Старые трехколесные велосипеды ссср. Вспоминая советские велосипеды. "Складники" и универсалы

Неподдельный интерес вызвала вот эта фотография, сделанная в начале 70-х годов у ворот нашей дачи
01

Поэтому я решил коснуться вопроса велосипедов, на которых мы с вами или наши родители катались в детстве и юности. Сейчас выбор любых велосипедов огромен. Свой же спортивный путь все мы начинали вот с этого:

Трехколесный детский веплосипед made in USSR. Отличался жесткой сцепкой педалей и переднего колеса, что на уклоне могло быть чревато неприятностями. Но родители зорко следили, и неприятности обычно настигали нас на следующих моделях
02

Примерно в этом же возрасте многие, у кого родители пообеспеченнее, становились автомобилистами
04

В один прекрасный момент на пороге квартиры появлялся запыхавшийся папа или дедушка с коробкой в руках, в которой лежал велосипед "Дружок" или аналог.
06

У него уже были пневматические шины, как у большого, он был удобен для транспортировки и у него можно было поставить, или наконец-то снять дополнительные колеса и поехать, как взрослый, на двух! Правда он не имел привычного тогда ножного тормоза заднего колеса, а только ручные тормоза. Сейчас так - на всех велосипедах.А тогда так было на "Дружке", а на всех остальных колодок с ручным приводом не было, а вот тормозная муфта в задней ступице была. Поэтому при переходе с одной модели на другую случались конфузы
07

Следующий аппарат назывался "Школьник". Это был уже полноценный велосипед, разве что складной и с колесами меньшего диаметра. Вот на нем-то и собирали мы свои основные травмы, ободранные коленки и выбитые зубы.
08

Еще был "Орленок" - нечто переходное между полноценным взрослым велосипедом и детскими. В принципе, вполне подходил вместо "Школьника", да и появился раньше.
10

"Салют" - прошел мимо меня, не катался на таком
11

Взрослые же трудяги-велосипеды в основном были представлены аппаратами типа "Урал". Они могли называться и по другому, в зависимости от завода-изготовителя, но принцип был един. Брутальная конструкция - стальная рама, прочные обода, отсутствие коробки передач, тормоз ножной, без изысков. Служили такие велосипеды воистину десятилетиями, были совершенно не убиваемы и в провинции их до сих пор масса.

С дедом мы брали два таких велосипеда и ходили в колхоз воровать навоз для огорода. Один мешок кладется внутрь рамы, один сверху на раму, и эта прекрасно пахнущая конструкция ведется за руль на огород. Чтобы зря место не пропадало, два ведра с навозом вешается на руль.
12

Ну и были сугубо шоссейные машины - с ручным тормозом, с коробкой передач....Но, в отличие от остальных типов перечисленных велосипедов мне не удалось на таком покататься.
14

Если у кого-то есть что добавить к моему рассказу, или есть аутентичные фотографии вас на великах, добавляйте, буду очень рад!

З.Ы. Макс, спасибо:-))

З.Ы.Ы. Салюты, видимо, разные были. Вот "Салют" от Танечки

Советские велосипеды для детей подразделялись на три основные категории:

  1. Трёхколёсные велосипеды для детей возрастом от 3 – 5 лет. Привод на них был на переднее колесо. Шины – резиновые сплошные.
  2. Комбинированные трёхколёсные велосипеды для детей от 4 – 6 лет. Со сплошными шинами и цепным приводом на заднее колесо.
  3. Современные двухколесные велосипеды для детей от 3 – 5 лет с опорными роликами и полыми покрышками и двухколёсные для детей от 5 – 7 лет с полыми пневматическими шинами 205 х 56 мм.

Трехколесный детский велосипед ВД – 2

Выпускался в г. Саратове на на заводе велоколясок. Предназначался для детей возрастом от 3 – 4 лет. Имел лёгкую раму за счёт однотрубной сварной конструкции. Наружный диаметр переднего колеса 350 мм и 240 мм задних колёс. Руль удобной формы, сварной. Седло жёсткое. без пружин. По высоте седло и руль имели регулировки. Шины из литой резины, сплошные.

Трехколесный детский комбинированный велосипед Д – 2 с цепным приводом на заднее колесо

Выпускался опытно – экспериментальным заводом в Москве, параллельно с производством колясок. Предназначался для детей от 4 – 6 лет. Велосипед был простой по конструкции и удобный в эксплуатации. Легко переделывался из двухколёсного в трёхколёсный вариант. Имел изогнутую сварную раму из тонких труб и переднюю трубчатую вилку, изготовленную пайкой. Руль сварной, жёсткофиксированный, крепился на стержень передней вилки при помощи хомута.

При трёхколёсном варианте, задний мост закреплялся в наконечники цепной вилки. Правое колесо – ведущее жёстко присоединялось к оси, а левое имело свободный ход и вращалось свободно на поворотах. Ведущая звезда и правый шатун были неразъёмными на шлицах.

Меньшая ведомая звезда сидела неподвижно на оси моста при трёхколёсном варианте; на двухколёсном варианте она крепилась на корпус втулки заднего колеса и не имела свободного хода. Оси педалей с помощью сварки соединялись с шатунами или запрессовывались в шатун, а потом развальцовывались.

На Д-2, как и на всех детских советских велосипедах в то время не использовались шарикоподшипники. Вместо них применяли подшипники скольжения на всех трущихся узлах: оси втулок, вал каретки и оси педалей, втулки каретки и др. Передняя вилка вращалась на запрессованных с двух сторон в трубу рамы втулках. Чтобы уменьшить трение и срок службы велосипеда, все подшипники скольжения и втулки подвергались термообработке. С завода к велосипеду прилагались: сумка с инструментом, звонок, ось на заднее колесо для трёхколёсного варианта.

Двухколесный детский велосипед “Зайка – Люкс” В-623 с цепным приводом

Велосипед “Зайка – Люкс” В-623 выпускался Львовским мотозаводом и рекомендовался детям от 4 – 7 лет. Имел цепной привод на заднее колесо и опорные ролики для начинающих велосипедистов. Однотрубная открытая рама имела сварную конструкцию, руль был высоким и изогнутым. Сиденье из пластмассы со спинкой.

Руль и седло имели регулировки по высоте. На колёса устанавливались полые резиновые шины. которые не имели камер. Задняя втулка тормозная со свободным ходом. Передняя ведущая звезда имела 30 зубьев, задняя ведомая – 16.

Этот детский велосипед максимально был укомплектован и имел: задний багажник, защиту цепи и колёс, опорные ролики, декоративную фару, катафоты на заднем щитке и сигнальный рожок. Окрашивался велосипед эмалевой краской различных цветов и украшался декоративным орнаментом. Велосипед “Зайка – Люкс” имел государственный знак качества.

Двухколесный детский велосипед КВД с цепным приводом

Двухколёсный детский велосипед КВД выпускался заводом имени Кирова и был предназначен для детей 4 – 7 лет. Имел цепной привод на заднее колесо. Для детей, которые не умели держать равновесие устанавливались опорные ролики. Рама была сварная из прямых труб. Руль и седло имели регулировки по высоте. Шины пневматические, имели размер 205 х 56 мм. Сзади устанавливался небольшой багажник, а также щитки для колёс и цепи. Число зубьев ведущей звезды – 30, ведомой звезды – 16. Цепь втулочно – роликовая, размером 12,7 х 3,3 мм.

В наше советское детство, наверное, у всех были велосипеды. Я предлагаю вспомнить наших верных коней детства и юности


Свой спортивный путь все мы начинали вот с этого


Трехколесный детский веплосипед made in USSR.


Отличался жесткой сцепкой педалей и переднего колеса, что на уклоне могло быть чревато неприятностями. Но родители зорко следили, и неприятности обычно настигали нас на следующих моделях

Более крутой вариант с цепным приводом

Когда ребенок подрастал, в один прекрасный момент на пороге квартиры появлялся запыхавшийся папа или дедушка с коробкой в руках, в которой лежал велосипед «Дружок», «Бабочка», «Зайчик» или аналог.


У него уже были пневматические шины, как у большого, он был удобен для транспортировки и у него можно было поставить, или наконец-то снять дополнительные колеса и поехать, как взрослый, на двух!


Правда он не имел привычного тогда ножного тормоза заднего колеса, а только ручные тормоза. Сейчас так - на всех велосипедах.А тогда так было на "Дружке", а на всех остальных колодок с ручным приводом не было, а вот тормозная муфта в задней ступице была. Поэтому при переходе с одной модели на другую случались конфузы

Следующий аппарат назывался «Школьник». Это был уже полноценный велосипед, разве что с колесами меньшего диаметра. Вот на нем-то и собирали мы свои основные травмы, ободранные коленки и выбитые зубы. Были варианты для мальчиков - с верхней рамой


и для девочек с нижней

Еще был «Орленок» - нечто переходное между полноценным взрослым велосипедом и детскими. В принципе, вполне подходил вместо «Школьника», да и появился раньше


Вариант со скошенной рамой назывался «Ласточка» и считался велосипедом для девочек

Был ещё комбинированный вариант этих велосипедов, который быстро переделывался из двухколёсного в трёхколёсный

Позже появился ещё один вариант подросткового велосипеда - «Кросс»

Следующим этапом был велосипед «Кама» со складывающейся рамой и большим количеством плюшек на корпусе в виде катафотов и прочей шняги…


или его аналоги «Аист» и «Десна - 2»

Наиболее крутые покупали «Салют»

Взрослые же трудяги-велосипеды в основном были представлены аппаратами типа "Урал". Они могли называться и по другому, в зависимости от завода-изготовителя, но принцип был един. Брутальная конструкция - стальная рама, прочные обода, отсутствие коробки передач, тормоз ножной, без изысков. Служили такие велосипеды воистину десятилетиями, были совершенно не убиваемы и в провинции их до сих пор масса

Их вариантов было много - «Урал», «Дружба», «Украина», «ММВЗ», «Десна», «Сура» и т. д. Дети зачастую катались на отцовских велосипедах, находясь сбоку под верхней трубой рамы, не имея возможности достать до педалей, сидя на седле

Были так же женские варианты

Продвинутые и богатые могли купить «Турист». Вершина техники на тот момент - с ручным тормозом, с коробкой передач....


который тоже выпускался и в женском варианте

Легкодорожный велосипед для взрослых для занятий спортом и туризмом «Спутник».

Ну и самые дорогие были спортивные «Старт -шоссе»


и «Спорт» трековый вариант


и дорожный

Ну и необходимые аксессуары для великов тех лет

камера

насос

бардачок…

…с его содержимым

Ну и разные навароты

Смотрите также:










В СССР практически не было импортных велосипедов. Зато были свои. Среди многих моделей великов были те, которые пользовались особой любовью среди детей и взрослых. Одни их названия - «Кама», «Урал», «Турист» - пробуждают ностальгию.

Тахион

Велосипед-мечта. Трековые и шоссейные велосипеды «Тахион» выпускались на Харьковском велосипедном заводе. Эти велосипеды были настоящими супермашинами. При их производстве использовались импортные детали, титан и легчайшие алюминиевые сплавы.

Цены на «Тахионы» кусались. В 80-е годы велосипед стоил 6500 рублей, что было сопоставимо со стоимостью автомобиля.
Всего за время производства «Тахионов» было около 400 велосипедов с различными техническими характеристиками и комплектацией.

Кама

Иметь «Каму» было невероятно круто. Этот велик был настоящим бестселлером. В конце 80-х он стоил сто рублей, что было не так уж мало, но за ним все равно выстраивались очереди. Ещё бы не выстраиваться - советские дети потому так хорошо и учились, что такие вещи как «Кама» покупались родителями в обмен на обещание приносить теперь только пятерки.

У «Камы» был очень современный и стильный профиль, она обладала массой достоинств. Во-первых, длинные втулки руля и сиденья позволяли сделать её настоящим «байком» (кроме того, велик «рос» вместе с хозяином). Во-вторых, у «Камы» не было горизонтальной рамы и колеса были небольшого диаметра, что серьезно увеличивало возможность погарцевать «на дыбах». В-третьих – выпускались складные «Камы».

Особым шиком было сделать на «Каме» хороший «обвес». Дефицит заводских тюнинговых деталей позволял развернуться фантазии. На руль и раму надевали шланги от противогазов, активно использовалась в тюнинге изолента в разных цветовых сочетаниях; велик обвешивался катафотами, на руль крепились зеркала; на колеса ставились «трещотки» из картона, а в колеса (чтобы можно было гонять по свалкам и закоулкам) вставлялись «колбасы», найденные на ближайшей стройке. Кто помнит – тот поймёт, о чём речь.

«Каму» обклеивали наклейками с гоночными машинами, на «сидушку» и ручки руля вешалась бахрома, а на спицы надевались детали из конструктора. И ещё: на крылья крепились брызговики из резины или линолеума. Хотя, у нас на районе считалась, что «Кама» круче без крыльев. А у вас?

Урал

«Урал» - это нестареющая классика. Среди советских велосипедов – это диплодок. Неубиваемый, тяжелый, он на протяжении десятилетий служил советским людям верой и правдой. Он не боялся ничего: ни бездорожья, ни больших грузов. На нем перевозили канистры и дрова, доски и трубы. На «Уралах», принайтовав связки удочек, катились на рыбалку рыбаки. На «Уралах» не форсили, их не обклевали наклейками и не обвешивали катафотами – не солидно. Зато на «Урале» была аптечка, ремонтный набор и насос, часто прямо на раму крепилось второе, пассажирское, сиденье.
Ребенку ездить на «Урале» было неудобно, но сноровка позволяла ездить под рамой, что тоже считалось особым шиком.

«Уралы» и сегодня успешно справляются с непростой обязанностью «дачного велика». Некоторые особо верные «ураловцы» уверены, что негоже русскому человеку покупать заграничные «байки», пока остается в живых хоть один «Урал», а он, как уже можно понять, вечен.

Москва-80

«Москва-80» - это самый легендарный советский велосипед, хотя бы по той причине, что он так и остался легендой – прокатиться на нём посчастливилось немногим. История его показательна и даже поучительна. Когда в середине 70-х годов Москва получила право на проведение Олимпиады, сразу встал вопрос: на каких велосипедах будет соревноваться наша сборная? Задать вопрос и постановить, что необходимо создать отечественный спортивный велосипед – это одно, довести решение до дела – совсем другое.

В условиях дефицита времени велосипед всё же был создан. Для своего времени он был уникален: собранный по последнему слову техники, из высокопрочных и легких материалов (с применением титана), он весил всего 8 килограмм. Однако предстартовые испытания на велотрассах в Сочи выявили недостатки «Москвы-80», главным из которых было переоблегчение машины в ущерб надежности.

Катать домашнюю Олимпиаду на нем не рискнули, советские спортсмены выступали на проверенных велосипедах итальянской фирмы Colnago, а на «Москве-80» состязались в шоссейной гонке спортсмены из Камеруна. Всего было выпущено около 52-х велосипедов «М-80» для различных видов гонок на треке и шоссе, но в свободной продаже их не было. Выпускались эти советские супервелики по индивидуальным заказам.

Турист

Шоссейные велосипеды – это «роллс-ройсы» советского велопрома. Самое главное отличие их от «простых смертных» великов заключалось, конечно, в наличии нескольких скоростей. В случае «Туриста» - четырех. Во время долгих поездок («Турист» был велосипедом, созданным именно для велопоходов) этот фактор играл решающую роль.

Владельцы шоссейников были небожителями, для детей возможность прокатиться хотя бы на раме «Туриста» признавалась за высшее благо. У «Туриста» в заводской комплектации был насос, подрамная сумка с инструментами (помните ключ «семейник»?), багажник. Некоторые экземпляры выходили с завода с фарой и чудом техники - динамо-машиной.

Также нужно сказать про спортивный эргономичный руль, в народе прозванный за свою форму «бараном». Благодаря его форме, можно было менять хват и давать спине заслуженный отдых. Кроме того, «Турист» был оборудован ручными тормозами, рычаги которых крепились всё на том же «баране». «Турист» был самым народным из всех спортивно-шоссейных советских велосипедов. Несмотря на отсутствие привычных сегодня амортизаторов – это была очень достойная и надежная машина.

Орленок

«Орленок» (по-литовски «Эрелюскас») был подростковым велосипедом, а значит – почти взрослым. Его покупка была своеобразной инициацией для советского ребенка, который прошёл стадию «Львонков» и «Школьников». Немного изогнутая рама «Орленка» была будто специально создана для того, чтобы его удобно было заносить на плече по лестничным пролетам до своего этажа. Да-да, когда у тебя появлялся «Орлёнок» ты больше мог не рассчитывать на то, что старшие будут тебе помогать в деле доставки велика «в гараж».

Что отличало «Орленок» от детских велосипедов, так это то, что количество спиц, профиль обода, втулки и каретка были такие же, как на больших велосипедах, а потому владелец «Орленка» сразу вставал на более высокую ступеньку в дворовой иерархии.
Ещё один момент: «Орленок», как и другие велосипеды, многие умельцы переделывали в мотовелосипеды, но это уже другая история.

Ностальгируем по ушедшему!

«Спутник»

Недолго выпускавшийся - всего-то с 1964 по 1968 год - на Харьковском велозаводе велосипед для взрослых.

«Кама»


Бренд Пермского машиностроительного завода (ПМЗ), который позже назывался «Велтой», а ныне - это бренд Forward, прямой наследник «Камы». Завод существовал с 1939 по 2006 год.

«Школьник»


Бренд Горьковского велосипедного завода, входящего в объединение ГАЗ. Предназначались «Школьники» для детей школьного возраста (как нетрудно догадаться по названию) и производились с 1956 по 1996 год. Сам завод делал велосипеды с 1940-го.

«Урал»


Ещё один бренд Пермского машиностроительного завода (ПМЗ). Но если «Кама» была складным велосипедом, то «Урал» представлял собой почти вершину советского велостроения, тяжёлый дорожный велосипед.

«Тахион»


Про этот велосипед простой советский человек знал немного. «Тахион» был брендом Харьковского велосипедного завода, под которым производились профессиональные шоссейные и трековые велосипеды для спортсменов (с 1981 по 1992 год).

«Орлёнок»


Аналог горьковского «Школьника», только производившийся на Минском мотовелозаводе, а позже - ещё и Шяуляйским велосипедно-моторным заводом (ШВМЗ).

«Аист»


Бренд Минского мотовелозавода (ММВЗ), основанного в 1947 году. Что интересно, ММВЗ существует по сей день и прекрасно производит современные велосипеды под тем же брендом - Aist, просто находится уже в другой стране, Беларуси.

«Москва-80»


Крутейший и самый легендарный советский трековый велосипед, выпущенный в количестве 52 штук в 1978-1980 годах аккурат к Олимпиаде. Все работы - и конструкторские, и производственные - велись в Центральном конструкторско-технологическом бюро велостроения, а позже в Харькове начали делать «Тахионы», основанные на «Москве-80».

«Ласточка»


Параллельная «Орлёнку» модель для девочек с «ломаной» рамой. Производилась на ММВЗ, ШМВЗ, ХВЗ.