Японские боевые искусства. Пробная тренировка по японскому фехтованию

Японские боевые искусства можно разделить на две большие группы: древние приёмы будзюцу , передававшиеся из поколения в поколение в течение многих веков, и современные будо , которыми занимаются в спортивных целях. Давайте рассмотрим некоторые боевые искусства каждой из этих групп.

Скорее современный соревновательный вид спорта, чем боевое искусство. Бамбуковым «мечом» (синай ), длина которого не более 118 см, соперники наносят друг другу удары в определённые области, за что начисляются очки.

Используется четыре типа защитных приспособлений - мэн (маска), до (нагрудник), два котз (защитные приспособления для рук), и тарэ (набедренное защитное приспособление).

Подобно фехтованию в Европе, древнее японское искусство владения мечом сегодня продолжает жить, превратившись в спорт. Фехтовальщики держат рапиру в одной руке, тогда как в кэндо, как правило, обе руки удерживают синай. Кэндо столь же популярно в Японии, как и дзюдо, им занимаются примерно два миллиона человек. Как и дзюдо, ему обучают в школе. Им нередко нанимаются во внеурочное время.

Международная федерация кэндо была основана в 1970 году, и сейчас за пределами Японии кэндо занимаются около восьми миллионов человек.

В 1882 году Кано Дзигоро разработал дзюдо на основе древнего искусства дзюдзюцу . Дзюдо — форма борьбы без оружия, победы в которой можно добиться, например, бросив соперника, прижав его на лопатки, поймав на удержании или болевом приёме. Самое большое отличие дзюдо от дзюдзюцу состоит в том, что в дзюдзюцу допускаются толчки и удары кулаками и ногами, тогда как в дзюдо они запрещены как опасные действия.

Дзюдо стало олимпийским видом спорта в 1964 году, как раз к Олимпийским играм 1964 года в Токио. В Японии около 1,5 миллионов людей имеют разряд дан по дзюдо, а всего в мире дзюдо занимаются более 20 миллионов людей.

Со Митиоми изучил боевые приёмы, изобретённые воинами-монахами китайского дзэн-буддийского храма Шаолинь-сы, а потом, после Второй мировой войны, развил эти приёмы в новый вид боевого искусства. Применяются сложные приёмы, объединяющие удар ногой и толчок. На тренировках используются защитные приспособления, часто применяются ответные контрприёмы.

На соревнованиях спортсмены носят одеяния дзэн-буддийских монахов (поскольку эта практика считается частью подготовки дзэн), и только демонстрируют формы ката.

Сёриндзи Кэмпо занимаются примерно 1.3 миллиона японцев и 150 тысяч людей в других странах.

В каратэ есть приёмы нападения и приёмы защиты. Приёмы нападения включают выпады кистью, кулаком и ногой, а также удары руками и ногами. Их отражают приёмами защиты. Соревнования проводятся либо как серия форм ката (последовательность движений и ударов по «воображаемому противнику»), демонстрирующих различные приёмы, либо как свободный спарринг (кумите ). В некоторых школах каратэ ката совсем не практикуется.

Каратэ зародилось как стиль китайского бокса (дословно переводится как «китайская рука»), а на японской земле получило развитие на Окинаве. Вплоть до новейшего времени им занимались только на Окинаве, потом после реставрации Мэйдзи (1868 г.) оно распространилось по всей Японии, а потом, после Второй мировой войны и в других странах.

У каратэ более 3 миллионов последователей в Японии и ещё 30 миллионов во всём мире. С 2020 г. — каратэ это олимпийский вид спорта.

В 1932 г. Саваяма Мунэоми, на основе древних приёмов дзюдзюцу , создал новую боевую систему, известную ныне как Ниппон Кэмпо.

Удары дзюдзюцу (кулаками и ногами), броски, замки на противоходе и удержания были бы опасны без защитных приспособлений. Поэтому в бой на тренировках соперники выходят в защитном снаряжении из маски, нагрудника, рукавиц и набедренника.

Поскольку Ниппон Кэмпо это самое боевое изо всех современных японских боевых искусств, оно используется при подготовке к борьбе без оружия личного состава японской полиции и сил самообороны. Некоторые мастера стали чемпионами мира по боксу или кик-боксингу.

У Ниппон Кэмпо около 500 тысяч последователей. За пределами Японии оно известно как «японское воинское искусство».

Нагината — японская алебарда. Когда-то оно использовалась на войне, потом в эпоху Эдо (1603-1867 гг.) им пользовались для самозащиты женщины из класса самураев. В настоящее время бой нагинатой популярен также в основном среди женщин.

Около 55 тысяч людей имеют разряд по этому виду спорта. Есть два вида соревнований: в одном участники, набирая очки, наносят удары по участкам тела соперника, защищенными маской, рукавицам, нагрудником, набедренником и наголенниками, а в другом в предписанном порядке выполняется ряд форм ката .

Длина нагината, используемых на соревнованиях, примерно 215-225 см. На соревнованиях к концу прикрепляется лезвие из бамбука, а при демонстрациях ката - из дуба.

Уэсиба Морихэй систематизировал айкидо в 1922 году, опирясь на дайто айки , одну из систем дзюдзюцу . Цель — отразить нападение, используя собственную силу нападающего. Многие приему очень сложны и включают захват кисти, плеча или другого сустава соперника в замок на противоходе с последующим броском или прижатием на лопатки.

Такие приемы могут быть опасны, поэтому на тренировках они отрабатываются в предписанном порядке.

Соревнования проводятся редко. пользуется популярностью у женщин и пожилых людей, так как это искусство защиты не требует большой силы.

Около 600 тысяч человек занимаются им в Японии, а за границей у него есть еще 1.2 миллиона последователей.

Кюдо, или японская стрельба из лука, соревнования по которой проводились уже (1192-1333 гг.), было первым боевым искусством Японии, превратившимся в спорт, хотя правила в те дни и были иными. После появления артиллерии и стрелкового оружия военные потеряли интерес к луку и стрелам, но стрельба из лука осталась тем умением, овладение которым было необходимо самураю. Постепенно оно стало спортивным состязанием.

Длина бамбукового лука, используемого сегодня, порядка 215-230 см. Оперённые стрелы пускают в мишень, расположенную в 28 или в 50-90 метрах от стрелка, и ведут подсчёт набранных очков. Положение тела очень важно, и лучники плавно сливают свои движения воедино, когда стоят, сидят или натягивают лук.

Примерно 150 тысяч человек в Японии имеют разряд по кюдо.

Дзюкэн-дзюцу (искусство владения штыком), получило развитие в эпоху Мэйдзи. Необходимость эффективного использования штыка на поле боя привела к разработке стандартного метода штыкового боя, которому обучали в Тояма Гакко, специальной военной школе в Токио. И хотя запрет, наложенный на воинские дисциплины оккупационными властями в 1945 году, касался и дзюкэн-дзюцу, с образованием в 1956 году Дзэн Нихон Дзюкэн-до Рэммэй (Всеяпонской федерации дзюкэн-до) под руководством генерала Имамуры Хитоси «Путь Штыка» вновь получил официальное признание.

Кисо , иначе основы техники дзюкэн-до, строятся вокруг ситоцу , иначе тактики нанесения укола. Успех ситоцу всецело зависит от умения достигать дзюдзюцу-сита кисэй , иначе «одухотворенного состояния», что тождественно наполнению собственного тела ки , тем самым сохраняя живость и проворность при любых непредвиденных обстоятельствах. Правильно поставленное обучение позволяет адепту дзюкэн-до связать воедино свой ум и технику с этим состоянием духа, что в итоге выражается в высоких боевых качествах. Для проверки боевых навыков учащиеся проводят учебные бои. Каждый из сражающихся облачается в особо прочную защитную одежду, способную противостоять сильному удару при выпаде, делаемом посредством мокудзю , иначе деревянной винтовки с искусственным штыком. Правила по проведению матчей хорошо отрегулированы. Исход поединка решает проведение смертельной атаки. Для этой цели служат три области тела: сердце, нижняя левая часть туловища и горло. Могут практиковаться также и ката.

Дзюкэн-до имеет задачи, отличные от развития боевых навыков. Строгая дисциплина на занятиях служит для воспитания учтивой, скромной личности. Занятия дзюкэн-до ввиду прямолинейности техники, что требует высокой степени точности в выборе ма-ай (расстояния до соперника), также нацелены на развитие в человеке внимательности и, кроме того, способности принимать твердые решения в случае, когда приходится действовать в непредвиденных условиях.

Служащие японских Сил Самообороны составляют большинство тех, кто занимается дзюкэн-до. Но существенный интерес к нему проявляют и обычные граждане, что приводит к созданию различных частных гражданских организаций, поддерживающих дзюкэн-до.

Будзюцу — боевые искусства дневней Японии

Баттодзюцу или иайдзюцу (обнажение меча)

Одно из обычных движений кэндзюцу состояло в том, чтобы молниеносно вытянуть меч из ножен и взмахнуть им в режущем движении. Этот прием отрабатывался многими школами, например, Хаясидзаки мусо-рю, развившейся в период гражданской смуты. Такие школы все еще существуют, и школы кэндзюцу также обучают этому виду обнажения меча.

В практике сегодняшнего дня настоящим мечом перерубают точно пополам связку соломы и кусок бамбука, или же выполняют мечом серии плавных движений. Говорят, мастера могут перерубить пополам железный шлем.

Приблизительное число занимающихся: 10 — 20 тысяч человек

Кэндзюцу или японское искусство владения мечом зародилось около 1200 лет тому назад с появлением класса воинов.

В эпоху Эдо существовало более 300 стилей кэндзюцу . У одного из них, Касимасин-рю , сегодня почти тысяча последователей, им также занимаются в заокеанских додзе . Многие стили уже исчезли.

Законодательством Японии запрещено владеть японским мечом как оружием, поэтому для тренировок используются дубовые или бамбуковые мечи длиной около метра. Некоторые бамбуковые мечи покрывают кожей.

Копье было главным оружием, использовавшимся на полях битв в Японии до того, как в конце периода гражданской смуты обычным орудием войны стала артиллерия.

Копьем делают выпады, наносят фронтальные и боковые удары. Самураям полагалось изучать искусство владения копьем, наряду с кэндзюцу , искусством владения мечом.

Содзюцу все еще существует в таких стилях, как Ходзоин-рю , Сабури-рю , Касимасин-рю и Каторисиндо-рю . Вид копья зависит от школы: копье Касимасин-рю — имитация настоящего копья, его длина около 225 см, оно сделано из белого дуба, с наконечником из ткани.

Число занимающихся: менее тысячи человек.

Круглая трость делается из белого дуба, ее длина около 128 см. Ею делают выпады, как копьем, боковые взмахи по ногам, как нагината , или наносят удары, как мечом. Она развилась в эпоху Эдо как способ обороняться от соперника, вооруженного мечом или иным оружием, не раня его смертельно.

Хорошо известна школа Синдомусо-рю , которая все еще существует в префектуре Фукуока, у нее, несомненно, наиболее число поклонников.

Из всех древних будзюцу наиболее популярным является дзедзюцу . Полиция, с некоторыми модификациями, приняла на вооружение стиль владения тростью Синдомусо-рю

Приблизительное число занимающихся: 30 тысяч человек

Длинные палки, некоторые из дуба, некоторые с железным наконечником, или полностью сделанные из железа прутья, использовались в Японии в качестве оружия еще в 1150 году.

В эпоху Эдо у самураев, которые служили охранниками замков или стражами порядка в городах, были дубовые палки длиной примерно 180 см. Палками пользовались и крестьяне для самозащиты.

Бодзюцу сегодня занимаются в ряде школ, но оно не столь популярно, как дзедзюцу , где используется сходное орудие.

Число занимающихся: несколько тысяч человек.

Кусаригама (серп с цепью) — это уникальное японское оружие с «сельхоз прошлым». Форма меняется от школы к школе. Самая распространенная — обоюдоострый серп с цепью длиной 2-5 метра, прикрепленной к ручке. На другом конце цепи есть груз, которым можно сковать движения соперника или спутать его меч. Лезвие серпа выполняет наступательную функцию.

Сегодня орудие, по форме напоминающее кусаригама , используется для отработки традиционных форм ката. Если не считать немногих энтузиастов других дисциплин, таких как кэндзюцу , дзюдзюцу и дзедзюцу , серп с цепью большого интереса не вызывает.

Дзиттэ — это железная дубинка длиной от 24 до 90 см. с прикрепленным к ней шишковатым крюком. Крюк использовался как средство защиты для отражения ударов меча и как средство нападения, чтобы толкнуть, ударить или прижать соперника.

Первоначально это орудие предназначалось для рассечения железного шлема: его носили охранники самураев, производя аресты. Все еще существует ряд стилей связанных с дзиттэ, например, Иккаку-рю Дзиттэ , но привлекают они немногих.

Иначе называется тайдзюцу , копподзюцу и явара . Правила разрешают пользоваться в поединке только собственным телом.

Применяется целый ряд приемов нападения, особенно маневры суставами (например, удары руками, выпады телом и удары ногами), броски, удержания, болевые приемы и прижим на лопатки. Отрабатываются и приемы защиты от вооруженного соперника.

В эпоху Эдо дзюдзюцу занимались вооруженные самураи и другие классы, которым не разрешалось носить оружие. После реставрации Мейдзи в ходе эволюции дзюдзюцу возникли дзюдо, айкидо, Ниппон Кэмпо и другие боевые искусства, которые потом почти полностью исчезли. Но дзюдзюцу все-таки живет благодаря деятельности некоторых школ, где занимаются древними будзюцу.

Число занимающихся: 10 — 20 тысяч человек.

Единственная школа длинного клинка о-дачи Komey Juku приглашает Вас на бесплатную пробную тренировку по японскому фехтованию кендзюцу и иайдзюцу. Чтобы записаться заполните форму.

Школа боевых искусств O Ganseki Kan

Наша школа единоборств приглашает людей разного возраста и базового уровня подготовки, т.к. богатейший опыт наших специалистов, прошедших обучение у лучших мастеров искусства владения катаной, карате и джиу-джитсу в Японии, позволит каждому найти свой путь в прекрасном мире боевых искусств.

У нас проходят такие занятия:

  • фехтование на мечах – кендзюцу, баттодзюцу, иайдзюцу;
  • бои с подручными предметами — палки бо и дзё, нож танто, саи и др.;
  • рукопашный бой без оружия джиу-джитсу и айкидзюцу;

Мы представляем две традиционные японские школы:

Muso Jikiden Eishin Ryu Yamauti Ha
無雙直傳英信流

  • Внутренняя школа самурайского клана Тоса
  • 450-летняя история согласно письменным источникам
  • Длинный боевой клинок О-Тачи
  • Техника работы правой и левой руками

Niden Ryu
仁 傳 流

  • 520-летняя история, согласно письменным источникам
  • Боевое искусство включает в себя в том числе:
  • технику владения одним и двумя мечами
  • техника владения шестом (бо/дзё)
  • джиу-джитсу (дзю дзюцу)

Наша организация это:

  • Коллективный член Nippon Kobudo Kiokay (Ассоциации Традиционных Японских Воинских Искусств, Токио, Япония)
  • Коллективный член Международного Союза Боевых Искусств
  • Пошаговая система обучения
  • Японская система аттестаций

Записаться на пробные бесплатное занятие

Если Вы хотите стать частью особого мира, построенного на искусстве совершенствования и дисциплины, приходите в нашу школу боевых искусств в Москве. Можно прямо сейчас, в режиме онлайн, записаться на пробный урок в удобное для Вас время. Это даст возможность увидеть додзё изнутри, познакомиться с инструкторами, убедиться в их профессионализме, проникнуться особой атмосферой и оценить чистоту и комфорт условий для тренировок.

Помните: для этого контента требуется JavaScript.

Боевые искусства в Москве

Сегодня успешные люди тратят уйму своего времени на тренинги личностного роста, много инвестируют в здоровье, психологов и психотерапевтов. Мы предлагаем Вам получить все положительные результаты таких действии в школе восточных боевых искусств в Москве . Древняя японская система подготовки воинов доказала свою эффективность и в современном мире. На её основе созданы структуры управления самых успешных крупнейших японских корпораций. Наш додзё O-Ganseki Kan обеспечит Вам надлежащие условия для физического, духовного и психоэмоционального развития.

Связь времен

Для традиционных японских школ боевых искусств всегда было характерно внимание к моральному и духовному облику своих учеников. Это достигалось проработанной системой ритуалов, притч, совместных медитаций и соблюдением постепенности в освоении боевого искусства. В наши дни, начав занятия в школе джиу-джитцу (дзю дзюцу) или айкидо , ученик постигает базовые элементы владения своим телом и управления эмоциями, учит справляться со стрессом и страхом через работу в паре с условным противником – «шите». Дальше совершенствуется на занятиях с холодным оружием как кендо или кэндзюцу и достигает отточенности и изысканности в ходе освоения иайдзюцу / иайдо.

Однажды став на путь физического и духовного совершенства, можно идти по нему бесконечно, каждый раз открывая новые грани и возможности внутри себя и вокруг.

Мы практикуем гибкий график занятий и индивидуальный подход. Но в большинстве случаи адепты предпочитают заниматься в сложившихся группах с привычными партнерами и единомышленниками. Нередки случаи, когда взаимная поддержка на тренировках перерастает границы додзё и предоставляет дополнительные возможности в повседневной жизни.

Расписание занятии и группы:

Наши деши — ученики

«Занятия в додзе O-Ganseki Kan для меня, это не только изучение и совершенствование многообразия древних техник владения самурайским мечем, шестом, кинжалом, элементами рукопашного боя, а также древних японских традиций, что само по себе загадочно и неисчерпаемо. Боевые единоборства это работа над собой, как физически, так и на духовном уровне, вырабатывая в себе самоконтроль, ловкость, точность, сдержанность, концентрацию внимания и внутренней энергии.»
Сергей Продувалов

Не ожидала такого интересного занятия! Столько всего нового и увлекательного. Очень понравилась приверженность классическим традициям японской культуры. Настоящее искусство! Старая школа японских боевых искусств в Москве это очень круто. Хотелось сочетания красоты и эффективности. Сенсей сумел заинтересовать с первого занятия.

Наши контакты:

Школа боевых искусств O-Ganseki Kan Москва

Звоните: +7 495 762 3631
Пишите:
Приходите к нам в студию:
Б. Филёвская д. 20, Москва, Россия
Центр физической культуры и спорта ГКНПЦ имени М. В. Хруничева
СОК Звезда

Катана применялась преимущественно как режущее оружие, иногда как колющее, допускающее как двуручный, так и одноручный хваты. Старейшие школы искусства владения мечом катаной берут своё начало в XV-XVI веках.

Главная идея японского искусства владения мечом (кэндзюцу) и основывающихся на нём техник (например иайдо) заключается в том, что продольная ось меча во время атаки должна идти к цели не под прямым углом, а вдоль своей плоскости, нанося режущие удары. Поэтому здесь уместнее говорить не об ударах - в том виде, в каком они свойственны западным техникам меча, - а о разрезах. Именно поэтому клинки имеют изогнутую форму.

Знаменитый японский мастер меча Миямото Мусаси написал книгу «Горин но сё» («Книга пяти колец»), в которой он раскрывает свою технику двух мечей (нитэн-рю) и в эзотерическом ракурсе объясняет её. Работа с катаной и вакидзаси похожа на приёмы эскримы (современное название - Arnis de mano). Кэндзюцу, практическое искусство фехтования мечом, переродилось в современный вид - гэндай будо. Искусство внезапной атаки и контратаки называется иайдо и является медитативной разновидностью боя, который ведется с воображаемым противником. Кэндо - искусство фехтования бамбуковым мечом (синай), при котором обязательно ношение комплекта защиты, аналогичного фехтовальному европейскому и состоящего из шлема с решёткой, закрывающей лицо, и доспехов. Данный вид фехтования на мечах, в зависимости от конкретного стиля (рю), может практиковаться как спортивная дисциплина.

В Японии до сих пор действуют многочисленные традиционные фехтовальные школы, которым удалось выжить после всеобщего запрета императора Мэйдзи на ношение мечей. Самыми известными являются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.

Катана в средствах массовой информации (СМИ)

Со второй половины XX века романтизация Средневековья, Дальнего и Ближнего Востока и в особенности японской культуры стала набирать бешенную популярность. Контакт с японской культурой на Западе происходит главным образом через аниме, мангу и японский кинематограф; тем самым киношные самурайские поединки и дуэли героев аниме являются основным фундаментом представлений европейцев о Японии, которые воспринимаются часто вообще без всякой критики. В наше время заметна тенденция романтизации японского кузнечного искусства, которая значительно отразилась в научно-популярных документациях, выпускаемых National Geographic, Discovery Channel, History Channel, а так же и в российском популярном формате «Военное Дело».

Известнее всего мнение, которое поддерживается многими специалистами-популяризаторами, которое гласит, будто бы японский меч - абсолютная вершина кузнечного искусства во всей истории человечества. Данное мнение, всё же, не выдерживает никакой археологической, исторической и металлографической критики. Составные японские клинки на самом деле не представляют собой ничего «необычного» или «исключительного», так как археологами обнаружены кельтские клинки V века до н. э. (то есть почти на тысячу лет старше японских), состоящие из разных целенаправленно сваренных сортов стали. Исследования римских гладиусов и римско-германских спат выявили сложные сварные структуры и селективную закалку многих мечей. Например, отдельные римские гладиусы не только оказались селективно закаленными, но и показали твёрдость лезвия до 60 единиц по шкале Роквелла. В особенности сварные клинки раннего Средневековья сделаны на очень высоком уровне мастерства. Это доказывают в первую очередь работы Штефана Медера, который в рамках специального проекта совместно с японскими полировальщиками высших рангов отполировал европейские раннесредневековые клинки (два скрамасакса и одну сварную спату) по японскому методу. Результаты однозначно показывают, что даже скрамасаксы германцев состояли из отлично рафинированной стали, сложенной и прокованной ничуть не меньше, чем японские стальные клинки. Также были обнаружены селективная закалка и как минимум два сорта стали. Это доказывает, что составные клинки из различных сортов стали, методы рафинации и селективная закалка никогда не были чем-то исключительно японским. Ближневосточные и центральноазиатские кузнецы владели всеми этими методами в той же мере, что и их европейские и японские коллеги. Мечи и ножи такого же качества, как и японские, делались в Европе со времён Римской Империи, то есть в то время, когда в Японии только начиналось развитие местной технологии сыродутной печи. С исторической и металлографической точки зрения превосходство японского меча над всеми другими недоказано и является продуктом западной популярной культуры XX века.

Свойства материала

Часто упоминается, что как будто из-за мягкого обуха (сердцевины) и очень твёрдой режущей кромки японские мечи почти не подвержены разрушению и режут с одинаковой эффективностью твёрдую сталь и органические материалы. На самом деле данное мнение появилось под влиянием аниме и романтической интерпретации японских легенд. С точки зрения физики термообработанная сталь в 45-60 единиц Роквелла не может быть разрезана (а не просто сломана) точно такой же сталью. Железо как материал не сравнимо со сталью, поэтому популярные шоу, где катаной рубили мягкие жестяные листы толщиной в полмиллиметра, не являются доказательством. Также полностью отсутствуют исторические источники, подтверждающие способность каких бы то ни было мечей «резать как масло» стальные пластины от 1 мм и выше 30 единиц Роквелла, поэтому данные мнения рассматриваются как чистый продукт кинематографа, фэнтези и романтической литературы. Вместе с этим существует ряд европейских и японских историческо-литературных источников, сообщающих о погнутых, иззубренных и сломанных мечах. Мягкий обух катаны разрешает ей сравнительно легко гнуться в случае «перенапряжения», ибо таким образом ферритная сердцевина амортизирует внутренние напряжения и очень твёрдая мартенситная кромка катаны останется неповреждённой, что и требовалось от японского меча. Этим и объясняются изгибы и зазубрины на оригиналах японских мечей. Существуют также сообщения о использовании меча против твёрдых металлических вещей с плачевными последствиями для клинка. Вышеуказанные свойства катаны (способность гнуться, но не ломаться) являются источником мифа о её «неразрушимости». Сцены из фильмов, аниме и многочисленных компьютерных игр, где герои одним ударом разрезают камни, пластинчатые доспехи и твёрдые металлические предметы без видимого сопротивления материала, являются фантазией, что на фоне пределов прочности железа, камня и стали фундаментально противоречит физике.

Феноменальная острота как исключительное свойство японского меча часто встречается в популярных изданиях о катане. Это свойство чаще всего объясняется чрезвычайно высокой твёрдостью режущей кромки катаны (согласно Х. Танимура 60-65 HRC японской катаны против 50-58 HRC европейских мечей). Здесь ошибка появляется из-за перепутывания остроты и стабильности заточки. Катана может сравнительно долго держать заточку, но не является «самозатачивающейся» - этот миф возник главным образом из-за ошибочного приписывания катане свойств тиглевого булата с карбидными микрозазубринами и недавно обнаруженными микроструктурами. В результате способность меча «резать сталь как масло» или «рассекать в воздухе шёлковые платки» исторически недоказуема. Так часто цитируемая «одновременная твёрдость и упругость» являются не комбинацией взаимоисключающих свойств, а компромиссом в рамках законов физики.

Фехтование и сфера применения

Довольно часто искусство владения японской катаной кэндзюцу (одна из самых древних школ которого Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю), не отличают, а порой и смешивают с современными видами спорта как кэндо или айкидо, тем самым ошибочно называя, например, кэндо как «древнее боевое искусство». Это происходит главным образом из самурайских фильмов, голливудских экранизаций и (что типично для детей и подростков) таких аниме-сериалов как «Блич» или «Бродяга Кэнсин». Благодаря до сих пор весьма живучим популярным мифам о европейском оружии, исходящим из XVIII и XIX веков, очень распространено мнение, что японская катана превосходит все другие виды меча по скорости и точности благодаря своему якобы малому весу и малой толщине лезвия. Это утверждение само по себе неверно, если принять во внимание, что среднестатистическая катана так же, как и европейский боевой меч (типов X-XIV по классификации Еварта Окшотта), весила 1100-1200 граммов. Существуют сохранившиеся экземпляры сабли (0,9-1,1 кг), рапиры (до 1,4 кг), шашки и римско-германской спаты (0,6-1,2 кг), они весят меньше восьмисот грамм. Тем самым катана обладает скорее средним, чем малым весом. Толщина японского клинка колеблется в среднем от 6 до 9 мм и, как правило, почти не убывает по направлению к острию, что характерно для клинка сабельного типа. Европейские же мечи имеют у гарды в среднем 4-8 мм, которые плавно убывают до 2 мм у острия. Тем самым европейские мечи фактически являются более тонкими, чем японские, что однако исторически не отображается в виде необычных рубящих достоинств. С точки зрения физики, острота и стабильность лезвия зависят от его геометрии, которая, в принципе, зависит от толщины лезвия лишь косвенно. Двуручный хват слабо искривлённого клинка длиной между 70 и 80 см также имеет в других частях света свои аналоги (к примеру немецкий гросс-мессер). Тем самым доказательств того, что катана в какой-то мере более быстра или совершенна, с логической точки зрения нет. Аргументы вроде исторического отсутствия полноценных боевых искусств и качественных мечей у других народов вне японо-китайской культуры не берутся во внимание, так как с научной точки зрения не соответствуют археологическим и историческим фактам.

Существуют популярные заблуждения, которые идут также в обратную сторону: часто озвучивается мнение, что катана - исключительно режущее оружие для дуэлей бездоспешных воинов. Это вызвано тем, что сегодня подавляющее большинство аутентичных клинков, произведённых заслуженными мастерами Японии, предназначаются для коллекций или спорта вроде «Тамэсигири» или «Иайдо». Японские мечи, произведённые до периода Эдо («Ко-То» - «старые мечи»), однако очень разнообразны в отношении геометрии лезвия, искривления, центра тяжести, веса и пр. при одновременном сохранении концепта нихон-то на протяжении веков. Эти мечи были отлично приспособлены для поражения традиционных японских доспехов и имели для этого, как правило, требуемую упругость клинка и геометрию режущей кромки. Катана, какой её показывают в СМИ (довольно мягкая сердцевина и очень острая твёрдая режущая кромка), появилась только в период Эдо. Таким образом, японские мечи являются исторически мультифункциональными и не ограничивались только рубкой бездоспешных противников. В СМИ почти всегда опускается факт, что фехтовальная катана, какой мы её знаем сегодня возникла только в XVII веке из утигатана, которая в XV веке произошла из тати. Боевые мечи до периода Сэнгоку и Эдо не являлись фехтовальной катаной как таковой и не были использованы соответствующим образом - необходимо отличать эти два вида мечей.

Конкретная сфера использования катаны в большинстве случаев или недостаточно точно озвучивается, или же искажается. Так рождаются тезисы, которые гласят, что катана не только идеально приспособлена для поражения всех сортов доспеха, но и применима в любой боевой ситуации. В подобных предположениях, однако, явно видно влияние современных фильмов про ниндзя и самураев, которые, как правило, не имеют ничего общего с историческими боевыми искусствами, вооружением и тактикой. До периода Эдо самураи главным образом были конными лучниками, которые применяли меч только в крайних случаях, если копьё яри или нагината были вне досягаемости или утеряны. Только указом сёгуна Токугава Иэясу катана стала «душой самурая» и его личным фехтовальным и статусным оружием, аналогично рапире и шпаге в Европе, в процессе чего былые гражданские войны и сражения в полном доспехе на коне навсегда ушли в прошлое. Таким образом классическая катана самурая начиная с XVII века изначально являлась дуэльным оружием, рассчитанным на бездоспешных противников, и, как правило, не соприкасалась в дуэлях с традиционными японскими доспехами - пригодность катаны для прорубания или прокалывания доспехов или её абсолютная универсальность тем самым не имеют исторических основ. Кавалерийские мечи тати (часто унаследованные) оставались парадным оружием самураев, но носились они по-другому и собственно катаной не являлись. Европейское, ближневосточное и центральноазиатское клинковое оружие было приспособлено для поражения чешуйчатых, кольчужных и пластинчатых доспехов, причём должно было выдержать для этого экстремальную нагрузку. Японские доспехи не содержали столько металла, так как являлись скорее доспехом лучника, нежели копейщика, поэтому японскому мечу не нужно было выдерживать подобные испытания.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Боевые искусства – различные системы единоборств и самозащиты разного, часто восточноазиатского происхождения; развивались главным образом как средства ведения рукопашного поединка. В настоящее время практикуются во многих странах мира в основном в виде спортивных упражнений, ставящих своей целью физическое и сознательное совершенствование.

Классификация

Боевые искусства подразделяются на направления, виды, стили и школы. Существуют как довольно старые боевые искусства, так и новые.

  1. Боевые искусства делятся на борцовские , ударные и восточные единоборства (включают в себя не только изучение приемов, но и философию боя и жизни).
  2. С оружием или без. К единоборствам с применением оружия относятся: все виды стрельбы, метание ножей, дротиков и т.п., ножевой и палочный бой, фехтование (рапира, сабля), различные восточные боевые искусства (например, ушу, кунг-фу, кендо) с использованием нунчак, шестов, сабель и мечей. К единоборствам без применения оружия относятся все остальные, в которых используются только различные части рук, ног и голова.
  3. Виды борьбы по странам (национальные). У каждого народа есть свои виды единоборств.

Рассмотрим самые известные из них.

  • Японские карате, дзю-дзюцу (джиу-джитсу), дзюдо, айкидо, сумо, кендо, кудо, иайдо, кобудзюцу, нунчаку-дзюцу, ниндзюцу (комплексная система подготовки средневековых японских шпионов, включающая в себя рукопашный бой, изучение оружия ниндзя, способы маскировки и т.д.).
  • Китайские ушу и кунг-фу. Кроме того в Китае также существуют различные стили, которые имитируют поведение животных, птиц, насекомых, а также стиль, подражающий поведению нетрезвого человека (стиль «пьяницы»).
  • Корейские хапкидо, тхэквондо (таэквондо).
  • Таиландский муай-тай или тайский бокс.
  • Русские самбо и боевое самбо, рукопашный бой.
  • Европейские бокс, французский бокс (сават), вольная и греко-римская (классическая) борьба.
  • Бразильские капоэйра, джиу-джитсу.
  • Израильская крав-мага.
  • Смешанные виды . ММА (миксфайт), К-1, кик-боксинг, грэпплинг – это смешанные виды, приемы в которых взяты из других боевых искусств и единоборств.
  • Олимпийские виды единоборств . Часть видов борьбы, единоборств и боевых искусств включены в программу Олимпийских игр. К ним относятся бокс, вольная и греко-римская борьба, дзюдо, таэквондо, различные виды стрельбы.

Отличие спортивного единоборства от боевого искусства

Все спортивные боевые искусства отличаются от реально боевых тем, что они всегда направленны на бой с одним человеком (поэтому и называются единоборствами), который всегда является честным и хорошим спортсменом, и действует всегда в рамках определенных заранее четко оговоренных правил.

Также в спортивных единоборствах чаще всего есть разделение по весовым категориям, там не применяется оружие, подлые приемы и эффект неожиданности, а также приемы способные очень сильно травмировать человека.

Но естественно в реальном бою на улице подобные прекрасные условия боя встречаться редко. Тут могут напасть и втроем, могут приставить нож к горлу или вообще ударить сзади, не предупреждая заранее, поэтому давайте дальше попробуем обсудить более эффективные и прикладные виды боевых искусств.

Айкидо

Эта система самообороны была создана мастером Морихэем Уэсибой (1883–1969) на основе одного из направлений джиу-джитсу. Отдельные приемы айкидо были заимствованы из китайского ушу т.н. мягких стилей, где вектор приложения силы к противнику совпадает с направлением движения самого противника. Принципиальное отличие айкидо от других видов боевых искусств заключается в отсутствии наступательной техники. Основная последовательность действий бойца сводится к тому, чтобы, захватив руку или запястье противника, бросить его на землю и уже здесь, с помощью болевого приема, окончательно нейтрализовать. Движения в айкидо совершаются обычно по круговой траектории.

По айкидо не проводятся соревнования и чемпионаты. Тем не менее, оно очень популярно как искусство самозащиты и быстрого выведения противника из строя. Как каратэ и дзюдо, айкидо широко распространено за пределами Японии, в том числе в России.

Американский кик-боксинг

Другой разновидностью бокса является «американский кик-боксинг» по легенде его название и даже разработку стиля боя предписывают знаменитому актеру и естественно многократному чемпиону по кик-боксингу Чак Норису. Переводиться кик-боксинг почти дословно как «Удары ногами и руками».

Потому что кик-боксинг стал смесью единоборств ушу, английского бокса, муай тай, карате и тхэквондо. В идеале бои должны проходить в полную силу и по всем уровням, то есть удары ногами и руками разрешены в полную силу по всему телу. Что позволяет кик-боксерам становиться довольно опасными противниками как в ринге, так и за его пределами, но все-таки это спортивная система и под уличный бой она изначально не заточена.

Английский бокс и французский бокс

Хотя тот современный Английский бокс, который мы знаем, примерно с 1882 года признали в прежнем виде опасным для здоровья и стали вести по известным сегодня правилам, что окончательно снизило его боевую эффективность. Но после этого времени еще стали известными куча подобных боевых «боксерских» систем различных стран мира.

Из самых известных видов бокса можно отметить: французский бокс «Сават», когда-то был вообще одной из лучших уличных боевых систем Европы.

Сават – это европейское боевое единоборство, известное также как «французский бокс», характеризуется эффективной техникой ударов руками, динамичной техникой ударов ногами, мобильностью и тонкой стратегией. Сават имеет длинную историю: этот вид боевого искусства зародился как синтез французской школы уличного рукопашного боя и английского бокса; в 1924 году был включен в Олимпийские игры в Париже в качестве демонстрационного вида спорта.

Греко-римская борьба

Классическая борьба представляет собой европейский вид единоборства, в котором сходятся в схватке два участника. Основная задача каждого спортсмена – с помощью ряда различных элементов и приёмов уложить своего противника на лопатки. Главное отличие греко-римской борьбы от других подобных единоборств – это запрет на осуществление каких-либо приёмов ногами (подножки, зацепы, подсечки и т.д.). Также, нельзя делать захваты ног.

Дзюдо

Дзюдо в переводе с японского языка означает «мягкий путь». Это современное спортивное единоборство родом из Страны восходящего солнца. Основной дзюдо являются броски, болевые приемы, удержания и удушения. Дзюдо базируется на принципе единения духа и тела и отличается от других единоборств меньшим применением физической силы при выполнении различных технических действий.

Профессор Дзигоро Кано основал дзюдо в 1882 г., в 1964 г. дзюдо вошел в программу летних Олимпийских игр. Дзюдо – кодифицированный вид спорта, в котором разум управляет движениями тела, он носит наиболее ярко выраженный воспитательный характер в олимпийской программе. Помимо соревнований дзюдо включает в себя исследование техники, ката, самооборону, физическую подготовку и совершенствование духа. Дзюдо как спортивная дисциплина – это современный и прогрессивный вид физической активности. Международная Федерация дзюдо (IJF) включает в себя 200 дочерних национальных федераций на пяти континентах. Более 20 миллионов человек занимаются дзюдо, спортом, в котором великолепно сочетается воспитание и физическая активность. Ежегодно IJF организует более 35 мероприятий.

Джиу-джитсу

Джиу-джитсу – общее название, применяемое для системы ведения боя, практически не поддающейся четкому описанию. Это рукопашный бой, в большинстве случаев, без применения оружия, и лишь в некоторых – с оружием. Техника джиу-джитсу включает в себя удары ногами, руками, кулаками, броски, удержание, блокировку, удушье и связывание, а также использование определенных видов оружия. Джиу-джитсу опирается не на грубую силу, а на сноровку и ловкость. Применение минимальных усилий для достижения максимального эффекта. Этот принцип позволяет любому человеку, вне зависимости от его физической формы или телосложения, контролировать и использовать свою энергию с наибольшей эффективностью.

Капоэйра

(Capoeira) – афро-бразильское национальное боевое искусство, синтез танца, акробатики и игры, и все это сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке в 17-18 в.в.

Но все же о родине и времени возникновения такого уникального искусства эксперты спорят до сих пор. Никто точно не знает, откуда она появилась, кто был основателем древнего мастерства и, как капоэйра, от столетия к столетию достигла стремительной популярности.

Существуют несколько основных гипотез ее возникновения:

  1. Прототипом воинственных движений стал африканский танец зебр, который был распространен у местных племен.
  2. Капоэйра – слияние древних культур — латиноамериканских и африканских танцев.
  3. Танец рабов-невольников, который постепенно перерос в боевое искусство. Связано с высадкой европейцев на континент и зарождение работорговли.

Каратэ

Каратэ («путь пустой руки») – японское боевое искусство, которое предлагает разные способы боя руками и несколько техник с применением оружия, включая холодное оружие. В этом единоборстве не применяются захваты и броски. Главный принцип – быстрота и скорость, а основная задача – сохранение на протяжении долгого времени основной стойки. Поэтому в первую очередь в карате играет роль равновесие.

Кэндо

Во время спортивных поединков фехтовальщики держат упругие бамбуковые мечи, а их голову, грудь и руки прикрывают специальные тренировочные доспехи. За чисто выполненные удары по определенным частям тела противника участникам поединка начисляются очки.

В настоящее время кэндо не только популярный вид спорта, но и входит составной частью в физкультурную программу японских школ.

Кобудо

Термин «кобудо» в переводе с японского языка означает – «старинный воинский путь». Первоначальное название – «кобудзюцу» – «старинные воинские искусства (умения)». Под этим термином сегодня представлены искусства владения различными видами восточных видов холодного оружия.

В настоящее время существует разделение кобудо на два автономных самостоятельных направления:

  1. Нихон-кобудо – направление, объединяющее системы распространенные на основных островах Японии и использующие в своем арсенале холодное оружие самурайского происхождения и оружие из арсенала ниндзюцу.
  2. Кобудо (другие названия Рюкю-кобудо и Окинава-кобудо) – направление, объединяющее системы ведущие происхождение с островов архипелага Рюкю (современная префектура Окинава, Япония) использующие в арсенале орудия (предметы) крестьянского и рыбацкого обихода жителей указанных островов.

Самбо

Самбо принадлежит к уникальным видам единоборств, получивших распространение по всему миру. Он стал единственным видом спортивных состязаний, где международное общение проводится на русском языке. Различают два вида самбо, первым из них является боевое, используемое для защиты и выведения из строя противника. Второй вид этой борьбы – спортивное самбо, способствует развитию личностных характеристик, закаляет характер и организм, позволяет выработать самообладание и дисциплину.

Сумо

Правила сумо очень просты: для победы достаточно либо заставить противника потерять равновесие и коснуться ринга любой частью тела, кроме ступней, либо просто вытолкнуть его с ринга. Обычно исход поединка решается за несколько секунд. Сопутствующие обряды могут занимать гораздо больше времени. Борцы одеты только в особую набедренную повязку.

В древние времена чемпионы сумо почитались наравне со святыми; по поверьям японцев борцы, сотрясая землю, не только делают ее более плодородной, но и отпугивают злых духов; борцов сумо иногда нанимали для «изгнания болезней» из богатых домов и даже целых городов.

Поэтому такое внимание придается весу борца (в сумо нет весовых категорий). С древнейших времен сохранились разнообразные диеты и упражнения, позволяющие наиболее эффективно набрать максимальный вес. Возраст профессиональных борцов колеблется между 18 и 35 годами. Большая часть чемпионов сумо становятся народными кумирами.

Таиландский бокс

Муай-тай разрабатывался как воинское и армейское боевой искусство, бойцы которого с оружием и без должны были входить в личную охрану короля и реально противостоять на поле боя целым армиям превосходящего по численности врага.

Но сегодня, как и предыдущие спортивные виды боевых искусств, тайский бокс подвергся довольно сильным изменениям в сторону спорта, в нем также очень сильно изменились современные правила, которые стали намного более лояльными и сделали это сверхжёсткое и даже смертельное боевое искусство на порядок менее эффективным.

Хотя в более закрытых школах и даже можно сказать сектах, даже за пределами Таиланда, в которых также изучается тай-бокс, есть еще люди, обучающие более эффективным его видам.

Таэквондо (тэквондо, тхэквондо)

Таэквондо – корейское единоборство. Его характерной особенностью является то, что ноги в поединке используются более активно, чем руки. В таэквондо можно с равной скоростью и силой наносить как прямые удары ногой, так и удары ногой с разворотом. Боевому искусству таэквондо более 2000 лет. С 1955 года это единоборство считается видом спорта.

Ушу

Ддословно переводится как воинское искусство. Это общее название традиционных китайских боевых искусств, чаще называемых на западе кунфу или китайским боксом. Существует множество различных направлений, ушу, которые условно делятся на внешние (вайцзя) и внутренние (нейцзя). Внешние, или жесткие стили предполагают хорошую спортивную форму бойца и большие затраты физической энергии во время тренировок. Внутренние, или мягкие стили требуют особой сосредоточенности и пластичности.

Как правило, философской основой внешних стилей служит чань-буддизм, а внутренних – даосизм. Так называемые монастырские стили традиционно относятся к внешним и ведут свое начало из буддийских монастырей, один из которых – знаменитый монастырь Шаолинь (основан ок. 500 до н.э.), где сформировался стиль шаолиньцюань, повлиявший на развитие многих стилей японского каратэ.

Какое беоевое искусство выбирать?

Выбор занятий зависит, прежде всего, от ваших предпочтений и физических особенностей. Талица поможет определить тип вашего телосложения и подходящий по этому соответствию вид борьбы. Однако не стоит забывать, что приводятся только общие рекомендации. Изучение боевых искусств – процесс длительный, на протяжении которого ваше тело будет привыкать, адаптироваться к новым условиям и приобретать опыт в том единоборстве, которое вы выберете.

Эктоморф

Тай чи чуан (тай цзи цюань)

Это изящное ненаступательное китайское единоборство делает акцент на стабильность, баланс, равновесие и идеально подходит для худощавых людей. Комплекс контролированных плавных движений обучит все ваши мышцы работать вместе и слаженно. Не путайте тай чи чуан и тай чи, который предлагают в фитнес клубах. Настоящие школы – более стимулирующие и позволяют своим ученикам освоить множество разных видов оружия, включая обоюдоострый меч.

Этот китайский стиль еще называют кунг-фу. Существует более 300 разновидностей ушу. Из них вин чун (юнчунь, «вечная весна») подходит людям с недостатком веса и габаритов. Этот стиль позволяет небольшому, легкому человеку победить более крупного соперника, воздействуя на чувствительные места тела, которые не защищаются мышцами (глаза, горло, пах, колени и специфические нервные точки). Особая гибкость не требуется, поскольку большинство ударов наносится низко (коленные чашечки или голень).

Таэквондо (тэквондо, тхэквондо)

Для этого корейского единоборства желательно быть худощавым, легким и свободным, так как оно наиболее известно своим обширным разнообразием высоких эффектных ударов ногами. Этот стиль в схватке полагается больше на ноги, чем на кулаки. Обычными являются удары в голову, поэтому нужно как минимум быть в состоянии поднять ногу на высоту лица противника. На занятиях нужно быть готовым к тому, что вы получите пару болезненным ударов, но в общем случае контакты не бывают очень жестокими. Кроме того, изучающие таэквондо тренируются не только в сражениях друг с другом, поскольку это один из видов боевых искусств, где разбивание руками и ногами досок и кирпичей – часть тренировочного режима.

Мезоморф

Айкидо

Айкидо не фокусируется на изнуряющих ударах руками и ногами. Основное внимание уделяется использованию собственной энергии оппонента против него самого, для того, чтобы вывести его из строя (используя замки на запястье или захват рук) или отбросить его назад. Этот стиль более легок для людей с атлетическим телосложением, поскольку большинство наступательных движений более эффективны при наличии развитой мускулатуры. Кроме того, в отличие от большинства боевых искусств, в которых требуется пройти 10 разрядов, прежде чем получить черный пояс, это японское единоборство имеет только 6 уровней.

Кэндо

Японское боевое искусство, которое позволяет овладеть бамбуковым мечем, одеваться как самурай и неоднократно наносить удары в шею и голову соперника. Звучит угрожающе, но в этом единоборстве тело защищается броней, похожей на рыцарскую, что сводит повреждения к минимуму. Скорость, крепкие плечи и руки – необходимые атрибуты бойцов на мечах, поэтому худощавое мускулистое телосложение будет идеальным.

Муай-тай (тайский бокс)

Тайское боевое искусство с полным контактом с соперником. Вместо того чтобы просто использовать кулаки и ноги, сопернику наносится серия ударов по локтям и коленям. Наиболее подходит людям атлетического сложения с развитой мускулатурой вокруг суставов. Желающим освоить этот вид единоборства следует быть готовым к ранней отставке, так как серьезные практики имеют довольно короткую карьеру (4-5 лет максимум).

Эндоморф

Дзюдо

Японское боевое искусство, которое ставит целью нарушить равновесие противника и бросить его на ковер. Коренастые люди имеют в нем преимущество, выполняя оборонительные маневры, так как дополнительный вес помогает более устойчиво стоять на ринге. Появление задышки не будет проблемой на начальных стадиях занятий, которые посвящаются усовершенствованию захватов, маневров схваток и того, как правильно падать. Для достижения более продвинутого уровня вам понадобится развить выносливость.

Каратэ

Базируясь на комбинации культур (корни идут и из Японии, и с Окинавы), карате также является смесью разных боевых методов. Учащиеся изучают способы боя руками, несколько техник с применением оружия, включая нунчаки. Хотя в этом единоборстве не применяются захваты и броски, коренастые люди получают преимущество за счет более прочной и устойчивой позиции, которая придает большую мощь их ударам и блокам. Большинство разновидностей каратэ стоят выбора, но, если вы боитесь боли, то будьте осторожны со стилями, в названии которых есть «кенпо», «кемпо», «американский фристайл», «полный контакт».

Сёриндзи-кэмпо

Этот боксерский стиль каратэ больше подходит крупным людям по нескольким причинам. Во-первых, он использует серию ударов руками, как в боксе, где устойчивость на ринге за счет мощного телосложения важнее, чем крепкие кулаки. Крепкое телосложение также будет полезно для освоения техник уклонения от ударов соперника. Нанесение ударов потребует гибкости, но удары обычно выполняются не выше пояса.

Джиу-джитсу (дзюдзюцу)

Эта японская техника объединяет много опасных приемов нападения и обороны. Этот вид единоборства является беспощадным, так как первоначально разрабатывался для обучения безоружного человека нейтрализовать вооруженного солдата. Освоить джиу-джитсу будет легче тем, кто привык к нагрузкам, обладает выносливостью и гибкостью.

Японские боевые искусства являются частью огромного разнообразия боевых искусств Японии. По крайней мере, три японских термина часто используются как синонимы английской фразы «японские боевые искусства»: «будо» (武 道), что буквально означает «боевой путь», «будзюцу» (武术), не имеющее дословного перевода, но значит что-то вроде науки, искусства или ремесла войны, а также «бугей» (武 芸), буквально означающее «боевое искусство». Термин «будо» является современным. Он, как правило, предназначен для указания практики боевых искусств, как образа жизни, и включает в себя физические, духовные и моральные аспекты с акцентом на самосовершенствовании, самореализации и личностном росте. Термины будзюцу и бугей – более различные определения, по крайней мере, с исторической точки зрения. Будзюцу относится конкретно к практическому применению боевой тактики и техники в реальных боевых действиях. Бугей относится к адаптации или уточнению тактики и методов с целью облегчения систематического обучения и распространения в рамках формальной среды обучения.


Виды японских боевых искусств:
  • Айкидо
  • Госоку рю
  • Дзюдо
  • Каратэ
  • Кудо
  • Кэндо

В настоящее время японские слова будзюцу и будо без особой разницы в смысле употребляются для обозначения широкого спектра навыков, необходимых в боевых искусствах, от схватки без оружия до владения орудиями, напоминающими меч или копье. Но в эпоху Эдо (XVII - середина XIX века) слова будзюцу и будо имели совершенно различный подтекст. Будзюцу назывались приемы ведения боя, а будо обозначало "военный путь", идеальный образ жизни, который должен вести самурай, владеющий техникой будзюцу.

Фрагмент из Синкагэ-рю Хэйхо Мокуроку,который открывает тайные приёмы стиля владения мечом Синкагэ-ягю

В те дни было 18 боевых искусств (бугэй дзюхаппан), которые включали в себя стрельбу из лука, искусство верховой езды, владение холодным оружием, бросание копья, самооборону без оружия (дзюдзюцу) и орудийную стрельбу.

Практика будзюцу зародилась в древности. К середине эпохи Хэйан (X-XI вв.) зародился военный класс для защиты новоприобретенных сельскохозяйственных и земельных интересов. Этот класс воинов воспринял будзюцу как часть своей культуры. Позднее, в эпоху Камакура (1192-1333 гг.), военные стали играть политическую роль. Они занимались рядом боевых искусств, особенно тремя видами верховой стрельбы из лука: касагакэ (с использованием зонтиков в качестве мишеней), ябусамэ (пускание стрел по деревянным мишеням) и ину-омоно (стрельба по бегущим собакам).

Соревнования по стрельбе из лука в Сандзюсенгэндо, Киото.

В эпоху Муромати (приблизительно 1333-1568 гг.) мастера будзюцу, которых называли хёхомоно или хэйходзин, использовали свой военный опыт, изучая и совершенствуя технику боевых искусств. Они разработали ряд новых стилей (называемых рю), например, Огасавара-рю - верховая стрельба из лука, Хэки-рю - стрельба из лука, Оцубо-рю - верховая езда и Айсукагэ-рю - военная стратегия.

Ряд других стилей боевых искусств развился в течение гражданской смуты, которая продолжалась с середины XV до конца XVI века. Они включали в себя Цуда-рю - орудийную стрельбу, Такэноути-рю - схватку без оружия, и Касимасинто-рю, Синкагэ-рю и Итто-рю, которые были основаны соответственно, Цукахара Бокудэн, Камиидзуми Нобуцуна и Ито Иттосай для борьбы на мечах.

С тех пор как Сёгунат Эдо в начале XVII века объединил страну, последовавшая за объединением стабильность ослабила военный дух будзюцу. Техника боевых искусств совершенствовалась через систему тренировок, которые основной упор делали на ката (на формах, или формальных движениях). Считалось, что они помогут достичь идеального состояния духа, основанного на учении Дзэн и Конфуция. Таким образом, практика боевых искусств развивалась от простого изучения движений, которые помогали овладению боевыми приемами, до строгой подготовки, способствовавшей здоровому духу в здоровом теле. Иными словами будзюцу превратилось в будо, которое включило в себя и философию, поддерживавшую идею определенного образа жизни. Во время, когда самураи должны были овладевать как искусством пера, так и искусством меча, будо было тем идеалом, к достижению которого военному классу надлежало стремиться.

Двумя знаменитыми стилями владения холодным оружием были Синкагэ-ягю-рю, основанный Ягю Мунэёси, и Нитэнъити-рю, разработанный Миямото Мусаси. Первой школе отдавала предпочтение семья Токугава, которая в то время доминировала в политике, её изучал сам Сегун, Токугава Иэмицу.

Основные принципы искусства владения мечом были изложены в таких книгах как Хэйхо Кадэнсё Ягю Мунэнори (сына Мунэёси) и Горин но Сё Миямото Мусаси. Эти классические учебники объясняют приёмы владения мечом и описывают идеальное состояние духа и философский взгляд, которых следует достичь тем, кто владеет мечом.

К середине эпохи Эдо (конец XVII - середина XVIII века) за длительный период мира искусство владения мечом ушло с поля боя и превратилось в практику витиеватых формальных упражнений. Новые школы, реагируя на это обстоятельство, перенесли акцент с упражнений в формах ката на тренировку в боевых формах с использованием кольчуги и деревянных мечей (синай). Двумя из таких школ были Дзикисинкагэ-рю и Наканиси-итто-рю.

Автопортрет знаменитого мастера владения мечом Миямото Мусаси.

Стремление к политическим изменениям и давление со стороны иностранных государств зажгли искру возрождения будзюцу, которое началось с конца XVIII века. Вскоре боевым искусствам стапи обучать в школах, основанных в феодальных владениях по всей стране. С крахом Сёгуната рухнули и строгие классовые различия, что позволило овладеть мечом мужчинам, по рождению не принадлежавшим к классу самураев. Додзё в разных городах открыли свои двери людям со всей Японии, которые желали изучать Синтомунэн-рю, Хокусин-итто-рю и другие стили владения мечом. Организовывались состязания, в которых противники представляли различные рю.

Занимались и дзюдзюцу (искусствам боя без оружия). Некоторые из знаменитых существовавших школ -Такэноути-рю, Кито-рю, Сэкигути-рю и Есин-рю. Все школы исповедовали идеал, выраженный во фразе "Дзю, ёку го о сэйсу", которую можно перевести так: "Слабый может одолеть сильного."

Стрельба из лука (кюдзюцу) стала первым боевым искусством, превратившимся в состязание. День и ночь проходили соревнования на длинной веранде храма Сандзюсангэндо в Киото. Лучники стояли на одном конце веранды шириной 2,2 метра и пускали стрелы в мишень на другом конце, удаленном примерно на 120 метров. Это состязание воспринимали серьёзно, так как от результатов зависела честь феодальных владений лучника. Согласно сохранившейся записи один из вассалов даймё Токугава из Кисю, Васа Дайхатиро, смог послать к дальнему концу веранды 8 133 стрелы при общем числе выстрелов 13 053. Это поразительно высокий процент, учитывая, какая огромная сила нужна, чтобы выпустить стрелу почти горизонтально, так чтобы она не ударилась о потолок веранды высотой 5 метров. Самым лучшим лучникам наших дней трудно попасть в цель даже один раз.Боевые искусства в их спортивном аспекте
В начале эпохи Мэйдзи (1868-1912 гг.) будо и будзюцу почти исчезли. Но в 1895 году в ходе общенациональных усилий по возрождению воинственного духа была создана ассоциация под названием Дай-нихон Бутоку-кай. Построенная в 1905 году школа подготовки учителей боевых искусств со временем стала школой боевых искусств. К 1882 году Кано Дзигоро уже установил свой стиль дзюдо - - Кодокан, придав ему форму спорта, основанного на традиционных принципах дзюдзюцу. Со временем кэндо и дзюдо ввели в школьные учебные планы, а в 1931 году они стали обязательными предметами для мальчиков по всей стране. Во время Второй мировой войны распространение будо в системе школьного образования было частью кампании по внедрению милитаристского национализма. Идеалы будо поощряли и в военной подготовке.

В конце войны Япония оказалась оккупированной силами Союзников. Занятия боевыми искусствами были запрещены во избежание нового подъёма милитаризма. Но с 50-х годов боевые искусства снова вводятся в школьные программы и становятся популярным видом спорта. Будо к тому же привлекло внимание как традиционная спортивная дисциплина, развивающая ки и ма, которые способствуют достижению такого состояния ума, при котором физические и душевные ощущения находятся в гармонии друг с другом.

Дзюдо - наиболее соревновательная из всех дисциплин. Она стала олимпийским видом спорта и имеет много последователей во всём мире. Кэндо также завоевало международное признание, хотя его истинная цель не победа, а содействие " развитию здорового духа в здоровом теле." Одни школы - Айкидо, Сёриндзи Кэмпо и других древних боевых искусств - не дают умереть традиции, пропагандируя практику формальных ката, другие -больше акцентируют её боевые аспекты. Мастерские приёмы одной из таких школ, Дайто-рю Айкибудзюцу-Сагава-ха, основанной Сагава Юкиёси, - это сочетание различных японских боевых искусств (таких как кэндо, дзюдо, копьё и палка), они способствуют проявлению сути японских боевых искусств.

Как видим, в течение многих лет боевые искусства развивались как часть японской культуры и испытывали влияние политических событий своего времени. Самый ценный аспект японских боевых искусств - их способность содействовать всестороннему развитию человека путём упражнений, ведущих к овладению отточенными, мастерскими навыками, в основе которых лежат уважение к традиции, годы творческой мысли и творческих действий.