Энциклопедия асан. Что такое асана? Как появляются названия асан

Здравствуйте дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги и в этой статье начнём рассматривать тему асан.

Именно благодаря физическим упражнениям, йога получила такую широкую известность в современном мире. И хотя раздел , который и занимается асанами, является далеко не самым важным сектором всей науки йоги, однако обучаться медитации гораздо проще имея здоровое тело и , и асаны йоги как раз таки очень хорошо (при правильном их исполнении) способствуют здоровью тела, ума и позвоночника.

Что такое асана йоги и как она работает.

Словом асана называется третья ступень , на которой осваивающий тему йоги должен научиться контролю энергии на уровне тела. С точки зрения йоги Патанджали, асана — это комфортная поза с прямой спиной, в которой человек может без какого-либо движения просидеть три часа. При таком раскладе (если человек неподвижен, с прямой спиной и сидит долгое время, желательно концентрируясь в точке между бровями), энергия естественным образом начнёт перенаправляться от периферии тела вовнутрь и вверх, что собственно йогой и должно быть достигнуто.

Однако же в современном мире под асанами, чаще понимаются многочисленные позы йоги, скрутки, всевозможные наклоны и прогибы, стойки на ногах, руках и голове…это тоже асаны, которых на самом деле существует больше тысячи и даже больше миллиона (в древних манускриптах говориться что Шива — создатель йоги, описал восемь миллионов четыреста тысяч асан), однако чаще всего в практических занятиях по асанам используют от 56-ти до 84-х асан и то не все сразу.
Сегодня асаны йоги широко используются для оздоровления и укрепления тела, этим очень успешно занимается такое направление йоги как йога-терапия. Лечит от всего! Лишь бы йога терапевт под руководством которого человек занимается был грамотным.

Но физическое здоровье это далеко не всё что асаны способны дать, да и как ранее в статье про было рассмотрено, состояние физического тела во многом лишь следствие более тонких тел. И через асаны можно очнеь здорово настроиться на эти самые тонкие тела.

Самое основное и интересное, что про асаны следует понимать — это то,что асаны превращают человеческое тела в своего рода антенну для определённой частоты энергии. Принимая разные асаны человек настраивается на определённую волну энергии (словно приемник настраивающийся на определённый канал радиоволны). И это всегда позитивная волна, способствующая оздоровлению как физического тела так и всех остальных тел человека.

Через гармонизацию эфирного тела происходит исцеление физического, успокаиваются эмоции и мышление. Все люди занимающиеся асанами йоги хотя бы пару раз в неделю продолжительный период от нескольких месяцев, даже если сперва они пришли ради похудения, замечают за собой, что стали оптимистичнее, умиротвореннее и счастливее.

Революционным дополнением к практике асан стали данные . Он прочувствовал энергии и состояния в каждой из асан и сформулировал краткие позитивные утверждения. Если повторять их в своём уме во время выполнения асаны, то положительный эффект от выполнения асаны во много раз усиливается.

Асана + аффирмация

Приведу пример 12-ти асан с аффирмациями:


Как правильно выполнять асаны

В этой статье дам всего пять общих, но очнеь важных рекомендаций по выполнении асан:

  1. Прогресс в асанах на растяжку, скрутки, изгибы выполняется не за счёт усилий, а за счёт расслабления. Все асаны должны делаться в максимально расслабленном состоянии. Для этого надо для начала научиться расслабляться и понять, как это делать в асанах. Никаких давящих, тянущих, волевых усилий по принятию правильной позы. Тело должно само позволить войти в правильную асану! А терпеливое прорабатывание напряженных участков через дыхание (можно представлять что через напряженный участок мы вдыхаем и выдыхаем воздух), позволяет углубиться в асану и усовершенствовать её.
  2. В большинстве асан . Во многих из них для этого слегка подают таз вперёд (поджимают копчик). Это предохраняет от излишней наргузки поясницу. Не надо делать в асанах прогибы в пояснице, берегите её. Прогибы следует делать за счёт грудного отдела и растяжки тазобедренных суставов.
  3. В асане не должно быть больно. Одно дело лёгкий дискомфорт при умеренном растяжении, который и будет полем для деятельности, чтобы достигать в асане прогресса. И совсем другое резкая боль или силовое перенапряжение в асане, которые принесут много проблем в будущем и являются показателями нарушения . Асаны делаются на грани между комфортным положением и началом ощущения дискомфорта, но это грань не переходит в боль и самоистязание. Через напряженные участки очень здорово как бы дышать… например в собаке мордой вниз пока она не будет легко получаться концентрируйтесь на напряжении в подколенных сухожилиях, как бы вдыхайте воздух через напряженные участки, а затем всё напряжение выдыхайте во вне в окружающее вас пространство света и спокойствия.
  4. Асана — это определённая волна приёмника, и чтобы эффект от этой волны энергии был воспринят в ней надо находиться не менее 30-ти секунд. Постепенно укрепите свое тело так, чтобы вы без особого труда смогли находиться в нужной вам асане 30-ть и более секунд. Важно не количество асан, а степень концентрации в них и глубина погружения.
  5. Заканчивайте практику асан, либо к которой они и призваны подготовить тело, либо асаной под названием шавасана, о ней подробнее напишу в бушующих статьях.

Кстати у практики асан есть так же противопоказания…поэтому если уж хотите эту тему как следует освоить, то отнеситесь к ней серьёзно: неправильным выполнением асан можно достичь обратного здоровью эффекта. Мне рассказывали, что в Индии есть больница предназначенная для инструкторов йоги, которые чрезмерными усилиями в асанах серьёзно повредили своему телу.

А я желаю вам, мой дорогой читатель, быть здоровым и становиться всё здоровее.

Третьим членом йоги является асана, или поза. Асаны дают устойчивость, здоровье и подвижность. Устойчивая и приятная поза порождает умственную уравновешенность и препятствует непоследовательности мыслей. Асаны — это не просто гимнастические упражнения, это позы. Чтобы их выполнить, требуется чистое, хорошо проветренное помещение, коврик и решимость, тогда как для других систем физической культуры нужны большие спортивные площадки и дорогостоящее оборудование. Асаны можно выполнять одному, так как конечности тела обеспечивают необходимый вес и противовес. Путем практики в асанах приобретается ловкость, равновесие, выносливость и большая жизнеспособность.

Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма. Они обеспечивают хорошее сложение, с сильными и эластичными мышцами, не выпирающими наружу, и предохраняют тело от болезней. Они снимают усталость и успокаивают нервы. Но их главное значение, заключается в тренировке и дисциплине ума.

Многие артисты, акробаты, атлеты, танцоры, музыканты и спортсмены также обладают превосходным телосложением и прекрасно владеют своим телом, но не умеют владеть своим умом, интеллектом и Я. Поэтому они находятся не в ладу сами с собой и среди них редко можно встретить уравновешенную личность. Они часто ставят тело превыше всего. Нельзя сказать, что йог недооценивает свое тело, но он думает не только об его совершенствовании, но и о своих чувствах, уме, интеллекте и душе.

Выполняя асаны, йог подчиняет себе свое тело, делает его инструментом духа. Он знает, что тело — это необходимый инструмент духа. Душа без тела подобна птице, лишенной способности летать.

Йог не боится смерти, зная, что со временем всем приходит конец. Он знает, что тело постоянно изменяется и зависимо от детства, юности, старости. Рождение и смерть — явления естественные, душа же им не подвержена. Как человек сбрасывает с себя изношенное платье и надевает новое, так и обитатель тела отбрасывает изношенные и надевает новые тела.

Йог верит, что тело дано ему Богом не только для наслаждений, но и для служения своим ближним каждую минуту своей жизни. Он не считает тело своей собственностью. Он знает, что Бог, давший ему тело, когда-нибудь возьмет его обратно.

Выполняя асаны, садхака, во-первых, приобретает здоровье. Здоровье — это не просто существование. Это не товар, который можно купить за деньги. Это благо можно приобрести только упорным, тяжелым трудом. Это состояние полного равновесия тела, ума и духа. Здоровье — это когда человек забывает о своем физическом и умственном состоянии. Выполняя асаны, йог делается свободным от физических недомоганий и умственных раздражении. Служа человечеству, он подчиняет свои действия и их плоды Богу.

Йог сознает, что его жизнь и все виды его деятельности — это часть божественных деяний в природе, которые проявляются и действуют в форме человека. В биении своего пульса и ритме дыхания он узнает смену периодов времен года и колебания жизни вселенной. Его тело — это храм, в котором живет Божественная Искра. Он чувствует, что пренебрегать нуждами тела, отрицать их или думать о них как о чем-то небожественном значило бы пренебрегать и отрицать жизнь вселенной, частью которой он является. Потребности тела — это потребности божественного духа, который существует посредством тела. Йог не ищет Бога в небесах, он знает, что Бог внутри него и зовется Антаратма (Внутреннее Я). Он ощущает царство Божие внутри и вовне и находит рай в самом себе.

Где кончается тело и где начинается ум? Где кончается ум и где начинается дух? Их нельзя разделить, так как они взаимосвязаны и являются лишь различными аспектами одного и того же всеохватывающего Божественного сознания.

Йог никогда не пренебрегает и не умерщвляет ни свое тело, ни ум, но лелеет их. Тело для него не является ни помехой в его духовном освобождении, ни причиной неудач, но орудием достижений. Он стремится к тому, чтобы сделать тело сильным, подобно молнии, здоровым и не знающим страданий, чтобы посвятить его служению Богу, для чего оно и предназначено. Как подчеркивается в "Мундака Упанишаде", Я нельзя постичь, не имея силы, внимательности и цели. Как необожженный глиняный горшок растворяётся в воде, так и тело быстро разлагается. Так что обжигайте его упорно в огне йогической дисциплины, очищая и укрепляя его.

Названия асан знаменательны, они иллюстрируют принцип эволюции. Некоторые получили имена в честь растений, как, например, дерево (врикша) и лотос (падма); другие — в честь насекомых: саранча (шалабха) и скорпион (вричика); еще некоторые в честь водных животных и амфибий: рыба (матсия), черепаха (курма), лягушка (бхека или мандука), крокодил (накра). Имеются асаны, названные в честь птиц: петух (куккута), цапля (бака), павлин, (майюра), лебедь (хамса), а также в честь четвероногих: собака (швана), лошадь (ватаяна), верблюд (уштра), лев (симха). Не забыты также имена пресмыкающихся, например, змея (бхуджанга), и название человеческого зародыша (гарбхапинда). Некоторые асаны названы в честь легендарных героев, например, Вирабхадры и Ханумана — сына Ветра. Используются имена мудрецов: Бхарадваджа, Капила, Васиштха и Вишвамитра. Некоторые асаны названы в честь богов индуистского пантеона, другие напоминают об аватарах, воплощениях Божественной силы. Во время выполнения асан тело йога принимает многообразные формы, напоминающие различные существа. Его ум так воспитан, что не презирает ни единое существо, так как знает, что во всей гамме творений, от низшего насекомого до совершенного мудреца, дышит один и тот же Вселенский Дух, который принимает бесчисленные формы. Йог знает, что высшая форма — Бесформенность. Он находит единство во всеобщности. Истинны те асаны, в которых мысль о Брахмане течет беспрепятственно и непрерывно в уме садхаки.

Научившйсь асанам, садхака перестает различать такие дуальности, как приобретение и потеря, победа и поражение, слава и позор, тело и ум, ум и душа, и переходит к пранаяме, четвертой ступени на пути йоги.

У многих людей асаны ассоциируются с гимнастическими упражнениями. Но это представление ошибочно, ибо асаны отнюдь не предназначены для развития у практикующего громадных, но совершенно ненужных мышц.
"Йога " означает "единство" - единение со своей внутренней сущностью. Это единство наступает только после преодоления двойственности "разум-тело" и преобразования ее в единую реальность.
Асана - это устойчивое положение, в котором тело и ум могут находиться в спокойном, расслабленном и умиротворенном состоянии.

Асаны йоги практикуются для развития способности сохранять (не ощущая дискомфорта) одно и то же положение тела в течение длительного промежутка времени. Такая способность необходима для практики медитации.
Асаны могут также выполняться с лечебной или оздоровительной целью. Благодаря напряжению и расслаблению мышц, мягкому массажу внутренних органов и тонизирующему воздействию на нервную систему здоровье практикующего заметно улучшается. А многие заболевания (среди которых и так называемые "неизлечимые") могут быть значительно ослаблены и даже полностью устранены.

Асаны йоги и другие системы оздоровления

Асаны оказывают глубокое воздействие на физическое, психическое и духовное развитие личности, в то время как гимнастические упражнения развивают только мышцы и кости. Гимнастические упражнения выполняются в быстром темпе и поэтому сопровождаются учащенным дыханием. Акробатические, гимнастические и атлетические упражнения могут практиковать только физически здоровые люди. Эти системы упражнений чрезмерно развивают мышцы тела, которым, вследствие увеличения массы, требуется усиленное питание. Следовательно, сердце и дыхательная система должны работать в более напряженном режиме, что ведет к растрате жизненной энергии. Молодой человек, практикующий эти упражнения, может чувствовать себя сильным и здоровым. Но с возрастом жизненные функции его организма замедлятся, возникнет затрудненность в движениях, появятся ревматические боли из-за износа хрящевой ткани в суставах, чрезмерно развитые мышцы станут дряблыми и потеряют свою твердость; мышечная ткань превратится в жировую. Даже в молодом организме, при прекращении тренировок более чем на месяц, начинается процесс деградации гипертрофированных мышц в жировую ткань.
Гимнастические упражнения, поднятие тяжестей и другие системы физической культуры не подойдут в качестве ежедневной практики каждому желающему. Больные и слабые люди, дети и старики, безусловно, не смогут их выполнять. Кроме того, эти упражнения не обеспечивают восстановления жизненных функций и общего расслабления организма, которые так необходимы сегодня людям.
Отличаются ли от них в этом отношении асаны? Безусловно. Механизмы воздействия йогасан и атлетических упражнений на организм человека совершенно различны. Во время выполнения йогасан дыхание и обмен веществ замедляются, потребление кислорода и температура тела падают. Напротив, атлетические упражнения интенсифицируют дыхание и обмен веществ, потребление кислорода растет, а тело нагревается. Йогасаны замедляют катаболические процессы, в то время как атлетические упражнения их ускоряют. Помимо этого, асаны были разработаны еще и для оказания специфического стимулирующего воздействия на эндокринные железы и внутренние органы, а также для активизации электрохимической активности центральной нервной системы (ЦНС).

Общая польза

Физическая: при регулярной практике асан все железы внутренней секреции нашей эндокринной системы выделяют оптимальное количество гормонов. Это нормализует как физическое, так и психическое состояние человека. Сбой в работе хотя бы одной из желез ощутимо сказывается на здоровье, поэтому чрезвычайно важно, чтобы эндокринная система функционировала наилучшим образом. Регулярная практика асан очищает и омолаживает больные органы, восстанавливая их нормальную деятельность.
Мышцы и кости, нервная и эндокринная, дыхательная и выделительная системы, а также система кровообращения скоординированы таким образом, чтобы поддерживать и облегчать функционирование друг друга. Асаны делают тело гибким и способным легко приспосабливаться к изменениям окружающей среды; стимулируют внутренние органы, вследствие чего вырабатывается нужное количество пищеварительных соков (слюна, ферменты и т. д.). Симпатическая и парасимпатическая системы уравновешиваются, и управляемые ими внутренние органы никогда не впадают в состояния гипо - или гиперактивности.
Суммируя все сказанное, можно сделать вывод, что асаны поддерживают тело в оптимальном состоянии и способствуют выздоровлению больных органов.
Психическая: асаны делают разум сильным, способным преодолевать боль и несчастья. Они развивают решительность и сосредоточенность. В ходе регулярной практики асан уравновешенность становится нормальным состоянием разума. Все проблемы мира, все его тревоги и печали вы сможете встретить с абсолютным спокойствием. Ум успокаивается, краски жизни становятся более светлыми, а трудности превращаются в средство достижения совершенного психического здоровья. Практика асан пробуждает спящие энергии, которые вызывают у окружающих чувство доверия к человеку, их излучающему, а его речь, поведение и поступки носят отпечаток величественности.
Духовная: асаны являются третьей ступенью восьмиступенного пути раджа-йоги, и в данном аспекте асаны подготавливают тело к более высоким практикам йоги, а именно: к пратьяхаре - отвлечению органов чувств от объектов, дхаране - сосредоточению, дхьяне - медитации и самадхи - достижению космического сознания. В хатха-йоге, которая более глубоко связана с подготовкой тела к высшим духовным практикам, очень большое внимание уделяется очищению тела с помощью асан. Детальное описание асан приводится в таких древних текстах, как "Хатха - Йога-Прадипика " и "Гхеранда-Самхита ". И хотя асаны сами по себе не могут дать духовного просветления, они, тем не менее, являются важной частью духовного пути. Некоторые люди полагают, что асаны - это всего лишь физические упражнения, не имеющие никакой связи с духовным развитием. Это совершенно неверная точка зрения. Для тех, кто стремится пробудить и развить свои психические способности, асаны являются почти неизбежной необходимостью.
Асаны следует рассматривать как формы медитации и психического очищения. Их должно практиковать в точности так, как это описано в тантрах, - с сосредоточением сознания на соответствующих центрах (чакрах). К сожалению, большинство книг по йоге и большинство людей, преподающих йогу, совершенно игнорируют этот аспект выполнения йогасан.

Йогасаны для современного человека

Современный человек окружен огромным количеством всевозможных "достижений цивилизации", назначение которых - создание физического комфорта и получение чувственных наслаждений. Он работает в кондиционируемом помещении, спит на толстом поролоновом матрасе, перемещается только на автомобиле, развлекается в кинотеатрах и ночных клубах, употребляет снотворное, транквилизаторы и прочие медицинские препараты для того, чтобы быть в состоянии противостоять негативному влиянию современной жизни, чтобы хоть на время обрести покой и получить столь необходимый его психике отдых. Но вместо покоя, отдыха и счастья он чувствует лишь неуклонно возрастающее физическое, психическое и эмоциональное напряжение. Современный человек не в состоянии защитить себя от фрустрирующего влияния современного общества. А существует ли вообще способ освободиться от этого влияния? Да. С помощью йоги. Практикуя йогасаны, человек может избавиться от таких недугов, вызванных современным "цивилизованным" образом жизни, как запоры, ревматизм, закрепощение суставов, беспокойство и нервное напряжение. Те, кто регулярно практикуют асаны, имеют значительно больше сил и энергии противостоять выдвигаемым жизнью проблемам. Семейные и общественные взаимоотношения автоматически становятся более гармоничными.
В наш век научных открытий и изобретений, когда существует такое огромное количество технических средств для привнесения комфорта в жизнь человека, кажется неправдоподобным, что лишь немногие люди имеют возможность радоваться и наслаждаться жизнью, а между тем - это факт. Огромное количество людей имеют большие доходы, тем не менее жизнь их бедна и бесцветна. Они невосприимчивы к радостям жизни и полагают, что счастье - это лишь воспоминания детства. Практика асан поможет избавиться от подобного "безжизненного" существования. Ваше восприятие жизни значительно расширится, вы будете с легкостью вникать в проблемы других людей, постепенно начнете ощущать себя частью всемирного человеческого братства.
Люди, занимающиеся преимущественно умственным трудом, смогут значительно повысить эффективность своего мышления и развить способность проникновения в суть рассматриваемых вопросов; их ум будет функционировать четко и ясно. Люди, занимающиеся физическим трудом, смогут поддерживать себя в хорошем состоянии и снимать все напряжения и стрессы, накопившиеся в течение дня.

История и мифология История йогасан как физической, психической и духовной культуры уходит своими корнями в глубины веков. О них говорится в древнейшем из ныне известных человечеству литературных произведений - Ведах, которые содержат мудрость достигших реализации риши и мудрецов тех времен. Но некоторые исследователи полагают, что наука йоги возникла гораздо раньше, чем даже Веды.
Во время археологических раскопок остатков древней цивилизации в Хараппе и Мохенджо - Даро (сейчас эти территории принадлежат Пакистану), было обнаружено множество статуэток, изображающих Бога Шиву и Парвати (его жену) в различных йогасанах. Эти руины остались после цивилизации, период расцвета которой приходится на доведические времена, - задолго до того, как на индийском субконтиненте появилась цивилизация ариев.
Согласно традиции и древним писаниям принято считать Шиву основоположником йоги. Он создал асаны и обучил им свою первую ученицу - Парвати. Утверждают, что первоначально было разработано 8 400 000 асан, соответствующих 8 400 000 уровням сознания, каждый из которых прорабатывается индивидуумом в течение одного перевоплощения, прежде чем он получит освобождение от цикла рождений и смертей. Эти асаны символизируют собой эволюционный процесс - от простейших форм жизни до человека, полностью познавшего как свое Я, так и строение Вселенной. При этом полагалось, что, выполняя эти асаны, человек может пройти все стадии перевоплощения в течение одной жизни, эволюционируя от одного уровня сознания к другому.
В течение веков асаны модифицировались великими риши и йогами, их число уменьшалось, и в настоящее время известно всего несколько сотен йогасан. Из них только восемьдесят четыре имеют подробное описание и лишь около тридцати рекомендуются для практики современному человеку.
Шива рассматривается как некий символ - образ, в котором воплотилось высшее сознание. Когда душа человека освобождается от привязанности к материальному миру, он достигает состояния чистого сознания. Парвати рассматривается как мать всей Вселенной. Она - воплощение высшей мудрости. Милостью ее человек становится свободным (мукта) и объединяется с высшим сознанием. Говорят, что она из любви и сострадания к своим детям подарила им свое тайное знание в виде тантра-шастр. Она олицетворяет собой материнский аспект - огромную энергию, находящуюся внутри каждого из нас в спящем состоянии. Эта энергия (шакти) известна также как кундалини.

Асана

Традиционно, йога - это способность медитировать. Патанджали определил йогу как «прекращение колебаний ума». В таком - классическом, традиционном - ключе - важнее всего сидячие, медитативные позы. Сегодня это, конечно, не ядро практик, но своего рода текст, проверка на достижения в йоге в целом. Если эти позы вообще не получаются, их надо подтянуть:

1. Падмасана - «Поза лотоса». Очень устойчивая медитативная поза, которая оптимально работает с энергетикой человека (препятствует оттоку энергии). Если эта поза получается, и комфортна - можно считать, что полпути к хорошей медитации пройдено, да и пранаямы будут выходить лучше.

2. Сиддхасана - «Совершенная поза». Еще одна оптимальная поза; перенаправляет энергию из сексуальных центров в верхние. Тоже удобна для медитации и пранаямы.

3. Свастикасана - своего рода компромиссная поза: гораздо легче, чем Падмасана, но тоже довольно устойчива. Хороша для пранаямы и медитации, если не получается Лотос.

4. Сукхасана - «Удобная» или «Легкая» поза. Хороша именно тем, что ее легко принять. Но для долгого сидения (если не использовать доп. пропсы), совершенно не подходит.

Перевернутые позы:

5. Ш иршасана. Считается самой важной позой йоги, т.к. активизирует Сахасрара-чакру - «коронную чакру», которая дает духовные переживания. На практике, эта поза мало у кого получается,и еще меньше кто может делать ее безопасно для шеи. Важно учесть, что при неправильном выполнении, незаметно для практикующего, травмируются шейные позвонки! Эту позу важно освоить под руководством специалиста, в личной работе.

6. Сарвангасана и Випарита Карани асана. Облегченная замена Ширшасане - тоже перевернутое положение тела, но без (травмоопасной!) жесткой опоры на макушку. Существуют и еще более безопасные, облегченные вариации этих двух поз, когда используются пропсы (пледы, кирпичи, даже стулья). Бывают и, наоборот, более спортивные и рискованные вариации позы.

Центральную часть современной практики йоги составляют такие позы, как:

7. Пашчимоттанасана - «Поза вытяжения спины». Довольно расслабленная поза, которая помогает успокоить ум. В методе Виктора Бойко с этой позы всегда начинается занятие, что помогает достичь медитативного состояния сразу же, уже в первые минуты урока. Считается, что эта поза пробуждает энергию Кундалини.

8. Бхуджангасана. Если выполняется правильно - полезна для поясницы (иначе - вредна). Снимает напряжение с нижней части таза, что характерно для большинства современных людей. Чистит и включает Свадхистана-чакру.

9. Сету Бандха Сарвангасана - «Полумостик» («Стойка с опорой на плечи») - тоже поза для релаксации нижней части туловища. Может выполняться предельно долго, «через немогу» (по В. Райху), оздоравливая сексуальную сферу. Активизирует Манипура-чакру.

10. Дханурасана - «Поза лука». Полезна для спину, активизирует симпатичекую систему, бодрит. Имеет общеукрепляющий характер. Улучшает пищеварение. Активно «включает» Манипуру (и в плюс - Анахату).

11. Шалабхасана - «Поза саранчи». Еще одна ценная поза для спины. Прорабатывает в основном ее нижнюю часть, поясницу. Силовая, активная и бодрящая поза.

12. Ардха Матсиендрасана I. Одна из самых фотогеничных, «фирменных» поз хатха-йоги. Освобождает от напряжения плечи, поясницу, живот. Создает легкое скручивание корпуса. Воздействует на Манипура-чакру. Важно делать эту позу статично, и расслаленно, иначе «полетит» поясница.

13. Шашанкасана - в Сатьянанда-йоге одна из важнейших, так как способствует полному расслаблению, по эффеку похожа на Шавасану, ее можн делать в качестве релаксации. Существует силовой вариант этой позы, который заметно укрепляет спину. Упокаивает ум. Еще одна хорошая поза с таким эффектом - «Сайтхали-асана» («Поза отдыхающего животного»), тоже специфическая для Сатьянанда-йоги.

14. Матсиасана - «Поза рыбы» - интересна не только раскрытие плечевого корпуса, и расслаблением поясницы, но и воздействим на эндокринную - гормональную - систему. Одна из ключевых поз, которые воздействуют на человека «изнутри», пробуждая истинный потенциал йога-асан.

Надо не забыть и про (15) Шавасану - ведь занятие всегда надо завершать расслаблением! Эту можно делать и саму по себе - для расслабления, «от нервов», и для настройки на медитативный лад перед практикой.

Осваивать эти и другие позы йогу лучше всего под наблюдение преподавателя. Впоследствии вы освоите базовые навыки йоги и приемы техники безопасности и сможете заниматься самостоятельно.

Йогические упражнения не рассчитаны на лечение каких-либо заболеваний. При наличии ограничений к занятиям физкультурой (а значит, и йогой!) надо консультироваться с врачом.

Алексей Соколовский – преподаватель классической Хатха-йоги («по Сатьянанде»), практикующий йогу более 15 лет. Ведущий выездных семинаров по йоге.

Фото: yoginidragidharma/instagram.com

Начиная заниматься практикой йоги, мы изучаем тематическую литературу, посещаем семинары и мастер-классы по саморазвитию. Одно из первых слов, которые мы встречаем во всех источниках, которые связаны с Хатха-йогой это слово «асана».

Наиболее часто встречаются следующие переводы и объяснения этого понятия:

Удобное и устойчивое положение тела

Это определение основывается на одном из первоисточников йоги, а именно тексте «Йога сутры Патанджали». Автор пишет здесь про асану так: «Поза придаёт устойчивость телу и уравновешивает ум».

Очень познавательно, что другой известный йогический текст «Хатха Йога Прадипика», в разделе об асанах, сообщает: «Практика асан придаёт устойчивость телу, освобождает от болезни и придаёт лёгкость всему существу».

Положение тела для занятий техниками пранаямы или медитации

В йогических текстах не было детального описания всего разнообразия асан и руководства для их правильного выполнения. Некоторые исследователи до сих пор уверены, что когда Патанджали давал определение асане в шлоке «Стхирам Сукхам Асанам», что некоторые переводят как «Асана – это удобная и устойчивая поза», он говорил только о положении для медитации. Однако все мы видели различные позы в исполнении, в том числе индийских йогов, которые едва ли можно назвать удобными даже при фиксации на несколько минут, а от более длительного пребывания у большинства занимающихся возникает очень сильный дискомфорт.

Существует более нейтральное объяснение, что определения «стхира» и «сукха» относятся к покою и стабильности внутри нас, к умиротворённости ума. Развитие таких качеств возможно достичь при статической нагрузке с помощью силовых и гибкостных асан Хатха-йоги.

Третья ступень Хатха-йоги

Выше мы уже упомянули имя Патанджали. В тексте "Йога сутры" он применяет к описанию йоги слово "аштанга", что буквально означает йога «восьми ступеней» (ашта – восемь, анга – часть, ступень). Речь идёт о следующих восьми ступенях:

  • яма (правила взаимодействия с окружающим миром),
  • нияма (предписания по отношению к личной дисциплине),
  • асана (достижение гармонии деятельности тела и ума, посредством выполнения различных поз),
  • пранаяма (контроль над жизненной энергией через управление дыханием),
  • пратьяхара (контроль органов чувств, отвлечение их от различных объектов),
  • дхарана (сосредоточение ума),
  • дхьяна (медитация),
  • самадхи (состояния объединения своего личного сознания с абсолютным сознанием или иными словами самореализация).

Вопросы, сомнения и трудности, с которыми сталкиваются начинающие:

  1. Сложные и непонятные названия асан. Каждая асана имеет санскритское название. Существует много книг по йоге, которые расшифровывают и переводят эти названия на русский язык. Поэтому, если вас смущают или отталкивают названия на санскрите, вы можете посещать занятия, на которых позы йоги проговариваются с переводом. Хорошие книги с перечнем и переводом асан йоги - это "Йога Дипика" (автор Б.К.С..
  2. Есть ли какая-то особенная польза асан? Польза асан состоит в том, что они помогают преодолеть различные проблемы со здоровьем (например, проблемы с позвоночником, суставами, деятельностью внутренних органов). Также существует мнение, что практика асан способна повлиять на энергию человека, изменить его душевное состояние, избавить от депрессии и отрицательных эмоций, таких как гнев, обида, ревность, жадность, зависть.
  3. В йоге огромное количество асан. Как же выбрать те, которые подойдут именно мне?

В зависимости от жизненной ситуации вам подойдут различные асаны. Ниже перечислены несколько примеров.

Асаны для мужчин

Мужчины обычно обладают большей силой и выносливостью, нежели женщины. Поэтому им довольно легко даются силовые асаны, простые балансовые асаны на руках, асаны лёжа, в которых укрепляется пресс и спина. Сложнее дело обстоит с гибкостными позами, а также асанами на скручивание. Поэтому, выбирая последовательность упражнений йоги, желательно уделять внимание позам на развитие гибкости и дыхания. В то же время, соблюдая баланс между силой и гибкостью. Базовые асаны для мужчин – это врикшасана, вирабхадрасана, уттхита триконасана, уттанасана, адхо мукха шванасана, баддха конасана, саламба сарвангасана.

Асаны для женщин

Женщинам легче выполнять гибкостные асаны. Однако со временем любое тело закрепощается, поэтому на занятия часто приходят девушки и женщины разного возраста, которым сложно выполнить основные асаны йоги. Это относится как к асанам на силу, так и на гибкость. Базовые асаны йоги для женщин – это положения, в которых развиваются гармонично все системы организма, улучшается гормональный фон, функции всех внутренних органов. Важное значение имеют асаны для женского здоровья. Например, баддха конасана, упавишта конасана, пасчимоттонасана, випарита карани мудра.

Асаны для беременных

Для беременных женщин в большей степени подходят асаны сидя и различные мягкие динамичные связки, в которых улучшается циркуляция крови в органах малого таза. Например, марджариасана, баддха конасана, упавишта конасана. В качестве противопоказаний в этот период выделяются прогибы, перевёрнутые асаны (в первом триместре беременности), упражнения на пресс, любые асаны лёжа на животе.

Асаны для здорового кишечника

Для улучшения перистальтики кишечника обычно рекомендуются скрутки и перевёрнутые асаны. Одна из лучших скруток для здорового кишечника – это джатхара паривартанасана. Кстати, эта поза очень помогает похудеть и избавиться от жира на животе. Также существуют асаны, которые помогут избавиться от запора. К ним относятся уттхита триконасана, уттанасана, паванмуктасана – это положение выводит газы из кишечника, ардха матсиендрасана, а также любые скрутки в положении лёжа на спине.

Асаны для позвоночника

Если у вас здоровый позвоночник, для практики йоги нет противопоказаний. Вы можете выполнять асаны стоя, сидя, лёжа, любые балансы, перевёрнутые позы. Однако если есть какие-то заболевания позвоночника, грыжи, протрузии, сколиоз, то очень важно изучить все противопоказания и, конечно, обратиться к специалисту по йогатерапии, в которой прорабатывается именно ваша проблема. Важно помнить, что для здорового позвоночника не стоит злоупотреблять упражнениями на гибкость: делать много глубоких прогибов и других красивых асан, которые могут усугубить ваше заболевание. Наиболее важным является формирование мышечного корсета, укрепление мышц спины. Классические асаны для позвоночника и укрепления спины – урдхва чатуранга дандасана, шалабхасана, уткатасана. Безопасные гибкостные позы, которые также помогут расслабить все мышцы спины и вытянуть позвоночник: маджариасана, ардха бхуджангасана, пасчимотонасана.

Асаны для суставов

Для здоровых суставов очень важны динамические последовательности асан. Различные сочетания асан, переходы из одной позы в другую хорошо разогревают тело и снимают нагрузку с суставов. Очень важно сочетать все движения с дыханием. Сочетание движения и дыхания делает практику йоги намного эффективнее. Асаны, которые помогают проработать суставы ног – это агни стамбхасана, гомукхасана, вирасана, баддха конасана. Важно помнить и о суставах рук. В этом случае, для укрепления хорошо выполнять чатуранга дандасану, бхуджа пидасану, бакасану, а для развития гибкости подойдут свастикасана, эка бхуджа падмасана, эка бхуджа вирасана.

Самые большие ошибки новичков в йоге:

Спешка и нетерпение

Результат в любом деле приходит только к тому, кто умеет ждать и терпеть. Так и в йоге. Если вы хотите научиться выполнять самые красивые сложные асаны (например, хануманасана - продольный шпагат или ширшасана - стойка на голове) нужно запастись терпением и регулярно выполнять простые асаны для начинающих. Тогда через некоторое время тело окрепнет, обретёт гибкость, и вы сможете с лёгкостью делать любые позы йоги.

Дыхание

Большинство новичков уделяют недостаточное внимание дыханию. В погоне за освоением всё большего и большего количества асан, они забывают о качестве и основных правилах в йоге. Все позы выполняются в сочетании с правильным дыханием. Чтобы избежать этой ошибки, нужно в начале занятия некоторое время уделять настройке на практику и отстройке правильного дыхания (например, полное дыхание йогов или дыхание уджайи

Блуждание ума

Для начинающих практиков выполнение асан и размышление о своём ‒ обычное дело. Чтобы преодолеть это ограничение, существуют некоторые приёмы, которые помогают стабилизировать внимание и отвлекаться меньше (например, удержание языка в положении намо мудры).

Какие бы асаны вы не выбрали для вашей практики, важно помнить о целях ваших занятий. Улучшение здоровья, получение дополнительной энергии – отличная мотивация в начале пути. Однако понимание, что асаны это особый инструмент, помогающий сделать жизнь насыщенной, полной, эффективной не только для себя, но и для других, откроет вам намного более альтруистичные цели и горизонты.

Приблизительно 2500 лет тому назад риши Патанджали был написан трактат «Йога-сутры», в котором обобщались познания про данное искусство, собранное на тот временной промежуток.

До этого, вероятнее всего, процесс передачи знаний был исключительно устным – от наставника к обучающимся. Данный трактат образован 196 школами, 2 из которых касаются напрямую асан. Может показаться странным, что самый первый и значимый текст про йогу упоминает про асаны лишь в нескольких строфах, но именно по этим строфам реально получить очень много полезной информации для себя.

«Йога-сутры» характеризуют асану, как «неподвижную и удобную позу». А затем мы получаем не менее странное разъяснение, как можно получить нужный эффект: «асану достигают тогда, когда прекращают прикладывать усилия и концентрируются исключительно на вечном».

На сегодняшний день подобная характеристика кажется довольно странной и может прийти мысль, что Патанджали попросту насмехается над нами всеми. Разве асана может быть недвижимой позицией? Ведь когда мы практикуем йогу, то нас начинает покачивать не только в сложных, но даже в очень простых асанах.

Асана является комфортной позицией? Если взять 1000 занимающихся, то из них лишь единицы подтвердят, что ощущают комфорт в процессе исполнения. Да и те могут немного лукавить. Что же касается начинающих, то любые даже несложные телодвижения – любые наклоны, прогибы или раскрытие тазобедренных суставов способны доставить очень много болезненных ощущений.

О чём же тогда говорил Патанджали? Существует множество мнений на этот счёт. Самое простое из них – йога выступает не эффектом, а процессом. А значит, поддерживание недвижимой и комфортной позы не может считаться данностью и достигаться моментально, а представляет собой цель. Если объяснить по-другому – чтобы асана стала устойчива и приятна, всё должно выполняться поэтапно.

Получается, что прогресс в занятиях йогой – это не тогда, когда вы с невероятными усилиями прикладываетесь губами к стопам на трясущихся ногах или усаживаетесь на шпагат с перекошенным от боли лицом. Прогресс – это когда вы научились чувствовать ту либо иную степень комфорта в асанах, до этого доставлявших вам исключительно неприятные ощущения.

Это кардинальным образом меняет понимание йоги, актуальное для западных государств. Ведь классическая индийская традиция гласит, что продвижение – это не взлёт, к примеру, в Маюрасану. А продвижение – это значит зафиксироваться в позиции на максимально возможное количество вдохов с выдохами.

Такой процесс дыхания позволяет успокоиться разуму, а ведь именно это и является главной целью практики йоги. Выходит, что асана способствует выработке навыков контроля над своим разумом.

При этом аналогично всему живому, асана отличается не просто внешней привлекательностью, но и внутренней прелестью. Даже если асана ещё не является идеальной, вы всё равно можете насладиться ею. А когда вы контролируете своё дыхание и внутренние ощущения в асане, то меньше всего озадачиваетесь её внешней формой.

У вас отсутствует мотивация проявить гибкости больше, чем ваш сосед по занятиям. Зато сохраняется мотивация максимально безопасного выполнения асаны, а также получения искреннего наслаждения от неё.

При условии такого подхода происходит работа также над своим «Эго», человек избавляется от желания делать ставку исключительно на внешний аспект асан. В философии асан существует такое понятие, как «апариграха» — то есть нестяжательство, в частности подразумевается и быстрый результат на коврике. Весь смысл заключается в том, что когда вы расслабляетесь психологически, а также избавляетесь от желания выполнить упражнение любой ценой – сталкиваетесь с внешним прогрессом.

Разновидности асан

Все асаны могут быть классифицированы по разновидностям выполнения:

  • стоячие;
  • сидячие;
  • лежачие;
  • перевёрнутые;
  • скрученные;
  • асаны с наклонами;
  • асаны на баланс.

По типу воздействия асаны бывают:

  • растягивающими;
  • скручивающими;
  • силовыми;
  • перевёрнутыми;
  • сдавливающими;
  • взаимодополняющими нескольких разновидностей.

По целям:

  • медитативными (настраивающими на высшие ступени йоги);
  • терапевтического плана (имеющими направленное психологическое и физиотерапевтическое влияние на тело).

Горакши высказывает такое мнение по поводу асан: «Известно такое число асан, сколько всего есть живых созданий на земном шаре. Шива называл восемь миллионов четыреста тысяч асан и они были известны лишь ему одному. Из указанного количества им были выбраны восемьдесят четыре асаны, среди которых четвёрка относится к самым важным и полезным. Это будут сиддха, падма, симха и бхадра асаны.

Значение правильного дыхания

Наверняка, большинство людей не привыкло принимать во внимание комфорт в процессе занятий и свято убеждены в том, что дабы получить эффект следует пройти через приложение усилий, болевые ощущения и огромное напряжение. В действительности же в йоге действует прямо противоположный принцип.

Самым верным положением асаны будет такое, в котором вы почувствуете комфорт. Наше туловище имеет центр тяжести, расположенный в области крестца. Выполнение любой асаны смещает центр тяжести, при этом происходит перераспределение нагрузки таким образом, чтобы достичь уравновешенного состояния.

Пока же вы не смогли достичь баланса – пребываете в состоянии мышечного напряжения, а значит, ощущаете неудобство. Однако, как только ваши мышцы окажутся в необходимой позиции (и вы адаптируетесь фиксироваться в ней), от вас больше не будет требоваться приложение усилий для удерживания своего тела в асанах. И тогда вы сможете выполнить любое, даже самое сложное упражнение с лёгкостью, без особенных усилий.

Безусловно, в течение ещё какого-то времени вы ощутите некоторое чувство внутреннего дискомфорта даже при правильном выполнении поз, в особенности, если до этого нечасто практиковали физическую активность. Но дискомфортные ощущения будут не слишком интенсивными, вы не будете ощущать боль, натяжения или заломы.

Особенности правильного исполнения асан

Многие люди при самостоятельной практике йогой совершают множество ошибок. К примеру, в процессе исполнения асаны адхо мукха шванасана (позиции собаки, морда которой обращена книзу) полностью выпрямляют ноги и удерживают спину в идеально ровном состоянии (ведь именно так показано на иллюстрации).

От этого происходит очень сильное натяжение задней поверхности бёдер, подколенных сухожилий и ахиллового сухожилия. В голове у практикующих при этом может появиться мысль про растяжку с помощью такой асаны и приближение к её правильному исполнению.

Когда же вы приходите на занятия с инструктором, то с удивлением обнаруживаете, что в указанной позиции должно отсутствовать сильное напряжение мускулатуры задней поверхности бёдер. Самое важное условие асаны – выпрямление (но физиологичное, а не по струнке смирно) и полноценное расслабление спины, а не вытягивание ног.

В случае же когда не удаётся зафиксировать тело на полной ступне и прямых ногах, допускается отрывание пяток от поверхности и небольшое сгибание коленей. При этом основное внимание в асане всё равно уделяется области спины.

Получается, что когда вы выполняли такое упражнение самостоятельно, то не просто не приближались к верному результату, а напротив, отодвигались от него, стараясь максимально повторить то, что изображено на картинке. А в действительности правда заключается в том, что если вы являетесь новичком, то попросту не имеет шанса на выполнение асаны так, как это указывает инструкция.

В качестве ещё одного хорошего примера можно назвать асану урдхву мукху шавасану (или позицию собаки, морда которой обращена кверху). При выполнении её согласно инструкции, вероятнее всего, вы столкнётесь с напряжением в районе поясницы. А при наличии проблем со спиной, дискомфорт будет сохраняться на протяжение ещё какого-то времени после того, как тренировка завершится.

На групповых же занятиях йогой мы узнаём, что в процессе исполнения данной асаны рекомендовано направлять плечи вперёд (не отдельно с округлением грудного отдела, а совместно со спиной), а пятками – тянуться назад. При создании подобного натяжения допускается свободное опущение таза на пол и вы не ощутите никакой напряжённости в области поясницы.

Инструкция не расскажет вам про верное исполнение асаны, поэтому примите во внимание, что самостоятельный поиск правильной позиции довольно трудоёмкий, если вы не адаптированы к экспериментам с изменением положения своего тела.

По описанным выше примерам вы наверняка смогли понять, что не имея помощи профессионального высококвалифицированного инструктора вам будет очень трудно обнаружить правильную позицию своего тела в пространстве и выполнить асаны, не причинив при этом вреда своему позвоночнику. Так где же вы сможете получить необходимую помощь?

Как обучиться правильному выполнению асан?

Для этого понадобится выполнение трёх пунктов, про которые более детально я расскажу вам дальше.

Первый момент – нахождение тренера

Квалифицированный тренер с опытом работы сможет разъяснить вам, в каких мышцах либо областях тела вы должны ощущать напряжённость, а в каких – напротив, расслабленность. Также с помощью инструктора вы освоите технику правильного дыхания и «энергетических замков», стимулирующих деятельность внутренних органов.

Как минимум в процессе занятия вы всегда сможете задать ему вопрос, понять, правильно ли вы чувствуете себя в той либо иной позиции, должны ли вы ощущать напряжение или болевые ощущения в конкретных мышцах и связках или наличие напряжения – плохой знак.

Здесь отдельно следует отметить, что далеко не у каждого инструктора по йоге имеется достаточно высокая квалификация и багаж необходимых знаний и навыков. А поэтому придётся запастись терпением и понаблюдать за поведением тренеров по йоге. Определить опытного специалиста помогут следующие признаки:

  • Он обязан выстраивать ваше тело, поправлять все выполняемые вами асаны, а также говорить вам о тех ощущениях, которые возникают при условии правильного исполнения упражнений. Если же ваш тренер просто демонстрирует асану, при этом даже не покидает свой коврик, то подумайте, какой смысл ходить к нему на занятия? Куда более экономичным вариантом станет использование специального приложения либо просмотр роликов на ютубе.
  • Он обязан давать ответы по всем вашим вопросам. Если же тренер понятия не имеет о тех ощущениях, которые появляются в теле в процессе исполнения той либо иной асаны, не понимает, по какой причине у вас тянется поясница и не способен дать вам вразумительного совета, тогда хорошенько подумайте про его компетентность.
  • Общение с ним не должно провоцировать у вас отрицательные эмоции. Человек может обладать большим багажом знаний и умений, но при этом быть настолько негативным в плане коммуникации и преподавания, что вы будете ощущать внутренний дискомфорт на его занятиях.

Конечно, здесь можно парировать, что личность тренера не имеет огромного значения, но лично я убеждена в том, что из-за отрицательных мыслеобразов мы не можем сконцентрироваться на собственном организме и не способны грамотно исполнять асаны. Ведь в любом случае практики должны быть в радость, а не в напряг, разве не так?

Второй момент – доверие своим ощущениям

Если думать, что правильное выполнение асан заключается исключительно в точном их копировании с картинок, то для отстройки вы можете воспользоваться зеркалом. Но многие говорят про то, что зеркала, напротив, ухудшают практику, так как в этом случае вы меньше концентрируетесь на том, что чувствуете.

А это играет очень большую роль: тренер будет говорить вам, какие чувства вы должны испытывать в процессе исполнения асан, но вы также должны контролировать свои собственные ощущения.

Усвоение концепции правильных движений поможет вам заниматься без участия тренера, но в этом случае вам придётся ещё сильнее концентрироваться на том, что вы ощущаете в процессе тренировок.

Третий момент – займитесь анализом своего состояния после практики

Если вы желаете понять, подходит ли для вас конкретная разновидность спорта, тренер либо методика тренировок, стоит прислушаться к тем ощущениям, которые возникли в теле уже после занятий.

Поэтому после практики йоги займитесь тщательным анализом на наличие в теле какого-то напряжения, болезненных ощущений, напротив, чувства расслабленности, удовлетворения, разогретости и так далее. Отмечайте особенности своего внутреннего состояния: находитесь ли вы в состоянии упадка сил либо, напротив, чувствуете заряд бодрости и энергии?

Моё личное мнение по этому вопросу – если упражнения полезны для вас, тогда после них вы должны чувствовать себя хорошо. Если ваше тело ощущается после тренировок, как лёгкое и подтянутое, а вы чувствуете себя наполненными силой, бодрыми – значит, тренировка однозначно была для вас полезной и не прошла впустую.

Поэтому рекомендуется всегда внимательно следить за своим состоянием во время практик и обращать внимание даже на незначительные изменения в нём. А если что-то пошло не так – прекращайте тренировки или ищите другого инструктора по йоге.

Теперь вы знаете, что такое асаны в йоге, как их правильно выполнять и на чём делать акцент в процессе исполнения. Надеемся, что благодаря этим знаниям ваша практика станет ещё более осознанной и полноценной!

А напоследок обязательно просмотрите интересный тематический видео-ролик: