Как научить ребёнка плавать: полезные советы. Как правильно и где научить ребенка плавать

В каком возрасте нужно учить ребенка плавать? Входит ли обучение плаванию в обязанности родителей? Плавание необходимо для физической и духовной гармонии человека, его физического здоровья. Согласно нормам физического развития, научить ребенка плавать – значит реализовать еще одну его возможность, заложенную природой. Из своего собственного опыта знаю, что, научившись плавать в тридцатилетнем возрасте, избавляешься от мучившего тебя многие годы комплекса неполноценности.

Жизнь человека с точки зрения физического воспитания условно разделяется на 4 периода: время узнавания мира (от 0 до 6 лет), время постижения мира (от 6 – 12 лет), время спортивных игр (от 12 до 18 лет), время индивидуальных спортивных достижений (от 18 до 24).

На каждом из этих периодов должны быть достигнуты определенные результаты. К сожалению, иногда у детей нет возможности в свое время чему-то научиться, и в дальнейшей жизни им бывает очень трудно наверстать упущенное.

Первый период (от 0 до 6 лет)

С первых дней жизни грудной младенец приобщается к окружающему миру, делая непроизвольные движения. Постепенно его движения становятся более осмысленными. В игре происходит контакт с игрушками, погремушками, окружающими предметами, животными. В этот период строятся первые отношения малыша с внешним миром. Здоровый ребенок во время бодрствования ни минуты не бывает в покое. Это предусмотрено самой природой. Грудные младенцы и дети постарше нуждаются в свободных естественных движениях. Они сами по себе невольно двигаются и родителям необязательно использовать для их физического развития специальные упражнения.

Второй период (6-12 лет)

Время осознанного активного движения. Навыки и умения, приобретенные ребенком на этом важном этапе, останутся с ним на всю жизнь. Дети должны научиться многому: письму, счету, прыжкам, ходьбе на лыжах, гимнастике, плаванию… Некоторые подростки 10-12 лет чувствуют неловкость и стыд, так как не умеют кататься на лыжах, коньках, велосипеде… Неуклюжая походка, неправильный бег, неумение плавать… приводят к закомплексованности, неуверенности в своих силах, низкой самооценке. Не все родители понимают значимость разностороннего развития ребенка.

Третий период (12-18 лет)

Благодаря естественному стремлению выделиться среди сверстников девушки или юноши достигают высоких успехов в определенных видах спорта (волейболе, футболе, теннисе…), развивают свои физические способности. В этом юном возрасте подростки ощущают необходимость в совместной деятельности (борьбе за честь своей спортивной команды), в чувстве локтя. Подростки, не проявившие себя в спортивных играх и соревнованиях, впоследствии трудно идут на контакт с окружающими людьми.

Четвертый период (18-24)

Данный временной этап совпадает со студенчеством и началом трудовой деятельности. Человек проявляет себя в учебе, работе, спорте. В этот период важно найти свое призвание. Одни достигают высоких спортивных рекордов, другие, имея скромные спортивные достижения, отдают предпочтение науке, искусству, творчеству. Даже невысокие спортивные победы требуют максимального напряжения сил, поэтому для многих они являются гордостью.

Родителям важно вовремя заботиться о физическом развитии своего ребенка, научить его управлять своим дыханием и телом. Одно из полезных увлечений, способное привести к гармоничному развитию тела является плавание.

Методика М. Тартаковского

Известный тренер по плаванию М. Тартаковский считает, что плавание – лучшая гимнастика легких. По его мнению, дыхательные мышцы пловца работают намного активнее, чем при на суше (дыхание затруднено давлением и сопротивлением воды).

Не секрет, что плавание немыслимо без активных движений и активной работы дыхательных мышц, что немаловажно для полноценной жизни детей и взрослых. Методика М. Тартаковского позволяет научиться плавать в бассейне или водоеме самостоятельно.

Это нужно знать:

  • Пловец, не совершающий в воде никаких движений, дышит гораздо глубже, чем на суше. Установлено, что при пятиминутном стоянии в воде при температуре 24 градуса глубина дыхания увеличивается вдвое.
  • Одну и ту же температуру воды и воздуха человек чувствует по-разному. В воде при температуре 20 градусов он теряет в 3-4 раза больше тепла, чем при такой же температуре на воздухе.
  • Согласно закону Архимеда, вес тела примерно равняется весу вытесненной им воды, поэтому человек не может лечь на дно бассейна или водоема. Люди, не умеющие плавать, ошибочно считают, что глубина воды «затягивает вниз».
  • Плавание — физическое упражнение, способствующее росту тела подростков (во время плавания позвоночник человека (в условиях частичной невесомости) разгружается от обычных гравитационных нагрузок).


Уроки плавания по методике М. Тартаковского учат тому, как быстро научиться плавать детям и взрослому человеку.

Основные упражнения для обучения плаванию

Упражнение «лечь на дно»

Оно направлено на умение держаться на воде. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и лягте на воду грудью с открытым глазами. Лечь на дно не удается, так как вода выталкивает и поддерживает вас у поверхности. Вы видите дно, но коснуться его руками возможно только при энергичных гребках вглубь. Поднимите над водой руку или ногу (потом обе руки и обе ноги) и вы сразу почувствуете погружение в воду. Научиться держаться на воде – значит правильно использовать плавучесть тела. Тело должно находиться в строго горизонтальном положении, нос и рот — над поверхностью воды.

Упражнение «лежание на спине»

Зайдите в водоем по пояс, опустите руки и присядьте в воду по плечи. Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, осторожно лягте на спину (ноги выпрямлены, руки вытянуты вдоль бедер). Полежите в воде несколько секунд без движений, несмотря на то, что вода покроет все тело и лицо. Постепенно ноги станут опускаться, и, подогнув их, вы снова встанете на дно.

Упражнение «взмахи ладонями».

Повторите второе упражнение «лежание на спине» (ноги выпрямлены, руки расположены ладонями вниз), но для сохранения горизонтального положения делайте ладонями движения «вниз-вверх». При этом не выдыхайте весь воздух (он придает дополнительную плавучесть), попробуйте неглубоко подышать, лежа на спине. «Взмахи ладонями вниз–вверх» помогают научиться лежать в воде как можно дольше и дышать неглубоко, но равномерно, поддерживая над водой одно лицо. Успех может прийти через 15 минут усердных занятий над этим упражнением. Запомните: в воде нужно сохранять плоское положение тела. Нельзя сидеть или сгибаться в тазобедренном суставе. Самое главное правило в плавании – научиться расслабляться в воде и не напрягаться зря.

Упражнение «движения прямыми ногами»

Повторите предыдущее упражнение, только плыть важно головой к берегу: лягте на спину, поддерживая себя на плаву «взмахами ладоней» (ноги выпрямлены, носки вытянуты и повернуты друг к другу (вовнутрь)). Попеременно двигайте прямыми ногами вверх-вниз. Постарайтесь делать мягкие движения ногами. Для закрепления повторите это упражнение несколько раз.

Запомните: Нельзя плыть от берега, так как вы еще не научились плавать.

Эти четыре упражнения выполняйте со строгой последовательностью и на других занятиях, чтобы приобрести элементарные навыки: держаться на воде, правильно дышать ртом и передвигаться за счет прямых ног. К очередным упражнениям нужно приступать после усвоения предыдущих.

Упражнение «лодочка»

Сложив кисти рук «лодочкой» (одна на другую), выпрямите руки над головой, наклоните голову слегка подбородком к груди и лягте на спину так, чтобы загиб кистей походил на нос корабля. Двигая прямыми ногами вверх-вниз, плывите к берегу. Поначалу задерживайте дыхание, так как ваши руки и лицо окажутся в воде. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не научитесь сохранять положение головы, позволяющее свободно дышать.

Упражнение «гребля руками»

Зайдя по пояс в воду, поднимите руки над головой, слегка развернув ладони кнаружи. Вращайте поочередно прямой рукой назад так, чтобы загрести воду ладонью. Стоя в воде и вращая руками, представьте, что вы лежите на спине.

Упражнение «кроль на спине»

Плывите к берегу, повторяя полностью упражнение «лодочка» (выпрямив руки за головой, равномерно передвигайте прямыми ногами). Важно, чтобы лицо находилось над водой. Это позволит дышать ртом. Теперь поочередно гребите прямой рукой назад, как делали в предыдущем упражнении.

Упражнение «переход на спину» (выполняется на неглубоком месте)

Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, лягте грудью на воду, как это вы делали в первом упражнении («лечь на дно»). Стараясь дотронуться до дна, раскиньте руки в стороны, протяните вперед, побарахтайтесь в воде ногами. Выполнив все эти движения, вы убедитесь в том, что вода толкает вас к поверхности. Не касаясь ногами дна, перевернитесь на спину (так, чтобы рот оказался над поверхностью воды) и плывите к берегу кролем.

Повторите несколько раз переход от положения грудью в воде в плавание на спине. Упражнение «переход на спину» — серьезный экзамен начинающего пловца на освоение азами плавания.


Жить можно, не умея плавать, не умея кататься на велосипеде, коньках, скейте, лыжах, роликах… Однако со временем из-за отсутствия определенных умений человек начинает ощущать душевный дискомфорт, стыд, сожаление… Многие навыки, приобретенные в детстве, влияют в будущем на качество жизни, здоровье, привлекательность и безопасность человека. Человеку свойственно стремиться к совершенству, ставить задачи и работать над собой.

Уважаемый читатель! Как вы думаете, правы ли родители, считающие бессмысленным обучение ребенка плаванию?

Лето, отдых, море… Кто же откажется от подобного времяпрепровождения? Чтобы получить максимальную пользу от пребывания на водоеме, нужно уметь плавать. Как и в каком возрасте научить ребенка плавать?

О пользе плавания говорить не приходится:

  • закаливание организма в целом и эффективная профилактика простудных заболеваний;
  • формирование здоровой осанки;
  • положительные эмоции;
  • развитие физических способностей: координации движений, силы и выносливости.

«В плавании есть непоколебимые ценности, которые никто не оспорит. Плавать должен уметь каждый! Кто против?..», - сказал знаменитый советский пловец, четырехкратный олимпийский чемпион и рекордсмен планеты Владимир Сальников.

О нет, мы не призываем вас растить из вашего чада будущего пловца-олимпийца (хотя почему бы и нет), но научить его этому полезному навыку очень даже необходимо.

Когда учить ребенка плавать

Младенцы – самые лучшие «ученики»

Итак, когда можно учить плавать детей? Приучать малютку к воде можно, как только он родился. Для новорожденного водная среда едва ли не естественное состояние, ведь 9 месяцев он пребывал в околоплодных водах. А потому крохи просто обожают купаться. Однако бдительным родителям не стоит забывать, что водная стихия может представлять опасность для грудничка. Чтобы младенец не растерял врожденных умений плавать, нужно привлекать специалиста. На начальном этапе достаточно будет слегка погрузить ребенка в воду и немного покачивать по периметру ванной. Когда малыш усвоит несложные упражнения, ему можно поплавать и в бассейне.

Учимся плавать играя

В возрасте от года до 4-х лет насильно заставлять ребенка учиться плавать нет смысла. В этом возрасте дети познают мир через игру, поэтому и приучать к воде стоит, давая возможность поплескаться и просто получать удовольствие.

Наиболее оптимальный возраст для обучения плаванию, по мнению специалистов – это 4 года.

Знакомство с водой ребенка до года

Ныряние на уровне рефлекса

Маленькие дети, с рождения полюбившие плавание, очень быстро учатся останавливать дыхание и грести ручками. Многие родители побоятся учить свою малютку нырять.

«На самом же деле в нырянии ничего страшного нет, - советует популярный телеведущий, врач-педиатр Евгений Комаровский, – у новорожденного очень сильно выражен рефлекс, препятствующий попаданию воды в дыхательные пути. Если в течение двух-трех месяцев не нырять этот рефлекс угасает и ребенок может захлебнуться… Делать это следует в положении ребенка на животе. Громко произнесите слово «ныряй» и проведите ребенка несколько секунд под водой. У него очень быстро выработается условный рефлекс, и одного только слова «ныряй» будет достаточно для того, чтобы малыш самостоятельно задержал дыхание».

В 1 год можно учить малыша держаться на поверхности воды и не бояться окунать лицо в воду. При этом очень легко переутомить юного купальщика. Плавание предполагает огромную затрату энергии и ребёнок рискует очень быстро утомиться. Поэтому первые занятия не должны длиться более 10 минут.

Если малыш сопротивляется или явно боится воды - не настаивайте, иначе рискуете вызвать у ребенка гидрофобию на всю жизнь.

Обучение плаванию ребенка в 1-2 года

Вдох-выдох

Вдох на суше и выдох под водой – это правило малыш должен запомнить прежде всего. Играючи. Поставьте на скамейку емкость с водой так чтобы она была на уровне плеч ребенка, погрузите туда кораблик с парусами, покажите, как нужно, вдохнув воздух, дуть в паруса, дабы кораблик поплыл в другую сторону. Подбородок при этом должен находиться под водой. Такая игра придется по душе любому непоседе. Поняв суть этой забавы, у ребенка разыграется интерес, азарт и он будет стараться выдыхать воздух. Детки 1-2 лет в состоянии дуть на кораблик от 6 до 8 раз.

Стоп, дыхание!

Следующим умением юного пловца должен стать навык задержки дыхания под водой. Естественно, первые попытки стоит осуществлять на суше, сидя перед емкостью с водой. Наберите немного воды, предупредите ныряльщика: внимание! Не дыши! Ныряй! Затем плесните воду ему на лоб, на лицо. Такое упражнение делайте 6-8 раз. Между попытками устройте перерыв: пусть ребенок расслабится, поиграет, попрыгает. Не помешают даже несколько гимнастических упражнений. Пусть малыш также пытается на несколько мгновений опустить голову в емкость с водой и при этом не закрывать глаза.

О том, как еще научить малыша плавать, смотрите в следующем видео:

Более скоординированные движения ребенок показывает приблизительно в 3 года.

Учим плавать ребенка в 3-4 года

Как научить ребенка плавать в 3-4 года? Довольно легко, если он не боится воды и любит поплескаться. Подойдет плавание брассом, точнее его облегченный вариант.

Важно проводить занятия в игровой форме, не принуждая против воли.

Можно подключать соревновательный элемент: кто быстрее доплывет до мамы - ребенок или папа? Кто дольше просидит под водой?

«Сердечки» руками

Учим ребенка рисовать на поверхности воды сердечки. Для этого вытянутые вперед руки разводим в стороны и соединяем внизу. Затем повторяем то же самое, только опуская руки и плечи в воду, оставляя голову на поверхности.

«Лягушка» ногами

Держась за кого-то из родителей руками, ребенок делает отталкивающиеся движения ногами, изображая лягушку. Родитель при этом движется спиной вперед, буксируя за собой ребенка.

«Прыжки»

Ребёнок должен принять в воде сидячую позу, сгруппироваться, оттолкнуться ногами от дна и поплыть, делая руками «сердечки», а ногами «лягушку». А папа и мама – это не просто пассивные наблюдатели, а настоящие помощники. Папа может поддерживать или страховать ребенка снизу, в то время как мама вытянув руки вперед ловит юного пловца.

Ключевой аспект, который лежит в основе обучения плаванию – позитивное настроение. Не жалейте похвалы вашему мальчугану или девчушке за самые маленькие успехи. Когда ребенок ощущает поддержку и любовь, он будет стремиться обучаться далее.

Как научить ребенка плавать в бассейне

Те же техники можно применять для обучения плаванию в бассейне. Юный пловец придерживается за бортик и лежит на животе с вытянутыми руками, при этом оживленно двигает ногами, изображая лягушку. Эти же манипуляции можно повторить уже с помощью пенопластовой доски. Держась за доску, ребенок станет двигать ногами и поплывет. Такое занятие дарит дошколятам ни с чем несравнимые эмоции. Постепенно доску можно убирать, подключая движения руками.

Видео, как научить ребенка плавать в бассейне:

Делаем «поплавок»

Для детей в 3-4 лет полезно упражнение «поплавок»: ребенок вдыхает воздух и опускается на дно бассейна, потом, словно поплавок, снова плавно поднимается. Разумеется, это занятие нужно проводить в небольшом бассейне типа «лягушатник» или на мелководье.

Важно, чтобы у ребенка не болели ушки, не было отита или склонности к его возникновению.

Вначале объясните и покажите «ученику», какая у «поплавка» поза. Присядьте на корточки, колени сожмите руками, наклонив голову, прижмите колени и подбородок к груди. Пусть у ныряльщика будет какая-то цель, допустим, яркая игрушка на дне бассейна.

Уроки плавания в 5-6 лет

Как научить ребенка плавать в 5-6 лет? В этом возрасте детей можно учить плавать кролем, обязательно используя плавательные очки.

Скольжение под водой, или «Стрела»

После того, как ребенок научился задерживать дыхание, пора пробовать плыть под водой. Почему не сразу поднимая голову над водой? Когда он отточит навык синхронного движения руками и ногами, тогда можно учить поднимать голову над водой для дыхания.

Итак, для скольжения под водой ребенку нужно поднять руки над головой, положить сомкнутую ладонь на тыльную сторону другой руки. Теперь сделать глубокий вдох и оттолкнувшись ногами от берега или дна бассейна, проскользить вперед до полной остановки. Ноги при этом должны быть выпрямлены.

Если вы занимаетесь в открытом водоёме, то это действие ребенок должен выполнять по направлению к взрослому, а не в коем случае не плыть одному в глубину!

«Ножницы» ногами

На мелководье ребенок делает упор лежа на полусогнутых руках. Если занятие проходит в бассейне - нужно держаться за бортик. Ноги и туловище должны быть выпрямлены параллельно воде. В идеале и стопы тоже должны быть вытянуты. В таком положении ребенок начинает делать «ножницы» - махи прямыми ногами поочередно вверх и вниз.

«Стрела» с «ножницами»

После того, как предыдущие два упражнения будут освоены (ребенок должен скользить под водой несколько метров и уметь делать ножницы 2-3 минуты без остановки), можно пробовать их совместить.

«Мельница» руками

Теперь нужно научить ребенка грести руками. Сначала пробуем на мелководье, где вода ему по грудь. Покажите как делать мельницу: руки, слегка согнутые в локтевом суставе по очереди описывают полукруг круг в воздухе и опускаются в воду. Важно обратить внимание на то, как руки входят в воду: сначала кисть, потом предплечье и уже потом локоть и плечо.

Отработка дыхания

Теперь учим ребенка правильно дышать, плавая кролем. Поддерживайте ребенка под грудь, его голова опущена в воду. Он должен делать махи руками и поднимать голову над водой в сторону той руки, которая завершает гребок, т.е. находится под водой. При этом ребенок вдыхает воздух и тут же опускает голову в воду, выдыхая воздух во время выполнения гребка другой рукой. Последовательность такая: загребаем воду левой рукой, поворот головы - вдох; гребок правок рукой, поворот головы лицом вниз - выдох в воду. Повторяйте до тех пор, пока навык не закрепится.

Завершаем обучение

Завершающим этапом станет совмещение всех упражнений. Ребенок отталкивается от берега или бортика бассейна, делает махи руками и вдох-выдох, поворачивая голову в сторону гребковой руки.

Учим плавать школьников

Как научить ребенка плавать в 7 лет и не поздно ли? К сожалению, очень много детей школьного возраста не умеют плавать. Конечно, это не очень хорошо, но это и не приговор. Верный подход и регулярные тренировки сделают чудеса: школьник без труда наверстает упущенное.

Всячески поддерживайте своего ребенка, не вздумайте его стыдить, неумение плавать – скорее не его минус, а ваша вина.

Бесполезно учить плавать школьника дома, в ванной. Ему необходим бассейн. Ванна, впрочем, может стать идеальным помощником для формирования дыхания: пусть сделает вдох над водой, а под водой медленно выдохнет. Со временем периоды между вдохом и выдохом должны увеличиваться.

Обучать школьника плавать можно и брассом и кролем. Но тут важно точное выполнение упражнений, чтобы сразу закрепилась правильная техника.

Как научить плавать ребенка в 7-9 лет подробно расскажет на видео тренер Евгений Сауров:

Как нельзя обучать плаванию

Экстриму – нет!

Ни в коем случае не используйте экстремальных способов обучения плаванию. Некоторые взрослые не гнушаются «дедовским методом»: просто кидают дитя в воду, мол, инстинкты заставят выплыть наружу. Такой беспощадный способ грозит вызвать у вашего ребенка не просто стойкое неприятие воды, но и психологическую травму.

Так случилось с Сашей. В 5 лет он еще не умел плавать. Отдыхая семьей на водоеме, мальчик барахтался на мелководье. Он канючил и навязчиво просил родителей научить его плавать. Отец, ни на секунду не задумываясь о возможных последствиях, приподнял ребенка над собой и бросил его в воду. Эти секунды ужаса, заглатывания воды и страха уже вполне взрослый Саша не забудет никогда. Парню уже 16 лет и он панически боится воды. А безграничная морская гладь для него – непреодолимая пучина страха…

И в то же время правильное знакомство с водой и обучение плаванию способствует решению многих эмоциональных и психологических проблем.

Ирина, мама Захара 4 года: Захар с рождения очень скромный мальчик, всегда очень стеснялся сверстников в детском саду. Друзей у него не было. Он очень долго привыкал к детскому саду, все время плакал. Как-то воспитатель посоветовала мне отвести его в бассейн и записать в плавательный кружок. После первого посещения бассейна, где он впервые улыбнулся, Захара словно подменили: это был счастливый малыш! Вот, оказывается, чего ждал маленький капризуля. В воде сынок раскрепостился, он не просто улыбался, он хохотал! Посещая бассейн через день, боязливый Захар превратился в задорного и веселого пловца. Теперь и вне тренировок он забыл про слезы и приобрел друзей.

Не используем аксессуары для обучения плаванию

Разнообразный выбор определенных приспособлений для плавания и спасательных средств, конечно, пригодятся, но… только не начинающему пловцу. Профессиональные тренеры не особо жалуют красочную экипировку для детей, добавляя, что жилеты и нарукавники – это скорее маркетинговый ход, чем способ обучить плаванию.

Не замечали ли вы, как одетый в «дутое» снаряжение ребенок, безуспешно пытается принять лежачее положение на воде. А когда ребенок снимает цветные «доспехи», он может почувствовать некую незащищенность, страх.

Другое дело - когда ребенок уже научился плавать. Специальные доски для плавания подразумевают более качественную тренировку и совершенствование техники движения ног. Или так называемые калабашки, предназначенные для тренировки рук. Во многих бассейнах также имеются лопатки для плавания, благодаря которым пловцы могут улучшить технику гребка.

Не учим плавать «как-нибудь»

Многие дети сами учатся плавать «по-собачьи», рывками или какими-то другими способами. Это чревато тем, что им сложнее будет переучиваться плавать правильно. Поэтому лучше с самого начала проследить за тем, чтобы ребенок точно выполнял техники обучения плаванию.

Заключение

Вот, пожалуй, и все секреты плавательного мастерства. Получается, осваивать плавание не поздно никогда: ни совсем еще маленьким созданиям, ни подросткам, ни даже взрослым. В случае с детьми следует помнить, что начинать надо, когда у ребенка отсутствует боязнь большой воды – лимнофобия. Тогда ваши тренировки увенчаются успехом и принесут максимальную пользу для здоровья.

Видео по теме

Научить ребенка плавать – не такая уж сложная задача. Особенно, если вы приступите к обучению сразу же после его рождения. У многих деток так и происходит – они начинают плавать намного раньше, чем делают свои первые шаги. Обучение плаванию грудничков основывается на том, что новорожденный, проведя девять месяцев в водной среде (околоплодные воды), еще некоторое время воспринимает ее, как естественную, родственную сферу обитания. И чувствует себя в ней, прямо, как рыбка в воде. Конечно, учить ребенка плавать лучше начинать в самом раннем детстве. Но не стоит расстраиваться и тем родителям, которые стали приобщать своего малыша к водной стихии чуть позже. Если преподать крохе начальные уроки плавания в форме интересной, увлекательной игры, совсем скоро он уже с удовольствием будет радовать вас своими первыми успехами.

Чем полезно плавание

Плавание гармонично сочетает в себе приятное с полезным. Во время занятий в воде происходит комплексное воздействие на все системы организма ребенка. Мягко стимулируются его мышцы, суставы, и . Тренируется . Ни один вид спорта таким похвастать не может.

В процессе обучения плаванию малыш приобретает навыки преодоления препятствий, тем самым осваивая законы физики и химии. Да-да! Ведь держится кроха как-то на воде? Вот вам и закон Архимеда!.. А в море водичка - почему такая соленая? Ну и «нахимичила» природа!..

Если же еще добавить массу положительных эмоций, полученных в процессе игр и занятий на воде, то польза от того, что ваш малыш как можно раньше, согласитесь, неоспорима.

Видео «Как научить ребенка плавать»

Обучение плаванию детей: что для этого нужно

Казалось бы, что нужно для плавания? Ручки, ножки да водичка. Оказывается, малыши гораздо более восприимчивы к обучению навыкам плавания, если они снабжены специальным «обмундированием». Что же это за снаряжение такое?

  • Очки для плавания. Они защитят глазки крохи. Ведь в море вода соленая, в бассейне – хлорированная, а в речке, как правило, не отличается кристальной чистотой. Очки должны плотно прилегать к лицу ребенка. Пусть малыш сначала привыкнет к ним, находясь на суше. И не пугайтесь, если после того, как кроха снимет очки, вокруг его глаз останутся следы от них. Это значит, что очки плотно прилегают к глазам, и вода в них не попадет.
  • Надувные нарукавники. В самом начале обучения плаванию они будут поддерживать ребенка на поверхности воды, не ограничивая его движений.
  • Детские ласты. Не мешало бы их приобрести. Они облегчат малышу первые уроки плавания. А еще подарят ему ощущение своей причастности к взрослому миру.
  • Пробковая или пенопластовая доска с отверстиями для рук. Ее можно будет заменить надувным кругом.
  • И, конечно же, детская резиновая шапочка для плавания. Чтобы в уши маленького пловца не попадала вода. Это незаменимый атрибут для . Там, без шапочки, к тренировкам не допускают.

Детское плавание: как научить ребенка плавать

Ну что, все у вас готово для начала тренировок? Тогда можно приступать к первому этапу обучения крохи плаванию.

И пройти этот этап должен под девизом: «Привыкаем и осваиваемся». Даже если ваш юный пловец так и рвется покорять водную стихию, ему, прежде всего, нужно привыкнуть к температуре воды, которая, зачастую, гораздо ниже температуры его тела.

Если же, малыш, наоборот, боится заходить в воду, это не беда. Это можно исправить всего за каких-то полчаса. Сначала просто погуляйте с ним по берегу. Потом, постепенно, заходите все глубже. Можно поиграть с крохой в мячик, побрызгаться и поплескаться. И только когда ребенок освоится, почувствует себя комфортно, можно начинать обучение. При проведении занятий, придерживайтесь трех обязательных правил.

  1. Не торопите ребенка, всячески его подбадривайте и заинтересовывайте.
  2. Будьте внимательны к состоянию малыша. Какой бы теплой не была вода в бассейне или водоеме, нужно делать перерывы в занятиях во избежание переохлаждения и переутомления маленького пловца. Первые уроки плавания не должны продолжаться более 3-5 минут. Со временем, длительность тренировок можно увеличить до 8-10 минут.
  3. Все плавательные движения ребенок должен осуществлять по направлению к берегу. Так он будет ощущать себя увереннее. А в открытых водоемах это обезопасит малыша от заплывов на глубину.
  4. Всегда начинайте урок плавания с . Затем можно переходить к веселым играм, которые, со временем, научат ребенка держаться на воде, нырять и плыть.

Плавание для детей: игры

Вашему вниманию - комплекс игр и упражнений, вполне подходящих для обучения плаванию детей, как в открытых водоемах, так и в бассейне.

Сначала объясняйте малышу суть игры. Показывайте, как выполнять упражнения. Потом делайте их вместе с ним.

Кораблик

Маленький пластиковый или пенопластовый кораблик нужно поместить на поверхность воды и сдуть как можно дальше. Такая игра послужит прекрасной дыхательной гимнастикой перед тренировкой.

Лягушка

Еще одно упражнение на разработку дыхательного аппарата. Набираете полную грудь воздуха (так, чтобы малыш ощутил, как он надулся) и очень медленно его выдыхаете.

Пузырьки

Учимся пускать пузырьки на воде. Делаете вдох ртом, а выдох носом в воде, чтобы на ее поверхности образовались пузырьки.

Приседалки

«Баба сеяла горох и сказала деду: «Ох!». Наверняка, в детстве вы играли в эту игру. Проговаривая считалочку, нужно на слове «Ох!» высоко подпрыгнуть и нырнуть под воду.

Доставалки

Бросаете яркий камешек на дно, чтобы он был виден под водой. А малыш должен доставать его. С каждым разом камешек нужно бросать все глубже. Подбадривайте кроху, когда ему придется нырять за трофеем.

Прыгунок

Присаживаетесь в воде на корточки. Затем сильно отталкиваетесь ногами от дна и выпрыгиваете из воды как можно выше.

Поплавок

Набираете воздух в легкие. Опускаетесь лицом в воду, обхватив при этом руками колени. И качаетесь на воде, спиной вверх, как настоящий поплавок.

Звездочка

Набираете воздух и ложитесь на воду, расставив руки и ноги в стороны, изображая звезду. Ваша задача – как можно дольше удержаться на воде. Малыша, при выполнении этого упражнения, поначалу можно слегка поддерживать под животик.

Собачка

Играть в эту игру нужно втроем, хотя участников может быть и больше. Выбирается игрок - «собачка». Он должен будет перехватить мяч, который остальные игроки перебрасывают друг другу. Участник, у которого «собачка» увела мяч, становится следующей «собачкой».

Кувырки

Игра - «высший пилотаж» для начинающих пловцов. Развивает вестибулярный аппарат. В воде кувырок сделать гораздо труднее, чем на суше. При выполнении упражнений нужно выпускать воздух только через нос.

Много видов спорта существует в мире. Но только плавание не имеет никаких ограничений и противопоказаний. Им можно заниматься с самого рождения и до глубокой старости. Конечно же, по мере сил и возможностей. Оно полезно для здоровья. Оно дарит массу положительных эмоций. И пусть не все маленькие пловцы впоследствии попадут в олимпийский резерв. Но, занимаясь плаванием, крепче, здоровее и веселее станет каждый.

Водные процедуры чрезвычайно полезны для грудных детей. Но если одни мамы ограничиваются купанием младенца в детской ванночке с подставкой под спинку, то другие идут дальше вплоть до следования известному слогану "плавать - раньше, чем ходить!" Наверное, все мамы хоть что-то, да слышали о грудничковом плавании, а многие с разной степенью успеха практиковали обучение плаванию в домашней ванне, или в бассейне районной поликлиники. Портал Материнство предлагает обратиться к истории возникновения грудничкового плавания, познакомиться с теоретической основой этой методики и освоить некоторые практические навыки на конкретных примерах с фотографиями!

Плавание для грудных детей в домашней ванне. Фото - фотобанк Лори

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.

В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна "Москва" И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.

Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.

В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.

Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.

Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.

Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.
В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.

Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.

Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания. Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.

Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте. Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.

Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.

Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции - радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения - крепкий, здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения - основ нормального развития грудных детей.
Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

Противопоказания к занятиям

Процедуры плавания прекращаются, если ребенок выражает плачем, криком неудовольствие, а также в случае появления "гусиной кожи" или дрожи.

Противопоказаниями к занятиям плаванием являются: заболевания в острой стадии, заразные кожные болезни, отклонения в развитии, исключающие возможность занятий.

Врачебный контроль и практические консультации

Наилучшей формой контроля динамики здоровья малыша являются контроль неонатолога, педиатра или семейного врача, которые в курсе особенностей течения беременности, родов, первых дней и недель жизни ребюенка.

Консультации по плаванию желательны не реже одного раза в месяц. Их проводят консультанты по плаванию и/или медицинские работники в детской поликлинике или дома. Родители ребенка должны получить в течение года не менее 12 консультаций.

Часть II. Подготовка к плаванию

В основе плавания младенцев лежит:
  • плавание на спине и груди с ручной поддержкой,
  • автономными поддержками, и, наконец,
  • самостоятельное плавание.
Плавание на ручных поддержках проводится главным образом в полных ваннах, автономные поддержки могут быть применены в этих же ваннах и в основном в бассейне. Самостоятельное плавание в ваннах и бассейне лучше всего осуществляется путем постепенного уменьшения ручных и автономных поддержек.

Характер плавания во всех случаях интервальный - за проплывом следует короткий отдых. Плавание начинается на спине в возрасте от 5 дней и чередуется с плаванием на груди. В зависимости от индивидуальных склонностей может преобладать один из видов плавания.

Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для отдыха грудных детей. Плавание на груди у большинства младенцев вызывает более активные двигательные реакции, что следует использовать для активизации ребенка с первого месяца жизни.

Подготовка к плаванию

Одним из важнейших принципов обучения плаванию младенцев является стимулирование движений, которые проводятся методистом во время плавания одной рукой.

Правильному усвоению движений способствует специальная плавательная гимнастика на суше для рук и ног в положении на спине и груди, как во взаимообратной, так и в симметричной координации - король и брасс.

Активизация движений ребенка при плавании наступает обычно на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.

Игры в воде

Грудной ребенок - не взрослый в миниатюре. Об этом следует помнить, проводя сеанс плавания. Игры и игрушки в самых разнообразных формах помогают создать необходимый фон положительных эмоций и стимулировать гребковые движения младенца.

Игрушки надо приготовить заранее. Они должны быть
- безопасные (лучше резиновые и пластмассовые, не бьющиеся, не «линяющие»)
- чистые,
- яркие,
- не маленькие, чтобы ребенок сразу видел их на бортике ванны, но и не огромные, чтобы малыш легко мог их удерживать в ручках.

Постепенность дозирования

В основе проведения комплекса физических упражнении лежит строгое совладение правил постепенности дозирования на каждом этапе развития грудного ребенка.

Например, нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца - равняться 0,5 С, Иначе говоря, активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение высокой степени закаленности - неуклонным снижением температур полных ванн.

Особое внимание обращается на постепенное погружение головки ребенка. В подготовительном периоде в возрасте 1-2 месяцев в воду погружается только рот на 2-4 секунды, что способствует тренировке задержки дыхания через нос. В 5-6 месяцев, когда ребенок начинает играть с игрушками, ему можно разрешить доставать тонущие предметы со дна ванны, в положении сидя, постепенно наращивая глубину, стимулировать таким путем погружение головки с носом, а затем и с глазами.

Возобновление занятий после перерыва

Возобновлять занятия, прерванные в связи с болезнью или другими причинами, следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. Занятий плаванием после болезни возобновляются только после консультации с врачом и по его назначению.

Форсирование доз плавания. Температур и погружений

Всякое форсирование (резкое увеличение) доз плавания, снижение температур воды и увеличение времени и количества погружений запрещается. Например, снижение температуры ванны сразу до 30°С или погружение с носом под воду длительностью 10-15 сек. в возрасте 1-1,5 месяца в подготовительном периоде должно быть категорически запрещено.

Место занятий дома и инвентарь

Плавание и закаливание могут проводиться в обычной домашней ванне, аналогичной ванне зала водных процедур или меньшей по размерам. Рядом с ванной должен находиться столик для пеленания, пеленки, салфетки, вата, комнатный и водный термометры.

Из таблицы видно, что увеличение времени плавания за каждый месяц соответствует 2-5 минутам, а ежемесячное снижение температуры равняется половине градуса Цельсия.

Часть III. Практика грудничкового плавания

Начало занятий плаванием

Оптимальным возрастом начала занятий следует считать 5 дней - 2 недели. В три месяца возрожденные плавательные рефлексы угасают, и с ребенком намного труднее проводить занятия. Поэтому 3-3,5 месяца - самый поздний срок начала плавания грудных детей. После трех месяцев занятия плаванием носят более индивидуальный характер и более трудоемки.

Ручные поддержки

Положение ребенка на спине
Наиболее тяжелая, тонущая часть тела ребенка - голова. Поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно шею и верхнюю часть спинки.
Ручные поддержки могут и должны быть разнообразными.

* двойная ручная поддержка при плавании на спине четырьмя пальцами под спинку, шею и головку, два больших пальца лежат на груди;

* одноручная поддержка "ковшиком",

* одноручная поддержка "полукольцом" - большой и указательный пальцы охватывают шею, рука находится со стороны затылка и чуть сбоку, не мешая младенцу грести.

Одноручная поддержка "полукольцом" и "ковшиком" позволяют свободной рукой стимулировать гребки.

Как только ребенок начинает правильно грести, характер поддержки меняется. В положении на спине двойная поддержка осуществляется уже тремя, затем двумя и, наконец, одним пальцем под затылок ребенка.

Все виды поддержек должны осуществляться очень мягко и нежно и предельно свободно, давая ребенку возможность проявить инстинкт самосохранения, лежащий в основе плавательных рефлексов.

В плавании на спине поддержки легче и удобнее, чем на груди, и проводятся обязательно с погруженными ушами.

На груди

* наиболее удобна поддержка двумя руками головки за щеки и слегка под подбородок.

Одноручная поддержка на груди осуществляется "ковшиком" и также большим пальцем, его тыльной стороной под подбородок ребенка, остальные четыре поддерживают под грудь - вторая рука двумя пальцами слегка поддерживает затылок (поддержка "ухватом" - указательным и большим пальцами). Поддержка под подбородок помогает "запирать" рот, чтобы младенец не пил воду.

* Поддержка под грудь

Автономные поддержи

Самостоятельное плавание ребенка на спине лучше всего осуществляется с автономной поддержкой головы при помощи пенопластовых поплавков, вставленных в карманы чепчика и расположенных за ушами младенца.

1. У шапочки должны быть веревочка-ленточка (помимо завязок), продетая внизу шапочки. Она утягивает бОльшую шапочку по размеру головы малыша. За эти ленты потом, когда убрали руку из-под головы, водят плавающего малыша по воде.
2. Шапочку надевайте до погружения в ванну.
3. Шапочка должна быть сухая.
4. Дайте заранее малышу ей поиграть (днем).
5. Опустив в шапочке в воду, все равно поддерживайте сначала под головку малыша, постепенно отпуская руки.

Младенец может плыть с такой поддержкой в 3-4 месяца, немного раздвигая руки в стороны для баланса. Перевод младенца в бассейн можно проводить тогда, когда он активно гребет и балансирует. Автономные поддержки при плавании на груди сложнее; как правило, они должны держать на линии воды плечи и подбородок, их можно применять только в случае хорошей двигательной активности верхних конечностей младенца.

Обратите внимание, что из всех автономных поддержек самая лучшая - это такой чепчик. Ни чепчик-чебурашка (уши), ни воротник под шею не смогут постепенно приучать ребенка к самостоятельному плаванию.

Погружения и ныряния

1. Погружение под воду рта младенца в возрасте одного месяца на 2-3 сек. позволяет тренировать и задержку дыхания через нос. Обычно в этих случаях задержка дыхания определяется ощущением - поддерживающей под грудь руки - ребенок останавливает дыхание - на несколько секунд (4-10).

2. Моментальные погружения рта подводят ребенка и к погружению носа, которым все младенцы дышат.

Погружения же носа, а затем и глаз обычно происходят во время самостоятельных игр, в положении сидя, когда ребенок достает предмет со дна ванны.
Погружения рта под воду необходимо проводить на двойной ручной поддержке в положении на месте от 3-4 до 6-8 раз в занятие.

Как показывает практика, погружение рта под воду выполняют все дети, кроме младенцев с насморком. Во время плача ребенка погружения рта категорически запрещаются из-за опасности попадания воды в дыхательные пути. Нельзя выполнять погружения рта и во время проводки из-за встречной волны, попадающей в носовые ходы.

Во время игр, в положении сидя, ребенок хорошо сам погружает рот.
Самостоятельное продвижение к игрушке на задержке дыхания является прологом к самостоятельному плаванию. В принципе ребенок может быть обучен опытным методистом и погружению под воду с головой. Как показывает опыт, такие принудительные погружения со своими детьми проводят многие родители, начиная с 3 месяцев. Однако степень искусства обучения у тренеров родителей различна. Поэтому настоящая методика рассчитана только на принудительное погружение рта и самостоятельное погружение с головой в играх.

Ребенок, научившийся задерживать дыхание при погружении рта, носа и головы, умеющий хорошо грести руками, может плыть самостоятельно.

Самостоятельное плавание

Переход к самостоятельному плаванию на спине, как видно из сказанного выше, сравнительно прост и состоит в постепенном уменьшении ручной и автономной поддержки, в то время как сила гребков младенца и способность удерживать голову на поверхности воды становятся вполне достаточны. Плавание на спине, как правило, не связано с задержкой дыхания и ныряниями, а потому и более доступно в обучении.

Уменьшение автономной поддержки

Поплавки с чепчика снимаются парами с разных краев, начиная с верхнего. Как только малыш адаптируется к уменьшенному количеству поплавков и будет чувствовать себя уверенно, можно смело снимать еще пару.

На фото видно, что на чепчике остались 2 последних, нижних.

а вот тут уже чепчик не нужен (ребенку 4,5 мес.)

Ребенку 6 мес. Самостоятельно лежит на спинке и ему это нравится.

Ребенок в 6 мес. самостоятельно проплывает ванну, отталкиваясь от бортика и гребя руками. Рука взрослого находится рядом.


Фото 13


Фото 14

Другое дело - плавание на груди. У младенцев, так же как и у плавающих млекопитающих - дельфинов, китов, - передвижение в воде связано с нырянием и задержкой дыхания. Естественно поэтому сначала обучать младенца задержке дыхания и самостоятельному погружению, и только потом, при условии хороших гребковых движений руками, применять произвольное соскальзывание, упражнения типа "торпеда".

Обучение движениям

Важнейшее значение имеет правильный контроль за выполнением гребков руками и толчков ногами в кролевых и симметричных способах плавания. Так, например, у многих младенцев может быть отработан и закреплен классический толчок ногами (фото 14) способом брасс на груди.

При плавании на спине младенцы хорошо гребут руками через стороны от головы к бедру, если им правильно "показывают" такой гребок вначале на суше, а потом в воде (фото 13). На практических занятиях грудных детей в поликлинике методист-консультант должен вовремя определить время перехода от плавания на ручной поддержке к плаванию на автономной поддержке и перевод младенца в бассейн "Малютка" для систематических занятий плавание на "большой воде".

Переходить на автономную поддержку при плавании на спине, как показывает практика, можно в конце подготовительного этапа подготовки (3-4 месяца), а переводить ребенка в бассейн "Малютка" с 4-5 месяцев при условии хорошего балансирования и качества гребков.

Совершенствование в плавании можно проводить в конце 3-го - начале 4-го этапа занятий, когда возможно улучшать навыки, приобретенные детьми на основе врожденных плавательных рефлексов, помощи второй сигнальной системы - средствами слова. Употребление слов "греби", "толкайся", "ныряем" так же важно и нужно, как, например, слов "мама", папа", "бабушка". Ибо они связаны с жизненно необходимым умением плавать.

Часть III. От теории – к практике

Обучение плавания детей до года можно разделить на 4 ступени.

Первая ступень – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

Возраст: 5-15 дней - 3 месяца, возраст врожденных плавательных. Занятия начинаются после заживления пупочной ранки.

НА СУШЕ (вводная часть) - Комплекс подготовительных мероприятий с 2 месяцев состоит из массажа, общей гимнастики, плавательной гимнастики.
Специальную плавательную гимнастику (имитацию плавания) удобно проводить на суше и повторять затем в воде, закрепляя врожденные плавательные рефлексы :

Рефлекс Моро - симметричное охватывающее движение руками при похлопывании по ягодицам (4-5 на первом занятии и 8-9 в конце этапа).

Рефлекс Робинсона - тонический - прочное удерживание предмета (на первом занятии 1-2 раза и 4-5 раз в конце этапа).

Рефлекс Талант - дугообразное изгибание тела при поглаживании кожи между позвоночником и лопаткой (1-2 в начале и 3-4 в конце этапа).

Рефлекс Бауэра - феномен ползания, или брасс ногами. На груди - отталкивание ножками от ладоней рук (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратный гребок рукой от головы к бедру через сторону (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа) на спине и имитация гребка руками типа кроль на спине и груди, а также симметричный гребок руками из-за головы к бедрам (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратные движения ног на спине и груди (4-6 в начале и 6-8 в конце этапа).

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть). "Двойная" ручная поддержка на спине и 8-10 проводок по длине ванны (проводка "челнок"). Одноручная поддержка на спине "полукольцом". Уши младенца в воде.

Двойная ручная поддержка на груди "ковшиком" под подбородок и проводка, одноручная поддержка "ковшиком", а также одноручная поддержка большим пальцем под подбородок, остальные под грудь и проводка с поворотами по длине ванны (25-30 раз).

Стимулирование работы ног брассом на одноручной поддержке ладонью и после толчка от бортика (10-14 в начале и 20-30 в конце этапа).
Туалет проводится в конце занятия на всех этапах. Кормление выполняется через 15-20 мин. после окончания плавания.

Вторая ступень - ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ

Возраст: 4-6 месяцев, рассчитан на младенцев, прошедших подготовительный этап, адаптированных к полным ваннам и температуре воды 35°С.

Проводится дальнейшее развитие закрепленных плавательных рефлексов с помощью слова. Процедуры идут в игровой манере на фоне положительных эмоций. Ребенок плавает на автономной поддержке и с ее максимальным ослаблением на спине и на груди; объем плавания 32-42 мин.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 3-4 мин. Развитие и усложнение врожденных рефлексов:
Бауэра-брасс на ногах в направлении к игрушке (4-6 раз),

Талант - выполнение позы пловца на ладонях (3-4 раза)

Робинсона - подтягивание на "весу" (3-5 раз),

Моро - охватывание руками (10-15). Упражнения сопровождаются словами: "толкайся", "греби", "держи", "тянись".

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть) - Плавание на двойной и одноручной поддержке в положении на спине и груди, а также на автономной поддержке, максимально ослабленной.

"Соскальзывание" (моментальные опускания поддержки на I-2 сек.) хорошо выполняется при умении ребенка задерживать дыхание. Сидя на месте самостоятельное погружение за игрушками. Все время при плавании применяется игрушка-манок, движения сопровождаются словами: "плыви", "греби", "толкайся". Много игр в воде типа "буря на море", "торпеда" и др.

Ребенок стоит и ходит в воде с поддержкой под руки.

Третья ступень - САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ

Возраст: 7-9 месяцев.
Третий этап самостоятельного плавания рассчитан на младенцев, обученных на втором этапе плавать, адаптированных к полной ванне и температуре воды 33,5°С; длительность - до 42 мин.
Дети самостоятельно погружаются под воду, ныряют.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 2-3 мин.

Ползание к игрушке в манеже с мячом и игрушками.
Поза пловца: руки прижаты к бедрам, вытянуты в стороны, вперед.
Подтягивание за пальцы методиста из положения на спине и груди.

В ВОДЕ (основная часть) - Плавание на спине и груди с руч¬ной поддержкой и без нее за игрушкой, плавание на автономной поддержке.

Самостоятельные погружения под воду (ныряния) за игрушкой.

Четвертая ступень - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАВАНИЯ

Возраст: 10-12 месяцев. Четвертый этап органически связан с предыдущим. Грудные дети на последнем этапе умеют самостоятельно проплыть всю длину ванны и бассейна "Малютка", посещают зал водных процедур 3 раза в неделю, любят нырять в длину и глубину за игрушками.
Общее время занятий составляет 62-72 мин., температура -31,5-30,5°С.

НА СУШЕ (вводная часть) - Общее время массажа и гимнастики достигает 10-12 мин. и больше. Игры на суше лежа, сидя, стоя с мячом и игрушками.
Выполнение по команде различных положений пловца в положении на спине и груди. Выполнять работу ног и рук с помощью инструктора и без него. Пробовать грести дельфином, брассом с помощью инструктора.

Упражнения сопровождаются разговором с употреблением специальных плавательных терминов как на суше, так и в воде.

В ВОДЕ (основная часть) - Начало занятия - игры в воде с тонущими, плавающими и подвесными игрушками. Самостоятельное плавание по длине домашней ванны (2-3 раза без остановки) и бассейна "Малютка", плавание с игрушками, на игрушках. Скольжение с вытянутыми руками, прижатыми руками на спине и груди. Плавание на ногах брассом и кролем с помощью инструктора и самостоятельно. Ныряния в длину и глубину за игрушками, прыжки в воде, игры.

Этапы обучения плаванию на занятиях

I ЭТАП

1-е ЗАНЯТИЕ ПО ПЛАВАНИЮ

Возраст детей - 5 дней - 2-3 недели; продолжительность занятий - 10-15 минут; температура ванны - 36,5°С.

1. Медленный вход в воду ножками и укладке на спинку на двойную ручную поддержку.
Медленная проводка по длине ванны (проводка "челнок"), проводка в ближний угол ванны головой и поворот ножками в дальний угол, а головкой на себя и чуть вверх.
Толчок ногами от ванны и проводка в другую сторону (проводка с поворотами), уши в воде.

2. Левая рука под затылком и спиной, правая "ковшиком" за подбородок и правую щеку - поворот на "ковшик" (подбородок ребенка строго над линией воды).
Перехват левой "ковшиком" под подбородок в двойную ручную поддержку под подбородок в положение на груди.
Проводка в положении на груди на двойной ручной поддержке с поворотами у концов ванны.
Во время проводки и поворотов строго следить за положением рта над линией воды.

3. Поддержка одноручная на спине "полукольцом", повороты у концов ванны и перехваты с одной руки на другую.
Поддержки одной рукой и проводки на "ковшике" под подбородок ребенка.
Поддержка одной рукой (правой) - большой палец под подбородком ребенка, остальные под грудью.

4. Стимулирование толчков ногами и гребков руками в положении на спине и груди на одноручной поддержке свободной рукой.

5. Туалет (мытье) ребенка, выход из ванны и обтирание, обсушивание ушей ватой.

ПРИМЕЧАНИЕ: Массаж, общая и специальная гимнастика проводятся, начиная с 2 месяцев; в 5 дней - 3 недели исключить погружение рта и проводить его только с месяца.

2 этап (I месяц) - погружение рта на месте, продолжение упражнений 1 этапа.

3 этап (2 месяца) - показ массажа, общей и специальной гимнастики.

4 этап (3-й месяц) - техника свободной поддержки, ослабление поддержки, техника толчков и гребков руками в воде.

5 этап (4-й месяц) - апробирование автономной поддержки типа чепчика с небольшой ручной поддержкой на спине, плавание за игрушкой на груди на ручной поддержке, доставание сидя игрушки.

6 этап (5-й месяц) - уменьшение автономной поддержки на спине, доставание сидя игрушки со дна ванны, погружая рот и затем нос, перевод ребенка в бассейн "Малютка" при наличии способностей и занятий плаванием три раза в неделю в зале водных процедур, три раза - дома.

7 этап (6-й месяц) - минимальная автономная поддержка на спине, плавание на спине без поддержки. Плавание на автономной поддержке на груди, ослабление автономной поддержки на груди, игры сидя.

8 этап (7-й месяц) - минимальная автономная поддержка на груди, плавание на груди с моментальными опусканиями ручной поддержки, игры в воде сидя и стоя.

9 этап (8-й месяц) - совершенствование гребков на спине и груди, упражнения типа "торпеда", ныряния за тонущими игрушками, бутылочкой. Игры в воде сидя, стоя, в ходьбе с различными игрушками.

10 этап (9 - 12 месяцы) - продолжение совершенствования в самостоятельном плавании на спине и груди, совершенствование самостоятельных погружений, игры.

ПРИМЕЧАНИЕ: На всех этапах занятий специфические движения сопровождаются словами "греби", "плыви", "ныряем", "толкайся".

План обучения нырянию

Помогает развивать дыхательную систему, вестибулярный аппарат, а также развивать эмоционально-волевые качества - смелость, силу, выносливость.

Занятия в большой ванной дома, желательно под присмотром инструктора. В первой части купания - занятие плаванием, как описано выше, в основном – плавание на спинке и в чепчике.. Далее проводятся ныряния (2-3 раза по 3-4 «восьмерки и погружения), чередуются с отдыхом и упражнениями на воде.

Подготовительный этап
Возраст ребенка - 1 неделя – месяц.
Ребенок просто плавает с помощью ручных поддержек на животике. Делает так называемые «восьмерки»- плывет по периметру ванны, разворачиваясь «восьмеркой».

1 этап.
Начиная с месяца, можно приучать малыша задерживать воздух. Для этого в положении на животе, после 3-4 «восьмерок», надо сказать: (Имя малыша), ныряем! И сразу подуть в личико. Обычно дети задерживают дыхание. В первый день повторять это упражнение 2-3 раза.
Каждый этап заканчивается тогда, когда ребенок овладел новым умением.

2 этап.
Все тоже самое, только после слов: имя, ныряем! Брызнуть в личико. Через неделю уже не брызгаете, а поливаете. Держа малыша одной рукой под подбородок, другой, после слов «ныряем!» зачерпываете воду и льете сверху на лицо. Похоже на умывание.
Переход на следующий этап только после того, как Вы убедитесь, что деть не просто зажмуривается, но точно задерживает дыхание.

3 этап.
Как и полагается, сначала 3-4 «восьмерки». После первого «малыш, ныряем!» снова поливаете на личико воду. Ребенок должен вспомнить, ЧТО надо делать после этой команды. Далее снова 3-4 «восьмерки», команда «ныряем!» и погружение под воду. Для этого Вы держите головку малыша 2-мя руками, и резко погружаете под воду. И сразу вынимаете и продолжаете движения «восьмеркой».
держите так

Для первого – второго - третьего раза хватит 1-2 ныряний. Обязательно обратите внимание на реакцию детки. Если ему не понравилось, лучше отложить до следующего раза.

Далее купайте по схеме: плавание на спинке, переворот на живот, 3-4 «восьмерки», нырок, опять 3-4 «восьмерки», нырок, снова 3-4 «восьмерки» нырок. Отдых на спинке. Упражнения (отталкивания, ходьба и т.д.). Снова цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых, игра, цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых на спинке. ВСЁ! Купание заканчивается. Таким образом, у Вас получится около 9 ныряний за сеанс.

Но, если малыш капризничает, Вы видите, что он недоволен, не придерживайтесь схемы. Делайте то, что нравится ребенку. А может, он уже устал. Просто заканчивайте купание пораньше.

4 этап.
Когда малыш привык к погружениям, начинайте проныривать под водой. Сначала это должно занимать 1-2 сек. Если Вы видите, что малышу хватает задерживаемого воздуха, постепенно посекундно увеличивайте время. Так неделю можно нырять на 1-2 сек, следующую 2-3, потом 3-4 и так далее. Но Вы на это время не просто погружаете ребенка под воду, а проныриваете под водой расстояние. Все проныривания участвуют в том же цикле упражнений, как и 3 этапе.

5 этап.
Он отличается от 4 этапа тем, что, погрузив малыша под воду, Вы его отпускаете и он плывет сам. После слов: «Малыш (имя), ныряем!» надо резко погрузить голову под воду, как бы подтолкнуть вперед и отпустить. Сначала Вы его быстро подхватываете, но с каждым разом увеличиваете время его самостоятельного нахождения под водой.
Здесь видно, что малыш плывет, а руки взрослого рядом. Но не держат его:

нырнули

выныриваем

вынырнули

Заключение
Я не инструктор по плаванию, не врач. Врач – мой муж, а я педагог-психолог. Про ныряния написала по своему опыту. Так, например, плавали мои дети не в 30-градусной воде, а не ниже 34. Ниже им не нравилось.

Еще в конце мы обливаемся холодной водой после купания. Педиатр нам сказала, что надо постепенно снижать температуру воды для обливания (так же как и в ванне). Но детям больше нравится, когда их обливают совсем холодной водой. После ванны холодная вода их обжигает и они (особенно старшая) визжат от удовольствия.

Наша старшая дочка в 4,5 мес. лежала на воде без всякой поддержки, проплывала ванну на спине и ныряла с удовольствием. Средний научился держаться на воде и нырять к 6-ти мес. Младший учился плавать от случая к случаю – просто не хватало времени на ежедневные «заплывы». Тем не менее, все трое детей, попадая на открытый водоем, не боялись воды, с удовольствием купались, ныряли, и самостоятельно поплыли в 3 года.

Лучше всего в обучении плаванию и нырянию Вам, конечно, поможет специально обученный инструктор. Но, если, несмотря на все ваши старания, деньги и время, потраченное на занятия в бассейне, малыш без удовольствия идет в ванну, плачет и отказывается плавать, не огорчайтесь. Есть такие дети – ну, не любят они купаться! Ведь и взрослые тоже не все любители водных процедур. Ничего, в мире еще столько видов спорта и игр, в которых именно ваш малыш покажет лучшие результаты.
А для таких деток можно порекомендовать постепенное бережное купание в пеленке (первые разы) и далее в ванне с мамой. Это противоположный взгляд на обучение плаванию младенцев. В его основе - предположение о том, что свободное плавание и, тем более, ныряние грудных малышей – стресс для ребенка, ведь вода - это чужеродная среда обитания для людей. Поэтому каждый родитель сам выбирает нужный подход в воспитании и закаливании своего ребенка. Данная статья – не призыв к обучению грудничков плаванию, а лишь советы для тех, кто хочет этим заниматься.

Успешно будут проходить занятия у родителей, которые уверены в пользе дела и не боятся заниматься с малышом чем-то особенным. Хотя плавание и ныряние уже давно стало самым обычным.
Будьте уверены в своих силах и успех гарантирован!!!

В статье использовались:
«Плавание грудных детей» (Методические рекомендации) Под ред. В.В.Шицковой Москва, 1978 год. Разработал рекомендации врач-педиатр В.А. Гутерман.

"Плавать раньше, чем ходить" З. П. Фирсов, Москва, Физкультура и спорт, 1978 г.

Лето - период отпусков и поездок к морю. А значит, подходящее время для того, чтобы научить детей плавать. Как сделать это быстро и безопасно?

Учить ребёнка плавать можно в любом возрасте. Конечно, методики обучения для малыша и школьника будут разными, но добиться эффекта достаточно быстро можно всегда. Главное — не заставлять, не тащить, не бросать ребёнка в воду (он может так испугаться, что страх сохранится на всю жизнь). И, разумеется, начинать обучение нужно на мелководье.

Грудничковое плавание

Многие врачи советуют обучать малыша плавать с рождения. Конечно, не в реке или море, а в ванне или специальном бассейне. У новорождённых сильны рефлексы, и им не составляет труда задерживать дыхание. При постоянных тренировках груднички могут не только надолго погружаться под воду, но и проплывать серьёзные расстояния.

Грудничковое плавание очень полезно для здоровья, физического развития и нервной системы, но с настоящим плаванием, увы, не имеет ничего общего. Поэтому не удивляйтесь, если кроха, который в полгода смело пересекал бассейн, после года вдруг начнёт бояться даже подходить к нему. Чем больше ребёнок будет осознавать, тем больше страхов у него появится. И не исключено, что придётся заново приучать малыша к воде.

Учим плавать ребёнка 1-2 лет

В этом возрасте о плаванье как таковом речь не идёт. В первые встречи с большой водой, будь то река, море или бассейн, важно лишь добиться, чтобы кроха не боялся заходить в воду и окунаться. Не требуйте от малыша, чтобы он самостоятельно забегал в волны, сначала просто заносите его в воду на руках. Ни в коем случае не отпускайте ребёнка в свободное плаванье, даже на мелководье — это может вызвать сильнейший стресс и даже панику, после чего карапуз ещё долго не подойдёт к воде.

Когда малыш осмелеет и начнёт получать удовольствие, самостоятельно заходя в воду, поиграйте с ним, побрызгайтесь, слегка плесните водичкой на лицо. Это первый шаг на пути к задержке дыхания.

Помните, что ребёнок 1-2 лет должен находиться в воде исключительно в надувном круге или нарукавниках.


Учим плавать дошкольника

3-4 года — подходящее время для того, чтобы обучить ребёнка азам плаванья. Покажите малышу, как нужно задерживать дыхание; объясните, что вдыхать можно только над водой, а под водой — выдыхать.

Начните с простого упражнения, когда ребёнок будет задерживать дыхание и ненадолго опускать личико под воду.

Следующий этап — игра в рыбку . Попросите малыша выдыхать воздух под водой, чтобы получались красивые пузырьки, а потом сразу поднимать голову, чтобы снова вдохнуть.

Если кроха делает успехи, можно потренироваться вместе с ним нырять — приседать, погружаясь под воду, и тут же вставать.

В этом возрасте ребёнка можно отпускать на мелководье как в нарукавниках и с кругом, так и без них, но только под присмотром взрослых.


Учим плавать школьника

Тренеры по плаванью советуют начинать серьёзно обучать ребёнка только с 6-7 лет. В этом возрасте главное не пускать всё на самотёк, чтобы чадо не привыкло плавать по-собачьи или просто барахтаться в воде. Главный и единственный помощник при обучении правильным техникам — плавательная доска, которую школьник должен держать перед собой на вытянутых руках.

Ребёнок такого возраста очень быстро научится задерживать дыхание и нырять, после этого можно переходить к более сложным упражнениям:

  • «Звезда»: научите ребёнка лежать на воде, раскинув руки и ноги в позе звезды (как на спине, так и на животе), поначалу поддерживайте его, если он боится;
  • «Поплавок»: чадо прижимает коленки к груди, обхватывает их руками и «висит» в воде;
  • «Стрела»: ребёнок вытягивает руки над головой, сложив ладони, приседает, ныряет и, отталкиваясь ногами от дна или стенки бассейна, стрелой «летит» под водой по направлению к взрослому;
  • плаванье с доской подразумевает, что школьник ложится на воду лицом вниз, держит доску вытянутыми руками, отталкивается ногами и плывёт, поднимая голову для вдоха и снова опуская лицо под воду;
  • также полезно научить ребёнка прыжкам в воду «солдатиком» и «бомбочкой».

Когда нужно начинать учить ребенка плавать?

С рождения: это полезно и для здоровья, и для развития

С 5-6 лет: ребенок будет понимать, что делает