Конспект занятия по развитию лексико-семантических компонентов речи детей логопедической подготовительной группы. Конспект занятия в подготовительной группе "части тела"

Занятие для подготовительной группы. Мой организм
Конспект НОД в подготовительной группе «Мой организм»
Задачи:

Образовательные: Продолжать расширять знания детей о строении человеческого организма; в игровой форме повторить с детьми о функциях основных органов человека (мозг, сердце, желудок, лёгкие, почки, печень, ноги и руки); совершенствовать знания детей о продуктах питания и их составе; повторять съедобны и ядовитые грибы и ягоды; расширять знания детей о воде (не имеет формы и соль повышает плотность воды).
Развивающие: Развивать у детей внимательность и наблюдательность в игре «Лабиринт»; силу ног и выносливость в игре - аттракционе «Пронеси мячик в ложке и не урони его»; зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, умение анализировать; совершенствовать умение выполнять общеразвивающие упражнения под музыкальное сопровождение; в поисково-познавательной деятельности познакомить детей со свойствами воды;
Воспитывающие: Воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, ответственность, умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: Мультимедийная установка, иллюстрации с лабиринтами на каждого ребёнка; 2 мяча; 2 ложки; 2 конуса; CD диск с зарядкой Плюха; кубик льда; сосуды для воды; сырое яйцо, стакан с водой, соль; шапочка лисы; обруч; клей; ножницы; цветная бумага для вырезывания; 2 листа ватмана (или формата А3); флажки; подарки для детей.
ХОД НОД
НОД проходит в музыкальном зале. В центре зала находится мультимедийная установка, по краям зала справа и слева столы. Дети стоят около педагога полукругом.
Педагог: Ребята, мне сегодня по почте пришло письмо, видеописьмо, я его ещё не смотрела. Давайте вместе его посмотрим?
Дети: Да, давайте!
Слайд 1 – видеообращение клоуна Плюха.
Плюх: Здравствуйте ребята! Представляете, со мной случилось недоразумение. Я поспорил со своей подружкой клоунессой Ириской, какой орган в нашем организме главнее всего! Я говорю – мозг, Ириска говорит – сердце. А тут ещё к нам подбежали другие клоуны, так они стали называть другие органы. Помогите мне, скажите какой орган самый главный?
Педагог: Поможем, ребята?
Дети: Да!
Педагог: И хотя мы с вами знаем, что в нашем организме все органы важны и нужны, и не только органы, но и конечности, мы ещё раз напомним Плюху о них. Для начала разделимся на 2 команды: команда – глазки, команда – носики.
Слайд 2- фигура человека.
Педагог: Посмотрите, ребята, что здесь изображено?
Дети: Человек, фигура человека.
Педагог: Правильно, фигура человека, а с какого органа мы начнём вы узнаете отгадав загадку:
Он всё запоминает,
Смотреть, слушать, говорить,
Видеть помогает,
Работой всего нашего организма управляет. (Мозг.)
Дети: Мозг!
На слайде 3 открывается фотография человеческого мозга.
Педагог: Правильно, мозг! А скажите, для чего он нужен человеку?
Дети: ответы детей.
Педагог: И вот оно задание для тренировки мозга, называется «Лабиринт»
Педагог раздаёт каждому ребёнку карточку с лабиринтом.
Педагог: Чья команда быстрее справится с заданием, правильно пройдёт лабиринт, тот победит и получит флажок. В конце нашего путешествия подсчитаем флажки каждой команды и определим победителя.
Дети выполняют задание.
Педагог : Молодцы, все справились. Получите по флажку. Следующая загадка.
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (сердце)
Дети: Сердце!
На слайде 3 открывается фотография человеческого сердца.
Педагог: А скажите, ребята, для чего нам нужно сердце?
Дети: ответы детей.
Педагог: А следующее задание проверит ваше сердечко, хорошо ли оно работает!
Эстафета «Пронеси мячик в ложке и не урони»
Педагог: Молодцы, ребятки! Все справились с заданием, хорошо работают ваши сердечки. Обеим командам по флажку.
Педагог: Следующая загадка.
Висит мешочек небольшой –
То полный, то пустой.
В него вагончики бегут,
Пищу, жидкости везут.
Кипит работа целый день,
Нам помогать ему не лень.
Готовит пищу, нас питает,
А что не нужно – выгоняет. (Желудок.)
Дети: Желудок!
Педагог: Правильно, угадали ребята!
На слайде 3 открывается фотография человеческого желудка.
Педагог: А расскажите ребята, для человеку желудок?
Дети: Ответы детей.
Педагог: Поиграем в игру «Что из чего?» Я буду задавать вопросы по очереди каждой команде, подсчитываем количество правильных ответов. В конце игры победившая команды получит флажок.
Примерны вопросы:
-Сыр делают из …….(молока)
-Хлеб делают из…….(муки)
-Компот варят из…….(фруктов)
-Суп варят из………..(овощей)
-Котлеты делают из…….(мяса)
-Мороженое делают из…….(молока)
-Колбасу делают из…….(мяса)
-Кетчуп делают из…….(помидоров) и т.д.
Педагог: Молодцы, ребята! Правильно ответили. И обе команды получают по флажку. Следующая загадка.
Этот орган помогает нам дышать,
пропуская через себя воздух,
находятся в наше груди. (лёгкие)
Дети: Лёгкие!
Педагог: Правильно, дети! Расскажите, для чего человеку лёгкие?
[b]На слайде 3 открывается фотография лёгких человека.
Педагог: А теперь немножко отдохнём. Весёлая зарядка от нашего знакомого клоуна Плюха.
Зарядка Плюха.
Педагог: Хорошо работают у вас, ребята, легкие, ни чуть вы не устали и не запыхались. А теперь следующая загадка.
Две фасолины висят,
Ненужные вещества пропускают.
И удалять их помогают. (Почки.)
Дети: Почки!
На слайде 3 появляется фотография почек человека.
Педагог: Правильно! Кто скажет, какую функцию в организме человека выполняют почки?
Дети: Ответы детей.
Педагог: Хорошие ответы. Когда мы с вами пьём воду и другие жидкости они обязательно проходят через почки. Они их очищают и пропускают в другие органы.
Подойдите ребята к этому столу, что вы здесь видите?
Дети: Лёд, стакан, кувшин, кастрюлю.
Педагог: Я расскажу вам о том, что вода не имеет формы.

Вода не имеет формы.
Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Педагог: А теперь я хочу показать вам другой опыт. Можно научить яйцо плавать? А как?
Дети: Ответы детей.
Педагог: Научи яйцо плавать
Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.
2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.
3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Педагог: Интересно было?
Дети: Да!
Педагог: Ну, тогда следующая загадка.
Этот орган фильтрует все продукты, которые мы кушаем.
Помогает организму бороться с ядами. (Печень)
Дети: Печень
На слайде 3 появляется фотография печени человека.
Педагог: Правильно. И когда вы кушаете шоколадку и жареное, печень должна почистить эти продукты, так как они вредны. И задание будет такое. Поиграем в игру «Съедобные и ядовитые». Я покажу на экране каждой команде по очереди фотографии. И вы должны дать правильное название грибу или ягоде. Какая команда наберёт больше всего правильных ответов, та получит флажок. Начали.
На слайде 4 появляются поочерёдно фотографии ядовитых и съедобных грибов и ягод.
Педагог: Молодцы, ребята! Все фотографии отгадали. Обе команды получают по флажку. Следующая загадка.
Оля весело бежит,
К речке по дорожке.
А для этого нужны,
Нашей Оле…..(Ножки)
Дети: Ноги!
Педагог: Правильно, ноги! Кто расскажет, для чего человеку ноги?
Дети: Ответы детей.
Педагог: Всё правильно сказали. Время поиграть и посмотреть, какие сильные и выносливые у вас ноги. Подвижная игра «Хромая лиса».
Водящему надевают на голову шапочку лисы. Он встаёт в обруч – нору. Другие дети (звери) «дразнят» его. По команде лиса догоняет зверят, прыгая на одной ноге. Осаленный ребёнок считается пойманным и отводится лисой в норку.
Педагог: Хорошо поиграли ребята, потренировали свои ноги. Последняя загадка.

Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши...
(руки)
Дети: Руки!
Педагог: Правильно, наши руки! Расскажите для человеку руки.
На слайде 5 открывается фотография рук человека
Дети: Ответы детей.
Педагог: Вы всё правильно сказали ребята. Вот мы сейчас и проверим, какие ловкие у вас руки. По моей команде вы будете вырезать сердечки из бумаги, и наклеивать на лист бумаги, каждая команда на свой лист. Как только прозвучит повторная команда, вы должны остановиться и больше не вырезать. Мы все вместе подсчитаем, у какой команды большее количество сердечек вырезано, та команда и победила. Начали.
Дети вырезывают сердечки и наклеивают их на лист ватмана.
Педагог: Закончили.
Педагог вместе с детьми подсчитывают количество вырезанных сердечек.. Команде победителю вручается флажок.
Педагог: Вот и закончились наши задания. Сейчас мы подсчитаем количество флажков у команд. Победили обе команды. Победила дружба. И победителям вручаются подарки.
Педагог вручает команда подарки.
Педагог: Ребята, но что же мы скажем клоуну Плюху? Какие органы самые важные и главные?
Дети: Все органы главные и важные.
Слайд 6 видеообращение клоуна Плюха.
Плюх: Спасибо, ребята! Теперь-то я буду знать, что все органы в нашем организме важны, да и конечности то же. Побегу сейчас и расскажу об этом своей подружке клоунессе Ириске. До свидания ребята! До новых встреч!
Дети: До свидания Плюх!
Педагог: Ребята, вам понравилось наше путешествие? А задания клоуна? А что вам понравилось больше всего? А что не понравилось? А что нового вы узнали вы сегодня?
Дети вместе с педагогом возвращаются в группу.

Тема: «Части тела – мои помощники»

Цель :

  • закрепить понятие о частях тела;
  • закрепить знания и умения, полученные в ходе проведения коррекционной работы по развитию артикуляционного аппарата.

Задачи :

Логопедические:

Совершенствование лексического строя речи:

  • обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тела – мои помощники»;
  • усваивать названия частей тела человека, их функций (глазами видим, ушами слышим, носом дышим и т.д.);
  • закреплять понятия «многозначное слово», уточнять многозначность слова «нос»;
  • расширять представления о восприятии запахов у животных;
  • уточнить значение слов «аромат», «обоняние»;

Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе.

Развитие связной речи:

  • создать проблемную ситуацию, принять участие в её обсуждении;
  • развивать умения грамотно отвечать на вопросы;
  • находить мотивацию к рассуждениям по данной теме.

Совершенствование общей и мелкой моторики.

Развивающие задачи:

  • развитие тактильных ощущений;
  • развитие правильного физиологического дыхания.

Воспитательные:

  • формировать представления о частях тела: глаза, уши, нос, язык, руки, о их роли в жизни человека;
  • воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:

  • наглядный метод (использование видеоматериалов)
  • словесный метод (беседа о частях тела)
  • игровой прием (артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»)
  • метод экспериментирования (узнать в каком чайнике вода холодная, а в каком горячая, не дотрагиваясь)
  • метод обследования (рассматривания в зеркалах глаза)
  • ароматерапия (используются ароматизированные свечи).

Решение задач осуществляются через такие образовательные области:

  • здоровье (умение правильно дышать)
  • познание (рассказ логопеда о глазах и о восприятии запахов представителей животного мира)
  • музыка («Звуки лес»).

Оборудование: видеоматериалы (пейзажи, флора, фауна; нос, уши, глаза; рыбы, лягушка, куры, голуби, сова, филин, рак, ящерица, муравьи, собака, кошка, олень, лошадь, дельфин); аудиозапись «Звуки леса»; два чайника с водой – горячей и холодной; «чудо- коробка»; ароматические свечи; зеркала, персонаж кощей, ватман, гуашь красного цвета, влажные салфетки.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Вежливые слова

Чтобы вежливыми быть,
Нужно «здравствуй» говорить
Всем, кого б не встретил –
Это знают дети.
Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ
Прозвучит: «Привет! Привет!».

Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)
Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)
Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)
Здравствуйте, кукушки! (кукуют:ку-ку)
Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок – цок)
И малышка светлячок! (на выдохе произносят:с-с-с)
Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)
Звонкий детский голосок! (болтают язычком: бл — бл)
Поезд длинный у перрона! (тянут: тууу)
Добрый день ручным часам, (тикают:тик-так)
Громким детским голосам!
А теперь все дружно сели,
На меня все посмотрели.

2. Основная часть.

Сегодня мы будем говорить о человеке. На Земле живут очень много людей — миллиарды. Все люди похожи, все умеем говорить, думать, ходить, но каждый человек неповторим. Мы отличаемся внешностью, цветом глаз, волос, ростом, походкой, голосом, характером.

Появляется Кощей.

Кощей. Кто тут говорил про меня? А это вы тут умные детки, ну- ка угадайте тогда мои загадки, а если не угадаете, я вас заберу к себе.

1) На нас надевают
Зимой – сапожки,
Осенью – туфли,
Летом – босоножки.
(Ножки)

2) Я в больницу ни ногой,
Обхожу всё стороной,
Весь дрожу, трясутся губы,
Мне вчера лечили…(зубы).

3) Пять братьев годами равные
Ростом разные.
(Пальцы)

4) Всё, что мы положим в рот,
Попадет к нам в …(живот).

5) Горшочек умён семь дырочек в нём.
(Голова).

Ой, какие вы тут умные, преумные. Не нравятся мне такие дети, пойду, поищу других детей.

Логопед. Молодцы ребята, справились с задание, выпроводили кощея. А теперь возьмите зеркало и посмотрите на себя. Человек видит не всем телом, а только глазами.

Разберёмся вместе, дети
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаза?
Так зачем человеку глаза?
Дети отвечают.

Логопед. Правильно, глаза помогают человеку узнать окружающий его мир: мы видим предметы вокруг себя, их цвет, размер, форму, можем определить расстояние, на котором они находятся друг от друга. (Дети рассматривают видеоматериалы с изображением пейзажей, флоры, фауны.)

Глаза очень чувствительны, поэтому их надо беречь. Людям со слабым зрением врач рекомендует носить очки. У всех представителей животного мира разные глаза. Например, рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи. Лягушки замечают только движущиеся предметы. Что рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать движение. У раков глаза расположены на специальных антеннах-стебельках, выдвигаются далеко вперед и могут сами по себе вращаться, когда рак неподвижен. У совы и филина глаза большие, но неподвижный, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же они видят только в темноте. Куры, голуби, ящерицы способны видеть только при свете. Муравьи даже днем видят звезды.

Какие бывают глаза по цвету?

Дети отвечают.

Логопед. А по форме?

Дети отвечают.

Логопед. А у вас какие глаза?

Дети отвечают.

Ты закрой глаза ладошкой,
Посидим совсем немножко:
Сразу сделалось темно.
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно.

Дети сидят с закрытыми глазами, включаются музыкальные записи «Звуки леса».

Логопед. В темноте человеку плохо, неуютно, но у него есть еще один помощник. Что вы слышите?

Дети отвечают.

Логопед. С помощью чего мы слышим окружающие нас звуки.

Дети отвечают.

Логопед. А какие звуки мы можем слышать?

Дети отвечают.

Логопед. Благодаря слуху мы воспринимаем окружающие нас звуки, ориентируемся в мире. Человек с помощью ушей слышит пение птиц и голоса людей, журчание ручейка и шум ветра, и много разных звуков. А теперь скажите, вы чувствуете аромат в комнате, приятный запах?

Дети вдыхают приятный клубничный запах ароматических свечей.

Логопед. С помощью чего мы ощущаем ароматы?

Дети отвечают.

Логопед. Как вы думаете, для чего человеку нужен нос?

Дети отвечают.

Логопед. Некоторые считают, что нос – это только украшение на лице. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения: «Ишь ты, нос задрал!», « Ну что ты нос повесил?». Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос – весьма важная часть тела. Носом мы дышим. А еще нос помогает почувствовать и различать запахи.

Зачем носик малышам?

Есть прямые носики,
Есть носики-курносики…
Очень нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос.
Ю.Прокопович

Физминутка.

Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головами.
Мы руки подымаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем,
И бегаем кругом.

Логопед. Люди воспринимают друг друга при помощи зрения, слуха в процессе разговора. А вот для животных большую роль играет обоняние. Оно является самым важным чувством, нередко заменяющим зрение или слух. Не почуять во время запах хищника или не отыскать добычу по следу для некоторых их них равносильно смерти. Лучше других животных воспринимают запахи собаки, кошки и лошади. Обычно они узнают запах знакомого им человека задолго до того, как он приблизится. У диких животных нюх развит еще лучше. Олень чувствует запах хищника с огромного расстояния и успевает убежать или спрятаться. Зато птицы очень слабо различают запахи, а вот дельфины вообще их не различают.

Логопед использует видеоматериалы и предметные картинки с изображением животных.

Если ты простудился и подхватил насморк, тебе труднее дышать. Нужно заботиться о своем здоровье, уметь правильно дышать, вдыхать воздух через нос, а выдыхать – через рот. Нос — это орган человека. А у какого или чего он есть?

Логопед использует видеоматериалы с изображением животного и человека, лодки и чайника.

Логопед. Что такое чайник? Какие у него есть части? (Носик, крышка, ручка, донышко, стенки).

Логопед. Для чего нужен чайник? (Чтобы из него пить).

Педагог. Какая вода необходима, чтобы можно было заварить чай?

Дети отвечают.

Перед детьми выставляются два чайника с водой- холодной и горячей, предлагается узнать, где какая, не дотрагиваясь, затем задается ряд вопросов.

Дети понимают, как можно определить температуру воды.

Логопед. Перед вами два чайника, в одном чайнике холодная вода, в другом – теплая. Как вы думаете, в каком из них холодная вода?

Дети отвечают.

Логопед. Мы прикасаемся к предметам с помощью пальцев. Они помогают нам писать, шить. Лепить, совершать множество разных дел. С помощью пальцев рук мы можем ощутить тепло и холод, почувствовать – твердый или мягкий предмет, гладкий или шершавый. Некоторым очень тонким движениям нужно учиться, например, очень хорошо развиты кисти рук у художников. Я предлагаю немного поиграть с нашими пальчиками. Давайте попробуем на ощупь догадаться, что лежит в нашей чудо-коробке?

Дети выполняют.

Логопед. Что было бы, если у человека был один глаз, но два рта и два носа?

Дети отвечают.

Одна дана нам голова.
А глаза два и уха два,
И два виска, и две руки,
Зато один и нос и рот.
А будь у нас наоборот,
Одна нога, одна рука,
Зато два рта, два языка-
Мы только бы и знали,
Что ели и болтали.
Г.Гейне.

В нашем ротике живет язычок. С помощью него мы можем определить вкус. А для чего еще человеку нужен язык?

Дети отвечают.

Логопед. Язык помогает издавать самые разные звуки, а главное – разговаривать. Иногда он выполняет роль сторожа, охраняющего вход в дом (рот) и проверяющего пищу на ее пригодность или непригодность к употреблению. Во время жевания язык переворачивает кусочки пищи.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику «Веселый язычок» (авторская разработка).

Жил – был Язычок.
Он был веселый и всегда шумел. (Цокают язычком)
Но однажды все соседи на него
Обиделись и перестали с Язычком дружить. (Надувают губы)
Он подошел к Щечке, (Толкают язычком правую щечку)
Постучал в ее дверцу — никто не открывает.
Тогда он пошел в противоположную сторону, (Толкают язычком левую щечку)
Но и там его никто не ждал.
Язычок решил подружиться с зубками.
Он щекотал сначала верхние зубки, (Выполняют артикуляционное упражнение Чистим зубки)
А потом нижние.
Но тут губки обиделись и надулись. (Надувают губки)
Язычок решил их развеселить:
Облизнул сначала верхнюю губу, (выполняют артикуляционное упражнение Варенье)
А потом нижнюю.
Губкам это понравилось,
И они улыбнулись Язычку.
С тех пор все они дружно живут (Улыбаются)
И друг другу всегда улыбаются.

Наталья СКРИПНИЧЕНКО
Конспект занятия в подготовительной группе «Из чего состоит тело человека»

Задачи :

Образовательные : Формировать представления детей об организме человека , о своем здоровье, о строении и функциях тела.

Оздоровительные : 1. Охранять и укреплять здоровье.

2. Развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих близких.

3. Раскрыть значение и важность занятий физкультурой для укрепления и развития скелета и мышц.

Воспитательные : 1. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

2. Воспитывать уважение к жизни другого человека , умение сочувствовать, помогать, сопереживать чужой боли.

Цель : Познакомить детей с внешним строением, возможностями тела человека . Воспитывать чувство гордости, что ты человек . Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя, желание больше узнать о своем организме.

Активизация словаря : шея, туловище, череп, позвоночник, мышцы, суставы, скелет, кости, кожа, сердце, легкие.

Оборудование : плакат с изображение скелета и мышц человека , листы бумаги с нарисованным силуэтом человека и внутренних органов, цветные карандаши. Зеркальца. Картинки с изображением продуктов питания.

Ход занятия.

Воспитатель : Ребята, сегодня на занятии мы будем знакомиться с нашим телом . Каждый человек должен знать строение своего тела – это поможет ему быть здоровым.

В человеческом организме много всяких органов, и все они, очень нужные. Благодаря этим органам, мы живем, дышим, думаем, ходим, кушаем и многое другое.

Все дети разные и одновременно похожие, потому что тело состоит из одинаковых частей : головы, шеи, туловища, рук и ног. Голова может думать, смотреть, дышать, различать запахи и вкус, но не сама, а с помощью органов, которые находятся на голове : глаза, уши, нос и рот. Голова может поворачиваться в разные стороны. Она не могла бы этого делать, если бы у нас не было шеи. При помощи шеи голова крепится к туловищу, которое может поворачиваться в разные стороны и наклоняться. Внутри туловища находятся важные органы : сердце, легкие, желудок, кишечник, печень и др. К туловищу крепятся руки и ноги. Руки для человека очень важны , они выполняют разную работу. Назовите, какую?

Дети : Мы берем игрушки, кушаем, одеваемся.

Воспитатель : Все это мы можем благодаря нашим пальчикам, которые очень цепкие и могут удерживать самые разные предметы. С помощью пальчиков можно не только играть, но и учиться считать.

Пальчиковая гимнастика :

Десять пальчиков проворных

Захотели поиграть,

Десять пальчиков проворных

Числа показать и цифры

От нуля до десяти.

Давайте посчитаем наши пальчики по порядку.

Воспитатель : Наши ножки могут ходить на носочках, высоко прыгать, бегать, приседать. Предлагаю вам выполнить все эти движения.

Воспитатель : Как у дома есть стены и поэтому он такой крепкий, так и у человека есть кости и мышцы , большие и маленькие. Eсли бы у человека не было костей , его тело было бы мягким . Кости, составляющие скелет , поддерживают тело и обеспечивают защиту от ранений и ушибов. Потрогайте себя, руки, ноги, животик.

Как вагоны в поезде связаны друг с другом, так и мышцы и кости связаны между собой. Человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета. Скелет - это наша опора. На вид он хрупкий, но на самом деле очень прочный. Скелет служит организму не только опорой, но и защищает внутренние органы. Рассмотрите свои руки, пошевелите пальчиками рук.

Наше тело покрыто кожей , которая защищает его. Посмотрите на кожу, особенно на пальцах рук. Она должна быть целой, без повреждений.

В организме человека через глаза , рот, нос, уши, в кожу может попасть грязь (пыль, песок, насекомые, и тогда организму будет плохо, ему надо будет с этим бороться; именно поэтому мы учимся ухаживать за своим телом , - когда оно чистое, ему ничего не грозит .

Через нос и рот в организм попадает воздух – мы дышим, живем. Попробуйте закрыть рот и нос – что будет? Через рот мы себя кормим, наш организм берет из пищи самое ценное, нужное, а остатки выходят из него, когда вы ходите в туалет. Это как конфета – «фантик» выбрасываешь, а конфету ешь, так же поступает и ваш организм, поэтому освобождать его от «фантиков» нужно сразу, как только он об этом напомнить.

Нужно наблюдать за собой и, если что-то появится новое, непривычное, сообщать взрослым.

Если ты будешь беречь свое тело , есть то, что тебе дают в детском саду и дома, заниматься физкультурой, то вырастишь крепким, красивым и умным.

Физ. минутка.

Раз, два, три, четыре, пять – тело будем изучать (шагают на месте) .

Вот спина, а вот животик (показывают на спину и живот,

Ножки (топают,

Ручки (протягивают вперед руки и вращают кистями,

Глазки (указательными пальцами показывают на глаза,

Ротик (указательным пальцем правой руки показывают на рот,

Носик (указательным пальцем правой руки показывают на нос,

Ушки (указательными пальцами обеих рук показывают на уши,

Голова (кладут руки на голову,

Покачать успел едва (качают головой из стороны в сторону,

Шея крутит головой (обхватывают шею ладонями,

Ох, устала! Ой-ой-ой!

Лоб (пальцами обеих рук гладят лоб от середины к вискам)

И брови (указательными пальцами проводят по бровям от середины лица к вискам,

Вот реснички (указательными пальцами показывают ресницы,

Запорхали, словно птички (дети моргают глазами) .

Розовые щечки (ладонями гладят щеки в направлении от носа к ушам,

Подбородок кочкой (заканчивают начатое движение на подбородке,

Волосы густые (пальцами обеих рук расчесывают волосы,

Как травы луговые.

Плечи (дотрагиваются правой кистью до правого плеча, а левой – до левого,

Локти (не убирая руки с плеч, выставляют вперед локти,

И колени (слегка наклоняются и хлопают по коленям)

У меня, Сережи, Лены.

Воспитатель : Мы познакомимся сегодня с самыми важными органами.

Перед вами рисунок-схема, на котором изображены эти органы. После знакомства с каждым органом, вы закрасите его цветными карандашами и постараетесь запомнить.

Один из самых главных органов - мозг. Он все знает и за все отвечает. Мозг помогает человеку думать , ходить, делать разную работу. Он очень хрупкий. Хорошо, что твердый череп надежно защищает мозг от повреждений. Но все-таки старайтесь не ударяться головой. От сильного удара бывает сотрясение мозга.

Сердце похоже на большой насос, который качает кровь. По всему телу «бегает» кровь по разным сосудам. Главная задача крови - накормить все тело . А качает кровь, помогает ей двигаться очень важный орган - сердце. Сердце работает постоянно, даже когда человек спит .

Находится сердце в центре груди, почти посередине, а размером с кулак. Сложите руку в кулак и приложите к центру груди, чуть левее. Вот примерно такого размера ваше сердце. А теперь сжимайте и слегка разжимайте кулак - так работает сердце. А вы слышите стук сердца? Сердце нужно беречь. Но это не значит, что нужно все время лежать и ничего не делать . Сердце нужно тренировать, заниматься физкультурой. Когда бегаешь, сердце быстрее работает. Стучит и качает кровь.

Предлагаю вам приложить ладонь к сердцу и прислушаться. А теперь попрыгайте, побегайте на месте, наклонитесь вперед, назад. Теперь снова приложите руку к сердцу. Что изменилось? Сердце забилось сильнее.

У человека есть легкие , они нужны человеку , чтобы дышать и питать кровь нужным воздухом. Воздух не виден, но жить без него нельзя.

Посмотри на свое дыхание. Поднесите зеркальце поближе и подышите на него. От теплого дыхания зеркало затуманится.

Положите руки на грудь и сделайте глубокий вдох. Вы почувствовали, как руки приподнялись вместе с наполнившимися воздухом легкими. Теперь выдохните воздух. Руки опустились.

Возьмите в руки соломинки, опустите и подуйте в них. Что вы увидели? Это воздух в виде пузырьков.

Мы не всегда дышим одинаково. Когда бегаем - дышим чаще и глубже, а когда мы спокойны или спим - дыхание у нас ровное и спокойное.

Нужно стараться не дышать дымом или грязным воздухом. Нашим легким полезен свежий чистый воздух. И конечно же, нельзя травить свои легкие сигаретами. От сигаретного дыма легкие становятся черными и заболевают.

Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко» .

Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно подуть на перышко. Постараться дуть так, чтобы перышко легко колыхалось, и удержать его в таком положении до конца выдоха.

Дети по команде воспитателя выполняют упражнение.

Желудок, как кастрюля внутри нас - туда попадает вся пища, а желудок ее переваривает. С полезной, здоровой пищей желудок справляется легко, а от вредной пищи желудок страдает и даже заболевает. Очень не любит желудок, когда мы наедаемся сверх меры - набиваем живот. Желудок не успевает справиться с большущим количеством еды и у нас начинает болеть живот.

Дидактическая игра «Полезная и вредная пища» .

Дети делят на две группы «Полезные» и «Вредные» картинки с изображением продуктов питания.

Самомассаж ушек.

На теле человека есть много-много точек, которые соединены с разными органами. И если выучить эти точки, то можно себе помогать, когда заболеваешь. Сейчас мы научимся сами себе делать массаж.

Наши ушки непростые (несколько раз ладонями в направлении сверху вниз потереть уши,

Наши ушки золотые (несколько раз подергать себя за мочки ушей,

Смышленые (слегка нажать на основание уха у верхнего края ушной раковины,

Ученые (слегка нажать на основание уха у средней части ушной раковины,

Замечательные (слегка нажать на основание уха у нижнего края ушной раковины) .

Воспитатель : Чтобы стать красивым, сильным и здоровым нужно тренировать свои мышцы.

– Что помогает это сделать? (физкультура и спорт) . Для того, чтобы быть сильными, бодрыми и ловкими нужно заниматься гимнастикой и физкультурой, играть в подвижные игры и обязательно делать утреннюю зарядку!

Я желаю вам быть здоровыми, не грустить и не унывать!

Цель - обобщение элементарных валеологических знаний детей о работе различных органов человека; развитие у детей умение использовать знания о здоровом образе жизни для своего оздоровления, выработать собственный вариант здорового образа жизни самостоятельно (по возможности) решать проблемы своего здоровья. Воспитание навыков сохранения и укрепления собственного здоровья, умения высказывать оценочные суждения о фактах и явлениях, ухудшающих и улучшающих здоровье человека.Материал: иллюстрации с органами пищеварения; иллюстрации с органами дыхания; две бумажные фигуры человека с роста ребенка; два комплекта иллюстраций внутренних органов человека; эмблемы на каждого ребенка; медальки, аптечка, чудесный бочонок с маленькими бочонками, косынки, овощи, игра «Подбери правильно».

Дети в группе разделены на две команды с разными названиями: команда "Айболит" и команда "Мойдодыр".Ход занятия:
Воспитатель: Человек бывает разный:
Средний, маленький, большой,
И не так-то просто сразу разобраться кто какой,
Есть и брови, есть и уши, есть и рот, и две руки
Очень важно, что снаружи, но важнее что внутри.
Так что дело не в обличье, суть совсем не так проста
Наши главные отличья: сердце, разум, доброта.
Острый взгляд для сердца нужен, повнимательней смотри -
Очень важно, что снаружи, но важнее - что внутри.
Красивые слова: Важно не то, что снаружи, а то, что внутри у человека.
Сегодня занятие для самых умных, самых смекалистых, самых сообразительных. На сегодняшнем занятии мы еще раз вспомним, что вы знаете о строении тела человека, поговорим о наружных и внутренних органах человека. Так как каждый из вас находится в команде, вам понадобятся и находчивость, и смекалка, и конечно взаимовыручка.
Мы играем в КВН.
К
оманды, представьтесь друг другу, жюри, гостям.

Представление 1 команды АЙБОЛИТ:
Если кто-то нездоров,
Не зовите докторов
Всех излечит и исцелит
Команда наша - Айболит.

Представление 2 команды МОЙДОДЫР:
Мойте шею, руки с мылом,
Трите щеки, нос до дыр,
И похвалит непременно
Вас за это - Мойдодыр!

Представление членов жюри.Воспитатель: Чтобы быть в хорошей соревновательной форме, предлагаю провести разминку. Для каждой команды приготовлены по 8 вопросов. Вы можете совещаться, обсуждать варианты ответов.

Вопросы для команды "Айболит":
1.В какой стороне тела находится сердце? (слева)
2.Что в организме человека находится между кожей и скелетом? (мышцы)
3.Если человек сильно болен, что он принимает? (лекарство)
4.Какой орган нашего тела принимает звуковые сигналы? (ухо)
5.От какого овоща плачут наши глаза? (от лука)
6.Что лечит врач-стоматолог? (зубы)
7.Мы знаем, что яблоко - фрукт, в организме человека тоже есть яблоко, но оно… (глазное)
8.Если вам необходимо позвонить в милицию, какой номер вы наберете? (02)

Вопросы для команды "Мойдодыр":
1.Какого цвета кровь? (красного)
2.Что всему голова? (мозг)
3.Сколько раз в день нужно чистить зубы? (2 раза)
4.У человека может быть много друзей, но главные: солнце, воздух и … (вода)
5.У птиц - перья, у человека - … (волосы)
6.Что лечит врач-окулист? (глаза)
7.Есть в организме человека удивительная мышца, она участвует в пережевывании пищи, прикреплена к нашему телу только с одной стороны. Что это? (язык)
8.По какому номеру телефона мы звоним в «скорую помощь»? (03)Воспитатель: Разминка позади, теперь можно переходить к основным заданиям, которые находятся в этой чудесной бочке. Итак, "Заморочки из бочки".

Заморочка №1 .Вопросительная. Задание - головоломка.
Каждой команде предлагается вопрос. Для ответа на него команды выделяют по четыре человека. Участникам команды "Айболит" вручаются карточки с иллюстрациями органов пищеварения (желудок, рот, пищевод,кишечник) детям необходимо построиться в таком порядке,в каком пища движется по организму.

Участникам команды "Мойдодыр предлагается карточки с иллюстрациями органов дыхания (бронхи, легкие, нос, трахея) детям нужно встать в таком порядке, в каком воздух движется по организму. Дети выполняют задание, оценивают команды, вносят изменения.
Ребенок одной из команд достает из бочки следующий бочонок с номером задания.

Заморочка №2. Игровая. Она посвящается важным, вкусным, сочным, питательным продуктам. Вы догадались каким? Правильно, фруктам. Друг за другом команды называют по одному фрукту. Очко получает команда назвавшая фрукт последней.
Жюри подводит итоги.

Заморочка №3. 1. Задания от доктора Пилюлькина:
1. Пять братьев
Годами равные,
Ростом разные. (Пальцы.)

2.Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос.)

3.На макушке у меня
Вырос лес густой.
Заплету его я,
Станет лес - косой. (Волосы.)

4.В одной комнатушке
Соседи живут
Одни все кусают
Другие - жуют. (Зубы.)

5.У всех людей она одна
Сидит на шее - (Голова.)

6.Быть сутулой не должна
Наших малышей … (Спина.)

7.Это детишкам уже не секрет
Кости все вместе зовутся … (Скелет.)

8.В середине человека
День и ночь стучит … (Сердечко.)

2. "Окажи помощь другу"
Доктор Пилюлькин вызывает по два человека от каждой команды: один ребенок - пострадавший (порез на запястье), второй - оказывает помощь, используя аптечку.
Подводятся итоги.

Заморочка №4. Капитанская.
1.Подбери правильно картинку. К иллюстрации "Здоровый сон" ребенок подбирают нужные картинки. Второй капитан подбирает картинки к иллюстрации "Здоровая пища".

2.Это задание для капитанов поможет нам проверить работу одного из «разведчиков» мозга, работу нашего языка. Дети с закрытыми глазами определяют овощи на вкус.

Подводятся итоги.
Заморочка №5. Всезнайки. "Кто быстрее соберет органы человека", командам предлагаются бумажные внутренние органы человека и бумажная фигура человека. Каждому игроку предлагается прикрепить по одному органу к фигуре человека. Выигрывает команда, которая быстрее и правильно прикрепить внутренние органы к фигуре человека.Воспитатель: Пока жюри подводит итоги давайте споем песенку "Улыбка", ведь даже от одной улыбки у всех поднимается настроение. А у здорового человека всегда бывает хорошее настроение.

Жюри подводит итоги. Участникам КВН вручаются медали - победившей команде - золотые, другой - серебряные.
Поздравления, выигравшая команда проходит круг почета, дети уходят в группу.

Елена Шабалова
Конспект познавательного занятия подготовительной группы «Части тела человека»

Конспект познавательного занятия подготовительной группы на тему: «Части тела человека».

Шабалова Е. В., воспитатель

Цель

: закрепить представление детей о здоровом образе жизни.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о частях тела человека, их назначении, бережном отношении к ним.

2. Упражнять в составлении и употреблении в речи сложных предложений с предлогом «для»; употребление грамматической категории дательного падежа.

3. Продолжать знакомство с фразеологическими оборотами.

4. Активизировать словарь детей, развивать умение правильно строить предложения, логически мыслить.

5. Воспитывать заботливое отношение к своему организму.

Оборудование

: плакат о строении человека; картинки с изображением частей тела человека; макет паутинки и восьмерок для гимнастики глаз, трафареты человеческого тела, цветные карандаши, магнитофон.

Интеграция образовательных областей

: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественная деятельность.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сегодня на занятии будет много интересного и полезного. Садитесь по удобнее:

Я хочу загадать вам загадки:

Два соседа – непоседы.

День на работе, ночь – на отдыхе. (Глаза).

Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык).

Между двух светил я в середине один. (Нос).

Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут. (Ноги).

У двух матерей по пять сыновей,

Одно имя всем. (Пальцы, руки).

Ребята, скажите, о чем я загадывала загадки? (О частях тела человека)

Вот сегодня мы поговорим об этом на занятии.

2. Но сначала я хочу вам рассказать рассказ (шуточный) «Голова».

Послушайте внимательно.

Жила – поживала голова. Вверху у нее было темя, сзади – затылок, по бокам были уши, а впереди лицо. У головы был трон – шея. А шея с туловищем дружила, шея туловищем дорожила. У туловища были руки и ноги. У рук были лопатки, а у ног пятки. У рук были локти, а у пальцев – когти. Все части тела важны, все части человеку нужны!

Ребята, скажите, о каких частях тела идет речь, в этом рассказе?

Ответы детей.

4. - Как вы думаете, для чего человеку нужны глаза? (Для того, чтобы видеть окружающий мир.)

Как нужно беречь глаза? (Не смотреть близко телевизор)

Да, ребята, глаза очень часто устают и им нужно давать отдохнуть.

Давайте сейчас сделаем гимнастику для глаз «Стрельба глазами; поморгать глазами; последить глазками за паучком, который передвигается по паутинке, разноцветным восьмеркам».

Объясните значение фразы: В чужом глазу соринку видим, а в своем бревна не замечаем.

5.- Ребята, а для чего нужны уши? (Ответы детей).

Как нужно их беречь? (Ответы детей).

Объясните фразеологический оборот: Медведь на ухо наступил.

Ребята, на мочке уха находится много сосудиков, которые помогают работать разным органам. Давайте мы потрем наши мочки пальчиками. (Это и уху приятно, и органам хорошо).

6.- Ребята, а для чего нужен нос? (Ответы детей).

Как его нужно беречь? (Ответы детей).

Давайте правильно подышим (диафрагмальное дыхание; шумный вдох и медленный под счет до 5 выдох).

Объясните выражения: «Не суй нос не в свое дело», «Заруби себе на носу».

7. - Для чего нам нужны руки? (Ответы детей).

Фразеологический оборот «Золотые руки»

Для чего нужны ноги? (Ответы детей).

Как их беречь? (Ответы детей).

8. Физкультминутка.

Живут мальчики – веселые пальчики

Озорные ножки ходят по дорожке

Шея крутит головою вправо, влево оборотик

Покажи мне где животик?

Наше тело подтянулось, как березонька стройна

Стала ровною спина

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись

9. Чтение стихотворения Маршака.

Одна дана нам голова,

А глаза два и уха два.

И два виска, и две руки,

Зато один и нос и рот.

И будь у нас наоборот

Одна нога, одна рука,

Зато два рта, два языка –

Мы только бы и знали,

Что ели и болтали.

Ребята, скажите, пожалуйста, чего у человека по 2? (По 2 органа) (Ответы детей).

Чего у человека по 1? (Ответы детей).

10. – Ребята, а сейчас подумайте и ответьте:

1. Сколько глаз у двух детей? (У двух детей четыре глаза).

2. Сколько ушей у трех мальчиков?

3. Сколько пальцев на двух руках?

4. Сколько пальцев на правой ноге?

5. Сколько носов у четырех мальчиков?

6. Сколько пальцев на двух руках и двух ногах?

11. - А сейчас мы поиграем в игру «Четвертый лишний». Слушайте внимательно.

Голова, шапка, ладонь, шея

Воротник, пальцы, нога, ладонь

Нога, стопа, колено, сапоги

Глаза, нос, очки, ладонь

12. - А сейчас мы с вами обведем контур фигуры человека и дорисуем недостающие части. Будьте внимательны. Смотрите друг на друга и вспоминайте.

Дети обводят и дорисовывают под спокойную музыку.

Итог занятия.

Посмотрите, какие красивые люди у нас получились. Мы сегодня поговорили о частях тела человека, поиграли в разные игры и убедились, что все части человеку очень нужны, все для него важны.

Занятие окончено. Всем спасибо.

Публикации по теме:

Еще одна тема, необходимая для проведения бесед с дошкольниками: Тема: «Части тела» Что же должен знать дошкольник о частях тела: Слова,.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей младшей группы «Строение тела человека» Тема: «Строение тела человека». Цель: развивать нравственные качества ребёнка. Задачи: Образовательные: - закрепить знания детей о строении.

Конспект непосредственно образовательной деятельности (познавательное развитие) в средней группе «Человек. Части тела» Программное содержание: Познакомить детей с частями тела, называть их и показывать на себе. Расширять представления об окружающей действительности.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Мои части тела» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему: «Мои части тела». Цель: Формировать представления детей.

Конспект НОД «Части тела» (младшая группа) Цель: - познакомить детей с основными частями тела; - развивать умение ориентироваться по схеме собственного тела; - называть его части;.