Акробатика: виды, польза, противопоказания. акробатика для детей и взрослых. Легкие акробатические упражнения для начинающих: характеристика, виды и техника выполнения. Основополагающими компонентами тренировок являются

Общеизвестно, что занятия спортом являются залогом поддержания хорошей физической формы и укрепления здоровья человека. За тысячелетия человечеством были изобретены десятки и сотни вариантов физических тренировок, соревнований и форм занятий спортом не только в качестве соревновательных дисциплин, а и для укрепления здоровья в профилактических целях.

Одним из самых популярных и эффективных видов двигательной активности для укрепления общего состояния здоровья является именно гимнастика.

Гимнастика (с греческого «gymnastike», от «gymnazo» — тренирую, упражняю) – это система специально подобранных физических упражнений, оказывающих на организм человека комплексное воздействие, развивающее его физические возможности.

Для каждого человека, не зависимо от возраста и пола, есть подходящий вид гимнастики.

К популярным спортивным видам гимнастики относятся: спортивная, художественная, акробатическая, эстетическая, командная, аэробическая. Общеизвестно, что занятия спортом являются залогом поддержания хорошей физической формы и укрепления здоровья.

За тысячелетия человечеством были изобретены десятки и сотни вариантов соревнований, дисциплин и форм занятий спортом. Одним из таких видов двигательной активности является гимнастика.

Понятие гимнастики объединяет в себе многообразие физических упражнений, способствующих развитию либо совершенствованию уже имеющихся двигательных навыков у занимающихся.

Отличительная черта гимнастики от других видов спорта - ее разностороннее и гармоничное воздействие на организм и тело человека.

Гимнастические упражнения охватывают все звенья опорно-двигательного аппарата, равномерно развивают мускулатуру и совершенствуют координацию. При этом гимнастика влияет не только на физическое состояние человека, но и формирует определенные морально-волевые качества.

Она считается одним из важнейших компонентов приобщения населения к спорту. Гимнастику можно встретить в школах и детских садах, ею занимаются дома и в фитнес-центрах, применяют на производственных предприятиях и в медицине.

Многообразие гимнастических упражнений вызвало необходимость систематизировать виды гимнастики, что и было сделано на Всесоюзной конференции в 1984 г.

В целом все направления гимнастики объединены в несколько больших групп:

  • оздоровительная гимнастика, разновидности которой направлены на укрепление здоровья человека (существующая классификация насчитывает их более 30);
  • спортивная гимнастика, которая, по сути, является профессиональным спортом;
  • образовательно-развивающие виды, которые преследуют не только оздоровительные цели, но и воспитательно-обучающие.

Оздоровительная гимнастика

Оздоровительная гимнастика - это одна из форм занятия физкультурой, которая, как правило, не требует хорошей физической подготовки и направлена на общее оздоровление человека , улучшение текущего состояния организма, повышения работоспособности и уровня качества жизни.


Для занятий оздоровительной гимнастикой не требуется специальной физической подготовки.

Некоторые виды оздоровительной гимнастики уже давно получили заслуженное признание, другие только набирают популярность в последние несколько десятков лет.

Утренняя гимнастика (зарядка)

Зарядка подразумевает под собой набор несложных упражнений, направленных на активизацию физиологических процессов в организме после пробуждения.

Основные движения:

  • повороты и наклоны головы;
  • вращательные движения плечами и туловищем;
  • махи руками и ногами и пр.

Комплекс упражнений продолжительностью 15-20 минут обеспечивает заряд бодрости и положительного настроения на целый день.


Утренняя зарядка должна начинаться с вращений и наклонов головы.

Научно доказано, что утренняя зарядка благотворно воздействует на все органы и системы жизнедеятельности человека:

  • стимулирует кровообращение и обмен веществ;
  • оптимизирует работу сердца и органов дыхания;
  • развивает мышцы и суставы;
  • укрепляет иммунитет и пр.

Вводная гимнастика

Вводная гимнастика - это небольшие комплексы упражнений, которые нашли свое применение на предприятиях и в организациях перед началом рабочего дня. Их задача обеспечить быстрое вхождение человека в трудовую деятельность .


Вводная гимнастика проводится на производствах перед началом работы.

Поэтому все упражнения по своему содержанию и направленности максимально приближены к действиям, выполняемым в процессе работы. Как закономерный результат - повышается работоспособность персонала.

В целом, используются такие упражнения как:

  • шаги и бег на месте;
  • различного рода движения руками и туловищем;
  • упражнения на растяжку мышц;
  • упражнения способствующие улучшению концентрации внимания и др.

Длительность гимнастики 5-7 минут. Форма проведения: коллективно или индивидуально.

Физкультура (физкультминутки в учебных заведениях)

Физкультминутки - это разновидность гимнастических упражнений, которые применяются в образовательных учреждениях (главным образом в начальных классах и в дошкольных учебных заведениях). Физкультминутки, как правило, состоят из 3-4 специальных упражнений. Их длительность не превышает 1,5-2 мин.

Форма проведения может быть:

  • танцевальная;
  • спортивная;
  • двигательно - речевая;
  • разминки для пальцев рук или для глаз;
  • упражнения на дыхание.

Физкультминутки зарекомендовали себя как действенный способ поддержания работоспособности учащихся. Отмечается, что их проведение позволяет расслабить нервную систему и скелетные мышцы , находящиеся в напряжении от продолжительного сидения за партой.


Физкультминутка помогает улучшить умственную и физическую работоспособность учащихся.

Кроме того, физкультминутки обеспечивают необходимый отдых для глаз и органов слуха. И в конечном итоге они помогают учащимся преодолеть усталость и сонливость, расслабиться психически.

Гигиеническая гимнастика

Задача гигиенической гимнастики - обеспечить поддержание организма человека в максимально здоровом состоянии. Отличительная черта от других разновидностей гимнастики в сочетании физических упражнений с элементами закаливания и гигиеническими составляющими (контроль температуры окружающей среды, форма одежды и обуви, соблюдение гигиены и ряд др.).


Не зависимо от вида гигиенической гимнастики, выполнять упражнения можно в любом возрасте и при любой физической подготовке.

Помимо общеукрепляющих занятий используются упражнения на растяжку. Никаких подручных средств не требуется.

По сути понятие гигиенической гимнастики объединяет в себе такие виды, как:

  • утренняя гимнастика (зарядка);
  • гимнастика в режиме рабочего дня (вводная, физкультминутки);
  • вечерняя гимнастика (перед сном).

Гигиеническая гимнастика подходит для людей любого возраста и разного уровня подготовки.

Ритмическая гимнастика

Ритмическая гимнастика (ритмика) - занятия физкультурой в танцевальной форме. Применяемые упражнения несложные, но эффективные, т. к. охватывают все группы мышц. Их темп, форма и интенсивность зависят от музыки. Характерными движениями являются: сгибания и разгибания, повороты и вращения, махи ногами и руками, бег, прыжки, подскоки и др.


Ритмическая гимнастика — это несложная комбинация упражнений, которые выполняются, исключительно, под ритмичную музыку.

Регулярные занятия благотворно влияют на работу сердца и легких , укрепляют мышцы, развивают выносливость и чувство ритма. С эмоциональной точки зрения ритмическая гимнастика улучшает настроение, снимает чувство напряженности и добавляет жизненного тонуса.

Лечебная гимнастика

Предназначена для реабилитации больных, имеющих неврологические и кардиологические проблемы, травмы различного характера и происхождения и др.


Лечебная гимнастика выполняется под полным контролем лечащего врача.

Все упражнения лечебной гимнастики выполняются в статике , то есть, как правило, делаются медленно и под напряжением. Их действие направлено на улучшение работы определенного органа. Лечебная гимнастика часто соединяется с упражнениями на дыхание.

Область применения лечебной гимнастики весьма обширна:

  • травмы и нарушения работы опорно-двигательного аппарата (включая обездвиживание);
  • сколиозы;
  • заболевания неврологического характера и др.

Форма проведения занятий: в группах и индивидуально. Общий курс лечения обычно состоит из 3 этапов: вступительного, основного и заключительного.

Нетрадиционная оздоровительная гимнастика

В последние десятилетия интерес населения все больше вызывают нетрадиционные виды физической активности.


Каждый из разновидностей нетрадиционной оздоровительной гимнастики положительно влияет на общее состояние организма, работу сердца и других органов.

К таким видам гимнастики относятся:

Стретчинг

Стретчинг (гимнастика поз) представляет собой тренировки, способствующие растяжке мышц и связок, за счет чего все тело приобретает большую гибкость. Плюсы стретчинга: помогает сбросить лишний вес, выводит шлаки и токсины из организма, улучшает осанку.

Калланетика

Калланетика - совершенствование собственного тела путем выполнения статических упражнений. Рост нагрузки достигается путем удержания определенной позы в течении все большего времени. Плюсы: снижение веса, развитие мышц, нормализация обмена веществ.

Шейпинг-система

Шейпинг-система - отличительной особенностью является индивидуальный подбор режима тренировок на основе компьютерного тестирования, которое учитывает особенности строения тела.

Шейпинг-система имеет множество подвидов: шейпинг-классик, шейпинг-юни, шейпинг для беременных и др. Плюсы: воздействие на определенные участки тела, снижение веса, возможность сформировать желаемые формы и пропорции тела.

Восточные оздоровительные системы

Восточные оздоровительные системы гимнастики включают в себя различные виды йоги, цигун, цайцзи-цюань и др. учения, родиной которых является Восток. Основная идея этих учений заключается в сочетании психического и физического равновесия.

При этом гармоничное отношение к миру и нормализация эмоционального состояния являются залогом успешного физического развития человека и сохранения его здоровья. Плюсы систем: не только укрепляют тело, но и развивают гармоничное восприятие мира.

Хатха-йога

Хатха-йога - одно из ответвлений индийской йоги, которое представляет собой различные упражнения, направленные в первую очередь на достижение физического совершенства.

Данная практика включает в себя упражнения на дыхание, элементы психорегуляции и самоконтроля, статические позы асан, правильное питание. Считается, что хатха-йога - это базовый стиль йоги, освоив который можно переходить к любым другим методикам. Плюсы: повышается эластичность мышц, выносливость, развивается позитивное отношение к окружающему миру.

Йога – гимнастика умиротворения

Йога - одно из самых популярных направлений физической активности за последние годы. По своей сути это не только система оздоровительных упражнений, но и определенная философская культура, родиной которой является Индия.

В действительности понятие йога объединяет в себе нескольких видов восточной гимнастики .


Основным компонентом йоги является точное выполнение специальных физических поз — асан.

Специалисты насчитывают более двадцати стилей йоги. Но главными компонентами любого направления являются специальные физические позы (асан), дыхательные техники и медитация (или релаксация). Занимаются йогой как индивидуально так и в группах.

Высокая востребованность йоги связана с рядом ее преимуществ по сравнению со многими другими видами занятий физкультуры, а именно:

  • доступность (не требует специального оборудования и тренажерного зала);
  • универсальность (многие позы могут выполнять даже новички);
  • способствует всестороннему развитию человека, в том числе и духовному, снимает эмоциональное напряжение, формирует позитивное мышление.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика - это особый вид упражнений, которые развивают дыхательную мускулатуру. В ее задачи входит укрепление здоровья и борьба с рядом заболеваний, как например, болезни органов дыхания, проблемы с сердечно-сосудистой системой, половые расстройства и др.

Основополагающими компонентами тренировок являются:

  • смена частоты и глубины дыхания;
  • искусственная задержка дыхания;
  • смена направления дыхания (через рот и нос);
  • искусственное сопротивление внешнему потоку и др.

По мнению специалистов при правильном выполнении упражнений дыхательная гимнастика служит прекрасной профилактикой бронхитов и бронхиальной астмы , ринита. Кроме того, упражнения на дыхание снижают стресс, снимают бессонницу, укрепляют мышцы тела.


Правильно выполненная дыхательная гимнастика улучшает кровообращение, развивает дыхательную мускулатуру и способствует угнетению различных заболеваний.

Существует несколько разновидностей дыхательной гимнастики. Среди них: гимнастика йоги, гимнастика Стрельниковой, гимнастика для борьбы с лишним весом и др.

Спортивная гимнастика

Спортивные виды гимнастики требуют высокого уровня подготовки. Тренировки начинают еще в раннем детстве. Спортивные достижения и победы являются главной задачей и мотивацией для тех, кого увлекла спортивная гимнастика. Виды (классификация) включают в себя: акробатическую, художественную, спортивную и командную гимнастики.

Художественная гимнастика

Признается одним из самых ярких, элегантных и запоминающихся видов спорта Выступления спортсменок - это совокупность упражнений и элементов, сопровождаемых музыкой . Для всех движений характерна изящность и пластичность.


Художественная гимнастика предполагает использование спортсменками различных атрибутов. это может быть лента, мяч, обруч и другие.

На соревнованиях мирового класса обязательным является использование различных предметов: лент, мячей, обручей и др. Занятия развивают гибкость , пластичность, грациозность, формируют правильную осанку и походку.

Художественная гимнастика имеет возрастные ограничения. Заниматься ею начинают в 3-5 лет , и, как правило, уже в 14-16 лет большинство спортсменок завершают карьеру и уходят в другие направления. Данный вид спорта относится к числу наиболее доступных, но в нем существуют достаточно высокие требования к внешнему виду спортсменок.

Акробатическая гимнастика

Акробатика - это раздел гимнастики, который состоит из таких упражнений как:

  • прыжковые;
  • силовые;
  • умение держать равновесие;
  • вращение тела с опорой и без и ряд др.

Упражнения выполняются либо на полу, либо с применением специальных снарядов (кольца, брусья, гимнастические бревна). Они бывают динамическими (кувырки, перевороты, сальто) и статическими (стойки, пирамиды).


Чтобы заниматься спортивной акробатикой необходимо иметь специальную физическую подготовку.

В спортивной акробатике выделяют ряд дисциплин:

  • солисты;
  • пары;
  • группы;
  • прыжки на батуте.

Акробатика развивает ловкость, смелость, решительность, силу воли, сноровку, укрепляет опорно-двигательный аппарат, развивает координацию и ориентирование в пространстве.

Спортивная аэробика

Спортивная аэробика - дисциплина, в которой все упражнения выполняются с очень высоким темпом под музыкальное сопровождение. Для всех движений характерна резкость и динамичность.

От спортсмена требуется не только сложность и четкость выполняемых действий, но и артистичность.

Соревнования проводятся как индивидуально, так и в группах. Следует отметить, что спортивная аэробика крайне сложный вид спорта с точки зрения физической нагрузки, которой подвергается гимнаст во время выступления. По отзывам специалистов его работу можно сравнить с бегом на 800м.


Выступления спортивной аэробики отличаются своей четкостью и подвижностью.

Регулярные занятия спортивной аэробикой позволяют поддерживать хорошую физическую форму, положительно влияют на эмоциональное состояние спортсмена, способствуют укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Образовательно-развивающие виды гимнастики

Оказывать не только оздоравливающее действие, но и прививать интерес к спорту, понимать и совершенствовать функциональные возможности организма, вырабатывать самодисциплину призвана образовательно-развивающая гимнастика.

Виды (классификация) включают в себя: учебно-воспитательную, женскую, атлетическую и профессионально-прикладную гимнастики.

Общая учебно-воспитательная гимнастика

Применяется на уроках физкультуры во всех учебных заведениях (школах, детских садах, Вузах и др.) и в группах для лиц среднего и пожилого возраста.

Задача занятий развивать и совершенствовать простейшие двигательные навыки (бег, ходьба, преодоление препятствий), научить обучающихся владеть своим телом и в целом приобщить молодое поколение к спорту.


Упражнения учебно-воспитательной гимнастики — это прыжки, некоторые акробатические элементы, бег и др.

Упражнения учебно-воспитательной гимнастики — это прыжки (в высоту, длину, через гимнастические скамейки и пр.), некоторые акробатические элементы (стойка на лопатках) и др. Тренировки для людей пожилого возраста направлены на улучшение четкости выполняемых движений и их скоординированности.

Женская гимнастика

Женская гимнастика разработана специально для женщин. В ней учтены особенности строения организма женщины. При этом функция материнства занимает центральное место , поэтому обязательным компонентом тренировок являются упражнения на укрепление мышц ног, таза, брюшного пресса т. п.


Женская гимнастика направлена на укрепление мышц таза.

Занятия сочетают в себе общеразвивающие упражнения, элементы художественной гимнастики и некоторых танцевальных направлений. Немаловажную роль играет музыкальное сопровождение. Женская гимнастика способствует развитию гибкости , грациозности, формирует красивую статную осанку, готовит организм женщины к беременности и родам.

Атлетическая гимнастика

Разновидность гимнастики, направленная на развитие силовых качеств. Людей занимающихся атлетической гимнастикой отличает рельефная мускулатура и пропорциональное развитие мышц всего тела.


Атлетическая гимнастика выполняется с целью укрепить мускулатуру и отточить фигуру.

Упражнения в атлетической гимнастике выполняются как с предметами и отягощениями (штанги, гантели и т.п.), так и без них. Данный вид физической активности тренирует сердечно-сосудистую систему , развивает мускулатуру, укрепляет нервную систему, прививает самодисциплину.

Доступностью атлетической гимнастики объясняется ее высокая популярность. Заниматься ею можно индивидуально, в группах, дома, во дворе и т. д.

Профессионально-прикладная

Профессионально-прикладная гимнастика объединяет в себе упражнения и тренировки, позволяющие освоить новые или усовершенствовать имеющиеся навыки людей, специфика профессии которых требует выполнения сложных физических действий либо устойчивость к повышенным нагрузкам.


Профессионально-прикладная гимнастика направлена не только на повышение физической подготовки, но и для морального укрепления работников и команды.

Сами занятия ориентированы на выработку не только физических, но и моральных качеств, без которых невозможно освоение выбранной специальностью. Например, во многих профессиональных училищах для монтажников-высотников уроки физкультуры проходят на возвышенности , что снимает у обучающихся чувство страха высоты и развивает ловкость, уверенность в себе и др. качества.

Предупреждение травматизма, увеличение производительности труда, совершенствование мастерства в выбранной сфере - именно на эти цели и ориентирована профессионально-прикладная гимнастика.

Виды (классификация) ее зависят от области применения, например, существует гимнастика для космонавтов, лётчиков, пожарников, моряков и т.д.

Командные виды

Зародилась в скандинавских странах и представлена 3 дисциплинами: вольные упражнения (с элементами танца и хореографии), прыжки с мини-батута и акробатические прыжки. Все упражнения выполняются под музыку .


Отличительной характеристикой командной гимнастики является обязательное количество людей от 6 человек.

Соревнования проходят в 3 категориях: женские, мужские и выступления смешанных команд. Состав команды колеблется от 6 до 12 участников. Для этого вида спорта характерны высокая динамичность и зрелищность, слаженная работа участников, высокий уровень техники выполнения акробатических элементов.

Отличительной особенностью дисциплины является выставление итоговой оценки.

Результат может быть только командным. Судьи учитывают сложность и точность техники исполнения каждого гимнаста и одновременно артистизм и слаженную работу всех участников команды.

Цирковая гимнастика

Жанр циркового искусства, который представляет собой выполнение и демонстрацию упражнений (трюков) на публике с применением специальных приспособлений и снарядов, порой созданных под уникальный цирковой номер.


Необходимые атрибуты для цирковой гимнастики подбираются под каждый номер.

Существует разделение видов цирковой гимнастики в зависимости от места выполнения трюков:

  • партерная - упражнения с применением аппаратов и снарядов, установленных на манеже;
  • воздушная - упражнения с применением оборудования, установленного над манежем.

При этом каждый вид имеет свои ответвления: упражнения на турниках, кольцах, трапециях, бамбуке, ремнях и др. Зачастую цирковая гимнастика подразумевает наличие какого-либо сценария или даже театральной постановки, присутствие определенного сюжета, в соответствии с которым артисты выполняют свои трюки.

Задача цирковых гимнастов увлечь и поразить аудиторию. И если спортивная гимнастика носит состязательный характер, то цирковая — это демонстрация мастерства.

Выступления в цирке требуют хорошей физической подготовки, поэтому зачастую туда приходят спортсмены из других видов гимнастики либо артистами являются продолжатели цирковой династии, которые занимаются ею с раннего детства.

Уличная (дворовая)

Понятие уличной гимнастики (Street Workout) говорит само за себя - все тренировки проводятся вне дома или спортивного зала . Упражнения и элементы выполняются на уличных турникетах и снарядах или просто на земле. Основной акцент в занятиях делается на силу и выносливость, умение работать с собственным весом.


Основными упражнениями в уличной гимнастики являются: подтягивание на турнике, от пола или на брусьях.

Данный вид тренировок включает в себя подтягивания на турнике, отжимания от пола, отжимания на брусьях и др. В Street Workout разработаны свои разряды и нормативы и даже проводятся соревнования: в свободном стиле или в формате «баттлов» (в том числе и международного уровня).

Критериями выставления оценки зачастую служат не только сложность и качество выполнения элементов, но и артистичность спортсмена.

С 2000 года Street Workout приобретает всю большую популярность в России, Европе и США.

Гибкость, координация, выносливость, смелость, решительность, упорство - вот лишь неполный перечень качеств и навыков, которые развивает гимнастика. Виды и классификация ее весьма разнообразны.

Можно выбрать направление на любой вкус и при любых финансовых возможностях. При этом спорт, как и другие сферы жизни человека не стоит на месте, поэтому не исключено, что в ближайшем будущем будут появляться все новые гимнастические направления.

Интересные видео-ролики о разных видах гимнастики

В этом ролике Вы сможете узнать, о базовом комплексе упражнений спортивной гимнастики, что это такое, виды, особенности и техника выполнения:

В данном видео-уроке показан набор упражнений для самых маленьких (группа 3-5 лет) по хореографии и художественной гимнастике. Включает растяжку на шпагат, равновесия, баланс, стойки и позиции.

Технологическая карта урока

в разделе Гимнастика

по теме: «Кувырок назад, стойка на лопатках»

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

(объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: в доступной форме объяснять правила выполнения стойки на лопатках, анализировать и находить ошибки; находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками;

получат возможность научиться: оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий.

(компоненты культурно- компетентностного опыта (приобретенная компетентность):

познавательные – овладеют способностью оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; овладевают диалогической формой речи, способностью вступать в речевое общение, умением пользоваться учебником;

регулятивные – овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.

принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные
учебные действия

I. Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета.

Построение; приветствие. Настроить детей на работу.

Слушают
и обсуждают тему урока.

Обучающиеся проверяют подготовку мест к занятиям.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются

о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

II. Актуализация знаний

Вопрос. Ребята, какие элементы акробатических упражнений Вы знаете?

Молодцы ребята.

Сегодня мы будем с вами изучать кувырок назад и совершенствовать стойку на лопатках.

Беседа по теме: «Что такое гибкость». Объясняет, что такое гибкость и какое значение она имеет для физической подготовки человека. Предлагает творчески подходить к выполнению акробатических упражнений.

* класс «Равняйся!», «Смирно!», «По порядку номеров расчитайсь!»

* выполнение строевых упражнений /повороты налево, направо, кругом на месте/

Повторение правила Т/Б на уроках акробатики

* направо, ходьба по залу с дистанцией 2 шага на носках

(руки на пояс, спина прямая ).

* на пятках (руки за головой, спина прямая )

* бег в равномерном темпе

Слушают наводящие вопросы учителя, выполняют задания учителя.

Настрой на урок.

Самооценка готовности к уроку.

Познавательные:

Обще-учебные

логические –

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить
о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.

Выполнение команд.

Построение и перестроение. Даёт команды: «На первый – второй рассчитайсь!», «Первые – один шаг, вторые – четыре шага вперед шагом марш!», «На руки в стороны разомкнись!».

* Комплекс ОРУ со скакалкой

Выполняют упражнения.

Во время движения по кругу выполняют дыхательные упражнения.

Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учета характера сделанных ошибок.

III . Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решение задач

Объяснение учителем техники правильного выполнения упражнения и показ более подготовленным учеником кувырка назад , стойка на лопатках.

Образно воспринимать двигательное действие, выделяя более сложные элементы техники выполнения упражнения.

Познавательные:

Обще-учебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

IV. Изучение нового материала.

Формулирует задание, осуществляет контроль.

Даёт команду построиться возле матов.

Проводит подготовительные упражнения :

* группировка из положения лёжа на спине,

* перекаты в группировке,

* перекат в группировке с опорой рук. (Повторить 4–6 раз.)

Обратить внимание на положение головы.

Объясняет технику выполнения. Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль.

*Стойка на лопатках

Выполнение элемента со страховкой.

Выбирать более эффективные способы решения задач. Прогнозировать свою деятельность.

Договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя; осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

V . Самостоятельное творческое использование

сформированных УУД.

Помогает учащимся корректировать и исправлять ошибки. Контролирует технику безопасности, страховку, самостраховку.

Из и.п. – лёжа на спине

1 – группировка

2 - раскрыться

И.п – группировка сидя – перекатом назад – вперёд в упор присев.

И.п. – упор присев

1 – перекатом назад – стойка на лопатках

2 – и.п.

Ориентировать учащихся на согласованность действий

при выполнении кувырков.

Выполняют учебные действия, используя речь для регуляции своей деятельности.

Слушают, выполняют упражнение

Познавательные: восстановить навык в выполнении плотной группировки. Закрепление техники выполнения стойки на лопатках.

Коммуникативные:

VI . Первичное осмысление и закрепление

Проводит круговую тренировку. Поясняет задание, контролирует его выполнение.

Объясняет правила выполнения диафрагмального дыхания. Проводит дыхательные упражнения

Выполнение тестов норм ГТО

-прыжок в длину с места

-метание мяча в цель

-сгибание.разгибание рук

-наклон туловища

Выполняют упражнения.

Выполняют дыхательные упражнения

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; принимают инструкцию педагога и четко ей следуют; осуществляют итоговый и пошаговый контроль.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; контролируют действия партнера

V II . Рефлексия.

Итоги урока.

Игра на внимание «Класс смирно!»

Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока.

Молодцы! Вы сегодня показали, что действительно очень подготовленный класс. На уроке была хорошая дисциплина.

Обобщить полученные на уроке сведения. Проводит беседу
по вопросам:

Чему новому Вы сегодня научились?

Какие упражнения для развития гибкости вы знаете?

Как правильно выполнить диафрагмальное дыхание?

/отвечают по поднятой руке/

Похвалить всех детей, выделить особо отличившихся. Домашнее задание

Выполняют игру.

Оценить процесс и результаты своей деятельности

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Осуществлять контроль и самоконтроль, ставят оценку.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Большой популярностью у детей пользуются акробатические упражнения, которые содействуют общей и специальной физической подготовке школьников - развивают силу, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, совершенствуют вестибулярный аппарат (орган равновесия) и, что очень важно, оказывают разностороннее воздействие на двигательный аппарат учащихся. Занятия акробатическими упражнениями способствуют также развитию волевых качеств (смелости и решительности), столь необходимых для достижения высоких спортивных результатов.

Благодаря разностороннему влиянию на организм занимающихся, большой эмоциональности, доступности в организации и оборудовании акробатические упражнения являются одним из важных средств физического воспитания школьников. Школьная программа по физическому воспитанию предусматривает следующие акробатические упражнения.

(рис. 182-183). Упражнения в группировке выполняются в положении сидя, в приседе и лежа на спине. Изучая группировку, необходимо следить, чтобы колени были плотно подтянуты к груди (держаться руками за голени ниже колен), локти прижаты к туловищу, спина округлена, голова наклонена вперед, стопы ног несколько разведены. При выполнении некоторых акробатических упражнений применяется «широкая» группировка, при которой захват руками ног осуществляется снаружи, за бедра, около голеней.

Перекаты (рис. 184) - движения с последовательным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без переворачивания через голову. Перекаты как самостоятельные упражнения применяются редко. В основном они используются как связующие элементы в вольных упражнениях и как подводящие упражнения при изучении сложных акробатических упражнений. Однако их следует тщательно разучивать, так как они часто применяются и при самостраховке. Перекаты выполняются вперед, назад и в сторону, в группировке, согнувшись, прогнувшись. Обучение группировке проводится в сочетании с упражнениями в перекатах.

Рис. 182. а - сидя; б - в приседе; в - лежа на спине

Рис.


Рис. 184. а - из упора присев; б- из седа; в - лежа на спине; г - круговой перекат; д - вперед прогнувшись

Перекаты

  • 1. Перекаты в группировке назад, вперед из положения лежа на спине, сидя и упора присев.
  • 2. Из положения лежа на груди прогнувшись, руки вверх, перекат вправо кругом. То же в другую сторону.
  • 3. Из стойки на коленях в группировке перекаты вправо, влево.
  • 4. Из упора присев перекат назад в стойку на лопатках и наоборот : из стойки на лопатках в упор присев.
  • 5. Круговой перекат - из седа ноги врозь перехват руками снаружи под коленями, лечь на правый бок и, поднимая левую ногу, левой рукой перекатиться на спину, затем на другой бок и снова в сед ноги врозь лицом в противоположном направлении.
  • 6. Перекат вперед прогнувшись - из стойки на коленях руки вдоль туловища, прогибаясь вперед на грудь (касаясь пола бедрами и животом), обратным движением прийти в упор лежа на бедрах.

Кувырки (рис. 185-187) - вращательные движения с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Они выполняются вперед и назад, в группировке, согнувшись и прогнувшись из разных исходных положений в конечные.

Из упора присев, выпрямляя ноги, перенести вес тела на руки. Сгибая руки, наклонить голову вперед, отталкиваясь, перевернуться через голову, коснуться лопатками пола, сгруппироваться и перекатиться вперед на спине. При касании стопами пола, выпрямляясь, встать.

Длинный кувырок вперед выполняется из полуприседа, руки назад, махом рук вперед, разгибая ноги, опереться руками как можно дальше от ног и, оттолкнувшись ногами, выполнить кувырок в группировке. Фаза полета отсутствует.

Из полуприседа руки назад, махом рук вперед и толчком ног сделать прыжок вперед с приземлением на руки и выполнением кувырка вперед в группировке.

При обучении кувырку вперед необходимо следить, чтобы учащиеся не ставили руки близко к ногам и выполняли плотную и правильную группировку. После освоения одного кувырка следует выполнять два и более кувырка подряд. Далее рекомендуется приступать к обучению длинному кувырку и кувырку прыжком. При этом особое внимание необходимо уделить мерам предосторожности. Маты нужно класть в несколько слоев. Постепенно усложнять прыжок (изменять высоту, длину фазы полета, начальное и конечное положение тела, включать дополнительные движения рук и т.д.).

Осуществляя страховку, преподаватель должен стоять сбоку от ученика, у того места, где он должен опираться руками о мат. Одной рукой поддерживать под живот или бедра, другая рука должна находиться сверху в области шеи с тем, чтобы при необходимости помочь принять группировку.

Из упора присев сгруппироваться и выполнить перекат назад на лопатки, быстро подставить руки на уровне головы ладонями на пол (пальцы к плечам) и, опираясь на них, перевернуться через голову и прийти в упор присев.


Рис. 185.


Рис. 186.


Рис. 187.

Кувырок назад через плечо - из седа с прямыми ногами перекатом назад с последовательным сгибанием и разгибанием ног в тазобедренных суставах и отведением головы влево (вправо) выполнить перекат, прогнувшись через плечо до упора лежа на бедрах.

В дальнейшем кувырки назад рекомендуется изучать, изменяя исходное (стоя ноги врозь, согнувшись, стоя на коленях и т.д.) и конечные положения тела, способы выполнения и в сочетании с другими акробатическими упражнениями. После овладения кувырками вперед и назад рекомендуется изучать их в соединениях, например: кувырок вперед - кувырок прыжком вперед ноги скрестно - поворот кругом в приседе - кувырок назад - кувырок назад через плечо в упор лежа на бедрах.

(см. рис. 116-119, 188)

Стойка на лопатках - из положения лежа на спине сгибаясь поднять ноги и таз, прогнуться, принять положение стойки на лопатках,


Рис. 188. Стойки: а - на груди; 6 - на плече; в - на предплечьях; г-на предплечьях и голове упереться руками в поясницу, локти ближе друг к другу. Стойку на лопатках можно выполнить из разных исходных положений и с опорой прямых рук.

Стойка на голове. Из упора присев, выпрямляя ноги, оттолкнуться, принять положение стойки на голове и руках. Вес тела равномерно распределить на руки и голову (опора верхней частью лба). Первоначальное изучение стойки на голове следует осуществлять с помощью партнера.

Школьный материал предусматривает изучение и других вариантов стоек: стойка на груди, стойка на плече, стойка на предплечьях, стойка на предплечьях и голове.

Стойка на руках выполняется махом одной ноги и толчком другой, толчком двух ног, силой, силой согнувшись и прогнувшись. Руки ставятся на ширине плеч, пальцы широко расставлены, плечи над кистями рук, спина слегка прогнута в поясничной части, смотреть на кисти. Первоначальное изучение стойки на руках осуществляется с помощью партнера. Далее стойка на руках с опорой стоп о стену.

Перевороты (см. рис. 119-121) характеризуются переворачиванием тела через голову с последовательной опорой рук и ног в направлении движения, выполняются вперед, назад, в сторону. Наиболее доступным из группы переворотов является переворот в сторону (колесо), включенный в школьную программу.

Переворот в сторону (см. рис. 121) - из стойки лицом по направлению движения поднять руки вперед-вверх, шагом левой, сгибая ее, наклониться вперед, опереться левой рукой на расстоянии шага от левой ноги, махом правой ногой и толчком левой с поворотом на 90° налево выйти в стойку на руках, ноги врозь (пошире); пройдя вертикаль, оттолкнуться левой рукой, приземлиться на правую ногу, затем оттолкнуться правой рукой и прийти в стойку ноги врозь, руки в стороны, приставить правую ногу к левой, руки вниз. Рекомендуется после овладения переворотом в сторону из стойки лицом по направлению движения изучить его, стоя боком по направлению движения.

«Мосты» (см. рис. 122-126). «Мост» - максимально прогнутое положение тела спиной к полу с опорой на руки и ноги. Это упражнение выполняется разными способами. Оно успешно применяется в вольных упражнениях и требует хорошей подвижности в плечевых, тазобедренных суставах и грудной части позвоночника. Обучать этому упражнению следует из исходного положения лежа на спине и далее из стойки ноги врозь наклоном назад (с помощью и без).

Примерные упражнения:

  • 1) из положения лежа на спине согнуть ноги, поставить их на ширине плеч, руки опираются за плечами (пальцы к плечам). Прогибаясь, разогнуть ноги и руки, голову назад (смотреть на кисти рук). При этом плечи должны находиться над кистями, колени слегка согнуты, вес тела равномерно распределен на точки опоры;
  • 2) из стойки ноги врозь руки вверх, наклоняясь назад (смотреть на кисти), прогибаясь, поднять таз, согнуть в коленях ноги, опуститься в «мост». Необходимо следить, чтобы пребывание в положении «мост» было недлительным, так как оно затрудняет дыхание и увеличивает приток крови к голове;
  • 3) из «моста» возможны различные переходы (в основную стойку, вупорстоянаколенях,из«моста»в«мост»вращенияна360°). Переход из «моста» в «мост» поворотом кругом в различное положение (стоя на одном колене, стоя на коленях, сидя на пятках и т. д.).

«Шпагаты» (см. рис. 127-130). Приступая к обучению «шпагатам», необходимо учитывать, что мышцы и связки конечностей занимающихся получают очень большую нагрузку, поэтому следует тщательно подготавливать их к предстоящей работе.

Подготовительные упражнения:

  • 1) в выпаде правой (левой) вперед пружинящие приседания;
  • 2) «полушпагат» на полу;
  • 3) стоя у гимнастической стенки (в разных исходных положениях), поочередные махи ногами вперед, назад, в сторону;
  • 4) стоя у гимнастической стенки, отведение ног вперед, назад, в сторону с помощью партнера;
  • 5) стоя боком к гимнастической стенке, ноги врозь (пошире), правая (левая) вперед, рукой взяться за рейку на уровне пояса, пружинящие покачивания;
  • 6) то же, стоя лицом к гимнастической стенке;
  • 7) в дальнейшем «шпагат» нужно выполнять из приседа и основной стойки, опираясь на руки скольжением вперед и назад правой (левой);

Изучать упражнения на гибкость («мосты», «шпагаты» и т.д.) следует систематически, постепенно увеличивая амплитуду движения и число повторений. Невыполнение этих требований часто приводит к травмам.

Примерные акробатические соединения. Разучивая акробатические упражнения, составляются различные комбинации.

  • 1. И.п. - основная стойка. Приседая, перекат назад, скрещивая ноги, перекат вперед в упор присев, поворот кругом, кувырок вперед.
  • 2. И. п. - упор присев. Перекат назад до стойки на лопатках, перекат вперед, сесть с прямыми ногами, наклон вперед, кувырок назад в стойку на коленях, сесть на пятки, руки назад, прыжком встать.
  • 3. И. п. - основная стойка. Перекат согнувшись с прямыми ногами в стойку на лопатках, носком одной ноги коснуться мата за головой, соединить ноги, перекат вперед, скрещивая ноги, встать с поворотом кругом.
  • 4. И. п. - упор стоя ноги врозь. Кувырок вперед в положение сидя ноги врозь, захватить руками бедра под коленями, круговой перекат с поворотом кругом, руки в стороны, опираясь на руки, встать.

При обучении акробатическим упражнениям возможны ошибки. Наиболее характерные из них:

при выполнении кувырка : медленное переворачивание и задержка в завершающей фазе (причина - слабый толчок ногами); опора головой о пол; неправильная группировка; опора руками сзади при завершении кувырка; неправильное положение кистей при опоре, преждевременное разгибание ног в коленных суставах; отсутствие активной опоры руками во время переворачивания через голову; при выполнении переворота : потеря направления (при опоре рук и ног не на одной линии, сгибание в тазобедренных суставах, сильный прогиб в пояснице); слабое поступательное и вращательное движения (отсутствие толчка руками и ногами); при выполнении стойки (стойка на лопатках): отсутствие строго вертикального положения тела, расслабление ног, сгибание в тазобедренных суставах, большое расстояние между локтями; стойка на голове: опора головой близко крукам, сильное прогибание, согнутые и расслабленные ноги;

при выполнении «моста»: неправильное расположение рук, ног, сильно согнутые или расслабленные ноги, недостаточный прогиб в грудной и поясничной части позвоночника.

При исправлении этих ошибок следует указать на них, проверить правильность выполнения, а в некоторых случаях оказать помощь, благодаря которой ученик мог бы правильно прочувствовать выполнение данного упражнения.

Изучение акробатического упражнения начинается с выполнения подготовительных и подводящих упражнений. Эти упражнения подбираются преподавателем и выполняются под его непосредственным наблюдением. Подводящие упражнения должны преследовать цель имитации движений, которые обеспечивают выполнение данного упражнения.

Парные упражнения (рис. 190-192). Уверенность и легкость выполнения парных упражнений (кувырки и поддержки) во многом зависят от правильности хватов руками. Существуют следующие хваты (рис. 189):


Рис. 189. Акробатические хваты: а - простой; б - лицевой; в - за большие пальцы; г - пальцами; д - глубокий; е - плечевой

  • - простой хват, при котором партнеры соединяют одноименные руки, второй и третий пальцы разводят и обхватывают ими запястье;
  • - лицевой хват, при котором правая рука одного партнера соединяется с левой рукой другого, причем кисти одного развернуты наружу, другого - направлены прямо;
  • - хват за большие пальцы",
  • - хват пальцами ;
  • - глубокий хват, при котором партнеры держат друг друга за запястье;
  • - плечевой хват, при котором один из партнеров держит другого за плечо, а другой - под локоть.

Хват может быть одноименным (правой за правую), разноименным (правой за левую) и скрестным.

Кувырок вперед вдвоем, взявшись под руки. Приседая, опереться о пол руками, находящимися снаружи, оттолкнуться одновременно ногами, выполнить кувырок вперед. В момент переворачивания свободной рукой захватить голень одноименной ноги (плотная группировка).


Рис. 190.


Рис. 191.

Рис. 192.

(см. рис. 190). Один из партнеров лежит на спине, подняв прямые ноги, второй стоит за головой лицом к нему. Оба захватывают друг друга за ноги у голеностопных суставов. Наклоняясь вперед, второй отталкивается ногами, ставит согнутые в коленях ноги первого на пол на ширину плеч, сгибая руки, выполняет кувырок, поднимая ногами партнера, и так поочередно выполняет кувырки (2-3 и т.д.). Желательно на первом этапе обучения подбирать партнеров, примерно одинаковых по весу и росту, и оказывать помощь, стоя сбоку.

Поддержки (см. рис. 191, 192). Упражнения в поддержках очень разнообразны. Они могут с успехом применяться на первых этапах обучения на уроках гимнастики. С их помощью вырабатывается чувство согласованности движений, приобретаются навыки в балансировке, осваиваются простейшие способы страховки, воспитываются некоторые физические качества.

Любой человек, занимающийся профессиональным видом спорта, проходит тренировки с помощью спортинвентаря. Гимнасты и акробаты используют различные атрибуты, но важной составляющей их подготовки являются гимнастические дорожки. Компания Рондат предлагает различные оборудования для тренировок. Среди них – акробатическая дорожка из серии Sport.

Заниматься акробатикой можно как отдельной дисциплиной, так и в рамках спортивной гимнастики. Как самостоятельный вид спорта акробатика доступна с десяти лет, поэтому сюда, как правило, приходят из гимнастической школы, куда берут фактически с четырех лет, даже несмотря на санитарные нормы, которые позволяют заниматься с детьми только с пяти лет. В спортивной гимнастике акробатические упражнения делают резко, в акробатике, как отдельном виде спорта, движения делаются с усилиями, но статически. Но если у ребенка лишняя энергия, он однозначно будет иметь куда ее деть.

Лыжная акробатика входит в программу фристайла — этот лыжный вид спорта включен в зимнюю Олимпиаду. В фристайл входит могул, хафпайп, ски-кросс, слоупстайл, ньюскул (объединяет различные виды, похож на паркур, только на лыжах). а также лыжный балет (исключен из олимпиады) но самым зрелищным видом этой зимней дисциплини является именно лыжная акробатика. Этот вид спорта многое взял от обычной акробатики — сложные трюки, связанные с экстремальными переворотами, ощущение высоты, и, к сожалению, возможность серьезно травмироваться.

Гимнастика на воздушных полотнах хоть и красиво выглядит, но довольно сложная и даже опасная. Ведь высота — это всегда экстрим для спортсмена и адреналин для зрителей. Но это и привлекает людей в этот новоявленный вид спорта, который лежит на стыке гимнастики, акробатики, циркового искусства и танцев. Полотна — это закрепленные к потолку два отрезка эластической ткани шириной от метра до полутора каждый. Когда используется одно полотно, которое образовывает что-то вроде качели, оно называется петлей или гамаком.

Трудно сопоставить серьезный акробатический спорт и танцы. Но одному танцевальному направлению это вполне удалось — это акробатический рок-н-ролл. Как и в любом гимнастическом и акробатическом направлении спорта, акробатическим рок-н-роллом начинают заниматься с юных лет. Ведь сложные трюки нужно изучать годами, оттачивая каждое движение, и, чтобы достичь успеха, нужно начинать заниматься как можно раньше.

Батут — это не только детский развлекательный снаряд, который устанавливают в парках для развлечения малышей. Это еще и серьезный спортивный снаряд, который может подарить взрослым хорошее настроение, укрепить организм, развить координацию движений. Но, как и любой тренажер он имеет свои ограничения и противопоказания для использования. Какую пользу можно извлечь от этого резинового коврика, и какую опасность он таит в себе?

Упражнения в акробатике бывают статические, когда спортсмен делает сложные элементы без движения, например, стойки и динамические — когда упражнения делаются в движении, однако статические упражнения, например стойки могут быть основой для динамических — колеса, движения разгибом. Сложные трюки могут быть составлены из разных одиночных статических и динамических упражнений, например маховое сальто состоит из шпагата и сальто, рондат сальто — из стойки, переворота и сальто. Акробатические элементы в основном используются в спортивной, художественной гимнастике, спортивной акробатике, но также они являются частью спортивных акробатических танцев, цирковых выступлений, паркура и даже боевых искусств.

Гимнастика

Акробатические упражнения

Акробатические упражнения относятся к спортивной гимнастике.

ГИМНАСТИКА (греч. gymnastike, от gymnazo -- упражняю, тренирую), система специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития. Различают основные гимнастики (включая гигиеническую и атлетическую), прикладные виды гимнастики (в т. ч. производственную), спортивную, художественную гимнастику, спортивную акробатику.

СПОРТИВНАЯ АКРОБАТИКА, соревнования в выполнении комплексов специальных физических упражнений (прыжковых, силовых и др.), связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры.

Акробатические прыжки, одиночные и в соединениях составляют главное содержание вольных упражнений, придают им спортивно-акробатическую направленность и отражают основную тенденцию в развитии этого вида многоборья.

В общей классификации элементов вольных упражнений они "отне-сены к группе прыжков. Классификация самих акробатических прыжков построена по принципу структурного сходства элементов с учетом таких существенных признаков, как направление основного вращательного движения (вращение вперед, назад или в сторону, т. е. «по сальто»), степень вращения по сальто (одинарные, полуторные, многократные сальто), а также степень поворота тела в безопорном положении вокруг продольной оси (вращение «по пируэту»). Основным признаком, по которому акробатические прыжки отнесены к тем или иным группам и подгруппам, является содержание действий гимнастов в безопорных фазах. В связи с этим все прыжки подразделены на простые («гладкие») и комбинированные.

В группу простых прыжков включены все акробатические элементы, исполняемые с вращением только вокруг одной из осей тела: попереч-ной (перевороты и сальто вперед и назад) или переднезаднёй -- сагит-тальной (сальто в сторону).

Группу комбинированных прыжков составляют акробатические элементы, при выполнении которых наряду с вращением вокруг попереч-ной или переднезаднёй оси происходит также поворот тела вокруг продольной оси (различные сальто вперед, назад или в сторону с пи-руэтом).

Подобная классификация наиболее распространенных акробати-ческих прыжков имеет значение для процесса обучения, так как дает возможность использовать знание общих закономерностей техники в методике освоения родственных элементов примерно одной степени трудности, независимо от направления основного вращения («принцип сходства элементов по горизонтали»), а также применять сходные прие-мы обучения при освоении элементов нарастающей сложности («прин-цип сходства по вертикали»).

Особенности техники акробатических прыжков

Элементы вольных упражнений, в том числе и акробатические прыж-ки, подчиняются общим биомеханическим закономерностям техники гимнастических упражнений, о чем говорится в гл. 5 учебника. В данном разделе приведем лишь некоторые сведения об особенностях техники акробатических прыжков, придерживаясь принципа пофазного анализа опорных прыжков. Целесообразность выделения фаз разбега, толчка, полета и приземления очевидна, так как позволяет точнее охаракте-ризовать типичные действия гимнаста в самых различных акробати-ческих прыжках.

Действия гимнастов в вольных упражнениях ограничены площадкой размером 12х12 м. Поэтому разбег, даже перед особенно сложными акробатическими элементами и соединениями, не должен превышать нескольких метров. Кроме того, неоправданно большой разбег не соответствующий трудности последующего элемента, карается прави-лами соревнований определенной сбавкой баллов. В связи с этим реко-мендуется следующее: 1) собственно разбег должен быть особенно энергичным; 2) функцию разбега («разгона») принимают на себя элементы, имеющие и самостоятельное спортивное значение (перево-роты вперед, назад, в сторону, темповые сальто); 3) ограничение разбе-га требует особенно техничных действий спортсмена в последующих фазах упражнений.

Действия при разбеге подчинены одной из основных фаз Прыжка -- толчку (руками -- при переворотах, ногами -- при сальто). Поступа-тельное движение тела при разбеге за счет остановки ног на опоре преобразуется во вращательное движение туловищем к опоре.

Переход от разбега к основному толчку ногами или руками осуществ-ляется благодаря наскокам. Роль наскоков выполняют такие служеб-ные элементы, как вальсет, рондат, переворот в сторону, переворот вперед, фляк. При опоре на ноги маховыми звеньями совершающими движения типа вращений, следует считать руки, голову, туловище, а при толчках руками -- ноги и туловище.

Таким образом, с целью разгона (основная функция разбега) необхо-димо стремиться создать наилучшие условия для переключения от поступательного движения тела к вращательному с минимальной потерей энергии, что достигается мягкой постановкой ног и рук в про-межуточных опорных положениях и сокращением длительности безо-порных фаз при выполнении служебных элементов.

От действий гимнастов на опоре при отталкивании во многом зави-сит продолжительность, высота и дальность полета, что непосредст-венно связано с качеством прыжка в целом. Большая часть сложных акробатических прыжков выполняется толчком ног. При характеристике особенностей толчка ногами следует иметь в виду, что общие положе-ния его техники можно отнести и к толчку руками.

В зависимости от вида прыжка толчок может быть «ударным» -- одномоментным, с жестким закреплением звеньев ног и всего тела при постановке ног на опору с носка, а также «смягченным» -- более растянутым во времени, с предварительным полуприседанием и дальней-шим переходом со всей стопы на носок или перекатом с пятки на носок.

Толчок «ударного» типа позволяет развить большие усилия в малый интервал времени. К примеру, при отталкивании на двойной и тройной пируэты за 0,09--0,11 сек. сила толчка достигает 700--750 кг, а при выполнении двойных сальто она доходит до 800 кг.

Именно это позволяет, используя силы реакции опоры, сделать мощный отскок требуемой высоты и продолжительности для исполне-ния сложных действий в безопорной фазе.

«Смягченный» толчок целесообразен при выполнении сальто назад с места, сальто вперед с разбега махом рук назад и при выполнении разгонных элементов.

Руки или ноги на опоре могут быть в трех положениях: а) «верти-кально»; б) «наклонно перед вертикалью»; в) «наклонно за верти-калью» (рис. 106).

При движениях с вращением вперед Толчок «ударного» типа должен развиваться в период нахождения рук или ног на опоре в положении от «наклонно за вертикалью» до «вертикально». При движениях с вра-щением назад -- от положения «наклонно перед вертикалью» до положе-ния «вертикально». Подобное отталкивание называется стопорящим. Растянутый, смягченный толчок осуществляется, как правило, от верти-кали до положений «наклонно перед вертикалью» при вращениях вперед и «наклонно за вертикалью» при вращениях назад.

Стопорящий толчок характерен для одиночных или завершающих серию прыжков с высоким вылетом, а смягченный толчок применяется в прыжках в переход и серийных, где необходимо поддерживать или наращивать горизонтальную скорость перемещения.

Эффективность взаимодействия спортсмена с опорой во многом зависит от своевременного использования им в толчке потенциальной энергии деформированной опорной поверхности. По своему характеру отталкивание на эластичной дорожке наиболее приближается к толчку на настиле для вольных упражнений. Различия временник характеристик в механизме отталкивания на батуте или на трамплине по сравнению с моделью толчка на дорожке и настиле дают основание рекомендовать эти вспомогательные снаряды не как средство для овладения техникой отталкивания, а с целью формирования навыков безопорных действий.

В зависимости от двигательной задачи траектория полета может быть пологой и длинной (сальто в переход) или высокой, но более ко-роткой (сальто в «доскок»). Характер траектории зависит от силы толчка и его направления. Каждой разновидности сальто соответствуют определен-ные углы вылета, начальные скорости полета и позы. К при-меру, чем сложнее сальто (тройное сальто назад или тройной пируэт по сравнению с двойными или двойные в сравнении с одинарными), тем с большим отклонением тела от вертикали в сторону начала движения происходит отталкивание. Чем сложнее сальто, тем большее время в полете должен находиться спортсмен.

После отталкивания спортсмен вращается вокруг поперечной оси, проходящей через о. ц. т. В полете момент внешних сил относительно поперечной оси равен нулю. Скорость же вращения «по сальто», полу-ченная при отталкивании, может быть изменена за счет изменения позы. Так, группировка в полете, уменьшающая момент инерции тела относи-тельно поперечной оси, увеличивает скорость вращения, а выпрямление тела из группированного положения, наоборот, уменьшает скорость вращения.

Вращение вокруг продольной оси тела можно создать в опорное положении за счет движений в сторону поворота туловищем, руками и головой (поворот «скручиванием»). Поворот «по пируэту» возможен и без начального импульса на вращение -- в безопорном положении, что осуществимо благодаря конусообразным движениям туловища и ног относительно друг друга, напоминающим по форме движения телом при вращении обруча на талии. При выполнении тазом движений по ча-совой стрелке все тело будет поворачиваться в обратном направлении. Скорость поворота зависит в данном случае от быстроты конусообраз-ных движений. В практике эта техника используется в сложных комби-нированных прыжках (двойное сальто назад с пируэтом во 2-м сальто). При выполнении «гладких» пируэтов применяется смешанная техника с созданием вращательного импульса на опоре и с поддержанием враще-ния в полете за счет конусообразных движений.

Приземление

Техника приземлений бывает различной и зависит от того, выпол-няется ли прыжок в остановку или соединяется с последующими. При-земление в остановку (в «доскок») требует действий, обеспечивающих прекращение вращения тела в полете (конечно, при условии правильно выполненных действий во всех предыдущих фазах). К ним относятся выпрямление тела после сальто в группировке и прекращение конусо-образных движений в пируэтах. Для смягчения ударных нагрузок гимнаст должен приземляться на носки с переходом на всю стопу и упругим сгибанием ног и туловища в положение круглого полуприседа. Для устойчивости стопы ставятся параллельно, на расстоянии 10--15 см одна от другой.

Приземление в переход связано с сохранением вращательного дви-жения тела в момент опоры на ноги, что предопределяется действиями гимнаста в предыдущих фазах (более пологой траекторией полета; «перекрутом» по сальто за счет более плотной и быстрой группировки и более позднего выпрямления тела, а также постановкой ног на опору ближе расчетной точки пересечения параболы движения о. ц. т. в полете с опорной поверхностью). Приземление в переход характерно для прыж-ковых комбинаций.

Комплексы упражнений на отдельные группы мышц

Основные средства физического воспитания и их влияние на здоровье человека

2. гигиенические факторы. Различными комплексами данных средств, многообразных формами и методами их использования и принято добиваться нужного тренировочного эффекта...Развитие скоростных качеств у пловцов в учебно-тренировочных группах 2–3-го года обучения

1. И. п. - основная стойка в середине лежащего обруча. Прыжки из круга в круг в различных направлениях. 2. И. п. - основная стойка, обруч лежит сбоку. Прыжки через обруч в различных направлениях. 3. И. п. - основная стойка...

В организации физического воспитания в дошкольных учреждениях значительное место занимают общеразвивающие упражнения, так как они просты в выполнении и имеют большое значение для гармоничного развития детского организма...

Специальные физические упражнения борцов на примере нового стиля борьбы

Специальные упражнения направлены на развитие мышечных групп, участвующих в непосредственном проведении приемов. Структура их движения и динамика близки к техническим действиям дзюдо...

Средства физической культуры и спорта

Физические упражнения - двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития...

Утомление и восстановление организма, роль физических упражнений в регулировании этих состояний

Эти упражнения помогут вашему организму восстановиться. Упр. 1. И.п. -- стоя прямо, поднимите руки вверх. Встряхивание рук с последующим опусканием их вниз и наклоном туловища вперед. Упр. 2. И.п. -- стоя прямо, руки опущены вдоль туловища...

Гимнастические упражнения оказывают действие не только на различные системы организма в целом, но и на отдельные группы мышц, суставы, позволяя восстановить и развить ряд необходимых двигательных качеств, а также координацию движений...

Утренняя гимнастика как главный способ правильного начала дня

Направлены на оздоровление и укрепление всего организма человека. Они используются по "принципу рассеянности физической нагрузки", т.е. упражнения для верхних конечностей сочетаются с упражнениями для туловища и нижних конечностей...