Летнее сценарии по плаванию доу бассейн. Развлечение в бассейне для детей подготовительной группы « Юные пловцы. Атрибуты для проведения игр уточняются

Конспект совместной деятельности педагога и детей по тестопластике для подготовительной группы (6 – 7лет).
«Путешествие во дворец фантазии».

Предлагаю вашему вниманию конспект совместной деятельности педагога и детей по тестопластике для подготовительной группы (6 – 7лет) на тему «Путешествие во дворец фантазии». Совместная деятельность направлена на оценивание уровня личностных достижений дошкольников в области тестопластики и смежных дисциплин, таких как ИЗО и математика. Материал будет интересен педагогам дошкольного образования и педагогам дополнительного образования.

Цель: развитие творческих навыков детей в области тестопластики.
Задачи:
обучающие: выявлять когнитивный рост по тестопластике, навыки координации движений, мелкой моторики рук;
развивающие: выявлять уровень личностного развития, внимания и воображения;
воспитательные: воспитывать эстетическую культуру личности, навыки общения, самооценку.

Форма занятия: путешествие по лабиринту.
Тип занятия: обобщающее занятие.
Оборудование: мультимедиа проектор, музыкальное сопровождение, бланки с заданиями для детей, «медали», принадлежности рабочего места (стаканы, кисти, вода, краски, палитра, дощечки для лепки, стеки, салфетки), соленое тесто, конверты с комплектами геометрических фигур для каждого ребенка.

Ход занятия
1 . Приветствие
— Здравствуйте, ребята! Как у вас настроение? Вы готовы к путешествию? Хорошо. Тогда начнем с того, что я расскажу вам сказку.

На высоком холме среди гор и долин в некотором царстве в тридевятом государстве стоит золотой дворец на серебряном столбе, навес над дворцом из самоцветных каменьев, лестницы перламутровые, как крылья, возвышается дворец Фантазии. Когда-то он был очень красив и полон разнообразных цветов и красок. Всевозможные художники и фантазеры со всех концов приходили туда по дорожкам и тропинкам. Они трудились во дворце с утра до ночи, создавая его. Потому там всегда кипела жизнь. Но в один прекрасный день сильный ураган засыпал дорожки и тропинки, завалил деревьями и камнями. Дорожки до дворца Фантазии все перепутались, стали почти непроходимыми и превратилась в настоящий лабиринт.
Плутали, плутали в этом лабиринте художники и фантазеры, да так и разошлись по домам не найдя нужной дороги. Дворец померк и опустел.

Вот так печально могла бы закончиться эта сказка, однако мы с вами можем помочь вновь оживить дворец Фантазии и наполнить своими красочными поделками.

Диалог с детьми.

Итак, наша с вами цель — добраться до дворца Фантазии. Дойти до него не просто, нужно преодолеть ряд испытаний и двигаться всегда в правильном направлении. Если мы будем выполнять все задания вместе, дружно, сообща, тогда у нас все получится. Итак, смело отправляемся в увлекательное и опасное путешествие!

2. Актуализация знаний:
— Перед тем, как отправиться по лабиринту, нам нужно вооружиться всем необходимым, что может нам пригодиться в путешествии.

Организация рабочего места для занятия лепкой – дощечка, стакан с водой, стека, ножницы, кисть, краски, кусочек соленого теста, лист бумаги, ручка (педагог обсуждает с детьми, почему им нужны все эти предметы и для чего они предназначены).

Физкультминутка :
Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим: из куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем,
И назад в гнездо кладем.

3 . Путешествие по лабиринту
Препятствие 1 — «Ступеньки».
— Взбираться по ступенькам бывает очень не просто. Мы попробуем это сделать, разделившись на две команды и выполнив все задания, которые нам приготовили « Фантазеры» из дворца.

1-ая команда «КРУГ»
Ваш девиз:
В кругу друзей лучше считать,
Легче решать и побеждать!

2-ая команда «КВАДРАТ»
Ваш девиз:
У нашего «Квадрата»
Все стороны равны.
И наши все ребята
Дружбою сильны.

Первый этап — «Разминка».
Командам предлагаются весёлые задачи, которые ребята должны решить сообща за 30 сек. После этого капитан поднимает карточку с нужным числом. Педагог активно участвует в каждом этапе вместе с детьми. После выполнения каждого задания, дети кладут использованные карточки и задания на край стола.
1) 6 малышей медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спится.
А скольким сон хороший снится?
(6-1=5)

2) В кружку сорвала Марина
10 ягодок малины,
6 дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке?
(10-6=4)

3) У Надюши пять тетрадок,
Кляксы в них и беспорядок.
Нужен Наде черновик.
Вася, первый ученик,
Дал еще тетрадку Наде
Сколько у нее тетрадей?
(5+1=6)

4) Сестры-белочки сидели
Вшестером в дупле на ели.
К ним еще одна примчалась —
От дождя она спасалась.
Все теперь сидят в тепле.
Сколько белочек в дупле?
(6+1=7)

Второй этап — «Геометрическая фантазия»
Каждая команда получает конверт с геометрическими фигурами.
Задание: собрать из них животное, пока звучит музыка.
Во время выполнения задания звучит музыка (в течение 3 мин.)

Третий этап — «Подбери пару».
Каждому участнику раздаётся по варежке, на которой написан пример. Задание: решить пример на вашей варежке и найти вторую варежку с таким же ответом. Цвета варежек различаются.

Четвёртый этап — «Времена года».
Ответь на вопросы:
1) Сколько месяцев в году? Назови их.
2) Сколько дней в неделе? Назови их.
3) Сколько времён года?
4) Назови времена года?
5) Назови осенние месяцы?
6) Назови зимние месяцы?
— Мы благополучно взобрались на последнюю ступеньку.

Препятствие 2 «Камнепад» (Математика).
— Дальше идти просто невозможно, дорогу преграждает камнепад. Нужно разобрать камни, чтобы освободить дорогу. Наша задача разобрать геометрические фигуры по группам (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Дети и педагог вклеивают геометрические фигуры в нужном столбце бланка. «Геометрические фигуры»: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Препятствие 3 «Цветочная поляна» (Изобразительное искусство).
— Посмотрите куда мы вышли! Наша тропинка вся заросла цветами. Чтобы найти тропинку нам нужно выяснить, как получились такие цвета. В этом вам поможет палитра.
На палитре дети и педагог из четырех красок (синяя, красная, желтая, белая) «добывают» нужные цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый, розовый, голубой.
(Педагог помогает в работе).
— Мы справились с заданием и можем идти дальше.

Препятствие 4 «Тоннель» (Скульптурный диктант).
— В тоннеле темно и совсем ничего не видно впереди. Нам нужно его пройти, выполнив задание, совершенно не зная, что получится в итоге.
Педагог диктует детям шаги работы с соленым тестом.
1. Слепите шарик, сплющите шарик – получилась круглая лепешка;
2. Возьмите маленький кусочек теста, скатайте из него шарик, покатайте на ладошке вперед-назад, полученную колбаску, загнув полумесяцем, водой приклейте на готовую лепешку в нижней ее части;
3. Возьмите два маленьких кусочка теста, одновременно двумя руками скатайте из них шарики, приклейте их на готовую лепешку в верхней ее части.
Ключ: должен получиться смайлик.
— Вы неплохо справились с этим заданием. Тоннель позади, а впереди последнее препятствие.

Препятствие 5 «Детская мастерская» (Собственная поделка из соленого теста).
— Ой, а это что за сооружение? Неужели дворец? Что-то не похоже. Да это же «Детская мастерская»! Здесь же художники и скульпторы создавали свои шедевры и приносил их во дворец Фантазии. Что ж, мы тоже с вами здесь немного поработаем. А сделанными поделками украсим дворец, когда дойдем до него.
Дети лепят придуманную самостоятельно поделку. Их задача, используя свое воображение и фантазию придумать название своему изделию, раскрасить его и представить группе.
— Потрудились мы на славу! (Педагог комментирует результаты работы детей).

4. Подведение итогов совместной деятельности. Оценивание работы воспитанниками.
— Это было последнее препятствие лабиринта. Ребята, мы дошли до дворца Фантазии! Он снова ожил и наполнился радостью и вашими красочными поделками. А раз вы справились со всеми препятствиями и не заблудились, значит, вы настоящие фантазеры, способные преодолеть все преграды, чтобы дойти до цели.

Анализ непосредственной образовательной деятельности.
Цель и задачи НОД соответствуют основной общеобразовательной программе, возрастным особенностям и уровню развития детей. НОД осуществлялась в соответствии с конспектом.
Длительность НОД соответствует санитарно – гигиеническим требованиям, воздушный санитарный режим был соблюден (проветривание перед занятием). Все моменты НОД логичны и последовательны, подчинены одной теме. В ходе образовательной деятельности своевременно проведена динамическая пауза, использованы разнообразные методы и приемы образовательной деятельности: игровые приемы, приемы привлечения и сосредоточения внимания, активизации самостоятельного мышления, приемы подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания.

В ходе всей непосредственной образовательной деятельности дети включаются в диалог и оценивают свои действия и достижения.

Название: Конспект совместной деятельности по тестопластике «Путешествие во дворец фантазии»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, лепка, математика, Подготовительная к школе группа

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ « ЦРР – детский сад №210»
Месторасположение: г. Пермь

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад №3 общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Невского района Санкт - Петербурга

Перспективный план кружка

на 2014-2015 учебный год

РЕЦЕПТЫ СОЛЁНОГО ТЕСТА:

1 РЕЦЕПТ.
Смешать 2 стакана муки без разрыхлителя, 1 стакан соли, 1 стакан тёплой воды, 2 столовые ложки масла растительного и хорошо вымесить до получения пластичной однородной массы.
2 РЕЦЕПТ.
Смешать 150 г. Муки, 300г. Соли, 3 столовые ложки клея любого (сухого), добавить 100мл. воды, и вымесить до получения крутого теста.
3 РЕЦЕПТ.
Для более тонких декоративных работ нужно взять 200г. Муки, 200г. Соли, 1 столовую ложку обойного клея и 125 мл. воды, все эти компоненты соединить, вымесить до консистенции пластилина и поместить в холодильник на 1 час.
ВНИМАНИЕ.
Если вы собираетесь лепить из солёного теста цветные поделки, в смесь или часть смеси нужно добавить цветной краситель. Удобнее всего подкрасить воду и затем влить её в сухую смесь. Хорошо сразу сделать несколько нужных цветов. Хранить тесто лучше всего в целлофановых пакетах или пластиковых коробках с плотно закрывающимися крышками (кусок теста каждого цвета в отдельном пакете) в холодильнике. Поделки из солёного теста нужно очень хорошо высушивать в духовке или при комнатной температуре

Перспективный план кружка

по тестопластике « Лепилка» во второй младшей группе

на 2014-2015 учебный год

Цель:

Формирование творческих способностей детей.

Обучение навыками изготовления разнообразных изделий из солёного теста.

  • Развивать мелкую моторику рук, точность тонких движений, умение регулировать силу нажима, укреплять мускулатуру кистей рук.
  • Развивать творчество и фантазию, образное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
  • Воспитывать аккуратность, уважение к труду товарищей.

Сентябрь:

Занятие 1. Тема «Яблоки и груши». (игра в «магазин»)

Цель: Учить лепить яблоки и груши для дальнейшего использования в игре « Магазин».

Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании природного материала для дополнения поделки.

Материал: Солёное тесто, муляжи фруктов, веточки, гвоздика,перец.

Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками яблок и груш.

Цель: Учить раскрашивать изделия после просушки.

Упражнять в смешивании красок.

Развивать творческую фантазию детей в процессе работы.

Материал: Краски «Гуашь», кисточки.

Занятие 3. Тема: Декоративная тарелка «Роза».

Цель: Учить, из отдельных частей, лепить розу, раскатывать шарики, расплющивать, составлять цветок из 6-8 лепестков.

Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат.

Материал: Солёное тесто, стеки, тарелка.

Занятие 4 . Тема: Раскрашивание красками декоративной тарелки «Розы».

Цель: Продолжать учить раскрашивать изделия после просушки, подбирать краски, смешивать, для получения нужного оттенка.

Оформлять работу на тарелке.

Материал: Краски «Гуашь», тарелка.

Октябрь:

Занятие 1. Тема: «Колючий ёжик».

Цель: Лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку.

Отдельно лепить иголки в форме конуса, соединять детали, смачивая водой.

Дополнять работу грибками, яблочками.

Материал: солёное тесто, семена от яблок, вишни, кисточка, вода

Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками ёжика.

Цель: Учить детей раскрашивать ёжика после просушки, используя чёрный и серый цвет, смешивая краски.

Воспитывать аккуратность в работе, оказывать посильную помощь товарищам.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, лак.

Занятие 3. Тема: «Пингвины на льдине».

Цель: Учить лепить фигурку из целого куска, используя приёмы скатывания, вытягивания, сплющивания, надрезания стекой, передавая их характерные особенности и пропорции.

Использовать фольгу при лепке туловища.

Развивать фантазию детей, сообразительность.

Материал: Солёное тесто, фольга, пенопласт.

Занятие 4. Тема: Раскрашивание красками «Пингвин на льдине».

Продолжать учить детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию.

Научить детей точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей.

Ноябрь :

Занятие 1. Тема: «Божья коровка» (на листике)

Цель: Учить лепить божью коровку из частей: голова, туловище, используя налепы, дополнительный материал для оформления.

Пользоваться формочкой для вырезания листика.

Уметь регулировать силу нажима при выполнении налепов.

Материал: Солёное тесто, формочка «листик»,семена яблок, веточки, игрушка.

Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками «Божья коровка ».

Цель: Формировать навыки аккуратности при раскрашивании работы.

Уметь использовать навыки нетрадиционного рисования - пальчиком, для рисования точек.

Упражнять в способах работы с красками, оформлении работы на листике.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей

Декабрь:

Занятие 1 . Тема: «Снеговики».

Цель: Учить детей обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей.

Учить отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы.

Развивать художественно-творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом.

Материал: солёное тесто, семена вишни, фундука, шарф, шапка.

Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками «Снеговики».

Цель: Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета.

Учить видеть конечный результат задуманной работы.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка.

Занятие 3. Тема: «Нарядная ёлочка»

Цель: Учить детей вырезать ёлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения- шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук,

Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации.

Материал: Трафарет «Ёлка» из картона, стека, семена разных фруктов, бисер.

Занятие 4. Тема: раскрашивание красками « Нарядная ёлочка».

Цель: Учить раскрашивать ёлочку красками, формировать навыки аккуратности при выполнении работы.

Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказов о ёлке.

При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы

Материал: Краски «Гуашь», кисточки, клей, нитки, бисер, конфетти.

Январь:

Занятие 1. Тема: «Дед Мороз».

Цель: Учить детей использовать знакомые приёмы лепки - вырезание по трафарету, скатывание.

Уметь пользоваться чесночницей для выдавливания теста для волос и бороды.

Развлечь детей.

Материал: Солёное тесто, чесночница, стека, веточка ели.

Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками «Дед Мороз».

Цель: Учить детей раскрашивать готовое изделие из солёного теста красками, способам работы с ними.

Формировать навыки аккуратности при выполнении работы.

Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой.

Учить радоваться результатам своего труда.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, веточка ели, конфетти.

Занятие 3. Тема: «Собачка Жучка».

Цель: Продолжать учить детей лепить животных,используя трафарет, чесночницу для выдавливания теста для шерсти.

Закрепить в речи детей породы собак, лепить болонку.

Воспитывать интерес к работе, творческое воображение.

Дополнять работу, угощая собачку косточкой.

Материал: Солёное тесто белого и бежевого цвета, чесночница, стека, кисточка, вода.

Занятие 4. Тема: «Рамка для собачки».

Цель: Учить детей обмазывать рамку из толстого картона солёным тестом, обрезать излишки теста стекой, заравнивать края рамки кисточкой с водой.

Дополнять работу косточками для собачки, располагая их по краям рамки.

Прививать любовь животным, желание помогать им.

Материал: Цветное солёное тесто, стека.

Февраль:

Занятие 1. Тема: «Кружка для папы».

Цель: Учить детей лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края.

Лепить начальную букву имени для украшения.

Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира.

Материал: Солёное тесто.

Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками кружки для папы

Цель: продолжать учить детей раскрашивать кружку после просушки, самостоятельно подбирая цвет.

Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому человеку.

Материал: Краски «Гуашь», семена фруктов, кисточка.

Занятие 3. Тема: «Рамка для фото».

Цель: Закрепить технические навыки и приёмы при лепке рамки из солёного теста.

Упражнять в лепке цветов из отдельных частей, составлять цветок из 6-8 частей, составлять композицию из отдельных деталей.

Материал: Солёное тесто, рамка из картона разной формы, образцы цветов.

Занятие 4. Тема: Роспись рамки для фото.

Цель: Продолжать учить рисовать красками.

Самостоятельно подбирать цвет, уметь смешивать краски для получения нужного оттенка.

Развивать у детей эстетические восприятия, чувство цвета.

Материал; краски «Гуашь», кисточки, бусинки.

Март

Занятие 1. Тема: «Корзина с цветами»

Цель: Продолжать учить детей раскатывать тесто скалкой ровным слоем, вырезать корзинку по трафарету, процарапывать вилкой.

Перевивать жгутики между собой для ручки, донышка.

Лепить знакомые цветы и листья.

Развивать воображение, желание дарить радость другим.

Материал: Соленое тесто коричневого, красного, жёлтого, зелёного цвета, вилка, трафарет корзинки, стека.

Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками (по необходимости ) корзинки и цветов.

Цель: Разложить цветы, после просушки, в корзину приклеить, покрыть лаком. (баллончик)

Воспитывать интерес к творчеству, коллективизм, эстетические восприятия,

Материал: Краски «Гуашь», лак, кисточка.

Занятие 3. Тема: «Подковка на счастье».

Цель: Учить раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы.

Закрепить умение,из отдельных частей, лепить розу, или другие цветы.

Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия.

Материал: Солёное тесто, стека, бусинки, канцелярская скрепка (петелька), кисточка.

Занятие 4.Тема: Раскрашивание красками подковки, цветов.

Цель: Продолжать учить детей расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета.

Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, семена фруктов, бисер.

Апрель

Занятие 1. Тема: «Весёлые человечки »

Цель: Учить лепить весёлых человечков, используя приёмы раскатывания шаров, овалов, сплющивание, оттягивание.

Для соединения частей использовать спички, палочки.

Обрабатывать края кисточкой, смоченной водой.

Учить работать коллективно.

Материал: Солёное тесто, зубочистки, семена фруктов кисточка.

Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками весёлых человечков.

Цель: Формировать навыки аккуратности при работе с красками.

Научить видеть конечный результат задуманной работы.

Дополнять работу, украшая одежду своих человечков,

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, бусинки, бисер.

Занятие 3. Тема: «Сердечко с птичками».

Цель: Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать сердечко по шаблону, обрабатывать края кистью, смоченной водой.

Лепить птичек, используя приёмы оттягивания, сплющивания, передавая пропорции, характерные особенности.

Воспитывать интерес к творчеству.

Материал: Солёное тесто, шаблон, стека, семена разных фруктов, бусинки.

Занятие 4 . Тема: Раскрашивание сердечка с птичками.

Цель: Продолжать учить ловко действовать кистью, развивать мелкую моторику рук.

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей, бусинки, бисер.

Май.

Занятие 1 . Теме «Поросёнок в тазике».

Цель: Учить составлять фигурку поросёнка из нескольких частей, соблюдая пропорции, использовать палочки для скрепления деталей.

Уметь применять навыки и умения, полученные ранее.

Закрепить умение лепить тазик, используя приём вдавливания, выравнивания краёв.

Вызвать интерес к творчеству.

Материал: Солёное тесто, палочки бусинки. Семена фруктов.

Занятие 2. Тема: раскрашивание красками поросёнка в тазике, оформление в рамку.

Цель: Учить смешивать краски для получения нужного оттенка.

Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, круглая крышка (от майонеза), клей.

Занятие 3. Тема: «Мышки на сыре».

Цель: Учить использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей работе.

Закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, оттягивание, сглаживание краёв).

Развивать творческое воображение, интерес к работе.

Материал: Соленое тесто, стека, кисточка, нитки (для хвоста).

Занятие 4. Тема: « Раскрашивание красками « Мышки на сыре».

Цель: Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию в процессе работы.

Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, видеть конечный результат соей работы.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей, нитки разного цвета.

Литература:

  1. В. А. Хоменко Солёное тесто Шаг за шагом.- Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга». 2007.- 64с
  2. Воспитатель ДОУ №2/2007.
  3. Анна Фирсова Чудеса из солёного теста АЙРИС - ПРЕСС Москва 2008.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрждение

« Детский сад» с. Добровольское

Утверждаю:

МДОУ «Детский сад» с. Добровольское

И.С. Дуйсенбенова

Программа дополнительного образования

«Тестопластика» (лепка из со лёного теста во второй младшей группе)

Возраст обучающихся 3-4 года

Срок реализации 1 год

О.Н. Тихонова

Воспитатель второй младшей группы

Введение………………………………………………………………… 3

Актуальность проблемы………………………………………………... 5

Цель проекта…………………………………………………………….. 5

Задачи проекта…………………………………………………………... 5

Реализация проекта………………………………………………………6

Этапы проекта………………………………………………………….... 9

Тематическое планирование для занятий тестопластикой………….. 10

Что должен уметь ребенок 2 младшей группы на конец года……….. 16

Список литературы……………………………………………………… 17

Введение

Творчество –

это деятельность,

в которой раскрывается

духовный мир личности,

это своеобразный магнит,

который притягивает

человека к человеку.
Сухомлинский Василий Александрович

Пояснительная записка.

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Учит выражать свои чувства и мысли. Если хотите, чтобы ребенок красиво писал, мастерил, рисовал, занимался рукоделием, дайте ему в руки глину, тесто пластилин и другие материалы. Я выбрала солёное тесто. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Когда главным символом рождества стала елка бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.

Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол". Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.

Преимущества солёного теста:

можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег; · легко отмывается и не оставляет следов; ·безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!! ·если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет; ·можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе; ·краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные; ·поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века... ·с готовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму. Лепить из теста - одно удовольствие! Соль, мука, вода - вот и все, что нужно для умелых рук. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы сделают ваш дом непохожим на другие, наполнят его уютом и душевным теплом. Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка. Фигурки, картины, панно - все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый. Лепить - это необыкновенно интересно! На рисунке мир выглядит плоским, а скульптурное произведение многомерно и - что особенно замечательно - многофункционально. Что можно сделать с готовым рисунком? Повесить на стену и любоваться. А с хорошо сделанной, допустим, пластилиновой поделкой можно играть. Каждая новая работа - это новая игрушка, особенно радующая ребенка тем, что сделана его руками. Из одного комка теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы. Тесто - универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы и надолго сохранить полученный результат.

Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Поэтому ребенок может спокойно заниматься лепкой. Основными инструментами в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного освоения детьми. Самое важное и ценное заключается в том, что лепка из солёного теста наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Тесто легко отмывается и не оставляет следов.

Во время тестопластики развивается мелкая моторика пальцев, воображения детей, формируется и развивается навыки ручного труда, дети учатся координировать движение рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Занятия включают как индивидуальную работу, так и создание коллективной композиции, что способствует формированию гармоничных взаимоотношений между детьми. Изделия, выполненные детьми, можно будет представить на различных творческих выставках.

Механизм реализации проекта:

Данный проект рассчитан на 1 год обучения. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Занятия проводятся во второй младшей группе 1 раз в неделю длительностью 15 минут. Во второй половине дня.

Актуальность проблемы

Занятие тестопластикой приучает детей быть более усидчивыми, внимательными и ответственными, развивает их воображение, фантазию, моторику пальчиков. Соленое тесто несет в себе массу положительной энергии. Это экологически чистый, неаллергенный материал, очень приятный на ощупь и лепить из него довольно просто.

Гипотеза: занятие тестопластикой способствует развитию мелкой моторики рук, развивает воображение, фантазию, доброту у детей.

Цель:

Создание условий для развития сенсомоторной функции у детей дошкольного возраста через использование технологии тестопластики.

Задачи проекта:

1) обучать детей приемам лепки из соленого теста

2) развивать у детей навыки лепки простых форм (цилиндр, палочка, диск, шарик)

3) формировать у детей сенсорные эталоны: цвет, форма, величина, развивать тактильную чувствительность рук

4) развивать мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук

5) воспитывать у детей усидчивость

6) пополнить предметно – развивающую среду (изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Магазин»)

Реализация проекта

Образовательные технологии:

1. Здоровьесберегающия технология

2. Технология проектной деятельности

3. Технология исследовательской деятельности

4 . Информационно-коммуникационная технология

5. Личностно - ориентированная технология

8. Технология «ТРИЗ» Принципы:

1.Принцип систематичности. Он заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.

2.Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопрос: для чего? Почему? Для того чтобы на них ответить, он должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.

3.Принцип поэтапности – от простого к сложному – важное условие при обучении лепке.

4.Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.

5.Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

Методы и приемы обучения.

1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:

Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.

Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.

Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Таким образом выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

2.Словесный метод:

Беседа, рассказ;

Объяснение, пояснение-вопросы-словесная инструкция.

3.Наглядный:

Рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия)

Показ выполнения работы (частичный, полностью)

Упражнения и занятия с тестом:

    посильные задания для малышей в 3-4 года.

    отщипывать кусочек;

    прилеплять кусочек;

    плющить кусочек теста всей ладошкой всей ладошкой;

    катать колбаски;

    катать маленькие колобочки одним пальчиком;

    катать большие колобки ладошкой;

    тыкать пальцем в лепешку;

    резать стекой колбаску;

    скатывать шарик, плющить пальцем маленькие лепешки

Особенности реализации проекта:

Инструменты и материалы. Маленькая скалочка, противень, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, ситечко, чесноковыжималка, формочки для вырезания теста, фольга, небольшой ножичек и стеки- все это понадобится вам в процессе работы. Всегда под рукой должны быть также чашечка с мукой и доска для раскатывания теста и, наконец, небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты. Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных штампиков (можно использовать все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался рельефным).

Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала. Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной, если тесто получается жидковатым, то можно вымешивать его дальше, добавляя понемногу муки до тех пор, пока оно не станет упругим. Лепить или вырезать фигурки нужно сразу на противне. Противень предварительно следует увлажнить водой, в таком случае между изделием и поверхностью противня не образуются пузыри, следовательно, поверхность изделия не будет ровной и устойчивой. Во время работы тесто следует хранить в закрытой посуде или в полиэтиленовом пакете. Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов. Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).

Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

Создание предметно – развивающей среды:

Подбор художественной и познавательной литературы;

Оформление альбома с иллюстрациями изделий из соленого теста, изготовленных разными способами:

Подбор дидактических игр и упражнений по цветовосприятию, композиции;

2 этап. Поисковый

Чтение познавательной литературы по изготовлению изделий из соленого теста;

Узнали несколько рецептов приготовления соленого теста;

Узнали несколько способов окрашивания теста;

Узнали способы сушки изделий из соленого теста;

Узнали несколько способов раскрашивания изделий из соленого теста;

Сбор информации у взрослых;

Просмотр видеоматериалов;

Оформление альбома с эскизами изделий из соленого теста:

3 этап. Заключительный

Оформление выставки поделок из соленого теста;

Изготовление поделок из соленого теста для подарков

Оформление памяток для родителей по работе с соленым тестом в домашних условиях совместно с детьми.

Перспективное планирование по работе кружка

Сентябрь

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Волшебный комочек

    Познакомить с лепкой из соленого теста, с его особенностями (соленое, мягкое).

Соленое тесто;

Доски для лепки;

Магнитофон

Улитка – длинные рожки

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбик.

    Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Соленое тесто;

Игрушка – улитка;

Доски для лепки;

Магнитофон

Октябрь

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять грецкий орех, делать ему глазки и рот из крупы, создавая образ колобка.

    Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Грецкие орехи;

Доски для лепки;

Магнитофон

Мышка-норушка

    Учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика – шерстяных ниток, для глаз – бусинок).

    Развивать чувство формы, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

    Воспитывать интерес к отображению представлений о сказочных героях пластическими средствами.

Соленое тесто, окрашенное в серый, розовый, коричневый цвета;

Шерстяные нитки;

Семечки;

Доски для лепки;

Персонажи кукольного театра.

Ноябрь

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Разноцветные бусины

(1-е занятие)

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить детей делать бусины из соленого теста и нанизывать их на толстую проволоку – для получения отверстия.

    Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

    Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Соленое тесто;

Толстая проволока;

Доски для лепки;

Разноцветные бусины

(2-е занятие)

    Продолжать учить детей делать бусины, расписывать бусины краской.

    Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

    Вызватьжелание сделать необычные, красивые бусины.

Бусины из соленого теста;

Гуашь разноцветная;

Кисточки;

Подставки;

Стаканчики с водой;

Подкладные листы.

Декабрь

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Сырная елочка для мышки

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью колпачков от фломастера делать отверстия в «сыре».

    Развивать внимание, мышление, память, воображение, мелкую моторику, речь.

    Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Соленое тесто, окрашенное в желтый цвет;

Колпачки от фломастеров;

Доски для лепки.

Новогодние игрушки

    Учить детей моделировать разные елочные игрушки из соленого теста; вырезать фигурки формочками. Продолжать учить украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа).

    Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

    Вызватьжелание сделать необычные, красивые новогодние игрушки для нашей елочки.

Соленое тесто;

Формочки для выпечки;

Макароны;

Блестки;

Тесьма для петелек;

Доски для лепки.

Январь

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Новогодняя елочка

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа).Учить детей вырезать стеками по картонному шаблону.

    Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

    Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызватьжелание сделать необычную, красивую новогоднюю елочку.

Соленое тесто;

Макароны;

Блестки;

Доски для лепки.

Зимний лес

(коллективная работа)

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбики, аккуратно выкладывать веточки на кронах деревьев.

    Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

    Воспитывать интерес к лепке из соленого теста, к природе и отображению ярких представлений в лепке; вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе.

Лист ватмана синего цвета с аппликацией – кроны деревьев;

Соленое тесто;

Доски для лепки.

Февраль

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Снежный домик

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять стаканчик от йогурта с прорезанными заранее окошками – получая образ снежного домика; украшать крышу фасолью – «черепица».

    Воспитывать интерес к лепке из соленого теста

Соленое тесто;

Стаканчик из-под йогурта;

Снежная крепость

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить с помощью воды соединять детали из теста.

    Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

    Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Соленое тесто;

Стаканчики с водой;

Кисточки для рисования;

Доски для лепки.

Март

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

(коллективная работа)

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

    Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

    Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке; вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе.

Лист форматом А-3;

Соленое тесто, окрашенное в желтый и зеленый цвет;

Доски для лепки.

Лямба (по мотивам сказки-крошки)

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ.

    Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызвать интерес к лепке фантазийного существа по мотивам литературного образа.

Соленое тесто;

Макароны;

Пуговицы;

Доски для лепки.

Апрель

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Я пеку, пеку, пеку…

    Учить детей лепить угощение для кукол из соленого теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье: (круг или диск), пряник (полусфера), колобок (шар), пирожок (овоид), вареник (диск или круг, сложенный пополам), бублик (тор, кольцо) и т.д. Активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диски полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков).

    Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

    Воспитывать интерес к лепке из соленого теста

Соленое тесто;

Противни из картона, окрашенного в черный цвет;

Колпачки от фломастеров;

Палочки;

Доски для лепки;

Поделки из соленого теста разной формы, подготовленные воспитателем.

Подводное царство

(1-е задание)

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста, вырезать стеками по картонному шаблону рыбок разной формы, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ.

    Развивать чувство формы, пропорций, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Соленое тесто разного цвета;

Макароны;

Блестки;

Пуговицы;

Доски для лепки;

Магнитофон

Май

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Подводное царство

(2-е задание)

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать работу с помощью дополнительных материалов (бусины, блестки макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавая подводное царство.

    Развивать чувство композиции, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

    Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Коробки из-под конфет с высокими стенками;

Жидкое тесто голубого цвета;

Рыбки, сделанные на предыдущем занятии;

Материал для украшения;

Магнитофон

Цыпленок

    Продолжать учить детей лепить из соленого теста, обмазывать грецкий орех, обкатывать в пшене, соединять детали и получать выразительный образ цыпленка; дополнятьразличными материалами.

    Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

    Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.

Соленое тесто;

Арбузные семечки,

Доски для лепки;

Магнитофон

Предполагаемые результаты проекта

В результате внедрения данного проекта мы ожидаем: Расширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки.

Что должен уметь ребенок 2 младшей группы на конец года в результате занятий тестопластикой:

    отделять от большого куска небольшие комочки

    раскатывать комок теста прямыми движениями;

    раскатывать комок теста круговыми движениями;

    сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;

    соединять концы;

    сплющивать между ладонями комок теста;

    соединять 2-3 знакомые формы;

    защипывание краев формы кончиками пальцев.

Список литературы

    Лыкова Л.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.

    Сайт Компании УМНИЦА - Как слепить мир... АДРЕС: info.umnitsa.ru/articles/tvorch/slepit_mir.

    Сайт Страна Мастеров АДРЕС: stranamasterov.ru/taxonomy/term.

4. Электронные ресурсы WWW.Yandex.

Диагностическое задание «У куклы Маши день рождения»

Воспитатель вносит куклу и от ее имени сообщает о том, что у нее сегодня день рождения, а она не знает, чем угостить своих гостей. А друзей будет много, поэтому угощения должно быть много.

Давайте поможем Маше подготовиться к празднику и вылепим ей угощения

Какие угощения можно вылепить из теста?

Предлагает поэтапно выполнить следующие виды угощений: баранки, печенье, блины, яблоко или конфеты чупа-чупс

В ходе выполнения работы воспитатель обращает внимание на сформированность следующих навыков и умений:

    Умение раскатывать пластилин (глину) прямыми движениями рук

    Умение соединять концы палочки в кольцо

    Умение раскатывать комочки круговыми движениями

    Умение сплющивать шар

    Умение присоединять (прижимать)две части

    Умение выполнять работу аккуратно

    Наличие представления о способах лепки того или иного предмета

В конце работы обыгрывается сюжет «День рожденья»

Низкий уровень (1 балл)

Средний уровень (2 балла)

Уровень выше среднего (3 балла)

Высокий уровень(4 балла)

1.испытывает трудности в раскатывании прямыми движениями рук

1.раскатывает между ладонями рук, но чувствует некоторую неуверенность

1.раскатывает одним из способов (только между ладонями или на дощечке)

1.раскатывает двумя способами, действия уверенные, самостоятельные

2.умение не сформировано (концы не соединяет между собой)

2.умение сформировано, но концы соединяет плохо, внахлест

2.не обращает внимание на качество присоединения концов палочки

2.готовая работа выглядит аккуратно, концы соединены, прижаты

3. испытывает трудности в раскатывании круговыми движениями рук

3. раскатывает между ладонями рук, но готовый предмет не совсем напоминает шар

3.раскатывает круговыми движениями, при этом поверхность шара не гладкая

3.уверенно и без особых усилий создает форму похожую на шар с гладкой поверхностью

4.не выполняет прием сплющивания (раздавливает кусок на доске и т.п.)

4.при выполнении работы может выполнять прием сплющивания шара на доске(нет четкого владения навыком сплющивания между ладоней)

4.сплющивает шар, сминая его между двумя ладонями, форма диска при этом может иметь рваные края

4.уверенно сплющивает шар, диск с ровными краями

5.не владеет приемом соединения двух деталей друг с другом

5.соединяет детали не прочно

5.соединение частей прочное, но не аккуратное

5.прочно и аккуратно соединяет детали

6.не поддерживает свое рабочее место в чистоте, работает не аккуратно

6.при напоминании взрослого поддерживает свое рабочее место в порядке, дощечкой почти не пользуется

6.не всегда показывает навык аккуратной работы, забывает про дощечку, может работать на столе

6.сформирован навык аккуратного пользования пластилином (глиной), рабочее место сравнительно чище сверстников

7.может не знать, как вылепить отдельные предметы (из предложенных вариантов нет представлений о выполнении 2 предметов)

7.может не знать, как выполнить соединение частей или не иметь представлений об одном из способов лепки.

7.представления имеются, но в поведении может чувствоваться неуверенность

7.уверенно выполняет работу на все предложенные темы, знает несколько приемов лепки одной и той же формы(раскатывание между ладонями, на доске)

обработка результатов:

От 7до 10-низкий уровень

От 11 до 17 – средний уровень

От 18 до 24 – уровень выше среднего

От 25 до 28- высокий уровень

Цель: Научить использовать возможности соленого теста – тестопластика в творчестве родителей.

Задачи:

— Познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала;

— заинтересовать и вовлечь родителей в досуговую деятельность — вызвать интерес к данному виду деятельности.

Материал:

Мячик;

Соленое тесто цветное;

Стек для лепки;

Колпачок от фломастеров;

Формочки;

Скалка.

Предварительная работа : личные беседы с родителями, информация в папках-передвижках, консультации для родителей, проект «Чудо-лепка», педагогическая библиотека.

Ход мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Что такое мастер-класс? Плюсов много.

Плюс первый – это весело, интересно. Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками! Дети, в отличие от взрослых, привыкших покупать готовое, обожают все делать сами, по-своему.

Плюс второй — Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости.

Плюс третий – идет мощное развитие способностей по многим направлениям. На мастер-классах вы получаете информацию, приобретаете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное занятие. А кто-то – как знать – найдет свое призвание или хобби!

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными ручками. А когда ребенок начинает понимать что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы - лепка становится любимым занятием на долгие годы…

Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране . В Китае издавна и до нашего времени изготавливаются марионетки для кукольного театра, в Германии и Скандинавии изготавливают рождественские венки, сувениры, подковы, их вывешивают в проемы окон или крепят к дверям. Индейцы фигурки из теста изготавливают для многочисленных туристов, что приносит им приличный доход.

Из истории русской тестопластики.

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».

Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю!

Мы нередко сталкиваемся с проблемой: что подарить лучшему другу? Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Вещь, изготовленная своими руками, принесет радость, чувство восторга и удивления. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.

А теперь, попробуйте отгадать загадки:

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны.(Мука)

Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище - каждому нужна.(Соль)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без …(воды)

Разноцветные девицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой.(Краски и кисть)

Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или раскрасить иже готовое высохшее изделие.

Основным материалом для работы служит солёное тесто. Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное — найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. Используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска. На стол надо поставить 2 стакана: 1 – с водой, 1- с растительным маслом. Понадобятся: тряпочка, кисточка для акварели, карандаш, скалка, алюминиевая фольга. Инструменты: нож пластиковый, детские ножницы, формочки, трафаретки. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках из-под йогурта или майонеза. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски.

1.Учимся делить на части. Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов:

Откручивание

Отщипывание

Разрезание прочной нитью

Разрезание и надрезание стекой

Формование.

2.Учимся придавать форму. Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму?

Раскатать в ладонях или на столе

Сплющить

Вдавить

Вытянуть

Согнуть

3. Учимся соединять детали

Прижать

Примазать

Загладить

4.Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе

Дополнение изделия мелкими деталями (налепами)

Процарапывание различными инструментами

Оформление рельефом (оттиском)

Показ презентации

А перед работой проведем пальчиковую гимнастику с мячиком.

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку.(Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка(сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем тоже самое другой рукой)

Разминка с соленым тестом:

Перекладывание и сжимание теста в ладошках;

Катание колобка в ладошках;

Катание колобка на столе;

Надавливание на колобок — получение лепешки;

По лепешке побежали «паучки»;

Пришли «мышки» стали норки рыть;

Налетели «гуси» стали тесто щипать;

Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;

Пришел «слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ;

Скатывание лепешки в колбаску;

Заворачиваем колбаску в «улитку»;

«улитка» спряталась в домик – получился колобок.

— А сейчас дорогие родители приступаем к работе, творите, используйте свой талант.