Чем отличается самбо от. Чем отличается самбо от дзюдо, что лучше выбрать для ребенка

Самооборона без оружия(СамБО) – один из немногих видов единоборств, имеющих исключительно русские корни. Разрабатывался он с учетом российского менталитета, но с возможностью превосходства над другими видами: бокс, дзюдо, джиу-джитсу и т.п. Его рождение и стремительное развитие, пришлись на время, предшествующее Великой Отечественной Войне. Официально дату рождения принято считать 1938 год. К отцам – основателям, историки приписывают достаточно большое количество человек, и до сих пор ведут спор на эту тему.

Единственно, что можно сказать с огромной уверенностью, это то, что самбо является симбиозом колоссального количества единоборств, изучаемых в странах азиатского региона. Со временем, сами представители традиционных школ восточных единоборств, признали право самбо занять почетное место среди других, имеющих тысячелетние истории.

Что же такое самбо, и какие существуют его виды

При развитии борьбы вольным стилем, так изначально называлось самбо, ставились задачи возможности его применения в любых экстремальных условиях: зимой на улице, в тесном помещении и т.п. Силовые структуры страны, для которых разрабатывался этот вид борьбы, должны были уметь обезоружить и провести задержание преступника без летального исхода, с помощью болевых приемов. В 1947 году борьба вольным стилем приобрела современное название.

Уникальность самбо в общем, как вида борьбы, состоит в его постоянном развитии. Багаж применяемых приемов исчисляется тысячами, и пополняется каждый год, становясь все более эффективным. Приемы выстроены в определенную систему и применяются исходя и вариантов нападения соперника. Система подготовки спортсменов этого вида, признана в мире, как одна из самых лучших. По статистике, на данный момент его изучают более чем в семидесяти странах мира.

Со временем, школы для изучения самбо стали доступны простым гражданам. Требование знаний основных приемов самообороны были включены в нормативы ГТО Второй степени. При этом, произошло его разделение на виды:

  • Спортивный (классический) – начать заниматься может любой желающий, проводятся международные соревнования, признан олимпийским видом спорта, но так и не был включен в программу Олимпийских Игр;
  • Боевой – изначально был предназначен исключительно для милиции, погранвойск, КГБ и других спецподразделений. Со временем и этот вид самообороны стал общедоступным и так же приобрел всеобщую популярность. Но отдельные варианты применения до сих пор преподаются только в подразделениях силовых структур.

Спортивное(классическое) самбо

Вид единоборства, подразумевающий эффективную защиту при нападении и является оборонным. Разработан определенный свод правил. Спортсмены подразделены по возрасту, полу и весовым категориям. Победа присуждается по очкам, набранным за проведение силовых приемов. За счет болевого или удушающего приема возможно одержать досрочную победу в поединке. Так же ее могут присудить за эффективный бросок.

Это спорт в чистом его виде, в лучших традициях борьбы международного уровня. Присутствует минимальная травмоопасность . Подходит для тех, у кого есть желание освоить приемы самообороны, улучшить физическую форму, повысить силу и выносливость. Если вы решите отдать своего ребенка заниматься спортом, это вариант, отличная альтернатива боевым видам единоборств. При этом набор осваиваемых приемов подойдет не только для самозащиты, но позволит продолжить занятия в таком олимпийском виде, как японское дзюдо.

Предназначено больше для нападения, чем для защиты. Помимо использования борцовского арсенала из классического самбо, разрешена ударная техника. Имеются строгие возрастные ограничения на применение болевых и удушающих приемов. Удары можно наносить любыми частями тела по всему корпусу соперника, за исключением строго оговоренных правилами болевых точек. Для максимального исключения травм используются защитные средства: шлем, применяемый в любительском боксе, капа для защиты зубов, мягкие перчатки, не мешающие проводить захваты.

За счет возможностей применяемой техники, поединки смотрятся динамично и не занимают длительного времени, так как часто оканчиваются нокдаунами и нокаутами. Приобрели огромную популярность в смешанных единоборствах за счет разностороннего способа применения в бою.

Что же между ними общего?

  • Предназначены для защиты без оружия.
  • Имеют одну общую историю и страну создания.
  • Эффективное средство для физического развития и повышение выносливости.
  • Интегрировали в себя все лучшие техники мировых единоборств;
  • По смыслу и духу гораздо ближе русскому народу, чем восточные единоборства.
  • В результате тренировок, развивается чувство равновесия, свое и по отношению к противнику.
  • Проводятся международные турниры.

Существующие главные отличия

  1. Боевое самбо разрабатывался для силовых структур. Классический вид, это адаптированный вариант для самообороны гражданского населения.
  2. В самбо защита проводится «мягко», не нападая. Боевой вид атакует жестко, применяя все способы воздействия на противника. Полная и быстрая нейтрализация противника, вот его главная задача. По этой причине, его часто позиционируют как вид смешанных единоборств.
  3. Заниматься спортивным видом самбо можно в любом возрасте. При переходе в его боевую версию, желательно иметь за спиной багаж классического самбо.
  4. Зрелищность и динамичность, при проведении спарринг — поединков в боевом самбо, повышает риски различных травм спортсменов. В спортивном варианте такие случаи единичны.

При выборе, каким видом самбо заниматься, не забывайте, для каких целей был придуман каждый вид этого исконно русского боевого искусства.

Неопытные зрители поединков дзюдо и самбо скажут, что они на первый взгляд похожи.

У этих двух единоборств и правда есть как сходства, так и весьма заметные весомые отличия , на которые необходимо указать.

Разграничение можно провести по нескольким параметрам.

Чем отличается дзюдо от вольной борьбы

Дзюдо и вольная борьба — разные виды единоборств.

В последнем больше используется физическая сила при выполнении приёмов.

В первом спортсмены применяют меньше силы, но здесь есть большое разнообразие технических действий .

В дзюдо нет таких ударных движений, какие есть в вольной борьбе.

Отличия от самбо

Отличить единоборства друг от друга можно по следующим параметрам.

Происхождение единоборства

Дзюдо представляет собой японское боевое искусство со своей философией и этикой. В 1882 году Дзигоро Кано открыл школу под названием «Кодокан» , где обучал желающих искусству борьбы. За основу Кано взял приёмы из дзю-дзюцу, убрал самые травмоопасные, чтобы учащиеся смогли их отрабатывать в полную силу. В результате появилось новое боевое искусство.

Единоборство стало привлекать внимание всё большее количество людей — его популярность росла. Школа расширилась, начали открываться новые филиалы.

Справка! В переводе оно означает «мягкий путь» . Само название определяет принцип этого единоборства.

Самбо как вид спорта создали в СССР , то есть это относительно молодое боевое искусство. Официально признано спорткомитетом 16 ноября 1938 года . При этом вид ещё и смешанный: соединяет в себе эффективные техники и приёмы из разных единоборств. Полное название — «самозащита без оружия».

Что является Олимпийским видом спорта?

Самбо до сих пор не включено в программу Олимпийских игр, а дзюдо входит с 1964 года .

Разрешённые приёмы

В дзюдо разрешены удушающие приёмы и категорически запрещены болевые на ноги.

В самбо наоборот: спортсмены применяют болевые на коленные, тазобедренные и голеностопные суставы. В дзюдо присутствуют броски и захваты .

Победа в дзюдо может быть одержана выполнением одного технически «чистого» и красивого броска.

Принципы

Одно из правил дзюдо звучит так: «Поддаться, чтобы победить» . Он и характеризует его название «мягкий путь». Здесь должны соблюдаться некоторые принципы даже в ущерб эффективности боя.

Борцу нужно одержать победу над соперником особым образом с соблюдением философии искусства: мягкости и сдержанности , которые культивируются и в обычной жизни спортсменов.

Таким образом, дзюдо — это техническая борьба , а не силовое противостояние. Чтобы овладеть приёмами, не нужно иметь высокую физическую силу.

Самбо преимущественно силовое искусство с широким арсеналом приёмов и разрешений . Сам поединок выглядит более вязким и жёстким, так как спортсмены используют низкие стойки. В дзюдо, наоборот, применяют высокие стойки.

Этика и культура поведения

В самбо присутствует агрессивная тяга к победе. Здесь также не соблюдаются традиции в виде поклона тренеру и противнику на бойцовской площадке. В дзюдо поклоны обязательны, так как это проявление уважения к противнику , чему и учит философия «мягкого пути».

Вам также будет интересно:

Форма татами

Татами — специальные маты, которые складываются вместе, чтобы образовать поверхность для проведения поединков.

В самбо участники ведут борьбу на круглом татами, а в дзюдо спортсмены соревнуются на квадратном .

При этом во втором единоборстве применяются маты более жёсткие, чем в первом .

Наличие обуви

На площадку спортсмены дзюдо выходят босиком. Самбисты надевают специальную обувьборцовки . От обычной спортивной обуви они отличаются:

  1. Мягкой кожаной нетолстой подошвой.
  2. Отсутствием жёстких и выступающих элементов.
  3. Заделанными внутрь швами.
  4. Модели высокие с полной поддержкой голеностопа .

Одежда соперников

Традиционный костюм в дзюдо — кимоно белого цвета (дзюдога), состоящее из куртки и штанов. Оно завязывается специальным поясом. Цвет последнего определяет степень мастерства спортсмена. На тренировках разрешено использование кимоно разных цветов. На международных соревнованиях спортсмены выходят либо в синем костюме, либо в белом . Это помогает различать участников поединка.

Фото 1. Кимоно для занятий дзюдо модели Super, 705 хлопок, 30% полиэстер, производитель - «Green hill».

Самбисты во время состязания надевают куртки с небольшими крылышками , через которые продевается пояс, а также шорты красного или синего цвета . Форма более открытая, чем костюмы дзюдоистов.

Куртка самбистов плотно прилегает к телу борца, как и пояс. Между рукавом и рукой должно быть расстояние 10 см (такой же стандарт и в дзюдо). Общая длина куртки — не ниже 15 см от пояса.

Шорты должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Свободные , не облегают. Спортсмену комфортно в них двигаться.
  2. Отсутствуют карманы, застёжки и твёрдый декор.
  3. Покрывают треть бедра.
  4. Подбираются строго в тон куртке.

Определение уровня профессионализма

В самбо есть только разряды и звания: первый разряд, кандидат в мастера спорта, мастер спорта и т. д.

На протяжении истории сформировалась своя специфическая система самообороны. Некоторые из них не оправдали себя на практике в реальных боевых действиях и стали скорее элементом национальной самобытности. Другие же, наоборот, распространились по всему миру, завоевали множество последователей, породили ответвления и подшколы и даже стали частью олимпийской спортивной программы. Самой знаменитой японской борцовской системой является дзюдо. В Советском Союзе аналогом этой борьбы стала разработанная отечественными исследователями единоборств дисциплина самбо (самооборона без оружия). Так чем отличается самбо от дзюдо?

История дзюдо

Родоначальником дзюдо является японский мастер Дзигоро Кано (1860-1938). Кано практиковал джиу-джитсу - многостилистическую систему японского рукопашного боя, и стремился создать нечто уникальное, что соответствовало бы старым японским боевым традициям и одновременно являлось инновационным направлением.

В 1822 Кано основал свою школу "Кодокан", а искусство назвал дзюдо. Название означает путь мягкости и гибкости. Кано разрабатывал стиль, который позволит оборачивать силу и массу соперника против него самого, используя правильные рычаги и технику. Приоритетом в его технике является достижение максимальной эффективности при минимальных затратах. Помимо боевой составляющей, искусство Кано должно было воспитывать и качества личности, такие как дисциплина, стойкость и воля.

Через четыре года искусство Кано получило признание на государственном уровне и стало преподаваться в полицейских академиях и вузах. В дальнейшем, уже после смерти Кано, оно получило международную славу. Японских мастеров приглашали в Америку и Европу, открывались школы, а с 1964 года японская борьба вошла в олимпийскую программу.

Как появилось самбо

Советская история самообороны без оружия берет начало в 20-30-х годах двадцатого века. В пору строительства новой страны у руководства СССР был запрос на собственную систему самообороны, способную стать скрепляющим нацию институтом. Преподавать методику начал Виктор Афанасьевич Спиридонов. Параллельно с ним работали Василий Сергеевич Ощепков и его ученик Анатолий Аркадьевич Харлампиев.

Родоначальники построили дисциплину на основании школы "Кодокан" (Ощепков обучался в ней) и местных советских борцовских стилей, таких как азербайджанский гюлеш, узбекский кураш и др. Первые соревнования прошли на стадионе "Динамо" в 1923 году.

С 1939 года стали проводиться регулярные чемпионаты СССР. В 1966 году самбо признали международным видом борьбы. С тех пор стали проводится чемпионаты мира и Европы.

Сравнение самбо и дзюдо

Из сказанного выше можно сделать вывод, что дисциплины являются родственными. Так оно и есть. Дзюдоисты нередко выступают на самбистских соревнованиях и наоборот, оба вида спорта часто находятся под эгидой одной федерации. Да и визуально чем отличается самбо от дзюдо, сможет определить не каждый. Следовательно, выбор между секцией самбо и секцией дзюдо сделать достаточно сложно. Основные сходства заключаются в следующем:

  1. Спортсмены соревнуются в экипировке.
  2. Стилистическая основа - подсечки и броски.
  3. Применяются болевые приемы.
  4. Отсутствуют удары.

Также присутствуют и принципиальные различия.
В дзюдо:

  • Правила запрещают болевые на ноги.
  • Акцент сделан на борьбу в стойке.
  • Татами круглой формы.
  • Экипировка - кимоно без обуви.
  • Уровень мастерства определяется поясами и данами.
  • Включено в олимпийскую программу.
  • Правила запрещают удушения.
  • Развита борьба в партере.
  • Татами квадратной формы.
  • Экипировка - легкая куртка и обувь.
  • Уровень мастерства определятся разрядами и званиями (1 разряд, мастер спорта и т. д.).

Все это показывает, чем отличается самбо от дзюдо и в чем их сходства.

Что лучше: самбо или дзюдо?

На этот вопрос не существует однозначного ответа. Обе дисциплины снискали популярность во всем мире: дзюдо изучают полицейские в США, самбо - во Франции. Основатель самбо А. А. Харлампиев на вопрос, чем отличается самбо от дзюдо и что лучше, отвечал, что часть не может быть лучше целого, имея в виду, что самбо вобрало в себя лучшие элементы дзюдо и дополнило их приемами из других видов борьбы. Секции самбо более распространены в России, и отечественные спортсмены явно доминируют в этом виде спорта на мировой арене (конкуренцию им могут составить разве что борцы с постсоветского пространства).

Дзюдо же является более старым и традиционным видом борьбы, несущим в себе многовековую японскую спортивную философию. Дзюдо получило более широкое признание, и если спортсмен хочет достичь высшего эшелона и стать олимпийским чемпионом, то ему стоит остановиться на дзюдо.

Стили-преемники дзюдо и самбо

Пожалуй, самым распространенным ответвлением спортивного самбо является боевое единоборство. Эта дисциплина до 90-х годов XX века была закрыта и преподавалась только среди силовых спецслужб. Главным отличием боевого самбо от спортивного является ударная система. По сути, это близкий к ММА вид спорта, с разницей в экипировке и начислении баллов (баллы начисляются только за броски, а не за удары).

Мастера дзюдо, путешествующие по всему миру, создали множество самостоятельных школ. Самой знаменитой сегодня является школа бразильского джиу-джитсу, созданная выпускником Кодокан Мицуэ Маедой и членами семьи Грейси. Этот вид борьбы сегодня является основным направлением в подготовке большинства бойцов ММА.

Дзюдо и самбо в ММА

В мире смешанных единоборств дзюдо и самбо вошли в подготовительную практику бойцов наряду с боксом, борьбой и муай-тай.

Наиболее известными представителями самбо являются выходцы из России и стран бывшего СССР. Впервые о самбо на мировой арене громко заявили братья Емельяненко, Олег Тактаров, Игорь Вовчанчин, Михаил Илюхин, Волк Хан. Их умение сражаться в стойке, а затем молниеносно переводить соперников в партер и там добивать или проводить приемы продемонстрировало универсальность представляемой ими дисциплины. Сегодня в UFC в стиле самбо сражаются и побеждают Хабиб Нурмагомедов, Рустам Хабилов, Алексей Олейник и др.

Красоту дзюдо в бойцовской клетке демонстрируют такие бойцы, как Гектор Ломбард, Йошихиро Акияма, Чен Сон Джон, Каро Парисян, Манвел Гамбурян и Ронда Роузи. Бронзовая медалистка олимпийских игр в Пекине Ронда Роузи выиграла 8 первых боев, проводя исключительно бросок и рычаг локтя из дзюдо.

В СССР дзюдо и самбо всегда развивались совместно - все борцы боролись на соревнованиях и разряды выполняли по обоим видам. Итог этого закономерен - выработалось общее ядро техник, позволяющих добиваться результата в обоих видах, терминология приемов используется самбистская, методики тренировок часто сливаются. Причины на поверхности - после включения дзюдо в программу Олимпийских игр и начала его активного развития в СССР, дзюдо развивалось не с нуля, а именно путем переквалификации самбистов.



Тем не менее, даже современное дзюдо и современное самбо - внутренне очень различающиеся системы. Сформулирую свое видение так - борца можно подготовить по системе самбо и расширять навыки, используя дзюдо, либо подготовить по системе дзюдо и расширять навыки, используя систему самбо, но обучать самбо и дзюдо новичка одновременно невозможно. Даже подготовленный в обеих дисциплинах спортсмен внутри себя определяет основную базу - «я самбист, могу бороться «по дзюдо», либо «я дзюдоист, могу бороться «по самбо».


Вопрос корней, преемственности и уровней общности самбо и дзюдо дает весьма широкое поле для теоретизирования. В данном случае выбрана следующая схема изложения:
за базовую предпосылку берется версия происхождение самбо непосредственно от дзюдо, как наиболее удобная для сопоставления.

Далее по отдельным «точкам различий» проводится оценка или реконструкция перехода от принципов дзюдо к новым принципам, принятым в самбо.


Культурная и воспитательная составляющая
Огромная популярность дзюдо в Японии имеет несколько уровней, и очень важный вплоть до сегодняшнего дня момент - авторитет дзюдо как школы воспитания в духе традиционных и универсальных ценностей, применимых и полезных в повседневной жизни, «интеллектуального дзюдзюцу» со своими позитивными принципами:
прилежность, гибкость, экономичность, хорошие манеры и этичное поведение — являются огромным благом для всех;
принцип сэйрёку дзэнъё, наиболее эффективного использования духовной и физической энергией в целях нападения или защиты, применимый ко всем сферам человеческой жизни
принцип "взаимного процветания" дзи-та кёэй.
гармоничное развития тела и духа как приоритет дзюдо в отличие он традиционного дзю-дзюцу или европейского спорта;

И так далее.
Все то, благодаря чему дзюдо получило часть «До».

Эта часть в России век назад воспринята не была абсолютно, не особенно воспринимается и сейчас. Дзюдо трактовалось как определенный тип борьбы - и все.

Причем, если при более позднем распространении карате, заимствовалась хотя бы внешняя атрибутика обучения - терминология на японском, поклоны, кимоно, атрибуты дзенских практик и т.д. (пусть без понимания сути, с восприятием на уровне «экзотической составляющей», но заимствовались), то в российском самбо и это не прижилось, а в российском дзюдо оказалось очень сильно «самбоизировано».

Система, созданная для гармоничного развития личности, в противовес европейскому спорту, превратилась в европейский спорт. То есть, ценности, заложенные в нее как базовые, на уровне ДО, либо не были оценены, либо не были восприняты учениками дзюдо на самом базисном уровне, на уровне различий культуры. Сейчас, когда благодаря восточным единоборствам российские последователи стали изучать дзен-буддизм и восточную традицию, происходит это совсем в других дисциплинах.

Теоретическая база борьбы


Дзюдо как стройная и цельная система проведения поединка, построенная на логичном и красивом принципе выведения из равновесия и броска.

Небольшое отступление. Вообще, складывается ощущение, что японскому менталитету свойственно упорядочивание окружающего мира на основе принципа «достаточного минимализма». Так же, как в традиционной живописи «главное - это не тушь, а пустое пространство», или как для понятия «красота» используется иероглиф «простота».
В японских стилях - и в дзюдо, и в айкидо, и в карате присутствует собственная понятная и четкая эстетика движений, не позволяющая спутать их друг с другом и с другими стилями, и основана она на сравнительно малом наборе принципов. Да, человека можно бросить через бедро или подхватом - но это будет не айкидо. А можно заломом кисти двумя руками - но это будет не дзюдо.

При этом возникает довольно интересная ситуация - сначала создавалась система единоборства на основе главного принципа, но поскольку она не позволяла решить весь спектр боевых задач, дополнительно изучалась еще и «не классическая техника» (как удары и приемы на кисть в дзюдо). Эта техника позволяет подготовить более универсального бойца, но все время как бы остается за скобками, не нарушая стройную красоту самой системы.

Теория классического дзюдо построена Д.Кано на основе отказа от традиционной идеи «движения ки» в пользу европейской логики и принципов физики - для броска необходимо вывести проекцию центра тяжести тела за площадь его опоры. Д.Кано широко использовал захваты за одежду и принцип рычага, по сути, рассматривая человека как некий цилиндр на плоскости. Если противник ведет себя иным образом, то необходимо привести его в это состояние сковывающим захватом. Что помогает не всегда - наверное, всякий изучавший дзюдо, сталкивался с появляющейся довольно естественно «новичковой» техникой защиты - «обмякании» тела в сочетании с прогибанием в подвижной пояснице. Человека тогда очень просто завалить скручиванием или «дворовым» запихиванием, но, используя классическую технику, бросить почти невозможно.
«Вся классическая техника дзюдо выполнятся из классического захвата - отворот - рукав, а все остальное приспособлено к дзюдо в процессе решения проблемы «кто победит». С действиями, которые постоянно уводят дзюдо от его классического варианта в другой вид единоборства, постоянно, методом изменения правил, ведется борьба (запрещения захватов за пояс, штаны, на одной стороне кимоно и т.д.) Из этих захватов правильно вывести из равновесия практически невозможно, и поэтому эти захваты считаются защитными. …».

Итак, в теоретической схеме дзюдо воздействие идет на двух уровнях - на ось плеч и на точку опоры, что влечет канонический двусторонний захват (за рукав и противоположный отворот). Отсюда и два главных принципа броска - фиксация оси плеч с выбиванием опоры и фиксация опоры со сдергиванием оси плеч. Соответственно, вперед, назад, вбок - но по этому принципу. Отдельная группа - броски, основанные на отрыве от точки опоры - приподнимании, включены, возможно, поскольку по механике движений и требуемым захватам хорошо комбинируются с приемами основного принципа.

Такова лаконичная красота теории бросковой техники дзюдо. Действительно, изящная схема.
Но эта схема в самбо тоже не перешла. Вот российские энтузиасты берут зацеп, но делают его с захватом за пояс и с прихватом ноги. Или с односторонним захватом. То есть, заимствуя форму приема без заимствования теоретической базы борьбы. Никакой лаконичной красоты стиля - все, что ее создателем Д.Кано было тщательно исследовано и отброшено как лишнее, не соответствующее принципам, в самбо вдруг возвращается и объявляется равноправным.
Почему?

Вообще интересна сама логика внесенных изменений - «архаичное кимоно» заменила куртка, которая «выполнялась из более плотной ткани и имела пришивные пояса. Это позволяло делать захваты более жесткими, а борьбу более силовой». Вопрос: зачем «вести более силовую борьбу», когда главный принцип «дзю», из которого Кано выводил изящную теорию эффективности дзюдо, как раз и состоит в отказе от приоритета использования силы в пользу использования момента и движения соперника? Причем Д.Кано приводит принцип «дзю» не просто как способ, с помощью которого более слабый физически человек может победить более сильного, а как принцип рациональности: «Если бы я обладал большей силой, чем мой противник, я бы просто задавил его. Но даже если бы у меня были желание и сила для этого, все же лучше для меня самого было бы вначале уступить противнику, поскольку подобные действия значительно экономят мои силы».

То есть, российские последователи самбо уже не просто отказались от социо-культурной части «До», но и от основного борцовского принципа «Дзю». Основы «Ниппон Дэн Кодокан Дзюдо», как писалось на квалификационных удостоверениях Кодокана, что означает "лучшее будо Японии".
Казус? Или непонимание? Основной принцип борьбы дзюдо не понят? Или не то и не иное? Причем в современном самбо борьба действительно гораздо более силовая, чем даже в современном дзюдо, самбо пошло по «нелогичному» пути, даже если не привязывать анализ к приведенной цитате.

Во всем этом преобразовании можно увидеть вполне здравую логику, если исходить из ситуации, что изучавшие и развивавшие дзюдо люди не были новичками в борьбе. Например, была собственная методическая база, которую они не считали худшей или менее правильной. И новые технические действия просто встраиваются в имеющуюся базу, не взирая на искажения формы и сути.

Существование собственной методической базы делает понятным быстрый отказ от додзе, татами, кимоно в пользу спортивного зала, борцовского ковра, борцовок и в том числе - значительно возросшую роль борьбы в партере (да и сам термин оттуда). У российских борцов базой, скорее всего, была классическая (вернее, тогда французская борьба + вольно-американская, на смену которым со временем пришла тройка классическая - вольная - самбо). Для борцов, привыкших долго и упорно зарабатывать очки в партере в классике, естественно не упускать возможности «повозиться», «дожать» соперника, благо умение плотно контролировать противника “на земле” уже наработано. В классике - и самбо - стойка и партер как технические действия не противопоставляются. В отличие от дзюдо, в котором Д.Кано рекомендовал изучать технику борьбы лежа только после приобретения основательного опыта бросковой борьбы («выполнение бросков более ценно как для физического развития, так и для духовной подготовки»), а при отсутствии достаточного времени на освоение всех приемов- изучать только бросковую технику.

Это различие даже современного дзюдо и самбо проявляется и сейчас даже на уровне методики и изучаемой техники. Все современные книги по дзюдо в качестве техники партера приводят удушающие, удержания и болевые - то есть, атаки только «раскрытого» соперника. В учебниках же по самбо очень подробно разбираются подготовительные действия - перевороты, переводы и прочее, в том числе, без захватов за одежду.

Именно наличие «своей» борцовской базы - разумное объяснение отказа от принципа контроля противника по «оси плеч», разработанному Д.Кано. Иначе следует принять точку зрения, что ученики В.Ощепкова просто ничего не поняли в строгой и логичной системе, либо нисколько ее не оценили. Причем «не оценили» не в восточном смысле, прививаемом в Японии (приоритет ценности дзюдо над ценностью борца - «высшая ценность дзюдо сама по себе не меняется от личной победы или поражения», при которой изучаемая техника «консервируется» ради сохранения традиции), а на уровне эффективности борцовского поединка.

И здесь уже есть момент сцепки с упоминавшимися выше факторами культурного порядка - не оценили по причине иного понимания природы и сути противоборства. Для европейца и для россиянина борьба - это борьба, в ней главное - определить победителя, а «мера силами» и «игра мускулами» - непременная составляющая европейского понимания борьбы, возможно, со времен тяжеленного военного снаряжения. В классике просто отступивший назад или сбитый на колени борец проигрывает балл, даже в борцовском трактате Ф.Фон Ауэросвальда (Саксония, 1537г.) такие действия называются «выгодный шаг» и сведены в целую группу. То есть, броски - это не вся борьба, а ее кульминация, высшая часть.

В дзюдо же борьба не есть мера сил, а состязание в уровне овладения техникой. Не соревнование, а развитие - главное в рандори, Д.Кано даже требует проводить рандори в высокой стойке, способствующей освоению классической техники, хотя и ослабляющей защиту. Соревнование проводится в уровне овладения принципом дзю, в степени продвижения по пути познания «До», причем огромное значение имеет фактор преемственности традиций.

Разное понимание целей борьбы и смысла ее изучения серьезнейшим образом определило принципиальную двигательную схему и состав приемов двух видов борьбы. То, что было заимствовано, заимствовалось по принципу дополнения имеющегося, без замещения, точно так же, как и в случае социо-культурного фона дзюдо. Трудно подобрать подходящий термин для этого уровня различий, предварительно можно сказать, что два вида борьбы различаются стратегически.

Отдельные вопросы техники. Выведение из равновесия. Комбинация и прием.
Остановимся подробнее на довольно узком различии в технике выведения из равновесия. То, что в самбо равносильными рассматриваются односторонний захват и даже захват только одной рукой, приводит к использованию выведения из равновесия «нависанием» и «задавливанием» для всего арсенала бросков - подсечек, подножек, подхватов, зацепов.
Более интересно другое - разный механизм выведения из равновесия в двустороннем классическом захвате. В самбо одна и та же механика движений используется и в двустороннем и в одностороннем захвате - выведение локтя под мышку противоположной руки.
В классическом дзюдо этот способ- исключение - он есть только в броске сеои-наге. Для всех подхватов и подножек в процессе выведения из равновесия локоть руки отводится вверх -в сторону, как при бросках назад, так и при бросках вперед.

Именно отсюда, плюс жесткая фиксация куртки поясом и более плотный покрой куртки,
так же вытекает техника «вязкой борьбы» в самбо, отсутствующая в дзюдо. Поскольку после выведения из равновесия с заведением локтя под мышку бросок возможен вперед и назад, появляется схема длительной атаки вперед-назад-вперед-назад из этой «полупозиции» без возвращения атакующего в исходную стойку. Переход в атаке вперед-назад (например, передняя подножка - задняя подножка), в дзюдо проходит с относительной потерей контроля захватом, в силу тех же трех причин. Кроме того, вязкой силовой борьбе способствует использование низких стоек и односторонних захватов, позволяющих загружать одно плечо соперника двумя руками.

Именно это имеют в виду самбисты, когда говорят о комбинационной борьбе, отсутствующей в традиционном дзюдо. И именно поэтому чистые дзюдоисты их не понимают - для того, чтобы увидеть разницу, надо иметь опыт самбистских поединков. То, что составляет рэнцоку-вадза в дзюдо - 2 приема в связке, еще не комбинационная борьба для самбо.

В современном дзюдо борец с уровня первого разряда в ответ на вязкую борьбу в самбистском стиле просто скинет с плеч дзюдогу, наклонив голову. Опытный борец уж точно дзюдогу плотно не подвязывает и сбрасывание это проводит играючи. И все, нет жесткого сковывающего захвата, конец комбинационной борьбы. Добавьте сюда большую среднюю продолжительность схваток в самбо в силу большей сложности чистой победы, и в итоге дзюдо и самбо различаются уже тактически.

В традиционном дзюдо схватки в самбистском вязком стиле и не вели, эстетика движений и поединков иная, очень иная.

В«Гении дзюдо» А.Куросавы она воспроизведена показательно - борцы прыгают вправо - влево - вперед - назад, борясь за захват (опять же не удержусь отметить технику освобождения от захвата руки сбивом стопой). После долгой борьбы за захват следует одиночный бросок - и все. Оставшееся время фильма проигравший борец лечится, либо его хоронят сразу.

Все это сохранилось и в традиционном дзюдо, как красиво сформулировал на одном из форумов дзюдоист, живущий и тренирующийся во Франции «у нас происходит перекос в сторону ориентации на иппон в ущерб тактике».

Причем это различие подходов к тактике поединка имеет давние исторические корни. С.В.Мишенев в отличной книге «История европейского фехтования» приводит данные анализа останков на месте битвы при Визби (1361г.), где обнаружены скелеты 1185 бойцов: «Во Ингельмарк, проведя тщательный анализ, выявил интересные закономерности. Большинство ударов - 65% нанесены по левой ноге, в основном по голени, причем это не самые сильные удары. Несколько меньше представлены удары по рукам… причем это тоже не самые сильные и одиночные удары. А вот большинство ударов по голове нанесено с предельной силой, причем в 20% случаев сериями…
Вывод однозначен. Воины, сражаясь друг с другом наносили редкие экономичные удары в наиболее доступные места тела… и добившись преимущества, обрушивали на потерявшего контроль противника мощные и меткие удары, вкладывая в них всю силу.
Такой принцип сочетания дезорганизующего и добивающего ударов вообще характерен для европейского фехтования и более поздних времен.
Для сравнения заметим, что … скелеты, найденные в Японии при Саймокуза, несут на себе следы одного, в основном диагонального или горизонтального, удара по голове» .

Продолжение следует.