории СССР: два пассажирских самолета Ту-134 столкнулись в небе над Днепродзержинском. В результате погибли 178 человек, в том числе 17 членов футбольной команды «Пахтакор» . Виновными в этой трагедии признали авиадиспетчеров, хотя обстоятельства катастрофы многим кажутся слишком странными и до сих пор вызывают множество версий относительно ее причин.






Один из лайнеров направлялся из Воронежа в Кишинев, на борту находилось 88 пассажиров и 6 членов экипажа. Второй самолет следовал из Ташкента в Минск. Кроме 14 футболистов, тренера, врача и администратора, на борту было еще 60 пассажиров и 7 членов экипажа. В этой катастрофе погибли все 178 человек, в их числе 36 детей.





Об авиакатастрофе сообщили в СМИ только спустя неделю, да и то вскользь, на последней полосе спортивного издания, в небольшой заметке, где говорилось о похоронах погибших футболистов в Ташкенте. В центральной прессе информации об этом не было. Трагедия не стала бы такой резонансной, если бы в числе погибших не оказались члены футбольной команды высшей лиги. По мнению многих болельщиков, это был лучший состав за всю историю существования ташкентского клуба. Команда направлялась на очередной матч чемпионата СССР в Минск, где должна была сыграть с местным «Динамо».





Чудом выжил главный тренер команды Олег Базилевич, который отправился повидаться с семьей и в Минск должен был добираться самостоятельно. Посчастливилось избежать трагедии и массажисту клуба Дворникову: накануне он с друзьями выпил лишнего и опоздал на рейс. А вот один из лучших футболистов команды Михаил Ан за несколько дней до этого получил травму и не должен был лететь, но его уговорили отправиться вместе со всеми за компанию. Случайно попал на рейс и Сирожиддин Базаров – игрок молодежной команды, отпраздновавший накануне свое 18-летие и задержавшийся на сутки в Ташкенте.





Виновными в трагедии признали двух диспетчеров Харьковского центра управления, Николая Жуковского и Владимира Сумского. Оба самолета шли наперерез друг другу на высоте 8400 метров. Старший смены Сергеев на сложный участок направил молодого неопытного диспетчера Жуковского. По его расчетам, самолеты должны были пройти условную точку пересечения с разницей в три минуты, а на самом деле интервал составлял менее одной минуты. Сумской проверил расчеты молодого коллеги и обнаружил ошибку. Он взял управление на себя и приказал белорусскому лайнеру занять другой эшелон полета (перейти на высоту 9000 метров).



Диспетчер получил невнятный ответ, но не потребовал подтверждения выполнения своей команды. В тот момент на связи одновременно находились 11 самолетов. Из-за радиопомех и наложения реплик борт Ту-134 команду диспетчера не принял. Столкновение произошло в условиях сплошной облачности, и экипажи не могли заблаговременно заметить друг друга. Диспетчеров Сумского и Жуковского приговорили к 15 годам в колонии общего режима. Первый отбыл срок в 6,5 лет, после чего был освобожден, а второй, по слухам, покончил с собой.





Позже по поводу причин катастрофы выдвигалось несколько версий. По одной из них, трагедия случилась по вине первого лица государства: якобы воздушное пространство в тот день «расчищалось» из-за того, что Брежнев летел на юг. Но, как выяснилось, на тот момент он уже несколько дней находился в Крыму. Незадолго до катастрофы действительно проследовал «литерный» рейс, как называли перевозку высокопоставленных лиц. Для него освободили эшелоны движения, однако никаких дополнительных сложностей это не создало – столкновение произошло через полтора часа после этого.



Тренер Олег Базилевич позже высказал такую версию: «Мне кажется, «Пахтакор» погиб из-за безалаберности наших ПВО, стал их очередной жертвой. Самолет, я считаю, сбили там, где ему нельзя было появляться... Просто из-за ошибки диспетчера борт с футболистами залетел в воздушное пространство над каким-то оборонным объектом... ». Этой версии придерживались и некоторые родственники погибших футболистов. Однако в это время военных учений на этой территории не проводили, а рассмотреть оборонные объекты с высоты 8400 метров в условиях облачности вряд ли возможно. К тому же характер повреждений от взрыва существенно отличается от повреждений при столкновении и падении.



Очевидно, все же причиной столкновения послужила ошибка диспетчера: получив невнятный ответ от пилота, он должен был продублировать команду и потребовать повторного подтверждения ее получения (именно это на суде назвали «грубым нарушением фразеологии радиообмена»).



После катастрофы собрали новую команду из игроков 15 клубов. Было принято решение сохранить за «Пахтакором» место в высшей лиге чемпионата СССР на три года. Тот сезон команда закончила на девятом месте. Смерть футболистов потрясла Узбекистан. Журналист Эдуард Аванесов откликнулся на эту трагедию реквиемом, в котором были такие строки:
Летят года, но боль не утихает,
Печаль моя взлетела выше гор.
На перелете птицы погибают,
Погиб и ты в полете, «Пахтакор».



О подробностях этой авиакатастрофы стало известно только спустя несколько лет, как и о многих других трагических страницах истории Страны Советов. Сегодня о том,
, читать интересно и увлекательно. Ведь такие рассказы переносят в совершенно другую эпоху.