По каким правилам ездят велосипедисты. Правила езды на велосипеде по дорогам общего назначения. Выделенные полосы для общественного транспорта

Тема 6. Велосипедист – водитель транспортного средства

Предмет: ОБЖ.

Дата проведения:

Составитель: преподаватель-организатор ОБЖ Мусагитов Р.Т.

Цель: ознакомиться с Правилами дорожного движения для велосипедиста.

Ход урока

    Повторение пройденного материала.

    Какие меры безопасности необходимо соблюдать пешеходу и пассажиру как участникам дорожного движения?

    Назовите дорожные знаки, показанные учителем.

    Сообщение темы и цели урока.

Тема урока «Велосипедист – водитель транспортного средства».

Цель урока: ознакомиться с Правилами дорожного движения для велосипедиста.

    Изложение программного материала.

Водитель – главная фигура в обеспечении дорожного движения.

Напомним, что в нашей стране высокими темпами идёт рост числа автомобилей: ежегодно примерно на 1300000 автомобилей становится больше. По прогнозам специалистов сейчас на 1000 человек приходится 330-440 автомобилей.

Следовательно, также быстро растёт и число водителей. При этом уровень их профессиональной подготовки и уровень культуры в области безопасности дорожного движения не очень высокий и не соответствует в полной мере возрастающим требованиям к участникам дорожного движения по обеспечению безопасности на дорогах в современных условиях (как уже говорилось, более 70% ДТП происходит по вине водителей).

Поэтому безопасность дорожного движения в первую очередь зависит от уровня подготовки водителей и привития им высокого чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих.

По каким духовным и физическим качествам водителя можно судить об уровне его культуры в области безопасности дорожного движения? По нашему мнению, можно выделить наиболее значимые черты:

    Соответствие состояния здоровья водителя и его работоспособности физическим и психологическим нагрузкам, возникающим при управлении транспортным средством в условиях современных дорог.

    Глубокие знания Правил дорожного движения, их осознанное соблюдение и умение применять в различных ситуациях, возникающих на дороге.

    Постоянное совершенствование профессиональных качеств в управлении транспортным средством.

    Воспитание в себе чувства высокой ответственности за безопасность других участников дорожного движения (пешеходов и пассажиров), соблюдение их прав в области безопасности жизнедеятельности.

Такие качества сами собой не появляются. Не возникнут они и с получением прав на вождение транспортным средством. Они должны воспитываться со школьного возраста и должны служить фундаментом подготовки современного водителя, ведь большинство молодых людей в жизни станут водителями транспортных средств. Об этом свидетельствует интенсивная автомобилизация страны.

Целенаправленно эти качества должны формироваться с момента, как человек стал участником дорожного движения. С этого момента он должен начать постигать азы Правил дорожного движения и формировать убеждение в необходимости соблюдения их постоянно.

Первым транспортным средством, которым человек начинает управлять в школьные годы, является велосипед. Вот с этого момента и необходимо начинать воспитывать в себе качества культурного водителя.

Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса и более и приводимое в движение мускульной силой человека.

Внимание!

Управлять велосипедом при движении по дорогам Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет. Этот возраст решениями соответствующих органов регионов может снижаться, но не более чем на 2 года. В соответствии с этим управлять велосипедом на дорогах может подросток в возрасте 12 лет, а мопедом – в возрасте 14 лет.

Движение на велосипеде не разрешается на большинстве улиц городов, в населённых пунктах и на автомобильных дорогах. Велосипед как транспортное средство имеет свои особенности. Во-первых, он приводится в движение не двигателем, а мускульными усилиями велосипедиста. Следовательно, его скорость зависит от физической натренированности водителя. Во-вторых, велосипед обладает высокой маневренностью, и, в-третьих, характеризуется недостаточной устойчивостью. Поэтому необходимо серьёзно учиться езде на велосипеде, быть готовым к различным ситуациям, которые могут возникнуть на дороге.

Запомните!

Велосипедист является водителем транспортного средства. Поэтому к нему предъявляются такие же требования, как и к любому водителю.

Это должен знать каждый

Перед выездом каждый водитель обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.

Основные требования к техническому состоянию велосипеда

    Велосипед всегда должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал (звонок).

    При движении на дорогах в тёмное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонариком (фарой) белого цвета, сзади фонарём или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон световозрващателями оранжевого или красного цвета.

Водителям велосипеда запрещается

    Двигаться при неисправности тормозной системы или рулевого управления.

    Ездить на велосипеде, не держась за руль хотя бы одной рукой.

    Перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками.

    Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает управлению.

    Двигаться по проезжей части улицы при наличии рядом велосипедной дорожки.

    Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

    Обучаться езде на велосипеде на улицах города и автомобильных дорогах.

    Ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам (тротуар – это дорога для пешеходов).

Основные обязанности велосипедиста

На дороге необходимо держаться крайней правой полосы, на расстоянии не более 1 м от тротуара или обочины. Это обеспечит безопасность велосипедисту.

    Выполнять левый поворот или разворачиваться можно лишь на дорогах с одной полосой для движения в данном направлении и не имеющих трамвайного движения. На таких дорогах проезжая часть имеет небольшую ширину, что позволяет велосипедисту относительно безопасно выполнить поворот или разворот. При необходимости повернуть налево или развернуться на дороге с трамвайными путями и имеющей более одной полосы для движения в одном направлении велосипедист должен сойти с велосипеда и вести его руками, соблюдая правила, установленные для пешеходов.

    При намерении повернуть или остановиться необходимо заранее предупредить об этом остальных участников движения с помощью сигналов, подаваемых рукой. При повороте налево поднимают в сторону левую руку или согнутую в локте правую руку. При повороте направо поднимают в сторону правую руку или согнутую в локте левую руку.

    На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой нужно уступить дорогу транспортному средству, движущемуся по пересекаемой дороге.

Усваивая и совершенствуя свои навыки в управлении велосипедом, целесообразно не просто лихо кататься на нём, нарушая все Правила дорожного движения, а готовиться стать профессиональным водителем транспортных средств.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации в 1995 г. была создана Ассоциация юношеских автомобильных школ России.

По состоянию на 1 января 2004 г. в состав Ассоциации входят юношеские автомобильные школы 32 регионов России, основными из которых являются Московская, Саратовская, Ростовская, Самарская, Пензенская, Курская, Пермская, Ставропольская, Нальчикская, Калининградская, Рязанская, Борисоглебская Воронежской области и многие другие образовательные учреждения.

Главная задача Ассоциации юношеских автомобильных школ России – создание единой целостной системы обучения навыкам безопасного поведения детей и подростков на улицах и дорогах начиная с 5-летнего возраста.

Юношеские автомобильные школы имеют статус учреждений дополнительного образования. За время обучения учащиеся получают профессиональную подготовку водителей транспортных средств.

Программа подготовки водителей транспортных средств предусматривает:

    3-годичное обучение с 14 лет;

    2-годичное обучение с 15 лет;

    1-годичное обучение с 16-16,5-летнгео возраста.

Юношеские автомобильные школы имеют оборудованную учебно-материальную базу, в которую входят классы, учебно-методические кабинеты для лабораторно-практических занятий, а также учебная техника. В настоящее время парк автошкол насчитывает свыше 2000 автомобилей, в том числе более 200 грузовых. Ежегодное обновление автомобильного парка составляет до 100 автомобилей.

Работа юношеских автомобильных школ строится с учётом требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения», региональных программ «О безопасности дорожного движения» с учётом требований администраций регионов и городов в вопросах воспитания подрастающего поколения.

В юношеских автошколах решаются следующие педагогические задачи:

    Повышение общего уровня культуры участников дорожного движения как гарантии безопасности.

    Профессиональная подготовка водительских кадров из числа подростков и молодёжи.

    Профессиональная ориентация молодёжи на профессии, занятые в автомобильной отрасли.

    Обучение детей и подростков навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах, профилактика дорожно-транспортного травматизма.

    Организация свободного времени в целях профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

    Совершенствование гражданско-патриотического, эстетического, нравственного, физического воспитания.

    Создание автодромов, автогородков, секций, кружков для детей по обучению безопасному вождению на велосипедах, мотоциклах, автомобилях.

    Организация методической помощи педагогам общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, работникам оздоровительных лагерей, родителям и общественным организациям по проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

В заключение отметим, что снижение количества дорожно-транспортных происшествий, травматизма и гибели людей на дорогах зависит от каждого человека – участника дорожного движения. Снизить отрицательное влияние «человеческого фактора» на безопасность дорожного движения можно при условии коренного изменения отношения участников дорожного движения к выполнению Правил дорожного движения и соблюдения общеизвестных мер безопасности на дорогах, при осознании каждым человеком факта, что жизнь и здоровье зависят во многом от его поведения.

Домашнее задание

Из Правил дорожного движения выберите и запомните основные положения того, что запрещено водителю велосипеда.

Водитель - главная фигура в обеспечении дорожного движения.

Напомним, что в нашей стране высокими темпами идет рост числа автомобилей: ежегодно примерно на 1 300 000 автомобилей становится больше. По прогнозам специалистов в ближайшем будущем на 1000 человек будет приходиться 330-440 автомобилей (в 2009 г. этот показатель составлял в среднем 225 единиц автомобилей).

Следовательно, также быстро растет и число водителей. При этом уровень их профессиональной подготовки и уровень культуры в области безопасности дорожного движения не очень высокий и не соответствует в полной мере возрастающим требованиям к участникам дорожного движения по обеспечению безопасности на дорогах в современных условиях (как уже говорилось, более 70% ДТП происходит по вине водителей).

Поэтому безопасность дорожного движения в первую очередь зависит от уровня подготовки водителей и привития им высокого чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих.

По каким духовным и физическим качествам водителя можно судить об уровне его культуры в области безопасности дорожного движения? По нашему мнению, можно выделить наиболее значимые черты:

  1. Соответствие состояния здоровья водителя и его работоспособности физическим и психологическим нагрузкам, возникающим при управлении транспортным средством в условиях современных дорог.
  2. Глубокие знания Правил дорожного движения, их осознанное соблюдение и умение применять в различных ситуациях, возникающих на дороге.
  3. Постоянное совершенствование профессиональных качеств в управлении транспортным средством.
  4. Воспитание в себе чувства высокой ответственности за безопасность других участников дорожного движения (пешеходов и пассажиров), соблюдение их прав в области безопасности жизнедеятельности.

Такие качества сами собой не появляются. Не возникнут они и с получением прав на вождение транспортным средством. Они должны воспитываться со школьного возраста и должны служить фундаментом подготовки современного водителя, ведь большинство молодых людей в жизни станут водителями транспортных средств. Об этом свидетельствует интенсивная автомобилизация страны.

Целенаправленно эти качества должны формироваться с момента, как человек стал участником дорожного движения. С этого момента он должен начать постигать азы Правил дорожного движения и формировать убеждение в необходимости соблюдения их постоянно.

Первым транспортным средством, которым человек начинает управлять в школьные годы, является велосипед. Вот с этого момента и необходимо начинать воспитывать в себе качества культурного водителя.

Велосипед - транспортное средство, имеющее два колеса и более и приводимое в движение мускульной силой человека.

    Внимание!
    Управлять велосипедом при движении по дорогам Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом - не моложе 16 лет.

Движение на велосипеде не разрешается на большинстве улиц городов, в населенных пунктах и на автомобильных дорогах. Велосипед как транспортное средство имеет свои особенности. Во-первых, он приводится в движение не двигателем, а мускульными усилиями велосипедиста. Следовательно, его скорость зависит от физической натренированности водителя. Во-вторых, велосипед обладает высокой маневренностью и, в-третьих, характеризуется недостаточной устойчивостью. Поэтому необходимо серьезно учиться езде на велосипеде, быть готовым к различным ситуациям, которые могут возникнуть на дороге.

Обучаться езде на велосипеде лучше всего на велодроме или в ве-логородках, которые в настоящее время стали устраиваться в различных регионах страны.

    Запомните!
    Велосипедист является водителем транспортного средства, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как и к любому водителю.

Это должен знать каждый

Перед выездом каждый водитель обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.

Основные требования к техническому состоянию велосипеда

  • Велосипед всегда должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал (звонок).
  • При движении на дорогах в темное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонариком (фарой) белого цвета, сзади фонарем или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон световозвращателями оранжевого или красного цвета.

Водителям велосипеда запрещается

  • Двигаться при неисправности тормозной системы или рулевого управления.
  • Ездить на велосипеде, не держась за руль хотя бы одной рукой.
  • Перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками.
  • Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает управлению.
  • Двигаться по проезжей части улицы при наличии рядом велосипедной дорожки.
  • Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
  • Обучаться езде на велосипеде на улицах города и автомобильных дорогах.
  • Ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам (тротуар - это дорога для пешеходов).

Основные обязанности велосипедиста

  • На дороге необходимо держаться крайней правой полосы, на расстоянии не более 1 м от тротуара или обочины. Это обеспечит безопасность велосипедисту.
  • Выполнять левый поворот или разворачиваться можно лишь на дорогах с одной полосой для движения в данном направлении и не имеющих трамвайного движения. На таких дорогах проезжая часть имеет небольшую ширину, что позволяет велосипедисту относительно безопасно выполнить поворот или разворот. При необходимости повернуть налево или развернуться на дороге с трамвайными путями и имеющей более одной полосы для движения в одном направлении велосипедист должен сойти с велосипеда и вести его руками, соблюдая правила, установленные для пешеходов.
  • При намерении повернуть или остановиться необходимо заранее предупредить об этом остальных участников движения с помощью сигналов, подаваемых рукой. При повороте налево поднимают в сторону левую руку или согнутую в локте правую руку. При повороте направо поднимают в сторону правую руку или согнутую в локте левую руку. Перед остановкой поднимают вверх правую или левую руку.
  • На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой нужно уступить дорогу транспортному средству, движущемуся по пересекаемой дороге.

Усваивая и совершенствуя свои навыки в управлении велосипедом, целесообразно не просто лихо кататься на нем, нарушая все Правила дорожного движения, а готовиться стать профессиональным водителем транспортных средств.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации в 1995 г. была создана Ассоциация юношеских автомобильных школ России.

По состоянию на 1 января 2011 г. в состав Ассоциации входят юношеские автомобильные школы 46 регионов России, основными из которых являются Московская, Саратовская, Ростовская, Самарская, Пензенская, Курская, Пермская, Ставропольская, Нальчикская, Калининградская, Рязанская, Борисоглебская Воронежской области и многие другие образовательные учреждения.

Главная задача Ассоциации юношеских автомобильных школ России - создание единой целостной системы обучения навыкам безопасного поведения детей и подростков, на улицах и дорогах начиная с 5-летнего возраста.

Юношеские автомобильные школы имеют статус учреждений дополнительного образования. За время обучения учащиеся получают профессиональную подготовку водителей транспортных средств.

Программа подготовки водителей транспортных средств предусматривает:

  • 3-годичное обучение с 14 лет;
  • 2-годичное обучение с 15 лет;
  • 1-годичное обучение с 16-16,5-летнего возраста.

Юношеские автомобильные школы имеют оборудованную учебно-материальную базу, в которую входят классы, учебно-методические кабинеты для лабораторно-практических занятий, а также учебная техника. В настоящее время парк автошкол насчитывает свыше 2000 автомобилей, в том числе более 200 грузовых. Ежегодное обновление автомобильного парка составляет до 100 автомобилей.

Работа юношеских автомобильных школ строится с учетом требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения», региональных программ «О безопасности дорожного движения» с учетом требований администраций регионов и городов в вопросах воспитания подрастающего поколения.

В юношеских автошколах решаются следующие педагогические задачи:

  1. Повышение общего уровня культуры участников дорожного движения как гарантии безопасности.
  2. Профессиональная подготовка водительских кадров из числа подростков и молодежи.
  3. Профессиональная ориентация молодежи на профессии, занятые в автомобильной отрасли.
  4. Обучение детей и подростков навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах, профилактика дорожно-транспортного травматизма.
  5. Организация свободного времени в целях профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
  6. Совершенствование гражданско-патриотического, эстетического, нравственного, физического воспитания.
  7. Создание автодромов, автогородков, секций, кружков для детей по обучению безопасному вождению на велосипедах, мотоциклах, автомобилях.
  8. Организация методической помощи педагогам общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, работникам оздоровительных лагерей, родителям и общественным организациям по проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

В заключение отметим, что снижение количества дорожно-транспортных происшествий, травматизма и гибели людей на дорогах зависит от каждого человека - участника дорожного движения. Снизить отрицательное влияние «человеческого фактора» на безопасность дорожного движения можно при условии коренного изменения отношения участников дорожного движения к выполнению Правил дорожного движения и соблюдения общеизвестных мер безопасности на дорогах, при осознании каждым человеком факта, что жизнь и здоровье зависят во многом от его поведения.

Вопросы

  1. Какие факторы свидетельствуют о возрастании влияния уровня подготовки водителя транспортного средства на безопасность дорожного движения?
  2. Какие качества характеризуют уровень общей культуры водителя в области безопасности дорожного движения?
  3. Какую роль может сыграть велосипед для подготовки будущего водителя транспортного средства?
  4. Какие основные требования предъявляются к техническому состоянию велосипеда?
  5. Перечислите основные обязанности велосипедиста.

Задание

Из Правил дорожного движения выберите и запомните основные положения того, что запрещено водителю велосипеда.

УРОК №__ОБЖ Класс:8 Дата_____________________

Тема урока: Велосипедист – водитель транспортного средства

Вид урока: изучение нового материала с применением современных ИКТ.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели урока :

    Образовательные: познакомить обучающихся с историей создания велосипеда, разнообразием видов велосипедов, ПДД для велосипедистов, с безопасными местами езды на велосипедах.

    Развивающие: развитие познавательного интереса по средством применения ИКТ; осознание проблемы опасности для жизнедеятельности при несоблюдении правил дорожного движения; расширение кругозора обучающихся.

    Воспитательные: привитие навыков культуры безопасности на дорогах, умения оценивать степень риска на дороге.

Оборудование: компьютер, карточки для проверки и закрепления знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

Минутка безопасности “Что я знаю о правилах поведения на дорогах?” (актуализация имеющихся знаний).

Обучающимся раздаются карточки с тестовыми заданиями. Дети заносят свои ответы, затем обмениваются карточками, проверяют работы друг друга (взаимопроверка). Затем работы сдаются учителю.

Вступительное слово учителя: Минутка безопасности, нам дала возможность узнать, что же мы знаем о правилах дорожного движения. Дело в том, что мы все чаще узнаем печальную статистику о ДТП с участием детей. Знание правил дорожного движения – одно из основных путей сохранения жизни и здоровья. А какой вид транспорта вы любите? Отгадайте загадку:

Не похож я на коня,
А седло есть у меня.
Спицы есть, но они, признаться,
Для вязанья не годятся!
Не будильник, не трамвай,
Но звоню я, так и знай! (велосипед)

II. Сообщение темы и цели урока: “ПДД для велосипедистов” (запись в тетрадях темы урока). Слайд 1.

    История велосипеда. (Слайд 2)

Слово “велосипед” значит “быстроног” – очень популярное средство передвижения у детей. Изобретением первой самоходной тележки был лесничий князя Бадемского, офицер барон Дрез. У барона была большая страсть к механике. Однажды Дрез смастерил и поехал верхом по улице верхом на узкой деревянной скамеечке с двумя тяжелыми колесами. Ногами Дрез отталкивался от земли, разгонялся, и несколько секунд тяжелая тележка катилась сама. Через два года, в 1815 году, в газетах появилось сообщение, что механик Дрез ездит на своей “машине”. Увидев это изобретение, император Александр I одобрил это изобретение и Дрезу присвоили звание профессора механики.

Первый двухколесный велосипед был изобретен в России в 1801 году мастером Артамоновым. И назывался САМОКАТОМ. Он был сделан полностью из железа, весил 40 кг и сам катился, если, конечно, седок крутил педали, приделанные к большому переднему колесу.

Гениальный изобретатель Кулибин также занимался решением подобной задачи. В 1791 году он изготовил повозку, два колеса которой с помощью ножных рычагов крутил водитель, стоящий на запятках повозки. Она могла вести трех седоков, правда довольно медленно.

В одной из французских мастерских механик Пьер Мишо в 1855 году приделал к переднему колесу пару педалей точно так, как сейчас устанавливают педали в трехколесных детских велосипедах. Сразу обнаружилось много новых возможностей. Машина не падала и не опрокидывалась. Седок поддерживал равновесие: колеса вертелись, как гигантские волчки. Мишо окрестил его велосипедом. Но американцы величали ее “костотрясом”. Машина была тряской, тяжелой, имела непомерный тугой ход.

Изобретатели принялись облегчать велосипед. В 1897 году велосипед снабдили последним серьезным усовершенствованием – механизмом свободного хода. С тех пор велосипедисты могут отдыхать, не слезая с велосипеда. Достаточно разогнаться, а дальше можно ехать, не вращая педали. Велосипед будет ехать по инерции, конечно не очень долго.

Так велосипед стал велосипедом в его нынешнем виде. Слов нет, долгий путь. Но зато изобретение получилось на славу.

К 1920 году велосипед стал основным транспортным средством для рабочих, служащих, почтальонов и врачей. Велосипед – значит “быстроног”. Современные велосипеды полностью оправдывают это название.

Какие бывают велосипеды. (Слайды 3–4)

Велосипедов существует много, и они очень разные:

дорожный велосипед предназначен для поездок по обычным дорогам. Он удобный, но не очень быстрый. Такой имеется почти у всех ребят;
– шоссейный велосипед – для поездок на дальние расстояния по шоссе, он легкий и быстрый;
– горный велосипед – для поездок по бездорожью, для спуска с гор. Он крепкий и надежный;
– туристический велосипед и складной – удобные для путешествий, которые можно взять с собой, легко сложив его пополам;
– гоночный велосипед – для спортивных велогонок;
тандем – это велосипед для двух или трех человек, с сиденьями для каждого;
– водный велосипед – на нем можно плыть по воде, крутя педали, как на катамаране;
одноколесный велосипед – нужен в цирке для трюков. Кажется. Что трюкач сидит на самом колесе. А клоунский велосипед ездит и вперед, и назад. На нем смешат публику клоуны в цирке;
– железнодорожный велосипед – это четырехколесная тележка с педалями для движения по рельсам. Такие велосипеды используют на закрытых живописных железнодорожный линиях для развлечения туристов.

    Рекорды на велосипедах. (Слайды 5–6)

Ученые посчитали, что на велосипеде можно ехать в четыре раза быстрее ходьбы. И на нем расходуется в четыре раза меньше сил, чем, если идти или пробежать. Если человек может пройти пятьдесят километров, пока сильно не устанет, то проехать он может целых двести километров!

Несколько спортсменов-туристов проехали на велосипеде по всему миру, совершив кругосветное путешествие.

Самый быстрый рекорд скорости на велосипеде показал в 2001 году гонщик Сем. На велосипеде особой конструкции, который назывался “Варна Дьябло” (Варна – это город, году его сделали, а Дьябло – это значит, что он быстрый), он разгонялся на ровном шоссе без горок до скорости 126 километров в час! Это был настоящий и честный рекорд.

А шестью годами ранее, в 1995 году, голландец Фред Ромпельберг установил рекорд в 268 километров в час. Но это был не совсем честный рекорд, потому, что велосипедист разгонялся, привязанный за трос к скоростному автомобилю.

    Правила для велосипедистов. (Слайд 7)

Учитель : для езды на велосипеде не нужно специального разрешения. Они предназначены для езды по дорогам с различным покрытием. Это машины, способные к безотказной работе на любых дорогах, при различных климатических условиях, они имеют большой срок службы. Велосипедисты, так же как и автомобилисты, приравниваются к равноправным участникам дорожного движения. К ним в полной мере относятся все положения Правил дорожного движения. Но не надо забывать, что велосипед является самым опасным видом транспорта, так как он не устойчив при движении, а велосипедист не защищен, как водитель автомобиля кузовом или кабиной.

Велосипед – простая и удобная машина. Некоторые дети, не изучив машину по-настоящему, не научившись, как следует, управлять, не зная правил движения, торопятся выезжать на улицы и дороги и интенсивным движением и попадают в сложную обстановку. В таких случаях они нередко бывают виновниками дорожно-транспортных происшествий. Поэтому, прежде чем выехать на дорогу, велосипедист должен хорошо изучить велосипед, научиться его водить и отлично изучить и знать правила дорожного движения.

    Водителю велосипеда разрешается: (Слайд 8)

дети могут водить велосипед только на закрытых площадках: во дворах, парках и на стадионах;
– по тротуарам разрешается ездить только малышам на детских велосипедах под присмотром взрослых;
– перед тем, как выезжать на улицу, необходимо проверить, исправны ли на велосипеде тормоза, руль, звуковой сигнал, накачаны шины, натянута цепь. Проверять техническое состояние велосипеда надо ежедневно;
– если надо пересечь дорогу, сойдите с велосипеда, держа его за руль, пройдите по пешеходному переходу. Попытка проскочить через дорогу на велосипеде может очень плохо кончиться;
– на велосипеде можно ездить только по тем дорогам, где есть специальный знак в синем круге “Велосипедная дорожка” – относится к группе разрешающих знаков
(Слайд 9) ;
– перевозить можно только детей в возрасте до 7 лет при условии, что на вашем велосипеде установлено дополнительное сиденье;

велосипедист, двигаясь по улице, должен внимательно следить за всеми сигналами, подаваемыми водителями других транспортных средств. Сам велосипедист сигнализирует руками. Перед торможением надо поднять руку вверх;
– отправляясь на велопрогулку, сообщайте старшим о предполагаемом маршруте. Тогда можете рассчитывать на быструю помощь в случае ремонта велосипеда;

    Водителю велосипеда запрещается: (Слайд 10)

до 14-летнего возраста нельзя ездить на велосипеде по дорогам и улицам. Во дворе – пожалуйста, но не выезжая на дорогу;
– устраивать гонки на дороге, игру “вперегонки”;
– эксплуатация велосипедов, если имеются технические неисправности: тормозного устройства, не закреплен руль, погнуто колесо. Слабо накачаны шины;
– движение велосипедистов-учащихся в темное время суток;
– перевозить предметы или груз, которые выступают на 0,5 метра по длине и ширине за габариты велосипеда и могут помешать управлению;
– буксировка велосипедов и мопедов; в любых местах на улицах и дорогах водитель велосипеда обязан пропускать слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью;
категорически запрещается – цепляться за проезжающий мимо транспорт и ездить на велосипеде держась одной рукой за руль или без рук.

Запомните ребята! знак в красном круге – “Велосипедное движение запрещено ”. (Слайд 11)

    Нарушение правил дорожного движения.

Федеральный закон о Правилах дорожного движения гласит: “…Невыполнение требования Правил дорожного движения – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда”.

III. Заключительная часть. Рефлексия: “Экзамен для велосипедистов” (обучающиеся делятся на команды и отвечают по очереди на вопросы тестов).

Вопросы для первой группы: (Слайд 12)

1 .При движении по дороге велосипедист:

А) может ехать, не держась за руль в том случае, если вблизи нет других транспортных средств;
Б) не имеет права бросать руль;
В) может не держаться за руль, но обе ноги должны быть на педалях.

2. Можно ли на велосипеде перевозить пассажиров ?

А) Да; (если да, то при каких условиях)
Б) Нет.
В каком возрасте разрешается выезжать на велосипеде на дороги общего пользования?

А) Не моложе 10 лет.
Б) Не моложе 14 лет.
В) не моложе 16 лет.

Вопросы для второй группы: (Слайд 13, 14, 15)

Разрешена ли буксировка велосипеда другим велосипедом или мопедом?

А) Разрешается, потому что волнуется мама и надо быстрее домой.
Б) Не разрешается.

Каким правилам подчиняется велосипедист, если он ведет велосипед руками?

А) Правилам для водителей.
Б) Правилам для пешеходов.

Правила требуют, чтобы у велосипеда были исправны:

А) цепь, звуковой сигнал, тормоз;
Б) педали.

Вывод: Ребята помните! Велосипед – удобный и очень распространенный вид транспорта для передвижения. Но это и опасный вид транспорта, если не соблюдать культуру безопасности на дороге. Поэтому к велосипедистам предъявляются повышенные требования в части знания правил дорожного движения. Помните эти правила, соблюдайте и вы не будете виновниками дорожно-транспортных происшествий

{ ArticleToC: enabled=yes }

Каждый, кто садится за руль велосипеда, становится участником дорожного движения. Поэтому и требования к нему стол же строги, как для авто водителей и водителей мотоциклов.

Чтобы обеспечить безопасность для себя и окружающих, водители этих средств передвижения должны соблюдать правила.

Число колесных мобильных средств, которые в движение приводятся мышечной силой человека, растет год от года. Их покупают в специализированных магазинах и берут напрокат: на них едут на работу, везут в садик детишек, совершают прогулки и поездки по магазинам и просто используют, чтобы поддержать здоровье.

Поэтому, чтобы на дорогах не возникала неразбериха, велосипедисты должны соблюдать правила.

В европейских странах этот вид транспорта является едва ли не самым популярным. Дания, Германия, Голландия, Бельгия являются лидерами по увлечению ними. Там развитая сеть велосипедных дорожек, установлены специальные светофоры, что подтверждает внимание людей к мобильному транспортному средству. В Дании, к примеру, автомобиль сегодня считается роскошью, а велосипед занял значительную нишу среди средств передвижения. Объясняется это введением высокого налога на покупку авто, который превышает стоимость самого автомобиля. К этому добавилось введение платы за парковки. Вот и приобрело популярность это средство передвижения, которое используют для поездок в места, куда нельзя добраться пешком и на автомобиле, на нем разрешено заезжать в цент крупных городов. Езда на таком транспорте, еще и для здоровья полезна.

Преимущества, которые дает это средство передвижения:

  • цена – она ниже намного, чем на другие виды транспорта;
  • нет нужды покупать бензин, цены на которой достаточно высоки;
  • малые габариты;
  • нет проблем, которые связаны с пробками на городских дорогах в часы «пик»;
  • скорость. Она, в сравнении с мотоциклами и автомобилями ниже, тем не менее, благодаря мобильности, добраться в нужное время быстрее на велосипеде;
  • вращение педалей оборачивается своеобразным плюсом: это помогает накачать мускулы ног;
  • пребывание на свежем воздухе (где нет выхлопных газов) оборачивается для здоровья еще одним плюсом;
  • езда акцентирует внимание, помогает человеку сосредоточиться.

Список основных достоинств получился немаленьким.

Но о недостатках то же нельзя замалчивать:

  • проблема хранения;
  • недостаточное количество парковок в городах и оборудованных дорожек;
  • сезонность, т.е. в дождливую погоду и зимнее время этот транспорт малоэффективен.

Среди основных производителей главенствует Китай — там сосредоточено огромное число заводов по сборке и выпуску дешевого и мобильного транспорта. Но, не спешите хаять производителя – о его продукции сказано немало хороших слов, притом, что в сравнении с именитыми европейскими изготовителями, стоит мобильный транспорт намного меньше.

То, что в мире насчитывается до миллиарда любителей прокатиться « с ветерком», свидетельствует о многом, и о том, что люди задумались об экологии и таким образом ведут борьбу с загрязнением воздуха.

Негативные последствия популярности авто

  • загрязняют воздух;
  • требуют значительных финансовых вложений, в том числе на текущий и плановый ремонт;
  • сильно шумят;
  • долгое время, проводимое за рулем, является причиной развития некоторых заболеваний;
  • малая подвижность водителя ведет к тем же проблемам.

Эти проблемы не знакомы тем, кто выбрал мобильный транспорт. Если его будут и далее популяризироваться, то он станет транспортом будущего, особенно наблюдая, сколь быстро развивается производство, сколько разработано новых моделей и гаджетов к нему.

Выдержки из главы 6 правил для велосипедистов

В главе прописаны правила, которые четко должны соблюдаться при выезде за пределы собственного дома, когда сидящий за рулем превращается в полноправного участника дорожного движения.

Какие существуют правила для велосипедистов

Правилами дорожного движения (глава 6 «Требования к водителям мопедов и велосипедов») четко регламентируют поведение велосипедистов, покинувших свой дом, и оказавшихся на дорогах.

Рассмотрим основные правила, прописанные в этой главе:

6.1 На велосипедах по проезжей части двигаться правилами разрешается гражданам, достигшим четырнадцатилетнего возраста.

Детишки, которым исполнилось 14 лет, в соответствие с правилами могут кататься одни по дорогам. Младшим правила разрешают передвигаться исключительно по тротуарам. А тем, кому нет и 7 лет, кататься можно только под присмотром взрослых.

6.2. Мобильный транспорт, о котором идет речь, необходимо оборудовать отражателями света – это еще одно правило велосипедиста. Цвет отражателя, установленного впереди – белый, сзади крепится отражатель красный, по бокам – оранжевого цвета. Правила требуют, чтобы помимо светоотражателей, был звуковой сигнал.

6.3. Если движение проходит в условиях ограниченной видимости, в частности ночью, правила требуют, чтобы пользовались установленными спереди и сзади фонарями, которые помогут на проезжей части обозначить транспортное средство.

6.4. Следующее правило: чтобы участникам движения не мешать при передвижении группой, ехать нужно цепочкой, т.е. друг за другом. Если движется колонна, то велосипедисты разделяются на группы, по 10 человек в каждой, и движутся, соблюдая между группами дистанцию в 80-100 метров. Между самими «водителями» по правилам расстояние выдерживается не менее 1,5 метров. Выполнение этого правила поможет беспрепятственно двигаться водителям другого транспорта, избегая образования пробок.

6.5. Грузы перевозить разрешается таких габаритов, которые не мешают управлению велосипедом. Правила разрешают перевозить грузы на багажнике или прицепе специальном, но не предусматривают транспортировку груза негабаритного.

  • управлять транспортом, у которого неисправен сигнал, тормоза, нет освещения (в темное время), а также при плохой видимости;
  • ехать по проезжей части нельзя, если рядом есть велодорожка;
  • двигаться по дорожкам для пешеходов (кроме велосипедов детских);
  • держаться при движении за другое транспортное средство;
  • ехать, не держась за руль или сняв с педалей ноги;
  • перевозить на дополнительно сиденье взрослых людей (детей до 7 лет) разрешается при условии,
  • что сиденье оборудовано подножками);
  • не допускается правилами велосипедистов буксировка велосипедов, мопедов, прицепов (кроме оговоренных выше).

Правила: где разрешено ехать транспортному средству

По проезжей части ехать обязаны (по правилам) как можно ближе к правой обочине. Часто мешают выполнить это правило припаркованные машины, которые нужно объезжать, что очень рискованно с точки зрения движущегося сзади транспорта и со стороны водителя припаркованного авто, который может открыть дверь перед носом велосипедиста, не заметив его приближения.

Если во время поездки произошла поломка, случилась травма или просто человек устал и хочет пройтись пешком, он превращается в пешехода, даже шествуя с транспортным средством. Двигаться теперь он должен согласно правилам по краю левой обочины – навстречу движущемуся транспорту, чтобы в случае опасности, быстро среагировать.

Как по правилам обозначается велосипедная дорожка

При наличии велодорожки, двигаться нужно только по ней.

На ее наличие указывает дорожный знак, предусмотренный правилами:

При отсутствии знака, на велодорожку наносят разметку с указанием направления движения (говорено правилами).

Если она есть, то правилами велосипедистов запрещается движение по проезжей части. Пока в нашей стране дорожек немного, поэтому колесят велосипедисты наравне с фурами и автомобилями, поэтому вопрос личной безопасности необычайно актуален.

Что важно знать, чтобы обезопасить себя на дорогах

  • Ехать по дорогам опасно, потому что велосипедистов в темное время могут не заметить. Чтобы такого не случилось, рекомендуется надевать велоодежду поярче и оборудовать свой транспорт светоотражающими элементами, как требуют правила для велосипедистов, раздел 6.2. Заднюю фару нужно включать согласно п. 6.3 правил для велосипедистов. На руль крепят велофонарь, работающий от аккумулятора или батареек.
  • Передний фонарь поможет издалека заметить транспорт и осветит путь.
  • Часто у фар есть разные функции: непрерывного свечения, мигания.
  • Чтобы не рисковать, поворачиваясь назад, оборудуйте мобильный транспорт зеркалом заднего вида, прикрепив его к рулю. Этот незамысловатый аксессуар поможет сконцентрировать внимание на дороге.
  • Еще одним пунктом правил, направленным на сохранение здоровья велосипедиста, является обязательное ношение шлема, который защитит голову при падении, от которого не застрахован даже опытный водитель. Ведь обстоятельства не всегда зависят от его опыта и умения.

Нужны ли велосипедисту права

До настоящего времени этого не требовалось, но в Госдуме уже подняли этот вопрос, на который неоднозначно отреагировали владельцы «железных коней». Большая часть негативно отозвалась об этом решении. Но, вызваны меры глобальным нарушением правил, нежеланием оборудовать соответственно свое транспортное средство, пренебрежением правилами безопасности — ношением светоотражающей одежды и шлема.

Права помогут повысить культуру этих водителей, а также применять к ним штрафы за допущенные нарушения. Но, не только они виноваты в ДТП на дорогах, поэтому желательно бы было заняться устройством велодорожек, о чем пока новостей нет.

Когда закон примут, передвигаться можно будет, только имея удостоверение, похожее на права автолюбителя. Но, учитывая возросший интерес к велосипедам, введение обязательного обучения для получения прав, может стать причиной, по которой спрос на велосипеды упадет.

В правилах велосипедистов предусмотрены жесты, помогающие определит, какой маневр они будут выполнять.

Руки выполняют роль автомобильных фар:

  • когда ее поднимают в правую сторону — будет направо поворот;
  • поднимая руку вверх, водитель будет продолжать двигаться по прямой;
  • налево не поворачивают — запрещено.

Как поступить, раз нельзя повернуть налево. В этом случае, доезжают до ближайшего подземного или наземного перехода и переходят дорогу, спешившись. Если вам сложно проделывать знаки руками, приобретите электронную систему, указывающие повороты. О готовящихся маневрах сообщайте коллегам по движению на дорогах заранее, чтобы они могли вовремя сориентироваться.

Видео: Велосипедист стоит в пробке

Как повернуть на сложном перекрёстке? Стоит ехать по тротуару или по обочине дороги? Где передвигаться, если идёшь пешком вдоль загородной трассы со сломавшимся велосипедом? Кто должен первым проехать перекрёсток – мой велосипед или автомобиль? Множество вопросов возникает в голове велосипедиста, когда он выезжает на дорогу. Многие решают такие вопросы «на глазок», «по опыту», но это в корне ошибочно. Велосипедист – полноценный участник дорожного движения. Он обязан знать все требования правил дорожного движения на велосипеде.

Роль велосипедиста на дороге

Начнём изучение правил для велосипедистов с позиционирования. Конечно, велосипедист часто едет медленно, намного медленнее 30 км/ч, по которым отсекаются некоторые участники дорожного движения. Велосипедист не защищён кузовом или дугами безопасности. Велосипедисту сложно показать поворотник или посмотреть в зеркало перед проездом перекрёстка.

Тем не менее, велосипед и его водитель обладают абсолютно теми же правами, о чём многие почему-то забывают, такими же обязанностями, что и водители автомобилей или мотоциклов. В ПДД для велосипедистов предусмотрен всего один небольшой пункт дополнительных ограничений, который мы рассмотрим чуть позже.

Термины

Разберём основные термины, которыми оперируют авторы ПДД. Описания сокращены для того, чтобы не помрачать рассудок читателя казённым языком законов.
Велосипед – транспортное средство с, как минимум, двумя колёсами, приводимое в движение мускульной энергией, которое, к тому же, может иметь электромотор.
Водитель – человек, упрваляющий транспортным средством. Т.е. велосипедист – это, точно, водитель.
При этом, велосипедист, который ведёт велосипед рядом с собой, приравнивается к пешеходу, полностью изменяя свою роль в дорожном движении.

Права и обязанности

Как становится ясно из терминологии, велосипедист может быстро изменить свой статус на дороге, если поведет велосипед около себя. При этом на велосипеде он становится водителем транспортного средства, принимая все права и обязанности оного, а пешком – пешеходом (за единственным исключением движения вдоль трассы).

Место движения

Где можно передвигаться?

Правила передвижения на велосипеде вполне конкретны.

  1. Велосипедные дорожки – если есть велосипедная дорожка, то следует ехать по ней.
  2. По правому краю дороги (проезжей части), не далее одного метра от края, или по обочине – равнозначные места. При этом, двигаясь вдоль дороги пешком и ведя велосипед, движение должно производиться спиной по ходу движения, а не против, как требуют правила от пешеходов.
  3. По пешеходной зоне или по тротуару – последнее место, где можно передвигаться велосипедисту, разрешается им пользоваться только в отсутствие двух предыдущих вариантов.

В сумме, мы видим множество нарушителей, катающихся по тротуарам, правила же ожидают, что велосипед будет участвовать в дорожном движении как транспортное средство, а не как пешеход с колёсами. Кстати, касается это всё только байкеров от 14 лет. Дети могут выбирать для катания на велосипеде тротуары и .

Ограничения и запреты

Отдельным разделом правила для велосипедистов накладывают ряд ограничений:

  • всегда держаться за руль;
  • не использовать телефон без гарнитуры (это общее правило);
  • не ездить по автомагистралям (знак «Дорога для автомобилей» или «Автомагистраль»);
  • не поворачивать налево на многополосных дорогах и дорогах с трамвайной линией.

В целом, все требования вполне логичны, требуется изучение лишь одного – относительно поворота налево. Действительно, на перекрёстках велосипедисту нельзя будет повернуть налево нигде, кроме пересечения однополосной дороги. Даже в этом случае есть вопросы относительно положения, так как поворот будет совершаться не из крайнего левого положения. Этот и ещё несколько примеров разберём далее как сложную ситуацию.

Сложные ситуации

Обзор

Перед совершением манёвра редкий велосипедист может посмотреть в зеркало по причине его отсутствия. Тем не менее, убедиться, что манёвр производится по правилам (например, не создавая помех другим ТС) спортсмен обязан. Следует тренироваться, чтобы постоянные повороты головы не сказывались на качестве управления велосипедом.

Обгон

Велосипедисты так же, как и другие ТС, могут совершать обгоны, и во время вождения велосипеда обязаны делать это только слева, учитывая возможность начала движения или ускорения обгоняемых автомобилей. Возможен обгон даже велосипедов – правила не запрещают двигаться в два ряда, если это не нарушает остальных правил.

Проезд перекрёстков

Правила и знаки приоритета распространяются и на велосипедистов, т.е. поворачивающий направо автомобиль, едущий параллельно с вами, должен уступить едущему прямо велосипеду, а велосипедист обязан уступать приближающимся справа транспортным средствам.

Ещё раз стоит обратить внимание на поворот налево. На однополосной дороге велосипедист имеет право повернуть аналогично автомобилям и мотоциклам по полной траектории. В иных случаях есть два способа поворота:

  1. Последовательный проезд прямо, остановка с поворотом, ещё один проезд прямо (т.е. в два движения);
  2. Преодоление перекрёстка в качестве пешехода.


В данном случае слева – транспортное средство «велосипед», а справа – пешеход с велосипедом

Ведя велосипед руками, мы становимся при преодолении перекрёстка пешеходом, получая соответствующие права и обязанности, и можем воспользоваться пешеходным переходом и соответствующим сигналом светофора.

Движение рядом с препятствиями

Иногда приходится передвигаться рядом с углами, зарослями, туннелями и прочими препятствиями, блокирующими обзор. По причине хрупкости велосипедиста, в сравнении с другими участниками дорожного движения, рекомендуется применять звуковой сигнал, чтобы приближающиеся ТС и пешеходы могли учесть появление велосипедиста из-за зоны видимости.

Кстати, в таких странах, как Белоруссия и Украина, велосипедный звонок обязателен к установке. В России данное требование пока явно не закреплено для велосипедов, хотя и подразумевается для всего класса транспортных средств.

Система обозначений

Велосипедист, как и другие участники движения, обязан подавать сигналы о планируемых манёврах. Если рюкзак или рама не оборудованы новомодными габаритами с поворотниками, следует пользоваться устоявшейся системой знаков руками:

  • перестроение или поворот направо – вытянутая правая или согнутая в локте левая рука;
  • перестроение или поворот налево – вытянутая левая или согнутая в локте правая рука;
  • остановка – любая из рук, поднятая вверх.

Для подачи знаков в колонне также используются руки, опущенные вниз. Например, левая рука означает «ямы слева» и аналогично для правой. Данная сигнализация используется редко.

Перед использованием в плотном потоке, для безопасности следует потренироваться делать знаки, ведь отнимая одну из рук от руля, легко потерять управление, а вкупе с требованиями по обзору, это может привести к падению и травмам.

Ответственность и ДТП

Велосипедисты тоже попадают в ДТП, и правила для них не отличаются от автомобильных:

  • Нельзя покидать место происшествия.
  • Нельзя трогать транспортное средство (т.е. велосипед).
  • Следует вызвать и дождаться ГАИ.


Ответственность байкеры также несут, аналогично водителям, кроме случаев, когда они передвигались, ведя велосипед и будучи пешеходами.

Заключение

Как мы увидели, «водитель велосипеда» должен быть грамотным участником дорожного движения, знать и выполнять правила езды на велосипеде, а также чувствовать свою ответственность на дороге. Кроме того, знание правил дорожного движения позволяет намного более эффективно передвигаться на велосипеде, ведь, кроме ограничений, правила объясняют возможности движения, такие как приоритет или корректное размещение на полосе движения.
Однако не следует забывать о безопасности, основные правила велосипедиста – своевременное обозначение манёвров, подача звукового сигнала и разумное уважение к более скоростным и тяжёлым участникам дорожного движения – сохранят жизнь, здоровье велосипедиста и позволят эффективно наслаждаться катанием.