Совместная деятельность воспитателя и инструктора по плаванию. Общие сведения. Физкультурная форма для детского сада

Физическое развитие детей дошкольного возраста является основой разностороннего развития.

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровьесбережения, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, например воспитателя и инструктора по плаванию.

Как показывает практика, многие воспитатели не придают значения тому что они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по плаванию зависит конечный результат и достижение таких целей как: воспитание воли, целеустремленность, воспитание чувства товарищества, выдержка, воспитание сознательной дисциплины, организованности, воспитание уверенности в своих силах.

Взаимодействие инструктора по плаванию и воспитателя имеет три направления.

1.Помощь воспитателя в организации занятий.

Большая роль в подготовке и проведении занятий отводится воспитателям групп. Они ведут работу в своей группе: следят за выполнением расписания учебных занятий по плаванию и готовят подгруппы к ним, знакомят с правилами поведения в бассейне, непосредственно во время занятий, учат быстро одеваться и раздеваться. Вместе с медсестрой определяет, кому из детей необходим щадящий режим или освобождение от занятий, поддерживает тесную связь с родителями.

Воспитатель перед каждым занятием проверяет наличие у детей всех купальных принадлежностей и помогает детям подготовить все необходимое. Особого внимания взрослых требуют дети младшего возраста. Им необходима помощь и при раздевании, и при одевании, и при мытье под душем, и при вытирании, так как самостоятельно делать это они еще не умеют, а так же при входе в воду и при выходе из нее. Дети младшего возраста плохо еще запоминают свои принадлежности. Поэтому для того чтобы ускорить все процессы и не допустить охлаждения детей и необходима помощь воспитателя (младшего воспитателя). Роль воспитателя очень важна при организации занятий в бассейне и имеет огромное значение для воспитания гигиенических навыков. Помогая детям принимать гигиенические процедуры воспитатель воспитывает в них уважительное отношение к чистоте, навыки самообслуживания, уважения к друг другу, оказывает помощь товарищу.

Основной формой организованного и систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам, является непосредственно образовательная деятельность по физической культуре. Специальной задачей, которой является, овладение необходимым программным материалом по развитию основных видов движений, двигательных качеств, формирование оптимальной двигательной активности.

Для более качественного проведения образовательной деятельности по физической культуре, повышению двигательной активности, формированию у дошкольников двигательной культуры, положительного эмоционального настроя к участию в образовательном процессе необходимо очень тесное сотрудничество инструктора по физической культуре и воспитателя.

В дошкольных учреждениях организация НОД по физической культуре предусматривает участие педагога группы. Но зачастую педагог является пассивным наблюдателем на НОД по физической культуре, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения НОД и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Для повышения двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя - является рациональность организации взаимодействия воспитателя и инструктора по физической культуре. При этом важна согласованность действий педагогов и специалиста.

ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ (в соответствии с единым квалификационным справочником должностей работников образования)

  • Приоритетные направления развития образовательной системы;
  • Программное содержание и методические рекомендации по физическому воспитанию дошкольников данной возрастной группы; методику физического воспитания дошкольников, требования техники безопасности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • Инструкцию по охране жизни и здоровья ребёнка;
  • Формы и методы мониторинга по физическому развитию детей;
  • Группы здоровья детей;
  • Планирование и организацию самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке и в группе;
  • Контроль физической нагрузки детей по внешним признакам утомления;
  • Основы безопасности детей в процессе НОД по физической культуре;
  • Правила информации родителей об уровне физического развития детей.

Этапы подготовки к НОД по физической культуре

  • При подготовке к НОД по физической культуре воспитатель ОБЯЗЯТЕЛЬНО переодевается в спортивную форму: футболка, спортивные брюки, носки (для занятий в спортивном зале с ковровым покрытием);
  • Отслеживает готовность детей к НОД по физической культуре: футболка, шорты, носки или гольфы. Волосы у девочек должны быть убраны в аккуратную прическу, что бы все дети сходили в туалет. Отсутствие у детей в руках игрушек;
  • Перестраивает детей по росту от самого высокого до самого низкого;
  • В спортивный зал являются по расписанию;
  • В зал входят организованно (в колонне по одному) и выполняют построение в указанном инструктором месте.
Части НОД Деятельность инструктора Деятельность воспитателя
Мотивационный этап Организация детей. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)

Вводная часть

3 мин.-20% от всего занятого времени

  1. Устанавливает контакт с группой.
  2. Мобилизует внимание.
  3. Повышает эмоциональный настрой.
  4. Подготавливает организм к повышенной физической нагрузке в основной части НОД.
  5. Акцентирует внимание на правильность выполнения ходьбы и бега.
  1. Обеспечивает организацию детей, активизацию внимания.
  2. Следит за качественным выполнением построений и перестроений.
  3. Контролирует дистанцию во время движения.
  4. Следит за осанкой и внешними признаками утомления.
  5. Проводит индивидуальную работу с детьми (негромкие указания, подсказки, тактильные прикосновения и т.д.)
  6. Уделяет особое внимание детям с отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья.
Содержательный этап (Практическая деятельность.) Направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

Основная часть

От10 мин. до 25 мин. -68% от всего занятого времени

  1. Объясняет и показывает ОРУ, контролирует правильность выполнения.
  2. Проводит обучение основным двигательным навыкам и их закрепление.
  3. Развивает физические качества.
  4. Тренирует различные мышечные группы.
  1. Выполняет раздачу и сбор предметов и атрибутов в ОРУ, помогает расставлять инвентарь для ОВД и убрать его после выполнения детьми упражнений.
  2. Следит за правильностью выполнения ОРУ, помогает детям, нуждающимся в индивидуальной помощи, принять исходное положение, исправляет неверно выполненное движение.
  3. Участвует в оказании индивидуальной помощи детям по необходимости.
  4. Принимает участие в игровых упражнениях и подвижных играх (способствуя улучшению эмоционального настроя и повышению двигательной активности).
  5. Следит за соблюдением правил игры, за дисциплиной, за безопасностью.
Рефлексивный этап (рефлексия) посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. Эффективность рефлексивной части – отношение детей к НОД. Мотивация детей на перспективу НОД.

В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции.

В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей.

В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

Заключительная часть

2 мин.-12% от всего занятого времени

  1. Постепенно снижает уровень физической нагрузки.
  2. Уменьшает двигательное возбуждение.
  3. Сохраняет эмоциональный настой детей.
  1. Словесно отмечает детей за успехи и достижения, тактично делает замечания детям, не справившимся с заданиями.

Способы организации дошкольников в процессе НОД физическая культура

СПОСОБЫ

ОРГАНИЗАЦИИ НОД

ИНСТРУКТОР ВОСПИТАТЕЛЬ

Фронтальный

Применяется только к движениям, не требующим подстраховки от травматизма, и используется во всех частях НОД. Характеризуется одновременным выполнением всеми детьми одного и того же задания независимо от места расположения и выбранных форм построения.

Подсказки педагога, указания, напоминания, имеет возможность индивидуализировать нагрузку для отдельных детей, оказывает помощь. Следит за правильностью выполнения упражнений и осанкой детей.

Групповой (подгрупповой)

Организация детей предусматривает,

распределение детей на подгруппы и одновременное выполнение различных заданий.

(Распределение детей на группы и определение содержания заданий осуществляется с учётом пола, уровня подготовленности и т.д.).

Занимается с первой подгруппой (разучивает новое упражнение или углубленно осваивают прежние движения)

Занимается со второй подгруппой (выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложнённых условиях). Обращает внимание на качество выполнения упражнения, предупреждает ошибки детей, следит за поведением воспитанников.

Посменный

Разновидность подгруппового способа, дети выполняют одно движение сменами (одновременно

3-4 человека) упражнение в равновесии на четырех пособиях, спрыгивание со скамейки и т.д.

Предусматривает поочерёдное выполнение одинаковых упражнений несколькими группами (одна группа выполняет, другая – наблюдает, оценивает).

Обеспечивает отработку качества движений.

Исправляет неточности двигательного действия.

Контролирует поведение детей.

Поточный

Организация выполнения одного задания за другим. Форма используется в тех случаях, когда упражнения освоены детьми.

Применяет ритмическое сопровождение (бубен, магнитофон, видеозапись).

Даёт короткие указания, словесные инструкции, распоряжения, команды.

Обеспечивает страховку, чтобы не допустить травматизма.

Индивидуальный

Предусматривает одновременное выполнение персонального задания, каждым ребёнком самостоятельно, в порядке очерёдности.

Проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания. Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, располагается так, чтобы оказать ему помощь в нужный момент.

Круговой тренировки

Предусматривает одновременные дифференцированные нагрузки посредством последовательного использования на «станциях» однотипных упражнений, отличающихся друг от друга различной степенью трудности.

(это выполнение нескольких видов физических упражнений сериями, по кругу).

Педагоги делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку.

И ещё раз отметим – на НОД по физической культуре обязательно присутствие воспитателя в спортивной форме и обуви. Он выполняет активную роль, в зависимости от части занятия и в зависимости от организации детей.

Для того чтобы обеспечить активную роль воспитателя на НОД рекомендуется инструктору консультировать педагогов, знакомить с целью и содержанием занятий на определенный период, с требованиями, предъявляемыми к детям при выполнении ОВД, ОРУ, подвижных игр, упражнений в построении и перестроении. Воспитатель несет ответственность за безопасность жизни ребенка на НОД, за сохранение дисциплины.

Общие сведения о материально техническом оснащении организации

Назначение объекта: дошкольное образовательное учреждение, назначение: нежилое
Обеспечение доступа в здание инвалидов и лиц с ОВЗ: ГБДОУ детский сад № 23 адаптирован к условиям беспрепятственного доступа в образовательную организацию для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Подробное описание с фотоотчетом содержится в разделе "Доступная среда"

Двухэтажное типовое здание первого корпуса и трёхэтажное здание второго корпуса детского сада находятся в центре жилого массива, имеют благоустроенную территорию, надежно защищенную металлическим забором. На территории установлена система видеонаблюдения с функцией записи изображения, вход в здание оснащён домофоном для взрослых и для людей с ограниченными возможностями. Установлена система автоматической пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией, система охранной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией, система охранной сигнализации, кнопка тревожной сигнализации, система внутреннего противопожарного водоснабжения.

Прогулочные площадки каждой группы оснащены игровым и спортивным оборудованием. Силами педагогов и родителей на участках разбиты цветники и оформлены экологические уголки.

Пищеблок оснащен необходимым технологическим оборудованием. Питание детей организовано в соответствии с действующими «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях". Дети получают 4-х разовое питание по десятидневному меню, разработанному Управлением социального питания Санкт-Петербурга. В зимнее время года проводится С-витаминизация. За качеством питания следит медицинский персонал.

Так же силами медицинского персонала проводится мониторинг физического состояния детей и сотрудников, проводится профилактическая работа по предупреждению заболеваний простудного и хронического характера, по графику выполняются прививки, готовятся медицинские карты для будущих первоклассников. В ГБДОУ оборудованы медицинский кабинет, процедурный кабинет.

В учреждении выстроена полифункциональная предметно – пространственная развивающая среда в помещении групп и в кабинетах специалистов. В ГБДОУ есть необходимые условия для всестороннего развития детей: групповые помещения, музыкальный зал, физкультурный зал, логопедические кабинеты, кабинет учителя - дефектолога. С целью оптимизации совместной образовательной деятельности, педагогами создаются и используются инновационные образовательные продукты, успешно применяемые в образовательном процессе. Педагоги детского сада активно применяют новые технологии, делятся своим творческим потенциалом с коллегами на открытых мероприятиях , районных и городских методических объединениях, семинарах, конференциях

Валентина Хабаху
Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического , психического, социального здоровья, важная роль отводится дошкольному учреждению. Однако решение этой проблемы невозможно без слаженной работы инструктора по физ . воспитанию и воспитателя . Самое главное – здоровый образ жизни должен стать нормой для взрослых и детей не на словах, а на деле. Его основными компонентами являются : правильное питание, рациональная двигательная активность, закалывание организма, развитие дыхательного аппарата, сохранение психоэмоционального состояния.

Из своей практики заметила, что воспитатели редко принимают участия в физкультурных занятиях или досугах и в лучшем случае просто присутствуют на них, не проявляя интереса к происходящему, считая, что если в дошкольном учреждении есть инструктор , значит воспитатели свободны от процесса физического воспитания . Подмечаю, многие просто не знают что делать и как. Чтобы физкультурное занятие прошло эффективно, необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя . Как инструктор , организую и провожу физкультурное занятие в соответствии с программой. Хорошо если воспитатель приходит на занятие в физкультурной форме и выполняет упражнения в носках без обуви.

Задача воспитателя помогать мне как специалисту :

Осуществлять страховку

Контролировать качества выполнения упражнений

Проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.

Типовое занятие по физической культуре делиться на 3 части : вводная часть, основная часть и заключительная, во время которых воспитатель принимает непосредственное участие.

Части НОД по физкультуре . Действие воспитателя процессе НОД по физкультуре .

Вводная часть. Воспитатель наблюдает за поведением детей, контролирует соблюдение дистанции во время движения.

Основная часть. Воспитатель участвует в оказании индивидуальной помощи детям по необходимости, помогает контролировать правильность выполнения общеразвивающих упражнений детьми. Воспитатель помогает специалисту расставлять необходимый спортивный инвентарь для основных видов движений и убирает его после выполнения детьми упражнений.

Заключительная часть. Воспитатель выражает свое мнение о том, как прошло занятие, кто из детей справился с заданием, что им было трудным.

Действие воспитателя в процессе НОД по физкультуре .

Существует разные способы организации детей во время проведения занятия : фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки.

При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми. И специалист, и воспитатель следят за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников.

При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом занимается с одной группой, а воспитатель с другой .

Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста и воспитателя - помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент.

При организации круговой тренировки на занятиях физической культурой воспитатель и инструктор по физической культуре делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь.

Во время проведения подвижных игр воспитатель , как и инструктор по физической культуре , должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.

По окончании занятия при подведении инструктором итогов , воспитатель может выразить свое мнение, дать характеристику : как прошло занятие и что не удалось.

Все что делают воспитанники за занятиях , воспитатель обязательно закрепляет с ними в повседневной жизни при проведении индивидуальной работы , которая проводиться в часы игр и прогулок с одним ребенком или с небольшой группой.

Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях , воспитатель в тесном контакте с инструктором организует в группах и на участке развивающую двигательную среду, учитывая возрастные особенности детей и их интересы.

При организации физкультурных досугов , праздников, воспитатель – незаменимый помощник для инструктора по физической культуре . Процесс подготовки к празднику сплачивает детей и педагогов единством цели и общими задачами.

Подготовка к празднику – это составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, приглашений.

Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. Данную работу проводят , как инструктор , так и воспитатель . Инструктор заранее готовится к проведению похода, совместно с воспитателем .

Формирование здорового образа жизни дошкольника будет успешным при непрерывном взаимодействии инструктора по физической культуре и воспитателя детского сада .

Публикации по теме:

Аналитический отчет инструктора по физической культуре о летней оздоровительной работе за 2017 г. Аналитический отчет инструктора по физической культуре о летней оздоровительной работе за 2017 г. Лето - самое плодотворное время для укрепления.

Конспект совместного занятия педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателя Конспект совместного занятия педагога – психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателя для детей.

Консультация «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в условиях современных инноваций» В настоящее время в нашем детском саду непосредственно образовательная деятельность по физической культуре и физкультурные досуги проводятся.

Большую популярность в работе с детьми в образовательных организациях набирают поисковые игры (квесты). Использование таких форм взаимодействия.

Мастер-класс «Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателей» Данное мероприятие предназначено для воспитателей детей всех возрастных групп. Цель: совершенствование знаний педагогов о постоянном взаимодействие.

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой.

По статистическим данным только 10 процентов новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми.

Необходимость широкого коррекционно-оздоровительного воздействия обусловлена не только недоразвитием компонентов речи, но и наличием вторичных (неречевых) отклонений здоровья.

В настоящее время большое распространение получает , где задачи укрепления и сохранения здоровья органично сочетаются с решением образовательных задач.

Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Неречевая симптоматика детей с ОНР:

1. Поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких. Следствием этого является односложность и стандартность построения фраз. Такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования.

2. Повышенный мышечный тонус, спастичность и недостаточная амплитуда движений при выполнении упражнений;

3. Нарушение координация движений, затруднено согласование движений различных частей тела, в том числе .

4. Недостаточность понимания речевых инструкций, а значит, затрудненность коммуникативной функции, что создает дополнительные трудности в усвоении учебного материала, т.к. отдельные инструкции необходимо повторять несколько раз.

5. Низкий уровень произвольного слухового внимания и памяти, что отрицательно сказывается на решении образовательных задач;

Одним из путей комплексного решения имеющихся проблем в свете здорорвьесберегающих технологий работы мы увидели в установлении взаимодействия в работе учителя-логопеда и инструктора по плаванию .

Актуальность использования данного направления работы заключается в том, что плавание способствует:

Повышению двигательной активности детей;
- разнообразию закаливающих процедур;
- усилению оздоровительной направленности учебного процесса;
- улучшению функциональных возможностей нервной системы;
- снятию нервного напряжения и укреплению общего тонуса организма;
- развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз- рука».

Тактильный контакт с водой, осуществляемый в процессе выполнения упражнений позволяет ощутить сопротивление воды и способствует:

Усвоению ;
- развитию чувства ритма, силы голоса, интонационной выразительности речи;
- формированию физиологического и речевого дыхания.

Общеизвестно, что плавание оказывает укрепляющее воздействие на детский организм, а безопорное положение туловища благотворно влияет на процесс расслабления. Важным является и температурное воздействие водной среды. Теплая вода снимает утомление мышц, заставляет ребенка почувствовать себя комфортно.

Осуществление взаимосвязи в комплексном решении коррекционных задач возможно при создании единого творческого коллектива единомышленников, основными задачами которого является:

Повышение профессионального уровня всех специалистов;
- организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное, физическое развитие ребенка;
- разработка и внедрение календарно-тематического плана, построенного на блочном лексическом планировании.

Взаимодействие между специалистами осуществляется в нескольких направлениях:

1. Организация совместного планирования работы, обсуждение динамики развития детей на еженедельных консультациях.

2. Внедрение инструктором по плаванию в работе с детьми игровых упражнений на коррекцию речевых и неречевых нарушений;

3. Совместное проведение инструктором по плаванию и учителем –логопедом игр и упражнений, бинарных занятий на закрепление умений и навыков, полученных в процессе образовательной деятельности;

Правильно организованные занятия в воде для детей, имеющих речевую патологию, способны стать мощным средством комплексного решения коррекционных задач.

Осуществление взаимосвязи в работе специалистов дошкольного учреждения позволяет инструктору по плаванию проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность использовать нетрадиционные для занятий по плаванию оздоровительные формы и методы работы :

1. Упражнения, направленные на , автоматизацию звуков (элементы фонетической ритмики, дыхательной гимнастики Стрельниковой).

Большинство детей с ОНР по итогам первоначальной диагностики имеют поверхностный верхнеключичный тип дыхания, слабый речевой выдох, отсутствие целенаправленной воздушной струи, что затрудняет постановку звуков.

Специальные упражнения в игровой форме «Подуем на кораблики», «Звездочка», «Водолазы» помогают детям научится делать глубокий вдох, задерживать дыхание, делать длинный и плавный выдох.

2. Массаж биологически активных зон.

Упражнения массажа проводятся в игровой форме, чаще всего в сопровождении со стихотворным текстом с использованием аудиозаписей, которые позволяют контролировать последовательность выполнения упражнений.

Игровые массажи создают у ребенка положительный эмоциональный настрой, способствуют расслаблению мышц, релаксации организма.

Стихотворный текст в сопровождении с музыкой развивает координацию и ритмичность выполняемых движений.

Массаж проводится совместно по показу, с постепенно увеличивающейся долей самостоятельности детей.

3. Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики по соответствующей лексической теме.

На каждую лексическую тему или на изучаемый звук подбираются несколько упражнений, которые дети хорошо выполняют без зеркал. Например для закрепления темы «Продукты питания» детям предлагалось выполнить упражнение «Вкусное варенье», «Чашечку», упражнения мимической гимнастики «Кислый лимон», «Толстячок», «Худышка». При изучении и постановке свистящих дети в игровой форме выполняли упражнения «Улыбочка-дудочка», «Насосы».

4. Упражнения на развитие моторики рук (пальчиковая гимнастика).

Тексты пальчиковой гимнастики соответствуют определённой лексической теме и в течении недели выполняются детьми со всеми специалистами на занятиях. Выполнение пальчиковой гимнастики в воде способствуют увеличению нагрузки на мышцы рук, верхнего плечевого пояса, что усиливает оздоровительный эффект от занятия.

5. Логоритмические упражнения, направленные на развитие координации речи с движением.

Упражнения на развитие чувства ритма во время занятий в бассейне помогают решить и образовательные и оздоровительные задачи, т.к. движения в воде увеличивают мышечную нагрузку. Движения становятся более четкими, координированными, проговаривание текстов так же становится более ритмичным.

6. Упражнения, направленные на развитие силы голоса.

В связи с особенностями акустики в бассейне подобные упражнения провести легче, т.к. дети могут реально услышать разницу звучания речи с различной силой, высотой, тембровой окраской и интонацией голоса.

7. Коррекционные упражнения, подвижные игры на закрепление знаний, получаемых на занятиях учителя-логопеда.

Закрепление словаря по лексической теме проводится в виде игровых упражнений, типа «Собери предмет» (пазлы по лексическим темам), использования элементов соревнования «Кто быстрее».

Для достижения этой цели создана богатая база игрового материала и пособий. Совершенствование навыков чтения, звукового анализа, где дети определяют начальный гласный или согласный в слове, находят соответствующую букву, так же интересно происходит на бинарных занятиях. Это упражнения, где сочетаются упражнения плавания с заданиями учителя-логопеда:

- «Ныряльщики». Цель:учить детей погружаться в воду, находить предметы на дне бассейна. Учитель-логопед предлагает найди шайбу на дне бассейна с буквой, назвать слово на заданный звук,

- «Найди домик для игрушки». Цель: учить передвигаться по бассейну,используя знакомые способы плавания, определять место звука в слове или количество слогов в слове.Учитель-логопед предлагает детям рассмотреть игрушки (липучки) , приклеенные на стенах бассейна, найти те, в названиях которых определенное количество слогов и поселить в домик с соответствующей цифрой. Домики нарисованы водными красками на стенах бассейна.

- «Отгадай и напиши ». Цель: определить слове по картинке первый звук, написать соответствующую букву(водные краски для рисования пальчиками)

Таким образом, взаимосвязь в работе инструктора по плаванию и учителя-логопеда в вопросах расширения форм коррекционного (логопедического) воздействия на детей с ОНР, сохранению и укреплению их здоровья позволяет не только совершенствовать коррекционно–образовательный процесс, но и поднимает профессиональный уровень учителя–логопеда и инструктора по плаванию, помогает им раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка, использовать их на его благо.