Что такое баттерфляй в хоккее. Тактика игры. Результаты исследования и их обсуждение

Упоминания этих двух игровых стилей хоккейных вратарей в литературе встречаются часто, однако же более или менее четкого/удовлетворительного описания, определения того, что это такое, мне найти не удалось. И если даже у меня, играющего вратаря, с четким детальным описанием стэнд-апа и баттерфляя возникают проблемы, то каково же должно быть нормальному болельщику, надевающему коньки редко и судящему о хоккее с трибуны ЛДС или с дивана перед телевизором? Ему приходится полагаться на разрозненные высказывания действующих или бывших игроков, тренеров, специалистов. А они именно что разрозненные, не позволяющие понять суть явления хоть в каком-то приемлемом приближении. Вот и оказывается, что болельщики и специалисты оперируют терминами «стэнд-ап» и «баттерфляй», понимая каждый что-то свое, да и то фрагментарно.
Ситуация прямо как с мудрецами и слоном (помните, где были уши, хобот и ноги?)

Ни в коей мере не претендуя на полноту и окончательность описания, постараюсь дать свое понимание этих граничных стилей игры хоккейных вратарей, с деталями, основанными на моем собственном игровом и болельщицком опыте, иллюстрируя сказанное цитатами и примерами.
Буду рад здравым комментариям, вопросам и дополнениям.

Начнем с ряда цитат. Предлагаю прочесть их внимательно, вслушиваясь в то, что говорят известные в хоккейном мире люди.

"...говорить с Руа всегда тяжело. В жизни, как и на площадке, он очень импульсивен. Поэтому, задавая ему вопрос о том, кто был его кумиром в детстве, я не ожидал услышать стандартный ответ. Так я узнал, что именно Роже Вашон был примером для молодого Руа. “А как же Владислав Третьяк?” - не выдержал я. - “Третьяк, несомненно, - великий вратарь, - ответил Руа, - но мне ближе Вашон”. Руа дебютировал в сильнейшей хоккейной Лиге в 1984 году в возрасте 19 лет. На удивление быстро юноша смог вписаться в состав легендарного клуба и уже через 2 года выиграть вместе с “Монреаль Канадиенс” свой первый Кубок Стенли. Вклад молодого вратаря в победу был настолько заметен, что он был назван лучшим игроком финала Кубка и получил престижный “Кон Смайт Трофи”. Игра Руа вызывала восхищение. Он играл в стиле “баттерфляй” - классический стиль, когда вратарь не боится опускаться на колени и падать на лед».

А. Еременко: «Революция во вратарской методике связана, в первую очередь, с именем Патрика Руа, хотя еще до него Тони Эспозито первым практиковал игру на коленях, так называемый стиль «баттерфляй». Руа и его тренер Франсуа Алэйр – последователи этой методики, которая активно прогрессировала в Северной Америке. Сегодня 70 процентов голкиперов США и Канады играют в этом стиле. Вратарей отбирают по росту, чтобы, стоя на коленях, они могли максимально закрывать створ ворот. Есть и европейский стиль, который проповедовал тот же Третьяк и другие наши голкиперы. Каждый вратарь должен сам выбирать свой стиль игры. И тут многое зависит от тренера».

...
– Как обычно действуют заокеанские вратари?
Капкайкин:
– В НХЛ тоже немало стилей, ведь там собраны игроки из многих стран. Стили смешиваются. Кстати, популярный ныне «баттерфляй» стали применять после того сезона на рубеже веков, когда Гашек начал «валяться», падать, и ему забить не могли. Тогда он еще получил в НХЛ приз лучшего вратаря. А исконно канадский стиль – это игра стоя, за счет выбора позиции. Он похож на наш, российский, но канадцы побольше играют клюшкой (по крайней мере, так было раньше)".
...

А вас переучивали?
Шталенков:
- Лет в 30. Тренер вратарей отдавал предпочтение тому, чтобы вратарь больше играл на коленях.
- Так называемый стиль баттерфляй?
- Именно. Но я не мог постоянно играть на коленях, мне удавалось совмещать, но на колени стал опускаться гораздо чаще. Сейчас уже весь мир, хотим мы этого или нет, так играет. Вратарей, которые играют только в стендапе, практически не осталось. Другое дело: у вратаря должно быть чутье - когда ему не стоит садиться на лед, а нужно остаться в стойке. Главный критерий один - не пропустить, не важно, каким способом и какой частью тела вратарь останавливает шайбу. Все можно оправдать, если ворота остаются «сухими».

Итого, что мы можем вывести из сказанного: баттерфляй - игра на коленях. И только?! Разберемся. Но сначала – «стэнд-ап».

Stand-up . Дословно - вставай и стой. Первый исторически стиль. Красной нитью здесь проходит игра в стойке, очень упрощенно - перекрывание площади ворот преимущественно в вертикальном положении. Истоки техники «стэнд-ап», по крайней мере в европейской традиции, неразрывно связаны с футболом и бэнди. Все, кто более или менее интересовался историей хоккея с шайбой, знают, что многие наши хоккеисты играли в прошлом в русский хоккей, а летом занимались футболом, причем на высоком уровне. Вот, собственно, и разгадка – как футбольному, так и бэндийному вратарю возвращение в стойку совершенно необходимо, клюшки у него нет (некоторые первые наши вратари играли маленькой клюшкой или же норовили бросить клюшку, ловя снаряд руками, как в футболе), щитков на ногах либо тоже не было, либо они были малы по размерам. Поэтому на первом месте – готовность отразить, среагировать. Причем отразить активно, Сыграть .

Отличную демонстрацию стиля «стэнд-ап» дает первая игра финала КК1987, Мыльников против Фюра:
http://www.youtube.com/watch?v=GsJ27tleKz8

Butterfly . Бабочка. Доминирующий и самый модный сегодня стиль игры вратарей. Оговорюсь, здесь речь о современном баттерфлее, оформившемся в начале 90-х годов XX-го века. Вообще, как мы увидели выше, описания корифеев сводятся к тому, что в «баттерфляе» голкипер сидит на коленях, размахивая руками, как крыльями бабочки. Бытует мнение, что наш легендарный вратарь Владислав Третьяк стоял у истоков баттерфляя. "Я не боялся опускаться на колени". Имхо, упрощать так – все же слишком.

В отчете об ОИ2010 я говорил о Бродо, Набокове. Люонго, Гашеке как о стэнд-апных вратарях (ну, или голкиперах комбинированного стиля). Из слов же Третьяка, да и многих других специалистов следует, что перечисленные вратари играют в баттерфляе. Откуда же такое разночтение – в словах прославленных вратарей прошлого и наблюдаемого визуально сейчас? Разгадка проста. В ходе эволюции стиля «баттерфляй» акцент сместился с сидения на коленях с поднятыми руками на игру на коленях, на ребрах раздвинутых щитков (по всей длине щитка), на скольжение в горизонтальной плоскости на ребрах щитков за счет отталкивания коньками (так называемый «слайдинг»), игра же руками не является сегодня определяющей при описании этого стиля. Иными словами – ныне «валяние на льду и размахивание руками» не есть определяющие характеристики баттерфляя, и даже если считать стиль В.А.Третьяка неким прото-баттерфляем, то его ученики (Бродо, Набоков) есть все же вратари комбинированного стиля, который, в общем и целом, ближе к стэнд-апу, чем к современному баттерфляю.

Немаловажно, «баттерфляй» более «реактивный» метод, по сравнению с более «активным» стэнд-апом, один из краеугольных камней при этом - недопустимость гола при прохождении шайбы «сквозь вратаря» - под руками. Потому упор в работе руками – как в стойке, так и на щитках под броском – делается на плотность защиты, на выпрямленную спину и плечи, на прижатые к телу локти, что продиктовано статистикой забиваемых голов. Суть баттерфляя заключается в закрытии как можно большей площади ворот. Горизонтально. Не в смысле «лежа», а в смысле «уложенными в линию щитками, максимальной поверхностью».

Внимательный зритель наверняка заметил, что чисто баттерфляйные вратари предпочитают не выходить далеко из ворот под бросок, сокращая угол обстрела – сидящего на щитках вратаря можно объехать, выехав из ворот и сидя на щитках, трудно реагировать на добивания и т.д. Размеры тут в помощь, поэтому габаритные вратари так хороши в этом стиле. Баттерфляйный вратарь играет, грубо говоря, «на линии», и при этом раздвинутые на максимально возможную ширину щитки закрывают низ ворот очень эффективно. Поэтому размеры щитков имеют большое значение, не случайно мы видим на баттерфляйных вратарях щитки размера 36++, как правило, с длиннющими S-частями (это части щитков на бедрах), позволяющими закрыть пространство между коленями, когда вратарь сидит на льду, сомкнув щитки. Причина такой работы «по площадям» во многом связана с эволюцией материалов – скорость полета шайбы сильно возрасла после перехода с деревянных клюшек (я о полевых игроках) на композитные. Кроме того, современные искусственные материалы позволили сделать щитки вратаря пригодными для слайдинга – армированные грани остаются твердыми, держат форму, поверхности не намокают и не впитывают влагу. Можно вспомнить старые кожаные щитки из конского волоса: двадцать минут игры на коленях, и щитки становились вдвое тяжелее, намокая.
Но не только в материалах дело. Вообще, склонность садиться под бросок, закрывая интуитивно максимальную площадь ворот, присуща от природы любому вратарю. Каждый, кто играл в воротах или тренировал, знает это требование – «не садись раньше времени». Просто теперь современные материалы и техника слайдинга позволяют использовать это внутреннее стремление, направляя энергию в нужное русло. Пластика баттерфляя – «перетекание» из стойки в раздвинутые щитки - слайдинг – «перетекание» в стойку очень привлекательна внешне, дети легко и охотно учатся этому стилю. Стоит упомянуть следующие детали современного стиля «баттерфляй»:

1) движения на коньках от штанги к штанге становится все меньше и меньше (при игре за воротами) – крупный вратарь просто упирается коньками в них за счет размаха конечностей, садясь в углы по мере необходимостей.
2) прижатые к телу локти (отличие от классической вратарской стойки – обратите внимание, как Люонго получил первый гол в финале ОИ2010).
3) в стойке (на вбрасывании, к примеру) щитки ставятся под бОльшим углом [сдвинутых щитков на МУ-уровне (фирменный знак Набокова) становится все меньше и меньше].
4) клюшка в стойке более не ставится перпендикулярно (смысла нет при таком размахе щитков, пусть шайба отскакивает в грудь)
5) ловушку вратарь держит на уровне головы, за счет чего и локти прижатые.
6) вратарь катается, практически не шевеля ногами, на раздвинутых ногах, меняя позицию «задом», и одним толчком, как правило. Движения на коньках очень экономны внешне, на самом деле – крайне энергозатратны. А нужно такое катание, чтоб шайба не прошла «сквозь вратаря» при его перемещении.
7) бросков щитками вперед при, например, выходах 2 в 1, становится все меньше, баттерфляй делает эту технику менее нужной.

Вот так все сказанное выглядит в действии:

Третьяк разделяет баттерфляй на классический и полный, различие - в большей подвижности (классический более подвижный). По-видимому, под «классическим баттерфляем» он имеет в виду комбинированный стиль – действительно, тот же Набоков «играет» гораздо больше, чем Брызгалов, хороший представитель full-баттерфляя.

И, заканчивая, приведу пару очень важных цитат.

Какие слабые стороны нынешних голкиперов?
Виталий Ерфилов: Сравнивать со стражами, к примеру 80-х годов, думаю, неуместно. За последние десятилетия очень выросло мастерство полевых игроков. Поэтому и требования к голкиперам ужесточились. К тому же почти все вратари стали опускаться на щитки. А это очень хитрый и неоднозначный момент: нужно точно знать время и место, когда садиться. И важно научиться делать это правильно. Основная ошибка в том, что голкиперы садятся вместе с руками и плечами. Хотя плечи по идее всегда должны быть расправленными, тем самым человек закрывает больше пространства “рамки”. Но получается, что весь верх оказывается свободным, а потом уже хаотичные махания бабочки в попытках выручить команду. Вот форварды и раскачивают стражей, а после вгоняют шайбу под перекладину. На ногах-то ты еще двигаешься, успеешь переместиться, а на коленях уже все - прикован ко льду.
Чего до сих пор не могу понять, так это зачем многие современные вратари выкатываются из ворот при развитии атаки соперников, а при замахе для броска начинают отползать обратно. Ведь поначалу все было сделано правильно: выкатившись, ты сокращаешь угол обстрела, усложняешь задачу оппоненту. И ни один голкипер так толком и не объяснил, почему он при замахе начинает пятиться. Элементарная ошибка, присущая многим.

А.Ирбе: Особенности финской школы - блестяще поставленная техника, катание, плавность движений. Финские вратари работают очень экономно и отточенно: никаких лишних дерганий руками, выкатываются всегда под правильным углом первым же толчком, без дополнительного перешагивания, и всегда находятся на верной позиции.

Итог.
Стэнд-ап – более «активный», «игровой» вратарский стиль, основанный на «вертикальном» перекрывании ворот, предпочтительном скольжении на коньках и на реакции на происходящее из стойки.
Баттерфляй – более «реактивный», «пассивный» стиль, основанный на «горизонтальном» перекрывании ворот (идея – закрыть максимальную поверхность, работа «по площадям») и скольжении на ребрах щитков. После первого броска (или после угрозы воротам) вратарь не торопится безусловно вскочить в стойку, как стэнд-апе, а оценивает ситуацию из «баттерфляя».

Аннотация

В статье обсуждается проблема совершенствования тренировочного процесса хоккейных вратарей. Представлены экспериментальные данные по эффективности игры вратарей скандинавским стилем, по сравнению с классическим, как в профессиональном, так и в юношеском хоккее.

Ключевые слова: скандинавский и классический стили, хоккейный вратарь.

WHAT STYLE TO CHOOSE - SCANDINAVIAN OR CLASSICAL? SOME RESULTS OF RESEARCH OF GAME OF THE HOCKEY GOALKEEPER

Vadim Evgenevich Mitin, the post-graduate student,
The Herzen State Pedagogical University of Russia, St.-Petersburg,
Vladislav Sergeevich Volkov, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg,
Kirill Vitalevich Korenkov, the head coach,
School of goalkeepers of N.G. Puchkova, St.-Petersburg

Annotation

In article, the problem of perfection of training process of hockey goalkeepers is discussed. Experimental data by efficiency of game of goalkeepers by the Scandinavian style, in comparison with classical, both in professional, and in youthful hockey are presented.

Keywords: The Scandinavian and classical styles, the hockey goalkeeper.

ВВЕДЕНИЕ

Изучением спортивной деятельности хоккейных вратарей специалисты занимаются давно . Перечисленные работы дают определенные сведения, отражающие как состояние игроков на различных этапах подготовки, так и рекомендации для построения этой подготовки в части, исследуемого авторами компонента вратарской деятельности. В тоже время, указанные сведения и рекомендации носят разнообразный характер, поэтому возникает сложность их интерпретации и применения непосредственно в учебно-тренировочном процессе юных хоккейных вратарей. В тоже время, необходимо отметить, что в отечественной научной и учебно-методической литературе отсутствуют данные по анализу результативности игры вратарей в скандинавском и классическом стиле.

Поэтому в исследовании решались две задачи: 1) провести анализ результативности игры профессиональных вратарей в скандинавском и классическом стиле и 2) изучить эффективность этих стилей в игре юного хоккейного вратаря.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для решения первой задачи нами проводились наблюдения за играми вратарей профессионалов из НХЛ и КХЛ, а также матчи чемпионатов Мира, Олимпийских игр, МХЛ и Высшей лиги России, Elite division Швеции и GET liagen Норвегии. Всего было просмотрено 30 игр в сезоне 2008-2009 года, 50 игр в сезоне 2009-2010 года и 40 игр в сезоне 2010-2011 года.

Анализ показал, что в скандинавском стиле играют почти все вратари в Европе и большая часть вратарей из НХЛ. Российские лиги в этом плане более консервативны, четко играющих вратарей скандинавского стиля нет.

Наиболее подробно проанализированы по 15 матчей НХЛ с участием двух вратарей, приверженцев разных стилей игры - Мартина Бродо (New Jersey Devils, классический стиль) и Йонаса Хиллера (Anaheim Ducks, скандинавский стиль). Команды New Jersey Devils и Anaheim Ducks выбраны были не случайно, так как они играют в четко поставленную игру без особых импровизаций. В таких командах на игре вратарей строится оборонительная линия, и в большинстве матчей именно от их действий зависел конечный результат. Эти вратари также являлись первыми номерами в своих сборных на Олимпийских играх в Ванкувере.

Оценка проводилась по 9 показателям: процентное соотношение бросков по воротам низом, верхом, на средней высоте; процентное соотношение пропущенных голов низом, верхом, на средней высоте; процентное соотношение надежности игры вратарей при бросках низом, верхом, на средней высоте.

Анализ результатов игры вратаря классическим стилем показывает следующее: из общего количества бросков по воротам голы забивались низом в 58,0% случаев, на средней высоте в 31,2% случаев и верхом в 10,8% случаев. Общий показатель надежности составляет 86,3%.

При игре вратаря скандинавским стилем голы забивались низом в 32,0% случаев, на средней высоте в 62,2% случаев и верхом 5,8% случаев. Общий коэффициент надежности игры вратаря данным стилем составил 93,3%.

По мнению специалистов, игра вратаря считается результативной в том случае, если его общий коэффициент надежности начинается с 92,0%.

Помимо общего коэффициента надежности, проводилось также сравнение результативности игры вратарей по разным высотам бросков.

Скандинавский стиль Йонаса Хиллера более продуктивен при бросках низом, так как он активно применяет «игру сидя» и соответственно перекрывает угрозу, исходящую от бросков, посланных по льду. Классический стиль Мартина Бродо менее продуктивен, так как нападающие, зная, что вратарь играет в высокой стойке, бросали низом или на средней высоте, неудобной для вратаря.

Также сказывается тот факт, что после первого броска, особенно при игре на «добивание», вратари классического стиля стремятся сразу встать в «стойку». В ближнем бою это открывает пространство между ног и под руками. Учитывая, что в ограниченной по времени ситуации игрок старается просто направить шайбу в ворота без прицельного броска, преимущество имеет тот вратарь, который оставляет меньше «зазоров» для шайбы. Мартину Бродо трудно справляться с большим количеством таких бросков, соответственно преимущество скандинавского стиля Йонаса Хиллера в этом случае бесспорно.

Дальнейший анализ показывает, что Йонас Хиллер, играя в сплите, также более эффективно отражает шайбы, посланные верхом. Необходимо также заметить, что большой процент голов Мартину Бродо забивали с дальних дистанций при подправлении шайбы на пятачке. Чаще всего шайба пролетала в «створ» вратаря, у Йонаса Хиллера таких шайб гораздо меньше из-за компактной игры в сплите. Выявлен примерно равный процент отбитых и пропущенных шайб при отражении штрафных бросков, здесь опытный канадец не дал себя переиграть. Таким образом, можно заключить, что: а) в скандинавском стиле играют почти все вратари в Европе и большая часть вратарей из НХЛ. Российские лиги в этом плане более консервативны, четко играющих вратарей скандинавского стиля нет; б) вратарь, играющий в скандинавском стиле более экономичен в движениях, его игра более эффективна при бросках шайбы по воротам на любых высотах. Скандинавский стиль требует от вратарей большей мобильности в игре. Практически, отсутствует игра на линии ворот, что характерно для классического стиля.

Вторая задача по изучению эффективности скандинавского и классического стилей в игре юного хоккейного вратаря реализовывалась на основе применения тестовых игровых заданий: броски со средней дистанции; атака из-за ворот; атака 2х0; игра на «пятачке». Во время каждого задания вратарь выполнял 10 игровых отрезков.

Исследование проводилось в сезоне 2008-2009 года на базе Школы вратарей им. Н. Г. Пучкова (Санкт-Петербург) с участием вратарей 1992-1994 года рождения в количестве 20 человек. Экспериментальная группа (ЭГ, 10 чел.) осваивала технику игры в скандинавском стиле, контрольная (КГ, 10 чел.) - в классическом стиле. Для сравнения результатов применялся t-критерий Стьюдента.

Вратари контрольной группы во время исследований тренировались в своих командах. С вратарями экспериментальной группы занимались тренеры Школы вратарей им. Н. Г. Пучкова три раза в неделю.

Необходимо также отметить, что наблюдения за технико-тактическими действиями вратарей обеих групп во время соревновательных игр показали, что они были примерно одинаковыми и сводились к одной цели - отбивании шайбы любой ценой. Юные вратари не рассчитывали свою позицию в воротах, ошибочно определяли позицию нападающего и степень угрозы воротам в разных игровых моментах. Обилие лишних движений сказывалось на физическом состоянии, которое быстро ухудшалось и приводило к еще большим недостаткам в игре. В тоже время наблюдался малый объем катания, и частое падение вратаря на живот, на бок и на спину. Такие действия проявлялись как раз из-за неуверенной игры в стойке перед броском. Вратари также не умели выжидать моменты, часто первыми бросались на шайбу, чем давали преимущество полевым игрокам, реализуемое в голы.

Полученные результаты исследования представлены в таблице.

Результаты тестирования при выполнении игровых заданий

Тесты До эксперимента После эксперимента
КГ (n=10) ЭГ (n=10) КГ (n=10) ЭГ (n=10)
Броски со средней дистанции 2,5±0,32 2,6±0,42 1,4±0,12 0,7±0,12
t=0,36; р>0,05 t=4,11; р<0,01
Атака из-за ворот 3,6±0,32 3,5±0,32 2,7±0,32 1,7±0,22
t=0; р>0,05 t=2,56; р< 0,05
Атака 2х0 4,7±0,11 4,8±0,32 4,3±0,32 3,4±0,22
t=0,3; р>0,05 t= 4,50; р<0,01
Игра на «пятачке» 5,6±0,43 5,6±0,43 4,0±0,21 2,8±0,21
t=0; р>0,05 t=4,00; р< ,01

Анализ данных до начала эксперимента позволяет говорить о том, что вратари обеих групп по своей технико-тактической подготовленности практически одинаковые, достоверных различий в показателях не обнаружено. Также наблюдается у них заметная тенденция невысоких результатов в игровых заданиях 3 (атака 2х0) и 4 (игра на «пятачке»). По-нашему мнению это связано со сложностью игрового момента при выполнении этих заданий и слабой сформированностью навыка технико-тактических действий.

После года обучения по скандинавской системе, вратари экспериментальной группы гораздо увереннее себя чувствовали при выполнении всех игровых заданий, особенно при игре 2х0 и игре на пятачке, т.е. при добивании нападающим шайбы у ворот. Игра «сидя» помогает данной группе вратарей активнее вести борьбу с нападающим на «пятачке». Четкое исполнение сплита заставляет нападающих бросать в верхние углы ворот, что также снижает уверенность соперника и вероятность забросить шайбу.

При бросках со средней дистанции (середина зоны), процент брака у «классиков» гораздо выше, при этом отмечается много отбиваний перед собой и недалеко в сторону. Это создавало проблемы для вратарей классического стиля, где отскоки почти всегда завершались добиванием нападающим шайбы в ворота.

Вратари, играющие скандинавским стилем, более уверенно выполняли игровые задания и четче концентрировали внимание на большинстве бросков, что не давало шансов нападающим на доигровку момента с броском шайбы по воротам. Таким образом, полученные экспериментальные данные позволяют говорить о преимуществе игры юных вратарей скандинавским стилем, по сравнению с классическим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные данные позволяют говорить о преимуществе игры вратарей скандинавским стилем, по сравнению с классическим, как в профессиональном, так и в юношеском хоккее. Данный факт свидетельствует о том, что проблема разработки моделей дополнительных специализированных тренировочных занятий с юными вратарями в хоккее в системе общей многолетней подготовки хоккеистов высокой квалификации является актуальным направлением и представляет большой научно-практический интерес.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Горский, Л. Игра хоккейного вратаря: пер. со словац. / Л. Горский. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 215 с.
  2. Крутских, В.В. Структура соревновательной деятельности хоккейного вратаря как основа моделирования процесса его подготовки // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов / Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 2000. - С. 19-25.
  3. Крутских, В.В. Особенности физической подготовки хоккейных вратарей 1516 лет на этапах подготовительного периода: дис. ... канд. пед. наук / Крутских В.В. -М., 2002. - 157 с.
  4. Никонов, Ю. В. Характеристика соревновательной деятельности вратарей на XVIII Зимних Олимпийских играх в Нагано // Ученые записки: сб. науч. тр. Вып. 2. -Минск, 1998. - С. 134-141.
  5. Никонов, Ю.В. Игра и подготовка хоккейного вратаря / Ю.В. Никонов. - Минск: Полымя, 1999. - 271 с.
  6. Третьяк, В.А. Советы юному вратарю: кн. для учащихся / В.А. Третьяк. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1989. - 94 с.

История хоккея с шайбой насчитывает без малого 150 лет. Первый официальный матч состоялся в Монреале в далеком 1875 году, а первый свод правил составлен в 1877-м. За полтора века в хоккее поменялось почти все: от правил и количества игроков на поле до амуниции. Современные хоккеисты отличаются от своих предшественников так же, как бойцы элитных военных отрядов от римских гладиаторов. Особенно ярко смена эпох и технологий в экипировке просматривается на примере вратарей. Ведь голкипер - самая уязвимая фигура на ледовой площадке, нуждающаяся в повышенной защите. О том, как менялась вратарская амуниция с начала хоккейной эпохи по сегодняшний день, смотрите в нашей новой интерактивной статье.

К сожалению, ваша версия браузера устарела. Если вы хотите просмотреть инфографику, пожалуйста, обновите браузер.

Просто кликните на иконку, и вы попадете на страницу загрузки.

Эволюция вратарской амуниции

  • 1910–1940
  • 1940–1970
  • 1970–1990
  • 1990–2000
  • 2000–Н.В.

МОНРЕАЛЬ КАНАДИЕНС

МОНРЕАЛЬ КАНАДИЕНС

Клинт Бенедикт стал первым профессиональным вратарем-новатором в истории хоккея. В те времена правила игры существенно отличались от нынешних. Пас вперед был запрещен, игроки не имели права подыгрывать себе шайбу коньком, а смена состава была разрешена только во время остановки игры. Малые штрафы длились по 3 минуты, и исключения не делались даже для вратарей: в случае удаления голкипер отправлялся на скамейку штрафников, а его место в воротах временно занимал защитник или нападающий. За нарушение правил игры участники расплачивались... наличностью. Сумма штрафов составляла от 2 до 15$. Минимальный штраф касался голкиперов, которые падали на лед для того, чтобы отбить шайбу. Тогда этот прием был запрещен. Однако «поскальзываться и спотыкаться» голкиперам все же позволялось, чем максимально артистично пользовался Бенедикт. За свои частые «падения» на колени Клинта прозвали «молящимся вратарем». Бенедикт спровоцировал президента НХЛ Фрэнка Колдера на первое изменение пункта правил в Лиге: 9 января 1918 года функционер объявил, что голкиперы для защиты ворот могут играть и на коленях. «Если захотят, пусть стоят хоть на головах», - заявил тогда Колдер.

Начало эпохи

В начале ХХ века понятия «вратарская амуниция» в хоккее фактически не существовало, поэтому защитная экипировка заимствовалась у спортсменов из других видов спорта, в частности, крикета или бейсбола. Впрочем, и сам хоккей тогда сильно отличался от современного - пас вперед был запрещен, а хоккеистов за нарушение правил игры штрафовали деньгами.

МОНРЕАЛЬ КАНАДИЕНС

МОНРЕАЛЬ КАНАДИЕНС

Олицетворением той эпохи стал голкипер Жак Плант - шестикратный победитель Кубка Стэнли и семикратный обладатель титула лучшего вратаря года. Он был первым голкипером в НХЛ, который регулярно надевал вратарскую маску и играл за пределами своей площадки, помогая защитникам. Уже в середине 30-х годов североамериканские стражи ворот вынуждены были столкнуться с новым грозным атакующим оружием - щелчками. Легкая амуниция уже не могла эффективно защищать ни от щелчков, ни от кистевых бросков усовершенствованными клюшками с загнутым крюком. Поэтому «броня» голкиперов была значительно усилена.

Переходный период

Середина прошлого века в хоккее стала временем коммерциализации и стандартизации как самой игры, так и производства амуниции к ней. До научно-технического прорыва было еще далеко, но вратарская экипировка в общих чертах уже напоминала нынешнюю.

ЦСКА МОСКВА

ЦСКА МОСКВА

Трехкратный олимпийский чемпион и десятикратный чемпион мира Владислав Третьяк стал символом эпохи 1970-х во вратарской игре. Именно Третьяка принято считать первым ярким представителем нового стиля «баттерфляй». До Владислава абсолютное большинство голкиперов предпочитало играть в высокой стойке, падая на лед лишь в случае крайней необходимости. Третьяк же садился на щитки заблаговременно, закрывая ими нижние углы ворот. «Девятки» можно было защитить ловушкой и блином. Получавшаяся «бабочка» оказалась на редкость неожиданным и эффективным средством охраны ворот. Однако новый стиль потребовал и многих новых технических решений в производстве экипировки.

Революция

Начало 1970-х годов стало определяющим для мирового хоккея. Первые встречи североамериканских профессионалов с европейскими командами предопределили развитие этого вида спорта на десятилетия вперед. Революционной эпоха стала и в отношении экипировки игроков. Новые материалы и технологии позволили поднять хоккей на новый уровень.

НЬЮ-ДЖЕРСИ ДЕВИЛЗ

НЬЮ-ДЖЕРСИ ДЕВИЛЗ

Возросшие скорости вынудили вратарей в очередной раз менять манеру игры. Рассчитывать на одну лишь реакцию стало бессмысленным: ситуация на площадке менялась слишком стремительно. Новым стилем игры стал «гибрид» - сочетание классической высокой стойки и «баттерфляя». Одним из наиболее выдающихся представителей «гибрида» был обладатель более чем 20 вратарских рекордов НХЛ канадец Мартин Бродёр. Внушительные габариты Бродёра (рост 188 см, вес 98 кг), а также огромные щитки и широкий нагрудник позволяли ему перекрывать почти весь створ своим телом и отбивать шайбу, даже не реагируя на бросок. Похожим способом - заранее перекрывая максимальную площадь ворот - стали играть и многие другие голкиперы.

Золотой век

В конце ХХ века сформировался тот «сногсшибательный» (в прямом и переносном смысле) хоккей, в который играют и по сей день: скоростной, жесткий и контактный. В первую очередь это было связано с дальнейшим технологическим развитием: нейлон сменился кевларом, пластмасса - композитными материалами. О возросшем темпе говорит хотя бы тот факт, что сейчас хоккеисту достаточно 14 секунд, чтобы оббежать хоккейную коробку. В 1970-х годах на это уходило вдвое больше времени.

ДИНАМО МОСКВА

ДИНАМО МОСКВА

Уже сейчас скорость полета шайбы после мощного щелчка превышает 50 м/с, что практически не оставляет вратарям шансов среагировать на бросок с близкого расстояния. Поскольку новые правила жестко ограничивают размеры амуниции и больше не позволяют просто перекрывать створ ворот своим телом, голкиперы вынуждены искать какой-то иной стиль игры. В частности, «баттерфляй» теперь играют не статично, а в движении - перемещаясь по льду в щитках. Одним из первых подобную вратарскую технику стал демонстрировать двукратный чемпион мира, шестикратный чемпион России голкипер московского «Динамо» Александр Еременко.

Наши дни

В ХХI веке уровень технологий достиг такой космической высоты, что его применение в спорте скорее приходится сдерживать. Скорость и атлетизм в хоккее, вероятно, вышли на свой максимальный уровень. Новые, еще более жесткие требования предъявляются не только к полевым игрокам, но и к вратарям, чью жизнь научно-технический прогресс скорее усложнил, чем облегчил.

В качестве единственной защиты торса использовались толстые вязаные свитера и плотные шорты на шнуровке. Поскольку щелчок тогда еще не изобрели, а шайбу редко отрывали ото льда, голкиперам, чтобы смягчить удар, хватало и этого.

Ловушка и блин

У первых вратарей не было ни ловушки, ни блина, руки защищали лишь краги. Впрочем, хоккейных краг тоже не существовало, поэтому обходиться приходилось спортивными перчатками. Это могли быть жесткие варежки или перчатки для крикета.

Вратарские коньки не отличались от коньков для полевых игроков ни формой, ни материалом, ни весом. Те же кожаные ботинки с прикрепленными к ним металлическими лезвиями. Впрочем, никто не мешал экспериментировать кустарным способом с дополнительными защитными накладками, а также высотой и шириной лезвия. Играть в самодельных коньках в НХЛ разрешалось до 1927 года.

Вратари первого поколения, не мудрствуя лукаво, использовали щитки из крикета, реже - бейсбола. С учетом того что голкиперам в те времена запрещалось падать на лед, эта экипировка была достаточно надежным и эффективным средством защиты.

На первых порах вратарская клюшка мало отличалась от обычной. Конечно, в дальнейшем голкиперы предпочитали играть клюшками с более широким крюком (правда, в те времена загибать крюк еще не догадались). Кроме того, угол между черенком и крюком у вратарской клюшки чуть меньше стандартного, чтобы было удобней закрывать «домик» (пространство между щитками и льдом). Производились же все клюшки из дерева: сначала из клена и ивы, потом из березы и дуба.

Если в любительском хоккее маски вратари стали надевать уже в 20-х годах прошлого века - использовались фехтовальные и бейсбольные сетки, то в профессиональном хоккее подобное «малодушие» считалось моветоном. Клинт Бенедикт стал первым голкипером НХЛ, вынужденно нарушившим негласный запрет. Чтобы дать срастись сломанному носу, он применил жутковатой конструкции кожаную маску. Которая, однако, не прижилась из-за того, что сокращала угол обзора, а защищала лицо весьма слабо.

Поскольку теперь шайбу часто приходилось отражать не только щитками, но и телом, голкиперы обзавелись первыми примитивными «панцирями» - кожаными нагрудниками, позаимствованными опять-таки из бейсбола, и шортами с жесткими вставками. Также пришлось укрывать от бросков спину и верхнюю часть ног, до которой «недотягивали» основные щитки.

Ловушка и блин

В первую очередь «научно-техническая революция» коснулась таких фундаментальных вратарских атрибутов, как ловушка и блин. На смену неэффективной краге пришла... перчатка бейсбольного кетчера, которую голкипер Эмили «Кот» Фрэнсис надел на матч в 1947 году. Ловить шайбу в этот «сачок» стало намного удобней. А вот блин пришлось мастерить самим - его делали из губчатой резины с деревянным каркасом и крепили на внешнюю сторону перчатки.

Это кажется странным и нелепым, но обычные хоккейные коньки - кожаные ботинки с фабрично приклепанными к ним лезвиями - стали серийно производить только в конце 1920-х - начале 1930-х годов. Со временем эволюция коснулась лишь лезвия, которое приняло более закругленную форму, а также усиления защиты в носках и голени. Первые пластиковые вставки начали использовать лишь в 60-х годах. Вратарские коньки по-прежнему мало отличались от игровых.

Производство полноценных вратарских щитков в хоккее началось лишь в начале 30-х годов. В технологическом плане они мало чем отличались от щитков для бейсбола или крикета - натуральное кожаное покрытие и, чаще всего, хлопковое наполнение. Основное различие было лишь в размерах.

Уже в 1930-е годы вратарская клюшка обрела свои привычные очертания: расширенный книзу черенок, широкий крюк. Ее по-прежнему делали из дерева, но уже по иной технологии - не из цельного материала, а посредством прессования слоев. В 1960-е клюшки стали ламинировать стекловолокном и другими синтетическими материалами. Все вместе это придавало изделию большую легкость и гибкость.

1 ноября 1959 года в профессиональном хоккее произошла революция: впервые в истории НХЛ голкипер стал постоянно играть в защитной маске. После того как Жаку Планту наложили швы на сломанный шайбой нос, голкипер «Монреаля» вернулся на лед в самодельной маске, которую носил на тренировках. Лицевой протектор был сделан из стекловолокна, слабо амортизировал шайбу и мог даже поранить в случае трещины при сильном броске. Но именно он стал прообразом большинства вратарских масок, появившихся в 1960-е и 1970-е годы.

Возросшая мощь бросков потребовала дальнейшего улучшения вратарского «панциря». Кожа и даже кожзаменитель перестали быть надежной защитой от шайбы после мощных щелчков нападающих, поэтому им на смену пришли синтетические материалы, такие как пластик и нейлон. Панцирь стал «монолитным»: нагрудник объединили с защитой для рук.

Ловушка и блин

В 1970-е годы производство ловушек и блинов стандартизировали. Формой ловушки была окончательно утверждена доработанная и измененная в размерах бейсбольная перчатка кетчера, блин же стал тыльной стороной серийной вратарской краги.

1980-е годы окончательно отправили на пенсию устаревшие кожаные коньки. Прочные ботинки из пластика и нейлона значительно надежней фиксировали голеностоп, а пластмассовая база для стального лезвия (стакан) позволила существенно уменьшить общий вес и увеличить мобильность. Наконец-то появились и специализированные вратарские коньки - с более широким, длинным и низким лезвием, укороченным задником, а также с усиленной пластиковой защитой носа и боков.

Щитки изменились мало и остались наиболее консервативной частью вратарской амуниции. Хотя и при их производстве использовались новые технологии, множество голкиперов классического стиля игры все еще предпочитало играть в компактных щитках, а не в раздутых до максимальных размеров тяжелых «матрасах».

В производстве клюшек также наступил переворот: классические «деревяшки» постепенно отошли в прошлое, уступив стекловолокну и даже алюминию. Дерево теперь чаще всего использовали в комбинации с другими материалами. Впрочем, вратарскую клюшку изменения почти не коснулись.

Владислав Третьяк оказался новатором не только в манере игры, но и в области вратарской амуниции. Его шлем с изогнутой металлической сеткой, прозванный за форму забрала «кошачий глаз», стал прародителем нынешних вратарских масок и завершил эру стекловолоконных накладок на лицо. Подобный шлем выдерживает прямое попадание шайбы, не травмируя голкипера.

В попытках максимально увеличить нагрудник вратари стали прибегать к разнообразным хитростям. Некоторые подкладывали под свитер подушечки. Фантазия других простиралась до сложных технических решений - конструкций из проволоки, которые вставляли в рукава и которые подобно крыльям расширялись под мышкой, когда голкипер расправлял руки.

Ловушка и блин

Ловушка и блин особых изменений не претерпели, хотя их производили из более прочных, долговечных и безопасных материалов. Но и они унаследовали общий тренд - были увеличены до максимальных размеров, разрешенных регламентом.

Производству коньков для вратарей стали уделять столько же внимания, сколько изготовлению обычных. Главное революционное изменение - внутренняя часть ботинка была сделана из термоформуемых материалов. Под воздействием высокой температуры они принимали анатомическую форму ноги, тем самым еще больше увеличивая устойчивость и маневренность. Кроме того, вратарские коньки были адаптированы под разные стили игры - классический, «баттерфляй» или «гибрид».

В конце ХХ века щитки некоторых голкиперов больше походили на среднегабаритные матрасы, чем на протекторы от шайбы. Результативность матчей катастрофически упала - счет хоккейных поединков стал напоминать футбольный. Ради того чтобы вернуть спорту зрелищность, было принято решение уменьшить ширину щитков. Однако, поскольку длина щитков зависит от роста голкипера, некоторое преимущество осталось у высокорослых вратарей. Настоящую войну размерам вратарских щитков объявили уже в ХХI веке.

К концу ХХ века деревянные, стекловолоконные и алюминиевые клюшки передали эстафетную палочку более легким и надежным графитовым клюшкам. Большинство вратарей уже отдавали предпочтение клюшкам с немного загнутым крюком, поскольку такой клюшкой проще отдать передачу партнеру или даже бросить по пустым воротам в концовке матча.

Ловушка и блин

Технология термоформовки добралась и до ловушки, которая теперь может принимать индивидуальные размеры и форму руки. Изготавливают ее из композитных материалов с пенной подкладкой и, иногда, карбоновым покрытием. Ее длина не должна превышать 41 см, а ширина - 20 см. Из композитных материалов выполняют и блин, его размеры ограничены 38 см в длину и 20 см в ширину.

Профессиональные хоккейные коньки обычно изготавливаются по индивидуальному заказу с учетом особенностей строения, манеры игры и предпочтений голкипера. К примеру, для представителей стиля «баттерфляй», вынужденных перемещаться по льду, сидя на щитках, внутренние стороны носков ботинок немного скашиваются. Это позволяет отталкиваться от поверхности даже в таком положении.

Для того чтобы вратарю было удобно перемещаться по льду, сидя на коленях, современные щитки делают прямоугольной формы. Их наружный слой - износостойкий кожзаменитель, внутри - спрессованный пенный наполнитель разной степени жесткости. Особенность современных протекторов - низкая амортизация, чтобы шайба отлетала подальше от ворот, а не застревала на пятачке. Ширина щитков не должна превышать 28 см, а их высота зависит от роста голкипера, но не больше 27 см над коленом.

Новое поколение профессиональных клюшек целиком производят из карбона, иногда с титановым напылением. Для игроков топ-уровня клюшки изготавливают под заказ, с учетом предпочтений в высоте, жесткости и загибе крюка.

Вратарский шлем «гибрид» теперь изготавливается из углепластика, а вот забрало по-прежнему стальное. Аэрография на маске (рисунок, наносимый распылителем) зависит лишь от фантазии и личных предпочтений каждого вратаря.

Вратарь, оставивший не удел форвардов новокузнецкого «Металлурга» и «Сибири», родился в Международный женский день – 8 марта 1982 года. В чемпионате Швеции выступал за «Вестерос» и ХВ-71. Играл за шведскую сборную на различных этапах Евротура, а в 2007 году принял участие – правда, весьма скромное – и в чемпионате мира. Был также в расширенном составе олимпийской сборной, но в Ванкувер так и не поехал.

– Я знаком с этим вратарем. Он играл на Кубке Первого канала, был признан лучшим голкипером сезона 2006/2007 в шведском чемпионате, – рассказал в день подписания контракта старший тренер уфимцев Игорь Захаркин , поработавший в Швеции. – Стиль его игры – классический, а не модный в последнее время баттерфляй, когда голкипер садится на лед и перекрывает нижние углы. Эрик же предпочитает действовать в стойке, но главное его достоинство – он все время в фокусе: это когда голкипер выручает в тех редких острых моментах, возникающих у его ворот. Для нашей команды, большую часть времени проводящей в атаках, последнее качество особенно ценно.

Выступал Эрсберг и за океаном. В «Лос-Анджелесе», пригласившем никем не задрафтованного шведа, вратарская бригада была откровенно слабая, что, как ни парадоксально, только повышало конкурентность: достаточно сказать, что в сезоне 2007/2008 «Короли» задействовали аж семерых голкиперов. За три с небольшим года Эрик провел 53 матча в НХЛ и еще 32 в фарме «Лос-Анджелеса», «Манчестере».

В Уфу швед прилетел в конце октября, когда оба вратаря «Салавата Юлаева» – Виталий Колесник и Александр Еременко – стали действовать несколько неуверенно. Интересно, что сразу же бросилось в глаза несоответствие сказанного Захаркиным с увиденном на льду – Эрсберг играл в ярко выраженном стиле баттерфляй. Но позже перестроился и поэтому сейчас его стиль можно назвать смешанным.

– Не скрою, я держал в голове возможность выступать в России, – рассказывает голкипер. – И мне хотелось попасть именно в хорошую команду. Такую, в которой решают серьезные задачи. И «Салават Юлаев» в этом отношении – идеальный вариант. На самом деле я не очень много знал об этой команде и об Уфе. Я много общался с Робертом Нильссоном , который летом перебрался сюда. Он рассказал много хорошего о городе и клубе. Сомнения отпали напрочь. У нас хорошая команда. Мы сможем выиграть что угодно.

Дебютировав крайне неудачно – три пропущенные шайбы от «Витязя» и пять всего за полчаса от «Барыса» – Эрсберг постепенно привык к новому коллективу, и в конце ноября выдал ударную серию, в трех матчах пропустив лишь один гол.

– Мы верим в Эрика и дадим ему необходимое время, чтобы адаптироваться в российском хоккее, – сказал главный тренер «Салавата Юлаева» Вячеслав Быков . – До начала плей-офф мы будем держать в тонусе всех трех наших вратарей.