Законодательные основы регулирования сферы физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт Сфера физической культуры и спорта является

Отраслевая структура народного хозяйства характеризуется перечнем отраслей, отдельных производств и видов деятельности, выделившихся в экономике страны на основе общественного разделения труда. Все предприятия и учреждения народного хозяйства нашей страны, в зависимости от выполняемых ими функций, сведены в отрасли.

Отрасль – это совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов, профессиональных навыков работающих и удовлетворяемых потребностей.

Отрасль предполагает объединение функционирующих в ней предприятий (организаций) и их отраслевое обособление на основе единого органа управления.

Согласно ОКОНХ, все отрасли экономики объединены в две сферы - производственную (материальное производство) и непроизводственную (нематериальное производство).

Производственная сфера представляет собой совокупность отраслей материального производства, имеющих конечным результатом своей деятельности некий материальный продукт.

Непроизводственная сфера – это комплекс отраслей, не производящих, как правило, непосредственно осязаемых материальных ценностей. В большинстве случаев это отрасли, связанные с удовлетворением нематериальных потребностей людей посредством предоставления разнообразных услуг: ЖКХ, бытовое обслуживание, здравоохранение, народное образование, культура, искусство, наука, ФКиС.

Физическая культура и спорт - одна из сфер общественной деятельности. Физическая культура и спорт, как отрасль народного хозяйства, представляет собой систему предприятий, учрежде­ний и организаций, осуществляющих деятельность, направлен­ную на обеспечение всестороннего физического совершенство­вания человека.

Какое же место занимают физическая культура спорт в системе общественного производства и в отраслевой структуре народного хозяйства?

Физическую культуру и спорт следует отнести к нематери­альному производству. Пользуясь плодами материального про­изводства (спортсооружения, инвентарь, одежда), физическая культура производит свою специфическую продукцию - спортив­ные услуги, расширяя фонд личного потребления общества.

Физическая культура и спорт располагают своими специ­фическими элементами производства. Это, во-первых, средства труда: спортивные сооружения, их оборудование, спортивный инвентарь (в процессе оказания спортивных услуг используются специальные материальные средства: спортивные сооружения, инвентарь, одежда, обувь и другое имущество, то есть всё то, что составляет материально-техническую базу физической культуры и спорта);

во-вторых, труд физкультурных работников (занятия физической культурой и спортом предназначены для личного потребления. При этом возникают услуги в их чистом виде, что связано с деятельностью по обслуживанию личного потребления. Оказывают эти услуги не сами потребители (физкультурники, спортсмены ), а специальные лица, физкультурные работники, для которых спортивные услуги являются производственной, трудовой деятельностью.

в-тре­тьих, предмет труда физкультурников и спортсменов (результаты).

Физическая культура и спорт – отрасль народного хозяйства, основной экономической функцией которой является производство спортивных услуг.

Инфраструктура физической культуры и спорта

Деятельность инфраструктуры физической культуры и спорта должна обеспечивать качественную сторону учебно-тренировочных процессов и направлена на предоставления комплекса услуг, создающих основу физического и культурного развития населения.

Физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения - здания, сооружения, оборудованные площадки и помещения, оснащённые специальными техническими средствами и предназначенные для физкультурно- оздоровительных, спортивных услуг, спортивно- зрелищных мероприятий, а также для организации физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга.

По назначению сооружения инфраструктуры физической культуры и спорта подразделяются на спортивно-зрелищные (демонстрационные), учебно-тренировочные и физкультурно-оздоровительные.

По условиям занятий сооружения инфраструктуры физической культуры и спорта делятся на открытые и крытые, по своему составу - на отдельные, т. е. предназначенные для одного или нескольких видов спорта (например, универсальные залы для гимнастики и спортивных игр), и комплексные, т. е. состоящие из нескольких сооружений, специализированных по различным видам спорта и размещенных на общей территории. К отдельным открытым сооружениям относятся поля и площадки для спортивных игр и лёгкой атлетики, катки, бассейны, гребные каналы, лыжные и санные трассы, трамплины, велотреки, стрельбища и т. д., к комплексным открытым сооружениям - стадионы со спортивными аренами и площадками для др. видов спорта, конноспортивные базы и т. д. Крытые отдельные спортивные сооружения включают залы для занятий различными видами спорта, манежи для лёгкой атлетики и спортивных игр, крытые катки, корты, бассейны и т. д.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения муниципальных образований обеспечение условий для развития массовой физической культуры и спорта и организацию проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на соответствующих территориях. В целях решения вопросов местного значения к полномочиям органов местного самоуправления относятся:

1) определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта;

2) популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения;

3) организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан;



4) утверждение и реализация календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;

5) организация медицинского обеспечения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;

6) содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

7) утверждение порядка формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, их обеспечение;

8) участие в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд РФ и спортивных сборных команд соответствующего субъекта РФ, проводимых на территориях муниципальных образований;

9) оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований;

10) осуществление иных установленных в соответствии с законодательством РФ и уставами муниципальных образований полномочий.

На муниципальном уровне регулирование вопросов развития физической культуры и спорта осуществляет соответствующее струк­турное подразделение (управление, отдел, комитет и т. д.) админи­страции, которое совместно с другими (в области образования, здра­воохранения и др.) регулирует деятельность следующих учреждений и организаций:

¾ спортивных клубов, коллективов физической культуры, дей­ствующих на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях; иных организаций независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;

¾ детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских клу­бов физической подготовки, детско-юношеских спортивно-тех­нических школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва;

¾ образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм;

¾ муниципальных физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.

На территории муниципального образования могут создаваться и действовать физкультурно-спортивные объединения . К ним относятся: физкультурно-спортивные общества профессиональных союзов, федерации (клубы, союзы и ассоциации) по различным видам спорта. Физкультурно-спортивная организация – одна из организационно- правовых форм физкультурно-спортивного объединения, созданная на основе членства в целях совместной деятельности по проведению физкультурно-оздоровительной и спортивной работы и достижения своих уставных целей. Физкультурно-спортивные организации участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов.

Органы местного самоуправления совместно с физкультурно- спортивными объединениями инвалидов участвуют в организацииоздоровительной работы с инвалидами, проведении с ними физкуль­турно-оздоровительных и спортивных мероприятий, подготовке спор­тсменов-инвалидов и обеспечении направления их на всероссийские и международные соревнования.

Организация занятий физической культурой и спортом в системе непрерывной реабилитации инвалидов, в том числе детей с отклонениями в физическом развитии, их методическое, медицинское обеспечение и врачебный контроль осуществляются образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социальной защиты и организациями физической культуры и спорта в соответствии с законодательством РФ.

В рамках молодежной политики органы местного самоуправления участвуют в организации физкультурно-оздоровительной работы с мо­лодежью, способствуют ее привлечению к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целях формирования здорового об­раза жизни, осуществляют мероприятия по профилактике правонару­шений, совершаемых молодежью, совместно с физкультурно-спортивными организациями проводят массовые спортивные соревнования и спартакиады; создают с участием молодежных, детских и других орга­низаций физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы, в том числе оборонно-спортивные клубы.

Занятия физической культурой и спортом, как никакой другой вид деятельности, оказывают огромное, часто решающее влияние на становление личности, ее гармоничное развитие, являются поистине мощным средством гражданско-патриотического воспитания, формирования здорового образа жизни, без которых не обеспечить ни безопасности страны, ни ее экономического процветания.

Создание условий для привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом - является важнейшей задачей Департамента физической культуры и спорта.

Анализ деятельности органов власти г. Москва в сфере физической культуры и спорта позволяет выявить ряд недостатков, мешающих всестороннему и эффективному развитию этой отрасли.

Одной из важнейших проблем является тот факт, что при разработке целевых программ власти города зачастую в качестве целевой группы выбирают лишь молодежь и детей, при этом забывают о других категориях населения (пожилое граждане, лица с ограниченными возможностями здоровья и др.). Так, мероприятия ГЦП "Спортивный город", в основном, рассчитаны на молодое поколение, в связи с чем многие функции по реализации мероприятий Программы переданы Главному управлению образования и Комитету по делам молодежи.

Проведем оценку Программы по нескольким критериям:

  • - Проблемы;
  • - Цель;
  • - Сроки действия и этапы;
  • - План мероприятий;
  • - Софинансирование;
  • - Оценка результативности.

Проблема. В качестве главных проблем, предлагаемых для решения программно-целевым методом, приводятся недостаточное бюджетное финансирование отрасли физической культуры и спорта, слабое развитие материально-технической базы спорта, нехватка квалифицированных кадров, низкий уровень пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

Заявленные проблемы по большей части подтверждаются либо устаревшими статистическими данными, либо не подтверждаются вообще. Так, при оценке бюджетных вложений приводятся данные 2003 г. и оцениваются расходы бюджета Российской Федерации, а не г. Москва. При описании кадровой проблемы не приводятся данные о фактической численности и уровне квалификации тренерского и педагогического состава на момент принятия Программы, отсутствуют показатели фактической и нормативной обеспеченности населения специалистами. Называя проводимую работу по привлечению населения к занятиям физкультурой и спортом недостаточно активной, разработчики программы не предоставляют информации о том, какую работу следует считать удовлетворительной.

Обоснование необходимости решения проблем программно-целевым методом присутствует (комплексный подход, распределение полномочий и ответственности среди исполнителей мероприятий Программы), однако отдельные направления требуют постоянного, а не краткосрочного, внимания со стороны органов управления (например, работа по привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом).

Цель. Главная цель Программы сформулирована крайне нечетко и представляет собой не описание желаемого видения состояния объекта, а перечень функций органов управления в сфере физической культуры и спорта. Всеобъемлемость цели затрудняет проведение соответствия ее заявленным проблемам. Верифицируемость достижения цели невозможна ввиду ее размытости. Формулировки типа "создание условий…", "популяризация…" не позволяют провести квантификацию цели и подтвердить факт ее достижения. Из девяти приведенных задач ни одна не является измеримой, таким образом, контролировать их выполнение не представляется возможным.

Проведем соответствие задач Программы главным целям и представим результат в Таблице 3.

Как видно из Таблицы, не все задачи соответствуют главным целям Программы. Более того, некоторые задачи объективно являются целями более высокого уровня по отношению к главным целям Программы. Так, согласно Программе, цель "Создание условий для привлечения населения к занятиям физической культуры и спортом" требует решения задачи "Вовлечение населения в активные занятия физической культурой и спортом". Противоречие состоит в том, что декларируемая цель значительно уже представленной задачи, то есть для вовлечения населения в активные занятия физической культурой и спортом следует создать необходимые условия. Другой пример: популяризация массового спорта ставит своей целью повышение интереса населения к занятиям физической культурой и спортом, а не наоборот.

Что касается соответствия целей и задач заявленным проблемам, то здесь стоит отметить, что цели и задачи Программы не предусматривают решение кадровой проблемы.

Таблица 3 - Сопоставление целей и задач ГЦП "Спортивный город"

Цель Программы

Задачи Программы

Создание условий в г. Москва для привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом

Обеспечение доступности занятий спортом для различных категорий граждан;

Обеспечение высокого качества спортивных услуг;

Планирование деятельности и развитие детско-юношеского и молодежного спорта, создание условий для достижения высоких спортивных результатов.

Развитие и укрепление материально-технической базы спорта г. Москва

Улучшение материально-технической базы спорта;

Развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства.

Популяризация массового спорта

Популяризация массового спорта, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни;

Организация пропаганды физической культуры и спорта.

Задачи, не соответствующие поставленным целям

Вовлечение населения в активные занятия физической культурой и спортом;

Популяризация профессионального спорта;

Повышение интереса различных категорий граждан к занятиям физической культурой и спортом.

Сроки действия и этапы Программы. Срок реализация Программы рассчитан на три года и разделен на четыре этапа. В качестве индикативных показателей реализации этапов выступают ежегодный рост численности занимающихся физической культурой и спортом, ежегодное увеличение специалистов высшей квалификации, работающих в данной отрасли, строительство не менее двух новых спортивных объектов в год, увеличение объема инвестиций в отрасль, ежегодное увеличение спортсменов-разрядников. Однако, в связи с тем, что отсутствуют стартовые показатели, оценка промежуточных итогов затруднена.

Тот факт, что реализация ГЦП "Спортивный город" началась спустя год после завершения ГЦП "Развитие физической культуры и спорта в г. Москва в 2003-2006 гг." говорит о необходимости разработки долгосрочной целевой программы развития физической культуры и спорта.

План мероприятий. Программа предусматривает реализацию 44 мероприятий, выполнение которых планируется ежегодно. По содержанию мероприятия лишь частично призваны решить заявленные проблемы и не в полной мере соответствуют поставленным целям. Например, в числе задач Программы предусмотрено обеспечение доступности занятий спортом для различных категорий граждан, однако, как уже отмечалось, под различными категориями граждан подразумеваются дети и молодежь. Проведение спартакиад планируется лишь среди работников районных администраций и муниципальных спортивных учреждений, в то время, как работники остальных сфер остаются не вовлеченными в это мероприятие.

Возникают вопросы и по поводу финансирования этих мероприятий. Так, проведение спартакиад планируется ежегодно, а средства на их проведение выделяются лишь в первые два года реализации Программы. То же самое можно сказать и по поводу финансирования команд мастеров по игровым видам спорта, финансирования спортивно-массовых мероприятий в ДЮСШ, СДЮШОР, МОУДО "НЦВСМ", спортивных секциях и кружках по месту жительства и др.

Несмотря на всеобъемлющую формулировку цели, очевидно, что реализация Программы направлена на развитие массового спорта. Таким образом, мероприятия, направленные на совершенствование подготовки спортивного резерва и спортсменов высшей квалификации, не соответствуют ни обозначенным проблемам, ни провозглашаемым целям.

Софинансирование. На финансирование Программы, как уже отмечалось ранее, помимо средств городского бюджета, планируется привлечение внебюджетных источников, однако эти источники не определены. В связи с тем, что г. Москва был включен в федеральную целевую программу по развитию физической культуры и спорта, на реализацию отдельных мероприятий на условиях софинансирования выделены средства из федерального бюджета, доля этих средств в общем объеме финансирования Программы не указана.

Оценка результативности. Методика оценки эффективности Программы отсутствует. В разделе "Оценка эффективности и ожидаемые результаты реализации Программы" представлены двенадцать ожидаемых результатов, однако в большинстве случаев оценка этих результатов невозможна, поскольку большая часть из них не является измеримой (пример - "совершенствование учебно-методического, информационного и кадрового обеспечения деятельности отрасли физической культуры и спорта"). Оценка же остальных результатов осуществляется по формуле "не менее, чем…", однако ввиду отсутствия начальных показателей, ее проведение становится крайне затруднительным.

Стоит отметить также, ожидаемые результаты не в полной мере соответствуют целям и задачам Программы. Так, например, нет показателя результата, соответствующего задаче "Повышение интересов различных категорий граждан к занятиям физической культуры и спорта".

К числу немаловажных проблем относится и то, что власти города зачастую отождествляют понятия "массовый спорт" и "профессиональный спорт", функции которых заметно различаются. Этот недостаток нашел отражение и в ГЦП "Спортивный город". Как видно из формулировки цели Программы, реализация ее направлена на развитие массового спорта, однако в календарном плане необоснованно всплывают мероприятия по увеличению количества и повышению качества спортивного резерва, совершенствованию подготовки спортсменов высшей квалификации.

ГЛАВА 4. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Физическая культура и спорт как отрасль непроизводственной сферы.

С экономической точки зрения физическую культуру и спорт правомерно рассматривать как вид общественно полезной деятельности по оказанию разнообразных услуг, относящейся к непроизводственной сфере и потому не участвующей в создании материального продукта.

Производство и предоставление услуг, удовлетворяющих различные потребности населения, предполагают обеспечение этой деятельности целым рядом условий материально-технического, организационного и кадрового характера, а именно: развитие сети физкультурно-спортивных сооружений и организацию обслуживания их посетителей во время учебно-тренировочных занятий, спортивных соревнований и зрелищных мероприятий; профессиональную подготовку кадров; проведение научно-исследовательской работы; производство и реализацию спортивных товаров; ремонт и прокат спортивного инвентаря и др.

Названные виды деятельности обеспечиваются предприятиями (организациями), отличающимися принадлежностью к разным сферам народного хозяйства и направленностью своей основной деятельности. Их интегрированное функционирование как хозяйственного комплекса с единым координирующим органом управления объективно оправдано тем, что они вместе на основе взаимозависимости удовлетворяют одни и те же потребности людей в занятиях физическими упражнениями и видами спорта. Именно это является одним из важнейших оснований утверждать, что физическая культура и спорт сформировались в отрасль народного хозяйства.

Отрасль это совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов, профессиональных навыков работающих и удовлетворяемых потребностей.

В каждой отрасли народного хозяйства проявляются экономические отношения, характерные в целом для конкретной страны. Методологической основой для их анализа является общая экономическая теория, предметом которой, как известно, является проблема повышения эффективности используемых ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.

Применительно к отрасли «физическая культура и спорт» она находит проявление, например, в следующих вопросах: как повысить конкурентоспособность физкультурно-спортивной организации; как наиболее эффективно использовать сеть физкультурно-спортивных сооружений и каждое из них в отдельности; как реализовать большее количество абонементов для занятий в физкультурно-оздоровительных группах, билетов на спортивные соревнования и др.

Таким образом, предметом экономики физической культуры и спорта как научной дисциплины является проблема выбора наиболее рациональных способов потребления ресурсов (факторов производства) для расширения рынка производимых услуг, максимального приближения их ассортимента и качества к потребительским запросам. Решение этой комплексной проблемы предполагает кроме использования чисто экономических инструментов разработку моделей управления и организации производства, применение социально-психологических методов стимулирования работников, системы маркетинговых средств, продвигающих услуги и товары к потребителям, и др.

В понимании предмета отраслевой экономики обнаруживается взаимосвязь двух основных разделов экономической теории – макроэкономики и микроэкономики.

Макроэкономика исследует экономику как целое, а также важнейшие ее секторы (государственный сектор, бизнес, домохозяйства, промышленность, сельское хозяйство, финансовый и страховой рынки, потребительский рынок и т.д.) с использованием макроэкономических показателей.

Микроэкономика изучает относительно маломасштабные экономические процессы, субъекты, явления. В центре ее внимания находятся конкретные производители и потребители: их решения по поводу объемов производства, продаж покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли.

Очевидно, что выбор оптимальных решение на микроуровне зависит не только от возможностей конкретных физкультурно-спортивных организаций, но и от макроэкономических параметров. Для производителей услуг (товаров) в отрасли «физическая культура и спорт» это предполагает всесторонний анализ факторов, влияющих на спрос и предложение их продукции. Так, например, прогнозируя спрос и выдвигая предложения, нужно исходить из того, насколько значительное место в иерархии потребностей человека занимает потребность проводить досуг в секциях и клубах, заниматься туризмом, посещать зрелищные спортивные мероприятия, что отражает микроэкономический уровень анализа. Но в то же время складывающийся на рынке уровень цен, номинальные доходы, система льгот для определенных категорий населения, т.е. общеэкономические (макроэкономические) параметры, могут изменить тенденции микроэкономических спросоообразующих факторов, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Таким образом, экономика физической культуры и спорта как научная дисциплина, рассматривая экономические отношения общества в их конкретных проявлениях применительно к практическим задачам отрасли, реализует важнейшее назначение этой науки – разрабатывать научно обоснованные рекомендации, способствующие более эффективному производству разнообразных услуг.

4.2. Продукт отрасли «Физическая культура и спорт».

Результатом хозяйственной деятельности в любой отрасли народного хозяйства является производство определенного продукта.

Продукт это итог человеческого труда, хозяйственной деятельности, воплощенный в материально-вещественной форме (материальный продукт), в духовной, информационной форме (интеллектуальный продукт) либо в виде выполненных работ и услуг.

Производство материального продукта характерно для отраслей производственной сферы, интеллектуального продукта, а также работ и услуг – для отраслей непроизводственной сферы. Продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме, т.е. материальный и интеллектуальный продукт, выступающий как объект купли-продажи, называется товаром .

Необходимо иметь в виду, что в отрасли «физическая культура и спорт» существуют предприятия по производству спортивных товаров. Однако физическая культура и спорт является одной из отраслей непроизводственной сферы, результатом труда в которой выступают услуги.

Услуга представляет собой специфический продукт труда, который не приобретает вещной формы и потребительская стоимость которого, в отличие от овеществленного продукта (товара), заключается в полезном эффекте живого труда, который может быть объектом купли-продажи, предметом потребления.

Последствия потребления услуг отрасли «физическая культура и спорт» могут иметь материальный и долговременный характер в виде повышения уровня здоровья, физической подготовленности и т.п. Эффект от потребления услуг зависит не только от условий их производства, но и от условий потребления. Так, например, уровень физической подготовленности учащегося определяется не только квалификацией педагога и длительностью занятий физическими упражнениями и видами спорта, но и способностями самого занимающегося. Поэтому полезный эффект услуги является результатом совместных усилий ее производителя и потребителя.

Развитие процессов индивидуализации массовой продукции материального производства в условиях рыночных отношений приводит к взаимопроникновению сфер материального и нематериального производства. Следствием этого является разграничение услуг на два больших класса. Введенный впервые в действие в 1994 г. Государственный стандарт Российской Федерации «Услуги населению» подразделяет услуги, оказываемые населению, по их функциональному назначению на материальные и социально-культурные (нематериальные).

Материальная услуга – это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг.

В отрасли «физическая культура и спорт» к материальным услугам могут быть отнесены, например, ремонт спортивных товаров, индивидуальное производство спортивного инвентаря для спортсменов высокого класса, прокат спортивного оборудования и т.п. В данном случае результатом производства и объектом потребления является материальная вещь – крайне индивидуализированный товар спортивного назначения. В связи с этим материальная услуга фактически находится на стыке сферы нематериального и материального производства.

Социально-культурная услуга – это услуга по удовлетворения духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя.

Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства и др. Подавляющее большинство услуг, производимых и потребляемых в отрасли «физическая культура и спорт», относятся именно к социально-культурным услугам.

Спектр социально-культурных услуг отрасли «физическая культура и спорт» можно классифицировать с использованием различных оснований:

по форме распределения общественных фондов потребления выделяют бесплатные (урок физической культуры в школе и т.п.) и платные (занятия в коммерческом физкультурно-оздоровительном центре и т.п.) услуги;

по мотивам производства услуги могут быть коммерческими (получение производителями прибыли) либо некоммерческими (выполнение производителем социально важных функций);

по форме потребления социально-культурные услуги подразделяются на индивидуальные (самостоятельные занятия физическими упражнениями и видами спорта и т.п.) и массовые (коллективные занятия физическими упражнениями и видами спорта в секциях и т.п.);

по мотивам потребления различают услуги личного характера (занятия спортом конкретного лица) и деловые (аренда спортивных сооружений для проведения соревнований);

по характеру потребности, для удовлетворения которой предназначены те или иные услуги, их можно классифицировать на: физкультурно-оздоровительные, зрелищные, консультационные, образовательные, дополнительного образования, посреднические, коммерческие;

по степени важности для потребителя услуги подразделяются на основные (активные занятия физическими упражнениями и видами спорта на базе научно обоснованных методик, регламентированного времени занятий и т.п.), дополнительные (пассивное оздоровление) и сопутствующие (обеспечение вспомогательного обслуживания в виде предоставления специализированного питания, камер хранения, автостоянок и т.п.).

Важной составной частью государственной социально-экономической политики является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта.

Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта - оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.

Успешное решение поставленных задач в области физической культуры и спорта невозможно без создания необходимой законодательной и нормативной правовой базы. В течение длительного времени на федеральном уровне отсутствовало комплексное законодательное регулирование физической культуры и спорта. Алексеев С.В. Спортивное право России. М.: Юнити, 2011. С.20.

Федеральный закон от 29.04.1999 №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» носил декларативный характер, в нем имелись внутренние несоответствия. Со времени его введения был накоплен определенный опыт применения установленных им норм, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области физической культуры и спорта.

В связи с тем, что за последнее десятилетие произошли существенные изменения в бюджетном законодательстве, законодательстве о разграничении полномочий, о труде, в том числе в области физической культуры и спорта, возникла необходимость в подготовке новой редакции указанного федерального закона и иных законодательных актов.

За последние годы в развитии законодательства в области физической культуры и спорта произошли серьезные изменения.

30 марта 2008 года вступил в силу новый Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - федеральный закон). Федеральный закон является второй редакцией и третьим по счету законом в истории становления спортивного законодательства в России и направлен на совершенствование государственного регулирования и создание современной законодательной базы в области физической культуры и спорта, соответствующей новому уровню социально-экономического развития. Новости Российского законодательства в сфере физической культуры и спорта. Чиновник. 2011. №5. С. 20.

Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации.

Данный федеральный закон содержит новые подходы к регулированию отношений в области физической культуры и спорта по созданию необходимых условий для развития физической культуры и спорта, физического воспитания населения, подготовки спортивного резерва и сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта для их успешного выступления на международных соревнованиях, в том числе Олимпийских играх.

Федеральный закон подготовлен в соответствии с Конституцией РФ и законами Российской Федерации и направлен на реализацию части 2 статьи 41 Конституции РФ, которой установлено, что в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая развитию физической культуры и спорта, а также статьи 72 Конституции РФ, в соответствии с которой общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В федеральном законе существенно расширен и уточнен понятийный аппарат, распределены компетенции и зоны ответственности между государством и самоуправляемыми спортивными организациями, созданы экономические и организационные условия для развития как спорта высших достижений, так и массового спорта.

Так, федеральный закон включает в себя:

Систему терминов спортивного законодательства, многие из которых впервые раскрыты на уровне закона (объекты спорта, организатор спортивного мероприятия, спортивная дисквалификация, спортивная федерация, тренер, подготовка спортивного резерва и др.);

Систему принципов спортивного законодательства, обеспечивающих право каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту, запрет дискриминации и насилия в этой области, безопасность жизни и здоровья спортсменов и зрителей;

Перечень субъектов физической культуры и спорта, включающий физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные и спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, оборонные спортивно-технические организации, а также общественно-государственные организации, обеспечивающие проведение соревнований по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта. Кроме этого, к субъектам отнесены образовательные и научные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, и другие организации. Кроме того, в законе разграничены полномочия между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления в области физической культуры и спорта; значительно уточнен правовой статус Олимпийского комитета России, Паралимпийского комитета России, Сурдлимпийского комитета России, Специальной олимпиады России. Предусматривается реализация их уставных задач и программ развития физической культуры за счет собственных источников финансирования, в том числе за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, а также за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке.

Предусматривается деятельность общественного объединения - спортивной федерации. Это созданная на основе членства организация, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд. Спортивные федерации могут быть местными, региональными и общероссийскими. Устанавливаются особенности создания, государственной регистрации и реорганизации спортивных федераций, их права и обязанности, а также требования к содержанию уставов. Так, общероссийские спортивные федерации в установленном настоящим федеральным законом порядке вправе организовывать и проводить чемпионаты, первенства и кубки России в соответствующем виде спорта; осуществлять формирование, подготовку и направление спортивных сборных команд Российской Федерации для участия в международных соревнованиях; разрабатывать с учетом правил, утвержденных международными спортивными федерациями, правила соответствующих видов спорта, а также утверждать нормы, устанавливающие права и обязанности, в том числе спортивные санкции, для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта и др. Новости Российского законодательства в сфере физической культуры и спорта. Чиновник. 2011. №5. С. 21.

Федеральным законом установлены и урегулированы права и обязанности организатора соревнования, а именно: права на телетрансляцию спортивных мероприятий и коммерческие права как важная составляющая ресурсов для развития спорта, в том числе профессионального и детско-юношеского.

В федеральном законе закрепляются такие институты государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта, как признание видов спорта и спортивных дисциплин, Всероссийский реестр видов спорта, Единая всероссийская спортивная классификация, Единый календарный план всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, которые вместе образуют стройную систему.

Разработаны соответствующие юридические нормы, регулирующие основополагающие правоотношения в сфере физической культуры и спорта. В частности, к таковым относятся нормы, регулирующие:

Деятельность в спорте высших достижений, в системе подготовки спортивного резерва по формированию и функционированию сборных команд Российской Федерации;

Взаимоотношения спортсмена и физкультурно-спортивной организации;

Организацию физической культуры и спорта в системе образования, физической подготовки в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и иные специальные виды службы, по месту работы, жительства и отдыха населения, развитие физической культуры и спорта среди инвалидов;

Деятельность, направленную на создание и укрепление материально-технической базы, совершенствование образовательного и медицинского обеспечения физической культуры и спорта. Федеральным законом предусмотрено введение с 1 января 2009 года спортивного паспорта, который является документом единого образца, удостоверяющим принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации и спортивную квалификацию спортсмена. Спортивный паспорт содержит следующие сведения о спортсмене: фамилию, имя, отчество; дату рождения; принадлежность к физкультурно-спортивной организации; выбранные виды спорта и спортивные дисциплины; сведения о присвоении спортивных разрядов и званий; сведения о подтверждении выполнения норм и требований, необходимых для присвоения спортивных разрядов; отметку о прохождении спортсменом медицинских осмотров; результаты, достигнутые на спортивных соревнованиях; сведения о дисквалификации; сведения о государственных наградах и иных формах поощрения и другие данные. Осуществление полномочий по оформлению и ведению спортивных паспортов передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ. Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Введен раздел, посвященный подготовке спортивного резерва, впервые установлены права и обязанности спортсмена, а также меры по противодействию использования допинговых средств и методов в спорте. Новости Российского законодательства в сфере физической культуры и спорта. Чиновник. 2011. №5. С. 23.

Правительству Российской Федерации и Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ предстоит разработать и принять перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации указанного федерального закона.