Утренняя гимнастика кратко. Особенности проведения утренней гимнастики и ее значение. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Значение утренней гимнастики для дошкольников

Очень часто дети опаздывают на утреннюю гимнастику по вине родителей. Так как многие родители считают, что нет большой необходимости соблюдать режим дня дома и в детском саду! Попробуем вам доказать, что вы не правы .

Утренняя гимнастика должна стать гигиенической потребностью каждого.

Решить эту проблему можно только общими усилиями детского сада и семьи.

Утренняя гимнастика в коллективе имеет много положительных сторон, и нередко ребёнок в детском саду охотно выполняет упражнения потому, что занимаются все дети. В семье ребёнку надо создавать такие условия, которые бы способствовали эмоциональной настроенности на обязательное выполнение утренней гимнастики.

Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.

Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и малыш бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий. Утренняя гимнастика не только "пробуждает" организм, но и даёт определенный тренирующий эффект.

Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У малышей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.

Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят, совершенно особенные, задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь. Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.

В дошкольных учреждениях утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности. Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям.

Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку. В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики.

Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка.

Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, который способствует оздоровлению организма ребёнка.

Значение утренней гимнастики

Утренняя гимнастика - система физических упражнений для развития организма и укрепления здоровья, выполняемая с утра. В дошкольных учреждениях обычного типа утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком, в детских садах с круглосуточным пребыванием детей - сразу же после ночного сна (зарядка).

У людей, систематически занимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность. Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья. Зарядка полезна для всех людей, начиная с детского и кончая пожилым возрастом. Особо необходима зарядка для людей с недостаточным двигательным режимом в повседневной деятельности (сидячие профессии).

Физические упражнения зарядки - простые и доступные для людей различной физической подготовленности и разного состояния здоровья - подбираются по определенному плану с учетом возраста, пола, состояния здоровья и характера трудовой деятельности. Кроме гимнастических упражнений, в зарядку могут включаться умеренный бег (пробежка) или не утомительный кросс.

Зарядка должна проводиться в хорошо проветренной комнате, а если позволяют условия - на свежем воздухе. Выполнять упражнения следует в легкой, не стесняющей движения одежде. После зарядки рекомендуются водные процедуры - влажное обтирание, обмывание, прием душа, летом - купание. При выполнении зарядки необходимо следить за самочувствием и правильным дыханием во время упражнения. Для регулирования нагрузки при занятиях зарядкой важное значение, как вспомогательное средство имеет самоконтроль - наблюдение за физическим состоянием (подсчет пульса, периодическое взвешивание).

Утренняя гимнастика включается в режим с первой младшей группы. Она направлена главным образом на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Сочетание утренней гимнастики с водными процедурами очень полезно для закаливания детского организма.

Зарядка, которая проводится сразу же после ночного сна, помогает «пробудить» ребенка, усилить деятельность всех органов и систем и организованно начать день в дошкольном учреждении.

В процессе утренней гимнастики решаются в той или иной степени и другие задачи физического (формирование правильной осанки развитие физических качеств), умственного нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Построение и структура утренней гимнастики

Утренняя гимнастика начинается со строевых упражнений. Затем следуют разные виды ходьбы в чередовании с бегом, которые усиливают дыхание, кровообращение. После ходьбы и бега дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений. За ними даются прыжки и более интенсивный бег. Заканчивается утренняя гимнастика ходьбой с различными положениями рук. В конце дети могут прочитать хором стихи, в которых подчеркивается значение утренней гимнастики, или спеть песню маршевого характера (стоя на месте или во время ходьбы).

Структура утренней гимнастики:

1. Вступительная часть

Построение

2-3 вида ходьбы

1 вид бега

Упражнение на внимание (носит имитационный характер)

Заканчивается вступительная часть обычной ходьбой построением для выполнения ОРУ.

2. Основная часть. ОРУ.

Упражнение на дыхание и для мышц рук и плечевого пояса

Упражнение для мышц туловища

Для ног и туловища

Комбинированное

Прыжки с чередованием ходьбы

Упражнение на дыхание

3. Заключительная часть (ходьба, хороводы и т.д.)

Добрый день, дорогие читатели блога! Наш сегодняшний разговор будет посвящен эффективности утренней гимнастики. Вопрос далеко не так прост, как кажется на первый взгляд. Мы ложимся поздно, встаем рано.

Стоит ли обременять толком не отдохнувший организм дополнительной нагрузкой? Когда она станет полезной для организма человека, а когда способна навредить? И все ли врачи «голосуют за»? Об этом и многом другом - в очередном мини-исследовании на сайт

Наше время диктует особые ритмы. Если хотим не просто , но и преуспевать в делах, надо быть в тонусе.

Статья в тему:

А как быстро «встать в строй» с раннего утра, когда зачастую не высыпаемся, пребываем в стрессах? Есть одно простое и в то же время результативное бодрящее средство, которое часто недооценивают. И совершенно напрасно!

Да, речь именно о ней, и ее значении. Что нам дают эти несложные каждодневные упражнения?

  • Организуют, приучают к самодисциплине;
  • Помогают быстро переключиться со сна на бодрствование;
  • Придают бодрости, энергии, добавляют сил для выполнения трудовых задач;
  • Доказан факт, что это один из оптимальных способов «включения» защитных механизмов иммунитета;
  • Способствуют укреплению мышечной ткани, связок, скелетных костей;
  • Запускают работу внутренних органов и систем в нужном темпе, стимулируют обмен веществ;
  • Создают позитивный эмоциональный настрой.

Строго говоря, по поводу алгоритма и даже удобного времени проведения «зарядки» для школьников и взрослых медицина до сих пор не выработала единого подхода. Скептики утверждают, что в 6-7 часов утра, когда мы вскакиваем с постели, биологические процессы в организме идут медленно и не стоит их слишком резко «подгонять».

Приверженцы традиций стоят на своем: утренняя разминка необходима! И приводят в доказательство верности своей позиции результаты ряда исследований. Наблюдения показывают, что у людей, начинающих день с зарядки, производительность труда выше, чем у коллег, любящих поваляться лишних 15 минут в постели.

А что касается «противоестественности» активных движений ранним утром, то дело в правильном подходе, грамотном подборе и выстраивании комплекса упражнений. Например, детей проще всего вовлечь в занятия, придав им игровую форму. Так часто поступают воспитатели в детском саду, тем более что там есть возможность организовать веселые групповые подвижные игры.

Родители могут, хотя бы в выходные, применять подобные методы, занимаясь вместе со своими чадами. При хорошей погоде лучше всего выйти на улицу, в сквер, близлежащий парк или на детскую площадку во дворе и порезвиться там дружной семьей.

А в рабочие дни, чтобы не создавать организму сильной встряски, стоит «заряжаться» по правилам, о которых сейчас и поговорим.

О конкретике подбора упражнений

Для взрослых, как и для ребятни, важно включаться в физические упражнения постепенно. Начинать можно с ходьбы, легких движений, разогревающих мышцы, подготавливающих их к дальнейшим более активным действиям.

Затем выполняются упражнения на плечевом поясе, для шеи и рук. Дальше прорабатывается позвоночник, его грудной и поясничный отделы. Наконец, приступаем к укреплению пресса и ног. Завершается комплекс успокаивающими, восстанавливающими упражнениями, той же ровной ходьбой. Это необходимо, чтобы выровнять пульс и дыхание, которые учащаются в процессе занятий.

Какие именно упражнения выбрать, зависит от возраста, состояния здоровья и особенностей телосложения, обстановки, в которой выполняется комплекс, а также от личных предпочтений. Готовые грамотно выстроенные комплексы проще всего найти в Сети, просмотреть несколько подобных видео и выбрать удобную и посильную подборку.

Кто-то вместо домашних мини-тренировок отправляется на короткую пробежку. Другие предпочитают ходьбу, даже не спортивную, а просто добираются до места работы пешочком. Это не вполне равноценная замена, но все же лучше, чем трястись до офиса в автобусе или на метро, по пути досыпая и напрочь отбивая у себя охоту к трудовым подвигам.

Создаем оптимальные условия - получаем ожидаемый результат

Одно из важнейших условий эффективности утренней зарядки - соблюдение дня. Если каждый день вставать и приступать к оздоровительной гимнастике в одно время, организм настроится на этот алгоритм, включит внутренние биологические часы. Вставать будет с каждым разом все проще, часто это легко происходит и без будильника. Тело само шлет сигналы пробуждения мозгу, поскольку постепенно формируется привычка, причем очень полезная.

Не стоит давать себе поблажек в выходные дни, чтобы не выбиваться из этого графика. Ранний подъем пойдет лишь на пользу, вы успеете сделать намного больше, выполните те задачи, что не удавалось осуществить раньше, пока день был не упорядочен.

Часто бодрый настрой помогает создать любимая музыка. Подойдут и энергичные марши, и современные молодежные хиты в танцевальном стиле, и ретро-репертуар. Например, некогда популярная шутливая песенка Владимира Высоцкого, что посвящена как раз физзарядке. Или оптимистичные спортивные песни, либо зажигательные ритмы ламбады, разных «паркетных» танцев.

А для начала и завершающей стадии комплекса подойдут и более спокойные, умиротворяющие мелодии. Не возбраняется подпевать исполнителям, если не боитесь разбудить кого-то из домашних или насторожить соседей. Попутно и другие цели выполните: усилите нагрузку на дыхательную систему и настроитесь на позитивное восприятие мира на целый день.

Еще одно важное обстоятельство - это свежий воздух. В это время он необходим, ведь в процессе выполнения упражнений мы инстинктивно начинаем глубже и чаще дышать. И если поглощаемый в больших объемах воздух будет сомнительного качества, это серьезно смажет результаты гигиенической гимнастики.

Открытая форточка заодно и температуру в комнате несколько снизит, а значит, поможет нам в закаливании организма. Бояться переохлаждения не стоит, ведь интенсивные движения, усиленная мышечная нагрузка приводят к разогреву тела. Единственное, что нужно исключить, это сквозняки. Вот они на фоне «разгоряченности» могут привести к простудным заболеваниям.

Чтобы утренние нагрузки действительно помогали в физическом развитии, они должны быть не только постепенно нарастающими по интенсивности, но и просто посильными. «Передозировка» здесь вредна, но и в другую крайность впадать не стоит. Слишком легкие задачи не дадут должного эффекта, мышцы и нервная система не почувствуют энергетической подпитки.

Усилить положительное воздействие можно и нужно водными процедурами: в качестве логичного финала утренней зарядки принять прохладный душ или хотя бы обтереться влажным полотенцем.

Что остается сказать вам на прощанье? Не забывайте, что жизнь - это движение! А насыщенная, активная жизнь требует особых энергетических затрат. Эти силы в нашем организме есть, но порой мы их не используем, поскольку не пытаемся «разбудить». Таким мощным «будильником» как раз и становится утренняя гимнастика.

Не жалейте для нее времени, и потраченные усилия вернутся сторицей.

Читайте наш блог, а я, Екатерина Калмыкова, всегда рада помочь вам добрым советом и полезной информацией.

А вот, кстати, и шутливая песенка В.Высоцкого, которую я упоминала в статье. Поднимите себе настроение и сделайте пару зажигательных движений в такт музыки.

До новых встреч, пока-пока!

Значение утренней гигиенической гинастики.

В современном обществе человек испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов: эмоциональные напряжения, информационные перегрузки, плохие экологические условия. Эти факторы очень часто сочетаются с недостаточной физической активностью. Совокупное действие неблагоприятных факторов окружающей среды и малоподвижного образа жизни оказывает чрезвычайно негативное воздействие на организм, нарушая его нормальное функционирование и способствуя развитию различных заболеваний. В подобных условиях очень важно применять комплекс разнообразных средств, способствующих сохранению и укреплению здоровья организма. Здоровый человек - это полноценный член общества, который отличается высоким уровнем физической и умственной работоспособности, хорошим самочувствием, внутренним душевным комфортом. Одним из мероприятий, оказывающим благоприятное воздействие на здоровье организма, является утренняя гигиеническая гимнастика. Помимо специфического влияния, облегчающего процесс перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования, выполнение упражнений утренней гимнастики увеличивает уровень общей физической активности человека. Как и большинство воздействий на организм, утренняя гимнастика полезна только при условии ее грамотного применения, которое учитывает специфику функционирования организма после сна, а также индивидуальные особенности конкретного человека.

Что приносит пробуждение нашему организму? Сонное и вялое состояние, иногда пониженное желание работать, некоторый упадок энергии, одутловатость лица, скованность движений, тяжесть в конечностях как результат застойных явлений со стороны лимфатических и кровеносных сосудов вследствие пониженной деятельности мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем в период сна.

И.П. Павлов рассматривает сон как процесс разлитого внутреннего торможения, протекающего с понижением возбудимости центральной нервной системы.

Причиной, вызывающей сон, являются общее утомление, функциональное изменение нервных клеток коры, снижение возбудимости тех ее разделов, в которые поступают слуховые, зрительные, двигательные, кожные и другие раздражения.

Тишина в комнате, сомкнутые глаза, исключающие зрительные и слуховые раздражения, лежачее положение, препятствующее поступлению потока раздражительных импульсов от двигательных органов в кору головного мозга, благоприятствуют наступлению сна. Во время сна снижаются все функции организма: мышцы расслабляются, понижаются сухожильные рефлексы, уменьшаются газообмен и обмен веществ, замедляется и ослабевает сердечная деятельность, падает кровяное давление, изменяется дыхание, понижается возбудимость центральной нервной системы, в которой преобладают процессы торможения. Все это происходит благодаря распространению некоторого торможения на различные области коры головного мозга и на нижележащие подкорковые отделы, непосредственно связанные с функциями кровообращения, дыхания, выделения и пр.

Сон приносит покой и отдых мозговым клеткам, восстанавливает их работоспособность, способствует накоплению энергии для предстоящей нервной деятельности. Пробуждение не всегда приносит сразу освежение вследствие остаточных явлений сна, что и выражается в сонливости, отечности лица и других симптомах, о которых мы писали.

В состоянии ли ликвидировать все эти явления в максимально короткое время утреннее умывание и другие водные процедуры?

Всякое умывание, обливание, душ не могут так энергично повлиять на равномерное распределение крови в организме, на уменьшение застойных явлений в органах, на глубину дыхания, как это наблюдается при выполнении утренней гигиенической гимнастики. Даже кратковременное занятие утренней гимнастикой, в тех пределах, в которых она передается по радио, скорее выводит организм из состояния, связанного с воздействием на человека тормозных процессов, чем это сделает любая водная процедура. Только гимнастические упражнения в состоянии заставить энергично сокращаться сердце, усилить глубину дыхания, увеличить обмен веществ, повысить тонус нервной системы.

Утренняя гимнастика играет важную роль в период перехода от сна к бодрствованию.

Во время сна нервные клетки отдыхают, организму требуется меньше кислорода, уменьшается частота сердечных сокращений, реже становится дыхание.

Проснувшийся человек не готов сразу включиться в активную работу. Во время выполнения утренней зарядки мышцы быстрее сокращаются и расслабляются, переключаются на активную работу сердечно- сосудистая и дыхательная системы.

Утреннюю гигиеническую гимнастику проводят в утреннее время до завтрака и по возможности на воздухе.

В ответной реакции организма на физические упражнения, осуществляемые в утренней гимнастике, ведущее место принадлежит нервной системе. Вот почему после зарядки человек уже не выглядит заспанным, лицо его приобретает свежесть.

Чем полезна утренняя гимнастика?

Для многих, особенно для молодежи, утренняя гимнастика является первым шагом по пути к серьезным занятиям отдельными видами спорта. Для детей гимнастика - верное средство усиления роста и развития крепости костей и суставов; людям пожилого возраста, и в особенности людям умственного труда, гигиеническая гимнастика служит источником не только улучшения функции отдельных органов, но и средством постоянного обновления организма, пробуждения необходимой для работы творческой энергии, активности.

Утренняя гимнастика воспитывает у детей внимание, целеустремленность, способствует повышению умственной деятельности, вызывает эмоции и радостные ощущения. Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе или в чистом помещении с открытыми фрамугами, окнами в сочетании с водными процедурами (обтирание, обливание, душ) дает наибольший оздоровительный эффект: улучшает общее состояние и функциональные возможности нервной системы, укрепляет и закаляет ее, способствует уравновешению возбудительных и тормозных процессов, улучшает обменные реакции, вырабатывает иммунитет к простуде и инфекционным заболеваниям, вызывает у детей ощущение свежести, легкости, радости.

Продолжительность утренней гимнастики 10 – 15 минут. Затем душ или обливание (обтирание). Утренняя зарядка не должна утомлять. Основная ее цель – зарядить организм бодростью, силой, поднять настроение. Эмоциональное воздействие физических упражнений повышает ритмичная, веселая музыка.

При выборе упражнений необходимо помнить мудрые слова греческого философа Платона о том, что "гимнастика должна быть проста". Очень часто физиологическое воздействие гимнастических упражнений на организм определяется не их формой, а ритмом, темпом и той интенсивностью, с какой выполняют упражнения. Поэтому нет никакой необходимости выбирать для утренней гимнастики очень сложные и очень замысловатые упражнения.

В каждый комплекс следует включить от 8 до 10 упражнений.

Если человек впервые приступает к утренней гимнастике, то ему не рекомендуется выполнять больше 7-8 упражнений, потратив на это 12-15 минут.

Систематическое проведение утренней гимнастики требует предварительного отбора упражнений из числа ранее разученных с детьми. Из отобранных упражнений для ежедневного использования составляются комплексы. Физические упражнения необходимо подбирать с таким расчётом, чтобы дать нагрузку на все группы мышц. Желательно сочетать упражнения для мышц рук и туловища, рук и ног, для мышц брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность в тазобедренных суставах. Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.

Однако порой бывает трудно заставить ребенка заниматься по утрам гимнастикой. Что же делать? Наилучший способ – заинтересовать, увлечь его. Для младших школьников бывает достаточно личного примера родителей или старших братьев, сестер, ведь дети склонны к подражанию. На смену подражанию при регулярности занятий со временем придет привычка, выработается потребность.

Зарядка увеличивает общий уровень двигательной активности человека, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс утреней зарядки не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышая настроение, самочувствие и активность человека. Утренняя гигиеническая гимнастика необходима каждому человеку для улучшения и поддержания нормального состояния здоровья. Особенно актуальна она для городских жителей, а также для тех, чья работа предполагает длительное нахождение в одном положении, так называемая «сидячая работа».

Воспитатель: Нестеренко И.Г.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.
Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.
Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.
Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.
Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.
Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.
Утренняя гигиеническая гимнастика, или, как ее называют, зарядка, должна выполнятся непосредственно после сна. Но это можно осуществить только в детских садах имеющих ночные группы. В дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности.
Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям. Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.
В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног и др.). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.

Структура и содержание утренней гимнастики

Любое физкультурное мероприятие, в том числе и утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна (5 – 12 минут) и физические нагрузки в ней не велики, это требование соблюдается как общий принцип.
В дневных группах детского сада утренняя гимнастика как обязательная часть режима дня проводится ежедневно перед завтраком.
С летом утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на площадке, а в дождливую погоду – на террасе. В зимнее время для проведения утренней гимнастики используют физкультурный зал или групповую комнату, температура воздуха которой не должна превышать 16 градусов С. Перед занятиями помещение хорошо проветривают и проводят влажную уборку.
Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части: вводную, основную и заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание. В первой, вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям, выработке правильной осанке и подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений. С этой целью включают: построения (в колонну, в шеренгу); строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом); перестроения из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону; непродолжительную ходьбу, чередующуюся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, скрестным шагом); бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками. Продолжительность вводной части в среднем длиться от 1 до 2 минут.
Во второй, основной части ставят задачи укрепления основных мышечных групп, формирования правильной осанки. Для решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности. Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц. Затем упражнения для мышц туловища. Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.
После выполнения всех обще развивающих упражнений дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу. Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий. В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.

Условия проведения утренней гимнастики.

Утренняя гимнастика может проводиться на воздухе (на участке детского сада, на спортивной площадке) или в хорошо проветриваемом помещении (физкультурном, музыкальном залах, групповых комнатах). Необходимо соблюдать гигиенические требования к одежде, обуви, месту проведения, оборудованию. Для ритмического сопровождения используются бубен, счет, хлопки, звукозапись, музыкальное сопровождение (пианино, баян, аккордеон).
Так как утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей, велико также ее организационное значение. И все-таки не должно быть гимнастики по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо его принуждать, но причину такого поведения следует понять. Вот несколько советов по проведению утренней гимнастики с детьми:
* Никакой заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины! Следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений.
*Помнить, что гимнастика – это не только и не столько физкультурное мероприятие, сколько специально предусмотренный режимный момент, где сосредоточен целый комплекс воздействий на разнообразное развитие детей (движение, музыка, ритмы, эстетика окружения, пособий, общения, игра).
*Использовать разные формы проведения гимнастики.