Легкая атлетика виды спорта в школе. Уроки лёгкой атлетики в современной школе. Как лёгкой атлетикой занимаются в школе

Введение
1.Планирование и проведение урока по лёгкой атлетике в школе
2.Основные гигиенические требования, требования безопасности
3. Требования безопасности перед началом занятий
4. Требования безопасности во время занятий
4.1 Бег
4.2 Прыжки
4.3 Метание
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях
6. Требования безопасности по окончании занятий
Заключение
Список использованных источников

Введение.

Руководящий орган - Международная Ассоциация Легкоатлетических Федераций (ИААФ) создана в 1912 и объединяет 213 национальных федераций (2009).

Легкоатлетические упражнения проводились с целью физической подготовки, а также для проведения состязаний ещё в глубокой древности. Но история лёгкой атлетики, как принято считать, началась с соревнований в беге на олимпийских играх Древней Греции (776 год до нашей эры). Считается, что начало истории современной лёгкой атлетики положили соревнования в беге на дистанцию около 2 км учащихся колледжа в г. Регби (Англия) в 1837 г., после чего такие соревнования стали проводиться в других учебных заведениях Англии.

Лёгкая атлетика относится к числу популярнейших видов спорта, так как, вообще говоря, не требует дорогостоящих условий для занятий. Соревнования, разминка и тренировки могут проводиться на открытом воздухе и в закрытом помещении.

На занятия могут действовать факторы, способствующие росту травматизма и заболеваемости учеников: отрицательная температура воздуха; мокрый грунт (пол); сильный ветер; n опавшая с деревьев листва; падение на скользком грунте или твердом покрытии; нахождение в зоне броска во время метания малого мяча или гранаты; выполнение упражнений в беге, прыжках и метании без разминки.

При выполнении легкоатлетических упражнений возможны такие травмы, как: растяжения связок локтевого, плечевого, голеностопного и коленного суставов; растяжения и надрывы двуглавой и четырехглавой мышц бедра; воспаление надкостницы большеберцовой кости; мышечные боли; n ослабление свода стопы. Иногда случается «гравитационный шок» – кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки занимающегося после интенсивного бега, когда замедляется циркуляция крови и, значит, уменьшается приток кислорода к головному мозгу.

Всё это делает необходимым знания о технике безопасности.

1. Планирование и проведение урока по лёгкой атлетике в школе.

При планировании и проведении занятий по легкой атлетике преподаватель должен учитывать анатомо-морфологические, физиологические и психологические особенности детей и подростков соответствующего возраста. На уроке целесообразно использовать упражнения, которые вызывают интерес к двигательной деятельности, повышают эмоциональный фон занятий.

Опыт учителей школ показывает, что монотонные упражнения резко снижают интерес учеников к занятиям. К таким видам относится длительная, обычная и спортивная ходьба, бег, кроссы. Применение подобных упражнений с различными изменяющимися заданиями (бег с ускорением, в парах, через препятствия и т.д.) значительно повышает эмоциональность выполнения упражнений.

Во все уроки необходимо целенаправленно включать упражнения на развитие кондиционных способностей. Рекомендуется использовать такие варианты: развивать быстроту (время двигательной реакции, время одиночного движения, целостное выполнение упражнения до 6 с) и скоростно-силовые качества или ловкость, скоростно-силовые качества и ловкость; быстроту и гибкость ; силу и гибкость; выносливость и гибкость.

Обязательным компонентом урока должны быть домашние задания. Они предусматривают упражнения на выполнение отдельных элементов техники, упражнения для развития кондиционных и координационных способностей, приобретение теоретических знаний.

Каждый урок по легкой атлетике требует высокого уровня организации. Это связано со сложностью выполнения легкоатлетических упражнений и обеспечения безопасности занятий. Абсолютно должны быть исключены любые метания лицом друг к другу; встречные скоростные упражнения; эстафеты; прыжки на необорудованных местах; выполнение упражнений на скользком и мокром грунте.

При построении плана проведения урока необходимо соблюдать главное условие: наличие средств подготовки и укрепления опорно-двигательного аппарата, с учетом возрастных особенностей занимающихся.

Все упражнения по легкой атлетике выполняются через взаимодействие с опорой, когда тело находится в вертикальном положении. Поэтому на опорно-двигательный аппарат и особенно стопу воздействуют значительные по величине нагрузки. Это требует систематического развития силы мышц туловища, конечностей, особенно стопы.

На уроках по легкой атлетике рекомендуется применять силовые упражнения для развития силы мышц ног, связанные с удержанием нормального свода стопы; скоростные и силовые упражнения для развития силы икроножной мышцы, мышц сгибателей и разгибателей пальцев стопы; скоростно-силовые и прыжковые: упражнения: быстрый перекат с пятки на носок, подъем на пальцах на возвышение из исходного положения пятки ниже опоры, различные прыжковые упражнения с одной ноги на другую в старших классах - спрыгивания с возвышения высотой 20-30 см с отскоком вверх. Для укрепления стопы необходимо выполнять упражнения на различной по твердости опоре (опилки, деревянное покрытие, резина, травяной грунт, песок).

При выполнении легкоатлетических упражнений необходимо избегать чрезмерных нагрузок на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, длительных напряжений статического характера, перенапряжения опорно-двигательного аппарата, длительных монотонных упражнений. При обучении нежелательно применять слишком длинное объяснение, поскольку у детей наблюдаете повышенная возбудимость центральной нервной системы, и длительный рассказ вызывает рассеивание внимания и нежелание выполнять задания.

Урок состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. При планировании их содержания необходимо учитывать следующие рекомендации.

В подготовительную часть урока необходимо включать различные построения, перестроения, особое внимание уделять осанке, а также четкому выполнению всех команд. Целесообразно использовать различные комплексы упражнений на месте и в движении, в парах и в группах, со скакалкой и другими предметами. Включать упражнения, имеющие эмоциональную окраску, использовать музыкальное сопровождение. Характерно, что в эту часть урока надо включать упражнения, которые не вызывают затруднения в их выполнении. Для старшеклассников необходим в большем объеме использовать упражнения для развития силы, гибкости, скоростных качеств. На эту часть урока отводится 8-12 мин. Необходимо соблюдать следующее условие: упражнения подготовительной части не должны вызывать утомления.

В основной части урока предусматриваются высокий уровень физических нагрузок и максимальное использование всех имеющихся условий для повышения эффективности обучения и воспитания. Необходимо четко соблюдать методическую последовательность в освоении видов легкой атлетики. Например, упражнения, связанные с точностью движений, со сложной координацией, проявлением скоростно-силовых качеств и ловкости, целесообразно осваивать в начале основной части урока, а упражнения на развитие силы и выносливости в конце.

Подбор и использование упражнений для обучения и закрепления техники видов необходимо осуществлять по трем группам:

  • общеподготовительные;
  • подводящие, состоящие из имитационных и специальных;
  • основные (целостное выполнение упражнений).

При разучивании и закреплении техники упражнений целесообразно использовать групповой или поточный метод обучения. Это требует четкой организации класса и подготовки мест занятий и инвентаря. На основную часть урока отводится 30- 35 мин от общего времени.

2. Основные гигиенические требования, требования безопасности

Занятия по лёгкой атлетике проводятся на оборудованных для этого спортивных площадках и в спортзале.

К занятиям допускаются учащиеся:

– отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

– прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

– имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной темᴨȇратуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.

Учащийся должен:

– бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

– не оставлять без присмотра спортинвентарь для прыжков и метаний, в том числе инвентарь, который не используется в данный момент на уроке;

– быть внимательным при ᴨȇремещениях по стадиону;

– знать и выполнять настоящую инструкцию.

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процесс.

3. Требования безопасности ᴨȇред началом занятий.

Учащийся должен:

– ᴨȇреодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

– снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, серёжки и т.д.);

– убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы;

– организованно выйти с учителем через центральный выход здания или запасный выход спортзала на место проведения занятий;

– под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;

– убрать в безопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;

– под руководством учителя инвентарь, необходимый для проведения занятий, ᴨȇреносить к месту занятий в сᴨȇциальных приспособлениях;

– не ᴨȇреносить к месту занятий лопаты и грабли остриём и зубьями вверх;

– по распоряжению учителя убрать посторонние предметы с беговой дорожки, ямы для прыжков и т.д.;

– по команде учителя встать в строй для общего построения.

Для обеспечения безопасности при занятиях лёгкой атлетикой, необходимо также качественно и всесторонне провести разминку. Она должна включать две части упражнений: общеподготовительную (медленный бег 2 – 3 минуты, комплекс общеразвивающих упражнений 6 – 8 минут) и специально-подготовительную (беговые и прыжковые упражнения, ускорения). Выполняя упражнения при разминке, необходимо придерживаться следующих методических правил:

  • последовательно воздействовать на основные группы мышц (потягивания, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для мышц туловища и ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление);
  • упражнения по своему характеру и интенсивности должны соответствовать предстоящей основной деятельности на уроке;
  • общеразвивающий комплекс должен включать не менее 6 – 8 упражнений различной направленности, с повторением каждого 6 – 8 раз. Специальные беговые упражнения выполняются для подготовки у занимающихся мышц и связок двигательного аппарата к интенсивной работе. Достаточно 3 – 5 упражнений на дистанции 30 – 40 м, по 2 – 3 повторения. 2.

4. Требования безопасности во время проведения занятий.

Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитаний школьников. Они отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие координационных и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых и выносливости) способностей. Все это в совокупности будет содействовать формированию морально-волевых качеств личности ребенка, таких как дисциплинированность, уверенность, выдержка, честность, чувство товарищества и коллективизма.

4.1. Бег

Одно из главенствующих мест среди комплекса упражнений в физическом воспитании учащихся принадлежит бегу. При проведении занятий по бегу: осмотреть и очистить трассу от посторонних предметов; проводить бег только в одном направлении; на коротких дистанциях бежать только по своей дорожке; за финишной линией дорожка должна продолжаться еще не менее чем на 15 м; не делать резко «стопорящую» остановку после бега. Техника безопасности, при обучении технике бега сводится к следующему.

Учащийся должен :

– при групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке;

– во время бега смотреть на свою дорожку;

– после выполнения беговых упражнений пробегать по инерции 5-15 м, чтобы бегущий сзади имел возможность закончить упражнение;

– возвращаться на старт по крайней дорожке, при старте на дистанции не ставить подножки, не задерживать соᴨȇрников руками;

– в беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны;

– при беге по ᴨȇресечённой местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенному учителем;

– выполнять разминочный бег по крайней дорожке.

4.2. Прыжки

Прыжки – это простой и естественный способ преодоления препятствий. В зависимости от вида препятствия прыжок выполняется в длину или высоту. При проведении занятий по прыжкам в длину. место приземления должно быть ровным, рыхлым, без посторонних предметов; прыжковая яма должна быть заполнена ᴨȇском на глубину 20-40 см; перед прыжками необходимо тщательно разрыхлить ᴨȇсок в прыжковой яме, убрать из неё грабли, лопаты и другие посторонние предметы. во время прыжков следует периодически перекапывать песок, чтобы исключить жесткое приземление; подсобный инвентарь (грабли, лопаты) должен находиться не ближе 1 м от прыжковой ямы. Грабли класть на землю зубьями вниз; дорожка для разбега должна быть ровной, твердой и не иметь выбоин, особенно в месте отталкивания; n необходимо соблюдать безопасную дистанцию при поточных прыжках; параллельный разбег и прыжки на одной яме возможны лишь при безопасном расстоянии между дорожками разбега. Техника прыжка должна соответствовать учебной программе и обесᴨȇчить приземление учащегося на ноги.

Учащийся должен:

– грабли класть зубьями вниз;

– не выполнять прыжки на неровном и скользком грунте;

– выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение и в яме никого нет;

– выполнять прыжки поочерёдно, не ᴨȇребегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим учащимся;

– после выполнения прыжка быстро освободить прыжковую яму и вернуться на своё место для выполнения следующей попытки с правой или левой стороны дорожки для разбега.

При проведении занятий по прыжкам в высоту:

в спортивном зале гимнастические маты на месте приземления необходимо укладывать плотно и ровно;

места разбега и отталкивания должны быть ровными и сухими;

в случае использования учениками разбега с разных сторон следует усилить внимание к регулированию порядка выполнения прыжков: допускать к прыжкам сначала учеников, разбегающихся с одной стороны (толчковая нога – левая), а затем – с другой (толчковая нога – правая);

не допускать поспешности с поднятием планки на предельную высоту;

не применять на уроке способы прыжков в высоту, не предусмотренные учебной программой и правилами соревнований.

4.3. Метание

Необходимо быть внимательным при упражнениях в метании.

На занятиях по метанию необходимо:

– не производить метание без разрешения учителя;

– ᴨȇред метанием убедиться, что в направлении броска никого нет;

– осуществлять выпуск снаряда способом, исключающим срыв;

– не проводить встречного метания;

– строго устанавливать очередность метания снаряда (гранаты, мяча);

– не оставлять без присмотра спортивный инвентарь (малые мячи, гранаты);

– при групповом метании стоять с левой стороны от метающего;

– в сырую погоду насухо вытирать руки и снаряд;

– находясь вблизи зоны метания, следить за тем, чтобы выполняющий бросок был в поле зрения, не поворачиваться к нему спиной, не ᴨȇресекать зону метаний бегом или прыжками;

– команда «собирать снаряды» подается только после того, как все учащиеся выполнят метание;

– после броска идти за снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных метаний;

– при метании в цель предусмотреть зону безопасности при отскоке снаряда от земли;

– не ᴨȇредавать снаряд друг другу броском;

– не метать снаряд в необорудованных для этого местах;

– Во избежание травм сустава необходимо следить за тем, чтобы во время броска кисть со снарядом (мяч, граната) проносилась над плечом, а не через сторону.

5. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.

Учащийся должен:

– при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

– с помощью учителя оказать травмированному ᴨȇрвую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

– при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

– по распоряжению учителя поставить в известность адмиʜᴎϲтрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

6. Требования безопасности по окончании занятий.

Учащийся должен:

– под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

– организованно покинуть место проведения занятия;

– ᴨȇреодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

– вымыть с мылом руки.

Заключение.

При организации заключительной части урока надо учитывать последующие занятия школьников. Если после урока физкультуры у них есть последующие уроки, то в заключительной части урока необходимо предусмотреть комплексы спокойных размеренных упражнений, направленных на расслабление, внимание, развитие гибкости, а также самомассаж. Задача состоит в том, чтобы в течение 3 - 5 мин снять эмоциональное и нервно-мышечное возбуждение. Если урок проводится последним в расписании, то возможно применять интенсивную нагрузку и в этой его части. Однако интенсивность упражнений не должна превышать уровня основной части. Можно проводить небольшие соревнования, игры с мячом, разнообразные эстафеты с полосой препятствий, комплексы упражнений на развитие скоростно-силовой выносливости, ловкости, силы и гибкости.

Список использованных источников

1. Легкая атлетика, Учебник для институтов физической культуры, под ред. Н. Г. Озолина и Д. П. Маркова, 2 изд., М., 2002;
2. Учебник тренера по легкой атлетике, под ред. Л.С.Хоменкова, 2 изд., Изд.: Физкультура и спорт, 1982 г.;
3. Теория и методы обучения легкой атлетике. Редактор: Г.В. Грецов, Изд.: Академия, 2013 г.

Реферат на тему “Проведение школьных занятий по лёгкой атлетике” обновлено: Июль 31, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

Согласовано:

Директор школы

__________/___________/.

Безопасность на уроках по легкой атлетике

Уроки по легкой атлетике обычно проводят на школьном стадионе или на пришкольной спортивной площадке, реже - в спортивном зале. На занятия могут действовать факторы, способствующие росту травматизма и заболеваемости учеников:

■ отрицательная температура воздуха;

■ мокрый грунт (пол);

■ сильный ветер;

■ опавшая с деревьев листва;

■ падение на скользком грунте или твердом покрытии;

■ нахождение в зоне броска во время метания малого мяча или гранаты;

■ выполнение упражнений в беге, прыжках и метании без разминки.

Типичные травмы

При выполнении легкоатлетических упражнений возможны:

  • растяжения связок локтевого, плечевого, голеностопного и коленного суставов;
  • растяжения и надрывы двуглавой и четырехглавой мышц бедра;
  • воспаление надкостницы большеберцовой кости;
  • мышечные боли;
  • ослабление свода стопы.

Иногда случается «гравитационный шок» - кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки занимающегося после интенсивного бега, когда замедляется циркуляция крови и, значит, уменьшается приток кислорода к головному мозгу.

Меры по обеспечению безопасности

1. Качественно и всесторонне провести разминку. Она должна включать две части упражнений: общеподготовительную (медленный бег 2-3 мин, комплекс общеразвивающих упражнений 6-8 мин) и специально-подготовительную (беговые и прыжковые упражнения, ускорения).

Выполняя упражнения при разминке, необходимо придерживаться следующих методических правил:

■ последовательно воздействовать на основные группы мышц (потягивания, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для мышц туловища и ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление);

■ упражнения по своему характеру и интенсивности должны соответствовать предстоящей основной деятельности на уроке;

■ общеразвивающий комплекс должен включать не менее 6-8 упражнений различной направленности, с повторением каждого 6-8 раз.

Специальные беговые упражнения выполняются для подготовки у занимающихся мышц и связок двигательного аппарата к интенсивной работе. Достаточно 3-5 упражнений на дистанции 30-40 м, по 2-3 повторения.

2. При проведении занятий по бегу:

■ осмотреть и очистить трассу от посторонних предметов;

■ проводить бег только в одном направлении;

■ на коротких дистанциях бежать только по своей дорожке;

■ за финишной линией дорожка должна продолжаться еще не менее чем на 15 м;

■ не делать резко «стопорящую» остановку после бега.

3. При проведении занятий по прыжкам в длину.

■ место приземления должно быть ровным, рыхлым, без посторонних предметов;

■ во время прыжков следует периодически перекапывать песок, чтобы исключить жесткое приземление;

■ подсобный инвентарь (грабли, лопаты) должен находиться не ближе 1 м от прыжковой ямы. Грабли класть на землю зубьями вниз;

■ дорожка для разбега должна быть ровной, твердой и не иметь выбоин, особенно в месте отталкивания;

■ необходимо соблюдать безопасную дистанцию при поточных прыжках;

■ параллельный разбег и прыжки на одной яме возможны лишь при безопасном расстоянии между дорожками разбега.

4. При проведении занятий по прыжкам в высоту:

■ в спортивном зале гимнастические маты на месте приземления необходимо укладывать плотно и ровно;

■ места разбега и отталкивания должны быть ровными и сухими;

■ в случае использования учениками разбега с разных сторон следует усилить внимание к регулированию порядка выполнения прыжков: допускать к прыжкам сначала учеников, разбегающихся с одной стороны (толчковая нога - левая), а затем - с другой (толчковая нога - правая);

■ не допускать поспешности с поднятием планки на предельную высоту;

■ не применять на уроке способы прыжков в высоту, не предусмотренные учебной программой и правилами соревнований.

4. На занятиях по метанию:

не проводить встречного метания;

■ строго устанавливать очередность метания снаряда (гранаты, мяча);

■ команда «собирать снаряды» подается только после того, как все учащиеся выполнят метание;

■ перед выполнением упражнений необходимо убедиться, что в секторе метания никого нет;

■ не производить метание без разрешения учителя;

■ не оставлять без присмотра спортивный инвентарь (малые мячи, гранаты);

■ нельзя стоять справа от метающего и находиться в зоне броска;

■ не ходить за снарядами для метания без разрешения учителя;

■ не передавать снаряд для метания друг другу броском.

Во избежание травм сустава необходимо следить за тем, чтобы во время броска кисть со снарядом (мяч, граната) проносилась над плечом, а не через сторону.

Согласовано:

Директор школы

__________/____________/.

Безопасность на уроках по гимнастике

Выполнение учащимися отдельных упражнений (особенно на гимнастических снарядах и опорных прыжков) связано с определенным риском. При несоблюдении мер предосторожности и неловком движении возможны срывы со снарядов (перекладина, брусья, бревно, гимнастическая лестница и др.) и падения, а в результате - травмы.

Типичные травмы:

■ ссадины, потертости и срывы мозолей;

■ ушибы и растяжения сумочно-связочного аппарата лучезапястного, локтевого, плечевого, коленного и голеностопного суставов;

■ разрывы ахиллова сухожилия и трехглавой мышцы голени;

■ не исключены ушибы головы.

Меры обеспечения безопасности

1. Правильно выбирать места занятий и размещать снаряды в зале, располагать их на достаточном расстоянии от стен и друг от друга. Нельзя ставить снаряды так, чтобы учащиеся выполняли упражнение лицом к яркому свету. Ученики должны хорошо видеть снаряд и место соскока. Снаряды необходимо обложить гимнастическими матами с учетом мест приземления после соскоков и возможных срывов и падений. В местах приземления желательно уложить два слоя матов. Гимнастические маты укладывать так. чтобы между ними не было промежутков, а приземление приходилось на середину одного из них.

2. При подготовке к занятиям на брусьях прежде всего необходимо проверить высоту брусьев. Для этого следует, поддерживая одной рукой жердь (а не вкладыши), а другой, отвернув стопорный винт, надавить пружину защелки. Если делать это вдвоем, то один ученик должен держать жерди и изменять их высоту, а другой - отвертывать и завертывать стопорные винты. Высоту жердей обычно устанавливают одновременно с обоих концов, при этом стоять под ними запрещается.

3. При установке перекладины и брусьев разной высоты особое внимание необходимо обратить на вертикальное положение стоек и равномерное натяжение тросов у грифа перекладины или у жердей брусьев, чтобы не было их захлестываний. При закреплении к крючкам на полу (лягушкам) необходимо следить за тем, чтобы звено цепи предварительно было освобождено и растяжки были закручены надежно. Для проверки правильности установки снарядов нужно взяться за тросы и сильно потянуть их на себя и от себя: перекладина и брусья должны находиться в строго вертикальном и устойчивом положении. Перед началом урока следует протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой.

4. Не реже одного раза в учебный год необходимо тщательно осматривать подвесные снаряды (канат, шест, кольца) и гимнастические стенки. Особенно часто и внимательно следует проверять надежность крепления снарядов. Канаты, шесты, гимнастические стенки должны быть крепкими, надежно прикреплены к потолку, стене. На канатах не допускаются порывы нитей и завязывания узлов. Шесты и рейки гимнастической стенки должны быть гладкими и не иметь трещин, сколов.

5. В подготовительной части урока, при выполнении общеразвивающих упражнений, особенно с предметами, надо указывать соответствующие дистанции и интервал, чтобы учащиеся не задевали друг друга, что может привести к ушибам. В разминку необходимо включать подготовительные упражнения направленного воздействия.

Для подготовки лучезапястного сустава применяются вращательные движения кисти; подскоки и передвижения на руках в упоре лежа; из положения стоя согнувшись падение вперед в упор лежа.

Подготовка голеностопного сустава осуществляется вращательными движениями стопой; поднимание на носки с пружинистым покачиванием и др.

Для подготовки локтевых и плечевых суставов выполняют: вращательные и рывковые движения; сгибание и разгибание рук. Эффективным является выполнение этих упражнений с использованием гимнастических палок и отягощений, например гантелей.

Подготовка меж позвонковых сочленений включает: прогибания и глубокие наклоны; различные повороты и вращения.

При выполнении упражнений на гибкость необходимо учитывать уровень физической подготовленности занимающихся, так как некоторые упражнения (например, шпагат) могут стать причиной повреждений мышечно-связочного аппарата.

6. В основной части урока важное значение для обеспечения безопасности имеют помощь и страховка. Помощь в гимнастике - это облегчение действий ученика при выполнении упражнений. Она способствует созданию у занимающихся правильного представления об упражнении, овладению техникой его выполнения; применяется при недостаточном развитии у обучаемых мышечной силы, координационных способностей, быстроты.

Различают следующие вилы помощи:

■ проводка - действия учителя физкультуры сопровождают ученика по ходу всего упражнения или отдельной его части, фазы;

■ фиксация - задержка ученика учителем в определенной точке движения;

■ подталкивание - кратковременная помощь при перемещении ученика снизу вверх;

■ поддержка - кратковременная помощь при перемещении ученика сверху вниз;

■ подкрутка - кратковременная помощь ученику при выполнении поворотов;

■ комбинированная помощь - использование различных приемов, применяемых одновременно и последовательно.

Помощь, как правило, оказывается на начальной стадии обучения новому упражнению. По мере овладения техникой выполнения упражнения непосредственная помощь заменяется страховкой, которая позволяет решать задачи психологической подготовки занимающихся (преодоление страха), а также избежать травмы.

Страховка - это обеспечение безопасности при выполнении упражнений, осуществляемое учителем физической культуры или учениками класса. В зависимости от сложности упражнения страхует кто-то один или одновременно несколько человек. Нельзя ставить на страховку не подготовленных для этого учеников.

Всех занимающихся следует обучать не только приемам помощи и страховки, но и самостраховки для того, чтобы они умели самостоятельно выходить из опасных положений.

Самостраховка - это заранее разученные приемы обеспечения безопасности, применяемые самим занимающимся для предупреждения травм. Например, предотвратить срыв со снаряда можно своевременным прекращением движения, соскоком со снаряда, выполнением дополнительных движений (сгибания рук, ног, туловища для замедления инерционного движения), изменением упражнения.

Очень важно научиться правильно приземляться во время падения: при падении назад надо присесть, согнуться и выполнить перекат назад; при падении вперед - сделать кувырок вперед или упасть в упор лежа, упруго сгибая руки.

Стоящий на страховке обязан правильно выбрать место для оказания страховки и, не мешая выполнению упражнения, умело использовать разные приемы страховки. Так, при выполнении упражнений на брусьях нельзя держать руки над жердями на пути движений ученика. На перекладине, кольцах и брусьях разной высоты страхуют, либо стоя точно под снарядом, либо незначительно перемещаясь по ходу выполнения маха. Особенно необходимо страховать учеников во время выполнения соскока (страхующий должен находиться непосредственно около места приземления). При выполнении опорных прыжков на коне (козле) страхуют, стоя непосредственно у места приземления, поддерживая ученика за руку.

Согласовано:

Директор школы

__________/____________/.

Безопасность при проведении

подвижных игр

Подвижные игры, входящие в программу физического воспитания школьников, характеризуются разнообразными двигательными действиями: бегом, остановками, поворотами, прыжками, лазанием, перелезанием, соскоками, перемещением по узкой опоре и др. Поэтому на уроках физкультуры при проведении подвижных игр во избежание получения травмы нужно:

1. Строго соблюдать правила игры.

2. Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.

3. При падении сгруппироваться.

4. Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) руководителя.

5. Начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру только по команде (сигналу) учителя.

Безопасность на уроках по

спортивным играм

Баскетбол

Характеризуется разнообразными двигательными действиями на небольшой по размеру спортивной площадке, непрерывным изменением ситуаций и непосредственным контактом с противником.

Причинами травм на уроках баскетбола могут быть:

■ захваты, перехваты и неудачные финты;

■ резкие прыжки и столкновения;

■ падения на мокром, скользком полу (на площадке);

■ недисциплинированное поведение, например, кто-то из учеников после выполнения упражнения не положил мяч в отведенное место и он выкатился на площадку, а другой ученик споткнулся об этот мяч и подвернул ногу.

Типичные травмы - повреждение пальцев рук, голеностопного сустава, боковых крестообразных связок, менисков коленных суставов, позвонков крестцового отдела позвоночника.

1. Занятие по баскетболу должны проводиться на сухой спортивной площадке или в спортзале с чистым сухим полом.

2. Следует заранее проветрить спортивный зал, очистить спортивную площадку от посторонних предметов.

3. Занимающиеся должны быть в спортивной одежде и спортивной обуви (тренировочный костюм, майки, трусы, кроссовки с нескользкой подошвой). Ногти на руках коротко острижены. Очки дополнительно закреплены.

4. Перед занятием необходимо снять все украшения (кольца, браслеты, цепочки, серьги и др.).

5. На занятиях необходимо строго соблюдать дисциплину, выполнять указания учителя физической культуры (судьи, капитана команды).

6. Особую осторожность проявлять при единоборствах игроков вблизи стен или возле какого-нибудь спортивного оборудования, иногда находящегося в зале.

Все острые и выступающие части оборудования предварительно заложить матами или огородить.

Дисциплинированность, хорошая разминка, овладение рациональной техникой, соблюдение правил игры - основа обеспечения безопасности на уроках баскетбола.

Волейбол

Двигательная деятельность учащихся на уроках волейбола осуществляется с помощью игровых приемов - перемещений различными способами (ходьба, бег, прыжки), подач, приема и передач мяча, нападающих ударов и блокирования, а также двухсторонней (учебной) игры.

Травмы во время игры в волейбол можно получить при приеме сильно поданного мяча, падениях, прыжках и блокировании мяча. Неопытность и отсутствие быстрой реакции у одних и сильные удары по мячу других могут стать причиной повреждений кистей рук, лица, головы и туловища.

Типичные травмы: вывихи фаланг пальцев, растяжение связочного аппарата лучезапястного сустава, вывихи в плечевом суставе, ушибы туловища. Следствием плохой разминки могут стать: растяжения и разрывы мышц голени, ахиллова сухожилия, связок голеностопного сустава; повреждение коленных суставов.

Необходимо соблюдать правила, аналогичные при игре в баскетбол. Во время игры рекомендуется пользоваться защитными приспособлениями (наколенниками, налокотниками и др.).

Футбол

Двигательная деятельность учащихся на уроках футбола характеризуется различными передвижениями с быстрым изменением скорости и направления, ускорениями, резкими рывками с мячом и без мяча, прыжками (борьба за летящий мяч), финтами, отбором мяча у противника, ударами по мячу. Для того чтобы завладеть мячом, занимающемуся часто приходится вступать в единоборство, плечом или корпусом оттесняя соперника, сопротивляясь его же действиями.

Причинами травм на уроках футбола являются: подножки, финты, прыжки и столкновения игроков, падения на мокром, скользком полу, умышленные нарушения правил игры, грубости в игре.

Типичные травмы:

■ растяжение связок коленного и голеностопного суставов;

■ повреждение менисков коленного сустава;

■ разрывы и надрывы мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц;

■ сотрясение головного мозга;

■ ушибы тела при столкновении и неудачном падении.

Необходимо соблюдать следующие правила:

1. Обувь у всех должна быть однотипной (кроссовки или бутсы).

2. До занятия проверить состояние футбольного поля, устойчивость ворот.

Занятия по футболу проводятся только на ровном и сухом поле (без ям, канав, луж). Поле должно быть очищено от всего, что может стать причиной травм (камни, жестяные банки, пластиковые бутылки, щепки, ветки деревьев и т.п.).

3. При выполнении прыжков, а также столкновениях и падениях применять приемы самостраховки, например приземление в группировке, кувырки в группировке, перекаты.

4. Во время игры соблюдать игровую дисциплину, не применять грубые и опасные приемы.

Согласовано:

Директор школы

__________/___________/.

Безопасность на уроках

По лыжной подготовке

Двигательная деятельность учащихся на уроках лыжной подготовки состоит из разнообразных способов передвижения на лыжах - лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений, поворотов; проходит при низкой температуре воздуха.

Во время занятий на лыжах возможны:

■ обморожения лица, рук и ног при скорости ветра более 1,5-2,0 м/с и температуре воздуха ниже минус 20°С;

■ травмы при ненадежном креплении лыж к обуви (потертости на ногах при неправильной подгонке лыжных ботинок;

■ ушибы, переломы в результате падения при спуске с горы или при прыжках с лыжного трамплина.

Типичные травмы: ушибы, ссадины, растяжения сумочно-связочного аппарата конечностей. Чаще всего травмы возникают при выполнении учениками непосильных для них заданий или при слишком быстром переходе от легких упражнений к сложным, например к спускам с крутых и неровных склонов, к выполнению поворотов и торможений на высокой скорости и т.п.

Причиной травм может быть:

■ короткая разминка, утомление;

■ недостаточная техническая или физическая подготовленность ученика;

■ несоблюдение определенной дистанции между учащимися на лыжне;

■ наступание на пятки лыж обгоняющего.

К травмам может привести ошибка учителя физической культуры в организации занятия. Так, например, если спуск и подъем на склоне осуществляются в одном и том же месте или если лыжни спусков двух занимающихся групп пересекаются, возможны столкновения и падения учащихся.

Травмирование может произойти: при движении по узким лесным дорогам; на обледенелых склонах; на снегу, покрытом коркой; в местах, где мало снега, где торчат пни, камни и растет кустарник.

Необходимо соблюдать следующие правила:

1. Занятия но лыжной подготовке начинать и заканчивать только в школе или на лыжной базе с обязательной проверкой учащихся по списку.

2. Освобождать от занятий тех, кто жалуется на здоровье, плохо себя чувствует.

3. Допускать к занятиям лишь тех, кто имеет специальную спортивную форму.

4. Заранее определить и подготовить место для занятий: проложить учебный круг и тренировочные круги, с лыжни убрать посторонние предметы (ветки, камни и т.п.), исключить обрывы и сложные для учеников склоны.

Крутизну склона учитель должен выбрать в соответствии с уровнем технической подготовленности учащихся. На склоне не должно быть выступающих или скрытых под снегом камней, корней, пней, поваленных деревьев. Снег на склоне должен быть уплотнен, чтобы лыжи не зарывались в него. На леденистом снегу занятия лучше не проводить, так как возможны падения и травмы. Склон должен иметь достаточно длинный выкат, позволяющий, при необходимости, выполнить торможение.

Переходить с пологих склонов на крутые нужно постепенно. При выполнении учениками спусков, торможений, поворотов, подъемов учитель обычно находится на середине склона, а группа размещается шеренгой наверху. Учащиеся поочередно спускаются по склону, выполняя задание, а возвращаются наверх, проходя сзади учителя. В этом случае не будет встречного движения, столкновений и травм.

При спуске нужно держать палки наконечниками (штырями) назад. Нельзя выставлять их вперед: при потере равновесия и падении есть опасность наткнуться на них лицом или туловищем, что чревато серьезными травмами.

Необходимо соблюдать определенную дистанцию на лыжне и на спусках со склонов. Передвигаясь на лыжах группой в колонне по одному, следует сохранять такую дистанцию от идущего впереди: не менее 3-4 м на ровных участках лыжни и не менее 30 м при спуске со склона.

Спустившись, ученик не должен резко останавливаться, иначе с ним может столкнуться тот, кто спускается за ним. В исключительных случаях, когда препятствие при спуске появляется неожиданно и нет возможности нормально затормозить, необходимо осуществить торможение преднамеренным падением, чтобы не получить серьезную травму.

Необходимо строго соблюдать температурные нормы, при которых разрешены занятия по лыжной подготовке той или иной возрастной группе учащихся:

1-4-й классы - до минус 12°, 5-9-й классы до минус 16°, 10-11 -й классы - до минус 20° при безветренной погоде или слабом ветре.

Чтобы на уроках физической культуры не возникли опасные для жизни и здоровья школьников ситуации, необходимо:

1. Создать хорошую материально-техническую базу.

2. Выполнять санитарно-гигиенические требования.

3. Правильно выбирать место для занятий.

4. Методически грамотно планироват ь и проводить уроки.

5. Предупреждать учащихся о возможных травмах при нарушении дисциплины, неисполнении указаний, неправильных двигательных действиях.

Физическое воспитание в общеобразовательной школе должно осуществляться по известной формуле безопасности:

■ всегда предвидеть;

■ по возможности избегать;

■ при необходимости действовать.


1-й класс

Упражнения в ходьбе

Ходьба на носках, пятках, внешней и внутренней стороне стопы; выпадами; семенящий шаг с ориентирами; ходьба в приседе, полуприседе; ходьба с высоким подниманием бедра; ходьба по ориентирам (по линиям, т.е. разметке спортивного зала, по разметке в виде расположенных равномерно/неравномерно геометрических фигур, точек и др.); ходьба с захлестыванием голени; ходьба с опорой на руки, согнувшись вперед, назад, в сторону; приставными шагами; в «коридоре»; по уменьшенной опоре; переступанием через предметы; по кубам, скамейкам; с изменением направления.

Упражнения в беге

Бег на носках; бег боком приставными шагами; многоскоки; бег с выпрыгиванием вверх к зрительному ориентиру; быстрый бег на дистанции 10 м, 20 м, 30 м; медленный равномерный (дозированный) бег от 300 м до 2 км; бег с преодолением небольших препятствий; бег на короткие дистанции из различных и.п.; бег с высоким подниманием бедра и с захлестыванием голени; бег с ускорением и с изменением направления движения («змейкой», по кругу, спиной вперед); из разных и.п. и с разным положением рук; высокий старт с последующим ускорением.

Бег в «коридоре»; бег по гимнастическим скамейкам; бег с преодолением препятствий (через скамейку, обруч, набивные мячи).

Упражнения в прыжках

Прыжки на двух ногах (на месте, в движении, лицом вперед); прыжки в положении присев в движении, лицом вперед; выпрыгивание вверх по сигналу (зрительному, слуховому, тактильному); прыжки на одной ноге и с чередованием двух ног; запрыгивание и спрыгивание толчком двумя ногами, одной ногой на небольшое возвышение (кубы, гимнастическую скамейку, горку матов и др.); прыжки по заданным ориентирам (обручам, кубам, гимнастическим скамейкам, резиновым коврикам и др.) – на удержание равновесия; выпрыгивание вверх по сигналу (зрительному, слуховому, тактильному); прыжки на двух ногах через препятствия (скамейки, обручи, маты, набивные мячи и т.д.) в длину и высоту. Перепрыгивание через скамейку сбоку толчком двумя ногами с опорой руками на скамейку.

Прыжки в высоту на месте с доставанием подвешенных ориентиров; выпрыгивание из полуприседа и глубокого приседа на двух ногах.

Прыжки на месте (на одной ноге, с поворотами направо и налево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места.

Прыжки через скакалку на месте на одной и двух ногах.

Игры: «Пятнашки», «Хвостики», «К своим флажкам!», «Не оступись!», «Быстро по местам!», «Третий – лишний», «Салки-догонялки», «Горелки», «Рыбки», «Не попади в болото!», «Волк во рву», «Кто быстрее?», «Охотники и утки» и др.

Все перечисленные игры строятся на беговых и прыжковых упражнениях, а также на упражнениях в метании и комбинациях перечисленных упражнений. Самые простые игры – с однократными перебежками из одного места в другое (по сигналу учителя). Смысл этих игр сводится к тому, чтобы перебежать на другую сторону игровой площадки через «опасную зону» и не быть осаленными водящим (водящих в игре может быть несколько, например, двое, трое или даже больше, в зависимости от задач, которые решаются игрой данного типа). К таким играм из данного списка можно отнести: «Быстро по местам!», «К своим флажкам!», «Третий – лишний» (в данном случае команду к бегу дает убегающий игрок).

К простым игровым действиям можно отнести также игровые задания на однократное выполнение того или иного легкоатлетического упражнения, например, «Кто быстрее?» («Кто быстрее добежит до противоположной стороны зала или до определенной ограничительной линии?» При этом перебежки делаются небольшими группами и выполняются целыми сериями. По результатам забега начисляются очки каждому его участнику. Например, в группе из пяти человек первому начисляют в одной перебежке 5 очков, а последнему – 1 очко. Очки суммируются после каждой последующей перебежки, и по наибольшей сумме определяется, кто в группе самый быстрый).

Более сложные игры с бегом не ограничиваются однократными перебежками в одну и другую сторону (или по кругу), а представляют собой игровое пространство с постоянно сменяющимися условиями и обстоятельствами, когда все играющие перемещаются по площадке одновременно в разных направлениях и по различным траекториям, и это вносит определенную осмысленность в действия играющих (когда требуется замедлить бег, а когда – ускорить его, когда – остановиться, а когда – начать бег). Водящему также предоставляется возможность перестраивать свои действия по ходу игры: менять «объекты» преследования, выжидать, делать «броски» в сторону бегущего рядом. К таким играм можно отнести «Пятнашки», «Хвостики», «Салки-догонялки». Описание такого типа игр можно найти в брошюре «Освоение сложноорганизованного пространства» (Высоцкий В.Л. Освоение сложноорганизованного пространства: физическая культура в 1 классе. – М.: Чистые пруды, 2007 // Библиотечка «Первое сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 2 (14)).

Еще один тип игр – такие, где используются прыжки. Они могут быть «одноактными», т.е. прыжки выполняются в заданном направлении и по ориентирам так, чтобы играющего не задел рукой водящий, который передвигается тоже прыжками по ориентирам, но имеет большую свободу в выборе направления движения, или «сюжетными», в которых события меняются постоянно, поскольку свободой в выборе направления и ориентиров движения обладают уже все участники игры. К таким играм из приведенного выше списка относятся следующие: «Не оступись!», «Не попади в болото!».

Не менее сложными представляются игры, в которых используются два или несколько легкоатлетических упражнений: бег и прыжки, бег и метание: «Волк во рву» (играющие с разбега перепрыгивают ров, в котором находится «волк» – водящий, таким образом, чтобы, с одной стороны, не попасть ногой в ров, с другой, – не быть осаленным «волком»), «Рыбки» (те же игры-салки, но с метанием мягкого поролонового мяча в бегущих участников).

2-й класс

Упражнения в ходьбе

Ходьба перекрестными шагами; ходьба приставными шагами правым, левым боком; ходьба спиной вперед; ходьба с чередованием длины шага; ходьба по бревну описанными выше способами.

Упражнения в беге

Ускорения до 30 м; бег короткими и длинными шагами; бег спиной вперед; бег с выпрыгиванием по сигналу, зрительному ориентиру, медленный равномерный дозированный бег от 300 м до 2500 м (бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой); бег на прямых ногах; бег по ориентирам.

Пробегание коротких отрезков из разных и.п. (привычных и непривычных). Повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта.

Упражнения в прыжках

Прыжки спиной, боком, вперед. Прыжки в положение присев, в движении спиной, боком вперед. Прыжки по заданным ориентирам (обручам, кубам, гимнастическим скамейкам, резиновым коврикам и др.) – на удержание равновесия. Прыжки на двух ногах в длину и высоту через препятствия (скамейки, обручи, маты, набивные мячи и т.д.); прыжки в приседе и с выпрыгиванием вверх из приседа. Прыжки способом «перешагивание» лицом, боком к препятствию.

Перепрыгивание через скамейку сбоку толчком одной ногой, напрыгивание на скамейку толчком одной, двух ног; комбинация из толчков и приземлений (скамейка спереди, сбоку, сзади); челночное выполнение прыжков через скамейки (например, комбинация прыжков «3?5», т.е. прыжки через пять расположенных параллельно на равном расстоянии относительно друг друга гимнастических скамеек); прыжки с возвышения и с приземлением в условленное место: в обруч, в круг, на гимнастический мат (на точность приземления), прыжки на месте с поворотом на 90° и 180°, в высоту с прямого разбега.

Броски и метание

Броски большого мяча снизу из положения стоя и из положения сидя от груди.

Метание малого мяча на дальность способом «из-за головы».

Подвижные игры и игровые задания

Игры: «Вызов номеров», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Пилоты» «Мышеловка» и др.

Описание основных характеристик игр, предлагаемых в начальной школе, уже было дано выше, поэтому далее мы просто будем классифицировать игры по типу или дадим их краткое описание.

Игры-перебежки: «Пустое место» (смысл игры – не дать водящему занять пустое место или, по-другому, «дом», перебегая в то место, которое стремится занять водящий. Свободное место может быть одно, но их может быть и больше – в зависимости от того, сколько человек участвует в игре. Все играющие имеют свой «дом» или место. Играющий становится водящим тогда, когда последний занимает его «дом»); «Невод» (по сигналу начинаются перебежки играющих с одной стороны игровой площадки на другую так, чтобы не попасть в «невод» водящих (два-три человека встают в одну линию и берут стоящего рядом за руку); «Заяц без дома» (правила игры схожи с правилами игры «Третий – лишний», но лишь с той разницей, что участники не встают в круг, а располагаются по одному равномерно по всей игровой площадке в специально отведенных для этого отмеченных местах – «домах»).

Игры с использованием бега и бросков: «Мяч соседу» (правила игры создаются самими участниками игры постепенно с помощью учителя, а основные правила игры, касающиеся перемещения по площадке и способа взаимодействия, указаны в классификации игры и в ее названии). Варианты этой игры можно найти в брошюре «Освоение сложноорганизованного пространства».

Игры с использованием бега: «Космонавты», «Пилоты» (описание игр также приведено в брошюре «Освоение сложноорганизованного пространства»).

Игры с использованием бега и прыжков: «Мышеловка» (варианты игры, аналогичной играм «Волк во рву» или «Невод», но, в отличие от них, на площадке устанавливаются несколько таких препятствий, через которые играющим придется перемещаться таким образом, чтобы «мышеловка», захлопнувшись, осталась пустой).

3-й класс

Упражнения в ходьбе

Перекат с пятки с подъемом на переднюю часть стопы. Ритмическая ходьба. Ходьба в полунаклоне. Ходьба с махом прямой ногой вперед, касаясь ладонями носка.

Упражнения в беге

Бег с ускорением до 60 м; медленный дозированный бег на дистанции 500–3000 м (равномерный бег, чередующийся с ходьбой); бег на уменьшенной опоре; семенящий бег; бег с перепрыгиванием предметов. Бег с изменением скоростных параметров; бег с высоким подниманием бедра в упоре на месте; продвижение вперед с преодолением внешнего сопротивления, бег «в гору».

Повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию до 60 м (с сохраняющимся или уменьшающимся интервалом отдыха); повторный бег «в гору» (с сохраняющимся интервалом отдыха).

Упражнения в прыжках

Прыжки толчком двух ног и с приземлением на две ноги (на резиновых ковриках) по ориентирам в комбинациях (длина прыжков – 30–70 см): прыжок вперед – назад – вправо (влево) – влево (вправо) – назад – вправо (влево); прыжок назад – вперед – вправо (влево) – влево (вправо) – вперед – вправо (влево); прыжок вправо (влево) – вперед – влево (вправо) – назад – влево (вправо) – назад – вправо (влево). Прыжок влево (вправо) – вправо (влево) – вперед – влево (вправо) – назад; прыжок влево (вправо) – вправо (влево) – назад – влево (вправо) – вперед; выполнение описанных упражнений многократно на точность и устойчивость, скорость, точность и равновесие; каскадное выполнение прыжков (3, 5, 7). Прыжки толчком двух ног, одной ноги, с поворотом на 90°, 180°. Прыжки в длину и в высоту с разбега на маты; прыжки в длину и высоту с прямого разбега способом «согнув ноги»; прыжки в глубину и из глубины вверх, многоскоки, повторное выполнение многоскоков. Перепрыгивание через скамейку толчком двух ног, одной ноги и поворотом на 90°–180°; напрыгивание на скамью и спрыгивание с нее с поворотом на 180°. Прыжки на скамейке толчком двух ног с поворотом на 90°–180° и с приземлением на скамейку двумя ногами; прыжки через 2, 3, 4, 5 скамеек с 5 и 7–8 беговых шагов. Многократные прыжки с продвижением вперед на двух ногах, с ноги на ногу – «шаги», на одной ноге – «скачки» на горизонтальной и наклонной дорожках. Опорные прыжки напрыгиванием через автомобильные шины, «грибки» способом «ноги врозь», выпрыгивание из приседа на одной ноге. Выполнение прыжковых упражнений в режиме «партнерства»: одновременное синхронное выполнение подскоков, с продвижением вперед; последовательное выполнение; в режиме «соперничества»: на минимальное количество на заданное расстояние; выпрыгивание в высоту до постоянных ориентиров.

Прыжки вверх-вперед толчком одной и обеими ногами о гимнастический мостик.

Броски и метание

Метание малого мяча правой или левой рукой из-за головы стоя на месте в цель (в стену, щит, вертикально весящий обруч, надувной шар и др.).

Броски в стену и ловля теннисного мяча в максимальном темпе из разных исходных положений с поворотами

Подвижные игры и игровые задания

«Салки с ленточками», «Защита укрепления», «Колесо», «Кто дальше бросит?», «Мяч на ловле», «Круговая охота» и др.

Игры с метанием мяча: «Защита укрепления» (игрокам, образующим круг или стоящим просто по периметру площадки, необходимо сбить либо выбить мячом расставленные в центре круга или площадки предметы, например кегли, пластиковые бутылочки, гимнастические булавы, большие резиновые мячи и т.д. Но их задача усложняется тем, что их броски отбивает любым способом защитник «крепости»); «Мяч на ловле» (в кругу, расположенном по центру игровой площадки, стоит водящий с мячом в руках, остальные играющие стоят по всей длине круга. По сигналу учителя водящий бросает мяч вверх, а это, в свою очередь, служит сигналом для игры остальным ее участникам. Они разбегаются по всей площадке и внимательно наблюдают за водящим, который, поймав мяч, пытается, не выходя из круга, попасть в них мячом. При точном попадании водящий получает помощника, который будет подавать ему мячи. В случае, если водящий не смог «запятнать» мячом одного из играющих, он сам может выбежать из круга, подобрать мяч, вернуться в круг и продолжить игру дальше).

Игры с использованием бега: «Салки с ленточками» (это аналог игры «Хвостики», но с одним лишь отличием: ленточки, которые закрепляются на поясе у игроков, имеют порядковое значение, зависящее от их цвета. Водящий сначала должен снять со всех убегающих например, красные ленты, и, пока это не будет сделано, нельзя снимать следующую – желтую ленту, а после нее и зеленую. Таким образом, после каждой смены водящего (их может быть несколько) подсчитывается количество очков, заработанных в игре: за красную ленту – 1 очко, за желтую – 3 очка, за зеленую – 5 очков); «Колесо» (4–6 групп играющих, равных по количеству участников, но не менее 3 человек в каждой, по своей расстановке на площадке образуют «велосипедное колесо»: каждая команда – «спица» колеса. Водящий бежит вокруг «колеса», останавливается около одной из команд, хлопает по плечу крайнего участника. Тот, в свою очередь, подает такой же сигнал впереди стоящему, а он – следующему, и так до последнего участника команды. Как только последний участник получит сигнал к игре, он бежит вдоль своей команды и далее по кругу. Все остальные участники вместе с водящим тоже бегут по кругу как можно быстрее, перегоняя друг друга, для того чтобы вернуться на прежнее место команды и не оказаться без места. Игроку, прибежавшему последним или не успевшему занять место в командной расстановке, предстоит исполнять роль водящего).

4-й класс

Упражнения в ходьбе

Ходьба с различными движениями рук (прямыми, согнутыми в локтях; в такт или не в такт движениям ног; с одноименными/разноименными движениями ног и рук, с вращательными движениями одновременно обеих рук вперед или назад либо с одновременным вращением одной руки вперед, другой – назад и т.д.). Ходьба приставными, перекрестными шагами по предметам (набивным мячам, кубам), расположенным относительно друг друга равномерно или неравномерно по прямой/ломаной линии в соответствии с определенным рисунком (комбинацией).

Упражнения в беге

Бег с ускорением до 60 м; медленный дозированный бег на дистанции 500–3000 м (равномерный бег, чередующийся с ходьбой); бег на уменьшенной опоре; семенящий бег. Низкий старт, стартовое ускорение. Финиширование (набегание). Стартовое ускорение с места и с предварительного движения.

Повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию до 60 м (с сохраняющимся или уменьшающимся интервалом отдыха). Бег на развитие скоростной выносливости (на дистанцию 100–300 м).

Прыжки

Прыжки толчком двух ног и с приземлением на две ноги (на резиновых ковриках) по ориентирам в комбинациях (длина прыжков – 50–100 см): схема прыжковых комбинаций – как в 3-м классе; перепрыгивание через скамейку толчком двух ног, одной ноги с поворотом на 270° и 360°, прыжки способом «перешагивание» (скамейка сбоку) с доставанием маховой ногой ориентира (подвязанного мяча, кегли, мешочка и т.д.); прыжки способом «перешагивание» (скамейка спереди) с доставанием рукой ориентира.

Прыжки через легкоатлетические барьеры в беге; прыжки на двух ногах с подтягиванием коленей к груди в продвижении вперед. Выполнение прыжков в длину на определенном отрезке («покрыть» расстояние наименьшим количеством прыжков). Опорные прыжки напрыгиванием и отталкиванием от гимнастического мостика через козла способом «ноги врозь», согнув колени, наскок на возвышение на колени в упор присев. Прыжки в длину способом «согнув ноги»; выполнение прыжковых упражнений в режиме «партнерства»: одновременное синхронное выполнение подскоков, прыжков с места с продвижением вперед, прыжков с разбега; в режиме «соперничества»: выполнение прыжковых упражнений в форме игровых заданий друг другу на точность исполнения (по способу выполнения прыжка, на расстояние полета: в высоту/в длину, на равновесие в удержании позы при приземлении, по комбинации прыжков и т.д.).

Броски и метание

Броски набивных мячей в высоком темпе из разных и.п. и различными способами (в серии – не менее 5 бросков).

Метание малого мяча из-за головы в заданные сегменты (отрезки) сектора метания (3–5 серий по 10 бросков с чередованием отрезков метания мяча).

Подвижные игры и задания

Игры: «Пятнашки в парах (тройках)», «Подвижная цель», «Не давай мяч водящему!», «Захвати знамя!» и др.

Игры с бросками мяча: «Не давай мяч водящему!» (участники, стоя в кругу, перебрасывают друг другу мяч любым способом в произвольном порядке; водящий в центре круга старается перехватить передачу мяча).

Игры с использованием бега (командные): «Захвати знамя!» (на площадке для двух команд размечаются ее половины. Одна половина площадки для команды – «своя», а другая – «чужая». Количество играющих напрямую зависит от размеров самой площадки. На дальней границе «чужой» половины площадки стоит знамя, которое участники другой команды должны захватить и перенести на «свою» половину так, чтобы соперник на «чужой» половине не смог задеть его рукой. Каждая удачная попытка перенести знамя соперника на «свою» половину приносит зачетное очко команде); «Пятнашки в парах (тройках)» (простые «Пятнашки», но с использованием уже командной тактики действий водящих в парах и тройках, требующие умения предварительно договариваться и предельно четко согласовывать свои действия в быстро меняющихся игровых ситуациях).

Игровые задания: «Подвижная цель» (броски малого мяча в передвигающиеся объекты. Ими могут быть мячи, которые перекатываются в разных направлениях и на разном расстоянии от бросающего мяч: например, мячи перекатываются навстречу бросающему игроку или от него, а также в других направлениях на некотором расстоянии от бросающего), а также другие объекты, в том числе и сами ученики – участники игры, которые, используя беговые и прыжковые упражнения, стремятся увернуться от мяча).

Более подробное описание игр дано в брошюре «Освоение сложноорганизованного пространства».

Физическое воспитание в школе призвано укреплять здоровье детей, способствовать нормальному физическому развитию ребенка. На уроках физической культуры ученики получают важные навыки в двигательной деятельности — в беге, ходьбе, метании предмета и так далее. Легкая атлетика в школе развивает все эти виды физических упражнений. Это главный раздел в программе физической подготовке школьников.

Легкая атлетика отличается многообразными формами проведения занятий, разнообразием упражнений. Поэтому дети и подростки с удовольствием осваивают виды этого курса. Действительно, прав тренер по этому виду спорта из Норвегии Э. Брюнем. Он сказал, что физические упражнения должны быть не только полезными, но и радостными. Поэтому целевые установки достигаются путем разнообразного воздействия на детей со стороны педагога. Нельзя забывать, чему бы мы детей не учили, прежде всего это – процесс воспитания личности, процесс формирования здорового образа жизни.

  1. Формирование правильного мировоззрения человека, поскольку именно этот фактор является решающим в выборе направления деятельности любого человека. Физическое воспитание имеет целью формирование здоровой личности, гармоничное развитие ребенка и предоставлении возможности реализации его физических способностей.
  2. Методические основы. При построении системы физического воспитания в рамках школьного курса необходимо опираться на основополагающие принципы естественных наук – анатомии, биохимии, физиологии, а, так же, учитывать основные положения педагогики, психологии, философии.
  3. Нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется согласно разработанным на основе многих проверенных методик обязательных школьных программ. Эти документы обязывают придерживаться постепенного освоения комплексов двигательных упражнений и умений соответственно разработанным программам.

Нормативы физического развития формируются по разным критериям – возраст, пол, уровень физического развития, здоровье и так далее. Подготовка в связи с этими нормами может быть общая и специализированная.

Физкультура в школе

Общая подготовка ориентирована на среднего учащегося. Программа «Легкая атлетика в школе» предполагает освоение основных двигательных навыков, исходя из физических возможностей среднего ученика по показателям развития и здоровья. В ходе общей подготовки учащийся получает необходимый для нормальной жизни уровень физического состояния, разностороннее развитие обычных физических умений.

Спортивные тренировки предусматривают совершенствование в одном виде физической подготовки.

Это относится и к занятиям по легкой атлетике в школе.

По сути дела, занятия легкоатлетическими видами упражнений сопровождают ребенка с самого раннего детства. Уже в детском саду на физкультурных занятиях дети учатся бегать, прыгать, соревнуются в этих упражнениях. Бег, прыжки, метание предметов на расстояние присутствуют во многих детских подвижных играх.

Легкая атлетика — основа физического воспитания.

В нашей стране легкая атлетика составляет основную часть программы школьного физического воспитания. И это не случайно, так как эти упражнения развивают организм наиболее равномерно и гармонично. Системы легкоатлетических упражнений имеют оздоровительный эффект для всего организма в целом. Помимо мышечной активности они развивают сердечно – сосудистую систему, дыхание, вестибулярный аппарат, реакцию. Совершенствуются все группы мышц, равномерные нагрузки доставляют удовольствие в процессе урока.

Урок легкой атлетики в школе воспитывает командный дух, чувство коллективизма. В дальнейшей жизни навыки, полученные на уроках легкой атлетики, пригодятся в трудовой деятельности, в армейской жизни.

Кроме физической подготовки в ребенке воспитывается настойчивость, сила воли, укрепляется характер.

Популярность легкой атлетики как вида спорта объясняется тем, что ее основу составляют естественные для человека формы движения – бег, прыжки, метание, ходьба. Этим могут заниматься самые неподготовленные физически люди. Эти занятия не требуют специального оборудования и помещения, это доступно всем.
Виды легкой атлетики в школе включают в себя занятия этими упражнениями.

Формы занятий физической культурой в школе

Структура занятий может быть разной:

  • Секции – внеурочные тренировки для подготовки к соревнованиям или занятия со слабыми учениками. Время занятий втрое превышает академический урок, нагрузка концентрируется на одном основном упражнении.
  • Самостоятельные занятия проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами. Отрабатываются отдельные упражнения или выполняется домашнее задание учителя.
  • Тренировки проводятся в специализированных секциях, работающих от ДЮСШ в ОУ. Основная цель – подготовка к соревнованиям по конкретному упражнению.
  • Соревнования – итоговая форма, предполагающая демонстрацию полученных навыков и умений.

Программные требования по легкой атлетике в школе

За годы учебы в общеобразовательной школе ребенок проходит все стадии формирования, взросления. Это самые важные и продуктивные для становления личности годы. На каждом возрастном этапе предусматривается особая программа физического развития. Распределение нагрузки предусмотрено следующим образом:

Легкая атлетика 1 класс – 14 часов

Школьники в первом классе должны уметь:

  • Бегать по ровной дорожке с наибольшей скоростью 60 метров,
  • Бегать равномерно без остановки 10 минут
  • В беге и прыжках проходить полосу с 3-5 препятствиями
  • Прыгать в высоту с разбега по прямой линии и сбоку.
  • Метать предметы в цель правой рукой

Легкая атлетика 2 класс – 16 часов

Виды упражнений остаются прежними, отрабатывается техника их исполнения

Легкая атлетика 3 класс – 12 часов

В третьем классе ученики вырабатывают выносливость, упражнения усложняются.

Бег с ускорением, бег на 100 метров, бег в среднем темпе на 500-1000 метров.

Метание (входит в урок з легкой атлетике) производится с обеих рук на дальность, в цель, на скорость попадания.

4 класс урок легкая атлетика подытоживает полученные в начальных классах умения.

Ходьба сопряжена с одновременным движением рук, предполагает достаточно развитую координацию движений при ходьбе по предметам, по узкой скамейке.

Бег предполагает чередование с ходьбой на дистанции до 3 км. Школьники должны уметь бегать с ускорением на 60 м с низкого старта. Для развития выносливости и силы применяется бег на 100 и 300 метров.

Программа «Легкая атлетика 4 класс» состоит из 10 часов занятий.

Отрабатывается точность приземления в прыжках на 50-100 см. Это упражнение делается по зрительным ориентирам. Например, прыжки в нарисованы круги или разложенные на определенном расстоянии обручи.

Метание и броски предметов предполагают скоростное выполнение упражнения из разных положений.

В подвижных играх программы «Легкая атлетика 4 класс» применяются предметы, которыми надо попасть в цель или точно передать партнеру. Это мячи, палочки, обручи.

5-9 класс – 11 часов

В 10 и 11 классе учитель самостоятельно регулирует нагрузки и виды спортивных занятий.

Особенности уроков легкой атлетики в начальных классах

В классах начальной школы ученики знакомятся с правильными способами ходьбы, бега, метания и прыжков.

Все упражнения и навыки отрабатываются в игровой и соревновательной форме как эстафеты, тематические игры.

Важно помнить, что легкая атлетика в начальных классах представляет собой игровые формы развития основных упражнений.

  1. Ходьба разными способами на пятках, носочках, с выпадами и так далее – имитация животных
  2. Бег боком, с подскоками, с ускорениями, с небольшими препятствиями, по кругу, змейкой, по скамье.
  3. Прыжки на месте, в движении, через преграды. Упражнение учатся делать на одной ноге или двух. Прыганье через скакалку.

Учителю предоставляется большой выбор подвижных игр, в которых тренируются предусмотренные программой упражнения. Легкая атлетика в начальной школе отводит значительное время урока для групповых игр – «Пятнашки», «Хвостики», «Третий – лишний», «Охотники и утки» и множество других.

Легкая атлетика в средних и старших классах

Легкая атлетика в 5 классе предполагает начало освоения навыков и упражнений вне игровой формы. Это отработка и правильное выполнение основных элементов бега, прыжков и метания.

легкая атлетика в 5 классе

В классах среднего звена школьники учатся:

  • Бегать в среднем темпе 15-20 минут без остановки. Это тренирует выносливость и развивает дыхательную систему.
  • Прыгать в длину с согнутыми ногами с разбега в 10-15 шагов
  • Прыгать в высоту с разбега перенося ногу через барьер
  • Метать мяч на дальность и с попаданием в цель

Ученики осваивают точность разбега в выполнении разных упражнений – прыжков в высоту и длину, метании.

Программа «Легкая атлетика 6 класс» ставит целью воспитать у учащихся координацию, скорость, навыки коллективного действия, выносливость.

На одном из уроков можно сконцентрировать внимание на отработке точной передачи теннисного мяча в беге как подготовительном упражнении для лапты. Эта игра учит действовать сообща.

Легкая атлетика 7 класс

В седьмом классе школьники должны выполнить или ориентироваться на определенные нормативы в прыжках в высоту и длину, в скорости бега на короткие дистанции, дальности метания мяча. Эти упражнения отрабатываются на уроках по программе 7 класс. Физкультура, легкая атлетика в этом возрасте подходит лучше всего, особенно необходима для профилактики гиподинамии.

Легкая атлетика 8 класс предусматривает усложнение упражнений. Учитель знакомит школьников с более сложными видами прыжков фосбери-флоп, разнообразит виды предметов для метания.

Легкая атлетика 9 класс подготавливает учащихся к участию в соревнованиях по легкоатлетическим видам. Это классическое четырехборье – бег на выносливость, 60-метровая дистанция на скорость, прыжки с разбега в длину или высоту и метание резинового мяча.

Легкая атлетика 10 класс – это отработка техники полученных в предыдущих классах навыков. Бег в эстафете, в прыжках – стремление к результативности.

В выпускных классах школьники достигают достаточного уровня физического развития для возможности интенсивных нагрузок на уроках физкультуры и на занятиях во внеурочное время.

Легкая атлетика 11 класс. В выпускном классе отработка упражнений по легкой атлетике занимает меньше времени, чем раньше.

Здесь в программе превалирует обучение групповым играм – волейболу, баскетболу, где применяются полученные навыки бега, прыжков и метания.