Эстафеты на экологическую тему в доу. Спортивное развлечения по экологии для детей старшей группы и их родителей. Сценарий. Экологический праздник для подготовительной группы «Птички-невелички»

Урок посвящен изучению веществ, которые имеют огромное практическое значение в жизни человека, а именно в такой области его жизни, как строительство. Учитель расскажет о способах получения, свойствах и применении оксида и гидроксида кальция.

Тема: Вещества и их превращения

Урок: Оксид и гидроксид кальция. Свойства и применение

Еще в древние времена люди заметили, что если обжечь известняк, мел или мрамор, то получится белый порошок с особыми свойствами. Основным компонентом мела, мрамора и известняка является вещество, называемое карбонатом кальция. Его химическая формула – СаСО 3 . При обжиге известняка протекает реакция, уравнение которой:

СаСО 3 = СаО + СО 2

Рис. 1. Минералы, основу которых составляет карбонат кальция

Оксид кальция может быть получен и при непосредственном сжигании кальция в атмосфере кислорода:

2Са + О 2 = 2СаО

При этом протекает реакция соединения кальция с кислородом с образованием оксида кальция.

Свойства образовавшегося оксида кальция используют в строительстве до сих пор. Оксид кальция – это номенклатурное название соединения СаО. Кроме номенклатурного, это вещество имеет несколько исторически сложившихся названий. Как вы уже знаете, оксид кальция можно получить путем обжига известняка, поэтому одно из его исторических названий – обожженная известь.

Если к полученному оксиду кальция добавить воду, то вода зашипит, как будто он раскален. Поэтому обожженная известь получила название «кипелка». При соприкосновении с водой оксид кальция как бы гасится, отдавая теплоту. Поэтому происходящий процесс назвали гашением, а оксид кальция – негашеной известью.

Образующийся при гашении водяной пар разрыхляет негашеную известь, она как бы обрастает пухом. В связи с этим получающаяся при взаимодействии с водой гашеная известь еще стала называться пушонкой.

Что же происходит при гашении негашеной извести? Установлено, что одна молекула оксида кальция взаимодействует с одной молекулой воды и образуется только одно новое вещество – гашеная известь. Эта реакция относится к типу соединения.

СаО + Н 2 О = Са(ОН) 2

Формулу гашеной извести принято записывать так: Са(ОН) 2 . Номенклатурное название данного вещества – гидроксид кальция:

Смесь гашеной извести и воды называется известковым раствором, который используется в строительстве. Так как гидроксид кальция мало растворим в воде, известковый раствор содержит в себе осадок гидроксида кальция и собственно раствор (известковую воду).

Использование известкового раствора в строительстве для прочного соединения камней связано с его отвердеванием на воздухе.

Таким образом, весь процесс получения и применения оксида кальция можно представить в виде схемы (Рис.2).

Рис. 2. Получение и применение оксида кальция

При прокаливании карбоната кальция образуется негашеная известь - оксид кальция. При смешении с водой оксид кальция превращается в гашеную известь – гидроксид кальция. Смесь малорастворимого в воде гидроксида кальция и воды называется известковым раствором. При стоянии на воздухе известковый раствор взаимодействует с углекислым газом и превращается снова в карбонат кальция.

Уравнение реакции, соответствующей процессу затвердевания известкового раствора:

Са(ОН) 2 + СО 2 = СаСО 3 + Н 2 О

Затвердевание известкового раствора происходит потому, что образуется нерастворимое вещество – карбонат кальция.

1. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й кл.: к учеб. П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2006. (с.92-96)

2. Ушакова О.В. Рабочая тетрадь по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. (с. 84-86)

3. Химия. 8 класс. Учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. – М.:Астрель, 2013. (§27)

4. Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005. (§33)

5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред.В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.

Дополнительные веб-ресурсы

1. Оксид и гидроксид кальция ().

Домашнее задание

1) с. 84-86 №№ 1,2,8 из Рабочей тетради по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.

2) с.155-156 №№ 2, А1, А2 из учебника П.А. Оржековского, Л.М. Мещеряковой, М.М. Шалашовой «Химия: 8кл.», 2013 г.

Неорганическое соединение, щелочь кальция. Ее формула Ca(OH) 2 . Так как это вещество известно человечеству с древнейших времен, то у него есть традиционные названия: гашеная известь, известковая вода, известковое молоко, пушенка.

Пушенка - тонкоизмельченный порошок. Известковое молоко - водная взвесь щелочи, непрозрачная белая жидкость. Известковая вода - прозрачный водный раствор щелочи, получается после фильтрации известкового молока.

Гашеная известь получила название по способу получения: негашеную известь (оксид кальция) заливают водой (гасят).

Свойства

Мелкий кристаллический порошок белого цвета, без запаха. Очень плохо растворяется в воде, совсем не растворяется в спирте, легко растворяется в разбавленной азотной и соляной кислотах. Пожаробезопасен и даже препятствует возгоранию. При нагревании разлагается на воду и оксид кальция.

Сильная щелочь. Вступает в реакции нейтрализации с кислотами с образованием солей - карбонатов. При взаимодействии с металлами выделяется взрывоопасный и горючий водород. Вступает в реакции с оксидами углерода (IV) и (II), с солями.

Реакция получения гидроокиси кальция методом «гашения» происходит с большим выделением тепла, вода начинает кипеть, едкий раствор разбрызгивается в разные стороны - это надо учитывать при работе.

Меры предосторожности

Попадание на кожу частиц сухого порошка или капель раствора гидроокиси кальция вызывает раздражение, зуд, химический ожог, язвы, сильную боль. Повреждение глаз может вызвать потерю зрения. Проглатывание вещества вызывает ожог слизистой горла, рвоту, кровавую диарею, резкое снижение давления, повреждение внутренних органов. Вдыхание частиц пыли может привести к затрудняющей дыхание опухоли горла.

Перед тем, как вызвать «Скорую помощь»:
- при отравлении дать пострадавшему выпить молока или воды;
- если химикат попал в глаза или на кожу, то места повреждения нужно промывать большим количеством воды хотя бы в течение четверти часа;
- если реактив случайно вдохнули, то пострадавшего нужно вывести из помещения и обеспечить доступ свежего воздуха.

Работать с гидроокисью кальция следует в хорошо проветриваемых помещениях с применением средств защиты: резиновых перчаток, защитных очков и респираторов. Химические эксперименты должны проводиться в вытяжном шкафу.

Применение

В строительной индустрии хим.реактив добавляют в связывающие растворы, штукатурку, белила, гипсовые растворы; на его основе изготавливают силикатный кирпич и бетон; с его помощью подготавливают почву перед укладкой дорожных покрытий. Побелка деревянных деталей конструкций и заборов придает им огнестойкие свойства и защищает от гниения.
- Для нейтрализации кислотных газов в металлургии.
- Для получения твердых масел и добавок к маслам - в нефтеперерабатывающей отрасли.
- В химпроме - для производства щелочей натрия и калия, хлорной извести («хлорки»), стеарата кальция , органических кислот.
- В аналитической химии известковая вода служит индикатором углекислого газа (поглощая его, она мутнеет).
- С помощью гидроокиси кальция очищают сточные и промышленные воды; нейтрализуют кислоты поступающей в водопроводы воды, чтобы снизить ее коррозионное воздействие; удаляют из воды карбонаты (умягчают воду).
- С помощью Ca(OH) 2 удаляют волосяной покров со шкур в кожевенном деле.
- Пищевая добавка Е526 в пищепроме: регулятор кислотности и вязкости, отвердитель, консервант. Используется при изготовлении соков и напитков, кондитерских и мучных изделий, маринадов, соли, детского питания. Применяется в сахарном производстве.
- В стоматологии известковое молоко используют для дезинфекции корневых каналов.
- Для лечения кислотных ожогов - в медицине.
- В сельском хозяйстве: средство для регулирования рН почв; в качестве натурального инсектицида от клещей, блох, жуков; для приготовления популярного фунгицида «бордосская жидкость»; для побелки стволов деревьев от вредителей и солнечных ожогов; как антимикробный и противогрибковый препарат для хранения овощей на складах; как минеральное удобрение.
- Гидроокись кальция снижает электросопротивление почвы, поэтому ею обрабатывают грунт при установке заземления.
- Хим.реактив используется при производстве эбонита, тормозных накладок, кремов для эпиляции.

Купить гашеную известь по хорошей цене, в розницу и оптом, с доставкой или самовывозом можно в химическом магазине PrimeChemicalsGroup.

8 день «Экоград — юннатам рад!», спортивно-экологические соревнования.

В программу входили веселые эстафеты.

Цель Спортивно – экологической эстафеты : развитие интереса к занятиям спортом, воспитание любви к природе.

Задачи: развивать физические способности детей — быстроту, ловкость; ввести детей в чудесный и таинственный мир природы.

Состав команды: 10 человек – 5 мальчиков и 5 девочек

Инвентарь: 2 конверта, 40 пакетов овощей и фруктов, 120 шаров (картошек), 2 обруча, 2 веника, мусор (использованная бумага) картошин, 4 листа(имитация кочек), 2 гимнастические палочки, 2 пакета для мусора, клубок ниток, 6 конусов, толстая нить 8 метров, 2 ведра.

Ведущий: Винокурова Т.Б., ответственный за спортивную работу в ЛДП «Экоград»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

  • Вводная часть.

Ведущий: Экология – это взаимоотношения организма с окружающей его живой и неживой средой. Слово «экология» происходит от греческого «ойкос»-дом, убежище. Так стала называться наука об условиях существования живых организмов.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы начинаем Спортивно-экологическую эстафету. Сегодня в этом зале праздник. Сегодня чудесный и радостный день. И ветер затих, озорник и проказник, И тучи открыли небесную синь. У вас в душе отличная погода, Хотя вам всем волненья предстоят. Уже дрожат спортивные рекорды, Предчувствуя, что им не устоять.

  • Основная часть.

В спортивно – экологической эстафете принимают участие две команды: 1 команда «Бобрята», 2 команда «Бельчата». Давайте их поприветствуем. Речевка и девиз от каждой команды. Ведущий: Ребята! Сегодня мы будем волонтёрами и отправимся в погоню за чистотой. Давайте подготовимся к нашему путешествию. Для этого нам необходимо взять с собой необходимые вещи: кепки, перчатки, пакеты для сбора мусора. Конкурс 1« Соберись в дорогу» . В руках у первого игрока перчатки, бейсболка, пакет. По сигналу он бежит до стойки, обегает её, возвращается назад и отдаёт предметы следующему игроку. Тот выполняет тоже самое. Побеждает команда, выполнившая задание первой. Ведущий: Молодцы ребята! Вы хорошо справились с первым заданием. Но теперь, чтобы продолжить наше путешествие, нам необходимо пройти через болото, которое встретилось у нас на пути. Конкурс 2 «Болото». Первый игрок берёт в руки два листа бумаги для переправы. Переставляя их поочерёдно вперёд переправляется до стойки, а назад возвращается бегом, отдаёт предметы следующему игроку. Тот выполняет тоже самое. Побеждает команда, которая первой справилась с заданием. Ведущий: Мы с вами прошли болото и вышли на поляну. Здесь мы увидели мусор. Нам необходимо его убрать. Конкурс 3 « Чистота – залог здоровья». На площадке каждой команды рассыпан « мусор»: смятая бумага. Каждый игрок выбегает на площадку, берёт веник и метет мусор за пределы поляны, другой игрок добегает до мусора и кладет его в ведро. Чья команда уберёт « мусор» первой.

Конкурс 4 «Голуби».

Ведущий: Удивительная привязанность голубей к месту гнездования еще в древности натолкнула людей на мысль использовать их для передачи почтовых сообщений. Представим, что все мы голуби и нам срочно надо передать сообщение.

По сигналу первый ученик берет в руки конверт и, изображая голубя (машет руками) бежит до кегли и, обогнув ее, возвращается назад. Конверт он передает второму ученику, который выполняет тоже задание. Побеждает команда, первая закончившая игру.

Конкурс 5. «Чистое озеро».

Участники строятся вокруг «озера». В кругу (в озере) плавают различные предметы, необходимо их собрать гимнастической палкой, подтягивая к берегу и собирая «мусор» в коробку. Выигрывает команда, раньше завершившая игру.

Конкурс 6 «Мусороброс ».

Каждая команда на расстоянии 3 метра попадает скомканную бумагу в ведро. Побеждает команда имеющая большее количество попаданий.

Конкурс 7.»Переноска урны ».

По 2 человека из команды натягивают веревку, по которой переносится «урна». Первый игрок переносит урну от одного держащего нить игрока до второго, второй участник выполняет обратное действие. Побеждает команда, первая закончившая игру.

Конкурс 8. «Собери овощи».

Напротив каждой командв обруч, в котором находятся овощи и фрукты. Необходимо перенести овощи и фрукты в коробку, почереди. Побеждает команда, первая закончившая игру.

Конкурс 9.

« Уборка картофеля». По всему залу раскиданы малые шары (картошка). По сигналу ведущего каждая команда собирает картофель в один пакет, затем считает количество собранного урожая. Побеждает команда набравшая большее количество картофеля. Ведущий: Пока жюри подводят итоги мы отгадываем загадки-складки «В мире животных».

  1. Летом много их бывает,

А зимой все вымирают,

Прыгают, жужжат над ухом,

Как они зовутся? —— мухи

  1. И в лесу мы, и в болоте,

Нас всегда, везде найдете:

На поляне, на опушке

Мы зеленые ______лягушки

  1. Огромная кошка мелькнет за стволами,-

Глаза золотые и уши с кистями.

Но это не кошка, смортри — бегегись;

Идет на охоту коварная ————рысь

  1. Под корой сосны и ели

Точит сложные туннели,

Только дятлу на обед

Попадает ———————короед

  1. Кто на свете ходит в каменной рубахе

В каменной рубахе ходят —— черепахи

Мир растений

  1. Стоят в поле сестрицы,

Платья белены, шапочки зелены. (березы)

  1. Круглый, зрелый, загорелый.Расколоться все не мог.И треснул бок (орех).
  2. А попал под молоток, хрустнул раз-
  3. Попался на зубок,
  • Заключительная часть .

Жюри объявляют результаты:

Победу одержала команда «Бобрята», она набрала 21 листочка. На втором мест команда «Бельчата, она набрала 19 листочков. Награждение победителей по итогу дня.

Ведущий: «Природа – дом особый. Внутри его все тесно взаимосвязано. Нарушим эти связи — и словно стены упадут в нашем доме. А чтобы этого не случилось, надо знать природу, изучать ее и охранять.








Сценарий спортивного мероприятия

для учащихся 1-4 класса посвященного Году экологии в России

«Как прекрасен этот мир»

Цели и задачи:
- формирование мнения у детей в защиту окружающей среды,
- формирование у школьников ответственности и активной жизненной позиции за « Общий дом, в котором мы живём»,
- привлечение внимания учащихся к существующим экологическим проблемам,
- воспитание экологической культуры подрастающего поколения.

Ход мероприятия:

Построение команд в одну шеренгу

Гимн РФ.

Ведущий.

Добрый день, дорогие друзья!

2017 год объявлен годом Экологии.

Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. Мы собрались сегодня здесь для того, чтобы напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живём, угрожает опасность, но в наших силах спасти её.

Ведущий: Ребята, сегодня мы будем говорить о земной красоте: цветах, деревьях, животных. Вспомните как красиво в лесу!

А скажите, надо ли беречь и охранять природу?

А вы знаете эти правила?

Сейчас мы проверим.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, Только,чур, не забывай...

(СТИХИ ЧИТАЮТ ДЕТИ.)

1-й ребенок : Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь:

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

2-й ребенок : Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать.

3-й ребенок:

Из рогатки не стрелять,

Ты пришел не убивать!

4-й ребенок: Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить

Топать, хлопать, палкой бить.

5-й ребенок:

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Ведущий: Молодцы, ребята, с вами можно в лес ходить гулять.

Сияет солнышко с утра,

И мы готовились заранее.

Ребята, начинать пора Спортивные соревнования!

Ведущий: Ребята, а судить вас честно будут и сделают подсчет наши судьи...(представление).

Ведущий: Прежде, чем приступить к нашим соревнованиям давайте проведем разминку, которую подготовили ученики ___ класса…….

ПЕРЕСТРОЕНИЕ КОМАНД

Объявить свое название, девиз.

  1. «Запасы на зиму»

« Есть животные, которые делают запасы еды – на зиму. К ним относятся белочки. Давайте поможем белочкам собрать шишки на зиму.

Первый участник бежит до обруча, в котором находятся шишки, берет одну шишку и возвращается в свою команду (складывает шишку в мешок), передает эстафету следующему. Выигрывает команда быстрей справившаяся в заданием.

2. «Собери мусор».

Если ты фантики бросаешь

То свою планету засоряешь

Должен помнить ты, и он, и я-

Фантиком погубим муравья.

Хоть они красивы и легки,

Могут умереть от них жуки.

Правильно, друзья, поступит тот,

Кто свой фантик в урну отнесет.

Первому частнику, выдается метла.

Перед командой лежат 2 обруча в одном обруче пакет, в другом мусор (смятая бумага).

Первый участник команды получает метлу. По команде он бежит до обруча с мусором, и метлой заметает «мусор» (смятый лист бумаги) до второго обруча с мусорным пакетом (убирает в него мусор), передает метлу следующему и т.д.

3.«Спасай, помогай, зайку из беды выручай»

Пара захватывают зайку гимнастическими палками, продвигаются к финишу, оставляют зайку в обруче, возвращаются назад.

4. « Сохраним природу вместе»

Перед каждой командой на противоположной стороне зала: ватман и фломастеры.

Задача участников нарисовать, как они видят нашу планету (например первый участник бежит рисует, солнце- передает эстафету следующему, второй небо и т.д). Выигрывает команда лучше справившаяся с заданием.

5. Загадки о природе:

1. Летом в болоте вы её найдёте.
Зелёная квакушка.
Кто это?
(
Лягушка )

2 . Самого не видно,
А песню слышно.
(
Комар )

3 .Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.
(
Кувшинка )

4 . Стоит над водой,
Трясёт бородой.
(
Камыш )

5. У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
(
Рыбы )

6 .Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.
(
Щука)

7 .Под водой живет народ,
Ходит задом наперёд.
(
Раки)

8 .От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл…
(
Карась )

9. Белокрылые хозяйки,
Над водой летают…
(
Чайки )

10. 10.Пёстрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит в развалочку,
Спотыкалочкой.
(
Утка )

11. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(
Стрекоза )

12 . Кто на свете ходит в каменной рубахе? В каменной рубахе ходят (черепахи)

6 .«Посадка овощей».

Перед командами на противоположном конце зала, лежит круг, в котором находится свекла, лук, морковь, картошка. Первые номера бегут до обруча «собирают урожай», передают следующему игроку в команде, вторые игроки бегут до обруча и «сажают урожай» и т.д.. Выигрывает команда быстрей закончившая эстафету

7. «Грибник»

На противоположной стороне от команд находится коробка, в которой лежат вырезанные из бумаги грибы, как съедобные, так и не съедобные. Задача участников перенести по одному съедобному грибу в себе в обруч перепрыгивая при этом по болоту (расположенные на площадке обручи).Выигрывает команда, которая быстрей и правильней справится с заданием.

8. «Полоса препятствий- мир животных».

Перед командами расставлены стойки с изображением животных, по команде учителя первые участники, должны передвигаться от одной стойки до другой изображая животных

  1. Гусь (гусиный шаг)
  2. Гусеница (проползти по мату)
  3. Паучок (передвижение паучком ногами вперед)
  4. Кузнечик (перепрыгивание из одного обруча в другой)
  5. Лягушка ловит мух (прыжки с хлопком над головой)

9. «Перетягивание каната»

ПЕРЕСТРОЕНИЕ КОМАНД:

Ведущий: Прежде, чем подвести итоги нашего мероприятия, ребята давайте посмотрим выступление, которое для вас подготовила, ученица 6-го класса Бредихина Елизавета.

Предоставление слова жюри, подведение итогов.

Ведущий:

Дорогие наши спортсмены!

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь

Все это называется природой

Давайте же всегда ее беречь

Спасибо вам за участие!

Перестроение участников для совместного фото на память.

Предварительный просмотр:

Название « ПРИРОДА»

Девиз:

Живем – разумно, творим - чудеса.

Любим - природу безумно всегда!

Название «Земля».

Девиз:

Земля наш общий дом, будем жить мы дружно в нём!

Изучать, любить, беречь, ждать с природой новых встреч!!!

Название: "Лучики солнца" "

Девиз:

"Хоть свет наш мал,

и мы малы,

но мы дружны

И тем сильны!"

Название: "Радуга" "

Девиз:

Мы как радуги цвета,

Неразлучны никогда!!!

Предварительный просмотр:

Спортивное мероприятие, посвященное году экологии в России

«Как прекрасен этот мир!».

Эстафеты/ команды

ИТОГО:

МЕСТО:

«Запасы на зиму»

«Собери мусор».