Логоритмические упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Игровые упражнения регулирующие мышечный тонус детей. Упражнение «Тополиный пух»

Факультет специального образования

Кафедра логопедии

Релаксационные упражнения, используемые в фонопедической работе

Методические материалы подготовлены по материалам диссертации

на соискание академической степени магистра педагогических наук

по специальности 1–03 03 01 Логопедия

Цаппаса Иоанниса Андреа

(Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Баль Н. Н.)

Минск, 2007.

Выработка умений мышечного расслабления и нормализации мышечного тонуса.

На начальном этапе фонопедической работы проводятся релаксационные упражнения для снятия общего напряжения и напряжения мышц, участвующих в процессе голосообразования. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, который лежит в основе оптимальной фонации. Голос звучит лучше, если во время фонации деятельность мышц синергистов и антагонистов тщательно сбалансирована, что позволяет избежать как гипер-, так и гипотензии мышц. Напряженное положение головы, скованность лицевой мускулатуры влияют на положение гортани и затрудняют таким образом процесс свободного звукообразования.

Обучающиеся должны научиться достигать полного телесного расслабления, регулировать тонус собственного тела, осознанно избавляться от излишнего напряжения. Для этого используются задания на восприятие напряжения в теле и регуляцию тонуса. Всем лицам с нарушениями голоса рекомендуются упражнения, направленные на сознательное расслабление мышц, участвующих и голосообразовании, уменьшение напряжения артикуляционной мускулатуры.

Для тренировки применяются позы : сидя или полулежа в кресле с высокой спинкой, при этом спина опирается на спинку кресла, ноги слегка разведены в коленях, руки лежат вдоль бедер на сиденье кресла ладонями вниз или на бедрах, глаза закрыты. «Поза кучера на дрожках»: сидя на стуле ближе к краю, ноги разведены в коленах и находятся под прямым углом, руки на бедрах, кисти свисают, голова немного опущена вперед, спина округлена, глаза закрыты. Обучающийся концентрируется на названной группе мышц и воспринимает различные ощущения в фазе напряжения и расслабления. По условному сигналу (например, стоп) он максимально напрягает названную группу мышц или ослабляет напряжение, напряжение должно удерживаться 5 – 7 секунд, для – «стоп» не более 5 секунд. Фаза расслабления должна длиться около 30 секунд. Учитель-логопед вербально поддерживает процесс как в фазе напряжения, так и в фазе расслабления.

Упражнения на напряжение и расслабление каждый группы мышц:

- Руки и кисти:

Сжать одну кисть в кулак – расслабить.

Сжать другую кисть в кулак – расслабить.

Обе кисти сжать в кулак – расслабить.

Обе руки согнуть в лотке и напрячь – расслабить.

вытянуть руки и надавить на предплечья – расслабить.

- Лицо, шея, плечи и верхняя часть спины:

Наморщить лоб – расслабить.

Сморщить нос и плотно сомкнуть глаза – расслабить.

Сжать зубы, широко открыть рот – расслабить.

Язык прижать к небу – расслабить.

Сжать губы – расслабить.

Подбородок прижать к груди – расслабить.

Поднять плечи – расслабить.

- Грудь, живот и нижняя часть спины:

Глубоко вдохнуть, задержать на мгновение дыхание – расслабиться и выдохнуть.

Вытянуть живот – расслабить.

Втянуть живот – расслабить.

- Ноги:

Напрячь бедра – расслабить.

Ступни и пальцы сжать вниз – расслабить.

Ступни потянуть вверх – расслабить. Наслаждаться расслаблением.

Возвращение из состояния расслабления: счет в обратном порядке от 4 до 1, в это время обучающийся должен подвигать сначала ступнями и ногами. Затем кистями и руками, наконец, головой и шеей и открыть глаза.

Для мышц, участвующих в голосообразовании , применяется следующий комплекс релаксационных упражнений (напряжение должно удерживаться 5 – 7 секунд, для «стоп» - не более 5 секунд; фаза расслабления должна длиться около 30 секунд):

Плотно сжать челюсти, затем раскрыть рот, расслабиться;

Показать зубы, как при улыбке, сделать гримасу, расслабиться;

Упереться языком в зубы, оттянуть язык назад, как можно дальше, расслабиться;

Напрячь и закруглить губы, произнося «о», расслабиться;

Упражнения с использованием воображения :

Расслабить речевую мускулатуру и вообразить, что вы: громко считаете; тихо считаете; пересказываете алфавит.

Сохраняя речевую мускулатуру расслабленной, вообразите, что вы: три раза громко произносите свое имя; три раза тихо произносите свое имя; три раза громко называете свой адрес; три раза тихо называете свой адрес; три раза громко произносите название своего города; три раза тихо произносите название своего города.

После выполнения каждого из упражнений с использованием воображения необходимо было рассказать, в каких мышцах чествуется напряжение. Упражнения следует повторять до тех пор, пока не исчезнет напряжение мышц, как при вокализации, так и при воображаемом произнесении.

Лица с узелками голосовых складок и хроническим ларингитом пользуются твердой голосовой атакой. При твердой голосовой атаке возникает излишнее напряжение мышц голосового аппарата. Поэтому предлагаются релаксационные упражнения на восприятие чрезмерного напряжения . Это позволяет в дальнейшем осознанно от него избавляться. Данные задания необходимо выполнять дважды с 5-секундным перерывом.

1. Слегка напрячь мышцы шеи на 5-10 с, концентрируя внимание на ощущении этого напряжения.

2. Наморщить лоб, поднять брови на 5-10 с, концентрируя внимание на ощущении напряжения в области лба.

3. Сильно нахмуриться на 5-10 с, концентрируя внимание на ощущении напряжения между глазами.

4. Плотно сомкнуть веки на 5-10 с, концентрируя внимание на на ощущении напряжении в них.

5. На 5-10 с сжать зубы. Обратить внимание на то, как напряжение распространяется от челюсти к вискам.

6. Широко улыбнутся и показать зубы в течение 5 с. Обратить внимание на напряжение в щеках.

7. Втянуть губы дудочкой и дуть в течение 10 с. Обратить внимание на напряжение в губах.

8. Прижать язык к передним нижним зубам на 10 с, обращая внимание на напряжение в языке.

9. Оттянуть язык назад на 10 с. Напряжение должно возникнуть в языке, на дне полости рта и шее.

10. Медленно, аккуратно и тщательно произнести буквы алфавита от А до Ж с напряжением в языке, губах, челюстях, глотке, грудной клетке. Отметить, что при расслаблении напряжение исчезает.

11. Снова произнести буквы алфавита от А до Ж, но уже небрежно и вполголоса. Отметить, что напряжение возникает в тех же областях, но в гораздо меньшей степени.

Необходимо обращать внимание на то, чтобы мышечные системы, не задействованные в конкретных упражнениях, оставались расслабленными.

Расслабление артикуляционного аппарата проводиться на фоне общей предварительной релаксации. Целью данных упражнений является сознательное расслабление мышц, участвующих в голосообразовании, устранение напряжения артикуляционной мускулатуры. В процессе выполнения упражнений необходимо добиваться, чтобы наружные мышцы гортани были как можно более расслаблены, так как основную работу должны выполнять внутренние мышцы гортани. Примерный комплекс упражнений для артикуляционной мускулатуры:

- Для языка, щек, губ:

Слегка приоткрытые губы округлить и вытянуть вперед, затем растянуть их. Смена темпа.

Чередовать неплотно закрытые губы и напряженный, растянутый рот. Упражнение вначале выполняется медленно, затем темп увеличивается.

Сжать губы, зафиксировать позицию на мгновение, затем снять напряжение.

«Дрожание губ». Губы, уголки рта не напряжены. На выдохе привести губы к «дрожанию».

Изнутри разглаживать языком, с сильным нажимом, щеки и губы.

Использовать известные упражнение для усиления подвижности языка.

- Для мускулатуры челюсти:

Губы расслаблены, рот приоткрыт. Массировать кончиками пальцев суставы челюсти, расслабить небольшими круговыми движениями мускулатуру.

Массировать руками щеки, спускаясь от висков.

Расслабить нижнюю челюсть, рот приоткрыт, язык расслаблен.

Приоткрыть рот, поступить нижнюю челюсть и двигать ею вправо – влево, вперед – назад.

Нижняя челюсть совершает круговые движения вначале по горизонтали, затем по вертикали.

При закрытом рте «обследовать» кончиком языка ротовую полость.

Дотронуться кончиком языка до зубов вначале при открытом, затем закрытом рте.

Попытаться положить расслабленный язык на «дно» полости рта, рот при этом приоткрыт.

Для контроля выполнения движений использовать зеркало. Каждое упражнение выполняется 4 – 5 раз.

Массаж лица:

Исходное положение – сидя свободно на табурете, ноги на ширине плеч. Потянуть мускулатуру лица через гримасы, расслабить лицо.

Положить средний и указательный пальцы, сложенные буквой «V», на губы и поглаживать рот.

Положить подбородок между сложенными «V» пальцами: кончики пальцев касаются в центре.

Небольшим нажатием поглаживать пальцами нижнюю челюсть с двух сторон вдоль направления ушей.

Положить кончики пальцев на переносицу и помассажировать с обеих сторон от щек до ушей.

Положить сложенные буквой «V» пальцы на глаза: кончики пальцев не касаются друг друга. Помассажировать небольшим нажатием виски.

Начиная ото лба, по голове и до затылка массажировать эти участки рукой. Отдых.

Развитие чувствительности и способности снимать напряжение помогает достичь сбалансированного мышечного тонуса, что подготавливает к проведению дыхательный и голосовых упражнений.

Уменьшение мышечного напряжения в результате подобных занятий способствует улучшению тембра голоса и является необходимой базой для дальнейшей тренировки голосового аппарата.

Литература

1. Адулов Н.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса. – Липецк, 1996. – 367с.

2. Аникеева З.И. Нарушение и восстановление голоса у вокалистов. – Кишинев: Штинца, 1985. – 174 с.

  • Часть вторая. Содержание и структура логопедической ритмики глава первая. Музыка и всестороннее развитие личности
  • 1. Музыкально-ритмическое воздействие на детей дошкольного возраста, школьников, подростков и взрослых с речевой патологией
  • 2. Задачи музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей, подростков и взрослых
  • 1. Общая характеристика средств логопедической ритмики
  • 2. Ходьба и маршировка в различных направлениях
  • 3. Упражнения на развитие дыхания, голосам артикуляции
  • 4. Упражнения, регулирующие мышечный тонус
  • 5. Упражнения, активизирующие внимание
  • 6. Счетные упражнения
  • 7. Речевые упражнения без музыкального сопровождения
  • 8. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра
  • 9. Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа
  • 10. Ритмические упражнения
  • 11. Пение
  • 12. Игра на музыкальных инструментах
  • 13. Музыкальная самостоятельная деятельность
  • 14. Игровая деятельность
  • 15. Упражнения для развития творческой инициативы
  • 16. Заключительные упражнения
  • Часть третья. Логопедическая ритмика в системе реабилитационных методик глава первая. Методика обследования психомоторных и сенсорных функций у лиц с нарушениями речи
  • 1. Методика исследования психомоторных функций
  • 2. Методика исследования сенсорных функций
  • Глава вторая. Логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы и медицинских мероприятий по преодолению заикания
  • 1. Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у заикающихся детей дошкольного. Младшего и среднего школьного возраста
  • 2. Нарушения моторной, эмощюнально-волевой сфер и произвольного поведения у заикающихся подростков и взрослых
  • 3. Содержание занятий по логопедической ритмике с заикающимися
  • 4. Зависимость логоритмического воздействия на заикающихся от этапа коррекционной работы
  • Глава третья. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по устранению дислалии, ринолалии, дизартрии, расстройств голоса
  • I. Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у лиц с дислалией, ринолалией, дизартрией, с расстройствами голоса
  • 2. Особенности использования логоритмических и музыкально-ритмических средств при устранении дислалии, ринолалии, дизартрии, нарушений голоса
  • I. Нарушения двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у детей с алалией
  • 2. Поэтапное использование логоритмических средств в процессе логопедической работы с детьми, страдающими алалией
  • Глава пятая. Логопедическая ритмика в реабилитационных методиках по восстановлению речи у больных с афазией
  • 1. Нарушения двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у больных с афазией
  • 2. Кинезитерапия больных с афазией в системе восстановительного обучения
  • 1. Задачи и содержание работы музыкального руководителя
  • 2. Подготовка кадров. Оформление помещения для занятий
  • 4. Упражнения, регулирующие мышечный тонус

    Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Дошкольники и младшие школьники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняют мягкие движения флажками вниз - на тихое звучание и более сильные взмахи флажками над собой - при громком звучании. Вместо флажков можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнение усложняется. Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, подскоков. Например, при сильном звучании инструмента дети идут по кругу, размахивая флажками, при тихом - останавливаются, прячут их за спину.

    Различное звучание можно обозначить и шагами: на громкое звучание дети идут на полных ступнях, на тихое - на носках. Наконец, предлагается одно звучание для ног, другое - для рук, связанное со сменой силы звучания. Даются упражнения с разными построениями. Это приучает детей работать в коллективе.

    Упражнения, предложенные З.Е. Пуниной.

    1) Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают легкие хлопки перед собой.

    2) Дети стоят в кругу с бубнами в левой руке, на громкую музыку - ударяют по бубну правой рукой, на тихую музыку - берут бубен в правую руку и легко им встряхивают.

    3) На громкую музыку дети идут по кругу, на тихую - двигаются вокруг себя на носках, на громкую музыку - идут по кругу, размахивая флажками, на тихую - останавливаются и опускаются на одно колено и т.д.

    4) На громкую музыку дети парами идут по кругу, на тихую - пары разделяются и идут по одному друг за другом. При возобновлении громкой музыки опять сходятся парами.

    5) Детей делят на группы по 3-4 человека. Они расходятся по своим домам (углы зала). У каждого есть палка, изображающая лошадь. На громкую музыку дети скачут на лошадях друг за другом по кругу, на тихую музыку - идут в свои дома. С возобновлением громкой музыки - опять скачут по кругу.

    Для старших школьников, подростков и взрослых характер упражнений усложняется по форме построения (поочередные и групповые вступления при смене силы звучания).

    6) Построиться тройками и на громкое звучание идти по кругу, на тихое - останавливаться. Средние из троек проходят на носках через все ворота, образованные руками крайних. С возобновлением громкого звучания все опять идут тройками по кругу.

    7) Построиться в два круга: внешний (4-5 человек) и внутренний (7-8 человек) (во внутреннем большее число). Внешнему кругу дается большой резиновый или волейбольный мяч, а внутреннему - малый резиновый мяч. На громкую музыку внешний круг перебрасывает свой большой мяч.

    На тихое звучание музыки малый мяч передают по внутреннему кругу, а внешние в это время прекращают переброску. На остановку в звучании музыки занимающиеся меняются местами.

    Оба круга идут на носках в разных направлениях. На громкое звучание музыки внутренний круг входит обратно во внешний, образуя большой круг.

    9) Все стоят в две шеренги, на расстоянии 6-7 шагов друг против друга, раздвинув ноги на ширину плеч. У каждого в правой руке обруч, за который одновременно держится левой рукой сосед справа. Образуется неразрывная цепь людей с обручами в руках. На тихое звучание музыки шеренги качаются вправо, затем - влево, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую. С переходом на громкое звучание музыки занимающиеся перебрасывают обручи с одной шеренги в другую по воздуху, причем каждый бросает тот обруч, за который он держался правой рукой. На тихое звучание музыки возобновляется покачивание.

    10) Все слушают музыку с контрастными по силе звучания частями. После прослушивания занимающиеся дирижируют, делая руками сильные взмахи при громком звучании музыки и слабые - при тихом.

    В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающих и коррекционные упражнения. Обще развивающие упражнения, помимо всестороннего воздействия на организм, развивают мышцы спины, живота, плечевого пояса, ног, рук. Эти упражнения многообразны. По характеру выполнения их можно разделить на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты и пр.) и без предметов. В упражнениях с предметами развиваются сила движений, ловкость, четкость, быстрота реакции, глазомер. Особое внимание следует уделить упражнениям с мячами. Используются мячи всех размеров: большие (при отталкивании подвешенного мяча), средние (при перекатывании и ловле), малые (при выполнении бросков, передаче по ряду и переносе). В этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже усвоено на уровне двигательного навыка.

    Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития равновесия, формирования правильной осанки. Упражнения по подтягиванию на руках, лежа на животе, на гимнастической скамейке и наклонной доске; лазанье по гимнастической стенке; перелезание через скамейки; пролезание между рейками лестничной пирамиды или вышки укрепляют мышцы спины и плечевого пояса, исправляют осанку. Чувство равновесия развивается при ходьбе, беге, прыжках, метании и в ходе других упражнений. К ним относятся упражнения на уменьшенной площади опоры (дорожке из канатов, доске); опору можно изменять по высоте (наклонная доска, скамейка), по подвижности (мостик - качалка), по расположению в пространстве (горизонтальная или наклонная доска или скамейка). Эти упражнения выполняются под спокойную, умеренную музыку с выраженными акцентами, указывающими на начало и окончание движения. В качестве специальных средств тренировки равновесия используется следующее: кружение на месте переступанием, с последующим приседанием по звуковому сигналу, а также остановка во время ходьбы и бега по звуковому сигналу, подпрыгивание на месте с поворотами, перешагивание через предметы (кубики, палки, рейки, канат)

    Упражнения и игры . Вращение кистями рук вверху (3-5 сек.) - напрягая мышцы рук и верхнего плечевого пояса, с последующим опусканием рук вниз - расслабление. Повторить 2-3 раза.

    Кружение на месте, руки да поясе (4-6 поворотов).

    Притопывания ногами, руки за спиной - мышцы напряжены(5-8 сек.), руки опущены, исходное положение - основная стойка, мышцы расслаблены.

    Топтание на канате, стоя поперек него (15-20 сек.) - ноги напряжены, соскок с каната на пол - расслабление.

    Прыжки обеими ногами на месте, в 8 и 16 тактах на вторую четверть - хлопок руками над головой.

    Стоя в кругу, свободно покачивая руками впереди назад (8 тактов). Покачивание правой ногой - руки в стороны (4 такта), левой ногой - руки в стороны (4 такта).

    1) Игра с водой. (Старинная французская мелодия.)

    Дети, опустившись на колени и сидя на пятках, располагаются свободно лицом водном направлении, руки лежат на коленях. (Тренированные дети могут делать упражнение лежа на животе («как рыбки»). 1-2 такты: дети отводят плавно руки назад, сводя лопатки и слегка откидываясь туловищем назад. 3-4 такты: дети приводят руки в исходное положение, как бы захватывая воду кистями рук. 5-8 такты: повторение движений. 9-12 такты: дети кистями рук, поочередно правой и левой, бьют по воображаемой воде, так, чтобы брызги летели во все стороны. 13-16 такты: движение рук назад и вперед, как в начале упражнения.

    2) Галоп и высокий бег. (Музыка Д. Кабалевского.)

    Дети делятся на подгруппы. Такты 1-8: дети легко и стремительно движутся галопом. Такты 9-16: дети движутся высоким бегом, немного откинув туловище назад и высоко поднимая ноги в коленях. Шаг равен одной четверти. Такты 17-24: снова стремительный галоп. С последним аккордом - четкая остановка прыжком с одной ноги на две. Характер движений должен отразить динамичность и легкость музыкального звучания.

    3) Бабочки. 1-3 такта: прилетает бабочка-дети движениями изображают бабочку: описывают круг руками снизу вверх, соединяя вверху ладони тыльной стороной (1 такт), затем описывают руками круг сверху вниз (2 такт) и плавно вытягивают вперед руки ладонями вверх (3 такт) - это бабочка показывает свои усики. 4-6 такты: прилетает вторая бабочка (повторяются движения 1 -3 тактов). 7-12 такты: прилетают третья и четвертая бабочки (повторяются движения 1-3 тактов). 13-14 такты: руки постепенно поднимаются, кисти рук колышутся: бабочки поднимают крылышки. 15 такт: руки плавно опускаются. 16-18 такты: повторяются движения 13-15 тактов. 19 такт: руки плавно поднимаются, кисти слегка отстают. 20 такт: руки плавно опускаются. 21-22 такты: повторяются движения 19-20 тактов. 23-26 такты: дети поднимают и опускают руки, затем разбегаются в разные стороны - бабочки разлетаются. Музыка повторяется, дети тоже повторяют движения, стоя врассыпную. На 23-26 такты дети кружатся.

    Музыка заканчивается, дети приседают - бабочки покружились и сели на цветок.

    4) Пружинки (для старшей группы). (Русская народная мелодия «Посеяли девки лен». Автор упражнения - С. Руднева.)

    Исходное положение: руки на поясе. Такты 1-4 (пиано; на «раз» и на «два» каждого такта дети исполняют небольшое полуприседание, на «и» выпрямляют колени. Между движением вниз и вверх остановок не делают. Движение легкое, пружинистое, плясового характера. Такты 5-8 (форте). Дети легко подпрыгивают на месте на двух ногах (по два прыжка на такт). При приземлении колени слегка сгибаются.

    Упражнение прививает детям навыки правильного исполнения бега, прыжков, подскоков, плясовых движений (навыки пружинящего движения).

    При показе и исполнении упражнения педагог обращает внимание детей на легкий, плясовой характер музыки и движения, увеличение силы движения с усилением звучания музыки.

    5) Легкие и тяжелые руки. (Венгерская народная мелодия.)

    Дети стоят в колоннах. Исходное положение: основная стойка, руки за спиной. Первая часть музыки и ее повторение: такты 1-2: плавный подъем рук вперед до уровня плеч и опускание рук вниз и за спину. Такты 3-4, 5-6, 7-8: повторение движений I-2 тактов. Вторая часть музыки и ее повторение: такты 9- 12: сильное качание рук вперед и назад до уровня плеч. Колени слегка пружинят, руки сжимаются в кулаки. Такты 13-16: плавный подъем рук и опускание вниз и за спину, как в первой части музыки. Усилению и ослаблению музыкального звучания соответствует усиление и ослабление мышечного напряжения.

    Этим упражнением воспитывается умение менять мышечный тонус.

    6) Качание рук и мельница. (Английская народная мелодия. Автор упражнения - Е. Дубянская.)

    Дети стоят, свободно расположившись по всей комнате так, чтобы не задевать друг друга при движении рук. И.п. - руки подняты в стороны. Такты 1 -8: дети качают руками перед корпусом, на нечетных тактах скрещивая их перед грудью, на четных - взмахивая в стороны. Такты 9-16: «мельница» - на каждый такт дети взмахом описывают руками большие круги: вперед - вверх и назад - вниз.

    Упражнение совершенствует навыки махового движения. Внимание детей направляется на различный ритм первой и второй частей мелодии.

    Расположение детей то же. Такты 1-8: дети легко раскачивают руками: на нечетные такты - вперед, на четные - назад. Такты 9- 12: исполняют круговые взмахи вперед - вверх при легком пружинящем сгибании колен. Такты 13-15: с каждым взмахом дети усиливают движение, одновременно пружинящим движением приподнимаясь на носки. После последнего взмаха вперед - вверх (на «раз» 16-ого такта) медленно и плавно опускают руки в стороны и вниз.

    Игры, регулирующие мышечный тонус.

    Игра с водой. (Любая подвижная мелодия на размер 6/8.)

    Дети сидят на полу, будто бы на берегу реки, руки опущены, играют водой: плавно разводят руки в стороны и назад, сближая лопатки и несколько отклоняя корпус назад, затем возвращаются в исходное положение, будто захватывая воду кистями рук.

    Кистями рук легко бьют по воде. Темп плавных движений устанавливают сами дети. Педагог напоминает им, как приятно летом играть теплой водой, как она блестит на солнце, активизируя тем самым воображение детей и помогая им спять напряжение. Движения должны быть выразительными и искренними.

    Ветерок и ветер. (Музыка Л. Бетховена.)

    Дети свободно располагаются по всей комнате, лица повернуты в одну сторону так, чтобы поднятые в стороны руки не касались соседей.

    1)«Ветерок слабо колышет ветви деревьев (кустов)» - дети переводят перед собой обе руки то вправо, то влево, постепенно поднимая их впереди вверх. Движения плавные.

    2) То же самое, но с поднятыми вверх руками.

    3) «Поднялся ветер» - дети сильно бросают руки то вправо, то влево.

    4) «Ветер улегся» -дети повторяют движения № 1, постепенно опуская руки вниз.

    Упражнение на снятие напряжения в плечах, локтях, кисти и пальцах:

    «Листочки-пальчики должны слегка шевелится на ветру».

    Веселые ножки. (Любая плясовая мелодия.)

    Дети сидят на стульях, упершись руками в бедра, локти в стороны и выставляют правую ногу на пятку, сильно согнув ее в подъеме: носок смотрит вверх, пальцы свободны; затем выпрямляют подъем, касаются пола концами пальцев и приставляют ногу к другой ноге; то же левой ногой; тоже обеими ногами вместе.

    Упражнение на раскрепощение голеностопного сустава.

    Рисуем на песке.

    Дети свободно размещаются в зале, садятся на пол со скрещенными ногами, руки свободно опущены вниз. Концами пальцев правой и левой руки Дети рисуют на песке (над полом): длинную прямую линию. Плавно отводят правую руку вправо, затем приводят руку в исходное положение; то же левой рукой в левую сторону; правой рукой, отведя ее вправо и назад, рисуют закругленную линию, стараясь провести ее как можно дальше назад, корпус и голову поворачивают вправо, глаза следят за движением руки; то же движение в обратном направлении; то же движение исполняется левой рукой в левую сторону; дети рисуют перед собой любые мелкие узоры по своему выбору. По окончании руки свободно висят внизу.

    Эти упражнения снимают напряжение в плечах, корпусе, шее.

    Наталья Подставкина
    Игры и игровые упражнения, регулирующие мышечный тонус

    Из опыта работы. Тема : «Игры и игровые упражнения , регулирующие мышечный тонус ».

    Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина.

    Очень широко применяются мною на занятиях упражнения , регулирующие мышечный тонус детей . Эти упражнения учат управлять своими движениями . С самых первых занятий дети учатся чувствовать мышечно -двигательные ощущения и передавать их словами. Работа в этом направлении начинается с руки ребенка, когда ему предлагается представить, что он сжимает твердые и мягкие, холодные и теплые предметы, чувствуя напряженное и ненапряженное состояние мышц пальцев. Потом включаются игры – превращения , которые учат детей чувствовать состояние мышц отдельных частей корпуса (ног, рук, головы, шеи, плеч, а также всего тела в целом и сравнивать их. В результате дети начинают изображать сначала различные явления живой природы (холодный и теплый ветер, солнечные лучики, распускающиеся и замерзшие деревья, крылья птиц, плеск волн и т. д., а потом и неживые предметы (куклу, самолет, подушку, стол, диван и т. д.) .

    Не секрет, что дети с речевыми нарушениями моторно неловки, с большим трудом устанавливают двигательные связи. Таким детям мешает координировать движения и ритмично двигаться недостаточная активность, вялость мышц или, наоборот, чрезмерная их напряжённость. Поэтому необходимо проводить специальные упражнения на регуляцию мышечного тонуса , учить детей делать движения с полной амплитудой, чётко, быстро, до предела напрягая, а затем расслабляя мышцы

    Например

    «Загораем» - сидя, выпрямить ноги с напряжением (потягивание как на пляже под солнцем) и затем расслабить.

    2. «Пушинки и слоны» . Ребёнок под нежную тихую музыку бегает по комнате, как пушинка (легко, на носочках) . Изображая слона, ребёнок громко и тяжело топает по полу под громкую музыку.

    3 «Ножницы» - сидя, выпрямить напряженные ноги, развести в стороны, затем уронить расслабленные.

    4 «Пружинки» - пальцами стопы надавливать на воображаемые упругие пружины, опирающиеся на пол, чередуя напряжение с расслаблением, отдыхом.

    5 «Рисование бабочек и солнышка» . Ребёнок под тихую спокойную мелодию в воздухе пальчиками рисует бабочек и солнышко. Это упражнение с элементами релаксации направлено на снятие мышечного напряжения .

    6 «Журавль на болоте» - ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании ноги.

    7 «Цветочек завял - цветочек растёт» . Ребёнок сидит на корточках, голова и руки опущены (цветочек завял) . Голова поднимается, расправляются плечи, руки вверх и в стороны – вырос цветочек, расцвёл

    8.«Оловянные солдатики и тряпичные куклы» . Ребёнок изображает солдатика, напрягая мышцы тела и сохраняя неподвижность в шее, руках, плечах. Изображая тряпичную куклу, ребёнок снимает излишнее напряжение тела, расслабляется, руки висят как «тряпочки

    9. Дети изображают снеговиков : крепко стоят на ногах (ноги расставлены на ширину плеч, руки поставлены на пояс, тело напряжено.

    Когда снеговики начинают “таять”, из тела уходит напряжение. Сначала у детей-“снеговиков” голова падает на бок, потом опускаются руки и повисают, как плети. После этого дети начинают не спеша приседать, становятся на колени, затем присаживаются на бок, кладут руки на пол, а на них голову - “снеговик растаял”.

    Вот стоит снеговик (тело напряжено) .

    Он к морозам привык.

    Солнце припекает -

    Снеговик наш тает

    (напряжение постепенно уходит) .

    Тает, тает - да, да, да. Будет талая вода.

    В процессе этой работы очень активно начинает наращиваться словарь ребенка, что немаловажно для детей с общим недоразвитием речи. Образы – представления постепенно переходят в образы – понятия, смысл слов постигается за счет образования связей между образами предметов, явлений и словами, их обозначающими

    Следует учесть, что для таких детей важно применение на занятиях упражнений на координацию движения и речи. Речевой материал подбирается, исходя из коррекционной цели занятия. Ритм стихотворной строки следует строго согласовывать с движениями рук (хлопки, ног (оттопывания, прошагивания и т. д., туловища (повороты, наклоны) .

    Мелодия, ритм, игры с пением дают детям с речевыми нарушениями развивать не только общую и мелкую моторику, но и моторику артикуляционного аппарата, слухопроизносительные дифференцировки.

    Упражнение «Солдатик»

    На одной ноге постой-ка,

    Будто ты солдатик стойкий.

    Ну, смелее подними.

    Да гляди не упади.

    А сейчас постой на левой,

    Если ты солдатик смелый.

    А сейчас постой на правой,

    Если ты солдатик бравый.

    Упражнения активизирующие внимание.

    Этими упражнениями воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти : зрительная, слуховая, моторная. Занимающиеся учатся сосредоточиваться и проявлять волевые усилия. Организуя двигательную сферу, мы тем самым формируем определенные состояния, которые заключаются в установке, т. е. готовности действовать определенным образом в определенном направлении. Воспитание такой готовности способствует и воспитанию внимания : его устойчивости, наблюдательности, переключению, распределению, умению воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способности переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти последовательный ряд движений.

    Воспитанию внимания способствуют также сигналы : слово, музыка, жест. Особенно широко используется музыка. Смена музыкальных отрезков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений , составляющих упражнение , и привлекать внимание занимающихся к изменяющейся музыке, а значит - и движению

    Упражнение на переключаемоеть движений.

    Эти упражнения позволяют детям овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями .

    1. «Хлоп, хлоп - сели» . На громкое звучание барабана, ребёнок идёт по кругу, хлопая в ладоши, звука нет – останавливается, приседает.

    Упражнение на устойчивость внимания (импровизация) .

    1упражнение по методике «Расскажи стихи руками» ; неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус , эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, воображения, образности

    2упражнение «Выполни фигуру» .Покажимедведя,зайца,птичк

    3Станем мы деревьями сильными, большими. руки на поясе;

    Ноги – это корни их расставим шире. имитация движений;

    Тело наше – ствол могучий, он чуть – чуть качается имитация движений

    И своей верхушкой острой в небо упирается. руки в стороны, вверх

    Пальцы веточками будут, руки опустить, пальцы растопырить;

    листья закрывают их. «надеваем листочек» на каждый пальчик; Как придет за летом осень правая рука вверх, левая рука вверх;

    разлетятся в миг. плавно опускаем руки, трясем кистями рук.

    Упражнение на распределение внимания

    Упражнение «Кот»

    Вот идёт чёрный кот,

    Притаился, мышек ждет .

    Мышка норку обойдёт

    И к коту не подойдет.

    Коты-Делают шаги с высоким подъемом ног, присесть, руки к коленям,

    Мышки-На носках обходят вокруг норки и убегают в сторону.

    Упражнения на развитие слухового внимания

    «Будь внимателен»

    Цель : развить слуховое внимание, научить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

    Задание : дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемежку дает команды : «Лошадки» , «Зайчики» , «Цапли» , «Раки» , «Лягушки» , «Коровки» , «Птицы» . Дети должны выполнять движения в соответствии с командой. Выполнению движений надо научить перед игрой .

    Счетные упражнения .

    Эти упражнения используются на логоритмических занятиях для организации поведения детей и при выполнении заданий, особенно сложных построений, серий движений.

    Счет помогает детям правильно встать парами, построиться в две колонны, в две шеренги, встать по трое, четверо и т. д.

    Счетные упражнения проводятся и в стихотворной форме как сигнал для выполнения очередного упражнения .

    Раз, два – выше голова (маршировать)

    Три, четыре – руки шире (руки в стороны)

    Пять, шесть – тихо сесть

    Упражнение на переключаемость движений.

    Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями .

    Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, подскоков. Например, при сильном звучании инструмента дети идут по кругу, размахивая флажками, при тихом - останавливаются, прячут их за спину.

    Раздельное выполнение речевых упражнений и действий .

    Дети держат флажок горизонтально в правой руке и переступают через него то правой, то левой ногой. Один ребенок говорит, другой выполняет :

    Ножку выше поднимай, И другой не отставай,

    Через палочку шагай. Но флажок не опускай.

    Педагог произносит текст, а дети выполняют различные прыжки

    : Ножки вместе, ножки врозь,

    Ножки здесь и ножки там.

    Ножки прямо, ножки вкось

    Дети садятся на корточки, прижимая головы книзу, обхватив руками колени. Затем постепенно выпрямляются, становятся на носки и тянутся сколько возможно вверх, поднимая руки.

    Текст говорит педагог :

    Сначала буду маленький, Потом я вырасту большой,

    К коленочкам прижмусь, До лампы дотянусь

    Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

    Упражнения, регулирующие мышечный тонус и развивающие основные психомоторные качества, являются неотъемлемой частью каждого занятия по ритмике.

    Упражнения, регулирующие мышечный тонус, имеют очень большое значение для овладения ребенком контроля над собственными движениями, сохранением равновесия в покое и движении. Кроме того, оптимизация мышечного тонуса тесно связана с формированием у дошкольников умения расслабляться, что оказывает влияние на общее психосоматическое состояние ребенка: части детей это помогает снять напряжение, способствует мышечному и эмоциональному раскрепощению, снятию «зажимов»; другим детям помогает сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

    ФОНАРИ

    Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц рук.

    Описание. По команде взрослого «Вечер» дети-фонари из положения стоя поднимают напряженные руки в стороны (кисти в кулаках) и удерживают их в таком положении несколько секунд до команды «Утро», по которой дети опускают расслабленные руки вниз вдоль туловища.

    КУЛАЧОК - ЛАДОШКА

    Цель.

    Оп и сан и е. Дети стоят, руки опущены вниз. По команде взрослого они сжимают кисти рук в кулак и чувствуют напряжение, а затем по команде взрослого раскрывают кулак и расслабляют кисть.

    ЗАМОЧЕК

    Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц в кистях рук.

    Описание. Дети сидят по-турецки на ковре, руки держат перед собой. По команде взрослого «Замочек закрылся» дети с силой сжимают кисти рук, по команде «Замочек открылся» - спокойно опускают руки на колени.

    ГУЛЛИВЕР В ГОСТЯХ У ЛИЛИПУТОВ

    Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц ног.

    ШТАНГА

    Цель.

    Описание. Сделать наклон вперед, представить, что поднимаешь тяжелую штангу, сначала медленно подтянув ее к груди, а затем - подняв над головой. Упражнение проводить 10-15 сек. «Бросить штангу» - наклонившись вперед, руки при этом свободно повисают.

    РАЛЛИ

    Цель. Формировать умение регулировать мышечный тонус рук, ног, туловища.

    Описание. Сесть прямо на кончик стула. После команды «едем на гоночной машине» вытянуть ноги вперед, слегка подняв их, руки вытянуть и сжать в кулаки - «крепко держимся за руль», туловище слегка отклонено назад. Сосредоточить внимание на напряжении мышц всего тела. Через 10-15 сек расслабиться, сесть прямо, руки положить на колени, голову слегка опустить, обратить внимание на приятное чувство расслабления.

    СОСУЛЬКА

    Цель. Формировать умение регулировать мышечный тонус рук, ног, туловища.

    Описание. Из положения сидя на корточках медленно подниматься вверх, представив, что сосулька «растет», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело - сосулька «выросла». После команды «Солнышко пригрело, и сосулька начала таять» медленно опускать руки, расслабляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, - «сосулька растаяла и превратилась в лужу». Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.

    НЕВАЛЯШКА

    Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц шеи.

    Описание. В положении сидя голову уронить на правое плечо, затем на левое плечо, покрутить, а затем уронить вперед. Упражнение выполняется 10-15 сек. В конце упражнения обратить внимание на приятные ощущения расслабления, возникающие при расслаблении мышц шеи.

    НЕЗНАЙКА

    Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц шеи и верхнего плечевого пояса.

    Описание. Поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз.

    ЦВЕТОЧЕК

    Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц шеи, верхнего плечевого пояса, рук, ног, туловища.

    Описание. Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как «цветочек растет и тянется к солнышку». Затем последовательно уронить кисти, изображая, что «солнышко спряталось, и головка цветка поникла», расслабить предплечья, согнув руки в локтях - «стебелек сломался», и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени - «цветочек завял».

    КУКЛА УСТАЛА

    Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц шеи, рук, ног, туловища.

    Описание. Глубоко зевнув, потянуться, подняв руки вверх и поднявшись на носочки, с выдохом расслабиться, опустить руки, наклонив голову вперед.

    Более успешному овладению детьми упражнениями, регулирующими мышечный тонус, будет способствовать их выполнение перед зеркалом. Особую важность это условие приобретает при формировании у дошкольников навыков напряжения и расслабления мышц мимической мускулатуры. С детьми можно проводить следующие упражнения.

    НАДУЕМ ШАРИК

    Цель.

    Описание. Надуть щеки и надавить на них руками, почувствовать сопротивление, а затем сдуть щеки.

    МЫ УДИВИЛИСЬ

    Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц лба.

    Описание. Приподнять надбровные дуги, ощутив напряжение в области лба.

    УПРЯМЫЕ БАРАНЫ

    Цель. Формировать умение регулировать тонус мимической мускулатуры.

    Описание. Нахмурить лоб, как бодающиеся бараны, не поделившие узкий мостик. Обратить внимание детей на ощущение напряжения в области лба.

    ПЛАКСА

    Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц век.

    Описание. Зажмурить глаза, плотно сомкнув веки, ощутить напряжение в них.

    ТИГРЕНОК

    Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц щек.

    Описание. Оскалить зубы, с силой сжав их, растянуть губы в широкой улыбке (зубы видны).

    СОЛНЫШКО ДРАЗНИТСЯ

    Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц языка.

    Описание. Высунуть язык, почувствовав напряжение в нем.

    При выполнении всех этих упражнений фаза напряжения не должна превышать 5-10 секунд.


    Не секрет, что дети со стёртой формой дизартрии моторно неловки, с большим трудом устанавливают двигательные связи. Таким детям мешает координировать движения и ритмично двигаться недостаточная активность, вялость мышц или, наоборот, чрезмерная их напряжённость. Поэтому необходимо проводить специальные упражнения на регуляцию мышечного тонуса, учить детей делать движения с полной амплитудой, чётко, быстро, до предела напрягая, а затем расслабляя мышцы.

    Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

    1. «Хлоп, хлоп - спрятали». На громкое звучание музыки, ребёнок идёт по кругу, хлопая в ладоши, на тихое звучание - останавливается, прячет руки за спину.

    2. «Оловянные солдатики и тряпичные куклы». Ребёнок изображает солдатика, напрягая мышцы тела и сохраняя неподвижность в шее, руках, плечах. Изображая тряпичную куклу, ребёнок снимает излишнее напряжение тела, расслабляется, руки висят как «тряпочки».

    3. «Цветочек завял - цветочек растёт». Ребёнок сидит на корточках, голова и руки опущены (цветочек завял). Голова поднимается, расправляются плечи, руки вверх и в стороны - вырос цветочек, расцвёл.

    4. «Пушинки и слоны». Ребёнок под нежную тихую музыку бегает по комнате, как пушинка (легко, на носочках). Изображая слона, ребёнок громко и тяжело топает по полу под громкую музыку.

    

    5. «Рисование бабочек и солнышка». Ребёнок под тихую спокойную мелодию в воздухе пальчиками рисует бабочек и солнышко. Это упражнение с элементами релаксации направлено на снятие мышечного напряжения.

    Кроме того, следует учесть, что для таких детей важно применение на занятиях упражнений на координацию движения и речи. Речевой материал подбирается, исходя из коррекционной цели занятия. Ритм стихотворной строки следует строго согласовывать с движениями рук (хлопки), ног (оттопывания, прошагивания и т.д.), туловища (повороты, наклоны).

    Мелодия, ритм, игры с пением дают детям со стёртой формой дизартрии развивать не только общую и мелкую моторику, но и моторику артикуляционного аппарата, слухопроизносительные дифференцировки.

    Мы снежинки, мы пушинки (наклоны головы вправо, влево),
    Покружиться мы не прочь (повернуться вокруг себя).
    Мы снежинки-балеринки (наклоны туловища вправо, влево),
    Мы танцуем день и ночь (сделать приставной шаг вправо, влево).