скачать бесплатно и без регистрации. Презентация на тему: "иркутско - якутский тракт: из истории его возникновения и развития иркутская область, баяндаевский р - н мбоу люрская сош руководитель проекта: в. а.". скачать бесплатно и без регистрации Подоит

«ИРКУТСКО ЯКУТСКИЙ ПОЧТОВЫЙ ТРАКТ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ Статья посвящена истории становления Иркутско Якутского почтового тракта, замыкающего участка тракта...»

ПАВЕЛ КАЗАРЯН*

ИРКУТСКО ЯКУТСКИЙ ПОЧТОВЫЙ ТРАКТ:

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ

Статья посвящена истории становления Иркутско Якутского

почтового тракта, замыкающего участка тракта Санкт Петербург

– Охотск. Учреждение тракта связано с деятельностью Второй

Камчатской экспедиции и проводилось под руководством В.Й. Беринга.

Иркутско Якутский почтовый тракт занимал ведущее место в системе путей сообщения Северо Восточной Сибири и связях с Русской Америкой в XVIII – XIX вв.

Со времени начала присоединения Северо Востока Сибири к Русскому государству в 1629 г. прошло более столетия, пока не установились устойчивые пути сообщения в регионе. Замыкающим в системе путей сообщения региона стал учрежденный 270 лет назад, в 1738 г., Иркутско Якутский почтовый тракт.

С 40 х годов XVII в. до середины 20 х годов XVIII в. основным путем снабжения Якутского уезда и этапирования ссыльных являлся водно сухопутный путь от Тобольска через Енисейск по рекам Ангара - Илим, волок Илимский (Ленский) и сплав с Усть Куты по Лене до Якутска.

И все же до конца XVII в. сообщение Якутска с Москвой и сибирскими городами не носило четко организованного, регулярного характера. Доставку официальных документов и назначенных в Якутский уезд ссыльных осуществляли как попутно, с едущими в Якутск казаками, так и по мере необходимости, назначая для сопровождения служилых людей.



Для отправки из Якутска в Москву собранного ясака назначались специальные приказные люди с командой, а при необходимости срочных доставок документов – специальные нарочные, с выдачею подорожных. Так, например, в выданном 3 августа 1691 г. якутским воеводой стольником, князем Иваном Михайловичем Гагариным подорожном подробнейшим образом описывался весь путь «… с великие реки Лены, от Якутцкого города…»

«… к Москве…» [Акты 1864: 766 – 767].

Первая попытка установления регулярного почтового сообщения между Москвой и Якутском была предпринята в 1698 г., когда была «учреждена * Казарян Павел Левонович – академик Российской академии естественных наук, профессор кафедры теории, истории государства и права юридического факультета Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова.

Павел Казарян пересылка писем по государевой почте, которая трижды летом ходила от Москвы в Сибирь до Нерчинска и Якутска, и обратно столько же раз» [Словцов 1886: 285]. Однако устойчивого почтового сообщения в пределах Восточной Сибири так и не было.

Разделение Сибири согласно указу от 19 мая 1719 г. на три провинции указом от 26 ноября 1724 г. «О расписании Сибирских городов на три провинции и об определении в оных двух вице губернаторов, Иркутского и Енисейского, подчиненных тобольскому губернатору» [Полное 1830: 263 – 265] в состав Иркутской провинции Сибирской губернии был включен и Якутский уезд. Это вызвало потребность установления регулярного сообщения между Иркутском и Якутском. Основным путем сообщения стал тракт от Иркутска до верховьев Лены и сплав с Качуга по Лене до Якутска.

Этот путь особенно оживленно действовал летом. В межсезонье же - весной и осенью - сообщение вообще прерывалось, а зимой при необходимости из Иркутска или Якутска отправляли нарочных, путь которых пролегал в основном по льду р. Лены.

К середине 20 х годов XVIII в. в пределах Иркутской провинции, от Иркутска до Витима, сложилось круглогодичное сообщение: летом по Лене, зимой - по учрежденным от Иркутска до Витима селам. Так в пределах Иркутской провинции появились реальные предпосылки для быстрого превращения приленских сел в почтовые станки (станции).

Благодаря деятельности Первой Камчатской экспедиции на Северо Восточной Сибири в 1726-1729 гг. в Санкт Петербурге имели подробную информацию, в т. ч. и о путях сообщения в регионе. По возвращении 1 марта 1730 г. в столицу руководитель экспедиции капитан 1 го ранга Витус Йоанессен Беринг представил императрице Анне Иоанновне краткую докладную записку о ходе экспедиции и внес свои предложения по административному обустройству и улучшению путей сообщения в регионе [Беринг 1824].

Решающее же значение в организации и обустройстве путей сообщения на Северо Востоке Сибири имели экспедиции: военная, казачьей головы Афанасия Федотовича Шестакова; Вторая Камчатская - получивший в 1730 г.

звание капитан командора Витуса Йоанессена Беринга.

После неоднократных обсуждений Верховный тайный совет 14 марта 1727 г. выслушав предложение сибирского губернатора князя Михаила Владимировича Долгорукова «… о призыве в подданство российского владения немирных иноземцов, которые прилегли к сибирской стороне, также изменников, бывших в подданстве, и о посылке для того призыву иноземцов и сыску новых землиц и прочаго якутского казачья голову Афанасия Шестакова…», дал добро на организацию военной экспедиции [Протоколы 1888: 248 – 249].

Несмотря на то, что 14 марта 1730 г. в первом же сражении с коря ками А.Ф. Шестаков погиб, экспедиция под руководством капитана Дмитрия Ивановича Павлуцкого, опорным пунктом для которого стал Анадырский острог, продолжал военные действия против чукчей и коряк. Именно

потребность бесперебойного обеспечения деятельности этой экспедиции обусловили появление первого тракта на Северо Востоке Сибири в 1731 г. – Якутско Охотского тракта [Казарян 2006: 50 – 57].

По указу от 17 апреля 1732 г. была организована Вторая Камчатская экспедиция. Среди задач, поставленных перед руководителем экспедиции – капитан командором В.Й. Берингом, в инструкции от 16 марта 1733 г.

указывалось: «… будучи тебе в Тобольску, сделать определение, дабы за Тобольским до Енисейска и до Якутска по однова в месяц почта отпускалась, и как из Тобольска отправитесь в Якутск, то дорогою велеть расписать и назначить станы, от которого до которого места возить летом и зимою; а от Якутска до Охотска и до Камчатки хотя б в 2 месяца однажды посылки были;

а каким образом, о том в Якутске с тамошними командирами с совету учинить;

дабы через те учреждения из Камчатски и Охотска могли всякие ведомства в Тобольск и в Москву и паки туда без остановки ходить. А понеже вы в Камчатке уже были и путь до Камчатки вам сведом, то Губернатору Тобольскому и в Якутске Воеводе дать вам свое разсуждение, изыскивая безубыточных и нетрудных способов, дабы где пустыя и нежилыя места, в таких местах нарочно станков не учреждать, и людей и лошадей не держать;

но перевоз почты, сколько можно, через тое пустоту от жилого до жилого места иметь…» [Полное 1830: 63 – 69].

В ходе экспедиции возникла необходимость устойчивого сообщения Якутска с Охотским портом. Поэтому по указанию В.Й. Беринга начальник Охотского порта Г.Г. Скорняков Писарев в 1735 г., учредив на существующем с 1731 г. Якутско Охотском тракте новые станции, довел их число между Якутском и Охотском до 14, и превратил тракт в почтовый.

Так как экспедиция нуждалась в круглогодичной связи между Охотском и Иркутском, как в обеспечении доставки срочных грузов, так и рассылке и получении корреспонденции, то в 1738 г. капитан командор поручил воеводе Якутского уезда лейб гвардии капитан поручику Алексею Еремеевичу Заборовскому организацию почтового сообщения между Якутском и Витимом.

Обеспечение движения почты на этом пути было вменено в обязанность местного населения Приленского края [Описание 1988: 162].

Таким образом, в 1738 г. с установлением регулярного сообщения между Витимом и Якутском началось полноценное функционирование не только Иркутско Якутского почтового тракта, но и установилась сухопутная почтовая связь между Санкт Петербургом и Охотским портом.

Политика правительства была направлена на обеспечение охвата почтовым сообщением самых отдаленных уголков державы. Сенатским указом от 21 апреля 1733 г. было установлено ординарное, т. е. обыкновенное (простое) почтовое сообщение между Москвой и Тобольском, и предписано было создать почтовое сообщение по разным трактам в Сибири. Указ от 28 октября 1735 г.

потребовал везде вместо практики посылки по делам курьера учредить почтовое сообщение [см. Полное 1830: 91 – 92, 594 – 595].

Движение почты от Якутска до Витима совершалось эстафетой, со сменой лошадей в Олекминском остроге. Подобный порядок замедлял движение

Павел Казарян

почты. Но так как с 1742 г. началось интенсивное движение людей и отправка грузов беринговской экспедиции из Камчатки и Охотска через Иркутск в Тобольск, то существующий порядок почтовой гоньбы не мог обеспечить возрастающие потребности в бесперебойном движении по тракту. Поэтому по поручению исполняющего должность воеводы Якутского уезда капитана Ивана Яковлевича Остякова служащий воеводской канцелярии Захар Баишев в 1743 г. между Витимской слободой и Якутском организовал 28 почтовых станков (станции), возложив их содержание на местные общества.

Однако эта повинность в 40 – 60 х годах вызывало неоднократные жалобы якутов и просьбы освободить их от этой повинности. Местные жители обязаны были не только перевозить грузы и служилых людей, но и снабжать почтовые станции лошадьми, продовольствием. В 1770 г. иркутский губернатор Адам Иванович Бриль, с ведома и дозволения императрицы Екатерины освободил якутов от ямской повинности, указав заселить тракт русскими переселенцами.

Но прошло почти два года и «за неявкою охотников», т. е. добровольцев, губернатор предписал заменить их на «каторжных и ссыльных» [Описание 1988: 162].

О росте числа ссыльных поселенцев на тракте вместе с членами семей могут свидетельствовать данные о темпах заселения участка тракта от Пеледуя до Олекминска. Если в 1776 г. там жило 295 человек, то в 1779 г. - 306. Это был первый опыт заселения трактов в Якутском крае ссыльными, и он показал, что ссыльные «по изведанной невозможности завести в тех местах хлебо пашество и скот не только не были в силах исправлять гоньбу, но и сами умирали с голоду, то по сей крайности и производимо было им казенное содержание». Ежегодное содержание поселенцев казне за десятилетие в среднем обходилось в 2 400 рублей [Сафронов 1978: 117 – 122].

Найдя обременительным для казны содержание тракта подобным образом, в феврале 1781 г. иркутская губернская канцелярия приняла решение освободить поселенцев от почтовой гоньбы, возложив ее вновь на якутов учрежденных в 1775 г. Олекминского и Верхне Вилюйского комиссарств, а также подведомственных провинциальному городу Якутску Кангаласского и Намского волостей, оставив им в помощь только тех поселенцев, которых они согласны были содержать. Остальных ссыльных решили переселить в удобные для хлебопашества места.

На трактах Якутского уезда переправы существовали только на Лене у Якутска и на Алдане, у Охотского тракта. В 1772 г. была учреждена перевозка людей и имущества между Якутском и правым берегом Лены, которую осуществляли «летние пять месяцев определенные из ссылочных (т. е. ссыльных. – П. К.) одиннадцать человек, коим платился из казны каждому по 5 копеек в день» [Казарян 2005: 388].

Однако и после 1781 г. ссыльно поселенцы оставались основным населением притрактовых селений и станций между Якутском и включенной в состав Киренского уезда Витимской волостью. Якуты обеспечивали их всем необходимым для справления почтовой гоньбы, а сами от участия в ней старались устраниться. На тракте возникали новые селения и почтовые

Иркутско Якутский почтовый тракт: история становления

станции. На некоторые станции, которые раньше представляли собой одинокую избу, постепенно приезжали люди, и станции превращались в селения.

Тракт в пределах учрежденного в 1775 г. Якутской провинции был разделен на два участка: от Витима до Олекминска и от Олекминска до Якутска. Во главе их стояли назначаемые якутской провинциальной канцелярией смотрители. Станционные смотрители следили за состоянием тракта и порядком в почтовой гоньбе, а также за жизнью и бытом причислен ных к почтовым станциям ссыльных и переселенцев.

С каждым десятилетием движение на тракте становилось все оживленнее.

Это вызывало необходимость основания новых станков (почтовых станций) в Приленском крае. Если на участке тракта от Якутска до Витима в 1743 г.

насчитывалось 28 станций, то в начале XIX в. их число дошло до 38 [Указатель 1803: 70 – 72].

В первой четверти XIX в. произошли коренные изменения в порядке организации почтовой гоньбы. В 1806 г. Правительствующий Сенат и Военная коллегия получили предписание о выдаче подорожных билетов и прогонов чиновникам, посылаемым по казенным надобностям в Якутск и Охотск.

С 1803 по 1815 гг. происходила постепенная замена натуральной повинности для населения Якутского уезда по перевозке почты и грузов земскими денежными сборами, со сдачею на трехлетие с торгов содержания почтовых станций. И к моменту образования Якутской области в 1822 г.

Иркутско Якутский тракт являл собой хорошо обжитую заселенную дорогу, связывающую центр области со столицей Восточной Сибири.

Начало XIX в. ознаменовалось пристальным вниманием центральных властей к развитию инфраструктуры Восточной Сибири. Учрежденный 20 ноября 1809 г. в Сибири Десятый округ путей сообщения призван был заниматься управлением водных и сухопутных сообщений. Предпринимались меры к обустройству трактов внутри губерний. Среди рассмотренных Сибирским комитетом в 1821 г. и утвержденных Александром I 22 июля 1822 г.

десяти проектов положений и уставов был и «Устав о содержании сухопутных сообщений в Сибири» [см. Полное 1830: 487 – 531].

Устав призван был регламентировать все вопросы, связанные с содержа нием как главного Сибирского (Московского) тракта, так и трактов внутри сибирских губернии. Участок Сибирского тракта в Западной Сибири составлял 1916 верст, в Восточной - до Иркутска - 1170 верст. На тракте учреждались отделения для содержания дороги в исправном состоянии, строительства и ремонта мостов, этапных зданий и т. д. Для работ на тракте должны были привлекаться указанные в «Уставе о ссыльных» ссыльные второго разряда. Ведомству сухопутных сообщений предписывалось: «В сей разряд избираются самые лучшие, здоровые, крепкие и молодые, преимуще ственно знающие мастерства. Они именуются дорожными работниками»

[см. Полное 1830: 444].

Постоянных работников в Западной Сибири было 2156, в Восточной Сибири – 2393. Устав подробнейшим образом регламентировал

Павел Казарян

организационные структуры дорожной службы, порядок оснащения, технические характеристики подлежащих выполнению работ и состав команд. Примечательно, что в 38 й статье «Устава о содержании сухопутных сообщений в Сибири» особо оговаривалось: «…на Якутскую область, Охотский и Камчатский край настоящий Устав не распространяется»

[см. Полное 1830: 487].

Одним из главных предназначений Иркутско Якутского тракта было обеспечение доставки ссыльных. Порядок содержания дорог и осуществление перевозок, в т. ч. и во время этапирования ссыльных с г. Иркутска до областного центра г. Якутска и далее по округам Якутской области регулировался утвержденным 22 июля 1822 г. «Положением о земских повинностях в сибирских губерниях». Статья 1 я Положения разделяла земские повинности на два вида: личная работа по очереди и нарядам; найм путем денежного сбора.

Личные повинности складывались из содержания дорог, мостов и перевозов, препровождения рекрутских партий и ссыльных, содержания подвод для земских сообщений. При исполнении земских повинностей путем сбора денежных средств для содержания дорог, препровождения ссыльных и т. д., отменялись личные повинности, кроме повинности поставлять подводы и проводников.

Однако если этот порядок оказался приемлемым для сибирских, в т. ч.

и Иркутской, губерний, то в Якутской области, учитывая ее особенности (малонаселенность, экономическое состояние жителей и т. д.), применение этого положения оказалось невыполнимым. Поэтому в статье 4 й Положения особо оговаривалось: «В тех отдаленных и малолюдных местах, как то: по дороге Охотской (имеется ввиду тракт Иркутск – Якутск – Охотск. – П. К.) и тому подобных, где содержание подвод почтовых и для земских разъездов, кроме кочующих там инородцев и поселян, принять некому, обязаны сие обыватели беспрекословно содержать станции, получая пособие из общего земского сбора» [см. Полное 1830: 545 – 546].

Для выполнения земских повинностей ежегодно составлялись сметы, исходя из данных последнего трехлетия, как для почтовой повинности, так и для земских сообщений, т. е. разъездов по земским и волостным делам чинов полиции на обывательских подводах. Для исключения злоупотреблений билеты для разъездов подписывал только местный губернатор (в Якутской области до 1 января 1852 г. - областной начальник), а каждое отправление регистрировалось в особом журнале и в конце года представлялось на ревизию губернатору.

Все население Восточной Сибири по своему экономическому состоянию разделялось на пять разрядов. При составлении раскладки по Якутской области и ее округам категория бродячих инородцев (тунгусы, ламуты, юкагиры, чукчи) освобождалась от всяких земских повинностей и не включалась в раскладку повинностей.

в Якутское областное управление) земские повинности распределяло по округам (Олекминский, Якутский, Вилюйский). Внутри округов эти

Иркутско Якутский почтовый тракт: история становления

повинности с учетом имущественного состояния делились по сословиям, волостям, сельским обществам и инородческим улусам, которые, в свою очередь, самостоятельно распределяли их внутри своих обществ.

Одним из важнейших принципов при распределении земских повин ностей, содержащих денежные повинности, например, на содержание почты, являлась их непременная организация через публичные торги на подряды (как правило, на трехлетние).

Согласно пункту 1 статьи 7 указа от 22 июля 1822 г. «О преобразовании сибирских губерний по новому учреждению» предусматривалось «платеж за возку почты и эстафетов производить в сибирских губерниях наравне с другими внутренними губерниями из общих почтовых доходов» [см. Полное 1830: 344]. Это означало, не затрагивая порядка организации почтовой гоньбы на территории Якутской области, вместо прежних денежных повинностей возмещение содержания расходов на почтовую службу за счет казны.

Существенным изменением было то, что указ предусматривал, наряду с «платежом за возку почты и эстафетов», отмену с 1824 г. общего сбора по 30 копеек с души на сухопутные и водные сообщения. Таким образом, с 20 х годов XIX в. содержание Иркутско Якутского тракта производилось как за счет земских повинностей, так и платы за перевозку почты.

Проводившиеся с 1849 г. поиски золота (есть сведения, что подобные поиски проводились с 1846 г.) на территории Олекминского округа Якутской области увенчались открытием многих месторождений россыпного золота, и с 1852 г. началось его промышленная добыча. В 1856 г. на Северо Востоке Сибири, на Лене, возник первый центр золотопромышленности в регионе – Мачинская резиденция золотопромышленников*.

Рост золотопромышленности привел к образованию в Олекминском округе двух систем частных золотых промыслов: Олекминского (центр – с. Мача) и Витимского (центр – с.

Витим Киренского округа) [Казарян 19996:

17]. Несмотря на то, что основные потребности золотопромышленности в грузоперевозках обеспечивались путем сплава по Лене, в осеннее весенний период движение на участке тракта от Иркутска до Нохтуйской станции, на противоположном берегу Лены которого находилась Мачинская резиденция золотопромышленников, было оживленным (убытие и прибытие рабочих, служебные поездки технического персонала приисков, разъезды чиновников горных ведомств и т. д.).

* Согласно утвержденному Николаем II 18 декабря 1898 г. положению Комитета министров «О перечислении Олекминского золотопромышленного района из Якутской области в Иркутскую губернию», Олекминский и Витимский системы частных золотых промыслов были включены в состав Иркутской губернии. – ПСЗРИ. – Собр. III. – Т. 18, отд. I. – СПб., 1901. – С.

Фактическая передача района началась весной 1899 г. и завершилась в марте 1900 г., с передачей надзора за политическими ссыльными, находящимися на территории золотопромышленного района, из ведения Олекминского окружного полицейского управления властям Иркутской губернии. – См.: Казарян П.Л. Якутия в системе политической ссылки России. 1826 – 1917 гг. – С. 345.

Павел Казарян

На Иркутско Якутском тракте в 30 – 50 х годах появлялись новые станции, полустанки. К началу 60 х годов XIX в. на тракте функционировало 114 станций, из них 77 – в пределах Иркутской губернии, 37 - Якутской области [Памятная 1865: 10 – 13; Казарян 2007].

На участке тракта от г. Иркутска до г. Верхоленска содержались по 12 почтовых лошадей, с Тюменцевской станции до г. Якутска – по 8 лошадей.

Плата за прогоны на одну лошадь с одной версты составляла полторы копейки.

С начала 70 х годов поверстная плата была увеличена на участке тракта от г.

Иркутска до Жигаловской пристани (позднее до г. Верхоленска) до 3 х копеек, и далее до Якутска до 41/2 коп.

Новые станции на тракте появлялись и в следующие десятилетия, иные станции меняли свои названия. Так, например, если на участке тракта Якутск - Олекминск в начале 60 х годов существовало 24 станции, то в 1869 г. их число составлло 31 (включая городские станции в Якутске и Олекминске), из них 21 - в пределах Якутского округа, 10 - Олекминского. Однако с начала 70 х годов XIX в. темпы роста числа новых станций прекратились, что свидетельствовало об оптимальности их размещения на тракте. Вопрос об учреждении новой (последней) станции на тракте (Никольская станция), на участке от границы Иркутской губернии до г. Олекминска был решен в 1906 г.

По данным 1911 г. на участке тракта Якутск - Олекминск существовала 31 станция (включая Олекминскую и Якутскую городские), расположенные на расстоянии от 15 (между станциями Тоен Аринской и Булгуняхтатской) до более чем 31 версты (между станциями Русско Реченской и Чекурской).

Если расстояние между Олекминском и Якутском в начале 60 х годов XIX в.

составляло 665 верст, то в 1911 г. за счет выпрямления тракта - около 657 верст [Обзор 1909: 232 – 233].

Несмотря на летние сплавы, появление с 1862 г. пароходов на Лене и учреждение в 1864 г. первой пароходной компании, движение по тракту продолжалось круглый год. Как свидетельствует ведомость о числе лиц, проехавших на почтовых лошадях по Иркутско Якутскому тракту от станции Качугской до Якутска и обратно с 1 мая по 1 октября, таковых в 1885 г. было 417 человек, в 1886 г. - 414 чел., в 1887 г. - 418 чел.

В летнее время почту и людей отправляли из Жигалово до Якутска на шитиках (крытых лодках). Сплав до Якутска не вызывал особых сложностей.

Однако на обратном пути лодку на бечеве тащили лошади. Берега Лены (станции на всем пути, за исключением Мачинской, находились на левом берегу) по рельефу были таковы, что во многих местах, особенно в верховьях реки были обрывистыми. Когда использование конской тяги становилось невозможным, в бечеву впрягались люди. Поэтому летняя поездка из Якутска вверх по Лене была трудной и занимала много времени.

Уникальность Иркутско Якутского почтового тракта заключалась и в том, что это был единственный в России внутренний тракт, на котором существовала таможенная застава. После продажи Россией по договору от 30 марта 1867 г. своих североамериканских владений США, а также сворачивание деятельности Российско Американской компанией в течение

Иркутско Якутский почтовый тракт: история становления

года всех своих учреждений порт Аян, который имел важное значение в снабжении Якутского края, перешел в ведение правительства. Для сохранения возможности завоза сравнительно дешевых заграничных товаров для Якутской области генерал губернатор Восточной Сибири Михаил Семенович Корсаков ставил вопрос перед правительством о придании Аяну статуса порта беспошлинного завоза товаров (порто франко).

Корсаков нашел поддержку в Министерстве финансов и Государственном совете, и 22 декабря 1869 г. Александр II утвердил положение Государственного совета: «… разрешить беспошлинный ввоз через Аянский и другие порты Охотского моря в Якутскую область всех вообще иностранных произведений (т. е. товаров. – П. К.), за исключением крепких напитков, хлебного вина и спирта,... и с тем, чтобы иностранные товары, в случае их привоза в Иркутск, были оплачиваемы пошлинами по общеевропейскому тарифу» [Полное 1870: 395].

По распоряжению министра финансов Михаила Христофоровича Рейтерна Иркутская таможня в июне 1871 г. учредила таможенный пункт в последнем крупном населенном пункте Якутской области с Иркутской губернией – в с. Нохтуйске. Так Якутская область до марта 1917 г. превратилась в бестаможенную зону. Статус учрежденного в Нохтуйске таможенной заставы был повышен по решению Министерства финансов от 28 декабря 1912 г. Она получила возможность «на равных с таможнями правах, рассмотрения и дальнейшего направления дел о контрабанде» [Собрание 1913: 446 – 448].

Сроки многих контрактов с содержателями почтовых станций Иркутско Якутского тракта завершались летом 1894 г. Поэтому власти Иркутского генерал губернаторства нашли менее обременительным для казны в летнее время осуществлять отправку почты и людей на пароходах.

Однако, несмотря на открытие с навигации 1895 г. регулярного почтово пассажирского сообщения между Тарасовской почтовой станцией (с навигацией 1897 г. - с Усть Кутской почтовой станцией) и Якутском, продолжалось обустройство и Иркутско Якутского тракта. Об этом свидетельствует поручение Николая II от 23 мая 1896 г. министру внутренних дел Ивану Логгиновичу Горемыкину «сделать распоряжение о восстановлении полного комплекта лошадей на почтовых станциях Приленского тракта»

[Полное 1899: 505].

Движение по тракту организовывалось летом – от Иркутска до Жигаловской станции по тележной грунтовой дороге (375 ? версты), с Жигаловской станции на лодках, с 1895 г. до Тарасовской, а с 1897 г. – до Усть Кутской станции и далее до Якутска на почтово пассажирских пароходах Глотовых; зимой – до Жигаловской станции по грунтовой дороге и далее преимущественно по льду Лены до Якутска. В период весенней и осенней распутицы движение совершалось от Жигаловской станции до Якутска вьючно.

Самые хлопотные поездки по тракту были связаны с конвоированием ссыльных, и в частности, политических из Александровской центральной пересыльной или Иркутской тюрем до Якутска. При конвоировании ссыльных

Павел Казарян

по тракту число конвоиров и политических ссыльных бралось один к одному.

Так, отправленную из Иркутска в Якутск 1 декабря I887 г. партию политических ссыльных из 20 человек сопровождали 20 конвоиров;

вышедшую 20 сентября 1887 г. партию из 16 ссыльных - 14 нижних чинов Иркутского резервного батальона и два жандармских унтер офицера под начальством подпоручика; 29 мapтa 1889 г. 14 ссыльных - 14 конвоиров;

16 февраля 1890 г. 10 ссыльных - 9 нижних чинов и два унтер офицера под начальством хорунжего, [Национальный ф. 20…] и т. д.

С середины 90 х годов XIX в. администрации Иркутского генерал губернаторства и Якутской области использовали тракт в зимний период в основном, кроме рассылки почты, для провоза политических ссыльных.

В отличие от других категорий ссыльных, большого скопления политических ссыльных в пересыльных тюрьмах и этапах администрации старались не допускать, поэтому сознательно шли на большие расходы в сравнении с летним провозом и быстро отправляли их на места поселения и жительства. Так, 1 января 1898 г. киренский окружной исправник сообщал своему олекминскому коллеге: «Господин иркутский губернатор телеграммой поручил мне распорядиться заготовлением по тракту до Киренска 39 и далее 35 обывательских подвод под своз партии политических преступников, выступившей из Иркутска 31 декабря» [Национальный ф. 15].

По существующей практике, получив информацию о сроках и составе партии, олекминский окружной исправник 13 января потребовал от крестьянских старост и старост инородческих сельских обществ под роспись ознакомиться с требованием о заготовке нужного количества подвод и лошадей с проводниками для партии, так как на почтовых станциях, согласно табелю, имелось лишь по 8 лошадей. Так, участок тракта от Олекминска до границы с Якутским округом объездил помощник исправника, которому дали расписки о подготовке 35 подвод: 13 января - крестьяне Солянской, Харьялахской, Наманинской; 14 января - Чекурской; 15 января - Белой, Хатын Тумульской, Мархинской; 16 января - Мархачанской станций.

Одновременно олекминский окружной исправник Hиколай Николаевич Москвин 13 января копию полученной из Киренска телеграммы направил якутскому окружному исправнику Андрею Иннокентьевичу Попову, который в свою очередь 23 января 1898 г. отдал распоряжение старосте и крестьянам 20 станций Якутско Иркутского тракта провести подготовительные работы и оказать содействие в проследовании партии политических ссыльных по тракту.

В начале XX в. телеграф соединил Иркутск с Якутском. По мере развития пароходства на Лене и проводной связи Иркутско Якутский тракт терял свои былые позиции. Революции 1917 г. и вслед за ними гражданская война год за годом оставляли свой разрушительный след в деятельности тракта.

С переходом к мирной жизни, утверждением властей Якутии на юге края, путем вытеснения амурских золотопромышленников изменились приоритеты и в путях сообщения Якутии. По мере становления золотопромышленности в Алданском регионе ведущим стал Амуро Якутский путь. Появление новых

Иркутско Якутский почтовый тракт: история становления

видов транспорта (автомобильная, авиация) окончательно свели на нет потребность в Иркутско Якутском тракте. Кроме как верховьев Лены от него остались востребованными отдельные участки внутрирайонного значения.

Однако прошло менее столетия, и в начале XXI в. развитие экономики Ленского края потребовало сухопутной связи через богатейшие районы Западной Якутии с центральными районами Восточной Сибири. В план развития транспорта России вошел пункт о завершении строительства, получившего статус федерального, дороги «Вилюй». Пройдет несколько лет, и автомагистраль Якутск – Вилюйск – Мирный – Ленск выйдет к берегам Ангары.

Литература

Акты, относящиеся до юридического быта древней России. 1864. Т. 2. СПб.

Беринг В. 1824. Краткая реляция о Сибирской экспедиции. – СПб.

Казарян П.Л. 2005. Пути сообщения в Якутии (XVII – начале XX века). – Транспорт России. Анализ. Проблемы. Перспективы. Вып. 3. М.

Казарян П.Л. Первый тракт на Северо Востоке России. – Наука и техника в Якутии.

2006, № 2 (11). Якутск.

Казарян П.Л. 2008. Иркутско Якутский почтовый тракт (к 270 летию учреждения).

– Наука и техника в Якутии. Якутск. № 1 (14).

Национальный архив Якутии, ф.20, оп. 4, д. 28, л. 7; д. 9, л. 3 – 4; д. 34, л. 20; д. 41, л. 3.

Национальный архив Якутии, ф.15, оп. 16, д. 55, л. 10.

Обзор Якутской области за 1907 год. 1909. Якутск; Казарян П.Л. 1998. Якутия в системе политической ссылки России. 1826 – 1917 гг. Якутск.

Описание Иркутского наместничества 1792 года. 1988. Новосибирск.

Памятная книжка Иркутской губернии на 1865 год. 1865. Раздел «Почтовые дороги».

Полное собрание законов Российской империи (в дальнейшем - ПСЗРИ). 1830. Собр.

I., т. 7. СПб.

Протоколы, журналы и указы Верховного тайного совета. 1726 – 1730. – Т. III (январь

– июнь 1727 г.). – Сборник Императорского Русского исторического общества. 1888.

ПСЗРИ. 1830. Собр. I, т. 38. СПб. С. 344.

ПСЗРИ. 1830. Собр. I, т. 38. СПб. С. 487 – 531.

ПСЗРИ. 1830. Собр. I, т. 38. СПб. с. 545 – 546.

ПСЗРИ. 1830. Собр. I, т. 38. СПб. С.444.

ПСЗРИ. 1830. Собр. I, т. 38. СПб. С.487.

ПСЗРИ. 1830. Собр. I, т. 9.

ПСЗРИ. 1830. Собр. I. – Т. 9. – СПб.

ПСЗРИ. 1870. Собр. II, т. 44. СПб.

ПСЗРИ. 1899. Собр. III, т. 16, отд. I. СПб.

Сафронов Ф.Г. 1978. Русские на Северо Востоке Азии в XVII – середине XIX в. М.

Словцов П.А. 1886. Историческое обозрение Сибири. СПб.

Диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии Москва – 2016 Работа выпо...» проанализирована акция нападения на японские фактории на островах Сахалин и Итуруп русских судов "Юнона" и "Ав...» Москва, филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Программа Пленарное...»

Ленский район встретил историческую посылку - почтовый ящик, который передали якутянам жители Иркутской области. Он путешествует по городам и селам двух соседних регионов, как символ юбилейных мероприятий в честь 275-летия становления Иркутско-Якутского почтового тракта. Таким образом, нынешнее поколение вспоминает и отдает дань государевым ямщикам, которые на протяжении двух веков на лошадях возили почту за тысячи километров.

14 марта резной почтовый ящик, изготовленный специально для юбилейной экспедиции, стартовал из Иркутска. В Приангарье реликвию привез первый заместитель председателя Госсобрания Ил Тумэн Анатолий Добрянцев . Именно он, как потомок одного из государевых ямщиков, является идейным вдохновителем и организатором мероприятий, посвященных 275-летию тракта. Во время торжественного старта экспедиции якутянин выступил с напутственным словом: «Этот тракт долгое время был единственной дорогой жизни для Якутии, поэтому мы придаем ему огромное историческое значение». Стоит отметить, что летом 2017 года Анатолий Добрянцев в составе экспедиции проехал весь Иркутско-Якутский тракт от начала и до конца, а на весну 2018-го была запланирована реконструкция доставки почты из Иркутска до Якутска.

Посылка идет по историческому пути, ее передают из рук в руки жители тех городов и поселков, где раньше находились почтовые станции. В середине 19 века таковых насчитывалось около 80, большая часть из них – на Лене. Почтовый ящик не пустой, он заполнен письмами «От жителей Иркутска – жителям Республики Саха». Также в течение всего пути он пополняется новыми посланиями от населения бывших ямщицких станций. 22 марта юбилейный символ добрался до Якутии. Жители Киренска в торжественной обстановке передали почтовый ящик витимцам и пеледуйцам. Руководство Ленского района встречало почту в селе Хамра Ярославского наслега. Туда отправились сотрудники администрации во главе с начальником Управления социального развития Натальей Эндерс .

Для хамринцев юбилей Иркутско-Якутского тракта стал настоящим событием. К нему готовились несколько месяцев. Жители села по крупицам собирали информацию о местных ямщиках, готовили специальные стенды с фотографиями и биографией этих людей. Почту встречали на берегу Лены в украшенной конной повозке, которая прокатила «современных ямщиков» вместе с ящиком по историческому маршруту. В центре села повозку с ценным грузом встречали хлебом-солью. Для праздника селяне переоделись в национальные костюмы, украсили местный клуб воздушными шарами и переименовали его в «ямщицкую станцию «Хамринская». После торжественной встречи Наталья Эндерс поделилась впечатлениями: «Проехав с почтовым ящиком на санях в конной упряжке по берегу Лены, как это раньше делали настоящие ямщики, мы будто побывали в прошлом. Мурашки не обманешь. И они были».

Во время торжественной встречи хамринцы рассказали об истории своей станции, а также опустили в исторический ящик письмо, адресовав его своим потомкам: «Уважаемые потомки. Обращаются к вам жители села Хамра, которое вот уже 282 года красуется на левом берегу великой реки Лена. Убедительная просьба помнить историю нашего села, уважать и чтить традиции наших предков, быть патриотами своей родины. Желаем, чтобы село наше процветало, открывались предприятия, было круглогодичное сообщение с районным центром, чтобы ваши дети и внуки трудились на родной земле и прославляли наше село добрыми делами и поступками. 22.03.2018 г. Ваши предки».

Затем «ямщицкая» почта направилась в Ленск, где в краеведческом музее эстафету встречали старожилы города. Некоторые из них знают о ямской гоньбе не понаслышке и не из исторических документов. Ветеран Великой Отечественной войны Алексей Лапинский , который на днях справил 92-летие, рассказал, что сам иногда «подрабатывал» ямщиком. Он родился в с.Турукта, мимо которого также проходил Иркутско-Якутский тракт. Говорит, тогда почта никогда не опаздывала, а возили ее не только мужчины, но и женщины. В частности, ямщицким делом занималась его супруга. Также наравне со взрослыми почту возили подростки.

Ветеран тыла Владилен Кочкин рассказал, что в 14-летнем возрасте тоже иногда бывал ямщиком. Расстояние между станциями было большое, но часть пути приходилось проводить не в повозке, а бегом, поскольку «сильно мерзли ноги». Также ямщики брали с собой ружья, чтобы отпугивать волков. Последняя лошадиная почта прошла мимо Мухтуи весной 1954 года.

Одну ночь почтовый ящик провел в ленском музее, а утром 23 марта отправился дальше – по Иркутско-Якутскому тракту.

Посылку «из прошлого» встречали в селах Мурья, Нюя, Натора, Турукта, а в селе Тинная Олекминского района, также в торжественной обстановке, передали соседям. Впереди еще несколько десятков станций, завершит свое путешествие почтовый ящик 1 апреля в столице Якутии.

Иркутско-Якутский тракт протяженностью 2895 км более 200 лет являлся важной государственной транспортной артерией. Он был связующим звеном между Россией и странами Тихоокеанского региона и способствовал усилению торговых и культурных связей. Каждая станция на тракте - это целая история со своими особенностями и героями, которые исправно возили почту круглый год. Сегодня во всех отраслях нашей республики и за ее пределами трудятся потомки ямщиков. Среди них немало именитых ученых, докторов и кандидатов наук, учителей и руководителей производства.

Фоторепортаж пресс-службы администрации Ленского района.

Якутский (Приленский) тракт - главный почтовый тракт от до Якутска. Проложен в течение XVII – 1-й половины XVIII. Общая протяженность в начале ХХ составляла 2766 верст, а по территории – 1772 версты.

Якутский (Приленский) тракт: энциклопедическая справка

Основные почтовые, грузовые и пассажирские перевозки происходили на грунтовой дороге – (236 верст), реже в направлении – (140 верст). От основное сообщение осуществлялось по воде (р. ), а в зимнее время по льду реки. В середине XIX – начале XX в границах Иркутской губрении на Якутском тракте было устроено около 80 почтовых станций, из них 15 на перегоне Иркутск – Жигалово: Хомутовская, Жердовская, Усть-Ордынская, Ользоновская, Баяндаевская, Хоготовская, Манзурская, Хорбатовская, Качугская, Верхоленская, Тюменцевская, Коркинская, Петровская, Пономаревская, Жигаловская. Они находились на расстоянии от 16 до 35 верст друг от друга.

В 60-е XIX почту по Якутскому тракту перевозили 2 раза в неделю. С 90-х XIX условия почтово-пассажирских перевозок на Якутскому тракту определялись особым документом – «Кондициями на содержание казенных почтовых станций Приленского тракта». В 1865 в почтово-пассажирских перевозках от до было занято 120 лошадей, в 1889 – 150, в 1907 – 420. По Якутскому тракту в Приленский крае (на прииски, в Киренский округ, Якутскую область) следовали большие партии грузов. В конце XIX – начале XX в сторону Качуга ежегодно перевозилось 350-470 пуд. тяжестей. В 1910 по Якутскому тракту в сторону Качугской пристани перевезли 1270 тыс. пуд. грузов (в т. ч. хлеба 316 тыс. пуд.). Прогоняли также большие партии скота. Из в привозили пушнину, мамонтовую кость, кожу, конский волос, соль, рыбу (до 6 тыс. пуд. ежегодно). По Якутскому тракту проходили приисковые и арестантские партии.

В начале ХХ стоимость провоза пуда груза по Якутскому тракту летом составляла 60-70 коп., а зимой 30-40 коп. Пассажирские тарифы от до Качуга составляли 63-94,5 коп. за перегон. В 1910 стоимость версты пути от Иркутска до Качуга устанавливалась в размере 3 коп.

Все работы на Якутском тракте выполнялись местным населением.

Друзья! Снова предлагаю включить “машину времени» и переместить вглубь времен и отправить еще по одному старинному маршруту. Он не столь известен как Сибирский тракт, хотя по сути является его продолжением на восток. Речь пойдет о старинном Иркутско-якутском ямщицком тракте.

В Якутии до революции имелось три крупных тракта - Иркутско-Якутский, Охотский и Аянский. До вхождения в состав России Якутия жила в полной географической изоляции от центра страны - на территории Якутии не было регулярных путей сообщения. В зимовья и острожки люди попадали на лодках по Лене до устьев Оклемы и Витима, а далее были сухопутные дороги. И вот в 1743 году по берегам Лены от Витима до Якутска появился Иркутско-Якутский ямщицкий тракт.

Сколько слез, пота и крови пролито, сколько песен пропето на этом полуторатысячном пути от Якутска до Киренска. Мне удалось не только погрузится в его историю, но и проехать по его небольшому участку, посетить несколько музеев в старинных ямщицких селах на берегах Средней Лены. В одном из этих музеев в городе Покровск есть большая экспозиция, посвящена этому пути. Более того, директор музея, узнав о том, чему посвящена наша экспедиция, подарила мне книгу под названием «Возвращение к истокам».

Книга посвящена 265-летию со дня образования Иркутско-Якутского почтового тракта. Собственно, этой книгой я и воспользовался при написании этого отчета.

Начну свой рассказа я с истории российских ямщиков. Занятие извозом – бизнес в России чуть менее распространённый, чем торговля. Но так же, как и в торговле, редко кто объявляет официально о занятии извозом, если работает на себя, а не на хозяина. Извоз всегда был дополнительной статьей доходов. Слово «ямщик» происходит от слова «ям» - так в России в XIII-XVIII называли почтовые станции, на которых меняли лошадей. В переводе с татарского «ям» означает «место остановки». С середины XVIII века ямы стали называться почтами. Этим же словом «ям» в XIII-XV веках называлась и ямская повинность – государственная повинность населения по перевозке лиц, находящихся на государственной службе и государственных грузов. А еще эта повинность называлась «повоз».С конца XV века население обязано было поддерживать в порядке дороги и ямы и предоставлять для государственных нужд подводы, продовольствие и проводников.

Для устройства яма из Москвы или ближайшего города приезжал «приказной человек». Он «расписывал» дорогу с устроенными на ней «станами» и обязанности населения по числу дворов «кому с кем смежно и сручно». Договор оформлялся письменно и вручался приказчику. Иногда заключался договор между ямщиком и населением: ямщик брал обязательства по исполнению ямской повинности, а община платила ему годовое жалование.

Ямщик должен был держать трех меринов, записывать всех путешественников, их число, количество подвод, предоставляемые документы (проезжие грамоты) и заплаченные «прогоны».

Первым начальником Ямского приказа был князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Иван III призывал своих приемников к поддержанию гоньбы в хорошем состоянии. Ямская «гоньба» это говоря современным языком почтовая и транзитная перевозка. При Петре I появились почтамты и почтовые конторы, для военных и административных надобностей была организована почта параллельно дорожной. Екатерина II продолжила реформу – был введен должностной штат почтовых служащих, вместо «пожизненно обязанных ямщиков» набирали почтовых служащих по вольному найму, была установлена единая почтовая трасса по всей стране. В начале XIX века в России было 458 почтовых отделений, 5000 почтовых чиновников.

Но вернемся к Иркутско –Якутскому тракту. Для установления регулярной связи с центром России в 1773 году был открыт Якутско-гужевой тракт.

Линия тракта была проложена по левому берегу Лены от Витима до Якутска по совершенно не заселенным местам. В 1743 году чиновник Якутской воеводской канцелярии Захар Баишев основал 28 станций.

Вначале на каждой станции стояли одинокие якутские юрты, называемые ямскими поварнями.

Вначале от Якутска до Олекминского округа были организованы следующие станции

1. Табага – от городской станции 25 верст

2. Уулаах-Аан

4. Тойон-Ары – 30.5

5. Тит-Ары – 44 версты

6. Синск – 52 версты

7. Дюра - 51.5 верст

Обгон почты в этих станках Якутская воеводская канцелярии возложила на якутов Хангаласского улуса. Зимой дорогу готовили по льду, расчищая торосы, ставили еловые ветки.

На сухопутных участках строили мосты, клали гати. В летнее время на плесе расчищали кустарник, расширяя бечевник, засыпали рвы. Строили и почтовые станции. Якутско-Иркутский тракт эксплуатировался круглый год. Летом возили на лодках, вниз по течению самоплавом, а вверх против течения тянули лодкой бечевой при помощи лошадей или группой ямщиков.

По указу от 28 января 1773 года на каждой почтовой станции полагалось держать по две или четыре лошади, которые должны были находится «денно ношщно вхомутах», а при них два человека «во все одетых и готовых к делу».

Обгон почты был сопряжен в первую очередь из за длинных дистанций прогона между станциями. В 1740х годах начались жалобы якутов на разорительность содержания тракта и злоупотребления царских чиновников.

Далее постараюсь описать маршрут и посещение ямщицкий подворий по Якутскому тракту от поселка Тит-Ары. В нескольких деревнях и городах по пути оказались музеи, посвященные тракту в Тит-Ары, в Еланке, в Покровске.

Село Тит-Ары расположено на левом берегу Лены на довольно крутом берегу, через протоку Лены находится лесистый остров Тит-Ары. На довольно большое расстояние по берегу протянулись два ряда деревянных крестьянских домов с одной широкой улицей между ними. Каждое лето шла по Лене из Иркутска ярмарка, по два-три дня торговала на станциях. Были и гулянья, выпивали, но не доходило до потери разума и драк.

Правда…в Тит-Ары музей был совсем закрыт. Мы заранее созвонились с кем то из администрации с просьбой провести экскурсию, но выяснилось что женщина-экскурсовод уехала на покос. А ключи от музея есть только у нее.

Довольстовались только внешним осмотром и фотографией у верстового столба.


В Еланке примерно тоже самое – в музее никого. Но тут по крайней мере стоял указатель на дороге, хотя даже зная что в селе музей, отыскали мы его не с первой попытки.

На наiе счастье вход во двор был открыт. На двери записка с номером телефон. Звонили мы долго, около получаса, но увы никто не брал.

Отправились на осмотр внутрь.

Расстояние между существовавшими тогда станциями Тойоно-Аринская и Тит_Аринская составляло 44 версты, а между Тит-Ары и Синском – 52 версты. Это были одни из самых длинных и тяжелых перегонов на всем Иркустко-Якутском тракте. Перегоны, которых боялись в сильные морозы не только ямщики, но и проезжающие, лично испытавшие их.
Дело от открытии новых станции решалось 14 лет. И все же в 1820-1870-х годах с большим трудом возникл8 8 промежуточных станций, в том числе Еланская. Только в декабре 1830 года был подписан «Указ Его императорского величества самодержца всросийского..» об учереждении новых станций, Мархачанской и Еланской.

Еланка – в уменьшительном виде от слова елань, те возвышенная, голая и открытая равнина. Выбранное место для станции, с ровной еланью у высокой горы, у самой реки, радовало новоселов, но в тоже время сплошная девственная тайга добавляла тяжелого труда по расчистке. Уже через несколько лет деревушка представляла комплекс деревянных построек: здание самой почтовой станции, конюшня, сараии для ямщиккой утвари, амбар и навесы для саней и дров.


Перед зданием почтовой станции установили полосатый верстовой столб, на которой с одной стороной было написано «От Якутска 159 верст», с другой «До Иркутска 2572 версты».

К 1836 году в Еланке было уже 8 хозяйств, из них только одно не участвовало в гоньбе почты.

Вот что указано в пояснительной записке к обустройству постоялого двора

Дом: ширина 8м, длина 16м, высота 3м, русская печь 1 шт, окон - 8 шт, кокмнат 3, якутская печь 1

У центрального входа с левой стороны в улгу расположена якутская печь, которая использовалась для освещения дома, сушки вещей и упряжи. На высоте человеческого роста встроены деревянные жерди для сушки. Рядом с печкой расположен большой обеденный стол, вдоль стен широкие лавки, на которых ночью спят ямщики и более бедные гости. Справа расположена русская печь, на которой готовят еду, хлеб, а также она служит лежанкой для дежурного смотрителя. В первой комнате обычно располагаются богатые или чиновники. Во второй комнате с тыльной стороны печи располагается семья смотрителя.

Макет дома, который мы чуть позже видели в краеведческом музее Покровска.

Помимо дома был еще ряд построек. Сарай для повозок. Ширина 4 м, длина 8 м, высота 3 м. Сарай для повозок располагался один боком впритык к конюшне, задняя стена глухая стена служила продолжением забора. Ворота сарая выходили во двор.

Конюшня располагалась также продолжением забора. Внутри располагались ясли, те стойла лошадей, лошадь привязывали головами к воротам, чтобы было сподручнее кормить и быстро выводить. Конюшня делилась на две части: в первой стояли отдохнувшие, кормленые, готовые к выезду лошади, во второй только что прибывшие с гоньбы. Только что прибывших коней распрягали, водили по двору чтобы они успокоились и восстановили дыхание, после всю спину прикрывали попоной и ставили в конюшню, но не кормили, а по истечению двух часов давали сухое сено, а перед выездом - меру овса и поили.

С боку со стороны конюшни располагалась святая святых - маленькая кузница и станок для замены и подковки лошадей.


Амбар ставился впритык к дому между входными дверями дома. Амбар делился на две части капитальной стеной, каждая часть имела отдельный вход. В правой смотрители хранили свой правиант, а также почту, эта часть имела кованные двери на железных петлях и закрывалась на замок. Вторая часть служила общим хранилищем для приезжих гостей и ямщиков.В обоих частях амбара для хранения продуктов имелись специальные ящики (сусеки), вдоль стен ставились широкие лавки, на стенах были специальные полки и вешала.

По пути у дороги увидели странный столб. Однозначно не могу относится ли этот столб к ямщицкому тракту или что то иное.

А вот еще один "артефакт" - старый мост. Новая дорога прошла рядом, по нему уже никто не ездит, но он еще до сих пор стоит.


В Покровске нам повезло – нам удалось попасть в Хангаласский краеведческий музей имени Г. В. Ксенофонтова". Но вот незадача…экскурсовод на лето …был в отпуске. Видимо наплыв туристов в Якутии зимой. Зато директор музея показал экспонаты и подарил замечательную книгу, информацию из которой я использовал в этом отчете.

В музее есть отдельный зал, посвященный истории Иркутско-якутского тракта. Сани и конская дуга с колокольчиком.

Красивая инсталяция вида из окна ямщицкой станции.

Фотография Покровской постовой станции, интерьера якутского балагана, фото тракта.

В итоге в музее удалось снять на видео экспозицию, но увы рассказа не получилось.

В самом Якутске есть некий частный музей, говорят очень интересный. Но увы у нас уже не было времени. Вечером я встретился с Добрянцевым Анатолием Анатольевичем – председателем общественной организации «Потомки государевых ямщиков». Он большей частью рассказал о текущих проектах по поддержанию истории тракта, об организованной инициативной группой экспедиции по тракту от Иркутска до Якутска. Большую часть пути они проделали на лодках по Лене, частично проехали маршрут на машинах.

Иркутско-Якутский тракт дал начало Вилюйскому, а также Верхоянскому, Колымскому трактам, другая его ветвь - это Айанский и Охотский тракты. По этим дорогам проходили казачьи отряды, собиравшие ясак, затем их сменили различные экспедиции исследователей северных земель, берегов Ледовитого океана. По этим дорогам русские люди доходили до берегов Северной Америки, Аляски. С открытием Амура эти трассы, как и Якутск, бывший некогда крупным узлом связи на северо-востоке Азии, потеряли прежнее значение. Впоследствии по северным трактам проходили этапы ссыльных, каторжан, начиная с декабристов и кончая узниками сталинских лагерей на Колыме. По этим дорогам пролегал и большой торговый путь через Якутск, Жиганск, Верхоянск, Колыму доходивший до Чукотки и Камчатки, интенсивно действовавший в зимнее время.

Продолжение следует...


В прошлом году к большой дате — 275-летию становления Иркутско-Якутского почтового тракта –
1-й вице-спикер госсобрания (Ил Тумэн), председатель общественной организации «Потомки государевых ямщиков» Анатолий Добрянцев вместе с небольшой делегацией земляков и творческой группой самодеятельных артистов отправился по маршруту следования ямской почты. Мы публикуем на нашем сайте его воспоминания.

В 1743 году служивый человек Захар Баишев по заданию воеводской канцелярии впервые основал 28 станций от Витима до Якутска. С этого года начинается летоисчисление государственного ямщицкого почтового тракта, объединившего судьбы русского и якутского народов. Иркутско-Якутский почтовый тракт имел такое же значение для нашего северного края, как и определивший в свое время развитие целых цивилизаций Великий шелковый путь.

Иркутско-Якутский почтовый тракт: 2750 километров

Хочу вспомнить основные моменты научно-исследовательской и этнографической экспедиции «По следам государевых ямщиков», которая прошла в июле прошлого года и стала возможной благодаря распоряжению главы РС(Я) Егора Борисова и плану мероприятий правительства РС(Я).

Реализации проекта предшествовала большая предварительная работа: убедить руководство республики и ученых-историков ради прошлого отдать дань уважения нашим предкам, государевым ямщикам. Республика должна широко отметить эту историческую дату, ведь этот тракт более двух веков служил единственной дорогой жизни для жителей Ленского края, Якутской области и ЯАССР.

Во время проведения VI Ердынских игр состоялись встречи с губернатором Иркутской области Сергеем Левченко и председателем парламента Сергеем Брилкой, где была достигнута поддержка со стороны руководства области, также встречи с некоторыми руководителями муниципальных районов.

Иркутск, древняя сибирская земля

Нам предстояло проехать 2750 километров пути с посещением 126 почтовых станций в двух регионах, из которых порядка 1500 километров – по территории Иркутской области. Мы посетили девять муниципальных районов: это Иркутский, Эхирит-Булагатский, Баяндаевский, Качугский, Жигаловский, Усть-Кутский, Казачинско-Ленский, Киренский и Мамско-Чуйский. Порядка 1250 километров по территории нашей республики по четырем муниципальным образованиям: Ленскому, Олекминскому, Хангаласскому районам и Якутскому городскому округу.

Первые два дня после прилета в город Иркутск экспедиция по плану провела в самом городе. 12 июля мы посетили уникальный исторический музей-комплекс русского деревянного зодчества «Тальцы», где собраны старинные здания и строения Илимского острога, основанного в 1630 году, который попадал под затопление при строительстве каскада ГЭС по реке Ангаре, это более 100 строений.

14 июля наша экспедиция взяла старт со старинного здания Иркутской городовой почтовой станции, построенной в 1799 году. До сих пор в этом здании размещается Иркутский главпочтамт. Особая реставрация не проводилась, здесь все как два века назад.

В первый день мы проехали по территории бывшего Иркутского уезда, 4 почтовые станции, и на первой же станции Хомутовской был теплый прием с хлебом-солью, а народный коллектив «Россиянка» нас встретил с народной песней. В Жердовской почтовой станции показали хороший краеведческий музей.


Усть-Ордынские язычники

Усть-Ордынские буряты, как и народ саха, являются язычниками, мы увидели очень много похожего в традициях, вероисповедании, обычаях, и они оказались нам, потомкам приленских ямщиков, очень близки по духу.

В первые четыре дня пребывания в Иркутской области нас везде сопровождал мой коллега по парламенту, вице-спикер Иркутского Законодательного Собрания Кузьма Алдаров, замечательный человек, достойный сын бурятского народа.

Он родом из этих мест, и в пути он был интересным рассказчиком и собеседником, хорошо разбирался в истории становления Якутского тракта (так иркутяне любезно называют наш тракт). Кузьма Романович – специалист сельского хозяйства, ряд лет он был министром сельского хозяйства области, и мне, сельхознику, также было о чем поговорить, тем более, из Иркутска мы ехали по отличной асфальтовой дороге до поселка Качуг, а исторический тракт проходил именно по этой дороге. Вдоль нее – бескрайние поля, которые засеяны различными сельхозкультурами, местами бескрайние сенокосы и пастбища, где пасутся большие стада коров, лошадей и овец. Иркутяне в основном сохранили свои крупные хозяйства с советских времен. Здесь встречаются русские, украинские, белорусские, татарские и бурятские деревни, которые были основаны еще в начале XX века в период Столыпинской реформы. И есть тут над чем подумать и поразмышлять.

В уникальном туркомплексе «Юрта хана» внутреннее убранство выполнено очень красочно, в национальном бурятско-монгольском стиле, из ярких материалов, старинная мебель, соответствующая посуда. Нас угостили уникальными бурятскими блюдами. Эта юрта была построена по аналогии с юртой великого Чингисхана.

Баяндаевский район

Эстафету на границе, где находилось бывшая Ользоновская почтовая станция, принял харизматичный глава Баяндаевского района Анатолий Табинаев, мой давний знакомый со времен проведения двух Ердынских игр.

Баяндаевский район один из крупных сельскохозяйственных районов области, где на 15 тысяч человек населения содержится 50 тысяч голов крупного рогатого скота, 20 тысяч голов лошадей и 8 тысяч голов овец январского поголовья и до 20 тысяч гектаров посевных площадей различных сельскохозяйственных культур. Внушительные цифры.

Дальше по пути мы остановились на водоразделе двух великих сибирских рек Енисей – Лена, где стоит огромный знак, свидетельствующий о том, что именно здесь берет свое начало в виде маленького ручейка наша кормилица – Великая река Лена.

Была короткая остановка на почтовой станции Хоготовская, и вот на границе, в Манзурской почтовой станции, нас с песней под баян встречает хлебосольная, добродушная хозяйка, глава Качугского района Кириллова Татьяна Сергеевна со своей многочисленной свитой и народным коллективом.

Родина святителя Иннокентия Вениаминова

15 июля утром после размещения в гостинице Качуга мы выехали в село Анга. Это в 25 километрах в сторону от тракта, на малую родину святителя Иннокентия Вениаминова – апостола Сибири и Америки, митрополита Московского и Коломенского, выдающегося православного деятеля России. В селе Анга мы посетили строящийся к 220-летнему юбилею православный комплекс. Родом из этого села и нынешний Председатель Законодательного Собрания Иркутской области Брилка Сергей Фатеевич. Он принял меня в день прилета в городе Иркутске и подарил мне совершенно новую книгу под № 3 «Жива Россия заслугой Иннокентия».

В селе нас радушно, со старинной песней под баян встретил народный коллектив «Селянка», затем мы посетили историческое здание – дом-музей, где в детстве с 6 лет жил Ваня Попов – будущий епископ, апостол и митрополит Иннокентий Вениаминов, который, окончив Иркутскую духовную семинарию, овладел более чем 10 языками коренных народов Сибири и Америки, внес выдающийся вклад в православие. Дом, построенный в 1800 году, находится в приличном состоянии, со всеми атрибутами того времени.

Жигаловская пристань

Далее мы вернулись на тракт и недалеко от Верхоленска посетили знаменитые Шишкинские писаницы, где на скалах вдоль берега Лены на протяжении нескольких километров очень много древних писаниц тысячелетней давности.

Дальнейший наш путь лежал в Жигалово. Тут мы впервые увидели четыре безлюдные почтовые станции – это Тюменцевская, Коркинская, Петровская и Новомаревская, где сохранились только отдельные полуразвалившиеся дома и заросшие бурьяном поля, которые напоминали о том, что здесь когда-то жили люди.

На границе Жигаловского района с хлебом-солью нас встретил гостеприимный глава района Игорь Федоровский – мой знакомый еще с времен V Ердынских игр, настоящий былинный сибирский богатырь, под два метра ростом, громогласный, с шутками-прибаутками, прекрасный охотник, рыбак и истинный знаток своего района.

Жигалово (год основания 1723 год) – это также старинная почтовая станция при мелководье на Качуге и Верхоленске. Почта и люди гужевым транспортом доставлялись досюда, а с Жигаловской пристани уже начинался летний водный путь. Жигаловская пристань в XVIII–XIX веках была объектом обеспечения Якутской области и началом настоящей дорогой жизни.

Лена в этих местах еще довольно узкая — от 100 до 200 метров в ширину, и мелководная. Проплывая по нашей кормилице Лене, мы увидели настоящую неописуемую природную красоту и экзотику. Лес в этих местах очень крупный и плотный, начинается буквально с берегов: кедр, пихта, ель, сосна, береза, огромного размера рябины, черемуха и другие кустарники. Вода на реке чистейшая.

Я спросил у сопровождавшего нас на своей лодке главу района Игоря Николаевича, взяли ли мы воду в бутылках для питья. Он ответил: «Ты обижаешь меня, мой друг, вот тебе кружка, черпай из матушки Лены и пей, сколько угодно. И вдобавок вот, видишь, это настоящий сибирский напиток, настоянный на кедровых орехах и различных природных дикорастущих ягодах и травах, под 40 градусов крепости. Мы, уважающие себя люди, здесь не покупаем из магазина ни воду, ни водку, тут все свое, натуральное».

В Грузновской почтовой станции осмотрели старинный дом семьи Евдокимовых, типичной типовой застройки XIX века, большой пятистенок с сохранившейся глинобитной печью. Закаменская, Шамановская и Головская почтовые стоянки, почти безлюдны или проживают по несколько семей, в основном охотники-промысловики, но сохранилось много старинных домов.


Усть-Кутское урочище Лупилово

Дальше эстафету по сопровождению нашей экспедиции подхватил Усть-Кутский район в лице Душина Александра Викторовича, кандидата в мэры города Усть-Кут. Он посадил нас в свой современный дизельный катер-водомет «Россомаха», с двигателем мощностью в 350 лошадиных сил, и мы помчались со скоростью 80 километров в час на его участок в урочище Лупилово между бывшими почтовыми станциями Дядино и Басово, которые оказались безлюдными, но также сохранилось несколько старинных домов.

17 июля мы рано утром отправились на катере в дальний путь. Отсюда начинался старинный Киренский уезд, который охватывал 56 почтовых станций до границы Олекминского округа, или по нынешним меркам это территории Усть-Кутского, Казачинско-Ленского, Киренского и Мамско-Чуйского районов Иркутской области и нашего Ленского района.

Мы посетили еще три почтовые станции: Тарасовскую, Боярскую, Омолоевскую. На этих почтовых станциях сохранились старинные здания, почтовые дома, амбары. Преодолев 240 километров пути, к вечеру приехали в город Усть-Кут (основан в 1631 году) как усть-кутская слобода, затем и почтовая станция. Ныне там проживает около 40 тысяч человек, город растянут по берегу на 30 километров. Усть-Кут – это настоящий транспортный узел: здесь железнодорожная станция «Лена», речной порт «Осетрово». По железной дороге завозится львиная доля грузов для нашей республики и дальнейшей перевозки речными судами. По реке Лене груза доставляются по всей нашей республике. Имеется авиапорт и вся соответствующая инфраструктура для города. По городу нас сопровождала заместитель главы района Кузнецова Елена Александровна, которая оказалась дальней родственницей наших ямщиков Припузовых из почтовой станции Улах-Ан. Мы посетили добротный краеведческий музей, затем состоялась встреча с общественностью и старожилами города. Перед нами выступили три коллектива художественной самодеятельности, в том числе один народный коллектив.

Киренск – центр старинного уезда

18 июля мы рано, в 6 часов утра, выехали из города Усть-Кут до города Киренска на скоростном судне «Полесье», которое принадлежит нашему ЛОРПу. Этот день – один из неудобных дней для нашей экспедиции, так как мы ехали вместе с пассажирами, и у нас не было возможности останавливаться на каждой почтовой станции, а расстояние было около 300 километров пути и 13 почтовых станций. Мы с оператором заняли место повыше и засняли все станции на видео, я просто их комментировал. Так, без встречи, мы проскочили целый район, так как теплоход с Усть-Кута был уже полон пассажирами, поэтому не было остановки даже в районном центре Казачинско-Ленского в поселке Марково.

Во второй половине дня мы прибыли в старинный город Киренск, бывший центр огромного уезда. Город с населением около 15 тысяч человек располагается на острове с очень хорошим пейзажем. Город основал в 1630 году казак Василий Бугор. По городу нас сопровождал заместитель главы Лещинский Сергей Юрьевич. Мы посетили Троицкий собор, который построен в XVIII веке. У нас осталось очень хорошее впечатление от посещения городского краеведческого музея, где очень богатая коллекция предметов жизни и быта XVII–XIX веков, огромная коллекция русских самоваров, более 30 штук коллекции бутылей различной емкости от 50 литров до 0,5 литра, старинная конская упряжь, орудия охоты, рыбной ловли, различные станки, в том числе хорошо представлены коренные малочисленные народы Севера. Именно в этом музее мы сделали себе историческую фотографию, переместившись во времени на 100 лет назад.

Подоить коров и – на Ленские щеки

20 июля рано утром наши девчата даже поучаствовали в раздое коров, сфотографировались с поросятами, телятами, и после отменного завтрака на фазенде Трачука В.В. мы выехали в сторону Витима. В этот день нам предстояло проехать 260 километров и 11 почтовых станций. В дорогу нас загрузили свежей сметаной и творогом, которыми мы лакомились еще два дня, и еще осталось для экипажа судна.

Следующая остановка у нас состоялась на почтовой станции Коршуновская, где осмотрели ряд сохранившихся старинных домов. В одном из домов живет семья, очень типичный старинный дом со старинной русской печкой и огромным погребом под картофель. Дом 150-летней давности постройки, с четырехскатной крышей, резными ставнями с узорами очень хорошо сохранился.

После того нам предстояло проехать по очень интересным местам через Ленские щеки – это самое узкое место на Лене: и отвесные скалы с двух берегов, и крутые повороты, и очень быстрое течение.

На этом месте расположена бывшая почтовая станция Пьянобыковская и здесь очень быстрое течение, все суда двигаются по графику, чтобы не было встречного движения. Тут невольно задумаешься, как это место (около 20 километров) проходили ямщики особенно против течения в летнее время

К 10 часам вечера подъехали к последней станции по Иркутской области Чуйское, 63 по счету почтовая станция, пройдены 1500 км. пути. В Чуе проживает несколько семей, но из- за мелководья и наступлением темноты не смогли причалить и поехали дальше. К 12 часам ночи пересекли границу нашей республики и на ночь пристали у поселка Витим. Это первый населенный пункт на территории нашей республики.

О путешествии по Иркутско-Якутскому тракту теперь уже по территории Якутии – читайте завтра.