Организация и методика проведения спортивно-прикладных соревнований в профессионально. Регламент по организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных спортивных мероприятий на территории муниципального района кушнаренковский район республики

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Легкая атлетика и сущность спортивных соревнований, основные вопросы их организации, форма проведения и календарь. Условия проведения эстафеты. Цели и задачи соревнований по легкой атлетике. Приоритетные направления развития физической культуры и спорта.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2010

    Проблема крупных трагедий на спортивных аренах. Европейская конвенция о предотвращении и подавлении насилия и хулиганского поведения во время спортивных мероприятий. Обязанности Постоянного комитета. Защита соревнований от международного терроризма.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2012

    Соревнование как основной элемент спортивной деятельности. Обеспечение функционирования соревнований в процессе исторического развития общества, формирование соответствующей сферы спорта. Функции спортивных соревнований и взаимодействие спортсменов.

    реферат , добавлен 24.02.2010

    Правовое регулирование государственной регистрации физкультурно-спортивных организаций. Правовые основы организации и проведения спортивных соревнований. Государственный контроль (надзор) предпринимательской деятельности в сфере физкультуры и спорта.

    реферат , добавлен 14.07.2010

    Недочеты и ошибки в методике проведения занятий по физической культуре и спорту. Недочеты в организации занятий и соревнований. Недостатки в материально-техническом обеспечении занятий и соревнований. Ппредупреждение спортивных травм.

    реферат , добавлен 03.09.2003

    Первичные и вторичные функции спортивных соревнований. Составные части спортивного соревнования. Взаимодействие спортсменов в ходе соревнований. Выступление спортсменов на соревнованиях. Противоборство между соперниками или соперничающими командами.

    эссе , добавлен 30.11.2014

    Специфика организации сервисной деятельности в период проведения массовых шахматных соревнований фестивального типа. Опыт организации таких мероприятий на материалах Международного детского шахматного фестиваля "Отважная пешка". Способы совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 04.10.2013

    Спортивный туризм как составляющая часть событийного туризма. Статистика крупных спортивных мероприятий, процедура и критерии выбора мест для их проведения и определение финансовых затрат. Анализ туристических потоков после крупных спортивных мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

РЕГЛАМЕНТ

по организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных спортивных мероприятий на территории муниципального района

Кушнаренковский район Республики Башкортостан

1. Порядок проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

2. Организация, проводящая соревнования.

3. Спортивная база проведения соревнования.

4. Участники соревнований.

5. Организационный комитет по подготовке и проведению соревнований.

6. Правила соревнований.

7. Положение о соревновании.

8. Состав, права и обязанности судейской коллегии .

9. Проведение заседаний мандатной комиссии.

10. Финансовое обеспечение спортивных мероприятий.

11. Церемония открытия и закрытия спортивных соревнований.

1. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНО-МАССОВЫХ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

1.1. Регламент является основополагающим документом по подготовке и проведению спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий (далее – Соревнования) на территории МР Кушнаренковский район РБ.

1.2. На территории МР Кушнаренковский район РБ проводятся:

Первенства, чемпионаты, кубки по различным видам спорта;

Спартакиады среди сборных команд предприятий, учреждений, СОШ, ССУЗов, ПУ, учащихся общеобразовательных учреждений и т. д.;

Турниры, посвященные знаменитым спортсменам и знаменательным датам;

Первенства, чемпионаты РБ (по ходатайству Министерства молодежной политики и спорта РБ,);

1.3. По характеру проведения соревнования делятся на следующие:

Личные соревнования, лично-командные, командные.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОВОДЯЩАЯ СОРЕВНОВАНИЯ.

2.1. Официальные спортивные соревнования проводятся комитетом по физической культуре и спорту Администрации МР Кушнаренковский район РБ, федерациями по виду спорта, спортивными клубами , коллективами физической культуры. Соревнования так же могут организовываться государственными и общественными организациями.

2.2. Вышестоящие спортивные организации могут поручать подготовку и проведение соревнование подчиненным им организациям или советам спортивных обществ и ведомств .

2.3. Ответственность за подготовку мест и проведение соревнований несут организация, проводящая соревнования (далее - ОПС), дирекция спортивной базы и судейская коллегия.

2.4. ОПС разрабатывает и утверждает Положение, в котором указываются сроки и место проведения соревнования, условия допуска участников и команд, программа соревнования, порядок определения личного и командного первенства, форма и сроки сдачи заявок на участие в соревнованиях.

2.5. ОПС определяет место проведения соревнования и решает вопросы их организационно-хозяйственного обеспечения, для чего:

Готовит соответствующую спортивную базу (стадион, спортзал место для кроссовых и лыжных трасс и др.), инвентарь и оборудование;

Привлекает дополнительные технические средства - различную необходимую аппаратуру, а также автотранспорт;

Утверждает судейскую коллегию;

Обеспечивает судейскую коллегию документами и канцтоварами;

Участвует в разработке сценария открытия и закрытия соревнований;

Организует прием, размещение, питание и отправку участников соревнований;

Утверждает расписание и регламент соревнований;

Обеспечивает медицинское обслуживание соревнований;

Организует работу мандатной комиссии;

Организует изготовление наградной атрибутики и призового фонда.

2.6. ОПС совместно с дирекцией спортивной базы и судейской коллегией проверяет готовность базы к соревнованиям, систему обеспечения порядка и безопасности и подписывает об этом акт, а по окончании соревнования принимает от судейской коллегии итоговые документы.

3. СПОРТИВНАЯ БАЗА ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЯ.

3.2. СБ должна предоставить и обеспечить соответствующие Правилам вида спорта места соревнования, полностью оснащенные инвентарем, оборудованием, мебелью, а так же места предстартовой подготовки (разминки) спортсменам и места сбора и предстартового контроля участников с соответствующей мебелью, аппаратурой и средствами связи.

3.3. СБ обеспечивает участников раздевалками и душевыми помещениями, туалетами в количестве и санитарном состоянии, отвечающим гигиеническим нормам и требованиям.

3.4. На СБ при проведении соревнования должны иметься необходимые измерительные средства, имеющие свидетельства государственной метрологической службы об их проверке и допуске к использованию в установленные сроки
, а также документация (акты), утверждающая соответствие спортивных площадок и оборудования установленным правилами стандартам.

3.5. Дирекция СБ должна предоставлять в распоряжение судейской коллегии и организаторов помещения для работы - места для судей и группы информации на трибуне (судейскую ложу), а также помещения для секретариата, группы награждения, главного судьи, информационного бюро, пресс-центра.

3.6. Для проведения торжественных церемоний дирекцией предоставляется необходимое оборудование. Дирекция также выделяет обслуживающий персонал для подготовки мест соревнований и работы с судейской коллегией в ходе соревнований.

3.7. На дирекцию возлагаются обязанности по обеспечению безопасности во время предстартовой подготовки и соревнований спортсменов, в соответствии с мерами обеспечения общественного порядка, о чем совместно с ОПС оформляется акт о готовности спортивной базы к соревнованию.

4. УЧАСТНИКИ СОРЕВНОВАНИЙ.

4.1. Спортсмены допускаются на соревнования в соответствии с именными техническими заявками с учетом требования Положения о соревновании.

4.2. Соревнования проводятся по возрастным группам, когда на соревнования допускаются спортсмены определенного возраста, а также и без ограничения возраста участников. Принадлежность спортсменов к возрастным группам определяется по количеству лет на 31 декабря года проведения соревнования включительно (по отдельным видам правилами соревнований).

4.3. Возрастная градация допуска к участию в соревнованиях определяется ОПС и утверждается Положением.

4.4. На соревнованиях, где разыгрывается звание абсолютного чемпиона, деление участников на возрастные группы не производится, при этом все спортсмены, независимо от возраста, выступают по единой программе.

4.5. Вопросы участия в соревнованиях спортсменов разных возрастных групп и зачета их результатов в командном первенстве в каждом конкретном случае определяются Положением о соревновании и решаются судейской коллегией.

4.6. Каждый участник обязан знать и соблюдать Правила, Положения и все условия проведения соревнования.

4.7. Участник соревнований, показавший явную неподготовленность к выступлению, может быть отстранен от участия решением судейской коллегии или отстранен официальным врачом в связи с заболеванием.

4.8. В личных или лично-командных соревнованиях участник, заявленный в нескольких видах программы, обязан принять в них участие. При неявке на соревнования по одному из заявленных видов участник не допускается к соревнованиям по остальным видам. Исключения определяются судейской коллегией в соответствии с правилами.

4.9. Каждая организация, участвующая в соревновании, должна иметь своего
представителя, полномочного представлять интересы участников и принимать ответственность за соблюдение ими правил и условий соревнования.

Представитель несет ответственность за своевременную подачу технической заявки. Только он имеет право на подачу до заявок и перезаявок, а также протестов от имени участников или команды.

4.10. Представитель пользуется правом получать информацию от секретариата, присутствовать и выступать, на совещаниях судейской коллегии, если они проводятся с приглашением представителей, может участвовать в жеребьевке, но не имеет права вмешиваться в решения судейской коллегии и других лиц, проводящих соревнования.

5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ СОРЕВНОВАНИЙ.

5.1. Проведение соревнований возлагается на комитет по физической культуре и спорту Администрации МР Кушнаренковский район РБ.

5.2. Проведение соревнований должно соответствовать Регламенту.

5.3. Постановлением Главы Администрации МР Кушнаренковский район РБ создается организационный комитет по проведению соревнований. Организационный комитет возглавляет руководитель или его заместитель. Организационный комитет принимает решения по реализации задач данного постановления, осуществляет контроль за исполнителями.

5.4. На правах членов в оргкомитет входят представители комитета по физической культуре, спорту, по управлению образованием, по финансовой политике, по здравоохранению, по торговле, по культуре, по делам молодежи, а также органов внутренних дел и др.

6. ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ.

6.1. Соревнования по видам спорта проводятся по правилам, утвержденным
Министерством молодежной политики, спорта и туризма РБ.

6.2. Правила соревнований формируют, регулируют и определяют требования
и условия в организации и проведении соревновательной деятельности в
данном виде спорта

6.3. Правила соревнований отражают в каждом виде спорта свою специфичность.

6.4. В правилах описываются требования к местам проведения соревнования, правилам состязаний и, в необходимых случаях, технике безопасности при проведении соревнований.

6.5. Правила проведения соревнований по каждому виду спорта имеют свою регламентацию в определении победителей, где оговаривается конкретный вид подсчета, а именно: определяется по сумме очков (наименьшее, наибольшее); по времени (секунды, минуты, часы); по расстоянию (сантиметры, метры, километры); по весу (граммы, килограммы).

7. ПОЛОЖЕНИЕ О СОРЕВНОВАНИИ.

7.1. Положение о соревнованиях - это нормативный документ, дающий право на финансирование мероприятия, определяющий направленность тренировочного процесса потенциальных участников, раскрывающий основное содержание состязаний и регламентирующий порядок их проведения.

7.2. Положение разрабатывают представители общественных объединений (федерации, ассоциации и союзы), активы секций и другие общественные объединения. Утверждает его, в зависимости от статуса соревнований, Администрация МР Кушнаренковскии район РБ, комитет по физической культуре и спорту или общественное объединения, а также руководитель предприятия, организации, заведения любой формы собственности. Положения о соревнованиях могут готовиться на конкретное мероприятие, а также на последующие периоды (квартал, полугодие, год).

7.3. Положение о соревнованиях состоит из следующих разделов:

Цели и задачи соревнований;

Время и место проведения;

Руководство соревнованиями;

Участвующие организации и участники соревнований;

Программа и условия проведения соревнований;

Порядок определения победителей;

Награждение победителей;

Заявки на участие в соревнованиях.

7.3.1. Цели и задачи:

В различных соревнованиях ставятся определенные цели и задачи:

Привлечение к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

Развитие данного вида спорта, по которому проводятся соревнования в коллективах физической культуры;

Смотр состояния и дальнейшее улучшение организационной и учебной работы в коллективах физической культуры, районах и городах по данному виду спорта;

Повышение спортивного мастерства и выявление из числа молодых перспективных, способных спортсменов для пополнения сборных команд коллективов физической культуры, муниципальных образований и субъектов Федерации;

Формирование сборной команды спортивной организации для участия в предстоящих соревнованиях;

Популяризация и пропаганда данного вида спорта среди жителей территории, а также как одного из средств укрепления здоровья, воспитания подрастающего поколения;

Укрепление дружеских спортивных связей между спортсменами, а также между предприятиями, организациями, учреждениями любой формы собственности и территориями, где живут и тренируются спортсмены и т. д.

7.3.2. Время и место проведения:

Время и место проведения соревнований определяются организацией проводящей спортивные мероприятия.

7.3.3. Руководство соревнованиями:

В соответствии с масштабами соревнований, руководство ими подготовку и проведение осуществляют советы коллективов физической культуры, территориальные органы управления физической культурой и спортом, организации, предприятия, учреждения любой формы собственности.

Обязанности по подготовке места соревнований, снабжению инвентарем и оборудованием, обеспечению размещения, организации питания, приема и отправке участников, судей и представителей возлагаются на оргкомитет.

Положение определяет условия оплаты командировочных расходов (проезд от места жительства к месту соревнований и обратно, расходы по размещению, питанию участников, тренеров, судей и т. д.)

Для организации соревнований создают судейские коллегии, состав которых утверждает проводящая организация совместно с федерациями по видам спорта.

7.3.4. Участвующие организации и участники соревнований:

В положении оговариваются особенности состава участников и условия, по которым они допускаются к соревнованиям, уточняется принцип комплектования команд: территориальный или ведомственный, указывается численность участников, тренеров, представителей, судей, год рождения участников, допускаемых к соревнованиям требуемая спортивная квалификация. Для командного зачета определяется число спортсменов, дающих зачетные очки.

Для тренера, представителя перечисляется перечень документов, согласно которым устанавливают принадлежность спортсмена к команде, наличие паспорта с пропиской, зачетная книжка спортсмена и другие документы, которые могут быть указаны в положении.

В положении при необходимости оговариваются условия по параллельному зачету одного или нескольких спортсменов или ряда команд.

7.3.5 Программа соревнований:

Положение утверждает расписанную по дням и часам программу соревнований по каждому виду.

7.4. Прядок определения победителей:

7.4.1. В положении указывается определение победителей личного и командного первенства Личные места определяют по выступлению каждого спортсмена, а командные места - по количеству зачетных участников.

7.4.2. При проведении комплексных мероприятий (спартакиад, смотров-конкурсов и т. д.) оговариваются условия учета призовых мест по видам спорта, система зачета, составы команд.

7.5. Награждение участников и команд:

Положением утверждают число призовых мест в личном и командном первенствах и перечисляют награды за них.

7.6. Заявки на участие в соревнованиях.

7.6.1. К соревнованиям допускают команды и спортсменов, своевременно
уведомивших вышестоящую или проводящую соревнования организацию о
своем участии.

7.6.2. Заявка подается от спортивной организации. О своем участии в
соревнованиях коллектив сообщает в письменном виде в сроки,
предусмотренные Положением. В заявке указывают фамилию и полностью имя,
отчество спортсмена, год рождения, разряд или спортивное звание.

7.6.3. В заявке врач подписывает личной подписью и ставит свою печать
против фамилии каждого спортсмена и указывает сведения об общем
количестве спортсменов, допущенных к соревнованиям, при необходимости
ставится печать и подпись представителя лечебно-физкультурного диспансера.

7.6.4. 3аявку подписывает руководитель учреждения или предприятия, спортивной организации, официальной представитель или тренер.

8. СОСТАВ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУДЕЙСКОЙ КОЛЛЕГИИ

8.1. Судейская коллегия соревнований состоит из главного судьи, судейских бригад, секретариата, вспомогательного судейского персонала, технической службы (просмотровой комиссии, апелляционного жюри, инспектора). Возглавляет судейскую коллегию главный судья.

8.2. Главный судья является руководителем соревнований и обеспечивает их проведение в соответствии с правилами соревнований и положением о соревнованиях.

8.3. Главный судья обязан:

Квалифицированно осуществлять руководство;

Проводить заседания судейской коллегии совместно с представителями
команд;

Рассматривать заявления (протесты) представителей команд и принимать по ним решения;

Принимать участие в подборе судей, проводить инструктаж;

Заблаговременно проверять подготовленные спортсооружения, места проведения, оборудование, инвентарь.

8.4. Главный судья имеет право:

Перенести начало соревнований, прекратить дальнейшее проведение и сделать временный перерыв;

Отстранять от судейства судей, не справляющихся со своими обязанностями;

Удалить представителя с места проведения соревнований, если его поведение мешает проведению соревнований;

Сделать корректировку в программе соревнований, если в этом возникла необходимость;

задержать объявление результата соревнований;

В исключительных случаях может временно покинуть место проведения соревнований и поручить одному из своих заместителей выполнять обязанности главного судьи;

Давать оценку работе судей.

Главному судье непосредственно подчиняется главный секретарь соревнований, на котором лежит нормативно-правовое оформление всего хода проведения соревнований.

8.5. Главный секретарь подбирает состав секретариата и распределяет обязанности. Секретариат подготавливает протоколы соревнований, производит подсчет между участниками и командами, выявляет победителей и призеров, готовит материалы для информации о ходе соревнований, проверяет правильность заполнения протоколов судьями,
вписывает результаты соревнований в свободные таблицы, осуществляет связь с представителями средств массовой информации (радио, телевидение, газеты, журналы).

8.6. Главный секретарь обязан: принимать именные заявки, проводить жеребьевку совместно с представителями команд, подготавливать протоколы соревнований, раздавать их судьям, контролировать работу секретарей, выводить командные результаты и представлять их для утверждения на заседание судейской коллегии совместно с представителями команд, подтверждать своей подписью результаты соревнований, составлять акты, подтверждающие установление рекордов, подготавливать отчет соревнований для проводящей организации, вести табель работы судей, выдавать справку о выполнении спортсменом требований на присвоение спортивного звания, осуществлять подготовку дипломов, грамот для призеров и победителей.

8.7. Главный секретарь имеет право: проводить отбор на очередное судейство секретариата, отстранить временно от работы секретарей, не справляющихся со своими обязанностями, согласовав с главным судьей. Обнаружив ошибку при подсчете результатов, задержать объявление результата, не давать информацию представителям средств массовой информации. Давать оценку работе секретариата. Иметь необходимое количество множительной техники и технических работников для работы на ней согласно сметы расходов и положения о соревновании.

8.8. Судья по информации - связующее звено между спортсменами, зрителями, судьями, отвечает за своевременное оглашение через микрофон результатов соревнований.

Во время проведения соревнований судья-информатор обязан:

Объявлять программу и порядок проведения соревнований согласно правилам соревнований;

Представлять зрителям участников и судей соревнований;

Хорошо знать правила данных соревнований, рекорды и высшие достижения, хронологию, а также лучшие результаты ведущих спортсменов;

Давать лаконичную информацию в доступной для широких масс форме;

Передавать распоряжения главного судьи соревнований и главной судейской коллегии;

Представлять информацию в духе пропаганды и агитации вида спорта, по которому проходят соревнования;

Осуществлять обеспечение церемоний открытия и закрытия соревнований в соответствии с заранее подготовленным сценарием; способствовать четкой организации проведения соревнований.

8.9. Рассмотрение протестов. Протест в спортивных соревнованиях – это документ (письменное заявление), где содержится возражение против действия какого-либо участника, тренера, представителя, судьи соревнований, описание конфликта со ссылкой на соответствующие пункты правил, положения, программы соревнований, подписывается представителем (капитаном) команды и подается главному секретарю.

Главный секретарь должен проставить на протесте время его подачи и немедленно ознакомить с ним главного судью, предоставив одновременно необходимые для разбора протеста материалы.

8.10. Отчет главного судьи соревнований состоит из следующих документов:

Сводный протокол.

Программа соревнований.

Протоколы соревнований.

Отчет главного врача.

Информация мандатной комиссии.

Пропагандистский материал (приглашения, программа, афиши и др.)

Именные заявки всех команд.

Анкета участника.

Материалы готовит главный секретарь. Главный судья обязан сдать всю отчетную документацию в проводящую соревнования организацию.

9. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАСЕДАНИЙ МАНДАТНОЙ КОМИССИИ.

9.1. Мандатная комиссия в своей работе руководствуется правилами и положением о соревновании по виду спорта, приказом, распоряжением вышестоящей организации о проведении соревнований.

9.2. Члены мандатной комиссии проверяют заявки на участие в соревнованиях, а вместе с этим проверяют документы (паспорта, свидетельства о рождении спортсменов, классификационные билеты, анкету участника и др.), которые представители команд должны
предоставить согласно положению о соревнованиях. На официальных первенствах комиссия для проверки документов может пригласить команду в полном составе. Члены комиссии дают свое заключение о допуске главному судье, который совместно с представителем проводящей соревнования организации принимает окончательное решение.

9.3. Мандатная комиссия состоит из следующих членов: председателя
(представитель проводящей соревнования организации), секретаря и нескольких представителей судейской коллегии (главный секретарь, врач соревнований и др.) Персонально комиссии подбирается и утверждается организацией, проводящей соревнования.

9.4. Комиссия заранее готовит документацию для допуска и аккредитации участников. При проверке заявок мандатная комиссия оставляет в основном составе команды количество участников, предусмотренное положением, делает отметки об условном допуске, проверяет наличие визы врача, разрешающей выступление на данных соревнованиях.

9.5. Отметка о регистрации по месту жительства в паспорте проверяется, если в соревнованиях участвуют сборные команды территорий (районов, городов, округов, областей, республик). Военнослужащие предъявляют справки с места службы.

9.6. В заявке против фамилии спортсмена должна быть проставлена виза врача «допущен», его подпись и печать медицинского учреждения . В нижней части заявки фраза - текст «Всего допущено к соревнованиям _____ человек», заверяется подписью врача и печатью медицинского учреждения. Здесь же перечисляются фамилии спортсменов, не допущенных врачом к соревнованиям. Выступать в соревнованиях без разрешения врача категорически запрещается. Основанием для допуска к соревнованиям может служить печать медицинского учреждения в зачетной классификационной книжке спортсмена. Спортсмен, имеющейся в заявке, может быть допущен к соревнованиям по отдельной справке, полученной в медучреждении.

9.7. Основная работа мандатной комиссии заканчивается до начала соревнований. В судейскую коллегию сдается письменный отчет. В отчет включаются цифровые данные о количестве участников и их составе, протесты (если такие поступили в адрес комиссии), а также анкеты участников и другая документация.

10. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

10.1. Обязательным документом для финансирования спортивного мероприятия является Положение, которое утверждается проводящей организацией.

10.2. Основным плановым документом проведения спортивного мероприятия является смета расходов, составленная с учетом нормативов расходования средств, предусмотренных Положением.

10.3. К нормативам расходования средств относятся: заработная плата , проезд, суточные, размещение, питание, награждение и оплата судейства и некоторые другие расходы (культурная программа, медицинское обеспечение, аренда спортивной базы и др.).

11. ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ И ЗАКРЫТИЯ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ.

11.1. Порядок открытия соревнований .

Информация диктора о предстоящих соревнованиях.

Рапорт главного судьи председателю оргкомитета.

Приветствие председателя оргкомитета, почетных гостей.

Подъем флага России, РБ. Звучит гимн России, РБ

Объявление об открытии соревнований.

Спортивно-развлекательная программа (по возможности).

Информация диктора о программе соревнований на предстоящий период.

11.2. Порядок закрытия соревнований .

Информация диктора о прошедших соревнованиях.

Построение команд для выхода на парад.

Парад участников соревнований.

Объявление об итогах прошедших соревнований.

Награждение победителей, вручение поощрительных призов.

Заключительное слово председателя оргкомитета, почетных гостей.

Спуск флага России, РБ, звучит гимн России, РБ.

Объявление о закрытии соревнований.

Управляющий делами администрации

муниципального района

Согласовано:

Управляющий делами Р. Нургалиев

Заместитель главы администрации И. Ахунов

Начальник ООП и ИАР В. Агапов

Спорт - часть физической культуры, представляющая собой совокупность ценностей, создаваемых и используемых обществом для игровой физической деятельности, направленной на интенсивную подготовку спортивных навыков, приобретаемых в ходе тренировок способностей, проявляющихся при участии в соревнованиях .

Следовательно, можем утверждать, что спорт - деятельность, служащая интересам общества, реализует воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции.

Соревнования разных уровней являются формой реализации спортивной деятельности, которые представляют: состязание, противостояние (конкуренция) участников в игровой форме с целью определения преимущества в личной физической подготовке.

Во время спортивных соревнований наряду с общеспортивными задачами: совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности, решаются и педагогические: воспитание спортивного духа, лидерства, сдержанности, выносливости и другие. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования характера спортсмена, его спортивной закалки. Помимо этого, соревнования - одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена .

Соревнования, проводимые не только спортивными сообществами, но и в рамках вуза оказывают положительное влияние, которое способствует развитию в целом физкультуры и спорта в ВУЗе, и позволяют педагогически воздействовать на студентов. Спортивные соревнования - впечатляющее событие. Удовольствие от просмотра таковых возникает вследствие сопереживания болельщиком-студентом (курсантом) хода игры, дисциплины. Любой болельщик переживает за спортивные результаты спортсмена-фаворита.

Функция преподавателей подготовки и офицеров курсового звена, выступающих в роли тренеров, организаторов соревнований и спортивных судей, является подготовка тренирующихся к участию в спортивных соревнованиях. Прежде чем допускать курсанта-, студента-спортсмена к официальным соревнованиям, следует не только обучить их спортивной технике и тактике, определенному кругу знаний и развить необходимые двигательные качества, но и воспитать в них дух соперничества. для этого нужно:

  • · организовывать на учебных курсах в преддверии академических соревнований, прикидки;
  • · организовать внутренние межгрупповые и межкурсовые соревнования по игровым видам спорта. Упростить или изменить правила для данных мероприятий.

Планирование массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий включает разработку программ, графиков, планов групповых и индивидуальных занятий, календарей и положений спортивных соревнований; соревнований, праздников, показательных выступлений и т.п. Непосредственное планирование, организация и проведение мероприятий обеспечивается силами кафедры физической подготовки.

Успешное проведение спортивных соревнований зависит от уровня подготовительной организационной работы, которая складывается из многих пунктов:

  • составление календарного плана спортивных соревнований; разработка положений о соревнованиях; составление сметы расходов на каждое соревнование;
  • образование оргкомитета по подготовке и проведению соревнований; подбор судейской коллегии и организация ее работы;
  • обеспечение оповещения о соревнованиях (объявления, по необходимости - информации в газету, на радио, телевидение и т.д.).
  • составление распорядка (программы, графика) соревнований;
  • составление ритуала награждения победителей, открытия и закрытия соревнований;
  • подготовка (или аренда) спортивных сооружений; обеспечение медицинского обслуживания соревнований;
  • проверка подготовленности мест спортивных соревнований спортивного оборудования и инвентаря;
  • определение мероприятий по обслуживанию участников соревнований;
  • определение мероприятий по обслуживанию зрителей;
  • обеспечение четкой и своевременной информации о подготовке соревнований, о результатах спортсменов в ходе соревнований, о предварительных результатах и ходе личной и командной спортивной борьбы, об окончательных итогах соревнований (отчетов).

Судейские коллегии. Для проведения соревнований подбирается состав судей и утверждается судейская коллегия. Для судей проводится инструктаж, на котором рассматриваются положение о соревновании с определением единого толкования его пунктов, основные разделы правил соревнований, план расстановки судей.

Судейская коллегия состоит из главного судьи, при необходимости его заместителей, главного секретаря и его помощников, судей-секундометристов, судей на финише, судей на виде и т. д., судей при участниках и судьи-информатора. Спортивные судьи на соревнованиях любого масштаба должны быть одеты в установленную, единую форму.

Агитационно-пропагандистская работа при подготовке, в ходе и после окончания соревнования проводятся в виде:

  • освещения хода подготовки к соревнованиям, выпуска и распространения объявлений, программ, пригласительных билетов, информации с помощью СМИ;
  • популяризации данного вида спорта путем торжественного открытия и закрытия;
  • широкого радиоинформационного оповещения о ходе соревнования;
  • своевременного заполнения итоговых документов;
  • вручения грамот, дипломов, медалей и призов победителям соревнований;
  • своевременной информации в СМИ о результатах проведенных спортивных соревнований.

В соответствии с положением о Спартакиаде к мерам организационно-методического характера относится составление календарного плана соревнований, в котором указывается название соревнований, сроки и место их проведения и фамилии лиц, ответственных за их организацию. Регулярные соревнования мотивируют проведение тренировок и способствуют росту спортивных результатов, при условии их регулярного проведения. Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки спортсмена. Т. о., календарь спортивных соревнований надо составлять таким образом, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения.

Следующая мера - это составление положения о соревнованиях. В положении о соревнованиях освещаются следующие разделы:

  1. Название соревнования, его характер и вид спорта.
  2. Цели и задачи данного соревнования, руководство проведением соревнования, где указывается, кто организует соревнование и руководит им.
  3. Состав соревнований; сроки и место проведения; программа соревнований и зачет.
  4. Система оценки результатов.
  5. Порядок и срок подачи заявок.
  6. Медико-санитарное обеспечение и техника безопасности.
  7. Условия награждения победителей личного и командного первенства.
  8. Порядок подачи протестов и их рассмотрения.
  9. Дополнительные условия проведения соревнований.

Если соревнования носят командный или лично-командный характер, то следует определить систему отбора и награждения победителей в командном зачете.

Затем проводится регистрация участников. Для этого необходимо в установленный срок подать заявку установленному субъекту - регистратору. заявка должна быть завизирована и заверена печатью у врача. В итоге на основании поданных заявок составляются протоколы соревнований.

Для проведения соревнований необходимо подготовить материально-техническую базу в полное соответствие с установленными правилами, качественно, вовремя и в необходимом количестве. Организаторы и судьи должны принять все меры для предотвращения несчастных случаев и травм. Т.к. ответственность за неисполнение данного положения возлагается на данных лиц. В соответствии с ранее изложенным нужно позаботиться о наличии медицинского персонала на случай получения травм участниками. Помимо оказания первой помощи, мед. персонал осуществляет наблюдение за санитарным состоянием мест соревнований.

Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований. они регламентируют действия всех участников мероприятия, предусматривают условия и основания, по которым определяют победителей, содержат нормы-запреты, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды либо спортсмена.

На основании разработанных студентом-практикантом документах по физкультурно-спортивной работе учреждения базы практики он по заданию руководителя базы практики или закрепленного за ними методиста практики участвует или самостоятельно организует в установленном количестве входящие в Календарный план физкультурно-спортивные мероприятия.

При участии в проведении физкультурно-спортивного мероприятия студент-практикант должен владеть: знаниями теории, правил соревнования и организации данного мероприятия; выполнять роль (по заданию руководителя базы практики или главного судьи соревнования) одного из судей по программе соревнования, секретаря, судьи –информатора, капитана команды, ответственного за материально-техническую часть и т.п.

При самостоятельном проведении физкультурно-спортивного мероприятия одним студентом или бригадой студентов-практикантов они должны знать и уметь: теорию и правила соревнования проводимых видов состязаний; содержание всех необходимых организационных действия до его проведения: информирование участников, подготовка материально-технической части, подбор и расстановка судейской бригады, подготовка мест проведения состязаний и необходимой документации, правила проведения состязаний по отдельным видам программы или всего мероприятия в целом, открытия и закрытия состязаний, составления отчетной документации по его проведения.

По окончании мероприятия проводится методический разбор участия студентов-практикантов в порученной ему роли с определением всех необходимых составляющих его подготовки по данному разделу работы в профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа студентов-практикантов включает в себя изучение основной и дополнительной литературы, выполнение заданий по разработке планирующей и отчетной документации, консультаций с методистом и руководителем практики по интересующим его вопросам, подготовку к защите содержания и уровня своей работы в процессе производственной практики.

3.7. Методика разработки и оформления отчетной документации по практике

За период производственной педагогической практики студент обязан в соответствии с имеющимся графиком выполнения всех видов работ подготовить и представить методисту не позднее, чем за неделю до ее окончания, отчетную документацию в рукописном варианте .

1. Титульный лист отчетной документации по установленной форме. 2. Индивидуальный план-график работы на период прохождения практики с отметкой методиста или руководителя о выполнении видов работ. 3. Расписание занятий в ФОГ или ТГ. 3. Ведомость оценок по видам работ за каждую неделю. 4. Ведомость оценок за составление конспектов и самостоятельное проведение занятий. 5. Ведомость оценок за подготовку и проведение физкультурно-оздо-ровительных и спортивно-массовых мероприятий. 6. Годовой план-график распределения учебного материала в ФОГ или ТГ. 7. Поурочный план-график распределения учебного материала в ФОГ или ТГ на период практики. 8. Планы-конспекты проведения практических занятий в ФОГ или ТГ (один из них контрольный). 9. План работы физкультурно-оздоровительной организации на год. 10. Календарный план физкультурно-оздоровительных, туристских и спортивно-массовых мероприятий на год. 10. Положение о проведении физкультурно-оздоровительного мероприятия в учреждении практики. 11. План подготовки физкультурно-спортивного мероприятия. 12. План-сценарий проведения физкультурно-оздоровительного или туристского мероприятия. 13. Дневник самоконтроля одного занимающегося в ФОГ или ТГ (только для студентов ДО). 14. Дневник практиканта с подробным описанием всех видов работ за каждый день практики. 15. Отчет студента о практике с конкретными выводами и предложениями (документы 11-19 ).

4. Учебно-методическая литература

Основная:

ОМФОР

1. УМК по курсу «Организация и методика физкультурно-оздоровительной работы» (электронный ресурс).- Сайт ВГУ, 2014 г.

2. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений/ И.С.Барчуков И.С.; под общ. ред. Н.Н.Маликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. -102 с.

2. Вилькин, Я.Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: учеб-е пособ-е для ин-тов физ. культуры /Я.Р. Вилькин, Т.М. Каневец. –М.: Физкультура и спорт, 1985. – С. 48-138.

3. Кривцун, В.П. Теория оздоровительной физической культуры: курс лекций /В.П. Кривцун, Л.Н. Кривцун-Левшина. -Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М.Машерова, 2007. - 171 с.

4. Кривцун, В.П. Оздоровительная ходьба и бег как эффективные средства оздоровления: Учебно-метод. пособие/В.П. Кривцун, Д.Э. Шкирьянов.-Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. – 84 с.

5. Кривцун, В.П. Методические основы физкультурно-оздоровительных занятий: Курс лекций/В.П.Кривцун, Л.Н. Кривцун-Левшина.- Витебск: ВГУ имени П.М.Машерова, 2014.- 48 с.

6. Теоретические основы оздоровительной физической культуры: учебное пособие/авторы.-состав. Л.Н.Кривцун-Левшина, В.П.Кривцун.-Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М..Машерова, 2004.- 101 с.

7. Теория и методика физического воспитания: пособие/ А.Г.Фурманов, М.М.Круталевич, Л.И.Кузьмина; под общ.ред. А. Г. Фурманова, А.Г.Крутале-

вича.- Минск: БГПУ, 2014.- С. 1-92,254-266, 341-380.

8. Теория и методика физической культуры: учебник/Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина.-М.: Советский спорт, 2003.- С. 5-16, 295-311.

9. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: учеб. для студентов вузов/А.Г.Фурманов, М.Б. Юспа. - Мн.: Тесей, 2003.- 528 с.

Туризм:

1. Вяткин, Л. А. Туризм и спортивное ориентирование: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Физическая культура" / Л. А. Вяткин, Е. В. Сидорчук. - 4-е изд., стер. - Москва: Академия, 2009. - 208 с.

2.Гулидин, П. К. Основы подготовки, организации и проведения спортивных и оздоровительных туристских походов / П. К. Гулидин, В. П. Виноградов, А. Н. Вавилонский; М-во спорта и туризма РБ, Гос. учреждение "Витебский обл. учеб.-метод центр физ. воспитания населения". - Витебск: ВГТУ, 2006. - 58 с. : ил. - Библиогр.: с. 57.

3.Курилова, В. И. Туризм: [по спец. N 2114 "Физ. воспитание" и N 2115 "Нач. воен. обучение и физ. воспитание"] / В. И. Курилова. - Москва: Просвещение, 1988. - 224 с.

Лыжный спорт:

1. Триченков, В. А.Техника лыжных ходов. Анализ техники и методика обучения классическим лыжным ходам: методические рекомендации /В. А. Триченков, О. В. Могильникова; М-во образования РБ, УО "Могилевский гос. ун-т им. А. А. Кулешова". - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2006. - 42 с. :

2. Лыжная подготовка и методика преподавания: методические рекомендации / [сост.: В. И. Шопин, В. М. Киселев]; М-во образования РБ, УО "БГПУ им. М. Танка". - Минск: БГПУ, 2007. - 34 с.

Плавание:

1 . Викулов А.Д. Плавание: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.Д.Викулов. - М.: Изд-во «Владос-Пресс», 2003. - 268 с.

2. Организация и методика проведения занятий по плаванию в оздоровительных лагерях: Методические рекомендации /Сост.:В.Г. Шпак, Е.Н. Толочко, Т.В. Толочко. Витебск: Изд-во УО «ВГУ им.П.М. Машерова», 2005.- 34 с.

3. Методика обучения технике спортивных и прикладных способов плавания: Методические рекомендации /сост. Е.Н. Толочко, Т.В. Толочко, О.Е. Толочко. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2004. – 35 с.

Легкая атлетика:

1. Легкая атлетика: учеб.для ин-тов физ. культ./Под ред. Н.Г.Озолина, В.Н.Воронкина, Ю.Н.Примакова – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 671 с.

2. Методика обучения легкоатлетическим упражнениям: уч. пособие для ин-тов физ. культ. и ф-тов физ. воспит./Под общ. ред. М.П. Кривоносова, Т.П. Юшкевича – Минск: Высш. школа, 1986. – 312 с.

3. Организация и судейство соревнований по легкой атлетике / Сост. В.И. Ляхов. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 336 с.

Атлетизм:

1. Барков В.А. Атлетизм для всех. – Минск: Полымя, 1993. - 153 с.

2. Иванова О.А. Формула красоты. М.: Советский спорт, 1984. - 199 с.

Дополнительная:

ОМФОР:

2. Баранов, В.М. Занятия в группах здоровья/ В.М.Баранов. – Киев: «Здоровье», 1983.– 110 с.

3. Гусалов, А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа/ А.Х Гусалов.-М.: Физкультура и спорт, 1987.- 75 с.

4. Дащинский А.К. Методы оценки уровня здоровья и эффективности физкультурно-оздоровительных занятий лиц зрелого возраста: Методическое пособие /А.К. Дащинский.–Минск, 1999.- 65 с.

5. Казьмин, В.Д.Дыхательная гимнастика/ В.Д. Казьмин. Рос-тов н/Д: «Феникс», 2000.- 80 с.

6. Купер, К. Аэробика для хорошего настроения и самочувствия/К.Купер,1994.–М.:ФиС.- 105 с.

7. Медицинское обеспечение оздоровительной физической культуры: Методическое пособие/ сост. Е.А.Лисицкий, Г.А.Боник.– Минск: ИВЦ Минфина, 2007.- 105 с.

8. Пирогова, Е.А. Принципы программирования оздоровительной физической тренировки для мужчин 40-49 лет/Е.А. Пирогова, Л.Я.Иващенко, С.А. Душанин и др.–Киев,1981.- 206 с.

9. Сидельникова, В.И. Самоконтроль и здоровье /В.И. Сидельникова,В.М.Лифшиц. 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Питер, 2004.- 95 с.

Туризм:

1. Кодыш, Э. Н. Соревнования туристов: Пешеходный туризм / Э. Н. Кодыш. – М.: Физкультура и спорт, 1990. - 175 с.

2. Стародубцева, С. Г. Ориентирование (на занятиях по туризму): Методические рекомендации для студ. факультета физ. воспитания/С. Г. Стародубцева; М-во образования РБ, УО "Могилевский гос. ун-т им. А. А. Кулешова". - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2008. - 35 с.

Лыжный спорт:

1. Копс, К. К. Упражнения и игры лыжника/ К. К. Копс. – М.: Физкультура и спорт, 1969. - 102 с.

2. Правила соревнований по лыжному спорту – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 25 с.

3. Шестакова Т.Н. Здоровье и лыжи / Т.Н.Шестакова.- Мн.; Полымя,

Плавание:

1. Короп, Ю.А. Обучение детей плаванию / Ю.А.Короп, С.Ф.Цвек. – Киев: Рад. Школа, 1985. - 90 с.

2 . Кубышкин, В.И. Учите школьников плавать: Книга для учителя/ В.И. Кубышкин. – М.: Просвещение, 1988. – 112 с.

3. Хазе, И. Игры в воде и под водой. Пер. с нем./ И. Хазе – Минск: Беларусь, 1981. - 63 с.

Легкая атлетика:

1. Попов, В.Б. Легкая атлетика: методические приемы совершенствования в технике соревновательных упражнений/В.Б. Попов //Физическая культура в школе. – 2002. – N3. – С. 52–56.

2. Легкая атлетика: учеб. для студ. по спец. «Физ. культура и спорт» учреждений, обеспечивающих получение высш. образования/под общ. ред. М.Е. Кобринского, Т.П. Юшкевича, А.Н. Конникова; Бел. гос. ун-т физ. культуры.– Минск: Тесей, 2005. – 335 с.

Атлетизм:

1. Петров, В.К. Атлетическая гимнастика для женщин/В.К. Петров.- М.: Советский спорт, 1984. - 62 с.

2. Юровский, С.Ю. Атлетизм дома/С.Ю.Юровский. – М.: Советский спорт, 1989. - 48 с

Содержание Введение 1. Общая характеристика профессионально прикладной подготовки 2. Организация и методика проведения профессионально прикладной физической подготовки 3. Методика самостоятельного освоения отдельными элементами профессионально прикладной подготовки Заключение

Введение Отношение студентов к физической культуре и спорту является одной из актуальных социально педагогических проблем. Реализация этой задачи каждым студентом должна рассматриваться с двуединой позиции как личностно значимая и как общественно необходимая. Следует признать, что физкультурно спортивная деятельность еще не стала для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Реальное внедрение среди студентов самостоятельных занятий физическими упражнениями далеко недостаточно. Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие мотивы включения студентов в физкультурно спортивную деятельность.

К объективным факторам относятся: состояние спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска и др. Как свидетельствует статистика, физкультурно спортивная деятельность пока еще не стала для студентов вузов потребностью, не превратилась в интерес личности.

1 Общая характеристика профессионально-прикладной подготовки Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально прикладной физической подготовке. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности.

Важной частью физического воспитания взрослого населения является ППФП к трудовой деятельности. Это специализированный вид физического воспитания направленный на формирование и поддержание необходимого уровня физической подготовленности применительно к требованиям определенной (конкретной) профессии. ППФП содействует успешному становлению и развитию личности. профессиональному

Основными факторами, определяющими общую направленность, задачи и содержание ППФП, являются: а) характер, объем поступающей информации и условия ее восприятия работниками в процессе труда б) характер основных рабочих движений в) особые внешние условия профессиональной деятельности.

Эти факторы обуславливают следующие задачи ППФП: 1. Развитие ведущих для данной профессии физических качеств; 2. Воспитание профессионально важных для данной профессии психических качеств; 3. Формирование и совершенствование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями данной профессии; 4. Сообщение специальных знаний для успешного освоения практического раздела ППФП и применения приобретенных умений, навыков и качеств в профессиональной деятельности; 5. Выработка функциональной устойчивости к специфическим условиям трудовой деятельности.

Иначе говоря, это в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность. Известно, что результативность многих видов профессионального труда существенно зависит, кроме прочего, от специальной физической подготовленности, приобретаемой предварительно путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям организма профессиональной деятельностью.

Средствами ППФП выступают физические упраж нения, соответствующие особенностям конкретной профессиональной деятельности и имеющие значи тельные реимущества в сравнении с п трудовыми дви жениями. Подбор средств и методов ППФП практически неогра ничен, то позволяет применять оптимальные ч нагрузки, дозировать их с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и достигать большего, чем при труде, тренировочного эффекта.

Средства ППФП распределяются по их направленности: развитие профессионально способностей; важных физических воспитание волевых и других психических качеств; формирование и совершенствование профессио нально прикладных умений и навыков; повышение устойчивости организма к неблагопри ятным воздействиям внешней среды.

В практике ППФП широко применяются упражнения профессионально прикладной гимнастики (упражнения без предметов и с предметами, . на гимнастической стен ке, скамейке, лестнице, канатах, шестах, бревне и др.) и таких массовых видов спорта, как легкая атлетика, лыж ный спорт, плавание, спортивные игры и другие; туризм; специальные упражнения на различных тренажерах и тренажерных устройствах, специализированные полосы препятствий и пр.

Формы занятий ППФП могут быть разнообразными: занятия в группах ППФП; профилированные спортивные занятия; занятия спортивно прикладными видами спорта; спортивно прикладные соревнования.

С накоплением положительного практического опыта и научно исследовательских данных в соответствующих сферах сложилась целая профилированная отрасль физической культуры профессионально прикладная физическая культура, а педагогически направленный процесс использования ее факторов занял важное место в общей системе образования воспитания подрастающего поколения и профессиональных кадров (в виде ППФП).

Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения ППФП в систему образования и сферу профессионального труда определяется главным образом следующими причинами и обстоятельствами: время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий, и достижение профессионального мастерства в них продолжают зависеть от уровня функциональных возможностей организма, имеющих природную основу, разнообразия и совершенства приобретенных им двигательных умений и навыков.

Сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний определенных видов профессионального труда и его условий на физическое состояние трудящихся; хотя эта проблема решается многими средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны играть факторы профессионально прикладной физической культуры, включая ППФП;

В настоящее время ППФП студентов к высокопроизводительному труду в различных сферах народного хозяйства осуществляется в вузах страны последующим основным направлениям: овладение прикладными умениями и навыками, являющимися элементами отдельных видов спорта; акцентированное воспитание отдельных физических и специальных качеств, особо необходимых для высокопроизводительного труда в определенной профессии; приобретение прикладных знаний (знаний и умений применения средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха с учетом меняющихся условий труда, быта и возрастных особенностей и др.).

Первое из направлений связано с проблемой обучения движениям, второе с воспитанием физических (двигательных) и специальных качеств, третье с приобретением прикладных знаний по использованию средств физической культуры в режиме труда и отдыха, а также с проблемой подготовки общественных физкультурных кадров для производства. Указанные направления имеют достаточно глубокое научно методическое обоснование в советской теории и методике физического воспитания и изложены в специальной литературе.

При разработке ППФП студентов конкретной профессии общие положения ППФП, выявленные для группы схожих профессий путем проведения социологических исследований, должны дополняться более углубленными психофизиологическими исследованиями на рабочих местах с применением методик, используемых в физиологии, психологии, гигиене труда и спортивной тренировке. Такие исследования должны носить перманентный характер, обеспечивающий накопление научного материала с учетом тех постоянных изменений, которые происходят во всех отраслях народного хозяйства под влиянием научно технической революции.

2 Организация и методика проведения профессиональноприкладных соревнований Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью, которой является установление общественно значимых и личных результатов.

Основные вопросы организации спортивных соревнований. Функции организаторов соревнований, спортивных судей и спортивных врачей, связанные с организацией и проведением спортивных соревнований, различаются в зависимости от характера деятельности этих людей. Одной из важнейших функций является подготовка занимающихся к участию в спортивных соревнованиях.

К мерам организационно методического характера, связанным с проведением спортивных соревнований, прежде всего относится составление календарного плана соревнований по данному виду спорта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица. Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется для мужчин и женщин (если последние в них участвуют) и для каждой возрастной группы в отдельности.

Важным условием при составлении календарного плана является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним, облегчает организацию тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей. Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно.

Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки. Таким образом, календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.

Другая важная мера организационно методического характера – это составление положения о соревнованиях. В нем указывается: 1. Название соревнований. 2. Сроки. 3. Место проведения. 4. Задачи данного соревнования. 5. Программа и порядок проведения по дням. 6. Состав участников. 7. Система зачета (определения победителей) 8. Форма награждения.

Если соревнования носят командный или лично командный характер, в положении указывается система определения победителей в командном зачете. В каждом отдельном случае она может быть разной. Например, в лыжных гонках командное первенство определяется по сумме времени, или сумме мест, или сумме очков, полученных так называемыми зачетными участниками. Для участия в соревнованиях необходимо в установленные сроки подать заявку в предварительной форме, а затем в окончательной. Первая заявка содержит желание данной команды участвовать в соревнованиях. Во второй заявке приводятся данные о составе участников и некоторые другие сведения.

Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на спортсмена, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из за его неправильных поступков.

Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и, в известной мере, за достигнутые результаты, является спортивный судья, назначаемый из числа одной или нескольких организаций Судья ответствен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях, когда может быть нанесен ущерб здоровью участников (плохое состояние мест занятий, неисправность оборудования, несоответствие одежды и обуви и т. п.), он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это – отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место.

Спортивный судья должен быть прежде всего безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.

Соревнования - важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей. Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризуется количественным или качественным уровнем показателей в спорте. Спортивное достижение - это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах. .

Спортивная и соревновательная деятельность, организация и проведение различного рода соревнований органически вливаются в спортивное движение, так как во всех направлениях последнего они играют существенную роль. Отсюда спортивное движение - это социальное течение, спортивная практика в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие «физическая культура» или их сочетание «физическая культура и спорт» . Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано с тем, что под термином «физическая культура» понимают органическую часть культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.

Такие виды спорта, как шахматы, шашки, бридж, модельно конструкторские дисциплины, непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям. Хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность.

Спортивное движение в нашей стране и во всем мире, как правило, охватывает практику массового спорта. Многомиллионная армия детей, подростков, юношей, девушек и взрослых людей, занимаясь спортом, укрепляют свое здоровье, получают радость от общения с людьми, совершенствуются в избранной спортивной специализации, повышают свои физические кондиции, общую работоспособность и достигают спортивных результатов в соответствии со своими возможностями.

Основными целями и задачами Соревнований являются: популяризация и пропаганды спорта и физической культуры как важного средства укрепления здоровья граждан Республики Беларусь; приобщение граждан к здоровому образу жизни (популяризация и пропаганда здорового образа жизни), повышения эффективности физического воспитания населения; привлечение граждан к занятиям спортом, физической культурой, боевыми искусствами, восточными и спортивными единоборствами;

организация досуга граждан путем привлечения их к занятиям спортом и физической культурой; повышение морального и профессионального уровня занимающихся боевыми искусствами, восточными и спортивными единоборствами; популяризация спортивного движения в Республике Беларусь; укрепление дружеских отношений с представителями различных клубов и направлений;

3 Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки Профессионально-прикладная физическая подготовка это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Методика подбора средств профессионально-прикладной физической подготовки. В практике ППФП большое распространение получили занятия профилированными видами спорта: Виды спорта на выносливость: бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание, туризм, велоспорт, гребля, конькобежный спорт. Виды спорта, требующие сложной сенсомоторной координации: баскетбол, волейбол, ручной мяч, регби, теннис, хоккей, футбол, все виды борьбы, бокс.

Виды спорта, требующие развития координации движений: спортивная гимнастика, прыжки в воду, батут, акробатика и др. Виды спорта на координацию движений и выносливость: альпинизм, спортивное скалолазание, горный туризм. Виды спорта, требующие напряженной нервной деятельности: стрельба пулевая, из лука, шахматы. Виды спорта с управлением радиотехническими системами: радиопеленгование, многоборье радистов. Многофункциональные виды спорта: многоборье, десятиборье, семиборье и др.

Способность дозировать силовые напряжения: Броски мячей, прыжки, ведение мячей, игры в волейбол, бадминтон, настольный теннис. Формирование общей выносливости: кросс, быстрая/спортивная ходьба, гребля. Статическая выносливость и устойчивость к гиподинамии развиваются в процессе выполнения: ходьба, бег, лыжи, метание диска, ядер, равновесие, мосты, стойки.

Формы самостоятельных занятий: Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) Упражнения в течение учебного (рабочего) дня Самостоятельные тренировочные занятия

Дополнительно применяются: специализированная утренняя зарядка (с включением отдельных приклад ных упражнений), туристские походы по установлен ным маршрутам с выполнением учебных заданий, лыжные переходы, массовые заплывы, лодочные (шлю почные) походы и др.