Автобиография коко шанель. Коко Шанель: история жизни Мадемуазель. Интервью Коко Шанель

19 августа 1883 года на свет появилась Коко Шанель, женщина, история жизни которой легла в основу множества книг и фильмов. Особый интерес публики и по сей день вызывает личная жизнь Коко. Романы легендарной Шанель были бурными и яркими, но, к ее великому сожалению, не слишком удачными. Несмотря на то, что она годами создавала образ сильной и независимой женщины, мадемуазель Коко очень хотела выйти замуж. Но ни один из ее многочисленных романов не закончился долгожданной свадьбой. И чем хуже складывалась личная жизнь Коко Шанель, тем успешнее была профессиональная.

«За любовь платишь в рассрочку, и большей частью, увы, когда любовь уже кончилась».

Бравый офицер Этьен Бальсан стал первой влюбленностью Коко. Насколько сильны и искренны были ее чувства по отношению к Бальсану судить теперь сложно, однако именно благодаря ему Шанель покинула кабаре, в котором работала певицей. Коко переехала в загородное поместье Этьена Бальсана, где вопреки своим ожиданиям не смогла обрести счастье. Положение Шанель в доме мало чем отличалось от положения прислуги. Для Этьена Бальсана юная певица была лишь развлечением, а когда Коко заявила о своем желание стать модисткой, возлюбленный просто поднял ее на смех. Однако именно Бальсан познакомил Шанель с Артуром Кейпелом — человеком, которому суждено было стать самой большой и трагичной любовью в ее жизни.

  • Артур Кейпел

Расставшись с Этьеном Бальзаном, Коко Шанель начинает жить с Артуром Кейпелом, сумевшим стать для нее не только любовником, но и верным другом. С его помощью Шанель делает первые шаги в качестве модельера и открывает бутик в Париже. Артур Кейпел, по прозвищу «Бой», слыл бабником, однако после встречи с Шанель закончил все свои многочисленные романы, чтобы полностью посвятить себя жизни с любимой. Несколько лет влюбленные были безмерно счастливы, пока Кейпел не начал возвращаться к старым привычкам. Все чаще у Боя завязывались романы на стороне, на что Коко приходилось закрывать глаза. Огорчал Шанель и тот факт, что Артур Кейпел очевидно не собирался на ней жениться, а спустя некоторое время и вовсе объявил, что отправляется под венец с совсем другой девушкой, принадлежащей к высшим кругам. Любовь Коко и страх остаться без любимого человека были настолько велики, что она соглашается стерпеть и это унижение. И по легенде даже шьет платье для избранницы Артура. Но и эти жертвы не помогли Шанель быть рядом с любимым вечно, жизнь внесла свои коррективы. В 1919 году Артур Кейпел погибает в автокатастрофе. Смерть любимого человека становится для Коко сильным ударом, приведшим к затяжной депрессии. Немало времени понадобилось великой Шанель, чтобы суметь пережить эту трагедию и найти в себе силы двигаться дальше. Несмотря на то, что в жизни Коко Шанель впоследствии появлялись другие мужчины, единственной своей настоящей любовью она всегда считала Артура Кейпела.

Спустя год после смерти Артура Кейпела Коко Шанель знакомят с князем Дмитрием Романовым, приходящимся кузеном императору Николаю II. Несмотря на весьма ощутимую разницу в возрасте (Шанель на тот момент было 37 лет, а князю Дмитрию не было и 30), знакомство быстро перерастает в роман. Дмитрий Романов помогает своей новой возлюбленной в расширении дела: знакомит с влиятельными людьми, предлагает использовать красивых девушек в качестве манекенщиц. Однако главной заслугой князя Дмитрия является то, что именно он сводит Шанель с парфюмером Эрнестом Бо, вместе с которым впоследствии они создадут легендарный аромат Chanel №5. Роман Дмитрия и Коко был недолгим. Примерно через год князь переезжает в США, где женится на весьма обеспеченной девушке. С Коко Дмитрию удается сохранить теплые дружеские отношения вплоть до своей смерти в 1942 году.


  • Герцог Вестминстерский

Самым красивым и длительным романом Коко Шанель стал роман с герцогом Вестминстерским. На момент начала отношений, у обоих за плечами было богатое прошлое. Коко Шанель пережила предательства и потерю близких людей, герцог был дважды разведен, поэтому им как воздух был необходим легкий и красивый роман. Эти отношения носили поистине королевский характер: приемы, путешествия, роскошные подарки. Коко Шанель и герцог Вестминстерский были везде желанными гостями и вели активную светскую жизнь. Ни у кого не оставалось сомнений, что не за горами свадьба. Но и в этот раз удача отвернулась от мадемуазель Коко. Герцог Вестминстерский страстно хотел наследника, которого Шанель из-за бесплодия, увы, не могла ему подарить. Некоторое время она еще надеялась, что герцог просто не сможет с ней расстаться и со временем забудет о своем желании иметь детей. Однако этого не случилось, и спустя 14 лет красивый роман был окончен.


  • Ганс Гюнтер фон Динклаге

После расставания с герцогом Вестминстерским у Шанель случилось несколько романов, один из которых чуть не стоил ей дела всей жизни. В годы Второй Мировой Войны мадемуазель Коко, которой на тот момент было уже за 50, познакомилась с немецким дипломатом Гансом Гюнтером фон Динклаге. Эти отношения Шанель рассматривала, как последний шанс обрести личное счастье, а потому не могла трезво оценить ситуацию. Она позволила мужчине не просто вскружить себе голову, но и заставить ее влезть в дела политические. Ганс оказался немецким шпионом и полковником вермахта, убедившим Коко Шанель организовать ему встречу с ее приятелем Уинстоном Черчиллем. По окончании войны, Коко Шанель была арестована. Ей предъявили обвинение в пособничестве фашизму. Шанель всё отрицала, утверждая, что с Гансом Гюнтером фон Динклаге ее связывали лишь любовные отношения. Власти Франции приняли решение позволить Коко добровольно покинуть страну, в случае отказа ее ждала тюрьма. Коко Шанель вместе со своим любовником уезжает в Швейцарию, где проживет почти 10 лет. Семейная жизнь опять не сложится. Некогда влюбленные будут бурно и часто ссориться, а по слухам иногда и драться. Расставшись с Гансом Гюнтером фон Динклаге, Коко Шанель оставляет попытки обрести семейное счастье, и последние годы своей жизни полностью посвящает работе.

«Мне наплевать, что вы обо мне думаете.
Я о вас не думаю вовсе».

Коко Шанель

19 августа весь мир моды отмечает 130 лет со дня рождения Коко, и Passion.ru вспоминает самые значимые факты из жизни этой великой женщины, а также ее остроумные и очень меткие фразы, ставшие афоризмами.

1. Желание заниматься женскими нарядами возникло у Габриэль Шанель под влиянием многолетней жизни в приюте - дети там носили унылую одинаковую одежду, и когда у девушки появилась возможность одеваться так, как ей хочется, она решила сделать это своим призванием.

2. Тяга же к минимализму возникла в противовес пышности нарядов дам «полусвета». Некоторое время Шанель проживала со своим покровителем на улице, где было много публичных домов, и для того, чтобы отличаться от их обитательниц, она стала носить строгие сдержанные костюмы и маленькие шляпки.


3. Свою первую популярность Габриэль Шанель приобрела отнюдь не благодаря созданию одежды. Ее «дебютом» стали дамские шляпки. Один из ее близких друзей помог ей открыть шляпный магазин, где она торговала своими творениями. Реакция на товар была неоднозначной. Многие обвиняли Габриэль в излишнем авангардизме. Однако уже очень скоро за шляпками «от Шанель» стали приезжать дамы со всей Франции.

4. Считается, что свое прозвище «Коко» Габриэль Шанель получила во время своей бурной молодости, когда работала певичкой в кабаре. Она исполняла две песенки, в которых упоминались цыплята («Coco»), и якобы именно за это ее и прозвали «Цыпленком». Однако есть и еще одна версия: отец, с которым Коко Шанель практически не общалась, свою дочь за маленький рост и худобу звал цыпленком, и когда Габриэль решила взять себе псевдоним, она вспомнила о своем детском прозвище.

5. Прототип известного всему миру клатча придумала Коко Шанель. Кто-то теряет перчатки и зонтики, а она вечно оставляла везде свои ридикюли. К тому же, по ее утверждению, из-за необходимости таскать сумку в руках у нее начали болеть кисти. Эта великая женщина и тут нашла выход из положения, изобретя маленькую сумочку на длинной цепочке, ставшую уже классикой моды, - модель Chanel 2.55.


6. Коко Шанель не расставалась с ножницами, они всегда были при ней - в сумочке или на веревочке на шее. Однажды на каком-то приеме она буквально покромсала наряд одной из своих манекенщиц, которая явилась туда в платье от другого известного кутюрье. При этом Коко заявила, что теперь наряд выглядит намного элегантнее. Этот эпизод вошел в фильм «Коко до Шанель» с Одри Тоту в главной роли.

6. Коко Шанель не признавала выкройки. Она создавала свои творения, окутывая тканями манекенщиц и смело срезая лишнее. Тем не менее, она стала первым кутюрье, который, имея непосредственное отношение к высокой моде, выпустил свою коллекцию одежды в промышленном масштабе.

7. В облике женщины для Коко Шанель было важно все, именно поэтому ее интересы распространялись не только на одежду, но и на обувь , и на аксессуары , и на прически . Однако было то, что занимало в ее жизни и в ее деятельности особое место - парфюм. Свой первый аромат она создала, смешав в вольных пропорциях 80 компонентов. И получила безусловный шедевр, который мы знаем под названием Chanel №5.


Правда, существует мнение, что автором этих духов была не она, а некий русский парфюмер, иммигрировавший во Францию. Он разрабатывал очередную коллекцию и предложил Коко выбрать один вариант аромата - Шанель отдала предпочтение пробирке за номером 5.

8. Коко Шанель ценила свободу во всем - в движении, в выборе, в мировоззрении. Она всегда поступала так, как хотела сама, а не так, как от нее ждала общественность. Она не побоялась избавить женщин от корсетов, одеть их в брюки и блейзеры, и заставила обрезать длинные волосы. Ее смелость проявилась и в романе с немецким офицером - красавцем, который помог освободить ее племянника из фашистского плена. За свою любовь ей пришлось заплатить тюремным заключением и выдворением из Франции.

9. 14 долгих лет Коко Шанель была оторвана от индустрии моды - сначала война, потом эмиграция и жизнь в Швейцарии, однако все эти годы эта великая женщина мечтала о триумфальном возвращении во Францию.

И она вернулась. В возрасте семидесяти лет, со своей коллекцией неувядающей классики «от Шанель». Ее освистали. Но Коко знала, что она делает. Уже через год Париж снова склонился к ее ногам. И неудивительно - кутюрье приходят и уходят, а Шанель остается.

10. Коко Шанель сыграла в формировании мировой моды столь значимую роль, что ее одну из всех дизайнеров одежды журнал Time включил в список 100 самых влиятельных людей мира.

28 цитат Коко Шанель о жизни и успехе


  1. Заботясь о красоте, надо начинать с сердца и с души, иначе никакая косметика, увы, не поможет.
  2. Старость не защищает от любви, зато любовь защищает от старости.
  3. Если вы хотите иметь то, чего никогда не имели, вам придется делать то, что вы никогда не делали.
  4. Если вас поразила красота какой-то женщины, но вы не помните, во что она была одета, значит, ее наряд был идеальным.
  5. Женщина должна быть одета так, чтобы ее хотелось раздеть.
  6. Духи нужно наносить туда, куда хочешь получить поцелуй.
  7. Будьте куколкой днем и бабочкой вечером, так как нет ничего более комфортного, чем кокон, и более располагающего к любви, чем крылья бабочки.
  8. Помните: у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление.
  9. К некрасивой внешности можно привыкнуть, к неряшливости - никогда.
  10. Для того чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться.
  11. Ничего так не старит женщину, как слишком богатый (роскошный) костюм.
  12. Мода проходит, стиль остается.
  13. Женщину, предпочитающую светлые тона в одежде, гораздо сложнее вывести из душевного равновесия.
  14. Мы делаем себя сами: если женщина некрасива в 18 - это от природы, если в 30 - от глупости.
  15. Духи говорят о женщине больше, чем ее почерк.
  16. Главное для женщины - постоянно работать. Только работа дает бодрость духа, а дух, в свою очередь, заботится об участи тела.
  17. Все в наших руках, поэтому не надо их опускать.
  18. Свобода - это всегда стильно!
  19. Женщина должна пахнуть как женщина, а не как засохший букет.
  20. Если женщина в вопросах моды слушает подруг, а не своего мужчину, она часто становится посмешищем.
  21. Мужчинам нравятся женщины, которые хорошо одеты, но не бросаются в глаза.
  22. Безжалостно убирайте все, что чрезмерно.
  23. Сдерживать себя, когда обидно, и не устраивать сцен, когда больно, вот что такое настоящая (идеальная) женщина.
  24. У моды две цели - удобство и любовь. Красота возникает, когда мода добивается своих целей.
  25. Чем хуже у женщины дела, тем лучше она должна выглядеть.
  26. Мода - как архитектура - вопрос пропорций.
  27. Женщины с хорошим вкусом носят бижутерию. Всем остальным приходится носить золото.
  28. Если вы родились без крыльев, не мешайте им расти.

10 заповедей стиля от Коко Шанель

жакеты . Это тоже дает ощущение внешней и внутренней свободы.
  • Поклоняйтесь маленьким черным платьям.
  • Духи - тоже одежда.
  • Столько, сколько сделала для женщин мадемуазель Коко Шанель, пожалуй, не сделал ни один кутюрье в мире. Ее пытались копировать, ею восхищаются до сих пор, практически каждая дама имеет в своем гардеробе маленькое черное платье и старается следовать заветам законодательницы современной моды. И все это происходит потому, что Шанель всегда актуальна.

    Надежда ПОПОВА

    Коко Шанель (настоящее имя - Габриель Бонёр Шанель) родилась 19 августа 1883 года в относительно небольшом французском городке Сомюр, основным источником доходов которого на сегодняшний день являются туризм, а также изготовление и выращивание винограда и виноделие.

    Отец Коко, по роду занятий уличный торговец, сдал трех своих дочерей в приют после того, как их мать скончалась в возрасте 32-х лет. Девочке было 12 лет на момент, когда она видела отца в последний раз. Проведя свои последующие семь лет жизни в стенах Обазинского монастыря, Габриель воспитала строгость в своем характере, а любимыми цветами девушки стали черный и белый. В то же время обилие религиозных и обрядных предметов вдохновили её в будущем на использование в декоративных элементах своих коллекций стиля барокко, золота и драгоценных камней.

    После выхода во взрослую жизнь Коко устроилась работать швеёй в ателье, а по вечерам успевала петь в кабаре. Именно там за Габриель закрепилось имя Коко. Гости обращались к ней так, потому что она часто исполняла песню "Кто видел Коко на Трокадеро?".

    Обладая мальчишеским нравом, Габриель брала идеи своих нарядов в мужской моде и одевалась достаточно оригинально для того времени. Свои первые модели дамских шляпок она брала из модных на то время головных уборов и убирала всю излишнюю атрибутику из перьев, что придавало им легкость и элегантность. Первыми моду от Коко Шанель оценили на себе девушки из рабочего класса, но достаточно быстро она распространилась и в высшем обществе.

    Первой любовью Габриель был богатый английский аристократ Бой Кейпел. Он познакомил девушку с литературой, Востоком и эзотерикой. При нём Шанель открыла свои первые магазины в Париже, Довиле и Биаррице. Работа для неё была источником независимости, Коко никогда не хотела быть содержанкой при богатом муже, как девушки из высшего света того времени.

    Это может показаться невероятным, что усилиями всего одного человека завершилась одна эпоха в моде и началась другая, еще более сенсационным для того времени было то, что этим человеком была женщина. Коко изменила женский силуэт. Она укоротила длину платьев и обнажила лодыжки, освободила женщин от корсетов и ввела в моду одежду из джерси, а также короткие стрижки и загар.

    В 1918 году в доме №31 на улице Камбон в Париже мадемуазель Шанель открыла свой первый Дом Моды. Маленькая деревенская девочка, выросшая в Обазинском монастыре, стала королевой Парижа. Прежде, чем освободить женщин, она освободила себя.

    История любви Габриель Шанель закончилась внезапно со смертью Бойа Кейпела в автокатастрофе. В первый и последний раз в жизни Коко позволила себе заплакать. «Я или умру, - сказала она - или закончу то, что мы вместе начали».

    В 1920 году, когда Европа стояла на пороге очередной войны, женщины с восторгом встретили наряды Шанель, подарившей им право на удобство. Потеряв любовь всей своей жизни, она пыталась заглушить тоску в своем сердце в Венеции в компании друзей. Подруга Мися познакомила мадемуазель Коко с Италией, русским балетом и своими друзьями Кокто, Стравинским, Дягилевым, Равелем и Пикассо. После чего в жизни Габриель Шанель выдалась возможность поработать над созданием костюмов для спектаклей Дюллена и Кокто, а также финансировать постановку балета «Весна священная». Позже она дала убежище Стравинскому и его семье, помогла Кокто во время его реабилитации и тайно оплатила похороны Дягилева в Венеции.

    После революции 1917 года в царской России Коко Шанель довелось познакомиться с Великим князем Дмитрием (двоюродным братом русского императора Николая II), который был младше её на 8 лет. Влияние князя и его культуры вдохновило Великую Мадемуазель на создание вышивок, меховых изделий и украшений в византийском стиле. Благодаря ему Коко встретилась с Эрнестом Бо, парфюмером при царском дворе, и в 1921 году выпустила свой знаменитый аромат SHANEL №5.

    Однажды в судьбе Коко возник настоящий аристократ, воплощение британской элегантности и непринужденной роскоши Герцог Вестминстерский, богатейший человек Великобритании. Габриель была очарована им. Это была красивая история любви, герцог приглашал её в свои дворцы и яхты, отправлял за ней частный поезд, осыпал цветами и драгоценностями, но чувства остыли до того, как Коко стала герцогиней.

    В 1926 году Шанель, которая не выносила обилие кричащих разноцветных нарядов, объявила: «Я заставлю их ходить в черном!». Дело в том, что в то время черный цвет был приоритетом нарядов прислуги и траура. Но Коко возвела его в ранг абсолютного. Это стало орудием её успеха и годом рождения маленького черного платья.

    Модницы со всех континентов желали носить платья от Шанель, и прежде всего этого хотели звезды Голливуда. Однако модельер не поддалась влиянию фабрики грез, так как понимала нависающее над ней давление огромной индустрии, и она приняла решение вернуться во Францию, где поселилась в отеле Риц, чтобы не подвергаться чьему-то мнению, а дальше продолжать работу над своими коллекциями.

    В 1936 году во время весенней забастовки, Коко, владелица на тот момент множества бутиков, столкнулась с забастовкой 4000 рабочих, это был первый раз, когда ей пришлось уступить чьей-то воле.

    В 1940 году, во время Второй мировой войны, племянник Коко Андре Паласе попадает в плен к немцам. Применив все свои связи, ей удается освободить его, однако эта свобода дорого обходится самой Габриель. Военный критик Хэл Воган в своей книге «В постели с врагом: тайная война Коко Шанель», вышедшей уже в послевоенное время, открыто заявляет, что Коко Шанель официально числилась в штате немецкой разведки и имела на своем счету ни одну успешную операцию. Это сотрудничество не могло остаться без внимания, и Коко была арестована по обвинению в пособничестве фашизму. Только благодаря вмешательству Черчилля женщину освобождают в 1944 году при условии, что она покинет Францию. Шанель была вынуждена перебраться в Швейцарию. На сегодняшний день официальный источник модного дома Шанель опускает эту неприятную страницу в биографии своей основательницы. На сайте Дома Шанель вскользь упоминается, что Шанель закрывает свои бутики в 1939 году и сразу перебирается жить в Швейцарию.

    Во Францию и в мир моды Коко возвращается только в 1953 году в возрасте 70 лет. Первый показ мод прошел 5 февраля 1954. Коко со стороны наблюдала за показом, который проходил в гнетущей тишине. Французская пресса разгромила коллекцию, назвав её жалкой, а Шанель - престарелой. В то же время Америка восприняла коллекцию с восторгом, а знаменитый журнал LIFE написал: «В 71 год Габриель Шанель не просто создала новую тенденцию, она совершила революцию». К Шанель вернулось прежнее влияние и право диктовать свой стиль всему миру. Костюмы от Шанель полюбились не только рядовым гражданам, но и звездам кино. Их носили Марлен Дитрих, Бриджит Бардо, Ромми Шнайдер, Грейс Келли, Ингрид Бергман, Элизабет Тейлор и другие.

    Всю свою жизнь Коко создавала свой неотразимый стиль Шанель. Ей принадлежит создание бежевых босоножек с черным носком, ранее упомянутого маленького черного платья, приталенного жакета, стеганной сумочки с цепочкой через плечо. В это может быть трудно поверить, но до 1955 года не существовало такой привычной сегодня сумочки с ремнем, одеваемым на плечо. Женщины ходили с ридикюлями, длинный шнурок которых одевался на руку. Ридикюли появились еще в начале 19 века и прослужили полтора века, так как долгое время в женском гардеробе не были предусмотрены карманы.

    Все последние годы своей жизни Великая Мадемуазель была ужасно одинока и в возрасте 80 лет все также каждый день ходила на работу, отдавая всю себя своим произведениям искусства. Перед приходом на работу Коко сотрудники ателье по сигналу портье распыляли на лестнице в доме №31 по улице Камбон её любимый аромат SHANEL №5.

    10 января 1971 года, в воскресенье, свой единственный нерабочий день, в возрасте 87 лет Коко Шанель скончалась от сердечного приступа в отеле «Риц». Она просила не устанавливать на её надгробии могильных плит, чтобы ничто не мешало ей «вознестись в рай и шить одежду для ангелов». Похоронена в Швейцарии. Верхнюю часть надгробия женщины, рожденной под знаком льва и имевшей львиный характер, символично украшает барельеф с изображением пяти голов львов.

    С 1987 года руководство домом Шанель принял модельер Карл Лагерфельд, который по сегодняшний день продолжает традиции Коко Шанель.


    Коко Шанель удалось изменить мир моды, предложив дамам сменить корсеты и пышные юбки на джемперы и жакеты с брюками. Она одевала знать: герцогинь и баронесс – весь высший свет Франции. Придумывала им не только платья, но и шляпки, бижутерию, сумки и парфюм – все, что назовут стилем Шанель.

    Воспитанная монахинями в бедности, она мечтала о роскоши и любви. К 30-ти годам у нее все это было. Благодаря таланту, упорству и конечно, мужчинам. У нее были богатые любовники и покровители, подарившие ей не только счастье, но и вложившие в нее и ее бизнес немалые деньги. Каждому из них она была за это признательна и говорила, что в ее творчестве есть частичка ее сердечных переживаний. Маленькое черное платье она создала после трагической смерти возлюбленного, и украсила его жемчужным ожерельем, когда очередной роман принес ей разочарование. Она никогда не выйдет замуж, но с гордостью будет носить имя мадемуазель Шанель до самой смерти.

    Она прожила долгую жизнь, умерла в 87 лет в Швейцарии. Коко Шанель стала единственным модельером, вошедшим в список влиятельных людей прошлого века.

    Ее состояние оценивали в 160 млн долларов. А ее имя до сих пор приносит деньги владельцам Дома моды Шанель и не забыто ее поклонниками и приверженцами.

    Белошвейка

    Габриэль родилась в небольшом городке во Франции 19 августа 1883 года. Ее родители не состояли в браке и жили не богато, воспитывая четырех детей. Мать Евгения Деволь была дочерью плотника, занималась детьми и нигде не работала. Отец Альбер Шанель – мелкий торговец. Девочке исполнилось 12 лет, когда мать заболела и умерла. Отец отдал детей в приют при монастыре. До совершеннолетия Габриэль будут воспитывать монахини, научат ее вышиванию, шитью и терпению. Она будет мечтать о безбедной жизни и удачном замужестве. Может быть именно эти мечты и сподвигли ее на побег. Вместе с подругой они добрались до тетушки Габриэль, но та настояла на возвращении в обитель. Девушки отказались, тогда им предложили другие монастырские стены – в маленьком городке Мулен.

    Пансион был хорош тем, что можно было беспрепятственно его покидать, и барышни этим пользовались. Свободолюбивой натуре Габриэль требовалось пространство, она гуляла по городу, изучая окрестности и местных жителей. Через два года девушек устроили работать в маленький магазинчик, где продавали одежду и меха, сшитые здесь же. Так Габриэль начала зарабатывать деньги тем ремеслом, которое умела делать. По вечерам подруги частенько заходили в кафе, где вскоре стали завсегдатаями.

    Однажды им предложили попробовать спеть со сцены и с тех пор они выходили выступать все чаще, петь незамысловатые песенки. Одна из них с шутливым названием «Ко Ко Ри Ко» была популярна. Городок был гарнизонный и успех у военных был ошеломляющий. Веселой и общительной Габриэль это нравилось.

    Один из офицеров, богатый холостяк Этьен де Бальзан приметил хрупкую певичку и стал ей оказывать знаки внимания. Он был большой любитель скачек, имел собственный дом с конюшней и полями для гольфа, поэтому в Габриэль, которую называл Коко, благодаря ее песенкам, видел не только любовницу, но и наездницу. Он предложил ей переехать к себе и получил согласие.

    Коко и Бой

    Габриэль училась верховой езде не в амазонке, как было принято в то время, а в рубашках и жокейских брюках, перешитых ей из этьеновских. Ему было приятна ее женственность и непохожесть на дам его круга. К ней действительно относились как к странной особе, но это ее не обижало. Ей нравилось жить в замке, спать, сколько хочешь и иногда заниматься шитьем для себя и созданием шляп для богатых приятельниц Этьена. Конечно, она ждала перемен в своей судьбе, но по-прежнему оставалась лишь любовницей. Двери в высший свет для нее были закрыты, а самым страстным увлечением ее мужчины были лошади, а не она.

    Все изменилось, когда Габриэль влюбилась в друга Этьена, которого близкие называли Бой, и он отвечал ей взаимностью. Ей исполнилось 26 лет, ему 28. Британский промышленник, спортивного телосложения Артур Кейпел предложил ей не руку и сердце, а кров и собственный шляпный магазинчик, о котором она уже мечтала много лет. Она соглашается и в 1910 году получает подарок, адрес который вскоре станет известен всем модницам Парижа и его окрестностей.

    Артур будет помогать ей во всем: обеспечивать деньгами и заказами. Дело пойдет как по накатанной, для Габриэль это будут счастливые годы ее жизни. Через три года он посоветует ей открыть еще один бутик в Довиле. Морской стиль, который станет применять в одежде странная модистка, и соломенные шляпки станут вскоре популярными в этом курортном городке.

    Девушка работает не покладая рук, круг ее клиенток расширяется: дамы становятся все смелее в выборе одежды, оглядываясь на знатных особ, которые одеваются в магазинах Шанель.

    Успех приходит постепенно: ее коллекции украшают подиумы, пресса о них пишет как о революции в мире моды, платья Коко Шанель носит сама баронесса Ротшильд, которая предпочла ее знаменитому кутюрье Полю Пуаре.

    Коко шла к своим победам на подиумах и сколачивала состояние через войну 1914 года и русских «белых» эмигрантов, вкупе с богемой из мира музыки и балета. Она подружилась с Сергеем Дягилевым, который познакомит ее с Жаном Кокто, Паблом Пикассо, Игорем Стравинским, Львом Бакстом и многими другими. Она будет шить простые женские платья и костюмы из дешевой ткани джерси, мягко спадающие и открывающие лодыжки. Кружевам и рюшам не место в одежде военного времени: роскошь уступит свои позиции удобству и практичности. Для артистов балета она создает сценические костюмы, а впоследствии будет помогать Дягилеву финансировать постановки, и выполнять заказы на пошив для балетной труппы. Сегодня коллекции к спектаклям Русских сезонов от Шанель хранятся во многих музеях, в том числе в Санкт-Петербурге.

    В 1915 году Бой берет отпуск и везет на юг Франции, подальше от войны, в престижный городок у моря Биарицц. Сюда съезжаются богачи со всего мира, и именно здесь Шанель откроет свой Модный дом.

    Совсем скоро во Францию хлынет волна эмигрантов, бежавших от революции в России. Многие портнихи, которые шили для дворян, будут работать на Шанель, привнеся в ее коллекции знаменитые русские мотивы.

    Революционный год в далекой России станет поворотным и в Париже, только совсем другого рода. Коко Шанель жертвует свои длинные волосы в угоде своему новому стилю «двуполой моды». Она считает, что короткие волосы открывают длинную шею и очень идут мужским заимствованиям в женской одежде.

    Артур Кейпел во всем поддерживает свою пассию, он верит в Коко, в ее талант и успех так, как ни один мужчина в ее жизни.

    Еще немного и они поженятся, - думала Габриэль в объятиях своего Боя. А он хотел одного: с помощью брака получить вожделенный титул и наследников, а Габриэль не может иметь детей, не говоря о высоком положении в обществе.

    Спустя девять лет близких и безоблачных отношений, он объявляет, что женится на аристократке и в 1918 году объявляет об этом своей возлюбленной. Она его понимает, но сердце ее бьется на осколки. Бой объясняет, что ничего не хочет менять в их отношениях, они по-прежнему встречаются, несмотря на кольцо на его безымянном пальце.

    Но когда он ехал к ней праздновать Рождество, то его автомобиль потерял управление из-за лопнувшей шины и на большой скорости перевернулся. Через год после свадьбы он погиб.

    Знаменитое черное платье она создаст в память о нем, но носить его будут всегда, потому что для нее он так и останется непревзойденным, единственным любимым человеком. Немного погодя она возьмет себя в руки и сделает еще один шаг к своей популярности – удивит мир парфюмом, выпустив духи Coco Noir, которые посвятит памяти Боя.

    Слава и смерть

    Окончательно пасть духом Габриэль не дала работа, она окунулась в нее с головой. Ее успехи во всех направлениях мира моды заставляют о ней говорить как о блестящем стилисте. Появляются ее костюмы, строгого покроя, точно по фигуре, и в качестве завершающего штриха к образу капелька духов Chanel №5.

    Они появились благодаря князю Дмитрию, внуку Александра II. Дмитрий Павлович жил бедно и Габриэль взялась ему помочь, а потом влюбилась. Князь познакомил ее с известным парфюмером Эрнестом Бо. Он больше года работал по ее заказу над ароматом духов ее имени. Шанель выбрала пятый номер из представленных им. И не ошиблась, потому что до сих пор они творят чудеса для многих женщин.

    Дмитрий Павлович вскоре уедет в Америку, но будет благодарен своей спасительнице, они сохранят дружбу до самой смерти князя в 1942 году.

    Шанель часто повторяла, что ценит простоту и элегантность, прекрасная половина человечества видит в ее стиле неподражаемый и утонченный шарм.

    А у нее новый роман – эта женщина не умеет жить без мужского внимания. Она приютила на своей вилле семью русского композитора Игоря Стравинского, с которым уже была знакома много лет. Страсть будет тайной и непродолжительной, но окажет на творчество обоих сильное влияние.

    Когда Коко Шанель исполнилось 40 лет, она знакомится с герцогом Вестминстерским. От этих продолжительных отношений у нее остались бриллианты, дома, счастливые мгновения и разбитые надежды на брак.

    В ее жизни будут коллекции не только одежды, шляпок, духов, бижутерии, аксессуаров, сумок, но и мужчин. Она умело смешивала коммерческие и интимные отношения. Так было с художником Полем Ирибом, который придумал для нее серию ювелирных украшений. Их союз был плодотворным, но быстротечным из-за внезапного сердечного приступа.

    Ее не сломило ничто: ни кризис в экономике, ни война с фашистами, из-за которой пришлось закрыть бизнес, ни обвинения в сотрудничестве с фашистами, из-за чего ей пришлось уехать в Швейцарию.

    Обвинение в предательстве не подтвердилось, просто Габриэль в очередной раз влюбилась. Ей уже было 56 лет, когда ей повстречался немецкий барон, младшее ее на много лет. Она позволила ему заманить ее в дела политические, ведь не догадывалась, что тот был полковником вермахта. Он просто попросил ее поспособствовать встретиться с Черчиллем, с которым Габриэль приятельствовала. После войны ей это припомнили и даже арестовали по обвинению в пособничестве фашизму. Она отрицала, но власти Франции дали ей небольшой выбор: либо тюрьма, либо она покинет родину. Любовники вместе жили в Швейцарии почти 10 лет. Но она продолжала работать, не с европейскими домами моды, а с американскими. Огромным успехом пользовались ее наряды для голливудских звезд. Ее состояние росло, несмотря ни на что и в послевоенные годы перевалило за 150 млн долларов.

    Ее возвращение в Париж произошло в 1956 году, когда ей было семьдесят лет. Одинокая и бескомпромиссная она снова диктовала моду и прививала стиль. Одевала звезд кино и политический бомонд. Триумф шел за ней по пятам и она купалась в лучах обожания.

    Про нее сняты фильмы и написаны книги. Ее вклад в мировой контекст моды велик, она смогла сделать большее – изменить ментальность женщин, заставила их любить себя и всегда выглядеть красивыми.

    Смерть Коко Шанель наступила от сердечного приступа 10 января 1971 в отеле Ritz. Через 12 лет после этого ее дело продолжил Карл Лагерфельд, возглавив Дом моды Шанель.

    Коко Шанель (наст. имя Габриэль Шанель) – икона стиля, одна из самых известных модельеров мира, основатель бренда одежды и духов Chanel. Стиль, созданный Шанель, олицетворяет собой целую эпоху, а в ней – элегантность, минимализм в использовании аксессуаров и удобство. Шанель была неординарным и сложным человеком в жизни – она по большей части презирала людей и была готова идти по головам ради своего успеха и выгоды.

    Детство и семья

    Будущая знаменитость Габриэль Шанель родилась в 1883 году (хотя сама утверждала, что появилась на свет 10 лет позже) в бедной семье рыночного торговца и дочки сельского плотника. Когда Габриэль родилась, ее родители не были женаты, это была их вторая дочь. Регистрировали девочку в приюте, а имя ей дали в честь медсестры Габриэль, которая помогла малютке появиться на свет.


    Мамы Габриэль, Жанны Деволь, не стало, когда девочке было всего одиннадцать лет. Буквально через неделю ее с сестрой и двумя братьями бросил отец – до своего совершеннолетия Габриэль пришлось жить в приюте при монастыре.


    Казалось бы, совсем не располагающая успеху предыстория – однако опыт, приобретенный Шанель в сиротском доме, и определил ее дальнейшую жизнь. Дело в том, что именно монахини научили девушку шить, так что, покинув заведение, Габриэль смогла устроиться продавщицей в магазин белья «Au Sans Pareil».

    Первые шаги к успеху

    Помимо увлечения дизайном одежды, Габриэль любила петь и даже выступала в кабаре. Именно тогда она получила прозвище Коко, потому что ее любимыми песнями были «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco». В одном из таких кабаре девушка познакомилась с богатым офицером в отставке, Этьеном Бальзаном, который вскоре предложил ей переехать к нему в настоящий замок в Париже. Шанель согласилась, однако зависеть от кого-то было не в ее стиле.


    Вскоре, вспомнив уроки шитья в приюте, она поняла, что хочет стать модисткой (мастерицей по изготовлению женских шляп, платьев и белья), и с помощью молодого английского предпринимателя Артура Кэйпела в 1910 году смогла открыть свой собственный шляпный магазин в Париже – он до сих пор находится напротив отеля «Ритц» на улице Камбон, 31.

    Начало дизайнерской карьеры

    Когда Коко Шанель открыла собственный бизнес и смогла дать волю своему вкусу и способностям, уже ничто не могло ее остановить – ни отсутствие опыта, ни даже Первая Мировая война. Она работала и как предприниматель, и как дизайнер, воплощая в жизнь все свои идеи по созданию элегантности – ввела в моду женские брюки, то самое маленькое черное платье. Созданный ей стиль позднее назвали «простая роскошь» – для того, чтобы одеваться в стиле Шанель, нужен в первую очередь вкус, а не огромные деньги.


    Но у клиенток Габриэль деньги водились, и они с радостью покупали шляпки и одежду у оригинальной модистки. Очень скоро бизнес Коко стал феноменом, которого не было до этого в истории моды. Сама Шанель стала первой портной, которая вошла в высшее общество, а не была прислугой у богатых заказчиков. Ее друзьями становились композиторы, балетмейстеры, художники, режиссеры, предприниматели. Девушка изменила общественное мнение о труде дизайнера, став притягательной личностью международного масштаба.

    «Я вошла в сливки общества не потому, что создавала одежду. А наоборот. Я ведь создавала одежду, потому что находилась в обществе, где стала первой женщиной, которая жила полной жизнью моего века», – комментировала свою славу Коко Шанель.

    Коко Шанель уделяли внимание высокопоставленные аристократы. К примеру, женщина входила в круг общения Великого российского князя Дмитрия и английского герцога Вестминстерского. Ее руки пытались добиться многие успешные мужчины, однако ее по-настоящему волновало только свое дело. На предложение герцога Вестминстерского Коко ответила, что герцогинь Вестминстерских может быть много, а вот Шанель такая одна.


    В возрасте пятидесяти лет Коко Шанель оказалась на вершине своей славы и красоты. Она одевалась с чувством абсолютной свободы и купалась в славе. Именно в это время ей восхищались больше всего. Годы пятидесятилетия стали самыми золотыми в биографии некогда бедной девочки Габриэль.

    И если в Первую Мировую войну дизайнер сумела остаться на плаву, то после объявления Второй Мировой войны в 1939 году Шанель пришлось закрыть все свои салоны – в такое время моде не было места. Несмотря на оккупацию Парижа, Коко осталась на это время во французской столице и даже сумела вызволить из плена своего племянника.


    В сентябре 1944 года по инициативе Комитета по Общественной морали женщину арестовали из-за слухов о ее связи с немецким офицером Гансом Гюнтером фон Дюнклегом. Вскоре ее освободили по просьбе Черчилля с условием того, что она покинет Францию. Шанель уехала в Швейцарию и прожила там почти десять лет. По версии исследователя Хэла Вогана, Шанель не только была любовницей пособника нацизма, но и поставляла информацию немецкому правительству.

    Интервью Коко Шанель французскому телевидению (1969)

    Личная жизнь Коко Шанель

    Жизнь знаменитого дизайнера одежды пестрила романы, но ни один из них не перерос в супружество – кажется, Шанель в этом и не нуждалась. Ей приписывали романы с русским композитором-эмигрантом Игорем Стравинским, герцогом Вестминстерским и даже нацистским офицером Гансом фон Динклаге. Согласно некоторым источникам, Шанель была бисексуальна.


    Мода на загар появилась как раз во времена Коко Шанель. Произошло это случайно – в 1923 году Габриэль загорела во время круиза и появилась в таком виде в Каннах. Общество, на тот момент внимательно относившееся к внешнему виду женщины, сразу последовало примеру Шанель.


    Знаменитые духи «Chanel № 5» появились в 1921 году. Их автором является русский парфюмер-эмигрант Эрнест Бо. Уникальность этих духов состоит в том, что до Шанель у женских духов не было сложных запахов. Коко выступила новатором и предложила женщинам первый синтезированный парфюм.


    Коко Шанель сделала популярными маленькие черные платья, которые позволялось носить в течение всего дня, дополняя разными аксессуарами. Так она доказала, что некогда считавшийся траурным, черный цвет может быть элегантным и прекрасно дополнит вечерний образ.


    К заслугам Коко Шанель относится и создание уникальных сумочек. «Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю», – сказала Габриэль в 1954 году. А через год представила небольшую прямоугольную сумочку на длинной цепочке. В итоге женщины смогли носить сумку, удобно повесив на плечо.