Упражнение «кораблик. Конспект интегрированного занятия для детей первой младшей группы «Кораблик Упражнение кораблик

Вашему вниманию предлагается несколько релаксационных упражнений (упражнения на расслабление) из книги А.Л. Сиротюк, которые учитель может применять на уроках во время физкультминуток или переменах, для того чтобы снять утомление и напряжение у детей, восстановить их учебную работоспособность.

Поза покоя

Необходимо сесть поближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится учителем медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье...
И становится понятно –
Расслабление приятно!

Упражнение "Кулачки"

Исходное положение – сидя на полу.

Педагог . Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно. Вдох – пауза, выдох – пауза!

Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты (сжать пальцы ).
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем (легко поднять и уронить расслабленную кисть ).
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики.

Упражнение "Олени"

Педагог. Представьте себе, что вы – олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Посмотрите: мы – олени,
Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени...
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко.

Упражнение "Загораем"

Педагог. Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на полу ). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы ). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало! Вдох – пауза, выдох – пауза.

Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим... Держим... Напрягаем...
Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол ).
Ноги не напряжены, расслаблены.

Упражнение "Штанга"

Исходное положение – стоя.

Педагог. Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища ). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом
(наклониться вперед ).
Штангу с пола поднимаем
(выпрямиться, руки вверх ).
Крепко держим...
И бросаем!
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.

Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.

Нам становится понятно:
Расслабление приятно.

Упражнение "Кораблик"

Педагог. Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола ). Выпрямьтесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.

Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряженные и расслабленные мышцы ног.
После обучения расслаблению ног рекомендуется еще раз повторить позу покоя.

Снова руки на колени,
А теперь немного лени...
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело...
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Дышится легко, ровно, глубоко...

Упражнение "Любопытная Варвара"

Цель: расслабление мышц шеи.

а) Педагог . Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Любопытная Варвара
Смотрит влево...
Смотрит вправо...
А потом опять вперед –
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена
И расслаблена.

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

б) Педагог . Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямитесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.

А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.

в) Педагог . Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.

А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.

Упражнение "Раскачивающееся дерево"

Исходное положение – стоя. Предложите ребенку представить себя каким-нибудь деревом. Корни – это ноги, ствол – туловище, крона – руки и голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается – наклоняется вправо и влево (3–5 раз), вперед и назад. Во время выполнения движений необходимо стремиться соблюдать ритмичность дыхания. В результате выполнения упражнения усиливается деятельность внутренних органов, улучшается эластичность легких, особенно нижних отделов, и кровообращение головного мозга.

Упражнение "Море"

Исходное положение – сидя на полу или стоя. Ребенок вместе с учителем рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями:

"На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной, а затем другой рукой в воздухе рисует маленькие волны; руки сцеплены в замок – рисует в воздухе большую волну ).

По волнам плывут дельфины (совершает синхронные волнообразные движения всей рукой вперед ). Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду – один нырнул, другой нырнул (совершает поочередные волнообразные движения рук ). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед ). Они ныряют вместе и по очереди (выполняет одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук ). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения ).

Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются ). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах ).

Упражнение "Парусник"

Детям предлагается изобразить своим телом лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуть, пальцами ног касаться друг друга, пятки несколько развести. Сесть на пятки или между ними. Пальцы рук сплести в замок за спиной.

Педагог . Подул ветерок, и парус расправился, надулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад ). Ветер утих, и парус сник (на выдохе голову опустить как можно ниже, плечи вперед так, чтобы спина стала круглой ).

Усложнение ребенок фиксирует руки, например, под пальцами ног, на подошвах или на пятках. Можно также изобразить большой парусник, на вдохе поднимаясь с пяток на колени .

Упражнение "Росток"

Исходное положение – дети сидят на корточках в кругу, голову нагнув к коленям и обхватив их руками.

Педагог . Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

В начале освоения этого упражнения на каждый счет детям называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других:

    "один" – медленно выпрямляются ноги;

    "два" – ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки, висят, как "тряпочки";

    "три" – постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам );

    "четыре" – разводим плечи и выпрямляем шею, поднимаем голову;

    "пять" – поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку.

Усложняя в будущем это упражнение, педагог может увеличивать продолжительность "роста" до 10–20 стадий. После этого упражнения полезно сразу перейти к упражнению "Потянулись – сломались".

ЛИТЕРАТУРА

1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. – М.: Издательство Института психотерапии, 2002.

2. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. – М.: НИИ семьи, 1997.

3. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: Сфера, 2002.

4. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. – СПб.: Иматон, 1997.

Конспект этого занятия предназначен для педагогов дополнительного образования, гувернеров, воспитателей детских садов, родителей. Данное занятие является комплексным, предусматривает эпизодическое включение заданий из разных дисциплин таких как "Развитие речи", "ФЭМП", "Окружающий мир", "ФИЗО", "ИЗО". Занятие построенно с учетом возрастных и психических особенностей данного возраста.

Занятие рассчитано на один астрономический час, во время занятия происходит смена деятельности.

Цель данного занятия: Расширение знаний детей о водных видах транспортных средств, обогащение словарного запаса по данной теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Центр развития детей и юношества «ГАРМОНИЯ»

ОБЪЕДИНЕНИЕ «КРОХА»

План-конспект комплексного занятия для детей 2-3 лет (совместно с родителями)

Тема: «Плывет, плывет кораблик»

Цель: Расширение знаний детей о водных видах транспортных средств, обогащение словарного запаса по данной теме.

Образовательные задачи:

  1. Формирование элементарных представлений о водном транспорте.
  2. Закрепить знания учащихся о наземном, воздушном, железнодорожном транспорте.
  3. Совершенствовать умение учащихся различать и называть цвета, геометрические фигуры.
  4. Ф ормировать интерес и потребность в восприятии книг.
  5. Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга.
  6. Продолжать учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, назад.
  7. Учить называть и различать положение предметов в пространстве.

Развивающие задачи:

  1. Способствовать развитию познавательных процессов.
  2. Способствовать развитию умений использовать обобщающие слова для называния предметов, относящихся к одной группе.
  3. Способствовать развитию умения говорить о рассматриваемых предметах.
  4. Способствовать развитию способностей к различению звуков речи.
  5. Способствовать развитию активного и пассивного словаря.
  6. Способствовать развитию крупной и мелкой моторики.
  7. Способствовать развитию операционально-технических умений (захватывать, удерживать, перемещать, совмещать части предмета);

Воспитательные задачи:

  1. Способствовать воспитанию и накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками.
  2. Способствовать воспитанию партнерских отношений на занятиях.
  3. Способствовать воспитанию усидчивости, интереса к развивающим играм с предметами.
  4. Способствовать воспитанию самостоятельности.

Оборудование: Тематические карточки с изображением наземного, воздушного, железнодорожного, водного транспорта; мягкие модули; подносы на каждого ребенка; пробки по две на ребенка; веревочки на каждого ребенка; таз с водой; счетные палочки; манная крупа; щётка и совок; заготовка рисунка «Парусник» на каждого ребенка; акварельные краски; ватные палочки; стаканчики для рисования; фартуки; нарукавники; подложки для стола;

Видеоряд: Мультфильм « Л .

Звукоряд: «сигнал автомобиля», песня «Паровозик чух-чух», песня из м/ф «Маша и медведь» «Заячья зарядка».

Ход занятия

Ритуал приветствия . Все дети совместно с родителями располагаются полукругом на ковре, педагог здоровается с каждым ребенком (если ребенок не отвечает-здоровается его родитель ).

Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!

Повернись вокруг себя

Раз - присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.

Педагог: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. И отправимся мы в путешествие на…(звучит сигнал машины ), на чем мы поедем?

Дети: на машине.

Педагог: Правильно на машине. Где у нас на картинке нарисована машина (дети выбирают карточки ). Покажите мне, как вы крутите руль, поехали на машине (педагог читает стихотворение)

На машине ехали,
До угла доехали.
БИ-БИ-БИ!
БИ-БИ-БИ! (имитация сигнала автомобиля)

Молодцы, приехали (педагог собирает карточки)

А ехать нам ещё далеко, и поедем мы (звучит сигнал поезда) на чем мы поедем?

Дети: На поезде.

Педагог: Правильно на поезде. Где у нас на картинке нарисован поезд? (дети выбирают карточки) . Я буду паровозиком, а вы моими вагончиками (звучит музыка, «поезд» объезжает кегли)

Паровозом ехали,
До горы доехали.
ТУ-ТУ-ТУ!
ТУ-ТУ-ТУ!

Молодцы, приехали.

Посмотрите тут горы (по ковру расставлены кирпичики) , давайте мы перелетим горы на самолете. А где у нас самолетики (дети показывают карточки с изображением самолета) Молодцы, а что самое главное у самолета? Правильно, крылья. Покажите, какие у вас крылья, полетели (перешагивание через препятствие, звукоподражание гула самолета, педагог читает стихотворение)

Надо сесть в самолёт
Самолёт летит,
В нём мотор гудит:
У-у-у!

Молодцы, прилетели, на полянку сели. Устали? Давайте я вам сказку расскажу .

Чтение рассказа «Кораблик».

Рассматривание иллюстраций, ответы детей на вопросы педагога.

Гимнастика для глаз

Пришли мы с вами в лес, посмотрели вокруг себя (смотрим глазами вправо-влево) , деревья растут высокие (глаза поднимают вверх) , а кустики низкие (опускают вниз) . Посмотрите, тут дорожка (моргают ). Молодцы. Впереди нас озеро (показ картинки) , как же нам на другой берег попасть? Давайте мы с вами сделаем плот, садитесь за столы.

Игровое упражнение «Плот»

Если много бревен взять, (педагог берет две пробки в одну руку)
Очень крепко их связать, (другой рукой обматывает пробки веревочкой)
Плот получится надежный,
(кладет на ладонь и показывает детям)
А на нем и плавать можно

А теперь посмотрите на свои подносы, у вас есть бревна-пробки, к одному бревнышку уже привязана веревочка, возьмите их в руки и отдайте мамам, а теперь мы обмотаем наши бревна веревкой. У всех получился плот? Молодцы.

Игровое упражнение «Ветерок»

А теперь я буду ветерком. Что бы ваш плот поплыл нужно положить его в воду, подуть на него не торопясь, вытягивая губы трубочкой но, не надувая щек (пример педагога). (Дети по очереди опускают плот в воду, выполняют упражнение)

Молодцы, что мы с вами сделали? Плот, а зачем нам нужен плот? Чтобы через озеро переплыть. Молодцы, рассаживайтесь на свои места.

Педагог: Ребята посмотрите, что нарисовано у нас на следующей картинке?

Дети: Лодочка, мальчик, мишка.

Педагог: Правильно, лодочка. Мальчик с мишкой в лодочке плывут по реке.

Посмотрите, мальчик в руках весла, он гребет веслами, и лодочка плывет по реке.

Пальчиковая гимнастика

Маленькая лодочка (ладошки сложены «лодочкой»)

По реке плывет, (имитация движения лодки )

Маленькая лодочка, (имитация движения лодки)

Малышей зовет. (призывные движения, направленные к себе)

Вёсла в руки мы берем, (имитация гребли веслами)

Быстро к берегу гребем

Игровое упражнение «Лодочка».

Выкладывание лодочки из счетных палочек по примеру педагога (трапеция)

Лодка по волнам плывет

И с собою нас зовет

Выполнение физических упражнений под музыку из м/ф «Маша и медведь».

Проигрыш (ходьба друг за другом)
1 куплет
Зайцы встали по - порядку, (повороты и наклоны головы)
Зайцы делают зарядку,
Саша тоже не ленись-
На зарядку становись.
Припев:
Прыг-скок, руки вверх (2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши над головой )
Прыг-скок, руки вниз (2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши внизу )
А теперь давай, дружок, подтянись. (поднять руки вверх и встать на носочки )
2 куплет
Рядом ежик травку топчет, (подъемы на носочки )
Заниматься с нами хочет.
Будем с ежиком шагать, (марш на месте с высоко поднятыми коленями )
Выше ноги поднимать.
Припев:
Топ-топ, шаг вперед, (2 притопа, шаг вперед )
Топ-топ, шаг назад. (2 притопа, шаг назад )
А теперь в ладошки хлопнут
Встали и стоят.
3 куплет
А лягушки на кувшинке (прыжки на месте)
Дружно выпрямили спинки,
Ставят лапки на бока (руки поставить на пояс, наклоны в стороны )
И качаются слегка.

Рисование на манке «Плывет, плывет кораблик»

Дети самостоятельно подходят и насыпают манку себе в подносы, несут поднос на свои рабочие места.

Педагог: Ребята, посмотрите, у нас есть ещё одна картинка. На ней нарисовано синее море. По морю гуляет большая волна. (По примеру педагога дети рисуют волны сначала правой рукой, затем левой, затем одновременно двумя руками ). Молодцы. А вот посмотрите, по морю плывет кораблик . (педагог с детьми рассматривает строение корабля, ответы детей на вопросы педагога)

Сейчас мы с вами нарисуем у себя на подносе кораблик: сначала мы нарисуем пальчиком корпус корабля. Молодцы, у всех получились красивые кораблики!

После работы с манкой дети самостоятельно убирают подносы, если необходимо подметают свои столы щеткой.

Просмотр мультфильма « Л одки, лодочки, корабли, парусники, лайнеры, буксиры» . Обсуждение, ответы детей на вопросы педагога.

Рисование «Парусник»

Педагог: Ребята, сейчас мы будем рисовать. Что нам для этого нужно?

Дети: накрыть столы, надеть фартуки, нарукавники.

Педагог: Молодцы, теперь посмотрите, чем мы будем сегодня рисовать (поэтапное объяснение и показ педагогом всех действий: взять поднос, на поднос положить краски, 2 ватные палочки, листок с заготовкой парусника, взять стаканчик и набрать в него воды.)

Дети: самостоятельное выполнение алгоритма всех действий.

Педагог: Ребята, посмотрите, какой у нас на листочках нарисован парусник. А почему он называется парусником? (ответы детей: есть парус). Наш парусник состоит из лодочки, покажите, где у вашего парусника лодочка? Каким цветом лодочка? (показ, ответы детей). Мачта, это деревянный столб, на который крепится парус (комментарии педагога сопровождаются показом), где на вашем рисунке мачта? каким цветом мачта?

Дети: Вот она, коричневая

Педагог: Паруса, покажите, где маленький парус? Каким он цветом обведен?

Дети: Зеленым.

Педагог: А большой парус, каким цветом?

Дети: Красным, показывают.

Педагог: А где у нас на паруснике флажок? Каким он цветом?

Дети: Синим

Педагог: Лодка с парусом плывет,

Путешествовать зовет

Откройте краски, возьмите ватную палочку и опустите ее в стаканчик с водой, лишнюю воду нужно убрать о край стаканчика, аккуратно опустите палочку в красную краску, разукрасьте большой парус красным цветом. Палочку с краской мы ведем сверху вниз, за контур паруса старайтесь не выходить (показ педагога сопровождается объяснением, последовательно выполняется закрашивание маленького паруса, лодки, флажка) Ребята наш парусник плывет по морю, а по морю гуляют волны, давайте нарисуем волны.

Педагог: Молодцы, покажите всем свои работы (дети поднимают вверх свои листочки с рисунком) . У всех очень красивые и аккуратные парусники получились.

Педагог: Вот и наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось наше путешествие? А сейчас, давайте вспомним, на чем мы с вами путешествовали (педагог поднимает картинки с изображением нескольких видов наземного, железнодорожного, воздушного и водного транспорта, дети выбирают нужную картинку и называют что на ней изображено) .

Педагог прощается с каждым ребенком, побуждает детей к прощанию друг с другом.



Коррекционная работа психолога в школе.

УПРАЖНЕНИЕ «КОРАБЛИК»

Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к по­лу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямитесь. Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох - пауза, выдох - пауза.

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем. (Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги.

Обратите внимание детей на напряженные и расслабленные мышцы ног. После обучения расслаблению ног рекомендуется еще раз повторить позу покоя.) Снова руки на колени, А теперь немного лени... Напряженье улетело, И расслаблено все тело... Наши мышцы не устали И еще послушней стали. -Дышится легко, ровно, глубоко...

УПРАЖНЕНИЕ «ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА» (тренирует расслабление мышц шеи)

Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены. Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное поло­жение. Аналогично в другую сторону. Вдох - пауза, вы­дох - пауза.

Любопытная Варвара Смотрит влево... Смотрит вправо... А потом опять вперед - Тут немного отдохнет. Шея не напряжена И расслаблена. (Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.)

Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад. Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямитесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох - пауза, выдох - пауза.


В заключение просмотр слайдов «Живая природа».

Психолог: Калябкина А.И.

Физминутка Кораблик предназначена для организации минутки здоровья на уроке у детей в детском саду.

Цель физкультминутки: снятие утомляемости и сонливости детей младшей и средней группы, восстановление физических сил дошкольников.

Кораблик

Матросская шапка,
Верёвка в руке (маршировать на месте)
Тяну я кораблик
По быстрой реке. (начать двигаться, будто тянем кораблик)
И скачут лягушки
За мной по пятам,(присесть и подпрыгнуть)
И просят меня: - Прокати, капитан! (помахать рукой).
(Агния Барто)

Упражнение «Кораблик»

Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямитесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряженные и расслабленные мышцы ног.
Снова руки на колени,
А теперь немного лени…
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело…
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Дышится легко, ровно, глубоко…

Упражнение «Аист»

(На преодоление расторможенности и тренировку усидчивости)

Ведущий предлагает детям изобразить аиста, который стоит на одной ноге: встав на одну ногу, простоять, проговаривая одновременно стихотворение:

Аист-птица, аист-птица,
Что тебе ночами снится?
- Мне болотные лягушки!
- А еще?
- Еще? Лягушки!
Их ловить - не изловить...
Вот и всё!
Пора ходить!

Дети ходят на месте.

Затем дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения (машут «крыльями»):

Аист, аист, длинноногий
Покажи домой дорогу.

Аист отвечает (дети стоят на месте):

Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова правою ногой,
Снова левою ногой,
После правою ногой,
После левою ногой,
Вот тогда придешь домой.

Упражнение «Цап!»

(Пальчиковая игротерапия)

Водящий слегка поднимает руку и вытягивает ее вперед. Играющие приставляют указательные пальцы к ладони снизу, а сами движутся по кругу под слова водящего:

Кто под крышей?
Кошки, мышки,
Зайцы и зайчишки.
Папа, мама, жаба: цап!

Услышав слово «цап», нужно быстро отдернуть пальцы, иначе водящий схватит палец зазевавшегося.

Упражнение «Звуки прибоя»

(На релаксацию)

Звучит медленная музыка.
Дети лежат на ковре.

Ведущий: «Давайте представим, что мы лежим на теплом песке, приятный легкий ветер ласкает наше тело, мы закроем глазки и немного отдохнем у моря, волны споют нам свою колыбельную песню (дети лежат 20 секунд в тишине ). Луч солнца коснулся наших ног, правая нога расслабленная и теплая, луч солнца коснулся левой ноги - нога расслабленная и теплая, приятно лежать, вдыхая чистый морской воздух. Вдох - выдох, обе ноги теплые, это приятно. Луч солнца коснулся живота и груди - становится еще теплее, нам нравится это тепло, мы дышим глубоко, вокруг приятный морской воздух. Луч солнца прикоснулся к лицу, оно все расслабилось, рот чуть приоткрылся... Как хорошо мы отдыхаем, спокойно, нам приятно это расслабление, мы дышим ровно, глубоко, все тело теплое. Оно легкое, как облако, мы еще и еще хотим слушать песню морских волн (дети несколько секунд лежат и слушают ). Но пора идти, мы медленно встаем, потягиваемся и идем отдыхать...»

Упражнение «Кораблик»

(На развитие умения регулировать мышечный тонус)

Ведущий объясняет, дети выполняют движения: «Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу влево - прижмите к полу правую ногу. Правая нога напряжена, левая расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола. Выпрямились! Расслабились! Качнуло в правую сторону - прижимаем левую ногу. Напряжена левая нога, правая нога расслаблена.

Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох - выдох!

Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем».

Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Ведущий обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.

Упражнение «Сосед, подними руку!»

(На тренировку сосредоточенности)

Играющие стоя или сидя образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. А оба соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, то есть ту руку, которая находится ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, то есть поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.

Играют установленное время. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.

Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только попытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется.

Упражнение «Сломанная кукла»

(На развитие мышечной саморегуляции)

Ведущий объясняет детям: «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобразите куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся разболталась, с ней не хотят играть... Потрясите всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирайте, укрепляйте веревочки - медленно, осторожно соедините голову и шею, выпрямите их, теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите ровно и глубоко, и на месте будет туловище, ну и выпрямите ноги. Всё - куклу починили вы сами, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!»

Упражнение «Дерево»

(На релаксацию)

Дети стоят. Ведущий предлагает им представить себя в образе могучего дуба: «Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, руки, плечи. По очереди расслабить кисти, затем руки и плечи.

Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырить, расслабить кисти, плечи и руки. Руки свободно уронить, покачать руками, как маятник, постепенно то увеличивая, то уменьшая ширину качания, как будто ветки дуба раскачиваются на ветру».

Упражнение «Буратино»

(На преодоление расторможенности)

Вместе с ведущим дети выполняют движения одновременно с проговариванием стихотворения:

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Игра «Пуговицы»

(На развитие внимания)

Играют по двое. Перед каждым игроком лежит набор пуговиц (наборы у обоих игроков абсолютно одинаковые, внутри одного набора ни одна пуговица не повторяется). От количества пуговиц в наборе зависит уровень сложности: чем сложнее игра, тем больше используется пуговиц. Для начала можно взять три пуговицы. У каждого игрока есть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. Чем больше клеток в квадрате, тем сложнее игра. Для начала берется игровое поле две на две клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы. Второй участник должен посмотреть на расположение пуговиц и запомнить, где какая лежит, после чего первый игрок накрывает свое игровое поле листком бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своем игровом поле. Затем первый игрок открывает свое игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Время запоминания - 30 секунд.

В первый раз ребята могут не справиться с игрой, им необходимы средства овладения произвольным вниманием и запоминанием. В качестве таких средств выбраны указующий жест и развернутое речевое описание объектов и их пространственного расположения. Некоторые дети еще не владеют понятиями «левый», «правый», «вверх», «вниз». Вначале ребенок объясняет вслух, через некоторое время шепотом, а потом про себя. Затем достаточно просто указания на пуговицу.

Упражнение «Оловянный солдатик»

(На развитие саморегуляции)

Ведущий объясняет детям: «Когда вы сильно возбуждены и не можете остановиться, взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите по швам. Вы - стойкие солдатики на посту, честно несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальней. Молодцы!»