Как первобытные люди разделывали рыбу. Как древний человек рыбу ловил. Крючковые снасти. Удочки

Голод в Поволжье 1921-1922 годов, согласно данным официальной статистики, охватил 35 губерний (Поволжье, Южную Украину, Крым, Башкирию, Казахстан, частично Приуралье и Западную Сибирь) с общим населением в 90 миллионов человек, из которых голодало не менее 40 миллионов. Пик голода пришёлся на осень 1921 - весну 1922 года, хотя случаи массового голодания в отдельных регионах регистрировались с осени 1920 года до начала лета 1923 года. Число жертв голода составило около 5 миллионов человек. Голод 1921-1922 годов привёл к многочисленным случаям каннибализма и и вызвал массовый рост беспризорности и преступности.


Основными причинами голода считаются: жестокая засуха 1921 года, разрушительные последствия Гражданской войны, проводимое большевиками уничтожение частной торговли, изъятие продовольствия у крестьян в пользу города (продразвёрстка) и человеческий фактор. Голод стал удобным поводом для массированной атаки властей на православную церковь, под видом изъятия церковных ценностей для борьбы с голодом. Первое время советское правительство не афишировало факт голода, но к 1921 году стало ясно, что справиться своими силами невозможно. Однако даже тогда за помощью к мировому сообществу обратились не первые лица государства, а писатель Максим Горький. В июле 1921 г. он разослал телеграммы ряду общественных деятелей Европы, после чего 2 августа уже В.И. Ленин обратился к международному пролетариату с призывом о помощи, а 6 августа Советское правительство официально известило мир о постигшем страну неурожае. Основной поток помощи пошёл после активной общественной кампании, организованной лично Фритьофом Нансеном и рядом негосударственных организаций Европы и Америки в конце 1921 - начале 1922 года (АРА - Американская администрация помощи, американское общество квакеров, международный Альянс "Спасем Детей", Миссия Ватикана, "Джойнт", шведский и германский Красные кресты, английские профсоюзы и др.) Всего за два года АРА было израсходовано около 78 млн долларов, из которых 28 миллионов - деньги правительства США, 13 млн - советского правительства, остальные - благотворительность, частные пожертвования, средства других частных организаций. С начала осени 1922 г. началось сокращение помощи. К октябрю 1922 года продовольственная помощь американцев в России была сведена до минимума. Международный Комитет Помощи России под руководством Нансена с сентября 1921 по сентябрь 1922 г. доставил в Россию 90,7 тыс. тонн продовольствия.

Голод в той или иной степени охватил практически все регионы и города Европейской части Советских Республик. Потери в период голода трудно определить, поскольку никто не занимался точным подсчётом жертв. Самые большие потери наблюдались в Самарской и Челябинской губерниях, в автономной области немцев Поволжья и Башкирской автономной республике, общее число населения которых сократилось на 20,6 %. В социальном плане больше всех страдала деревенская беднота, особенно те, у кого не было молочного скота, спасшего от смерти многие семьи. В возрастном плане больнее всего голод ударил по детям, лишив значительную часть тех, кому удалось уцелеть, родителей и крова. В 1922 г. более полутора миллионов крестьянских детей, предоставленных самим себе, бродяжничали, прося подаяние и воруя, смертность в приютах для беспризорных достигала 50 %. Советское центральное статистическое управление определило дефицит населения за период с 1920 по 1922 гг. равным 5,1 млн. человек. Голод в России 1921 г., если не считать военных потерь, был крупнейшей для того времени катастрофой в европейской истории после средневековья.

01. В одном из сёл Поволжья

07. Деятельность Самарской губернской комиссии помощи голодающим 1921-1922

13. Борьба с голодом и беспризорностью, Поволжье, 1921

14. Беженцы от голода в Самарской губернии, 1921 год

18. Семья голодающих в одной из волжских деревень, 1921-1922

19. Умершие от голода в Саратове, 1921

20. Саратов, 1921

21. Трупы детей, собранные на телегу, Самара

23. Примеры каннибализма в Поволжье

24. Фотографии японского журналиста

25. Людоедки Бузулукского уезда

28. Шестеро крестьян, обвинённых в каннибализме в окрестностях Бузулука, 1921

30. В городе Маркс Саратовской области 1921

32. Продовольственная помощь пострадавшим от голода в Поволжье

33. Фритьоф Нансен - норвежский полярный исследователь, учёный, политический и общественный деятель, оказавший огромную помощь по спасению жителей Поволжья от голода.

34. Фото из архива Ф. Нансена. Разгрузка продовольствия со склада Международного Союза по спасению детей в Саратове, 1921-22

Из воспоминаний Нансена: "Самым ужасным было посещение кладбища, на котором была гора из 70 или 80 голых трупов, большинство из которых принадлежали детям, умершим за последние два дня и привезенных сюда из приютов или просто подобранных на улицах. А рядом громоздились еще 7 или 8 трупов взрослых. Их все просто складывают в одну могилу, пока она не заполнится. Трупы голые, потому что одежду забирают себе живые. Нансен спросил могильщика, сколько умерших привозят на кладбище ежедневно, и получил ответ, что их привозят «телегами». Каждый божий день. Для могильщиков было невозможно справиться с захоронением такого количества умерших, потому что земля была мерзлой и копалась очень тяжело, поэтому из тел несчастных вырастали горы. Многие трупы вообще оставались лежать на улицах и в домах, потому что не было возможности отвезти их на кладбище".

35. Фото из архива Ф. Нансена. Кладбище в г. Бузулук, голод 1921-22 годов

36. Одна из фотографий, сделанных Нансеном в России во время поездки по голодающим областям в 1921 году

38. Трупы умерших от голода собранных за несколько декабрьских дней 1921 на кладбище в Бузулуке, фото Ф. Нансена 1921 год

40. Толпа у врачебно-питательного поезда.

41. Американская благотворительная организация АРА (Американская администрация помощи – American Relief Administration) в Самаре, 1921-1922 гг.

42. В одном из питательных пунктов

44. Дети получают питание от Американского комитета в Казани, 1921-1922 гг.

46. Медицинская помощь беспризорникам Поволжья.

47. Саратов, 1921

Больше исторических фотосборников моего блога можно найти

Когда я кому-то говорю, что из Поволжья, многие начинают улыбаться и каждый третий точно да ляпнет что-то типа "Аааа, голодающее Поволжье". И с уст у них это слетает легко, в шутку. Хотя, я уверена, практически никто из них не знает, откуда и почему пошло в нашу речь это устойчивое сочетание "голодающее Поволжье".
И для улыбок и шуток тут, ну, по крайней мере для меня, нет абсолютно никакого повода.
Да, я из Поволжья, где в 1921-1923 годах был такой голод, что эту веху нашей истории стараются умалчивать. Потому что это был настоящий ад.
Итак, о моей Родине, о голодающем Поволжье.Выражаю большую благодарность за предоставленный материал историку, журналисту Владимиру Шарикову, которым и был собран и подготовлена эта статья.

Лето 1920 года в Поволжье выдалось на редкость засушливым, а в стране продолжалась гражданская война, и армию надо было чем-то кормить. По заданию правительства в регионах стали формироваться продотряды, в задачу которых входило осуществлять продразверстку, а если говорить проще – отбирать у и без того нищих крестьян так называемые излишки продукции. Однако законные методы, как у нас часто бывает, вскоре переросли в беззаконие и отбирать стали безжалостно и все…
Так что начавшийся голод был спровоцирован не столько засухой, сколько тем, что после конфискации «излишков» у крестьян не осталось ни зерна для посевной, ни желания обрабатывать землю. Продотряды подчистую выметали закрома. Противопоставить что-то вооруженным людям крестьяне не могли. Любое уклонение от сдачи зерна, мяса, масла и т.д. приводило к безжалостным репрессиям. «Избитые» в годы Чапанки крестьяне теперь были попросту ограблены.Даже сотрудники ВЧК высказывали недовольство действиями продотрядов, срывавших процесс налаживания отношений новой власти с крестьянством. Согласно докладной, отправленной 5 января 1920 года в Москву особым отделом Саратовской губчека, «при разверстке наблюдается множество недоразумений. Продотряды безжалостно выметают все до зерна, и даже бывают такие случаи, когда в заложники берут людей, уже выполнивших продразверстку. На основании таких невнимательных отношений к разверстке недовольство крестьянских масс растет. Нередко оказывалось, что сдано было все, даже семена для следующего посева».
В результате весенний сев 1920 года во многих губерниях, в том числе и в Симбирской, по существу оказался сорванным. А осенью пришлось вновь сдавать зерно по продразверстке.

К весне 1921 года ситуация в Поволжье стала критической. Ни есть, ни сеять попросту было нечего. 19 марта 1921 года из Саратовской губчека доложили в Москву, что в двух уездах наблюдается массовая смертность от голода.
В селах Саратовской, Самарской и особенно Симбирской губернии люди атаковали местные советы, требуя выдачи пайков. Съели всю скотину, принялись за собак и кошек, а потом и за людей. Дом в то время можно было купить за ведро квашеной капусты.
На городских рынках за пригорышню семечек можно было купить норковую шубу:

Люди в городах за бесценок распродавали свое имущество и хоть как-то держались...

А вот в деревнях, судя по сводкам, ситуация становилась все хуже и хуже.

Саратовская губерния (7 декабря):
«Продовольственное положение северных и заволжских уездов крайне тяжелое. Крестьяне уничтожают последний скот, не исключая рабочего скота. В Новоузенском уезде население употребляет в пищу собак, кошек и сусликов. Смертность на почве голода и эпидемии усиливается».

Самарская губерния (12 декабря):
«Голод усиливается, учащаются случаи смерти на почве голода. За ноябрь и октябрь от голода умерли 663 ребенка, больных – 2735, взрослых – 399 человек. Усиливаются эпидемии. За отчетный период заболели тифом 750 человек».

Жертвы голода в Самарской губернии:

Вполне закономерным итогом стала информация из Самарской губернии, поступившая руководству страны 29 декабря 1921 года: «Эпидемические заболевания усиливаются вследствие недостатка медикаментов. Случаи голодной смерти учащаются. Было несколько случаев людоедства».
Резко взлетели цены на все продукты. Стала процветать спекуляция. На симбирском рынке в феврале 1922 года можно было купить пуд хлеба за 1200 рублей. А к марту за пуд хлеба просили уже один миллион рублей. Картофель стоил 800 тысяч рублей за пуд. И это притом, что годовой заработок рабочего составлял около 1000 рублей…

Люди умирали целыми селениями, но местные уездные комиссии по преодолению голода скрывали факты смертей. В отчетах из волостей значились лишь десятки умерших от голода, хотя только за один летний месяц 1921 года в Симбирской губернии вымерли 325 человек.

Не имея возможности купить хлеб, люди уходили из губернии в поисках лучшей жизни. Особенно тяжелым было положение в Сенгилеевском, Сызранском и Симбирском уездах. Там тридцать процентов жителей питались куском суррогатного хлеба в день. 20 процентов вымерли. Вот данные за 20 сентября 1921 года по Сенгилеевскому уезду: «За неделю вымерло 228 человек».
В новом, 1922 году сообщения о людоедстве стали поступать в Москву со все увеличивающейся частотой. 20 января сводки упомянули о людоедстве в Башкирии, Самарской губернии и Симбирской губерниях.

Об ужасах, происходящих в голодающих районах, начала писать и партийная печать. 21 января 1922 года «Правда» написала:
«В симбирской газете «Экономический путь» напечатаны впечатления товарища, побывавшего в голодных местах. Впечатления эти настолько ярки и характерны, что не нуждаются в комментариях. Вот они: «Заехали мы вдвоем в одну глухую заброшенную деревушку, чтобы согреться, отдохнуть и закусить. Продукты были свои, надо было только найти угол.
Заходим в первую попавшуюся избу. На постели лежит еще молодая женщина, а по разным углам на полу – трое маленьких ребят. Ничего еще не понимая, просим хозяйку поставить самовар и затопить печь, но женщина, не вставая, даже не приподнимаясь, слабо шепчет:
– Вон самовар, ставьте сами, а мне силушки нет.
– Да ты больна? Что с тобой?
– Одиннадцатый день не было крошки во рту…
Жутко стало… Повнимательнее взглянули кругом и видим, что дети еле дышат и лежат со связанными ручонками и ногами.
– Что же хозяйка у тебя с детьми-то, больны?
– Нет, родные, здоровы, только тоже десять суток не ели…
– Да кто же их связал-то да по углам разбросал?
– А сама я до этого дошла. Как проголодали четыре дня, стали друг у друга руки кусать, ну и связала я их, да и положила друг от дружки подальше.
Как сумасшедшие бросились мы к своей маленькой корзинке, чтобы дать погибающим детям по кусочку хлеба.
Но мать не выдержала, спустилась с постели и на коленях стала упрашивать, чтобы мы поскорее убрали хлеб и не давали его ребятам. Слабым плачущим голосом она заговорила:
– Они больно мучились семь ден, а потом стали потише, теперь уже ничего не чувствуют. Дайте им спокойно умереть, а то покормите сейчас, отойдут они, а потом опять будут семь ден мучиться, кусаться, чтобы снова так же успокоиться… Ведь ни завтра, ни через неделю никто ничего не даст. Так не мучайте их. Христа ради, уйдите, дайте умереть спокойно…
Выскочили мы из избы, бросились в сельсовет, требуем объяснений и немедленной помощи.
Но ответ короткий и ясный:
– Хлеба нет, голодающих много, помочь не только всем, но даже немногим нет возможности».

27 января «Правда» вновь написала о повальном людоедстве в голодающих районах: «В богатых степных уездах Самарской губернии, изобиловавших хлебом и мясом, творятся кошмары, наблюдается небывалое явление повального людоедства. Доведенные голодом до отчаяния и безумства, съевши все, что доступно глазу и зубу, люди начинают есть человеческие трупы и тайком пожирают собственных умерших детей. Из села Андреевки Бузулукского уезда сообщают, что Наталья Семыкина ест мясо умершего человека – Лукерьи Логиной.

Начальник милиции 4-го района Бузулукского уезда пишет, что по пути его следования в трех волостях он встретил случаи людоедства. Так, в селе Любимовке один из граждан вырыл из могилы мертвеца – девочку лет 14, перерубил труп на несколько частей, сложил части тела в чугуны… Когда это «преступление» обнаружилось, то оказалось, что голова девочки уже опалена. Сварить же труп людоед не успел».
Увы, реакция правительства была неадекватной…
В тот же день, 27 января, нарком здравоохранения Николай Семашко написал членам Политбюро: «Дорогие товарищи! Я позволю себе обратить Ваше внимание на «пересол», который допускает наша печать в противоголодной кампании, в особенности на умножающиеся с каждым днем сообщения якобы о растущем «людоедстве»… Многие из этих описаний явно неправдоподобны. Так, в «Известиях» сообщается, что крестьянин села Сиктермы оставил «труп своей жены, успев съесть легкие и печень», между тем всякий знает, какое отвратительное место представляют легкие мертвеца, и конечно, голодающий скорее бы съел мясо, чем легкие»...
Нарком здравоохранения Николай Семашко был уверен, что пресса освещая проблему голода допускает "пересол"...

30 января 1922 года Политбюро ЦК РКП(б) запретило публиковать сообщения о массовом людоедстве и трупоедстве в голодающих районах страны.
Правда, от замалчивания фактов людоедства само людоедство никуда не исчезло.
К примеру, в сводке ВЧК за 31 марта 1922 года говорилось: «в Татреспублике голод усиливается. Смертность на почве голода увеличивается. В некоторых деревнях вымерло 50% населения. Скот беспощадно уничтожается. Эпидемия принимает угрожающие размеры. Учащаются случаи людоедства».
По данным ГПУ, весной 1922 года в Самарской губернии было зафиксировано 3,5 миллиона голодающих, в Саратовской – 2 миллиона, в Симбирской – 1,2 миллиона, в Царицынской – 651,7 тысячи, в Пензенской – 329,7 тысячи, в Татреспублике – 2,1 миллиона, в Чувашии – 800 тысяч, в Немецкой коммуне – 330 тысяч человек…
Самарская область, 13 апреля 1922. Отчет члена Волисполкома о проверке села Любимовка: «Дикое людоедство» в селе принимает массовые формы. В «глухие полночи идет варка мертвецов», но задержан лишь один гражданин. «…в печке мы нашли сваренный кусок человеческой плоти, а в сенях был горшок с фаршем из мяса того же рода. А рядом с крыльцом мы нашли много костей. Когда мы спросили женщину, где она взяла плоть, то она призналась, что еще в феврале ее 8-летний сын Никита умер и она разрезала его на куски. Затем она решила убить 15-летнюю дочь Анну, что и сделала в начале апреля. Пока девушка спала, она убили ее, разрезала труп на куски и начала его готовить. Она поделилась печенью с соседками Акулиной и Евдокией, сказав им, что это была конина. Человеческая плоть – бедра Анны и ноги – доставлены в управление в качестве доказательства, а отварное мясо было предано земле…»

В селе Андреевке на складе в милиции лежит в корытце голова без туловища и часть ребер шестидесятилетней старухи. Туловище уже съедено гражданином того же села Андреем Пироговым, который уже сознался.
В селениях практически не осталось лошадей и коров. К примеру, в деревне Никитине Симбирского уезда из 123 лошадей осталось всего 14, а из 107 коров – 15. Люди ели все. Разобрали даже соломенные крыши. Люди не брезговали суррогатом и навозом. Питались корой и желудями. В пищу шла падаль, кошки и собаки.
В экстренной помощи нуждалось более 210 тысяч человек, из них 60 тысяч – дети. Как следствие плохого питания, в Симбирской губернии началась эпидемия брюшного тифа, которая стала косить людей. Люди умирали прямо на улицах.
Переполненное кладбище в Бузулукском уезде. 1921 год:

Про голод тогда писали многие газеты. По сообщению газеты «Наша жизнь», «на улицах в селах Симбирской губернии валяются трупы людей, и их никто не убирает. Случаи людоедства стали приобретать массовый характер. В одной из деревень родители съели труп своего ребенка. Дошло до того, что люди стали воровать запасы человеческого мяса друг у друга, а в некоторых волостях выкапывали покойников для пищи».
Сбор трупов по деревням:

Так, крестьянин Бузулукского уезда Ефимовской волости Самарской губернии Мухин на дознании заявил следователю:
«У меня семья состоит из пяти человек. Хлеба нет с Пасхи. Во всем селе осталось около 10 лошадей. Весной прошлого года их было около 2500. Мы сперва питались корой, кониной, собаками и кошками. В нашем селе масса трупов. Они валяются по улицам или складываются в общественном амбаре. Я вечерком пробрался в амбар, взял труп мальчика 7 лет, на салазках привез его домой, разрубил топором на мелкие части и сварил. В течение суток мы съели весь труп. Остались лишь одни кости. У нас в селе многие едят человеческое мясо, но это скрывают. Вкуса человеческого мяса мы в настоящее время не помним. Мы ели его в состоянии беспамятства».

Вот еще один документ. Это выдержка из показаний крестьянки той же волости Чугуновой:
«Я вдова. У меня четверо детей: Анна, 15 лет, Анастасия, 13 лет, Дарья, 10 лет, и Пелагея, 7 лет. Последняя была сильно больна. В декабре, я не помню числа, у меня с сиротами не осталось никаких продуктов. Старшая девочка натолкнула меня на мысль зарезать меньшую, больную. Я решилась на это, зарезала ее ночью, когда она спала. Сонная и слабая, она под ножом не кричала и не сопротивлялась. После этого моя старшая девочка, Анна, начала разрезать ее на куски…»

Дети-людоеды. 1921 год. Бузулукский уезд, Самарская губерния:

К 1922 году в некоторых селениях Симбирской губернии уже не было ни одной собаки, ни кошки. Люди охотились за крысами. Иногда доходило до самоубийства. В селе Ивановка Сызранского уезда голодная женщина зарезала своего ребенка, а потом сама бросилась в колодец.
Росло число беспризорников, которые побирались по деревням. На них началась самая настоящая охота. Газета «Наша жизнь» в 1922 году писала, что «…местный житель вместе с отцом поймали на улице беспризорного 8-летнего мальчика и зарезали его. Труп съели…»

Появилась проституция. Девушки отдавались за кусочек суррогатного хлеба, а в самом Симбирске снять девочку за ломтик хлеба было обычным делом. Нередко к проституции подталкивали своих детей беспомощные родители.

Лишь к концу 1923 года голод в Симбирской губернии был преодолен. Для осеннего посева губерния получила помощь семенами и продовольствием, хотя еще до 1924 года основной пищей крестьян оставался суррогатный хлеб.

По данным переписи 1926 года, население Симбирской губернии сократилось примерно на 300 тысяч человек с 1921 года. От голода и тифа погибло 170 тысяч человек, 80 тысяч было эвакуировано, и около 50 тысяч бежало. По самым скромным подсчетам, в Поволжском регионе в те годы погибло не менее 5 млн. человек.

Рыбалка существует с древнейших времен. Археологические раскопки позволяют предположить, что рыболовством люди занимались еще в период палеолита. Наравне с охотой и собирательством рыболовство было важным источником питания для человека.

Ученым почти ничего неизвестно о том, как ловили рыбу первые люди. На их стоянках находили скелеты рыб, но каких-либо рыболовных снастей не было обнаружено. Скорее всего, в те древние времена люди охотились на крупную рыбу при помощи примитивных копий, попросту говоря - заостренных палок. Есть версия, что ловили рыбу даже просто голыми руками.

Первобытное орудие для ловли рыбы - копья, дротики, остроги. Затем вход пошли острые шипы из кости - первый крючок на леску, сделанную из растительных волокон, в древней Руси - из конопли. Вообще из конопли готовили не только одежду, также плели сети и ловушки для рыбы.

Самый древний из найденных археологами рыболовных крючков был сделан примерно 30 тысяч лет до н.э. Можно утверждать, что в то время уже существовали и некие подобия удочек с поплавками. Также к этому моменту люди научились плести рыболовные сети и ставить ловушки.

По преданию жителей древней Македонии , удачная рыбалка сравни искусству богов. Ловить рыбу с использованием удилища, считалось уделом знати. Если удочка попадала в руки простому смертному, то несчастного казнили (отрубали руки).

У древних египтян из высших сословий сеть презиралась и служила инструментом профессиональных рыболовов - черни, фараоны предпочитали пронзить рыбу острогой, доказав свою быстроту и меткость. Более того, охота и рыбалка фараонов имела некоторый налет церемониальности - охотящийся знатный господин, всегда рисуется древними египтянами в своем самом почетном наряде - в царской юбке и даже с царской бородой. Охота была драгоценной привилегией, царским правом.

Промышленная ловля рыбы проходила коллективно - бреднем. Рыб потрошили и сушили на солнце. Если рыболовы удалялись далеко от дома, то переработку начинали сразу же, на лодках, также, как это делается на современных рыболовецких судах. Сушеная рыба была самой дешевой белковой пищей в Древнем Египте и потому ее заготавливали много. Употребляли рыбу все слои общества и в самых разных условиях: дома, в гостях, в походе.

Израильские археологи в ходе работ на дне Тивериадского озера (Галилейского моря) нашли следы кораблекрушения, произошедшего в VII веке н.э. несколько западнее Галилеи, где когда-то проповедовал Иисус. Среди обломков судна ученые нашли рыболовные орудия, инструменты и другие артефакты. Как предполагают исследователи, все эти предметы древние рыболовы использовали во время ночного лова рыбы.

Выдающейся находкой оказалась специальная корзина для огня. Ночью свет привлекал рыб и других морских обитателей и одновременно освещал их, так что рыболовы могли точно закидывать сети. Хитроумный способ охоты был особо широко распространен на территории Средиземноморья, однако и в некоторых других богатых рыбой районах - например, в селе Старая Ладога - также находили доказательства использования своеобразной "приманки" для рыб.

Кроме корзины, археологи нашли основные грузила, использовавшиеся для оснащения прямоугольных рыболовных сетей. Эти грузила - плоские или свернутые в цилиндры - мгновенно опускали сеть на дно практически сразу после того, как рыбаки закидывали ее в воду.

Ученые также обнаружили бронзовый безмен в форме женщины, который, скорее всего, использовался для взвешивания всей той рыбы, которую моряки вылавливали за одну "ходку".

Также в раскопе найдены железный рыбацкий гарпун с пятью зубцами и железный лот для измерения глубины воды. Лот опускался с носа лодки и иногда смазывался салом. К жиру прилипали частицы грунта со дна, что позволяло морякам определять место лодки в море, а также глубину. "Рыбаки возвращались домой ночами, зачастую в условиях плохой видимости. В такой ситуации лот оказывался единственным навигационным прибором, способным вывести их к родным берегам", - объясняют Галили и Розен.

На Руси рыболовство также было широко распространено. И неудивительно, ведь наши реки и озера так богаты рыбой. На Древней Руси часто ловили рыбу при помощи снасти, напоминающей жерлицу. Еще до татаро-монгольского ига рыбаками использовались крючки, существующие и в настоящее время - с колечком и с лопаточкой.

При исследованиях топографических характеристик следов самых разнообразных ремесел русского средневекового города в черте Пскова (Кром и Довмонтов город, Средний город, Окольный город, Запсковье, Завеличье) было обнаружено, что практически все горожане владели теми или иными рыболовными снастями. Чаще всего это были небольшие сети для личных нужд, встречались и аксессуары больших сетей, неводов, реже — аксессуары крючных снастей, орудия ударного действия. Ловлей для внутренних нужд могли заниматься зависимые люди. Рыболовные снасти украшали изображения в виде пятиконечной звезды, кораблика, изображения креста, животного, птичьей лапки, буквы или буквеподобные начерки, орнаментальные рисунки. В Древней Руси рыбаками называли не тех людей, которые ловили рыбу, а тех, которые торговали рыбой, а тех, кто ловил рыбу - ловцами .

Конечно, сейчас много всяких снастей и приспособлений для ловли рыбы, но и по сй день особо фанатично настроенные рыбаки ловят рыбу руками.
Вот несколько советов, ну если кто захочет попробовать древний способ ловли рыбы, самый дрвний:

v Необходимым условием при ловле рыбы руками является взаимная невидимость. Вы искусственно обеспечиваете взаимную невидимость, взмучивая воду. Для успешной ловли необходимо правильно выбрать расстояние от зоны взмучивания до места ловли, чтобы находящаяся в укрытии (под корчем, берегом) рыба не испугалась и покинула его. Если вы ловите в небольшой речке, со слабым течением, то расстояние от места взмучивания до места лова выбирайте примерно равным 15-20 метрам. Мутить воду как можно более бесшумно на одном и том же месте до тех пор, пока мутная вода не дойдет по течению до места лова. Только после этого можно двигаться вниз по течению к намеченному вами месту. Помните, что рыба будет ловиться до тех пор, пока вы не увидите собственные руки, погруженные в воду.

V Время ловли выбирается из следующих соображений. Начиная с самого раннего утра, определяемого восходом солнца, практически любая рыба кормится и интенсивно перемещается по реке в поисках пищи, поэтому особенного смысла в ловле с утра нет. Тем более, вода в реке еще очень прохладная. Поэтому лучше всего утром ловите рыбу на удочку, особенно если в этом знаете толк. Днем, в послеобеденное время, вода в реке или озере достаточно сильно прогревается и рыба ищет затененные прохладные места, где можно спрятаться от хищников и переварить принятую пишу. Более того, клев на удочку к обеденному времени закончился и все рыбаки оставили свои места. Это самое удачное время для ручного лова.


v Одежда для ловли рыбы вручную - Если дно реки или озера песчаное, с малым процентом ила или глины, то лучше на ноги обуть старые кеды, а предварительно надеть носки с резинкой для предотвращения попадания в носки песка, который может сильно натереть кожу ног. В том случае, если вы ловите в водоеме с илистым или глинистым дном, желательно на ноги надеть литые резиновые сапоги. Высокие сапоги с ботфортами, закрывающими бедра, следует надевать при ловле рыбы весной и осенью в мелких реках, когда вода еще очень холодная. На тело также следует надеть трико, желательно шерстяное и рубашку, застегнутую на все пуговицы и с застегнутыми наглухо манжетами. Никаких перчаток одевать не следует, так как почувствовать рыбу вы можете только кончиками пальцев. Цвет одежды должен быть не ярким, темно-зеленым, коричневым или черным. Садок для рыбы можно пристегнуть ремнем к поясу и носить его сбоку или спереди.


Ну вот, с ловлей рыбы руками все ясно, теперь нужно разобраться - кому молиться, если руки -крюки...
У славян был свой покровитель охотников и рыболовов - Святой Великомученик и Чудотворец Трифон. В еликомученик и чудотворец Трифон известен как изгонитель бесов и имеющий власть над животными, наносящими «вред и тщету нивам, виноградам, садам и вертоградам», так говорится в заклинательном чине греческих и славянских требников. По свидетельству свт. Николая (Велимировича), в Старой Сербии в его день 1(14) февраля на виноградниках служился молебен, поэтому там он иногда изображается с особым виноградарским ножом в руке. На русских же иконах он в виде всадника на белом коне с соколом — согласно явленному им в Москве чуду, за что и почитается у нас как покровитель охотников и безотказная «скорая помощь» в различных житейских нуждах.

И теперь, помолясь Трифону можно порыбачить и у нас, тем более праздник будет в воскресенье:
В Томской области насчитывается 18,1 тыс. рек, ручьёв и др. водотоков, общей протяжённостью около 95 тыс. км, в том числе - 1620 рек протяжённостью более 10 км (суммарная длина этих рек составляет 57,2 тыс. км).

Основные притоки Оби, впадающие в неё на территории Томской области: Томь, Чулым, Чая, Кеть, Парабель, Васюган, Тым.

Крупные реки Томской области - Кия, Яя, Кёнга, Чузик, Чижапка, Улуюл, Бакса, Шегарка, Икса, Бакчар, Андарма, Парбиг, Емелич, Салат, Нюролька, Айсаз, Ильяк, Чертала, Ягылъях, Ларьёган, Киевский Ёган, Сангилька, Косес, Пайгудина, Елтырева, Лисица, Орловка, Чичкаюл, Четь, Суйга.

Крупные озёра Томской области - Варгато, Перельто, Васильево, Нартовое, Курдо, Семиозёрье, Пурульто, Монатка, Конно-Речешное, Чертаны, Белое.

Как считал Фрейд, маленькая рыба символизирует мужское семя, рыба средних размеров (что вполне логично) для него олицетворяла ДЕТЕЙ, ну а удочки, по его теории, воплощали образ фаллоса.

Вообще, сны о рыбах могут быть результатом поисков средств удовлетворения жизненных нужд, желания найти что-то, что надежно скрыто от глаз, или результатом первобытных страхов - если, конечно, вы горячий приверженец теории дарвинизма.

Нужно также отметить, что рыба может сниться к поездкам или путешествиям. И, в конце концов, рыба символизирует умение (или неумение) зарабатывать на хлеб насущный.

Толкование снов из Сонника Лоффа

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Рыба

Смотрите толкование: по названиям рыб, а также сети, ловушка.

Рыбы во сне символизируют холодность, болезнь, равнодушие.

Видеть во сне обглоданный рыбий скелет - предвестье несчастья, крушение планов и разочарований.

Ловить рыбу во сне - знак неблагодарности, бесполезной работы, пустой траты времени и сил.

Увидеть во сне рыбу, пойманную другими, предвещает болезнь, а женщинам - беременность.

Если во сне вы наблюдаете за поплавком своей удочки, который спокойно покачивается на воде, то исполнение вашего желания откладывается.

Если же во сне поплавок дернется и вы поймаете рыбу, то можете рассчитывать на исполнение задуманного.

Поймать большую рыбу во сне означает, что вас ждет выгодный брак. Иногда такой сон предсказывает большое и выгодное дело.

Наблюдать за рыбой, которую ловите, означает, что скоро у вас появятся серьезные планы на будущее.

Наловить много рыбы бреднем во сне - знак большой прибыли. Чем крупнее будет рыба, тем больше денег вы получите.

Наловить много мелкой рыбы во сне - знак больших хлопот, от которых будет мало пользы или мало денег.

Но ловить рыбу сетями, бреднем или неводом означает, что вам следует опасаться рискованных занятий. Однако такой сон предвещает успех тем людям, которые что-то (или кого-то) потеряли и пытаются отыскать.

Ничего не поймать во сне означает, что ваши замыслы не осуществятся.

Рыболовные крючки во сне предвещают опасность. Такой сон может означать, что ваши враги приготовили вам хитрую ловушку.

Пестрая, яркой расцветки рыба во сне предупреждает вас об опасности отравления или обмана. Больным такой сон предвещает смерть. Такой сон также может предвещать оскорбление или ссоры.

Рыба красного цвета во сне предсказывает большие переживания, воспаление или открытие какой-то тайны.

Если вам приснится, что вы берете рыбу в руки, а она выскальзывает из ваших рук, то вам придется иметь дело с таким хитрым человеком, которого вы так и не сможете поймать или разоблачить.

Считается также, что озерная рыба, виденная во сне, предвещает счастье и благополучие.

Сон, в котором вы поймали костлявую рыбу, предсказывает препятствия в делах и неудачи в осуществлении планов.

Есть рыбу во сне считается хорошим предзнаменованием, если только она не сырая.

Есть во сне сырую рыбу означает, что вас ждут убытки, препятствия в делах и разочарования. Но если в ней вдобавок полно костей, то вас ждет разочарование или неудачи.

Мертвая рыба, плавающая на воде, предсказывает, что ваши желания не осуществятся.

Наблюдать за рыбой, плещущейся в воде, предвещает получение подарка или очень хорошего известия. Иногда такой сон предсказывает беспокойство и хлопоты, связанные с вашей работой.

Кормить рыбок во сне - знак примирения с недругами, которых вы очаруете своим обаянием.

Рыбу в своей постели увидеть во сне - знак болезни. Тем, кто отправляется в путешествие по воде, сон предвещает опасность кораблекрушения или другого несчастья.

Беременным видеть во сне, что они родили рыбу, сон предсказывает, что их будущий ребенок будет слаб здоровьем и долго не проживет. Иногда такой сон предвещает им выкидыш.

Считается, что тухлая рыба во сне предвещает неудачи в делах или в личной жизни.

Если во сне вы увидели рыболовные снасти, то вам следует опасаться обмана или какой-то хитрой ловушки.

Жирная рыба во сне - знак болезней, связанных с опухолями или воспалениями.

Рыбаки во сне - знак ненадежных друзей, на которых не стоит полагаться.

Толкование снов из