Определение и классификация микроциклов тренировки. Структура отдельных тренировочных занятий, малых (микро) циклов тренировки. Тема: построение тренировочного микроцикла

  • 9 Характеристика общепедагогических методов, используемых в физическом воспитании (словесные, наглядные, направленного прочувствования двигательного действия, срочной информации).
  • 11. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
  • 12. Двигательный навык. Условия и фазы его формирования.
  • 13. Характеристика методов строго регламентированного упражнения (методы обучения двигательным действиям, методы развития физических качеств, их сущность и педагогические возможности).
  • 14. Игровой и соревновательный методы в системе физического воспитания (сущность, основные методические особенности, положительные стороны и недостатки).
  • 15. Средства и методы воспитания двигательно-координационных способностей. Понятия о двигательных умениях и навыках.
  • 16. Методика воспитания скоростных способностей (определение скоростных способностей, факторы, влияющие на скоростные способности, формы проявления, критерии и способы их оценки).
  • 17. Средства и методы воспитания гибкости
  • 18. Методика воспитания силовых способностей (определение, факторы, влияющие на силовые способности, виды силовых способностей, жесты определения).
  • 19. Методика воспитания общей выносливости (типы выносливости, определение понятия и выносливости, факторы, влияющие на выносливость, жесты определения).
  • 20. Характеристика средств и методов воспитания скоростно-силовых способностей
  • 21. Формирование осанки. (Профилактика).
  • 22. Особенности физического воспитания школьников (цель и его основные задачи).
  • 23. Современные требования к организации и проведению уроков физической культуры
  • 24. Характеристика урочных форм занятий физическими упражнениями.
  • 25. Структура урока физической культуры и характеристика его частей (задачи, средства, продолжительность, методы).
  • 26. Особенности физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня школьников.
  • 27. Внеклассные и внешкольные формы организации физического воспитания
  • 28. Технология планирования физического воспитания в школе (виды, направленность, основные документы).
  • 29. Педагогический контроль и учёт в физическом воспитании (виды контроля и методы).
  • 30. Методические особенности урока физической культуры в начальных классах (задачи, содержание).
  • 31. Методические особенности урока физической культуры в начальных классах (задачи, содержание).
  • 32.Методические особенности урока физической культуры с учащимися среднего школьного возраста (задачи, содержание, средства).
  • 33. Методические особенности урока физической культуры с учащимися старших классов (задачи, содержание, средства).
  • 34. Методические особенности проведения уроков физической культуры с учащимися специальной и подготовительной медицинскими группами (средства, физическая нагрузка).
  • 35. Методические особенности проведения уроков физической культуры с учащимися женского пола.
  • 36. Определение общей и моторной плотности уроков физической культуры.
  • 37. Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений (задачи, формы, программа).
  • 38. Физическое воспитание студенческой молодёжи (задачи, содержание программы по физическому воспитанию, направленность занятий, формы).
  • 39. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности: задачи, формы, методические особенности.
  • 40. Нормативно-правовые документы в области фк и с
  • 1. Законодательные акты Российской Федерации.
  • 2. Подзаконные акты.
  • Глава 1. Общие положения.
  • Глава 6. Ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта.
  • Глава 7. Заключительные положения.
  • 42. Профессионально прикладная физическая подготовка(понятие ппфп, задачи, средства, методы).
  • 43. Общая характеристика спорта: классификация видов спорта, система подготовки спортсмена, задачи.
  • 44. Основы спортивной тренировки: цель, задачи, средства, методы, принципы.
  • Принцип единства офп и сфп
  • Принцип единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам
  • 45. Характеристика основных разделов подготовки спортсмена в процессе тренировки.
  • 46. Структура построения спортивной тренировки (микроциклы, мезоциклы, макроциклы)
  • 47 Роль науки в фк и с
  • 48 Оздоровительная физическая культура.
  • 49 Адаптивная физическая культура.
  • Задачи: у человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:
  • 50. Характеристика восстановительных средств после физических нагрузок.
  • 51. Органы чувств, классификация и морфофункциональная характеристика.
  • 52. Структурные изменения в костной системе под влиянием физических нагрузок.
  • 53. Структурная перестройка мышечной системы под влиянием физических нагрузок.
  • 54. Состав и функции крови. Изменение состава крови при мышечной деятельности.
  • 55. Сердце, строение, топография, кровоснабжение. Проводящая система сердца.
  • 56. Типы реакций сердечно сосудистой системы на физическую нагрузку.
  • 57. Газообмен в легких и тканях.
  • 58. Общий план строения нервной системы. Строение спинного мозга.
  • 59. Физиологическая характеристика пищеварительных процессов. Влияние мышечной работы на ее деятельность.
  • 60. Физиологическая характеристика выделительных процессов. Влияние мышечной работы на их деятельность.
  • 61. Физиологическая характеристика желез внутренней секреции. Характеристика действия гормонов.
  • 62.Физиологическая характеристика циклических упражнений максимальной мощности.
  • 63. Физиологическая характеристика циклических упражнений субмаксимальной мощности.
  • 64. Предстартовые реакции. Разминка.
  • 65. Врабатывание. Закономерности врабатывания.
  • 66. Характеристика утомления при выполнении физической нагрузки (понятие, виды, признаки).
  • 67. Восстановительные процессы в организме, его закономерности.
  • 68.Показатели тренированности при стандартной и предельной работе.
  • 69. Физиологические основы развития быстроты.
  • 70. Функциональные пробы. Классификация.
  • 71. Гарвардский степ-тест. Тест на тредмиле.
  • 72. Допинг – контроль. Группа фармакологических препаратов, отнесенных к допингам.
  • 73. Возрастная периодизация.
  • 74. Реабилитация: медицинская, социальная, профессиональная.
  • 75. Средства лечебной физической культуры.
  • 76. Формы лечебной физической культуры.
  • 77. Стенокардия лфк. Задачи, методика. Функциональные классы.
  • 1 Ф.Кл.
  • 2 Ф.Кл.
  • 3 Ф.Кл.
  • 4 Ф.Кл.
  • 78. Травмы опорно-двигательного аппарата. Профилактика.
  • 79. Двигательная единица. Биохимия мышечного волокна.
  • 80. Охрана природы и перспективы рационального природопользования.
  • 85 Возрождение Олимпийских игр
  • 88. Возникновение национальных систем гимнастики
  • 91. Национальные Олимпийские Комитеты (нок)
  • 110 Олимпийские игры в Москве (1980 г.)
  • 111. Понятие педагогической технологии. Ее основные качества.
  • 112 Классификация педагогических технологий.
  • 114 Характеристика групповой технологии обучения
  • 115 Технические приемы оратора.
  • 116 Стили руководства, их характеристики.
  • 117. Технология поиска работы.
  • 118 . Самоменеджмент
  • 119. Характеристика технологии воспитательной деятельности учителя физической культуры (тренера): стратегия и тактика воспитания, методы, средства.
  • 120 Характеристика профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры (функции и основные этапы деятельности).
  • 46. Структура построения спортивной тренировки (микроциклы, мезоциклы, макроциклы)

    Процесс подготовки спортсменов высокой квалификации можно условно разделить на три взаимосвязанные составляющие : пост­роение процесса, его реализация и контроль за ходом подготовки.

    В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определен­ной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев), их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность.

    Структура тренировки характеризуется, в частности:

    1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной физической, тактичес­кой и технической подготовки и т.д.);

    2) необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объе­ма и интенсивности);

    3) определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс пре­терпевает закономерные изменения.

    Рациональное построение многолетней спортивной тренировки осуществляется на основе учета следующих факторов: оптимальных возрастных границ, в пределах которых обычно достигаются наивысшие результаты в избранном виде спорта; продолжительности систематической подготовки для достижения этих результатов; преимущественной направленности тренировки на каждом этапе многолетней подготовки; паспортного возраста, в котором спортсмен приступил к занятиям, и биологического возраста, в котором началась специальная тренировка; индивидуальных особенностей спортсмена и темпов роста его мастерства

    В зависимости от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс, различают: а) микроструктуру - структуру отдельного тренировочного занятия, структуру отдельного тренировочного дня и микроцикла (например, недельного); б) мезоструктуру - структуру этапов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, около месяца); в) макроструктуру структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных годичных и многолетних.

    Микроцикл - это малый цикл тренировки, чаще всего с не­дельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.

    Внешними признаками микроцикла являются:

    Наличие двух фаз в его структуре - стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых). При этом равные сочетания (по времени) этих фаз встречаются лишь в тренировке начинающих спортсменов. В подготовительном периоде стимуляционная фаза значительно превышает восстано­вительную, а в соревновательном их соотношения становятся бо­лее вариативными;

    Часто окончание микроцикла связано с восстановительной фазой, хотя она встречается и в середине его;

    Регулярная повторяемость в оптимальной последовательно­сти занятий разной направленности, разного объема и разной ин­тенсивности.

    Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число обобщенных по направлениям тренировочных микроциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, подводящих, а также соревновательных и восстановительных.

    Мезоцикл - это средний тренировочный цикл продолжитель­ностью от 2 до 6 недель, включающий относительно закончен­ный ряд микроциклов.

    Построение тренировочного процесса на основе мезоциклов позволяет систематизировать его в соответствии с главной зада­чей периода или этапа подготовки, обеспечить оптимальную ди­намику тренировочных и соревновательных нагрузок, целесооб­разное сочетание различных средств и методов подготовки, соот­ветствие между факторами педагогического воздействия и восста­новительными мероприятиями, достичь преемственности в вос­питании различных качеств и способностей.

    Внешними признаками мезоцикла являются: 1) повторное вое произведение ряда микроциклов (обычно однородных) в едином последовательности либо чередование различных микроциклов и определенной последовательности. При этом в подготовительном периоде они чаще повторяются, а в соревновательном чаще чередуются; 2) смена одной направленности микроциклов другими характеризует и смену мезоцикла; 3) заканчивается мезоцикл восстановительным (разгрузочным) микроциклом, соревнованиями или контрольными испытаниями.

    Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число типовых мезоциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, предсоревновательных, соревновательных, восстановительных.

    Особое место в этих мезоциклах занимает целенаправленная пси­хическая и тактическая подготовка. Важное место отводится моде­лированию режима предстоящего соревнования.

    Общая тенденция динамики нагрузок в этих мезоциклах харак­теризуется, как правило, постепенным снижением суммарного объема и объема интенсивных средств тренировки перед главны­ми соревнованиями. Это связано с существованием в организме механизма «запаздывающей трансформации» кумулятивного эф­фекта тренировки, который состоит в том, что пик спортивных достижений как бы отстает по времени от пиков общего и част­ных наиболее интенсивных объемов нагрузки. Эти мезоциклы ха­рактерны для этапа непосредственной подготовки к главному стар­ту и имеют важное значение при переезде спортсменов в новые контрастные климато-географические условия.

    Макроцикл - это большой тренировочный цикл типа полуго­дичного (в отдельных случаях 3-4 месяца), годичного, многолет­него (например, четырехгодичного), связанный с развитием, ста­билизацией и временной утратой спортивной формы и включаю­щий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.

    Построение тренировки в многолетних макроциклах (на этапе выс­ших достижений). В практике спорта принято выделять четырехлет­ние циклы, связанные с подготовкой к главным соревнованиям - Олимпийским играм, а для молодежи - к спартакиадам народов России, проводящимся один раз в 4 года.

    Подготовительный период (период фундаментальной подготов­ки) подразделяется на два крупных этапа : 1) общеподготовитель­ный (или базовый) этап; 2) специально подготовительный этап.

    Общеподготовительный этап. Основные задачи этапа - повышение уровня физической подготовленности спортсменов, совер­шенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений в конкретном виде спорта, изучение но­вых сложных соревновательных программ. Длительность этого эта­па зависит от числа соревновательных периодов в годичном цик­ле и составляет, как правило, 6-9 недель (в отдельных видах спорта встречаются вариации от 5 до 10 недель).

    Специально подготовительный этап. На этом этапе стабилизи­руются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности, и повышается интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2-3 мезоцикла.

    Соревновательный период (период основных соревнований). Основными задачами этого периода являются повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение вы­соких спортивных результатов в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовительных упражнений.

    Организацию процесса специальной подготовки в соревновательном периоде осуществляют в соответствии с календарем главных состязаний, которых у квалифицированных спортсменов в большинстве видов спорта обычно бывает не более 2-3. Все остальные соревнования носят как тренировочный, так и коммерческий характер; специальная подготовка к ним, как правило, не проводится. Они сами являются важными звеньями подготовки к основным соревнованиям.

    Соревновательный период чаще всего делят на два этапа : 1) этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы, 2) этап непосредственной подготовки к главному старту.

    Этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы на этом этапе длительностью в 4-6 микроциклов решаются задачи повышения уровня подготовленности, выхода в состояние спорта в ной формы и совершенствования новых технико-тактических навыков в процессе использования соревновательных упражнений. В конце этого этапа обычно проводится главное отборочное соревнование.

    Этап непосредственной подготовки к главному старту. На этом этапе решаются следующие задачи:

    Восстановление работоспособности после главных отбороч­ных соревнований и чемпионатов страны;

    Дальнейшее совершенствование физической подготовленно­сти и технико-тактических навыков;

    Создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счет регуляции и саморегуляции состояний;

    Моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к старту и контроля за уровнем подготовленности;

    Обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех сторон подготовленности (физической, тех­нической, тактической и психической) с целью трансформации ее в максимально возможный спортивный результат.

    Продолжительность этого этапа колеблется в пределах 6-8 не­дель. Он обычно состоит из 2 мезоциклов. Один из них (с большой суммарной нагрузкой) направлен на развитие качеств и способ­ностей, обусловливающих высокий уровень спортивных достиже­ний, другой - на подведение спортсмена к участию в конкрет­ных соревнованиях с учетом специфики спортивной дисциплины состава участников, организационных, климатических и прочих факторов.

    Переходный период. Основными задачами этого периода являют­ся обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очеред­ного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на пол­ноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, со­став применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т.п.

    Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индиви­дуальных способностей спортсмена.

    Тренировка в переходном периоде характеризуется снижением суммарного объема работы и незначительными нагрузками. По сравнению, например, с подготовительным периодом объем ра­боты сокращается примерно в 3 раза; число занятий в течение недельного микроцикла не превышает, как правило, 3-5; заня­тия с большими нагрузками не планируются и т.д. Основное со­держание переходного периода составляют разнообразные сред­ства активного отдыха и общеподготовительные упражнения.

    Этапы годичного макроцикла разбиваются на повторяющиеся микроциклы. Длительность микроциклов составляет от 4 - 5 до 8 - 10 дней и более. Основной микроцикл имеет длительность 7 дней, т. к. он совпадает с днями недели, что соответствует в большинстве случаев социальным условиям жизни спортсменов. На спортивных сборах и непосредственно в соревновательном периоде длительность микроцикла сокращается до 4 - 5 дней.

    Повторяемость микроциклов позволяет судить об адаптации спортсменов к упражнениям, оперативно регулировать нагрузку, корректировать упражнения и вводить новые. В соревновательном периоде, когда возрастает интенсивность упражнений, сокращение микроцикла дает возможность лучше контролировать тренировку спортсмена.

    При построении микроцикла в полной мере реализуются спортивно-педагогические принципы построения тренировки. Для успешного решения поставленных задач необходимо в полной мере реализовать принцип сверхотягощения. Однако определение объема и интенсивности тренировочной нагрузки существенно зависит от адаптации спортсмена к упражнениям и утомления. Наиболее благоприятное планирование нагрузки такое, когда к началу следующего микроцикла после отдыха спортсмен был бы в состоянии успешно начать тренировку в следующем микроцикле. Оценка утомления возможна по критериям, рассмотренным ранее. Кроме того, экспериментально показано более быстрое восстановление при активном отдыхе с применением упражнений другой направленности.

    Принцип динамического соответствия и взаимообусловленности определяет выбор упражнений по направленности и их сочетанию. Показано, что упражнения в заданной зоне приводят к соответствующим физиологическим сдвигам и расходу гликогена до 75 - 90 % в клетках мышечных волокон, участвующих преимущественно в сокращении, характерным для заданной интенсивности и длительности: в аэробной зоне в медленных волокнах (ST) и в анаэробной зоне в быстрых и смешанных волокнах (FTa, FTb, FTc). Поэтому в тренировке при исчерпании гликогена в «медленных» упражнениях возможно включение «быстрых» упражнений. Кроме того, успешно можно сочетать во всех случаях кратковременные интенсивные упражнения с преимущественным креатинфосфатным метаболизмом.

    Принцип гетерохронности учитывается в последовательности ввода в тренировку упражнений, а принцип деадаптации - при переходе от одного этапа тренировки к последующему. При переходе к соревновательному периоду стоит задача поддержания физических качеств, достигнутых на предыдущих этапах. Скорость адаптации к силовым упражнениям и к нагрузкам в анаэробной зоне превышает скорость адаптации в упражнениях в аэробной зоне.

    Непосредственно построение микроцикла определяется многими факторами. Однако к основным следует отнести следующие:

    Расчет тренировочных упражнений проводится в соответствии с планируемой динамикой результатов на основных дистанциях и с фактическим их выполнением. Расчет может производиться по ранее предложенным алгоритмам или с помощью имеющихся компьютерных программ «Прогресс», «ТОП», «Supersporsystems».

    Ниже приведены матрицы тренировочных упражнений для этапа втягивания, накопления, реализации и сужения, которые необходимы для построения микроцикла и задания на каждый день. Для расчета задания по дням микроцикла используется возможности компьютерной программы опрделения лучших результатов, тренировочных упражнений и наличия распределения тренировчной нагрузки по зонам энергетической производительности.

    Таблица 16.
    Примерное меню упражнений на этапе втягивания квалифицированных пловцов спринтеров (КМС,МС)

    Условные обозначения:

    О.с.- основной способ плавания

    тренировки

    Упражнения

    плавания

    Кол-во пов.

    S S,м

    SS S,м

    Комплекс

    На гибкость и укрепление отдельных мышечных групп. Постепенное увеличение количество повторений до 30 раз.

    2) развитие максимальной силы на специальных тренажерах с относительной к максимальной нагрузкой 80% - 95%

    Комплекс

    На суше: 1) специальные 20 упражнений для каждого способа плавания

    с постепенным увеличением количества повторений до 30 раз.

    2) развитие силовой выносливости на специальных тренажерах 2-3 упражнения с относительной нагрузкой 40-50 %.

    Комплекс

    c относительной нагрузкой на снаряде 40-50%.

    2) специальные 20 упражнений для каждого способа плавания на гибкость и укрепления отдельных мышечных групп с постепенным

    Комплекс

    На суше: 1) специальные 20 упражнений для каждого способа плавания

    на гибкость и укрепление отдельных мышечных групп.

    2) развитие максимальной силы на специальных тренажерах с

    относительной нагрузкой 80- 95% .

    На суше: 1) специальные 20 упражнений для каждого способа плавания

    с постепенным увеличением количества повторений до 30 раз

    2) развитие силовой выносливости на специальных тренажерах

    2-3 упражнения с относительной нагрузкой 40-50%.

    Комплекс

    Комплекс

    На суше: 1) анатомическая силовая подготовка на 10 снарядах (станциях)

    до 10-12 движений до 3х серий с относительной нагрузкой 40-50%,

    2) специальные 20 упражнений для каждого способа плавания на

    гибкость и укрепления отдельных мышечных групп с постепенным

    увеличением повторений до 30 раз.

    В начале годичного макроцикла целесообразно проведение силовой подготовки пловца, т.к. во многих случаях силовые упражнения на суше могут отрицательно влиять на технику плавания. Это в равной степени касается и техники в других видах спорта.Поэтому в матрицу втягивагия введены упражнения силовой направленности. Кроме того за счет снижения плавательного объма в воде у спортсмена появляется запас времени для этих упражнений. В матрцу введены специальные упражнения для каждого способа плавания, упражнения по совершенствованию силовой выносливости и упражнения лнаправленные на увеличение максимальных силовых показателей. По большому счету неоходимо для каждого сплртсмена разрабатывать индивидуальный план силовой подготовки в годичном микроцикле с стратегией переноса силовых поеазателей с суши на воду.

    Таблица 17

    Примерное меню тренировочных для квалифицированных пловцов спринтеров (КМС, МС) на этапе накопления

    Условные обозначения:

    Дист.- дистанционные упражнения,

    Инт.- интервальные упражнения,

    Пар.- параметрические упражнения (начальный и конечный объем),

    Пов.-повторные упражнения,

    Дис.мах-дистанционные упражнения с максимальной скоростью,

    Повюмах- повторные упражнения с максимальной скоростью,

    Контр.- контродьные упражнения

    Упражнения

    Кол-во пов.

    S S,м

    SS

    Комплекс

    1600(прирост 3200)

    Руки.о.с..

    6120 (прирост 480)

    Комплекс

    Ноги.о.с..

    Комплекс

    Комплекс

    Комплекс

    Комплекс

    Комплекс

    ОТДЫХ (активный)

    Ноги о.с..

    Комплекс

    2000 (прирост 1600)

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://allbest.ru

    Построение тренировочного микроцикла

    1. Основы построения спортивной тренировки. Характеристика малых тренировочных циклов (микроциклов)

    Тренировочный процесс состоит из относительно законченных структурных единиц, в рамках которых и происходит построение спортивной тренировки в любом виде спорта. В зависимости от времени, в течение которого осуществляется тренировочный процесс, различают три уровня структуры тренировки: микро-, мезо- и макроструктуру (Л.П. Матвеев).

    Микроструктура - это структура отдельно тренировочного занятия и малых циклов (микроциклов), состоящих из нескольких занятий;

    Мезоструктура - структура средних циклов тренировки (мезоциклов), включающих относительно законченный ряд микроциклов;

    Макроструктура - структура больших тренировочных циклов (микроциклов типа полугодичных, годичных и многолетних.

    Построение тренировки на основе различных циклов позволяет систематизировать задачи, средства, методы тренировки; величину тренировочных воздействий, восстановительные процедуры и наилучшим образом обеспечить рост спортивной работоспособности того или иного спортсмена в избранном виде спорта.

    Структура отдельного тренировочного занятия. Структура отдельного тренировочного занятия в значительной степени определяется типичными изменениями спортивной работоспособности спортсменов. В течение отдельного занятия работоспособность изменяется следующим образом: в начале занятия уровень работоспособности возрастает, затем колеблется около некоторого повышенного уровня и к концу занятия снижается. В связи с этим в динамике развития работоспособность в рамках отдельного занятия условно можно выделить несколько зон:

    1) зону предрабочих сдвигов (перед соревнованиями ее называют «предстартовым состоянием»;

    2) зону врабатываемости;

    3) зону относительно устойчивого состояния работоспособности;

    4) зону снижения работоспособности.

    Каждая из них характеризуется достаточно сложными перестройками в организме спортсменов, которые обеспечивают оптимальные условия использования энергии в процессе работы.

    Функциональные сдвиги в организме, происходящие в каждой из этих зон, имеют силу биологических закономерностей, проявляясь, так или иначе, в любом занятии - и в гимнастике, и в лыжном спорте, и в легкой атлетике.

    С учетом основных зон применения работоспособности в рамках отдельного занятия, выделяют три части:

    Подготовительную,

    Основную и

    Заключительную. По данным В.Н. Платонова, при занятиях различной направленности соотношение работы, выполненной в различных частях занятия, является в целом идентичным:

    Период врабатывания охватывает - 20-30% общего объема работ,

    Устойчивого состояния - 15-50%,

    Компенсированного и декомпенсированного утомления - 30-35%.

    Деление тренировочных занятий на части имеет важное педагогическое значение. При их проведении тренер должен соблюдать следующие правила:

    Начинать занятия надо с разминки,

    Затем проводить главную работу (основная часть), в этой части кривая нагрузки может быть различной в зависимости от возраста, квалификации спортсменов, вида упражнений и т.д. Но, как правило, всегда - высокой.

    Завершающая часть занятий (заключительная часть) характеризуется снижением нагрузки.

    Пренебрежение особенностями частей занятий может привести к непроизводительным тратам времени, а иногда и нанести вред здоровью спортсменов. Например, если занятия начать без должной разминки, то это может привести к травмам. Знание правил построения и организации занятий в каждой части позволяет управлять работоспособностью спортсменов, возможно, дольше поддерживать ее на оптимальном уровне, обеспечивая оптимальную врабатываемость, и рационально завершить работу. Кроме того, приобретенные знания и умения применять на практике важно для самих спортсменов.

    В практике спорта в настоящее время применяются двух- или трехразовые тренировки в течение дня. Обычно они организуются без отрыва от учебной деятельности, либо с отрывом от учебы, т.е. в условиях учебно-тренировочных сборов.

    Структура тренировочного дня более сложна, чем одного занятия. Она во многом зависит от количества занятий, чередования их направленности и величины нагрузки, суточного ритма работоспособности спортсменов (например, от выработанной привычки тренироваться в определенное время суток, суточного режима программы предстоящих соревнований, разницы в поясном времени, географического места предстоящих соревнований и других причин).

    2. Структура и типы микроциклов

    Совокупность отдельных занятий, проводимых в течение нескольких дней, составляет микроцикл тренировки. Микроциклы существуют как вполне сложившееся и важное звено тренировочного процесса. Они обладают определенными, только им присущими чертами. В частности, отдельный микроцикл состоит как минимум из двух фаз:

    Стимуляционной (кумуляционной), которая связана с определенной степенью утомления и

    Фазой восстановления (занятие восстановительного характера или полный отдых). Эти фазы повторяются в структуре микроцикла. Микроцикл может включать несколько кумуляционных и восстановительных фаз.

    В большинстве случаев микроцикл длится неделю. Однако его продолжительность может быть и иной: минимум - два дня, а максимум - 14 дней. Во многом это зависит от решаемых задач, уровня мастерства и тренированности спортсменов, возраста, системы соревнований, места микроцикла в тренировочном занятии.

    Следует иметь в виду, что нет, и в принципе не может быть, одной структуры микроциклов, пригодной для всех случаев спортивной практики.

    Выделяют:

    Собственно-тренировочные,

    Предсоревновательные,

    Соревновательные,

    Восстановительные микроциклы.

    Собственно тренировочные микроциклы по содержанию тренировки подразделяются на общеподготовительные и специально-подготовительные. В первых микроциклах при проведении занятий используются главным образом средства общей, а во вторых - специальной подготовки. Оба типа микроциклов могут быть связаны с решением преимущественно задач физической, технической, тактической подготовки или они будут носить комплексный характер.

    По преимущественной направленности собственно-тренировочные микроциклы делятся на микроциклы физической, функциональной, технической и тактической подготовки.

    По степени разнообразия решаемых задач собственно-тренировочные микроциклы бывают: избирательной и комплексной направленности.

    По величине нагрузок - объемные и интенсивные.

    Микроциклы, характеризующие значительным объемом нагрузки, но не предельной интенсивностью, обычно называют объемными (втягивающими). Они составляют основное содержание занятий в подготовительном периоде.

    Для интенсивных (ударных) микроциклов характерна, прежде всего, высокая интенсивность работы при достаточно возрастающем объеме нагрузок. Применяются они широко в конце подготовительного и в соревновательном периодах.

    По динамике нагрузок - с 1, 2 и 3 пиковым распределением нагрузок, с последовательным возрастанием или убыванием нагрузок

    По эффекту воздействия - развивающие (формирующие) и поддерживающие (стабилизирующие).

    Каждый тип микроцикла по-разному влияет на работоспособность спортсменов. Микроциклы с одной «малой» волной динамики нагрузки целесообразно использовать в подготовительном периоде (в микроциклах базового типа). Это позволит вызвать в организме спортсменов значительные функциональные изменения, определяющие, в конечном счете, общую тенденцию роста спортивных достижений. В случае, когда необходимо проводить работу в плане стабилизации уровня функциональных изменений, обнаруживающихся в организме после значительных тренировочных воздействий, рациональным вариантом построения спортивной тренировки будет введение микроцикла с «трехпиковым» распределением нагрузки в течение недели.

    Микроциклы с последовательным возрастанием нагрузки имеет смысл планировать для достижения значительной мобилизации функциональных возможностей организма спортсменов перед напряженной тренировочной работой. И в частности, тогда, когда спортсмена нужно постепенно подвести к нагрузкам «ударных» микроциклов. Микроцикл же с последовательным убыванием нагрузки к концу недели обычно строится для обеспечения относительно полной нормализации функционального состояния организма после «ударных» нагрузок.

    Чередование тренировочных нагрузок и отдыха в микроциклах может привести к следующим основным типам реакции организма спортсменов: а) способствовать повышению максимального уровня тренированности; б) давать незначительный тренировочный эффект или не вызывать его вообще; в) приводить спортсмена к переутомлению и перетренировке. Построение режима нагрузок и отдыха в микроцикле, при котором происходит повышение функциональных возможностей, техники движений, силы, быстроты и других физических качеств, характерно для развивающих микроциклов. В них чаще всего возможны два варианта чередования занятий и отдыха: 1. Когда очередное занятие в микроцикле приходится на фазу суперкомпенсации, т.е. проходит на фоне повышенной работоспособности как отставленного эффекта предыдущего занятия; 2. Когда занятие проводится на фоне значительного недовосстановления работоспособности после предыдущего.

    Смысл второго варианта «суммирования» эффекта нескольких занятий состоит в том, чтобы предъявить организму особо объемные нагрузки, вызвать тем самым существенные приспособительные перестройки и получить в итоге значительный подъем работоспособности во время последующей относительной «разгрузки». Подобное сочетание нагрузок при построении микроциклов возможно только с достаточно подготовленными спортсменами и при особенно тщательном врачебно-педагогическом контроле. Злоупотребление этим вариантом неизбежно приведет к переутомлению, а эпизодическое применение будет способствовать более эффективному росту тренированности.

    Предсоревновательные (подводящие) микроциклы моделируют режим, программу и условия предстоящих состязаний (распределение нагрузок и отдыха в соответствии с порядком чередования дней выступлений и интервалов между ними, воспроизведение порядка выступления в течение дня и т.д.). Структура и содержание этих микроциклов зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, продолжительности подготовки на заключительном этапе тренировки к ответственному соревнованию, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсменов.

    Степень воспроизведения (подобия) программы, режима и условий основного соревнования в предсоревновательных микроциклах может быть разной. В связи с этим можно выделить микроциклы, которые частично или целостно моделируют соревновательную деятельность, режим и условия состязаний.

    В последние годы появилась новая, нетрадиционная форма построения предсоревновательных микроциклов, получившая условное наименование «принцип маятника» (Д.А. Аросьев). При построении предсоревновательных микроциклов по «принципу маятника» структура тренировочного процесса у спортсменов строится на основе ритмического чередования двух типов микроциклов: «специализированных» и «контрастных». В практике спорта микроциклы высокой специализированности называют иногда основными (О-циклы), а низкой - регулировочными (Р-циклы). Чередуясь между собой, последний специализированный микроцикл по возможности должен быть похож на микроцикл соревновательный. Длительность специализированных микроциклов в основном определяется продолжительностью предстоящих соревнований, а контрастных - условиями восстановления и сверхвосстановления работоспособности спортсмена. Напряженность и содержание тренировочных занятий в специализированных микроциклах наиболее приближена к режиму и условиям соревнований, а контрастных, наоборот, максимально отдалена от этой обстановки. Такая тренировочная работа дается для того, чтобы избежать монотонности в занятиях, которая не позволяет спортсменам достигнуть высоких показателей тренированности (В.М. Дьячков, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин).

    По мере приближения основного соревнования содержание, режима и условия занятий в специализированных микроциклах все полнее воспроизводят характер соревновательной деятельности, распорядок и другие условия предстоящего состязания. В контрастных же микроциклах наблюдается противоположная тенденция - увеличивается доля общеподготовительных упражнений, широко используется эффект активного отдыха, варьирование условий занятий и др. Ритм чередования микроциклов задается с таким расчетом, чтобы фаза повышенной готовности спортсмена совпадала в результате повторений днями, на которые намечено основное соревнование.

    Соревновательные микроциклы строятся в соответствии с программой соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяется спецификой соревнований в различных видах спорта, номерами программы, в которых принимает участие отдельный спортсмен или команда, общим количеством стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами и непосредственным подведением к ним, восстановительными процедурами, а могут включать и специальные тренировочные занятия. Однако во всех случаях содержание и построение этих микроциклов направлены на обеспечение оптимальных условий для успешной соревновательной деятельности и достижение запланированного спортивного достижения.

    Можно выделить соревновательные микроциклы с короткими, средними и длинными интервалами между состязаниями.

    В микроцикле с однодневным интервалом на следующий после соревнования день проводится одно занятие восстанавливающей направленности, а в день соревнования - предсоревновательное (например раскатка в хоккее). В микроцикле с двухдневным интервалом проводят три занятия: восстанавливающее, поддерживающее и предсоревновательное. В микроцикле с трехдневным интервалом следует уже проводить четыре-пять тренировочных занятий. В день после соревнования - восстанавливающее занятие, в следующий - развивающее, а на третий - поддерживающее. В день игры или соревнования - предсоревновательное. Следует подчеркнуть, что в соревновательном микроцикле на тренировочных занятиях между состязаниями никоим образом нельзя перегружать спортсменов. Тренировки эти должны вызывать лишь положительные эмоции.

    Микроциклы с четырехдневным межсоревновательным интервалом строят подобно микроциклу с трехдневным межсоревновательным интервалом. Он состоит из 5-7 тренировочных занятий, из которых два - восстанавливающие, одно - поддерживающее, два - развивающие и одно - предигровое (раскатка).

    При построении тренировочных занятий обязателен учет положительного взаимодействия отдельных заданий, усиливающих эффективность тренировки.

    Восстановительные микроциклы следуют обычно за напряженными состязаниями или за тренировочными микроциклами с повышенной нагрузкой (например, ударными) и характеризуются снижением суммарной нагрузки, увеличением числа дней активного отдыха, контрастной сменой состава средств и методов тренировки внешних условий занятий, что в совокупности направлено на оптимизацию восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена.

    Для ускорения восстановления в этих микроциклах широко используются различные восстановительные средства - педагогические, психологические и медико-биологические. Выделяют три основных направления использования восстановительных средств в процессе тренировочных занятий:

    1. Для быстрого устранения явлений утомления после перенесенных нагрузок;

    2. Для избирательного восстановления тех компонентов работоспособности, которые не подвергались основному воздействию в данном упражнении, занятии, однако будут предельно мобилизированы в последующем задании, занятии;

    3. Для предварительной стимуляции работоспособности спортсменов перед началом тренировочной нагрузки (В.Н. Платонов).

    В зависимости от того, как происходит управление работоспособностью и восстановительными процессами, есть смысл выделить несколько типов восстановительных микроциклов:

    Восстановительно-разгрузочные,

    Восстановительно-компенсирующие,

    Восстановительно-поддерживающие;

    Восстановительно-подготовительные,

    Восстановительно-профилактические и др.

    Последний тип (восстановительно-профилактических) микроциклов направлен на восстановление органов и систем организма спортсмена в случае их отклонения от нормальной жизнедеятельности (при перенапряжениях, заболеваниях, травмах). Они применяются во время пребывания спортсменов в специальных восстановительных центрах, обладающих набором всех средств восстановления, особенно в сочетании со специальным двигательным режимом, действием благоприятных, климатических и санитарно-курортных факторов.

    Заключение

    спортивный микроцикл тренировочный занятие

    Планируя тренировку месячных или недельных циклов, надо всегда учитывать основную направленность тренировки на этот промежуток времени (совершенствование техники, тактики игры, воспитание выносливости, силы, быстроты или комплексное решение каких-то задач).

    Нужно иметь в виду относительную величину нагрузок, включающую число тренировок, объем и интенсивность, характер тренировочных нагрузок (определяется график динамики нагрузок), методы и средства, применяемые в тренировке. И, наконец, контрольные упражнения, которые позволяют судить о правильности запланированных нагрузок.

    Планирование тренировки обычно осуществляется на основе творчески переработанного своего опыта работы и опыта других тренеров, с учетом объективных закономерностей проведения тренировки.

    Как же определить тренировочный эффект той или иной нагрузки? Для этого существует врачебный и педагогический контроль. Только тренер вместе с врачом и спортсменом могут определить результаты той или иной нагрузки.

    Тренировочная нагрузка характеризуется не только объемом и интенсивностью, но также длительностью и характером отдыха. Изменяя длительность и характер отдыха, можно регулировать величину нагрузки, а следовательно добиваться необходимого тренировочного эффекта. Давно доказано, что активный отдых полезнее пассивного. Но в условиях значительного утомления дополнительная двигательная деятельность не стимулирует восстановления работоспособности. Поэтому при значительных утомлениях пассивный отдых иногда, предпочтительней активного.

    Процесс спортивной тренировки состоит из регулярно повторяющихся занятий, групповых или индивидуальных. Формы таких тренировочных занятий разные -- от комплексного занятия, в котором решается ряд задач подготовки спортсмена, до отдельных тренировочных упражнений, выполняемых в любое время.

    Основная форма тренировочных занятий для всех спортсменов -- групповой или индивидуальный тренировочный урок (занятие). Кроме того, используются дополнительные занятия -- ежедневная утренняя тренировка, обычно с малой нагрузкой. Спортивный опыт свидетельствует о большой эффективности утренней тренировки ("зарядки"), дающей хорошие возможности для выполнения заданий тренера на дом. Выполнять домашние задания в виде двух-трех упражнений можно и в другое время дня. Используются также занятия в виде кроссового бега, ходьбы на лыжах, баскетбола и других видов спорта, проводимых помимо основных уроков. Наконец, одной из форм занятий являются спортивные соревнования. Во всех указанных формах занятий должно соблюдаться основное правило спортивного занятия: постепенное увеличение тренировочной нагрузки, затем выполнение основной работы и в заключение -- снижение нагрузки. При этом условии принципиальная физиологическая кривая нагрузки имеет постепенный подъем, затем держится некоторое время на высшем уровне и потом довольно круто снижается. Такая кривая обязательна для любого тренировочного занятия, в какой бы форме оно ни проводилось. Фактически физиологическая кривая нагрузки, определяемая, например, по изменению частоты пульса, обычно носит зубчатый характер, но по верхушкам зубцов сохраняется указанная принципиальная кривая. Зубчатообразный характер физиологической кривой нагрузки обусловлен чередованием тренировочных упражнений разной интенсивности и интервалов отдыха.

    Литература

    1. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физ. культ. / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - М.: Физкультура и спорт, 1996.

    2. Теория физического воспитания: Учебник для институтов физ. культ. / Под ред. Г.Д. Харабуги. - М.: Физкультура и спорт, 1994.

    3. Теория и методика физической культуры / Под ред. В.М. Шияна. - М.: Просвещение, 1998.

    4. Теория спорта: Учебник для институтов физ. культ. / Под ред. В.Н. Платонова. - Киев: Вища школа, 1997.

    5. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.

    6. Мазниченко В.Д. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Л. Матвеева и А. Новикова. - 2-е испр. и допол. изд. в 2 томах. - М.: Физкультура и спорт, 1996.

    7. Желязков Ц. Теория и методика на спортната тренировка. София: Медицина и физкультура, 1991.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Рассмотрение организации и планирования спортивной тренировки футболиста. Общая характеристика циклов и периодов физических упражнений. Планирование нагрузок и отдыха. Методика построения и проведения занятий. Цикличность тренировочного процесса.

      курсовая работа , добавлен 01.06.2014

      Легкая атлетика основа для достижения спортивных результатов. Характеристика физических качеств спортсменов. Планирование тренировки с юными бегунами. Построение и проведение учебно-тренировочного занятия, посвященного обучению спортивной технике.

      дипломная работа , добавлен 10.06.2015

      Мезоцикл - этап тренировочного процесса продолжительностью от 3 до 6 недель. Типы мезоциклов: базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные. Сочетание и суммарная нагрузка микроциклов в базовых мезоциклах различного типа.

      реферат , добавлен 27.11.2007

      Цель, задачи, характерные черты спортивной тренировки, ее средства и методы. Содержание физической, спортивно-технической и интеллектуальной подготовки. Принципы построения тренировочного процесса. Построение тренировки в малых, средних и больших циклах.

      курсовая работа , добавлен 15.03.2014

      Основы построения спортивной тренировки. Характеристика малых тренировочных циклов: собственно-тренировочные, предсоревновательные, соревновательные, восстановительные. Реакции организма спортсменов на чередование тренировочных нагрузок и отдыха.

      лекция , добавлен 10.06.2011

      Цель, задачи, характерные черты спортивной тренировки. Характеристика малых тренировочных циклов (микроциклов). Втягивающий, базовый, предсоревновательный, соревновательный, восстановительный мезоцикл. Сущность и структура многолетних циклов и подготовок.

      курсовая работа , добавлен 20.10.2012

      Классификация циклов тренировочного процесса. Основные положения принципа цикличности спортивных тренировок. Периодизация спортивной подготовки и цикличность тренировочного процесса. Характеристика ключевых этапов и периодов подготовки к соревнованиям.

      реферат , добавлен 10.01.2014

      Спортивная тренировка как часть системы подготовки спортсмена. Достижение высоких спортивных результатов. Структура подготовки спортсмена. Понятия спортивной тренировки и подготовленности легкоатлета. Принципы и построение тренировочного процесса.

      реферат , добавлен 27.02.2010

      Типы и структура мезоциклов. Факторы, определяющие построение тренировочного процесса в течение года. Варианты структуры подготовительного периода. Некоторые варианты структуры тренировочного года и особенности их применения в подготовке спортсменов.

      лекция , добавлен 10.06.2011

      Урочная и неурочная формы занятий спортом. Характеристика занятий неурочного типа. Регулирование физической нагрузки в процессе занятия. Формирование знаний в области двигательной деятельности. Основные критерии оценки интенсивности занятий фитнесом.

    Тенденция увеличения соревновательной нагрузки в хоккее, повышение плотности и напряженности календаря официальных игр значительно затрудняют планомерное проведение тренировочного процесса на соревновательных этапах, часто приводят к снижению работоспособности и результативности игроков. Поэтому успех сегодня в большей мере определяется эффективностью тренировочного процесса в подготовительном периоде.

    Не случайно проблеме построения тренировочного процесса уделяют теперь особо пристальное внимание. В работах В. И. Колоскова (1974), В. С. Львова (1978), В. И. Колоскова и В. П. Климина (1982), А. Ю. Букатина (1982) приведен ряд рекомендаций по оптимизации подготовки хоккеистов. Анализ тренировочного процесса команд высокой квалификации свидетельствует о недостаточно полной реализации этих рекомендаций в практике. В некоторых командах не на должно» уровне решают вопросы планирования и построения тренировочного процесса, что негативно отражается на результатах выступлений.

    Можно утверждать, что рационализация построения тренировочного процесса в подготовительном периоде - реальный резерв повышения эффективности подготовки хоккеистов, реализация которого обеспечит стабильность успешных выступлений в официальных соревнованиях.

    Рассмотрим основные закономерности построения тренировочного процесса хоккеистов высокой квалификации в подготовительном периоде в свете последних научных данных и обобщения практического опыта.

    Построение тренировки обычно связывают с тремя уровнями в ее структуре:
    уровнем микроструктуры - структурой отдельного тренировочного занятия и малых циклов (микроциклов), состоящих из нескольких занятий;
    уровнем мезоструктуры - структурой средних циклов (мезоциклов), включающих относительно законченный ряд микроциклов (мц);
    уровнем макроструктуры - структурой больших (полугодичных, годичных и многогодичных) тренировочных циклов (макроциклов).

    Исходя из этого и руководствуясь главными задачами подготовительного периода и календарем официальных соревнований, правомерно представить структуру подготовительного периода такой, какой она показана в табл. 1.

    Таблица 1 . Структура подготовительного периода тренировки хоккеистов высокой квалификации (схема)

    Согласно этой структуре, подготовительный период составляют два этапа: общеподтотовительный и специально-подготовительный.

    Общеподготовительный этап состоит из двух мезоциклов: втягивающего и базового развивающего. Специально-подготовительный - из базового стабилизирующего и предсоревновательного. Каждый мезоцикл - это несколько микроциклов. Вот почему именно микроцикл правомерно считать наиболее значимым структурным звеном тренировочного процесса.

    В зависимости от задач каждого тренировочного этапа структура и содержание микроциклов меняются. Поэтому в теории и методике спортивной тренировки различают микроциклы: собственно-тренировочный, восстановительный (или разгрузочный), подводящий и соревновательный.

    Собственно-тренировочные микроциклы подразделяются (по содержанию) на общеподготовительные и специально-подготовительные, а по направленности и величине нагрузок - на ординарные и ударные.

    В начале подготовительного периода на этапе предсезонной подготовки во втягивающем мезоцикле проводятся общеподготовительные ординарные микроциклы продолжительностью от 5 до 7 дней (табл. 2). Основная задача каждого такого микроцикла - обеспечение постепенной врабатываемости всех систем организма и повышения их функционального состояния после относительно продолжительного отдыха.

    Таблица 2. Последовательность занятий разной направленности в первом недельном микроцикле втягивающего мезоцикла общеподготовительного этапа
    Дни микроцикла Занятия
    утреннее дневное вечернее
    направленность содержание направленность содержание направленность содержание
    Первый Преимущественно аэробная Ходьба, бег в среднем темпе. Общеразвивающие и специальные упражнения с общефизическим и гигиеническим воздействием. Игры Футбол, баскетбол, гандбол
    Второй То же (развитие силовых качеств) Упражнения с отягощениями (штангой, блинами) и с тренажерными устройствами
    Третий Акробатические упражнения, подвижные игры, упражнения на растягивание
    Четвертый То же (развитие силовой выносливости) Упражнения с отягощениями Игры (футбол, баскетбол или ручной мяч)
    Пятый То же (развитие скоростной выносливости) Фартлек. Эстафеты Аэробная (комплексное развитие физических качеств) Круговая тренировка
    Шестой Кросс
    Седьмой Активный отдых

    Направленность тренировочных занятий в микроцикле с позиции биоэнергетики, в основном, аэробная. Что же касается их направленности по видам подготовки, то она (в щелях обеспечения большего тренировочного эффекта) варьируется в соответствии с определенными закономерностями (см. табл. 2). Так, занятия по развитию силы, быстроты и ловкости целесообразны в начале микроцикла (их эффективность будет значительно выше на относительно «свежем» фоне неутомленного организма). Кроме того, взаимодействие тренировочных занятий и заданий, усиливающих тренировочный эффект, будет положительным, если задания или занятия алактатно-анаэробной направленности (скоростные, скоростно-силовые) предшествуют анаэробно- гликолитическим (на скоростную выносливость), алактатно-анаэробные - аэробным (на повышение общей выносливости), анаэробно-гликолитической направленности -аэробным.

    В первом микроцикле общеподготовительного этапа не следует практиковать скоростные упражнения (выполнение таких упражнений вызывает предельные напряжения мышц, к которым в это время хоккеист еще не готов).

    В данном микроцикле цель занятий по силовой подготовке сводится к основательной проработке основных мышечных групп. Как метод целесообразны повторные усилия с малыми и средними отягощениями.

    Направленность рабочего дня в микроцикле определяют по основному занятию, в ходе которого решают главные задачи дня. Тренировочная нагрузка на таком занятии несколько выше. Остальные занятия в рабочем дне в одних случаях усиливают тренировочное воздействие, а в других содействуют более быстрому восстановлению организма после больших нагрузок основного занятия. В этой связи утреннее занятие, предназначенное для повышения общего тонуса и работоспособности в последующих занятиях, не должно быть нагрузочным (в противном случае оно отрицательно отразится на эффективности последующих).

    Для данных микроциклов типичен широкий круг средств общей физической подготовки, обеспечивающих всестороннее воздействие на органы и системы организма.

    Динамика показателей тренировочной нагрузки в первом микроцикле носит волнообразный характер (рис. 1): в первые четыре дня - значительное увеличение (главным образом, за счет резкого наращивания объема и незначительного повышения интенсивности), в конце микроцикла - снижение с переходом на активный отдых в сочетании с восстановительными мероприятиями.


    Рис. 1. Динамика показателей тренировочной нагрузки в микроцикле втягивающего мезоцикла общеподготовительного этапа

    Построение микроцикла в базовом развивающем мезоцикле отличается от рассмотренного, главным образом, объемом и содержанием тренировочной нагрузки. Что же касается последовательности тренировочных занятий разной направленности по дням микроцикла, то она тоже несколько меняется (табл. 3).

    Таблица 3. Последовательность тренировочных занятий разной направленности в недельном микроцикле базового развивающего мезоцикла на общеподготовительном этапе
    Дни микроцикла Занятия
    утреннее дневное вечернее
    направленность содержание направленность содержание направленность содержание
    Первый Преимущественно аэробная Ходьба, бег в среднем темпе. Общеразвивающие и специальные упражнения с общефизическим воздействием Аэробно-анаэробная (развитие силовых качеств) Упражнения с отягощениями (в том числе на тренажерах) Аэробно-анаэробная (комплексное развитие физических качеств) Футбол, баскетбол, гандбол
    Второй Анаэробно-алактатная (развитие скоростных качеств) Старты, рывки, ускорения. Бег с горы и в гору. Эстафеты Анаэробно-гликолитическая (развитие скоростной выносливости) Повторный бег 4x300 или 8x100 м
    Третий Аэробно-анаэробная (развитие ловкости и гибкости) Гимнастические, акробатические и игровые упражнения, упражнения на гибкость. Общеразвивающие упражнения Аэробная (развитие общей выносливости) Переменный бег (кросс)
    Четвертый Аэробно-алактатная (развитие скоростно-силовых качеств) Круговая тренировка с использованием прыжковых и скоростно-силовых упражнений на тренажерах Анаэробно-лактатная (развитие специальной выносливости) Круговая тренировка. Полоса препятствий. Упражнения на горке или на лестнице
    Пятый Аэробно-анаэробная (развитие силовой выносливости) Упражнения с отягощениями среднего веса, штангой, блинами, тренажерами (и на тренажерах) Аэробно-анаэробная (комплексное развитие физических качеств) Игры и игровые упражнения
    Шестой Аэробная (развитие общей выносливости) Плавание, гребля (в аэробном режиме) Восстановительные мероприятия
    Седьмой Активный отдых

    Содержание микроцикла приобретает более выраженный специфический характер за счет включения средств и методов подготовки, более адекватных хоккею, с использованием круговой и поточной тренировок в режиме игровой деятельности спортсмена. Общеподготовительный этап объединяет 3-4 подобных микроцикла (лишь по величине нагрузки они могут быть ординарными или ударными). Для ударных характерно значительное увеличение нагрузки - главным образом, за счет повышения интенсивности выполнения упражнений).

    Динамика нагрузки в данном микроцикле также волнообразна (рис. 2). Однако в отличие от микроцикла ранее рассмотренного кривая суммарной нагрузки имеет две вершины (приходятся они на второй и пятый дни) и заметно снижается в третий и шестой дни, образуя как бы две микроволны. Примерно такие же изменения претерпевают показатели объема и интенсивности. Подобная динамика показателей нагрузки в микроцикле более специфична и адекватна режиму соревновательных этапов, определяемых календарем встреч.


    Рис. 2. Динамика показателей тренировочной нагрузки в микроцикле базового развивающего мезоцикла общеподготовительного этапа

    Специфическая особенность подготовки хоккеистов на специально-подготовительном этапе - оптимальное сочетание тренировочных занятий «на земле» и на ледовой площадке, находящее должное отражение и в построении специально-подготовительных микроциклов.

    В табл. 4 схематично показано построение типичного микроцикла на специально-подготовительном этапе. Чередование занятий разной направленности в тренировочном дне и по дням микроцикла соответствует ранее рассмотренным закономерностям.

    Таблица 4. Последовательность занятий разной направленности в недельном микроцикле на специально-подготовительном этапе
    Дни микроцикла Занятия
    утреннее дневное вечернее
    направленность средства направленность средства направленность средства
    Первый Преимущественно аэробная Ходьба, бег в среднем темпе. Общеразвивающие и специальные упражнения Аэробно-анаэробная (скоростно-силовая) Круговая тренировка со специальными упражнениями Аэробная (техническая) Упражнения на совершенствование техники катания, ведения шайбы, передач и бросков
    Второй Анаэробно-алактатная (скоростно-силовая) Старты, ускорения, рывки с силовыми проявлениями Аэробно-анаэробная (технико-тактическая и специальная выносливость) «Челночный» бег. Игровые упражнения. Двусторонняя игра
    Третий Аэробно-анаэробная (комплексное развитие физических качеств) Упражнения на координацию движений. Акробатические упражнения. Игры Аэробная (технико-тактическая) Упражнения на совершенствование техники, игровые. Двусторонняя игра
    Четвертый Анаэробно-аэробная (технико-тактическая подготовка в режиме скоростной выносливости) Игровые упражнения в потоке. Варианты «челночного» бега Аэробная (комплексное развитие физических качеств) Игры. Игровые упражнения
    Пятый Анаэробно-гликолитическая (скоростно-силовая выносливость) Круговая и поточная тренировки с применением силовых и скоростных упражнений Аэробная (тактическая) Игровые упражнения тактической направленности
    Шестой Аэробно-анаэробная. Технико-тактическая Игровые упражнения Аэробная (общая выносливость) Кросс
    Седьмой Активный отдых. Восстановительные мероприятия

    Большинство занятий посвящено технико-тактической подготовке в ледовых условиях, которые на данном этапе основные. Технико-тактическая подготовка проводится в виде стереотипных, динамических и адаптационных тренировочных заданий в единстве со специальной физической подготовкой.

    Занятия «на земле» более специализированны (за счет применения средств и методов, более адекватных соревновательной деятельности хоккеистов).


    Рис. 3. Динамика показателей тренировочной нагрузки в микроцикле базового стабилизирующего мезоцикла специально-подготовительного этапа

    Динамика суммарной нагрузки, как и в предыдущем микроцикле, волнообразна (рис. 3). В четвертый и пятый дни микроцикла суммарная тренировочная нагрузка достигает больших величин - главным образом, за счет повышения интенсивности ледовой подготовки. Объем и интенсивность внеледовой подготовки в данном микроцикле заметно снижаются. Их варьирование по дням микроцикла менее выражено.

    Приведенные в качестве примера недельные микроциклы наиболее оптимальны, поскольку представляют относительно законченный фрагмент тренировочного процесса и позволяют планомерно и последовательно воздействовать на все виды подготовки и на физические качества, рационально регулировать объемы и соотношения нагрузок разной направленности, обеспечивать положительный перенос двигательных навыков и качеств. Однако в ряде случаев (в зависимости от конкретных задач и от условий подготовки, а также от состояния команды) можно успешно практиковать и укороченные микроциклы (4- 5 дней). Содержание и последовательность занятий в таких микроциклах почти не меняются. Исключение третьего и пятого дней из рассмотренного недельного цикла сделает динамику тренировочной нагрузки одноволновой, не снижая эффективности всего цикла.

    Подводящий микроцикл проводится перед началом соревновательного этапа. Его структуру и содержание во многом определяет календарь официальных соревнований. Направленность основных занятий - технико-тактическая. В них совершенствуются технико-тактические приемы игры и «доводятся» основные тактические варианты, принятые командой на вооружение с учетом особенностей игры предстоящего соперника.

    В этом микроцикле целесообразно провести одну или две контрольные встречи. Нагрузка в подводящем микроцикле заметно снижается. Кривая показателей ее динамики волнообразна, с двумя вершинами, приходящимися на дни контрольных игр. Объем и интенсивность значительно снижаются в последние два дня.

    В конце этапа или мезоцикла необходимо практиковать разгрузочно-восстановительные микроциклы (с целью восстановления организма от предшествовавших больших тренировочных нагрузок). Их характерные особенности - небольшая продолжительность (3-4 дня) и невысокая суммарная нагрузка (за счет снижения объема и особенно уменьшения интенсивности). Направленность и содержание тренировочных занятий в сочетании с психологическими и медико-биологическими восстановительными мероприятиями должны обеспечивать эффективность восстановления и качественную подготовку хоккеистов к началу следующего тренировочного или соревновательного этапа.

    Предложенные здесь варианты построения микроциклов в подготовительном периоде далеко не исчерпывают решение этой очень важной и емкой проблемы. Их следует рассматривать лишь как определенную отправную канву построения тренировочного процесса для хоккеистов высокой квалификации в подготовительном периоде, руководствуясь которой и подходя к реализации рассмотренных положений творчески - в зависимости от конкретных задач и условий, от контингента тренируемых,- можно подвить эффективность тренировочного процесса на более высокий качественный уровень.

    Тренировочный процесс как целое строится на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов данного процесса (его частей, сторон, звеньев), их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность. Структура тренировочного процесса в целом формируется по объективным закономерностям его построения, таких как единство общей и специальной подготовки, специфическая непрерывность тренировочного процесса, его соревновательно-соотнесенная цикличность. При этом на конкретные детали построения тренировочного процесса влияет вся совокупность основных условий спортивной деятельности: общий режим жизни спортсмена, бюджет времени, выделяемого на занятия спортом, установленная система спортивных соревнований. В соответствии с градациями циклов тренировочного процесса надо различать три масштаба его структуры: 1. Микроструктуру - структуру микроциклов и составляющих их отдельных занятий. 2. Мезоструктуру - структуру мезоциклов. 3. Макроструктуру - структуру больших тренировочных циклов, типа полугодичных, годичных, многолетних.

    Тренировочный микроцикл. Исходным целостным звеном, из множества которых состоит тренировочный процесс, является структура отдельного тренировочного занятия. Тренировочные уроки, ровно, как и неурочный формы занятий, в спорте, имеют ряд общих черт, типичных для структуры любого рационально организованного занятия физическими упражнениями.

    В каждом отдельном тренировочном занятии есть три части: подготовительная («разминка»), основная и заключительная. Как элемент тренировочных микроциклов, каждое занятие связано с предыдущими и последующими занятиями. Их содержание и структура зависят от общего количества занятий, суммарной величины нагрузок и отдыха в микроцикле.

    Микроциклы представляют собой первые относительно законченные, повторяющиеся фрагменты этапов тренировки. Часто, но далеко не всегда длительность микроциклов равна неделе (недельные микроциклы).

    Отдельный микроцикл состоит как минимум из двух фаз: стимуляционной (кумуляционной), которая связана с той или иной степенью утомления, и восстановительной (занятия восстановительного характера или полный отдых). Минимальная продолжительность микроцикла - два дня (соотношение первой и второй фаз 1:1). Микроциклы такой продолжительности практикуются сравнительно редко, так как рамки их слишком узки для реализации широкого комплекса задач спортивного совершенствования, по мере развития тренированности они ограничивают возможность увеличения эффективности тренировочных воздействий. Обычно указанные фазы повторяются в структуре микроцикла, причем основная восстановительная фаза совпадает с его окончанием. Недельный цикл может включать, например, две кумуляционные фазы (каждая из двух или трех тренировочных занятий), разделенные занятием восстановительного характера и завершаемые днем активного отдыха.

    Среди факторов и обстоятельств, влияющих на структуру и продолжительность микроциклов, особенно значимыми являются: 1. Содержание, число занятий различной направленности и величина применяемых в них нагрузок; эти переменные зависят от особенностей спортивной специализации и уровня подготовленности спортсмена. Чем выше уровень, тем больше основных занятий может включать микроцикл, тем значительнее в нем выражены кумуляционные фазы. 2. Динамика

    процессов утомления-восстановления и общего функционального состояния организма, обусловленная чередованием тренировочных нагрузок и отдыха, индивидуальными особенностями реагирования на нагрузки и биоритмическими факторами. От индивидуальных особенностей адаптационных реакций организма существенно зависят параметры и другие черты кумуляционных и восстановительных фаз в микроциклах. 3. Общий режим жизни спортсмена, включая режим его основной учебной или трудовой деятельности. Тренировочные микроциклы часто строятся применительно к рамкам календарной недели, особенно в массовой спортивной практике. Недельный цикл не всегда в полной мере отвечает требованиям оптимальной структуры тренировочного процесса, зато облегчает согласование его с основными моментами общего режима жизни и деятельности. Но в определенных ситуациях предпочтительнее оказываются иные варианты построения микроциклов. 4. Место микроциклов в общей системе построения тренировочного процесса. Структура микроциклов зависит от их места в более крупных структурах - мезоциклах и макроциклах. Структура микроциклов закономерно видоизменяется в тех или иных деталях по ходу развертывания тренировочного процесса, в зависимости от смены его этапов и периодов.

    Структура микроциклов неизбежно, закономерно меняется в зависимости от логики изменения содержания тренировочного процесса и внешних обстоятельств, влияющих на его построение.

    В процессе тренировки чередуются микроциклы нескольких типов. Основные из них - это собственно-тренировочные микроциклы и соревновательные, а дополнительные - подводящие и восстановительные. Собственно-тренировочные микроциклы по признаку преимущественной направленности содержания включенных в них основных занятий подразделяются на общеподготовительные и специально-подготовительные.

    Общеподготовительные микроциклы являются основным типом в начале подготовительного периода большого тренировочного цикла и на некоторых других его этапах, связанных с увеличением удельного веса общей физической подготовки. Специально-подготовительные микроциклы отличаются повышенным удельным весом специализированной работы, направленной на развитие специфической тренированности. Такие микроциклы являются главным типом микроциклов в непосредственной предсоревновательной подготовке спортсмена.

    Микроциклы обоих типов имеют варианты. По степени тренировочного воздействия выделяют ординарные и ударные. Ординарные микроциклы отличаются равномерным возрастанием тренировочных нагрузок, значительным их объемом, но непредельным уровнем интенсивности в большинстве отдельных занятий. Для ударных же микроциклов наряду со значительным объемом нагрузок характерна высокая их интенсивность, в силу чего создается особенно мощный тренирующий импульс. Подводящие микроциклы строятся по правилам непосредственного подведения спортсмена к соревнованию. Соревновательные являются формой организации не столько тренировочной, сколько соревновательной деятельности. Восстановительные микроциклы вводятся обычно после серии напряженных собственно-тренировочных микроциклов (особенно ударных), вызывающих значительную кумуляцию эффекта нагрузок, а также после серии ответственных соревнований. Типы микроциклов достаточно разнообразны. Еще более разнообразны возможные варианты их сочетания в мезоциклах тренировки.

    Микроциклы разного типа служат строительными блоками, из которых складываются мезоциклы. Один мезоцикл включает в себя как минимум два микроцикла. В существующей практике чаще всего мезоциклы состоят из 3 - 6 и имеют общую продолжительность близкую к месячной. Внешним признаком средних циклов является повторное воспроизведение некоторой совокупности микроциклов (в одной и той же последовательности) либо смена данной совокупности иной совокупностью микроциклов. К примеру, если микроциклы следуют в таком порядке: ординарный - ординарный - ударный - восстановительный, а затем эта же совокупность повторяется, то значит, это два мезоцикла одного и того же типа. Если же наблюдается смена совокупностей микроциклов в таком порядке: ординарный - ударный - восстановительный, то здесь тоже два мезоцикла, но разного типа.

    Структура мезоциклов обусловлена частично теми же факторами, о которых речь шла при характеристике микроциклов, однако ее основы нельзя объяснить лишь закономерностями, действующими в пределах микроструктуры. На уровне мезоциклов действуют свои, специфические закономерности - закономерности развития тренированности в серии микроциклов целесообразного управления этим процессом. Мезоциклы необходимы, в конечном счете, потому что они позволяют оптимально управлять кумулятивным тренировочным эффектом серии микроциклов, обеспечить при этом прогрессивную тенденцию развития тренированности и предупреждать нарушения в приспособительных (адаптационных) процессах, возможные в случае хронического нерационального наслаивания эффекта нагрузок в ряде микроциклов.

    Структура мезоциклов закономерно видоизменяется в процессе тренировки, прежде всего в зависимости от изменения содержания подготовки спортсмена по этапам и периодам большого тренировочного цикла. На структуру и продолжительность отдельных мезоциклов существенно влияют также система соревнований, величины интервалов между ними, закономерности кумуляции эффектов тренировочных и соревновательных нагрузок, процессы восстановления и другие существенные факторы тренировочной деятельности. Все это обуславливает ряд вариаций структуры мезоциклов, представленный мезоциклами нескольких типов. Среди вариантов мезоциклов одни являются основными на протяжении целых периодов тренировочного процесса, другие лишь для отдельных его этапов и подэтапов. К первым относятся базовые и соревновательные мезоциклы, ко вторым - втягивающие, контрольно-подготовительные, предсоревновательные, восстановительно-подготовительные и некоторые другие.

    Втягивающий мезоцикл - с него начинается годичный или иной большой цикл тренировки. Втягивающий мезоцикл включает в себя чаще всего 2-3 ординарных микроцикла, завершаемых восстановительным микроциклом. Общий уровень интенсивности нагрузок здесь сравнительно невысок, объем их может достигать значительных величин, особенно в специализации в стайерских видах спорта. Состав тренировочных средств имеет преимущественно общеподготовительный характер.

    Базовый мезоцикл. Это главный тип мезоциклов подготовительного периода тренировки. Именно в них реализуются основные задачи подготовки, осуществляется основная тренировочная работа по формированию новых и преобразованию освоенных ранее спортивных навыков, вводятся наиболее значительные тренировочные нагрузки, приводящие к увеличению функциональных возможностей организма. Мезоциклы такого типа используются на различных этапах тренировки в нескольких вариантах. По своему преимущественному содержанию они могут быть общеподготовительными и специально-подготовительными, а по особенностям воздействия на динамику тренированности - развивающими и стабилизирующими. Во всех вариантах базовых микроциклов основными элементами их являются собственно-тренировочные микроциклы, но в разных комбинациях. Общее число базовых мезоциклов зависит от времени, которым располагает спортсмен для фундаментальной подготовки к ответственным соревнованиям, и индивидуальных особенностей развития тренированности.

    Контрольно-подготовительный мезоцикл.

    Этот тип средних циклов тренировки представляет собой как бы переходную форму от базовых мезоциклов к соревновательным. Собственно-тренировочная работа сочетается здесь с участием в состязаниях, которые имеют в основном контрольно-тренировочное значение, подчиняется задачам подготовки к основным состязаниям. Контрольно-подготовительным мезоцикл может состоять, например, из двух тренировочных микроциклов и двух микроциклов соревновательного типа (без специального подведения к стартам).

    Предсоревновательный мезоцикл. В качестве особой формы построения тренировки этот мезоцикл типичен для этапа непосредственной подготовки к основному соревнованию года (или одному из основных соревнований). Особенности предсоревновательного мезоцикла определяется тем, что в нем необходимо возможно полно смоделировать режим предстоящего состязания, обеспечить адаптацию к его конкретным условиям и в то же время создать условия для наибольшей реализации в предстоящих решающих стартах общего эффекта всей предшествующей подготовки. Основными структурными элементами предсоревновательного мезоцикла являются собственно-тренировочные и модельно-соревновательные микроциклы. Если в годичном цикле не одно, а два и более одинаково ответственных соревнования, то перед каждым из них может вводиться предсоревновательный мезоцикл с изменениями, вытекающими из особенностей условий состязания. Когда же состязание не отличается повышенной ответственностью и специфическими условиями проведения, непосредственная подготовка к нему ограничивается подводящим микроциклом.

    Соревновательный мезоцикл. Это преобладающий тип мезоциклов в период основных состязаний, когда их несколько и они следуют друг за другом с интервалами, соразмерными продолжительности средних циклов. В простейших случаях соревновательный мезоцикл включает один подводящий и один соревновательный микроцикл либо подводящий, соревновательный и восстановительный микроциклы. В зависимости от системы состязаний он видоизменяется, причем в состав его нередко входят и микроциклы, включающие подводящие состязания. Кроме того на структуру соревновательных мезоциклов, а также на частоту их воспроизведения и порядок чередования с мезоциклами иного типа решающее влияние оказывают закономерности сохранения спортивной формы.

    Восстановительно-подготовительный и восстановительно-поддерживающий мезоциклы. Первый по ряду своих признаков подобен базовому мезоциклу, но включает дополнительное число восстановительных микроциклов (например, два восстановительных и два ординарных тренировочных). Второй характеризуется еще более мягким тренировочным режимом и более широким использованием эффекта переключений путем смены форм, содержание и условий тренировочных занятий. Восстановительно-подготовительные и восстановительно-поддерживающие мезоциклы составляют завершающий период большого цикла тренировки (переходный период).

    Мезоциклы всех указанных типов являются своего рода строительными блоками, составляющими этапы и периоды больших тренировочных циклов (макорциклов). Число мезоциклов того или иного типа и порядок их сочетания в структуре макроциклов зависят в первую очередь от закономерностей периодизации круглогодичного процесса тренировки и конкретных условий его построения.