Комплекс упражнений лфк при лечении бронхиальной астмы. Лфк в лечении бронхиальной астмы. Можно ли заниматься спортом

Хроническое нарушение дыхания, сопровождаемое периодическими приступами, требует постоянного контроля со стороны пациента и комплексного лечения, при котором используется как терапия при помощи лекарственных препаратов, так и дыхательная гимнастика при бронхиальной астме.

Фармацевтическая промышленность предлагает большой выбор препаратов, способствующих не только купированию и предупреждению острого состояния, но и ослаблению воспалительного процесса в бронхиальном дереве. Однако все лекарственные средства имеют определенный перечень противопоказаний, поэтому пациенты обращают внимание на ЛФК (лечебную физическую культуру) при бронхиальной астме. Следует помнить, что оптимальный комплекс упражнений может подобрать только лечащий врач.

Правильная техника выполнения простых движений, которые включает лечебная гимнастика при бронхиальной астме, способствует улучшению газообмена в клетках, что приносит пользу даже здоровым людям. Регулярные занятия повышают эластичность стенок кровеносных сосудов, что помогает предупредить инсульт и другие внутренние кровоизлияния.

Кроме того, на организм оказывается следующее действие:
  • нормализуется обмен веществ;
  • наблюдается снижение адгезии холестериновых бляшек к сосудистым стенкам;
  • повышается иммунитет;
  • улучшается работа сердечно - сосудистой системы;
  • показатели кровяного давления приближаются к общепринятым нормам;
  • укрепляется нервная система, пациент избавляется от негативной энергии, происходит освобождение от стресса.

Таким образом, дыхательные упражнения при бронхиальной астме значительно повышают качество жизни.

Кроме общих, существуют и медицинские показания, при которых правильное дыхание показывает положительные результаты:
  • нормализация газообмена улучшает кровообращение в клетках органов дыхательной системы;
  • облегчается эвакуация скопившейся слизи;
  • специальные упражнения улучшают дыхание через нос;
  • укрепляются мышцы грудной клетки;
  • исправляется деформация позвоночника;
  • значительно облегчаются головные боли;
  • нормализуется движение лимфы;
  • предотвращается образование застойных явлений;
  • физические упражнения при астме способствуют растворению фибрина, таким образом, предупреждая образование спаек.

К состояниям, при которых физические упражнения при бронхиальной астме выполнять запрещено, относят сильный сухой или продуктивный кашель, затрудненное дыхание, при котором наблюдается нехватка воздуха, хронические заболевания или воспалительные процессы в острой стадии, обнаружение злокачественных опухолей, травмы позвоночника и т. д.

Прежде чем приступить к выполнению упражнений, следует получить консультацию специалиста, который проанализирует общее состояние больного и даст индивидуальные рекомендации.

Однако существуют правила, обязательные для всех:
  1. Для того чтобы не провоцировать осложнений, вызванных попаданием содержимого носоглотки в бронхи, дышать во время упражнений при бронхиальной астме нужно в основном через рот.
  2. Большие объемы воздуха, поступающие во время глубокого вдоха, раздражают слизистые бронхов, могут стать причиной астматического приступа, поэтому дыхание должно быть поверхностным, спокойным.
  3. Неглубокие вдохи и выдохи помогут справиться с начинающимся приступом. Способность самостоятельно успокаиваться может стать решающей в критической ситуации.
  4. В случае обнаружения мокроты в бронхах комплекс упражнений выполняется между вдохом и выдохом.
  5. Основным правилом, которое необходимо соблюдать для получения результата, является регулярность. Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме должна выполняться дважды в день.
  6. Оптимальным местом для выполнения гимнастики являются открытые площадки. Если погода не располагает к прогулкам, перед проведением физических упражнений помещение следует проветрить.
  7. Не рекомендуется выполнять дыхательные упражнения при астме сразу после приема пищи.

Как и другие комплексы физических упражнений, дыхательную гимнастику начинают с небольших нагрузок, постепенно увеличивая их. Преимуществом такой зарядки является то, что для ее выполнения не нужны специальные приспособления или тренажеры.

Рассмотрим основные упражнения:
  1. Для отхождения мокроты, накопившейся за ночь, и облегчения дыхания утром, не вставая с кровати, выполняют следующее упражнение: согнутые ноги в коленях медленно подтягивают к груди, при этом делая глубокий выдох ртом. Первые 10 дней упражнение делают 10 - 15 раз, постепенно увеличивая их количество.
  2. Следующее упражнение выполняют в положении стоя, руки на талии. Глубоко вдыхают носом, при этом максимально надувая живот. Резкий выдох осуществляют также через нос, при этом живот втягивают внутрь. Максимальное количество повторов для астматиков - не более 10, так как у некоторых пациентов наблюдалось сильное головокружение.
  3. Принцип «поочередного дыхания» состоит в следующем - правую ноздрю закрывают рукой, через левую делают вдох, затем выдыхают через правую. Так, меняя местами, делают несколько раз.
  4. Дыхательная гимнастика при астме предусматривает и глубокую вентиляцию легких. Для этого необходимо присесть на стул, положить руки на колени. На вдохе руки широко разводят в стороны, на выдохе соединяют на левом колене, подтягивая его к груди. Упражнение повторяют, подтягивая правое колено. В случае бронхиальной астмы с осложнениями такие подтягивания делают не более 10 раз.
  5. При бронхиальной астме у детей эффективным будет упражнение, которое повышает механические свойства дыхательных путей, улучшая газообмен. В его основе лежит преодоление сопротивления жидкости. Малышам будет интересно вдохнуть воздух и медленно выдохнуть его через трубочку, опущенную в емкость с водой. При этом большое значение играет постепенное увеличение временного отрезка, в течение которого производится выдох.

Изначально разработанная для профессиональных певцов, дыхательная гимнастика Стрельниковой при астме на протяжении многих лет успешно используется пациентами всего мира.

Основными достоинствами является возможность выполнения физических упражнений в любых условиях и вырабатываемая способность самостоятельно купировать астматический приступ, что особенно важно в ситуациях, когда невозможно позвать на помощь.

Упражнения, выполняемые на свежем воздухе, задействуют все части тела, поэтому могут остановить не только приступ, сопровождаемый удушьем, но и помогают при болях в области сердца или печеночных коликах.

В основе системы по Стрельниковой лежит следующий принцип:
  • вдох должен быть резким, глубоким и сильным, при этом ноздри должны расширяться, во время тренировки необходимо совершать 3 вдоха за 2 секунды;
  • выдох осуществляется через рот, на нем внимание не концентрируется, поскольку гимнастика Стрельниковой при астме предполагает самостоятельное выведение лишнего воздуха из организма;
  • на занятиях дыхательной гимнастикой положение тела таково, что грудная клетка находится во время вдоха в сжатом состоянии.
Специалисты выделяют следующие преимущества системы по Стрельниковой:
  • ограниченный список противопоказаний;
  • совместимость с привычными упражнениями, такими как бег или плавание;
  • гимнастические упражнения могут проводиться параллельно с медикаментозным лечением бронхиальной астмы;
  • активные движения восстанавливают энергетический баланс, что помогает по окончании тренировки почувствовать себя увереннее;
  • физическая культура по Стрельниковой для детей уменьшает вероятность заболевания ОРВИ (острой респираторной вирусной инфекции) в несколько раз.

При диагнозе бронхиальная астма дыхательная гимнастика начинается с выполнения только трех упражнений из комплекса. Ежедневно добавляют по одному упражнению, постепенно доводя до 11.

При поддержании необходимого темпа комплекс от астмы занимает всего 8 минут, выполняется дважды в день.

При лечении бронхиальной астмы упражнения включают не только физкультуру, но и обучение правильному дыханию. Специалисты акцентируют внимание на том, что произносимые пациентом звуки при правильном вдохе и выдохе создают определенные вибрации, которые, опускаясь в грудную клетку, расслабляют дыхательные пути.

При этом важно не только сосредоточить внимание на дыхании, но и знать, какие звуки с какой громкостью произносить. Звуковая гимнастика направлена на различные цели, поэтому проводить ее следует на специальных занятиях под руководством специалиста. Особенно большое значение это имеет в процессе лечения ребенка. Например, вылечить хронический бронхит поможет тихое произношение шипящих, рычащих и других характерных звуков.

Основные правила:
  • звуковая гимнастика предполагает начинать и заканчивать каждое из упражнений звуком «ппф», который произносят через сложенные трубочкой губы;
  • еще одним упражнением, обязательно входящим в ежедневную тренировку, является «закрытый стон» - звук «ммм», выполняемый в положении сидя, руки лежат на коленях;
  • во время упражнения вдох происходит на протяжении 2 секунд, затем пауза, которая длится 1 секунду, и непосредственно звук на выдохе;
  • начинают гимнастику с произношения звука в течение 5 секунд, в дальнейшем длительность звучания увеличивают до 30 секунд.

На подготовительном этапе произносятся гласные, такие как «о», «у», «е», «и». Первый этап допускает произношение звуков «д», «с», «з». Во втором периоде добавляют шипящие звуки. Заключительным является произношение слогов «бах» или «бац». Необходимо помнить, что звуковая гимнастика выполняется в расслабленном положении, напрягать тело не рекомендуется. Звуки произносят в индивидуальной последовательности, определенной специалистом, до 6 раз в день.

При диагнозе бронхиальная астма ЛФК назначают только в период между приступами. Несложные физические упражнения можно выполнять вместе с детьми, поскольку при этом повышается работоспособность, восстанавливается энергетический баланс, происходит избавление от негативной энергии. Правильное выполнение гимнастики помогает улучшить вентиляцию легких, оптимизировать газообмен, укрепляет мышцы грудной клетки, расслабляет дыхательные пути, благодаря чему мокрота отходит легче. Комплекс упражнений включает не только общеукрепляющую физическую активность, но и основы правильного дыхания, звуковую гимнастику.

Самостоятельным лечением использование ЛФК считать нельзя.

Однако дыхательная гимнастика является составляющей комплексного лечения, является эффективным профилактическим средством, помогает предупредить астматический приступ.

Пройдите бесплатный онлайн-тест на астму

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 11 заданий окончено

Информация

Данный тест поможет вам определить, есть ли у вас астма.

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Время вышло

  • Поздравляем! Вы полностью здоровы!

    Сейчас с вашим здоровьем все в порядке. Не забывайте так же хорошо следить и заботиться о своем организме, и никакие болезни вам будут не страшны.

  • Пора бы уже задуматься, о том что вы что то делаете не так.

    Симптомы которые вас беспокоят указывают на то, что в вашем случае очень скоро может начаться развитие астмы, или же это уже начальная ее стадия. Мы рекомендуем вам обратиться к специалисту и пройти медицинское обследование во избежание возникновения осложнений и вылечить болезнь на чальной стадии. Так же рекомендуем ознакомиться со статьей о том .

  • Вы больны воспалением легких!

    В вашем случае наблюдаются яркие симптомы астмы! Вам необходимо срочно обраться к квалифицированному специалисту, только врач сможет поставить точный диагноз и назначить лечение. Так же рекомендуем ознакомиться со статьей о том .

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 11

    1 .

    Беспокоит ли вас сильный и мучительный кашель?

  2. Задание 2 из 11

    2 .

    Возникает ли у вас кашель когда вы находитесь на холодном воздухе?

  3. Задание 3 из 11

    3 .

    Беспокоит ли вас отдышка при которой становится сложно выдыхать и сковывается дыхание?

  4. Задание 4 из 11

    4 .

    Замечали ли вы за собой свистящие хрипы во время дыхания?

  5. Задание 5 из 11

    5 .

    Возникают ли у Вас приступы удушья?

  6. Задание 6 из 11

    6 .

    Часто ли вас беспокоит непродуктивный кашель?

Статью подготовила

Казаринова Виктория Владимировна

Специалист МАУ «ЦППМиСП»

Инструктор ФК

"Лечебная физкультура при бронхиальной астме"

Основными симптомами бронхиальной астмы являются эпизоды одышки, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке. Существенное значение имеет появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие родственников с бронхиальной астмой или другими атопическими заболеваниями. При сочетании с ринитом симптомы астмы могут либо появляться только в определённое время года, либо присутствовать постоянно с сезонными ухудшениями. У некоторых пациентов сезонное увеличение уровня в воздухе определённых аэроаллергенов (например, пыльца Alternaria, берёзы, травы и амброзии) вызывает развитие обострений.

Задачи ЛФК при бронхиальной астме

Основными задачами лечебной физической культуры являются:

· восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

· уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

· активизация трофических процессов в тканях;

· обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

· обучение удлиненному выдоху.

Противопоказания

Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме:

1. Противопоказаны любые перегрузки.

2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.

3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.

4. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.

5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

Особенности методики ЛФК

Ошибкой является общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).

Однако, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.

Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.

Методика массажа при бронхиальной астме

Массаж, как правило, проводится в пораженной области и симметрично очагу поражения, в случае отека и при резких болях – выше пораженного участка.

Курс массажа можно условно разделить на три части: 1) вводный – 1–3 процедуры, которые проводят для выяснения реакции организма на массаж; 2) основной – около 20 процедур, которые проводятся с учетом физиологического состояния массируемого и особенностей его заболевания; 3) заключительный – 1–2 процедуры.

Как правило, курс массажа включает от 5 до 25 процедур в зависимости от тяжести заболевания и состояния массируемого.

Между курсами можно делать перерывы от 10 дней до 2–3 месяцев. Число процедур и длительность перерыва между ними подбираются индивидуально и могут быть как уменьшены, так и увеличены.

Процедуры массажа и самомассажа также состоят из трех этапов: 1) вводный – 1–3 мин., во время которого щадящими приемами подготавливают массируемого к основной части; 2) основной – от 5 до 20 мин.; 3) заключительный – 1–3 мин., во время которого снижают интенсивность воздействия, нормализуя функции организма, и проводят дыхательные упражнения.

Продолжительность сеанса может быть от 3 мин. до часа в зависимости от показаний. Массаж делают ежедневно или через день, иногда его проводят 2–3 раза в неделю, сочетая с другими видами комплексного лечения.

Примерный комплекс упражнений

Физические упражнения используются в период между приступами астмы с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.

Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.

Перед началом упражнений и после их выполнения 5 минут походите в быстром темпе. Гимнастику лучше делать утром, через час после еды. Общее время ходьбы и упражнений - 15–20 минут. В конце - поднимание и расслабленное опускание рук в темпе спокойного дыхания.

1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться - вдох; вернуться в исходное положение - выдох (4-6 раз).

2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох (поочередно, 3- 6 раз).

3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу - выдох; вернуться в исходное положение - вдох. То же с наклоном в другую стороны.

4. Сидя на стуле. Руки в стороны - вдох; руки скрестить на ребрах, вставая и наклоняясь вперед, - выдох (4-8 раз).

5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться - вдох; вернуться в исходное положение - удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж» (4-6 раз).

6. Ходьба обычная - 1-2 мин. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе - 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха (30-60 с).

7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, - вдох; наклонить голову вперед, прямые руки соединить внизу перед собой - удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у» (3-5 раз).

8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) - вдох; вернуться в исходное положение - выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх - вдох; вернуться в исходное положение - выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

Гимнастика активизирует выделение гормона надпочечников - адреналина, что в свою очередь обусловливает расширение бронхов. Регулярно выполняемые упражнения комплекса увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.

Не менее существенно и то, что грудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным - брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.

Учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2-3 секунды.

Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100-110 ударов, а дыхания - 20-24 в минуту.

В течение 5 минут после выполнения упражнений частоты пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания.

Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.

С целью укрепления диафрагмы можно выполнять и другие дыхательные упражнения: положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот; от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед. При выдохе втяните живот - диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.

С целью нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий - 5 секунд, дальше - до 30. Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.

– неприятное заболевание, приводящее к воспалению органов дыхания. Для облегчения симптомов назначается комплексное лечение препаратами, в тандеме с другими методами лечения. Важнейшим мероприятием при астматической болезни является комплекс лечебной физкультуры (ЛФК).

Основные задачи ЛФК, непосредственно, при бронхиальной астме направлены на улучшение физического состояния путем занятий лечебной гимнастикой:

  • Улучшение кровообращения. Чем лучше кровообращение, тем активнее клетки органов насыщаются кислородом.
  • Повышение выносливости и работоспособности легких. Лечебные физические нагрузки сделают организм выносливее, чтобы в дальнейшем избегать атак удушья при малейшей физической активности.
  • Нормализация дыхания. Правильная техника дыхания облегчит астматические приступы.
  • Улучшение дренажной работы бронхов. после проведенных занятий интенсивнее отходит.
  • Улучшение психологического настроения больного. Лечебная зарядка для астматиков дает позитивный заряд эмоций, что очень важно при данном недуге.

Противопоказания

Как и любой вид физической активности, выполнение лечебной гимнастики при бронхиальной астме имеет ряд противопоказаний:

  • Опасность кровоизлияния.
  • Тяжелая форма заболевания.
  • Острый период недуга.
  • Злокачественные образования в органах дыхания.
  • Возникновение болей при физической активности.
  • Наличие заболевания (вирусного или инфекционного) на момент проведения занятий.

Разрешение к терапии лечебной физкультурой при бронхиальной астме, может дать только , после полной диагностики пациента. Каждому пациенту разрабатывается индивидуальная методика нагрузок. Выполнение гимнастики без рекомендации доктора может привести к ухудшению состояния.

Методики ЛФК при бронхиальной астме

Как правило, наряду с приемом лекарственных препаратов, рекомендована ЛФК при бронхиальной астме. Какой вид терапии назначить пациенту врач выбирает исходя из индивидуальных особенностей организма и формы заболевания.

Физические упражнения

Физические нагрузки по индивидуальному комплексу занятий способны облегчить состояние больного. Начинать следует с малых нагрузок, постепенно их увеличивая, доходя до предельно допустимых. После пройденного курса занятий, пациент замечает улучшение общего состояния.
Физические упражнения при бронхиальной астме улучшают кровообращение, что значительно улучшает обменные процессы организма. Человек становится выносливее, грудная клетка подвижнее. Если увеличена секреция бронхов, то мокрота отходит интенсивнее.

Дыхательная гимнастика

При правильном дыхании легкие в полной мере насыщаются кислородом, улучшается проходимость дыхательных органов. Именно такому процессу обучаются пациенты, выполняя упражнения.
Наиболее применяемые методы — Стрельниковой и . Они отличаются между собой, поэтому следует ответственно подойти к выбору.

Массаж

Массаж делается перед физической активностью. Выполнять процедуру должен только специалист, иначе может быть обратный эффект, направленный в сторону ухудшения состояния.
После проведения сеанса, кровь активно поступает к органам дыхания, мышцы разогреты. Следует сразу приступать к выполнению комплекса упражнений при бронхиальной астме.

Комплекс упражнений

Каждое занятие начинается с легкой разминки, затем выполняются специальные упражнения, рекомендованные при бронхиальной астме.
В самом начале тренировок, пациент выполняет вводный комплекс примерно 5 дней. Если тренировки проходят успешно, без возникновения дискомфортных ощущений, то можно приступать к основной системе упражнений.

Вводный комплекс

Первые дни тренировок начинаются с вводного курса. Все занятия ЛФК при бронхиальной астме проводятся строго в ритме 1, 2…:

  1. Выполняется сидя. На счет 1, 2 выполнить глубокий вдох (через нос), 3,4 выдох (через рот, слегка приоткрытый). От 3 до 6 раз повторить.
  2. 1, 2 – вдох, параллельно поднимая руку вверх, 3, 4 – выдох с опусканием руки. 5-6 – задержка дыхания (не более 7 секунд). Выполнять с каждой рукой по 3 раза.
  3. Сидя уверенно на краю стула, положить руки поверх колен непосредственно вверх ладонями. Одновременно сгибать стопу и кисть, потом разогнуть. Затем снова повторить и так 10 раз.
  4. Выполнять, облокотившись на спинку стула. 1-2 медленный вдох, 3,4,5,6 – медленный выдох, на 7 – кратковременная задержка дыхания. Сделать 6 повторений.
  5. Прижав руки к грудной клетке пару раз немного покашлять.
  6. Положение стоя. Опереться руками о колени, тело немного наклонить вперед. 1, 2 вдох носом, 3, 4 выдох ртом, сложенными губами в трубочку.
  7. Положение: сидя уверенно на краю стула. Кисти положить непосредственно сверху на плечи, на вдох локти направить вперед, на выдох назад. Провести 6-7 раз.
  8. Во время вдоха поднять плечи вверх, на выдохе в исходное положение. Произвести минимум 4 раза.
  9. Вдыхая руки поднять вверх, опуская их, проговаривать протяжно «ш-ш-ш».
  10. Исходная позиция руки лежат на коленях. Вдыхая на 1, выдыхая 2,3,4,5,6 руки сложить в замок на уровне грудной клетки и произнести протяжно «ж-ж-ж».
  11. Руки устремить вверх на счет 1, на 2,3,4 опустить вдоль туловища произнося «пфф».
  12. Облокотиться на спинку стула, расслабиться в свободном темпе дыхания.

Основной комплекс

После благополучного прохождения вводного этапа можно приступать к основному:

  1. Сидя на стуле выполнить от 8 до 10 раз: 1,2 вдохнуть в медленном темпе, 3, 4 выдохнуть, 5, 6 задержка.
  2. Несколько раз закашлять, прижав ладони к грудной клетке.
  3. Упражнение в сидячем положении, общая длительность 1 минута. Вдохнув выпучить живот, выдохнув втянуть как можно сильнее. (диафрагмальное дыхание)
  4. Вдох медленный, на выдохе произнести «а» максимально протяжно. В следующем повторении произнести «о».
  5. Набрать воздух на 1, 2, на 3,4 выпустить его, на 4,5,6 полное расслабление.
  6. На вдохе на счет 1 поднять руки, на 2,3,4,5,6 на медленном выдохе протянуть «ха». Делать от 4 до 6 раз.
  7. Глубокий вдох на 1, руки в стороны, на счет 2 ногу согнуть в коленном суставе, 3,4,5,6, медленный выдох и одновременно руками подтянуть ногу к грудной клетке.
  8. Выполнить диафрагмальное дыхание в позиции: стоя, руки опереть о колени, немного нагнуться вперед.
  9. Кисти рук положить на плечи. Насчет 1, 2 поворот верхней части туловища вправо, 3,4 – влево. 5,6 повторов.
  10. Вдохнув на 1-2, запихнуть ладони под мышки. На 3-4 выдох, обхватив руками стопы и притягивая к себе. 5,6,7,8 неспешное возвращение исходной позиции.
  11. В течении 90 секунд дыхание диафрагмой.
  12. Насчет 1,2 кисти положить на плечи. 3,4 наклон в правую сторону, доставая пальцами до пола. 5,6 – исходное положение. Повторить 2 раза в правую сторону и 2 в левую, чередуя их.
  13. Пальцы собрать в кулак, прижать к плечам. На 1 – вдох, на 2 выдох, поворот влево, разгибая руки (как бы боксируя в медленном темпе). Повторить 3 раза влево и 3 вправо.
  14. 90 секунд диафрагмального дыхания.
  15. Опереться руками о стул, ноги прямые. Изобразить активными движениями ног езду на велосипеде. Длительность по мере усталости.
  16. Кисти рук на солнечном сплетении, 1,2,3 вдох с наклоном вперед, 4,5,6 – выдох с возвращением в исходное положение.
  17. В течение одной минуты изобразить ходьбу, сидя на краю стула.
  18. Релаксировать в течении 60 секунд.

Что подходит детям?

Так как в детском возрасте (особенно до 3-х лет) многие лекарственные препараты противопоказаны, следует делать упор на занятия ЛФК. Также при бронхиальной астме у детей, рекомендовано проводить следующее:

  • Лечебная физкультура.
  • Закаливание контрастным душем.
  • Растирание жестким сухим полотенцем.
  • Контроль за чистотой дома (отсутствие пыли и вредных бытовых веществ).
  • Избегать контакта с аллергенами.
  • Правильное питание.
  • Массажи.
  • Поддерживать оптимальную влажность воздуха и температуру.

При бронхиальной астме поддержание комфортных условий дома очень важны. Терапия детей-астматиков должна проходить под контролем доктора.

Какое время лучше выбрать для занятий?

Рекомендовано проводить занятия до обеденного времени. Оптимальным вариантом через 1,5 – 2 часа после завтрака. Физическая нагрузка сразу после еды запрещается. Утром, как правило, наивысший пик активности, что хорошо сказывается на выполнении упражнений.
Поделитесь статьей в своих социальных сетях. Распространение этой информации поможет облегчить состояние при недугах системы дыхания. Наверняка в списке ваших друзей или подписчиков найдутся люди, которым будет полезна данная статья.

Гимнастика при бронхиальной астме является обязательным компонентом лечения. Её проводят даже во время обострения, исключая сами приступы. Упражнения при бронхиальной астме должны быть простыми и легко выполнимыми, в основе их должна быть связь с дыханием. Между упражнениями надо делать паузу, чтобы отдохнуть и расслабить мышцы. На один комплекс достаточно 4-12 упражнений по 3-5 повторов, темп должен быть средний или медленный, в зависимости от самочувствия. Полезно сочетать упражнения с выговариванием звуков. Например, проводя первое упражнение, выговаривать гласные у, и, е, о, при проведении второго — согласные ж, з, р, с, третьего — ш,щ. Звуки можно произносить в любом порядке и количестве. Произношение звуков способствует тренировке дыхания. Основная часть упражнений выполняется сидя, обращая внимание на выполнение ПОЛНОГО выдоха. Упражнения сидя включают комплекс для верхних конечностей и наклонов. Упражнения для нижних конечностей должны включать ходьбу.

Примерный комплекс упражнений для больного бронхиальной астмой.

1. Сидя на стуле. Сгибание и разгибание рук в локтевом суставе 2-3 раза медленно, затем то же со стопами.

2. Стоя, с опорой на спинку стула. Дыхательное упражнение со звуком у-у-у, медленно, повторить 2-3 раза.

3. Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук положить на затылок. Наклоны туловища в стороны, затем повороты туловища в стороны по 2-3 раза, медленно.

4. Стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Отводить руки одновременно в стороны на вдохе, с последующим сжиманием грудной клетки руками на выдохе, 2-4 раза.

5. Пауза для отдыха 40-50 секунд.

6. Стоя, с опорой на спинку стула. Дыхательное упражнение со звуком ж-ж-ж. 2-3 раза.

7. Сидя на стуле. Ходьба «сидя». 1 минута.

8. Сидя на стуле, руки согнуты, кисти рук на плечи. Поднятие согнутых рук вверх на вдохе с постепенным опусканием на выдохе и сжиманием грудной клетки.

9. Стоя, с опорой на спинку стула. Дыхательное упражнение со звуками о-о-о и е-е-е, 3-4 раза.

10. Стоя, ноги вместе, руки опущены. Наклоны туловища в стороны с подтягиванием противоположной наклону руки до подмышки («насос»), 3-4 раза каждая.

Дыхательная гимнастика при астме. Метод Стрельниковой

К сожалению, в наше время такие заболевания как бронхиальная астма и хронический бронхит являются отнюдь не редкостью.

Именно поэтому к нам по электронной почте часто приходят письма читателей с практически идентичными вопросами, например – можно ли самостоятельно вылечить бронхиальную астму без использования медицинских препаратов.

Сразу хочется отметить, что противопоставлять два подхода в лечении астмы (медикаментозное и нетрадиционное), безусловно, мы не собираемся, и применение той или иной терапии должен назначать только ваш лечащий врач.

Но, для того чтобы немного облегчить свое состояние, больной может предпринять определенные меры. И наиболее подходящим вариантом в данном случае станет использование при бронхиальной астме дыхательной гимнастики, которая является одним из древнейших способов восстановления здоровья, настраивая организм на самовыздоровление.

Это один из вспомогательных методов лечения заболевания, но в свою очередь весьма действенный. Дыхательные упражнения при астме способны не только облегчить протекание болезни в целом, но еще и являются хорошим и надежным способом профилактики развития возможных последующих осложнений.

С помощью лечебной гимнастики вы сможете очистить слизистую дыхательных путей от микробов, произойдет дренаж бронхов, мышцы станут крепче, а также нормализуется кровообращение.

Но чтобы положительные результаты не заставили себя долго ждать, необходимо уделять этим занятиям достаточное количество времени. А это значит, что дыхательные упражнения должны проводиться регулярно, целенаправленно и желательно на свежем воздухе, причем даже в зимнее время года.

При данном заболевании необходимо научиться правильно дышать – спокойно, поверхностно, неглубоко, при этом не делая глубоких вдохов, потому как именно они способны раздражать рецепторы бронхов, что соответственно может привести к усилению приступа.

Дыхательная гимнастика при астме

Основным вспомогательным методом лечения всех бронхолегочных заболеваний является дыхательная гимнастика, целью которой является облегчение не только течения болезни, но и профилактика предупреждения развития осложнений.

Занятия дыхательной гимнастикой следует проводить постоянно, потому что только так можно добиться положительных результатов. Упражнения делают в хорошо проветриваемом помещении, а в теплое время года - на воздухе.

Первый комплекс дыхательных упражнений поможет научиться предотвращать приступы бронхиальной астмы, позволит снимать напряжение и стресс, связанные с приступом и не только.

1. Первое упражнение лучше выполнять в постели, сразу после пробуждения. Лежа на спине, подтягивать согнутые в коленях ноги как можно ближе к груди, одновременно выполняя продолжительный выдох через рот. Повторять это движение надо столько раз, сколько возможно. При выполнении этого упражнения отходит мокрота, дыхательные пути освобождаются, и дышать становится легче.

2. Упражнение можно выполнять и сидя, и стоя. Дышать поочередно правой и левой ноздрей. Закрыв пальцами левую ноздрю, вдохнуть, закрыв правую ноздрю - выдохнуть. Затем - наоборот.

3. Руки на талии. Вдыхая носом воздух, предельно надуть живот. Затем резко выдохнуть через нос, втягивая живот.

4. Сесть, положить руки на колени. На вдохе руки развести в стороны, а на выдохе левое колено подтянуть к животу руками. Повторить упражнение, подтягивая в следующий раз правое колено.

5 . Руками держаться за сиденье стула. На вдохе прогнуться, лопатки соединить, на выдохе ноги согнуть и подтянуть колени к груди.

6. Резко вдыхать воздух через нос порциями на счет «раз, два, три». Затем выдохнуть сквозь зубы, произнося звуки «ш», «з».

7. Стоя. Руки через стороны поднять вверх, подняться на носки, при этом делая вдох. Опуская руки через стороны и покачиваясь с пятки на носок, сделать выдох.

8. Стоя. Руки вдоль туловища. На вдохе произвести скольжение рук вдоль туловища с наклоном в сторону. На выдохе - вернуться в исходное положение.

Лечебная физкультура (ЛФК) при бронхиальной астме

ЛФК при бронхиальной астме должна назначаться всем больным в межприступный период при отсутствии противопоказаний. Она не проводится при тяжелой легочно-сердечной недостаточности (пульс более 120/мин, частота дыхательных движений более 25/мин), простудных заболеваниях с повышением температуры тела более 38˚ С.

Влияние ЛФК на организм больного с бронхиальной астмой

ЛФК при бронхиальной астме способствует восстановлению ритма, глубины и частоты дыхания. При этом улучшается вентиляция легких, газообмен в них, нормализуется насыщение крови кислородом. В результате уменьшается выраженность дыхательной недостаточности, улучшается приспособляемость организма к условиям среды.

Дыхательная гимнастика способствует увеличению подвижности грудной клетки. Уменьшается чувствительность к аллергенам и склонность к спазму бронхов. Восстанавливается баланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе.

Проведение ЛФК при бронхиальной астме способствует снижению частоты обострений, уменьшению потребности в лекарствах.

Режимы лечебной физкультуры

В комплекс лечебной физической культуры при бронхиальной астме входят общеукрепляющие упражнения, дыхательная, звуковая гимнастика.

Вначале пациент должен освоить так называемое диафрагмальное дыхание. При этом на вдохе диафрагма поднимается, передняя брюшная стенка выпячивается. На выдохе диафрагма опускается, брюшная стенка втягивается. Нужно научиться делать глубокий вдох и длинный выдох.

При проведении звуковой гимнастики пациент на выдохе произносит различные звуки, что вызывает вибрацию голосового аппарата, передающуюся на нижние дыхательные пути. В результате происходит их расслабление, снимается спазм, улучшается очищение от мокроты.

Продолжительность одного занятия составляет 10 – 30 минут. Проводят от 1 до 3 занятий в день.

Программа лечебной физической культуры при бронхиальной астме начинается с курса подготовительных занятий в течение 10 – 14 дней. Затем проводятся ежедневные тренировочные занятия, добавляются ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде.

При астме и бронхите поможет звуковая гимнастика

При выполнении упражнений звуковой гимнастики очень важно правильно дышать: вдох через нос 1-2 сек, пауза - 1 сек, выдох через рот 2-4 сек, пауза 4-6 сек. В любом случае выдох должен быть в 2 раза больше вдоха.

Все звуки следует произносить строго определенным образом. Например, при бронхиальной астме и астматическом бронхите - жужжащие, шипящие и рычащие звуки произносятся громко, энергично, возбуждающе, а при хроническом обструктивном бронхите с выраженной дыхательной недостаточностью те же звуки следует произносить тихо (даже шепотом), мягко, успокаивающе.

До и после каждого звукового упражнения производят «очистительный выдох» - «ППФ» (через губы, сложенные трубочкой) и с него же начинаются занятия. После «очистительного выдоха» следует второе обязательное упражнение - «закрытый стон» - «МММ», который выполняется сидя, немного наклонившись вперед и положив кисти на колени, ладонями вниз.

Занятия должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а еще лучше - на свежем воздухе.

Примерный комплекс звуковой гимнастики

1-е занятие:

Упр.-1. Очистительный выдох. ПФФ - 5-7 раз.

2-е занятие:

Упр.-1. ПФФ - 3 раза.

Упр.-2. Закрытый стон. МММ - 3 раза. ПФФ - 1 раз.

Упр.-3. БРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

3-е занятие:

Упр.-4 ГРРУФ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

4-е занятие:

Упр.-1, Упр.-2, Упр.-3, Упр.-4 - повторить.

Упр.-5 ДРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

5-е занятие:

Упр.-6. РРР - 3 раза и ПФФ - 1 раз.

Упр.-7. БРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

6-е занятие:

Упр.-8 ПРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

Упр.-9 ЖРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

7-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр.-10 КРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

Упр.-11 ТРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

8-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр.-12 ФРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

Упр.-13 ЧРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

9-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр.-14 ЦРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

Это аллергическое заболевание, хотя специфическая аллергия встречается совсем редко. Как правило, бронхиальной астмой заболевают дети с определенными свойствами организма (нередко наследственными). Однако "прямая" наследственность наблюдается не часто, гораздо чаще в семейном анамнезе выявляются аллергические, обменные заболевания, эндокринопатии и др., причем особое значение имеет наличие этих заболеваний у матери во время беременности.
Инфекционно-аллергическая форма бронхиальной астмы возникает в результате повторных воспалительных процессов в органах дыхания - бактериальные или вирусные антигены вместе с аутоаллергенами, которые образуются при воспалении, сенсибилизируют организм. В возникновении последующих приступов большое значение имеет условно-рефлекторный механизм.
Бронхиальная астма у детей имеет свои особенности. Так, типичные приступы астмы у детей наблюдаются реже, чем у взрослых. У детей раннего возраста бронхиальная астма часто протекает в виде периодически повторяющегося бронхита. В связи с таким необычным течением бронхиальную астму бывает трудно распознать. В таких случаях заболевание проявляется не в виде приступов, а в виде длительного астматического бронхита. И если не предпринимать мер к прекращению и полной ликвидации болезни, астматический бронхит может перейти в типичную бронхиальную астму.
Что касается патологической анатомии бронхиальной астмы у детей, то она такая же, как и у взрослых. Смертельный исход может наступить от асфиксии при полной обтурации бронхов вязкой мокротой во время приступа.
Однако течение бронхиальной астмы у детей имеют некоторые отличия вследствие структурно-функциональных особенностей детского организма. Сужение просвета бронхов у детей происходит вследствие набухания слизистой оболочки бронхов и усиленного выделения слизи, а также (в меньшей степени) в результате спазма еще слабо развитых бронхиальных мышц. Как правило, для детей нехарактерно внезапное, быстрое начало приступа бронхиальной астмы ему обычно предшествуют катары верхних дыхательных путей, нередко вазомоторный ринит. Чем моложе ребенок, тем легче возникает у него кислородное голодание, поэтому у детей раннего возраста приступ протекает с учащением дыхания и одышкой смешанного типа, хотя и с преобладанием экспирации.
При приступе бронхиальной астмы у наблюдаются сухие свистящие хрипы на фазе выдоха, однако нередко можно услышать и разнокалиберные влажные хрипы на фазе вдоха, что наблюдается у детей раннего возраста. При "влажной" бронхиальной астме, которая наиболее часто встречается у детей, длительность приступа увеличивается. Немалую роль играет характер, продолжительность и частота приступов, а сочетание бронхиальной астмы с хронической пневмонией отягощает течение заболевания. Часто бронхиальная астма может закончиться в периоде полового созревания, поэтому очень важно рано начать и систематически проводить лечение.

Диагностика бронхиальной астмы у детей

Распознать бронхиальную астму и ее формы помогает тщательно собранный анамнез. Благодаря исследованию крови при аллергической форме выявляется лейкопения и эозинофилия, а при рентгенологическом исследовании грудной клетки отмечается только эмфизема. Мокроту у детей получить трудно, потому что обычно они ее заглатывают. Специфические для бронхиальной астмы элементы - спирали Куршмана или кристаллы Шарко-Лейдена - обнаруживаются достаточно редко, обычно отмечаются только эозинофилы (до 10% и выше). При дифференциальном диагнозе бронхиальной астмы у детей следует иметь в виду острую мелкоочаговую пневмонию, инородное тело в дыхательных путях и туморозный бронхоаденит.

Лечение бронхиальной астмы у детей

Купирование приступа проводят теми же средствами, что и у взрослых (в соответствующих дозах), однако у детей редко приходится прибегать к внутривенным вливаниям. Наиболее важным является комплексное систематическое лечение бронхиальной астмы в межприступном периоде. При аллергической форме путем собирания тщательного анамнеза определяют и устраняют аллергены и раздражители, вызывающие приступы. Поскольку у детей специфический единственный аллерген наблюдается очень редко, проводят неспецифическую десенсибилизацию такими же средствами, как и у взрослых.
При лечении бронхиальной астмы различают два периода: период приступа астмы и период между приступами. Во время приступа необходимо принять энергичные и срочные меры к тому, чтобы быстро снять удушье. В межприступном периоде выбирают лечебные средства, которые могут предупредить появление новых приступов удушья и обеспечить полное выздоровление больного. Кстати, современные врачи придерживаются той точки зрения, что независимо от происхождения астмы у детей, она, как правило, имеет лучший прогноз, чем у взрослых.
Для лечения бронхиальной астмы у детей можно воспользоваться следующими средствами:
а) растирание сухим полотенцем
б) комфортный душ
в) своевременная смена нательного и постельного белья
г) контрастное обливание
д) массаж лица
е) растирание подошв догоряча
ж) физические приёмы, направленные на купирование приступов бронхиальной астмы и дренаж лёгких
з) специальные упражнения при бронхиальной астме у детей.
В комплексном лечении данного заболевания особое значение имеет лечебная физкультура , потому что вследствие продолжающегося роста и высоких репаративных свойств детского организма она способствует ликвидации не только функциональных, но и обратимых морфологических изменений в бронхо-легочной системе. Лечебная физкультура при бронхиальной астме у детей активизирует волю ребёнка на выздоровление, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с дыхательными мышцами, бронхами и лёгкими. В результате этого восстанавливается их функциональное состояние, нарушенное болезнью. Однако надо отметить, что ЛФК и ЛГ для детей при бронхиальной астме только тогда дают хороший эффект, если одновременно применяются и другие профилактические и лечебные мероприятия.
Надо отметить, что эффективность лечебной физкультуры тем выше, чем моложе дети и чем меньше длительность заболевания. Поэтому лечебная физкультура и лечебная гимнастика при бронхиальной астме у детей должны проводиться с детьми, начиная с 3-летнего возраста.
Правильное и регулярное применение ЛФК в лечении больного значительно ускоряет процесс его выздоровления и предупреждает повторные рецидивы заболевания.
В задачи ЛФК для детей при бронхиальной астме входит:
- улучшение и нормализация бронхиальной проходимости
- улучшение эвакуаторной функции бронхиального дерева
- улучшение и нормализация внешнего дыхания
- улучшение и восстановление нарушенных биомеханических процессов дыхательного акта
- увеличение подвижности грудной клетки и укрепление дыхательной мускулатуры
- десенсибилизация организма ребёнка
- нормализация основных нервных процессов
- предупреждение деформации опорно-двигательного аппарата
- повышение неспецифической сопротивляемости.

Всем детям, больным бронхиальной астмой, показана лечебная гимнастика – специальные упражнения для детей при бронхиальной астме, с помощью которых больной ребенок может облегчить себе дыхание даже при спазмах бронхов. Однако надо сказать, что гимнастика противопоказана больным в стадии обострения, при острых инфекционных заболеваниях, а также при тяжёлых поражениях сердца.
К специальным средствам лечебной физкультуры относятся:
1) дыхательные упражнения с удлинённым и ступенчато-удлинённым выдохом
2) дыхательные упражнения с произнесением на выдохе ряда дрожащих, свистящих, шипящих звуков
3) дыхательные упражнения с урежением и задержкой дыхания на выдохе
4) упражнения в расслаблении, физические упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки
5) корригирующие упражнения
6) упражнения для мышц живота.
Для решения специальных задач при бронхиальной астме эффективно применение избирательного массажа грудной клетки.
Все специальные средства применяются в сочетании с общеразвивающими упражнениями, подбор которых зависит от периода заболевания, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и переносимости физических нагрузок. В основе терапевтического действия ЛФК и ЛГ(лечебная гимнастика) при бронхиальной астме у детей лежит строго дозированная тренировка.
В комплексы лечебной гимнастики входят упражнения, в которых фаза выдоха производится с протяжным произнесением гласных звуков "О", "А", "У", "И", чтобы добиться плавного звучания. В дыхательных упражнениях применяется также произнесение на выдохе согласных звуков "Д", "З", "Р", "Г" с некоторым напряжением, что вызывает дрожание, вибрацию верхних дыхательных путей.
Также очень полезны физические упражнения спортивного характера. Из такого рода упражнений рекомендуется туристические прогулки, катание на коньках, ходьба на лыжах, гребля на прогулочных лодках, спортивные игры.
Методика ЛФК для детей с бронхиальной астмой строится в зависимости от назначенного лечебного режима и периода заболевания.
Так, во время приступа бронхиальной астмы занятия проводятся индивидуально, при отсутствии противопоказаний. Упражнения проводятся в положении лёжа на спине с приподнятой верхней половиной туловища или сидя на стуле, лицом к спинке, положив голову на предплечья рук на спинке стула, или сидя на стуле, свободно откинувшись на его спинку. Применяются знакомые приёмы расслабления и упражнения в расслаблении, дыхательные упражнения с акцентом на диафрагмальное дыхание с удлинённым выдохом и "звуковая гимнастика", упражнения для мимической мускулатуры, вибрационный и поглаживающий массаж.
В постприступном периоде лечебная физкультура проводится индивидуально или в группах малой численности. Используются упражнения для детей при бронхиальной астме с малым числом повторений для всех мышечных групп из исходных положений лёжа, сидя, стоя, а также упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, упражнения в расслаблении и все варианты дыхательных упражнений. Вводятся игры малой подвижности.
Надо отметить, что упражнения со сложной координацией движения исключаются. Уровень физической нагрузки тоже должен быть ниже среднего. Длительность занятий составляет 10-15 минут.
В межприступном периоде лечебная физкультура для детей при бронхиальной астме применяется в форме утренней гигиенической гимнастики, специальных занятий и индивидуальных назначений, которые ребенок выполняет самостоятельно.
Когда выполняется лечебная гимнастика для детей при бронхиальной астме, следует обратить особое внимание на правильную постановку дыхания. Важно приучить ребенка постоянно производить вдох и выдох через нос. При выполнении специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками выдох надо производить через рот. Произнесение звуков должно быть громким и продолжительным. Упражнения выполняются в медленном и среднем темпе. Особое внимание следует обратить на полный удлинённый выдох. Если во время полного выдоха возникает кашель, длину выдоха необходимо несколько сократить. Перед началом гимнастики должна быть произведена влажная уборка помещения и проветривание.
Если позволяет время года и погода, очень полезно заниматься на свежем воздухе. Заниматься следует в свободном для движения спортивном костюме. После гимнастики детям рекомендуется применять закаливающие процедуры.
При занятиях со школьниками следует стараться проводить гимнастику занимательно. По возможности следует частично видоизменять комплексы гимнастики каждые 10-15 дней. Дети обычно с удовольствием занимаются лечебной физкультурой. Благодаря занятиям гимнастикой детский организм укрепляется, приступы бронхиальной астмы прекращаются или проявляются значительно реже и протекают легче.
Нельзя забывать о том, что занятия лечебной гимнастикой при бронхиальной астме у детей должны быть систематическими и регулярными. Необходимо полностью исключить упражнения с натуживанием и задержкой дыхания, которые ведут к гипоксии тканей и вызывают спазм бронхов.

Комплекс ЛФК для детей при бронхиальной астме:

Комплекс №1.
1. И. П. – стойка ноги врозь, руки в стороны (максимально отведены назад), ладони повёрнуты вперёд, пальцы разведены. 1 - руки быстро скрестить перед грудью. Локти под подбородком, а кистями сильно хлестнуть по лопаткам (громкий мощный выдох). 2 - плавно вернуться в и.п. (естественный вдох).
2. И. П. – стойка ноги врозь на носках, руки вверх – в стороны (прогнувшись). 1 - наклон вперёд согнувшись (опуститься на стопу), руки через стороны скрестить перед грудью, хлестнуть кистями по лопаткам (громкий мощный выдох). 2 - руки плавно развести в стороны и свести скрестно перед грудью, хлест кистями по лопаткам 2-3 раза (громкий мощный выдох). 3 - вернуться в и.п. (естественный вдох).
3. И. П. – стойка ноги врозь на носках, прогнувшись, руки вверх назад, пальцы сплетены. 1 - наклон вперёд, опуститься на стопу, хлёст руками вперёд – вниз – назад (рубка топором). Громкий мощный выдох. 2 - плавно вернуться в и.п. (естественный вдох).
4. И. П. – стоя на носках, ноги на ширине плеч, руки вверху, ладони наружу. Кисть сжата. На каждый счёт опускаясь на стопу, руки назад - в стороны – вниз к бёдрам (мощный выдох). Поднимаясь на носки, руки вперёд-вверх, кисть расслабить, вернуться в и.п. (естественный вдох).
5. И. П. – упор лёжа. 1 - упор присев (мощный выдох). 2 - толчком двух ног и.п. (естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду.
6. И.П. – стоя, левая нога слегка согнута, носок влево, правая вперёд на пятке, носок вправо. Голова поднята, руки в сторону согнуты в локтях, кисти как у танцоров. 1 - подпрыгнуть, присесть, пятки вместе, носки врозь (мощный выдох). 2 - подпрыгнуть, меняя положение ног, вернуться в и.п.(естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду.
7. И. П. – стоя левым боком к опоре, правая нога сзади, согнута в колене, стопа слегка приподнята, левой рукой держась за опору на уровне плеча. На каждый счёт – мах левой ногой вперёд-вверх до касания бедром груди и плеча (мощный выдох). И затем мах той же ногой назад, сгибая голень (естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду. То же повторить правой ногой.

Комплекс №2
1. И. П. – сидя на стуле, откинувшись на спинку, руки опущены вдоль туловища. 1-2 - Поднять руки вверх, ладони вперёд (вдох). 3-4- повернуть ладони в стороны и медленно опустить руки вниз (выдох). На выдохе протяжно до полного выдоха произносить "с-с". Повторить 4-5 раз.
2. И. П. – сидя на краю стула, руки опущены вдоль туловища. 1-2 - Поднять руки в стороны, повернуть ладонями вверх, хорошо прогнуться (вдох). 3-4 - повернуть руки ладонями вниз, медленно опустить руки вниз (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно до полного выдоха произносить звук "м-м". Повторить 4-5 раз.
3. И. П. – сидя на краю стула, ноги вперёд, руки опущены вдоль туловища. 1 - поднять руки через стороны вверх, хорошо прогнуться (вдох). 2 - руки опустить вниз.
3 - плавный наклон туловища вперёд (пытаться достать руками носки ног) (выдох). 4 - вернуться в и.п. В наклонном положении задержаться до полного выдоха. В это время протяжно и громко произносить звук "ф-ф". Повторить 3-4 раза.
4. И. П. – основная стойка, палка внизу. 1-2 - поднять руки вверх, прогнуться (вдох). 3-4 - медленно руки вниз (выдох). На выдохе протяжно и громко произносить звук "с-с". Повторить 4-5 раз.
5. И. П. – стойка ноги врозь, палка внизу. 1 - поднять палку вверх, нога назад, на носок, прогнуться (вдох). 2 - медленный наклон вперёд, палку положить на пол (выдох). 3 - медленный наклон вперёд, рукой коснуться пола, взять палку и вернуться в и.п. (вдох). 4 – На выдохе произносить "у-у-ух" до полного выдоха. Повторить 4-5 раз.
6. И. П. – стойка ноги врозь, руки с мячом внизу. 1-2 - руки с мячом к груди (вдох). 3-4 - толчком бросок мяча вперёд с громким произнесением до полного выдоха "б-р-у-ух". Сделать 5-6 бросков.
7. И. П. – стойка ноги врозь, мяч в руках. 1-2 - руки вверх за голову (вдох). 3-4 - бросок мяча вперёд с громким произнесением "ж-ж-о-х". Повторить 5-6 раз.
8. Ходьба на месте - 1 минута.
9. Ходьба в движении с ускорением. Дыхание через нос, произвольное, 20-30 секунд.

Комплекс №3
1. И. П. – основная стойка. 1 - руки вверх, нога назад на носок, прогнуться (вдох). 2-3-4 - руки опустить вниз, ногу приставить (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно до полного выдоха произносить: "м-м-м". Повторить 4-5 раз.
2. И. П. – стойка ноги врозь. 1 - руки вперёд (вдох). 2-3 - наклон вперёд, медленно коснуться пола (выдох). На выдохе произносить: "з-з-з". Повторить 3-4 раза.
3. И. П. – стойка ноги врозь, палка вверху.
1 - вдох – наклон влево – выдох. На выдохе произносить: "у-х-х-х". 2 - вернуться в и.п. – вдох. 3 - наклон вправо – выдох. На выдохе произносить: "у-х-х-х". 4 - и.п. – вдох. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
4. И. П. – лежа на спине. 1- вдох, после согнуть ноги, обхватить их руками, подтянуть к груди – выдох. 2 - вернуться в и.п. На выдохе произносить протяжно и громко: "п-ф-ф-ф". Повторить 3-4 раза.
5. И. П. – лежа на спине, руки вверх. 1 - вдох – перейти в положение сидя. Наклон (достать руками носки ног) - выдох. 2 - вернуться в и.п. – вдох. Выдох протяжный, с одновременным громким произнесением: "б-а-х-х". Повторить 3-4 раза.
6. И. П. – основная стойка. 1 - подняться на носки, плечи назад, ладони наружу, прогнуться – вдох. 2 - вернуться в и.п. – выдох. На выдохе протяжно произносить: "ш-ш-ш". Повторить 4-5 раз.
7. И. П. – основная стойка. 1 - руки вверх, в стороны, прогнуться – вдох. 2 - медленно присесть в группировку – выдох. Выдох до отказа с произнесением: "о-х-х-х". Повторить 8-10 раз.
8. Ходьба на месте. Дыхание произвольное через нос - 1,5 минуты.
9. Ходьба в движении. Дыхание произвольное через нос - 1 минута.
10. И. П. – сидя на стуле, откинувшись на спинку, руки внизу. 1 - руки в стороны, прогнуться – вдох. 2-3 - медленно руки скрестно на груди, нажать на грудную клетку, живот втянуть, голову наклонить – выдох. 4 - вернуться в и.п. Выдох делать медленно, губы в трубочку, плавно до полного. Произносить: "ф-ф-ф".
Проделать 4-5 раз с перерывом между упражнениями 20-30 секунд.

Упражнения, особо необходимые при бронхиальной астме у детей:
1) Упражнение "Маятник"
И. П. – ребенок сидит на бёерах у помощника, руки за головой. Помощник держит ребенка руками под бедрами. 1 - ребёнок наклоняется назад в вис – вдох. 2 - вернуться в и.п. – выдох.
2) Упражнение "Тачка"
И. П. – ребенок в упоре лежа, помощник держит ребенка за голеностопы. Ребенок выполняет движение вперед на руках.

В зависимости от состояния здоровья и возможностей организма количество физических упражнений можно увеличивать, а также постепенно расширять их формы. Таким образом, физическая культура из лечебного мероприятия превращается в образ жизни. Занятия физическими упражнениями могут закрепить успехи лечения и являться лучшим средством против возобновления приступов бронхиальной астмы.
Вообще, опыт применения лечебной физкультуры у детей больных бронхиальной астмой показал, что во многих случаях с помощью лечебной гимнастики удаётся добиться стойкого и длительного выздоровления. Однако не стоит забывать, что гимнастикой надо заниматься регулярно, длительное время. Лечебная гимнастика дает положительный результат только в том случае, если она будет проводиться одновременным выполнением других лечебных и гигиенических мероприятий.
Успех применения лечебной физкультуры при бронхиальной астме у детей зависит от настойчивости, терпения, умения точно и аккуратно выполнять указания инструктора по лечебной физкультуре и лечащего врача.
Таким образом, лечение бронхиальной астмы – задача не из легких. Лучшие результаты удается получить благодаря комплексному лечению с применением разных лечебных средств, а также с учётом индивидуальных особенностей больного. Однако каким бы сложным заболеванием ни была бронхиальная астма, практика показывает, что её можно вылечить. Нужно только терпение, настойчивость и строгое выполнение врачебных назначений.