Наиболее распространенные классификации физических упражнений. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования

Классификация физических упражнений подразумевает составление логически выстроенной совокупности физических нагрузок, упорядоченной в соответствии с определенными признаками. Как же выглядит классификация физических упражнений, рассмотрим подробно далее.

Существует несколько классификаций. Физиологическая классификация физических упражнений выделяет группы, которые объединены похожими функциональными свойствами, направленностью.

По системам воспитания, которые различаются целями, методикой проведения, выделяют такие типы физических упражнений:

Роль гимнастики

Гимнастику применяют для оттачивания координации, восстановления и развития силовых способностей, скорости, ловкости. Соответственно, гимнастические упражнения делят по группам, включающим мышцы, на которые производится нагрузка: мышцы рук, ног и т. д. Данную классификацию (по анатомическому признаку) кладут в основу при составлении комплексов занятий. Упражнения рассматривают и в зависимости от активности человека. При самостоятельном выполнении речь идет об активных, при комплексном выполнении вместе с инструктором – об активно-пассивных, при выполнении движений руками инструктора – о пассивных упражнениях.

Нужно рассмотреть обширную классификацию физических упражнений в зависимости от характера выполнения.

  1. Общеразвивающие занятия ориентированы на оздоровление и укрепление организма в целом, улучшение работоспособности и эмоционального самочувствия, нормализации дыхания, кровообращения. Также такие занятия усиливают лечебный эффект.
  2. Специальные разрабатываются для оказания лечебного воздействия на отдельные органы и системы. Одни и те же занятия могут выступать в качестве укрепляющих и лечебных. Это зависит от состояния человека. Например, нагрузки на мышцы нижних конечностей – укрепляющие для здорового человека, однако после травмы или операции они будут лечебными и будут отнесены к специальным.
  3. Дыхательные имеют свою, отдельную, классификацию. Они подразделяются на статические, динамические, дренажные. При статических движения конечностями, корпусом не осуществляются. Это, например, диафрагмальное дыхание. Дренажные ориентированы на отток жидкости из дыхательных путей. Дыхательные упражнения с успехом используют для восстановления нервной системы организма.
  4. Строевые и порядковые упражнения подразумевают выполнение построений, перестроений, поворотов, выполняющихся совместно с различными вариантами ходьбы. Они направлены на улучшение координации движений, работы вестибулярного аппарата. В определенных ситуациях могут выполнять лечебную функцию.
  5. Подготовительные упражнения – это разминочные, те, которые готовят организм к предстоящим нагрузкам. Они могут выполняться с упором на отдельные группы мышц, а также зависят от общей физической подготовленности человека.
  6. Корригирующие проводятся с профилактической целью, а также для сглаживания дефектов неправильной осанки, приведения к норме положения позвоночного столба, грудной клетки. Их часто дополняют пассивными методами лечения, такими как использование корсетов, массажи.

Подготовительные упражнения делают для подготовки организма к нагрузкам

Упражнения на координацию проводятся с целью укрепления вестибулярной системы при гипертонии, неврологических проблемах, травматических поражениях. Упражнения на расслабление предназначены для приведения к норме тонуса мышц, развития координации движений. На последних этапах реабилитации назначаются упражнения в сопротивлении. Они ориентированы на укрепление мышц, их эластичности, прекрасно влияют на функционирование сердца и сосудов, органы дыхания, обменные процессы. В процессе занятий нужно преодолевать сопротивление, созданное инструктором либо здоровой конечностью.

С лечебной целью используют висы и упоры. Благодаря им можно добиться нужного силового напряжения. Чистые висы редко применяют в лечебной гимнастике. При их выполнении происходит задержка внешнего дыхания, ухудшается кровоснабжение. Они могут применяться для укрепления мышц рук, плеч, повышения функциональности суставов рук, снятия нагрузки с позвоночника. Выполнять их можно только если отсутствуют заболевания, связанные с сердечно-сосудистой системой.

При смешанных висах нагрузка на руки сочетается с упором ног. Благодаря этому нагрузка распределяется равномерно.

  • Упоры также подразделяют на чистые и смешанные. Чистые обычно используют при травмах нижних конечностей. Это упор к спинке кресла или кровати. Смешанная форма используется для увеличения силы разгибателей.
  • Подскоки и прыжки. При прыжках активируются группы мышц нижних конечностей. Используются они как общая тренировка, для повышения тонуса, совершенствования координации движений.

Ритмопластические упражнения могут выполняться как на месте, так и с перемещением, а также с использованием снарядов или без них под музыкальное сопровождение. Чаще всего используются для занятий с малышами и в женских группах.

Спортивная составляющая

Спортивные упражнения предназначены для восстановления и совершенствования двигательных умений, а также характеризуются общим оздоровляющим действием на человеческий организм. Они повышают выносливость, нормализуют обменные процессы, благотворно сказываются на деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

При ходьбе укрепляются мышцы ног и улучшается работа дыхательной системы

Это ходьба, гребля, лазанье, прогулки на лыжах, занятия в бассейне, езда на велосипеде.

Благодаря ходьбе укрепляются мышцы ног, улучшается работа дыхательной системы, нормализуется крово- и лимфообращение. Ходьбу можно чередовать с бегом. Постепенно увеличивают расстояние, которое должен пробегать пациент. Нагрузки определяются в зависимости от самочувствия человека.

В ЛФК чаще всего используют занятия в воде. Они способствуют снижению тонуса, расслаблению. Наибольшую эффективность такие нагрузки имеют при травмах и поражениях опорно-двигательного аппарата. Метания также помогают восстановить координацию, подвижность суставов, наращивают мышечную силу. Во время занятий могут использоваться различные снаряды: диски, копья, мячи.

Работу дыхательной системы и сердца помогают нормализовать прогулки на лыжах. Также они хорошо воздействуют на нервную систему пациента. Аналогичным действием характеризуется катание на коньках. Гребля способствует развитию дыхательной системы, укрепляет мышцы конечностей, способствует подвижности позвоночника.

Игры на воле

Лечебная физкультура часто использует игры. Классификация спортивных физических упражнений в ЛФК рассматривает виды игр:

  1. Игры на месте.
  2. Малоподвижные.
  3. Подвижные.
  4. Спортивные.

Целью проведения игр являются не только непосредственное воздействие на организм через выполнение тех или иных действий, но и выработка решительности, смелости, дисциплины.

  • Вопрос 2 Характеристика структуры обучения двигательным действиям
  • Билет №4
  • Вопрос 2 Двигательные ошибки, их характеристика, причины возникновения, способы их устранения
  • Экзаменационный билет № 6
  • 1. Физические упражнения, их классификация. Многосторонность и обусловленность влияния физических упражнений на занимающихся.
  • 2. Общая характеристика физических качеств (понятие, взаимосвязь способностей и качеств, классификация, закономерности развития).
  • 3. Схема развёртывания учебного материала по физической культуре в начальной школе.
  • Экзаменационный билет № 5
  • 1. Определение понятия «культура». Понятие «культура физическая, её связь с общей культурой..
  • 2. Гибкость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • 3.Познавательные универсальные учебные действия, способы их формирования.
  • Билет №7 _________________________________________________________________________________
  • Билет 8
  • 1. Пространственные характеристики
  • Экзаменационный билет № 9
  • 1. Игровой и соревновательный методы, их значение и особенности использования:
  • 2. Выносливость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • 3. Формирование самооценки двигательного действия на уроке физической культуры.
  • Экзаменационный билет № 10
  • 1. Круговая тренировка как организационно-педагогическая форма занятия (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2. Координационные способности (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • Билет № 11
  • 1 Вопрос: . Методы разучивания двигательных действий в целом и по частям (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2 Вопрос: Содержание понятий: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, вид спорта, классификация видов спорта.
  • 3 Вопрос: Педагогический анализ и оценка как метод исследования.
  • Билет № 12:
  • 1 Вопрос: Метод равномерного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2 Вопрос: Особенности построения спортивной тренировки (макроциклы, мезоциклы, микроциклы).
  • 3 Вопрос: Требования к составлению списка литературы (библиографический список).
  • Билет 13
  • 1. Нагрузка и отдых при занятиях физическими упражнениями, их виды. Приемы регулирования и дозирования нагрузки.
  • 2. Тактическая подготовка спортсмена. Особенности тактической подготовки в различных видах спорта.
  • 3. Педагогический эксперимент как метод исследования
  • Билет 14
  • 1. Метод переменного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты)
  • 2. Занятия урочного типа, их отличительные особенности, типы уроков.
  • 3. Анкетирование как метод исследования
  • Экзаменационный билет № 15
  • 3. Пульсометрия как метод исследования.
  • Экзаменационный билет № 16
  • 1. Метод интервального упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2. Понятие о планировании в физической культуре (назначение, методические требования, виды, содержание и документы). Технологическая карта урока.
  • 3. Тестирование как метод исследования.
  • Билет 17
  • Вопрос 1. Методы использования слова
  • Вопрос 2. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с дошкольниками.
  • Вопрос 3. Беседа как метод опроса при исследовании
  • Билет 18
  • Вопрос 1. Методы обеспечения наглядности при занятиях физическими упражнениями (по л.П. Матвееву).
  • Вопрос 2. Спортивная ориентация и отбор в спорте.
  • Вопрос 3. Педагогическое наблюдение как метод исследования.
  • Билет 19
  • Вопрос 1:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 2:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 3:______________________________________________________________________________________
  • Билет 20
  • Вопрос 1:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 2:_______________________________________________________________________________
  • Вопрос 3:______________________________________________________________________________
  • 21 Билет
  • 2. Тренировочный процесс как объект управления.
  • 3. Факторы, влияющие на эффективность обучения двигательным действиям учащихся.
  • 22 Билет
  • 1.Принцип непрерывности процесса занятий физическими упражнениями (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).
  • 2. Педагогический контроль по физической культуре в школе, его значение и содержание. Алгоритм создания контрольно-измерительных материалов
  • 16.3. Виды, содержание и основы методики контроля и учета
  • Экзаменационный билет № 23
  • 1. Принцип систематичности (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями)
  • 2. Сущность профессионально-прикладной физической подготовки (значение, задачи, средства, методические основы построения).
  • 24 Билет
  • 1.Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  • 3.Содержание понятий: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, вид спорта, классификация видов спорта.
  • Экзаменационный билет № 6

    1. Физические упражнения, их классификация. Многосторонность и обусловленность влияния физических упражнений на занимающихся.

    ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Многократное выполнение двигательных действий образует двигательную деятельность. ???

    Факторы, определяющие воздействие физических упражнений

    Физические упражнения влияют не только на мышцы человека. Он оказывают на него многостороннее и глубокое воздействие. При выполнении физических упражнений в организме занимающегося совершается целый ряд физиологических, психических, биохимических и других процессов, которые вызывают соответствующие изменения как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Систематическое применение физических упражнений совершенствует деятельность всех органов и систем, способствую положительным перестройкам в работе организма. Кроме того, физические упражнения являются важнейшим средством предупреждения заболеваний и борьбы с ними.

    Но физические упражнения, если они применяются без учета закономерностей физического воспитания, могут дать отрицательный результат принести вред. Поэтому педагог должен знать и учитывать влияние физических упражнений в конкретных условиях, имея в виду, что организм чело­века - это единое целое и что любое движение вызывает деятельность много его органов и систем и оказывает на него общее и специфическое воздействие.

    Классификация физических упражнений

    Классификация физических упражнений - это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классификационным признаком.

    Рассмотрим основные, наиболее распространенные классификации.

    1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др.

    2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека. По этому признаку выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей, выносливости, гибкости, сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических и волевых способностей и т.д.

    3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определенных двигательных умений и навыков. Здесь обычно различают акробатические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.

    4. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные. В группу циклических упражнений входят: ходьба, бег, плавание, гребля, передвижение на велосипеде и на лыжах, бег на коньках и др. Их характерными признаками являются закономерная последовательность, повторяемость и связь самих циклов. К ациклическим упражнениям отно­сятся: метание диска, толкание ядра, метание молота, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. К смешанным уп­ражнениям относятся такие, в которых сочетаются действия циклического и ациклического типа. В эту группу входят прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега и т.д.

    5. Классификация упражнений, построенная по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие мышечные группы они воздействуют, выделяют упражне­ния для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы.

    6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц. При этом выделяют динамические упражнения, если в процессе выполнения какого-либо действия мышцы, сокращаясь, укорачиваются или удли­няются; статические (изометрические), при выполнении которых длина мышцы при сокращении остается неизменной; комбинированные, т.е. одновременно сочетающие оба режима работы мышц.

    7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае различают упражнения: аэробные, когда энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном за счет процессов окисления с участием кислорода; анаэробные, выполнение которых происходит в бескислородных условиях; аэробно-анаэробные, т.е. упражнения смешанного характера.

    8. Классификация упражнений по интенсивности работы. Как правило, они подразделяются на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой и умеренной интенсивности.

    Помимо указанных классификаций существуют и иные классификации упражнений: по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарата и т.д.), по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами и т.д.), по предметным формам применения (гимнастика, спорт, игры, туризм); по числу занимающихся, выполняющих упражнения (без партнера, с партнером).

    Не потеряла своей педагогической ценности классификация физических упражнений, разработанная П.Ф. Лесгафтом в соответствии с дидактическим правилом «от простого к сложному». Разделы и основные группы его классификации упражнений следующие:

    I раздел - простые упражнения (элементарные движения, сложные движения, упражнения с передвижением, с места, упражнения в метании);

    II раздел - сложные упражнения или упражнения с увеличивающимся напряжением (упражнения с отягощением, осложненные, продолжительные, ходьба и бег, упражнения в метании с увеличением напряжения, упражнения в лазаньи, упражнения в прыганий, упражнения в борьбе);

    III раздел - упражнения в виде сложных действий (игры, прогулки, плавание, бег на коньках, фехтование).

    Слово «классификация» происходит от латинского слова classis - разряд и facere - делать. Система распределения каких-либо однородных предметов или понятий по классам, отделам и т.п. по определенным общим признакам или свойствам.

    Слово «классификация» имеет два значения. Одно из них - это распределение каких-либо понятий (объектов, предметов, явлений, действий и др.) по отдельным категориям. Второе - означает систему соподчинения этих понятий, выделенных в категории (отделы, разряды, группы т. п.), и составленную на основе учета имеющихся у них общих признаков и закономерных связей между ними, т.е. наглядно показывающую определенную их иерархию. Классифицируемые категории располагаются (систематизируются) в таком порядке, что объекты, предметы, явления, действия, методы выделяются вначале в более обширные группы (классы) на основании общих признаков, присущих всем, в том числе и расположенным ниже, соподчиненным категориям, а затем - в более мелкие, также соподчиненные группы, с учетом уже их частных признаков. При составлении категорий учитывается один общий признак, присущий классам объектов, но имеющий важное, часто основополагающее значение в спорте. Такая система соподчинения выделенных категорий обычно представляется в виде схемы (классификации) и используется как наглядное средство установления связей между классифицируемыми понятиями.

    Один из основоположников теории физического воспитания А.Д. Новиков считал что общая систематика физических упражнений должна быть единой для всех звеньев системы физвоспитания в противном случае она теряет свое научно практическое значение.

    Систематика физических упражнений как важнейшее условие их педагогического использования является одним из главных элементов системы физического воспитания.

    Классификация физических упражнении в любом виде спорта играет существенную роль в определении объективности получаемой организмом спортсмена нагрузки по объему и интенсивности в ходе тренировочного процесса.

    Наиболее распространенные классификации физических упражнений

    1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования.

    2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека.

    3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определенных двигательных умений и навыков.

    4. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные.

    5. Классификация упражнений, построенная по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп.

    6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц.

    7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности.

    8. Классификация упражнений по интенсивности работы

    Рассмотрим их.

    1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования , по их назначению в подготовке и демонстрации достижений, предусматриваемых этапными целями, реализуемыми в процессе физического воспитания. По этому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др. В свою очередь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь различные разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

    Есть смысл различать подготовительные и целевые (или, точнее, этапно-целевые) упражнения. Последние (целевые) представляют собой упражнения, при выполнении которых в процессе физического воспитания поэтапно выявляют определенные достижения, соответствующие программным целям, реализуемым в итоге того или иного этапа. Часто такими являются спортивно-соревновательные упражнения. Но не только они и далеко не всегда.

    Определенные этапные достижения по ходу физического воспитания демонстрируют и в унифицированных программно-нормативных, и в тестирующих, и в контрольных, и в иных упражнениях, становящихся предметом совершенствования и потому приобретающих значение условно целевых. Что же касается подготовительных упражнений, то они, как подсказывает уже их название, являются средствами подготовки к достижениям, демонстрируемым в этапно-целевых упражнениях.

    Комплекс подготовительных упражнений подразделяется на группы общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений. Первые отличаются от целевых структурно, а часто и по проявляемым физическим способностям, но тем не менее могут способствовать продвижению к целевым достижениям (в частности, благодаря так называемому косвенному положительному «переносу» двигательных умений, навыков и особенно путем содействия росту общей тренированности). Специально-подготовительные же упражнения в той или иной мере подобны целевым упражнениям, совпадают с ними в определенных фрагментах или воспроизводят в целом их характерные черты. Вместе с тем специально-подготовительные упражнения имеют и определенные отличия от целевых упражнений, вытекающие из необходимости постепенно и эффективно воздействовать на формирование и совершенствование двигательных навыков и на развитие физических качеств, определяющих достижения в целевых упражнениях. Специально-подготовительные упражнения, которые имеют черты, возможно близко подобные тем, какие будут характерны для целевых упражнений, рассчитанных на новое достижение, логично называть «модельно-целевыми» упражнениями, поскольку в изложенном смысле они моделируют целевые упражнения (подробнее о них будет сказано в последующих главах).

    Соревновательные упражнения представляют собой двигательные действия, которые являются предметом спортивной специализации и выполняются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта.

    Специально-подготовительные упражнения - это упражнения, представляющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений является существенное сходство с соревновательным действием как по форме, так и по характеру проявления усилий.

    Общеподготовительные упражнения - это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие, прежде всего, средствами общей подготовки спортсмена.

    2. Одной из широко распространенных и практически оправданных в настоящее время является классификация физических упражнений по тем требованиям, которые они преимущественно предъявляют к физическим качествам человека, и по некоторым дополнительным признакам. Соответственно выделяют:

    1) скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной интенсивностью, или мощностью, усилий (спринтерский бег, метания, прыжки, поднимание штанги и т.п.);

    2) виды упражнений, требующие преимущественного проявления выносливости в движениях циклического характера (бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, ходьба, плавание, гребля на соответствующие дистанции и т.п.);

    3) виды упражнений, требующие проявления главным образом координационных и других способностей в условиях строго заданной программы движений (гимнастические и акробатические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, синхронное плавание и т.п.);

    4) виды упражнений, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывного изменения ситуаций и форм действий (борьба, бокс, фехтование, спортивные игры и т.д.).

    По этому признаку выделяют упражнения для развития сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических и волевых способностей и т.д.

    3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определенных двигательных умений и навыков. Здесь обычно различают акробатические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.

    4. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные. В группу циклических упражнений входят ходьба, бег, плавание, гребля, передвижение на велосипеде и на лыжах, бег на коньках и др. Их характерными признаками являются закономерная последовательность, повторяемость и связь самих циклов. К ациклическим упражнениям относятся: метания диска и молота, толкание ядра, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. Здесь каждое упражнение представляет собой законченное действие, а если оно будет многократно повторяться, то не станет циклическим, так как повторение не вытекает из сущности самого действия. К смешанным упражнениям относятся такие, в которых сочетаются действия циклического и ациклического типа. В эту группу входят прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега и т.д.

    5. Классификация упражнений, построенная по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие мышечные группы они воздействуют, выделяют упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация широко применяется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и др.

    6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц. При этом выделяют динамические упражнения, если в процессе выполнения какого-либо действия мышцы сокращаясь, укорачиваются или удлиняются; статические (изометрические), при выполнении которых длина мышцы при сокращении остается неизменной; комбинированные, т.е. одновременно сочетающие оба режима работы мышц.

    7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае различают упражнения аэробного характера, когда энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном за счет процессов окисления с участием кислорода; анаэробного характера, выполнение которых происходит в бескислородных условиях; и аэробно-анаэробные упражнения, т.е. смешанного характера.

    8. Классификация упражнений по интенсивности работы. Существуют различные способы оценки интенсивности, поэтому группировка и уровни градации упражнений по этому признаку в отдельных видах физической культуры может происходить по-разному. Как правило, они подразделяются на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой или умеренной интенсивности.

    Помимо указанных классификаций существуют и иные классификации упражнений: по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарата и т.д.), по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами и пр.), по предметным формам применения (гимнастика, спорт, игры, туризм); по числу занимающихся, выполняющих упражнения (без партнера, с партнером).

    Не потеряла своей педагогической ценности классификация физических упражнений, разработанная П.Ф. Лесгафтом в соответствии с дидактическим правилом «от простого к сложному». Разделы и основные группы его классификации упражнений следующие:

    I раздел - простые упражнения (элементарные движения, сложные движения, упражнения с передвижением, на месте, метания);

    II раздел - сложные упражнения или упражнения с увеличивающимся напряжением (упражнения с отягощением, усложненные, продолжительные, ходьба и бег, упражнения в метании с увеличением напряжения, упражнения в лазаньи, упражнения в прыгании, упражнения в борьбе);

    III раздел - упражнения в виде сложных действий (игры, прогулки, плавание, бег на коньках, фехтование).

    Классификация П.Ф. Лесгафта характеризует одну сторону физических упражнений - их сложность.

    Классификация физических упражнений

    Классификация физических упражнений - это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классификационным признаком. С помощью классификации учитель, преподаватель, тренер мо­гут определять характерные свойства тех или иных физических упражнений, их образовательно-воспитательный потенциал, а следовательно, более целе­направленно и эффективно подбирать те упражнения, которые в большей мере отвечают решению конкретных педагогических задач, индивидуаль­ным и возрастным особенностям занимающихся, характеру физкультурной деятельности и условиям проведения занятий.

    Следует иметь ввиду, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. В связи с этим не может быть создано пригодной для каждого случая единой классификации упражнений.

    Рассмотрим основные из них.

    1. Классификация физических упражнений по признаку исто­рически сложившихся систем физического воспитания (гимнасти­ка, игра, туризм, спорт). По этой классификации физические уп­ражнения делятся на четыре группы: гимнастические упражнения , характеризующиеся многообразием искусственно созданных дви­жений и действий, эффективность которых оценивается избира­тельностью воздействия на строение и функции организма, а так­же правильностью, красотой и координационной сложностью всех движений; игровые упражнения , состоящие из естественных видов действий (бега, бросков и т. п.), которые выполняются в разно­образных вариантах в соответствии с изменяющейся игровой си­туацией и оцениваются по эффективности влияния на организм в целом и по конечному результату действия (выше прыгнуть, точнее бросить и т. п.); туристические физические упражнения , включающие ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствий, ходь­бу на лыжах, езду на велосипеде, греблю в естественных природ­ных условиях, эффективность которых оценивается комплексным воздействием на организм и результативностью преодоления рас­стояния и препятствий на местности; спортивные упражнения объединяют ту группу действий, исполнение которых искусственно стандартизировано в соответствии с Единой всесоюзной спортив­ной классификацией и является предметом специализации для достижения максимальных спортивных результатов. К последней группе могут быть отнесены некоторые физические упражнения первых трех трупп, если им присущи перечисленные признаки (спортивные гимнастические упражнения, спортивные игровые уп­ражнения, спортивные туристические упражнения).

    Условность данной классификации видна в различии призна­ков, характеризующих эти группы упражнений. Поэтому, напри­мер, бег, хотя и в различных вариантах, представлен во всех четырех группах. Подобная классификация существует лишь как самая общая ориентировка в характере физических упражнений.

    2. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленно­сти их использования . По этому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстано­вительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др. В свою оче­редь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь различные разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

    Соревновательные упражнения представляют собой двигательные дей­ствия, которые являются предметом спортивной специализации и выполня­ются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта. Специально-подготовительные упражнения - это упражнения, представля­ющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений является существенное сходство с соревнова­тельным действием как по форме, так и по характеру проявления усилий. Общеподготовительные упражнения - это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие, прежде всего, средства­ми общей подготовки спортсмена.

    3. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека. По этому признаку вы­деляют упражнения для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей, выносливости, гибкости, сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических и волевых способностей и т.д.

    4. Классификация упражнений по преимущественному проявлению опреде­ленных двигательных умений и навыков . Здесь обычно различают акробатиче­ские, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.

    5. Классификация упражнений по структуре движений . В этом случае уп­ражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные. В группу циклических упражнений входят ходьба, бег, плавание, гребля, пере­движение на велосипеде и на лыжах, бег на коньках и др. Их характерными признаками являются закономерная последовательность, повторяемость и связь самих циклов. К ациклическим упражнениям относятся: метания дис­ка и молота, толкание ядра, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. Здесь каждое упражнение представ­ляет собой законченное действие, а если оно будет многократно повторять­ся, то не станет циклическим, так как повторение не вытекает из сущности самого действия. К смешанным упражнениям относятся такие, в которых со­четаются действия циклического и ациклического типа. В эту группу входят прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега и т.д.

    6. Классификация упражнений, построенная по преимущественному воз­действию на развитие отдельных мышечных групп . В зависимости от того, на какие мышечные группы они воздействуют, выделяют упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация широко применя­ется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведе­ния занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и др.

    7. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц . При этом выделяют динамические упражнения, если в процессе выполне­ния какого-либо действия мышцы сокращаясь, укорачиваются или удлиняются; статические (изометрические), при выполнении которых длина мыш­цы при сокращении остается неизменной; комбинированные, т.е. одновре­менно сочетающие оба режима работы мышц.



    8. Классификация упражнений по различию участвующих в работе меха­низмов энергообеспечения мышечной деятельности . В этом случае различают упражнения аэробного характера, когда энергообеспечение мышечной ра­боты осуществляется в основном за счет процессов окисления с участием кислорода; анаэробного характера, выполнение которых происходит в бес­кислородных условиях; и аэробно-анаэробные упражнения, т.е. смешанно­го характера.

    9. Классификация упражнений по интенсивности работы . Существуют различные способы оценки интенсивности, поэтому группировка и уровни градации упражнений по этому признаку в отдельных видах физической культуры может происходить по-разному. Как правило, они подразделяют­ся на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, ма­лой или умеренной интенсивности.

    КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ - это разделение их на группы в соответствии с определенным квалификационным признаком.

    Классификации физических упражнений нужны для того, чтобы более эффективно подбирать упражнения для решения двигательной за

    дачи с учетом возраста, пола, состояния здоровья и т.д.

    При этом необходимо помнить, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. Из этого следует, что не может быть создана единая классификация, которая была бы пригодна на все случаи использования физических упражнений.

    В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений, причем, наибольшее значение имеют классификации, осуществленные по следующим признакам:

    1. По целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, лечебные, рекреационные и др. В свою очередь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

    СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ - это двигательные действия, которые являются предметом спортивной специализации и выполняются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта.

    СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ - это те упражнения, которые представляют те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком таких упражнений является существенное сходство с соревновательными как по форме, так и по содержанию. Примером специально- подготовительных упражнений может быть выполнение гимнастом отдельных элементов и связок соревновательной комбинации.

    ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ - это упражнения, представляющие собой основные практические средства общей подготовки спортсмена.

    По воздействию на развитие отдельных физических качеств. По этому признаку выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, координационных способностей, выносливости и гибкости.

    3. 77о анатомическому признаку. В данной классификации упражнения подразделяются по признаку воздействия на отдельные мышечные группы: упражнения для мышц рук, плечевого пояса, туловища, шеи, ног и др.

    4. По структурным биомеханическим признакам. В данном случае упражнения подразделяются на:

    о циклические, для которых характерна закономерная последовательность, повторяемость и связь циклов движений (бег, ходьба, плавание и др.);

    о ациклические, которые состоят из неповторяющихся движений (метания, прыжки и др.);

    о комбинированные, которые соединяют в себе движения циклического и ациклического характера (прыжки или метания с разбега);

    5. По мощности выполняемой работы. В данном случае выделяют упражнения умеренной, большой, субмаксимальной и максимальной мощности.

    6. По механизмам энергообеспечения мышечной деятельности. Выделяют аэробные, анаэробные и аэробно-анаэробные упражнения, т.е энергообеспечение мышечной деятельности происходит соответственно за счет окисления с участием кислорода, в бескислородных условия смешанного характера.

    Помимо указанных классификаций существуют иные классификации упражнений: по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, вестибулярного аппарата) по снарядовому признаку (со снарядами и без них), по числу занимающихся (в парах, тройках, группах) и др.

    Еще по теме 5.4. Классификация физических упражнений:

    1. О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КАК ОСНОВЕ ОПЫТА ПОСТРОЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ГИМНАСТИКИ, СОДЕРЖАЩЕЙ последовательный ряд ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
    2. 5.1. Понятие о средствах. Физические упражнения - основное специфическое средство формирования физической культуры личности
    3. 5.2. Факторы, определяющие эффективность воздействия физических упражнений