Словарь от А до Я (балет). Классическая терминология

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Французская школа

    Похожа на русскую. Движения: les fouettés en dedans et en dehors, les fouettés sautés, les fouettés sur pointes ou demi-pointes :

    Делается pique на правую ногу, левая нога поднимается вперёд, происходит tour на пальце (sur la pointe) или полупалце (demi-pointe) и левая нога остаётся вытянутой в воздухе. заканчивается в en arabesque sur pointe (ou demi-pointe).

    Американская школа

    Fouetté en tournant на 45° En dehors . Если в русской школе во время tour правая нога прикасается сзади икры опорной левой ноги, затем переходит прикасаясь спереди к икре левой ноги (как petit Battement), то здесь рабочая нога делает demi rond на 45°, что придаёт движению дополнительный форс, но опасно «выпусканием бедра», из-за чего балерина может сойти с оси, а Fouetté получается с продвижением вперёд или в сторону.

    1. Grand Fouetté . В нём есть кое-что и от французской и от итальянской школ (прим. Вагановой) .
    2. les fouettés en dehors . Поза croiseé назад левой ногой. Coupé на левую ногу на полупальцы, руки во второй позиции, опуститься на левой ноге на demi-plié, левая рука спускается в I позицию. Проводя полусогнутую правую ногу вперед на 90° (совр. 120°), подняться на левой на полупальцы, быстро обводя правой ногой Grand rond de jambe назад и закончить его на левую ногу на demi-plié в III arabesque (в положении en face) . Руки проделывают следующее Port de bras: Левая поднимается на III позицию и проходит на II, тогда как правая идёт на III позицию и проходит через первую на III arabesque во время опускания левой ноги на plié.
    3. les fouettés en dedans et en dedans - Движение делается по тому же принципу.
    4. . Встать в позу croiseé вперёд (левая нога впереди), опуститься на demi-plié на левую ногу, вскочить на неё на полупальцы и выбросить правую ногу на II позицию (alaseconde) на 90° (120°) - Grand battement jeté. Поворачиваясь, бросить размахом по полу правую ногу через passé par terre (проходящим движением). Опорная нога поворачивается на полупальцах (довернуться до en dedans), удерживая правую ногу на той же высоте. Закончить движение на 3 арабеск на plié мли на арабеск.
    5. Grand Fouetté en tournant en dedans (итальянское фуэте) . Исполняется на пальцах по тому же принципу. Только начинается не с plié, а с sur le cou de pied, а закачивается в позе attitudé на пуантах, croisé, правая рука в третьей позиции, а левая в первой.
    6. Grand Fouetté en tournant sauté выполняется по принципу Grand Fouetté en tournant en dedans , только левая нога отрывается от пола прыжком, поворот производится также в воздухе, на прыжке левой ноги.

    Ш - Ch

    • Сhaînés, tours (букв. цепочка поворотов); то же, что и tours chaînés-déboulés - серия быстрых полуповоротов на полупальцах (пальцах) с продвижением по диагонали или по кругу (en manège ), каждый поворот на 180° выполняется при помощи переступания с одной ноги на другую. Движение может выполняться по I, V или VI (I прямой) позициям как на вытянутых ногах, так и на demi-plié - в зависимости от телосложения исполнителя и поставленных перед ним художественных задач. В балетах классического наследия этим движением чаще всего завершают вариацию или танцевальную комбинацию, но есть и другие примеры: в вариации солистки (Гран па из балета «Дон Кихот ») tours chaînés исполняются в средней части, с продвижением по диагонали назад.
    • Changement de pied (букв. смена ноги) - перемена стоп в V позиции каким-либо образом. Обычно под этим термином подразумевают сhangement de pied sauté - прыжок с двух ног на две, на месте или с продвижением в каком-либо направлении (сhangement de pied de volée ), при котором в воздухе ноги меняются местами в V позиции. Может исполняться как на большом прыжке, максимально долго фиксируя в воздухе V позицию перед её переменой (grand changement de pied ), так и на минимальном взлёте, так, что вытянутые пальцы ног едва отрываются от пола (petit changement de pied ). Движение может исполняться en tournant - с воздушным поворотом на любую часть круга, вплоть до целого поворота на 360°.
    Итальянский сhangement de pied отличается сгибанием ног в воздухе во время прыжка (угол сгибания коленей может быть различным). На полупальцах (пальцах) движение выполняется либо как pas levé (вскок на две ноги с одновременной переменой ног в позиции), либо как прыжок, начинающийся и оканчивающийся на полупальцах (пальцах) по V позиции, без опускания всей стопы на пол (пример такого исполнения сhangement de pied можно увидеть в коде женской вариации из Большого классического па Обера).
    • Chassé, pas (от гл. chasser - гнать, разгонять) - прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе в V позиции и одновременным продвижением в каком-либо направлении. Может начинаться с sissonne tombée , pas failli , бега и других движений, позволяющих сделать подскок с продвижением в воздухе. Используется для подхода к большим прыжкам и большим вращениям. Как самостоятельное движение обычно выполняется несколько раз подряд (как, например, в "Танце амуров" из балета "Дон Кихот"). Максимально виртуозная форма - en tournant с окончанием в какую-либо позу.
    В историко-бытовом танце исполняется без прыжка, скользящим шагом с подъёмом на полупальцы в V позиции.
    • Chat - см. Pas de chat .

    Э - É

    • Écartée, поза (от гл. écarter - отклоняться) - поза, выстраиваемая из положения épaulement в V позиции отведением какой-либо ноги в сторону, при этом корпус от талии слегка отклоняется от линии вертикали в сторону опорной ноги. Малые позы écartée demi-plié . Нога, поднятая в воздух, вытянута в колене и стопе. Поза может быть выполнена и в воздухе, на прыжке. Положение рук может быть различно.
    Позы écartée подразделяются на écartée вперёд и écartée назад :
    1. Écartée вперёд : работающая нога открыта на II позицию (à la 2nd ) по диагонали вперёд, то есть в сторону зрителя, голова повёрнута в эту же сторону и чуть приподнята, взгляд направлен вверх.
    2. Écartée назад : работающая нога открыта II позицию (à la 2nd ) по диагонали назад, в направлении от зрителя, голова повёрнута в сторону опорной ноги, взгляд направлен вниз.
    • Échappé, pas (от гл. échapper - уходить в отрыв, вырываться вперёд) - прыжок с двух ног, во время выполнения которого меняется позиция ног в воздухе. Обычно состоит из двух движений: на первом ноги из V позиции раскрываются в воздухе на II либо IV позицию, на втором - вновь собираются в V. Существует и другой вариант исполнения - pas échappé с окончанием на одну ногу, когда другая при окончании второго движения фиксирует положение sur le cou-de-pied спереди/сзади, либо открывается в каком-либо направлении, фиксируя позу. Аналогичным образом pas échappé выполняется со вскоком на полупальцы (пальцы).
    Pas double échappé отличается тем, что между двумя основными движениями добавляется temps levé на прыжке либо со вскоком на полупальцы (пальцы) без перемены позиции ног, при этом возможна перемена положения épaulement . Прыжки разделяются на большие и малые. В отличие от petit pas échappé , при выполнении grand pas échappé во время каждого из прыжков ноги максимально долго фиксируют в воздухе позицию, из которой производился толчок, раскрываясь на II или IV позицию (либо собираясь в V) лишь в самый последний момент. Прыжок может выполняться с продвижением, в повороте (en tournant ) и/или осложняться заноской: на petit pas échappé battu каждый из прыжков (либо один из них) делается с одной заноской, тогда как на grand pas échappé прыжки выполняется с двойной заноской и на предельно высоком взлёте.
    • Effacée, поза (от гл. effacer - убирать, прятать) - поза, выстраиваемая из положения épaulement effacé в V позиции отведением ноги вперёд (поза effacée вперёд ) либо назад (поза effacée назад ). Малые позы effacée выполняются на вытянутый носок в пол, средние - подниманием ноги на высоту 45°, большие - на 90° и выше. Опорная нога может стоять на всей стопе или быть на полупальцах/пальцах, вытянутая в колене либо на demi-plié . Нога, поднятая в воздух, может быть как вытянута в колене, так и согнута (поза attitude ). Выполняется и в воздухе, на прыжке. Комбинирование различных положений рук и головы позволяет бесконечно варьировать позу.
    • Épaulement : (от épaule – плечо) - положение, при котором танцовщик стоит вполоборота к зеркалу либо к зрительному залу: стопы, бёдра и плечи повёрнуты вправо либо влево от зрителя (т. 1) на 45° либо 135°, тогда как голова повёрнута в сторону плеча, направленного по диагонали вперёд. Положение между положениями en face и профиль, придающее танцу трёхмерность, выразительность и артистическую окраску. При его выполнении от исполнителя требуются точность в положении плеч и повороте головы, уверенная направленность взгляда.

    «Положение рук и головы, не подкреплённое и не дополненное соответствующим поворотом корпуса (épaulement) или его наклоном, что зрительно воспринимается как движение плеч, не может быть достаточно выразительным и целеустремлённым» :185

    Разделяются на положения croisé и effacé :
    1. Épaulement croisé (от гл. croiser - скрещивать) - в этом положении стопы стоят в любой скрещенной позиции (III, IV, V), при этом впереди находится нога, одноимённая с плечом, повёрнутым в сторону зрителя: если вперёд выдвинуто правое плечо и голова повёрнута направо, впереди будет стоять правая нога, если же выдвинуто левое плечо и голова повёрнута налево - то левая. Из этого положения, открывая ногу вперёд либо назад, можно принять любую позу croisée .
    2. Épaulement effacé (от гл. effacer - убирать, прятать) - в этом положении стопы стоят в любой скрещенной позиции (III, IV, V), при этом впереди находится нога, разноимённая с плечом, повёрнутым в сторону зрителя: если вперёд выдвинуто правое плечо и голова повёрнута направо, впереди будет стоять левая нога, если же выдвинуто левое плечо и голова повёрнута налево - то правая. Из этого положения, открывая ногу вперёд либо назад, можно принять любую позу effacée .

    Известные методики

    • Американская: техника Баланчина
    • Датская: школа Бурнонвиля
    • Итальянская: методика Чекетти
    • Кубинская: методика Алисии Алонсо
    • Русская:

    Постепенно начинаю понимать, что танцы становятся большой и важной часть моей жизни, наряду с музыкой и вокалом. Конечно, в этом "виновата" работа. А еще фильм "Step Up". Это ведь так здорово - уметь танцевать, сочетать балет и уличный танец. Пока что мне не дано ни то ни другое, но вот классический станок я уже начинаю понимать. Спасибо "Ритмам" - Юля Владимировна очень все понятно объясняет ребятам, и я тоже слушаю и запоминаю.

    Когда делается бросок ногой вперед или назад - голова смотрит в сторону (центр класса), а при броске ноги в сторону голова смотрит прямо.
    При battement tendu нога выводится пяткой вперед. Вообще, то, куда направлена пятка - очень важно. Ибо если не туда направишь - никакого толку от движения не будет. Сама вчера вечером пробовала.
    При прыжках важно прыгнуть как можно выше и как можно дольше зависнуть в воздухе. Только тогда можно успеть в воздухе поменять позицию с 5 на 2, с 5 на 5 и т.д.
    Preparation для прыжков (плие) должен быть очень активным, чтобы бренное, тяжелое и незатянутое тело вытолкнулось все-таки наверх.
    По правилам классической графики заканчивать движение нужно в том же положении, в котором начинали. За редким исключением, которое обязательно оговаривается.
    Деми плие (demi plie) - полуприседы (рис. 8) . Важно добиться предельного сгибания ног в коленных суставах без отделения пяток от пола. Тяжесть тела равномерно распределяется на обе ступни без «завала» на большой палец. Колени и ступни все время сохраняют выворотное положение, не нарушая правильности позиций. Спина держится прямо. Упражнение выполняется в I, II, III позициях, реже и лишь у опоры - в V, IV позициях.

    Гран плие (grand plie) . При выполнении упражнения (рис. 9) следует как можно дольше удерживать пятки на полу - движение выполняется чрез деми плие. При выпрямлении ног нужно как можно раньше ставить пятки на пол. Подниматься на полупальцы и ставить пятки на пол необходимо одновременно двумя ногами. На протяжении всего упражнения сохраняется предельная выворотность бедер и ступней. Тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги, без «завала» на большие пальцы.

    Батман (battement) - отведение работающей ноги в каком-либо направлении и возвращение ее к опорной ноге. Каждый вид батмана имеет свою форму и самостоятельное название.

    Батман тандю сэмпль (battement tendu simple) - выставление ноги вперед, в сторону, назад на носок. Упражнение способствует развитию подъема ноги и укреплению голеностопного сустава, является подготовительным для освоения ряда последующих движений данной классификационной группы. При выполнении батман тандю выворотная нога скользящим движением отводится из I, III, V позиций вперед, в сторону, назад на носок и возвращается в и. п. Движение следует выполнять по прямой от пятки опорной ноги к носку отведенной и обратно (рис. 10) . Скольжение ноги выполняется сначала всей ступней с постепенным отрывом пятки от пола до положения предельно оттянутого носка без упора на носок в конечном положении. Аналогичным скользящим движением нога возвращается в и. п. Опорная выпрямлена в колене. Центр тяжести - на опорной ноге. Рабочая нога сохраняет выворотное положение.

    Батман тандю деми плие (battement tendu demi plie) - сочетание отведения ноги с последующим приведением и полуприседом на двух ногах (рис. 11) . При выполнении упражнения необходимо добиться полной слитности двух движений. Для этого сгибание ног в коленях начинается несколько раньше, чем рабочая нога возвращается в 1 или III позицию. Туловище держится прямо, тяжесть тела при деми плие равномерно распределяется на обе ступни.

    Батман тандю сутеню (battement tendu soutenu) - представляет собой упражнение из соединения одновременно исполняемых отведений-приведений ноги с полуприседом на опорной. При этом туловище несколько отклоняется в сторону, противоположную работающей ноге. После выполнения упражнения лицом, боком к опоре усложняется форма данного движения: и. п. - правая впереди на носке (IV позиция) через I позицию в положение правую назад на носок. В дальнейшем возможно усложнение упражнения различными движениями рук, подъемом на полупальцы, изменением направления движения.

    Батман тандю жэтэ (battement tendu jete) - данное упражнение является профилирующим для всех маховых движений. В отличие от батман тандю выполняется с отрывом носка от пола при отведении из и. п. Фактически представляет собой мах на высоту около 25° (рис. 12) . Движение должно быть четким, слитным, энергичным. Ноги сохраняют выворотное положение, центр тяжести на опорной ноге. Руки во II позиции.

    Батман тандю жэтэ пуанте (battement tendu jete pointe) . В принципе данное движение не отличается от батман тандю жэтэ, однако после отведения нога не закрывается в позицию, а ставится носком в пол. Упражнение можно выполнять 2-3 раза подряд, затем нога закрываема в III позицию (рис. 13) . При усложнении движения нога переносится по невысокой дуге из положения правая (левая) впереди, сзади на носке (IV позиции) в сторону на носок и обратно или «крестом».

    Дубль батман тандю (double battement tendu) является разновидностью батман тандю. Исполняется с опусканием пятки на пол по II позиции: с одно-, двух- или трехкратным и более опусканием (рис. 14) . В момент опускания пятки на пол центр тяжести остается на опорной ноге. Акцент движения совпадает с опусканием пятки на пол.

    Батман фраппе (battement frappe) - сгибание и разгибание голени под углом 45° (рис. 15) . Прежде чем приступить к изучению движения, осваивается положение ноги сюр ле ку де пье (sur le coup-de-pied) (рис. 16) . В гимнастике применяется положение впереди (условное) - нога в колене согнута, носок впереди у щиколотки опорной ноги, бедро развернуто кзади - носок прижат сзади у щиколотки опорной ноги. Батман фраппе заключается в быстром сгибании голени из и. п. правая (левая) в сторону в положение сюр ле ку де пье впереди или сзади с легким ударом об опорную ногу с последующим разгибанием вперед, в сторону, назад. Упражнение выполняется резким, сильным движением. При этом бедро и колено сохраняют выворотное положение. Так как упражнение начинается из и.п. нога в сторону, то перед началом нога из I, III позиций через батман тандю раскрывается в сторону, рука при этом из подготовительной позиции поднимается через I во II позицию.

    Существует усложненный вариант батман дубль фраппе (battement double frappe) , отличающийся двойным «ударом» работающей ноги у щиколотки опорной.

    Батман фондю (battement fondu) - сочетание полуприседа на опорной ноге с одновременным сгибанием свободной на сюр ле ку де пье впереди (сзади) с последующим разгибанием работающей и выпрямлением опорной (рис. 17) .

    Выполняется вперед, в сторону, назад, носком в пол, с подниманием ноги на 45, 90°. При сгибании ноги в положение сюр ле ку де пье нельзя опускать бедро сразу, вначале сгибается колено, а бедро удерживается неподвижно на высоте 45°, затем постепенно опускается вместе с голенью до конечного положения. Когда батман фраппе выполняется на 90°, то нога сначала опускается до 45°, затем сгибается как описано выше. Музыкальный размер 2/4 или 4/4.

    Дубль батман фондю (double battement fondu) . Начинается движение с деми плие на опорной, далее выполняется подъем на полупальцы, но свободная нога не открывается в заданном направлении, а задерживается в положении согнутой у щиколотки; затем вновь повторяется полуприсед на опорной с одновременным выпрямлением свободной ноги на 45 или 90°; в момент окончательного выпрямления свободной ноги выполняется и выпрямление опорной, завершающееся подъемом на полупальцы.

    Гран батман жэтэ (grand battement jete) - махи ногами вперед, в сторону, назад (рис. 18) . Движение выполняется через батман тандю до касания носком пола, затем нога поднимается на максимальную высоту и через батман тандю возвращается в и.п. (I или III позиция).

    Гран батман жэтэ балансе (grand battement jete balance) - махи в направлении вперед и назад на 90° и выше через I позицию (рис. 19) . Движение возможно выполнять в сторону: в и.п. лицом к опоре или на середине зала попеременно одной и другой ногой. Возможно сочетание с наклоном туловища, подъемом на полупальцы, полуприседами.

    Гран батман жэтэ пуанте (grand battement jete pointe) выполняется как гран батман жэтэ, но до касания носком пола (рис. 20) .

    Гран батман жэтэ пассэ (grand battement jete passe) выполняется по правилам гран батман жэтэ, но с переводом ноги из одного направления в другое при помощи приема пассэ (passe) (рис. 21) : нога согнута, бедро выворотно, колено в сторону, носок у колена опорной, не касаясь его. Исполняется вперед и назад. Музыкальный размер 2/4.

    Батман девлоппэ (battement developpe) исполняется вперед, в сторону, назад на 90° и выше (рис. 22) . Из III позиции работающая нога, сгибаясь и скользя вытянутым носком, поднимается до колена опорной ноги, после чего выпрямляется в любом направлении и опускается в и.п. На протяжении всего движения бедро сохраняет предельную выворотность, при выпрямлении ноги колено не опускается. При выполнении движения вперед и в сторону туловище остается прямым, назад - слегка наклоняется вперед. Музыкальный размер 2/4, 4/4.

    Батман девлоппэ пассэ (battement developpe passe) . Работающая нога поднимается, затем сгибается, носок идет под колено опорной, не касаясь его (положение пассэ), после чего нога снова поднимается в любом направлении.
    Батман девлоппэ с отведением ноги на 1/4 часть круга. Работающая нога выводится вперед, затем отводится в сторону и опускается в и. п. То же самое делается в обратном направлении. Затем нога поднимается в сторону и отводится вперед или назад.
    Батман девлоппэ с отведением ноги на 1/4 часть круга. Нога из III позиции поднимается вперед на 90° и выше, вытянутая отводится через сторону назад и опускается в III позицию, Аналогично исполняется в обратном направлении.

    Батман девлоппэ балансе (battement developpe passe) . Нога поднимается вперед, в сторону, назад, затем коротким движением слегка опускается и сразу же резко возвращается на прежнюю высоту. Музыкальный размер 2/4 и 4/4.

    Рон де жамб (rond de jambe) . К этому виду упражнений относятся движения ногой по дуге по полу и по воздуху. Движение ногой по дуге назад, в сторону, вперед, то есть направленное к опорной ноге, называется ан дедан (en dedans) . Движение ногой по дуге вперед, в сторону, назад, то есть направленное от опорной ноги, называется ан деор (en dehors) . Упражнения данной группы способствуют развитию подвижности тазобедренных суставов, выворотности ног.

    Рон де жамб пар терр (rond de jambe par terre) - движение вытянутой ногой по дуге, касаясь носком пола (рис. 23) . Упражнение выполняют равномерным движением вытянутой ноги по дуге, отделяя пальцы от пола. Бедро в выворотном положении, тяжесть тела на опорной ноге.

    Рон де жамб ан лэр (rond de jambe en l’air) - круговые движения голенью в воздухе (рис. 24) . Из и.п. правая (левая) в сторону на высоте 45° круговые движения голенью, одновременно сгибая колено внутрь (ан деор), наружу (ан дедан) до касания носком икроножной мышцы. Бедро в выворотном положении.

    Гран рон де жамб жэтэ (grand rond de jambe jete) - большой мах ногой по дуге на 90° в направлении ан деор и ан дедан.

    Гимнастическое многоборье: Женские виды. Изд. Г 48 2-е, перераб. Вольные упражнения. Т.С. Лисицкая, В.Е. Заглада / под редакцией Гавердовского Ю.К. - М.:Физкультура и спорт, 1986. - 336с., ил.»

    Pas (па ) - шаг; движение или комбинация движений; употребляется как равнозначное понятию «танец».
    Pas d`actions (па де акшн ) - действенный танец.
    Pas de deux (па де де ) - танец двух исполнителей, обычно танцовщика и танцовщицы.
    Pas de trois (па де труа ) - танец трех исполнителей, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
    Pas de quatre (па де карт ) - танец четырех исполнителей.

    Adagio (адажио ) - медленно, медленная часть танца.
    Allegro (аллегро ) - быстро, прыжки.
    Allongee (алонже ) - от гл. удлинить, продлить, вытянуть; движение из адажио, означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки.
    Aplomb (апломб ) - устойчивость.
    Croisee (круазе ) - поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
    Degage (дегаже ) - освобождать, отводить.
    Demi (деми ) - средний, небольшой.
    Ecartee (экартэ ) - отводить, раздвигать; поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
    Efface (эфасэ ) - развернутое положение корпуса и ног.
    En dedans (ан дедан ) - внутрь, в круг.
    En dehors (ан деор ) - наружу, из круга.
    En face (ан фас ) - прямо; прямое положение корпуса, головы и ног.
    En tournant (ан турнан ) - от гл. «вращать»; поворот корпуса во время движения.
    Grand (гранд ) - большой.
    Petit (пти ) - маленький.
    Port de bras (пор де бра ) - упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
    Preparation (препарасьон ) - приготовление, подготовка.

    Arabesque (арабеск ) - поза, название которой происходит от стиля арабских фресок.
    Attitude (аттитюд ) - поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута.
    Passe (пассе ) - от гл. «проводить, проходить»; связующее движение, проведение или переведение ноги.
    Sur le cou-de-pied (сюр ле ку де пье ) - положение одной ноги на щиколотке другой, опорной.
    Tire-bounchon (тир бушон ) - «закручивать, завивать»; поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.

    Balance (балансе ) - «качать, покачиваться»; покачивающееся движение.
    Balancoire (балансуар ) - «качели», применяется в grand battement jete.
    Battement (батман ) - размах, биение.
    Battement developpe (батман девлоппе ) - раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90* в нужное направление.
    Battement double frappe (батман дубль фраппэ ) - движение с двойным ударом.
    Battement fondu (батман фондю ) - мягкое, плавное, «тающее» движение.
    Battement frappe (батман фраппэ ) - движение с ударом, или ударное движение.
    Battement soutenu (батман сотеню ) - выдерживать, поддерживать; движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.
    Battement tendu (батман тандю ) - отведение и приведение вытянутой ноги, не отрывая носка от пола.
    Batterie (батри ) - барабанный бой; нога в положении sur le cou-de-pied проделывает ряд мелких ударных движений.
    Demi-plie (деми плие ) - маленькое приседание.
    Dessus-dessous (десю-десу ) - верхняя-нижняя часть, над-под, вид рas de bourree.
    Grand battement (гранд батман ) - большой батман.
    Grand-plie (гранд плие ) - большое приседание.
    Jete (жете ) - бросок ноги на месте или в прыжке.
    Pas couru (па курю ) - пробежка по шестой позиции.
    Pas de bascue (па де баск ) - шаг басков; для этого движения характерен счет 3/4 или 6/8 (трехдольный размер), исполняется вперед и назад.
    Pas de bourree (па де буре ) - чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.
    Petit battement (пти батман ) - маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
    Plie (плие ) - приседание.
    Releve (релеве ) - от гл. «приподнимать, возвышать»; подъем на пальцы или полупальцы.
    Relevelent (релевелян ) - медленный подъем ноги на 90*.
    Soutenu (сотеню ) - от гл. «выдерживать, поддерживать, втягивать».

    Fouette (фуэте ) - от гл «стегать, сечь»; вид танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
    Pirouette (пируэт ) - «юла, вертушка»; быстрое вращение на полу.
    Port de bras (пор де бра ) - наклоны корпуса, головы.
    Renverse (ранверсе ) - от гл. «опрокидывать, переворачивать»; опрокидывание корпуса в сильном перегибе и в повороте.
    Rond (ронд ) - «круг, круглый».
    Rond de jambe en l`air (ронд де жамб ан лер ) - круг ногой в воздухе.
    Rond de jambe par terre (ронд де жамб пар тер ) - круговое движение ноги по полу, круг носком по полу.
    Tour (тур ) - поворот.
    Tour chaine (тур шене ) - «сцепленный, связанный»;быстрые повороты, следующие один за другим.
    Tour en l`air (тур ан лер ) - тур в воздухе.

    Assemble (ассамблее ) - от гл. соединять, собирать; прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе; прыжок с двух ног на две ноги.
    Brise (бризе ) - разбивать, раздроблять; движение из раздела прыжков с заносками.
    Cabriole (кабриоль ) - прыжок на месте с подбиванием одной ноги другой.
    Changement de pieds (шажман де пье ) - прыжок с переменой ног в воздухе (в V позиции).
    Coupe (купэ ) - подбивание; отрывистое движение, короткий толчок.
    Echappe (эшаппэ ) - прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
    Entrechat (антраша ) - прыжок с заноской.
    Glissade (глиссад ) - «скольжение»; прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
    Jete ferme (жете фермэ ) - закрытый прыжок
    Jete passé (жете пассе ) - проходящий прыжок.
    Pas ballonne (па балонэ ) - раздувать, раздуваться; продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou-de-pied.
    Pas ballotte (па балоттэ ) - колебаться; движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку; корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
    Pas chasse (па шассе ) - партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
    Pas ciseaux (па сизо ) - ножницы; прыжок с выбрасыванием вперед по очереди ног, вытянутых в воздухе.
    Pas de chat (па де ша ) - кошачий шаг; скользящий прыжок с ноги на ногу, когда в воздухе одна нога проходит мимо другой.
    Pas emboite (па амбуате ) - от гл. «вкладывать, вставлять, укладывать»; прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
    Sauté (соте ) - прыжок на месте по позициям.
    Sissonne (сисон ) - вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
    Sissonne fermee (сисон ферме ) - закрытый прыжок.
    Sissonne ouverte (сисон уверт ) - прыжок с открыванием ноги.
    Sissonne simple (сисон симпл ) - простой прыжок с двух ног на одну.
    Sissonne tombee (сисон томбе ) - прыжок с падением.

    Давно была идея создать что-то наподобие словаря балетных терминов. Но, как говорится руки не доходили, и каждый раз приходилось откладывать этот, на мой взгляд, весьма полезный для юных танцоров сборник основных балетных терминов.


    И, так основные балетные термины , которые я расположу в алфавитном порядке.

    Адажио (от французского — adagio).
    Адажио это часть классического урока, состоящая в основном из плавных движений и различных поз, которые связно перетекают из одной в другую. В адажио используются такие элементы как: d?veloppes, releves, grands ronds de jambe. В балетном спектакле adagio часто представляет собой танцевальный дуэт.

    Аллонже (от французского allonge — означает: удлинённый, вытянутый).
    Аллонже это поза классического танца: поднятая назад нога выпрямлена в колене (arabesque), соответствующая рука поднята вверх, другая отведена в сторону, в отличие от закруглённых позиций (arrondi), локти рук выпрямлены, кисти повёрнуты наружу, что придаёт позе «летящий» характер.

    Амбуате (от французского emboiter le pas — означает: идти следом).
    Амбуате это такая последовательность переходов с ноги на ногу на полупальцах или же на пальцах. Это прыжок с поочерёдным выбрасыванием вперёд или назад согнутых в коленях ног на 45 или 90 градусов.

    Ан деор (от французского en dehors — означает: наружу).
    Ан деор это направление движения от опорной ноги, направленное «к зрителю». Исполняется одновременно с поворотом корпуса.

    Ан дедан (от французского en dedans - означает: во внутрь).
    Ан дедан это направление движения к опорной ноге, получается как бы во внутрь, «от зрителя». Исполняется одновременно с поворотом корпуса.

    Антраша (от итальянского intrecciato - означает: плетённый, скрещенный).
    Антраша это прыжок с заноской. Во время прыжка ноги скрещиваются между собой в воздухе в V позиции.

    Ан турнан (от французского en tournant - означает: в повороте).
    Ан турнан это указание на то, что движение исполняется одновременно с поворотом всего тела. Поворот может быть полным или неполным.

    Ан лер (от французского en l’air - означает: на воздухе).
    Ан лер это термин, который указывающий на то, что движение исполняется по воздуху.

    Ан фас (от французского en face - означает: прямо).
    Ан фас тут вроде всё и так понятно, это прямое положение корпуса, головы и ног.

    Апломб (от французского aplomb).
    Апломб это с одной стороны умение сохранить положение, равновесие, исполняя движение. С другой стороны уверенная, свободная манера исполнения.

    Арабеск (от французского arabesque).
    Арабеск это так называется поза, когда опорная нога танцовщика стоит либо на полной стопе, либо на полупальцах, либо на пуантах, а рабочая нога поднята с вытянутым коленом на 30, 45, 90 или 120 градусов.

    Аттитюд (от французского attitudes).
    Аттитюд это опорная нога находится в том же положении, что и в арабеске, но рабочая нога поднимается с согнутым коленом, а корпус танцовщика должен быть прогнут в спине.

    Балансе (от французского balancer - раскачивать, качаться).
    Балансе это движение, в котором переступания с ноги на ногу, чередующиеся с demi-pli? и подъёмом на полупальцы, сопровождаются наклонами корпуса, головы и рук из стороны в сторону, что создаёт впечатление мерного покачивания. Может исполняться из стороны в сторону, вперёд и назад.

    (от французского battements tendus).
    Батман тендю это тянуть, вытягивать. Пример: battement tendu.

    Батман тендю жете (от французского battements tendus jet?).
    Батман тендю жете это выброс ноги на 45°. Пример: battement tendu jet?.

    Бризе (от французского briser - разбивать; обозначает лёгкий, порывистый морской ветер).
    Бризе это маленький прыжок, с продвижением вперёд или назад за ногой. Заканчивается прыжок в V позиции. Разновидность: brise dessus (вперёд) - dessous (назад).

    Буду каждый день дополнять этот список балетных терминов.