Зачем подковывают лошадей? Хорошо подкованная лошадь — довольная лошадь. Как крепят подковы на копыта

Приметы относительно лошадиной подковы.

Подкова — символ успеха и благополучия. Еще с древних времен над кузнями вешали подкову. Она оберегала ремесленника и способствовала процветанию дела. Сейчас подкову часто дарят в качестве сувенира, но не стоит забывать, что этот предмет является оберегом.

Примета: подкова в доме над дверью, на подоконнике, в машине

Существует много значений и примет, которые касаются подковы. Сейчас до конца не ясно, как правильно вешать подкову. Вообще сам предмет над дверью считается хорошей приметой.

Достоверно не известно, с каких пор подкову стали считать счастливой приметой. Ведь официально подковывать лошадей стали в 1732 г. Но есть упоминания о том, что еще в Древнем Египте использовали накладки на копыта из золота с камнями. Найти такое изделие было огромной удачей из-за его высокой стоимости. Именно с тех времен и появились приметы относительно такой находки.

Приметы:

  • Если повесить предмет над дверью рожками вверх, то это будет способствовать успеху и накоплению положительной энергии в доме.
  • Если повесить рожками вниз перед входом в ваш дом, то это поможет сдерживать злые силы и нехорошие помыслы ваших врагов. Весь негатив окажется под колпаком.
  • Если будете возить подкову в бардачке машины, то это поможет вам избежать несчастных случаев на дороге.
  • Можете в период новолуния расположить подковку на подоконнике. При этом рожки должны смотреть внутрь. Это способствует удачи.

Найдена лошадиная подкова на дороге, земле — какое событие ждет: примета

Раньше найти подкову на дороге было огромным счастьем для семьи. Считалось, что это принесет богатство и удачу. При этом железо было дефицитом. Его сразу же переплавляли на ножи и гвозди. Но более зажиточные люди вешали такой предмет над дверью и считали, что это принесет удачу.



К чему найти половину лошадиной подковы: примета

Если вы найдете лишь половинку подковки, это означает, что в скором времени вы что-то потеряете. Но расстраиваться не стоит. Ждите появления новых доходов. В данном случае половинка подковы является двойственным знаком. В древние времена осколки, остатки или половинки подковы никто не подбирал.



К чему найти старую, сломанную лошадиную подкову, с гвоздями?

Сломанную подкову не стоит подбирать. Суеверие о возможной удаче в таком случае не работает. Это считается мусором и в дом его приносить не стоит. Сломанная подковка может стать причиной неудач.

Потерять лошадиную подкову

Вообще считалось не самой хорошей приметой потерять подкову. Особенно это касалось длительной поездки. Именно поэтому многие хозяева, перед длинной дорогой, проверяли подковы у лошади и производили замену на новые.

Упала лошадиная подкова

Вообще согласно поверья, подкова падает по причине того, что лошадь хочет от нее освободиться. То есть она уже сносилась. Ничего страшного в этом нет. Но это дополнительные неприятности в дороге.

Что делать, если нашел лошадиную подкову?

Это хороший знак и стоит ним воспользоваться. Существует ряд правил, которым стоит следовать, если найдете подковку.

Инструкция:

  • Для начала избавьтесь от негативной энергии. Для этого наберите в емкость воды из колодца и погрузите подкову на 3-4 часа
  • После этого обсушите полотенцем и на три дня оставьте на подоконнике, рожками в дом
  • Только после этих манипуляций можно использовать изделие в качестве оберега
  • Наши предки не прибивали подкову гвоздями. Они привязывали к ней бичовку и вешали над дверью


Варианты расположения:

  • Перед входом. То есть за дверью, вам необходимо повесить изделие кончиками вниз
  • Также можно расположить оберег внутри жилья. Для этого лучше вешать подковку над дверью рожками вверх. Ее не стоит прибивать. Желательно привязать веревку и повесить
  • В машине. Такой амулет будет беречь вас от автомобильной катастрофы
  • Если вы положите подковку там, где у вас обычно хранятся деньги, то это к прибыли
  • Также можно повесить предмет в спальне. Это обеспечит здоровый сон
  • Если разместить на кухне, то это к сытным застольям
  • Если повесить в кладовке, то вы никогда не будете нуждаться в продуктах


Можно ли брать лошадиную подкову с другого дома?

Если вам отдают подкову, которая висела в другом доме, ее не стоит брать. Дело в том, что этот предмет накапливает энергию и может сыграть злую шутку. Поэтому лучше всего использовать найденную на дороге подкову или купленную в сувенирной лавке. Также есть возможность заказать сувенир у кузнеца.

В природе лошади ходят там, где им удобнее. Поэтому их копыта слишком быстро не истираются. Совсем другое дело, когда животное используется для верховой езды либо для выполнения каких-либо работ. В этом случае копыта могут за короткий промежуток времени истончиться или изменить форму. Исправляют ситуацию путем подковки. Никакой боли эта процедура животному не доставляет. Копыта же его остаются целыми длительное время. Ну и разумеется, подкованная лошадь во время работы чувствует себя гораздо комфортнее.

Немного истории

Защищать копыта лошадей металлом люди начали очень давно — еще в первом веке нашей эры. Однако в то время использовались не подковы, а специальные железные чехлы. Конечно же, в такой «обуви» животное чувствовало себе не слишком удобно. Собственно сами подковы начали использовать кельты. Позднее, в шестом веке, эту традицию переняли германцы, славяне и вандалы. В те времена также считалось, что подкованная лошадь (фото таких животных можно видеть на этой странице) работает лучше.

Этапы подковки

Саму эту процедуру выполняют люди довольно-таки редкой на сегодняшний день профессии — кузнецы. Для того чтобы подкованная лошадь чувствовала себя комфортно, производиться процедура, конечно же, должна по определенной технологии. Делают подковку в несколько этапов:

    Животное осматривают в покое и движении. Предварительно лошадь ставят на ровную площадку для определения постановки ее ног.

    Снимают старую подкову.

    Выравнивают копыта.

    Снимают мерку.

    Подгоняют подкову.

    Прибивают ее.

Какие инструменты используются?

Итак, давайте посмотрим, как правильно подковать лошадь. Прежде всего, конечно же, нужно подготовить все необходимые инструменты. Производится подковка лошадей с применением:

  • копытного рашпиля;

    ковочного молотка;

    копытных клещей и ножа;

    шипового ключа.

Как снимают подкову?

Перед выполнением этой процедуры кузнец зажимает ногу животного между колен таким образом, чтобы голень оказалась перед ним. Далее он поднимает конечность лошади вверх и обрубает либо отгибает обсечкой барашки. Собственно сама процедура снятия подковы выглядит так:

    Ковочные клещи помещают между подковой и копытом в пяточной части.

    Их ручки направляют вниз, оттягивая подкову поочередно на одной и другой ветви.

    Молотком подбивают подкову назад.

    Захватывают клещами вышедшие головки гвоздей и вытягивают из копыта наружу. Начинают эту процедуру обычно с пяточной части.

Обрезка подошвы

Роговая часть копыта у лошадей быстро отрастает (примерно как ногти у людей). Причем иногда не слишком равномерно. Поэтому перед креплением подковы подошву следует выровнять. Помимо всего прочего, эта процедура в отдельных случаях позволяет подкорректировать неправильную постановку ног животного. Подкованная лошадь, имеющая подобный дефект, может использоваться в работе интенсивнее. Производят обрезку копыт с использованием рашпиля по направлению от пяточных частей. При этом удаляют только потрескавшийся мертвый рог (оставляя его тонкий слой). Выполнять обрезку следует максимально аккуратно. Если с копыта будет снят слишком тонкий слой, в последующем рог может обломиться. Если же кузнец, наоборот, «перестарается», лошадь при использовании в работе может травмироваться.

Снятие мерки

Подковы для лошадей изготавливаются на месте либо приобретаются готовыми. Размер их бывает разным (от 0 до 8). Для передних и задних копыт используются неодинаковые подковы. Мерка снимается обычно с использованием прутика или линейки. Для подборки правильной подковы следует знать ширину подошвы в двух местах, а также ее длину от одного из пяточных узлов до середины зацепа.

Подгонка подковы

Эту процедуру следует производить в обязательном порядке. При этом нужно соблюдать главное правило: подкова подгоняется к копыту, а не наоборот. Металл после подковки должен прилегать к копыту максимально плотно. Достижение этого и является основной целью подгонки. Гвозди на подкове должны располагаться напротив белой линии. Также при выполнении подгонки следует добиться того, чтобы в боковых и зацепной частях металл выступал за пределы копыта на 0.5-1 мм, на пятке — на 3 мм, от пяточных углов на 4-8 мм у верховых животных и на 10-15 мм у упряжных.

Крепление

Гвозди для подковки могут использоваться разной длины. Забивают их в копыто легкими ударами молотка. Предварительно подкова закрепляется двумя гвоздями. Затем кузнец опускает ногу лошади и проверяет правильность ее расположения. Смещения устраняются легкими ударами молотка. После того как подкова примет нужное положение, ее закрепляют оставшимися гвоздями.

Хорошо подкованная лошадь работает гораздо лучше. Но в любом случае эту операцию нужно периодически повторять. Промежуток времени между заменой подков зависит в первую очередь от того, в каких условиях работает животное, а также от скорости роста рогового слоя копыт. Обычно перековывают лошадей один раз в месяц-полтора.

Итак, мы с вами выяснили, как подковать лошадь. Для начинающих мастеров кузнечного дела, надеемся, эта информация будет полезна. Главное при выполнении подковки — это хорошо выровнять подошву копыта и правильно закрепить подкову.

Представить современную скаковую лошадь без подковы практически невозможно. Сегодня, как и раньше, ни одна конюшня и ни один конноспортивный клуб не обходится без коваля. Эти железные полукруглые пластинки являются не только символом счастья, но и своеобразными «туфлями» для любого скакуна. Узнать, какие они бывают, а также как подковать лошадь, видео и фото помогут в полном объеме.

Что такое подковы? Для многих из нас это обычные металлические пластины с отверстиями. Но для настоящего конника – это неотъемлемый атрибут экипировки лошади. Этот нехитрый, но вот уже столько столетий практичный предмет защищает копыта скакунов от стирания и обламывания. А если животное повредит копыто, то оно не сможет нормально ни ходить, ни бегать.

Лошадей обувают в металлические пластины вот уже более двух тысяч лет. Как утверждают историки, впервые такой предмет стали использовать кельты и галлы. Более современный вариант появился примерно в VIII-IX веке в Италии и Франции. Изначально они использовались только для лошадей, которые передвигались по твердому покрытию городских дорог.

Сама суть подковы заключается в том, что она защищает копыто от чрезмерного трения об твердую поверхность. Условия тяжелой работы и движение по твердому, каменистому грунту приводит к тому, что роговой слой стирается быстрее, чем растет новый. Это может причинять животному боль и страдания. Однако и неправильно подобранная подкова может больше навредить, нежели помочь. Именно поэтому важно знать какая «обувь» нужна непосредственно вашему коню.

Виды

Стандартные

Стандартная подкова состоит из наружной и внутренней ветви, верхней и нижней поверхности, гвоздевой дорожки, гвоздевых отверстий и отворота. Раньше изготовление только одной металлической платины было очень сложным трудоемким процессом, требующим колоссального опыта кузнеца. Однако в современных условиях подковы часто создаются промышленным путем и имеют стандартные параметры.

Различают 13 размеров стандартных подков от 00 – самый маленький, до 8 – самый большой (00; 0; 1; 2; 2,5; 3; 3,5; 4; 4,5; 5; 6; 7; 8). Для передних ног они имеют округлую форму, для задних – овальную. Также они могут комплектоваться шипами. Чаще их используют для рабочих лошадей и для зимы. Шипы различают двух форм: конусообразные и H-образные.

Схема строения стандартной подковы

Для скаковых лошадей

Подковы для скаковых и спортивных лошадей, а также для рысаков делают по индивидуальным замерам ручным способом. Такая пластина должна быть легкой весом не более 80-120 грамм и тонкой – 8 мм. Ее изготавливают из специальной пружинной стали. Для соревнований на скользкой дорожке или по мокрому грунту применяют подковы для лошадей со специальным трапециевидным сечением.

Для конкypа и выездки

Для этого вида спорта также используют тонкие и легкие подковы. При этом их толщина не должна превышать роговую стенку и выступать за пределы копыта. Пяточные ветви на передних пластинах также скошены внутрь. Для задних копыт применяют пластины со скошенными отворотами и прямой зацепной частью. Передние ноги можно ковать подковами Беpезовца.

Для пробегов и конных игр

Пробеги и игры, как правило, представляют собой сложные испытания на скорость и выносливость. Поэтому подковы для лошадей выбираются с учетом погоды. На сухую и теплую подирают утяжеленный вариант (до 300 грамм), для влажной погоды – угольные пластины с массивными ветвями. А вот с шипами подковы строго запрещены, так как они могут причинить травму.

Для рысаков

Для рысаков применяют легкие подковы, но с разной массой. Для передних ног всегда выбирают более тяжелые (210 грамм), для задних – 120-180 грамм. Это способствует правильному ходу рысаков. Ширина пластин выбирается не менее 8 мм и толщиной 4 мм.

Ортопедические

Такие подковы используют для поврежденных копыт для уменьшения нагрузки при ходьбе. Также такие пластины помогают исправить дефекты копыт или корректировать движения лошади. Специальные подковы подбираются индивидуально по назначению ветеринара.

Учимся подковывать животное

Правильная подковка лошадей – это не просто умение крепко прибить подкову, но, прежде всего, умение правильно обработать копыта. Этот процесс можно смело назвать маникюром для скакуна, так как подразумевает расчистку, обрезку и подпилку ороговевшего слоя. Даже если лошадь не ковать, каждые четыре или пять недель ей нужно опиливать и чистить копыта. Если сама подкова еще не износилась, ее можно подогнать снова. Это делается либо горячим, либо холодным способом.

Интересно! Многие думают, лошадям больно, когда их подковывают, но это не так. Металлические гвозди вбиваются в ороговевший слой и абсолютно нечувствительную зону. Поэтому животное не чувствует никакого дискомфорта.

Основы для кузнеца

Работа кузнеца требует большого мастерства и ювелирной точности. Он должен уметь расчищать копыта, подпиливать, с большой точностью определять размер подковы, забывать правильно гвозди. Всего один промах – и лошадь может начать хромать. Более того, каждый кузнец должен владеть знаниями об анатомии строения конечностей лошади. Очень часто приходится решать серьезные проблемы и их исправлять с помощью подков.

Сегодня кузнеца можно найти в любом конном клубе и на любой конюшне. Также много мастеров занимаются частной деятельностью с выездом на дом. Прежде всего, у него должны быть специальные инструменты, без которых работа будет невозможной. Смотрите схему и видео. В больших конных комплексах куют лошадей в специально отведенных местах возле станка. В домашних условиях нужно будет найти сухое, хорошо освещенное и спокойное место.

Пошаговая инструкция

Прежде чем начать подковывать лошадь, копыта следует помыть, очистить специальным крючком от грязи. Только после этого можно животное подводить к станку. Большинство скакунов стоят спокойно, но возле нее не должны находится другие лошади или стоять еда. Для агрессивных и возбужденных лошадей применяют специальный станок с привязью.

Все инструменты кузнеца условно можно разделить на две группы: для изготовления подков и для заправки копыт (сапожные). Так как подковы мы будем использовать готовые, то понадобятся только сапожные инструменты. Это молоток, кусачки, триммер, рашпиль. Все их можно увидеть на фото и видео.


После ковки обязательно нужно посмотреть, как двигается лошадь, не хромает ли и равномерно ли наступает на все четыре ноги. Только после этого процесс подковывания можно считать завершенным. Более подробно смотрите на видео.

Видео «Проверено на себе: как коня подковать?»

В этом видео вы увидите весь процесс ковки лошадей. Все этапы, которые проходит каждый кузнец испытает на себе ведущий программы.

В результате одомашнивания животных, люди сталкиваются с проблемой изменения жизненных особенностей и поведения у представителей фауны. Находясь в неестественной среде обитания, млекопитающие претерпевают перестройки в организме, теряя некие способности. Ведь владелец, ухаживая за питомцем, предоставляет ему питание и инстинкт добычи уже не нужен.

Основная функция подковы — защита копыта лошади

Человек, заботясь о здоровье животного и сроке службы, придумал нужное приспособление – подковы, которое способно защищать копыто, продляя жизнь животному. В дикой природе травоядные обходятся без подков, тогда зачем заниматься ковкой?

Подкова-обувь для лошадей

Первые подковы появились в Азии и существенно отличались от настоящих. Они представляли собой некие башмачки, изготовленные из кожи и тростника, которые привязывались к ноге ремнями и веревками. Само собой разумеется, срок службы такой обуви был невелик. Далее, их место заняли металлические сандалии, которые позволяли подковывать животное значительно реже. И только в третьем веке человек начал изготавливать изогнутые подковы, применяемые сейчас.

Столь значительное изменение обуви для жеребцов стало необходимым, в связи с развитием инфраструктуры. Ведь, если изначально, животное передвигалось по мягкой траве, то в результате одомашнивания, пришлось отказаться от возможности самому выбирать дорогу и довольствоваться твердым грунтом и брусчаткой. Плюс, одежда наездников становилась тяжелее, появились кольчуги. Следовательно, приходилось преодолевать длинные расстояния по ужасной каменистой местности и тащить на себе телеги с тяжелым грузом. В результате такого жизненного цикла копыта быстро стирались, что приносило лошади боль и неудобство. Чтобы как-то уберечь питомца, человек придумал отличное приспособление – подковы.

Подковы в России появились в начале XVIII века

В России ковка лошадей стала популярной после указа Петра I 1715 года: «В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по два человека и велеть им учить кузнечному делу русских…». Вследствие чего, наличие подковы у лошади подчеркивало статус ее владельца.

Современные подковы для лошади имеют овальную форму и довольно пластичны. Подогнать по размеру их можно в любом виде, будь то горячее или уже остывшее изделие. Есть несколько видов подков:

  • Стандартные;
  • Облегченные (для соревнований и скачек);
  • Зимние;
  • Ортопедические;
  • Пластиковые;
  • Резиновые;
  • Алюминиевые.

Особенности строения копыта, функционала животного и его породы влияют на выбор вида подков.

Современные подковы для лошадей — защита копыт, предохраняющая их от повреждений. Ведь в неволе лошадям приходится меньше двигаться, и копыта теряют свою твердость.

Тоже самое происходит с мышцами, которые привыкли к особым нагрузкам, они атрофируются, животное становится менее выносливым.

Сейчас существует множество разновидностей подков

Работая тяжело и путешествуя по асфальтированным дорогам копыта изнашиваются. Но диким лошадям такое не грозит, ведь они сами выбирают путь, обходя препятствия. И копыта у них быстрее восстанавливаются. Таким образом, копыта домашних скакунов, из-за такого образа жизни, страдают медленным процессом регенерации.

Износ «набойки» для животных крайне опасен. Ведь, поврежденная часть доставляет неудобство и боль при движении, поэтому такая лошадь хромает или полностью отказывается двигаться.

Подкуй, кузнец, лошадку

Зачем вмешиваться в природный процесс и ковать лошадь? Ковка лошадей необязательна,если лошадь чувствует себя как на воле. Ведь, гуляя на воле, особи способны выбирать пути миграции. Благодаря этому их копыта стираются не сильно и успевают восстанавливаться.

Ковку лошадей нужно доверить профессионалу

У владельцев жеребцов часто возникает вопрос: как подковать лошадь? Для этого необходимо обратиться к мастеру, ведь ковку лошадей провести самостоятельно сложно. Только коваль способен гарантировать нужный и долговременный результат.

Для ковки лошадей используются специальные инструменты: крючок для ухода за копытами (обсечка), клещи для снятия старой подковы, нож с закругленным концом, снимающий старый слой подошвы (секач), ковочный молоток, рашпиль (пилка для копыт), гвозди(ухнали), наковальня, пассатижи для удаления концов гвоздей. Благодаря этим инструментам ковка лошадей не занимает много времени и не причиняет животному дискомфорт.

Таким образом, у коваля в наличии имеется определенный набор инструментов, который является некой мобильной кузницей. Такой арсенал нужных инструментов помогает мастеру выполнять работу, надлежащего качества.

Теперь ковка лошадей не роскошь, а предмет необходимости.

И правда, зачем? Ведь проживая в условиях природы на вольных хлебах, лошади прекрасно обходятся без подков! Более того, они даже не предполагают об их существовании. Люди же о лошадиной обувке издавна были иного мнения...

Первыми стали обувать лошадей хитрые азиаты. Они сплетали для лошадей башмаки из лыка и обматывали его кожей. Ведь кочевой образ жизни требовал дальних переходов. А еще – надо было завоевывать мир. А на хромой лошадке далеко не уедешь, и мир не завоюешь. Конечно, такая обувка быстро изнашивалась, и надлежало придумать нечто более долговечное. И люди придумали: стали крепить кожаными ремнями к копытам лошадей металлические пластины. Было это еще во втором веке до Рождества Христова. И если теперь роговой слой копыт не стачивался, то кожаные ремни натирали лошади ноги.

Эта проблема была решена в первом веке до нашей эры то ли римлянами, то ли кельтами, - в это время появились уже настоящие подковы с отверстиями для гвоздей, и специальные гвозди для ковки. На таких лошадях уже можно было завоевывать мир и, при случае, быстро унести ноги и спасти себе жизнь.

Современный же вид подкова в виде железной пластины в форме неполного кольца приобрела в пятом веке уже нашей эры, и в Средние века широко распространилась по всему миру. Процесс изобретения подковы был завершен.

Зачем все это было нужно?

Ну, во-первых, дабы предохранить копыта лошади от повреждений. Это в вольных условиях лошадь бегает, где хочет, самостоятельно выбирая себе путь, грунт, обходя препятствия и камни, причем без седока на спине и без телеги или повозки за спиной. Лошадь же в услужении человеку, то есть в неволе, дорогу себе не выбирает и ступает туда, куда ее направляет человек. И сбив копыто, лошадь уже не может выполнять свои функции, навязанные ей людьми.

Подковы нужны, чтобы быстро передвигаться на дальние расстояния, ведь при таких условиях копыта стираются быстрее, чем растут.

А груз, который приходится везти лошади? Это же требует усилий. Дорога же бывает разной. И для того, чтобы роговой слой на копытах в процессе эксплуатации лошади не стачивался до мяса, после чего лошадь начинала хромать, не могла нести всадника или везти груженую повозку, и была придумана подкова.

А еще подкованное копыто меньше скользит.

Словом, от наличия на копыте подковы зависит и здоровье лошади, и ее быстрота, равно, как и работоспособность.

Подковы бывают разными. Это зависит от местности, в которой живут и работают лошади, и от времени года. Например, зимние подковы, как и шины у автомобиля, имеют шипы, дабы лошадь не скользила и, неровен час, не упала, поскользнувшись, вместе с всадником.

Делаются подковы из стали или алюминия (иногда из резины и пластика) и прибиваются к копыту специальными гвоздями. Это для лошади не столько больно, сколько неприятно. Но – что делать? – такова лошадиная судьба.

Словом, без подковы нынешней лошади – никуда. Особенно в городах с асфальтовым покрытием.

А еще подковы лошади нужны для того, чтобы их терять. И дарить нашедшему их счастье...