§31. Рыбы: общая характеристика и внешнее строение. Особенности строения и жизнедеятельности рыб Материалы по педагогике

Страница 1

Выберите правильные утверждения

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+)

3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+)

4. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.

5. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами. (+)

6. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. (+)

7. Кровеносная система рыб незамкнутая.

8. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. (+)

9. Кровь у рыб в предсердии венозная, а в желудочке артериальная.

10. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

11. Органы выделения рыб – почки. (+)

Укажите правильные ответы

1. Рыбы относятся к типу:

а – бесхордовые;

б – полухордовые;

в – хордовые. (+)

2. Большинство рыб относится к классу:

а – костных рыб; (+)

б – хрящевых рыб;

в – ланцетников.

3. К парным плавникам относятся:

а – только грудные;

б – только брюшные;

в – грудные и брюшные. (+)

4. Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:

а – создание устойчивости тела при движении;

б – защита от хищников;

в – то и другое. (+)

Биологические задачи

1. Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей оно высокое, сильно сжатое с боков; у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул – торпедообразное; у рыб-игл – иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения?

2. У большинства современных рыб кожа покрыта чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных?

3. Для борьбы с малярией в 30-е годы в нашу страну была завезена и выпущена в водоемы небольшая рыбка гамбузия. Почему внимание ученых-зоологов привлекла именно эта рыба?

I. Отметь правильные суждения

1. У всех рыб обтекаемая форма тела. (+)

2. Тело всех рыб покрыто костной чешуей.

3. Тело рыбы состоит из трех отделов: головы, туловища и хвоста. (+)

4. Основной орган движения и «руль» рыбы – спинной плавник.

5. Органом слуха рыб является наружное ухо.

6. Рыбы не могут поворачивать голову, зато глаза у них подвижные. (+)

7. Выделительная система рыб представлена только почками и мочеточниками.

8. В холодной воде растворенного кислорода больше, чем в теплой, поэтому сброс теплой воды (тепловое загрязнение) может вызвать замор рыбы. (+)

9. У рыб, впадающих в спячку, обмен веществ повышается.

10. Сердце у рыб всегда наполнено артериальной кровью.

11. Органы тела рыбы снабжаются смешанной кровью.

12. Оплодотворение у большинства рыб наружное: икра выметывается в воду. (+)

6.3 Контрольная работа «Хрящевые и костные рыбы»

Вариант 1

1. Выпишите номера верных суждений.

1. Большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.

2. Хвост рыбы–та часть тела, которая окаймлена хвостовым плавником.

3. Глаза рыбы не имеют век.

4. В каналах органов боковой линии имеются чувствительные клетки.

5. Нервная система рыбы состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.

6. Кровь в предсердии рыбы венозная, а в желудочке –артериальная.

7. Плавательный пузырь наполнен смесью газов.

8. Большинство рыб – раздельнополые животные.

9. Органы выделения рыб – туловищные почки.

10. Из хрящевых и костных рыб наиболее богат видами класс хрящевые рыбы.

2. Выберите буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Рыбы относятся к типу:

а – бесхордовые;

б – полухордовые;

в – хордовые.

2. Тело покрыто костной чешуей:

а – только у хрящевых рыб;

б – только у костных рыб.

3. Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:

а – при движении;

б – защиты от хищников;

в – те и другие.

4. Рыба не может поворачивать голову, потому что:

а – череп неподвижно соединен с позвоночником;

б – этому мешают жаберные крышки; в – этому препятствует жаберная чешуя.

Материалы по педагогике:

Информационные технологии
Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Если в качестве признака информацио...

Сущность и содержание понятия геоэкологического мышления
В начале XX. в. географическая наука вышла на качественно новый уровень своего развития, обусловленный возросшим значением географии в понимании сложных природных и социальных процессов, происходящих на нашей планете, в оптимизации использования ее пространства и освоении ресурсов, в осмыслении буд...

Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, отстающих от других в изучении программного материала
Основной целью ее является своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики. Передовой опыт работы учителей математики свидетельствует об эффективности следующих положений, связанных с организацией и проведением внеклассной работы с о...

Везденева Надежда Владимировна

Учитель биологии МАОУ «СОШ № 101» г. Пермь

Тест по теме « Рыбы ».

Задачи: обобщить и систематизировать представления учащихся о многообразии рыб, их приспособленности к водной среде обитания; совершенствовать учения анализировать, сравнивать, классифицировать, обосновывать особенности строения организма в связи со средой обитания.

Вариант I .

Выберите номера правильных суждений:

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

2. Тело большинства рыб покрыто костной чешуей.

3. Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь.

4. Голова рыбы незаметно переходит в туловище, а туловище – в хвост.

5. Хвост рыбы – та часть тела, которая окаймлена хвостовым плавником.

6. На спинной стороне тела рыбы имеется один спинной плавник.

7. У мирных рыб, например, у карпов, линей, спинной плавник, как правило, широкий и высокий.

8. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.

9. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами.

10. Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии.

11. Ноздри рыб не сообщаются с ротоглоткой.

12. Рыбы не имеют органов слуха.

13. В каналах органов боковой линии имеются чувствительные клетки.

14. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда.

15. Высушенная хорда осетровых рыб используется в пищу.

16. Тела позвонков имеют двояковогнутую форму.

17. Нервная система рыбы состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.

18. Кровеносная система рыб незамкнутая.

19. Сердце рыб состоит из двух камер – предсердия и желудочка.

20. Кровь в предсердии рыбы венозная, а в желудочке – артериальная.

21. Спинной мозг находится в позвоночном канале.

22. К туловищным и хвостовым позвонкам прикрепляются ребра.

23. У рыб в течение жизни образуются различные условные рефлексы.

24. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

25. Плавательный пузырь наполнен смесью газов – кислорода, диоксида углерода.

26. При увеличении объема плавательного пузыря рыба становится легче.

27. Органы дыхания рыб – жабры.

28. Постоянный ток воды через рот, глотку, жаберные щели поддерживается глотательными движениями ротовых органов.

29. Органы выделения рыб – почки.

30. Мочевой пузырь у рыб отсутствует.

31. У рыб обмен веществ происходит медленно.

32. Температура тела рыб низкая, но постоянная.

33. Рыбы – раздельнополые животные.

34. Большинство видов рыб сохраняется в природе благодаря откладыванию огромного количества икринок.

35. Все рыбы нерестятся весной.

36. Сформировавшийся в и кринке зародыш превращается в личинку.

37. Вышедшие из икринок личинки рыб вначале питаются микроорганизмами, а затем дафниями и циклопами и более крупными беспозвоночными животными.

38. Из хрящевых и костных рыб наиболее богат видами класс хрящевых рыб.

39. К хрящевым рыбам относятся палтусы, осетры, угри и многие другие рыбы.

40. У хрящевых рыб скелет состоит в основном из хряща, на голове имеются жаберные щели, кожа покрыта особой чешуей, имеющей конические или грибовидные зубцы, покрытые эмалью.

Вариант II .

Выберите правильный ответ:

1. Рыбы относятся к типу:

а) бесхордовых;

б) полухордовых;

в) хордовых.

2. Хорда – это:

а) спинной мозг без сформировавшихся вокруг него спинных или хрящевых защитных образований;

б) плотный упругий стержень, образованный тесно прилегающими друг к другу клетками;

в) эластичная трубка, в канале которой находится спинной мозг.

3. Хорда в течение всей жизни сохраняется у:

а) хрящевых рыб (акулы, скаты);

б) костно-хрящевых рыб (осетры, белуги);

в) костистых рыб (окунь, плотва, щука).

4. Тело покрыто костной чешуей:

а) только у хрящевых рыб;

б) только у костных рыб;

в) у всех рыб, за редким исключением.

5. Большинство рыб относится к классу:

а) костных рыб;

б) хрящевых рыб;

в) ланцетников;

6. К парным плавникам относятся:

а) только грудные;

б) только брюшные;

в) грудные и брюшные.

7. Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:

а) создания устойчивости тела при движении.

б) защиты от хищников.

в) те и другие.

8. Плавательный пузырь имеется:

а) у всех рыб;

б) у всех видов рыб, кроме хрящевых;

в) у всех видов рыб, кроме хрящевых и некоторых костных рыб.

9. Плавательный пузырь у рыб выполняет функции:

а) только гидростатические (увеличивает и уменьшает плотность тела);

б) гидростатические, а у некоторых видов рыб и дыхательные;

в) гидростатические, дыхательные (у некоторых видов рыб) и функции поддержания постоянного состава крови.

10. Органы боковой линии имеются:

а) у всех рыб;

б) у некоторых видов рыб.

11. Из икринок рыб выходят:

а) мальки;

б) личинки;

в) сформировавшиеся маленькие рыбки.

12. Кровеносная система рыб:

а) замкнутая;

б) незамкнутая;

в) незамкнутая у хрящевых и замкнутая у костных.

13. Сердце у рыб состоит из:

а) одной камеры;

б) двух камер;

в) трех камер.

14. Кровь у рыб приносит к органам:

а) питательные вещества;

б) кислород;

в) питательные вещества и кислород.

15. Через сердце рыб проходит кровь:

а) венозная;

б) артериальная;

в) смешанная.

16. Выделительная система у рыб не связана с органами размножения:

а) у всех видов рыб;

б) только у костистых рыб.

17. Забота о потомстве наиболее развита у рыб, которые откладывают:

а) огромное количество икры (десятки тысяч, миллионы);

б) небольшое число икринок в мантийную полость беззубок (горчак), в гнездо из травинок и т. п. и охраняют икру;

в) небольшое число икринок и вынашивают их в особой сумке на брюхе или в ротовой полости.

Правильные ответы:

Вариант 1 – 2,3,4,5,8,9,13,16,19,21,23,25,26,27,29,30,31,33,34,36,37,40.

Вариант 2 – 1в,2б,3а,4в,5а,6в,7в,8в,9в,10а,11б,12а,13б,14в,15в,16б,17в.

Задание 25. «Флаундер» (рис. 25)

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела (10–1–2–9).

2. Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь (10–1–11–2).

3. Голова рыбы незаметно (без шейного перехвата) переходит в туловище, а туловище – в хвост (4–1–3–8).

4. На спине у рыбы имеется один плавник (1–6–3–8).

5. У мирных рыб, например у карпов и линей, спинной плавник, как правило, широкий и высокий (8–5–9–2).

6. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами (6–12–13–7).

7. Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии (16–21–14–20–22).

8. Ноздри рыб не сообщаются с ротоглоткой (21–19–23–24–18).

9. Рыбы не имеют органов слуха (20–21–16–14–19).

10. В каналах органов боковой линии имеются чувствительные клетки (17–15–25–24).

11. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда (30–36–39–29–28).

12. Высушенная хорда осетровых рыб используется в пищу (39–35–38–40–39).

13. Сердце рыб состоит из двух камер – предсердия и желудочка (40–33–42–43).

14. Кровеносная система рыб незамкнутая (35–36–29–30).

15. Спинной мозг находится в позвоночном канале (32–31–34–41–44).

16. У рыб в течение жизни формируются различные условные рефлексы (50–47–52–45–49).

17. У всех рыб имеется плавательный пузырь (41–52–58–60–10).

18. Плавательный пузырь наполнен смесью газов (50–48–46–51–49).

19. Органы дыхания рыб – жабры (53–56–61–63–60).

20. Органы выделения рыб – почки (61–55–59–54).

21. Мочевой пузырь у рыб отсутствует (51–50–34–44).

22. У рыб обмен веществ происходит медленно (58–60–57–62–68).

23. Температура тела рыб низкая, но постоянная (49–47–37–34).

24. Большинство рыб – раздельнополые животные (28–26–27–68).

25. Сформировавшийся в икринке зародыш потом превращается в личинку рыбы (64–66–70–65).

26. Карп – одомашненная рыба, происходящая от сазана (65–69–67).

27. Все пресноводные рыбы умеренных широт нерестятся весной (58–54–59–57).

28. К классу хрящевых относится значительно больше видов, чем к классу костных рыб (69–66–65–70).

(Правильные ответы: 10–1–11–2; 4–1–3–8; 8–5–9–2; 6–12–13–7; 16–21–14–20–22; 21–19–23–24–18; 17–15–25–24; 30–36–39–29–28; 39–35–38–40–39; 40–33–42–43; 32–31–34–41–44; 50–47–52–45–49; 50–48–46–51–49; 53–56–61–63–60; 61–55–59–54; 58–60–57–62–68; 28–26–27–68; 64–66–70–65; 65–69–67.)

Правильно выполненное задание 25

Задание 26. «Морской конек» (рис. 26)

1. Самец этого вида рыб строит из водорослей гнездо в форме муфты и охраняет его:

а) макропод (8–11–6–13–8);
б) бойцовая рыбка (8–13–6–11–6);
в) гурами мраморный (8–6–13–11–8);
г) колюшка трехиглая (8–6–11–13–8).

2. Эти тропические рыбки, обитающие в мангровых зарослях, большую часть своей жизни проводят вне воды. Во время отлива они взбираются на различные коряги и активно охотятся на воздушных насекомых:

а) анабас (24–1–30–2);
б) прыгун илистый (24–30–1–2);
в) макропод (24–30–2–1);
г) латимерия (24–2–1–30).

3. Самец этой тропической рыбки вынашивает икринки в ротовой полости, и мальки в случае опасности прячутся в рот отца:

а) тиляпия (24–22–16–21);
в) дискус (24–16–21–22);
б) морской конек (24–21–22–16);
г) скалярия (24–22–21–16).

4. У самца этой рыбки на брюхе развивается особая сумка, в которой он вынашивает икринки:

а) пинагор (21–15–20–18);
б) морской конек (21–15–18–20);
в) тиляпия (21–18–15–20);
г) кумжа озерная (21–20–18–15).

5. Родина этой рыбки – Центральная Америка. В 1925 г. она была завезена в нашу страну в целях борьбы с малярией:

а) гуппи (20–19–23–17);
б) меченосец (20–23–17–19);
в) фундулус (20–17–19–23);
г) гамбузия (20–19–17–23).

6. Самки этого вида живородящих рыб после рождения потомства почти все погибают:

а) голомянка байкальская (23–29–14–12);
б) акула-молот (23–14–12–29);
в) гамбузия (23–29–12–14);
г) гуппи (23–12–29–14).

7. Икра этих рыб известна под названием «красной икры»:

а) лососевых (12–4–10–3–9);
б) осетровых (12–3–4–9–10);
в) карповых (12–10–3–4–9);
г) окуневых (12–4–3–10–9).

8. Из перечисленных видов двоякодышащих рыб не впадает в спячку:

а) лепидосирен (2–5–7–9);
б) большой протоптер (9–7–2–5);
в) неоцератод (9–5–7–35–2);
г) малый протоптер (2–9–5–7–35).

9. Самцы этих рыбок строят для икринок гнездо из воздушных пузырьков:

а) колюшка (29–32–34–33–31);
б) макропод (29–32–34–31–33);
в) горчак (29–31–34–32–33);
г) гуппи (29–33–34–31–32).

(Правильные ответы: 8–6–11–13–8; 24–30–1–2; 24–22–16–21; 21–15–18–20; 20–19–17–23; 23–29–14–12; 12–4–10–3–9; 9–5–7–35–2; 29–32–34–31–33.)

Правильно выполненное задание 26

Задание 27. «Скат» (рис. 27)

1. К классу хрящевых рыб относятся:

а) окуни и щуки (1–2–3–4–1);
б) акулы и скаты (3–4–2–1–3);
в) кильки и сардины (4–3–2–1–4);
г) караси и сазаны (3–4–1–2–3).

2. К классу костных рыб относятся:

а) пескари (24–18–26–16);
б) химеровые рыбы (16–18–24–26);
в) акулы (24–26–18–16);
г) скаты (16–26–28–18).

3. У этого вида рыб отсутствует плавательный пузырь:

а) китовая акула (16–12–23–20);
б) речной окунь (16–23–12–20);
в) сазан (16–23–20–12);
г) линь (16–20–23–12).

4. Из перечисленных видов акул питается планктонными организмами:

а) сельдевая акула (5–9–8);
б) гигантская акула (5–8–9);
в) акула-нянька (9–5–8).

5. Тело этой рыбы, относящейся к классу хрящевых, уплощено в спиннобрюшном направлении:

а) катран (25–11–22–14);
б) полярная акула (25–14–22–11);
в) манта (25–11–14–22).

6. Акулы этого вида могут достигать в длину 20 м. В отличие от подавляющего большинства видов хищных акул, они питаются планктоном и мелкой рыбешкой:

а) тигровая акула (22–21–20–17);
б) белая акула (17–22–21–20);
в) китовая акула (22–17–21–20);
г) акула-молот (17–20–22–21).

7. Одной из крупнейших пресноводных костистых рыб, которая иногда может достигать в длину 5 м при массе до 300 кг, является:

а) обыкновенная щука (6–10–7);
б) обыкновенный сом (6–7–10);
в) налим (6–7–11);
г) сазан (6–10–11).

8. Самые быстроходные виды рыб могут развивать скорость до 100–130 км/ч. К этой группе относятся:

а) сельдяной король (13–15–17);
б) луна-рыба (19–17–15);
в) пила-рыба (13–19–15);
г) меч-рыба (13–15–19).

(Правильные ответы: 3–4–2–1–3; 24–18–26–16; 16–12–23–20; 5–8–9; 25–11–14–22; 22–17–21–20; 6–7–10; 13–15–19.)

Правильно выполненное задание 27

Задание 28.«Скалярия» (рис. 28)

1. У акул и скатов позади глаз располагаются небольшие отверстия (остаток щели между челюстной и подъязычными дугами), которые называются:

а) ноздрями (1–18–14–16);
б) сифонами (1–16–18–15);
в) брызгальцами (1–15–18–16);
г) перфорациями (1–15–16–18).

2. Органом поступательного движения у рыб является хвост. В хвостовом отделе позвоночника нижние дуги позвонков смыкаются, образуя гемальный канал, служащий для:

а) защиты кровеносных сосудов от пережимания во время плавания (16–17–14–13);
б) проведения нервных импульсов к головному отделу тела (16–14–17–13);
в) уравновешивания спинномозгового канала (16–13–14–17).

3. Плавательный пузырь у акул отсутствует. Его функцию выполняет:

а) развитый желудок (13–11–12–9);
б) трехлопастная печень (13–12–11–9);
в) легкие (13–12–9–11).

4. Эту рыбу по праву можно отнести к живым ископаемым. Считали, что все такие рыбы вымерли около 70 млн лет назад. Однако в 1938 г. представителя этой группы поймали у берегов Южной Африки. Это:

а) панцирная щука (9–8–10–7);
б) химера (9–10–8–7);
в) латимерия (9–8–7–10).

5. Сейсмосенсорную функцию у рыб выполняют:

а) органы боковой линии (10–6–2–5);
б) глаза (10–6–5–2);
в) ноздри (10–2–5–6.

6. Известно, что чем быстрее акула плывет, тем большее количество воды поступает через ротовое отверстие в глотку, омывает жабры и выходит через жаберные щели, т.е. тем интенсивнее процесс газообмена. Как акула может интенсифицировать газообмен, оставаясь неподвижной:

а) опустившись на дно глубокой океанической впадины, где вода находится под огромным давлением (5–4–1–3);
б) лежа на дне мелководного участка с постоянным сильным течением (5–4–3–1);
в) оставаясь во время отлива на суше (5–3–1–4)?

(Правильные ответы: 1–15–18–16; 16–17–14–13; 13–12–11–9; 9–8–7–10; 10–6–2–5; 5–4–3–1.)

1. Выполните лабораторную работу.
Тема: «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».
Цель работы: изучить особенности внешнего строения и способы передвижения рыбы.
1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.
2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 31 учебника, выполните лабораторную работу, заполняя по ходу наблюдений таблицу.

3. Зарисуйте внешний вид рыбы. Обозначьте части тела.

4. Запишите результаты наблюдений и сделайте выводы. Отметьте черты приспособленности рыб к водной среде.
Вывод: рыбы хорошо приспособлены к жизни в водной среде. Они имеют обтекаемую форму тела, плавники, органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде.

2. Заполните таблицу.

3. Выпишите номера правильных утверждений.
Утверждения:
1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
2. Тело большинства рыб покрыто костной чешуей.
3. Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь.
4. Голова рыбы незаметно переходит в туловище, а туловище – в хвост.
5. Хвост рыбы – та часть тела, которая окаймлена хвостовым плавником.
6. На спинной стороне тела рыбы имеется один спинной плавник.
7. Грудными плавниками рыба пи передвижении пользуется как веслами.
8. Глаза у рыб не имеют век.
9. Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии.
Правильные утверждения: 1,2,3,4,5,6,8,9.

4. Заполните таблицу.

5. Форма тела рыб очень разнообразна: у лещей тело высокое и сильно сжатое с боков, у камбалы – сплюснутое в спинно-брюшном направлении, у акул – торпедообразное. Объясните, чем вызваны различия в форме тел у рыб.
Это вызвано средой обитания, типом воды, в которой они обитают, и способом добывания пищи.

Задание 1. Выполните лабораторную работу.

Тема : "Внешнее строение и особенности передвижения рыбы".

Цель работы : изучить особенности внешнего строения и способы передвижения рыбы.

1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.

2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 31 учебника, выполните лабораторную работу, заполняя по ходу наблюдений таблицу.

3. Зарисуйте внешний вид рыбы. Обозначьте части тела.

4. Запишите результаты наблюдений и сделайте выводы. Отметьте черты приспособленности рыб к водной среде.

Рыбы хорошо приспособлены к жизни в водной среде. Они имеют обтекаемую форму тела, плавники, органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде.

Задание 2. Заполните таблицу.

Задание 3. Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения :

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

2. Тело большинства рыб покрыто костной чешуей.

3. Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь.

4. Голова рыбы незаметно переходит в туловище, а туловище - в хвост.

5. Хвост рыбы - та часть тела, которая окаймлена хвостовым плавником.

6. На спинной стороне тела рыбы имеется один спинной плавник.

7. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.

8. Глаза у рыб не имеют век.

9. Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии.

Правильные утверждения : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9.

Задание 4. Заполните таблицу.

Задание 5. Форма тела рыб очень разнообразна: у лещей тело высокое и сильно сжатое с боков; у камбалы - сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул - торпедообразное. Объясните, чем вызваны различия в форме тел у рыб.

Из-за места обитания и передвижения.

Камбала имеет сплюснутую форму, потому что медленно плавает по дну.

Акула наоборот передвигаться быстро (тарпедовидная форма обеспечивает быстрое передвижение в открытой воде).

Тело у леща сплюснуто с боков, потому что он передвигается в водоемах с густой растительностью.