Уход за инвентарем и смазка лыж. Уход за беговыми лыжами и подготовка к сезону Разметка зоны нанесения мазей держания

Уход за лыжами.


Сначала залить дыры, затем отциклевать и заточить канты и наконец, смазать смазкой. Да-да, и смазать тоже, чтобы материал скользящей поверхности не окислялся во время хранения, а канты, защищенные парафином, не ржавели из-за влаги, содержащейся в воздухе.

Готовить ли лыжи к "летовке" или катанию самостоятельно... Сложный вопрос, тут советов давать не могу - все зависит и от близости мастерской, и от благосостояния, и от умения держать в руках напильник. Девушкам, думаю, надо воспользоваться услугами специалиста, а тем мужчинам, которые знают, как держать отвертку и напильник - можно и самим, если не требуется серьезный ремонт и не лень сначала найти подходящие материалы, а потом потратить несколько часов на вылизывание каждой пары лыж. Но ведь существует мнение, что каждый настоящий горнолыжник должен хотя бы раз в жизни подготовить лыжи самостоятельно - так почему бы и не в этот раз? Надо только порыться в инструментах и найти не тупой напильник для работ по металлу, паяльник, несколько старых пробок от шампанского, парафин, утащить у жены ее любимый новый утюг... Или посетить один из магазинов, в которых продается специализированный инструмент, приобрести необходимые материалы и инструменты, и занять на вечер-другой кухонный стол.

Рассмотрим несколько вариантов, каждый из которых разделим на совсем любительский и чуть более близкий к профессиональному. При этом в качестве иллюстративного материала я использую каталог SWIX - одной из компаний, специализирующихся на поставке инструментов и средств ухода за лыжами - наиболее полный источник, доступный мне в настоящий момент. Кстати, обращаю внимание на то, что даже на сайтах компаний-производителей информация, к сожалению, неполная - некоторых, весьма полезных, инструментов и материалов я там не нашел, а вот каталог упомянутой фирмы во-первых достаточно полный, а во-вторых, что немаловажно - переведен на русский язык. Так что интернет-каталоги в данном случае имеет смысл использовать «для оценки ситуации».

Вариант 0. Лыжи планируется продать. В этом случае надо или как можно более качественно их подготовить к продаже для получения максимально высокой цены. или наоборот - оставить все как есть, чтобы, во-первых, быть абсолютно честным по отношению к покупателю, а во-вторых, не дать себя заподозрить в том, что подготовкой к продаже вы пытались скрыть серьезные дефекты. И тот и другой варианты имеют право на существование, я бы выбрал следующую тактику: если лыжи достаточно новые и дорогие, отвез бы их в мастерскую - скользящая поверхность будет после шлифовки практически новой, канты - идеальными, а затраченные 10 - 30 долларов вернутся при продаже лыж. А если лыжики "не очень", да и выпущены давно, за большие деньги их не продашь - можно и оставить как есть, только смазать и продавать под девизом "ничего не скрываю". Ну, понятно, что если канты уже круглые, а на скользящей поверхности явственные глубокие следы от неравных битв с камнями, то лучше все-таки напильником поработать и дырки заплавить, хотя бы и самостоятельно – более привлекательный вид будут лыжи иметь. Но повторюсь - это на мой вкус.

Лирическое отступление номер один : о смазке. Первое, что необходимо сделать - удалить остатки старой смазки, что можно сделать, например, при помощи специального фиберленового полотна SWIX и геля или смывки, которые носят название «Base Cleaner» (очиститель базы, то есть скользящей поверхности). Также можно встретить в продаже и наборы, которые представляют собой пластиковый пакет с вложенными... вышеназванными предметами - фиберленовыми салфетками и тем же Base Cleaner. А уже после этого смазывать.

Сейчас в продаже есть и смазки для горячего применения, которые наносятся при помощи утюга, и синтетические смазки холодного применения, которые продаются, расфасованными в пластиковые упаковки, некоторые снабжены аппликатором - специальной салфеткой или подушечкой для нанесения и растирания смазки, и одноразовые пакетики. После того, как я перепробовал несколько различных смазок нескольких же различных производителей, мнение сложилось следующее: для любителя самой удобной является универсальная смазка, которая одинаково хорошо работает в очень широком диапазоне температур, что позволяет готовить лыжи заранее, то есть тогда, когда есть время.

На тестах лыж в Кировске мы использовали универсальную смазку из серии CERA NOVA, которую можно нанести холодную, а затем растереть специальной растиркой, или расплавить утюжком, а затем отциклевать пластиковой циклей (SWIX тоже такие делает). Кстати, предоставленный нам утюжок модели то ли 7322, то ли 7422 (точно не помню, на самом деле для дома оба хороши) гораздо более удобен, чем мой старый домашний, который еще без тефлона на подошве, но уже с терморегулятором. Правда денег этот утюжок SWIX стоит, зараза… Но очень удобен. Ну а с собой на склон очень советую брать полужидкую (пастообразную) смазку в тюбике, типа F4. Или наборчик в маленькой пластиковой сумочке, в состав которого входит и салфетка, и Base Cleaner, и смазка универсальная. Могу только упомянуть, что жидкая смазка мне нравится меньше, чем пастообразная. Ну да это опять-таки - на мой вкус. А если совсем лень чего-то тяжелое таскать в кармане – возьмите разовую салфетку, пропитанную смазкой. Такие тоже есть, и тоже F4.

Если деньги тратить на специальные смывки мази «жаба душит», или попросту нет их, денег, можно попробовать удалить старую смазку и грязь при помощи тряпки и бензина, ацетона или других растворителей, не содержащих масел, но эти растворители хорошо смывают лишь масляные пятна, а по поводу качества смывки мазей ничего сказать не могу. Да и есть риск, что мощный неспециализированный растворитель еще чего-нибудь растворит, например клеевой слой между материалом скользящей поверхности и керном лыжи, или клей, которым декоративным слой приклеен… Так что тут осторожно попробовать необходимо, а уж потом любимых друзей купать. Ну а смазать можно лыжи или вульгарной свечкой, или (что гораздо правильнее) медицинским парафином, продающимся в аптеках - нет в нем всяческих ароматических добавок и красителей. Но сразу оговорюсь, что скользить будет хуже, честное слово – проверяли. То есть лучше, чем без смазки, но хуже, чем при использовании специальной смазки. Так что хотя бы для участия в соревнованиях используйте смазку. Да, еще одно: как минимум после окончания сезона очень советую применить все-таки грунт и мазь, требующие использования утюга, а не мази холодного применения и не простую натирку парафином: при разогреве поры в скользящей поверхности раскрываются и грунт проникает внутрь, а это способствует лучшему сохранению свойств материала, из которого эта самая скользящая поверхность изготовлена.

Следующие два варианта, на мой взгляд, имеет смысл рассмотреть в том случае, если лыжи планируется оставить для себя.

Вариант 1. Взять лыжи и отвезти их к умелому мастеру, который все и сделает. Из недостатков такого варианта мне лично существенными кажутся два: во-первых, довольно высокая цена данного мероприятия относительно стоимости хорошо поживших Atomic или Fischer, а во-вторых, если Вы не обладаете автотранспортным средством, довольно забавно наблюдать за реакцией везущих рассаду дачников и девушек в кислотных миниюбках на индивидуума, волокущего в мае (!) лыжи в метро. Но это мелочи - главное, лыжи надо привести в порядок до лета - скользящая поверхность целей будет. То есть с виду-то она будет в любом случае одинаковая, а вот ее свойства при хранении без смазки ухудшаются довольно сильно, что может привести к нежелательным последствиям - легче повреждается, понимаешь! Ну да ладно, по поводу смазки – cмотри «Лирическое отступление 1».

Вариант 2. Самостоятельный.

Шаг 1. Заготовить необходимые материалы, инструменты, и - вперед! Начать надо с очистки лыж от остатков старой смазки и всей той грязи, которая водится на склонах и около - смазка от подъемника, автомобильные масла и проч. Чем - уже написал чуть раньше.

Шаг 2. Залить дыры и крупные царапины на скользящей поверхности, отциклевать, заточить канты, смазать. Могу упомянуть, что опять-таки после экспериментов я остановился на фирменном материале для заливки - при простейшем «закапывании» копоти практически не образуется, а заплавленные заплатки очень пластичные, очень приятно выглядит отциклеванная поверхность, не выкрашивается при обработке. А из фирменных материалов мне больше всего понравился тонкий пластик, предназначенный для ремонта лыж в мастерской, при помощи специального пистолета. Работать удобно, результаты – блеск! А если заплавлять скользящую поверхность паяльником - то прочность заплатки очень приличная, просто циклей, даже стальной SWIX - не вдруг отциклюешь. О заточке - чуть ниже, в «Лирическом отступлении 2».

Шаг 3. В отношении креплений - достаточно установить пружины на минимальное усилие и закрыть пятки. Некоторые производители считают, что пружины в современных креплениях можно и не отпускать. Правда, они (производители) и не подозревают, что в нашей стране крепления могут и по 20 лет работать... Так что лучше все-таки отпустить пружинки-то, пусть себе отдыхают... В отношении смазки - если Ваши крепления находятся в работе меньше пяти сезонов, и никто их бензином не промывал, и по песку Вы на них не катались - не забивайте себе голову, не лазьте в них. А вот если или возраст уже у них приличный, или еще какая напасть (типа песка) - тут без частичной разборки, промывки бензином-керосином и без смазки какой-нибудь консистентной смазкой типа Литола (в автомагазинах и в небольших тюбиках продается) не обойтись. Правда, частично-разобрать современные крепления довольно сложно, но в некоторые модели можно забраться, полностью вывернув и вытащив (вместе с пружиной) регулировочный винт установки усилия срабатывания… Но я этого не говорил!!! То есть надеюсь, всем понятно, что эта операция делается на свой страх и риск…

Шаг 4. Поставить лыжи в шкаф или за шкаф, главное - не надо их ни выставлять на балкон, где на них будет лить дождь и гадить птички, ни в лоджию, где температура может и 40 градусов превышать - а это ведь не совсем то, для чего они предназначены, не так ли? Можно вешалку соорудить где-нибудь за дверью, можно на шкаф или на антресоли забросить... Кстати, о вешалке. Самая простая – упорчик снизу, чтобы лыжи плоско на стенке располагались, и некое подобие деревенской вертушки на калитку наверху: повернул горизонтально – и носки лыж к стенке зафиксированы, повернул вертикально – лыжи свободно падают на владельца или его домашних…

Лирическое отступление номер два. Заточка лыж Подробно и очень правильно смысл заточки лыж изложен в книжке All-Mountain Skier, русский перевод которой расположен по адресу (http://ski-club.org.ru/school/book/?content=ch10). Там-же приведено объяснение того, зачем притуплять канты по концам лыж.

Ниже приблизительно описана процедура заточки лыж, которой следуют профессионалы. Начальные условия: скользящая поверхность плоская, без выпуклостей и вогнутостей, дырки залиты, отшлифована. А вот шлифовать базу лучше на станке в мастерской - хотя бы раз в сезон. Зачем? Чтобы выровнять ее поверхность и снять тонкий слой металла с побитых землей, камнями и закругленных (подтупленных об снег и лед) кантов, как минимум. Во всяком случае, именно так поступают имеющие такую возможность люди, серьезно относящиеся к лыжам. Я уже не говорю о том, что такая шлифовка удаляет тонкий верхний слой скользящего пластика, наиболее исцарапаный и состарившийся. Знаю, что есть умельцы, которые шлифуют скользящую поверхность при помощи электродрели, цилиндра и шкурки, но поскольку сам я подобного не делал, то и советовать не могу. Также сам я никогда не выравнивал скользящую поверхность лыжи по всей длине и ширине при помощи напильника, что также делается некоторыми мастерами.

Точка кантов со стороны базы (заваливание кантов).

Выполняется на новых лыжах или после шлифовки базы. Для этого существуют и хитрые (и довольно дорогостоящие) импортные приспособления (общее название, используемое в обиходе в России - канторезы) для заточки, например SWIX XACTOR с регулируемым углом заточки, существуют также пластиковые или металлические направляющие SWIX и целые наборы, которые обеспечивают неизменность угла наклона напильника к канту (выпускаются с углами 0,5 – 1 – 1,5 – 2). Но (как ни парадоксально) профессионалы, работающие с лыжами серьезно - индивидуально, а не "на потоке", используют следующий простой и дешевый способ: Сначала подготовьте инструмент, а если опыта недостаточно - то и лыжи.

1. На дальний от ручки конец напильника (тот его конец, в сторону которого будете двигать напильник при заточке) намотать изоленту синюю или черную пластиковую: если хотите получить угол заточки 0,5 градусов - два слоя изоленты, 1 градус - 4 слоя изоленты. Изолента используется во-первых потому, что уже известна ее толщина, а во-вторых она хоть как-то скользит по базе. Если у вас есть штангенциркуль и вы способны измерить толщину имеющейся у вас липкой ленты (скотч, лейкопластырь, самоклеющаяся бумага...) - можете использовать все, что угодно. Для получения угла в 0,5 градусов толщина намотки должна составлять примерно 0,45 мм, 1 градус - 0,9 мм и так далее. Желающие получить более точные цифры отсылаются к школьному курсу тригонометрии.

2. Для того, чтобы были хорошо видны результаты ваших трудов, фломастером закрашиваете канты со стороны скользящей поверхности. Лучше использовать толстый спиртовой маркер - он не стирается рукой, а только стачивается напильником, естественно - вместе с кантом. После десятка заточенных пар лыж вы сможете легко контролировать результаты заточки и без закрашивания, а пока - мажьте чернее.

Собственно, сам процесс прост: кладете напильник на базу концом с намотанной изолентой к себе под углом примерно 45 градусов и точите длинными плавными движениями по направлению "к себе" до тех пор, пока во-первых не сточатся чернила фломастера, во-вторых канты не станут одинаково матовыми по всей длине, но не стачивайте скользящую поверхность! При этом необходимо выдерживать расстояние в 50 мм от намотанной изоленты до края того канта, который точите. См. рисунок слева.

Заточка кантов со стороны боковой поверхности лыжи под любой требуемый угол

Требуется уголок (на рисунке справа - отфрезерованый под угол 92 градуса, что обеспечивает угол заточки 88 градусов), хороший плоский напильник (не "бархатный", но и не фрезерованый), зажим или струбцина. Конечно, все эти инструменты – и зажимы, и напильники всех размеров, и уголки с углами 86 – 90 градусов, и наборы направляющих - выпускаются любой уважающей себя компанией, и SWIX не исключение. Можно и канторезом воспользоваться – и упомянутым выше XACTOR, и попроще, без регулировки угла, под 89 градусов – EDGER. Кстати - если вы не хотите часто покупать напильники – есть еще и щетка для чистки напильника: из стальной проволоки, в магазине инструментов продается, иногда (например) такие щетки продаются в хозяйственных магазинах под видом щеток для чистки посуды. На всякий случай – если хочется все фирменное, то у SWIX и это есть.

Подробнее об уголке. Уголок металлический (дюралевый, чтобы канты ненароком не загубить) - можно купить уже указанной фирмы - дорого и очень точно, можно заказать фрезеровщику - дешевле и без гарантии точности угла и прочности конструкции, и наконец самое простое решение, приведенное на правом рисунке с красненькой полосочкой. Берете обрезок обычного (под 90 градусов) уголка дюралюминиевого, и в 25 мм от его прямого угла, вдоль него, приклеиваете эпоксидным клеем узкую полоску металла по всей длине уголка - как раз она и показана на левом рисунке в виде красной полосочки - или стальную проволоку толщиной (диаметром) 0,45 мм для угла 89 градусов, 0,9 мм для угла 88 гралусов и так далее.

О том, что с уголка необходимо ободрать все заусеницы и проверить, насколько он точен, а то глядишь - и потолще проволоку придется приклеивать я не упоминаю... Надеюсь, рисунки достаточно понятны. На рисунке вверху - отфрезерованый уголок, а на рисунке слева - аналогичного назначения, но обычный, с приклеенной дополнительной полосочкой.

Прижимаете к уголку напильник и в направлении "на себя" точите канты со стороны боковых поверхностей лыжи, плотно прижимая уголок к базе. Для наглядности результатов работы, особенно если канты раньше были заточены под прямой угол, также имеет смысл закрасить их черным фломастером, теперь уже с боков лыжи. Для оценки результатов можно также использовать лупу.

После того, как канты стали острыми по всей длине лыжи (точнее, от точки соприкосновения носков сложенных база к базе лыж до точки соприкосновения их пяток) необходимо снять мелкие заусеницы и шероховатости. Есть специальные приспособления и у SWIX - алмазные напильники (diamond file) разной шероховатости, например, или "резиновый камень" (rubber stone), представляющий из себя сплав резины и абразивного порошка, но можно воспользоваться и куском достаточно жесткого пластика (например, оргстекла) с приклееной к нему мелкой шкуркой. Со стороны базы можно легонько прижать это приспособление поочередно к каждому из кантов и мягко их обработать. А со стороны боковой поверхности - можно зажать этот инструмент при помощи уголка и зажима так же, как и напильник при точке лыжи, и пройтись по кантам.

После такой обработки канты должны остаться острыми, но не шероховатыми. Кстати, именно при помощи такой пластинки с наклеенной шкуркой (конечно, если в арсенале отсутствует diamond file) имеет смысл удалять заусеницы перед тем, как подтачивать лыжи в горах. Дело в том, что после удара о камень заусеница можеть быть настолько прочной, что напильник ее не возьмет. А шкурка (не стеклянная, конечно, а корундовая) в этом случае может помочь сгладить закаленные при ударе заусенцы перед тем, как подточить канты напильником.

Можно также придумать вариант использования плоского алмазного надфиля, но я этого не пробовал, хотя и знаю, что такие приспособления народ делает и успешно использует. Думаю, что лучше применить те же уголок и зажим, только между зажимом и надфилем в этом случае нужно будет проложить достаточно прочную металлическую пластину (стальную, миллиметра 4 - 5 толщиной), чтобы надфиль не выгибался и не менял угол заточки канта. Собственно, все. То есть потом идет финишная обработка сначала при помощи особо мелкого diamond file, затем особо искушенные применяют ceramic stone – уже для зеркальной полировки, но это уже настолько “высший пилотаж”, что страшно подумать...

Безусловно, я не упомянул о массе инструментов – о щетках для растирания мазей, о подборе мазей, не перечислил весь ассортимент принадлежностей, но не уверен, что это надо – искушенному в настройке лыж любителю, а тем более профессионалу, этот материал и не нужен. А для того, что познакомиться с минимально необходимыми инструментами и материалами, этой статьи, пожалуй, достаточно. А более подробно со всем ассортиментом SWIX можно ознакомиться или по каталогу, или в магазине "Фишер" – там и ремонтная мастерская и магазин. В частности, здесь и продаются все те «фирменные» инструменты и материалы SWIX, которые я использовал в качестве иллюстраций и примеров в этом материале.

Обеспечив должный уход за лыжами, можно продлить срок их эксплуатации. Существует несколько основных правил:


  • Соли и открытым участкам грунта – нет! Избегать оголенных участков от снега, и автодорог, где могут посыпать поверхность солью.

  • Транспортировка лыж только в защитном чехле;

  • Применение смазочных материалов;

Для этого используют либо обычный парафин, либо приобретенный в специальных магазинах. Также можно использовать смазки, которые подразделяют на два вида: для холодной и теплой погоды. Обязательно перед ее нанесением, стоит удалить остатки смазки нанесенную перед предыдущим катанием. Стоит позаботиться о специальном наборе, в который входит смазки и специальные средства для очищения. Его необходимо брать с собой в горы, это незаменимый помощник для успешного катания. Стоит отметить, что хранить лыжи необходимо только в смазанном виде.

  • Контроль за кантами и скользящей поверхностью.

Для этого необходимо сделать:

  • провести очистку поверхности от предыдущего нанесения смазки;

Удаляем неровности и шероховатости путем зачистки проблемных мест. Затем заливаем эти места пластиком. Для достижения лучшего эффекта можно пройти скользящую поверхность паяльником. И можно начинать циклевание.

Следующий этап, это заточка. Для этого на один конец напильника наматываем слой изоленты. Угол наклона увеличиваем методом дополнительной обмотки.
После затачивания скользящей поверхности, следует перейти на боковые части лыж. Эта процедура должна выполняться чаще, примерно один раз в три дня.

Завершающим этапом обработки является удаление потертостей и шероховатостей.

Уход за лыжными ботинками

Для ботинок существуют также правила ухода:

  • Правильная регулировка зажима для ног. Это обеспечит комфортное состояние катания.

  • Использовать ботинки только по назначению. Основная задача данных ботинок, это катание, если необходимо пройти большой промежуток, то стоит их снять и нести в руках. Также необходимо позаботиться об их чистоте, иначе проблем с креплениями не избежать.

  • Качественно просушивать после катания, не применять при этом тепло батарей. Обычно рекомендуют ставить ботинки на мороз или в помещении, но внутрь поместив бумагу.

  • Хранение ботинок в чехле. Но перед этим позаботьтесь о чистоте ботинок, необходимо провести очистку, как внутренней поверхности, так и внешней. Обычно для этого используют мыльный раствор. Затем наступает момент сушки, сушим с помещенной внутрь бумагой. И только после этого убираем ботинки на хранение, обязательно поместив их в чехол.

Уход за лыжными креплениями

О креплениях также не стоит забывать:

  • Абсолютная чистота. Эту процедуру проводят при помощи холодной воды.

  • Обработка креплений силиконовым аэрозолем, это придаст защиту и долговечность креплениям.

  • Правильная транспортировка лыж. Правильным считается транспортировка лыж скользящей поверхностью друг к дружке.

  • Исключение люфта в крепежах, при хранении стоит немного ослабить пружины.

  • Хранение в чехле.

Уход за горнолыжными палками

Здесь все намного проще, достаточно контролировать состояние колец и темляков. При наличии дефектов провести ремонт или замену.

Эти советы помогут разобраться в некоторых тонкостях ухода за лыжами и принадлежностями к ним. Они помогут как начинающим лыжникам, так и лыжникам со стажем.

Новые Горные лыжи полностью готовы к эксплуатации.

Однако для того, чтобы они служили долго, им нужен тщательный уход.

Как нужно обслуживать лыжи? Прочитайте внимательно рекомендации лучших мастеров – они позволят Вам долго наслаждаться прекрасным качеством инвентаря!

1. Скользящая поверхность у горных лыж

После нескольких дней катания на скользящей поверхности появится белёсый налет (седина) в основном вдоль кантов - это показатель того, что парафин стёрся, и поверхность надо заново обработать для лучшего скольжения и предохранения от окисления. Делать это рекомендуется горячим способом. В этом случае будут заполнены микропоры, которые имеются на скользящей поверхности, что увеличит ее эластичность и долговечность. Перед нанесением смазки лыжи должны быть сухими и иметь комнатную температуру. Парафин плохо ложится на мокрую или холодную скользящую поверхность. Будьте осторожны: при нанесении парафина с помощью утюга возможно отслоение скользящей поверхности из-за резкого перепада температур. В дальнейшем лыжи рекомендуется регулярно смазывать. Во-первых, это улучшает скольжение, во-вторых, смазанные лыжи лучше сохраняются, и продлевается срок их службы.

Появление царапин на скользящей поверхности неизбежно, и их нужно заливать. Они ухудшают скольжение и способствуют окислению скользящей поверхности и гниению сердцевины, если она деревянная. Также в трещины попадает вода и при замерзании разрывает сердцевину и отслаивает скользящую поверхность.

Ремонт лучше доверить специалистам, так как неумелое обращение с инструментами и материалами может привести к повреждению инвентаря.

Мы рекомендуем ремонтировать свой инвентарь ПОСЛЕ прошедшего сезона, а не ПЕРЕД следующим, так как нанесение более толстого слоя парафина законсервирует скользящую поверхность и не даст ей окислиться во время длительного хранения в период межсезонья.

2. Канты на горных лыжах

Канты держат лыжу в поворотах на склоне, и они должны быть острыми и без зазубрин. На тупых кантах невозможно управление, а на жестком и леденистом склоне возникает серьезная опасность падений и травм. Для надежного выполнения резаных поворотов и уверенных, безопасных спусков по жестким трассам необходимо тщательно следить за состоянием кантов.

Чтобы правильно обработать канты, лучше всего отдать инвентарь в мастерскую, т.к. без должного опыта возможно неправильное изменение углов заточки, восстановить которые впоследствии очень сложно.

Помните, что от состояния скользящей поверхности и кантов зависит легкость управления на спусках, надежность и точность выполнения маневров.

Лыжи должны эксплуатироваться на склонах с достаточным снежным покровом, исключающем возможность контакта скользящей поверхности с камнями, грунтом и иными предметами.

Помните, что при катании по отличным от снега поверхностям, лыжи подвергаются нестандартным механическим нагрузкам, и вероятность повреждения инвентаря значительно возрастает. В этом случае претензии по качеству инвентаря, связанные с дефектами, возникшими при его нестандартном (экстремальном) использовании не принимаются.

Берегите свой инвентарь!

При транспортировке лыж используйте скрепляющие «липучки». В длительных поездках, при перелетах, когда лыжи сдают в багаж, следует использовать не менее двух липучек. Помещая лыжи в чехол, постарайтесь обернуть их чем-то мягким – например одеждой, чтобы избежать повреждений от ударов.

После катания перед упаковкой в чехол лыжи нужно протереть и дать им высохнуть в течение суток.

Хранят лыжи в сухом прохладном помещении в вертикальном положении, без нагрузки, без прямого воздействия на них солнечных лучей.

3. Горнолыжные крепления

Нужно обязательно следить за состоянием креплений.

Усилие, установленное на горнолыжных креплениях стоит распускать на время длительного хранения до минимальной отметки на шкале (а не до упора). Также рекомендуется раз в один - два года отдавать их на проверку и тестирование.

Помните, что установка рекомендованного для Вашего веса, роста и уровня катания усилие обеспечивает снижение риска травмы, однако не гарантирует полную безопасность! В случае регулировки усилия горнолыжных креплений в мастерской, специалист предлагает оптимальный вариант исходя из перечисленных выше факторов, сообщаемых заказчиком, и устанавливает соответствующее усилие по согласованию с ним. В любом случае ответственность за выбор значения устанавливаемого усилия несет сам катающийся.

Помните, что горные лыжи относятся к экстремальным видам спорта!

4. Горнолыжные ботинки

Горнолыжные ботинки храните только в застегнутом состоянии (хранение их расстегнутыми может привести к деформации пластика). Ботинки, подлежащие термоформовке, не следует сушить на батарее - это приводит к их деформации!

Прежде всего, следует отметить, что уход за лыжами подразумевает обработку скользящей поверхности. Конечно, в домашних условиях делать это не всегда удобно, но если у Вас есть минимальный набор инструмента: струбцины для закрепления лыж, скребок, утюг, комбинированная ручная щетка и растирка, то этого достаточно для ухода за прогулочными лыжами.

Основное правило при уходе за лыжами - не навредить. Скользящая поверхность теряет свои свойства при длительном контакте несмазанных лыж с открытым воздухом. Также лыжи очень чувствительны к перегреву. Самым эффективным способом борьбы с таким перегревом является соблюдение основных правил безопасности: нагревать утюг до температуры, указанной на упаковке мази, и передвигать его по скользящей поверхности движениями от носка к пятке, а не вперед-назад. Как правило, двух-трех проходов оказывается достаточно для большинства мазей.

Первичная обработка новых лыж включает в себя

:

Снятие слоя грунтового парафина (относится к более дорогим лыжам)

Обработка жестким фибертексом скользящей поверхности

Нанесение парафина с последующим снятием скребком (многократное проведение этой процедуры способствует улучшению

скольжения новых лыж)

Обработка щетками

Дальнейшая подготовка лыж под конкретные погодные условия заключается в выборе парафина по предполагаемой температуре воздуха и многократном (не менее 3-4 раз) нанесении парафина на скользящую поверхность по вышеприведенной схеме.

Лыжные мази подразделяются на две основные группы-мази скольжения и мази держания. Первые обеспечивают оптимальное качество скольжения, а вторые предотвращают отдачу при передвижении классическим ходом, то есть проскальзывание лыжи назад при отталкивании.

Разметка зоны нанесения мазей держания.

1. Найдите центр тяжести (линию баланса) каждой лыжи, пометьте его маркером, поставьте лыжи на ровную поверхность и встаньте так, чтобы носки Вашей обуви оказались на линии баланса.

2. Перенесите вес тела на одну лыжу целиком и попросите помощника провести под лыжей листом бумаги. Бумага должна свободно перемещаться вперед и назад от линии баланса на 15-20см (в зависимости от длины лыж).

3. Сделайте отметку маркером в той части, где лист перестал двигаться.

4. Повторите ту же операцию на другой лыже.

Мази держания на "классических" лыжах наносятся в пределах зоны держания. Перед нанесением смазки зону держания необходимо обработать наждачной бумагой (№ 60-80), чтобы мазь не стиралась быстро в процессе катания. Не следует наносить мазь скольжения или парафин в пределах зоны держания лыж для классического хода.

Мази держания бывают твердыми и жидкими (клистеры).

Твердые мази наносятся обычным способом -освободите баночку мази от фольги, натрите ей лыжу в пределах зоны держания, а затем разотрите синтетической растиркой для создания тонкого ровного слоя. Лучше нанести несколько тонких слоев мази, чем один-два толстых. Многие лыжники применяют комбинированную смазку, нанося различные мази в качестве верхнего и нижнего слоя.

Жидкие мази в теплом помещении выдавливают из тюбика по обе стороны от желобка и разравнивают скребком или большим пальцем руки. Затем слой клистера растирают синтетической растиркой для создания равномерного слоя. Как правило, клистеры наносятся более толстым слоем, чем твердые мази, но при меньшей длине зоны держания

Очистка зоны держания от старой смазки производится с помощью специальных смывок-растворителей. Сначала снимается старая мазь скребком и затем обильно смоченной бумажной салфеткой удаляется остатки мази.

К сожалению, в данной статье невозможно рассказать подробно о всех нюансах подготовки современных беговых лыж, но консультанты интернет-магазина L-BIKE с готовностью ответят на все вопросы, затронутые в этой теме.


Желаем Вам успехов в предстоящем зимнем сезоне!

Давайте поговорим о том, как парафинить лыжи в домашних условиях. Это совсем несложно, главное вооружиться нашими советами, парафиновой смазкой и утюгом, после чего приступить к делу. Утюг желательно взять старый и ненужный, кроме того, на его подошве не должно быть тефлона (тефлоновое покрытие после контакта с парафином будет испорчено, и утюгом окажется невозможно гладить одежду). Важный момент: на утюге должен быть регулятор температуры. Парафин желательно купить специально предназначенный для покрытия лыж. Мы рекомендуем выбрать универсальную смазку, рассчитанную на широкий диапазон температур (как пример: смазка от минус трёх градусов до минус двадцати либо от плюс десяти до минус десяти). Если лыжный парафин никак недоступен, то подойдет и обычная свечка, либо медицинский парафин, хотя, КПД, конечно, понизится. Если Вы на лыжне не стремитесь к рекордам, и не гоняетесь за секундами, то выбирайте простейший парафин без изысков.

Включаете утюг на минимальную температуру, кладете лыжи на ровную поверхность (например, на пол или на стол) скользяками вверх и топите парафин о теплый утюг так, чтобы капли капали на скользяки. Очень важно не допускать дыма и потрескивания парафина, и аккуратно капать парафином через каждые 3-5 см вдоль лыжи. После этого аккуратно прогладьте скользяки утюгом, добиваясь равномерного распределения парафина по всей поверхности.

Лишний парафин необходимо соскоблить при помощи линейки или ножа, но лучше всего для этой цели подходит специальный скребок. Если Вы решили серьезно заниматься лыжами, то обязательно приобретите этот инструмент. Парафин нужно соскоблить полностью. И напоследок осталось растереть остаток смазки при помощи пробки (можно воспользоваться обычной пробкой от винной бутылки). Если Вы всё сделали правильно, скользяки Ваших лыж станут блестящими, глянцевыми, и их поверхность станет напоминать зеркальную.

Как часто нужно выполнять эту процедуру? На многих европейских горнолыжных курортах смазка производится всякий раз после возвращения лыж клиентом в прокат, либо каждый семь дней активного катания. Это позволяет сохранить лыжи в отличной форме три-четыре сезона. Но так часто покрывать парафином лыжи отважится только большой энтузиаст, а всем остальным рекомендуем парафинить верный спортивный снаряд, как только на скользяках появляется белесый налёт - верное свидетельство ухудшившейся защиты пластика. Кроме того, современные средства позволяют смазывать лыжи прямо непосредственно у лыжни или трассы, и без всяких утюгов: достаточно воспользоваться пасто- или газообразными смазками и растиркой, находящейся с ними в комплекте. Однако и стоит такое удовольствие недешево, но новые лыжи покупать будет еще дороже!

Желаем Вам, чтобы Ваши лыжи всегда идеально скользили и оставались в отличном состоянии на много сезонов!