Что делают во время спортивных соревнований чирлидеры? Если вы оказались в завале. По окончании работ

Приближается весна, а значит сезон так ожидаемых соревнований в беге. Все ставят перед собой разные цели, но несомненно одно: каждый хочет добиться наилучшего результата, на который
способен, и получить при этом удовольствие. Немалую роль в этом играет то, как вы питаетесь до и вовремя забега. Здесь надо отметить, что существенно улучшить свой результат за счёт
правильного питания вряд ли получится, ведь включает в себя множество факторов. А вот существенно ухудшить
его и испортить общее впечатление от участия в соревновании – это сколько угодно.

Поэтому важно соблюсти несколько нехитрых принципов.

Питание до старта

За день до старта постарайтесь употреблять простую пищу, без всяких изысков. Особенно это относится к тем, кто выехал за рубеж, и хочется попробовать что-то «этакого». Привычный по
составу завтрак, преимущественно углеводные обед и ужин – вот ваши друзья перед стартом. Если и хочется съесть мяса или рыбы, пусть это будет запеченное или варёное блюдо. Любые
острые, сильно жареные, копчёные варианты дают нагрузку на печень, а она – энергетическая станция организма. Порадуйте её накануне старта и будете чувствовать прилив сил.

Утром в день забега вам нужны сложные (крахмалистые) углеводы: каша, тосты и т.п. Не нужно большое количество белка, поэтому не следует есть омлет, ветчину и т.п. Также старайтесь
избегать большого количества сладостей. Немного джема на тост или булочку не повредит. Однако, помните, что любые сахара (включая мёд) быстро повышают уровень сахара крови, но за
пиком уровня сахара может последовать такое же падение (связанное с резким выбросом инсулина), и если этот момент придётся на время старта, то вы будете испытывать слабость из-за
низкого уровня глюкозы. Правильная техника естественного бега поможет нивелировать подобные перепады.

Также накануне старта следует избегать пищу с высоким уровнем клетчатки (картофель, овощные салаты, большое количество фруктов), чтобы не увеличивать объём массы в толстом кишечнике.

Питание во время соревнований

И вот раздался стартовый выстрел! Когда эйфория первых километров позади и забег становится преодолением себя, как решить, питаться по дистанции или потерпеть и оставить восстановление
сил на после финиша? Ответ на этот вопрос лучше искать на тренировках. Поэкспериментируйте на самых длительных тренировках. Как правило, организм хорошо функционирует первые 45-60
минут непрерывной нагрузки, если у вас правильная техника естественного бега. Далее ему необходима подпитка. Связано это с тем, что человек – это не машина. Автомобиль можно гнать не
пределе мощности до пустого топливного бака, затем заправить его и продолжать гонку на той же скорости. В организме происходит по-другому. Когда наши запасы гликогена – источника
«быстрого» топлива – остаётся менее половины, организм начинает потихоньку его экономить, снижая интенсивность его мобилизации из депо в печени и мышцах.

Чтобы поддержать скорость поставки глюкозы к работающим мышцам необходимо питание по дистанции. Особенно это относится к марафону, но может быть полезным и на более коротких
дистанциях. Примерным правилом является следующее: первый приём энергетического геля сделать через 40-50 минут от начала бега и далее по 100-150 ккал — каждые 20-25 минут гонки.
Сейчас существует огромное разнообразие видов спортивного питания для употребления в процессе соревнования. Лучшим советом по выбору я считаю эксперименты на тренировках.

Каждый человек уникален, в том числе и по своей реакции на пищу. Тем более принятую в состоянии субмаксимальной физической нагрузки. Что хорошо для ваших знакомых может вызвать
неприятие этого же геля или батончика у вас. Поэтому заранее на тренировках пробуйте разные гели, вкусы, чтобы определить подходящее вам. Немаловажным является даже вкус геля или
напитка, т.к. в тяжёлые моменты бегун может просто отказаться и выбросить этот ненавистный тягучий сладкий гель. Будьте готовы к мыслям наподобие: «…и так тяжело, а тут ещё выдавливай
его, он приторный, противный, его ещё запивать надо…» и т.п. Поэтому решите для себя заранее или посоветуйтесь с тренером, на каких отметках вам надо принять питание, и возьмите
соответствующее количество пакетиков геля +1 на всякий случай.

Большинство гелей необходимо запивать несколькими глотками воды, чтобы улучшить его всасывание и усвоение в желудке. Устройте себе последний пункт питания за 5-6 км до финиша,
этого будет достаточно, чтобы добежать бодрым темпом. Отдельно следует сказать о гелях с кофеином. На полумарафоне можно взять пару таких на вторую половину дистанции. Если же вы вышли
на старт марафна, то не стоит перегружать организм кофеином на первых 2/3 забега. Чрезмерное стимулирование себя может привести к превышению скорости и увеличенному расходу сил на
первой половине, что негативно скажется на второй. Отведите себе 2 отметки на дистанции, где вы будете принимать кофеин-содержащее питание, например, на 25-27 км (когда впервые
становится тяжело) и на 35-37 км (когда вам надо собрать последние силы для финиша). Остальные пусть будут обычным питанием, чтобы вы использовали свои естественные силы.

Питание после финиша

И вот долгожданный финиш! Финишная черта, заслуженная медаль и долгожданный пакет финишёра: вода, напиток (а если повезло, то и пиво ), фрукты. Что же делать после финиша?
Отдышитесь, подождите 10-20 минут и… питание мышц продолжается! Мышцы наиболее восприимчивы к восстановлению своих запасов в первые 60 минут после окончания нагрузки. Поэтому для
наилучшего восстановления не следует ждать обеденного стола в кафе или ресторане. Обязательно съешьте заранее приготовленный батончик или фрукт из вашего финишного пакета. И если по
дистанции вам были необходимы только углеводы, после финиша уже можно дополнить питание белковым компонентом. Это может быть специальный батончик с протеином или просто орешки в
дополнение к фруктам. Организм скажет вам спасибо более быстрым восстановлением. Не забывайте и про восстановление жидкости. Как правило, даже если вы не пропустили ни одного пункта
с водой, всё равно потери жидкости во время нагрузки обычно бывают выше способности организма компенсировать их на бегу. Если соревнование было в жаркую погоды, смочите лоб, шею и
конечности – это поможет восстановлению температуры тела.

Все вышеперечисленные советы основаны не только на научных данных, но и на собственном многолетнем опыте бегуна-марафонца и работы тренером таких же как вы. Надеюсь, они помогут вам
в реализации своего потенциала и принесут положительные эмоции от участия в соревнованиях.

В РФПЛ, как и в спортивно-массовых соревнованиях позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно-социальные задачи.

Особенно велико значение соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

Соревнование - яркое, эмоционально зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие того, что соучастия в них зрителя возникает, котoрого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые решительные действия участников, их высокие достижения.

Сам процесс подготовки и проведение соревнований, как ивент, можно разделить на три этапа:

1 этап - организационно-подготовительный. В него входят:

а. Принятие решения о проведения соревнований, назначение руководителей;

б. Определение целей задач соревнования;

в. Составление календарного плана, положения о соревнованиях;

г. Планирование;

в. Определение сметы и решение вопроса о финансировании

г. Публичное заявление о мероприятии;

д. Окончательное планирование, подготовка и организация мероприятия, рассылка приглашений;

е. Обустройства места проведения и монтаж оборудования;

Подготовка соревнований проводится организацией, которая их организует, и главной судейской коллегией.

К мерам организационно-методического характера, в первую очередь, относится составление календарного плана соревнований по данному виду спорта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные лица за их организацию.

Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется в отдельности. При составлении календарного плана, важным условием, является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Таким образом это повышает интерес к ним участников соревнований, облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей. Если соревнования проводятся регулярно, то они являются стимулом для систематических занятий спортом.

Для этого календарь нужно составлять так, что бы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу и месту проведению.

Еще одна важная мера организационно-методического характера - это составление положения о соревнованиях.

Положение о соревнованиях - основной документ, регламентирующий все условия проведения данного соревнования. Положением занимаются организации, проводящие соревнования, участвующие коллективы, капитаны и представители команд, а также все участники.

В положения о соревнованиях включается:

  • 1. Название соревнований, его характер и вид спорта;
  • 2. Цели и задачи - указываются основные цели данного мероприятия и задачи, которые в следствии должны реализоваться. Этот раздел является главным, потому что на основе поставленных целей, определяется программа соревнований, условия проведения, требования к участникам и судьям, материальному и финансовому обеспечению, экологические требования;
  • 3. Руководство проведения данного мероприятия - указываются организации, осуществляющее общее руководство, и организация, осуществляющая непосредственное проведение соревнований, а также оргкомитет, главная судейская коллегия, фамилия, имя, отчество, судейская категория судьи соревнований;
  • 4. Участники соревнований и требования к ним - указываются требования к командам и участникам:
    • - по административному признаку исходя из установленных принципов проведение и статуса. Однако в связи с желанием получить большее количество команд, к соревнованиям могут допускаться и другие команды этих регионов, но при этом в общем зачете участвует одна команда - представитель Федерации спортивного туризма данного региона. Другой вариант - придавать соревнованиям статус «открытых».
    • - по количеству составу команд, в том числе к полу участников, число запасных участников, представитель, тренер (обязательно), и судья соответствующей категории (при необходимости).
    • - по возрасту и спортивной квалификации участников, согласно требованиям, предъявляемым к участникам.
  • 5. Сроки и место проведения - указываются точные сроки, место проведения, время работы мандатной комиссии. При необходимости указывается схема подъезда к месту проведения.
  • 6. Условия приема участников - указываются условия приема команд, в том числе проживание участников, приготовлении пищи, экологические и специфические требования.
  • 7. Программа соревнований - указывается программа соревнований по дням и времени проведения, система проведения соревнований по дням и времени, система проведения соревнований. Дополнительно указывается время проведения совещаний с представителями команд, время работы различных служб (мандатной комиссии, технической комиссии и т.д.), время открытия и закрытия соревнования.
  • 8. Определения результатов - указывается, что согласно правилам проводимых соревнований или иных систем подсчета очков в личных и командных зачетов, производится определение результатов.
  • 9. Порядок и сроки подачи документов - указывается порядок и сроки подачи заявок документов, форма заявки;
  • 10. Награждение - указываются условия награждения победителей личного и командного первенства;
  • 11. Порядок подачи протестов и их рассмотрения;
  • 12. Финансирование - указываются источники финансирования, которые могут состоять из бюджетных средств, стартовых и спонсорских взносов, при это необходимо знать, что бюджетные статьи не должны дублироваться с другими источниками. При безналичных расчетах указываются реквизиты банка для перечисления и пример платежного поручения;

В процессе разработки положения сохраняются интересы спортивных коллективов и отдельных спортсменов, обеспечиваются равные условия для всех.

Чем больше масштабность соревнования, тем больше подробность изложения отдельных пунктов положения. Заранее необходимо все слаженно продумать и оговорить все в положении о соревнованиях, в котором принимают участия спортсмены из разных городов. Должно все четко оговорено условия допуска команд и отдельных участников, численность в составе команды, документы, наличие, которых обязательно для каждого участника.

Для того, что бы провести соревнование, необходимо заранее позаботиться о привидении мест, оборудования и инвентаря в полном соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходимом обслуживании.

Если в программу включено несколько разных видов спорта, то следует заранее составить график соревнований, конкретно определить последовательность и назначить время проведения каждого из них. Можно определить общую продолжительность соревнований и на основе этого составить график, зная среднюю продолжительность выполнения упражнения, количества попыток и количество участников.

Для обслуживания соревнований в соответствии с их видом и масштабом назначается врач и другой медицинский персонал.

Правила соревнований по данному виду спорта являются важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты. В них говорится про действие судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющие интересы команды. Из этого следует, что на спортсмена, нарушившие правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из-за его неправильных действий.

На основе «Организационного плана подготовки и проведение соревнований» осуществляется непосредственная подготовка к соревнованиям. В нем предусматривают контроль над ходом подготовки к соревнованиям, своевременное комплектование судейской коллегии и организацию ее работы, подготовку места проведения соревнований, информирование и привлечения населения к соревнованиям, организацию медицинского контроля над ходом соревнования и оказанием врачебной помощи участникам. Во время проведения соревнования крупного масштаба, создаются специальные организационные комитеты, наделенными определенными полномочиями.

2 этап - основной, непосредственно на котором осуществляется проведение соревнований. В него входят:

а. Официальное открытие соревнований;

б. Проведение соревнований с учетом составленной программы;

в. Официальное закрытие награждения победителей.

Соревнование проходит под контролем судейской коллегией, которая обычно комплектуется за 2-3 недели до его начала. Статус судей должен соответствовать значимости соревнований. Состав судей в коллегии зависит от вида соревнований, их масштаба, количество участников и технической оснащенности соревнований.

Главный судья является главным руководителем и ответственным за их проведением. Основным документом для участия в соревнованиях, являются заявки на участие спортсменов или команды. Заявки для участия принимаются в специально создаваемую мандатную комиссию или участвующих в соревнованиях организациями. Вначале заявка подается заранее (сроки указаны в положении) для того, что бы организаторы могли оценить примерное количество участников. В момент регистрации участников соревнований подается окончательная заявка.

Жеребьевка проводится на первом заседании судейской коллегии. Спортсменов распределяют на несколько групп в зависимости от квалификации и показанных ранее результатов, поэтому жеребьевка может быть общей для всех участников или групповой.

В момент проведения соревнований оргкомитет разбирает протесты представителей команд и принимает окончательные решения по возникшим вопросам.

Соревнования должны являться праздником, как и для зрителей, так и для участников. Рекомендуется проводить открытие и закрытия праздника в торжественно форме. Все выступления на соревновании должны сопровождаться комментариями ведущего.

Что провести праздник, очень важно заранее тщательно подготовить торжественный церемониал, то есть парад открытия и закрытия, торжественную часть, награждение победителей, собрание участников и гостей соревнования.

На парад отдельными колоннами выходят судьи и участники, команды участников - в порядке занятых мест на таких же соревнованиях прошлого года, или если соревнования проводятся впервые, все идет последовательно. Во главе каждой команды вначале идет представитель, затем тренер команды и участники, сначала женщины, потом мужчины. После того, как закончится построение, руководитель парада отдает рапорт и принимающий парад произносит торжественную речь. Затем производится торжественный подъем флага соревнований и далее следует организованный уход участников.

Во время закрытия соревнований команды участников выходят на парад в порядке занятых на данном соревновании мест. Итоги соревнования подводит главный судья. Проходит церемония награждения победителей и призеров. Заканчивается торжественное открытие спуском флага и организованным уходом участников и судей.

Для того что бы повысить повышение популярности спортивно-массовых соревнований, требуются следующие меры:

  • - акцент на ключевых элементах соревнования (участие в событии известных личностей, новизна, другие выгодные события);
  • - привлечение спонсоров;
  • - приглашение известных знаменитостей;
  • - конкурсы, лотереи, развлечения, соревнования, призы (создание азартного настроения);
  • - показательные выступления;
  • 3 этап - заключительный, на котором необходимо обратить внимание на следующие работы:

а. Собрать полученный инвентарь, привести в порядок и сдать;

б. Всю документацию, относящуюся к соревнованиям, привести в порядок. Вся техническая документация о мероприятиях (заявки, карточки участников, протоколы старта и финиша, протоколы этапов, личные карточки участников и т.п.) подшивается и хранится в той организации, которая проводит данное мероприятие;

в. Разослать (выдать) множество протоколов соревнований по назначению, оформить для представителей папки с протоколами, программами соревнований, афишами о них, образцами разметки, билетов участников и т. п. Папки желательно оформить эмблемами соревнований или открытками с видами города, где они проходили;

г. Если судьи и обслуживающий персонал приглашался на договорной и оплачиваемой основе, следует провести финансовый расчет;

д.Подготовить и сдать финансовый отчет о соревнованиях. В нем должны быть приложены все оправдательные документы (ведомости на питание участников, судей, на оплату обслуживающего персонала, акты, счета, квитанция и т.д.)

е. Неиспользованные награды и призы сдать и оприходовать

Для четкой организации и проведение соревнований немаловажным фактором является его анализ и подведением итогов с целью учесть недочеты, ошибки, выслушать пожелания спортсменов, тренеров, судей и заинтересованных лиц. В процессе подведение итогов необходимо выяснить: достигнуты ли поставленные цели и выполнены ли задачи мероприятия.

Необходимо провести экспертную оценку при анализе спортивно-массового мероприятия по следующим критериям:

  • - Обеспечение комфорта участников соревнований;
  • - Успешность рекламной компании (количество зрителей, присутствие почетных гостей, присутствие прессы);
  • - Исполнение регламента соревнований;
  • - Судейство;
  • - Соблюдение правил техники безопасности во время проведения спортивно-массовых соревнований (медицинская помощь, безопасное размещение спортсменов и зрителей);
  • - Оформление соревнования;
  • - Обеспечение связи между судьями и главным судьей, секретарем соревнований, комментатором;
  • - Обеспечение призового и наградного фонда;
  • - Качество и оперативность обеспечения участников отчетными документами;

ПРАВИЛА ТРЕНИРОВОК ПЕРЕД СОРЕВНОВАНИЯМИ.

Мы уже говорили, что успех в спортивных соревнованиях обеспечивается круглогодичной тренировкой. Важно также правильно построить тренировку непосредственно перед определенным соревнованием, чтобы в соревновании тренированность спортсмена проявилась с наибольшей силой, чтобы он мог достигнуть возможно более высоких и стабильных спортивных результатов.

В соревновательном периоде большую роль для повышения тренированности играют соревнования, прикидки и тренировочные занятия с большой нагрузкой. Но на втором этапе этого периода тренировки не следует увлекаться большим объемом тренировочных упражнений. Он должен быть постепенно снижен, но чаще всего при увеличении интенсивности тренировочной работы.

Участие в обычных соревнованиях не требует особых изменений в режиме тренировки. Снижение тренировочной нагрузки в последнюю неделю перед соревнованием и отдых за 1-2 дня перед ним, включая разминку, обеспечат успешное выступление в соревновании.

Перед ответственными соревнованиями необходима более тщательная подготовка. Во-первых, большое значение имеет выбор, времени для занятий и весь режим спортсмена, исходя из предстоящих условий соревнования. Прежде всего надо создать привычный суточный режим. Известно, что постоянный режим не только улучшает сон, пищеварение, но и повышает работоспособность именно в те часы, в которые от организма требуется повышенная работоспособность. Поэтому, готовясь к ответственному соревнованию, следует не менее чем за 3-4 недели до него тренироваться и делать прикидки именно в тот час, в который будет проходить соревнование. Нередко утром назначается классификационное соревнование, а вечером того же дня или через день - основное. В этом случае спортсмену надо приучиться тренироваться утром, вечером или на , в зависимости от того, как это будет на соревнованиях.

Следует учитывать также разницу в условиях и во времени, которая может быть между местом тренировки и местом предстоящего соревнования. Если нельзя приехать на соревнования заблаговременно, чтобы акклиматизироваться, приспособиться к условиям, привыкнуть к новому режиму (на это минимально нужно 10-12 дней), надо заранее перестроить свой режим и время тренировки так, как если бы спортсмен уже жил там, где будет соревнование. Например, если соревнования назначены в 17 часов, а в районе, где живет спортсмен, в это время будет 19 часов, то именно в 19 часов он и должен тренироваться. Естественно, что при этом придется передвинуть и время приема пищи, сна и т. д.

Если неизвестно время предстоящего соревнования, то, готовясь к нему, надо тренироваться то днем,- то вечером, а иногда и утром. Это прежде всего психологически готовит спортсмена показать высокий спортивный результат в любое время дня.

В соревновательном периоде тренировки все занятия, как правило, осуществляются на основе недельного цикла, в котором на воскресенье обычно планируется прикидка или соревнование, а на субботу - отдых перед ним. При подготовке к наиболее ответственному соревнованию следует за 1.5/2 месяца до него начать тренировку на основе недельного соревновательного цикла. Он построен соответственно тем условиям, с которыми ветретытся спортсмен в соревновании . Так, если спортсмен знает, что ему придется участвовать в соревновании в среду, то в недельном цикле необходимо именно в среду устраивать прикидки, или соревнования, или проводить занятия с большой нагрузкой, во вторник давать отдых с разминкой, в четверг - активный отдых, а в остальные дни проводить тренировочные занятия.

Повторение одинаковых недельных циклов приучает организм спортсмена к высокой работоспособности в определенный день. Рассматривая повторение одинаковых циклов в свете учения академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, можно думать, что здесь, как и при повторении одного и того лее суточного режима, создается привычка к определенным условиям - прочные условные рефлексы на определенные сочетания видов упражнений по дням, на восстановление в дни отдыха и максимальное напряжение всех сил в день соревнования или прикидки. Исходя из этого, можно задолго и точно подготовиться к наиболее ответственному соревнованию, день которого известен заранее, обрести большую уверенность в успехе.

Не следует думать, что участие в соревнованиях в другие дни и часы не будет успешным. Тренированный спортсмен должен уметь хорошо выступать в соревновании в любое время и в любой день, вопреки привычному режиму. Это возможно в связи с огромной мобильностью.центральной нервной системы, обеспечивающей необходимую работоспособность. Большую роль играет здесь умение спортсмена проявлять волевые качества. Конечно, спортивные результаты будут более высокими и стабильными, если специально готовиться к условиям «поля боя», в том числе к определенному дню, месту и часу соревнования.

В период подготовки к наиболее ответственному соревнованию спорстмен участвует и в других состязаниях, дни которых могут не совпасть с принятым недельным циклом. В этих случаях не следует изменять установленный цикл, надо участвовать в соревнованиях, не меняя процесса тренировки.

В последние 7-10 дней.перед ответственным соревнованием во всех видах спорта необходимо уменьшить объем тренировочной работы. Одновременно с этим в видах спорта, где требуется выносливость в продолжительной работе, обязательно нужно повысить ее интенсивность. Например, у стайеров - уменьшить количество километров бега, но повысить скорость в нем. В упражнениях же, требующих проявления «взрывных» усилий в короткое время, например в спринте, поднимании тяжестей, метании, прыжках, необходимо уменьшить интенсивность.

Во всех случаях не следует менять привычное планирование по дням недели, можно изменять лишь нагрузку.

За 24 часа до соревнования рекомендуется сделать разминку (такую же, какая была принята перед тренировочным занятием). В разминке спортсменам не следует излишне напрягаться, но обязательно нужно вызвать потоотделение. Разминаться лучше в теплом тренировочном костюме. Такая разминка накануне соревнования способствует повышению работоспособности спортсмена в соревновании на другой день.

Перед соревнованием должен быть полный отдых от спортивной тренировки в течение 1-2 дней, но не более. Восстановление работоспособности перед соревнованием достигается, как уже отмечалось, уменьшением объема тренировочной работы, а не прибавлением дней отдыха. Малое число дней отдыха имеет то преимущество, что не позволяет развиться чрезмерному предстартовому возбуждению у спортсмена, переходящему в состояние так называемого торможения, при котором работоспособность резко уменьшается.

Очень важно в последние дни перед соревнованием ничем не нарушать привычного образа жизни. Особенно это относится к распорядку дня. Нельзя специально к соревнованиям изменять и привычное питание: это может привести к нарушениям в деятельности желудочно-кишечного тракта и в итоге ослабить работоспособность организма. Пользоваться массажем перед соревнованием лучше всего только тем, кто это делает регулярно. Нельзя отдыхать лежа больше, чем обычно, - иначе появляется вялость, теряется аппетит. Не рекомендуется перед соревнованием вести разговоры о возможных победах, о результатах и т. п. Не следует накануне соревнования ложиться спать раньше, чем обычно, чтобы «набраться сил». Это почти неминуемо ведет к 2-3-часовому лежанию в постели без сна, но с мыслями о предстоящих соревнованиях, противниках и т. п. Такие мысли вызывают возбуждение и, следовательно, плохой сон.

На многодневных соревнованиях участнику не всегда целесообразно посещать место соревнований до дня своего выступления: зрителя соревнования тоже утомляют. Однако молодых спортсменов, впервые участвующих в крупных многодневных соревнованиях, особенно международных, несколько дней ожидания могут излишне взволновать, что вызовет ослабление тонуса нервной системы. Поэтому молодым спортсменам лучше посмотреть соревнования в первый день и после этого уже не посещать их до наступления своего дня. Разумеется, можно присутствовать на соревнованиях до своего выступления тем участникам, которым необходимо перенять технику и опыт лучших спортсменов-мастеров или увидеть своих противников.

Спортивное соревнование - это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования - одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

Спортивные соревнования - яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

Важная мера организационно-методического характера - это составление положения о соревнованиях. В нем указывается:

1. Название соревнований.

3. Место проведения.

4. Задачи данного соревнования.

5. Программа и порядок проведения по дням.


6. Состав участников.

7. Система зачета (определения победителей)

8. Форма награждения.

Если соревнования носят командный или лично-командный характер, в положении указывается система определения победителей в командном зачете. В каждом отдельном случае она может быть разной. Например, в лыжных гонках командное первенство определяется по сумме времени, или сумме мест, или сумме очков, полученных так называемыми зачетными участниками.

Для участия в соревнованиях необходимо в установленные сроки подать заявку в предварительной форме, а затем в окончательной. Первая заявка содержит желание данной команды участвовать в соревнованиях. Во второй заявке приводятся данные о составе участников и некоторые другие сведения. В некоторых видах спорта в начале или в ходе соревнований по разрешению главного судьи могут быть сделаны перезаявки, т.е. вместо одного участника может быть выставлен другой и т.п. На основании поданных заявок составляются протоколы соревнований.

Для проведения соревнований необходимо позаботиться о приведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходимом количестве.



Если в программу включено несколько разновидностей одного вида спорта, необходимо заранее составить график соревнований, т.е. определить последовательность и время проведения каждого из них. Зная среднюю продолжительность выполнения упражнения, количество попыток и количество участников, можно определить общую продолжительность соревнований и на основе этого составить график проведения.

Для обслуживания спортивных соревнований в соответствии с их видом и масштабом, школа назначает врача и другой медицинский персонал.

Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному


виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на спортсмена, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из-за его неправильных поступков.

Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и, в известной мере, за достигнутые результаты, является спортивный судья, назначаемый из числа преподавателей физической культуры одной или нескольких школ.

Судья ответствен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях, когда может быть нанесен ущерб здоровью участников (плохое состояние мест занятий, неисправность оборудования, несоответствие одежды и обуви и т.п.), он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это - отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место.



Спортивный судья должен быть прежде всего безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.

2.2 Особенности методики обучения

При разучивании ловли, передачи, ведения и бросков мяча подводящие упражнения играют важную роль. Они имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются более простыми и более легкими для детей. Подводящие упражнения позволяют выделить главное звено изучаемого движения, что облегчает освоение двигательного действия.


На начальном этапе формирования навыков владения мячом внимание ребенка должно быть направлено на качество выполнения движения, а не на достижение при помощи этого движения определенного результата. Если дети еще полностью не усвоили новое движение, навык еще не сформирован, то соревнования на скорость выполнения движения способствует не правильному их закреплению. Но это не значит, что на начальном этапе формирования действий с мячом основным методом обучения должно быть только упражнение. Широкое применение игрового метода возможно уже с самого начала. Используя игры и игровые упражнения, которые могут составлять 60-70%, удовлетворим желание детей играть. Эффективно использование подвижных игр, где каждый играющий действует за себя, в сочетании с обучением.

В дальнейшем целесообразно применять подвижные игры, в которых результат команды зависит от участия каждого ребенка действующего независимо от своих партнеров. Такие игры повышают ответственность ребенка перед командой и побуждают его действовать наиболее эффективным способом, мобилизуя максимальные усилия для достижения наилучшего результата.

После того как дети научаться правильно ловить, передавать, вести и бросать мяч четко, в быстром темпе, без особых усилий появляется возможность играть в более сложные, более близкие к баскетболу, а также в баскетбол по упрощенным правилам. В таких играх дети должны взаимодействовать с мячом, что повышает активность и создает условия для быстрейшего и осмысленного формирования навыков действий с мячом.

При обучении элементам баскетбола особенно важно обеспечить сознательное их усвоение. Понимание детьми смысла движений ускоряет процесс формирования двигательных навыков, а также, что особенно важно, способствует умению в последующих играх самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять. Сознательное отношение к действиям с мячом возникает у детей только при условии, если


воспитатель разъясняет их значение в различных ситуациях применения, объясняет, почету именно так они должны выполняться. Ребенок должен знать, почему в той или иной игровой обстановке более целесообразно применять те или иные действия, выполнять их определенным способом, с определенной скорость и в определенном направлении. Например, детям нужно объяснить, что вести мяч в игре следует только в том случае, если не можешь передать его партнеру. При приближении защитника более безопасно вести мяч дальней от него рукой и с низким отскоком. Не надо спешить, вести мяч лучше ближе к цели или на более свободное место для передачи мяча партнеру.

Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом недостаточно разъяснений и показа: необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями самих детей у ребенка возникает сознательное отношение к действиям с мячом, умение целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности.

В играх с мячом необходимо учить детей согласовывать свои действия с действиями товарищей на основе дружеских взаимоотношений и сплоченности. Для этого в группе можно создать постоянные команды, поощрять верность друзьям по команде, предостерегая детей от перехода на сторону противника, хотя этим условным противником и являются дети своей группы.

В играх с мячом следует вырабатывать у детей привычку поступаться личными интересами ради достижения общей цели. Для этого можно использовать ограничение действий с мячом ввести дополнительные требования. Например: ограничение расстояния ведения мяча, включение задания бросать мяч ловцу после того, как мяч обойдет всех игроков команды.


В качестве одного из тактических элементов во многих играх с мячом допускается и поощряется применение игроками отвлекающих действий. Они направлены на то, чтобы отвлечь внимание противника путем ложных действий, предшествующих основным, с целью обыгрывания его. Дети старшего дошкольного возраста усваивают такие действия с мячом и без мяча. За отвлекающие действия ребята поощрялись тогда, когда это помогало освободиться от опеки товарища, выйти на свободное место для получения мяча или занять удобную позицию для броска мяча в корзину или его передачи. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы не допускался обман, являющийся прямым нарушением правил игры.

2.3 Условия проведения учебного процесса

Игры с мячом проводятся весной, летом, осенью во время прогулок. Продолжительность их 15-20 минут. Целесообразно сочетать игры на прогулке с занятиями по физической культуре. Если занятия проводятся с утра, то игры с мячом лучше организовать во время прогулки после дневного сна и наоборот. Нецелесообразно сразу после окончания занятий: рисованием, математикой, родным языком и др. - проводить обучение элементам баскетбола во время прогулки. Лучше дать детям возможность некоторое время заниматься другими видами деятельности: дети устают на занятиях, а для усвоения определенных действий с мячом, правил игры им придется опять сосредоточить внимание, думать, что приведет к дополнительной мыслительной нагрузке.

Некоторые игры, подводящие к баскетболу целесообразно проводить с подгруппой детей, сочетая их с другими упражнениями спортивного характера, или с другими видами деятельности, не требующими постоянного контроля воспитателя. После овладения определенными действиями с мячом и структурой игры надо подвести детей к самостоятельным играм с мячом без непосредственного руководства воспитателя. Если одна подгруппа детей


играет с мячом, воспитатель может в это время руководить другой подгруппой по выполнению спортивных упражнений или совершенствованию основных движений, не оставляя совсем без контроля играющих детей.

2.4 Оборудование площадок и инвентарь для игры

Корзины надо использовать со щитом, длина которых 120 см., высота 90 см., внутренний диаметр корзин 45 см. Сетка должна иметь длину 40 см. Корзины подвешиваются не ниже 180 см., не выше 200 см. над уровнем площадки. Щиты делаются из целого прочного дерева, поверхность их окрашивается белым цветом, а края обводятся красной линией шириной 5 см.

Мячи можно использовать разного веса и диаметра. При обучении ведению мяча лучше пользоваться надувными мячами. Детские резиновые мячи плохо отскакивают от пола, и, ведя их, дети прилагают большие усилия, что ведет принятия неправильной стойки.

Наиболее удобная для игр с мячом площадка длиной 13 м., шириной 7 м. На площадке следует отметить боковые и лицевые линии и круг для розыгрыша спорных мячей в центре площадке диаметром 1,8 метра. Площадки могут быть разного покрытия, но лучше всего деревянные - их легко чистить, от них хорошо отскакивает мяч.

Проведение игры возможно и в спортивном зале детского дошкольного учреждения. Оборудование и инвентарь соответственно площадке.

2.5 Примерная программа соревнований команд-классов по
баскетболу (5-8 класс)

Класс

ЭСТАФЕТА. Каждая команда выстраивается в колонну. Мячи в руках у направляющих. По сигналу судьи направляющие ведут мяч (8-10 м), останавливаются (в два шага), выполняют поворот кругом и передают мяч


очередному игроку своей команды. После передачи возвращаются в конец колонны.

За нарушение правил игры в баскетбол и эстафеты (пробежка, преждевременный выход навстречу мячу, двойное ведение и т.п.) команда за каждого «нарушителя» получает по 5 штрафных секунд. За неучастие в эстафете каждый допущенный к соревнованиям ученик приносит своей команде 10 штрафных секунд.

Места команд определяются по наименьшему среднеарифметическому показателю, который выводится путем деления общей суммы времени, затраченного командой на выполнение упражнения, и штрафного времени на количество участников класса в эстафете.

Класс.

ЭСТАФЕТА. Команды выстраиваются в колонны, каждая лицом к баскетбольному щиту справа от него, на расстоянии 10-15 м. По сигналу судьи направляющие ведут мяч, в 3-4 м от щита ловят его и производят бросок по корзине одной рукой от плеча после двух заключительных шагов в прыжке. Подобрав забитый или отскочивший от щита мяч, они передают его следующим игрокам своих команд и становятся в конец колонн.

За каждое непопадание мячом в корзину с использованием требуемого приема без нарушений правил игры в баскетбол команда получает по 4 штрафных секунды. За использование другого способа (бросок с места, бросок двумя руками, бросок снизу и т.п.) или нарушение правил игры в баскетбол (пробежка, двойное ведение) каждый нарушитель приносит своей команде по 8 штрафных секунд. В этом случае штраф за непопадание не плюсуется. За неучастие в эстафете каждый заявленный игрок приносит своей команде по 15 штрафных секунд.

Места команды (школы) определяются по наименьшему среднеарифметическому показателю, который выводится путем деления общей суммы затраченного командой времени на выполнение упражнения и штрафного времени на количество участвующих в эстафете.


Класс

1. ЭСТАФЕТА. Аналогична приведенной для 7 класса, но расстояние
до щита, проходимое участником, -15-20 м, бросок по корзине разрешен
любым способом в движении.

За каждое непопадание в корзину, команда получает по 5 штрафных секунд, за нарушение правил эстафеты или правил игры в баскетбол - 10 штрафных секунд. В этом случае штраф за непопадание не плюсуется. За неучастие в эстафете каждый заявленный игрок приносит своей команде по 20 штрафных секунд. Места команд (школы) в эстафете определяются так же, как в 6 классе.

2. СОРЕВНОВАНИЕ КОМАНД в количестве попаданий мячом в
баскетбольную корзину с линии штрафного броска. Каждый участник в
течение 30 секунд производит три броска способом двумя руками от груди
или снизу. Попадание засчитывается при условии соблюдения правил
штрафного броска.

Места команд (школы) в этом упражнении определяются по наибольшему среднеарифметическому показателю, который выводится путем деления суммы очков, набранной командой, на количество заявленных участников.

Места команд (школы) в соревнованиях определяются по наименьшей сумме мест-очков, набранной ими в двух упражнениях.

Класс

1. ЭСТАФЕТА аналогична приведенной для 7 класса, но с обводкой
препятствий (3-5 предметов, расположенных на одной прямой линии) в Зм
друг от друга. Расстояние от щита до линии начала 15-20м. Бросок по
корзине любым способом в движении. Штраф соответственно 5, 10 и 20
секунд.

Места команд (школы) в эстафете определяются так же, как в 7 классе.

2. ИГРА «СНАЙПЕР». Игроки каждой команды поочередно с пяти
разных (определенных) точек площадки производят броски по корзине.


Первоначально вся команда выстраивается в колонну по одному у первой точки («А»). Попав в корзину с точки «А», ученик получает право на внеочередной бросок с точки «Б» и т.д. Если бросок не достигает цели, учение повторяет его с той же точки до^-тех пор, пока не попадет в корзину, но каждый раз снова в порядке общей очереди. Каждое попадание дает команде 3 очка. За неучастие каждого заявленного игрока снимается 12 очков.

Время игры для команды определяется путем перемножения 15 секунд (или 20) на количество фактически участвующих.

Места команд (школы) в данном упражнении определяются по наибольшему количеству очков.

Места команд(школы) в соревнованиях определяются по наименьшей сумме мест-очков, набранной ими в двух, упражнениях.

ПРИМЕЧАНИЕ. 1. Во втором упражнении для 7 и 8 классов подбирать мячи и передавать их следующему может специально выделенный человек. 2. В упражнении 2 для 7 класса, в зависимости от количества баскетбольных щитов и величины судейской бригады, класс команда может быть разделен на подгруппы.

Спортивно-массовые соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно-социальные задачи. Во время соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности.

Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Особенно велико значение соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

Соревнования - яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения .

Если рассматривать подготовку и проведение соревнований как специальное событие, то можно выделить этапы его подготовки:

1 этап - Организационно-подготовительный. На данном этапе решаются следующие задачи :

а. Принятие решения о проведении соревнований, назначение руководителей;

б. Определение целей, задач соревнований;

в. Составление календарного плана, положения о соревнованиях;

г. Планирование;

д. Определение сметы и решение вопроса о финансировании;

е. Публичное заявление о мероприятии;

ж. Окончательное планирование, подготовка и организация мероприятия, рассылка приглашений;

з. Обустройство места проведения, монтаж оборудования;

Подготовка к соревнованиям заблаговременно проводится организацией, которая их организует, и главной судейской коллегией. Чем больше масштаб соревнований, тем больше времени надо на подготовку к их проведению - от 1-2 недель (соревнования в низовых коллективах) до 3-4 лет (олимпийские игры).

К мерам организационно-методического характера, связанным с проведением соревнований, прежде всего, относится составление календарного плана соревнований по данному виду порта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица.

Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется в отдельности. Важным условием при составлении календарного плана является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним участников соревнований, облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей.

Спортивные соревнования если они проводятся регулярно, являются стимулом для систематических занятий спортом.

Таким образом, календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.

Другая важная мера организационно-методического характера - это составление положения о соревнованиях.

Положение о соревнованиях - основной документ, регламентирующий все условия проведения данного соревнования. Положением руководствуются организации, проводящие соревнования, участвующие коллективы, капитаны и представители команд, а также все участники.

В положении о соревнованиях освещаются следующие разделы:

1. Название соревнования, его характер и вид спорта.

2. Цели и задачи - указываются основные цели данного мероприятия и задачи, которые раскрывают их реализацию. Данный раздел является одним из главных, т.к., исходя из поставленных целей, определяется программа соревнований, условия проведения, требования к участникам и судьям, материальному и финансовому обеспечению, экологические требования.

3. Руководство проведением - указываются организации, осуществляющие общее руководство, и организация, осуществляющая непосредственное проведение соревнований, а также оргкомитет, главная судейская коллегия, фамилия, имя, отчество, судейская категория главного судьи соревнований.

4. Участники соревнований и требования к ним - указываются требования к командам и участникам:

По количественному составу команды, в том числе требования к полу участников, число запасных участников, представитель, тренер (обязательно) и судья соответствующей категории (при необходимости).

По возрасту и спортивной квалификации участников, согласно требованиям, предъявляемым к участникам соревнований;

5. Сроки и место проведения - указываются точные сроки, место проведения, время работы мандатной комиссии.

При необходимости указывается схема подъезда к месту соревнований;

6. Условия приема участников - указываются условия приема команд. В том числе условия проживания участников, приготовления пищи, экологические и специфические требования.

7. Программа соревнований - указывается программа соревнований по дням и времени проведения, система проведения соревнований. Дополнительно указывается время проведения совещаний с представителями команд, время работы различных служб (мандатной комиссии, технической комиссии и т.д.), время открытия и закрытия соревнований.

8. Определение результатов - указывается, что определение результатов производится согласно «правилам» проводимых соревнований или иных систем подсчета очков в личных или командных зачетах.

9. Порядок и сроки подачи заявок - указываются порядок и сроки подачи предварительных заявок, форма заявки.

10. Награждение - указываются условия награждения победителей личного и командного первенства.

11. Порядок подачи протестов и их рассмотрения.

12. Дополнительные условия проведения соревнований. При разработке положения сохраняются интересы спортивных коллективов и отдельных спортсменов, обеспечиваются равные условия для всех.

Подробность изложения отдельных пунктов положения зависит от масштаба соревнований. Необходимо очень чётко продумать и оговорить все в положении о соревнованиях, в котором принимают участие спортсмены из разных городов.

Должны быть точно оговорены условия допуска команд и отдельных участников, численный состав команды, документы, наличие которых обязательно для каждого участника.

Для проведения соревнований необходимо позаботиться о приведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходимом количестве.

Для обслуживания спортивных соревнований в соответствии с их видом и масштабом назначается врач и другой медицинский персонал.

Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на спортсмена, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из-за его неправильных действий.

Непосредственная подготовка к соревнованиям осуществляется в соответствии с «Организационным планом подготовки и проведения соревнований», в котором предусматривают контроль за ходом подготовки к соревнованиям, своевременное комплектование судейской коллегии и организацию её работы, подготовку места проведения соревнований, информирование и привлечение населения к соревнованиям, организацию медицинского контроля за ходом соревнований и оказания врачебной помощи участникам. При проведении соревнований крупного масштаба создаются специальные организационные комитеты, наделённые определёнными полномочиями .

2 этап - основной, на котором осуществляется непосредственное проведение соревнований. Основные задачи данного этапа:

а. Официальное открытие соревнований;

б. Проведение соревнований с учетом составленной программы;

в. Официальное закрытие, награждение победителей.

Соревнование проводит судейская коллегия, которая обычно комплектуется за 2-3 недели до его начала.

Квалификация судей должна соответствовать значимости соревнований. Количество судей в коллегии зависит от вида соревнований, масштаба соревнований, количества участников и технической оснащённости соревнований.

Главным руководителем соревнований, ответственным за их проведение является главный судья.

Основным документом для участия в соревнованиях являются заявки на участие спортсмена или команды. Заявки в установленный срок подаются участвующими в соревнованиях организациями в судейскую коллегию или в специально создаваемую мандатную комиссию. Первоначально заявка подаётся заблаговременно (сроки указаны в положении) для того, чтобы организаторы могли оценить примерное количество участников соревнований. Окончательная заявка подаётся в момент регистрации всех участников соревнований.

На первом заседании судейской коллегии проводится жеребьёвка. Жеребьёвка может быть общей для всех участников или групповой, при которой спортсменов распределяют на несколько групп в зависимости от квалификации и показанных ранее результатов. В период проведения соревнования оргкомитет разбирает протесты представителей команд и принимает окончательные решения по возникшим вопросам.

Соревнования должны быть праздником для участников зрителей. Открытие и закрытие праздника рекомендуется проводить в торжественной обстановке. Все выступления на празднике должны сопровождаться комментариями ведущего.

Очень важно тщательно подготовить торжественный церемониал: парад открытия и закрытия, торжественную часть, награждение победителей, собрания участников и гостей соревнования.

Судьи и участники выходят на парад отдельными колоннами, команды участников - в алфавитном порядке. Во главе каждой команды идёт представитель команды, затем тренер команды и участники: вначале девочки, потом мальчики. После построения руководитель парада отдаёт рапорт, и принимающий парад произносит приветственную речь. Далее производится торжественный подъем флага соревнований и затем следует организованный уход участников.

При закрытии соревнований команды участников выходят на парад в порядке занятых на данном соревновании мест. Главный судья подводит итоги соревнования. Происходит церемония награждения победителей и призёров .

3 этап - заключительный, на котором необходимо выполнить следующие работы:

а. Собрать, привести в порядок и сдать полученный инвентарь и оборудование;

б. Привести в порядок всю документацию, относящуюся к соревнованиям. Вся техническая документация о соревнованиях (заявки, карточки участников, протоколы старта и финиша, протоколы этапов, личные карточки участников и т.п.) подшивается и хранится в организации, проводящей мероприятие;

в. Размножить протоколы соревнований и выдать (разослать) их по назначению, оформить для представителей папки с протоколами, программами соревнований, афишами о них, образцами разметки, билетов участников и т.п. Папки следует оформить эмблемами соревнований или открытками с видами города, где они проходили;

г. Подготовить и сдать финансовый отчёт о соревнованиях. К финансовому отчёту должны быть приложены все оправдательные документы (ведомости на питание участников, судей, на оплату обслуживающего персонала, акты, счета, квитанция и т.д.);

е. Сдать и оприходовать неиспользованные награды и призы.

Немаловажным фактором для чёткой организации и проведения соревнований является его анализ и подведение итогов с целью учесть недочёты, ошибки, выслушать пожелания спортсменов, тренеров, судей и прочих заинтересованных лиц. При подведении итогов необходимо выяснить: достигнуты ли поставленные цели и выполнены ли задачи мероприятия .