Особенности зимней рыбалки на льду, движение и ловля рыбы со льда, прирост толщины и безопасные нагрузки на лед. Безопасность на льду. Это должен знать каждый

Часть рыболовов, после окончания летнего сезона рыбной ловли, переключаются на зимний сезон. Несмотря на то, что ловля рыбы со льда имеет свою специфику, она приносит не меньше удовольствия, чем летняя. Единственно, что ловля на льду требует от рыболова некоторых мер безопасности, поскольку возможны весьма плачевные последствия.

В данном случае, все связано с толщиной льда. Если не учесть толщину льда, то можно легко провалиться под лед, а затем и утонуть, что случается и весьма нередко. Иногда рыболовы заезжают на лед на автомобилях, после чего приходится вытаскивать и рыболовов, и их автомобили.

Достаточно часто рыболовы не учитывают толщину льда, особенно весной и оказываются на оторванных льдинах. Поэтому, отправляясь на водоем, желательно знать, какая толщина льда на нем в настоящий момент. Это легко определить, если на протяжении нескольких дней на улице стоит морозная погода.

И, тем не менее, на водоеме всегда следует проверить толщину льда. К сожалению, не все рыболовы знают, какая толщина льда является безопасной.

Как правило, лед на наших водоемах начинает появляться поздней осенью. Уже к концу ноября или начала декабря образуется лед, способный выдержать человека. К сожалению, многое зависит от погодных условий, поскольку бывают осени холодные и теплые. Иногда лед в декабре месяце только лишь появляется на водоемах, а бывает, что и к началу ноября лед уже закрывает все водоемы. Если брать во внимание водоемы, расположенные ближе к северным широтам, то там лед появляется очень рано, а к середине зимы по нему можно без опаски ездить на автомобиле. К этому периоду начинают действовать официальные ледовые дороги, позволяющие переправляться через различные водоемы до самой весны.

Поэтому, нужно всегда быть в курсе всех событий, в том числе и температурного режима.

Считается, что можно смело выходить на лед, если его толщина равняется не меньше 7-ми см, но гарантированной толщиной считается толщина льда от 10-ти сантиметров.

Места, где официально разрешено переходить водоем с одного берега на другой, должны иметь толщину не меньше 15-ти сантиметров.

Перемещаться по льду на автомобилях разрешено при условии, если толщина льда не меньше 30-ти сантиметров.

При этом, сразу нужно отметить, что толщина льда на водоеме может быть разной. Это связано с наличием подводных течений, которые непременно присутствуют на больших озерах, на участках рек, где наблюдаются изгибы, а также в местах, где сливается канализация.

Существуют внешние признаки, по которым легко определить непрочность льда. На лед опасно выходить, если:

  • Лед по виду рыхлый и пористый, белого цвета.
  • Если вода вытекает из лунок.
  • Слышны характерные звуки треска и хлюпанья.
  • Лед, припорошенный снегом, так же может быть опасным.

В любом случае, следует брать с собой на рыбалку пешню и с помощью ее проверять подозрительные участки.

Способы проверки толщины льда

Прибыв на водоем, необходимо тут же проверить толщину льда, если имеются подозрения, что он недостаточно толстый. Как это делается:

  • Во-первых, следует оценить внешний вид ледового покрытия. Если лед ровный, без трещин и имеет голубоватый оттенок, то этот лед способен выдержать человека.
  • Если лед, после того, как по нему начали перемещаться, издает треск, или прогибается, то лучше на такой лед не выходить.
  • Первый раз на лед нужно ступать очень осторожно.
  • Если по льду постучать палкой и он издает треск, или на поверхности показывается вода, значит, он очень тонкий и на него выходить опасно.
  • Если удалось пройти значительное расстояние и только потом было обнаружено, что лед может не удержать, лучше лечь на лед, широко раскинув ноги и ползти в направлении к берегу.

Способы передвижения по льду

Часть рыболовов, которые отправляются на рыбалку на общественном транспорте или им приходится бросать свой автомобиль на берегу, передвигаются по льду на лыжах. В таких случаях, толщина льда должна быть не меньше 8-ми сантиметров.

Следует так же заметить, что по чистому льду передвигаться на лыжах не очень-то комфортно. Лучше, если на льду имеется не большой слой снега.

На снегоходах

На этом виде транспорта можно передвигаться по льду, если его толщина составляет не меньше 15-ти сантиметров. Как правило, снегоход используется тогда, когда уже имеется гарантированная толщина льда. Для снегохода так же очень важно, чтобы был некоторый слой снега.

Узаконенные ледовые переправы

Такие переправы существуют в условиях, когда отсутствуют соответствующие дороги, связанные с мостами. Они помогают сократить, и весьма значительно, расстояния между поселениями. По таким переправам разрешено движение и на автомобилях. Толщина льда – не меньше 30-ти сантиметров.

Обычно такие переправы принимаются специальными государственными комиссиями, при участии представителей органов местной власти и сотрудников ГИМС МЧС. Они бурят лунки и измеряют толщину льда. Если данные позволяют организовать переправу, то существующие органы дают на это разрешение.

Опасные участки льда на водоемах зимой

  • Самым опасным лед может быть осенью, когда он только начинает формироваться и ранней весной, когда он уже начал таять.
  • Как правило, у берегов реки лед более толстый, чем на ее середине.
  • Особую опасность представляет лед, покрытый толстым слоем снега или сугробами. Под толщиной снега практически невозможно определить толщину льда.
  • Не менее опасными являются проруби, полыньи, а также рыбацкие лунки. Проходя по такому участку можно легко и неожиданно провалиться под лед.
  • Лед становится опасным в периоды оттепелей, когда он белеет и становится рыхлым, мягким и пористым. На такой лед выходить очень опасно.
  • Достаточно опасные места располагаются на участках, где отмечается болотистая местность. Обычно, на таких участках возможен очень тонкий лед, благодаря газам, которые выделяются. Они, как бы подогревают лед снизу, поэтому, лучше обходить подобные места, даже, если на улице лютые морозы.

Меры безопасности при рыбалке на льду

Отправляясь на зимнюю рыбалку, следует придерживаться некоторых правил, что сможет уберечь любого рыболова от непредвиденных ситуаций. Вот они:

  • Перед тем, как стать на лед, следует определиться с его прочностью.
  • Лучше передвигаться по льду нахоженными тропами: если здесь раньше прошел человек, значит здесь безопасно.
  • Если следов передвижения человека по водоему не видно, то передвигаться вперед, можно лишь, после проверки прочности льда. Это может быть палка, а еще лучше, если это будет пешня.
  • В случае обнаружения на льду воды или услышав характерный треск, нужно немедленно вернуться назад.
  • Не желательно приближаться к участкам, где много рыбаков. Лишний вес может спровоцировать лед к растрескиванию.
  • Лучше не выезжать на рыбалку при неблагоприятных погодных условиях, таких как туман, дождь или снегопад. Не рекомендуется так же выходить на лед ночью.
  • Не следует приближаться к полыньям, прорубям и опасным участкам, особенно тем, где наблюдается стремительное течение.
  • Не следует заниматься такими несерьезными делами, как катание на льдинах.
  • Не следует проверять крепость льда ударом ноги или подпрыгиванием.

Передвигаясь по льду, следует учитывать еще и дополнительный вес. Обычно у рыболовов существенный личный вес, из-за многослойной и теплой одежды, а также дополнительный вес, связанный с рыболовными принадлежностями. Особое внимание следует уделять моментам, когда решено выехать на лед на автомобиле или другом транспорте.

В случае, если лед провалился

  • Во-первых, не следует паниковать и сбросить с себя вещи, которые не позволяют выбраться на лед. Нужно держаться на плаву и громко звать на помощь.
  • Двумя руками следует упереться в край льда, а также снять обувь, если в нее уже набралась вода.
  • Все действия должны быть направлены на то, чтобы не обломать край льда.
  • Если водоем не глубокий, то можно попытаться оттолкнуться ногами от дна, чтобы выбраться на лед. Если лед слишком тонкий, то его можно ломать и медленно передвигаться к берегу.
  • Если глубина значительная, то можно попытаться выбраться на лед следующим способом: навалиться на лед грудью и постараться вытащить на лед сначала одну, а потом и вторую ногу.
  • При виде тонущего человека следует подать ему палку или бросить веревку, после чего ползком продвигаться к утопающему.
  • Если под лед провалилась группа рыболовов, то следует выбираться из воды по очереди, помогая друг другу, оставаясь на льду в лежачем положении.
  • Действия должны быть быстрыми, иначе можно получить переохлаждение, что не менее опасно. Если пострадавшего удалось вытащить на берег, то ему нужно тут же дать чего-нибудь попить и обязательно горячего. После этого, с него желательно снять мокрую одежду и вызвать скорую помощь.

Зимняя рыбалка – это интересное и азартное занятие. Если руководствоваться рекомендациями и придерживаться ряда правил, то зимняя рыбалка запомнится только с хорошей стороны. Удастся не только наловить рыбки, но и подышать чистым воздухом, зарядившись энергией до следующих выходных.

Идеальную картину намерзания льда сильно меняет толщина имеющегося на нем снежного покрова

Для рыболовов-зимников, выходящих на лед разных по типу водоемов, просто необходимо знать и понимать, какие условия эволюции ледового покрова определяют безопасность или невозможность нахождения на нем. При этом главной характеристикой льда будет его прочность, которая является величиной непостоянной, сильно зависящей от вида и структуры льда, его температуры и толщины.

Бывает, начало зимы сопровождается частыми оттепелями с осадками в виде дождя или мокрого снега. Тогда ледовый покров намерзает поэтапно в морозные промежутки между циклонами. При этом его толщина прирастает как снизу - за счет кристаллизации поверхностной воды водоема, так и сверху - из-за смерзания снежно-водяной «каши», возникшей поверх льда во время очередного ненастья. Такой лед получается мутным, многослойным. Следует иметь в виду, что он примерно в два раза слабее (выдерживает в два раза меньшую статическую нагрузку) льда, прозрачного как стекло. Поэтому выходить на белесый, непрозрачный ледовый покров безопасно, когда он достигнет толщины более 10 сантиметров, да еще при условии отрицательной температуры воздуха. Это важно знать по той причине, что рыболовы, как правило, стремятся на участки с подобным льдом, так как здесь в условиях пониженной освещенности обычно скапливается рыба и клюет она в таких местах гораздо лучше.

Как уже сказано, наиболее прочен чистый, прозрачный лед. Это кристаллический монолит, образовавшийся от замерзания переохлажденного верхнего слоя воды. Однако ловить рыбу с такого льда имеет смысл лишь над большой глубиной, куда доходит мало света и рыба не пуглива. Поэтому безопасным он будет при достижении толщины не менее 5 сантиметров - лишь в этом случае лед надежно выдерживает одного человека, а вот группами на нем собираться нельзя.

Прочность ледового покрова линейно увеличивается с ростом его толщины и с понижением температуры. Но тут надо представлять, что температура льда по толщине различна: вверху она равна атмосферной, а внизу - соответствует точке замерзания воды, то есть около ноля градусов. А поскольку температурный коэффициент линейного расширения льда огромен (например, в пять раз больше, чем у железа) и многие, наверное, видели, как разрываются прочные сосуды с замерзшей водой, то становится понятно, что аналогичные процессы неизбежны и со льдом на водоеме: по мере роста его толщины имеющие разную температуру слои испытывают расширяющую нагрузку как поперечного, так и продольного направления. Именно поэтому при резких потеплениях или похолоданиях лед на водоемах лопается с оглушительным грохотом и по нему разбегаются длинные трещины. Кроме того, на огромных акваториях озер и водохранилищ эти трещины, с одной стороны, вызывают образование ледовых торосов, а с другой (для компенсации) - широкие разводья, в которые можно запросто угодить, особенно после укрывающих открытую воду снегопадов.

Можно подумать, что трещины на ледовой поверхности образуются бессистемно, хаотично. Однако не все так просто, если вспомнить механизм льдообразования: в начале зимы, когда лед еще не везде одинаков по толщине, напряжения локализуются в узких зонах стыковки толстого и тонкого ледового покрова, то есть там, где мелководье резко переходит на глубину. Опытные рыболовы знают, что донные свалы, где часто держится рыба, следует искать по старым и широким, идущим обычно параллельно основному руслу трещинам. При этом глубокая сторона водоема будет определяться по близко располагающейся к обычно крутому берегу трещине, и наоборот.

Чтобы представлять, какой лед может ожидать на водоеме в начале зимы, следует знать, что его прирост в течение суток сильно зависит от температуры воздуха и уже имеющейся толщины. Это выглядит примерно так: если лед был уже около 10 сантиметров, то за следующие сутки он прибавит 4 см при морозе минус 5; 6 см - при морозе 10; 8 см - при минус 15; 9 см - при минус 20. Но если исходная толщина льда составляет, допустим, 20-30 см, то суточный прирост при тех же температурах уменьшится примерно в 3-4 раза - точнее сказать нельзя, поскольку на это влияет и качество воды.

Конечно, идеальную картину намерзания льда сильно меняет толщина имеющегося на нем снежного покрова, который выполняет как бы роль шубы. Известно, что теплопроводность (холодопроводность) снега до 30 раз меньше, чем у льда (многое зависит еще от плотности снега), поэтому при снегопадах в зависимости от их интенсивности надо вносить в расчеты соответствующую поправку.

Важно понимать по виду первого, непрочного льда, как он реагирует на нагрузку. Рыболовы с опытом говорят, что молодой лед не обманет, не подведет, а вовремя сообщит об опасности громким треском и видом трещин. Приложенная к тонкому льду нагрузка (рыболов на льду) вызывает его прогиб (деформацию) в виде чаши. При малом грузе деформация носит упругий характер, а чаша расширяется симметрично по периметру. Если нагрузка будет выше предела упругости, то начнется пластическая деформация льда и чаша прогиба станет быстрее увеличиваться в глубину, чем в ширину - это начало разрушения льда. В количественном выражении это будет выглядеть так. Для наиболее прочного прозрачного льда центральный прогиб его на глубину в 5 см трещин не вызовет; прогиб в 9 см ведет к усиленному образованию трещин; прогиб в 12 см вызывает сквозное растрескивание; при 15 см лед проваливается.

Под действием нагрузки трещины во льду возникают как радиальные - исходящие от точки приложения, так и концентрические - вокруг этой точки. Радиальные трещины лишь предупреждают о недостаточной прочности льда, что требует предельной осторожности на нем. Но если к радиальным трещинам добавляется концентрическое растрескивание, сопровождаемое характерным скрипящим звуком, нужно скользящим шагом немедленно покинуть опасный участок, в особо критической ситуации лучше лечь на лед, чтобы увеличить площадь распределения веса по поверхности, и отползти в обратном направлении. Нужно знать и другие правила поведения на тонком льду:

Ни в коем случае не ходить по нему гуськом, иначе радиальные трещины на тропе быстро прирастут концентрическими;

Не отправляться на рыбалку в одиночку;

Проверять каждый шаг на льду остроконечной пешней, но не бить ею лед перед собой - лучше сбоку;

Не подходить к другим рыболовам ближе чем на 3 метра;

Не приближаться к местам, где в лед вмерзли коряги, водоросли, воздушные пузыри;

Не ходить рядом со свежей трещиной или по участку льда, отделенному от основного массива несколькими трещинами;

Быстро покинуть опасное место, если из проделанной лунки начинает бить фонтаном вода;

Обязательно иметь средства страховки и спасения (шнур с грузом на конце, длинную жердь, широкую доску);

Не совмещать рыбалку с потреблением спиртного.

Многие рыболовы предпочитают летней рыбалке зимнюю, с нетерпением ждут наступления холодов, чтобы сделать лунки и выловить долгожданную рыбу.

При этом многие забывают, что зимняя рыбалка довольно специфическая, требует соблюдения правил безопасности. Важно знать, какая безопасная толщина льда для рыбалки, иначе любимое хобби может обернуться крайне плачевными последствиями.

Если игнорировать характеристики ледового полотна, во время рыбалки легко оказаться под водой. Некоторые рыболовы рискуют еще больше – не желая идти пешком, к месту рыбалки они добираются на транспортном средстве, в итоге прибывшим на место спасателям приходится доставать из воды не только рыболова, но и его автомобиль.

Время формирования льда в России

Большинство регионов нашей страны находится в холодных широтах, где зимний период часто длится больше 3 положенных месяцев. При этом первый лед, способный выдерживать взрослого человека, появляется в закрытых и проточных водоемах примерно в конце ноября.

Лед, который способен выдержать вес легкового автомобиля, появляется на водоеме только в середине января. При этом стоит учитывать, какие погодные условия были весь этот период. Если температура воздуха повышалась до 0 и держалась около 3-4 суток, прочность льда снижается на 25%.

В середине января начинают работать специализированные переправы по льду через водоем. В основном на подобных участках толщина для безопасного прохождения сохраняется вплоть до начала весны, если в зимний период не случалось кратковременных оттепелей. Пересекать водоем желательно именно по переправе, так как специалисты всегда следят за толщиной льда в данном месте и при возникновении опасности перекрывают движение.

Важно! Помните о том, что лед в разных регионах нашей страны устанавливается в разное время. Чтобы не попасть в опасность, перед рыбалкой стоит промониторить прогноз погоды в районе, а также ознакомиться с официальными заявлениями властей по поводу толщины льда.

Какой должна быть минимальная толщина покрова?

В большинстве регионов нашей страны рыбаки на лед выходят в случае, если толщина льда на водоеме превышает 7 сантиметров, при этом самым безопасным считается лед, толщина которого превышает 10 сантиметров.

Пешие переправы через водоем можно разрешить, если толщина льда превышает 15 сантиметров.

Санкционированная переправка транспорта по льду становится доступна только в том случае, если толщина превышает 30 сантиметров.

Стоит помнить о том, что лед одинаково толстый не во всех местах. Даже при достижении оптимальной толщины в центральной части водоема, возле берега, а также в районе слияния рек наблюдаются тонкие участки, представляющие опасность.

Как определить толщину для рыбалки?

Есть несколько способов, позволяющих проверить толщину льда на водоеме самостоятельно и обезопасить себя от проваливания под воду.

Важно! Выходя в зимний период на лед, в не зависимости от того, рыбак вы или человек, который просто хочет сократить путь, нужно брать с собой обычную палку. Ломкость льда впереди всегда проверяется палкой, так как удары ногой могут спровоцировать мгновенное падение в воду.

Проверяется лед палкой следующим образом: постучите по замерзшей поверхности и проследите за появлением воды. Если вода на поверхности появилась, лед еще не успел достаточно замерзнуть и ходить по нему совсем небезопасно. Уходить с тонкого льда стоит определенным образом: передвигайтесь медленно, ни в коем случае не паникуйте и не делайте слишком резких движения, ступни ног должны скользить по поверхности и не отрываться.

Еще один способ определения толщины – цвет льда. Самым крепким и безопасным считается прозрачный лет. Если поверхность имеет синеватый или зеленоватый оттенок, вставать на такой лед можно – толщина достигла минимально допустимых безопасных значений.

Самым небезопасным считается матовый лед имеющий желтоватый оттенок, он очень быстро разрушается, хождение по такой поверхности может обернуться плачевными последствиями.

Избегать стоит и участков льда, на котором нет никаких следов. Если в данном месте до сих пор никто не ходил, скорее всего, толщина недостаточная.

Признаки непрочности замерзшей воды

К основным признакам непрочного льда можно отнести:

  • лед имеет рыхлую структуру и непрозрачный цвет;
  • из лунок начинает вытекать вода;
  • во время рыбалки вы слышите треск и хлюпанье воды;
  • часто опасные участки припорошены снегом, лучше будет их избегать, чем подвергать свою жизнь опасности.

Безопасные показатели


Не рискуйте своей жизнью и не выходите на первый лед, полотно находится на стадии формирования, любое необдуманное действие может стоить вам жизни. В зависимости от толщины, лед на водоемах принято разделять на несколько категорий:

  • минимальная толщина – около 7 сантиметров. Такой толщин в среднем хватает, чтобы выдержать вес человека. Выходить на такой лед крайне нежелательно, но если вы все же оказались на водоеме, начинайте двигаться в сторону берега, не отрывая ступней от поверхности;
  • безопасная толщина – 10 и более сантиметров (минимум 15 сантиметров для водоемов с соленой водой);
  • опасная толщина – менее 5 сантиметров. Попадая на такой лед, вы с большей вероятностью провалитесь под воду.

Стоит помнить о том, что даже в середине января лед не всегда достаточно плотный, чтобы выдержать вес человека. Согласно наблюдениями, если около 3 дней температура повышалась до 0 градусов, лед становится небезопасным.

Опасные участки

Всем любителям зимней рыбалки стоит дождаться, когда толщина льда на водоеме достигнет 10-сантиметровой отметки. При этом стоит помнить о том, что на озере или реке всегда есть участки, где лед сохраняет опасную толщину на протяжении всей зимы. К таким участкам можно отнести:

  • поверхность, покрытая толстым снежным слоем;
  • участки, где наблюдается сильное течение;
  • места подводных родников;
  • места, в которых сливаются реки, либо происходит впадение реки в водоем;
  • места сброса в воду сточных вод.

Как увеличивается толщина льда в зависимости от температуры

Температура воздуха, °С Толщина льда на водоеме, см
Менее 10 10-20 20-40
Прирост льда за сутки, см
-5 4 1,5 0,5
-10 6 3 1,5
-15 8 4 2
-20 9 6 3

Правила передвижения

  • переходя водоем, старайтесь придерживаться тех участков, где тропа уже протоптана. Вступая на чистый лед без следов, обязательно прощупывайте поверхность перед собой палкой;
  • если вы рыбачите группой, стоит распределиться друг от друга на некотором расстоянии;
  • передвигаться до места бурения лунок желательно на лыжах;
  • если с собой вы взяли рюкзак со снаряжением, носить его стоит только на одной лямке. Это позволит в случае проваливания под лед быстро отбросить груз в сторону;
  • обязательно берите на рыбалку с собой веревку, оптимальная длина – 20-25 метров. На один конец веревки привязывается груз и делается петля. Это позволяет оказать помощь провалившемуся под лед рыбаку в случае необходимости.

Желательно на зимнюю рыбалку не ходить самостоятельно. Важно также предупредить близких о том, в каком именно месте вы планируете рыбачить.

Правила поведения при попадании в воду

  • постарайтесь успокоиться, не делайте слишком быстрых движений руками и ногами;
  • ни в коем случае не мочите голову;
  • громко зовите на помощь;
  • старайтесь зацепиться за лед;
  • попытайтесь выбраться на ледяную гладь, помогая себе ногами. Не прекращайте попыток, если они не дают результатов;
  • если удалось выбраться, медленно ползите к берегу, не вставая на ноги;
  • не останавливайтесь на отдых на улице, важно добраться до теплого помещения.

Полезное видео

Смотрите полезный видеоролик, в котором говорится о толщине льда, способной выдержать автомобиль:

Зимняя рыбалка – довольно приятное времяпрепровождение. Чтобы она не обернулась чрезвычайной ситуацией, необходимо тщательно подготовиться и больше узнать о толщине льда на водоеме, где вы планируете ловить рыбу.

«Я впервые собираюсь на зимнюю рыбалку. Читал у вас, что лед еще тонкий, и выходить на него опасно. Как определить, можно ли выходить на лед?»
(СМС)

ОТ РЕДАКЦИИ: ответ на этот вопрос нам предоставили в пресс-центре МЧС по Челябинской области.

«В период становления льда вода замерзает, как правило, неравномерно - по частям: сначала у берега, на мелководье (в защищенных от ветра заливах), а затем уже на середине. На озерах, прудах, ставках (на всех водоемах со стоячей водой, особенно на тех, куда не впадает ни один ручеек) лед появляется раньше, чем на реках, где течение задерживает образование льда. Даже на одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различной прочностью и грузоподъемностью.
Скрепленный вечерним или ночным холодом, в период с ноября по декабрь лед еще способен выдержать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится очень слабым, хотя и сохраняет достаточную толщину.
Каковы же признаки так называемого «тонкого льда»? Серый, молочно-мутного цвета, ноздреватый и пористый - такой лед очень опасен, так как обрушивается без предупреждающего потрескивания. Лед может быть непрочным около стока вод; на течении (особенно быстром), на глубоких и открытых для ветра местах; над тенистым и торфяным дном; у болотистых берегов; в местах выхода подводных ключей; под мостами; в узких протоках; вблизи мест сброса в водоемы теплых и горячих вод промышленных и коммунальных предприятий. Следует обойти площадки, покрытые толстым слоем снега: под снегом лед всегда тоньше, к тому же снег маскирует полыньи, замедляет рост ледяного покрова.
Для уверенной переправы одного человека при температуре воздуха ниже нуля достаточно толщины льда не менее 7 см; массовой пешей переправы - не менее 15 см; для транспортного средства весом 0,8 тонн требуется лед толщиной 20 см; для автомобиля весом 3,5 тонны разрешается переправа при толщине льда 25 см.
Чтобы измерить толщину льда, надо пробить лунки по сторонам переправы и промерить их. Следует иметь в виду, что состоит из двух слоев: верхнего (мутного) и нижнего (прозрачного и прочного). Измерить точную толщину можно, лишь очистив сначала верхний (мутный) слой от снегового, совсем уже непрочного льда. В период потепления прочность льда уменьшается, при среднесуточной температуре, превышающей ноль градусов в течение трех дней, прочность льда снижается на 25 процентов.
Чего нужно избегать в период становления льда:
* не выходите на лед в темное время суток и при плохой видимости (если есть туман, снегопад, дождь);
* не проверяйте на прочность лед ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палки покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при потрескивании льда и образовании в нем трещин».

В то время как весенняя погода одним приносит радость, для других наступает опасная пора. Решением Миноблисполкома с 1 марта введен запрет выхода на лед – рыбакам стоит на время поискать другое хобби. Многие ли прислушались?.





Уже на подходе к Минскому морю становится ясно: запрет мало кого отпугнул от зимней рыбалки. То и дело замечаем отчаянных рыбаков, разместившихся возле лунок – если одни хотя бы держатся ближе к берегу, другие без опаски выходят прямо на середину водоема. Несколько человек развернули удочки прямо возле спасательной станции «Заславль 1», где работает дежурная смена ОСВОД. Смельчаки? Интересуюсь у встречающего нас водолаза-спасателя Константина Чернявского .

– Привлекать к ответственности – не по нашей части, мы не имеем права их штрафовать, а также заставлять выйти на берег. Можем только предупредить. Но главное – спасти, если приключилась беда.




Константин Чернявский подтверждает наши догадки о том, что запрет не особо сказался на планах рыбаков. По словам специалиста, по сравнению с тем количеством, что было в конце прошлой недели, их если и стало меньше, то незначительно. Сейчас на Минском море до тысячи рыбаков – привычная цифра для выходного дня.



Как уследить за таким количеством человек? Во-первых, осводовцы ведут вахтенное наблюдение с вышки. Во-вторых, дважды в день проводят обходы: утром и вечером, перед закатом.

– Мы смотрим ситуацию на льду и беседуем с рыбаками – даем визитки с нашими номерами телефонов, спрашиваем, с какой стороны человек заходил на лед, не видел ли он там промоин. Вечером многие уже сворачивают удочки и уходят домой, остаются одиночки – это самое страшное. Ведь если с человеком что-то случится, некому будет позвать на помощь. Речь идет не только о проломе льда, нередко людям просто становится плохо, случаются инсульты, инфаркты. Есть любители выпить на льду – были случаи, когда впадали в алкогольную кому.


Территория, за которую отвечают сотрудники станции, огромная. Обход занимает 1,5-2 часа. Пешком за день осводовцы проходят около 20 километров. Мы приехали в обед – как раз между рейдами. Тем не менее, отправляемся на лед – обход будет в укороченном варианте.

Водолазы надевают гидрокостюмы, берут с собой линь – длинную веревку с «поплавком» на конце и «когти» – две рукоятки с острыми штырями, соединенные веревкой (их носят на шее – такое приспособление помогает рыбакам выбраться из полыньи). Нам выдают спасательные жилеты.


Сделав первый шаг на лед, жалею, что не обула резиновые сапоги – у берега возле станции лед растаял и покрыт водой. Однако если пройти дальше, поверхность водоема кажется достаточно прочной. Примерно в двухстах метрах от берега замечаю под ногами темную полосу шириной сантиметров десять.

– Это трещина, – поясняет Константин Чернявский. Я невольно делаю несколько шагов назад. – Она пока еще не страшна – заросла. Но вскоре будет иначе. Все знают, что темный цвет притягивает тепло. Солнце светит и постепенно трещина начинает размываться, края становятся шире. Подмывает и вода – она сейчас +4 градуса.




К слову, в прошлом году осводовцам довелось снимать рыбаков со льдины: ее отнесло на 40-50 метров – не перейти, не перепрыгнуть. Понадобилась специальная доска, чтобы переправить любителей поудить в безопасное место.

Водолаз-спасатель Алексей Позняк показывает мне толщину льда: опускает руку в лунку – пальцы касаются кромки льда, когда она погружена выше запястья. Выходит около 30 сантиметров. Неужели опасно? Однако первое впечатление обманчиво: лед хоть и толстый, но местами уже превратился в «кашу».

– Сейчас он рассыпается в шугу – разбивается на мелкие кристаллы. Ухватиться за него, чтобы выбраться, сложно – крошится, – объясняет Константин Чернявский. – Но опасность чувствует не все. Ночью подмораживает, утром рыбак видит, что лед крепкий, выходит на середину водоема. Однако днем пригревает солнце и лед снова становится рыхлым.






Впрочем, любителей поудить это не останавливает. Подходим к женщине , которая рыбачит уже несколько часов. Улов – три маленьких ерша, они пойдут на ужин котам.

– Скажите, какой у вас тут лед? – осводовцы предельно вежливы.

– А вы посмотрите сами, – невозмутимо отвечает рыбачка и достает удочку из лунки.

Я тоже задаю вопрос – насчет запрета.

– Так его же отложили на неделю! Еще можно!


Женщине вторит и товарищ , разместившийся неподалеку. Мол, с утра посмотрел в интернете – там написано, что порыбачить еще можно. Пытаюсь выяснить, откуда эти сведения. Нашелся только один материал, но и в нем об отсрочке говорят лишь сами рыбаки: причем недельный срок – их личная оценка.

Выходит, запрет все же есть? В МЧС подтвердили: решение Миноблисполкома никто не отменял.

– Но я ведь сам себе не враг – вижу, лед пока толстый, – говорит рыбак.

Похоже, человек подготовленный – замечаю у него на ногах терки: специальную подошву с шипами, которая не дает скользить по льду. Константин Чернявский рассказывает, что падения, а вместе с ними и травмы, которые порой не дают человеку добраться до берега самостоятельно – не редкость.

Знаком с подобными случаями и мой предусмотрительный собеседник :

– У меня от этих рыбалок пять ребер сломано!

Правда, терки – единственное средство защиты, которое он берет собой. Без спасательного жилета, говорит, может обойтись:

Плаваю я хорошо.




Спасет ли это умение в критической ситуации? Не факт. Мы стали свидетелями внезапного погружения. На вид – обычный рыбак. Ватник, шапка, рыболовный ящик. Один неверный шаг на подступах к полынье – и вот с треском ломается ледяной панцирь. Достаточно нескольких секунд, чтобы человек полностью ушел под воду. Ухватиться не за что.


Отчаянные попытки выбраться из воды со стороны кажутся бесполезными взмахами рук – лед скользит и крошится.
На помощь приходит Константин Чернявский. Протягивает несчастному рыбаку конец доски и вытягивает его на безопасное место. Это дается нелегко – намокший ватник добавляет веса. Но все заканчивается благополучно.



К счастью, это был всего лишь эксперимент. В роли неудачливого рыболова выступил Алексей Позняк – человек подготовленный, да и под ватником был гидрокостюм сухого типа, который не пропускает влагу и не дает пойти ко дну. Все необходимое оборудование для спасения было наготове.



Но в жизни обстоятельства редко стекаются подобным образом. Если на человеке спасательный жилет, который держит его на плаву, при нынешней температуре воды на спасение есть не более 20 минут: после наступит переохлаждение. Затянуло под лед – всего 5 минут. Времени критически мало. Так есть ли смысл рисковать? Ни один улов не стоит человеческой жизни.