Зоны плавания. Плавательный пруд. Планирование и строительство. Зоны тренировочных нагрузок в плавании

ПЛАНИРОВАНИЕ

Где разумнее всего строить пруд ? Обычно общие границы можно очертить сразу – исходя из особенностей ландшафта, собственных пожеланий относительно близости к дому и так далее. Это так называемые локальные факторы. А вот при более детальном планировании нужно учесть 3 самых что ни на есть глобальных факторов.

Солнечный свет

  • Ускоряет в воде многие физические и биологические процессы – например, генерацию биомассы растениями, синеватыми водорослями и бактериями из неорганических веществ.
  • Нагревает воду через зону регенерации (для комфортного купания).
  • Теплая вода быстро теряет кислород, слишком высокая температура способствует развитию водорослей. В связи с этим настоятельно рекомендуется частичное затенение воды (береговые растения, кувшинки).

Падающие листья

  • Падающие листья и цветения приводят к увеличению содержания в воде питательных веществ.
  • Необходимо выбрать место для пруда таким образом, чтобы минимизировать поступление питательных веществ в пруд, а значит, важно соблюдать достаточное расстояние между прудом и любыми деревьями.
  • Особенно нужно избегать таких растений, как береза, тополь, дуб, ива и грецкий орех: они приводят к большой бионагрузке и нежелательному закрашиванию воды.

· Направление ветра

  • Плавательный пруд необходимо разместить на территории таким образом, чтобы впускные насадки поддерживались главным направлением ветра.
  • Лучше всего установить скиммер (устройство с насосом для удаления мусора) с подветренной стороны. Если вода будет двигаться в направлении скиммера, то удаление мусора с поверхности происходит особенно эффективно.

·
Учитывая все эти факторы, нужно определить:

  • размер зоны купания и ее глубину (1,2−2 м);
  • размер зоны регенерации – чем она больше, тем выше способность пруда к самоочищению. Если нет возможности сделать зону достаточной площади, нужно предусмотреть дополнительную систему фильтрации и высадку растений, способных задерживать питательные вещества.
  • место расположения фильтров и труб системы дренажа;
  • оптимальный набор водных растений.

    Для расчета геометрии пруда и его привязки к местности лучше всего прибегнуть к консультациям квалифицированных инженера и дизайнера.

ПЛАВАТЕЛЬНАЯ ЗОНА

Рассмотрим процесс на примере плавательного пруда SWIMPOND от компании Oase.

    Роем котлован и заливаем фундамент всей конструкции. Для заливки необходимо использовать влагостойкие марки бетона.

    Когда бетон полностью застынет, формируем каркас места для свободного плаванья, а в береговой зоне – железобетонный каркас для системы фильтрации, техническую камеру.

    Бетонируем дно.

    Закладываем в стенки трубы и кабель-каналы для дренажа и фильтрации.

ЗОНА РЕГЕНЕРАЦИИ·

Засыпаем грунтом и выравниваем зону регенерации слой за слоем, создавая рельефы береговых зон и глубин. Очищаем поверхность от остатков камней и корней.

    Засыпаем зону регенерации слоем песка толщиной 2−3 см и уплотняем.

    Заливаем фундамент будущей лестницы.

    Делаем капиллярное заграждение, другими словами – запруду, которая будет препятствовать просачиванию воды из зоны регенерации в зону плавания (в случае работы с Swimpond все необходимые материалы входят в комплект.

    Закладываем на всю поверхность пруда нетканый материал (специальную пленку).

    Сверху покрываем мембраной из ПВХ или EPDM – этил-пропиленового каучука.Этот материал обладает высокой атмосферо- и износостойкостью, в данном случае используется в качестве гидроизоляции.

Вокруг зоны плавания делаем бортик из лиственницы – эта порода хорошо переносит контакт с водой. В бортики встраиваем подсветку, работающую на напряжении 12 В (трасформаторы к ним размещаются в технической камере для фильтров).

СИСТЕМА ДРЕНАЖА

  • В зоне регенерации устраиваем систему напорного дренажа. Дренажные поля должны быть одинаковой длины, поток воды в них пускается по кругу (вокруг зоны купания), а трубы располагаются и устанавливаются централизованно на защитном полотне.
  • Полотно и трубы следует тщательно закрепить. Не следует использовать коленные соединения с углом меньше 45 градусов. К каждой дренажной магистрали делаем отдельный кран для индивидуального регулирования.
  • Здесь же, в зоне регенерации, монтируется и скиммер – «сборщик мусора» с насосом. Корпус скиммера монтируется достаточно глубоко, чтобы поплавок имел 12−15 см хода ниже уровня воды. А труба соединения скиммера с технической камерой должна иметь уклон в сторону камеры.
  • С помощью давления по дренажным полям равномерно распределяется слой гравия. Следует использовать исключительно промытый гравий однородной зернистости, без органических загрязнений, содержащий по крайней мере 96% окиси кремния. Лучше всего использовать гравий двух типов: 2/8мм и 8/16мм.

СИСТЕМА ФИЛЬТРАЦИИ

Устанавливаем систему фильтрации, подсоединяем все элементы жизнеобеспечения пруда: фильтры, насосы, подсветка, скиммеры.

  • Фильтрующие модули необходимо установить на соответствующей высоте – 9 см над уровнем воды с минимальным уклоном к насосу. Следует учесть, что после открытия крана и шаровых заслонок вода распространяется по трубам и фильтрам, что может зрительно снизить уровень воды.
  • Во избежание уменьшения производительности, в шланге, соединяющем скиммер с камерой, не должно быть воздуха.
  • Крыша бункера технической камеры системы фильтрации может служить отличным местом для отдыха в прибрежной линии.

ЗАПУСК

  • Укрываем коммуникации в береговой зоне любым выбранным материалом (галькой песком).
  • Создаем и окончательно формируем ландшафт береговой зоны, высаживаем растения. Вода заливается в пруд до нужного уровня только после их посадки.
  • Запускаем воду и регулируем ее течение в пруду шаровыми кранами. Оптимальный эффект – слабое течение от впускных насадок к скиммеру.
  • Устанавливаем течение дренажного поля и приток к зоне регенерации. Система готова к работе!
  • Растения – болотные (гелофиты) и подводные (гидрофиты) – высаживаются в материал, не содержащий удобрений. Следует соответствующим образом защитить растения от вымывания.
  • В плавательном пруду главным образом используются так называемые репозиционные растения. Они служат для насыщения кислородом (благодаря перерабатывающим тканям), фильтрации с помощью седиментации взвешенных частиц грязи, улавливания и разложения минеральных и органических соединений, поглощения вредных веществ.
  • Плавающие растения.
  • Рост плавающих растений зависит от активности использования водоема: они очень чувствительны к движению воды.
  • Рекомендуется высаживать плавающие растения островками, соблюдая баланс между декоративными функциями и требованиями к чистоте воды.
  • Отдавайте предпочтение растениям, питающимся азотом и фосфатами: калужнице болотной, японскому ирису, шлемнику широколистному и т. д.

Растения для аэрации дна и воды.

Под плаванием судна в особых условиях понимается плавание:

В районе со стесненными условиями;

При входе в порт и выходе из него;

С лоцманом;

В зоне действия системы УДС;

При ограниченной видимости;

В системе разделения движения судов;

В штормовых условиях;

Во льдах.

При прохождении узкости в условиях ограниченной видимости и в других, общими требованиями являются:

Личное присутствие капитана на мостике и руководство им всеми действиями вахтенной службы (а случае необходимости капитан может оставить за себя старшего помощника);

Четкая расстановка вахты и членов экипажа, вызванных для ее усиления, распределение конкретных обязанностей между судоводителями с целью своевременного обнаружения и исправления допущенных ошибок;

В зависимости от конкретной обстановки уменьшение хода, вплоть до остановки судна или отдачи якоря, в случае возникновения сомнения в правильности определения места;

Заблаговременный переход на маневренный режим СЭУ;

Заблаговременное снижение скорости или даже полная остановка, если действия другого судна непонятны.

Плавание в районе со стесненными условиями

При плавании в районах со стесненными условиями усиливается наблюдение, в том числе и с помощью судовой РЛС, независимо от условий видимости. Наряду с обсервациями используются методы, позволяющие практически непрерывно контролировать место судна (траверзные дистанции, ограждающие изолинии и т.д.), учитываются колебания уровня моря и необходимый запас воды под килем судна, контролируются глубины и тенденции их изменения.

Вблизи берегов возможно появление малых судов (прогулочных, рыболовных, яхт, быстроходных катеров), следующих курсами, отличающимися от рекомендованных. В таких районах возможна установка нештатных буев и вех, имеющих специальное назначение и не упомянутых в навигационных источниках.

Возможно экранирование высокими мысами других судов, следующих за поворотом фарватера.

Плавание при подходе к порту и выходе из него

Подходы к порту и портовые акватории помимо того, что являются районами со стесненными условиями плавания, имеют еще и специфические особенности. Обычно в этих районах действуют системы УДС. Как правило, на подходах к портам в местах схождения морских путей организуются системы разделения движения судов.

Плавание в портовых водах регламентируют отличные от МППСС--72 местные правила, которые следует заблаговременно изучить. При расхождении с небольшими судами необходимо учитывать возможность несоблюдения ими международных правил.

На подходах к порту возможны скопления стоящих на якоре, дрейфующих и перемещающихся с различной скоростью судов. В ночное время следует учитывать помехи наблюдению от береговых огней, маскирующих объекты на воде.

При подходе к месту приема-сдачи лоцмана следует предусматривать действия на случай его задержки или невозможности высадки.

Плавание с лоцманом

Присутствие лоцмана на мостике не освобождает ни капитана, ни вахтенного помощника капитана от их прав и обязанностей по обеспечению безопасности плавания.

До начала лоцманской проводки капитан и лоцман должны обменяться информацией относительно навигационной обстановки в районе плавания, характеристик судна и согласовать действия и связь с сопровождающими буксирами и другими плавсредствами при проводке и на швартовых операциях.

При малейших сомнениях в действиях лоцмана капитан вахтенный помощник должен, если позволяет время, выяснить у лоцмана его намерения.

На каждом участке плавания следует для себя уяснить, какая из команд лоцмана? поворот в сторону опасности, увеличение скорости сверх безопасной и т. д.- должна быть немедленно отменена, так как чаще всего лоцманские операции происходят в стесненных водах, когда на выяснение намерений лоцмана может не быть времени.

Плавание в зоне действия системы УДС

Заблаговременно, до подхода к зоне действия системы УДС, следует изучить правила плавания в зоне, которые помещены в обязательных постановлениях по порту, Извещениях мореплавателям, в лоциях или на справочно-навигационных картах.

При необходимости и возможности используют две УКВ радиостанции: одну -- для связи на дежурном 16-м канале, вторую -- для связи на рабочем канале оператора системы УДС.

Плавание в зонах действия СУДС осуществляется в соответствии с МППСС?72, если местные правила не требуют иного. В случае нарушения правил движения следует немедленно информировать о факте и причинах нарушения оператора СУДС.

Вход в зону разрешается оператором СУДС, который вправе давать указания судну о порядке и очередности движения, якорной стоянке я действиях для предотвращения непосредственной опасности. В свою очередь, капитан судна обязан репетовать указания поста, направленные непосредственно его судну, а в случае невозможности их выполнения -- сообщать причины и дальнейшие намерения.

Следует помнить, что точность глазомерного определения бокового смещения судна с оси канала или фарватера с помощью береговой РЛС составляет 10?20 м, что обычно бывает достаточно для обеспечения безопасной проводки.

Опасность представляют малые суда, следующие без связи с оператором СУДС и зачастую остающиеся вне его контроля

Плавание при ограниченной видимости

Под ограниченной видимостью, в дополнение к определению, данному в МППСС?72, понимают условия, когда фактическая видимость объекта меньше геометрической.

Безопасность плавания в условиях ограниченной видимости обеспечивается соблюдением безопасной скорости, тщательным счислением пути судна с учетом влияния внешних факторов и маневренных характеристик, определения места, строгим выполнением МППСС?72 и местных правил плавания, непрерывным ведением РЛ наблюдения и прокладки, своевременным обнаружением опасности чрезмерного сближения и выполнением оптимального маневра, а также другими мерами предосторожности.

В зависимости от условий и возможностей визуального и слухового наблюдений при ограниченной видимости могут быть выставлены дополнительные наблюдатели. В таких условиях чаще используют дублирующие способы контроля места судна, избыточные линии сложения.

Плавание в системе разделения движения судов

При плавании в системах разделения движения судов следует постоянно принимать информацию береговой контрольной станции.

В таких районах обычно используют две УКВ радиостанции.

Если при плавании в системе разделения движения другое судно, по вашему мнению, следует не по своей стороне, необходимо перепроверить место своего судна и, даже если оно подтвердится, следовать дальше с повышенной осторожностью.

В случае нарушения правил немедленно информировать контрольную станцию о факте и причинах этого.

Плавание в штормовых условиях

При получении штормового предупреждения или обнаружении признаков приближения шторма судно должно быть подготовлено к плаванию в штормовых условиях.

Плавание в штормовую погоду осложняется тем, что судно не всегда может следовать по ранее выбранному маршруту, а вынуждено удерживаться на курсах, при которых влияние штормовых условий сказывается в меньшей степени.

Если судно следует в открытое море через район, недостаточно защищенный от волнения, и есть сомнение в благополучном преодолении штормовой зоны, капитан должен определить, продолжать рейс или переждать шторм под защитой берегов. Судам с избыточной остойчивостью необходимо избегать штормования. До плавания в штормовых условиях, если это целесообразно, устраняются свободные поверхности в танках

При плавании судна в штормовых условиях возникают явления, ухудшающие мореходность судна и затрудняющие управление им. К таким явлениям относятся резонансная бортовая качка, слеминг, заливаемость главной палубы, снижение остойчивости и потеря управляемости на попутной волне, разгон гребного винта.

Наибольших размахов бортовая качка достигает в резонансной зоне, т.е. при таком сочетании курса и скорости, когда отношение периодов свободных и вынужденных колебаний судна составляет 0.7--1,3 (основной резонанс). Отмечены случаи параметрического резонанса бортовой качки, когда указанное отношение достигает 1,9--2,1. Наиболее сильная качка в этом режиме наблюдается на волнах мертвой зыби. Выходить из такого положения предпочтительнее путем изменения скорости судна.

Выбор безопасного сочетания курса и скорости рекомендуется производить с использованием универсальной диаграммой качки Ю.В.Ремеза. Диаграмма, показанная на, построена для больших глубин моря и рекомендуется к использованию при условии, когда глубина больше четверти длины волны. При меньших глубинах рекомендуется пользоваться более сложной диаграммой (РД 31.00.57.1--88) для предельных глубин. Следует иметь в виду, что обе эти диаграммы построены применительно к основному резонансу и справедливы при сравнительно регулярном волнении.

Во время сильного и продолжительного шторма в океане образуются ветровые волны и зыбь различных направлений. При штормовании в таких условиях рекомендуется снизить скорость и следовать курсом против генерального направления волнения или групп наиболее крупных волн.

При плавании судна под острым курсовым углом к волнению в условиях интенсивной килевой качки возникают такие неблагоприятные для безопасности плавания судна и сохранности груза явления, как ударные гидродинамические нагрузки на днище корпуса судна -- "днищевой слеминг", в развал носа -- "бортовой слеминг", заливание палубы, оголение и разгон гребного винта. Интенсивность этих явлений существенно зависит от высоты волн, скорости судна и его посадки (осадок носом и кормой и дифферента). Наихудшие условия наблюдаются в области резонанса продольной (т.е. совместной килевой и вертикальной) качки, который имеет место при равенстве величин периода свободных килевых колебаний судна и среднего кажущегося периода волнения. На практике при плавании транспортных судов на волнении эти условия возникают, когда величина средней длины волн близка к длине судна. ОЛОЛО (брочинг и випинг)

Чтобы на встречном волнении избежать слеминга или заливания палубы, нужно снизить скорость судна. Изменение курса в данном случае малоэффективно. Для оценки степени снижения скорости в зависимости от высоты волн, курсового угла волнения и условий посадки рекомендуется пользоваться специальными штормовыми диаграммами, которые разрабатываются для судов каждой конкретной серии.

В тех случаях, когда продолжение рейса в штормовых условиях становится опасным для людей и судна, применяется способ штормования. Наиболее распространенным является штормование на острых носовых курсовых углах, поскольку судно в этом случае лучше управляется, более устойчиво на курсе, сохраняет остойчивость, имеет меньший размах бортовой качки. Вместе с тем, если скорость не будет снижена, удары волн о корпус и заливание палубы могут достичь максимальной силы.

При штормовании против волны наиболее безопасной является минимальная скорость, при которой судно еще слушается руля. Если при этом судно испытывает значительные днище и корпус, рекомендуется изменить курс судна. Крупнотоннажным судам, у которых в силу неравномерной загрузки изгибающие моменты, действующие на корпус, близки к предельно допустимым, рекомендуется штормование на курсовых углах волнения более 35--45°

Штормовать на кормовых курсовых углах могут суда с достаточной остойчивостью, удовлетворяющей диаграммам безопасных скоростей и курсовых углов к волнению при штормовом плавании на попутном волнении, предусмотренным в дополнении к информации об остойчивости и прочности грузовых судов. При этом периоды качки несколько увеличиваются, судно не испытывает ударов волн, его скорость может приближаться к эксплуатационной, на палубу попадает меньше воды. Однако на попутном волнении снижается устойчивость судна на курсе, оно хуже слушается руля, возрастает рыскливость, попытки удержать судно точно на курсе обычно бывают бесполезными и только приводят к усиленной работе рулевой машины. В этом случае ручное управление рулем предпочтительнее автоматического.

Опасно штормовать на попутном волнении судам с малым надводным бортом или имеющим большие свободные поверхности жидких грузов, а также при возможности смещения груза. Недопустимо выходить на курс по волне судам, у которых началось смещение груза, появился статический крен или дифферент на нос.

Во время поворота в условиях шторма качка судна может стать особенно резкой. При выполнении поворота наиболее опасным является положение судна лагом к волне, когда кренящий момент от давления ветра достигает максимума, а режим качки близок к резонансному.

Поворот в условиях шторма рекомендуется выполнять после определения направления ветра и волнения, реакции судна на ветер, характера волнения (средний период и длина волн, периодичность более крупных волн), диапазонов курсов и скоростей, при которых наблюдается усиленная качка.

Изменение курса с попутного или на попутный к волне следует выполнять таким образом, чтобы в интервале курсовых углов волнения 180°--45° поворот осуществлялся плавно с небольшим динамическим креном. При этом скорость судна должна быть такой, чтобы после поворота оно не оказалось в положении статической постановки на волну или в условиях основного или параметрического резонансов бортовой качки. При двухмерном регулярном волнении поворот рассчитывают так, чтобы судно прошло резонансную зону бортовой качки при курсовом угле волнения 90° на относительно спокойном волнении с максимальной скоростью поворота. При сильном нерегулярном волнении поворот выполняют с таким расчетом, чтобы судно проходило лагом к волне в период, когда волны меньше.

При плавании против волны и совпадении направления бега волн с направлением ветра поворот совершают как влево, так и вправо, предварительно позволив судну несколько увалиться под ветер и уменьшив ход до минимально возможного. Если направление ветра не совпадает с направлением бега волн, до начала выполнения поворота нужно привестись к ветру. В обоих случаях поворот следует начинать, переложив руль на борт и дав полный ход, в момент, когда корма окажется на обратном склоне последней из серии наиболее крупных волн.

При плавании в штормовых условиях периодически производится контрольная откачка льял.

Плавание во льдах

При плавании в ледовых условиях (самостоятельно или в составе каравана под проводкой ледоколов) следует иметь в виду, что, несмотря на совершенствование судов, опасность получения ими ледовых повреждений нисколько не уменьшилась. Выбор и поддержание оптимальной скорости движения судна в ледовых условиях являются основной задачей судоводителей, управляющих судном.

Сведения о характере возможного обледенения судов в отдельных районах Мирового океана приводятся в Атласах обледенения судов и в Извещениях мореплавателям ГУНиО МО.

Вахта на мостике при ледовом плавании обычно осуществляется двумя судоводителями, один из которых -- капитан или старпом -- управляет судном, а другой выполняет штурманские обязанности, а также наблюдает за ледовой обстановкой, обеспечивает связь с ведщим ледоколом и судами в караване, выполняет распоряжения капитана.

При плавании в районах с низкими температурами вахтенная служба ведет наблюдение за забрызгиванием судна и началом отложения льда; определяет направления ветра, при которых происходит обледенение; организует подготовку к действию средств борьбы с обледенением; выбирает под руководством капитана курсы и скорости судна по отношению к ветру и волнам, при которых забрызгивание и заливание будут наименьшими; ведет наблюдение за остойчивостью судна и принимает безотлагательные меры к ее восстановлению.

При обледенении в первую очередь ото льда освобождаются ходовые огни, навигационные, сигнальные и спасательные средства, проходы для членов экипажа.

Введение

В отличие от других циклических видов спорта занятия плаванием происходят в водной среде, которая характеризуется большой плотностью и теплопроводностью. В воде организм теряет больше тепла, чем на воздухе при той же температуре, причем теплоотдача возрастает с увеличением скорости плавания. Вследствие высокого сопротивления водной среды скорость передвижения в плавании гораздо меньше, чем при беге и колеблется в пределах 0.85 - 3 метра в секунду. На один метр дистанции при плавании расходуется в 4 раза энергии больше, чем при ходьбе с той же скоростью. В данном реферате я попытаюсь осветить характер энергообеспечения в плавании вообще и в частности на дистанции 50 метров.

Зоны тренировочных нагрузок в плавании и их характер энергообеспечения

1. Зона

Нагрузки имеют чисто аэробную направленность, преобладающее значение в энергетике имеет липидный обмен. Работа в этой зоне может выполняться длительное время, так как интенсивность ее невелика. Содержание лактата не превышает 2.0 - 2.5мМоль/л (уровень аэробного порога), показатель pH остается в пределах нормы, потребление кислорода может возрастать до 50% от МПК, ЧСС находится в пределах 110 - 130 ударов в минуту. Нагрузки этой зоны применяются на начальном этапе тренировки с целью создания базы выносливости, в остальное время в - качестве компенсаторного, восстановительного средства тренировки.

2. Зона

Нагрузки второй зоны носят также аэробную направленность, но выполняются на уровне анаэробного порога. Концентрация лактата в крови может достигать до 3.5 - 4.0 мМоль/л и сопровождается сдвигом pH в кислую сторону до 7.35. Это приводит к угнетению липидного обмена и активации окисления углеводов, потребление кислорода возрастает до 50 - 80% от максимума. Средняя продолжительность однократной непрерывной работы составляет 10 - 30 минут при ЧСС 130 - 150 ударов в минуту. В этих условиях в наибольшей мере совершенствуются эффективность и емкость аэробных процессов, способствуя развитии выносливости.

3. Зона

Нагрузки имеют смешанный аэробно - анаэробный характер. Потребление кислорода приближается к максимуму или достигает его, вместе с тем существенно возрастает роль анаэробных процессов, поскольку интенсивность работы повышает уровень анаэробного порога. Продолжительность однократно выполняемых упражнений составляет 5 - 15 минут. В практических целях в данной зоне выделяют 2 подзоны - А и Б с уровнем лактата в крови 4.0 - 6.0 и 6.0 - 9.0 соответственно. Работа в данной зоне используется для развития мощности аэробных процессов (за счет кардиореспираторной производительности).

4. Зона

Нагрузки имеют анаэробную гликолитическую направленность и применяются для развития специальной выносливости. Основным источником энергообеспечения является окисление углеводов, приводящее к значительному повышению лактата в крови. Здесь принято выделять три подзоны - А, Б, В с уровнем лактата соответственно 9 - 12, 12 - 15, 15 и выше мМоль/литр.

5. Зона

В процесс тренировки включаются упражнения спринтерского характера. Основным источником энергообеспечения служат фосфогены (АТФ и КРФ), интенсивность выполнения упражнений максимальная, продолжительность однократной работы не превышает 15 - 20 секунд (анаэробно - алактатный режим).

6. Зона

Нагрузки имеют анаболическую направленность, усиливают синтез сократительных белков в мышцах и АТФ - фазную активность миозина в мышечных нитях. Сюда относят в основном упражнения пловца с околопредельными и большими отягощениями, направленных на развитие максимальной силы мышц.

1.1 Зоны тренировочных нагрузок в плавании

Тренировочные нагрузки в плавании в зависимости от интенсивности и продолжительности делятся на 6 или 9 зон интенсивности (Е.А. Ширковец.1996).

зона. Нагрузки имеют чисто аэробную направленность, преобладающее значение в энергетике имеет липидный обмен. Работа в этой зоне может выполняться длительное время, так как интенсивность ее не велика. Содержание лактата не превышает 2.0 - 2.5м Моль/л (уровень аэробного порога), показатель рН остается в пределах нормы, потребление кислорода может возрастать до 50% от МПК, ЧСС находится в пределах 110-130 уд/мин.. Нагрузки этой зоны применяются на начальных этапах тренировки с целью создания базы выносливости, в остальное время - в качестве компенсаторного, восстановительного средства тренировки (компенсаторное плавание).

зона. Нагрузки второй зоны носят также аэробную направленность, но выполняются на уровне анаэробного порога. Концентрация лактата в крови может достигать до 3.5 - 4.0 мМоль /л и сопровождаться сдвигом рН в кислую сторону до 7.35. Это приводит к угнетению липидного обмена и активации окисления углеводов, потребление кислорода возрастает до 50-80% от максимума. Средняя продолжительность однократной непрерывной работы составляет 10-30 минут при ЧСС 130-150 уд/мин. В этих условиях в наибольшей мере совершенствуются эффективность и емкость аэробных процессов, способствуя развитию выносливости.

зона Нагрузки имеют смешанный аэробно-анаэробный характер энергообеспечения. - потребление кислорода приближается к максимуму или достигает его, вместе с тем существенно возрастает роль анаэробных процессов, поскольку интенсивность работы превышает уровень анаэробного порога. Продолжительность однократно выполняемых упражнений составляет 5-15 минут. В практических целях в данной зоне выделяют 2 подзоны А и В с уровнем лактата в крови 4.0 - 6.0 и 6.0-9.0 соответственно. Работа в данной зоне используется для развития мощности аэробных процессов (за счет прироста кардиореспираторной производительности)

зона. Нагрузки имеют анаэробную гликолитическую направленность и применяются для развития специальной выносливости. (анаэробно-лактатный режим). Основной источник энергообеспечения - окисление углеводов, приводящее к значительному повышению уровня лактата в крови. Здесь принято выделять три подзоны А, В, С с уровнем лактата соответственно 9-12; 12-15; 15 мМоль/ л и выше.

зона. Нагрузки включают упражнения спринтерской направленности. Основным источником энергообеспечения служат фосфогены (АТФ и КрФ). интенсивность упражнений максимальная, продолжительность однократной работы не превышает 15-20 секунд (анаэробно-алактатный режим)

зона. Нагрузки имеют анаболическую направленность - усиливают синтез сократительных белков в мышцах и АТФ-азную активность миозина в мышечных нитях. Сюда относят в основном упражнения пловца с около предельными и большими отягощениями, направленные на увеличение максимальной силы мышц.

Гигиеническая характеристика лыжного спорта

При планировании тренировочных нагрузок необходимо иметь в виду, что они могут носить восстанавливающий, поддерживающий, развивающий и соревновательный характер...

Использование тренировочных нагрузок максимальной интенсивности юных лыжников-гонщиков 13-14 лет

Проведенный анализ научно-методической литературы, выявил, что улучшение показателей функциональной подготовленности лыжников-гонщиков оказывает существенное влияние на уровень их спортивных достижений в лыжных гонках...

Исследование уровня объема физической нагрузки общей выносливости в тренировочном процессе (на примере баскетболистов и лыжников)

Физическая нагрузка -- это определенная мера воздействия физических упражнений на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей. }