Безопасное передвижение по льду. Когда выходить на лёд

Как только водоемы покрываются коркой льда, тут же появляется целая армия ценителей зимнего экстрима - рыболовы, туристы, любители съехать с гористого берега реки на санках или желающие превратить часть реки или пруда в каток. Автолюбители тоже не дремлют: наконец-то им не нужно добираться до ближайшего моста или переправы, ведь есть ледовая дорога! Жители озерных и речных краев устраивают пешеходные и автомобильные переправы, чтобы сократить путь до пункта назначения. Как определить, безопасно ли передвигаться по льду пешком, на автомобиле или кататься на коньках? Не стоит рисковать, подвергая опасности себя и товарищей: для каждого из таких случаев существуют специальные правила. Если у вас есть дети, обязательно научите их тому, какая толщина первого льда безопасна. Легче предупредить несчастный случай, чем спасать попавшего на непрочный лед!

Для человека

Опытные охотники и рыболовы умеют распознавать примерную толщину льда по его цвету. Синеватый или «с зеленью» лед считается прочным, и чем прозрачнее ледовое покрытие, тем оно прочней. Матово-белый или с желтизной цвет свидетельствует о ненадежности. Если вы видите участок реки подо льдом, на котором отсутствуют следы животных и человека, задумайтесь, отчего это. Скорее всего это место, где бьют ключи, корочка льда там очень тонка, а из-за снега этого не видно.

Это нужно знать:

  1. Безопасным для человека считается лед толщиной не менее 10 см в пресной воде и 15 см в соленой.
  2. В устьях рек и протоках прочность льда ослаблена.
  3. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а так же в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов, камыша.
  4. Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25%.

Видео о правилах нахождения на льду

Закрепим материал о прочности льда:

  • лёд голубого цвета – прочный,
  • белого – прочность его в 2 раза меньше,
  • матово белый или с желтоватым оттенком – ненадежен.

Не стоит относиться к зимним прогулкам легкомысленно и не готовиться заранее. Провалившемуся под лед очень трудно выбраться, так как края полыньи будут обламываться под его тяжестью. Взрослый или ребенок могут утонуть от переохлаждения, которое наступает через четверть часа. У некоторых случается холодовой шок.

Памятку о безопасности и правилам поведения на льду, вы можете скачать после статьи

Для зимней переправы

Приводим данные в таблице ниже.

Безопасная толщина, м С учетом веса, т
там, где пресная вода там, где морская вода
0,10 0,15 до 0,1 5
0,20 0,25 до 0,8 10
0,25 0,30 до 3,0 20
0,35 0,45 до 6,5 25
0,40 0,50 до 10 26

Для техники

Безопасная толщина, м С учетом веса, т С учетом расстояния до кромки льда, м
там, где пресная вода там, где морская вода
0,70 0,55 до 20 30
100 0,95 до 40 40

Занимаясь организацией переправы для техники, учитывают следующие факторы:

  • глубину водоема;
  • скорость течения;
  • расстоянием между берегами реки;
  • интенсивность грузопотока;
  • когда поблизости расположена гидроэлектростанция, данные по расчету трассы сопоставляются с режимом работы ГЭС.

Теория и практика

Ледовую трассу расчищают от снега по обе стороны от оси (не меньше, чем на 10м) и обозначают вехами (каждые 15-20 м). Поскольку движение на трассе одностороннее, дорогу с обратным движением следует прокладывать не менее, чем в 100 м. Толщина льда измеряется путем пробивания лунок на протяжении 5 м друг от друга (у берегов расстояние сокращается до 3 м), диаметр лунок - от 6 до 10 см. Лунки располагаются по принципу шахматных клеток на расстоянии 5 м от оси по направлению в обе стороны. Для безопасности их ограждают снеговой насыпью по окружности и закрывают щитами из дерева. Возникающие «зависания» льда обрушивают механическим путем. Замеры производит местная гидрометеослужба каждые 5 дней, а в случае оттепелей - чаще.

Помимо веса техники, делаются поправки на интенсивность движения по формуле:

H тр = n a · P

В ней учитываются:

  • H – толщина льда;
  • n – коэффициент интенсивности движения (при пропускаемости 500 автомашин в сутки показатель n равен 1, если 1 – это 500, то 400 – 0,8 и т.д.);
  • a – показатель характеристики нагрузки (колесная, гусеничная);
  • P – масса груза, т.

Формула может быть дополнена, в зависимости от особенностей местных условий.

Как видите, гораздо легче обезопасить передвижение одного человека, но лишь в том случае, если этот человек будет соблюдать правила. В конечном счете, таблица допустимой толщины льда (и нагрузки на него) при организации переправы техники будет выглядеть следующим образом:

Требуемая толщина ледяного покрова (см) с учетом среднесуточной t в течение 3 прошедших суток Дистанция между автомашинами, м
– 10 °и ниже – 5 °С При кратковременной оттепели до 0 °
Гусеничная техника
4 18 20 28 10
6 22 24 31 15
10 28 31 39 20
16 36 40 50 25
20 40 44 56 30
30 49 54 68 35
40 57 63 80 40
50 63 70 88 55
60 70 77 98 70
Колесная техника
3,5 22 24 31 18
6 29 32 40 20
8 34 37 48 22
10 38 42 53 25
15 46 50 64 30

Поправки и уточнения

При использовании таблицы следует учитывать, что берется среднесуточная температура и «идеальные» условия для формирования разновидности льда «пресноводный раковистый». Показатель толщины пористого льда придется удвоить. При наличии в водоеме соленой воды коэффициент поправки снижается до 1,2. При частых оттепелях грузоподъемность каждой единицы техники определяется практическим путем.

В случае необходимости ледяной покров утолщают искусственно, очищая для этого пространство, поливая его водой и ожидая, пока слои намерзнут. Если требуется переправа техники к месту проведения водолазных работ в местах, где лед покрывает морские водоемы, условия меняются так, как это изложено в первой таблице статьи.

Но вернемся еще раз к требованиям поведения зимой на реке или пруду, действительным для человека, и особенно, для детей, которые чаще, чем взрослые, бывают неразумны. Считается, что лед для безопасного нахождения человека на нем должен быть не менее 10-15 см (в зависимости от воды-пресная или соленая). В случае массовых мероприятий на льду, норма увеличивается до 25 см. Следует знать еще и как себя вести, если кто-то (или вы сами) провалились под лед, ведь паника может привести к печальному исходу.

Когда казавшийся прочным лед для безопасного передвижения сменился пористым и ломким, вы можете внезапно оказаться в воде, возьмите себя в руки и следуйте рекомендациям:

  1. Раскиньте руки в стороны, чтобы можно было опереться, не ломая края «купели» и не захлебнуться.
  2. Из полыньи придется выползать, избегая порывистых движений. Если при вас имеются «ледовые шилья» и веревка, воспользуйтесь ими для подтягивания.
  3. Основное правило: не опираться на отдельные участки небольшой площади, а стараться располагаться так, чтобы опорой служила максимально большой участок.
  4. Откатитесь от краев провала, а встав на ноги, не бегите, двигайтесь не спеша и не поднимая ног над поверхностью льда.
  5. При оказании помощи провалившемуся, найдите то, что поможет расширить площадь опоры (спортивный инвентарь, фанера, пластик).
  6. Не становитесь на край полыньи, действуйте на оптимальном расстоянии.
  7. Бросайте оказавшемуся в полынье веревку и равномерными движениями тяните, помогая выбраться.
  8. Добравшись до дома, переоденьте пострадавшего, напоите чаем (без добавок алкоголя!) и звоните в «скорую».

Спасатели, действующие в условиях, когда требуется передвижение по льду, должны помнить:

  1. При выборе маршрута необходимо помнить о дрейфующих льдах (на море, озере), узнавать скорость и направление течения, ветра.
  2. Стоит запастись противоскользящими приспособлениями.
  3. На воде с течениями толщина льда везде может быть разной.
  4. На болотах, в отличие от рек, лед прочнее в центре, а слабее по краям.

Правила поведения на замерзшем водоеме

  1. Не экспериментируйте с проверкой прочности покрова ногами, берите с собой жердь.
  2. Находите уже имеющиеся утоптанные тропы.
  3. Если вы прокладываете такую пешеходную тропу одним из первых, пробуйте лед на прочность впереди себя палкой, избегайте мест, не вызывающих доверия.
  4. Запомните признаки непрочного покрытия: треск, подвижность, появление воды над поверхностью. Если это происходит, передвигайтесь от этого места расставив ноги пошире, неторопливо или даже ползком.
  5. Нельзя двигаться компанией (между путниками или идущими на лыжах нужен промежутков не менее 5 метров), с пристегнутыми к ногам лыжами, с надетыми на руки креплениями лыжных палок.
  6. Рыболовам необходимо рассчитывать число лунок на определенной площади и сверлить их на значительном расстоянии друг от друга.
  7. Если у вас груз есть (ранец, рюкзак), лучше закрепить его веревкой и тащить на расстоянии.
  8. Если возникла необходимость преодолеть участок непрочного льда, отправляйтесь туда со страхующим, Даже двигаясь на расстоянии 5 метров, он окажет помощь при несчастном случае.
  9. Если у вас есть такая возможность, лучше всего просверлить лунку и измерить толщину льда перед зимним походом.
  10. Не рекомендуется ловить рыбу поблизости от подтаявших или поврежденных участков льда.
  11. Запаситесь двенадцати метровой (или длиннее) веревкой, на одном ее конце должен быть груз.

Ледостав открывает перед рыболовами совершенно особые возможности, поэтому и ждут его с таким нетерпением, так спешат выйти на молодой лед. При этом часто забывают, что абсолютно надежного льда в природе не существует.

Это надо помнить везде и всегда: на замерзшем пруду и реке, озере и морском заливе, с ледостава и до расплавления льда. Особая предусмотрительность необходима на осеннем и весеннем льду. И хотя, конечно, нет такой силы, которая заставит отказаться от рыбалки по первому и последнему льду, нельзя давать азарту подавить разумную осторожность.

  • Перед выходом на молодой лед необходимо определить его толщину. Попытка сделать это ударом ноги легко приводит к купанию. Лучше всего проверять лед острой пешней: если он пробивается с одного–двух ударов, то двигаться дальше нельзя. Безопасным можно считать молодой и чистый, то есть не заснеженный, лед толщиной 7 см. Многие, правда, ловят и с 5-сантиметрового льда, но это все-таки рисковое занятие. Даже лед толщиной в 7 см вполне надежно держит только одного рыболова. На таком льду не стоит собираться по несколько человек в одном месте – надо выдерживать дистанцию не менее 5 метров. Достаточный запас прочности лед обычно приобретает, только когда дорастет до 10 см. Крайне нежелательно выходить на молодой лед в одиночку, тем более на незнакомом водоеме.
  • При движении по молодому льду его постоянно проверяют пешней. Вообще, на молодом льду пешня предпочтительнее ле­добура, поскольку позволяет определять толщину перед собой, а не под ногами. На озере или водохранилище это можно де­лать каждые 10-15 шагов, а вот на реке, особенно при перемещении от берега по­перек течения, проверки должны быть го­раздо более частыми. Рыболовный ящик или рюкзак надо нести на одном плече, чтобы при необходимости иметь возмож­ность быстро освободиться.
  • По первому льду ходят скользящим шагом, не отрывая подошв от поверхности. Затрещало – немедленная остановка. Появ­ление прямолинейных трещин обычно не так опасно, а вот если под ногой пошла па­утина кольцевых трещин, это означает, что лед готов проломиться. В этом случае надо сразу лечь, чтобы снизить нагрузку на лед, и отползти назад по направлению своего хода.
  • Надежность льда зависит не только от толщины, но и от условий его образова­ния. В тихую и бесснежную погоду встает ровный совершенно прозрачный, так на­зываемый «черный», лед. Если во время ле­достава идет снег или дует сильный ветер, то лед образуется неоднородный, белесый; прочность его меньше, чем прозрачного. Заснеженный лед медленнее нарастает, он менее крепкий, чем чистый.
  • Помимо толщины и наличия снеж­ного покрова, на прочность льда влияет и многое другое: общие размеры водоема, глубина воды подо льдом, сила течения, температура воздуха и прочее. Лед всег­да тоньше и слабее на течении, над ключа­ми, в местах впадения притоков, у камы­шей и залитых водой тальников, на участ­ках с вмерзшей водной растительностью, рядом с опорами мостов и с торчащими из воды сваями и топляками. Прочность льда, особенно неокрепшего, может существен­но снижаться при повышении температу­ры воздуха и выпадения осадков, причем не только дождя, но и сильных снегопадов.
  • Есть только одно 100% надежное средство не провалиться под лед: вообще на него не выходить. Во всех остальных случаях полной гарантии от этого мало­приятного или даже смертельно опасного происшествия просто не существует. Поэ­тому надо ясно представлять свои действия на тот случай, если провалился сам или не повезло другому рыбаку. Самое главное ус­ловие благополучного исхода – не панико­вать, чтобы сохранить способность пра­вильно оценивать ситуацию, действовать расчетливо и быстро.
  • Если под лед ушла одна нога, надо за­валиться на бок назад или в сторону, но не вперед – там лед может оказаться тоже не­надежным. После этого вытащить ногу и отползти или откатиться от опасного ме­ста. Быстрая реакция часто помогает из­бежать полного купания, даже когда про­валиваются обе ноги. В этом случае надо падать назад, раскинув руки, чтобы рас­пределить нагрузку.
  • Провалившись целиком, необходи­мо действовать как можно быстрее, пока одежда и обувь не набрали воду, а сохра­нившийся в них воздух держит на плаву. На твердый лед помогут выбраться ледо­вые шилья, или «спасалки»: две соединен­ные крепким шнуром рукоятки с коротким острым шипом на торце. Их несложно сде­лать самому, но можно купить и в магази­не. Чтобы спасалки были всегда под рукой, шнур надевают на шею, а сами рукоятки убирают, например, в нагрудные карманы.
  • Прежде всего, надо развернуться ли­цом в направлении своего хода – ведь там было достаточно надежно. На реке, чтобы не затащило под лед, выбираются против те­чения. Выбросив руки как можно дальше на лед, надо толчками ног постараться продви­нуть корпус, потом закинуть ноги. Спасал­ки помогут не только удержаться на льду, но и подтянуться на руках вперед. Если лед под тяжестью тела проломился, придется все на­чать сначала. Выбравшись полностью, нель­зя вставать, иначе снова можно оказаться в воде: надо отползти или откатиться подаль­ше от края пролома. Каждый, кто хоть раз такое проделал, знает, что на словах все вы­глядит довольно просто, но на деле это мо­жет потребовать предельных физических да и психологических усилий.
  • Зимняя одежда и обувь, используемые большинством наших рыболовов, способ­ны набрать и удерживать до 20 и даже боль­ше литров воды. Самостоятельно выбраться на лед, особенно гладкий и скользкий с до­полнительным весом в 20-30 килограммов – задача, непростая даже для крепкого чело­века. Поэтому, подбирая одежду и обувь для зимней рыбалки, стоит поду­мать о том, чтобы они минимально набирали во­ду или, по крайней мере, делали это как можно медленнее. Есть, прав­да, специальные не­промокаемые зимние костюмы, способные держать человека на плаву, но они дороги, и пользуются ими пока единицы. Большую помощь ока­жет и обычный спасательный жилет.
  • Когда под лед провалил­ся другой ры­болов, нельзя бросать­ся на выруч­ку необдуманно, иначе можно составить ему компанию. Для таких случаев необхо­димо иметь крепкую веревку длиной 10-15 м с петлей на одном конце и утяжелением для заброса на другом. Если веревка есть у самого провалившегося, он должен на­деть петлю на руку и выбросить как можно дальше другой конец. Вместо специальной веревки можно использовать буксировоч­ный трос из машины, пешню с привязан­ным к ней ремнем от рыболовного ящика и так далее. Приближаться к пролому надо предельно осторожно, при необходимости ползком.
  • Выбравшись после купания на лед, надо принять все меры против переохлаж­дения и обморожений: отжать одежду, сме­нить хотя бы нательное белье и как можно скорее оказаться в теплом помещении или в машине с работающей печкой.
  • На больших водоемах, чтобы избе­жать больших трат времени на переходы, для передвижения по окрепшему льду ча­сто используют снегоходную технику и ав­тотранспорт. Минимальная безопасная толщина льда для снегохода – 12 см, для легковой машины – не менее 20 см.
  • При езде по льду, все находящиеся в машине должны ясно представлять, как они должны действовать в случае угрозы ухода машины под лед. Выбраться из машины после погружения, особенно в сковывающей дви­жения толстой зимней одежде, удается край­не редко. В трехдверных машинах, например, в короткой «Ниве», самом распространен­ном нашем внедорожнике, должны находить­ся только водитель и один пассажир, посколь­ку люди на заднем сиденье при уходе машины под лед практически обречены.
  • Зимний день короток, и стараясь прод­лить время рыбалки, зачастую на лед выезжают затемно, да и возвращаются в темноте. При этом часто не учитывают, что тормозной путь на льду может превышать дистанцию надежной видимости в свете фар. Тогда, даже заметив опасность – полынью, трещину, выступившую на лед воду, вовремя остановиться просто невозможно. Поэтому скорость движения должна соответствовать дальности освещенного пути и эффективности торможения. Опасность передвижения по льду на машине значительно увеличивается во время снегопада, который ухудшает видимость и скрывает опасности на льду.

Практически все истории ледовых рыбалок с плохим концом – это следствие, как правило, трех главных причин: неистребимой склонности полагаться на «авось», паники и, наконец, любви принять «для согрева», «за первый лед» и по прочим уважительным поводам.

Алкоголь лишь на короткое время дает иллюзию тепла, а по­том лишь усиливает чувство холода. Но ху­же всего, то, что спиртное легко приводит в состояние благостной беспечности и лиша­ет способности мгновенно принимать пра­вильные решения, способные сохранить жизнь.

Поэтому надо взять за правило: никогда не согреваться на льду никакими го­рячительными напитками. Сделать это после рыбалки ничуть не менее приятно.

Зимняя рыбалка – это захватывающие и интересное хобби. Однако оно сопряжено с опасностью – в любой момент лед под рыбаком может провалиться, и человек окажется в холодной воде. Чтобы обезопасить себя и своих друзей, важно знать, какова безопасная толщина льда для рыбалки.

Большая часть территории России расположена в северных широтах, и зима здесь длится до 9 месяцев. В среднем лед, который может выдержать человека, на озерах и реках встает в конце ноября или начале декабря. А ближе к январю устанавливается лед, достаточный для того, чтобы выдержать машину или другую технику.

Обычно именно в это время и устанавливают специализированные переправы по льду. Действуют они до самой весны, если зимой не случается длительных сильных оттепелей. За состоянием переправ постоянно следят, и при необходимости движения по ним перекрывают.

Важно помнить, что в разных регионах и в разные годы толщина льда для рыбалки устанавливается в разное время. Лучше ориентироваться на прогнозы погоды и официальные заявления властей.

Безопасная толщина льда для рыбалки


Считается, что выдержать человека и не проломиться может лед от 7 сантиметров толщиной, однако для верности рекомендуется дождаться, пока лед станет толще – 10-12 сантиметров.

Чтобы можно было устанавливать регулярную пешую переправу, лед должен быть не меньше 15 сантиметров, для автомобильной переправы лед должен быть не меньше 30 сантиметров.

Не стоит забывать и о том, что толщина льда на водоеме не равномерная. Обычно толщина льда меньше в следующих точках водоема:

  • возле берега;
  • в местах слияния рек или впадения реки в море или озеро;
  • в зарослях камыша и других речных растений;
  • возле вмерзших предметов;
  • в местах, где в воду выливаются канализационные воды или промышленные отходы.

Признаки опасного льда

Для того, чтобы обезопасить себя, очень важно, как свои пять пальцев, затвердить признаки непрочного, опасного льда. Самым опасным является первый, еще недостаточно прочный лед, и лед весенний, когда уже начинаются оттепели. Лучше всего, закончить зимнюю рыбалку, как только появляется яркое весеннее солнышко.

Опасный лед даже внешне отличается от прочного и безопасного. На лед можно выходить, только если он ровный, свободный от снега, без трещин. Цвет прочного, плотного льда – голубоватый.

Весенний лед становится рыхлым, приобретает белый цвет. При наступании на такой лед, из лунок часто вытекает воды. Если лед прогибается под ногой, издает хруст и другие характерные звуки, на него также лучше не выходить.

Избегайте льда, занесенного снегом. Под снегом не видно, в каком состоянии находится лед. Его невозможно оценить.

Проверяем толщину льда


Перед тем, как выходить на лед, очень важно проверить его толщину, убедиться в его безопасности. Перед установкой переправы из льда вырубают небольшой кусок и замеряют его толщину.

Однако рыбаку такая процедура для проверки льда не удобна. Поэтому перед выходом на лед нужно быть очень внимательным. Во-первых, внимательно следить за проявлением признаков, о которых говорилось в предыдущем пункте.

Во-вторых, нужно заранее приготовить длинную палку, которой и будете проверять толщину льда. Делается это просто: когда человек уже вышел на лед, он палкой как следует простукивает лед. Если он начинает трещать или прогибаться, нужно срочно вернуться на берег. Важно не проверять прочность льда ударом ноги. От этого лед может проломиться под человеком.

Способы передвижения по льду

Многие рыбаки предпочитают доехать до самого места рыбалки на машине, и там же, на льду, ее и оставить. Но делать этого не рекомендуется. Лед может не выдержать длительной высокой нагрузки и проломиться под автомобилем.

Опытные рыбаки оставляют машину на берегу и добираются до места рыбалки пешком. Это вполне можно делать и в обычной зимней обуви, но некоторые предпочитают облегчить себе путь и обезопасить себя.

Для этого применяются лыжи и снегоступы. Общий плюс того и другого – увеличение площади давления. Если вспомнить школьный курс физики, то становится понятно, что если масса распределяется по большей площади, то и давление на единицу площади будет меньше.

В лыжах можно не только шагать, но и скользить по льду, в снегоступах только шагать. Впрочем, скользить на льду не слишком безопасно: велик риск упасть и проломить лед.

Еще один момент – при выходе на лед нужно расстегивать крепления лыж, чтобы в случае попадания в воду можно было быстро их скинуть. В противном случае лыжи будут сильно мешать при попытках выбраться.

Быстро и относительно безопасно добраться до места рыбалки по льду можно на снегоходе. Однако для этого минимальная толщина для должна быть не менее 15 сантиметров. Если уверенности в достаточной толщине льда, лучше ограничиться пешим передвижением.

Как вести себя на льду


Прежде всего, нужно убедиться, что погода за окном подходящая. Пригодная для подледной рыбалки. Не стоит выходить на лед в плохую погоду: снег, дождь, туман, а также ночное время суток – это повод отказаться от запланированной рыбалки.

Не менее важно правильно выбрать место спуска на лед. Это должно быть удобное, пологое место. В противном случае есть риск поскользнуться и свалиться на лед, проломив его.

Избегайте опасных мест и тех мест, где потенциально лед тоньше. О том. Где расположены такие места, говорилось выше. Также не стоит собираться в одном месте большой компанией и сверлить лунки слишком близко друг к другу. Перфорированный лед держит хуже цельного.

Зато передвигаться по льду лучше по нахоженным тропам. Если здесь прошел один человек, то и следующего лед, скорее всего, выдержит. Если тропы нет, то нужно пробивать свою тропу. Предварительно проверяя подозрительные места палкой. Если вы не уверенны в надежности льда в каком-то месте, лучше обойдите участок. Избегайте также мест старых рыбалок, лунок и полыньи.

Важно помнить, что человек с большим весом, а снаряжение для ловли рыбы весит не мало, подвергается дополнительной опасности. Перед выходом на лед стоит ослабить лямки рюкзака, чтобы в случае чего можно было быстро его скинуть. Снаряжение можно купить новое, а вот новую жизнь взять просто негде.

Если при передвижении по льду, вы услышите треск или увидите воду поверх льда, лучше сразу покинуть опасное место, вернуться к берегу. Делать это нужно медленно, без резких движений. Лучше всего, просто лечь на лед, широко расставив руки и ноги, и передвигаться ползком.

Что делать, если вы оказались в воде

Если по какой-то причине вы или кто-то из ваших товарищей провалились в воду, очень важно не паниковать, взять себя в руки и действовать быстро, но осторожно.

Прежде всего, нужно скинуть лишний груз: рюкзак, если получится, то и промокшую обувь. Чтобы успокоиться и отдохнуть, широко раскиньте руки и обопритесь на льдину. Только аккуратно, чтобы не обломить край.

Если водоем не глубокий, и человек может достать ногами до дна, не погружаясь полностью в воду, то нужно ногами оттолкнуться от дна и постараться закинуть свое тело как можно дальше на льдину, а затем поочередно вынимать ноги из воды.

Если вы уверенны, что глубина невелика до самого берега и если берег близко, то можно просто проламывать лед грудью и идти в сторону берега.

Если дно глубоко, то выбираться придется без опоры. В этом случае также нужно раскинуть руки, опереться на льдину и рывком лечь на льдину животом или хотя бы грудью. Затем нужно постепенно выползать на льдину и закидывать на нее ноги. Когда человек полностью выберется из воды, нужно ползти по льдине, не вставая на ноги.

Если вы увидели, как кто-то провалился в воду, действовать нужно быстро. В холодной воде быстро начинается переохлаждение, да и силы пострадавший теряет очень быстро. Первым делом громким криком оповестите человека о том, что к нему идет помощь. Это подбодрит пострадавшего, даст ему надежду, успокоит.

Если есть возможность спасти человека, не покидая берега, лучше сделать именно так: бросьте тонущему веревку или протяните длинную палку и с их помощью затяните человека на лед. Если же приходится идти по льду к месту пролома, то, несмотря на необходимость делать все быстро, торопиться нельзя: резкие движения могут спровоцировать новую трещину во льду. Лучше лечь на поверхность и ползти в сторону пролома.

Не стоит подползать к самому краю. Остановитесь на безопасном расстоянии и используйте для спасения все те же веревку или палку.

Не секрет, что настоящие рыболовы-зимники каждый год с нетерпением ждут первого льда - для них рыбалка в это время как праздник души. Рыба еще не потеряла активности из-за нехватки кислорода в воде, заветные места почти не тронуты пешнями и ледобурами. Однако следует учитывать, что в связи с глобальным потеплением наши водоемы покрываются ледовым панцирем порой со значительным опозданием. Поэтому советую не спешить с поездкой на первый лед.

Утро выдалось ясное, с легким морозцем. Первые встречные лучи солнца скользили по гладкой поверхности льда, слепили глаза. Оставив машину на видном месте, мы с Владом, вооружившись пешнями, осторожно зашли на потрескивающий лед пруда и метрах в десяти от берега начали потягивать некрупных окуньков. Вскоре на льду появилась компания таких же нетерпеливых, как мы, рыболовов. Самый высокий и грузный из них направился к нам, видимо, на разведку.
- Эй, мужик! - крикнул Влад, - Осторожнее, лед совсем слабый…

Но было поздно. Рыболов провалился по плечи. С трудом выбрался на берег - помогли приятели. Но рыбалка у них была испорчена. Да и мы с Владом, трезво оценив обстановку, решили не искушать судьбу и отправились домой.

ОПАСНЫЙ ЛЁД

Этот случай лишний раз говорит о том, что спешить с открытием зимнего сезона не следует. Вместе с тем, некоторые отчаянные головы советуют начинать ловлю по перволедью, когда лед достигнет толщины 5 см. Должен сразу вас разочаровать: мне лично трижды пришлось купаться в ледяной воде только потому, что не хватало терпения дождаться достаточно прочного льда. Дело в том, что неопытные рыбаки не учитывают таких простых явлений природы, как легкий морозец и наступающая вслед за ним оттепель, которая достигает + 3-5.

Американские рыболовы, например, считают оптимальной толщину льда 12 см. Но, на мой взгляд, и это не истина - на разных участках водоема лед может быть различной толщины. Особенно это касается мест впадения речек и ручьев или тех, где имеются подводные родники. К тому же, следует учитывать и то, что во время длительных оттепелей лед быстро «съедается» как сверху, так и снизу.

Среди рыболовов-зимников существует такое понятие, как водоемы первого льда. Что имеется в виду? Прежде всего это небольшие пруды, замкнутые озера и заливы водохранилищ. Здесь можно отвести душу на не очень крупной рыбе, а если повезет, то стать обладателем и вполне приличной щуки или окуня. Но без пешни и на таких водоемах передвигаться небезопасно, а уж тем более выходить на лед в одиночку, да еще без спасалок.
Крутые западные рыболовы советуют пользоваться специальными, так называемыми плавающими комбинезонами, которые в случае попадания рыболова в воду защищают его от переохлаждения даже при температуре воздуха минус 15-20.

Однако вернемся к нашим реалиям. Пока что, к сожалению, я не видел в начале зимнего сезона на льду достаточно надежно экипированных людей на случай экстремальных ситуаций. Более того, нередко встречаешь в российских рыболовных журналах статьи, авторы которых утверждают, что первый лед толщиной 5 см надежен. Это призыв к самоубийству. И если бы я спросил своих друзей, которые принимали ледяную ванну и чудом остались живы, я думаю, они с этим моим утверждением согласились бы.
Многие, к сожалению, не учитывают того фактора, что первый лед особенно опасен во время оттепелей. И может случиться так, что сегодня он достаточно прочный, а на другой день по нему передвигаться становится крайне опасно.

Мне часто вспоминается случай, когда я, как завороженный, подвергал себя огромному риску. А дело было так. Мои друзья выехали в Скнятино днем раньше. Я же должен был встретиться с ними в условленном месте - рыбацкой землянке на берегу речки Печухни на другой день. В предутренних сумерках, ориентируясь по вешкам, я пересек реку Волнушку и направился к островам, расположенным в устье Печухни. До сих пор не могу понять, каким образом я вышел на русло Волги. Подо мной был чистый черный лед и вдруг из-под ног пошли трещины в разные стороны. Пришлось дать задний ход и, вероятно, это меня спасло. А спустя буквально полчаса я, двигаясь к берегу по лосиным следам, провалился с головой. Хорошо, что рюкзак я нес на одном плече. Вынырнув, я выдвинул его на лед и с трудом выбрался сам. Осторожно добравшись до берега, пошел на базу. Хорошо, что температура воздуха была плюс 4. Шел я быстро и через час уже был на рыболовной базе.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОГО ЛЬДА

Допустим, толщина льда на замкнутом водоеме, куда вы собрались на рыбалку, достигла 8-10 см и по нему можно безопасно передвигаться. Что нужно при этом учитывать? Если до ледостава вода насыщалась кислородом за счет перемешивания остывающих за ночь верхних слоев и более теплых (нижних) на глубине, а также за счет ветров, то теперь ситуация изменилась.

Для самого первого льда на замкнутых водоемах характерны следующие явления:
1.Уменьшается количество растений как на мелководных участках, так и на глубине.
2. Вода подо льдом хотя и прозрачнее, но не перемешивается.
3.Содержание кислорода в толще воды, по всей вероятности, распределено равномерно и насыщение ее происходит в основном за счет фотосинтеза растений.
4.Температура воды в оттепель составляет примерно + 4. При морозной погоде температура воды под нижней кромкой льда равна нулю, благодаря чему продолжается увеличение толщины льда.

На реках, водохранилищах и проточных озерах из-за течения нарастание льда происходит медленнее (за исключением заливов). Течение перемешивает различные слои воды, и водные растения не отмирают, получая достаточно кислорода. Рыба здесь, естественно, чувствует себя более комфортно, нежели в стоячих водоемах.

РЫБАЛКА СТАБИЛЬНА

С учетом вышесказанного, становится понятно, почему относительно результативной может быть рыбалка в стоячих водоемах лишь неделю-другую. После чего пора перебираться на проточные водоемы. В средней полосе России к концу декабря лед здесь обычно бывает толщиной 20-30 см, на нем лежит снег, который уплотняется во время оттепелей.

Щука, окунь, плотва и даже подлещики в этот период разбредаются по богатым кормом участкам водоема, где глубина не превышает 2-3 м. До наступления сильных морозов особенно перспективны коряжники, где можно отвести душу как при ловле хищной, так и нехищной рыбы. Но нет, как говорится, правил без исключения. Так, из-за температурной разницы между верхними и нижними слоями воды рыба может сконцентрироваться на глубине, у самого дна. Хотя вслед за передвижением планктона и малька стаи лещей, окуней, плотвы и другой рыбы в течение суток неоднократно могут смещаться вверх. То же самое наблюдается, когда рыба старается занять более комфортный уровень в толще воды. Чаще это бывает при резких изменениях атмосферного давления. В целом же рыбалка на проточных водоемах стабильна, вплоть до глухозимья.

С МОРМЫШКОЙ В КОРЯЖНИКЕ

По самому первому льду мне больше всего нравится ловить окуня в коряжнике. Здесь он находит не только укрытия от зубастых щук, но и различный корм.
Я неоднократно убеждался в том, что большинство поклевок окуня происходит в момент, когда мормышка отрывается от дна или находится в непосредственной близости от него. Поэтому, чтобы грамотно применять мормышки, надо заблаговременно уяснить для себя опытным путем, как работает та или иная приманка не только в толще воды, но и в соприкосновении с дном. Конечно, это штатная ситуация. Бывают дни, когда окуни «зависают» в толще воды. Вот почему при отсутствии клева важно делать проводку приманки от дна до нижней кромки льда. А бывает и так, что полосатые разбойники набрасываются на мормышку с насадкой во время ее свободного падения. Следовательно, при выборе мормышки все эти нюансы в поведении окуня необходимо учитывать.

Важно и то, какого цвета мормышка, ибо рыбы различают цвет. Практика ловли окуня показывает, что цвет приманки нередко играет определяющую роль. Чтобы правильно выбрать цвет мормышки, нужно хорошо представлять себе степень освещенности воды в зависимости от времени суток, погодных условий, глубины ловли. Зимой водоемы, как правило, намного прозрачнее, и видимость объектов подо льдом примерно в два раза выше, чем летом. Рыболов должен учитывать и этот фактор, особенно при ловле в коряжниках, где окуня чаще всего можно обнаружить на малых глубинах (1-1,5 м).

В солнечную погоду окуней настораживает слишком яркий блеск мормышки. Не потому ли они на мелководье стараются уйти под лед, покрытый снегом. А к полудню смещаются на более глубокие участки.
Таким образом, перемещения окуней в течение светового дня можно объяснить, наряду с другими факторами, также изменениями интенсивности освещенности воды. Не по этой ли причине в пасмурную погоду, когда условия освещенности длительное время относительно стабильны, окуни активны на протяжении всего дня? А вот при ясном небе, когда водоем хорошо освещен, середина дня - наихудшее время для ловли. К тому же, и кормовые объекты, испытывая дискомфорт, к этому времени тоже стараются спрятаться в укрытия. Поэтому в полуденные часы опытные рыболовы обычно откладывают удочки и отдыхают.

Новичкам на зимней рыбалке неплохо для начала усвоить некоторые правила, из которых если и бывают исключения, то довольно редко. Утром вы ловите на блестящую приманку. Когда солнце поднимется над землей и озарит все вокруг своим сиянием, необходимо переходить на более тусклую мормышку, особенно если вы ловите на мелководье. На глубине и в солнечный день можно продолжать пользоваться блестящей приманкой. Это относится и к ловле в сумерках. На глубине 5-6 м солнечный свет, пронизывающий толщу воды, будет более рассеянным, чем в 0,5-1 м от поверхности. Поэтому на глубоких местах может оказаться уловистой мормышка с блестящей белой или желтой поверхностью, а на мели - тусклая.

И все-таки знатоки справедливо полагают, что при слабом клеве цвет приманки зачастую играет определяющую роль. Многолетней практикой установлено, что окунь предпочитает сочетание красного, черного и желтого цветов. Очевидно, здесь есть связь с окраской кормовых объектов, которыми он питается.
В подтверждение сказанного приведу следующий пример. Однажды мы с приятелем ловили окуня по первому льду в верхней части Вышневолоцкого водохранилища, в месте впадения живописной реки Цны. По всей видимости, из-за обилия водной растительности и наличия слабого течения рыба здесь оказалась на редкость привередлива. Чувствовалось, что корма ей предостаточно. Но вот какое дело. На свои московские мормышки (а я их перепробовал в то утро немало) брал в основном мелкий окушок. В то время как приятель то и дело вынимал на лед довольно увесистых «матросов» и даже поймал щуренка граммов на семьсот. Наконец я не выдержал. «А ну покажи мормышку!» Виктор спокойно достал приманку и положил на ладонь. Это была шведская мормышка, пестро окрашенная, с преобладанием зеленого цвета. Порывшись в коробке, он нашел примерно такую же и протянул мне. Вскоре и у меня стали заваливаться приличные окуни-горбачи.

Начинающий рыболов порой с удивлением обнаруживает, что мормышка, на которую хорошо берет плотва или лещ, совершенно не привлекает окуня. У меня есть свои «заслуженные» мормышки для ловли окуня в коряжниках. И чтобы не лишиться их, я всегда имею под рукой надежный отцеп.

По какому льду можно ходить. Оптимальная толщина льда

Тонкий лед может стать серьезной опасностью не только для тех, кто любит зимнюю рыбалку, но и для людей, которые хотят срезать дорогу по замерзшему водоему. Люди не понимают того риска, который может возникнуть во время прогулок по льду. Поэтому, нужно обязательно беспокоиться о своей безопасности и принимать все необходимые меры.


Как определить безопасность водоема

Человек, который собирается ходить по зимним водоемам, обязательно должен знать толщину ледяного покрова. Она должна быть не меньше 7 сантиметров, а лучше все 15 см. Лед может быть разных видов: мутный, либо прозрачный с зеленоватыми оттенками. Последний появляется при очень низкой температуре и погоде без ветра, и осадков. Если этот лед имеет нужную толщину, по нему спокойно можно передвигаться. При ходьбе вы можете услышать, как он хрустит. Такая поверхность считается безопасной, так как даже участки с самой тонкой толщиной разрушаются не сразу, сначала они трескаются.

Лед молочного цвета менее безопасен. Он складывается из снегов во время морозов, поэтому состоит практически из одних снежинок. Такая застывшая консистенция опасна для жизни, она может обрушиться сразу без предупреждения (трещин). Толщина такого льда может быть и большой, но из-за своей структуры он будет очень хрупким.

Люди часто задают вопрос, какая самая оптимальная температура для перехода по застывшему льду. Недавно застывший водоем может быть опасен, так как толщина его ледяного покрова не достигла необходимого значения. Температура замерзания пресной воды равна 0 градусов Цельсия. Поэтому, когда вы собираетесь на зимнюю рыбалку или просто на прогулку, проверьте температуру воздуха и обратите пристальное внимание на толщину ледяной поверхности, она должна быть не меньше 10 см, что гарантирует безопасность.

Если вы, все-таки, переходите водоем, то обязательно идите друг за другом по одному, чтобы, в случае проваливания, спасти своего попутчика.

Самый коварный лед - это первый, поэтому лучше подождать, когда вода застынет покрепче (увеличится толщина ледяного покрова) и можно будет со спокойной душой отправиться на рыбалку или прогулку.


Правила передвижения по застывшим водоемам

Самый лучший способ обезопасить себя - это вообще не выходить на лед, но это не всегда возможно. Иногда обстоятельства вынуждают нас отправиться на такую прогулку, а иногда просто обычное желание побывать на рыбалке. Разве можно отказать своему увлечению рыбалкой.

Когда долгое время держится теплая погода, лед становится менее плотным, соответственно, повышается его хрупкость, независимо от толщины.

Нужно обязательно соблюдать все меры безопасности.

Рассмотрим несколько обязательных правил:

  • Определить цвет поверхности льда, чем выше мутность, тем опаснее будет переход;
  • Никогда не переходите поверхность замерзшего водоема ночью или в условиях плохой видимости. Вероятность того, что вас кто-то увидит, когда вы провалитесь, равняется нулю;
  • Используйте официальные переправы через лед, если такие есть в наличии. На них всегда много людей;
  • В случае, если вас несколько человек, то ходить по льду нужно группой, соблюдая дистанцию в 5-6 метров, друг от друга;
  • Чтобы легко перейти лед можно использовать лыжи. На лыжах нужно ходить с расстегнутыми креплениями и свободно держа палки в руках. Человек в лыжах создает меньшее давление на поверхность льда, нежели человек без лыж;
  • Если у вас с собой какая-либо ноша, держите ее так, чтобы в случае чего (проваливания под лед) быстро от нее избавиться;
  • Можно взять с собой веревку с большой петлей на одном конце и грузом на другом. Благодаря тяжелому грузу, который создает малое давление на поверхность льда, вы сможете без проблем выбраться из-подо льда, если провалитесь.
  • Если идете на рыбалку, необходимо останавливаться там, где много рыбаков. На рыбалке не следует употреблять алкогольные напитки.
  • Если температура начинает подниматься, лучше отмените рыбалку или ходьбу по замерзшему водоему. Период повышения температуры воздуха можно и дома пересидеть.

Э то несколько простых правил, которые помогут вам в случае перехода по замершему водоему и, возможно, спасут вашу жизнь. Никогда не выходите на замерзшую поверхность в состоянии алкогольного опьянения, что часто случается во время рыбалки. Не отпускайте своих детей играть на воду без вашего присмотра. Будьте внимательны и дорожите своей жизнью и жизнью своих близких людей.

Озвучено специально для Рарог Выживание