Что такое экипаж гоночной яхты

О том, как лучше организовать и провести дальнее плавание, очень подробно и хорошо рассказано во многих пособиях по парусному спорту. Я ценю изданную в 1955 году книгу К. Каракулина «Дальние плавания на яхтах».

Главное в подготовке дальнего плавания - правильная комплектация экипажа. Подобрать людей не так просто. Г. В. Эш еще в 1895 году в «Руководстве для любителей парусного спорта» писал, что команда яхты должна иметь «приятный характер, симпатичную внешность, трезвость, опрятность, приличное поведение». Команду следует готовить заранее, не за сутки до выхода. Всем членам экипажа надо успеть узнать друг друга, подружиться. И капитану яхты нужно время, чтобы заблаговременно изучить свою команду, возможности и склонности людей. Пополнение команды в последний момент (к сожалению, такое бывает) может привести только к неприятным последствиям.

Помню, стояли мы в Приморске. Приходит ко мне командир яхты «Ост» мастер спорта Ю. М. Серебряков. Вижу, что явно расстроен. Оказывается, он принял решение одного из своих матросов списать на берег и отправить домой. А случилось вот что. Чуть ли не на второй день после прихода на яхту этот спортсмен заявил, что яхтингом он занимается в дни своего отпуска, а потому намерен отдыхать и загорать. Целый день лежал он на солнышке или спал в каюте, не желая участвовать ни в каких работах на яхте. Остальным членам команды это в конце концов надоело, и они попросили командира списать парня с яхты.

Я сказал Юрию Михайловичу, что в случившемся виноват он сам, потому что в дальнее плавание нельзя брать человека, которого как яхтсмена никто не знал. Включенные в список команды для дальнего похода еще весной должны обязательно участвовать в ремонте яхты. В процессе работы сразу выявляются все деловые качества членов экипажа, их расторопность и старательность. Белоручек включать в команду нельзя. Не следует брать в плавание и тех, кто не умеет плавать или укачивается. Нужно также, чтобы еще весной все прошли медицинский осмотр на готовность к длительным морским плаваниям.

Осмотр должен проводиться тщательно. У меня на яхту как-то «проскочил» дальтоник. Разумеется, никто об этом не знал. Однажды, работая в каюте над картой, я приказал рулевому доложить, когда откроется красный огонь маяка. С его появлением надо было делать поворот на новый курс. Время шло - доклада не поступало. Выхожу наверх и четко вижу огонь на маяке. Оказывается, рулевому огонь казался темно-желтым, а не красным... Хорошо, что я вовремя вышел наверх...

Перед дальним походом необходимы хотя бы два-три тренировочных выхода, чтобы проверить умение и работоспособность команды. Ведь случается, что люду, желая пойти в плавание, скрывают, что подвержены морской болезни. Для небольшой яхты потеря трудоспособности даже одного члена экипажа может привести к неприятным последствиям.

Общая численность всей команды яхты в дальнем плавании не должна превышать количества спальных мест. Пусть каждый имеет свою койку и следит за ее чистотой. Член экипажа, не имеющий постоянного места для отдыха, начинает уставать раньше других, ждет конца похода, чтобы отоспаться. А это может привести к потере того постоянного состояния бодрости и хорошего настроения, какое так необходимо в дальнем походе.

Я также решительно против того, чтобы в дальнем походе кто-либо спал вдвоем на одной койке или на палубе. В дальнем плавании это совершенно неприемлемо и с точки зрения хорошего отдыха, и с точки зрения требований гигиены.

Прежде чем начать описывать структуру команды и её должности, хочу сразу отметить главное, без чего команду строить нельзя. Основной принцип построения команды. Он состоит в том, что:

Интерес команды выше интереса любого её члена в отдельности

Основной принцип построения команды позволяет ей не просто побеждать, а элементарно существовать. Образно говоря, как только кому - то из членов команды удается поставить свой интерес выше командного - команду можно распускать.

Яркие индивидуалисты, ставящие перед собой задачу неприкосновенности собственных интересов, вряд ли смогут найти место в команде парусной гоночной яхты. Как и все моряки, яхтсмены - гонщики должны уметь думать "командной головой". И если ценности выстроены иерархически верно, то тут же яркий индивидуализм встроенного в команду гонщика станет служить на пользу всей команде.

Довольно тонкая грань, но знание этой грани - путь успеха в построении успешной, "звездной" команды, где яркие личностные качества дополняют командную сплоченность..

Итак, если в команде главенствует коллективный разум и есть лояльность каждого яхтсмена к команде, а лучше даже преданность ей, то с этого момента можно говорить об обязанностях, их распределении и о прочей, теперь по сути, рутинной работе.

Задача тренера, в смысле расстановки яхтсменов по должностям, состоит в том, что бы распределить силы оптимально - каждого на его наиболее эффективное место. Какие же это места?

Начнем с самых внешних факторов: квалификации, опыта, физических данных.

Прежде всего стоит обозначить количественный состав. Полноценная команда крейсерской гоночной яхты состоит минимум из 6-ти 7 -ми человек. Для яхт длиной до 40 футов этого количества яхтсменов может оказаться достаточным. Однако будет лучше, если в команде сорокафутовика, участвующего в гонках по треугольнику, петле (в заливе) будет 9 10 человек. Такое же количество спортсменов нужно для участия в регатах средней протяженности (200 600 миль) в открытом море. Для коротких гонок в открытом море (20 - 80 миль) с яхтой может управиться команда из 6 и даже 5 человек. Иногда, то есть в устойчивые слабые и устойчивые средние ветра это количество может быть даже предпочтительнее.

Для яхт большего размера 50 - 60 и боле футов. картина довольно значительно меняется. Появляются специальные должности, связанные с большой физической работой и даже администрирование большой команды. Количество яхтсменов в команде растет как на дрожжах и вряд ли стоит выходить в море даже на тренировку, если на борту 60 - 70 футовой яхты нет 15 - 17 человек. Меньшая команда с такой яхтой просто не справится.

Как же распределяются силы в команде? Рассмотрим наиболее широко распространенную команду 35 - 40 футовой гоночной яхты.

Для успеха участия в регатах команда такой яхты, должна сочетать квалификацию, опыт с хорошими физическими показателями, выносливостью. Пи этом не стоит забывать, что это сочетание должно строится на основе дружеских, партнерских отношений, коммуникабельности. Попросту говоря экипаж можно условно поделить на две взаимо обогащающие половины:

Опытные и Сильные

1. Опытные.

Эта часть команды должна состоять из 4-5 человек: рулевой, триммеры, питмен и баковый матрос (кто - то из них может совместить функцию тактика). Можно уменьшить количество опытных яхтсменов, но результат будет снижаться. Можно исключить совмещения для тактика, то есть оставить его работу только ему самому, и результат будет выше.

Чем занимаются эти уважаемые (опытные люди с максимальной квалификацией) на борту гоночной яхты во время регаты?

Рулевой – ключевая фигура на акватории гонки. От него требуются два основных качества:

    Способность вести лодку с максимальной скоростью на уровне автоматизма

    Находится в нужном месте дистанции в нужное время гонки.

Для реализации этих качеств рулевой должен обладать: квалификацией, способностью принимать взвешенные решения на основе ощущений, хладнокровием, расчетливостью, контактностью с экипажем. Часто рулевые приходят в уже сложившуюся команду временно, на серию гонок или регату. Это распространенное явление весьма оправдано как из - за высокой стоимости работы рулевых, так и из - за их значительной загруженности. Кроме того, рулевые могут тренироваться только таким образом 0- участвуя в различных регатах с различными экипажами. Только таким образом, "гастролируя" от команды к команде, наблюдая за действиями более сильных коллег, рулевой может нарастить свои "мускулы"

Триммеры (настройщики парусов). Качества этих двух человек (грот и стаксель) во многом схожи. Они должны обладать способностью к постоянной и терпеливой работе по настройке парусов. Их задача: создавать максимальную тягу парусов на всех режимах во время гонки. А если еще немного углубиться в теорию, то из задача состоит в том, что бы паруса шли через ветер с минимальным сопротивлением.

Для выполнения такой задачи триммеры должны быть также квалифицированными, трудолюбивыми и внимательными в течении всей гонки. Однако основное качество триммера: чувство ветра. Описать его невозможно. Самого по себе такого чувства у людей нет, речь идет о способности настройщика анализировать весь комплекс испытываемых чувств

Триммер грота должен обладать, кроме этого, выдающимися физическими возможностями, поскольку его работа сопряжена с физической нагрузкой и значительно самоотверженностью. Поскольку ход гонки триммер грота практически не видит, поскольку для решения своей основной задачи ему приходится все время следить за балансом яхты, то есть смотреть назад, на штурвал или на румпель.

На этих ролях (триммеры) не грех использовать мастеров спорта с высокой квалификацией и опытом.

Тактик. Высоко - квалифицированный яхтсмен. Задача тактика – контролировать тактическую обстановку на дистанции и вырабатывать рекомендации рулевому. Для успешного участия в регате эта роль должна быть отдельной, не совмещенной с никакой другой ролью.

Питмен («пианино»). Эта должность для спортсмена с углом зрения 360 градусов и с возможностью выполнять несколько операций одновременно, контролируя каждую из них. Его качества – внимание, самоотдача, скорость. Роль питмена хорошо выполняют молодые спортсмены, обладающие особой внимательностью к коллегам, однако их квалификация должна быть достаточно высока.

Баковый матрос. Эту роль в команде часто предоставляется девушкам. Задача бакового матроса: проводка передних парусов перед постановкой и уборкой (сменой), поддержка рулевому на старте, Основные качества бакового матроса – уравновешенность, небольшой вес, смелость. Баковый матрос также должен привлекать внимание спортсменов в кокпите и вызывать умиление судей на старте. По основным показателям выходит, что миниатюрной, физически сильной и уравновешенной девушке здесь самое место.

Сильные

Таллер . Это помощник триммера стакселя. Его основные качества – физическая сила и знания настройщика. На эту роль в любой момент можно пригласить физически крепкого человека с начальной квалификацией. Если пара триммер - таллер "споется" через несколько гонок он "подсидит" триммера.

Мачтовый. Основные качества – «скороподъемность» (способность выбрать фал за несколько секунд), внимательность, объемное воображение, такое же как и у бакового матроса. Мачтовый является помощником бакового матроса и коммуникатором между баком и кокпитом. Эту роль наиболее удобно совместить с ролью тактика. Если такового совмещения нет, то на этом месте мы видим молодых физически развитых людей, с высокой моторной скоростью, желательно высокого роста. Ну а если уж честно и несколько цинично, то от мачтового требуется не сколько рост, сколько длинные, достающие до палубы руки.

Свиппер . Помощник для всех. Основная задача – уборка спинакера и работа на ахтерштаге. Здесь можно пригласить в команду молодого яхтсмена, которому важен дальнейший рост квалификации. На этой и подобных ролях (мачтовый, таллер, гриндер) крайне не эффективно использовать мастеров, профессионалов. Их самолюбие будет мешать команде.

Гриндер . Должность можно сказать одиозная. Основная задача – крутить лебедки по командам триммеров. Обычно их два молодца «одинакова с лица». Если команде нужен результат в гонках, особенно в заливе, без подготовленных гриндеров ей не обойтись. Это физически развитые и выносливые люди. Их квалификация менее всего важна из всех описанных ролей.

Для гонок в открытом море даже сорокафутовику нужен также особый человек.

Навигатор. Вообще - то навигатор нужен всегда, но в гонках средней и большой протяженности отсутствие навигатора практически катастрофично!

Заключение.

Описанная структура команды - е панацея. Ваша команда может быть организована и по-другому. Однако процесс стандартизации, глобализации не обошел и парусный спорт. Используйте основной принцип все моряков. Используйте при создании команды хорошую морскую практику:

"Научись у тех, кто уже прошел этим путем, а потом ищи свой!"

Прежде чем начать описывать структуру команды и её должности, сразу о главном, без чего команду строить нельзя. Основной принцип построения команды. Он состоит в том, что:

"Интерес команды выше интереса любого её члена в отдельности "

Основной принцип построения команды позволяет ей не просто побеждать, а элементарно существовать. Образно говоря, как только кому - то из членов команды удается поставить свой интерес выше командного - команду можно распускать.

Яркие индивидуалисты, ставящие перед собой задачу неприкосновенности собственных интересов, вряд ли смогут найти место в команде парусной гоночной яхты. Как и все моряки, яхтсмены - гонщики должны уметь думать "командной головой". И если ценности выстроены иерархически верно, то тут же яркий индивидуализм встроенного в команду гонщика станет служить на пользу всей команде.

Довольно тонкая грань, но знание этой грани - путь успеха в построении успешной, "звездной" команды, где яркие личностные качества дополняют командную сплоченность..

Итак, если в команде главенствует коллективный разум и есть лояльность каждого яхтсмена к команде, а лучше даже преданность ей, то с этого момента можно говорить об обязанностях, их распределении и о прочей, теперь по сути, рутинной работе.

Задача тренера, в смысле расстановки яхтсменов по должностям, состоит в том, что бы распределить силы оптимально - каждого на его наиболее эффективное место. Какие же это места?

Начнем с самых внешних факторов: квалификации, опыта, физических данных.

Прежде всего стоит обозначить количественный состав. Полноценная команда крейсерской гоночной яхты состоит минимум из 6-ти 7 -ми человек. Для яхт длиной до 40 футов этого количества яхтсменов может оказаться достаточным. Однако будет лучше, если в команде сорокафутовика, участвующего в гонках по треугольнику, петле (в заливе) будет 9-10 человек. Такое же количество спортсменов нужно для участия в регатах средней протяженности (200 600 миль) в открытом море. Для коротких гонок в открытом море (20 - 80 миль) с яхтой может управиться команда из 6 и даже 5 человек. Иногда, то есть в устойчивые слабые и устойчивые средние ветра это количество может быть даже предпочтительнее.

Для яхт большего размера 50 - 60 и боле футов. картина довольно значительно меняется. Появляются специальные должности, связанные с большой физической работой и даже администрирование большой команды. Количество яхтсменов в команде растет как на дрожжах и вряд ли стои выходить в море даже на тренировку, если на борту 60 - 70 футовой яхты нет 15 - 17 человек. Меньшая команда с такой яхтой просто не справится.

Как же распределяются силы в команде? Рассмотрим наиболее широко распространенную команду 35 - 40 футовой гоночной яхты.

Для успеха участия в регатах команда такой яхты, должна сочетать квалификацию, опыт с хорошими физическими показателями, выносливостью. При этом не стоит забывать, что это сочетание должно строится на основе дружеских, партнерских отношений, коммуникабельности. Попросту говоря экипаж можно условно поделить на две взаимо обогащающие половины:

Опытные и Сильные

1. Опытные.

Эта часть команды должна состоять из 4-5 человек: рулевой, триммеры, питмен и баковый матрос (кто - то из них может совместить функцию тактика). Можно уменьшить количество опытных яхтсменов, но результат будет снижаться. Можно исключить совмещения для тактика, то есть оставить его работу только ему самому, и результат будет выше.

Чем занимаются эти уважаемые (опытные люди с максимальной квалификацией) на борту гоночной яхты во время регаты?

Рулевой - ключевая фигура на акватории гонки. От него требуются два основных качества:

1. Способность вести лодку с максимальной скоростью на уровне автоматизма

2. Находится в нужном месте дистанции в нужное время гонки.

Для реализации этих качеств рулевой должен обладать: квалификацией, способностью принимать взвешенные решения на основе ощущений, хладнокровием, расчетливостью, контактностью с экипажем. Часто рулевые приходят в уже сложившуюся команду временно, на серию гонок или регату. Это распространенное явление весьма оправдано как из - за высокой стоимости работы рулевых, так и из - за их значительной загруженности. Кроме того, рулевые могут тренироваться только таким образом 0- участвуя в различных регатах с различными экипажами. Только таким образом, "гастролируя" от команды к команде, наблюдая за действиями более сильных коллег, рулевой может нарастить свои "мускулы"

Триммеры (настройщики парусов). Качества этих двух человек (грот и стаксель) во многом схожи. Они должны обладать способностью к постоянной и терпеливой работе по настройке парусов. Их задача: создавать максимальную тягу парусов на всех режимах во время гонки. А если еще немного углубиться в теорию, то из задача состоит в том, что бы паруса шли через ветер с минимальным сопротивлением.

Для выпонения такой задачи триммеры должны быть также квалифицированными, трудолюбивыми и внимательными в течении всей гонки. Однако основное качество триммера: чувство ветра. Описать его невозможно. Самого по себе такого чувства у людей нет, речь идет о способности настройщика анализировать весь комплекс испытываемых чувств

Триммер грота должен обладать, кроме этого, выдающимися физическими возможностями, поскольку его работа сопряжена с физической нагрузкой и значительно самоотверженностью. Поскольку ход гонки триммер грота практически не видит, поскольку для решения своей основной задачи ему приходится все время следить за балансом яхты, то есть смотреть назад, на штурвал или на румпель.

На этих ролях (триммеры) не грех использовать мастеров спорта с высокой квалификацией и опытом.

Тактик. Высоко - квалифицированный яхтсмен. Задача тактика - контролировать тактическую обстановку на дистанции и вырабатывать рекомендации рулевому. Для успешного участия в регате эта роль должна быть отдельной, не совмещенной с никакой другой ролью.

Питмен («пианино»). Эта должность для спортсмена с углом зрения 360 градусов и с возможностью выполнять несколько операций одновременно, контролируя каждую из них. Его качества - внимание, самоотдача, скорость. Роль питмена хорошо выполняют молодые спортсмены, обладающие особой внимательностью к коллегам, однако их квалификация должна быть достаточно высока.

Баковый матрос. Эту роль в команде часто предоставляется девушкам. Задача бакового матроса: проводка передних парусов перед постановкой и уборкой (сменой), поддержка рулевому на старте, Основные качества бакового матроса - уравновешенность, небольшой вес, смелость. Баковый матрос также должен привлекать внимание спортсменов в кокпите и вызывать умиление судей на старте. По основным показателям выходит, что миниатюрной, физически сильной и уравновешенной девушке здесь самое место.

Сильные

Таллер . Это помощник триммера стакселя. Его основные качества - физическая сила и знания настройщика. На эту роль в любой момент можно пригласить физически крепкого человека с начальной квалификацией. Если пара триммер - таллер "споется" через несколько гонок он "подсидит" триммера.

Мачтовый. Основные качества - «скороподъемность» (способность выбрать фал за несколько секунд), внимательность, объемное воображение, такое же как и у бакового матроса. Мачтовый является помощником бакового матроса и коммуникатором между баком и кокпитом. Эту роль наиболее удобно совместить с ролью тактика. Если такового совмещения нет, то на этом месте мы видим молодых физически развитых людей, с высокой моторной скоростью, желательно высокого роста. Ну а если уж честно и несколько цинично, то от мачтового требуется не сколько рост, сколько длинные, достающие до палубы руки.

Свиппер . Помощник для всех. Основная задача - уборка спинакера и работа на ахтерштаге. Здесь можно пригласить в команду молодого яхтсмена, которому важен дальнейший рост квалификации. На этой и подобных ролях (мачтовый, таллер, гриндер) крайне не эффективно использовать мастеров, профессионалов. Их самолюбие будет мешать команде.

Гриндер . Должность можно сказать одиозная. Основная задача - крутить лебедки по командам триммеров. Обычно их два молодца «одинакова с лица». Если команде нужен результат в гонках, особенно в заливе, без подготовленных гриндеров ей не обойтись. Это физически развитые и выносливые люди. Их квалификация менее всего важна из всех описанных ролей.

Для гонок в открытом море даже сорокафутовику нужен также особый человек.

Навигатор.

Вообще - то навигатор нужен всегда, но в гонках средней и большой протяженности отсутствие навигатора практически катастрофично!

Заключение.

Описанная структура команды - не панацея. Ваша команда может быть организована и по-другому. Однако процесс стандартизации, глобализации не обошел и парусный спорт. Используйте основной принцип все моряков. Используйте при создании команды хорошую морскую практику:

"Научись у тех, кто уже прошел этим путем, а потом ищи свой!"

Подробное описание ролей и работы(баковый,мачтовый,пианист,шкотовые, гика-шкотовые)

Баковый/мачтовый

Идеальные баковые получаются из виндсерфингистов, гимнастов, скалолазов и прочих парашютистов. :) Баковый должен быть в хорошей физической форме, достаточно легким и координированым. Самые главные обязанности бакового - постановка и уборка дополнительных парусов (спинакера, генакера или “код зеро”), а также работа с ними при повороте фордевинд. Эти действия в тренированной команде занимают всего несколько секунд, но именно от этих нескольких секунд иногда зависит, удастся ли яхте увеличить отрыв от соперников, или, наоборот: достать замешкавшихся на знаке конкурентов. В матч-рейсе, где яхты на полном курсе постоянно атакуют друг друга, стараясь перекрыть ветер, от работы бакового часто зависит судьба всего матча.

Бак - опасное и мокрое место. На баке больших гоночных яхт баковому бывает нужно карабкаться по снастям до клюва спинакер-гика, чтобы отцепить шкотовый карабин. Ошибка пианиста и шкотовых - и можно получить по голове спинакер-гиком. Бак - не место для нерешительных, плохо координированных и медленных. От бакового ожидается способность быстро думать, быстро принимать решения, слушать команды и воздерживаться от споров и руководства шкотовыми. Сдержанность - важное качество бакового: команды в хорошем экипаже идут из кокпита на бак, не наоборот!

Мачтовый - это, фактически, второй баковый - он также работает на баке, но концентрируется на задачах в районе мачты. Мачтовые обычно выбирают фалы при постановках, в то время как баковый помогает парусу выйти из кисы или следит за тем чтобы парус нормально поднимался по ликпазу. Баковый и мачтовый должны при формировании новой команд четко распределить баковые задачи между собой и быть готовым прийти друг другу на помощь если что-то идет не так.

Старт

На старте флота место бакового - у штага. Баковый берет стартовые створы знака и судейского судна, и во время предстартовой процедуры жестами сообщает рулевому расстояние до линии. Поскольку баковый на носу и не слышит-не видит таймера в кокпите, желательно чтобы он тоже брал свой собственный предстартовый отсчет. Рука вытянутая вправо - показывает что до линии еще есть место и можно приводиться. Вращением руки по часовой баковый может подсказывать рулевому что пора уже наконец разгоняться и впереди все свободно. Пальцами баковый показывает расстояние до линии - 3 пальца - три корпуса и т.д. Рука сжатая в кулак - вы на стартовой линии. В предстартовом замесе четкие и уверенные показания бакового иногда бывают единственным на что ориентируется рулевой в последние секунды перед стартом.

В матч-рейсе, особенно во время предстартовой процедуры и при огибании знаком очень важным моментом работы бакового является отслеживание связанности яхт. Открытая ладонь - яхты не связаны. Сжатый кулак - связаны.
Видео-иллюстрация с Monsoon Cup:
http://www.youtube.com/watch?v=9asiOyXR3zU&feature=player_embedded
Жесты: 00:11:46 до 00:12:20

Лавировка

Баковый сидит на откренке первым, и к нему первому приходит чистый ветер. В задачи бакового входит обязательное отслеживание порывов ветра и штилевых пятен. В идеале баковый должен уметь предугадывать время наступления порыва и сообщать в кокпит примерно так: “Порыв через 5....4....3....2....1 Порыв!” Если рулевой сидит с подветра, баковый предупреждает рулевого о изменениях в тактической обстановке спереди и с наветра: “номер четыре готовится к повороту, номер 3 тоже.... 4й повернул, третий стоит!”

Если рулевой тоже сидит на откренке, ему могут быть не видны детали происходящего прямо по курсу и чуть чуть с наветра - не стесняйтесь информировать его о происходящем. Если погода позволяет убрать вес с откренки, баковый может быть призван “пианистом” для помощи в переборке спинакера. (Если баковых двое, это могут делать мачтовый и пианист)

При повороте баковый помогает переносить геную на другой борт, придерживает шкотовый угол, если шкотовые запаздывают с добиранием шкотов и поправляет “юбку” генуи.

Полные курсы

При приближении к знаку баковый готовит к постановке спинакер или генакер. Важно понимать, как будет происходить постановка, будет ли на знаке делаться поворот фордевинд. Если постановка на уваливании, то спинакер-гик устанавливается на место еще перед знаком, если постановка с поворотом фордевинд, то во время поворота ставится спинакер, а затем спинакер гик. При неопытной команде шкипер может принять решение ставить спинакер после поворота фордевинд по штатному - сначала рею, потом спинакер. В этом случае спинакер-киса пристегивается на другой борт.Все эти нюансы очень важно понимать и учитывать заранее.

Не менее важно не допустить ошибок при пристегивании снастей к спинакеру и спинакер-гику. Один перепутаный шкот - и постановка может быть сильно задержана.

Во время постановки баковый следит чтобы парус свободно выходил из кисы не цепляясь. В случае если спинакер перекручивается “восьмеркой”, с которой не могут справиться шкотовые, в обязанности бакового входит быстро устранить неисправность, как только пианист чуть отпустит фал.

При уборке баковый отвечает за то чтобы спинакер был убран быстро и не в воду, если есть мачтовый матрос то уборка спинакера может быть поручена ему, пока баковый майнает спинакер-гик. Крайне важно чтобы спинакер гик был убран под стаксель шкоты, чтобы при постановке/раскрутке стакселя спинакер гик не попал сверху шкотов, или оказался запутаным в них. Это может кончится поломками!

На полных курсах баковый следит за дифферентом лодки, не слоняясь бесцельно по баку и вовремя возвращаясь в кокпит при необходимости разгрузить нос. Также баковый следит за порывами и предупреждает рулевого и шкотового о приближающихся усилениях.

Пианист

Пианист, или фаловый отвечает за работу с фалами и шкотами, выведенными на “пианино” - ряд стопоров на рубке. Также в обязанности пианиста входит подготовка дополнительных парусов и перекладка спинакера. Пианист - человек от которого требуется полнейшее хладнокровие и способность быстро реагировать на приходящую информацию со всех сторон. Основная работа пианиста не видна - она теряется за эффектными танцами бакового вокруг спинакер гика и интенсивной физической работой шкотовых. Тем не менее, это очень важное место, требующее понимания сути работы как баковых, так и шкотовых.

Лавировка

На старте пианист единственный кто свободен от интенсивной работы - поэтому обычно пианист ведет стартовый отсчёт. Также пианист единственный кто может посмотреть назад, и предупреждает рулевого о яхтах приближающихся с кормы как с наветра, так и с подветра.
На лавировке пианист работает на фалах, канингхеме, грота-шкоте, и оттяжках барбера по запросу шкотовых, если возможно не покидая своего места на откренке. В идеале пианист должен хорошо понимать зачем он делает то или иное действие, и без напоминаний добирать после приведения грота-шкот и грота-фал до заранее промаркированных положений.

Полные курсы

При постановке спинакера пианист освобождает оттяжки и топененат спинакер гика, затем добирает фал и топенант спинакер-гика. Травится грота-шкот и грота фал, чтобы сделать грот более пузатым. Закручивается или убирается стаксель.

При несении спинакера пианист постоянно работает на оттяжке и топенанте спинакер гика, сообразуясь с силой ветра и взаимным положением шкотовых углов спинакера. Хороший пианист слушает происходящее в кокпите, и без команды травит и добирает оттяжку спинакер-гика при движении спинакер-гика вперед или назад. В матч-рейсовой дуэли очень важно сохранять полной хладнокровие и следить за происходящим на баке: для бакового нет ничего хуже во время экстренного поворота фордевинд обнаружить что оттяжка спинакер гика или топенант затянуты втугую.

Если в процессе поворота фордевинд требуется перенос брасов на лебедках, пианист помогает шкотовым. Если для спинакер-шкота занимается лебедка на пианино, пианист по требованию шкотовых работает на этой лебедке. Пианист также помогает шкотовым переносить шкоты с одной лебедки на другую по необходимости.

При уборке пианист сначала раскручивает или ставит вместе с баковыми стаксель. затем убеждается что спинакер фал свободен и не перепутан и спинакер может быть убран быстро. По команде “убрать спинакер” пианист отдает фал и следит за тем чтобы он уходил с нужной скоростью, в зависимости от силы ветра и манеры исполнения маневра. Если спинакер убирается в входной люк, то пианист принимает угол спинакера у мачтового и убирает спинакер вниз, в каюту. Если уборка идет через носовой люк, (как например на Farr 30), то пианист отдает фал одному из шкотовых и принимает спинакер внизу.

После уборки пианист сначала настраивает фалы и шкоты на лавировку, затем отправляется перепаковывать спинакер.

Шкотовые ("триммер" и "тейлер")

Очень часто роль шкотовых недооценивают, а зря. Шкотовые - это “двигатель” яхты, сердце экипажа, без них гонка была бы невозможна. Шкотовые делают огромное количество физической работы, перенося стаксель с борта на борт, а при работе со спинакером - спинакер-шкотовый становится самым важный человек на яхте, информацию от которого слушают все.
Из двух шкотовых наиболее опытный обычно выступает в роли “триммера”, или “настройщика”. Ему поручается настройка стакселя на лавировке, а также работа на спинакер-шкоте. “Грайндер” или “тейлер” - обычно обеспечивает необходимую силовую поддержку при поворотах, а также несет спинакер-брас.

Старт и лавировка

На старте тример - это “педаль газа” яхты. Он слушает команды рулевого, по требованию добирая вместе с вторым шкотовым (“грайндером”) или притравливая стаксель. У шкотового мало шансов посмотреть по сторонам, тем не менее обычно в обязанности триммера входит предупреждать рулевого о яхтах с подветра спереди, так как они полностью закрыты от рулевого парусами. Хороший триммер должен понимать действия рулевого на старте и предугадывать моменты когда яхта должна остановиться, или наоборот набрать скорость.

В матч-рейсе, да и при сложном предстартовом маневрировании в гонках флота важно, чтобы шкотовые умели развернуть яхту, потерявшую ход, задерживая геную на наветренном борту.

На лавировке от стаксель-шкотовых зависит гладкость поворотов и скорость на выходе из них. Работа рулевого, гика-шкотового и стаксель-шкотовых должна быть хорошо синхронизирована, все должно делаться во время, без задержек, но и не слишком рано. Триммер отвечает за то, чтобы в нужный момент отпустить наветренный стаксель-шкот и добрать стаксель в требующемся темпе и в нужном количестве. Опытный стаксель-шкотовый сам, без напоминаний, будет следить за положением стаксель-шкота и оттяжки Барбера.

Грайндер отвечает за то, чтобы быстро выбрать слабину подветренного шкота и приготовить освободившуюся лебедку к новому повороту.

Полные курсы

При постановке шкотовые вежливо наблюдают творящийся впереди балет, не забывая раздергивать спинакер по нижней шкаторине, чтобы избежать “лифчиков” и не наполняя спинакер до его полной постановки. Лучший способ испортить день пианиста и мачтового - начать нести спинакер когда до марки на фале еще метра три. Наполнившийся спинакер будет тянуть за фал с такой силой, что придется добирать его лебедкой, что крайне медленно, нижний край спинакера может начать черпать воду... в общем, у всех будет повод понервничать.

Но вот спинакер поставлен - и все внимание кокпита обращается на спинакер-шкотового. Он информирует рулевого о том есть ли на шкоте тяга; рулевой маневрирует так, чтобы оптимизировать скорость и тягу на спинакере. При приведении яхты рея (спинакер-гик) идет вперед - брас травится и пианист подбирает оттяжку. При уваливании - наоборот, рея должна уходить назад, выводя спинакер из ветровой тени грота.

При поворотах фордевинд шкотовые не забывают обтягивать и травить брасоловки левого и правого бортов до нужных положений, если проводка сделана в 4 браса, то травят и добирают нужные концы. Шкотовые отвечают за то чтобы при повороте полностью надутый спинакер плавно переходил, не обвисая, с одного борта на другой.

При уборке один из шкотовых (обычно это брасовый) бросает брас и работает на шкоте генуи. Второй шкотовый помогает пианисту с фалом и уборкой спинакера. Важно вовремя добрать геную и сохранять максимальную скорость лодки при нижнем огибании.

Гика-шкотовый

Гика-шкотовый - самая сложная из шкотовых позиций. Хорошо когда гика-шкотовый имеет опыт разнообразной работы на яхте и понимает все аспекты каждой роли. Когда рулевой сконцентрирован на достижении максимальной скорости, гика-шкотовый может взять на себя обязанности тактика.
Хорошие гика-шкотовые уже обычно имеют опыт самостоятельного управления яхтой в гонке и понимают чего хочет добиться рулевой в тот или иной момент - максимальной остроты хода, скорости и тп.

Лавировка

На лавировке гика-шкотовый работает в постоянном диалоге с рулевым, выбирая оптимальные настройки грота в зависимости от текущей задачи. Ориентируясь на получаемую от баковых информацию о порывах и по собственным ощущениям гика-шкотовый обрабатывает порывы погоном гика-шкота, или травя и добирая гика-шкот.

Важно синхронизировать действия гика-шкотового и шкотовых в повороте, иначе повороты будут медленными, с большой потерей скорости. Грот контролирует уваливание-приведение яхты: при огибании наветренного знака важно быстро травить грот, и быстро добирать его при огибании подветренного знака.

При предстартовом маневрировании гика-шкотовый должен уметь придать яхте задний ход, держа грот на ветру.
Видео с Monsoon Cup:
http://www.youtube.com/watch?v=gJ7dMw2srsk&feature=related
Задний ход: 00:01:19 до 00:01:30 и 00:02:50 до 00:02:59

Полные курсы

На полных курсах гика-шкотовый неожиданно оказывается практически свободен. :) В его обязанности входит предупреждать шкотовых и рулевого о порывах, которые могут подкрадываться сзади и сбоку. При повороте фордевинд гика-шкотовый отвечает за то, чтобы парус перешел на другой борт без задержек, но и без повреждений рангоута и парусов. Резкие перекидки паруса в сильный ветер могут вызвать рывок яхты на ветер и брочинг, поломку вертлюга гика и другие неприятности.

Если вы пробовали себя более чем на одной из вышеперечисленных позиций, уверенно управляете яхтой, хорошо разбираетесь в правилах парусных гонок и уверены в своей способности сколотить работоспособный экипаж - дерзайте, вам пора попробовать себя на руле!

Удачи в гонках!

PS Это только примерное описание, в реальности капитан вашей команды может назначить другое распределение ролей. На больших гоночных яхтах ролей может быть больше, на яхтах небольшого размера - наоборот, роли комбинируются, вплоть до яхт-одиночек, где рулевой делает всё сам.

(с) Ф. Дружинин и сообщество yachting_rus. Пожалуйста, ссылайтесь на оригинал при перепосте:)



ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА И ОБЫЧАИ ПАРУСНЫХ ЯХТ

Эти правила не входят в учебники парусных школ, и сегодня даже выпускники таких школ, ставшие Капитанами по ускоренному курсу, в большинстве своём не знают их или ими пренебрегают. А жаль. Эти правила определяют очень многое, хотя и кажутся на первый взгляд весьма странными и спорными. Тем не менее, у «правильных» Капитанов они выстраивают жизнь на яхтах и взаимоотношения внутри экипажей.

Кто есть кто на яхте.

Подавляющее большинство парусных яхт представляют собой ограниченное пространство, на котором одновременно живут, работают и отдыхают члены команды. А это владелец яхты, Капитан, боцман, рулевой и матросы, а так же, гости судовладельца, которые все, при отходе яхты от причала в плавание уже не могут сойти на берег и должны совместно обеспечить плавание и его безопасность.

Хотим отметить, что, как правило, судовладелец-хозяин парусной яхты является одновременно и ее Капитаном, что совершенно необязательно для моторных яхт. Такова Мировая практика. Исключения могут составлять яхты более 100-120 f. Капитан - профессионал, который стартовал с матроса и поднялся по служебной лестнице, выучился всем премудростям, сдал необходимые экзамены и получил соответствующий Диплом-сертификат. У Капитана должны быть не только документы и опыт хождения на яхте - он должен знать и уметь все, что касаемо парусного яхтинга и еще чуть-чуть, чтобы научить этому команду, а при необходимости, и в одиночку справиться с управлением яхтой. Этот человек должен обладать определенным характером, многими навыками, а также силой Духа. Он должен быть достаточно жестким и умелым, чтобы завоевать авторитет и руководить командой. Это не каждому под силу... Капитан несет ответственность за жизнь людей и сохранность яхты, он же организует жизнь команды на ней, в том числе используя правила и традиции, о которых пойдёт речь ниже.

Если Судовладелец и Капитан не одно лицо, то есть некая этика их отношений, которая выражается простой формой: Судовладелец подбирает себе Капитана и нанимает его, оговаривая все условия найма в Договоре. Хозяин яхты вправе уволить Капитана, но нельзя делать этого, например, в море и вообще, когда яхта уже отошла от причала. Исключение составляют случаи невменяемости капитана, о чем делается запись в Судовом Журнале со свидетельством команды. Капитан, приступив к исполнению своих обязанностей, действует в интересах хозяина яхты и несет полную ответственность за обеспечение жизни команды и сохранность яхты, даже в присутствии Судовладельца. Поэтому все, включая судовладельца, должны беспрекословно выполнять все указания Капитана.

Хочу заметить, что на парусных яхтах есть только Капитан и экипаж, который включает и гостей хозяина лодки - они на время своего пребывания тоже становятся членами команды и выполняют все необходимые работы. Ведь за их жизнь Капитан также несет ответственность. Поручать что-то гостям или нет, это дело Капитана, который согласовывает этот вопрос с судовладельцем. Вообще-то, между Капитаном и хозяином яхты все оговаривается на берегу, и потом в их отношениях должны быть только учтивость, уважение и подчиненность в соответствии с судовой иерархией и ситуацией на переходе или на берегу. И оба должны принимать это как осознанную необходимость и благо.

Капитан не может приглашать гостей на яхту без разрешения судовладельца, а судовладелец должен заблаговременно ставить в известность Капитана о прибывающих гостях, чтобы было организовано полное их обеспечение.

Каков Капитан, таков ее внешний вид, таковы отношения на яхте и, таков уровень безопасности. Позволим себе дать совет судовладельцам: тщательно подбирайте Капитана и помните, что главной его обязанностью является ответственность за жизнь команды и яхты, а не способность угождать судовладельцу и идти на поводу его прихотей.

Порядок во всём.

Капитаном раз и навсегда устанавливается на яхте определенный порядок во всем, и его все должны соблюдать. Основными его элементами являются: постоянное расположение всех вещей на своих строго определенных местах, чистота и порядок во всем и всегда, умения команды использовать все приборы и оборудование, которые имеются на яхте, включая радиостанцию и средства спасения. Кроме того, необходимо знать правила взаимоотношений как внутри команды, так и с окружающим миром, понимать команды и уметь выполнять их.

Мытье палубы и приборка помещений - это вообще на флоте «пунктик». Как-то ко мне в гости на яхту пришел мой старый друг - Капитан большого военного корабля, и мы сели обедать. Вся команда за столом. Гость на почетном месте.

Тот день был не ходовой, и можно было немного употребить. Подали борщ и к нему водку с салом и луком. Произнесли несколько традиционных тостов. Потом гость спрашивает:

Скажи Капитан, а команда службу-то несет?

А у меня тогда в команде было несколько девочек из Белоруссии на практике:

А что значит службу нести?

Как, что значит службу нести? - Вот, встаете вы утром тихо, пока Капитан еще спит, сделали туалетные процедуры и за мытье палубы. А потом насухо ее, насухо... И только Капитан поднялся, палуба должна блестеть, быть сухой и радовать его...

А если дождь?

Я же сказал: палуба должна блестеть и быть сухой!!!

Палуба и все трюмные помещения должны содержаться в чистоте, оставаться всегда опрятными и сухими, независимо от погоды и от того, где находится Капитан. Ему, кстати, не рекомендуется покидать яхту, за исключением тех случаев, когда обеспечена надежная стоянка.

Раньше на парусном флоте было принято, что команда с утра купается или обливается на палубе забортной водой, а потом в одних трусах и тельниках моет и протирает насухо всю яхту. Это не просто стремление к чистоте, а еще и закалка, утренний туалет, поддержание бодрости и нормальных физиологических процессов в организме.

Обычно первыми на яхте поднимаются те, кто готовит завтрак, а потом все остальные по очереди, чтобы не создавать сутолоки и, осуществив туалетные мероприятия, можно приступать к работе. Не должно быть людей, просто сидящих в кокпите и любующихся работой других. Капитан может подняться первым или последним в зависимости от плана на день, но накануне вечером он должен каждому дать распоряжение на утро, чтобы попусту никто время не терял. После завтрака, как правило, яхта прибирается внутри. Дальше либо поднимают якоря, либо команда начинает лениться по плану, если день не ходовой.

Вообще, хорошим тоном является, когда Капитан все растолкует команде перед тем, как ей предстоит что-то сделать, будь то швартовка, поворот «овер штаг» или уборка яхты. У людей должно быть время, чтобы это все осмыслить и приготовиться.

Немного об одежде команды.

Желательно, чтобы одежда у команды была однотипная, в нескольких комплектах: рабочая (для проведения ремонта и приборки), повседневная ходовая (на любую погоду) и парадная (для торжественных случаев). На яхте обязательно должен быть комплект одежды (лучше гидрокостюм) и маска с трубкой и шлангом для погружения в воду для осмотра подводной части яхты. Отдельно надо сказать об обуви: у каждого в команде должно быть по четыре пары: палубная, береговая, сапоги и обувь, в которой удобно прыгать за борт, ходить по дну и выходить из воды на берег. Все это элементы безопасности команды. По яхте нельзя ходить в «уличной» обуви или любой другой, которая может оставить следы на палубе в виде царапин или полос... Лучше иметь специальную яхтенную обувь - она удобна и практична. Вообще, пользуйтесь специальной яхтенной одеждой и обувью - они еще и красивы, практичны и долговечны, т.к. делается из добротных материалов с контролем качества. А вот обувь - яхтенные ботинки, по традиции, носят на босу ногу...

Не разрешайте никому ходить босиком по палубе во время хода яхты, особенно под парусами, - это чревато травмами и неспособностью точно и быстро выполнить команду.

А вообще, яхтинг это такое дело, где люди постоянно переодеваются, т.к. им, то холодно, то жарко, то дождь, то солнце... Мне кажется, вот этим яхтинг и интересен, прежде всего, для женщин!

Швартуемся.

Яхта и экипаж всегда должны выглядеть элегантно. Это первое впечатление о Капитане и Судовладельце, особенно при прибытии в чужую марину. Не забывайте нести под краспицей вымпел своего яхт-клуба, флаг национальной принадлежности команды, а так же флаг страны пребывания. Швартуйтесь аккуратно и в меру быстро без ухарства, спокойно и без криков на всю марину, лучше общаться только жестами.

Если кто-то вышел на причал Вам помочь, не отказывайтесь, но и не злоупотребляйте его временем: при первой возможности смените этого человека на своего матроса, который лучше знает ваши правила швартовки. Не торопитесь и поставьте яхту правильно, с учетом всех нюансов. Заведите столько швартовых и шпрингов, чтобы ни при каких условиях не помешать другим яхтам. С кранцами не жадничайте и вешайте их там, где может оказаться отходящая или подходящая яхта. Поставьте трап и положите мат для вытирания ног. Только после этого Капитан может идти заполнять СЖ (судовой журнал), а команда - заниматься обычными делами: запасается водой, протирает палубу и борта яхты, подключается к электросети, развешивает для просушки мокрую одежду (в местах подальше от причала). Когда все неотложные дела на яхте сделаны, и указания команде даны, Капитан должен отправиться в капитанарию и отметить своё прибытие, а также узнать о местных правилах.

Правая сторона.

В российском флоте, как и на флотах всех стран мира, кроме португальского, признается превосходство правой стороны на корабле над левой. Правая сторона признается почетной стороной потому, что мыс Горн и Магелланов пролив впервые были обойдены с востока на запад, то есть правым бортом. Португальцы признают как почетную сторону левую, потому что их знаменитый мореплаватель Васко да Гама первым обогнул мыс Доброй Надежды, идя с востока на запад, то есть левым бортом. Если шканцы признаются как святое место, то правые шканцы считались святая святых. На кораблях, где строго соблюдались традиции, правые шканцы отводятся командиру и адмиралу, и никто не может находиться там иначе как по службе. На корабле правый трап - почетный трап. На берегу старший всегда справа от младшего. В силу этого же и другой морской обычай: идя с дамой, быть слева от нее, ибо даме всегда - почет и уважение. (По материалам страницы http://www.randewy.ru/trad/trad3.html)

Судовой Журнал (СЖ).

Особо скажем о Судовом Журнале. Ведите его всегда, на какой бы яхте и где бы вы ни были. Пишите достаточно подробно, чтобы можно было восстановить картину Вашего перехода с точностью до минуты во времени и до десятка метров в пространстве. Указывайте все о погоде и состоянии воды, о положении других кораблей, их названия. СЖ - очень важный документ: он принимается судом и служит основой при разборе происшествий. В СЖ полезно делать разные отметки: кто стоял на руле, какие и с кем велись радио-переговоры, какие были отданы и получены команды. Кроме СЖ обязательно иметь комплект бумажных карт, как часть «капитанского гардероба». Как бы далеко не шагала техника и электроника, сегодня пока еще надо иметь комплект бумажных карт и прокладочный инструмент, компас и хороший бинокль, чтобы «не оказаться на мели посреди моря», когда у вас вдруг все перестало работать, т.к. «наиболее вероятно то, что наименее желательно». В СССР бытовала шутка: ... (карты трудно было достать)... «На Соловки сходили?! А где карту то взяли? - А мы по пачке БЕЛОМОРА ходили!» Если на яхте ничего не будет работать, кроме мозгов Капитана, и вы не будете паниковать а помогать Капитану, то вы дойдете до места...

Гости на яхте и в гостях на других яхтах.

Когда вы заходите в марину, не кричите ни друг другу, ни знакомым на других яхтах - отсалютуйте маханием рук на их приветствие. Помните, что бежать по прибытии куда-то в гости можно только с разрешения своего Капитана. Если вы пришли в гости на другую яхту, то подняться на ее борт можно только с разрешения ее Капитана. Поднимаясь на борт, не забудьте снять обувь. Если к вам пришли в гости, а Капитана нет и не у кого взять разрешение впустить гостей, не следует разговаривать с пришедшими через борт - сойдите на причал.

Никто, кроме Судовладельца или Капитана, не может ничего рассказывать о яхте, проводить по ней экскурсии, показывать маршрут и давать пояснения по режиму плавания. Вообще, принято, что все переговоры ведет Судовладелец или Капитан.

На яхте обычно устанавливается определенный распорядок дня и несение командой вахты. Не нарушайте распорядок и не опаздывайте к своей вахте. Выполняйте со старанием и удовольствием все команды Капитана и вахтенного, и когда это войдет в привычку, вы поймете, что так легче жить.

Если вы не на своей яхте, в разговоре не следует излишне щеголять морской терминологией и постоянно травить байки о морских приключениях. Как говорится, будьте скромнее и люди к вам потянутся. Не следует устраивать на борту пьянок и шумных мероприятий с музыкой на весь яхт-клуб.

Использование гальюна - особый вопрос. Если на яхте он один, то только для Капитана, Судовладельца и женской части команды, причем на ходу яхты. Не рекомендуется использовать гальюн у причала, если он прокачной без танка. Во всех остальных случаях народ использует берег. Мужикам, конечно проще, главное ничего не пытаться делать против ветра.

Когда на яхте гости, до их сведения доводят все правила поведения, вплоть до того, как справлять нужду, что делать с мусором, где курить, как быть с морской болезнью, где лежат средства спасения и как ими пользоваться. О курении вопрос особый. Если Судовладелец или Капитан не курят, то надо каждый раз спрашивать их разрешения закурить и следить при этом, куда ветер дует, чтобы никому не докучать. Находясь в гостях на другой яхте, не следует влезать в дела управление ею и давать различные советы, не следует так же ставить в неудобное положение Капитана и команду и уж тем более судовладельца. Выполняйте все просьбы, но не лезьте со своей инициативой. Если вы на воде, подходить к другой яхте ближе, чем на три ширины корпуса следует только с разрешения её Капитана, как и становиться лагом к борту другой яхты или между яхтами к причалу.

Продолжительность вахты.

Капитану и судовладельцу следует проявлять заботу о команде, которая в любых условиях выполняет все их указания независимо от погоды. Не нужно заставлять людей работать более чем 8-10 часов в день при продолжительности вахты 3-4 часа. Правда, в длительных крейсерских плаваниях сутками без остановки, желательно иметь 4 вахты по 6 часов и помощника Капитана. Капитан должен сделать таким образом, чтобы у каждого из команды было время и возможность остаться одному и отдохнуть, подумать, почитать, сделать записи в дневнике и чтобы никто не мешал, и можно было снять напряжение...

Немного о самой яхте.

Помимо того, что яхта должна быть всегда чистой и сухой, на ней все должно содержаться в исправном состоянии и в полном порядке. Фалы, тросы, шкоты и швартовы обязаны быть собраны в бухты и закреплены, паруса зачехлены, ничего лишнего не должно быть развешено на леера и гик. А если что и висит, то будучи закрепленным. Не допускайте биение фалов о мачту и скрипа швартовых и кранцев. На швартовы надевайте чехлы там, где они могут тереться и приходить в негодность. Пользуйтесь простыми и надежными узлами и при причаливании не стопорьте чужих концов. Для работы в штормовых условиях имейте на борту страховочные пояса с карабинами и специальные леера вдоль бортов, закрепленные на носу и в корме, чтобы при передвижении быть пристегнутым. Ходить желательно по наветренному борту.

А еще очень важно знать, что пользование водой на яхте - это целая культура. Здесь не принято открывать краны, как дома. Надо делать так, чтобы помпа включалась периодически, а не работала постоянно. Везде вода платная, это у нас она чистая и бесплатная... Обычно на яхте запас воды составляет 200л (это на 5 человек на 5-6 дней) и стоит 18-25 л-вый бойлер. Помыться всей команде можно только тогда, когда умеют мыться по яхтенному, а если нет, то максимум 2 человека, а то и один. После красотки, которая считает, что состояние ее тела зависит от количества вылитой воды..., вообще никто помыться не сможет.
На яхте все по-иному. Ходить по палубе надо бесшумно, а не как стадо слонов марширует пятками и тяжело прыгает с палубы в кокпит, испытывая на прочность саму палубу и терпение тех, кто сидит в яхте. Все надо делать плавно и аккуратно.

Морская трапеза.

Особо надо отметить вопросы питания на яхте. Это важнейший фактор безопасности. Голодные люди не способны бороться со стихией, имеют дурное настроение, что сказывается на исполнении команд и на отношениях между людьми. В зависимости от режима плавания, надо принимать пищу 3-5 раз в сутки с чаем или кофе в промежутках. Чтобы учесть вкусы всех, вопрос обычно обсуждается загодя. Определяется, кто готовит и что, кто помогает и чем, независимо от наличия кока. Обычно больше всех дел у Капитана, и все ждут к столу именно его. Надо сказать, что есть такая традиция: нельзя садиться за стол с голым торсом, в трусах или мокрых плавках. Это продолжение правила чистоты и порядка во всём до мелочей. Даже если день неходовой и команда садится за трапезу с крепкими напитками, иметь приличный вид за столом - признак уважения к окружающим. Ведь только уважающая себя команда может справляться с трудностями морских будней легко - в рабочем порядке. По окончании морской трапезы, если кто-то закончил раньше, то лучше не создавать суеты и подождать пока все поедят. Можно, например, поддержать компанию интересным рассказом. Следует уделять большое внимание сервировке стола. Все должно быть красиво и напоминать праздник. А первый тост, по традиции, произносится «за тех, кто в море»! Важность тоста начинаешь понимать только после того, как сам попал в переделку, зашел в бухту и надежно встал на якорь. Также важно поддерживать силы и настроение команды во время перехода в свежие и штормовые погодные условия. Трудно готовить в трюме в качку. Все это знают, но не все могут. И если некому приготовить еду, Капитан должен сам на время стать коком, подавая пример остальным. Это общее правило: если кто-то не в состоянии выполнить команду и некем его заменить, то такой заменой должен стать сам Капитан. Он - образец ответственности и самообладания.

Обращение и дисциплина.

Обращение друг к другу на яхте - вещь весьма деликатная. Вообще-то, к Капитану принято обращаться «господин Капитан», к Судовладельцу - по имени и отчеству и подходить к ним с подветренной стороны. Когда Капитан отдает команды, их не грех повторять, например: Есть - лево на борт!

Это основные правила, но существуют и другие. Главное, соблюдать дисциплину, чистоту и порядок, уважительное отношение друг к другу и к окружающим, постоянно учиться и помнить, что Вы не на рыбацком сейнере, не на военном корабле или сухогрузе, а на лодке, которая без мотора может идти против ветра, используя паруса, ваши знания и навыки. Не важно, как Вы попали на яхту, вы должны полностью довериться Капитану - он отвечает за все, включая вашу жизнь, и только он может знать, что и как надо делать! Здесь он самый главный - выше - только Бог! И чтобы Бог про вас не забыл, неплохо напоминать о себе Капитану, где вы и что вы..., а то вас могут потерять. Кем бы вы ни были на берегу, не думайте, что тут вы самый крутой Перец и вас должны слушать, открыв рот, не зацикливайтесь на себе и на своих проблемах, а просто делайте порученное вам дело...

Старайтесь всегда держать себя в руках, бодро и опрятно выглядеть, и не терять голову. Доверяйте и помогайте друг другу, следуйте Правилам.

Семь футов под килем Вам!

Сейчас многие Капитаны «ходят в чартере» на арендуемых лодках. Не рассчитывайте на дядю, все основное берите с собой.

ДЖЕНТЕЛЬМЕНСКИЙ НАБОР КАПИТАНА:

Свежие Капитанские мозги, слегка присолены

Белые туфли, белые штаны, тельняшка, капитанка, полартековая куртка, непром, солнечные очки

Яхтенный нож на веревке и складной универсальный инструмент (но не китайский)

Хороший бинокль (с компасом и подсветкой от 800Е)

Набор бумажных карт и прокладочный инструмент, компас-пеленгатор, лоция (можно еще «Огни и Знаки»)

Часы с барографом

Ручной GPS

Как опцию, можно еще иметь: НОУТ с навигационной программой и GPS, с блоком приема погоды, спутниковый Инет и мини Метеостанцию, мобильник.

И как у Пугачевой поется «.... , чтобы сразу в Дамки...»

Финансовые отношения Капитана и нанимателя (при работе в Чартере), как правило, складываются так:

Капитану оплачивают визу, билеты туда и обратно, трансферт и гостиницу, если на яхту сразу поселиться нельзя

Капитану оплачивают питание на борту

Стоимость работы Капитана, в зависимости от лодки, места и режима хождения, и от условий, берется от 100Е до 500Е за день работы (6 - макс. 8 часов)

Перед отлетом Капитану выдается 50-100% ЗП по договоренности

В ресторан Капитана могут и не приглашать, но правила хорошего тона говорят, что минимум 3 раза в неделю это следует делать, и в этом случае Капитан вправе расплачиваться за себя сам

Если Капитан занимается ремонтом яхты сам, это требует доплаты (прием и сдача яхты у чартерной компании входят в ЗП)

Суточная переработка оплачиваются по дневному тарифу, а ночные переходы по двойному