Семикратная чемпионка мира по высшему пилотажу. Женщина-пилот Капанина Светлана: биография, деятельность и интересные факты. Семейная жизнь летчицы

Знаменитая летчица Капанина рассказывает о встрече с Путиным, любви к родине и трудностях российского летного спорта.

[:rsame:]

Если верить ведущему «Момента истины» Андрею Караулову, который «отвечает за каждое свое слово», Владимир Путин пришел в восторг, узнав, что в России есть эта женщина – самая титулованная летчица мира Светлана Капанина. В последние дни 2014-го она получила орден Мужества в Кремле.

Женщина-летчик – оригинально само по себе. Вдвойне удивительно то, что семикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу еще летает, побеждает и верит в возрождение российской авиации. Потому что пока все ее победы – не благодаря, а вопреки...

Сборная России – частная лавочка

– Первую государственную награду – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени – получила из рук Виктора Черномырдина, который был тогда премьером, – вспоминает Светлана. – В 2002 году, как раз через полтора месяца после того, как родила сынулю Пересвета, Владимир Владимирович вручил мне орден Почета. Затем мои документы несколько раз подавали на Героя России... Но бумаги всегда терялись. И вот спустя 12 лет Владимир Владимирович наградил меня орденом Мужества.

– О чем вы говорили с Путиным? Он не каждый день видит женщину, которая «делает» асов всего мира.

– Владимир Владимирович сказал, что «очень красивая летчица»...

Светлана Капанина в воздухе / Из личного архива

– И всё?

– Что могла – озвучила. Последние годы обстановка в самолетном спорте все хуже и хуже. Нас, четырех членов сборной команды России по высшему пилотажу, поддерживает фирма Сухого. Остальные перебиваются кто как может...

– Про сборную по высшему пилотажу впервые слышу.

– В России о нас мало кто знает. Зато за границей российские пилоты хорошо известны.

На сегодня сборная команда России по высшему пилотажу – как частная лавочка. Во-первых, из-за неадекватности руководства. Во-вторых, отношение госструктур никакое.

– А что Мутко?

– Давно поднимаю вопрос о создании центра высшего летного мастерства для сборных команд России по авиационным видам спорта. Было много встреч и обсуждений. Пока все решается положительно.

Летать не на чем

– Получается, наш высший пилотаж на низшем уровне?

– Весь спорт поделили на олимпийские и неолимпийские виды. Первые имеют всё, вторые не имеют ничего. Грустно. Потому что многие неолимпийские виды спорта приносят стране бо´льшую славу, чем олимпийские.

Я училась мастерству при советской системе ДОСААФ. Не представляете, насколько больно наблюдать, как все разваливается... Средний возраст членов нашей команды – 47 лет. Готовимся не круглый год, а только за два месяца до соревнований. Сосуды головы не подготовлены к большим перегрузкам, особенно отрицательным. Здоровье уходит колоссально...

Светлана Капанина / Александр Алешкин

– Если вы в фирме Сухого, то почему летать не на чем?

– Производство лучших в мире спортивных пилотажных самолетов – СУ-26 и его модификаций – закрыто уже много лет. Говорят, что они устарели. Но это неправда. Если бы они выпускались и периодически модернизировались, то до сих пор были бы лучшими в мире еще лет 20, а то и больше.

– За неимением российских «сушек» летаете вы сейчас на немецком самолете «Экстра-330»...

– Мы только начинаем переходить на «Экстру». Команда до сих пор держалась на «сухих». Сначала было три, потом два, сейчас остался один самолет… Да и его больше ремонтируем, чем летаем... В прошлом году отправились на чемпионат мира на неисправном самолете. Он перегревался и начинал вытворять чудеса со знаком минус. Но команда все равно боролась за призовые места.

Спортсмены сами ищут возможность тренироваться… Много лет ходим с протянутой рукой. Один час налета по старому курсу доллара стоил около 28 тысяч рублей. А сейчас я даже боюсь назвать сумму. Техника иностранная, авиационный бензин в России не выпускается – значит, тоже надо покупать за рубежом. И масло не наше. Поэтому сейчас многие сидят на земле… А в этом году два серьезных старта: чемпионат мира и Всемирные воздушные игры. На чем будем участвовать, как и на какие средства? Не­известно.

[:same:]

– Кто же сдвинет дело с мертвой точки, если даже вы, суперчемпионка, которая встречалась лично с президентом…

– Еще член высшего совета партии «Единая Россия».

– Тем более. Но и это не помогло!

– Вся надежда на министерство спорта и ДОСААФ, куда сейчас назначили нового председателя – Александра Колмакова. Но хватит ли у него сил разгребать эти авгиевы конюшни?..

Мы относимся к техническим видам спорта, но как спорт высших достижений должны финансироваться Минспорта. С другой стороны, авиационный спорт – спорт двойного назначения и без Минобороны нам не выжить. Армия в нас тоже нуждается. Без пилотажа военные летчики – просто извозчики.

Медали и кубки храню в шкафу

– Правда, что в Китае вам хотели памятник поставить?

– И в Китае, и в Японии отношение самое восторженное. Фотографировали меня, снимали мерки. Но сменилось руководство города, и я не знаю, что там с этой идеей.

– Что за история, когда вы на спор пролетели в узком ущелье?

– В Китае проводился Гран-при Кубка мира. Из женщин участвовала только я. Китайцы любят все экстремальное, вот и предложили пилотам пролететь через сквозное отверстие в горе. Существует поверье, что тот, кто пройдет сквозь эти «ворота», познает смысл жизни. А если пролететь, то вообще…

Светлана Капанина / Из личного архива

– Станешь пророком?

– Наверное... Но мне лететь не хотелось. Согласилась, чтобы потом не говорили: «Мужики полетели, а баба опять испугалась». Подходит ко мне корреспондентка: «Как вы будете пролетать через это ущелье?» «А как бы вы, – спрашиваю, – хотели?» И девушка показывает рукой вот так: «на ноже». Вошла в пещеру на правом ноже, обратный полет, на левый нож, вышла многократными управляемыми бочками.

А года через два, тоже в Китае, у нас был полет для занесения в Книгу рекордов Гиннесса: 10 самолетов должны были одновременно пролететь под одним мостом, каждый в своем проеме. Так организаторы, вспомнив пролет в ущелье, посмеялись: «Светлана, ты только бочку фиксированную там не делай – высоты не хватит»…

– Вам предлагали работать за границей?

– И сейчас зовут. В принципе есть вариант уехать... Но я все-таки надеюсь, что у нас что-нибудь изменится.

– Не думали бросить спорт и посвятить себя семье?

– И так стараюсь посвящать себя семье…

– Но полет – это риск.

– Да, после рождения детей ко мне пришло осознание опасности.

– Бочки другие стали?

– Не стали, но в то ущелье уже вряд ли бы полетела. Только если бы это помогло улучшить жилищные условия. Пусть это будет мелко, «по-женски», как говорит мой муж...

– Кстати, где храните медали? Только золотых 69.

– Да… в шкафу они. У меня сестра смеется: «Пригласи к себе «Квартирный вопрос». Пусть оформят тебе комнату, развесят нормально медали, расставят кубки. А то все кучей валяется».

Но и «Квартирный вопрос» не смог бы разместить мои награды – площади маловато.

Отец:

Владимир Васильевич Капанин

Мать:

Галина Григорьевна

Супруг:

Владимир Степанов

Дети:

сын Пересвет, дочь Есения

Награды и премии:
Сайт: К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Светла́на Влади́мировна Капа́нина (Томмигерл) (род. 28 декабря 1968 года) - российский пилот и семикратная абсолютная чемпионка мира среди женщин по высшему пилотажу , заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России, лётчик-инструктор «ОКБ Сухого». Член Высшего совета партии «Единая Россия » .

Воспитанница Курганского АСК ДОСААФ СССР. Лётчик-инструктор I класса пилотажной группы Лётно-испытательной и доводочной базы ОКБ Сухого . Проживает в Москве .

Биография

Светлана Владимировна Капанина родилась 28 декабря 1968 года в городе Щучинске Щучинского района Кокчетавской области Казахской ССР (ныне Акмолинская область , Казахстан) в семье рабочих.

Увлекалась мопедами, мотоциклами, занималась спортом. Отстаивала честь школы и класса во всех спортивных мероприятиях и «Зарницах» . Хорошо бегала на короткие дистанции, шесть лет занималась спортивной гимнастикой, выполнила норматив кандидата в мастера спорта.

После восьмого класса поступила на фармацевтическое отделение Целиноградского медицинского училища и в 1987 году окончила его. По распределению направлена в Курган , в аптеку при железнодорожной больнице.

В 1988-1991 годах работала техником-электриком связи Курганского авиаспортклуба ДОСААФ .

В 1991-1992 годах работала лётчиком-инструктором Иркутского авиаспортклуба ДОСААФ .

С 1992 года - лётчик-инструктор Курганского авиаспортклуба РОСТО.

Авиаспорт

Награды

  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1995)
  • Заслуженный мастер спорта России по высшему пилотажу (самолётный спорт, 1995).
  • Кандидат в мастера спорта СССР по спортивной гимнастике.
  • Почётный гражданин Курганской области (2 февраля 2015, за выдающиеся заслуги, способствующие повышению известности и авторитета региона )
  • Почётный гражданин штата Оклахома , США (1996)
  • Именная медаль «100 лет со дня организации FAI» - как лучшему пилоту столетия.
  • Золотая именная медаль FAI Sabiha Gökçen , как единственная 5-и кратная Абсолютная Чемпионка Мира по высшему пилотажу (2005)
  • Медаль Centenary ,Международная авиационная федерация (2008) .
  • Орден «За заслуги» III-степени, РОСТО (2007).
  • Орден «За заслуги» I-степени, ДОСААФ.
  • Медаль им. А. И. Покрышкина (РОСТО, 1997).
  • Медаль «80 лет ОСОАВИАХИМ (ДОСААФ-РОСТО)» (2007).
  • Диплом Paul Tissandier , Международная авиационная федерация (FAI), 1997
  • Кубок «Лучшая женщина Чемпионата Европы» (2008).
  • Академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ
  • Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» (2003).
  • Лауреат Национальной спортивной премии «Слава» (2007).

Достижения

Светлана завоёвывала награды чаще, чем кто-либо из коллег . Также, она была лучшей среди женщин на Всемирных Авиационных Играх 2001 - абсолютный чемпион среди женщин в 1997 и 2001 гг.

Семья

  • Отец Владимир Васильевич Капанин, работал таксистом и занимался фигурным автовождением на льду, был вице-чемпионом Казахстана. Впоследствии стал егерем Рыбохотнадзора.
  • Мать Галина Григорьевна, бухгалтер на базе в Промторге, а потом оператор автозаправки.
  • Сестра Лариса.
  • Брат Олег.
  • Муж Владимир Степанов, заслуженный тренер России и судья Международной категории, имеет четвёртый дан по карате.
  • Сын Пересвет.
  • Дочь Есения.

Напишите отзыв о статье "Капанина, Светлана Владимировна"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)

Видео

  • www.baxtereld.com/images/Video/haute_volatige.wmv (англ.)
  • www.patrickviation.com/videos/Ryzg/418/ (англ.)

Отрывок, характеризующий Капанина, Светлана Владимировна

Несколько людей присоединились к первым.
– Вишь, полыхает, – сказал один, – это, господа, в Москве пожар: либо в Сущевской, либо в Рогожской.
Никто не ответил на это замечание. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разгоравшееся пламя нового пожара.
Старик, графский камердинер (как его называли), Данило Терентьич подошел к толпе и крикнул Мишку.
– Ты чего не видал, шалава… Граф спросит, а никого нет; иди платье собери.
– Да я только за водой бежал, – сказал Мишка.
– А вы как думаете, Данило Терентьич, ведь это будто в Москве зарево? – сказал один из лакеев.
Данило Терентьич ничего не отвечал, и долго опять все молчали. Зарево расходилось и колыхалось дальше и дальше.
– Помилуй бог!.. ветер да сушь… – опять сказал голос.
– Глянь ко, как пошло. О господи! аж галки видно. Господи, помилуй нас грешных!
– Потушат небось.
– Кому тушить то? – послышался голос Данилы Терентьича, молчавшего до сих пор. Голос его был спокоен и медлителен. – Москва и есть, братцы, – сказал он, – она матушка белока… – Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера.

Камердинер, вернувшись, доложил графу, что горит Москва. Граф надел халат и вышел посмотреть. С ним вместе вышла и не раздевавшаяся еще Соня, и madame Schoss. Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Пети не было больше с семейством; он пошел вперед с своим полком, шедшим к Троице.)
Графиня заплакала, услыхавши весть о пожаре Москвы. Наташа, бледная, с остановившимися глазами, сидевшая под образами на лавке (на том самом месте, на которое она села приехавши), не обратила никакого внимания на слова отца. Она прислушивалась к неумолкаемому стону адъютанта, слышному через три дома.
– Ах, какой ужас! – сказала, со двора возвративись, иззябшая и испуганная Соня. – Я думаю, вся Москва сгорит, ужасное зарево! Наташа, посмотри теперь, отсюда из окошка видно, – сказала она сестре, видимо, желая чем нибудь развлечь ее. Но Наташа посмотрела на нее, как бы не понимая того, что у ней спрашивали, и опять уставилась глазами в угол печи. Наташа находилась в этом состоянии столбняка с нынешнего утра, с того самого времени, как Соня, к удивлению и досаде графини, непонятно для чего, нашла нужным объявить Наташе о ране князя Андрея и о его присутствии с ними в поезде. Графиня рассердилась на Соню, как она редко сердилась. Соня плакала и просила прощенья и теперь, как бы стараясь загладить свою вину, не переставая ухаживала за сестрой.
– Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня.
– Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва.
И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение.
– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.

«Королева небес», «Принцесса на горошине», «Сибирский Ангел»… Какими только эпитетами не награждали Светлану Капанину журналисты и поклонники! А все потому, что дело, которому она посвятила свою жизнь, поистине достойно самых высоких похвал. Ведь не только ради собственного удовольствия занимается эта белокурая красавица высшим пилотажным спортом - она честь России подняла на недосягаемую высоту и уверенно держит первенство в мире, оставив позади немало титулованных летчиков-мужчин из разных стран.

Визитная карточка
Абсолютная Чемпионка России - 1991, 2001.
Абсолютная Чемпионка Европы - 1997, 2006.
Абсолютная Чемпионка Всемирных Воздушных Игр - 1997,
2001.Абсолютная Чемпионка Мира - 1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007.
Единственная женщина обладатель Кубка мира Гран-при.
Обладательница 38 золотых медалей чемпионатов мира в отдельных упражнениях, единственная среди мужчин и женщин за столетнюю историю спортивной авиации обладающая таким количеством абсолютных титулов.
Летчик-инструктор 1-го класса ОАО «ОКБ Сухого».
Член сборной команды России по высшему пилотажу.
Заслуженный мастер спорта России.
Заслуженный тренер России.
Лауреат Национальной спортивной премии «СЛАВА».
Лауреат Национальной премии общественного признания «ОЛИМПИЯ».
Академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка России.
Студентка Курганского государственного университета.

При множестве своих титулов, медалей и побед она вмиг стала известна широкой российской аудитории, когда в ходе авиасалона «МАКС» в г. Жуковском в августе 2007 г. решительно подошла к Президенту Владимиру Путину и вступила с ним в диалог о положении дел в спортивной авиации. После чего спокойно села неподалеку, рядом с украинским премьером Виктором Януковичем. Как позже отметили СМИ, поведение незнакомки в красном летном комбинезоне вызвало шок у охраны Президента и его пресс-службы, поскольку не было предусмотрено протоколом. Но на то она и Светлана Капанина - пассионария небесных просторов…
- Светлана, Вы действовали импульсивно, спонтанно? Или вопрос, что называется, назрел?
- Я очень рада, что вмиг страна узнала, что есть такой спорт - высший пилотаж на самолетах. Да, вопрос назрел и уже давно. Если быть точной, первая встреча с Владимиром Владимировичем Путиным состоялась в 2002 г. в Кремле при вручении мне ордена Почета. Президент уже тогда, при всей его загруженности, с большим вниманием отнесся к проблемам самолетного спорта. И поэтому неожиданностью, а тем более спонтанным и импульсивным шагом мое обращение к Президенту России назвать нельзя. На «МАКСе» наш диалог о проблемах самолетного спорта был продолжен.
Родилась Светлана в далеком казахском городке Щучинске в рабочей семье. Любила в одиночестве часами смотреть на огонь, воду и… в небо. В 10 лет уговорила родителей купить ей мопед. Постигая азы вождения и замирая от восторга, девочка мечтала продолжить тесную дружбу со скоростью, риском и опасностью - остро желала попасть в школу каскадеров. Можно представить состояние родителей, чья экзотическая дочь смыслом жизни видела то, от чего у обычных людей сердце уходит в пятки и перехватывает дыхание.
Света оказалась послушной дочерью, уступила просьбе родителей и по окончании школы пошла учиться самой мирной в мире профессии - фармацевта.
Трудно представить, что происходило с вольнолюбивой, устремленной в небо душой девушки, когда она работала в аптеке среди пузырьков и пипеток! Страстно мечтая прыгнуть с парашютом, Света записалась в аэроклуб.
- Женщина в кабине пилота - явление неординарное. Что Вы испытали в момент, когда впервые сели за штурвал самолета, когда поднялись в воздух, когда увидели за бортом землю? Как к Вашему решению учиться летать отнеслись родители?
- Полет сложно описать словами, нужно просто слетать. Когда я сказала маме, что буду летать, она ответила: «Я не удивлюсь, даже если ты скажешь, что летишь в космос». Поэтому от полетов меня никто не отговаривал. Окончательный выбор в пользу обучения летному мастерству был сделан после полета с инструктором на высший пилотаж. Голова бьется о фонарь, ручка управления - по коленям, педали - по ногам, перегрузка то вдавливает, то выбрасывает из кресла, а перед глазами - земля-небо, небо-земля, все в движении…Тогда я и поняла, что должна этому научиться.
… Она научилась. Даже летать хвостом вперед. Такая фигура на соревнованиях называется «колокол». Самолет летит вертикально вверх, потом начинает падать на хвост... Это самая сложная фигура не только для Светланы. Высокоточно исполнять ее могут лишь 15-20 летчиков в мире…
На своем первом чемпионате мира в ЮАР в 1995 году, будучи единственной женщиной среди 44 пилотов-мужчин, Светлана стала второй в Абсолютном зачете, забрав у мужчин, по упражнениям, золото, серебро и бронзу!..
Она научилась летать так, что удостоилась титула… Почетный гражданин Оклахомы! Случилось это в США в 1996 г. на чемпионате мира, где она забрала все женское золото, своими результатами изрядно потрепав нервы мужчинам.
Она научилась летать так, что в 2001 г. в Испании директор соревнований Икариады после финального полета Светланы преклонил колено перед абсолютной чемпионкой мира, завоевавшей четыре золотые медали, прихватив при этом и мужские…
- Но с парашютом я все-таки прыгала и не раз. Это незабываемые ощущения. Небо, словно магнит, притягивает к себе и, однажды «заболев» им, можно считать, что это на всю жизнь.
Летает Светлана Капанина на самолетах Су-26 и Су-31. Прекрасные машины - сильные, надёжные! Покорить такого красавца, подчинить своей воле и желаниям - задача не для слабых. Глядя, как легко и естественно это удается Светлане, можно подумать, что летать - все равно, что ходить по земле. И мало кто знает, какие невероятные перегрузки испытывает во время полета летчик, а точнее летчица! Например, хрупкое тело невысокой Светланы «весит» во время полета более полтонны! Кроме того, серийный самолет Су-26 сделан под обычный мужской рост, и, чтобы дотянуться до ручки управления, Капаниной приходится подкладывать на кресло подушки. Вот откуда появилось это шутливое и вместе с тем уважительное обращение коллег - «Принцесса на горошине». Но сейчас на Су-26М3 стоит катапультная система и кресло переставляется «легким движением руки», в подушках отпала необходимость.
Блиц - интервью
- Кто для Вас пример для подражания в профессии?
- Учусь у всех. Профессионалы имеют индивидуальный почерк.
- Профессия летчицы наносит вред здоровью?
- Там, где начинается большой спорт, кончается здоровье.
- Каждая ли женщина может сесть за штурвал или для этого необходима некая сумма качеств, способностей, черт характера?
- Главное - желание, здоровье и любовь к небу, а дальше - труд, пот и терпение.
- Вы удивительно красивая женщина. Замечаете ли, что Ваши полеты, перегрузки, напряжение не лучшим образом сказываются на Вашей внешности? Как Вы релаксируете? Как восстанавливаетесь?
- Спасибо за комплимент. Да, конечно, перегрузки не проходят бесследно. Во время тренировок я редко смотрю на себя в зеркало, а восстанавливаюсь в семье.
- Дети Ваши, наверное, тоже мечтают быть как мама? Или - как папа? Муж не требует возвращения в лоно семьи?
- Дочь Есения в три года заявляет: «Буду летать на мамином самолете», а сын Пересвет в свои пять лет говорит: «Буду летать на боевом самолете». Но пока отдает предпочтение боевым искусствам. Муж считает, что каждый человек должен реализовывать себя в чем-то. Поэтому помогает мне.
- Почему Вы назвали своих детей древнерусскими именами - Есения и Пересвет? Как звучат ласкательные варианты имен?
- Мы считаем, что имя определяет судьбу. Имя Пересвет не только сильно своей историей, оно красиво само по себе и незаслуженно забыто. Я называю сына Светик, Светлячок, а муж, когда сердится, Перцем, а так - Рассветом. Девочке не нужно героическое имя, а Есения - имя красивое и нежное. Коротко - Еся, Есенька. Имена выбирали сообща.
- Вас называют правдолюбцем и правдорубом. Какие ситуации вынуждали Вас занимать такую позицию?
- Ситуация одна - боролась и буду бороться за развитие самолетного спорта.
- На каких самолетах - отечественных или зарубежных - летать лучше (легче, комфортнее)?
- На зарубежных не летала, наши самолеты на сегодняшний день лучшие в мире, но, к сожалению, у нас их нет.
- Мечтаете ли поднять в небо мощный авиалайнер? Что не сделано в жизни из того, что хотелось бы?
- Моя любовь - спортивная авиация. Мечтаю о новых спортивных самолетах. О приемлемых законах и доступности малой авиации в стране. И все, что планирую, думаю, сбудется.

Елена Саркисова