Маори - людоеды. Самое жуткое завоевание XIX века: война каннибалов маори и пацифистов мориори

Часть 6. Маори (Новая Зеландия).

Длинная и загадочная история происхождения коренного народа Маори прослеживается до 13-го века. В ней фигурирует мифическая земля Гаваики (Hawaiki), расположенная в Восточной Полинезии. Благодаря многовековой изоляции, Маори создали самостоятельное общество со своеобразным искусством, собственным языком и уникальной мифологией.

«Мой язык – моё пробуждение, мой язык – это окно моей души».

Определяющими аспектами традиционной культуры Маори являются живопись, танцы, легенды, татуировки и общение. Хотя приход европейских колонистов в 18 веке оказал глубокое влияние на образ жизни Маори, многие аспекты традиционного общества сохранились вплоть до наших дней.

Водопады Харуру (Haruru), Северный остров

Как адепты многобожия Маори поклоняются различным богам, богиням и духам. Маори верят, что предки и сверхъестественные существа вездесущи и в состоянии помочь племени в случае необходимости. Мифы уходят корнями в далекое прошлое. Они повествуют о происхождении вселенной, богов и людей.

Мифологией пронизаны природные явления, погода, звезды и Луна, рыбы в море, птицы в лесу и сами леса. Понимание развития вселенной выражено у Маори в генеалогической форме.

Та Моко (Ta moko)

Определяющие аспекты традиционной культуры Маори включают искусство, легенды, татуировки (Та Моко), сценические постановки (так называемые Kapa Haka), обычаи, гостеприимство и общение.

Татуировка всегда была важной частью культуры Маори. Получение татуировки является важным шагом в процессе возмужания, поэтому существует множество обрядов и ритуалов, связанных с этим событием. Каждый член племени Маори играет особую роль и занимает особое место в социальном порядке.

Роберт Дэвис

Беспрерывно путешествуя, Маори проявили себя смелыми и находчивыми авантюристами и одними из величайших мореплавателей всех времен. Благодаря многовековой изоляции от остального мира, Маори создали уникальное общество с характерным искусством, оригинальным языком и своеобразной мифологией.

Хука Фолс

В то время, как приход европейцев оказал глубокое влияние на образ жизни Маори, многие аспекты традиционного общества сохранились и в 21 веке.

Маори в полной мере участвуют во всех сферах культурной и общественной жизни Новой Зеландии, ведя, в основном, западный образ жизни и в то же время не утрачивая связи со своими многовековыми традициями.

Традиционные родственные связи активно поддерживаются. В частности, неотъемлемой частью жизни Маори остаётся так называемая «расширенная семья» (Whanau). Хотя многие Маори мигрировали в более крупные сёла и города, они продолжают жить почти исключительно в удалённой сельской местности.

Деревня Таупо (Taupo)

Кай (Kai) – так на языке Маори называется еда. Диета Маори основана на птице и рыбе и дополняется приправами из дикорастущих трав и корней. В своих племенных садах Маори также выращивают корнеплоды и овощи – в том числе ямс, тыкву и кумару (сладкий картофель).

Маори обычно готовят еду в подземных печах, называемых «ханги» (hangi). По сей день этот традиционный способ используется в особых случаях, позволяя создавать праздничные деликатесы, изготовленные из традиционных ингредиентов.

Др. Пита Шарплс (Dr. Pita Sharples)

Маори – коренные жители Новой Зеландии. Их история длинна и загадочна. На основании устных сказаний, археологических находок и генетического анализа мы можем приурочить появление Маори в Новой Зеландии к тринадцатому веку нашей эры.

Происхождение Маори уверенно прослеживается до островов Восточной Полинезии. Их переселение в Новую Зеландию из мифической земли Гаваики произошло в процессе нескольких эпических вояжей на лодках «вака» (разновидность каноэ) в течение довольно длительного срока. Легенда гласит, что двенадцать больших каноэ перевезли 12 племён (iwi), составлявших народ Маори. Даже сегодня большинство представителей Маори помнят, потомками какого именно оригинального племени они являются.

Завещание Танивха (Taniwha)

К концу 19-го века последствия ранней колонизации, войн и эпидемий сократили численность Маори до 40000. В начале 20-го века численность Маори начала восстанавливаться. Культура Маори возродилась.
В настоящее время в Новой Зеландии проживает около 650 тысяч Маори.

Простые

Ранние Маори были очень миролюбивы по сравнению с более поздними поколениями, воинственность которых выработалась в процессе стычек между племенами.

Ранние поселенцы не называли себя Маори до прихода европейских колонистов в 18 веке. Им понадобилось собственное имя, чтобы отличать себя от вновьприбывших – и они назвали себя Маори («простые»). В их религии боги делятся на простых («маори») и могущественных.

Деревня Таупо, Северный остров

Общество Маори особенно заметно на марае (marae). В прошлом марае являлось центральным местом встреч в традиционных деревнях. Там часто проводились такие мероприятия, как свадьбы, похороны и крупные собрания, с обязательным протоколом и соблюдением этикета. Такие события являются большим праздником, где можно блеснуть красочной национальной одеждой, ювелирными изделиями, замысловатыми татуировками, танцами и песнопениями – иными словами, показать традиции Маори во всей их красе.

Война Хака (Haka)

Воинственный танец Хака, созданный с целью устрашить противника, является одной из самых известных культурных традиций Маори. Этот танец сопровождается песней и телесной перкуссией: хлопаньем в ладоши, топаньем ногам и ударами по бёдрам. Сам танец включает в себя выразительные позы, символизирующие воинственность и агрессию.

Пение Маори следует очень строгим правилам. Прервать пени на полуслове – значит навлечь бедствие или даже гибель на сообщество. Эти песнопения часто повествуют о
семейных преданиях или подвигах предков.

Конни Адам (Connie Adam)

Место индивида в обществе часто обозначалось их одеянием и татуировками. Люди высокого социального статуса всегда покрывали себя татуировками, в то время как соплеменники, не имеющие татуировок, считались людьми никчемными.

Маори — один из народов Океании. Его численность в настоящее время около 750 тысяч человек (половина всех полинезийцев). Маори проживают в Новой Зеландии (около 600 тыс.), островах Кука и в Австралии. Новую Зеландию они заселили сравнительно недавно — в 13-14 веках н.э. Язык их относится к полинезийской группе австронезийской семьи.

Характер маори

Новая Зеландия была заселена последней из крупных территорий, пригодных для жизни. Согласно ряду теорий из этого следует, что маори были лузерами, изгоями, которым не нашлось места на прежнем месте, и они вынуждены были искать новый дом. При этом, однако, м аори считаются воинственным племенем. У европейцев они приобрели такую репутацию с первой же встречи которая произошла 24 ноября 1642 года когда экспедиция Тасмана ступила на берега Новой Зеландии. Встреча закончилась стычкой, убийством и съедением нескольких участников экспедиции. После Тасмана практически каждый европейский мореплаватель вступал в стычки с маори. Хотя Кука всё же съели не они (каково распространенное заблуждение), а родственные им гавайцы.

Ритуальный танец маори

Культура маори

Согласно некоторым данным, маори не всегда исповедовали культ войны. Воинственность они приобрели в результате климатических изменений и ряда тектонических катастроф, приведших Новую Зеландию к резкому сокращению биоресурсов. Впрочем, возможно, главной причиной стали сами маори, истребившие или сократившие местные популяции, что не знали столь крупных и хищных млекопитающих до прихода человека, а потому и не выработали защиту.

Ограничение ресурсов привело к войнам, которые быстро укоренились в культуре и социальной структуре. Маори начали строить укрепленные поселения, развивать тактику, совершенствовать оружие. Контакты с европейцами, особенно с китобоями, которых не особенно заботили этические вопросы, открыли перед маори новые горизонты. Культура возделывания картофеля позволила создавать стратегические запасы продовольствия, а огнестрельное оружие привело к революционным изменениям в военном деле. Начались так называемые «мушкетные войны» — бесконечная череда междоусобных стычек, которая продлилась с 1807 по 1847 год. В 1835 году несколько групп маори совершили набег на остров Чатем, истребив или обратив в рабство живущее там родственное племя мориори.

Мушкетные войны закончились лишь с появлением нового врага — Британской короны. Упорное сопротивление колонизации хоть и было обречено на поражение в военном смысле, в политическом привело к результату. За племенами сохранились земельные владения, а сами маори получили равноправие с колонистами, что для 19 веке было редкостью. Имущественное расслоение долгое время оставляло коренных обитателей вне политической жизни, но в 1867 году на землях маори были созданы четыре избирательных округа (позже их число увеличилось до 7), и народ получил представительство в парламенте.

Мифологи маори

Маори не поклонялись животным. Их боги имели в основном человеческий облик и соседствовали с героями — предками, родоначальниками племен. Маори помнят имена основателей, что согласно преданию, прибыли в Новую Зеландию (Ао Теа Роа) на семи лодках.

Некоторые исследователи считают, что верховное божество Ио, создателя всего сущего, маори придумали до прихода европейцев. Однако, скорее всего, это позднее христианское наслоение, вызванное миссионерской деятельностью, а само имя произошло от Иеговы. Слишком явные параллели прослеживаются в описаниях (например с Ио связывают познание добра и зла).

Гораздо больше на роль верховного божества подходит Тане. Он бог плодородия, бог лесов и птиц, но он же, согласно космогоническому мфу, создал женщин, отделив женское начало (Землю) от мужского (Небо), что стало актом творения. В современной интерпретации, однако, Тане занимает скромное место. Он является сыном Папа (Земля) и Рангу (Небо), хотя и разделил родителей в начале начал.

Особое место в пантеоне маори занимает бог войны Туматауэнга. В космогоническом мифе он выступил против Тане, собираясь убить родителей, вместо того, чтобы разделять их. Что интересно, именно от бога войны Туматауэнга и произошли маори, согласно их представлениям.

Концепция маны — магической субстанции — также отражает воинственную парадигму маори. Волшебная сила, которую можно накопить или потратить, её можно потерять в результате направленных действий врага. Она же дает возможность причинить вред другому человеку. Тапу (табу) — система защиты от вредного воздействия маны, а татуировки моко призваны, помимо прочего, контролировать магию.

Маори - аборигены Новой Зеландии, выходцы из полинезийских народов, впервые ступивших на земли этой страны. Точная дата заселения островов неизвестна, и разные исторические источники говорят о том, что это было примерно с VIII по XIV вв. На территории Новой Зеландии численность маори составляет чуть более 500 тыс. чел. В количестве менее 10 тыс. человек представители этого народа проживают в Австралии, Великобритании, США, Канаде.

В результате многочисленных войн с англичанами, прибывшими на острова в XIX веке, а также новых болезней, пришедших от белых людей, аборигены Новой Зеландии значительно сократили свою численность. Сегодня они в меньшинстве и составляют около 15% от четырехмиллионного населения страны, но имеют возможность изъясняться на родном языке. Маорийский язык в Новой Зеландии, наряду с английским, имеет статус официального. На маори название страны звучит как Аотероа ("белое длинное облако"). Такое название ей дали первые полинезийцы, приблизившиеся на каноэ к берегу. Остров был укутан густым туманом и по конфигурации напоминал облако.

Территория страны занимает 2 больших острова, Северный и Южный, и около семи сотен мелких островов. Так географически расположена Новая Зеландия. Аборигены в основной своей массе занимают земли Северного Острова страны. Это территория гейзеров и рек. На северо-западе Острова Северного расположен мыс Реинга. Это место, где встречаются и оно является очень важным в мифологии и традициях маори. Океан и море символизируют мужское и женское начало. А восьмисотлетнее дерево, произрастающее на мысе и уходящее корнями в море, по преданию переносит души умерших представителей маори на их духовную родину.

Современные аборигены Новой Зеландии до сегодняшнего дня сохраняют традиции предков. Это выражается не только в ритуалах, но и в повседневном поведении. Церемония теплого и дружественного приветствия этого народа известна далеко за пределами Новой Зеландии. При встрече два человека приближаются и соприкасаются лбами и носами, закрывая глаза и замирая на минуту. Боевой маорийский танец «хаку» видели все, кто интересуется регби. Национальная новозеландская команда исполняет его перед каждым матчем.

Языческая религия предков маори, которую и сейчас отчасти исповедуют аборигены Новой Зеландии, основана на поклонении богам общеполинезийского пантеона, фигуры которых наряду с изображениями предков часто вырезали из дерева. В национальном ремесле, резьбе по дереву, преобладают спиралевидные орнаменты.

Широко известная сегодня моко маори имеет для этого народа особое, сакральное значение. По традиции татуировкой покрывают все лицо мужчины, иногда плечи и бедра. Татуировка не только раскрывает социальный статус и происхождение владельца, но и используется для укрепления внутренних связей в организме, привлечения нужной энергии и, наоборот, для освобождения от ненужной. Женщины у маори считаются существами более совершенными внешне, поэтому женское тело редко украшают моко.

  • Читать: Куру-куру или хохочущая смерть - болезнь людоедов
  • Читать дальше: Людоеды-маори
  • На протяжении веков народ, о котором мы будем сейчас говорить, был одним из самых, не побоимся этого слова, зловещих на земле. Его утончённая жестокость сочеталась с большим коварством, хладнокровием и храбростью. Его регрессивное развитие шло не по пути австралийских аборигенов, превратившихся в неорганизованное людское стадо. Регрессия этого народа тоже шла по пути превращения человека в животное, но животное хищное, агрессивное. Народ, о котором мы будем говорить - это маори, аборигены Новой Зеландии.

    В отличии от других уголков нашей планеты, эта земля оставалась незаселённой вплоть до X в. х. э. Именно благодаря этому она сегодня и сохранила намного лучше, чем другие районы мира, первозданную природу, в нетронутом виде, созданную Богом и не испорченную деятельностью человека. Недаром путешественники всех веков говорили об этой земле, как одном из чудеснейших уголков мира.

    Открытие Новой Зеландии связывается с именем рыбака Купе в острова Гаваики (это, вероятно, остров Раиатеа, к северо-западу от Таити), который как-то раз, во время ловли кальмаров, очутился далеко к югу от родного острова, пока не увидел земли с высокими берегами, окутанной туманом. Возвратившись домой, он рассказал соплеменникам о своём открытии, и вскоре часть из них во время шторма была отнесена к этой земле, которая им очень понравилась и они остались там. С тех пор прошло чуть более ста лет, пока новые лодки не подплыли к острову. Легенды повествуют, что причиной этого стала потеря неким человеком по имени Тои своего внука Уатонга, которого отнесло ветром во время лодочных гонок. После долгих приключений дед с внуком, наконец, встретились в Новой Зеландии. Там эта небольшая группа, не имевшая женщин, встретилась и вступила в контакт с поселенцами, предки которых прибыли сюда в X веке, образовав единый народ.

    Третья волна переселения относится к XIV веку, даже порой называется и точный год - 1335. Причиной этого стали межплеменные войны на Гаваике, в результате которых часть населения должна была покинуть родину в поисках новой земли, которой и стала Новая Зеландия, известная на Гаваике ещё со времён Купе. Прибыв на остров, новые пришельцы были поражены его красотой. Они поделили между собой его земли и поселились друг от друга на некотором расстоянии, чтобы избежать возможных раздоров, вынудивших их покинуть родину. Земля была поделена между семью вождями, прибывшими на отдельных ладьях. Они вступили в вооружённое столкновение с потомками Тои, подчинив их в конце концов своей власти, а затем и ассимилировав их .

    Современная этнография говорит, что маори (полинезийцы) представляли собой переходную расу, вобравшую в себя черты различных рас. “Своеобразие полинезийцев не выражается в какой-то преимущественно развитой особенности, выделяющей их из череды других расовых типов, или развитой несравненно сильнее или слабее, чем в других случаях. Своеобразие это заключается в исключительном сочетании признаков, маркирующих другие расы, даже основные, что затрудняет сближение полинезийцев по антропологическим признакам с представителями даже основных расовых ветвей. От европеоидов даже в южном средиземноморском варианте их отличает более тёмная пигментация и слабое развитие волосяного покрова, от негроидов, наоборот, - более светлая пигментация, большее выступание носа, крупные размеры лица, от австралоидов - более светлая пигментация, от монголоидов - сравнительно сильное по монгольскому масштабу выступление носа; от американоидов - волнистоволосатость” . Безусловно на эти особенности оказало влияние длительное и изолированное пребывание на островах. Однако всё же в формировании полинезийцев главную роль сыграл австралоидный и монголоидный компоненты.

    По языку полинезийцы (и их составляющая маори) входят в австронезийскую (старое название малайско-полинезийскую) семью языков. На этих языках говорят в Микронезии, Меланезии, Полинезии, Мадагаскаре (!), часть племён на острове Тайвань и во Вьетнаме (язык чаи). Так же японский язык весьма близок в фонетическом аспекте к полинезийскому (!). Кстати, первыми пришли на Японский архипелаг австронезийцы . Сегодня родиной австронезийцев считается Индокитай, откуда они попали в Индонезию, а затем уже расселялись по островам Тихого океана от Японии до Новой Зеландии . Итак, подведём общие итоги происхождения маори (полинезийцев). В основе своей они вели своё происхождение, безусловно, от Хама (что подтверждается и схожестью групп языков народов хамитского происхождения) давшего начала негроидной и монголоидной расе. Однако, первоначальная родина (Индокитай) находилась вблизи земель потомков Иафета в Индии, где могли с ними частично смешаться, откуда и не совсем типичный для негроидов внешний вид полинезийцев.

    Первых же поселенцев Новой Зеландии (первые две волны) относят к типичным негроидам . Так что по своему внешнему виду, языку, родственным и культурным связям маори были потомками Хама. Став полноправными хозяевами острова, переселенцы третьей волны не создали единого государства. Их образование представляло собой некую конфедерацию, состоящую из семи (затем пяти) основных племенных групп (“вака”). Они, в свою очередь, делились на более мелкие ячейки иви, а те - на кланы (хапуу). Каждый клан хапуу имел своего вождя и занимал отдельную деревню, точнее, крепость (па). Свои крепости новозеландцы строили на неприступных, хорошо защищённых природой местах. Па обносилась, как правило, тремя поясами укреплений; образованных двумя рядами многометрового частокола и оградой из ивы с бойницами. Во многих па были также и рвы. Вершины кольев “украшали” головы врагов, из которых предварительно выскабливался мозг, снимались кожные покровы, носы укреплялись маленькими дощечками, а рты и веки сшивались. Затем такую голову коптили в продолжении тридцати часов, что обеспечивало ей длительное сохранение на кольях частокола, для внушения трепета и уважения врагов.

    27 августа 2017 г. 10:59 Роторуа — Новая Зеландия Январь 2009

    Вчера, закончив путешествие по Южному острову, мы переправились на пароме через пролив Кука и в оставшиеся несколько вечерних часов бегло познакомились с новозеландской столицей , прогулявшись по ее старым улочкам в Даун Таун, набережной и по Ботаническому саду.

    Рано утром садимся в автобус и покидаем Веллингтон, показавшийся нам патриархальным и спокойным. У нас новый водитель и гид по имени Colin. Следующая ночевка нам предстоит в городе Rotorua, считающемся негласной столицей коренного населения Новой Зеландии — маори и путь до него неблизок — почти 450 километров.

    Дорога из Веллингтона идет на север по прекрасному шоссе. Проезжаем многочисленные поселки, виноградники и овечьи фермы. Моросит дождик. Через несколько часов подъзжаем к самому большому озеру Северного острова — Таупо. За дождевой завесой и туманом, позади — в национальном парке Тонгареро — остались неувиденными знаменитые вулканы Руапеху (2797 m) и Нгаурухоэ (2291 m).

    Почти все наименования рек и гор здесь звучат на языке маори. Руапеху в переводе с маорийского — «гремящая бездна». А вулкан Нгаурухоэ примечателен тем, что был задействован в качестве горы Ородруин на съёмках фильма «Властелин Колец» по роману Р. Толкиена. Жаль. Может удастся увидеть как-нибудь в другой раз, да еще и покататься на горных лыжах с заснеженных склонов Руапеху зимой — с июня по сентябрь.

    Это кажется удивительным — покататься на лыжах в тропической зоне, но это так. На Руапеху есть несколько первоклассных горнолыжных курортов. И самый крупный из них — Факапапа, расположеный на западном склоне вулкана. При перепаде высот в 675 м здесь работают более 20 подъемников, обслуживающих около 40 трасс разной степени сложности. И есть еще курорты Туроа и Тукино, которые находятся соответственно с южной и восточной сторон этого вулкана.

    Озеро Таупо и первое знакомство с Маори

    И вот, наконец, показалась водная гладь озера Та́упо (англ. Taupo). Это самое крупное озеро не только в Новой Зеландии, но и во всем регионе южной части Тихого океана, включая Австралию. Его наибольшая глубина около 200 метров.

    Дождик прекратился и Colin заезжает на прекрасно оборудованную стоянку на берегу озера c туалетом, душем и кухней с приборами для барбекю. Все в идеальном состоянии.

    Здесь же, на стоянке, мы встретились лицом к лицу и с первым представителем маори — отцом большого семейства, приехавшего сюда с семьей по хозяйским надобностям. Наши женщины были слегка ошеломлены, увидев в женском туалете и душе большую стирку, которую организовала там его жена.

    Сам глава семьи возился с детьми на песчаном берегу озера. Дети постарше, похожие на наших цыганят, бегали в сторонке. А он помогал меньшему сыну лепить какие-то фигуры из мокрого серого вулканического песка.

    Подойдя поближе, спросили разрешения cфотографировать его — разрешил. Познакомились. Его имя было Moana — что в переводе с маори означало «широкий водный простор, море». Незаметно завязалась беседа. Все его руки были в татуировках. И часть из них были не из простых — некоторым из них фоном служила сплошь зататуированная поверхность, а незатронутые места образовывали орнамент!

    1


    Еще один вид приветствия у маори - похлопывание друг друга по плечу. Это есть и у нас...

    Считается, что Новая Зеландия была заселена выходцами из восточной Полинезии около 1000 лет тому назад и они сохраняли свой древний уклад жизни вплоть до 20 века. Маори были прекрасными воинами, долго боролись за свою независимость и, в конце концов, отстояли ее.

    Татуировка у маори является древней традицией — ведь она показывает общественный статус человека. В то же время она является и инициацией (посвящением) — проверкой на выносливость, так как эта процедура довольно болезненная. Татуировка для маори — не только украшение. Спирали и линии тату рассказывают еще и историю жизни их обладателя, его генеалогию и свойства характера.

    Маори могли сохранять эти рисунки, бальзамируя татуированные головы и срезы кожи умерших или вырезая их на дереве. Так что во многих домах на стенах можно обнаружить и даже головы умерших предков, по которым отслеживается все генеалогическое древо семьи. Таким образом, они сохраняли свою историю. Знатные мужчины татуировали все лицо, а тело — от талии до колен. Мы видели тату на руках и ногах и у многих маорийских женщин. Впрочем, уже и наши дамы не отстают от них сейчас в этом отношении…

    При расставании Moana познакомил нас со своей женой, закончившей к этому времени стирку. Ее звали Ataahua — «красивая». И в самом деле — она была, как у нас говорят c одобрением — «ничего себе»! И чем-то похожа на цыганку.

    А затем он показал нам маорийский ритуал приветствия и прощания — нос к носу. И чем дольше держатся вместе носы, тем больше уважения ты оказываешь своему визави. Все попрощались с нашим новым другом по-маорийски и мы двинули дальше на север.

    1


    Так приветствуют и прощаются друг с другом коренные жители Новой Зеландии - маори

    Едем вдоль озера Таупо. Оно вулканического происхождения и образовалось в результате сильнейшего извержения вулкана Таупо около 27 000 лет тому назад. Весь остров тогда был засыпан многометровым слоем пепла и вокруг тогда погибло почти все живое. Здесь — в центре острова — есть и сейчас несколько действующих вулканов.

    Река Вайкато и водопад Хука

    Из озера Таупо вытекает единственная река — Waikato и мы сворачиваем, чтобы посмотреть на ее бурное течение и пронзительно голубую воду. Через несколько километров она входит в узкую скальную горловину и с ревом несется по нему, обрываясь кристалльно чистым водопадом Huka (38°38′55″ S, 176°05′25″ E). Посмотреть на этот бурный поток заезжают все туристы.

    Они подолгу стоят и завороженно смотрят, как нежно-голубая вода с бешеным напором срывается со скалы вниз. Для тех, кто никогда не видел никаких водопадов и горных рек, водопад Хука кажется грандиозным.

    2


    Водопад Хука


    Температура воды в реке в зависимости от летне-зимнего сезона колеблется от 22 до 10 градусов, объем воды — от 32 до 270 кубометров в секунду. В зависимости от объема воды колеблется и высота водопада от 7 до 9,5 метров. На этом водопаде была даже в течении 20 лет небольшая гидроэлектростанция, но в 1950 году, в связи с освоением геотермальной энергии, ее демонтировали.

    3


    В зависимости от освещенности солнцем, цвет воды меняется от белого до глубоко бирюзового. Живописности этому месту добавляет и хвойный лес, густо растущий по берегам реки.

    Из-за продолжающейся эрозии, водопад медленно, но уверенно смещается вверх по течению и может наступить время, когда он будет выливаться прямо из озера …

    1


    Река Вайкато


    Геотермальные электростанции

    Едем дальше — в сторону города Роторуа. В воздухе появился запах сероводорода — началась зона геотермальной активности острова. Вокруг много гейзеров и кипящих водоемов. Во многих местах из трещин на земле идет дымок, так что по незнакомым местам лучше не ходить.

    Примерно за 20 километров до Роторуа Сolin сворачивает в сторону от дороги и мы попадаем в геотермальную промышленную зону Wairakei Geothermal Power. Первые эксперименты по использованию дармовой энергии были начаты в 1950 году и сейчас здесь налажена хорошо действующая промышленная установка.

    1


    Геотермальная станция Вайракеи

    Было пробурено около 200 скважин на глубину 2 км, из которых сейчас работают только 60. Горячий пар температурой 230-260 градусов поднимается на поверхность и сепарируется. Сухой воздух отделяют в одну сторону, а горячую воду в другую. Производительность установки 1400 тонн пара в час. Далее этот исходный материал передается по трубам диаметром от 300 до 1200 мм до тепловых электростанций.

    Все очень просто, а главное — тепло получается «на шару»! Везет же некоторым!

    1


    В Роторуа — гласную и негласную столицу коренного народа Новой Зеландии — Маори, мы приехали еще засветло, поэтому успели до ужина, на котором наш гид и водитель Colin обещал и фольклорный концерт, и национальные блюда, слегка обойти окрестности нашего отеля Sudima Hotel Lake Rotorua.

    Культура, искусство и обычаи Маори

    Везде стоял стойкий запах сероводорода, исходивший из многочисленных горячих источников, булькавших повсюду. Один такой небольшой фонтанчик был даже у дверей бассейна нашего отеля Sudima Hotel Lake Rotorua. Избавиться от сероводорода не было никакой возможности, потому что он в огромных количествах вырывался наружу из-под земли во многих местах города.

    Прогулявшись немного до ужина по городу, практически не видели коренных маори. Народу было мало и, в основном, это были туристы. Украшением города служит здание водолечебницы, построенное в конце 19 века. Его окружает большой парк, в котором среди цветов свободно расхаживают диковинные птицы. Во многих местах парка участки земли огорожены и оттуда вьются струйки дыма и в глубине что-то «шкварчит».

    2


    3


    Вечером прямо в нашем отеле состоялся традиционный ужин с национальным блюдом Ханга — запеченными в земляной печи кусками мяса и концертом самодеятельности маори. Ужин был нормальным, но, ни процесса приготовления, ни саму земляную печь мы не увидели. Забегая вперед, скажу, что этот процесс в полной мере нам показали островитяне на Фиджи.

    Концерту предшествовало знакомство с некоторыми основными обычаями маори, которые показали нам перед ужином два колоритных представителя этого племени. Ну, с этими обычаями — как здороваться и прощаться, мы познакомились еще днем при встрече на озере Таупо с нашим маори Moana.

    1


    Потом всех вновь прибывших туристов пригласили в ресторан и на сцене развернулись действия местной самодеятельности — песни и танцы. Песни маори были очень мелодичными и задорными. И они действительно свидетельствовали об их полинезийских корнях.

    2


    Маори были воинственными и независимыми и долго воевали с англичанами. Их танцы, и особенно боевой танец «хака», выражают стремление к победе над врагом. Наши танцоры старательно вращали белками глаз и высовывали языки, пытаясь, видимо, такими жестами до смерти запугать «врага». Что интересно, сейчас и некоторые современные спортивные команды Новой Зеландии перед встречей с противником, исполняют этот танец на поле для футбола или регби!

    2


    Покопавшись в истории маори, я с ужасом обнаружил у них ярко выраженные каннибальские пристрастия, впрочем, как и у большинства других островитян тихоокеанского региона. Да ведь еще и Жюль Верн писал об этом более ста лет тому назад.

    Считается, что Новая Зеландия около 1000 лет тому назад была заселена выходцами из восточной Полинезии, имевших слабость к человеческой плоти, и маори сохраняли этот древний уклад жизни вплоть до 20 века. На Южном острове НЗ есть даже залив Каннибалов. Здесь найдены тысячи человеческих останков, оставшихся после кровавых пиршеств. Съедали обычно пленных…

    Многие традиции, связанные с каннибализмом, имели глубокие корни и основывались на бытовавшей вере в то, что блюдо из плоти врагов содержит в себе их сильные качества: мозг — мудрость, сердце — отвагу и т. д. Поэтому белый человек в этом отношении имел явное предпочтение перед аборигенами — в большинстве своем они были мудрыми и отважными. Правда, некоторые дикари считали, что употребление белыми людьми соли, портит вкус их мяса…


    Каннибализм был распространен и в близких к Меланезии западной Полинезии, на Фиджи, островах Тонга. Он был обычным явлением далеко к востоку вплоть до Маркизских островов, острова Пасхи и группы островов Кука. Маори Новой Зеландии считали мясо врагов самой желанной целью военных действий. По всей Полинезии практика каннибализма мотивировалась местью, поскольку поедание тела врага было выражением высшей степени презрения к поверженному.


    Зная все это, уже по-другому виделись эти молодые мужчины, исполнявшие воинственные танцы. В конце выступления они пригласили и нас на сцену, чтобы вместе завершить этот праздник.


    При этом нам нужно было как можно сильнее вращать в разные стороны глазами, закатывать «до неба» белки глаз и как можно больше высовывать язык со рта, да еще и издавать при этом пронзительные победные крики! Такими жестами мы должны были до крайности запугать «врага».

    Кстати, одного из этих воинов-танцоров мы встретили на следующий день в термальном заповеднике, где он работал резчиком по дереву. Не сговариваясь, поздоровались уже как старые знакомые — по-маорийски — носом к носу!


    Какие же они — современные маори? В минувших двух столетиях они проявили себя как отважные воины, честные и трудолюбивые люди. И эти качества сейчас только приумножились. Маори принимают активное участие в современной жизни страны и вносят существенный вклад в культурное развитие Новой Зеландии. Современные маори полностью вписались в развитой мир Новой Зеландии. Среди них мы видим не только простых тружеников, но и талантливых инженеров, дизайнеров, изобретателей и спортсменов.

    Назавтра у нас намечена большая программа по ознакомлению с основными достопримечательностями Роторуа — геотермальной зоной с ее гейзерами и грязевыми вулканами, шоу с баранами и овцами в «Агродоме» и знакомство с народным прикладным искусством маори.