Самбо — все приемы из стойки. Что такое самбо? Особенности боевого искусства

Согласно классификации А.А.Харлампиева, техника борьбы самбо подразделяется на технику борьбы стоя, технику борьбы лежа, переходы от борьбы стоя к борьбе лежа и переходы от борьбы лежа к борьбе стоя.

Техника борьбы стоя

В технику борьбы стоя входят:

    Стойки, дистанции, подготовки к захватам, захваты, передвижения и обманные движения. Способы подготовки к броскам, исходные положения для проведения бросков и подходы к броскам.

    Страховка и самостраховка.

  • Комбинации из бросков.

    Защиты против бросков.

    Ответные броски.

Дистанции

В самбо различают пять дистанций:

    Дистанция вне захвата - самбисты не касаются друг друга и выискивают удобный для атаки момент, передвигаясь по ковру и делая всевозможные обманные движения без захватов противника.

    Дальняя дистанция - борцы захватывают друг друга за рукава одной или обеими руками.

    Средняя дистанция - самбисты захватывают друг друга за одежду на туловище спереди или одной рукой за рукав, а другой - за одежду на туловище спереди.

    Ближняя дистанция - борцы захватывают одной рукой за рукав или одежду на груди, а другой - за одежду на спине, ворот или за ногу.

    Дистанция вплотную - самбисты обхватывают друг друга, прижимаясь туловищем один к другому или обвивая ногу ногой.

Захваты

Захваты делятся на основные, ответные, предварительные и оборонительные.

    Основными захватами при борьбе стоя называются такие захваты, которые проводятся для того, чтобы выполнить броски. Самбист осуществляет их до того момента, когда противник навяжет свой захват.

    Ответные захваты при борьбе стоя - это такие захваты, которые самбист проводит в ответ на захваты противника, исходя из предоставленных им условий. С ответными захватами также могут быть проведены броски.

    Оборонительными захватами при борьбе стоя называются захваты, проводимые для того, чтобы затруднить или сделать невозможным проведение противником того или иного броска. Однако в определенный момент оборонительный захват может быть использован самбистом для проведения бросков.

    Предварительные захваты при борьбе - это такие захваты, которые дают удобные исходные положения для последующих основных захватов и проведения с ними бросков.

Техника бросков

Бросками называются приемы, с помощью которых противника из положения борьбы стоя сбрасывают в положение борьбы лежа.

Броски в основном ногами

В таких бросках ноги самбиста действуют против ног или туловища противника и играют решающую роль в броске. Варианты бросков, в которых действиям ногой предшествует захват ноги противника, все равно рассматриваются как броски в основном ногами. Броски в основном ногами делятся на подножки, зацепы, подсечки, подсады и подбивы.

    Подножками называются такие броски, при которых самбист подставляет ногу сзади, спереди или снаружи (сбоку) ноги или ног противника и он с помощью рывка руками переваливается через нее. В момент проведения подножки обе ноги самбиста касаются ковра. Подножки делятся на передние, задние и боковые.

    Зацепами называются такие броски, при которых самбист ногой как бы захватывает одну из ног противника, а затем бросает его, вынося зацепленную ногу из-под центра тяжести противника и руками выводя его туловище за площадь опоры. Зацепы проводятся голенью, пяткой (ахиллесовым сухожилием) и тыльной частью стопы. Одновременный зацеп голенью и стопой одной и той же ноги за одну ногу противника называется обвивом . Одновременные зацепы стопой одной ноги за подколенный сгиб, второй - за ахиллесово сухожилие другой ноги противника называются двойным зацепом . Зацепы и обвивы могут проводиться как в стойке, так и с падением.

    Подбивами называются броски, при которых ноги противника подбиваются голенью или бедром самбиста одновременно с рывком руками в направлении, противоположном подбиву. Подхватом называется бросок, при котором ноги противника подбиваются бедром или голенью спереди, сбоку или изнутри. Если задней частью голени подбивается подколенный сгиб противника, то бросок называется отхватом . Подбив - это бросок, при котором передней частью голени подбивается подколенный сгиб противника. Особое место занимает двойной подбив , который делается одновременно двумя ногами во встречных направлениях. По традиции этот бросок называется "ножницами".

    Подсечками называются броски, при которых основным действием, вызывающим падение противника, является подбивание стопы, голени или колена противника пальцевой частью подошвы. Подсечки делятся на передние, задние, боковые и подсечки изнутри. Подсечки могут проводиться как в стойке, так и с падением.

    Подсадами называются броски, при которых самбист своей ногой приподнимает ноги или туловище противника и с помощью рук переворачивает его в соответствующем направлении. Подсады делятся на подсады бедром, голенью, подъемом и подсады подошвой. Подсады в туловище подошвой или голенью, при которых происходит бросок противника вперед через голову бросающего, называются бросками через голову . Подсады голенью и бедром могут производиться как в стойке, так и с падением. Броски через голову, подсад туловища с захватом двух пяток и подсад подъемом изнутри проводятся только с падением.

Броски в основном туловищем

Это броски, при которых самбист частью своего туловища подкидывает ноги или туловище противника и перебрасывает его через себя. Броски в основном туловищем подразделяются на броски через тазовый пояс, броски через плечевой пояс, броски через спину, броски через грудь. Броски через тазовый пояс называют бросками через бедро , а броски через плечевой пояс - "мельницами" .

    Бросками через бедро называют такие броски, при которых самбист подбивает верхнюю часть ног противника своим тазовым поясом и в противоположном направлении делает рывок руками. Броски через бедро можно делать как в стойке, так и с падением.

    "Мельницами" называются такие броски, при которых самбист перекатывает туловище противника через свои плечи, делая для этого разнообразные захваты. Броски "мельница" могут проводиться как в стойке, так и с падением.

    Бросками через спину называются такие броски, при которых самбист перекатывает через свою спину туловище противника. Бросок через спину, бросок захватом руки под плечо и бросок перекатом проводятся только с падением. Бросок захватом руки на плечо, обратный бросок через спину и бросок перетягиванием проводятся как в стойке, так и с падением.

    Бросками через грудь называются такие броски, при которых самбист подбивает живот противника нижней частью своего живота или двумя руками подсаживает вверх его грудь и живот и бросает его вправо или влево через свою грудь. Броски через грудь проводятся только с падением.

Броски в основном руками

Это такие броски, при которых ноги самбиста не касаются ног или туловища противника, туловище его не переваливается через туловище самбиста, однако в некоторых случаях оно может быть использовано как дополнительная точка опоры для переворачивания противника спиной к ковру. В основном противник поднимается, переворачивается и повергается на ковер силою рук самбиста.

    Броски рывком за рукава - это броски, при которых самбист находящегося на дальней дистанции противника выводит из равновесия и бросает на ковер сильным рывком за рукава. По традиции они называются выведениями из равновесия .

    Броски рывком за ногу состоят из бросков, при которых одна рука захватывает ногу, а вторая - рукав, пояс, предплечье под плечо или нажимает на захваченную ногу. Ни ноги, ни туловище самбиста непосредственно не воздействуют на ноги и туловище противника. Броски рывком за ногу включают броски рывком за пятку, броски рывком за голень и броски рывком за бедро.

    Бросками рывком за две ноги называются броски, при которых самбист захватывает обе ноги противника - сразу, или поочередно. Они производятся без непосредственного воздействия ногами против ног противника. В них входят броски захватом двух ног, броски разнохватом двух ног и броски обратным захватом двух ног.

    Бросками кувырком называются такие броски, которые осуществляются рывком двух рук с нажимом на голову или лопатки противника. При этом ноги самбиста не касаются ног или туловища противника. Броски кувырком состоят из бросков кувырком вперед и в сторону.

    Переворотами называются такие броски, при которых самбист противника приподнимает и переворачивает руками в воздухе для броска на спину. При переворотах ноги самбиста не касаются ни ног, ни туловища противника. В некоторых случаях самбист использует туловище как дополнительную точку опоры для облегчения переворачивания противника. Перевороты делятся на передние, боковые и задние.

Техника борьбы лежа

В технику борьбы лежа входят:

    Исходные положения и вспомогательные действия.

    Прорывы оборонительных захватов.

    Заваливания.

    Переворачивания.

    Удержания.

    Болевые приемы.

    Комбинации из приемов борьбы лежа.

    Защиты против приемов борьбы лежа.

    Ответные приемы при борьбе лежа.

Прорывами оборонительных захватов называются способы разъединения сцепленных или цепляющихся рук противника. Они делают возможным проведение болевых приемов или удержаний в таких ситуациях, при которых, не будь прорывов, самбист не сумел бы провести никакого приема.

Заваливаниями называются способы перевода противника из положения стоя на колене или на коленях в положение лежа на спине. Они являются вспомогательными приемами и служат для подготовки противника к проведению на нем удержаний и болевых приемов.

Переворачиваниями называются приемы, с помощью которых находяшегося на четвереньках или лежащего ничком противника переворачивают в положение лежа на спине. Они являются вспомогательными приемами и служат для подготовки противника к проведению на нем удержаний и болевых приемов.

Удержаниями называются такие действия, с помощью которых самбист своим туловищем прижимает туловище противника спиной к ковру и без применения болевых приемов удерживает его в таком положении в течении нужного времени.

Болевые приемы

Болевые приемы - это захваты, с помощью которых самбист оказывает воздействие на суставы рук или ног противника, ставя его тем самым в безвыходное положение.

Болевые приемы на суставы рук

    Перегибание локтевого сустава. Традиционное название - рычаг локтя .

    Выкручивание руки наружу. Благодаря характерному переплетению конечностей, эти приемы называются узлами .

    Выкручивание руки внутрь. Такие выкручивания называют обратными узлами .

    Ущемление бицепса.

    Рычаг плеча.

    Болевые приемы на кисть - присутствуют только в боевом разделе самбо.

Болевые приемы на суставы ног

    Ущемлением называется сдавливание сухожилий противника между его большой берцовой костью и лучевой или большой берцовой костью самбиста. Различают ущемление ахиллесова сухожилия и ущемление камбаловидной (икроножной) мышцы.

    Перегибание коленного сустава. Традиционное название - рычаг колена .

    Болевые приемы на тазобедренные суставы.

Переходы от борьбы стоя к борьбе лежа

    Смешанные комбинации из бросков и приемов борьбы лежа.

    Болевые приемы, подготавливаемые из стойки.

    Переводы к борьбе лежа и ответные приемы борьбы лежа против бросков и накрываний противника.

Переходы от борьбы лежа к борьбе стоя

    Вставания.

    Смешанные комбинации из вставаний и бросков.

    Броски, подготавливаемые из положения борьбы лежа.

Боевое самбо

Боевые приемы - это элементы классического самбо, дополненные новыми средствами и деталями. Сюда входят опасные захваты, броски, удары, воздействия на уязвимые точки человеческого тела, приемы по использованию подручных средств и окружающей обстановки и т.п.

    Удары руками. Защита от ударов руками.

    Удары ногами. Защита от ударов ногами.

    Удушающие захваты. Защиты от удушающих захватов.

    Защита от захватов и обхватов.

    Удары ножом. Защита от ударов ножом.

    Удары палкой. Защита от ударов палкой.

    Удары саперной лопаткой. Защита от ударов саперной лопаткой.

    Удары пистолетом. Защита от нападения с пистолетом.

    Штыковой бой: защита и нападение.

    Защита от ударов тяжелым предметом.

    Использование подручных средств.

    Использование окружающей обстановки.

    Взаимопомощь и выручка.

    Защита от нападения лежа.

    Защита от нескольких нападающих.

    Тактика группового боя.

    Задержание и сопровождение.

    Осмотр задержанного.

    Связывание.

    Специальные приемы боевого самбо (снятие часового; сжимания и надавливания; опасные броски; смещение и разрыв позвоночного столба).

Искусство борьбы самбо создавалось как отдельная спортивная дисциплина в Советской России в начале 1930-х годов. Днем ​​рождения данного вида рукопашного боя считается дата 16.11.1938 г. В тот день было опубликовано постановление Комитета по физической культуре и спорту СССР «O развитии борьбы вольного стиля». Именно так поначалу именовалось это боевое искусство, но со временем его все больше стали называть «самбо». Это аббревиатура слов «САМозащита Без Оружия». Так что такое самбо?

Оно вобрало в себя достижения других боевых искусств, таких как японские дзюдо и джиу-джитсу. В арсенал техник самбо вошли приемы национальных видов спорта России и других республик бывшего Советского Союза, а именно грузинской борьбы чидаоба, татарского и узбекского кураша, армянского коха, молдавской трынты, якутского хапсагая и др.

Судьба создателя

Фактическим основателем борьбы был блестящий русский дзюдока Василий Ощепков. Долгое время он обучался дзюдо в знаменитом Кодокане у самого Джигаро Кано и был одним из первых трех европейцев, получивших из его рук II дан. Ощепков и группа энтузиастов из московского спортивного клуба «Динамо» приступили к работе над созданием борьбы, которая бы могла использоваться Советской Армией и спецслужбами. Группа энтузиастов ездила по стране, изучая национальные единоборства народов СССР и описывая их приемы. Это позволило создать сложную систему и представить ее как новую, отдельную дисциплину.

Сам Ощепков не дожил до момента рождения нового вида борьбы. Широкая волна сталинских чисток и репрессий затронула многих способных, умных и образованных людей. В 1937 году Василий Ощепков был арестован и обвинен в шпионаже в пользу Японии. Он умер (не без активного участия сотрудников НКВД, которые на нем тренировали свои навыки владения боевыми искусствами) на 10-е сутки ареста. После этого слово «дзюдо» было надолго выведено из употребления в Советском Союзе.

Развитие самбо

Работу, начатую Ощепковым, продолжил Анатолий Харлампиев. После смерти своего учителя он возглавил Всесоюзную секцию борьбы вольного стиля. Харлампиева использовала советская пропаганда, которая называла его единственным основателем нового вида единоборства.

Несомненно, его роль в развитии этой системы, разработке и описании приемов борьбы самбо, тренировок, систематизации знаний и подготовке литературы, воспитании многих мастеров данного вида спорта огромна. Однако он не был единственным создателем системы, а лишь самым известным. Харлампиев был выдающимся человеком и имел благоприятные условия для развития своих спортивных и тренерских навыков. Развитию самбо он посвятил огромную часть своей жизни.

Важным достижением Харлампиева стала систематизация техник данного вида борьбы и разработка методологии его преподавания. Книга «Борьба самбо», опубликованная в 1949 г. государственным изданием «Физическая культура и спорт», стала библией нового боевого искусства. В ней пояснялось, что такое самбо, описывались боевые приемы, методы физической подготовки, правила боя. В последующие годы Харлампиев и его ученики опубликовали ряд книг по различным аспектам борьбы, но эта по-прежнему остается основным учебником адептов данного вида единоборств.

Популярности спортивного самбо в большой мере способствовало постановление правительства, в котором предписывалось создание секций этого боевого искусства во всех республиках СССР, преподавание самозащиты и проведение турниров на всех уровнях. Государство морально и финансово поддерживало развитие и популяризацию данного вида спорта. То же происходит и в сегодняшней России.

История боевого варианта

До перестройки, а затем распада Советского Союза данным видом самбо занимались исключительно спецслужбы, милиция и армия. Это знание считалось запрещенным для обычных граждан и охранялось как «секретное оружие» против врагов социализма. У истоков боевой версии самбо стоял офицер НКВД Виктор Спиридонов, который начал изучать японскую борьбу джиу-джитсу до революции 1917 года. Он также считался выдающимся экспертом в английском боксе и французском савате.

Самбо - искусство открытого типа, оно охотно принимает в свой арсенал методы и приемы из различных единоборств, культивируемых в мире. Это борьба, которая постоянно и динамично развивается. Вот почему оно прогрессирует не только на основе собственных достижений, но и благодаря другим боевым искусствам.

История организации

В 1939 году в Ленинграде прошел первый чемпионат Советского Союза. А в 1940-м, после начала Второй мировой, в Москве состоялся очередной чемпионат по самбо. С 1941 по 1946 год соревнования не проводились. В 1946 г. в Москве была создана Первая советская секция, которая в 1959 г. был переименована в Федерацию самбо СССР. Организация готовила тренеров, публиковала литературу, разрабатывала правила и принципы спортивных соревнований, организовывала чемпионаты Советского Союза.

Попытки выйти на международный уровень начались в 1950-х годах. В 1957 г. в Москве состоялся официальный поединок самбистов СССР с венгерскими дзюдоистами. В 1966-м Международная федерация объединенных стилей (FILA) присвоила самбо статус международного вида спорта и создала соответствующую секцию. Через год в Риге (Латвия) прошли первые международные поединки с участием представителей Югославии, Болгарии, Монголии, СССР и Японии. В этих и других международных турнирах советские спортсмены были наиболее успешными.

В 1984 году самбисты покинули FILA и образовали Международную любительскую федерацию самбо (FIAS). В 1991 г. в Турине (Италия) была создана Европейская федерация. Что такое самбо, за исключением республик бывшего Советского Союза, не знали нигде. Ситуация изменилась с появлением в Западной Европе, Северной Америке, Австралии и Израиле в конце 1990-х годов большой группы российских эмигрантов. Советские самбисты начали создавать там клубы и популяризировать различные виды самбо.

Сегодня борьба переживает возрождение в России, где в 2003 г. она была официально признана национальным видом спорта. Президент РФ Владимир Путин сам является мастером спорта по самбо с 1973 года и обладателем черного пояса в дзюдо.

Это комплексная система, которая по практическим соображениям разделена на 2 основных типа.

Что такое самбо: спортивный вариант

Самозащита без оружия имеет в своем арсенале большой набор бросков, захватов, подсечек, удержаний и приемов для рук и ног. Последние в дзюдо не допускаются, в отличие от удушений, которые в спортивном самбо не разрешены. Большинство методов аналогичны тем, которые используются в дзюдо, но есть приемы, заимствованные учредителями и их преемниками из других видов борьбы. В этом и заключается преимущество самбо: это постоянно развивающееся единоборство, открытое для новых техник и решений. Самбисты разрабатывают свои собственные методы и изучают остальные боевые искусства мира, прагматично заимствуя в свой арсенал их технику и тактику.

Спортивная форма

В самбо используется специальная одежда (обычно синего или красного цвета). Куртка имеет дополнительные элементы - «крылья» на плечах и усиленные отверстия для пояса. В самбо (фото образцов формы размещено в статье) она короче, чем кимоно в дзюдо. Длина куртки ниже пояса не может превышать 15 см. В комплект также входят трусы и мягкие самбовки или борцовки.

Основные правила

Поединок проводится на мате, идентичном борцовскому, с круглым полем, в котором и происходит схватка. В дзюдо борьба ведется на прямоугольном и более твердом татами. Продолжительность боя зависит от возраста и пола и составляет от 3 до 5 минут.

Игроки стараются повалить противника на ковер (в партер), используя броски и другие приемы. За это начисляется определенное количество баллов. Игрок побеждает, если за время, отведенное для боя, получит больше очков, заставит противника сдаться путем проведения болевого приема (рычага, узла, ущемления мышц и суставов на руках и ногах) или победит досрочно, набрав на 8 очков больше. Также можно завершить бой чистой победой, бросив соперника на спину, при этом оставаясь на ногах. Удержание противника в течение 10 с награждается 2 баллами, а в течение 20 с - 4. Бросок на спину c падением атакующего оценивается в 4 очка; на бок - в 2; на грудь, таз, плечо, живот - в 1. За выполнение приемов без падения баллы удваиваются.

Правила предусматривают разделение спортсменов, участвующих в соревнованиях, на 7 возрастных групп, а также на 12 весовых категорий.

Боевой вариант

Харлампиев называл этот вид борьбы невидимым оружием, которое всегда с собой. Оно было освобождено из-под монополии спецслужб и армии в 90-х гг. прошлого века, во времена горбачевской перестройки. В 1994 г. в Москве состоялся первый российский чемпионат по боевому самбо. В отличие от спортивного, кроме бросков, удержаний, выведения противника из состояния равновесия, рычагов, узлов и т. д., здесь применяются удары, целью которых является быстрая и эффективная ликвидация агрессивного противника. В прикладном единоборстве используются техники борьбы с невооруженным и вооруженным (ножом, пистолетом, палкой и т. д.) оппонентом.

Изучение боевого самбо происходит по 4 основным направлениям: военному, полицейскому, бытовому и спортивному. В нем применяются все техники спортивной версии, а также удары руками и ногами (включая коленями и локтями), как в стойке, так и в партере, и удушение. Боевое самбо является частью смешанных единоборств (ММА). Самбисты часто участвуют в международных соревнованиях MMA, K1, Pride и т. д. Одним из самых известных профессиональных борцов MMA является Федор Емельяненко.

В дополнение к стандартной форме (куртке, шортам, обуви), самбисты используют боксерские шлемы, короткие перчатки с открытыми пальцами и накладки на голени, капу, бандаж.

Целью соревнований является набор большего числа очков с применением различных захватов, ударов и т. д. Также можно победить соперника, нокаутировав его или вынудив сдаться из-за невозможности продолжить борьбу.

Запрещенные приемы

В боевом самбо диапазон технически применимых методов очень широк, но есть и ограничения. Не допускается:

  • кусаться и царапаться;
  • нажимать на глаза и бить по ним;
  • использовать захваты, вызывающие боль в позвоночнике и шейных позвонках;
  • хвататься за нос, уши, половые органы противника;
  • бить кулаком или локтем в область шейных позвонков и в затылок;
  • хвататься за пальцы рук и ног противника;
  • бить лежащего оппонента ногами, стоя над ним;
  • хватать за волосы;
  • бить лежащего противника в голову;
  • засовывать пальцы в рот оппонента;
  • использовать в бою опасные и мешающие нормальному ходу боя предметы.

За первое запрещенное действие, не вызвавшее травму противника, игрок получает замечание. В случае повторного нарушения участник дисквалифицируется.

Популяризация

Борьба самбо очень популярна в Российской Федерации и многих республиках бывшего Советского Союза. В 2003 г. самбо было объявлено в России национальным видом спорта, а в данное время идет борьба за признание его олимпийским. В течение многих лет в таких странах, как Болгария, Венгрия, Чехия, Сербия, Греция, Франция, Монголия и Япония, существовали национальные клубы и федерации. А благодаря иммигрантам, родившимся в бывшем СССР, самбо развивается в Северной Америке, Западной Европе и Австралии.

  • Болевые приемы самбо
  • Боевые приемы - это элементы классического самбо, дополненные новыми средствами и деталями. Сюда входят опасные захваты, броски, удары, воздействия на уязвимые точки человеческого тела, приемы по использованию подручных средств и окружающей обстановки и т.п.:

    • удары руками - защита от ударов руками;
    • удары ногами - защита от ударов ногами;
    • удушающие захваты - защита от удушающих захватов;
    • защита от захватов и обхватов;
    • удары ножом - защита от ударов ножом;
    • удары палкой - защита от ударов палкой;
    • удары саперной лопаткой - защита от ударов саперной лопаткой;
    • удары пистолетом - защита от нападения с пистолетом;
    • штыковой бой - защита и нападение;
    • защита от ударов тяжелым предметом;
    • использование подручных средств;
    • использование окружающей обстановки;
    • взаимопомощь и выручка;
    • защита от нападения лежа;
    • защита от нескольких нападающих;
    • тактика группового боя;
    • задержание и сопровождение;
    • осмотр задержанного;
    • связывание.

    Специальные приемы боевого самбо

    Специальные приемы боевого самбо (снятие часового; сжимания и надавливания; опасные броски; смещение и разрыв позвоночного столба).

    В технику борьбы стоя входят:

    • стойки, дистанции, подготовки к захватам, захваты, передвижения и обманные движения. Способы подготовки к броскам, исходные положения для проведения бросков и подходы к броскам;
    • страховка и самостраховка;
    • броски;
    • комбинации из бросков;
    • защиты против бросков;
    • ответные броски.

    В самбо различают пять дистанций:

    • дистанция вне захвата - самбисты не касаются друг друга и выискивают удобный для атаки момент, передвигаясь по ковру и делая всевозможные обманные движения без захватов противника;
    • дальняя дистанция - борцы захватывают друг друга за рукава одной или обеими руками;
    • средняя дистанция - самбисты захватывают друг друга за одежду на туловище спереди или одной рукой за рукав, а другой - за одежду на туловище спереди;
    • ближняя дистанция - борцы захватывают одной рукой за рукав или одежду на груди, а другой - за одежду на спине, ворот или за ногу;
    • дистанция вплотную - самбисты обхватывают друг друга, прижимаясь туловищем один к другому или обвивая ногу ногой.

    Техника захватов в самбо

    Захваты делятся на основные, ответные, предварительные и оборонительные.

    Основными захватами при борьбе стоя называются такие захваты, которые проводятся для того, чтобы выполнить броски. Самбист осуществляет их до того момента, когда противник навяжет свой захват.

    Ответные захваты при борьбе стоя - это такие захваты, которые самбист проводит в ответ на захваты противника, исходя из предоставленных им условий. С ответными захватами также могут быть проведены броски.

    Оборонительными захватами при борьбе стоя называются захваты, проводимые для того, чтобы затруднить или сделать невозможным проведение противником того или иного броска. Однако, в определенный момент оборонительный захват может быть использован самбистом для проведения бросков.

    Предварительные захваты при борьбе - это такие захваты, которые дают удобные исходные положения для последующих основных захватов и проведения с ними бросков.

    Техника бросков в самбо

    Бросками называются приемы, с помощью которых противника из положения борьбы стоя сбрасывают в положение борьбы лежа.

    Броски в основном ногами. В таких бросках ноги самбиста действуют против ног или туловища противника и играют решающую роль в броске. Варианты бросков, в которых действиям ногой предшествует захват ноги противника, все равно рассматриваются как броски в основном ногами. Броски в основном ногами делятся на подножки, зацепы, подсечки, подсады и подбивы.

    Подножками называются такие броски, при которых самбист подставляет ногу сзади, спереди или снаружи (сбоку) ноги или ног противника и он с помощью рывка руками переваливается через нее. В момент проведения подножки обе ноги самбиста касаются ковра. Подножки делятся на передние, задние и боковые.

    Зацепами называются такие броски, при которых самбист ногой как бы захватывает одну из ног противника, а затем бросает его, вынося зацепленную ногу из-под центра тяжести противника и руками выводя его туловище за площадь опоры. Зацепы проводятся голенью, пяткой (ахиллесовым сухожилием) и тыльной частью стопы. Одновременный зацеп голенью и стопой одной и той же ноги за одну ногу противника называется обвивом. Одновременные зацепы стопой одной ноги за подколенный сгиб, второй - за ахиллесово сухожилие другой ноги противника называются двойным зацепом. Зацепы и обвивы могут проводиться как в стойке, так и с падением.

    Подбивами называются броски, при которых ноги противника подбиваются голенью или бедром самбиста одновременно с рывком руками в направлении, противоположном подбиву. Подхватом называется бросок, при котором ноги противника подбиваются бедром или голенью спереди, сбоку или изнутри. Если задней частью голени подбивается подколенный сгиб противника, то бросок называется отхватом. Подбив - это бросок, при котором передней частью голени подбивается подколенный сгиб противника. Особое место занимает двойной подбив, который делается одновременно двумя ногами во встречных направлениях. По традиции этот бросок называется "ножницами".

    Подсечками называются броски, при которых основным действием, вызывающим падение противника, является подбивание стопы, голени или колена противника пальцевой частью подошвы. Подсечки делятся на передние, задние, боковые и подсечки изнутри. Подсечки могут проводиться как в стойке, так и с падением.

    Подсадами называются броски, при которых самбист своей ногой приподнимает ноги или туловище противника и с помощью рук переворачивает его в соответствующем направлении. Подсады делятся на подсады бедром, голенью, подъемом и подсады подошвой. Подсады в туловище подошвой или голенью, при которых происходит бросок противника вперед через голову бросающего, называются бросками через голову. Подсады голенью и бедром могут производиться как в стойке, так и с падением. Броски через голову, подсад туловища с захватом двух пяток и подсад подъемом изнутри проводятся только с падением.

    Броски в основном туловищем . Это броски, при которых самбист частью своего туловища подкидывает ноги или туловище противника и перебрасывает его через себя. Броски в основном туловищем подразделяются на броски через тазовый пояс, броски через плечевой пояс, броски через спину, броски через грудь. Броски через тазовый пояс называют бросками через бедро, а броски через плечевой пояс - "мельницами".

    Бросками через бедро называют такие броски, при которых самбист подбивает верхнюю часть ног противника своим тазовым поясом и в противоположном направлении делает рывок руками. Броски через бедро можно делать как в стойке, так и с падением.

    "Мельницами" называются такие броски, при которых самбист перекатывает туловище противника через свои плечи, делая для этого разнообразные захваты. Броски "мельница" могут проводиться как в стойке, так и с падением.

    Бросками через спину называются такие броски, при которых самбист перекатывает через свою спину туловище противника. Бросок через спину, бросок захватом руки под плечо и бросок перекатом проводятся только с падением. Бросок захватом руки на плечо, обратный бросок через спину и бросок перетягиванием проводятся как в стойке, так и с падением.

    Бросками через грудь называются такие броски, при которых самбист подбивает живот противника нижней частью своего живота или двумя руками подсаживает вверх его грудь и живот и бросает его вправо или влево через свою грудь. Броски через грудь проводятся только с падением.

    Броски в основном руками. Это такие броски, при которых ноги самбиста не касаются ног или туловища противника, туловище его не переваливается через туловище самбиста, однако в некоторых случаях оно может быть использовано как дополнительная точка опоры для переворачивания противника спиной к ковру. В основном противник поднимается, переворачивается и повергается на ковер силою рук самбиста.

    Броски рывком за рукава - это броски, при которых самбист находящегося на дальней дистанции противника выводит из равновесия и бросает на ковер сильным рывком за рукава. По традиции они называются выведениями из равновесия.

    Броски рывком за ногу состоят из бросков, при которых одна рука захватывает ногу, а вторая - рукав, пояс, предплечье под плечо или нажимает на захваченную ногу. Ни ноги, ни туловище самбиста непосредственно не воздействуют на ноги и туловище противника. Броски рывком за ногу включают броски рывком за пятку, броски рывком за голень и броски рывком за бедро.

    Бросками рывком за две ноги называются броски, при которых самбист захватывает обе ноги противника - сразу, или поочередно. Они производятся без непосредственного воздействия ногами против ног противника. В них входят броски захватом двух ног, броски разнохватом двух ног и броски обратным захватом двух ног.

    Бросками кувырком называются такие броски, которые осуществляются рывком двух рук с нажимом на голову или лопатки противника. При этом ноги самбиста не касаются ног или туловища противника. Броски кувырком состоят из бросков кувырком вперед и в сторону.

    Переворотами называются такие броски, при которых самбист противника приподнимает и переворачивает руками в воздухе для броска на спину. При переворотах ноги самбиста не касаются ни ног, ни туловища противника. В некоторых случаях самбист использует туловище как дополнительную точку опоры для облегчения переворачивания противника. Перевороты делятся на передние, боковые и задние.

    В технику борьбы лежа входят:

    • исходные положения и вспомогательные действия;
    • прорывы оборонительных захватов;
    • заваливания;
    • переворачивания;
    • удержания;
    • болевые приемы;
    • комбинации из приемов борьбы лежа;
    • защиты против приемов борьбы лежа;
    • ответные приемы при борьбе лежа.

    Прорывами оборонительных захватов называются способы разъединения сцепленных или цепляющихся рук противника. Они делают возможным проведение болевых приемов или удержаний в таких ситуациях, при которых, не будь прорывов, самбист не сумел бы провести никакого приема.

    Заваливаниями называются способы перевода противника из положения стоя на колене или на коленях в положение лежа на спине. Они являются вспомогательными приемами и служат для подготовки противника к проведению на нем удержаний и болевых приемов.

    Переворачиваниями называются приемы, с помощью которых находящегося на четвереньках или лежащего ничком противника переворачивают в положение лежа на спине. Они являются вспомогательными приемами и служат для подготовки противника к проведению на нем удержаний и болевых приемов.

    Прикладной раздел боевого самбо менее известен широкой публике, чем спортивный, но отчасти из-за этого и более интересен. Именно прикладной раздел может дать ошеломительные и сногсшибательные ответы на «уличные» вопросы о курении и месте жительства. Квалифицированно и всеобъемлюще осветить актуальную тему уличной самозащиты может, наверное, общепризнанный специалист по боевому самбо - Валерий Волостных, признанный мастер, хорошо известный всем, кто интересуется этим видом единоборств.

    Обычно на улице нападают толпой. Какой ответ боевое самбо дает на «привычные вопросы» уличной шпаны?


    - Еще Харлампиев говорил, что можно побежать. Вся группа не может бежать с одной скоростью, в ряд или полукругом - кто-то вырывается вперед. Работаешь с ним, и получается поединок, а не бой со всеми. Одного быстренько нейтрализовал, и дальше бежать. Еще кто-то вырвется вперед - и его. И так далее. Толпа вытягивается в линию на бегу. Плохо, если тебя окружили. Тогда надо встать спиной к стене или чему-то подобному. Реальная ситуация не похожа на кино. Особенно если у нападающих есть еще какой-то уровень подготовки. Чудес не бывает. Бесконтактные бои, показываемые на эстраде, не сработают. Иначе в серьезных ситуациях это давно бы уже применялось: группами захвата, спецназом. В «Норд-Осте» применили газ и огнестрельное , никаких бесконтактных рукопашных боев не было. Во всех армиях мира применяют оружие, а не эстрадные чудеса.

    То есть критерий истинности - практический результат?

    Конечно, а как по-другому? В случае с бесконтактным боем результата, как правило, нет. Результаты на эстраде - это показательные выступления, как и в айкидо. Нет проверки на практике.

    Кстати, как профессор кафедры физвоспитания и спорта, скажите: должен ли боец разбираться в теории спортивной науки?

    В большей степени должен знать нюансы тренер. Этим он от спортсмена и отличается: спортсмен из любого вида единоборств может просто показать свой коронный, излюбленный прием или какую-то наработанную тактику. А тренер должен дать школу, показывать не свое, а веер, разнообразную технику. Это еще Харлампиев говорил: «Не делай, как я». И из этого многообразия техники, которое осваивает ученик, в результате отработки приемов выкристаллизовывается круг излюбленных приемов - это если мы говорим о спорте. И на основе этого в подсознании возникает динамический стереотип. Человек автоматически проделывает свои коронные элементы на высоком уровне. Он может порой победить только при помощи этого небольшого круга приемов, сформированного в результате большой работы.

    Ну а если мы говорим о прикладном разделе, там круг приемов еще более узкий. Многообразия техники не нужно - потому что у человека не должно быть проблемы выбора. В экстремальной ситуации все должно быть быстро - этим и отличается прикладной поединок от спортивного. Прикладная схватка обычно возникает неожиданно, в экстремальных условиях. В спорте мы приблизительно знаем, что и как. Стресс может возникнуть только оттого, что на психику давят титулы соперника (если о них знаем) или сама атмосфера соревнований. А в остальном примерно все равное - на ковер выходят противники одинакового уровня. Такого не бывает, чтобы чемпиону мира или заслуженному мастеру спорта противостоял новичок.

    На улице мы не знаем, кто против нас выходит. Страх и происходит от неизвестности. При этом на улице обычно большой нападает на маленького. Или несколько противников - два-три человека, что тоже давит на психику. А ведь бывает и такое, что у нападающего есть оружие: кирпич, палка, нож и даже пистолет. Это тоже повышает уровень стресса у того, на кого нападают. Поэтому на улице желательно сработать быстро.

    И если в голове в этот момент возникнет проблема выбора, мы начнем вспоминать, какие приемы знаем, как руку поставить, как схватить - мы упустим драгоценное время. Пока человек будет вспоминать - ему уже дадут дубиной по башке.

    Валерий Валентинович, так что же делать в случае реальной угрозы? И как в такой стрессовой ситуации поступает мастер боевого самбо? На чем он останавливает свой выбор?

    Когда круг рациональных приемов узок, то проблемы выбора нет. В прикладном разделе мы не даем много техники - у человека будет каша в голове, да и может быть мало времени на тренировки. Поэтому даем только самое рациональное, самое-самое нужное, ничего лишнего. У человека не должно быть путаницы в голове, только принципы: естественных движений, сохранения равновесия, ухода с линии атаки, вхождения в зону ближнего боя, атаки по уязвимым зонам, комбинационный (серийный) принцип. Серийный - это значит делать ставку не на один удар, а на серию. Если провести аналогию с оружием, то это не один выстрел из пистолета или пушки, а залп ракетной установки, когда накрывается целый квадрат. Так что даже целиться почти не надо. Нельзя надеяться на один удар и ждать, что противник упадет, как в фильмах про карате: противник может быть в бронежилете, рука может чуть соскользнуть. Всегда должен быть запас надежности - и принцип серийности его дает. Что-то не прошло, тебя это не волнует - сразу четыре-пять движений! Все беспрерывно. Еще есть принцип быстроты реагирования, ощущения действия. И психика должна быть натренирована. Например, взяли за руку, сразу уходишь с линии атаки, не ждешь чего-то там, не думаешь. Причем с линии возможной атаки - пусть ее реально и нет. Но она может быть!

    - Размышлять здесь некогда…
    - Конечно. Если начнешь задумываться, то упустишь момент, и когда будет атака, среагировать уже не успеешь. Поэтому только тебя взяли за руку, ты уже находишься сбоку или за спиной противника. И уже имеешь преимущество. Пусть он даже не будет бить, но агрессию он уже проявил. И ты можешь его уничтожить, травмировать или задержать - смотря по задаче.

    Поэтому при изучении прикладного раздела всем дается один и тот же узкий круг технических элементов. Каждый спортсмен опытным путем, на основе практики, соревнований приходит к каким-то движениям, которые у него получаются лучше всего. И этот круг приемов шлифуется как бы сам собой. И для создания этого круга нужно смотреть не на чьи-то коронные приемы, а изучить классическую школу: делать броски через бедро, через спину, мельницу, через голову, зацепы, подсечки, обвивы и так далее. И из всего многообразия ты возьмешь свои элементы, что-то тебе больше будет нравиться, что-то будет лучше получаться в зависимости от телосложения, психики. И за счет этого круга своих приемов, которые у тебя здорово будут получаться, ты отчасти и будешь побеждать - если речь идет о технике. Кроме этого есть и физические качества, волевые, психологическая подготовка.

    Но как найти этой «свой» комплекс приемов? Смотреть на мастеров? Копировать их движения?

    Если мы опять завели разговор о теории, то ни один спортсмен, даже чемпион, феноменально владеющий какими-то приемами, не может «зеркально» передать ученику свои приемы. Все делают по-своему. В общем, нужно давать весь комплекс технических элементов, а уж каждый сам возьмет из него свое. Тренер, конечно, может посоветовать, определить наиболее приемлемые для ученика приемы, технические элементы. Но не рекомендовать: «Я так делаю, повторяй за мной». Это восточный подход. Там у учеников нет критического восприятия, просто слепое копирование. И многие, даже сенсеи, не могут объяснить, почему они выполняют тот или иной элемент именно так. У нас иной менталитет, мы не можем, не задумываясь, повторять, как роботы - показали, и вперед.

    Подход к изучению должен быть критичным: ты можешь сомневаться, задавать вопросы. В борцовских техниках, идущих из глубины веков, есть ценные вещи, но есть и «мусор», который надо выметать. А мы бездумно берем все вместе. Зачем? И живем мы здесь, а не в той же Японии. Я считаю, что все надо адаптировать к нашей почве. Россия - в центре континента: между севером и югом, западом и востоком. Все пути сходятся здесь. Мы должны брать все лучшее, и не только в единоборствах.

    Не нужно стесняться учиться у кого-либо, если мы видим, что это рационально, интересно, правильно. Я и сам не стеснялся заниматься у Н. Борисова и В. Вязьмина (мастера борьбы дхарма-мага).

    То есть ничего нельзя принимать на веру, всегда надо задаваться вопросом: для чего это нужно, в чем цель?

    А как же? В этом и есть суть научного познания. В условиях войны такой подход неприменим, так как самостоятельность скажется на дисциплине. А в тренировочных условиях, конечно, нужно задумываться. Показывают мне какие-то движения хитрые - на чем они основаны? Но у каждого тренера свой подход, своя методика. Это вопрос педагогики. Можно сразу все досконально объяснить. Можно потом. В педагогике есть так называемый «проблемный метод»: создать проблему, чтобы человек сам дошел до ее решения. То есть не разжевываешь ему все, не рассказываешь до конца, и человек сам приходит к решению. Ценный метод. И понимание сути вопроса в этом случае более глубокое.

    Вы упомянули «проблемный метод». Имеет ли он отношение к стрессовой методике, когда перед учеником ставится задача и создаются такие условия, что он вынужден ее выполнить?

    Для прикладной подготовки «проблемный метод» подходит меньше, так как прежде всего мы тренируем быстроту реагирования - в основном проблема в этом. Нужно мгновенно среагировать, не испугавшись. «Проблемный метод» больше подходит спорту, так как он направлен на постепенное осознание некоторых вещей, в большей степени технических элементов. Человек не спеша доходит до того, почему в той ситуации лучше подсесть, например. Для прикладной подготовки главное - четко сработать. Времени там нет. Например, влетят в это помещение бандиты - надо сразу реагировать, а иначе проткнут «пикой» или выстрелят из пистолета. Конец.

    И здесь надо, чтобы правильно сработала психика: сразу увернуться, спрятаться, сделать кувырок за колонну, а иначе ты уже прошит очередью из автомата.

    - А как выстроить методику подготовки прикладного раздела боевого самбо для каждого конкретного человека? С чего начать? Поделитесь секретами.

    В идеале все должно быть гармонично, и нужно к прикладной подготовке обязательно добавлять и спортивную: атлетизм, поединки. На мой взгляд, так должно быть в каждой нормальной школе. Понятно, что одинаково заниматься и владеть чем-либо все не будут, так как люди все разные. Есть бойцы, готовые от природы. Есть люди, которых не нужно психологически готовить к прыжкам с парашютом - могут прыгать без проблем. А есть, наоборот, те, кто не могут преодолеть инстинкт самосохранения. Не нужно ориентироваться ни на первых, ни на вторых. У каждого от природы свой потолок. Большинство же может прыгнуть после подготовки.

    Но мы говорим о «школе». В ней кроме спортивной должна быть и хорошая спецподготовка. Но тут уже смотря, какие цели. Если это, к примеру, спецназовец, ему нужно решать свои функциональные задачи. Мы с ним будем работать именно по этим вопросам и меньше давать соревновательной практики. Тому же, кто готовится к чемпионату мира, наоборот, нужна только начальная степень прикладной подготовки.

    Но спецназы тоже бывают разные с разными задачами. В целом, если грубо поделить, их три: уничтожение, травмирование без уничтожения, задержание без травмирования. Хотя они переплетаются между собой. И психика должна быть подготовлена соответственно. Например, если задачей стоит уничтожение, то в голове не должно быть ничего другого. Или ты - или тебя. Бывает, что по закону боец имеет право травмировать противника, но не может убивать - тот же ОМОН, например. Третье - задержание без травмирования - самая сложная задача. Один на один с противником эту задачу выполнить сложно, обычно ее решают двое. Справиться одному - большое искусство, нужно на голову по мастерству превосходить соперника.
    Есть и более узкие задачи: у охранников, телохранителей, спецназа морской пехоты, спецназа ГРУ, спецназа ФСБ - групп «Альфа», «Вымпел» и других. Каждое подразделение имеет свои нюансы.

    Давайте подробнее поговорим о стрессовой методике.

    В спорте тоже присутствует стресс, но там есть врач, судья, и никто не заинтересован в твоей смерти. В реальной ситуации есть только враг, который может тебя покалечить или даже убить. И если ты испугался, то и навыки твои могут не сработать.

    Обучение прикладному разделу проводится быстрее, потому что нет смысла готовить специалиста десять лет, чтобы потом он мог действовать. За счет особой методики боевого самбо время подготовки сокращается.

    Например, сначала мы изучаем защиту от ножа. Изучили траектории - повышаем скорость. Сначала работаем с пластиковой бутылкой, потом с деревянным муляжом, потом с металлическим ножом или аналогом палки или ножа. Потом уже с ножом настоящим.

    Поэтому появляются специальные задания. Стою спиной к противнику, по хлопку или другому сигналу резко оборачиваюсь, он меня уже бьет. Я должен защититься. Даже если оружие не настоящее, для организма это уже стресс. Уже сложнее работать. Это и есть тренировка на внезапность. Постепенно добавляем проблему выбора. Вначале я знаю, что будет только один удар ножом или палкой - сверху, например. Потом он может ударить или сверху, или сбоку. А потом, вообще, может ударить палкой, может ножом, а может ногой. Я этого не знаю. Или будут нападать уже несколько человек. И когда я поворачиваюсь, то должен мгновенно среагировать. Вот это и есть тренировка психики. Но такими упражнениями нельзя увлекаться. Есть ограничения, психику тоже надо беречь. Сделал определенное количество повторений - передохни.

    Далее упражнение становится еще более сложным. Стоим лицом к лицу на расстоянии двух метров. Партнер делает кувырок по направлению ко мне, только вскакивает - я сразу наношу удар. Вначале он знает какой, а на следующих стадиях уже нет. Ножом, кулаком, ногой, палкой - его это на данном этапе уже не должно волновать. Мгновенно отреагировать, уйти с линии, снести голову с плеч и добить.

    Если речь идет о задержании, то, конечно, не голову с плеч, а самого противника положить на землю и завести ему руку за спину.

    Потом тренировка опять усложняется: партнер стоит спиной ко мне. Я толкаю его в спину, он делает кувырок. Я иду за ним. Он вскакивает, оборачивается - в это время я нападаю.

    Или, например, как я тренировал чоповцев: боец выходит из тренерской комнаты или из «качалки» а на подоконнике человек с дубиной - прыгает и сразу бьет. А из-за двери другой с пистолетом. А третий нападает с ударом ноги. Боец знает, что будет нападение, но что и как - нет.

    Мы моделируем ситуации, постепенно их усложняя, и человек уже начинает ориентироваться. И охранники сдавали таким образом зачеты по отражению нападения. Если не так сработал, то зачет не ставится. Причем есть еще и определенные критерии: он не должен уходить в захват, тратя на это драгоценные секунды. Потому что если ты схватил одного - хорошо, но их там еще двое. Ошибка! С одним еще можно схватиться, как-то бороться, но не с группой. Поэтому чистым борцам приходится переучиваться. В прикладной подготовке захваты не нужны за исключением некоторых случаев. Лучше делать захват локтевым сгибом, чтобы не сковывать себя. Ну и, конечно, нужна ударная техника.

    Хватая кого-то, мы сами нейтрализуем свои же конечности, и от двух-трех человек защититься не сможем?

    Да. Захват попросту нерационален. Борец может защититься, если он обладает подготовкой высокого уровня, но мы же ничего не знаем о тех, кто будет нападать. А нам нужен запас надежности. Поэтому лучше действовать рационально. Мы в нашей прикладной подготовке отрицаем даже подворот через спину, потому что вообще нельзя поворачиваться к противнику спиной. Вдруг что-то не получится - даже у спортсмена высокого класса не всегда все выходит. В прикладной подготовке техника немного другая. Конечно, какие-то борцовские элементы мы применяем, но очень дозированно.

    Например, бросил борец красиво через спину с колен, а сзади подошел второй и ударил кирпичом. Поэтому на улице нельзя падать, нельзя вставать на колени для броска, нельзя поворачиваться спиной, надо по возможности защищаться одним противником от других и видеть всю обстановку в целом. Техника позволяет, делая прием, видеть, что у тебя находится за спиной - а вдруг кто-то уже наставил пистолет. И у тебя есть шанс прикрыться противником или сделать кувырочек - если есть куда. По крайней мере, шанс есть. Если же ты «завязался» с одним противником, то уже ничего вообще не видишь.

    - Применимы ли в бою с группой удары ногами?

    Конечно! Но не удары по высокому уровню. Голень, колено, пах. Так надежнее. Для выполнения ударов по высокому уровню нужен высокий уровень мастерства. Таких людей, которые наработали удары ногами до такой степени, что могут бить как в кино - единицы. В том же спорте профессионалы мало крутят ногами. Но для нас очень важен принцип сохранения равновесия. При высоких ударах ногами возникает опасность потерять равновесие.

    Есть мнение, что в бою с группой нужно только атаковать, а не защищаться.

    Ситуации бывают разные. Ты не можешь знать, будет нападение или нет. Иногда нужно напасть первым, если ты чувствуешь, что схватка неизбежна. Потому что так сразу получаешь преимущество. Выгодно атаковать главаря группы, так как это может психологически подавить остальных, которые, возможно, откажутся от драки. Но невозможно дать рекомендации на все случаи жизни. Элемент непредсказуемости присутствует всегда. Надо тренироваться, изучать рациональные вещи, учиться чувствовать, готовить психику, иметь спортивные навыки - все это даст определенный запас надежности. Гарантию же никто никому дать не может. Чемпион, крутой спецназовец… Когда нужно, убирают всех - за два километра, с помощью оптического прицела.

    Поэтому я здесь рассказываю только о тех случаях, когда мы реально можем противостоять нападению. На тренировках мы готовим людей для того, чтобы в нужный момент сработало подсознание и человек смог дать мгновенный отпор дерзкому и сильному противнику.

    Болевые приемы с удержания со стороны головы

    Рычаг локтя захватом руки между ног: если противник
    пытается освободиться от удержания,упираясь рукой в
    подбородок,необходимо захватить его руку в «замок»
    (левой рукой захватить запястье правой руки противника,
    правой рукой из-под его локтя захватить запястье своей
    левой руки),подтянуть колени к голове противника,левую
    ногу положить сверху на его шею,правой голенью
    упереться в туловище противника так,чтобы рука его была
    зажата между бедер.Если противник в момент перехода на
    болевой прием успеет захватить кисть атакуемой руки
    своей второй рукой,разрывать захват необходимо в
    сторону его головы.Хороший эффект создает надавливание
    на руку противника сверху своей рукой,держащей за
    запястье-происходит ущемление мышц его руки,и от
    болевого ощущения захват распускается (рис. 88,89,90).
    С этого удержания можно выполнять узел руки наружу через
    грудь.Если противник обхватил туловище руками и сковывает
    действия борца,необходимо,захватив одну из его рук за
    локоть сверху,сделать высед в сторону этой руки.Ногой,
    ближней к противнику,перекрыть его туловище,ограничив
    возможность передвижения.Прогибаясь,приподнять локоть
    противника вверх.

    Болевые приемы с удержания сбоку

    Рычаг локтя через бедро: если противник пытается уйти с
    удержания,упираясь кистью в подбородок,необходимо
    перехватить эту руку за запястье,подвести бедро под нее
    и сделать перегибание руки в локтевом суставе (рис. 91).
    Если трудно выпрямить руку,нужно резко подвести
    предплечье атакуемой руки под голень. Поворачиваясь на
    живот в сторону головы противника,сделать узел руки
    наружу (рис. 92).
    Если противник обхватил туловище руками,необходимо подвести
    свое предплечье под его локоть и,подняв этот локоть вверх,
    сделать узел руки внутрь (нельзя позволять противнику
    выпрямлять руку) (рис. 93).

    Болевые приемы с удержания поперек

    Узел наружу: если противник пытается уйти с удержания,
    упираясь в подбородок,необходимо перехватить его руку
    за запястье рукой со стороны головы и отвести ее в
    сторону,второй рукой из-под локтя атакуемой руки
    захватить запястье своей руки.Приподнять плечо
    противника вверх,прижимая его предплечье к ковру
    (рис. 94,95).
    Если противник выпрямляет атакуемую руку,необходимо
    сделать ему рычаг локтя,перегибая руку через предплечье
    (рис. 96).
    Если только есть возможность захватить руку противника
    рукой со стороны ног,то второй рукой необходимо захватить
    запястье своей руки из-под локтя противника.Приподнимая
    плечо противника,отвести предплечье его руки вниз и
    сделать узел руки внутрь (рис. 97).
    При выпрямлении противником руки сделать рычаг локтя
    через предплечье.Если противник обхватил туловище,
    необходимо захватить его дальнюю руку сверху и,начав
    забегание в сторону головы противника,перейти на рычаг
    локтя захватом руки между ног (рис. 98).

    Болевые приемы с удержания верхом

    Рычаг локтя захватом руки под плечо: если противник
    упирается в грудь прямыми руками,не давая прижаться к
    нему,необходимо быстрым круговым движением руки (изнутри
    наружу) подвести его руку под плечо.Упираясь второй
    рукой в плечо противника,сделать рычаг локтя через
    свое предплечье (рис. 99).
    Если противник упирается согнутыми руками,захватить
    одну из его рук в «замок» и маховым движением перенести
    свою ногу со стороны захваченной руки на шею противника.
    Скрестить ноги и сделать рычаг локтя захватом руки между
    ног (рис. 100, 101).

    Болевые приемы с удержания со стороны ног

    Ущемление ахиллова сухожилия: если противник не дает
    прижаться к нему,упираясь руками (не захватывая куртку),
    необходимо захватить пятку его ноги предплечьем,заведя
    стопу себе под плечо.Сесть,продвинув колено своей ноги
    между ног противника,и зажать его ногу между бедер.
    Приподнимая свое предплечье вверх,сделать ущемление
    ахиллова сухожилия (рис. 102).Если противник держится
    за куртку,необходимо захватить его стопу под плечо,
    маховым движением ноги перевернуть противника на живот
    и сесть ему на ягодицы,выставив ногу вперед для упора.
    Движением предплечья вверх сделать ущемление ахиллова
    сухожилия (рис. 103).
    Рычаг колена: захватив колено противника рукой,маховым
    движением бедра наружной ноги обхватить его ногу своими
    бедрами (ноги согнуть).Выпрямляя ногу противника,подать
    свой таз вперед и сделать перегибание ноги в коленном
    суставе (рис. 104).