Мировой рекорд скорости на льду. Цепляет, как никогда раньше. Рекорд скорости на льду от Nokian Мировой рекорд скорости на льду

102017 23

Установлен новый мировой рекорд максимальной скорости автомобиля на льду. Пилот шинной компании Nokian, на льду Ботнического залива, на автомобиле Audi RS6, достиг отметки в 335,713 км/ч. Автомобиль был «обут» в 20-дюймовые шипованные покрышки Hakkapelitta 8 размерности 255/35. Когда скорость достигла 320 км/ч, шипы касались льда около 43х раз в секунду, а сам автомобиль преодолевал 93 метра за секунду.


По словам самих менеджеров технической поддержки компании Nokian, на высоких скоростях в экстремальных условиях помимо сцепления, важны управляемость и устойчивость автомобиля. Для тестирования новых шин на наличие всех этих критериев, компания и устраивает столь экстремальные заезды.


Для того, чтобы рекорд такого разряда был зафиксирован, установлен определенный ряд правил. Например: лед должен быть природным, а не искусственным, так же запрещено использование каких-либо химических средств, улучшающих сцепление. Автомобиль должен совершить два заезда (в одну сторону и обратно), и лишь средняя скорость за два заезда засчитывается. На пробы отводится не более часа. Требования предъявляются и к использованным шинам, они должны находиться в открытой продаже и соответствовать установленным государственным стандартам.

Четвертый год подряд известный автожурналист, автопутешественник и рекордсмен Андрей Леонтьев организует «Дни скорости на льду Байкала» - мероприятие, во время которого совершаются попытки установления новых рекордов скорости на природном льду самого глубокого в мире пресного озера.

И вот уже четвертый год я присутствую на этих удивительных мероприятиях и слежу за их успехами, расширением и популяризацией. На моих глазах вот уже четвертый год происходят удивительные события, которые, возможно, позволят России в скором времени достичь мировых результатов и снова стать первой в этой области - как это было более века тому назад.

Вспомним, как это было.

К сожалению, последнее время достижения России в различных областях принято принижать или не считать предметом гордости. А ведь именно России начала 20 века принадлежат мировые рекорды скорости: так, например, в 1913 году на Волховском шоссе под Санкт-Петербургом г-н Хернер на гоночном «Бенце» поставил последний в истории царской России рекорд скорости с хода, который составил 201 км/ч!

Сейчас, конечно, нам не сравниться с миром. Мировой рекорд по максимальной скорости, кстати, был установлен 45 лет тому назад: 1046 км/ч. Рекордсменом стал Гари Габелик на автомобиле Blue Flame, оснащенном ракетным двигателем. У нас, к сожалению, нет ни таких автомобилей, ни возможностей для развития этой дисциплины.

Рекорд скорости на льду на сегодняшний день держится на отметке в 335, 713 км/ч и принадлежит финскому гонщику Янне Лайтинену. Он установил его 9 марта 2013 года на льду Ботнического залива на автомобиле Audi RS6, обутом в покрышки Nokian Hakkapeliitta 8.

Что же касается России…

Рекорды скорости на льду Байкала

Природный лед озера Байкал по праву может считаться одним из самых удачных мест для установления рекорда скорости. Прежде всего потому, что лед на озере прочно стоит примерно до середины марта, а площадь поверхности Байкала позволяет без проблем выбрать довольно ровный и длинный отрезок для создания трассы.

С другой стороны, озеро никогда целиком не замерзает, а зимой его поверхность состоит из нескольких огромных льдин, которые контактируют между собой, создавая толчки, подобные тектоническим подвижкам коры, и выбрасывая вверх ледяные торосы. Из-за этого поверхность озера покрывается большим количеством трещин различной глубины и ширины, и порой это может разрушить построенную трассу.

В этом году мы стали свидетелями такого столкновения льдин. Мощный удар сопровождался еще звуком, сопоставимым с хорошим взрывом, а силу удара можно было бы оценить в 5-6 баллов по шкале Рихтера - мы еще удивились, как не сложились наши палатки. Однако, все обошлось благополучно, и трасса для рекордной попытки не пострадала.

В этом году ее протяженность составила 16 км, а мерный отрезок (километр) был расположен не строго посередине, а слегка сдвинут к концу. Это произошло потому, что для него искали наиболее гладкий и ровный лед.

Как всегда, все консультации, касающиеся льда и озера Байкал в целом осуществлял председатель Лиги Ледовых капитанов Александр Бурмейстер - человек, который знает эту тему досконально и относится крайне бережно к Байкалу и его экологии.

Традиционно лагерь был построен с учетом всех особенностей места. Никакие технические жидкости не попадали на лед, весь мусор аккуратно собирался и потом вывозился на берег в специально отведенные места. Машина была технически исправна. Так что экология была максимально сохранена.

Специально для строительства и измерения трассы были приглашены профессиональные геодезисты, сертифицировали трассу специалисты из РАФ, лицензия была выдана на 2 дня - с 15 по 16 февраля, собственно, те дни, которые и были изначально заявлены для проведения рекордных попыток.

Хочется отметить, что три предыдущих года автомобили, которые устанавливали рекорды скорости, относились к разным классам, так что все рекорды устанавливались с нуля.

В 2012 году все начиналось с Mazda MX-5, которая по-честному выступала в качестве подопытного кролика, на котором отрабатывалась вся схема. Тогда автомобиль продемонстрировал 212 км/ч, что, собственно, совсем неплохо для такой машины в весьма сложных условиях. Ведь коэффициент сцепления в день рекорда составлял 0,05, что в 10 раз меньше коэффициента сцепления на мокром асфальте!

В 2013 году на лед Байкала приехал Nissan GT-R R35, причем в этот раз пилотировали его сразу два человека - к Андрею Леонтьеву присоединился и известный российский гонщик Роман Русинов. Именно тогда Роман установил рекорд максимальной скорости, который занесли в Книгу рекордов России, составивший 294,8 км/ч. Что касается рекорда скорости РАФ с хода и с места, то он составил 251 км/ч и 85 км/ч соответственно и принадлежит уже Андрею Леонтьеву.

Наконец, в прошлом, 2014 году на лед Байкала вышел двухлитровый полноприводный Jaguar XF . C максимальной скоростью возникла небольшая проблема, которая заключалась в наличии электронной отсечки на отметке в 250 км/ч. Она была достигнута, но преодолеть ее было невозможно. Что же касается рекорда по версии РАФ, то с хода было показано 246 км/ч, а с места - 105 км/ч.

Panamera Turbo S

В этот раз организаторами мероприятия выступили совместно компания LavPro и бренд Mobil 1, последние помимо прочего предоставили для автомобиля моторное масло этой марки. Для попытки установления рекорда скорости была выбрана новая полноприводная Panamera Turbo S с бензиновым двигателем V8 объемом 4,8 литра и мощностью 569 л.с. Обут автомобиль был в штатную резину Pirelli Sottozero.

Одно из преимуществ автомобилей Porsche заключается в том, что на них не ставят отсечку скорости. Она ограничивается только одним: возможностями двигателя. Новая Panamera Turbo S способна развить скорость в 310 км/ч, но это в идеальных условиях.

Андрей Леонтьев:

Porsche Panamera - удивительная машина. И хотя для меня ее концепция неоднозначна, то, как она показала себя на льду Байкала, еще раз доказывает ее блистательную инженерную конструкцию. Это машина, которая стабилизируется практически сама собой, настолько в ней грамотны все системы стабилизации. И даже если ее вдруг в какой-то момент «уводит» в сторону, она сама моментально выравнивает движение и остается лишь «добрать» рулем.

Однако, в этом году был один нюанс, который, наконец, превращал мероприятие на Байкале из обычных заездов в соревнование. Porsche Panamera Turbo S попадала в ту же категорию «серийных автомобилей с бензиновым турбированным двигателем внутреннего сгорания объемом 3,5-5 л», что и Nissan GT-R в 2013 году. Таким образом Леонтьеву было важно не просто показать хороший результат, но и превысить цифры позапрошлого года, побить собственные рекорды.

На рекордные попытки было отведено 2 дня - 15 и 16 февраля. В этот раз погода была милостива к собравшимся. В отличие от прошлогодних 30 градусов мороза нас встретили всего лишь -10. Но такая необычно высокая для этого времени года температура обернулась другой неприятностью: толщина льда в месте проведения заездов составляла всего 58 см, лед встал плохо, и поэтому каждое утро начиналось с очень тщательной инспекции трассы. К тому же в течение дня довольно резко несколько раз менялась погода. 15 февраля солнце то выходило, то пряталось. Если в районе лагеря облачность была высокой, то на финише и разворотном круге висел туман и видимость составляла 150-200 метров. Соответственно, выше влажность и совершенно другое сцепление с трассой. Это создавало дополнительные сложности.

Более того, местами лед был покрыт довольно плотным слоем снега, но уже через километр снег могло полностью разнести ветром и тогда под колесами оказывался чистый и очень скользкий лед. К тому же после каждого проезда за задними колесами налипала тяжелая ледяная «борода», которую каждый раз приходилось скалывать, дабы она не затрудняла движение.

За время тренировок и самих попыток Андрей Леонтьев накатал почти 800 км, пытаясь понять, как в данных условиях лучше управлять автомобилем. Однако, без казусов все равно не обошлось. На скользком льду и на высокой скорости возникает ощущение, что автомобиль в какой-то момент начинает практически парить над поверхностью, не касаясь ее колесами. Услышав об этих ощущениях, Александр Бурмейстер исследовал трассу и по следу протектора обнаружил, что в одном месте автомобиль на самом деле прервал сцепление со льдом (вероятнее всего, подпрыгнув на небольшом бугорке) и пролетел порядка 25 (!) метров.

По окончанию заездов, судьи, представлявшие РАФ, просчитали результаты телеметрии и огласили предварительные результаты. По итогам двух дней стало известно, что при старте с места на мерном километре Андрей Леонтьев сумел превысить скорость в 120 км/ч. Расстояние в километр было преодолено по льду примерно за 19 секунд. Для сравнения на Nissan GT-R максималка с места составила чуть более 85 км/ч.

Что касается результата скорости с хода, то в этом году было показано более 285 км/ч (в 2013 на машине того же класса - 251 км/ч).

Помимо этого, параллельно со спортивными результатами, которые будут утверждаться РАФ, будут подаваться также результаты на утверждение книги рекордов России. Книга рекордов России берет пиковое значение скорости на мерном отрезке в отличие от среднего арифметического, которое вычисляется РАФ после проезда по мерному километру в одну и другую сторону.

Фиксировалось это значение двумя приборами GPS. Один показал 294,9 км/ч, второй - 295,0 км/ч. Даже если будет выбран наименьший результат, он все равно превышает результат двухлетней давности на такой же дистанции.

Но меня больше всего смутила огромная разница в показателях у Nissan GT-R и Porsche Panamera Turbo S - ведь эти автомобили практически сопоставимы. Разъяснения я попросила у Андрея Леонтьева:

Невозможно сравнивать цифры, продемонстрированные nissan GT-R R35 в 2013 году и Porsche Panamera Turbo S в 2015. Любое изменение погоды сразу же дает изменение в цифрах. Чуть сильнее ветер, чуть ниже или выше температура - и все разу меняется. Поэтому подобные заезды никак нельзя использовать для сравнения технических возможностей автомобилей. Вполне возможно, что Nissan в этом году тоже бы показал совершенно другие цифры, и вполне возможно, что они оказались бы выше.

…За 4 года проведения «Дней скорости на льду Байкала» интерес к этому событию наконец начал расти. В этом году на попытку установления рекордов приехало много журналистов из различных изданий, а компания Mobil со своей стороны вложила немало сил в проведение и популяризацию этого мероприятия. Нашей стране, конечно, еще далеко до того, чтобы вернуть себе ведущее место в рекордных дисциплинах, но тут как и везде - без труда рыбку не вытащить. Так что просто призываю всех заинтересованных и увлеченных поддерживать тему рекордов, и тогда у нас получится что-то хорошее, чем будет можно гордиться.

Новый мировой рекорд скорости на льду 331,610 км/ч (206,05 mph) установлен гонщиком-испытателем Nokian Tyres Янне Лайтиненом. 6-го марта на 14-километровой ледяной трассе в Ботническом заливе у города Оулу (Финляндия) . Компания Nokian Tyres, мировой лидер в производстве зимних шин, оборудовала машину, на которой был установлен мировой рекорд, шиповаными шинами Nokian Hakkapeliitta 7 (размерность 255/35R20 97 T XL).



Роль высококачественных шин подчеркивают экстремальные скорости, ведь единственной точкой соприкосновения машины с дорожным полотном являются именно шины. Когда вождение проходит на исключительно высоких скоростях на скользком льду, подобные скорости требуют от шин определенных качеств. Шины должны демонстрировать превосходную прочность и управляемость наряду с высоко-мощными авто, обеспечивать максимальное сцепление.

Двигаясь со скоростью 331 км/ч, автомобиль проезжает более 92 метров в секунду. На высоких скоростях шины находятся под огромным давлением, а их диаметр может увеличиваться на 15-20 мм. Чтобы набрать такую скорость тогда, когда сопротивление воздуха растет быстро, нужно очень крепкое сцепление авто с дорожным полотном.

Матти Мори, ведущий менеджер и эксперт Nokian Tyres по техническим вопросам, объясняет:
Тестирование на высоких скоростях в сложных условиях - неотъемлемая часть разработки наших зимних шин. Тесты учат нас новому, многим вещам, которые в последствие вполне могут быть использованы в наших продуктах.

Для установки мировых рекордов скорости на льду Книга Рекордов Гиннеса определила детальные правила. Замеряется время прохождения машиной километровой дистанции в обоих направлениях. Мировым рекордом считается среднее значение от этих 2-х результатов. Старт непременно должен быть удачным. На попытку установить мировой рекорд дается ровно 1 час времени. Лед должен быть натуральным, необработанным какими-либо химикатами. Шины должны находиться в открытой продаже и быть одобренными для дорог страны, на территории которой устанавливается рекорд.

Компания Nokian Tyres является изобретателем первой в мире зимней шины, экспертом в экстремальных условиях, выпустила 1-ую в мире зимнюю шину для использования в сложных погодных условиях при минусовых температурах в далеком 1934-ом году. Через два года была представлена шина Hakkapeliitta, созданная специально для суровой зимы. Она является одним из самых известных брендов зимних шин в мире и сегодня. Самый северный в мире производитель шин тестирует и разрабатывает новые модификации для зимней линейки своих продуктов на собственном тестовом полигоне в Ивало, что в 300 км севернее Полярного круга.


Компания - это единственный в мире производитель, который производит шины специально для сложных климатических условий. Компания разрабатывает и производит шины для легковых и грузовых авто, индустриальной техники, которые эксплуатируются в широтах со снежными зимами и переменчивой погодой. Nokian Tyres владеет сетью шинных центров Vianor, насчитывающей более 770 точек продаж в 20-ти странах мира.

Информация предоставлена пресс-службой компании Nokian Tyres в России

Я стоял на льду над самой глубокой частью озера Байкал - 1642 метра, - когда ненадежная опора под моими ногами вдруг начала хрустеть и покрываться змеистыми трещинами. Почувствовав себя белкой из мульт­фильма «Ледниковый период», я в два прыжка преодолел несколько метров, и треск прекратился. Рядом со мной на той же замерзшей воде поблескивал 2-тонный , только что установивший рекорд средней скорости движения по льду на дистанции более 1000 км.

Ради этого достижения двое мужчин - гонщик и журналист Андрей Леонтьев и исследователь Байкала Александр Бурмейстер - почти 20 часов 20–21 марта 2015 года мчались по ледяной пустыне, натыкаясь на торосы и перепрыгивая огромные трещины (как выяснилось, на скорости 120 км/ч Touareg может пролететь над водой до 4 метров). Их опасный путь от южной оконечности озера Ольхон до поселка Нижнеангарск (самой северной точки Байкала) - теперь внесен в Книгу рекордов России. Еще одно доказательство аксиомы, что мужчинам, кроме женщин, жизненно необходимы еще как минимум две вещи: машины и победы.

Рекорды на автомобилях - они рискованные и зрелищные. Так что вот уже более ста лет люди по всему миру придумывают все новые и новые способы угробиться под фанфары. Причем значительная часть рекордов, как ни странно, связана с озерами. Вспомнить хотя бы ежегодную Неделю скорости, которую проводят на высохшем соляном озере Бонневиль (США). Это место - мекка гонщиков: идеально ровная и абсолютно безжизненная поверхность раскинулась на 260 кв. км. Именно тут автомобиль впервые пробил планку скорости в 1000 км/ч, а этим летом реактивный болид Bloodhound SSC попробует превысить 1000 миль/час (1609 км/ч).

А в России каждый год проходит фестиваль «Дни скорости на льду Байкала». В отличие от озера Бонневиль, Байкал живее всех живых. При замерах трасс на его льду приборы геодезистов показывают, что крайние точки постоянно «гуляют» в пределах нескольких миллиметров, меняется и рельеф ледяной пустыни. Ночью на Байкале кажется, что где-то рядом идет гроза: раз в несколько секунд тишину нарушает грохот - это лед лопается от внутреннего напряжения, вызванного разницами в температуре воздуха днем и ночью. Значит, прямо сейчас где-то расползаются трещины, лезут друг на друга льдины, уходят под воду глыбы. Только человек, посвятивший Байкалу всю свою жизнь, может предугадать, как поведет себя скованное морозом озеро в следующую минуту.

Такой человек и сидел в штурманском кресле Touareg. Александр Бурмейстер - основатель Лиги ледовых капитанов Байкала. Это он каждый год выбирает льдину, на которой можно проводить «Дни скорости», разгоняясь почти до 300 км/ч. И именно его опыт позволил рекордному Touareg даже ночью продолжать движение, средняя скорость которого составила 73 км/ч. И это притом, что во время заезда ветер менялся от полного штиля до шквалистого (до 25 м/с); 45 км пути пролегало по глубокому снегу; 14 раз машине пришлось прыгать через открытую воду. «Проблема была еще и в том, - рассказывает Леонтьев, - что для прыжка ты делаешь трамплин, который работает в одну сторону, а значит, на обратном пути проехать той же дорогой уже не можешь, то есть переезд через каждую трещину надо было делать два раза - на пути туда и на пути обратно».

В итоге - с учетом остановок на точках контроля, а также расчисток дороги в сложных местах и пережидания пурги - на дорогу длиной 1037 км ушло 19 часов и 16 мин. Эти остановки снизили среднюю скорость заезда до 53 км/ч. Но и этого хватило для рекорда, ведь задачей претендентов было пройти путь не медленнее указанной в заявке средней скорости - 41 км/ч.

Как войти в историю

Станислав Коненко, главный редактор Книги рекордов России:

«Стать рекордсменом несложно. Достаточно отправить к нам на сайт knigarekordovrossii.ru заявку или выгрузить видео с попыткой установления рекорда, и мы расскажем, как действовать дальше. Часто простого любительского видео достаточно, чтобы эксперты (судьи, компетентные в той или иной области) признали рекорд.

Это бесплатно. Платить придется, только если надо, чтобы эксперт присутствовал при попытке установления рекорда и мог сразу выдать сертификат (в таком случае цена зависит от того, сколько денег уйдет на выезд). По большому счету требований к рекордам два: они не должны противоречить закону или вредить здоровью (то есть сальто с третьего этажа, буксировку поезда с помощью крюков в коже или месяц без воды мы регистрировать не будем). Все остальное - пожалуйста: вот сегодня пришла заявка «самый высокий мужской голос», а вчера - «самый старый автомобиль в своей марке».

Но, конечно, основной поток - заявки в области воркаута. В таких популярных дисциплинах у нас есть свои эксперты, в более редких - привлекаем судей со стороны. Всего в год нам поступает около двух тысяч заявок, примерно 1/3 из них засчитывается. Самые активные регионы - Московская, Ленинградская и Омская область, а вот у Рязанской, например, рекордов нет вообще».

Буду бить

Чтобы в твоей жизни появилась новая цель, мы выбрали еще 4 достижения из Книги рекордов России, которые предлагаем тебе переписать на свое имя.

Недавно мы рассказывали тебе о самом сильном армрестлере мира - . Внесено его имя и в Книгу рекордов России: Денису принадлежит самый большой бицепс нашей страны - 62 см. И это только на одной руке! В сумме же получается у парня больше метра одних только бицепсов.

Неплохой способ заставить себя не сидеть на месте - попытка побить рекорд в категории «Самое большое слово, написанное при помощи GPS/ГЛОНАСС трекера». На данный момент первенство удерживает слово «Россия», усилиями экспедиции Сергея Доли растянувшееся на 21 962 км по территории одноименной страны.

Если у тебя много сильных друзей, можешь бросить вызов парням из сурового Челябинска. 8 сентября 2013 года 100 человек вышли в этом городе на площадь Революции на руках и провели в этом положении 20 секунд. Собери компанию из 101 человека или простойте на руках 21 секунду, и рекорд - ваш.

Какая книга рекордов без Федора Конюхова? Как тебе такой подвиг нашего соотечественника: «Кратчайшее время пересечения Тихого океана на весельной лодке в одиночку». 160 дней без заходов в порты Федор греб и вел дневник, скучая по возможности ходить выпрямившись, - на лодке приходилось ползать.

Заезд на Байкале

Рекорд установлен на Volkswagen Touareg 3,0 V6 TDI мощностью 204 л. с., без пакета Off-Road и каких-либо технических изменений. «Обут» автомобиль был в серийные зимние шины MICHELIN Latitude X-Ice North 2+.

Автогонщик, тележурналист, путешественник. Обладатель 14 рекордов России в облас­ти автоспорта. Чемпион мира по водномоторному спорту в гонках на выносливость 2011 года. Бронзовый призер чемпионата России по ралли-рейдам 2013 года. Многократный призер соревнований по ралли-рейдам и автокроссу. Участник марафонов Silk Way Rally 2010 года (пилот в составе команды «КАМАЗ-мастер») и 2013 года (пилот команды «ИРИТО-Спорт Great Wall»).

Ученый, путешественник, исследователь Байкала. Организатор и участник десятков экспедиций по Байкалу. Обладатель мирового рекорда средней скорости на льду на дистанции 415 км.