Триумфальное выступление российских гимнасток на чемпионате мира в италии. Художественная гимнастика

В художественной гимнастике нет никаких профессиональных шоу, куда можно было бы уйти после завершения карьеры. Часто гимнасток приглашает к сотрудничеству знаменитый «Цирк Дю Солей». Но такие представления мало похожи на классические «художества». С 2006 года в Испании после завершения каждого соревновательного сезона проходит гала-шоу Euskalgym. Обычно в Бильбао приезжают гимнастки, которые еще выступают, и те, кто завершил карьеру недавно. Демонстрируют они свои самые яркие программы с предметами, а также показательные номера. Проводит свое шоу звезд художественной гимнастики и Южная Корея. Некоторые номера гимнастки готовят уже на месте, в Сеуле.

Однако по традиции соревнования по художественной гимнастике всегда сопровождают гала-концерты. Вот тогда-то гимнастика и перестает притворяться спортом и превращается в чистое искусство.

Предлагаю ознакомиться с самыми красивыми и оригинальными, на мой взгляд, показательными выступлениями «художниц».

«Ангелы и демоны» сборной Украины - один из самых качественных и запоминающихся показательных номеров. Работала над постановкой Ириша Блохина, дочь Ирины Дерюгиной.

Неповторимая Анна Бессонова в главной роли, интересная драматургия и хореография номера, отточенность движений гимнасток, их синхронность во время выполнения многочисленных фуэте заставляют просматривать это выступление снова и снова.

Выступление на чемпионате мира - 2009 в японском Мие. Открывает представление юная и мало кому известная Анна Ризатдинова, для которой это мировое первенство стало первым в карьере.

В сентябре 2011 года проходил чемпионат мира в Монпелье. За две недели до его старта произошла трагедия - разбился самолет с ярославской хоккейной командой «Локомотив». Российская гимнастка Дарья Кондакова свои победы и выступления на чемпионате посвятила погибшим ребятам и их семьям. Посвящением был и показательный номер под «Опустела без тебя земля» - абсолютно не в стиле стремительной Кондаковой, но от того еще более трогательный.

Неожиданно для зрителей, привыкших видеть гимнастку носящейся по ковру, лирический образ очень подошел Дарье. А эта плавность рук!..

Традиционные киевские соревнования «Кубок Дерюгиной» 2010 года стали особенными - на ковер больше не выходила Анна Бессонова, а гала-концерт был посвящен ее прощанию со спортом.

Прощальное выступление Анна Бессонова демонстрировала под "Je suis malade" Лары Фабиан. На моменте, когда гимнастка снимает резинку с волос, убирая свой фирменный «хвостик», можно разрыдаться. И эти коронные прыжки по кругу… Зал наблюдал за Анной затаив дыхание. А после весь Дворец спорта аплодировал стоя. Более душещипательного момента и не вспомнить. Плакали все - зрители, тренеры, гимнастки, а больше всех - «железная леди» Ирина Дерюгина. Потому что да, будут и уже есть другие замечательные гимнастки, но второй Бессоновой не будет. Это был конец целой эпохи.

«Королева элегантности» и народная гимнастка, как выразилась в тот вечер Альбина Дерюгина.

Еще немного ностальгии - прекрасная Ирина Чащина с показательным выступлением под "Sorry seems to be the hardest word" на Олимпийских играх - 2004. Пластичность, музыкальность и при этом техничность Чащиной - разве не эталон художественной гимнастики? Это как популярная штука из социальных сетей: что-то модно, что-то вышло из моды, а что-то вечно. Так вот, такая гимнастика - вечна.

На Олимпиаде-2004 Ирина Чащина завоевала серебряную медаль. А спустя год, после чемпионата мира в Баку, где гимнастка стала третьей в многоборье, она завершила спортивную карьеру.

Белорусская гимнастка Любовь Черкашина отличалась собственным стилем - особой утонченностью и элегантностью. Ее показательное выступление с необычной лентой, у которой палочка с обеих сторон, смотрится очень стильно и сильно.

Выступление Черкашиной на гала-концерте после Кубка мира в Минске 2010 года. На Олимпиаде в Лондоне Люба завоюет бронзовую медаль и простится со спортом.

Отличный дуэт вышел у Анны Бессоновой и Алины Максименко . Этот номер под песню «Три хвилини» украинской группы «Друга ріка» гимнастки демонстрировали на гала-шоу Euskalgym в 2011 году. На тот момент Бессонова уже второй год как была вне большого спорта, а Максименко возглавляла сборную своей страны.

В лучших традициях украинской школы гимнастики.

Из гимнасток, выступающих ныне, выделяется артистичностью Маргарита Мамун . Ей удается интерпретировать музыку так, чтобы запомниться зрителю и вызвать у него эмоции. Это показательное выступление c мячом под “Maybe I, maybe you” Scorpions - тому подтверждение.

Гала-концерт чемпионата мира 2014 года, где Маргарита завоевала три золотые и три серебряные медали.

Бонус для тех, кто долистал до конца! Если вы смотрели каждое видео и недоумевали, почему все выступления такие скучные, а музыка такая печальная и местами заунывная, тогда номер Виктории Мазур для вас!

Концерт, посвященный открытию чемпионата мира 2013 года в Киеве, был весьма оригинальным. Гимнастки выступали в дуэте с популярными украинскими исполнителями - под их фанерное живое пение. Вот когда встретились на одной сцене Нина Матвиенко с народной песней и молодая группа “The Hardkiss” со своим электро-поп-роком.

Тоненькая хрупкая Виктория Мазур перевернула тогда мое сознание. В открытом костюме с металлическими вставками гимнастка «эпатажила» под неординарную музыку украинской группы. Потом в сети мне встретился очень смешной комментарий по поводу этого необычного образа гимнастки: «Вика, а мама знает?!?»

Хватит заставлять зрителей рыдать, пора их встряхнуть и удивить!

А вы какие выступления можете смотреть вечно?

В первый день соревнований сестры-близнецы Аверины завоевали максимальное число наград, выиграв по золоту и серебру каждая. Несмотря на то, что турнир столь высокого ранга для обеих «художниц» дебют, другим они не оставили ни малейшего шанса.

Упражнение с обручем - Арина Аверина уступает Дине Авериной всего одну десятую балла! Упражнение с мячом. Разница между сестрами - три десятых балла. Только теперь, наоборот, лидирует Арина.

Ближайшие соперницы отстают на целый балл - пропасть по меркам художественной гимнастики. И словно специально в программах российских гимнасток звучат любимые итальянские мелодии. Зал подпевает и аплодирует стоя.

«Когда я выхожу, мне нравится, как поддерживает наша публика и итальянская. Сразу так легко делать, с удовольствием, радостно», - говорит чемпионка мира Дина Аверина.

Дебютантки чемпионата, они же - его фаворитки. Сестры Аверины справились с волнением первого дня и доказали: Россия по-прежнему недосягаема для соперниц. Четыре награды на двоих: у каждой - по золотой и серебряной медали.

Первый в истории спорта посол художественной гимнастики, Алина Кабаева, на трибунах была до конца. Ее этим вечером официально представили на церемонии открытия чемпионата мира. И хотя статус обязывает держать нейтральную линию, душой она болеет за наших, за своих.

«Обняла, поздравила, говорю "Дайте посмотреть медаль!", посмотрела с удовольствием, говорю: "Вы, конечно, большие молодцы, но не останавливайтесь"», - рассказала Алина Кабаева.

Сегодня не менее ответственный день - индивидуальные упражнения с булавами и лентой. Арина Аверина легко преодолела квалификацию.

Дина Аверина установила своеобразный рекорд чемпионата, набрав 19,2 балла за выступление с булавами под буйную песню Кубанского казачьего хора. Впереди - финалы, они пройдут поздним вечером по Москве.

«Самое приятное, что для них это первый чемпионат мира, и они выступают очень аккуратно и умно. Кто-то из зрителей говорил: осторожничают. Нет, с такой программой осторожничать нельзя. Можно только выступать с умом», - сказала заслуженный тренер Надежда Шаталина.

Первый тренер гимнасток, Лариса Белова и сейчас преподает в небольшом городке Заволжье Нижегородской области, где Аверины начинали. Она вспоминает: таких трудолюбивых учениц еще поискать.

«Они к этому столько шли - как по-другому? То есть, им сейчас 19 лет. Сколько они уже лет назад занялись гимнастикой, 15 лет, представляете? Конечно, хочется, чтобы они дошли до Олимпийских игр», - говорит Лариса Белова.

Четырехлетний предолимпийский цикл только начинается. Пройти его вместе - заветная мечта Дины и Арины.

«Расслабляться нельзя, нужно делать то, что они умеют делать, то, что они делали на тренировках. Лучше точно не надо и хуже не надо. И должны знать, что мелочей никаких нет. Все - главное. Если они сделают то, что они отработали на тренировке, у них все получится. Я им желаю удачи, они большие молодцы. Я в них верю. Я вижу, как они тренируются и как они выступают - с душой, с любовью, а если это так, то плохого ничего не должно быть», - говорит Алина Кабаева.

На «Адриатик-Арене» гимнастки уже выполнили сложнейший элемент - прыжок, в самой высокой фазе которого гимнастки умудряются «отбить» предмет. Во всем мире так умеют только сестры Аверины. Координация на грани художественной фантастики.

Когда-то на передачу "Вечерний Ургант" пришла Ирина Винер. Развлекать зрителей, показывая "класс", вышла маленькая девочка-гимнастка. Смешить должно было то, как ведущий, отнюдь на гимнастку не похожий, выполнял бы элементы, с которыми когда-то не справились самые знаменитые и титулованные спортсменки. "Амина, - попросила Ирина Винер девочку, - переложи ленточку из одной руки в другую. Просто - раз и два". У Амины, естественно, получилось. "Вот это движение не позволило Яне Батыршиной на Олимпийских играх в Атланте стать олимпийской чемпионкой", - сообщила тренер.

Решать сложные задачи, а сделать ошибку в простом подсчете, выполнять рискованные элементы, а ошибиться на чепухе – это похоже на какой-то закон подлости. По несчастливой для себя случайности можно так взять и допустить глупую, но роковую ошибку, которая будет тебе очень дорого стоить. Разбираемся в действии этого подлого закона в художественной гимнастике.

Яна Батыршина, Атланта-1996

Россиянка Яна Батыршина стала серебряным призером Олимпиады-1996. На первом месте тогда была Екатерина Серебрянская, на третьем – Елена Витриченко, обе украинки. Батыршина действительно прошла все виды ровно, а в упражнении с лентой допустила глупую ошибку – сделала потерю, просто перекладывая предмет из руки в руку. Оценка за это выступление, соответственно, была ниже остальных (разница около 0,2-0,3). В итоговом зачете Батыршина проиграла Серебрянской ровно 0,3 балла и теоретически – да, она могла бы стать олимпийской чемпионкой. Но справедливости ради замечу: ни в одном из видов она не обгоняла украинку, даже в тех выступлениях, где обошлось без потерь. Вот почему судить о том, на самом ли деле именно та ошибка лишила ее золота, сложно.

Алина Кабаева, Сидней-2000

Случай с Алиной Кабаевой на Олимпиаде-2000, пожалуй, самый известный из всех примеров этого закона подлости в художественной гимнастике. Лишь совсем отдаленный от гимнастики человек не знает истории о том, как 17-летняя Кабаева – безоговорочный фаворит Игр, в победе которого не сомневался никто, – вдруг теряет обруч на пустом месте и выбывает из борьбы за титул олимпийской чемпионки. И вовсе Алина не выполняла какой-то сложнейший элемент, нет, обруч просто слетел с руки и коварно укатился сразу за ковер. Хоть эта ошибка и не лишила гимнастку медали – Кабаева заняла третье место, пропустив вперед россиянку Юлию Барсукову и белоруску Юлию Раскину – это было явно не то, что хотела получить гимнастка. И эта ее бронза считалась едва ли не провалом. Впрочем популярности Кабаевой этот случай не убавил. О тех Играх до сих вспоминают не иначе как о таких, где нежданно-негаданно не повезло любимице публики Алине, и лишь по воле случая чемпионкой стала Юлия Барсукова. Тем не менее такой исход событий дал Кабаевой стимул готовиться изо всех сил к следующей Олимпиаде, где, собственно, и свершилось давно ожидаемое – в Афинах, на Играх-2004 гимнастка стала олимпийской чемпионкой.

Анна Ризатдинова, Монпелье-2011

В 2011 году Анна Ризатдинова была лишь подающей надежды гимнасткой. На чемпионате мира в Монпелье ее главной задачей было войти в топ-15, чтобы получить лицензию на Олимпиаду. По итогам многоборья в квалификации она была на 15 месте. Все, что требовалось от нее в финале, – свой результат не ухудшить. Но Анна ошиблась в упражнении с мячом и получила низкую оценку. Чтоб исправить положение, нужно было феерически выступить с лентой. В принципе, получить лицензию было уже сложно, но бороться было возможно. И вот Ризатдинова выходит на последний вид. Начинает раскладывать ленту перед выступлением и замечает узел! Под подбадривающие аплодисменты трибун развязывает его и… делает еще один узел! Развязывает его и… замечает третий узел! Ну а потом развязывает еще и четвертый. И пятый. Около минуты (а упражнение длится полторы) гимнастка развязывала пять (!) узлов, которые успела завязать еще до (!) выступления. Понятно, что настрой был уже не тот, да и судьи, скорее всего, сняли баллы за такую заминку. Ризатдинова заняла в итоге 18 место и отправилась на предолимпийскую неделю – бороться за дополнительные лицензии в Лондон.

Путевку на ОИ Анна все-таки получила, но после того случая в Монпелье она теперь практически всегда выходит на упражнение не со сложенной лентой, а выполняя ею спирали – чтоб не приходилось раскладывать ленту перед выступлением.

Сильвия Митева, Монпелье-2011

Чемпионат мира в Монпелье вообще был драматическим. И для болгарки Сильвии Митевой, пожалуй, в наибольшей степени. Митева в финале многоборья уверенно шла к бронзовой медали. А бронза чемпионата мира в абсолютном первенстве дорогого стоит, если среди твоих соперниц Канаева, Кондакова, Гараева, Черкашина, Максименко, Станюта… Медали в отдельных видах (а Сильвия завоевала две бронзы) – это прекрасно, но не так престижно. После трех выступлений Митева оставалась на третьем месте. Казалось, вот наконец свершится чудо – на пьедестале чемпионата мира в многоборье окажется болгарская гимнастка. Последним видом у Сильвии был обруч. Не то чтобы гимнастка потеряла предмет ни на чем – у нее не удалась ловля, но как же предательски несправедливо этот обруч пролетел мимо руки. Бежать за ускользнувшим предметом было в Монпелье бессмысленно. Площадка размещалась на возвышении, вокруг ковра ограничителей не было. Если предмет убегал из рук, то котился сразу за площадку и падал вниз. Прыгать за ним и запрыгивать обратно – дело хлопотное (так делала гимнастка Анна Алябьева из Казахстана и осталась тоже без лицензии на Олимпиаду). Сильвия Митева взяла запасной предмет, получила низкую оценку (где-то на полтора балла ниже, чем за остальные виды) и из третьего место спустилась на седьмое. Ни на Олимпиаде в Лондоне, ни на следующем чемпионате мира в 2013-м болгарке больше не удавалось так близко подойти к тройке лидеров.

Ирина Чащина, Афины-2004

На Олимпиаде в 2004 году, которая для Алины Кабаевой стала победным реваншем, серебряную медаль завоевала Ирина Чащина. Если честно, очень сомнительно, что золото на той Олимпиаде мог выиграть кто-либо, кроме Кабаевой. Но Ирина Чащина дала повод пофантазировать на тему - а что, если бы?.. В упражнении с лентой Чащина «на глупости» запуталась в ленте, тем самым делая победу Кабаевой более уверенной. Мол, ошиблась Чащина, какое ей золото? Та Олимпиада была для Ирины первой и последней. Через год она завершила спортивную карьеру, оставшись без громких титулов абсолютной чемпионки мира или олимпийской чемпионки.

Анна Бессонова, Будапешт-2003

Первый чемпионат мира для Анны Бессоновой в качестве лидера украинской сборной. Шансы стать абсолютной чемпионкой мира были тогда велики. Но в многоборье Анна становится второй, проигрывая Алине Кабаевой 0,325 балла. Первым видом у Бессоновой был мяч. Все шло отлично, до самого последнего момента. На финальной сложной ловле мяч по-злому ускакал из-под ног гимнастки. И таким образом уже с первого выступления в многоборье золотая медаль для Бессоновой оказалась под вопросом. Прекрасно исполненное заключительное упражнение с обручем значительно сократило отрыв от первого места, но Анна осталась второй.

Абсолютной чемпионкой мира Бессонова все же со временем станет - в 2007 году в Патрах.

Алина Максименко, Киев-2013

У Алины Максименко за ее спортивную карьеру было много досадных глупых ошибок. В Монпелье-2011 в финале со своим космическим обручем она, выполнив все сложнейшие риски, споткнулась на ровном месте и стала пятой. В Киеве-2013 непонятным образом лента случайно улетела ковер, и гимнастка не вышла в финал в этом виде, при том что программа была замечательной и шансы на медаль имелись. В Лондоне-2012 в финале мяч выскользнул из-под ног, почти как у Анны Бессоновой в Будапеште. Алину часто захватывали эмоции. При полной эмоциональной отдаче случались необъяснимые разумом ошибки. На ЧМ-2013 в абсолютном первенстве Максименко стала седьмой. А причиной такого исхода стала ошибка в первом виде многоборье – в упражнении с булавами. Обиднее всего то, что днем ранее Алина выиграла бронзу в этом виде. Гимнастка потеряла булаву на первых секундах своего выступления, и, расстроившись, допустила по ходу упражнения еще одну потерю. Наблюдать за следующими ее выходами на площадку было больно – у Алины пропал весь задор и настроение, за медаль бороться уже не приходилось. А самое печальное, что тот чемпионат был для Максименко последним в карьере.

Не нашла видео с финала многоборья, где Алина теряет булавы. Поэтому наслаждаемся ее выступлением в финале отдельных видов, которое принесло гимнастке бронзовую медаль.

Яркий образ участницы соревнований по художественной гимнастике складывается из двух важных компонентов. Конечно же, первый, – это само выступление, танец. Второй – это внешний вид спортсменки, костюм, макияж и прическа исполнительницы. В этой статье приведены самые необходимые советы, чтобы создать интересный, эффектный, запоминающийся облик для успешного выступления. Для сценического макияжа и причесок для художественной гимнастики не обязательно быть визажистом или парикмахером. Достаточно желания, небольшого опыта, и вполне можно справиться с формированием несложной прически на выступление художественных гимнасток или танцовщиц-балерин.

Украшение для лица

Хорошо сделанный сценический макияж играет важную роль в выступлении гимнасток. Он способен придать уверенность в своих силах, уверенность в свою очередь может.улучшить танцевальные способности исполнительницы, а иногда и буквально преобразить спортсменку; подчеркнуть взгляд артистки, усилить эмоции и мимику.

Для получения качественных результатов вовсе не обязательно обращаться к профессиональным визажистам, особенно если спортсменка (или её мама) имеет свой стиль, представляет образ, который необходимо воплотить; понимает, как должны сочетаться и гармонировать внешность, костюм и элементы танца.

Основные принципы

Макияж для художественной гимнастики должен соответствовать стилю танца и сочетаться с костюмом. При этом, он должен усиливать натуральную красоту исполнительницы, привлекать внимание к мимике, не усложняя её (макияж не должен изображать гримасу, он должен подчеркивать естественные черты лица).

Макияж гимнастки должен быть достаточно стойким, чтобы не повредиться и не ослабеть, как в течение времени проведения самих соревнований, так и во время последующего награждения.

Если макияж делается ребенку (а в большинстве случаев участники соревнований – дети и подростки), он должен соответствовать возрасту детей, быть натуральным и гипоаллергенным. Украшенный гримом ребенок не должен потерять свежесть и детское очарование.

Обычно у артистки, «доросшей» до выступлений на соревнованиях, или регулярно выступающей и дающей концерты, уже имеются свои универсальные способы, которые корректируется с учетом гаммы костюма и специфики танца.

Чаще всего для подготовки макияжа на выступление используется такая косметика:

  • тональный крем – чтобы сделать ровный и красивый тон кожи;
  • тушь – чтобы выделить глаза. Лучше использовать водостойкую, поскольку она не потечет от жары в зале выступлений и не размажется;
  • подводка – для обозначения контуров глаз;
  • тени, румяна, пудра – для коррекции черт лица. Тени подбираются в гамму купальника; румяна придадут свежесть, пудра поможет сгладить недостатки кожи;
  • помада – лучше подойдет стойкая, которая не будет пачкаться и оставлять следы на лице или костюме. Яркая помада привлекает внимание к улыбке.

Создание базового грима

Базовый грим делается следующим образом:

  1. Кожа лица. Она должна быть безупречно свежей и гладкой. Скрыть поры и другие возможные недостатки поможет затирка, тональный крем и основа. Крем берется на два тона темнее, чем кожа артистки, возможен легкий оттенок загара. Тон наносится и растирается спонжем.
  2. Рисуются стрелки. Это удобнее всего сделать подводкой в виде фломастера; также она удобна и потому что её не требуется подмачивать и никуда макать. При этом, такой подводкой-фломастером можно нарисовать как тонкие, так и широкие линии. Можно обозначить глаза и черным карандашом, но он будет скатываться и размазываться. Также подводкой-маркером делаются более четкими внешние уголки глаз – снизу и сверху.
  3. После того, как стрелки нарисованы, наносятся темные тени, они придадут особую выразительность взгляду. Накладываются тени в виде символов «<» и «>», от середины века к уголкам, затем растушевываются, чтобы создать «дымчатый» эффект.
  4. После того, как нанесены темные тени, наносятся цветные масляные тени, например, серебряного цвета, – они придадут глазам сияние. Направление нанесения – от середины века к внутренним уголкам; растушевываются светлые тени также, как и темные.
  5. Заключительный этап – цветная подводка глаз. Наносится она на веки, ближе к внешним уголкам глаз. Общее правило такое: внутренние уголки глаз делаются светлее, внешние – затемняются.

Создание специального грима

Для создания дополнительных эффектов можно использовать:

  1. Сухие блестки – наносятся ватной палочкой, смазанной обычным детским кремом. Блестками могут быть накрашены места на висках и веках, под глазами, на щечках.
  2. Сухие корректоры и румяна – ими создается правильная форма лица, можно подчеркнуть, выделить скулы. Румяна наносятся от виска вниз; самое темное пятно должно быть у виска. Румянами в зависимости от необходимости можно как сделать лицо зрительно уже, так и шире.
  3. Тушь для ресниц – юным исполнительницам будет вполне достаточно нанести её только на верхние реснички.
  4. Темные (коричневые) тени – можно дополнительно акцентировать брови, если у артистки они светлые или не сильные.

Если губы будут самым ярким пятном, то их делают карандашом, поскольку он не размазывается и держится дольше, чем помада. Если решено делать акцент на глазах, то для губ используют карандаш (помаду) нейтральных, спокойных тонов.

Глаза обозначаются водостойкой тушью и подводкой.

Следует заметить, что профессиональные визажисты, работающие в художественной гимнастике, при подборе оттенков грима учитывают даже цвет ковра, покрытия и интерьера в зале, где проходят танцы, а также условия освещения.

Укладывание волос

По сравнению с макияжем, требования к прическе, к сожалению, дают меньше возможности для самовыражения и экспериментов – прическа для гимнастики, прежде всего, должна быть удобной и крепкой.

Правда, в зависимости от уровня соревнований меняются и требования, ограничения. В частности, прически для девочек обычно допускают применение декоративных шпилек, небольших украшений.

Основное требование, о котором всегда идет речь: волосы должны быть плотно и туго собраны, чтобы не мешали при тренировках и выступлениях. Обычно не применяются крупные украшения, фиксаторы и ободки, другие накладные аксессуары, которые могут потеряться при выполнении движений танца. Для фиксации используются незаметные и плотные резинки, заколки-невидимки, прозрачные фиксирующие косметические средства.

Однако, даже при таких ограничениях, можно проявить свою индивидуальность на сцене и создать уникальные стрижки; это достигается с помощью плетения, создания пучков необычных форм, применения различных декоративных украшений.

Для создания любой гимнастической прически понадобятся:

  • щетка, гребешок;
  • силиконовые резинки (тугие, чтобы плотно держали);
  • валик и сеточка для волос (профессиональные спортсмены имеют набор из трех цветов: черного, белого и под цвет своих волос);
  • несколько шпилек;
  • гель, лак для укладки.

Простые прически

Основу всех причесок в художественной гимнастике составляет пучок («гулька», «шишечка»). Требования к нему простые: он должен крепко держать волосы и быть хорошо закрепленным, чтобы они не рассыпались.

Первый простой вариант (с валиком)

Голова обрабатываются гелем или пенкой, (пенка предпочтительнее, потому что гель может сильно «схватить» и потом будет трудно прочесать). Все расчесывается, желательно, чтобы получилось максимально гладко, зализано, без «петушков». Делается плотный пучок, он не должен получиться на макушке головы, его оптимальная высота – сзади, ниже темени.

Очень хорошо помогает убрать мелкие прядки расческа с натуральной щетиной. Если после сбора выбьются несколько прядок, их можно уложить лаком, очень удобно приглаживать их обушком расчески. Жидкий лак удобнее обычного геля, потому что он практически жидкий при нанесении, но быстро и хорошо сохнет.

На шишку одевается валик, сверху крепится резинка и вся конструкция закрепляется шпильками. Валик, подобранный под цвет волос удобен тем, что если в «гульке» откроется прореха, её не будет видно. Также валики хороши, поскольку булавки вставляются в них, и есть меньшая вероятность, что они поранят голову.

Хвост делится вначале на две части, затем равномерно расчесывается по валику. После этого сверху надевается резинка. Волосы из-под резинки собираются и оборачиваются вокруг гульки, концы закрепляются шпильками.

С помощью сеточки для волос фиксируется сформированный пучок. Сеточка удобна тем, что фиксирует шпилек и позволяет не носить много «железа» на голове. В конце прическа закрепляется лаком.

Второй простой вариант (без валика)

С помощью щетки волосы причесываются и собираются в высокий хвост.

Приглаживают голову с помощью гребешка и геля для укладки. Хвост туго закрепляется силиконовыми резинками и еще раз прочесывается. Затем делится на две части. Одна часть закручивается в жгутик направо, вторая – в жгутик налево. После этого жгутики перекручивают вместе, их конец закрепляется силиконовой резинкой. Получившаяся коса закручивается в пучок «гульку».

На собранную гульку надевается сеточка, если она большая, можно обернуть её в два или три оборота.

Оригинальные прически

Самый простой способ сделать прическу для тренировки причёской для выступлений – надеть на гульку яркую резинку, подходящую по цвету и стилю к купальнику и макияжу и использовать декоративные заколки, бусинки.

Можно также поэкспериментировать с челкой, не зачесывая их в общий хвост или использовать оригинальное плетение для челки (ее все равно нужно закрепить на голове, она не может закрывать глаза).

Первый вариант сложной укладки (гулька-бант)

Если есть желание сделать гульку более привлекательной, можно оформить её в виде собранных в бант волос.

Всё собирается в конский хвост на макушке. Одна прядь оставляется свободной – она будет серединой бантика.

Волосы следует вытянуть, после чего поделить на две части – они составят «ушки», боковинки банта. Чтобы они были устойчивее, их можно зафиксировать заколками. Свободная прядь продевается посредине бантика, между «ушками» – получается бантик! Концы оборачиваются вокруг резинки, фиксируются шпильками.

Более интересные прически можно сделать, дополнив обычную «гульку» вплетением в неё косичек или оригинальным способом фиксации.

Второй вариант сложной укладки (гулька из косичек)

После расчесывания от верха головы нужно отделить боковые пряди, которые потом будут собраны в две косы. Их можно заплести любым способом; можно вместо косичек сделать плотные жгуты.

После этого на затылке делается хвост, затем его заплетите, создавая гульку, при этом, к нему добавляются боковые косички; их лучше оставлять сверху – так они будут заметнее и красивее.

Закрученные волосы оборачиваются вокруг резинки в том же направлении, что при скручивании хвоста. В конце все закрепляется заколкой, можно убрать под сеточку или украсить небольшим аксессуаром.

Третий вариант сложной укладки

Укладка используется для достаточно длинных волос. Красиво также смотрится пучок, собранный из косичек, при том, что делается он быстро и просто.

Все тщательно расчесывается, на затылке собирается хвост. При этом боковые пряди оставляются свободными. На основании укрепляется валик – на него будут накручиваться косички, которые делаются из прядей, после чего закручиваются вокруг валика. Когда валик полностью закроется волосами, прическа фиксируется булавками или лаком. После этого закрепляются боковые пряди. Волосы на каждой стороне делятся на две части, переплетаются в косичку и закрепляются на пучке.

Этот способ укладки очень красив и достаточно надежно держится.

После выступлений состоится церемония награждения и фотосъемка на память. Если есть возможность, рекомендуется найти момент, чтобы поправить шишечку и немного «усилить» насыщенность макияжа: дело в том, что фото-видеокамеры обычно немного приглушают яркость красок.

Показ упражнений и танец – безусловно, самый главный элемент выступления. Однако признание зрителей и судей получит тот исполнитель, который сможет не только безупречно выполнить танцевальную программу, но и запомнится своим артистизмом, оригинальным и самобытным внешним видом. Использование макияжа и прически – замечательная возможность создать яркий, неповторимый образ и украсить свое выступление!

Художественная гимнастика - один из самых молодых видов спорта. Официальным годом регистрации вида спорта считается 1939 год. До этого времени художественная гимнастика состояла в Международной федерации гимнастики (FIG) вместе с гимнастикой спортивной, была «просто гимнастикой». Самостоятельный статус художественная гимнастика поистине заслужила - и заслужила благодаря советским гимнасткам, которые в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века провели крупную серию показательных выступлений в ряде стран мира и так заворожили публику своими выступлениями, что FIG признала художественную гимнастику автономным, независимым видом спорта. Спортсменок этого вида спорта народ ласково называет «художницы».

Художественная гимнастика – это выполнение под музыкальное сопровождение на ковре размером 13х13 метров комбинаций из танцевальных, акробатических и хореографических движений. Которые образуют слитные связки, визуальные образы которых формируют законченную художественную композицию. Соревнуются гимнастки только в композициях с предметами - скакалкой, обручем, мячом, лентой, булавами.

До девяностых годов прошлого века, в программу соревнований входила композиция без предмета, с обязательным набором элементов. (Равновесие, поворот, волна и др.) На заре развития художественной гимнастики, были обязательны упражнения с шарфом, упражнения с булавами большого размера, широкими лентами, акробатика (прыжки в высоту). Были очень популярны массовые упражнения « художниц» на спортивных праздниках и парадах.

Следует отметить, что раньше композиции в художественной гимнастике выполнялись под музыку которую исполнял аккомпаниатор на рояле. Сейчас все музыкальное сопровождение записывают на электронных дисках.

Современные композиции достаточно сложные, включают множество акробатических движений под предметом, каскады прыжков, серии различных сложно – координационных связок, из поворотов, прыжков, равновесий. Выполняя движения, гимнастка слитно работает предметом. Иногда гимнастические элементы сочетаются с сериями бросков предметами. Конечно, такая сложность, если она выполнена безупречно, высоко оценивается судьями.

Соревнования по художественной гимнастике проводятся в индивидуальном первенстве (в отдельных видах и в многоборье) и в групповых упражнениях, с одним или несколькими предметами. Каждое упражнение должно длиться не более полутора минут. Выступления оцениваются по 20-балльной системе. Оценивается, прежде всего техника исполнения, существуют надбавки за сложность и уникальность элементов. Также оценивается элегантность, стиль, точность линий, легкость выполнения упражнений…

Огромные требования предъявляются к внешнему виду гимнасток. Прическа, макияж, сочетания цвета костюма и предмета – все имеет значение и влияет на окончательную оценку за выступления.

В художественной гимнастике - самые грациозные и красивые девушки. Достигается элегантность и грациозность многочасовыми тренировками, жестким режимом, ограничением в питании.

До недавнего времени это был исключительно женский вид спорта, однако с конца XX века благодаря усилиям японцев в художественную гимнастику пришли и мужчины. В течение почти 20 лет в стране Восходящего Солнца проводятся различные чемпионаты по художественной гимнастике. Страны – соседи, Китай и и другие государства Азии тоже готовят своих гимнастов, которые приезжают на японские турниры. Причем мужчины - «художественные гимнасты» выполняют по истине сложные акробатические элементы под предметом, поэтому можно с уверенностью говорить об атлетичности мужской художественной гимнастики. Которая берет свои истоки из древних национальных видов японской борьбы. Популярность мужской художественной гимнастики довольно высока, во многих европейских странах существуют школы мужской художественной гимнастики. Занимаются мужской художественной гимнастикой и российские спортсмены. Нужно сказать что женская и мужская гимнастика, очень отличаются друг от друга. Женская – гибкость, пластичность и грациозность. Мужская атлетичность и воинственность. Но в целом мужская и женская гимнастика – это законченная целостная хореографическая композиция.

В детско-юношеские спортивные школы на отделения художественной гимнастики принимают с 6-ти лет, в спортивные клубы – с 4,5. Соревнования по программе III юношеского разряда «Юный гимнаст» проводятся с 6-ти лет. А вот знаменитая Алина Кабаева пришла в художественную гимнастику в три года, правда, как говорит она сама, это была не спортивная школа, а спортивный кружок, секция, где с детьми будто бы просто играли, но с акцентом на развитие гибкости, привитие чувства ритма.

Откуда пошла художественная гимнастика? 1913 год. Санкт-Петербург. Открытие Высшей школы художественного движения. Её педагоги объединили, слили воедино «эстетическую», «ритмическую», «танцевальную» гимнастику и «свободный танец» Айседоры Дункан. Так родилась художественная гимнастика. В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла в 1940-е годы и своим появлением обязана мэтрам балета прославленного Мариинского театра. В апреле 1941 года был проведен первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. Затем долгий перерыв в развитии из-за Великой Отечественной войны и в 1948 году - первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. Грациозность, изящество, стройность, красота девушек-спортсменок покорили зрителей. Заниматься художественной гимнастикой хотели все девочки. Открываются все новые и новые отделения, школы художественной гимнастики. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча Болгария - СССР - Чехословакия, а спустя 3 года в Будапеште - первые официальные международные соревнования, в которых принимают участие 28 гимнасток из 10 стран. Первой чемпионкой мира стала москвичка Людмила Савинкова. 1967 год, Копенгаген - первый чемпионат мира по групповым упражнениям, на которых советская команда завоевала золотые медали.

Начиная с 1992 года чемпионаты мира и Европы проводятся ежегодно – это ли не показатель огромной популярности художественной гимнастики!

Первые Олимпийские игры, где была представлена художественная гимнастика, прошли в 1984 году в Лос-Анджелесе. Первой олимпийской чемпионкой по художественной гимнастике стала канадская спортсменка Лори Фанг. Команда Советского Союза (как и некоторые другие страны) не принимала участие в Играх из-за политических разногласий. Затем (за исключением Атланты-1996, где Россия после распада СССР впервые выступала самостоятельной командой и где чемпионкой стала украинка Екатерина Серебрянская) - неостановимый каскад олимпийских побед наших «художниц»: Сеул-1988 - Марина Лобач, Барселона-1992 (выступает объединенная команда СНГ) - Александра Тимошенко, Сидней-2000 - Юлия Барсукова, Афины-2004 - Алина Кабаева, Пекин-2008 - Евгения Канаева, Лондон-2012 - снова Евгения Канаева.

Особо подчеркнем: начиная с 2000 года выигрывают олимпийские игры только воспитанницы Ирины Винер-Усмановой - великого, без преувеличения, тренера. Тренерский коллектив СДЮСШОР по художественной гимнастике Московского городского физкультурно-спортивного объединения Москомспорта под руководством Ирины Александровны воспитал помимо вышеупомянутых спортсменок и других известных во всем мире «художниц». Для тренировок гимнасток созданы великолепные условия. Помимо квалифицированного тренерского состава, с гимнастками работают лучшие врачи, массажисты, психологи команды.

Среди них Амина Зарипова - неоднократная чемпионка мира и Европы, Ирина Чащина - серебряный призер Афин-2004, чемпионка мира и Европы, Вера Сесина и Ольга Капранова - многократные чемпионки мира и Европы, Дарья Кондакова – неоднократная чемпионка мира, Европы, победитель и призер Кубков мира и Гран-при, Дарья Дмитриева – серебряный призер лондонской Олимпиады 2012 года, чемпионка Универ-сиады-2011, чемпионка мира, чемпионка Европы, Александра Меркулова – 17-летняя спортсменка, мастер спорта международного класса, абсолютная чемпионка юношеских Олимпийских игр 2010 года.

Художественная гимнастика – любимица всего мира. Она завоевывает все новые и новые территории. И хотя россиянки в этом виде спорта лучшие, буквально по пятам за ними идут (а порой и теснят с пьедестала) талантливые спортсменки Украины, Белоруссии, Азербайджана, а также Испании, Канады, Италии, Японии, Франции, Израиля. Это объясняется тем что очень многие бывшие чемпионки работают с командами других стран, которые и составляют конкуренцию российской сборной.

Надо сказать, что художественная гимнастика достаточно субъективный вид спорта. При действующей ныне 20-балльной шкале оценок борьба идёт буквально за сотые доли. Международная федерация гимнастики многократно меняла технический регламент, балльную шкалу в пользу технических элементов исполнения для уменьшения субъективности оценок. Сами тренеры признают, что «раньше была несколько другая гимнастика – больше красоты и чувств…» Но меняющиеся правила судейства, и высокие технические требования к квалификационной программе развивают художественную гимнастику в целом. Повышенная сложность элементов композиции и их безупречное выполнение, смотрится очень зрелищно. Гимнастки порой сами придумывают уникальные элементы, исполняя их в композициях, получают надбавки к основным баллам.

Огромное количество девушек занимаются художественной гимнастикой. Школы гимнастики существуют в 63 областях, краях и республиках Российской Федерации. Это задел на будущее, подрастает новая плеяда «звездочек – художниц». Можно с уверенностью надеяться на первенство команды по художественной гимнастике на самых престижных мировых стартах.