Известные российские гонщики формулы 1. И что в перспективе? Российские гонщики из совсем уж молодёжных серий

Российским любителям «Формулы-1» будет за кого поболеть в новом сезоне чемпионата мира. Британская команда «Уильямс» объявила, что подписала контракт с Сергеем Сироткиным, который станет одним из двух боевых пилотов. Он станет третьим россиянином в самой престижной автогоночной серии после Виталия Петрова и Даниила Квята.

«Уильямс» оставался последней командой, державшей свой состав на будущий сезон в секрете, хотя до первого Гран-при Австралии остаётся уже чуть больше двух месяцев. Первая неофициальная информация о том, что Сироткин станет партнёром канадца Лэнса Стролла, прошлого года. Тогда 22-летний москвич успешно поработал с командой на шинных тестах в Абу-Даби за старым болидом «Уильямса». Именно это подтолкнуло одну из самых успешных конюшен в истории «Формулы-1» к решению подписать контракт с Сироткиным на один год.

Также по теме

Хет-трик Боттаса, вице-чемпионство Феттеля и тоска по Квяту: в Абу-Даби прошла заключительная гонка «Формулы-1» в сезоне

В Абу-Даби завершился последний Гран-при чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула-1». Финн Валттери Боттас одержал убедительную...

«Сказать, что я рад и горд присоединиться к такой знаменитой команде, как «Уильямс», — это не сказать ничего. Мне пришлось проделать огромную работу, чтобы добиться этого, и я благодарен всем, кто помогал мне в этом. Наши совместные усилия помогли мне исполнить мою мечту. Команда может на меня положиться: я сделаю всё от меня зависящее для неё», — заявил Сироткин уже в качестве пилота «Уильямса».

Сергей является воспитанником автогоночной программы SMP Racing, принадлежащей российскому бизнесмену Борису Ротенбергу. Прошлый сезон он провёл в качестве резервного пилота «Рено» и принял участие в четырёх пятничных свободных практиках на Гран-при России, Испании, Австрии и Малайзии. В настоящих гонках в прошедшем году россиянин почти не участвовал: соревновался только в «24 часах Ле-Мана» и одном этапе «Формулы-2».

Во время прошлогоднего чемпионата «Формулы-1» шли разговоры, что Сироткин может пойти на повышение в «Рено», но они прекратились сразу после того, как во французской команде оказался Карлос Сайнс — младший. Вариант с продолжением карьеры в «Уильямсе» можно назвать ещё более удачным. Из неё как раз ушёл Фелипе Масса, а на его место наряду с Сироткиным претендовал ветеран автоспорта Роберт Кубица. Поляк в итоге тоже оказался в «Уильямсе», но только в качестве резервного пилота.

Подписание контракта с Сироткиным будет выгодно и самой конюшне. В отличие от таких титанов, как «Феррари», «Ред Булл» и «Мерседес», детище сэра Фрэнка Уильямса является независимой командой, живущей одним только автоспортом. Возможный приход российских спонсоров, который произойдёт благодаря Сироткину, обеспечит команде стабильное будущее. Именно по этой причине за команду выступает Лэнс Стролл — сын канадского миллиардера Лоуренса Стролла.

При этом Сироткина нельзя назвать пилотом, купившим себе место в «Формуле-1». В 2015 и 2016 годах он становился третьим в чемпионате GP2, а до этого небезуспешно выступал в серии «Формула-Рено 3.5».

Навыки пилотирования 22-летнего россиянина давно известны: он отличается аккуратностью на трассе и целеустремлённостью. К тому же в прошлом году Сироткин окончил МАДИ и стал дипломированным инженером — его знания могут пригодиться команде, которой важно получать обратную связь от гонщика о состоянии болида.

Пока сложно сказать, кто из пилотов «Уильямса» — Стролл или Сироткин — получит статус первого номера команды. Канадец хоть и очень молод, но уже провёл один сезон в «Формуле-1», занял третье место на Гран-при Азербайджана и стартовал с первого ряда в Италии. По итогам сезона Стролл занял 12-е место в чемпионате. Сироткин же старше и опытнее, но за очки и подиумы королевских гонок не боролся.

Также по теме


Два подиума, агрессивная манера вождения и именная трибуна в Сочи: чем Даниил Квят запомнится болельщикам «Формулы-1»

Команда «Ред Булл» официально объявила о прекращении сотрудничества с россиянином Даниилом Квятом. Теперь талантливому гонщику будет...

К счастью для Сергея, «Уильямс» — это именно та команда, которая на это способна. Британский коллектив входит в число середняков, периодически «кусающих» фаворитов и регулярно финиширующих в очковой зоне. В эпоху турбодвигателей моторы «Мерседеса» позволяли команде дважды попадать в тройку лучших в Кубке конструкторов, а два последних сезона «Уильямс» завершил на пятом месте.

До Сироткина Россию в королевских гонках представлял Даниил Квят. Его карьера поначалу складывалась очень удачно: россиянин пошёл на повышение в «Ред Булл», дважды заезжал на подиум, радовал болельщиков прогрессом. Но после нескольких аварий Квят вернулся в «Торо Россо», в которой не смог стать лидером. Уроженец Уфы был уволен в минувшем сезоне, однако шанс перезагрузить карьеру у Квята остался — в 2018 году он будет в «Феррари».

С уверенностью можно сказать о том, что Сироткин будет выступать стабильнее, чем Квят в последнем сезоне. «Уильямс» сильнее и надёжнее «Торо Россо», а новый болид, по словам видевшего его Фелипе Массы, будет значительно лучше предыдущих. В феврале и начале марта способности Сироткина можно будет оценить на предсезонных тестах, а 25 марта состоится первый в сезоне Гран-при Австралии. 30 сентября новичок «Уильямса» выступит перед родной публикой в Сочи.

Я традиционно составляю рейтинг наиболее отличившихся в прошедшем сезоне российских гонщиков в конце года или в начале следующего года. Подчеркиваю, что рейтинг совершенно субъективный, и основан на моих личных впечатлениях от тех гонок, которые я в первую очередь смотрю, за которыми слежу. Поэтому, если в рейтинге какие-то достойные кандидаты не представлены, прошу простить:)

По сравнению с 2016 годом, некоторые гонщики, добившиеся больших успехов, "забуксовали", оказались в некоторой стагнации или провалились. Не всем удалось добиться прогресса. Зато блеснули свежие имена.

Наиболее стабильное имя в российском автоспорте - это без преувеличения уже легендарная команда "КАМАЗ-Мастер". Команда неимоверно стабильно "держит марку" и регулярно побеждает в ралли-рейде "Дакар", хотя здесь никогда нельзя быть стопроцентно уверенным в победе. Слишком далека эта гонка от понятия "легкая прогулка". Победитель "Дакара" на мой взгляд всегда достоин быть номинирован на звание лучшего гонщика России, и в 2017 году именно Эдуард Николаев добился наиболее яркого успеха в российском автоспорте.

В силу того, что в этот раз рейтинг составлен несколько позже обыкновенного, гоночный сезон 2018 года уже стартовал, прошли несколько важнейших гонок. Некоторые из ниже представленного списка гонщики уже добились новых успехов. Эдуард Николаев одержал победу уже и на "Дакаре-2018", открывшем новый гоночный год. Роберт Шварцман стал чемпионом новозеландской молодежной формульной серии Toyota Racing Series, и этот успех - первый в российской истории. Эти результаты не учитывались в текущем рейтинге и будут засчитаны в рейтинге уже за 2018 год. Хотя чисто эмоционально это все равно слишком заметные достижения.:)

1. Эдуард Николаев

Победитель "Дакара-2017" в категории грузовиков

Не зря Эдуарда Николаева в свое время прозвали "царевичем", по аналогии с Владимиром Чагиным, которого называли "царем". Когда "старая гвардия" камазовской команды сошла со сцены, знамя команды подхватило новое поколение, которое быстро освоилось на дакаровских трассах и продолжило победные традиции. Но самым успешным среди молодых камазовских пилотов стал Эдуард Николаев, в 2017 году уже второй раз победивший в "Дакаре" в категории грузовиков. Как пилот. А ведь на счету Эдуарда есть и еще одна победа на "Дакаре", в качестве механика экипажа своего наставника, Владимира Чагина. Так что в целом победа 2017 года на "Дакаре" была уже третьей для Николаева.

Простых "Дакаров" не бывает по определению. Даже для фаворитов гонки, к которым традиционно относят экипажи "КАМАЗ-Мастер". На "Дакаре" просто не бывает экипажей, которые не сталкивались бы с проблемами, избежали бы всех сложностей. "Дакар" ни для кого не проходит совершенно гладко. Да этого и не может быть в этой гонке по определению.

Конкуренция в классе грузовиков на "Дакаре" не ослабевает, а кажется только возрастает с каждым годом. Экипажи нескольких команд демонстрируют высокую скорость. А главным конкурентом "Камаза" уже который год является армада Жерара де Роя. Но на финише "Дакара-2017" у "КАМАЗ-Мастер" был победный дубль. Экипаж Эдуарда Николаева первый. Экипаж Дмитрия Сотникова второй.

Успех на "Дакаре" - это не только мастерство гонщиков и штурманов, не только самоотверженный труд механиков. Огромная роль в "КАМАЗ-Мастер" у руководителя команды, одновременно являющимся и наставником для пилотов, и стратегом, - у Владимира Чагина. Он, который познал все о "Дакаре" на личном опыте, теперь передает свой опыт своим последователям, и направляет "Камаз" верным курсом.

"КАМАЗ-Мастер" - это в первую очередь команда, где "один за всех, и все за одного". Поэтому нельзя не отметить, кроме Эдуарда Николаева, и других гонщиков славной команды. Очень успешно выступал в 2017 году Дмитрий Сотников, занявший второе место на "Дакаре" и победивший на ралли-рейде "Шелковый путь". Андрей Каргинов выиграл в категории грузовиков на ралли-рейде "Африка", который проводится по классическому маршруту "Дакара", с финишем в Дакаре на Розовом озере. Айрат Мардеев в 2017 году был не столь успешен, заняв на "Дакаре" пятое место в категории и финишировав третьим в "Шелковом пути". Антон Шибалов занял второе место на "Шелковом пути". Собственно, "Шелковый путь" - гонка, в организации которой большую роль играет команда "КАМАЗ-Мастер" и ее руководитель Владимир Чагин, ралли-рейд, проходящий по территории России, Казахстана и Китая, по сложности маршрута уже сейчас сопоставимый с "Дакаром". И это еще одно яркое достижение автоспорта России.

2. Артем Маркелов

Формула-2: второе место в чемпионате, 5 побед, 1 поул-позиция, 7 подиумов

Артем Маркелов уже может считаться настоящим ветераном серии GP2, перед сезоном 2017 года переименованной в чемпионат ФИА Формула-2. В серии Артем дебютировал еще в 2014 году, и в 2017 году проводил уже четвертый сезон, все в составе команды Russian Time, выступающей под российским флагом. Артем всегда был известен как мастер обгонов, часто красиво прорывавшийся через пелотон, этим он безусловно был заметен для зрителей. Кроме того, он был известен умелым и бережным отношением с достаточно капризными шинами Pirelli, умея извлекать из них скорость в нужный момент. Но долгое время проблемой Артема были квалификации. Однако каждый год Маркелов демонстрировал прогресс и в 2017 году решил проблемы с квалификациями. В прошедшем сезоне он уже был в числе фаворитов, претендентов на самые высокие награды.

Артем Маркелов прекрасно провел этот сезон в Ф2, он выглядел лидером команды "Русское время", хотя его напарником был быстрый и талантливый итальянец Лука Гиотто. Безусловно, Шарль Леклер в 2017 году был недосягаем. Хотя на определенном этапе чемпионата Маркелов и Russian Time и пытались с ним бороться. Зато еще одного записного фаворита, Оливера Роуланда, одного из наиболее многообещающих молодых британских гонщиков, Артем оставил позади в сражении за вице-чемпионское звание. И это заметное достижение. На протяжении всего сезона Маркелов был в топе Ф2. Безусловно, не все гонки удавались, бывали и неудачи, но это, как говорится, рабочий процесс. В любом случае, статистика Артема, 5 побед, поул-позиция, множество подиумов - это говорит само за себя. Российским болельщикам было за кого болеть в Ф2, и болеть, скажем так, не за участие. Второе место в сильнейшей молодежной серии - ранее такого достижения добивался только Виталий Петров. Да Сергей Сироткин дважды был в призерах GP2 по итогам сезона.

В грядущем сезоне Артем Маркелов продолжит выступать в составе Russian Time в Формуле-2. Это будет уже пятый его сезон в серии, не припоминаю, чтобы кто-то гонялся в ней так долго. Но если есть возможность, почему бы и нет? Это наиболее конкурентная молодежная серия, наиболее быстрые машины из числа молодежных формул. Ждем от Маркелова продолжения борьбы на высочайшем уровне. К тому же он уже отметился в 2018 году еще одним заметным шагом в карьерной гоночной лестнице. Команда Renault F1 включила Артема в свой состав в качестве тест-пилота.

3. Сергей Сироткин

тест-пилот Renault F1

Формула-2: 2 гонки, лучший результат - 4 место

Сергей Сироткин в 2017 году непосредственно участвовал в гонках мало. Он проехал "24 часа Ле-Мана" в экипаже SMP Racing на Dallara в категории LMP2 вместе с Михаилом Алешиным и Виктором Шайтаром. Несмотря на неплохую скорость, добиться высокого результата не удалось, экипаж слишком много времени потерял на ремонте машины в боксах. Вряд ли 16 место в категории и 33 место в абсолюте может считаться сколько-нибудь заметным достижением. Зато ребята добрались до финиша, и это конечно полезный опыт.

Также Сергей "тряхнул стариной" и участвовал в одном этапе серии Ф2, выйдя на замену в своей бывшей команде ART Grand Prix вместо получившего травму Александра Элбона. Этап в Баку Сироткин проехал очень уверенно, в обеих гонках финишировав в очках, лучшим результатом стало четвертое место. Это была удачная разовая акция, Сергей напомнил всем, что если бы участвовал в чемпионате по полной программе, он бы наверняка был бы одним из главных претендентов на титул, как это, собственно, было год назад.

Но не гонки были в 2017 году главным занятием для Сергея. Он провел год, можно сказать, на испытательной работе. Во-первых, это был проект команды SMP Racing, которая совместно с Dallara строит прототип высшей "лемановской" категории LMP1 BR1. Здесь Сироткин был занят очень плотно, вплоть до нового 2018 года. Тесты BR1 на разных трассах проходили очень активно, также было много работы и на симуляторе. До поры до времени Сергей был одним из основных претендентов в состав экипажа SMP Racing в чемпионате мира по гонкам на выносливость WEC в "суперсезоне" 2018-2019 за рулем BR1. Собственно, именно работа над новым прототипом стала причиной того, что SMP Racing не гонялся на полном расписании в WEC в 2017 году, и Ле-Ман стал разовой акцией.

Но пожалуй еще важнее, что Сергей Сироткин был активно занят в работе команды Формулы-1 Renault. Сергей участвовал в тестах как на старой машине, так и на актуальной, провел несколько пятничных тренировок в рамках уик-эндов Гран-при, в том числе и на Гран-при России в Сочи, хотя на домашней трассе ему не повезло с техническими неисправностями. До поры до времени Сироткин надеялся на продолжение карьеры в качестве боевого пилота Renault F1. Но к концу сезона этот вариант был закрыт.

Зато Сергей попал в шорт-лист Williams, искавшего гонщика на место завершившего карьеру Фелипе Массы. Решающим моментом стали тесты в Абу-Даби после окончания чемпионата мира Ф1. Фаворитом на место в Williams являлся Роберт Кубица, совершивший практически невозможное. После тяжелых травм в аварии в 2011 году знаменитый поляк восстановился, и в 2017 году показал на тестах, что он вновь может пилотировать болид Ф1, причем сначала тесты он проводил именно с Renault. Сироткина Williams приглашал скорее для сравнения. Но Сергей блестяще провел эти тесты. Он продемонстрировал и скорость, и глубокое техническое понимание, чем сразу покорил инженеров британской команды. Это был кульминационный момент года для Сергея. Далее Williams взял паузу на размышление, хотя до этого вовсю ждали объявления Кубицы боевым пилотом Williams в 2018 году. Перед Новым годом появилась информация, что именно Сергей Сироткин будет гоняться за Williams в 2018 году. Наконец, вскоре после Нового года Williams официально объявил - гонщиком основного состава команды вместе с Лэнсом Строллом будет Сергей Сироткин. Российское представительство будет в Формуле-1 в 2018 году.

4. Алексей Лукьянюк

ERC: четвертое место в чемпионате, 1 победа

Лукьянюк - заметный герой в чемпионате Европы по ралли. Во всяком случае, зайдя по окончании сезона на официальный сайт ERC, на самом заметном месте я обнаружил видео, посвященное вручению Алексею очередной номинации имени Колина МакРея. Видео, изобиловавшее подвигами Лукаса в прошедшем чемпионате, шикарным размашистым пилотажем, а также, конечно, жесткими "крэшами". Не зная русского языка, ребята с сайта даже не запикали некоторые экспрессивные выражения Лукаса, так что с детьми это видео смотреть надо осторожно. Но вообще-то Алексей Лукьянюк в первую очередь заслуживает звания "Возвращение года".

Начинался сезон для Лукьянюка на позитивной ноте. Вылазка в Швецию на чемпионат мира правда не увенчалась успехом, но вскоре Алексей получил хороший бюджет, а значит практически гарантировал себе полный сезон в чемпионате Европы, где собирался всерьез побороться за чемпионство. Была даже образована российская команда в чемпионате Европы Russian Performance Motorsport, в которой кроме Лукьянюка поехал Сергей Ременник в зачете ERC2.

На первом этапе ERC ралли Азорских островов Лукас боролся за победу, лидировал в гонке, но незадолго до финиша сошел. Привычная история - техника не выдержала ярых атак Лукьянюка. Но уже второй этап чемпионата Европы, асфальтовое ралли Канарских островов обернулся триумфом российского экипажа, в котором Алексею Лукьянюку ассистировал Алексей Арнаутов. Так Лукас второй год подряд привел свою Ford Fiesta к победе на Канарах. Это было начало мая, и перспективы открывались восхитительные.

Однако так иногда бывает в жизни, когда вслед за головокружительным взлетом следует внезапное и оглушительное падение. В середине мая на раллийных тестах под Псковом случилась страшная авария, обернувшаяся трагедией; столкнулись два раллийных автомобиля. Погиб Алексей Лядухин, бывший штурманом Вячеслава Кучерова. Тяжелые травмы получил Никита Гергель, бывший на этот раз штурманом Лукьянюка. Сам Лукьянюк также получил серьезные травмы, включая многочисленные переломы. Когда такое происходит, о соревнованиях уже как-то не вспоминается.

Тем не менее, в конце лета Лукьянюк вернулся на раллийные трассы чемпионата Европы. На тот момент окончательно он от травм не оправился, но пилотировать машину мог. Иначе чем подвигом, этот поступок назвать нельзя, но возможно именно это требовалось гонщику в этот тяжелый момент жизни и гоночной карьеры.

На ралли в Польше Алексей Лукьянюк сходу продемонстрировал высокую скорость, но очень скоро сошел после аварии. Забегая вперед, по разным причинам Лукасу не удалось финишировать и в заключительных этапах чемпионата Европы, в Италии и Латвии. Но на чешском ралли Барум, проходившем традиционно в окрестностях Злина Лукьянюк изо всех сил бился за победу и финишировал вторым, уступив только непобедимому на местных асфальтовых дорожках Яну Копецкому. И это тоже был гоночный и спортивный подвиг. Больше очков в чемпионате Европы Лукасу набрать не удалось, и чемпионат он завершил на четвертом месте. Но разве это что-то значило?

5. Роберт Шварцман

Формула Renault 2.0 Euro: третье место в чемпионате, 6 побед, 7 поул-позиций, 12 подиумов

Выступавший в Евросерии Формулы Renault 2.0 гонщик программы SMP Racing Роберт Шварцман добился в 2017 году значительного прогресса, благодаря чему в конце сезона получил приглашение в программу Ferrari Racing Academy.

Формула Renault 2.0 - отличный гоночный класс, молодежная "формула", как говорится, настоящая "учебная парта" для гонщиков, перешедших из картинга и собирающихся выступать в гонках машин с открытыми колесами. К тому же еще и имеющая свою долгую и славную историю, в которой отметилось немало известных имен. Правда, в последние годы ФИА все больше возлагает эту роль первой после картинга формулы на Формулу-4.

В любом случае, гонщик, добившийся успеха в Евросерии Формулы Renault 2.0 скорее всего успешно продолжит карьеру в более старших гоночных категориях. Роберт мощно выступил в прошедшем сезоне Формулы Renault, возможно даже именно он был быстрейшим по чистой скорости. Да и статистика его, вышеприведенная, говорит сама за себя. При этом не обходилось и без неудач, и в сражении за чемпионство Шварцман уступил французу Саше Фенестразу, ставшему в итоге чемпионом серии, и Уиллу Палмеру, сыну Джонатана и младшему брату Джолиона. Тем не менее третье место по итогам чемпионата, да еще с таким количеством побед, поулов и подиумов стало настоящим успехом, к тому же скорость Роберта была всем очевидна. Прежде из российских гонщиков в классе столь же успешно выступал только Даниил Квят, боровшийся за титул со Стоффелем Вандорном. Шварцмана заметили и позвали в Ferrari Racing Academy, он стал первым российским гонщиком в программе.

Продолжение карьеры Роберта обещает быть весьма интересным. Известно, что в 2018 году он поедет в чемпионате Европы Формулы-3, одной из сильнейших молодежных серий. И в составе команды он будет выступать рядом с гонщиками с фамилиями Шумахер и Армстронг.

А пока, не теряя времени зря, в разгар зимы Роберт Шварцман перемахнул в новозеландское лето, чтобы принять участие в известной местной формульной серии Toyota Racing Series. И гоночная формула простых линий и обводов, выкрашенная в цвета SMP Racing и Ferrari Racing Academy, со знаменитым логотипом "Гарцующего жеребца" на боку выглядела очень круто.

6. Даниил Квят

Формула-1: 19 место в чемпионате; лучший результат: 9 место

Мне казалось, и я на это надеялся, что в межсезонье после тяжелого для него сезона 2016 года Даниил Квят оправился и обрел психологическую стабильность. По крайней мере тот сезон он завершил на позитивной ноте, продлив контракт с Toro Rosso еще на год. К тому же он еще и написал совместно с Олегом Карповым книгу о своем пути в Ф1, и говорил, что все трудности остались позади. Да и начало чемпионата настраивало на хороший лад, когда он закончил Гран-при Австралии на девятой позиции.

Но это оказалось обманчивое впечатление. В дальнейшем Даниил лишь раз повторил свой австралийский результат, оказавшийся для него лучшим в сезоне, финишировав девятым в Барселоне. В очки после этого он попал лишь один раз, ненадолго вернувшись в пелотон Ф1 в Остине. В Гран-при США Квят финишировал десятым, проведя очень хорошую и уверенную гонку. Но по словам Хельмута Марко, этого результата было слишком мало.

Достаточно сравнить с 5 очками Квята 48 очков, принесенных Toro Rosso Карлосом Сайнсом, а ведь напарник в Ф1 - это твой первый и главный соперник, ибо выступает на такой же машине. Конечно это был провал, если называть вещи своими именами. И нельзя сказать, что у Квята совсем не было скорости - в их квалификационных дуэлях с Сайнсом он уступил со счетом 6:8, и это было наиболее напряженное квалификационное соперничество в пелотоне Ф1 в 2017 году.

И конечно в том, что на счету Квята было настолько мало очков, далеко не только его вина. Даню часто подводила машина своими техническими неисправностями, в том числе и в ситуациях, когда он теоретически мог бы взять много очков, как, например, в Баку. Безусловно, это очень тяжело, когда от тебя ждут и требуют результата, а тут еще и случаются технические отказы. Макс Ферстаппен, у которого в 2017 году также было много технических отказов, находился в своей команде в совсем другом положении, и скорее это он выговаривал команде свое недовольство тем, что лишается по ее вине хороших результатов. Впрочем, в Toro Rosso и Red Bull признавали свою вину в технических отказах болида Квята. Но когда с машиной было все в порядке, тут уж надо было привозить результат. А Квят ошибался и сам, как, например, в Сингапуре, где его ошибка привела к вылету в бетонную стену, и ведь в той гонке он мог заработать очень хорошие очки. Конечно, можно сказать, что не всегда Toro Rosso по своей скорости вообще позволяла бороться за очки. Но фокус в том, что Карлос Сайнс каждый раз выжимал из машины максимум, и стабильно набирал очки для себя и команды, чего нельзя сказать было о Дане. Можно было бы добавить, что в распоряжении Карлоса была лучшая гоночная бригада команды, и эта же бригада работала с Квятом в Остине, где он пожалуй провел лучший уик-энд в году. Но это все разговоры, а с учетом опыта Даниила в команде и программе Red Bull от него ждали стабильных и высоких результатов. И как сказал Хельмут Марко, Квяту уже давали несколько шансов.

Ничего удивительного не было, что в итоге с Квятом Red Bull расстался. Даниил последовал по дороге, которой прошли многие гонщики, и те же Себастьян Буэми, Хайме Альгерсуари и Жан-Эрик Вернь, первый напарник Квята в Ф1. Единственный на мой взгляд некрасивый момент, - что Даниилу не дали доехать сезон до конца, заменив его по ходу чемпионата. В данном случае Red Bull по факту нарушил контракт.

Теперь перед Даниилом стоит вопрос как перезапустить свою карьеру. В начале января он договорился с Ferrari, и пополнил штат тест-пилотов команды, где в первую очередь будет работать на симуляторе "Скудерии". Получил Квят и приглашение выступать в LMP1 чемпионата мира по гонкам на выносливость в составе SMP Racing за рулем BR1. Вообще-то и возраст, и уже имеющийся опыт, и признаваемая многими в гоночном сообществе скорость говорят в пользу Квята. У него есть время и возможность перезагрузить свою карьеру. Тот же Брендон Хартли ему в пример.

7. Михаил Алешин

IndyCar: 19 место в чемпионате; лучший результат: 6 место

"24 часа Ле-Мана": 16 место в категории LMP2, 33 место в абсолютном зачете

Предыдущий сезон Михаил Алешин очень сильно провел в Индикаре, особенно вторую половину сезона, когда обозначил потенциал бороться за победы в гонках. После этого казалось, что в 2017 году тенденция получит продолжение. Все располагало к этому. Техника за это время в Индикаре практически не поменялась, Михаил остался в составе той же команды Schmidt Peterson Motorsports, он прекрасно знал команду, а команда знала его, удалось нормально провести предсезонные тесты. Все в порядке было и с таким аспектом, как спонсоры для машины #7, кроме того у Михаила появились его болельщики в Америке.

Но к сожалению сезон в Индикаре на этот раз сложился очень бледно. Алешин единожды приехал на шестом месте в гонке, это было в Детройте, на Бель-Иле, плюс пару раз он еще финишировал на десятом месте. Чуть лучше обстояли дела в квалификациях, где Михаил чаще показывал результаты в десятке лучших. Но квалификации в Индикаре не столь важны, как в Ф1. В любом случае, никаких намеков на форму образца второй половины 2016 года не было и в помине.

Посреди сезона Индикара Михаил сгонял в Европу, чтобы в экипаже SMP Racing принять участие в "24 часах Ле-Мана" на Dallara категории LMP2. Об этом выступлении вместе с Сергеем Сироткиным и Виктором Шайтаром уже упоминалось в разделе, посвященном Сироткину. К сожалению, добиться успеха экипажу SMP Racing на этот раз не удалось.

В конце лета Михаил внезапно прервал выступления в Индикаре. Это не было чем-то в духе как Квята выставили из Red Bull, хотя безусловно гонщик был недоволен командой, а команда - своим гонщиком. Была и третья сторона, - программа SMP Racing, в которой собственно сейчас и идет карьера Алешина. Стороны обсудили сложившуюся ситуацию, и решили, что Михаил не будет завершать сезон в Индикаре. SMP Racing понадобилось, чтобы Алешин вовсю принялся за тестовую программу спортпрототипа категории LMP1 BR1, тесты которого вошли в горячую фазу. Собственно, этой интересной и важной работой Михаил занимался вплоть до конца года. Но лично мне жаль, что он не доехал сезон в Индикаре до конца.

В новом сезоне Михаил Алешин в составе экипажа SMP Racing примет участие в чемпионате мира на выносливость WEC в высшей категории LMP1 за рулем BR1, детища команды, которое он долго и упорно испытывал. Это новый интересный вызов. Но мне бы очень хотелось, и уверен, болельщики Индикара в России подпишутся под этим, чтобы Михаил Алешин еще вернулся в Индикар, в гонки, в которых он уже успел оставить свой след и запомниться местной публике. Все-таки есть ощущение, что в Америке у Михаила остались незавершенные дела.

8. Матевос Исаакян и Егор Оруджев

Исаакян: Формула V8 3.5: второе место в чемпионате, 2 победы, 1 поул-позиция, 8 подиумов

Оруджев: Формула V8 3.5: шестое место в чемпионате, 2 победы, 1 поул-позиция, 10 подиумов

вместе: ELMS: шестое место в категории LMP2, 1 победа, 3 подиума

Немного странно, что двух гонщиков, выступавших каждый сам за себя, я поставил на одну позицию в рейтинге. Но дело в том, что выступления Егора Оруджева и Матевоса Исаакяна были похожи друг на друга как близнецы-братья. Вдобавок во второй половине сезона в SMP Racing решили создать из двух пилотов Формулы V8 3.5 экипаж в ELMS.

Два молодых гонщика программы SMP Racing провели очередной сезон в Мировой серии Формулы V8 3.5. Причем от Егора Оруджева в этом сезоне ждали сражения за чемпионство. И в общем-то Егор эти ожидания оправдал, за титул он боролся. Оруджев отметился и победами в гонках, выигрывал квалификацию, регулярно поднимался на подиум. Правда, не всегда был стабилен, да и проблем с техникой хватало. В этом плане этот сезон был очень похож на предыдущий.

А вот Матевос Исаакян прибавил и провел чемпионат не хуже Егора. Исаакян также побеждал в гонках, на его счету есть поул и он был завсегдатаем подиума. В один момент по ходу сезона Матевос даже возглавил чемпионат. И боролся за титул на заключительном этапе серии в Бахрейне.

К сожалению, серия Формула V8 3.5 пришла в совершеннейший упадок. Да, машины были по-прежнему хороши, серия обладала интересным набором трасс, но вот качество пелотона было не сравнимо с прежним, когда Мировая серия Renault конкурировала с GP2 в качестве наилучшей серии по подготовке молодых гонщиков к Ф1. Ныне Мировая серия напоминала скорее такую серию прежних лет как AutoGP, разве что машины в Формуле V8 3.5 были конечно лучше. Во-первых, мало команд осталось в Мировой серии. Во-вторых, состав пилотов никак не назовешь "премиумным", наиболее ярких юниоров - потенциальных звезд, здесь не наблюдалось. Так что даже если бы Егор или Матевос выиграли чемпионат, это бы никак не сравнилось например с тем, как чемпионом этой серии, с большими российскими традициями, кстати, стал Михаил Алешин.

Хотя машины Мировой серии были быстры и красивы, они далеко не новы, их регулярно ремонтировали, но износ техники все равно наступает. И поломок в течении сезона хватало. Так, вылетевший привод на заключительном этапе сезона поставил крест на надеждах Матевоса Исаакяна на победу в чемпионате. Чемпионом серии в итоге стал Пьетро Фиттипальди, внук Эмерсона. Последним чемпионом, между прочим, так как Мировая серия после 2017 года была закрыта в силу вышеупомянутых причин.

Егор Оруджев в заключительном этапе сезона в Бахрейне принять участие не смог из-за болезни, из-за чего вылетел по итогам сезона из тройки призеров.

Но кроме выступлений в формульном классе, в SMP Racing искали для своей молодежи варианты дальнейшего развития карьеры, и образовали из Оруджева с Исаакяном экипаж в категории LMP2 ELMS. Первый опыт в гонках на выносливость оказался для парней очень удачным. Ребята неоднократно приводили свою Dallara к финишу на подиуме, а на трассе Поль-Рикар и вовсе одержали победу в четырехчасовой гонке. В настоящий момент видится, что именно участие в гонках на выносливость - наиболее перспективный вариант дальнейшего развития карьеры для Оруджева с Исаакяном.

9. Роман Русинов

WEC: девятое место в чемпионате в категории LMP2 (шестое место экипажа #26 G- Drive Racing в командном зачете), 1 победа, 3 поул-позиции

Безусловно, главной задачей Романа Русинова и его экипажа G-Drive Racing #26 в сезоне 2017 года была победа в категории LMP2 в "24 часах Ле-Мана". Собственно говоря, последняя непокоренная вершина в чемпионате по гонкам на выносливость для Русинова и его команды. Ради этой цели Роман Русинов вновь тщательно подбирал машину(выбор пал на Oreca 07 - Gibson) и напарников по экипажу. Чтобы быть максимально быстрыми именно на кольце Сартэ.

Начало сезона было очень неплохим, экипаж #26 вновь был в числе лидеров категории LMP2. Экипаж Русинова выигрывал поулы на трех первых этапах WEC - в Сильверстоуне, Спа и, главное, в Ле-Мане. И если в Сильверстоуне проблемы по ходу гонки помешали экипажу побороться за победу, то в Спа, в шестичасовой гонке, которую традиционно называют главной репетицией перед Ле-Маном, Русинов и его напарники одержали победу. К Ле-Ману команда подходила в хорошей форме. И завоеванный поул стал подтверждением.

К сожалению, гонка не задалась с самого начала. Экипаж #26 откатился назад, потом был вынужден прорываться. И вскоре, когда за рулем прототипа находился именно Роман Русинов, произошла авария. Роман не смог разминуться с обгоняемым круговым Porsche категории GT Pro-Am, за рулем которого находился арабский пилот-любитель. Эта авария поставила крест на очередных надеждах покорить Ле-Ман.

Вдобавок экипаж #26 получил какой-то несуразный штраф за это столкновение уже на этапе в Нюрбургринге, который фактически лишил возможности побороться за победу и на этом этапе. Это было очень странное судейское решение, так как если вина Романа в столкновении и была, это был обычный гоночный инцидент, никак не заслуживающий каких-то сверхстрогих санкций. К тому же команда G-Drive и так расплатилась за эту аварию потерей шансов в Ле-Мане, конечно попутно испортив гонку и пострадавшим статистам-любителям.

В дальнейшем по ходу сезона казалось, что из команды G-Drive попросту выпустили воздух, и причиной этого видимо был крах в Ле-Мане. Экипаж #26 все время преследовали какие-то проблемы, да и прежней скорости уже не было. В итоге ни одного подиума дальше по ходу сезона у команды, которая прежде всегда боролась за самые высокие места.

Параллельно другой экипаж G-Drive Racing выиграл чемпионат в категории LMP2 в серии ELMS. Но в его составе не было пилотов-россиян.

Дальнейшие перспективы Романа Русинова и его команды пока туманны. Бросится ли он на очередной штурм вершины Ле-Мана, или предпочтет другой путь. Возможно, ему тоже нужна некая перезагрузка.

10. Виктор Шайтар

Blancpain GT Series: четвертое место в зачете Endurance Cup, 17 место в общем зачете серии; лучший результат: второе место

"24 часа Ле-Мана": 16 место в категории LMP2, 33 место в абсолютном зачете

Как уже упоминалось выше, Виктор Шайтар выступил в "24 часах Ле-Мана" в экипаже SMP Racing на Dallara категории LMP2 вместе с Михаилом Алешиным и Сергеем Сироткиным. К сожалению, успехом эта гонка для чисто российского экипажа не увенчалась.

Но у Виктора и помимо Ле-Мана была обширная программа в гонках на выносливость. Он принял участие в серии Blancpain GT в экипаже SMP Racing на Ferrari 488 GT3 вместе с Давиде Ригоном и Мигелем Моллиной. Экипаж SMP Racing стартовал только на этапах Blancpain, входящих в Endurance Cup, в длинных гонках. Поэтому в общем зачете серии пилоты SMP Racing расположились невысоко, но в кубке на выносливость заняли очень достойное четвертое место. Выступал экипаж сильно, стабильно приезжал в очки. Лучшей гонкой для SMP Racing стала "1000 км Поль-Рикара", в которой наш экипаж сначала квалифицировался на втором месте, а затем, поборовшись за победу, занял второе место в шестичасовой гонке. Учитывая очень высокую конкуренцию в Blancpain GT, результаты SMP Racing и непосредственно Виктора Шайтара заслуживают самой высокой оценки.

11. Владимир Васильев

Победитель ралли-рейда "Африка-2017" в абсолютном зачете

Самый заметный ралли-рейдовый гонщик России последних лет в категории внедорожников, Владимир Васильев в начале 2017 года решил ехать не очередной "Дакар" в Южной Америке, а стартовать в рейде "Африка", проходящем по классическому маршруту Дакара. Причем компанию Васильеву на штурманском месте его Mini X-Raid G-Energy Team составил самый известный российский рейдовый штурман Константин Жильцов. По всем раскладам эта связка была на победу! И экипажу Васильев-Жильцов делом удалось подтвердить ожидания. Они выиграли ралли-рейд "Африка" редакции 2017 года, причем выиграли в доминирующем стиле, хотя целый ряд экипажей, в первую очередь на быстрых на мавританских прямиках багги пытался бросить вызов российскому дуэту. Васильев и Жильцов финишировали первыми на овеянном легендами Розовом озере, и пусть это был не тот "Дакар" минувших дней, в любом случае это было круто.

12. Николай Грязин

ERC: седьмое место в чемпионате, 1 победа, второе место среди гонщиков до 28 лет

Младший сын Станислава Грязина в последние годы сфокусировался на карьере в ралли, предпочтя эту традиционную для семьи дисциплину кольцевым гонкам, которыми занимался ранее. И Николай в ралли заметен. Он блистает и на уже традиционном московском Rally Show в Крылатском, быстр он и на международных раллийных трассах. В 2017 году Николай выступал на полном расписании в чемпионате Европы по ралли, причем впервые проехал сезон в самой быстрой категории чемпионата R5, пилотируя Skoda Fabia.

Николай Грязин не просто продемонстрировал высокую скорость на трассах чемпионата Европы, он уже показал свой потенциал сражаться за победы в гонках. Грязин лидировал на греческом ралли Акрополис, и вполне мог выиграть, если бы не внезапное возгорание на перегоне, когда машина сгорела дотла. Хорошо что никто не пострадал.

И все-таки Николай взял свое, смог выиграть на этапе чемпионата Европы! Победа пришла на заключительном этапе ERC, проходившем в Латвии, в окрестностях Лиепаи. После схода лидировавшего Лукьянюка, именно Грязин возглавил гонку и довел ралли до победы, в борьбе за которую опередил многообещающего финского юниора Калле Рованперу (тоже сына известного раллиста). В те же дни в начале октября Николаю только исполнилось 20 лет. И это выглядит очень многообещающе для ралли.

Отдельная номинация

Сергей Карякин

Победитель "Дакара-2017" в категории квадроциклов

Квадроциклы - интересная категория автомототехники, на стыке автомобилей и мотоциклов; четырехколесный транспорт, идеологически при этом более близкий к мототехнике. В автомотоспорте квадроциклы не получили широкого распространения, если не считать одной дисциплины спорта моторов - ралли-рейдов, где квадроциклы уже давно стали полноценной и конкурентоспособной категорией. В своем рейтинге я традиционно рассматриваю автогонщиков, причем в разных дисциплинах автоспорта. Строго говоря, Сергей Карякин - не автогонщик, скорее он мотогонщик, учитывая его категорию motorsport. Но я просто не могу обойти вниманием Сергея и его успех.

Сергей Карякин уже несколько сезонов подряд борется на главном ралли-рейде планеты, на "Дакаре", в категории квадроциклов, где он сразу стал заметным героем в пелотоне, начиная со своего дебюта в 2014 году, когда ему даже удалось выиграть один из этапов. Год за годом Карякин набирался опыта на сложнейшей гонке и добавлял в скорости.

Наконец, после четвертого места в категории в 2016 году, в 2017 году Сергей Карякин уже являлся одним из полновесных фаворитов гонки, намереваясь бросить вызов привычным лидерам категории. Карякин боролся за победу на протяжении всего "Дакара", но особенно он добавил на второй неделе гонки, когда многие уже сошли или потеряли много времени из-за тех или иных проблем. Карякин же стабильно провел всю дистанцию супермарафона, выиграл по ходу гонки три этапа и завершил "Дакар-2017" на первой позиции в категории квадроциклов. Сергей Карякин стал первым российским гонщиком, выигравшим "Дакар" в другой категории, нежели грузовики. Хотя например подиумы в легковой категории у России были. И уже поэтому Сергей Карякин уже легенда.

Подводя итог выступлениям российских гонщиков в 2017 году, следует отметить что далеко не все попали в этот рейтинг. И это позитивный момент, так как действительно в настоящее время российский автоспорт широко представлен на международной арене, есть много достойных гонщиков, интересных спортсменов, за которыми имеет смысл следить.

Напоследок стоит отметить еще несколько имен. В силу того, что SMP Racing, занимаясь подготовкой своего прототипа категории LMP1 BR1, не участвовала на полном расписании в WEC, основной пилот команды Виталий Петров, параллельно с тестами BR1, решил не терять гоночной практики и подписал контракт с командой Manor (с которой в Ф1 его путь разошелся). Manor как раз выступала в категории LMP2 в чемпионате мира по гонкам на выносливость, где выставила два экипажа. Две тройки пилотов были сформированы вокруг экс-пилотов Ф1 - во втором экипаже это был Жан-Эрик Вернь. Перед сезоном Виталий Петров говорил о том, что при удачном стечении обстоятельств есть шанс побороться за чемпионство, - в LMP2 силы команд очень близки, но и конкуренция очень высока, пожалуй, это наиболее конкурентный класс WEC. К сожалению, сезон сложился не слишком удачно. Экипаж Виталия Петрова занимал в гонках пятые, шестые, седьмые места, но не более. Вряд ли это тянет на большой успех. Экипаж Верня по крайней мере неплохо проехал Ле-Ман, где экипаж Петрова потерпел неудачу. Таким образом, хорошо что Виталий Петров активно гонялся в 2017 году, но выделить какие-то его выступления не представляется возможным.

Никита Мазепин, проваливший дебютный сезон в чемпионате Европы Формулы-3 в 2016 году, в 2017 году ощутимо прибавил. Никита несколько раз был на подиуме в гонках этого высококонкурентного чемпионата, и завершил сезон на десятом месте в чемпионате. Кроме того, Мазепин несколько раз принимал участие в тестах команды Ф1 Force India, в которой является пилотом по развитию. Никита сохранил место в Force India и на 2018 год, ну а вместо Ф3 карьеру он продолжит в GP3, таким образом, будет постоянно на глазах боссов Ф1.

Еще один известный российский гонщик в последнее время к сожалению ушел в тень. Речь о Тимуре Тимерзянове, который в свое время выигрывал чемпионат Европы по ралли-кроссу. Но с преобразованием серии в чемпионат мира по ралли-кроссу WRX результаты Тимерзянова пошли на спад. В чемпионат пришли сильные заводские команды и много звездных гонщиков, таких как Петер Сольберг, Себастьян Лёб, Маттиас Экстрем. Тимур Тимерзянов гоняется в не самой сильной команде, видимо поэтому нет и по-настоящему высоких результатов. Учитывая, что WRX в последние годы набирает популярность, хорошие выступления в нем российского гонщика были бы очень приятны.

Таким был ушедший 2017 год для российских гонщиков. Кто-то из наших звезд первой величины испытывал в минувшем году спад, как например, Даниил Квят, Михаил Алешин или Роман Русинов. Кто-то добился прорыва в карьере, как Сергей Сироткин и Роберт Шварцман. Прекрасно, что стабилен "КАМАЗ-Мастер", высоко несущий знамя России на международных гоночных трассах. Команда в очередной раз не подвела, добилась максимальных успехов. Это потрясающе! Приятно, кстати, что "Камазом" не ограничиваются российские марки на гоночных трассах мира. Так, несмотря на уход заводской команды Lada из WTCC после сезона"2016, болиды Lada Vesta WTCC гонялись на трассах турингового чемпионата мира и в 2017 году в руках частной команды. И даже приезжали на подиум.

Но главное, что можно рассчитывать на успехи российского автоспорта и в будущем. И многие из вышеприведенного списка имеют очень хорошие перспективы успеха в 2018 году.

    Команды "Формулы-1" " ", сообщается на официальном сайте "Феррари".

    Ниже приводится справочная информация о Квяте.

    Даниил Вячеславович Квят родился 26 апреля 1994 года в Уфе. Начал гоночную карьеру в 2005 году в картинговых соревнованиях в Италии, где он тогда жил.

    С 2009 года его карьере стал помогать нефтяной концерн "Лукойл", а в 2010 году Квят подписал контракт с проектом Red Bull Junior Team. Помощь от двух компаний позволила россиянину обеспечить финансирование карьеры на несколько лет вперед.

    В 2010 году начались выступления в "Формуле-БМВ", Квят проходил адаптацию после перехода из картинга. В восьми гонках россиянину удалось одержать две победы и пять раз подняться на подиум.

    В том же году он впервые опробовал болид "Формулы-Рено 2.0", за рулем которого проехал несколько гонок в Еврокубке и в британской серии. В 2011 году Квят окончательно перешел "Формулу-Рено 2.0". Первая гонка сезона в немецком Хоккенхайме завершилась победой россиянина. По итогам сезона он стал вице-чемпионом Североевропейского кубка.

    В 2012 году Квят вновь принимал участие в гонках Еврокубка, где занял второе место, а также стал чемпионом серии "Формула-Рено 2.0 Альпы". По итогам сезона 2012 года Российская автомобильная федерация назвала Квята пилотом года в России.

    В 2013 году российский гонщик выступал в серии GP3 за команду MW Arden и выиграл титул. В июле 2013 года Квят принял участие в молодежных тестах "Формулы-1" за рулем болида "Торо Россо" на трассе в британском Сильверстоуне.

    В октябре того же года команда "Ф-1" "Торо Россо" объявила, что Квят в сезоне-2014 станет ее основным пилотом, а его напарником будет француз Жан-Эрик Вернь.

    В 2014 году россиянин в 19 гонках набрал 8 очков и занял 15-е место в личном зачете. Его напарник Вернь заработал 22 очка и стал 13-м по итогам чемпионата.

    В октябре 2014 года "Ред Булл" объявил, что Квят в следующем сезоне заменит в команде Себастьяна Феттеля, подписавшего контракт с "Феррари", и станет напарником Дэниела Риккьярдо, который в сезоне-2014 опередил титулованного немца в личном зачете.

    В сезоне-2015 россиянин набрал 95 очков против 92 у более опытного Риккьярдо. Квят финишировал в первой десятке в 14 гонках из 19, а его лучшим результатом (как в завершившемся чемпионате, так и в карьере) стало второе место на Гран-при Венгрии.

    В сезоне-2016 на первом же этапе в Австралии болид Квята вышел из строя перед стартом гонки. На третьем этапе в Шанхае Квят во второй раз в карьере финишировал на подиуме в чемпионате "Формулы-1", став третьим. На старте гонки россиянин боролся с пилотами "Феррари" Себастьяном Феттелем и Кими Райкконеном, гонщики итальянской команды столкнулись. После гонки Феттель предъявил претензии Квяту за рискованный маневр.

    На четвертом этапе - Гран-при России - Квят финишировал 15-м, его напарник Риккьярдо стал 11-м. На первом круге россиянин выбил из гонки Феттеля. В результате контакта с болидом немца во втором повороте также была повреждена машина Риккьярдо, в итоге команда не смогла набрать очков.

    После этого Квят был переведен в "Торо Россо", а его место в "Ред Булл" занял Макс Ферстаппен. По итогам сезона россиянин набрал 25 очков, финишировав на 14-м месте в общем зачете.

    На первом этапе сезона-2017 - Гран-при Австралии - Квят стал девятым, но в следующих 13 гонках смог лишь однажды набрать очки, при этом в пяти Гран-при Квят не добрался до финиша.

    После Гран-при Сингапура Квят был заменен на француза Пьера Гасли, пропустив этапы в Малайзии и Японии. Российский гонщик вернулся за руль "Торо Россо" в США, где финишировал десятым, однако позже руководство команды сообщило, что этот старт был для Квята последним в сезоне, а затем объявило о прекращении сотрудничества с россиянином. В сезоне-2017 Квят набрал 5 очков и занял 19-е место в личном зачете.

    По неофициальным данным, Квят мог продолжить карьеру в "Уильямсе", также он принял участие в тестах NASCAR Euro Series.

    «Форс-Индия» подписала контракт с 16-летним Никитой Мазепиным. Глеб Каланов рассказывает, что нужно знать о пилоте и его роли в команде.

    Россия все теснее соприкасается с миром «Формулы-1»: в чемпионате уже участвовали Виталий Петров, команды «Мидленд» и «Маруся», в календаре закрепился национальный Гран-при, в сильной конюшне «Ред Булл» выступает Даниил Квят, а Сергей Сироткин находится в шаге от гоночной серии. Сегодня в «Формуле-1» появилось еще одно русское имя – 16-летний Никита Мазепин стал пилотом по развитию в «Форс-Индии». Кто этот парень и что от него ожидать?

    Кажется, знакомая фамилия?

    Да, миллиардеров в России не так много, поэтому фамилию Мазепин вы уже могли слышать. Отец Никиты – Дмитрий Аркадьевич Мазепин, владелец и председатель совета директоров Объединенной химической корпорации «Уралхим». В 2015 году Мазепин-старший занял 63 место в российском списке «Форбс» с состоянием 1,3 млрд долларов. Автоспорт дорого обходится, и зачастую на серьезном уровне им занимаются в основном дети состоятельных родителей. Никита – не исключение. Помимо «Уралхима» его карьеру поддерживают «Гало-Полимер» (также контролируемый Дмитрием Мазепиным) и «Уралкалий» (где Мазепину-старшему принадлежит 19,99% акций).

    Все понятно – еще один бесталанный гонщик с деньгами?

    На самом деле нет – в 2013 году Мазепин мог стать вторым в финале чемпионата мира по картингу в юниорском классе, но судьи лишили его этого достижения из-за срезки поворота в одном из эпизодов, но уже в 2014 году гонщик оказался вице-чемпионом мира во «взрослом» классе KF-15 – таких высот никто из россиян прежде не достигал. Заметим, что напарником Мазепина был Мик Бетч – сын семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера.

    Впрочем, успех в картинге вовсе не означает автоматический успех во взрослых гонках. История автоспорта знает как успешные примеры Дженсона Баттона или Михаэля Шумахера, так и Витантонио Лиуции, который добрался до «Формулы-1», но блестящую карьеру не построил.

    В «формульных» гонках в силу возраста опыт у Никиты небольшой – в прошлом сезоне он выступил в Североевропейском Еврокубке «Рено» и занял 12-е место в общем зачете и 6-е среди новичков. При этом был одним из самых юных – большинство соперников были старше и опытнее. Кроме того, Мазепин провел несколько гонок в «Формуле-Рено» 2.0 и поучаствовал в гоночной серии «Тойота» (которую выиграл еще один сын миллиардера, Лэнс Стролл, выполняющий роль пилота по развитию в «Уильямсе»).

    Почему именно «Форс-Индия»?

    «Форс-Индия» – небогатая конюшня, которая вечно нуждается в деньгах. При текущей системе распределения доходов в «Формуле-1» команде из Сильверстоуна жизненно необходимы спонсоры, и подписание контракта с Мазепиным – следствие недостатка денег в конюшне. Никита, безусловно, одаренный пилот, но все же в таком возрасте команды редко обращают внимание лишь талант спортсменов – если конечно, речь идет не о Максе Ферстаппене. Но за молодым русским стоит несколько мощных химических компаний, сотрудничество с которыми может серьезно облегчить решение финансовых проблем.

    Подписание Мазепина – это шаг с прицелом на долгосрочную перспективу. В результате «Форс-Индия» или вырастит талантливого гонщика, или просто заработает хорошие деньги.

    «У Никиты потрясающий шанс подготовиться к «Формуле-1» в нашей команде. У нас большой опыт работы с молодежью, а Никита – способный и решительный гонщик. Мы с интересом начинаем сотрудничество с новым российским гонщиком, учитывая успех Гран-при России – это рынок с большим потенциалом, и появление молодых талантов, таких, как Никита, гарантирует дальнейший рост интереса к спорту» – говорит владелец команды Виджай Маллья.

    Чем Мазепин будет заниматься?

    Станет пилотом по развитию – получит доступ к симулятору, а также примет участие в тестовой программе. Эта работа должна помочь в развитии гоночного болида VJM09, а самому пилоту даст опыт в продвижении вверх по «формульным» ступеням. О выступлениях в гонках и даже на тренировочных сессиях Гран-при в ближайший год речи пока не идет – у Мазепина нет необходимой суперлицензии. Да и просто за рулем боевой машины «Формулы-1» русскому пилоту вряд ли удастся много поработать – в программе «Форс-Индии» также числится более опытный мексиканец Альфонсо Селисе (которому и обещано участие в практиках). Тем не менее, у Мазепина остается шанс проехать на болиде «Форс-Индии» на летних молодежных тестах.

    «Я еще молод, и мне нужно многому научиться», – говорит пилот. – «Поэтому опыт работы в «Форс-Индии» будет очень важен. Цель – выступать в «Формуле-1» в будущем, и сегодняшняя новость приблизила меня к достижению этой цели. Буду трудиться, чтобы помочь команде, и сделаю все, чтобы улучшить навыки на трассе и за ее пределами» – заявил Никита.

    Какие перспективы в ближайшие годы?

    В сезоне-2016 Мазепину предстоят выступления в Европейской «Формуле-3» и борьба с такими соперниками как Мик Шумахер, Харрисон Ньюи (это сын гениального конструктора «Формулы-1»), Лэнс Стролл и Педро Пике. Есть и другие – менее известные широкому кругу болельщиков, но одаренные парни, – поэтому сразу ожидать больших успехов не нужно. Однако вряд ли в «Форс-Индии» намеревались сразу бросить Мазепина в пекло «Формулы-1», как это сделал Гельмут Марко с Максом Ферстаппеном. Программа развития рассчитана на несколько лет, целью которой является обучение пилота работе в коллективе и с гоночной техникой.

    Примерно так в «Формулу-1» несколько лет назад приходил Эстебан Гутьеррес – мексиканец находился в резерве «Заубера» целых три года, прежде чем стал боевым пилотом. Похожим образом «Уильямс» готовил Валттери Боттаса, так же сейчас не торопится «Макларен» со Стоффелем Вандорном. И в дальнейшем все будет зависеть от самого Мазепина и уровня его выступлений. Если в «Ф-3» и других молодежных сериях все получится, то шанс оказаться за рулем кокпита «Формулы-1» действительно станет очень высоким.

    11 этапов, 10 команд и 20 гонщиков - такова структура Формулы Е в сезоне 2014-2015. На самом деле, гонщиков ещё больше - 26 после первых четырёх этапов. Кое-кто принял участие лишь в одном э-При, некоторые пилоты выходили на старт по 2-3 раза. В чемпионате присутствует некоторая текучесть гоночных кадров.

    После объявления о проведении одной из гонок в России (а именно - 6 июня 2015 года в Москве пройдёт 9 этап электромобильной серии), многие задаются вопросом: а как насчёт российского гонщика в Формуле Е ?

    Уровень пилотов Формулы Е

    Серия Формула Е - далеко не молодёжный чемпионат. Это полноценная "взрослая" гоночная категория. Позиционируется она, как серия высшего уровня, наряду с IndyCar в США, Формулой 1 во всём мире, чемпионатами мира по гонкам на выносливость (WEC) и ралли (WRC). По словам организаторов, это новая, отдельная "пирамида" в автомобильных видах спорта. Значит, и гонщики здесь выступают соответствующие: не молодёжь сразу после "школьных" чемпионатов, а взрослые и опытные профессионалы с мировым именем.

    Приходят они из мира Ф1 (Вернь, Хайдфельд, д"Амброзио и многие другие), американского Индикара (Легг, Монтаньи, Сато), "Ле-Мана" (Сарразен, Буэми) и других гонок на выносливость. И очень редко это молодые талантливые пилоты из юниорских чемпионатов топ-уровня (Микела Черрути, Мэтт Брэбэм, Даниэль Абт).

    Читайте также:

    Кто из российских пилотов может принять участие в чемпионате

    Есть ли пилоты высочайшего класса в России? Да, конечно. На ум сразу приходит тройка гонщиков с мировым именем, которые могут быть главными кандидатами для Формулы Е:

    • (опытный участник Ф1, DTM, вице-чемпион GP2);
    • Михаил Алёшин (участник Indycar, чемпионата мира по гонкам на выносливость, чемпион Мировой серии Renault, бронзовый призёр Ф2);
    • Даниил Квят (чемпион GP3, гонщик Ф1 в команде Red Bull).

    Шансы на попадание в Формулу Е есть у каждого из них, а вот насчёт желания - другой вопрос. Скажем, для Даниила Квята нет никакого резона переходить из чемпионской команды с реальными шансами на победы и подиумы в необычный (если не сказать странный!) чемпионат электромобилей, да ещё в дебютный сезон.

    О Петрове и Алёшине мы поговорим отдельно и подробно, а к списку известных гонщиков из России:

    Сергей Сироткин, 20 лет

    На счету Сергея - 5 место в Мировой Серии Renault в 2014 году и 1 победа (кстати, на российском этапе). Типичный юниор высокого уровня, чьё имя не раз связывалось с Ф1. Однако пока на его счету лишь приличные выступления в молодёжных "формулах", без особо значимых достижений мирового класса. Вероятность попадания в Формулу Е - вряд ли. Слегка рановато, хотя перспективы на ближайшие годы у парня замечательные.

    Артём Маркелов, 21 год

    Артём - другой известный российский гонщик-юниор. В отличие от более опытного Сироткина, Маркелов - "младшеклассник". Он успешно выступал в немецкой Ф3, а затем - в GP2. В зимнее межсезонье отлично катался в новозеландской Toyota Series, но он лишь в начале пути к статусу гонщика мирового класса. Вряд ли мы увидим его в Формуле Е в этом году - пока у него не тот уровень "обучения" в молодёжных чемпионатах.

    Николай Марценко, 22 года

    Участник Мировой серии Рено. Ещё один очень неплохой пилот, но, как и в случае с Маркеловым, у Николая слишком небольшой опыт успешных выступлений, отсутствие серьёзной известности.

    Российские гонщики из совсем уж молодёжных серий

    К ним мы отнесём Матевоса Исаакяна (Ф-Рено 2,0), Константина Терещенко (немецкая Ф3 и Formula Open) и Никиту Злобина (британская и немецкая Ф3). Перспективные и быстрые парни, но это однозначно не топ-уровень. Вероятность их попадания в Формулу Е в сезоне 2015 года близка к нулевой.

    Нужны ли россияне в Формуле Е?

    Да, очень. Об этом говорит и руководство серии, и российские организаторы. Хотя бы на один российский этап, но гораздо вероятнее - и на него, и на 1-2 гонки до московского Э-при.

    Формула Е новый чемпионат, более того - электромобили вообще невероятно новы для автоспорта. В Москве пройдёт одна из заключительных гонок сезона, когда определяются победители серии. Пилот без "наката" на гоночных электомобилях, будь он хоть трижды опытным, вряд ли способен сходу показать приличный результат. Значит, ему нужно вкатиться в эти гонки, получить представление о машине, о расходе электроэнергии. А сделать это можно лишь в гоночных условиях, ведь по ходу сезона вряд ли будут ещё тесты.

    Алехандро Агаг , отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции в Москве, отметил: "Мы бы хотели, чтобы российский гонщик принял участие в московском этапе , и, наверное, было бы лучше, если бы он проехал несколько гонок ещё до этого, чтобы адаптироваться к машине, которая требует иного стиля пилотирования, особенно важен правильный подход к расходованию энергии.

    В России есть очень талантливые гонщики, Михаил Алёшин, Виталий Петров, Даниил Квят, хотя он сейчас в Формуле 1, поэтому такой вариант, наверное, можно не рассматривать. В моей команде GP2 много лет выступал Виталий Петров, но, конечно, есть и другие. Вообще-то именно сейчас мы начинаем работать в этом направлении, будем искать российского пилота, который сможет выйти на старт заключительных этапов чемпионата и, безусловно, примет участие в московской гонке ".

    На предыдущих этапах иногда принимали участие "местные" гонщики. Особенно следует упомянуть:

    • , который вышел на старт первой гонки в Пекине;
    • из Мексики (кстати, малоизвестный и ), который участвовал в почти домашних для него этапах - Уругвае и Аргентине;

    В двух гонках США ожидается выступление американских пилотов - к счастью, таких в Формуле Е хватает, да и 2 команды серии родом из Америки.

    Светлана Коршунова, представитель компании Корса Медиа, организатора этапа Формулы Е в России : "Будьте уверены, что российский пилот на российском этапе обязательно будет . А иначе за кого же нам голосовать в FanBoost?! При этом важно, чтобы до московского этапа он принимал участие в гонках в Монако и Берлине, чтобы уже иметь опыт. Кто именно? Вариантов много. Если честно, мы ещё ни с кем конкретно не начали вести переговоры" .

    Реальные перспективы русских гонщиков в Формуле Е

    С одной стороны, его имя упоминается в связке с Формулой Е чаще других. Действительно, Виталий - известный и очень быстрый гонщик с приличным опытом. Он пока не определился с тем, в каких гонках проведёт сезон 2015 года: в DTM он не поедет со 100% вероятностью. Петрова отлично знает Алехандро Агаг, руководитель Формулы Е.

    : "... мы ведем ряд переговоров, но распространяться о них я пока не готов... Пока я вообще не могу подтвердить, буду ли выступать в этом году в гонках или придется повесить шлем на гвоздь... ".

    Также Виталий в интервью для F1News.ru прокомментировал слова руководителя Формулы Е: "Агаг знает мой телефон, если что, он знает, как со мной связаться. В прошлом году мы вели переговоры с одной из команд Формулы E, команда Mercedes, в которой я выступал в DTM, была не против, чтобы я принял участие в нескольких гонках, но в итоге так и не договорились. Что касается 2015 года, то пока не знаю, посмотрим. Пусть предлагают. В январе мы с кем-то из Формулы E уже разговаривали и теперь ждём… ".

    Михаил Алёшин

    Известно, что первый россиянин в ИндиКаре полностью выздоровел после прошлогодней травмы. К сожалению, столь же хорошо известно, что сезон 2015 года в этой американской серии пройдёт без него - по сообщениям команды, из-за отсутствия платежей российской стороны. Михаил уже объявил, что примет участие в гонках на выносливость, в классе LMP2. Европейский чемпионат ELMS состоит в 2015 году из 5 этапов. Ни один из них не пересекается по времени с гонками Формулы Е, поэтому выступления Михаила хотя бы на нескольких этапов электромобильных гонок не исключены.

    Даниила Квята и вероятность его участия мы отбросим совершенно, но есть и другой интересный вариант.

    Марк Шульжицкий в Формуле Е

    Один из самых необычных автогонщиков планеты в самом необычном чемпионате - чем не вариант?

    Марк стал профессиональным пилотом недавно - лишь в 2013 году. А его предыдущая карьера состояла из компьютерных игр: этот парень стал победителем конкурса Академии GT. Став лучшим киберспортсменом планеты (категория - игра Gran Turismo 5, сильнейший автосимулятор), Марк получил приглашение начать автогоночную карьеру.

    Несколько гонок в зачёте чемпионата мира на выносливость (WEC в 2013 году) - и вот Шульжицкий уже на равных сражается с опытнейшими пилотами, в самых серьёзных гонках планеты. В 2014 году Марк выступал в категории LMP2 (в том числе и в "24 часа Ле-Мана"). Результатом на одной из престижнейших гонок мира стало весьма приличное 5 место в классе и 9 в общем зачёте. О планах Марка Шульжицкого на 2015 год пока ничего не известно. Однако часть пилотов Формулы Е пришли сюда именно из гонок на выносливость, а Марк добился в них приличных успехов и заработал серьёзный авторитет.

    Наконец, Формула Е позиционирует себя, как чемпионат для молодёжи, для новой волны болельщиков. Кто, как не Шульжицкий, лучше других соответствует этому определению?

    Подведем итоги

    ЭлектроФормула.ру предсказывает такие варианты выступлений россиян в Формуле Е:

    Выйдет ли российский пилот на старт этапа в России?

    • Да, почти наверняка. Об этом говорит и Агаг, и организаторы Э-при Москвы.

    Виталий Петров в Формуле Е?

    • Шансы Виталия высоки. Если он сам того захочет. Пока в 2015 году он остался без работы. О Формуле Е он отзывается в сдержанно-позитивном тоне.

    Михаил Алёшин и его шансы на выступления на электромобилях

    • Да, вероятность весьма высока. Сам Михаил - известнейший по обе стороны океана гонщик, благодаря своим недавним ярким выступлениям в Indycar. Он в расцвете сил, голоден до побед и не избалован многолетним участием в чемпионатах высших категорий (к которым, безусловно, относится и Формула Е).

    Марк Шульжицкий - гонщик Формулы Е?