Подъем на сноуборде на подъемнике. Как правильно использовать бугельные подъемники. Зачем пользоваться бугельным подъемником

Катание на горных лыжах или сноуборде может превратиться в настоящее испытание, если восхождение на склон горы осуществляется собственными силами. Чтобы облегчить процесс поднятия на гору, достаточно разобраться, как пользоваться бугельным подъемником.

Что представляет собой подъемник

Специализированное оборудование для буксирования горнолыжников состоит из спускающей ветви, что проходит циклическое вращение через элементы опорных конструкций, размещенных вдоль склона. Бугельные подъемники содержат промежуточные опоры, за которые и удерживаются спортсмены во время поднятия на вершину.

В движение подобное оборудование приводится электроприводами. В конструкции предусмотрены резервные движки на дизельном топливе, которые задействуются в случае обесточивания линии.

Типы

Бугельные подъемники разделяют на конструкции с промежуточными опорами в форме «тарелки» и «якоря». Первые представлены подвижно соединенными с тросом металлическими креплениями, что содержат дисковый держатель на окончании. За последний, собственно, и хватаются горнолыжники при поднятии.

Бугельные подъемники с промежуточными опорами в виде «якоря» отличаются схожей конструкцией. Единственное различие заключается в наличии Т-образного окончания, что может использоваться в качестве держателя несколькими спортсменами одновременно.

Особенности эксплуатации

Как использовать бугельный подъемник? Фото правильной посадки представлены в данном материале. Что касается эксплуатации подобного оборудования на практике, размещаясь на платформе, начинающим сноубордистам рекомендуется отстегивать одну ногу от крепления доски, используя ее для выполнения маневров во время подъема. Лыжникам справляться с данной задачей несколько проще.

Впрочем, запрыгнуть на бугельный подъемник со сноубордом можно и без отстегивания креплений. Достаточно прыжками добраться до посадочного средства и ухватиться за буксировочную штангу. Оптимальный способ подъема каждый любитель горнолыжного спорта подбирает сам для себя, исходя из удобства и соображений личной безопасности.

  1. Выполнять погрузку лучше при наличии обслуживающего персонала, который поможет поймать буксировочную штангу и разместиться на промежуточной опоре.
  2. Для надежности при выполнении подъема лучше удерживаться за крепление двумя руками.
  3. Не стоит усаживаться весом всего тела на якорь или дисковое крепление подъемника, так как последние служат лишь в качестве вспомогательных опорных элементов.
  4. Разместившись на подъемнике, следует постараться расслабиться и поддерживать ровное дыхание, что позволит сэкономить силы на последующий спуск с вершины.
  5. Если произошло падение, необходимо немедленно отпустить буксировочную штангу и откатиться в сторону. Такая предусмотрительность позволит уберечь себя от получения травм и не создаст преграду для позади идущих горнолыжников.
  6. Когда необходимо подняться лишь до середины горной вершины, достаточно заблаговременно разгрузить сцепление крепления с тросом при достижении нужной точки и скорее отойти в сторону.
  7. Прежде чем использовать бугельные подъемники, стоит посмотреть, как с данной задачей справляются другие, более опытные спортсмены.

В заключение

Секрет удачной эксплуатации бугельного подъемника состоит в необходимости выполнения спокойных, рассудительных действий. При взгляде на массивную механическую конструкцию многим горнолыжникам приходится бороться со страхом. Поэтому при посадке на опору неопытные спортсмены инстинктивно хватаются за первый попавшийся под руку элемент, что является главной ошибкой.

При допущении оплошности, которая вызывает падение, главное - ни за что не цепляться. Ведь в противном случае можно долго волочиться за промежуточной опорой.

В конце концов, бугельный подъемник - это не более чем движущийся трос. В его покорении помогает лишь практика. После нескольких подъемов и полного освоения принципов эксплуатации механизма можно будет с гордостью назвать себя настоящим горнолыжником.

Кресельный подъемник - оптимальный для сноубордиста вариант подъема в гору. Ноги отдыхают, сноуборд не мешает, главное, потеплее одеться и наслаждаться видами.

Посадка

Пройдите через турникет, определите, можно ли нести сноуборд в руках (чаще всего да) или необходимо пристегнуть одну ногу (обычно в таких местах сотрудники не пропускают без одетого сноуборда), дождитесь своей очереди и встаньте в шеренгу с теми, кто собирается садиться на подъемник вместе с вами (зависит от вместимости подъемника). Обычно одно кресло рассчитано на от 2 до 6 человек. Садиться на кресельный подъемник нужно всем одновременно, поэтому все должны быть на одной линии. Не бегите в эту линию, если вы не успеваете на кресло. Дождитесь следующего и сядьте, как человек.

Когда кресло приблизилось, аккуратно сядьте на него, сразу выставляя ноги вперед и выпрямляя их, чтобы они не ушили под кресло и не сломались. Разместите доску ребром между ногами, чтобы она не мешала опусканию рамки безопасности и не пришлась вам на колено. Аккуратно, плавно и медленно опустите рамку безопасности, предварительно сообщив об это остальным. Поставьте ноги на ступеньку (если она вам достанется), проверьте, что сноуборд не упадет вниз, обычно для этого смотрят, чтобы в любом случае он зацеплялся креплением о рамку. Лучше его придерживать всю дорогу.

Высадка

Когда кресло приближается к верхней станции, нужно заранее поднять вверх рамку безопасности (обычно это место помечено соответствующим знаком), взять сноуборд в правую руку и определить, в какую сторону будете убегать. Лучше всего сидеть с наружной стороны подъемника, и убегать туда. Однако если вы сидите внутри, то не стоит нестись через все кресла, все равно не успеете. Отбегите к внутренней опоре, и пройдите сразу за креслом, чтобы выйти наружу. Главное, не встать на пути у кресла, сметет моментально.

Если у вас одна нога пристегнута к сноуборду, то уходить вам придется четко вперед, как делают лыжники. Приготовьтесь, встаньте на опорную ногу, оттолкнитесь от кресла, поставьте на доску вторую ногу и аккуратно рулите от подъемника. Важно не падать, потому что за вами могут быть другие люди, для которых ваше падение станет абсолютной неожиданностью.

Особенности кресельного подъемника

Одевайтесь теплее - на подъемнике ветер гораздо сильнее, чем внизу. Подъемник могут остановить, поэтому, сколько времени вы там проведете, никто не знает.

Не роняйте вниз сноуборд, варежки, телефоны и другие вещи - найти их будет практически невозможно. Лучше дождитесь, когда вы приедете наверх, и там посвятите несколько лишних минут всем необходимым манипуляциям.

Обязательно опускайте рамку безопасности. Вся крутость от катания на кресельном подъемнике без рамки безопасности в конце концов приводит к трагедиям. Упасть на камни с 5-метровой высоты уже совсем не круто, поэтому думайте головой.

Если вы едете на креселке не в гордом одиночестве, а с кем-то еще, неважно, лыжи или борд у них на ногах, для общей безопасности обязательно координируйте действия. Особенно это касается опускания и подъема рамки безопасности - можно сильно травмировать зазевавшегося любителя горных склонов.

Как сноубордисту ездить на бугельном подъемнике? Этим вопросом очень быстро задается каждый начинающий сноубордист, как только ему предстоит снова забраться на гору. Попробуем разобраться, что делать, если альтернативы в виде другого подъемника в вашем случае нет.

Зачем пользоваться бугельным подъемником?

Только бугельные подъемники встречаются на небольших склонах, в частных парках, учебных горках. Иногда, к всеобщему ужасу, одними бугелями комплектуются горнолыжные курорты (например, Хибины, где приходится ехать на бугеле по 10 и более минут).

Естественно, бугельные подъемники дешевле в эксплуатации, поэтому и стоят они дешевле. Однако после первого часа катания вы поймете, что готовы переплачивать за креселку, если она есть.

Виды бугельных подъемников

Самый распространенный и современный бугель - это так называемая швабра . Предназначена для буксировки сразу двух лыжников. Сноубордистам же приходится извращаться, чтобы отбуксировать себя наверх - швабра суется между ног и тянет одним из своих концов вас за внутреннюю поверхность бедра ведущей ноги. Это неудобно, но иначе никак.

Старый вид бугеля - это тарелка . Как ездить на таком бугеле бордерам, практически никто не знает, поэтому обязательно посмотрите, как это делают остальные. В теории, тарелка также засовывается между ног и тянет за внутреннюю поверхность бедра, но удержать ее там намного сложнее.

Бугель - палка , еще один вид бугельного подъемника, встречается на учебных горках. Нужно взяться за нее руками и постараться удержать равновесие и не упасть, пока она довезет вас наверх.

Минусы бугельного подъемника

Главный минус - это перенапряжение мышц и связок коленей в процессе пути. Если на других видах подъемника мышцы, работающие при спуске, расслабляются и отдыхают, то на бугеле они статично напряжены, то есть выполняют двойную работу. Это означает, что мышцы вообще не отдыхают, что черевато перенапряжением и травмами.

Естественно, ездить на лыжебуксире сноубордистам неудобно . Новичкам тяжело удержать равновесие, а продвинутым - найти удобную для длительного стояния позу.

Плюсы бугельного подъемника

Плюс один, хоть он и является совсем небольшим утешением - вы учитесь лучше контролировать сноуборд, и ваша техника катания улучшается.

Посадка на бугель

Пристегните переднюю ногу, пройдите через турникет, дождитесь своей очереди. Лучше всего ехать одному.

Встаньте на место посадки, дождитесь, пока к вам подъедет швабра, схватите ее рукой и решительным быстрым движением засуньте ее конец себе между ног так, чтобы она держалась за внутреннюю поверхность бедра вашей передней ноги. Сразу после этого поставьте заднюю ногу на сноуборд рядом с задним креплением, упираясь в него, как бы враспор. Держите швабру руками, дождитесь, пока она начнет двигать вас вперед. Расслабьте тело, перенесите вес на переднюю ногу, держите равновесие и аккуратно двигайтесь вместе со шваброй наверх.

Не пугайтесь, если вы не сможете сесть на подъемник с первого раза. Все мы такими были. Пробуйте снова и снова, рано или поздно у вас получится.

Высадка с бугеля

Когда бугель доставил вас наверх, и вы стали двигаться не по наклонной, а по плоской поверхности, возьмите рукой швабру, потяните на себя и уберите ее и отпустите. По инерции вы продолжите движение, поэтому не убирайте заднюю ногу с доски, а аккуратно проскользите в более безопасное место, подальше от высадки других людей. Когда вы остановитесь, свободной ногой отталкивайтесь от земли и двигайтесь вперед, а можно просто снять сноуборд и пройтись пешком, дав ногам отдохнуть.

Как не уставать на бугельном подъемнике

Многие поколения сноубордистов думали, как снизить нагрузку при езде на бугеле.

  1. Ездить на разные ноги, то с пристегнутой правой, то с левой. Обе ноги все равно устают, а с чужой ноги ехать гораздо сложнее.
  2. Испробованный и действующий вариант для более или менее уверенно катающихся сноубордистов. Старайтесь ехать на бугеле с прямыми ногами. То есть обе ноги должны быть максимально выпрямлены. Вы почувствуете, что ноги стали уставать намного меньше, потому что нагрузки, которая идет на мышцы и связки в результате приседания, нет.

Это краткое руководство по пользованию подъемниками бугельного типа для новичков сноубордистов. Небольшие склоны оснащены преимущественно именно бугелями (T-bar - название за рубежом), которые вызывают страх у начинающих. Существуют техники, овладев которыми, вы получите больше удовольствия от катания и ограничите себя от неприятностей на склонах.

Бугель - это подъемник наземного типа на горнолыжных курортах. Этот тип подъемника имеет стальной кабель, высоко поднятый на ряде стальных опор. От кабеля вниз спускается пилон с резиновым диском или штангой на основании (Т-образный, предназначенный для буксировки двух человек одновременно). Подъем производится по типу буксирования по трассе.

Чтобы подняться по склону вверх сноубордисты берутся за пилон, слегка натягивают его и помещают диск или штангу между ног. Вверху есть амортизатор, который плавно подтягивается и буксирует «всадника». Устанавливаются такие подъемники на трассы малой и средней длины.

Учебные горки иногда оснащены бугельными канатами или палками. За них просто берутся руками, удерживая равновесие, и едут наверх.

Второй вид подъемников наземного типа - это ленточный конвейер или «волшебный ковер». Его устанавливают на короткие спуски, предназначенные для новичков или детей. Он стоит на земле и буквально везет стоящих пассажиров. Очень удобен и не травмоопасен.

Существует еще воздушный тип подъемников: закрытого гондольного типа и открытые кресельные дороги. В отличие от бугельных они комфортнее. Устанавливаются на длинные трассы.

Почему сноубордистам тяжелее подниматься на бугеле, чем горнолыжникам?

Любительское и профессиональное катание на лыжах, привело к необходимости создания приспособлений для транспортировки спортсменов и любителей на вершины. Специально для них были созданы подъемники. Любители сноубордов появились гораздо позже, им пришлось приспосабливаться к имеющимся транспортировочным установкам.

Лыжник совершает подъем с большим комфортом, потому что стоит на обеих ногах, держится за жезл слегка откинувшись назад и едет. А его коллеге приходится сложнее, так как борд не может ехать поперек, что было бы очень удобно.

Сноубордисту приходится подниматься практически боком, закрепив штангу бугеля к внутренней части бедра. Очень высокое напряжение в мышцах при неправильном подъеме может стоить травм.

Только после того, как начинающий спортсмен уверенно стоит на доске, умеет балансировать, совершать повороты и свободно скользить по пологим спускам, можно покорять T-bar. Эти навыки осваиваются на учебных площадках.

Важно помнить, что доведение техники до автоматизма принесет больше удовольствия от катания на более сложных холмах.

Упражнения, помогающие подняться на бугельном подъемнике

Есть три основных правила для уверенного подъема:

  1. правильно цепляться;
  2. уметь удерживать равновесие;
  3. определить позу стойки при буксировке, в которой будет удобно стоять и нагрузка распределиться на мышцы равномерно.

Простые упражнения помогут получению навыков правильного катания и использования T-bar:

1. Ходьба.
Техника выполнения: пристегнуть ведущую ногу, для второй зафиксировать на доске, чтобы не болтались (это важно при выполнении любого упражнения с отстегнутой ногой). Идти спокойно и ровно, стараясь смотреть впереди себя, а не на доску. На уклонах доску стоит поворачивать поперек и ставить кантом. Задача - научиться ходить с доской и смотреть вперед.

2. Плоское скольжение.
Это упражнение будет очень простым для любителей . В нем нужно будет отталкиваться одной ногой. Площадка для выполнения упражнения должна быть максимально плоской. Техника выполнения: одна нога пристегнута, а вторая приставляется после отталкивания ближе к пристегнутой. Вес распределяется над доской. Нагружать пристегнутую ногу весом не стоит, но большая часть идет на нее. Задача - свободно скользить на доске по плоскому склону.


Для этого выбирается место с небольшим уклоном, который будет иметь не глубокую впадинку. Она нужна для естественной остановки. Техника выполнения: пристегнута только одна нога. Движение начинается с верхней точки, отталкиваясь. Уверенная стойка на борде, слегка согнуты колени для лучшей амортизации. Естественная остановка во впадинке. Задача - научиться уверенно стоять при движении.

4. Техника «плоский поворот».
Начало как в третьем, но с поворотом. Поворачивать можно вперед и назад. При повороте вперед если ведущая нога левая, то поворачиваешься вправо, а если правая - влево. Задействован передний кант и идет упор пальцами ног в , пятки не приподнимаются. Техника выполнения: после приставки ноги, поворачиваешь голову и плечи в сторону поворота. Доска повернет следом. Нужно довести до автоматизма и только потом переходить на задний поворот. Техника та же, только задействован задний кант, упор идет пятками, а пальцы приподнимаются. Очень важно сохранять устойчивость.

Чтобы получать удовольствие от катания на сноуборде или горных лыжах, мало освоить только спуск. Успешный подъем обратно на вершину важен не меньше. Бугельный подъемник – один из самых популярных видов подъемников на небольших или достаточно пологих склонах. Он-то и вызывает у начинающих больше всего проблем в использовании.

Бугель представляет собой натянутый по кругу через специальные опоры трос, который движется за счет работы мотора, установленного на верхней или нижней станциях. Лыжники и сноубордисты, которые хотят подняться на вершину горы, цепляются за трос, и бугель буксирует их по склону.

Типы бугельных подъемников

В зависимости от того, как можно зацепиться за основной буксировочный трос, бугельные подъемники делятся на несколько типов.

Бэби-лифт – представляет собой медленно движущийся трос с пластиковыми ручками или петлями, держась за которые поднимаешься на вершину склона. Натянут он обычно на высоте около метра. Чаще всего используется на детских и учебных склонах. С него стоит начать свое знакомство с бугельными подъемниками.

Т-образный бугель – форма устройства, которое будет тянуть вас наверх, напоминает перевернутую букву Т, называется оно штанга. Такой тип бугеля называют также якорь, или швабра. Сноубордисты, чтобы осуществить подъем, вставляют штангу между ног, и упор идет на внутреннюю часть бедра передней ноги. А лыжники просто слегка опираются корпусом на перекладину. Старт происходит с плоской площадки, что облегчает процесс посадки. Чаще всего штанга оснащена инерционным механизмом, спасающим от сильного рывка на старте. На Т-образном бугеле можно подниматься как поодиночке, так и вдвоем.

Тарелочный бугель, или Poma (по названию фирмы-изобретателя) – на конце каждой буксировочной штанги закреплена небольшая пластиковая тарелочка. При начале движения ее зажимают между ног. Такой тип бугельного подъемника только для одиночного использования. Здесь также используется механизм, защищающий от рывка на старте.

Бугель без приспособлений для крепления. Такой тип бугельного подъемника – прародитель всех остальных. Это натянутый на склоне трос, движущийся за счет мотора, расположенного внизу. Наверху находится мачта с роликом (шкивом). Для подъема надо зацепиться за трос специальным карабином, к которому привязан кусок брезентового троса (фал) длиной около полутора метров с закрепленной на конце палкой. Карабин этот как раз и называется «бугель», что дало название всем подъемникам буксировочного типа. При создании нагрузки бугель цепляется за трос, при ослаблении легко слетает с него.

Чтобы научиться пользоваться таким подъемником, требуется опыт и сноровка. При недостатке опыта подъем может быть попросту опасен. Трос покрыт маслом, кроме того, на нем бывают зазубрины. При неосторожном обращении рвутся и пачкаются одежда и перчатки. Кроме того, если не сработает специальный отбойник для карабинов, можно попасть одеждой или, что хуже, рукой во вращающийся барабан.

Если вы не уверены в своих силах, бугельных подъемников без приспособлений для крепления лучше избегать. Когда все-таки есть необходимость, такой подъемник можно сделать своими руками. Он удобен в использовании на небольших необорудованных склонах. Самодельный бугельный подъемник легко перевозится в багажнике автомобиля и монтируется на месте максимум в течение часа.

Учимся подниматься на бугеле

Использование бугельных подъемников разных типов имеет свои особенности. Также есть отличия посадки для лыжников и сноубордистов. Вот несколько общих правил, которые обязательны для всех:

  • не пытайтесь сесть на штангу бугеля (Т-образного или тарелочного), это приведет к неизбежному падению. Штанга рассчитана только на упор, она просто тянет человека вверх по склону;
  • при падении надо сразу отпустить бугель и отползти в сторону, чтобы не мешать поднимающимся следом. Если отстегнулись лыжи или выпали из рук палки, их тоже надо постараться быстро убрать;
  • нельзя съезжать в сторону с пути подъема;
  • не пытайтесь «поймать» бугель посередине подъема. Вам это вряд ли удастся сделать правильно, и велика вероятность получения травм;
  • не бросайте бугель перед опорой. Это может привести к остановке основного троса;
  • для первого раза выбирайте подъемник со специальным персоналом, который поможет при посадке;
  • расслабьте мышцы, подогните ноги в коленях. Не переносите сильно вес тела вперед или назад. Это поможет удержать равновесие, и сделает подъем максимально комфортным;
  • при пользовании бугельным подъемником без приспособлений для крепления ни в коем случае не наматывайте фал на руку.

Для начинающих лыжников научиться пользоваться бугелем проще, чем для сноубордистов. Но и на сноуборде это сделать не так сложно, как кажется на первый взгляд. Вот несколько советов, которые помогут новичкам-сноубордистам освоить бугель:

  • лучше отстегнуть перед подъемом заднюю ногу. В процессе движения на бугеле она ставится перед задним креплением;
  • придерживайте штангу бугеля передней рукой;
  • не пользуйтесь активно закантовкой, лучше ехать ровно, на скользящей доске;
  • даже если тип бугеля Т-образный, пользуйтесь им в одиночку;
  • старайтесь держать корпус ровно, смотрите в сторону движения.

Даже если не получилось с первого раза, не бойтесь пробовать еще. При соблюдении нехитрых правил бугель быстро станет вашим другом.